Количественный учет нефтепродуктов. Нефтебаза и АЗС: оперативный учет Порядок отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях

Компания "Татнефть АЗС-Центр" (Республика Татарстан, г. Альметьевск) занимается эксплуатацией АЗС, а также оптовой торговлей нефтепродуктами в Поволжье и на Урале. Помимо большого количества АЗС компании принадлежат несколько нефтебаз, в том числе такие крупные нефтебазы, как "Челнинская" и "Чебоксарская". Ежедневно эти нефтебазы отгружают потребителям, а также на собственные АЗС более тысячи тонн нефтепродуктов. Отгрузка крупных партий нефтепродуктов в другие регионы России и на экспорт производится в цистернах по железной дороге.

До 2009 г. компания состояла из группы юридических лиц, при этом каждое предприятие вело обособленный бухгалтерский, налоговый и оперативный учет. В 2009 г. все юридические лица были преобразованы в филиалы компании "Татнефть АЗС-Центр". Для ведения учета была запущена в эксплуатацию единая для всех филиалов система бухгалтерского и управленческого учета, которая работает в режиме распределенной информационной базы на платформе "1С:Предприятие 8".

В то же время новая информационная система, ориентированная в первую очередь на бухгалтерский учет, не смогла удовлетворить потребности учета на операционном уровне на нефтебазах, поэтому нефтебазы для оперативного учета движения нефтепродуктов продолжали использовать различные устаревшие системы. Каждая из этих систем поддерживала свою методику оформления операций и свои принципы формирования отчетности. Кроме того, эти программы не имели средств обмена с единой системой бухгалтерского учета компании, и это приводило к необходимости вводить данные повторно.

Такая ситуация не устраивала руководство компании, а следовательно, было принято решение о разработке и вводе в эксплуатацию единой системы для оперативного учета движения нефтепродуктов на нефтебазах. Новая система должна была поддерживать общую для всех филиалов стандартную методику оформления и учета операций, связанных с движением нефтепродуктов, а также содержать средства для автоматического обмена данными с другими системами учета.

По результатам тендера проект по разработке системы оперативного учета был поручен компании "Центр учетных технологий" (1С:Франчайзи, г. Москва), которая имеет большой опыт по автоматизации учета на нефтебазах. Несколько лет назад ее специалисты создали систему учета для одной из нефтебаз компании "Татнефть АЗС-Центр" и были хорошо знакомы с задачами и спецификой проекта.

В качестве основы автоматизированной системы было использовано прикладное решение "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС", разработанное компанией "Центр учетных технологий" на платформе "1С:Предприятие 8" . Данный программный продукт является дополнением к прикладному решению "1С:Бухгалтерия 8" и предназначен для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета на нефтебазах и АЗС.

Использование специализированного решения позволило в течение месяца после начала работ приступить к опытной эксплуатации новой системы на первой нефтебазе компании в г. Бавлы, а спустя еще месяц перейти к промышленной эксплуатации.

В октябре 2009 г. началась опытная эксплуатация новой информационной системы на двух других нефтебазах компании – "Челнинской" и "Чебоксарской". Начало промышленной эксплуатации системы на этих нефтебазах запланировано на ноябрь. На каждой нефтебазе с новой системой работают несколько десятков пользователей.

Оперативный учет нефтепродуктов

Для учета нефтепродуктов используются, как правило, две единицы измерения – масса и объем. Известно, что в учете нефти и нефтепродуктов существует проблема, связанная с изменением объема и плотности нефтепродуктов в зависимости от температуры, поэтому для учета всех операций по движению нефтепродуктов в системе предусмотрена регистрация информации об их массе, объеме, плотности и температуре. Реализован также ввод данных о паспортах качества и номерах резервуаров.

Наряду с операциями по поступлению, перемещению, отгрузке и ряду других характерных для многих товаров на нефтебазах имеют место также специфические операции. Это, например, компаундирование, при котором происходит смешивание нескольких компонентов с целью получения другого продукта, перевод нефтепродуктов из одной номенклатуры в другую, безвозмездная передача отходов, возврат нефтепродуктов с АЗС и т.п. В новой системе оперативного учета предусмотрено отражение всех перечисленных операций.

Одной из особенностей деятельности нефтебазы является предоставление сторонним организациям услуг по хранению нефтепродуктов. При этом нефтепродукты, принятые на хранение, хранятся зачастую в том же резервуаре, что и собственные нефтепродукты компании. Для нефтепродуктов, принятых на хранение, в системе предусмотрен тот же набор операций, что и для собственных нефтепродуктов, за исключением нескольких операций, не имеющих смысла для товаров, принятых на хранение. Это операции по списанию нефтепродуктов на собственные нужды и по установке отпускных цен.

В состав системы включены отраслевые, а также унифицированные печатные формы. К отраслевым формам относятся, например, акты слива и налива цистерн, акты приемки и отгрузки по трубопроводу, распоряжения на отгрузку, пропуска и т.д. Унифицированные формы представлены в программе товарно-транспортной накладной по ф. 1-Т, накладными по ф. ТОРГ-12, ТОРГ-13 и ТОРГ-16, актами по ф. М-11, МХ-1 и МХ-3 и т.д. При этом во всех унифицированных формах дополнительно предусмотрен ввод информации об объеме, плотности и температуре нефтепродуктов.

Автоматический обмен данными с другими системами

Проект автоматизации предусматривал организацию обмена данными между новой информационной системой и рядом других систем учета. В соответствии с проектом новая система поддерживает обмен с единой системой бухгалтерского и управленческого учета компании, с системой учета безналичных расчетов компании "Татнефть АЗС-Центр", а также с автоматизированными системами налива нефтепродуктов (АСН) нефтебазы.

В единую систему бухгалтерского и управленческого учета переносится информация о движении нефтепродуктов. В обратном направлении выполняется перенос данных о платежах покупателей. Это важно, поскольку система оперативного учета поддерживает учет взаиморасчетов с покупателями. В систему оперативного учета также поступает информация об оплате нефтепродуктов пластиковыми картами, накопленная в процессинговом центре компании "Татнефть АЗС-Центр". Обмен данными с АСН используется для управления наливом и получения информации о массе, объеме, плотности и температуре отпущенных нефтепродуктов.

Одной из важнейших задач, которую приходится осуществлять оперативному персоналу и бухгалтерии нефтебаз, — это проведение количественного учета нефти и нефтепродуктов.

В задачи количественного учета входит:

    определение количества поступающих нефти и нефтепродуктов, с оформлением приемных документов;

    определение количества отпускаемых или отгружаемых нефти и нефтепродуктов, с оформлением документов на отгрузку;

    определение фактических остатков по каждому сорту в резервуарах и в целом по нефтебазе;

    определение фактических излишек или недостач;

    проведение денежных расчетов с поставщиками и потребителями нефти и нефтепродуктов.

Оперативный учет нефтепродуктов должен вестись ежедневно, контрольный - два раза в месяц и полная инвентаризация на конец каждого месяца.

Учет нефти и нефтепродуктов может осуществляться в единицах измерения:

    объема (объемный учет);

    массы (массовый учет);

  • объема и массы (объемно-массовый учет).

На нефтебазах и автозаправочных станциях ведется объемномассовый учет. Расчет с поставщиками и потребителями нефти и нефтепродуктов осуществляется на нефтебазах в единицах массы, на АЗС — в единицах объема.

В зависимости от способа измерений объема продукта объемномассовый метод подразделяется на динамический и статический.

Динамический метод применяется при измерении массы продукта непосредственно на потоке в нефтепроводах и продуктопроводах. При этом методе объем продукта измеряют счетчиками или расходомерами, имеющими интеграторы.

Статический метод

Применяется при измерении объема и массы продукта в градуированных емкостях (вертикальные и горизонтальные резервуары, транспортные емкости и т. п.). Объем продукта в резервуарах измеряется в литрах или кубических метрах. Объем определяется с помощью градуированных таблиц резервуаров по значениям уровня наполнения (взлива), измеренного уровнемером или ручным способом с помощью метроштока или измерительной рулетки.

Сначала определяется общий объем жидкости в резервуаре, затем объем подтоварной воды и по формуле определяется объем нефтепродукта:

V нп =V общ - V воды

В емкостях, градуированных на полную вместимость, например автомобильные цистерны, контролируется уровень их наполнения до градуировочной планки, установленной в горловине, и затем определяется объем по паспортным данным.

Масса нефтепродукта определяется умножением измеренного объема на плотность:

M = V нп * p

Плотность нефтепродукта определяется с помощью нефтеден- симетра (ареометра). Для этого из резервуара пробоотборным ведерком забирают пробу нефтепродукта, погружают в него нефтеденсиметр и по верхней шкале определяют плотность, по нижней шкале определяют температуру.

Плотность нефтепродукта можно также определить расчетным путем по формуле:

р t = p 20 + α * (t - 20),

где t - температура нефтепродукта в резервуаре, °С;

p t — искомая плотность нефтепродукта при температуре t °С, т/ м 3 ;

р 20 — плотность нефтепродукта при t = 20 °С, приводится в паспорте на нефтепродукт, т/м 3 ;

20 — значение стандартной температуры в °С;

α — температурная поправка изменения плотности нефтепродукта при изменении температуры на 1 °С.

Значения температурных поправок изменение плотности приводится втаблице

Плотность нефтепродукта

Плотность нефтепродукта

Температурная поправка на 1°С

Гидростатический метод

При использовании этого метода измеряется величина гидростатического давления столба нефтепродукта, затем определяется средняя площадь заполненной части резервуара на уровне, относительно которого производят измерение, и рассчитывается масса нефтепродукта по формуле:

М = Р * F cp * (Нр) / g ,

где Р — гидростатическое давление нефтепродукта в резервуаре, Па;

F cp * (Н р ) — средняя площадь сечения резервуара, определяется по градуировочной таблице, м 2 ;

g - ускорение силы тяжести, м/сек 2 .

Допустимая погрешность измерения количества нефти и нефтепродуктов установлена требованиями ГОСТ 2676-86 и должна быть в пределах:

  • при прямом методе относительная погрешность измерения к должна быть не более: ±0,5% — массы нетто нефтепродуктов до 100 т, а также массы нетто битумов; ±0,3% — массы нетто пластических смазок;
  • при объемно-массовом динамическом методе относительная погрешность измерения должна быть не более: ±0,25% — массы брутто нефти; ±0,35% — массы нетто нефти; ±0,5% — массы нетто нефтепродуктов от 100 т и выше; ±0,8% —массы нетто нефтепродуктов до 100 т и отработанных нефтепродуктов.

Относительная погрешность измерения при объемно-массовом статическом методе должна быть не более:

  • ±0,5% — массы нетто нефти, нефтепродуктов от 100 т и выше, а также массы нетто битумов;
  • ±0,8% — массы нетто нефтепродуктов до 100 т и отработанных нефтепродуктов.

Относительная погрешность измерения при гидростатическом методе должна быть не более:

  • ±0,5% — массы нетто нефти, нефтепродуктов от 100 т и выше;
  • ±0,8% — массы нетто нефтепродуктов до 100 т и отработанных масел.

Обеспечение такого уровня точности может быть достигнуто лишь сочетанием различных средств измерений.

При автоматизации процессов управления на объектах хранения нефти и нефтепродуктов основные информационные задачи сводятся к количественному учету нефти и нефтепродуктов, хранящихся в резервуарах.

При этом необходимо рассматривать две основные категории возникающих информационных задач: товарно-учетные, требующие измерения с высокой точностью (погрешность в пределах десятых долей процента) при относительно небольшом быстродействии, оперативно-контрольные, требующие сравнительно быстродействующих измерительных систем, обеспечивающих относительно невысокую точность (погрешность в пределах нескольких процентов).

Первая задача связана с учетом, распределением и планированием, вторая – с оперативным управлением процессами налива и слива нефти и нефтепродуктов.

Контрольно-оперативная информация используется непосредственно после ее получения для выработки немедленно реализуемых управляющих воздействия. Оперативная информация (ОУ) позволяет получить все сведения о случайных возмущениях, влияющих на функционирование управляемого объекта. Эта информация, в свою очередь, делится на производственно-технологическую, используемую для управления производственными процессами и замыкающуюся в системах управления технологическими агрегатами, и оперативно-производственную, используемую для оперативного управления участками. Она включает в себя сведения о продукции и производственных процессах, данных планов-графиков и учетно-отчетной документации.

Информация ОУ требует высокого быстродействия съема и обработки при невысоких требованиях к ее точности и достоверности. Информация КУ, наоборот, должна быть точной и достоверной, скорость измерения, сбора и передачи данных не имеет существенного значения.

Для удовлетворения всех требований на объектах хранения по количественному учету целесообразно создание информационно-измерительных систем двух модификаций – для коммерческого (ИИСКУ) и оперативного (ИИСОУ) учетов.

Решение указанных задач требует не только применения информационно-измерительных систем (ИИС), но также средств вычислительной техники (универсальные или специализированные ЭВМ), обеспечивающих необходимую обработку поступающей информации.

Требования к структуре и техническим характеристикам ИИС количественного учета определяются также следующими особенностями объектов хранения: рассоредоточенность контролируемых объектов; многообразие технологической структуры объектов; различные требования ко времени измерения и длительности переработки и хранения информации при решении различных задач управления; высокие требования пожаро- и взрывозащищенности к первичной измерительно-информационной аппаратуре.

При создании ИИС необходимо также учитывать вопросы унификации аппаратуры.

Основной задачей использования резервуаров является поддержания качества и объемов продукта. Это требует обеспечения высокой степени герметичности любых процессов проходящих на нефтебазе. Данную функцию выполняют дыхательные клапана СМДК, КДМ, КДС, КПГ, НДКМ и другое резервуарное оборудование.

Основная доля потерь от испарения на протяжении всего пути движения нефти от промысла до нефтеперерабатывающих заводов, на самих заводах и нефтепродуктов от заводов до потребителей приходится на резервуары.

В различных стадиях производства нефтепродуктов их потери распределяются следующим образом: потери при нефтедобыче – 4,0%, на НПЗ – 3,5%, при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов – 2,0%. Итого 9,5%.

Потери нефти и нефтепродуктов разделяются на виды: количественные потери; качественно-количественные потери, здесь происходит количественная потеря с ухудшением качества - потери от испарения; качественные потери, когда снижении качества нефтепродукта при том же количестве - потери при смешивании.

В резервуарных парках потери от испарения составляют до 75% всех потерь; общие потери легких фракций от испарения из резервуаров НПЗ распределяются следующим образом: от «больших дыханий» – 80,2%, от вентиляции газового пространства – 19,05%, от «малых дыханий» – 0,8%.

Для учета количества нефти и нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировке применяются следующие методы: объёмный, когда количество учитывается в объемных единицах (применяется в основном при отпуске с АЗС и при розничной реализации), весовой, когда количество определяется непосредственным взвешиванием на весах, (то применяется при измерениях относительно малых количеств продукта и в основном при отпуске в авто и железнодорожные цистерны), объемно-весовой, когда определение количества ведется в единицах массы по объему и плотности при фактической температуре (этот метод широко применяется при измерениях сравнительно больших количеств нефти и нефтепродуктов).

Отпуск топлива, отслеживание его расхода и остатков на крупных сетевых АЗС уже давно отслеживается специализированными автоматизированными программно-аппаратными системами. Однако, на некоторых маленьких частных станциях, которые пока не могут использовать сверхсовременное оборудование, учет топлива все еще ведется вручную. Для этого используются специализированные инструкции и регламенты.

Особенности процесса

Все основные аспекты отслеживания движения реализуемой продукции ложатся на плечи самого владельца автозаправочной станции или ответственного смены. В случае ручного ведения статистики, он обязан руководствоваться общей официальной Инструкцией о порядке поступления, хранения, учета и отпуска нефтепродуктов на АЗС.

Несмотря на то, что документ содержит полный перечень основных этапов, процесс осложняется одной важной особенностью ведения бизнеса: поставщики топлива на АЗС осуществляют оптовую продажу по весу, то есть в заявке указывается необходимое количество тонн продукции. В то же время розничные покупатели привыкли отсчитывать заливаемый в бак бензин в литрах - по объему. Отсюда возникает сложность, вызванная физическими особенностями среды: при разной температуре и давлении окружающей среды объем топлива меняется, но его масса при этом остается неизменной. Поэтому крайне желательно отслеживать основные показатели одновременно в двух системах расчетов.

Согласно вышеуказанной Инструкции, масса нефтепродуктов высчитывается как произведение его плотности на объем. Метод расчета называется, соответственно, объемно-массовым.

Для его применения необходимо определить количество продукции:

  • в трубопроводах,
  • в резервуарах (для каждого отдельно),
  • суммарно по маркам,
  • количество отпущенного продукта.

Приемка топлива

Основа правильного учета - качественная приемка партии с транспорта поставщика. Она производится на двух основаниях:

  1. Информации о марке, температуре, плотности, объеме и весе, указанной в накладной.
  2. Значениях, полученных при измерениях, произведенных непосредственно во время приемки. Чтобы можно было однозначно определить нехватку, измерения должны производиться при тех же условиях окружающей среды, что и загрузка транспорта на нефтебазе.

Обнаруженные расхождения между исходными и полученными данными фиксируются в актах недостачи. Они составляются в трех экземплярах: один отправляется вместе с водителем к поставщику, а два других остаются на станции - для хранения и прикрепления к отчету при закрытии смены.

Продажа

Продажа бензина на автозаправочной станции может производиться исключительно через ТРК, оборудованные приборами учета. Соответственно, расход запасов продукции каждого вида и марки высчитывается исходя из их показаний по вышеупомянутому объемно-массовому методу.

Проверки при сдаче смены

Основной персонал, ответственный за продажу бензина и ДТ, работает посменно, поэтому в момент сдачи обязанностей обязательно должна осуществляться дополнительная проверка всех основных показателей.

В отчете о проверке сдающим и принимающим фиксируются следующие моменты:

  • показатели приборов,
  • объем, реализованный за смену,
  • масса оставшихся нефтепродуктов в каждом резервуаре,
  • наличие погрешности в приборах для каждого ТРК и ее величина,
  • факт излишков или недостачи каждой марки бензина и ДТ, выявленный при сверке значений ТРК и собственных замеров.

Вышеперечисленные данные накопительно фиксируются в бухгалтерской ведомости. Ее итог подводится при очередной инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации

Согласно Инструкции инвентаризация должна производиться 1 раз в месяц, чаще всего, первого числа.

Во время проведения инвентаризации сотрудниками измеряется объем остатков каждой марки бензина. На основании их и данных о плотности и температуре высчитывается масса. Полученные результаты сравниваются с накопительной ведомостью.

Излишки и недостачи фиксируются в специальной счислительной ведомости. Так как недостача свидетельствует об убытках, руководство может принять решение об их компенсации. Она может производиться двумя способами:

  • При объеме меньшем установленной нормы - убытки распределяются между собственниками.
  • При превышении нормы - взимаются равными долями со всех материально-ответственных лиц.

Важная особенность плотности нефтепродуктов

При ручном учете движения обычно используется так называемая средняя плотность топлива. Ее значение обычно рассчитывается на определенный период (например, на сезон) и изменяется после его окончания и проведения инвентаризации.

Средняя плотность - не что иное, как среднее арифметическое от измерений, полученных в результате всех проверок, включая ежедневную сдачу и приемку смены. Так как объем горючего зависит от температуры, полученное усредненное значение с помощью таблиц соответствий приводят к температуре +20 градусов.

Фактически все расчеты, произведенные на основании усредненной плотности, не являются достаточно верными для ведения бухгалтерии, так как расхождения с истинными значениями влияют на расчетное количество продукции, которое всегда будет расходиться с реальным. Таким образом, усредненную плотность можно рассчитывать исключительно для быстрого получения ориентировочных цифр.

Автоматизация

Ручные измерения достаточно сложны и неспособны дать высокой точности, поэтому современные АЗС используют автоматизированные программно-аппаратные средства.

На рынке доступно сразу несколько решений универсальных систем. За исключением разницы в интерфейсе и ряде незначительных дополнительных функций, все они предлагают следующие возможности:

  • отслеживание всех основных этапов: от поставок до реализации,
  • получение точных данных об остатках,
  • автоматизированное построение графиков наличия и расхода,
  • получение информации о количестве проданных товаров и предоставленных услуг,
  • изменение цен по времени,
  • получение актуальных показателей с ТРК,
  • отслеживание суммы в кассовом аппарате,
  • экспорт в 1С и аналоги,
  • автоматическое формирование отчетных документов,
  • ведение приходной и расходной документации.

Оснащение автозаправочной станции подобным оборудованием позволяет существенно упростить процесс учета и повысить точность получаемых данных. Кроме того, все современные системы предоставляют возможность дистанционного доступа к статистике работы, что позволяет объединить разрозненные точки продаж одного бренда в современную централизованную сеть с удобным контролем всех аспектов ее работы из офиса.

Именно поэтому крупные игроки рынка давно отошли от ручных проверок и пользуются исключительно автоматизированными решениями, позволяющими осуществлять контроль не только работы АЗС, но и нефтебаз и складов нефтепродуктов , а также транспорта, на котором они доставляются.

объемно - массовым статическим методом

в резервуарах, железнодорожных

и автомобильных цистернах

4.2.1. Определение вместимости и градуировка

резервуаров, железнодорожных и автомобильных цистерн

4.2.1.1. Определение вместимости и градуировку стальных вертикальных цилиндрических резервуаров проводят в соответствии с МИ 1823-87.

4.2.1.2. Определение вместимости и градуировку железобетонных цилиндрических резервуаров проводят по РД 50-156-79.

4.2.1.3. Определение вместимости и градуировку горизонтальных цилиндрических резервуаров объемом от 3 до 200 куб. м проводят по ГОСТ 8.346-79.

4.2.1.4. Железнодорожные и автомобильные цистерны, применяемые в качестве мер вместимости при учетно - расчетных операциях, должны быть отградуированы в соответствии с требованиями Инструкции 36-55.

4.2.1.5. Градуировочные таблицы пересматривают в установленные сроки в соответствии с действующими стандартами. После каждого ремонта, связанного с изменением вместимости, резервуар должен быть переградуирован, а после изменения оснащенности его внутренним оборудованием градуировочная таблица должна быть пересмотрена и утверждена в установленном порядке.

Ежегодно проводить коррекцию днищ резервуаров с составлением соответствующих актов по каждому резервуару.

4.2.1.6. Работы по градуировке резервуаров выполняют специализированные метрологические организации (группы) или лица, прошедшие обучение по выполнению измерений вместимости резервуаров в порядке, установленном Госстандартом РФ, получившие право на проведение указанных работ и зарегистрированные в установленном порядке.

Градуировочные таблицы на резервуары, предназначенные для оперативного контроля, утверждает руководитель (главный инженер) АО; на резервуары, предназначенные для учетно - расчетных операций, утверждает руководитель территориального органа Госстандарта РФ.

4.2.2. Определение уровня нефтепродуктов

и подтоварной воды в резервуарах

и транспортных средствах

4.2.2.1. Уровень нефтепродукта в резервуарах измеряют стационарными уровнемерами, обеспечивающими точность определения массы в соответствии с ГОСТ 26976-86, а также вручную измерительной рулеткой с грузом (лотом) по ГОСТ 7502-89. Уровень нефтепродукта в железнодорожных цистернах измеряют вручную метроштоком по ТУ 112-РСФСР-029-90.

4.2.2.2. Объем нефтепродуктов в автомобильных цистернах определяется по указателю уровня налива, установленному в горловине котла автоцистерны на уровне, соответствующем ее действительной вместимости, или по заданной дозе согласно показаниям объемного счетчика.

Действительную вместимость автомобильных цистерн по указателю уровня налива устанавливает завод - изготовитель. Вместимость автомобильных цистерн поверяется территориальными органами Госстандарта согласно ГОСТ 27352-87 и Инструкции 36-55. Периодичность поверки вместимости автомобильных цистерн - не реже 1 раза в 2 года.

При использовании для измерений объема (дозы) нефтепродукта объемного счетчика погрешность измерений не должна превышать +/- 0,5% в рабочих условиях.

4.2.2.3. Измерение уровня нефтепродукта рулеткой с грузом (лотом) осуществляют в следующей последовательности.

4.2.2.3.1. Проверяют базовую высоту (высотный трафарет) как расстояние по вертикали между днищем резервуара в точке касания лота рулетки и риской планки замерного люка. Полученный результат сравнивают с известной (паспортной) величиной базовой высоты, нанесенной на резервуаре.

Если базовая (паспортная) высота (НБ) отличается от полученного результата более чем на 0,1% НБ, необходимо выявить причину изменения базовой высоты и устранить ее.

4.2.2.3.2. Измерительную ленту рулетки с лотом следует опускать медленно до касания лотом днища, не допуская отклонения лота от вертикального положения и ударов о днище резервуара, не задевая за внутреннее оборудование и сохраняя спокойное состояние поверхности нефтепродукта, не допуская волн. Лента рулетки должна находиться все время в натянутом состоянии, а место касания лота на днище резервуара должно быть горизонтальным и жестким.

4.2.2.3.3. Поднимают ленту рулетки вверх строго вертикально, не допуская смещения в сторону, чтобы избежать искажения линии смачивания на измерительной ленте.

4.2.2.3.4. Отсчет по ленте рулетки производят до 1 мм сразу после появления смоченной части ленты рулетки над измерительным люком.

4.2.2.3.5. Ленту рулетки до и после измерений необходимо протереть мягкой тряпкой насухо.

4.2.2.4. Измерение уровня нефтепродукта в каждом резервуаре или железнодорожной цистерне производят дважды. Если результаты измерений отличаются на 1 мм, то в качестве результата измерения уровня принимается их среднее значение, если полученное расхождение измерений более 1 мм, то измерения повторяют еще дважды и берут среднее по трем наиболее близким измерениям.

4.2.2.5. Измерение уровня нефтепродукта метроштоком осуществляют аналогично требованиям п. п. 4.2.2.3 и 4.2.2.4.

4.2.2.6. Определение уровня подтоварной воды в резервуарах и транспортных емкостях.

Определение уровня подтоварной воды в резервуарах и транспортных емкостях производят при помощи водочувствительной ленты или пасты.

Для определения уровня подтоварной воды водочувствительную ленту в натянутом виде прикрепляют к поверхности лота или к нижнему концу метроштока с двух противоположных сторон.

Водочувствительную пасту наносят тонким слоем (0,2 - 0,3 мм) на поверхность лота или нижний конец метроштока полосками с двух противоположных сторон.

Рулетка с лотом или метрошток с водочувствительной пастой или с прикрепленной водочувствительной лентой при определении уровня подтоварной воды должны выдерживаться в резервуаре или емкости неподвижно в течение 2 - 3 минут, когда водочувствительный слой полностью растворится и грань между слоями воды и нефтепродукта будет резко выделена.

Определение уровня подтоварной воды в резервуарах и транспортных средствах следует производить согласно п.п. 4.2.2.4 и 4.2.2.5.

Измерение уровня подтоварной воды должно быть повторено, если на ленте или пасте уровень обозначается нечетко, косой линией или на неодинаковой высоте с обеих сторон, что указывает на наклонное положение лота при выполнении измерений.

Размытая грань является следствием отсутствия резкой границы раздела между водой и нефтепродуктом и свидетельствует о наличии водоэмульсионного слоя. В этом случае необходимо измерение повторить после отстоя и расслоения эмульсии.

Определив уровень подтоварной воды с помощью водочувствительной ленты или пасты, по градуировочной таблице резервуара или транспортной емкости находят объем подтоварной воды.

Для определения фактического объема нефтепродукта нужно из объема, отвечающего уровню наполнения емкости, вычесть объем подтоварной воды.

4.2.2.7. Уровни нефтепродукта в железнодорожных цистернах при отсутствии счетчиков или узлов учета измеряют метроштоком через горловину котла цистерны в 2-х противоположных точках горловины по оси цистерны, следя за тем, чтобы метрошток опускался вертикально на нижнюю образующую котла цистерны и не попадал в углубление для нижних сливных приборов.

Расхождения в измерениях не должны превышать 1 мм, в противном случае измерения необходимо повторить.

Если объем отпущенных нефтепродуктов определяют по коммерческим счетчикам, то их уровень в цистернах не измеряют.

При приеме нефтепродуктов из морских и речных танкеров и нефтеналивных барж требовать отделения подтоварной воды на судне.