Правописание частицы не с глаголами. Написание не с глаголами Роль частицы НЕ

1. Отрицание не с глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) пишется раздельно, например: не брать, не был, не зная, не спеша.

Примечание 1. Пишутся слитно с не глаголы, которые без не не употребляются, например: не годовать, не навидеть, не домогать, не доумевать, не сдобровать, не взвидеть света, не взлюбить падчерицу; что-то сегодня не здоровится (глагол здоровится имеет устарелый и разговорный характер и употребляется редко: Как вам здоровится? Не очень здоровится); но в соответствии с общим правилом: не поздоровится.

Примечание 2. Глагол хватать в любом значении пишется раздельно с не, например:
1) Щенок подрос и больше не хватает хозяина за брюки;
2) В книге не хватает нескольких страниц.
Различается раздельное написание не доставать в значении «не дотягиваться» и слитное написание недоставать в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным», например:
1) не достает рукой до форточки;
2) в кассе недостает двух рублей; недостает терпения; только этого недоставало .

Примечание 3. Частица не в сложных предлогах несмотря на и невзирая на, а также союзах несмотря на то что, невзирая на то что пишется слитно. Необходимо отличать деепричастие смотря в сочетании с частицей не, которая пишется раздельно, например: Отвечайте на вопрос, не смотря в учебник.

2. Пишутся слитно глаголы с составной приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-; ср.: недо выполнить - пере выполнить, недо солить - пере солить ). Например: недо брать тетрадей, недо варить картофель, недо вернуть гайку, недо весить масла, недо грузить вагон, недо оценить свои возможности, недо получить часть товара, недо едать, недо сыпать, недо смотреть, недо слышать, недо учесть. То же самое касается и производных, например: недо сол, недо гляд, недо вес.

Примечание. Следует различать глаголы с приставкой недо-, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до-, которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца. Ср.: недосмотреть за ребенком (допустить упущение при надзоре) - не досмотреть спектакль до конца (не окончить смотреть); безработные постоянно недоедали - дети часто не доедали за обедом свой суп; всегда недоплачивали - никогда не доплачивали.

Ср. также раздельное написание на основании общего правила: не добежать до финиша, не доводить до конца, не докончить письма, что-то не доделать , ни до чего не доспорились ; Приводя эти факты, газета многого не досказала .

Очень часто перед авторами письменного текста стоит большая проблема в написании частицы "не" с глаголами. К сожалению, такая ситуация привычна не только для школьников, но и для людей старшего возраста. Часто незнание простого правила орфографии приводит к появлению в тексте таких неправильных форм, как «ненадо», «нехочу», «небуду», «несмотрел» и прочее. Чтобы избежать в тексте таких вопиющих ошибок, важно помнить, что частица "не" с глаголами пишется раздельно. При этом не имеет значения, в какой форме стоит глагол: в личной, в инфинитиве или является деепричастием. Обязательно нужно писать "не" отдельно. Например, не спешил, не спешить, не спеша.

Конечно, как в любом правиле есть исключения и примечания, также и правописание "не" с глаголами имеет ряд существенных уточнений. Так, слитно с частицей "не" пишутся те глаголы, которые без этой частицы не употребляются. Примерами являются такие слова, как негодовать, несдобровать, ненавидеть, невзлюбить, нездоровится, недоумевать, невзвидеть. В отношении написания "не доставать" стоит обращать внимание на значение. Если не доставать имеется в виду «не дотягиваться», то необходимо раздельное написание (Я не достаю до потолка.). Если же недоставать имеет значение «недостаточное количество», «что-то нужное», в таком случае необходимо слитное написание (У нас недостает пяти рублей. Ему недостает терпения.).

Похожая ситуация и с написанием Если взирать - устаревшая смотреть, то деепричастие не взирая пишется раздельно (Мы брали все необходимое, не взирая на цены.). Если невзирая - часть предложного сочетания невзирая на, имеющего значение «несмотря на», «вопреки чему-нибудь», необходимо слитное его написание. (Невзирая на погоду, мы отправились в путешествие. Война продолжалась, невзирая на потери.). Глагол "хватать", независимо от своего значения, всегда пишется с отрицательной частицей "не" раздельно. (Ребенок больше не хватает кота за хвост. В предложении не хватает Поэтому решая, как написать "не" с глаголами, нельзя упускать из виду значение самого глагола.

Некоторые трудности возникают и при написании глаголов с недо-, где недо- является составной приставкой, указывающей на неполноту, недостаточность. Такие глаголы всегда пишутся слитно (недобрать баллов, недоварить овощи, недовесить крупу, недовернуть гайку, недогрузить, недоедать, недослышать, недосыпать, недополучить, недовыполнить, недосмотреть).

Приставка недо- в таком случае часто бывает антонимичной (недовесить - перевесить, недосолить - пересолить). Однако если глагол имеет приставку до-, а не - это отрицательная частица, и в целом глагол обозначает не доведенное до конца действие, тогда необходимо писать слитно не с глаголами. Примеры: не досмотреть фильм до конца, он часто не доедал свой завтрак, не досказать многих фактов.

Усвоив эти простые правила и немного поупражнявшись, будет гораздо легче решить, как следует писать не с глаголами в конкретной ситуации. И тогда написанный текст будет смотреться значительно грамотнее, а ваша репутация не будет испорчена.

Не с глаголами

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Образовательная цель урока: актуализировать знания учащихся о написании не

с глаголами, познакомить с глаголами-исключениями;

формировать умение применять правило написания не с глаголами и обозначать орфограмму.

Воспитательная цель урока: воспитывать любовь к русскому языку .

Развивающая цель урока: развивать способность запоминать, анализировать, обобщать.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания .

Вспомните определение глагола.

Приведите примеры составленных предложений с глаголами из домашнего упражнения 608. Укажите лицо и число глаголов. В каком времени вы их употребили?

2 . Сообщение цели урока.

- Прочитайте на доске эпиграф к нашему уроку – четверостишие

Из стихотворения О. Высотской:

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять.

О чём напомнило вам стихотворение?

Как пишется частица не с глаголами? Приведите примеры.

Объявите сами тему нашего урока.

Сообщение цели урока учителем: на уроке вы должны уметь находить и обозначать орфограмму, правильно писать отрицательную частицу не с глаголами.

3. Объяснение нового материала.

Прочитайте правило в учебнике на с.242. Сравните со своими ответами.

Что нового узнали? (Слитное написание не с глаголами .)

При каком условии не с глаголами пишется слитно? (Слово без не не употребляется.)

Как обозначается орфограмма?

Запишем правило в виде схемы в справочник. Приведите примеры слитного и раздельного написания не с глаголами, напишите их.


4. Закрепление изученного.

1. Объяснительный диктант.

Без букв и грамматики не учатся и математике.

Не помучишься – не научишься.

Под лежачий камень вода не течёт.

Друзей любят, а врагов ненавидят.

Приглашать можно, неволить нельзя.

Чему учат пословицы?

2.Подберите однокоренные глаголы к данным на доске существительным. Объясните лексическое значение глаголов.

Неволя -

Ненависть -

Негодование -

Недоумение -

Неистовство -

Сделайте вывод о написании не с существительными и глаголами. Почему в данном случае они пишутся слитно?

3. Сочинение-миниатюра на тему «Берегите книги» с глаголами: не пиши, не вырывай, не пачкай, не забывай.

Чтение учащимися 1-2 миниатюр.

1. Работа с текстом.

Прочитайте предложения на доске.

Конь был вороной масти. У него была узкая красивая голова, а на лбу была белая звёздочка. Шея была прямая, длинная, гибкая. Ноги были сильные и стройные.

Можно ли назвать эти предложения текстом? Назовите признаки текста.
- Как его можно озаглавить?

Определите стиль и тип речи? (Художественный стиль. Описание.)

Понравился ли вам текст?

Какую ошибку допустил ученик? (Повтор слов был, была, были .)

Устраните неоправданный повтор слов. Как это лучше сделать? (Убрать повторяющиеся слова. )

Конь вороной масти. У него узкая красивая голова, а на лбу белая звёздочка. Шея прямая, длинная, гибкая. Ноги сильные и стройные.

Не забывайте устранять повторы в своих письменных работах.

5. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

Чтение ученицей миниатюры «Сила любви» , демонстрация рисунков, иллюстрирующих правило.

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Глагол говорил: «Люблю». Частица отвечала: «Не люблю». Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.

Однажды Не говорит: «Я отвечу тебе взаимностью , если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может.

6. Домашнее задание по выбору:

Выполнить упр. 613

или

составить свою миниатюру о частице и глаголе

  • Познакомить учащихся с частицей НЕ, ее значением; вспомнить правило правописания НЕ с глаголами.
  • Развивать орфографическую зоркость, развивать речь учащихся, логическое мышление, развивать навыки самостоятельной работы с учебником.
  • Воспитать умение работать в парах, умение слушать друг друга, уважать мнение друг друга, любовь и интерес к родному языку.
  • Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов Русский язык 5 класс. – М. “Просвещение”, 2010.

    Ход урока

    Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок, как и другие наши уроки, мы начнем с улыбки друг другу.

    Великий Всезнамус поручил нам очень важное задание. Ребята, нам с вами сегодня предстоит трудный и опасный путь по морю знаний за кладом, который спрятали злые пираты на острове Морфология, в стране Глагол (слайд № 1. Презентация).

    И вот вам первое задание.

    I. Опрос (проверка домашнего задания: все о глаголе, что было изучено ранее).

    Задание №1: ребята, чтобы попасть на корабль, нам нужны билеты, но это непростые билеты, посмотрите на них.

    Вопросы Знал Узнал
    Глагол – самостоятельная часть речи
    Глагол обозначает действие предмета
    Глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
    Глагол изменяется по временам
    Глагол в прошедшем времени изменяется по родам только в ед. ч.
    Глагол в будущем и настоящем времени изменяется по лицам
    Глагол изменяется по числам
    В предложении обычно глагол является сказуемым
    Частица НЕ пишется отдельно с глаголами
    Глагол НЕНАВИДЕТЬ не употребляется без НЕ

    Заполните, пожалуйста, свои билеты. Поставьте плюсики в графе “Знал” напротив тех вопросов, ответы на которые вы знаете. Только после этого мы можем отправиться в плавание. Если у вас 8 и более “+”, ставим 1б.

    И так, ребята, мы отправились в путь. Давайте откроем наши бортовые журналы – тетради и запишем сегодняшнее число.

    И вот на нашем пути препятствие. Всезнамус нам оставил ценные указания, а злые пираты перепутали все части речи. Все части речи смогли отыскаться, а глагол не может без вашей помощи справиться. Помогите ему.

    Задание №2: Выписать из прочитанного текста глаголы и в парах определить их признаки. Все верно – 2б.

    Текст: Однажды мы ездили по туристической путевке на юг. До этого мы никогда не были на юге. Каждый раз мы видели много интересного. Нас водили на экскурсии. Мы любовались чудесными горными вершинами, слушали беспрерывный шум моря. Горы эти не оставляли равнодушным ни одного человека, а море, говорят, не любит трусливых людей. Кроме того, оно не терпит гордецов (проверка по слайду 2).

    Молодцы! Вы правильно выписали глаголы и определили их признаки. Еще раз скажите, пожалуйста, как же мы выделяем глагол среди других частей речи? (Делают вывод). А теперь посмотрите внимательно на эти слова. Подумайте, по какому признаку их можно разделить на группы. А что это за слово рядом с глаголом? Правильно! Это отрицательная частица НЕ. Может быть, вы мне подскажите тему нашего сегодняшнего урока? Давайте ее запишем в наши бортовые журналы.

    II. Изучение новой темы

    Вот мы и доплыли до острова. Но чтобы сойти на этот остров нам необходимо выполнить самое сложное задание Всезнамуса – вспомнить, как пишется глагол с частицей НЕ.

    Задание №3:

    Откройте свои учебники на с. 242, посмотрите на задание под звездочкой (Прочитайте. Как пишутся выделенные глаголы с частицей НЕ)

    Он честен и бесстрашен
    На суше и в воде
    Товарища и друга
    Не бросит он в беде.
    Он гнезд не разоряет ,
    Не курит и не врет ,
    Не виснет на подножках,
    Чужого не берет .

    Что вы заметили? Правильно, НЕ с глаголами пишется отдельно.

    Правило написания НЕ с глаголом:

    Не выучил, не делай,
    Не знаешь, не спеши.
    С глаголами отдельно
    Частицу НЕ пиши.

    III. Закрепление нового материала.

    Задание №4: пользуясь правилом, объясните написание НЕ с глаголами. Дети по цепочке(сначала выходят сильные ученики, затем послабее) выходят к доске, объясняя написание орфограммы.

    (Не) бывать, (не) ходить, (не) спать, (не) писать, (не) говорить, (не) горевать, (не) любить, (не) догнать, (не) думать, (не) учить, (не) покупать, (не) мечтать, (не) летать, (не) махать, (не) шутить, (не) бояться. За каждый правильный ответ – 1б.

    Каким правилом мы пользуемся при написании частицы НЕ с глаголами? (Вывод)

    А теперь отложите свои ручки и немного отдохните, я расскажу вам сказку “Сила любви”. Жили-были в стране Морфология Глагол и частица НЕ. Глагол очень любил НЕ и хотел на ней жениться, но своенравная частица все время отпрыгивала от Глагола и писалась отдельно от него. Горю Глагола не было предела. Тогда частица ему сказала: “Если ты докажешь мне, что жить без меня не можешь, я стану твоей женой”. Отправился Глагол по словарям и учебникам, а когда вернулся, то гордая частица закричала: “Негодую, ненавижу, недоумеваю”. И сама ахнула от неожиданности. Так Глагол доказал ей свою любовь. Он нашел такие слова, которые без НЕ не употребляются. С тех пор слова, которые без НЕ не употребляются, пишутся с этой частицей слитно.

    Задание №5: Ребята, а давайте поможем Глаголу и еще найдем слова, которые без НЕ не употребляются. Выполним упр. 613. Разбираем задание: замените выделенные слова и словосочетания глаголами, которые пишутся с НЕ вместе.

    1. Он возмущался . 2. Нельзя его принуждать . 3. Брат удивлялся . 4. Я чувствую себя не совсем хорошо. 5. Шторм бушевал .

    Слова для справок (неволить, негодовать, недомогать, недоумевать, неистовствовать) даны в учебнике на стр. 243. Проверка – слайд 3. Все верно – 2б.

    Каким правилом мы пользовались, выполняя это упр.? (Вывод)

    Физминутка. Поплавки (Представьте, что поплавок, который качается на волнах. Расправьте свои ручки. Ручки тоже качаются на волнах. Вдруг на крючок попалась рыбка. Поплавок – вверх, вниз (прыгают). Вытянули рыбку. Садитесь.).

    Задание №6: Выборочный диктант. Разделить глаголы на 2 группы (слитно/раздельно). Взаимопроверка – слайд 4

    Не был в санатории, ненавидеть ложь, недоумевать по поводу поступка, не мог уехать, не любит ленивых, невзлюбить падчерицу, мне нездоровится, не здоровается, капитан негодовал, ураган неистовствовал.

    Все верно – 2б.

    Ребята, как же мы пишем частицу НЕ с глаголами. (Вывод)

    Задание №7: выполняется по вариантам. 3б

    2 вариант.Объяснить смысл пословиц и написание НЕ с глаголами

    1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

    2. Не будет хлеба – не будет и обеда

    3. Не смажешь колеса – быстро не поедешь

    4. Не посеешь – урожай не соберешь

    5. Лентяю все неможется да нездоровится

    1 вариант.Опишите природу за окном, составив рассказ из 5-6 предложений. Оживите картину, используя глаголы. Слайд 5

    IV. Подведение итогов.

    Ребята, какую орфограмму мы сегодня вспомнили на уроке? Каким правилом мы пользуемся при написании НЕ с глаголами?

    А как вы думаете, за каким кладом отправлял нас Всезнамус? Правильно, за знаниями. Чтобы вернуться домой, нам нужно проверить билеты. Заполните их до конца.

    Ребята, нарисуйте на ваших билетах солнышко, которое сопровождало нас во время пути, украсьте лицо солнышка вашим настроением. А что же будет вашей наградой? Ваши оценки. Открываем дневники и выставляем оценки (10-11 “5”, 9-8 “4”, меньше “3”), записываем домашнее задание.

    V. Домашнее задание: пар. 108 (правило записать в тетрадь для правил, слова в рамочке записать в словарик), упр. 616 (посмотрите на задание). Тем, кто желает заработать дополнительную оценку, предлагаю вспомнить, найти или придумать самим загадки, где встречаются глаголы с НЕ.

    Страны не в силах познать все тонкости и особенности правописания, произношения и орфографии. Но самые простые правила, которые включены в школьную программу, обязан знать каждый. В этой статье речь пойдет о том, как писать «не» с глаголами. Как известно, повторение - мать учения, особенно в тех случаях, когда после окончания школы прошла не одна пятилетка, и в голове осталась лишь малая часть того, что когда-то учили.

    «Не» относится к служебным частям речи и в предложении применяется для придания отрицательного смысла слову. Как правило, употребляется вместе с глаголом. О том, как пишется частица «не» с глаголами, и пойдет речь дальше.

    В школе данную тему начинают изучать в третьем классе, и с каждым новым учебным годом основное правило о частице «не» и глаголах дополняется исключениями и тонкостями.

    Когда «не» пишется отдельно от глагола

    Основное правило о написании отрицательной частицы «не» с глаголами гласит, что их всегда следует писать раздельно. При этом совершенно не важно, начальная форма (инфинитив) или глагол имеет склонение и время.

    Например: не хватает соли; не дает покоя; не достала; не смог.

    Это же правило действует и в отношении тех глаголов, которые существуют как деепричастия.

    Например: не смотря; не видя .

    Когда «не» пишется слитно с глаголом

    Отрицательная частица «не» с глаголами пишется слитно лишь в качестве исключения. Так гласит правило, однако их очень много, и их следует просто запомнить. В принципе, слитное написание зависит от значения слова с отрицательной частицей.

    В качестве примера рассмотрим инфинитив «доставать»:

    • при обозначении физического действия отрицательная форма с частицей «не» пишется раздельно: не достает рукой до полки ;
    • при смысловом значении, выражающем недостаток, частица «не» будет неотъемлемой частью: недостает умения.

    Со словом «взирать» обычно происходит некая путаница. Однако следует запомнить: если в глагол вкладывают смысл «не глядя», то он с «не» пишется раздельно.

    Например: критиковать, не взирая на лица .

    Если в слово вложить смысл «вопреки», то отрицательную частицу необходимо писать слитно.

    Например: жить, невзирая на трудности .

    Глаголы-исключения

    К исключениям из основного правила также относятся такие русские глаголы, которые без частицы «не» не имеют значения или утрачивают смысл и не употребляются в речи как самостоятельная единица.

    Например: негодовать, невзлюбить, ненавидеть, несдобровать, неволить, недоумевать .

    Чтобы подобные слова не перепутать с другими формами, их нужно проверить, попробовав создать из отрицательной формы утвердительную. Если таковая не образуется, то слово можно отнести к исключению и писать «не» с глаголами слитно.

    Как правило, детям в третьем классе дается целый ряд слов-исключений, которые просто необходимо заучить наизусть, и лишь в старших классах школьников учат находить проверочные формы глаголов для определения правильного варианта написания.

    Глаголы с приставкой "недо-"

    Как уже говорилось, формы глаголов вовсе не влияют на раздельное и слитное написание частицы «не». Но вот с приставкой "недо-" случаются некоторые трудности, ведь ее можно спутать с частицей «не», стоящей рядом с предлогом «до». В таких случаях, чтобы развеять сомнения относительно написания, необходимо противопоставить приставки «недо-» и «пере-».

    Например: недолить - перелить, недочитанная - перечитанная .

    Как можно увидеть, здесь склонение и форма глагола играют значимую роль.

    Подводя итоги, можно сказать, что перед тем, как написать слово, следует вдуматься в его смысл. Тогда, припоминая правило написания в каждом отдельном случае, массы орфографических ошибок удастся избежать.