2 лицо множественное. Как определить лицо глагола? Значение категории лица глаголов

Тема: Учимся различать форму 2-го лица множественного числа настоящего времени и повелительную форму глаголов.

Цель: учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;

способствовать воспитанию вежливости и трудолюбия.

Планируемые результаты:

Предметные: учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;

развивать умения определять тип и место орфограммы в слове и объяснять ее написание; разбирать слова по составу;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование :

    компьютер, карточки с заданиями, презентация, учебник русского языка I I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.: Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”) рабочие тетради.

Ход урока

    Организационный момент.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Сейчас начало весны. Еще холодно. Вы любите тепло? Скажите, чего ждем от природы, чего хотим много-много? Я вам загадаю загадку.

Тихо по небу плывёт

И тепло нам отдаёт. (солнце)

Что делает солнце, чтобы нам с вами было хорошо?

Посмотрите внимательно на доску. Прочитайте.

Светит, смотрит, сверкает.

Правильно, сейчас вы запишите загадку и слова в тетрадь. Пишем чисто и красиво.

Что можно сказать о данных словах? (глаголы)

И тема нашего урока?

- «Глагол. Повторение о глаголе»

Какую задачу мы поставим перед собой на этом уроке?

- Сегодня на уроке мы будем повторять тему «Глагол» и вспомним, что знаем об этой части речи.

Что мы знаем о глаголах? Какие слова называются глаголами?

Глагол – настоящий богатырь среди частей речи. Не зря его еще называют Дедушкой Глаголом.

2. Тесты

Глагол – это:

а) часть слова;

б)часть речи.

Глагол обозначает:

а) признак предмета;

б) действие предмета.

Глагол имеет:

а) лицо, время, спряжение;

б) склонение, падеж.

В предложение глагол является:

а) подлежащим;

сказуемым.

Суффикс – это:

а) часть слова;

б) часть речи.

Суффиксы пишутся:

а) после корня;

б) перед корнем.

Суффиксы нужны:

а) для образования новых слов;

б) для указания на форму слова.

– Давайте, прочитаем какой рассказ о глаголе и суффиксе, который получился у вас. (Слушаем учащихся.)

3. Формирование знаний, умений и навыков.

1)Работа в паре . В начале урока мы записали глаголы. Эти глаголы запишите в начальной форме столбиком. Рядом с каждым глаголом запиши сначала повелительную форму глагола множественного числа, а потом форму 2-го лица множественного числа. Поставьте в них ударение. Выделите суффиксы.

Светить светите светите

Смотреть смотрите смотрите

Сверкать сверкаете сверкайте

Как можно назвать суффиксы 3-ей группы.

2)Работа в группе. Давайте вспомним, чем отличаются глаголы 2-го лица мн. ч. от повелительной формы?

Посмотрите на пары глаголов:

положите положите

проявите проявите

склоните склоните

подарите подарите

Что вы про них скажите?

Запишите глаголы в 2 столбика и разберите по составу так, чтобы:

В 1 столбике были глаголы 2 лица мн. Ч.

Во 2 столбике – глаголы повелительной формы.

Поставьте правильно ударение.

3)Самостоятельная работа Работа в п. т. С. 68-69, упр. 63.

Вставьте самостоятельно орфограммы, приготовьтесь выборочно объяснить их:

Согл…шайтесь, застав…т, запомн…те, съеда…т, нрав…ся, пойма…т, с…кунду, скаж…т, смож…те, выл…зти, из тарелк…, п…бежит, крикн…те, люд…ед.

Выполните остальные задания.

Какие глаголы 2-го лица мн. ч. вы нашли?

Глаголы повелительной формы?

Назовите спряжение выделенных глаголов?

Личные местоимения – лицо, число.

4) Игра «Найди пару».

1.Пропусти мимо ушей а) не рассказывай

2. Прикуси язык б) не слушай

3. Держи язык за зубами в) успокойся

4. Возьми себя в руки г)замолчи

Выпишите глаголы в повелительной форме, поставьте на них ударение и разберите по составу.

4.Физминутка.

5.Самостоятельно выполните упражнение.

Спишите, расставьте знаки препинания, глаголы разберите по составу

1. Ребята, слушайте внимательно объяснение учителя.

2. Николай Иванович, расскажите, пожалуйста, нам о себе.

6.Итог урока:

Чем отличается повелительная форма глагола от формы 2 лица мн. ч.?

Какие знаки препинания можно брать в помощь для определения этих форм?

Какие суффиксы образуют повелительную форму глагола?

7.Рефлексия.

- А сейчас каждому из вас для оценивания своей активности и качества своей работы на уроке надо выбрать карандаши определенного цвета.

Урок полезен, всё понятно - зеленый цвет.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно – жёлтый цвет.

Ещё придётся потрудиться

Да, трудно всё-таки учиться – красный цвет.

8.Оценивание.

9.Домашнее задание:

    На «4»- написать 5 глаголов в форме 2 л. мн.ч. потом в повелительной форме, разобрать их по составу.

    На «5» - написать 5 глаголов в форме 2 л. мн.ч. потом в повелительной форме, разобрать их по составу, с любым глаголом составить предложение.

Спасибо, ребята, за урок. Урок окончен.

В русском языке присутствует такая словоизменительная грамматическая категория как лицо глаголов. С ее помощью можно узнать, кто именно совершает конкретное действие. Существуют три лица глагола как в единственном, так и во множественном числе.

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия к участникам речи. То есть, лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.

Значение категории лица глаголов

В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном лице, выражающих различное значение называемого глаголом действия.

Единственное число:

  • 1 лицо глагола – обозначает, что действие относится непосредственно к говорящему, он является субъектом речи варю кофе, я куплю яблок) .
  • 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия к собеседнику (ты читаешь книгу, ты построишь дом) .
  • 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку) .

Множественное число:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).
  • 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы) .
  • 3 лицо глагола – выражают отнесенность действия к группе предметов либо лиц, которые не принимают участие в речи (они собирают грибы, они уберут в доме) .

Как определить лицо глагола?

Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:

  • Глаголы 1 лица отвечают на вопросы : Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?
  • Глаголы 2 лица : Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
  • Глаголы 3 лица : Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

Для удобства определения лица глагола, приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов таблицей:

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Я улыбаю сь;
Я построю
Мы улыбаем ся;
Мы построим
Давайте мы улыбнем ся;
Давайте мы построим
2-е лицо Ты улыбаешь ся;
Ты построишь
Вы улыбаете сь;
Вы построите
Улыбай ся;
Построй
Улыбайте сь;
Постройте
3-е лицо Он улыбает ся;
Она построит
Они улыбают ся;
Они построят
Пусть он улыбает ся;
Пускай она построит ;
Пусть они улыбают ся; Пускай они построят ;

В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай .

Лицо глагола - это один из его непостоянных признаков и его важнейшая категория, с помощью которой можно определить кто производит описываемое глаголом действие. Поэтому в задачах по русскому языку в школе ученикам нередко требуется определить лицо глагола. В ходе морфологического разбора важно уметь точно выяснять постоянные и непостоянные признаки слов данной части речи. Лицо – изменяемая грамматическая категория глагола. Чтобы определять его правильно, важно помнить рекомендации, следовать заданному алгоритму.


Определяем лицо глагола. Несколько рекомендаций
Простые советы помогут вам правильно определять лицо у глаголов. Постарайтесь их запомнить.
  1. Для начала попробуйте задать к глаголу вопросы:
    • глаголы первого лица: что делаю? что делаем? (пишу, пишем);
    • глаголы второго лица: что делаешь? что делаете? (пишешь, пишете);
    • глаголы третьего лица: что делает? что делают? (пишет, пишут).
    Как вы уже обратили внимание, к глаголам каждого лица задаются вопросы двух типов – для единственного и множественного числа.
  2. Один из самых простых способов определения лица глагола – подстановка соответствующего по смыслу местоимения. Вам понадобится обязательно запомнить местоимения всех трёх лиц, чтобы суметь хорошо применить этот метод.
    • 1 лицо: я, мы. Например: я хожу, мы ходим.
    • 2 лицо: ты, вы. Например: ты ходишь, вы ходите.
    • 3 лицо: он, она, оно, они. Например: он учится, они учатся.
  3. Также важно помнить формальные признаки лица глагола – глагольные личные окончания.


    Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.

  4. Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.
  5. В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматической категории глагола и правильно определять лицо. Тогда вам будет достаточно пользоваться одним, наиболее удобным для вас, методом.
Как определить лицо глагола? Алгоритм
Как определить лицо глагола правильно? Вам понадобится вспомнить советы и воспользоваться алгоритмом.
  1. Выпишите глагол, лицо которого вам требуется определить, на отдельный листочек.
  2. Убедитесь, что глагол имеет настоящее или будущее время, не является инфинитивом. Если перед вами глагол будущего, настоящего времени, приступайте непосредственно к анализу.
  3. Подставьте к глаголу местоимение, подходящее по смыслу. Определите лицо местоимения. Глаголы употребляются с местоимениями того же лица, какое они имеют. Например, если к вашему глаголу подошло местоимение второго лица – перед вами глагол второго лица.
  4. Задайте к глаголу вопрос. Выясните, на вопрос какого лица он отвечает, исходя из этого определите лицо глагола.
  5. Самый надёжный способ – определение лица по формальному признаку. Разберите глагол по составу и выделите в нём окончание. Вспомните таблицу личных глагольных окончаний и запишите, какое лицо у данного глагола.
Выполняйте анализ глагола тщательно, не торопясь, вспоминайте рекомендации, местоимения, вопросы, соответствующие разным лицам, таблицу, следуйте алгоритму. Тогда вы будете правильно определять данную грамматическую категорию глагола.

В русском языке обладают массой грамматических категорий. К ним относятся категория лица, категория времени и наклонения у глаголов, категория рода и т. д. Изучение категорий и их грамматических выражений в совокупности дает объективные знания о морфологии языка.

Категория лица в русском языке

Существует 3 лица в русском языке - первое, второе и третье. Его формы выражают отношение действия к говорящему. Чтобы правильно определить 1-е, 2-е, 3 лицо в русском языке, необходимо знать основные местоимения, которые выражают его семантику. Обратимся к таблице.

Итак, мы имеем 3 лица в русском языке. Таблица, приведенная выше, показывает, на какие местоимения стоит ориентироваться при определении лица.

1-е лицо показывает отношение к действию самого говорящего или говорящих. Говорящие являются участниками действия или разговора.

Форма 2-го лица выражает отношение действия к собеседнику или собеседникам. Они также являются участниками разговора.

Формы 3-го лица имеют двойственную природу. Они могут выражать, во-первых, отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре. При этом они являются косвенными участниками действия. Во-вторых, формы 3-го лица в русском языке выражают отношение действия к предмету или чему-нибудь неодушевленному.

Не у всех местоимений можно определить лицо. Как известно, местоимения делятся на несколько разрядов: личные, возвратное (оно одно - себя), притяжательные, вопросительно-относительные, отрицательные, указательные и определительные. Категорией лица обладают только личные местоимения, и все они перечислены в приведенной выше таблице. Следует запомнить, что для личных местоимений категория лица - одна из главнейших, и самое главное, неизменяемых категорий.

Категория лица у глаголов

Ярко выраженную категорию лица в русском языке имеют глаголы. Многим иностранцам, изучающим русский язык, сложно перестроиться, ведь при изменении лиц у глаголов автоматически меняются окончания. Стоит также отметить, что не все формы глаголов имеют лица в русском языке. Так, например, в формах прошедшего времени лицо определить невозможно. Для примера возьмем глагол "читал". Попробуем определить его лицо: "Я" читал, "ты" читал, "он" читал. Отчетливо видно, что при изменении лиц сам глагол не меняется. Его лицо можно определить только в контексте. Сравним: "Я читал книгу." - "Павел читал книгу."

Тот же феномен наблюдается и у форм множественного числа: "мы" читали, "вы" читали, "они" читали. Аналогично лицо может быть только контекстуальным.

Интересный феномен наблюдается у форм настоящего времени. В 3 лице у глаголов будущего времени стирается категория рода. Сравним: "Она пишет картину" и "Он пишет картину". Если взять глагол "пишет" без контекста, то становится непонятным, лицо мужского или женского пола выполняет данное действие.

1-е лицо у глаголов

На лица в русском языке у глаголов главным образом указывают окончания. У глаголов первого лица единственного числа (в настоящем и будущем временах) окончания или . Например: пишу, читаю, позвоню, закричу. У глаголов 1-го и 2-го спряжения окончания в 1-м лице одинаковы, поэтому при написании глаголов 1-го лица люди делают меньшее количество орфографических ошибок.

2-е лицо у глаголов

2 лицо в русском языке у глаголов имеет свои особенности. Они связаны с окончаниями глаголов. Как известно, окончания в глаголах зависят от спряжения. Так, глаголы 1-го спряжения имеют окончание -ЕШЬ в единственном числе и -ЕТЕ во множественном числе. Например, поешь, зайдешь. Глаголы 2-го спряжения имеют окончание -ИШЬ в единственном числе и -ИТЕ во множественном. Например, звонишь, кричите. 2-е лицо у глаголов можно узнать либо в определенном контексте, либо по особому окончанию.

3-е лицо у глаголов

Как уже говорилось выше, 3 лицо в русском языке определяется местоимениями "он", "она", "оно", "они". Глаголы 3-го лица имеют свою парадигму окончаний. У глаголов 1-го спряжения это окончания -ЕТ в единственном числе и -ЮТ во множественном (он, она, оно читает, они читают). У глаголов 2-го спряжения - окончания -ИТ и -АТ (ЯТ) во множественном числе - он, она, оно звонит, они звонят.

Если знать флексии, которые определяют лица в русском языке у глаголов, то с образованием новых форм не будет проблем. Стоит также отметить, что знание категории лица помогает при написании слов. Окончания глаголов - это одна из самых сложных орфограмм в школьной программе. Знание лиц поможет сориентироваться в выборе окончания.

Заключение