Морис бежар личная. Морис бежар - один из выдающихся хореографов современности. Признание и награды

Художественный руководитель: Жиль Роман
Официальный сайт: http://www.bejart.ch

Всемирно известная труппа, творение великого гения хореографии XX века, ставшая его голосом, ногами и руками, зеркальным отражением его философии танца. Béjart Ballet Lausanne – редчайший пример уникального симбиоза творца, репертуара и исполнителей, который существует уже более четверти века.

История Лозанского Балета Бежара началась в 1987 году. До этого времени труппа Мориса Бежара носила называние “Балет XX века”и находилась в Бельгии. Но в конце июня 1987 в Брюсселе в последний раз опустился занавес на спектакле “Балета ХХ века”, а через полгода начались репетиции “Béjart Ballet Lausanne”. Строились студии для занятий труппы, разрабатывались маршруты гастролей, перерабатывались старые балеты, создавались новые… Это были “изменения в рамках преемственности”. Первыми постановками обновленной труппы стали спектакли “Souvenir de Leningrad” (“Воспоминания о Ленинграде”), “Prélude à l’Après-midi d’un Faune” (“Прелюдия к Послеполуденному отдыху Фавна”). В дальнейшем Балет Бежара представлял публике один – два новых полноценных спектакля и несколько небольших постановок.

Новаторским проектом Бежара и его балета стали синтетические спектакли, в которых слились воедино танец, пение и пантомима. Реализация этого проекта потребовала расширения размеров площадок для выступления. Бежар первым из хореографов использовал для балетных спектаклей огромные площади спортивной арены. Во время действия спектакля на гигантской площадке располагались оркестр и хор. Сцены могли быть разыграны на любом участке арены или сразу на нескольких участках одновременно. Эта режисерская находка делала всех зрителей участниками театрального действия. В довершение этого зрелища на сценической площадке располагался огромный экран, который отображал изображения отдельных артистов. Эти приемы и эффекты не только привлекали публику, но и придавали выступлениям труппы особую самобытность, неподражаемость и эпатаж. Одним из таких новаторских спектаклей, основанных на синтезе различных театральных жанров, стал балет “Мучения Святого Себастьяна” (1988).
Гастрольные турне Балета Бежара начались буквально с самого момента его основания: Россия, Япония, Израиль, Бельгия, Испания, Германия, Турция, Греция, Бразилия… Более 120 выступлений в год. Весной 1989 выступления труппы в Париже посетило около 150 000 зрителей. Ни одна другая танцевальная компания того времени не имела такой высокой интенсивности работы.
В 1990 в Берлине родилась еще одна уникальная работа Бежара – синтетический балет “Кольцо вокруг кольца” (“Ring um den Ring”). В основу спектакля легла сага о Нибелунгах из германо-скандинавской мифологии и тетралогия Вагнера “Кольцо Нибелунга”. “Кольцо вокруг кольца” – поистине ошеломляющее театральное действие, полное смелых режисерских решений и внутренней философской логики, которая восхищала самого Вагнера. В спектакле звучат темы течения времени и неизбежности наступления конца всех вещей. Вслед за “Кольцом” последовали другие масштабные постановки: “Пирамида” (“Pyramide”) (1990), “Смерть в Вене” (“Tod in Wien”) (1991).

В 1992 году труппа Балета Бежара была обновлена, в ее состав входили 25 человек. В том же 1992 ушел из жизни Хорхе Донн – один из ведущих танцовщиков труппы и любимец Бежара. Знаменитый танцовщик скончался от СПИДа в одной из клиник Лозанны. Смерть Хорхе Донна стала трагедией для Бежара, которая обернулась для него и для труппы каскадом новых творений: “Ночь превращения” (“La Nuit Transfiguret”)(1992), “Mr. С.” о Чарли Чаплине, с Анной-Эмилией Чаплин (1993), “Эпизоды” (“Les Episodes”) и “Сисси – королева анархии” (“Sissi, L’Impératrice Autriche”) c Сильви Гиллем (1993), “Волшебный мандарин” (“Le Mandarin Mervelleau”) (1993), “Король Лир – Просперо” (“King Lear-Prospero”) (1994). Танцовщики для растущей труппы Балета Бежара обучаются в бежаровской школе “Рудра” (l’Ecole-atelier Rudra Béjart), специально открытой в Лозанне в 1992 году. Балет Бежара продолжает гастролировать, наращивая популярность и изумляя зрителя своими постановками. Работать с труппой стремятся все ведущие танцовщики мира, а ее руководитель избран членом Академии изящных искусств во Франции (1994).

Во время гастрольного тура по Латинской Америке в Буэнос-Айресе, где родился Хорхе Донн, с особым успехом прошел знаменитый “Дом священника” (“Le Presbytère…”). Это произошло в 1997 году – в год, когда “Лозанский балет Бежара” отметил свое первое десятилетие. Спектакль на музыку Моцарта и группы “Qween” был посвящен памяти Хорхе Донна и Фредди Меркьюри. В нем хореограф рассказывал об актуальной проблеме современности – проблеме СПИДа.

В 1998 после двадцатилетнего перерыва Бежар с новой труппой вернулся в “Большой” (в 1978 Бежар в Большой театр СССР рамках гастролей “Балета ХХ века”) для создания своего “MutationX” (или “Метаморфозы”), балета о ядерной угрозе и, в то же время, о том, что всегда есть надежда на спасение. Также в огромном до отказа заполненном зале Кремлевского дворца был показан “Дом священника”. А затем “MutationX” и “Дом священника” были представлены и в Санкт-Петербурге.

С неизменным успехом продолжают идти “Весна священная”, “Жар-птица” и “Болеро”. Специально к очередному туру по Японии летом 1998 Бежар дополняет этот беспроигрышный триптрих на произведения Стравинского и Равеля балетом “Диалог двойной тени” (“Dialogue de lombre double”) на музыку на музыку Пьера Булеза.

Известный автобиографичный балет Бежара “Щелкунчик” был поставлен также в 1998 году. В этом спектакле были объединены фрагменты классического балета и эпизоды из детской жизни хореографа. Особое место в сюжете отведено матери Мориса Бежара, которую он потерял в возрасте 7 лет…

Стремясь сделать выступления своей труппы доступными как можно более широкой аудитории, в 1999 в Мексике Бежар организовал представление на открытом воздухе, увидеть которое пришли десятки тысяч зрителей. 9 июня того же года в Лозанне состоялась премьера нового проекта “Шелковый путь”, в котором пересекаются мотивы Востока и Средиземноморья. И уже в августе, вернувшись из очередного турне, Бежар посвятил себя подготовке спектакля “Шинель” по мотивам повести Гоголя. Премьера балета прошла в Киеве.

Наиболее популярными последующими творениями великого маэстро и его труппы стали: “Дитя-король” (“Enfant-roi”) (Версаль, 2000), “Танго” (“Tangos”)(Генуя, 2001), “Манос” (“Manos”)(Лозанна, 2001), “Мать Тереза и дети мира” (“Mère Teresa et les enfants du monde”) (2002),”Чао, Федерико” (“Ciao Federico”), памяти Федерико Феллини (2003), “Любовь и танец” (“L’Amour - La Danse”) (2005), “Заратустра” (“Zarathoustra”) (2006), “Cпасибо, Джанни, с любовью” (“Grazie Gianni con amore”), памяти прославленного кутюрье Джанни Версаче, “Вокруг света за 80 минут” (“Le Tour du monde en 80 minutes”) (2007).
Работая над своей последней постановкой “Вокруг света за 80 минут”, Бежар использовал идею Жюля Верна о всемирном путешествии и дополнил ее маршрутом своих последних гастролей с труппой. В это время здоровье хореографа ухудшается и он попадает в госпиталь. Дальнейшую подготовку спектакля продолжил Жиль Роман – ведущий танцовщик труппы, который работал с Морисом Бежаром с 1979 года. Однако, Бежар продолжает посещать репетиции, несмотря на плохое самочувствие.

22 ноября 2007 Морис Бежар скончался, оставив “сиротами” своих артистов и студентов. Руководство труппой полностью взял на себя Жиль Роман.

Жиль Роман сумел удержать компанию в превосходной форме, свято чтя традиции Учителя. Еще при жизни Бежар запретил исполнение своих постановок артистам не его труппы без получения соответствующего разрешения, объясняя это невозможностью понять его хореографию без личной совместной работы. Теперь за сохранением хореографического стиля следит Жиль Роман. Продолжая традиции Бежара, Роман ставит и свои спектакли, что дает возможность танцовщикам и труппе развиваться дальше.

Сегодня в составе Béjart Ballet Lausanne 39 человек из 15 стран мира. Артисты труппы бережно и ревностно сохраняют в танце традиции Мастера, представляя ежегодно до 100 спектаклей. А зрители лучших театров и площадок по всему Свету продолжают аплодировать гениальным творениям Великого Бежара.

В 1953 г. Морис Бежар организовал (совместно с Жаном Лораном) собственную труппу — «Романтические балеты». В 1954 г. дал ей другое название — «Балет Звезды» , под которым она просуществовала до 1957 г. Уже ранние опусы Бежара характеризуется его фирменным почерком: он не использует традиционной балетной одежды, исповедует минимализм в сценографии. Находит отражение в его творчестве и созвучное времени увлечение философией и литературой экзистенциализма. Он обращается к актуальным темам и современной музыке.

В середине 50-х гг. к молодому хореографу приходит известность, которая вскоре перерастет в настоящую славу. Она началась с балетов «Симфония для одинокого человека» П. Анри и П. Шеффера (1955 г.) и «Высокое напряжение» М. Констана и П. Анри (1956 г.).

В 1957-60 гг. работал со своей новой труппой Балетный театр Парижа , для которой поставил балеты «Чужой» на музыку Э. Вила Лобоса, «Пульчинелла» И. Стравинского (оба — 1957 г.), «Орфей» П. Анри (1958 г.), «Темы и вариации» на джазовую музыку (1959 г.).

В 1959 г. создал один из самых знаменитых своих балетов, ставших классикой XX столетия, — «Весну священную». Спектакль был поставлен на сцене Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), в нем участвовали артисты трех балетных компаний — самого Бежара, Милорда Мисковича, театра де Ла Монне.

После триумфального успеха этой постановки Бежару было предложено работать в театре де Ла Монне, в котором в 1960 г. и родилась всемирно известная труппа с интернациональным составом Балет ХХ века . Она много гастролировала и была желанным гостем крупнейших театров и фестивалей мира.

Среди самых известных балетов, созданных Морисом Бежаром для этой труппы «Болеро» М. Равеля, в котором сольную партию танцует и женщина (1961 г.), и мужчина (1977 г.) и кордебалет бывает или целиком мужской, или женский. В сольной партии — партии Мелодии с особым успехом выступал великий танцовщик Хорхе Донн, звезда Балета XX века. В 1977 г. в Брюсселе в партии Мелодии дебютировала Майя Плисецкая, которая затем повторила это выступление в Москве на своем творческом вечере в Большом театре (1978 г.), в программу которого вошел также созданный Бежаром специально для нее балет «Айседора» на сборную музыку (премьера состоялась в 1976 г. в Монте-Карло).

В 1978 г. Балет ХХ века с триумфальным успехом гастролировал в Москве. В гастролях приняли участие ведущие артисты балетной труппы Большого театра Майя Плисецкая («Айседора»), Екатерина Максимова («Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза, партнер Х.Донн), Владимир Васильев, который исполнил заглавную партию в балете «Петрушка», сочинённую Бежаром для него в 1977 г. В 1987 г. такие же сенсационные гастроли труппы прошли в Ленинграде, где она активно сотрудничала с театром оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский) и Вильнюсе.

Для Плисецкой поставил также дуэт «Лебедь и Леда» на музыку К. Сен-Санса и японскую народную музыку (1978 г.), балет «Куразука» П. Мимрана, Т. Майузуми и Ю. Ле Бара (1995 г.), хореографический номер «Аве, Майя!» на музыку И.С. Баха — Ш. Гуно (2000 г.). Е. Максимова и В. Васильев неоднократно танцевали дуэт из балета «Ромео и Юлия».
Для Балета ХХ века поставил балеты «Девятая симфония» на музыку Л. ван Бетховена (1964 г.), «Веберн — Опус V» (1966 г.), «Бхакти» на индийскую народную музыку (1968 г.), «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера (1971 г.), «Нижинский, клоун Божий» на музыку П. Чайковского и П. Анри (1972 г.), «Наш Фауст» на музыку И. С. Баха и аргентинские танго (1975 г.), «Эрос-Танатос» на музыку И.С. Баха, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, М. Хаджидакиса, П. Анри, Г. Малера, Н. Роты, И. Стравинского, П. Чайковского (1980 г.), «Дионис» на музыку Р. Вагнера и М. Теодоракиса (1984 г., посвящён Ф. Ницше), «Конкурс» на музыку Ле Бара и отрывки из классических балетов (1985 г.), «Кабуки» М. Тоширо (1986 г.), «Мальро, или Метаморфозы Богов» на музыку Л. ван Бетховена и Ле Бара (1986 г.) и многие другие.

В 1987 г. Бежар вместе с ведущими танцовщиками переехал в Лозанну, где в том же году организовал новую труппу Béjart Ballet Lausanne (Балет Бежара Лозанна), для которой поставил балеты «Воспоминания о Ленинграде» на музыку П. Чайковского и группы «The Residents» (1987 г.), «Много раз пытаясь уйти, я остался» на музыку Г. Малера (1988 г.), «Кольцо вокруг кольца» на музыку Р. Вагнера и Э. Купера (поставлен для Балета Бежара в Лозанне и Немецкой оперы/ Берлин, хореография 1990 г.), «Мистер Ч.» на музыку Ч. Чаплина (1992), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1992 г.), «Дом священника не потерял своего очарования, а сад — своей роскоши» на музыку В.А. Моцарта и группы «Queen» (1997 г.), «Метаморфозы» («Мутация Х») на музыку Дж. Глисона, Дж. Зорна, Ле Бара (1998 г.), «Щелкунчик» П. Чайковского и Ж. Муте (1998 г.), «Брель и Барбара» на музыку И.С. Баха, Ж. Бреля, Барбары (2001 г.) и многие другие.

«Балет Мориса Бежара» (« Bejart Ballet Lausanne ») представит в начале октября в Израиле две уникальные программы. Первая из них состоит из 4 спектаклей постоянного репертуара Балета Мориса Бежара – знаменитое «Болеро» на музыку Мориса Равеля и еще три одноактных спектакля: «Эдит Пиаф», «Бхакти» и новый балет « Anima Blues » в постановке нынешнего художественного руководителя труппы, ученика Бежара, 30 лет танцевавшего в его балете, хореографа Жиля Романа. Вторая программа – это знаменитый спектакль Бежара «Балет во имя жизни». Легендарный монументальнейший балет будет впервые показан в нашей стране. «Балет во имя жизни» поставлен Бежаром на музыку Фредди Меркьюри, Queen и на произведения Моцарта. Костюмы для этого балета сделал Джанни Версаче.

Морис Бежар стал легендой давно. Поставленный им в 1959 году балет «Весна священная» потряс не только мир классического танца, но вообще весь мир. Бежар, подобно сказочному волшебнику, вырвал балет из академического плена, очистил его от пыли и позолоты веков, и обновленный, сексуальный, яростный танец марсельца Бежара стал символом двадцатого века. И сегодня, в веке двадцать первом, Бежар остается самым притягательным балетным мифом. Лучшие танцовщики мира хотят танцевать его балеты. Лучшие театры мира борются за его репертуар. А мы можем эти балеты – сплав чувственности и чувств – увидеть в октябре в Израиле.

Критики называли Мориса Бежара «мистификатором», «скандалистом», «парадоксальным», «хореографом, определившим время». Он же выбрал самое близкое мировоззрению определение – «путешественник». Морис Бежар знал, каким языком должен говорить балет ХХ века. Его первая труппа так и называлась – «Балет ХХ века». С нею Бежар, не принятый парижскими эстетами, уехал из Франции и нашел дом в Брюсселе. А последние 20 лет жизни руководил собственным «Балетом Бежара» в Лозанне. Бежар – один из создателей современного европейского балетного театра. Он стремился сделать танец главным искусством ХХ века. Он хотел, чтобы на балет ходили не только редкие любители, а миллионы зрителей. И ему это удалось – творения Бежара имели колоссальный успех в разных странах мира. Он влюбил в балет весь мир.

Вместо затянутых в пачки балерин в постановках Бежара появились люди из плоти и крови с экспрессивной пластикой, давшие волю своим эмоциям. Принципы танца этого величайшего хореографа, бунтаря танца – «красота, энергия и эффектность». И уникальность. Все свое творчество Бежар посвятил созданию собственного уникального танцевального языка, считая, что «классика – основа всякого поиска, современность – гарантия жизненности будущего, традиционные танцы разных народностей – хлеб насущный хореографических изысканий».

Как и Рудольф Нуреев, Морис Бежар сделал балет достоянием широкой публики. Уроженец Марселя и сын философа Гастона Бержера, Морис Бежар бросил занятия философией, чтобы сделаться танцором, а затем, в середине пятидесятых, хореографом. Первым удивительный талант Бежара отметил брюссельский театр Ла Моннэ. Именно для этого театра Бежар в 1959 года ставит «Весна священная» Стравинского, шедевр танца, ставший классикой ХХ века. Для брюссельской труппы «Балет ХХ века» Бежар создает свои самые известные хореографические постановки – «Болеро», «Девятая симфония», «Жар-птица», «Ромео и Джульетта», «Бхакти». «Я брал жизнь и швырял ее на сцену»» («Je prenais de la vie et je la jetais sur scène») – так описывал Бежар свою работы над балетом Стравинского «Весна священная» в автобиографической книге «Un instant dans la vie d’autrui», вышедшей еще в 1979 году.

В начале октября 2016 года труппа «Bejart Ballet Lausanne» после многолетнего перерыва возвращается в Израиль с двумя программами. Первая из них – репертуарная, состоит из 4 спектаклей постоянного репертуара Bejart Ballet Lausanne» – знаменитое «Болеро» на музыку Мориса Равеля и еще три одноактных спектакля: «Эдит Пиаф», «Бхакти» и новый балет «Anima Blues» в постановке нынешнего художественного руководителя труппы, ученика Бежара, 30 лет танцевавшего в его балете, хореографа Жиля Романа. Жиль Роман был принят в труппу Мориса Бежара «Балет XX века» в 1979 году. После смерти Бежара, с декабря 2007 года он стал художественным руководителем «Bejart Ballet Lausanne».

Вторая программа – это знаменитый балет Бежара, легендарное монументальнейшее полотно, спектакль, сотни раз показанный в мире и первый раз привозимый в Израиль «Балет во имя жизни», поставленный Бежаром на музыку Фредди Меркьюри, группы Queen и на произведения Моцарта. Костюмы для этого балета сделал Джанни Версаче, убитый в Майами через полгода после премьеры. Проектирование костюмов для балета Бежара стало одной из последних работ Версаче.

Бежар создал постановку «Балет во имя жизни» («Ballet for Life») в 1997 году. Работа была посвящена Фредди Меркьюри и танцовщику его труппы Хорхе Донну, а также всем, кто ушел из жизни слишком рано. В основу балета положены сами судьбы Фредди Меркьюри (1946-1991) и Хорхе Донна (1947-1992), бывшего солиста Бежара, одного из выдающихся танцовщиков ХХ века. Их жизни унес СПИД. «Фредди Меркьюри и Донн умерли в одном возрасте. Они были очень разными личностями, но их объединяла яростная жажда жизни и необходимость показывать себя другим». Ballet for Life – крайне эмоциональная работа. Оригинальные записи группы Queen, составляющие музыкальную основу действа, переплетены с произведениями Моцарта. «Мои балеты в основном поставлены на музыку, совмещенную с жизнью, смертью, любовью, с людьми, чья работа и жизнь неимоверно поражают меня, как танцовщика, которым мне уже не суждено стать, которые воспроизводят своих персонажей лучше своих возможностей».

Бежар никогда не обращался к созданию классического балета в чистом виде. Он использовал классические движения, он их, по его словам, «трансформировал и деформировал». Его балеты – сплав не только разного вида танца, но и слова (декламации), и пения, и пантомимы, и акробатики. Он использовал те виды искусства, которые ему были необходимы для воплощения его идей и замыслов.

«Весна священная» Стравинского, поставленная еще в конце 1950-х начинающим тогда хореографом перевернула представление о балете во всем мире. Потом в разные годы были «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Сейчас считается нормой соединять в танцевальных спектаклях движение и голос, а началось это именно с Бежара. Он признавался, что делать «обычные балеты» ему скучно. Он создал более 200 постановок – от камерных лирических миниатюр до масштабных действ.

Все лучшие спектакли Бежара являются золотым фондом труппы «Bejart Ballet Lausanne»: такие, как «Весна священная», как «Жар-птица», и конечно «Болеро», поставленное сначала для танцовщицы Душанки Сифниос. А затем был бешеный успех Майи Плисецкой в этом балете, в совместном исполнении с Хорхе Донном – любимым танцовщиком Бежара – не только на сцене, но и в фильме Клода Лелюша «Одни и другие». Музыку «Болеро» Мориса Равеля, ритуально ритмическую, гипнотическую, Морис Бежар назвал «вечно новой в своей простоте».

The show must go on. «Танец – это искусство ХХ века» – говорил Бежар. И XXI века тоже, в чем мы скоро и убедимся.
Программа «А»: «Болеро» – 4 одноактных балета:

4 октября, в 21:00, а также 5 октября, в 20:00, в Центре сценических искусств Тель-Авива, в зале Израильской Оперы.

Программа «Б»: «Балет во имя жизни»:

7 октября, в 13:00, а также 8 октября, в 16:00 и в 21.00, в Центре сценических искусств Тель-Авива, в зале Израильской Оперы.

Программа «А»:

«Эдит Пиаф». Хореография Мориса Бежара на песни Эдит Пиаф. Премьера прошла в Токио в 1988 году

«Бхакти 3»
Хореография Мориса Бежара. Этническая индийская музыка. Премьера – фестиваль Авиньон, 1968 год.

« Anima Blues ». Хореография – Жиль Роман. Музыка: группа Citypercussion, Thierry Hochstätter и JB Meier. Премьера – 2013 год.

«Я представлял себе этот балет как длинную блюзовую балладу, вдохновленную эссе знаменитого швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, написавшего, что «У каждого мужчины внутри живет женщина, и этот элемент феминизма называется Анима». Одна из танцовщиц нашей труппы, Катерина Шалкина, напомнила мне об Одри Хепберн, ее незабываемом силуэте, а голос Одри композиторы Тьерри Хохштейтер и Джей Би Мейер смогли вплести в оригинальную музыку этого балета» – говорит Жиль Роман.

1974 г. - Премия Эразма, вручаемая нидерландской некоммерческой организацией «Фонд Эразма» за вклад в европейскую культуру, общественную жизнь, социальные науки.
1986 г. – медаль ордена Восходящего солнца (Япония).
1988 г. – орден Короны, степень великого офицера (Бельгия).
1993 г. – И мператорская премия Японской артистической ассоциации.
1994 г. – свободный член Академии изящных искусств Института Франции. 2003 г. – орден «За заслуги в области искусства и литературы», степень командора (Франция, вручался в Лозанне).
1996 г. – почетный гражданин г. Лозанны (Швейцария).
1999 г. – премия Киото фонда Инамори (за достижения в культуре, вклад в мировую цивилизацию).
2003 г. – приз «Бенуа де ла данс» «За жизнь в искусстве».
Почетный гражданин Брюсселя и обладатель множества других наград.
В 2008 г. в его честь была названа станция метро в Лозанне.

Биография

Родился в Марселе 1 января 1927 г. в семье философа Гастона Берже (настоящее имя — Морис Жан Берже).
В возрасте четырнадцати лет по совету врача начал заниматься балетом.
Профессиональное хореографическое образование получил в частных балетных студиях Парижа, где его педагогами были Любовь Егорова, Лео Стаатс, мадам Рузанн (Рузанна Саркисян), затем занимался с Верой Волковой в Лондоне.

Дебютировал в 1946 г. в Виши (Франция). Выступал с небольшими балетными труппами - Ролана Пети, Жанин Шарра, Балетом Кулберг (Швеция).

В 1950 г. уже попробовал себя в качестве хореографа - первую постановку - балет «Жар-птица» И. Стравинского осуществил для Королевского Шведского балета (Стокгольм).

В 1953 г. организовал (совместно с Жаном Лораном) собственную труппу - Романтические балеты«. В 1954 г. дал ей другое название - Балет Звезды, под которым она просуществовала до 1957 г. Уже ранние опусы Бежара характеризуется его фирменным почерком: он не использует традиционной балетной одежды, исповедует минимализм в сценографии. Находит отражение в его творчестве и созвучное времени увлечение философией и литературой экзистенциализма. Он обращается к актуальным темам и современной музыке.
В середине 50-х гг. к молодому хореографу приходит известность, которая вскоре перерастет в настоящую славу. Она началась с балетов «Симфония для одинокого человека» П. Анри и П. Шеффера (1955 г.) и «Высокое напряжение» М. Констана и П. Анри (1956 г.).

В 1957-60 гг. работал со своей новой труппой Балетный театр Парижа, для которой поставил балеты «Чужой» на музыку Э. Вила Лобоса, «Пульчинелла» И. Стравинского (оба - 1957 г.), «Орфей» П. Анри (1958 г.), «Темы и вариации» на джазовую музыку (1959 г.) и др.

В 1959 г. поставил один из самых знаменитых своих балетов, ставших классикой XX столетия, - «Весну священную». Спектакль был показан на сцене Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), в нем участвовали артисты трех балетных компаний - самого Бежара, Милорада Мисковича, театра де Ла Монне.
После триумфального успеха этой постановки Бежару было предложено работать в театре де Ла Монне, в котором в 1960 г. и родилась всемирно известная труппа с интернациональным составом «Балет ХХ века». Она много гастролировала и была желанным гостем крупнейших театров и фестивалей мира.

Среди самых известных балетов, созданных Морисом Бежаром для этой труппы, – «Болеро» М. Равеля, в котором сольную партию танцует как женщина (1961 г.), так и мужчина (1977 г.) и кордебалет бывает или целиком мужской, или женский. В сольной партии - партии Мелодии с особым успехом выступал великий танцовщик Хорхе Донн, звезда «Балета XX века». В 1977 г. в Брюсселе в партии Мелодии дебютировала Майя Плисецкая, которая затем повторила это выступление в Москве на своем творческом вечере в Большом театре (1978 г.), в программу которого вошел также созданный Бежаром специально для нее балет «Айседора» на сборную музыку (премьера состоялась в 1976 г. в Монте-Карло).

В 1978 г.«Балет ХХ века» с триумфальным успехом гастролировал в Москве. В гастролях приняли участие ведущие артисты балетной труппы Большого театра Майя Плисецкая («Айседора»), Екатерина Максимова («Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза, партнер Х.Донн), Владимир Васильев, который исполнил заглавную партию в балете «Петрушка», сочиненную Бежаром для него в 1977 г. В 1987 г. такие же сенсационные гастроли труппы прошли в Ленинграде, где она активно сотрудничала с театром оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский) и Вильнюсе.

Для Плисецкой поставил также дуэт «Лебедь и Леда» на музыку К. Сен-Санса и японскую народную музыку (1978 г.), балет «Куразука» П. Мимрана, Т. Майузуми и Ю. Ле Бара (1995 г.), хореографический номер «Ave Майя!» на музыку И.С. Баха - Ш. Гуно (2000 г.). Е. Максимова и В. Васильев неоднократно танцевали дуэт из балета «Ромео и Юлия».

Для «Балета ХХ века» поставил балеты «Девятая симфония» на музыку Л. ван Бетховена (1964 г.), «Веберн - Опус V» (1966 г.), «Бхакти» на индийскую народную музыку (1968 г.), «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера (1971 г.), «Нижинский, клоун Божий» на музыку П. Чайковского и П. Анри (1972 г.), «Наш Фауст» на музыку И. С. Баха и аргентинские танго (1975 г.), «Эрос-Танатос» на музыку И.С. Баха, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, М. Хаджидакиса, П. АнриГ. Малера, Н. Роты, И. Стравинского, П. Чайковского (1980 г.), «Дионис» на музыку Р. Вагнера и М. Теодоракиса (1984 г., посвящен Ф. Ницше), «Конкурс» на музыку Ле Бара и отрывки из классических балетов (1985 г.), «Кабуки» М. Тоширо (1986 г.), «Мальро, или Метаморфозы Богов» на музыку Л. ван Бетховена и Ле Бара (1986 г.) и многие другие.

В 1987 г. Бежар вместе с ведущими танцовщиками переехал в Лозанну, где в том же году организовал новую труппу Béjart Ballet Lausanne (Балет Бежара в Лозанне) , для которой поставил балеты «Воспоминания о Ленинграде» на музыку П. Чайковского и группы «The Residents» (1987 г.), «Много раз пытаясь уйти, я остался» на музыку Г. Малера (1988 г.), «Кольцо вокруг кольца» на музыку Р. Вагнера и Э. Купера (поставлен для Балета Бежара в Лозанне и Немецкой оперы/ Берлин, хореография 1990 г.), «Мистер Ч.» на музыку Ч. Чаплина (1992), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1992 г.), «Дом священника не потерял своего очарования, а сад - своей роскоши» на музыку В.А. Моцарта и группы "Queen" (1997 г.), «Метаморфозы» («Мутация Х») на музыку Дж. Глисона, Дж. Зорна, Ле Бара (1998 г.), «Щелкунчик» П. Чайковского и Ж. Муте (1998 г.), «Брель и Барбара» на музыку И.С. Баха, Ж. Бреля, Барбары (2001 г.) и многие другие.

Эта труппа также неоднократно гастролировала в России.

Ставил оперы и оперетты.
Сотрудничал с многими известными балетными труппами и прославленными танцовщиками.

В 1970 г. в Брюсселе создал школу «Мудра», в 77-м г. - ее филиал в Даккаре, в 92-м г. - школу-студию «Рудра» в Лозанне. В 2002 организовал для молодых танцовщиков труппу «Компания М.».

Распечатать

Мори́с Бежа́р (фр. Maurice Béjart, настоящее имя Морис-Жан Бержé (фр. Maurice-Jean Berger), родился 1 января 1927 в городе Марсель. Один из известных французских танцовщиков и балетмейстеров, театральный и оперный режиссёр. Он является одним из лучших хореографов XX века.

Отец Мориса Гастон Берже (1896-1960) – философ, деятель культуры и образования из турецкого Курдистана, мать – каталанка. В роду у Бежара выходцы из Сенегала.

Слияние кровей и соединение национальных корней внесло большое творческое начало в искусство артиста. Африканская кровь, по мнению самого хореографа, стала основополагающей для желания творить в танце.

Мать будущий хореограф потерял в возрасте семи лет. Маленький Морис был болезненным ребенком, и доктор считал, что ему полезны занятия спортом. К тому времени Бежар посмотрел постановку Сержа Лифаря, она его подтолкнула к занятиям балетом. Родители поведали об увлечении сына театром, и врач одобрил занятия . Первыми его преподавателями были эмигрантки Любовь Егорова и Вера Волкова. В 1941 году Морис стал заниматься хореографией, а в 1944 году достиг того, что стал дебютантом в балетной труппе марсельской Оперы. При всем его таланте и желании танцевать, в классическом балете он не прижился. В 1945 году Бежар переезжает в Париж. Там он несколько лет берет уроки танцев у известных хореографов. Благодаря этому, он осваивает мастерство множества различных хореографических школ.

Поначалу Бежар пробовал себя во многих хореографических коллективах. В 1948 году работал у и Жанин Шарра, выступал в «Инглсби интернэшнл балле» в Лондоне в 1949 году и в Королевском шведском балете в 1950–1952 годах.

Бежар в 21 год работал в лондонской труппе под руководством Николая Сергеева над классическим репертуаром. Сергеев был хорошо знаком с хореографией, прославленного в танцевальном мире , потому что работал с ним более 20 лет. Благодаря этому, Бежар многое узнал о балетмейстерской работе в .

В Швеции Бежар работал в труппе «Кульберг-Балеттен». Там узнали, что он владеет хореографией и предложили ему поставить большое па-де-де из «Щелкунчика» для Стокгольмской оперы. Он восстановил дуэт, который был близок к оригиналу. В 1951 году в Стокгольме совместно с Биргит Кульберг поставил свой первый балет. Там же Бежар выступил как хореограф и поставил фрагменты балета «Жар-птица» И. Стравинского для кинофильма.

В 1953 году Бежар с Ж. Лораном открыл в Париже труппу «Балле де л’Этуаль» («Ballet de l’Etoile»), которая выступала до 1957 года. В 1957 году он создал труппу «Балле-театр де Пари». Бежар совмещал постановки балетов и выступления в них в ведущих ролях.

Мировой триумф ожидал его в 1959 году, в то время, когда его коллектив «Балле-театр де Пари» испытывал финансовые трудности. Неожиданно Бежар получил предложение от Мориса Юисмана, который был назначен новым директором брюссельского «Театр де ла Монне», поставить «Весну священную» на музыку И. Стравинского. Была подобрана группа талантливых танцоров, которые должны были создать балет всего за три недели. Бежар прочувствовал музыку Стравинского, услышав и увидев в ней, все тонкости проявления любви. В начале – это несмелый, осторожный порыв к объекту любви. Потом всепоглощающая страсть, со всеми оттенками проявления плотского желания. Этой постановкой были поражены не только знатоки классического танца, но и зрители всего мира.

Успешная постановка «Весны священной» стала толчком к будущему Бежара как хореографа. В следующем году Юисман предлагает Бежару набрать балетную труппу в Бельгии. Во Франции никто не предлагал ему этого, а он мечтал работать и творить именно в таких условиях. Бежар, не задумываясь, переезжает в Брюссель. И в 1960 году появился «Балет ХХ века».

В 1970 году Бежар открыл в Брюсселе школу-студию «Мудра». В 1987 году Морис Бежар выезжает со своим коллективом в Москву. Наши соотечественники оценили его творческую работу, и он стал любимчиком публики. Его стали называть Ивановичем, такого знака признания удостоился до него только .

Звезды советского балета начали борьбу за хореографию Бежара. Он работа с мэтрами балетного искусства такими, как и . блистала в созданном, специально для нее балете «Айседора». Бежаром были поставлены для нее и сольные концертные номера.

В 1981 году с Клодом Лелушем в фильме «Одни и другие» он работал в кинематографии.

Одним из интересных фактов его биографии стал переход из католического вероисповедания в исламское в 1973 году. Немалую роль в этом сыграл его духовный наставник суфий Остад Элаи.

В течении долгих лет, Бежар работал с , который был первым исполнителем в постановке Бежара интерпретации балета И. Стравинского «Петрушка». Со своей супругой он исполнял ведущую партию в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

С 1984 года костюмы для балетов Бежара творил известный в мире моды кутюрье Джанни Версаче. Десять лет спустя после его смерти 15 июля 2007 года в миланском театре «Ла Скала» вышла премьера балета «Спасибо, Джанни, с любовью». Это было поставлено с благодарностью и острым пониманием чувства дружбы с рано ушедшим другом. Бежара не остановили даже проблемы со здоровьем.

В 1987 году Морис Бежар увез «Балет ХХ века» в швейцарскую Лозанну и даже заменил название коллектива на «Лозаннский балет Бежара» («Béjart Ballet Lausanne»).

В 1994 году Морис Бежар был избран членом французской Академии изящных искусств.

В 1999 году Бежар показал свою интерпретацию балета «Щелкунчик», премьера которого прошла в октябре в Турине. Известная музыка Чайковского подвигла хореографа на создание автобиографического произведения. Главный персонаж его — девочка Клара, был заменен на мальчика Бима из балета Бежара 1978 года «Парижское веселье». Тематика постановки – это отношение к детству и матери Бежара.

Бежар придумал и поставил более ста балетов, написал пять книг.

Признание и награды

1974 - премия Эразмус

1986 - посвящён в рыцари императором Японии

1993 - Императорская премия

1994 - премия le Prix Allemand de la Danse

2003 - приз «Бенуа танца» («За жизнь в искусстве»)

2006 - Золотая медаль за заслуги в области искусств , Испания

Член Французской академии художеств

Почётный гражданин Лозанны

Постановки, ученики и партии и д.р.

Постановки

1955 - «Симфония для одинокого человека » (Symphonie pour un homme seul), Париж

1956 - «Высокое напряжение» (High Voltage)

1957 - «Соната для троих» (Sonate à trois), Эссен

1958 - «Орфей» («Orphée»), Льеж

1959 - «Весна священная», театр «Ла Монне», Брюссель

1960 - «Такой сладкий гром» (Such Sweet Thunder)

1999 - «Шёлковый путь» (La Route de la soie), Лозанна

2000 - «Дитя-король» (Enfant-roi), Версаль

2001 - «Танго» (Tangos (фр.) ), Генуя

2001 - «Манос» (Manos (фр.) ), Лозанна

2002 - «Мать Тереза и дети мира» (Mère Teresa et les enfants du monde)

2003 - «Чао, Федерико» (Ciao Federico), в честь Федерико Феллини

2005 - «Любовь - танец» (L’Amour - La Danse)

2006 - «Заратустра» (Zarathoustra)

2007 - «Вокруг света за 80 минут» (Le Tour du monde en 80 minutes)

2007 - «Спасибо, Джанни, с любовью» (Grazie Gianni con amore), памяти Джанни Версаче

Фильмография

Морис Бежар выступал в кино в качестве режиссёра, балетмейстера и актёра:

1959 - «Симфония для одинокого человека», хореография и исполнение Мориса Бежара, режиссёр Луис Куни

1975 - «Я родился в Венеции», режиссёр Морис Бежар (с участием Хорхе Донна, Шоны Мирк, Филиппа Лизона и певицы Барбары)

2002 - B comme Béjart, документальный фильм

Последователи

Морис Бежар разрешил исполнять свои произведения только тем, с кем работал лично. Тем не менее, многие известные танцоры и танцовщицы исполняли его постановки, копируя их с видео. Высокий уровень их исполнения, все же был не в манере «бежаровского» видения. И на нарушающих запрет, до сих пор накладывается денежный штраф.

Одним из последователей Мориса Бежара стал Миша Ван Хук (Misha Van Hoecke), который работал в труппе «Балет XX века» около 25 лет.