1 ый русский царь. Кто был первым русским царем на руси

Русское слово, известное как «царь», пришло к нам с латинского языка от слова «цесарь». Это же слово, только в другом звучании, то есть «кесарь», стало для немецкого «кайзер», тоже обозначавшего правитель.

Самый первый царь на Руси пришел к власти неожиданно. До него были князья. Первым же царем стал Ивана Третий Васильевич. Он вышел из династии Рюрика. Именно он был первым князем, Великим князем варягом. Также Иван читался как Иоанн. Так можно было по христианскому и славянскому языку объединить себя с апостолом Иоанном. Ведь получается для народа, что тогда сам Бог поставил его царем.

Церковь помимо иного звучания имени присвоила ему и иное название. Теперь царь был самодержцем, откуда и произошло самодержавие. Именно так звучал византийский император в славянской стране. Пока правила Византией Турция, то императорского дома не было. Когда же удалось ее вернуть России, то Иван Третий начал считать себя преемником, который взошел на трон после императора Византии.

Царь жениться на девушке по имени Софья Палеолог, которая приходится племянницей Константина Палеолога, являющегося последним византийским императором. Софья считается наследницей павшего императорского рода. Именно благодаря этому браку, Иоанну Третьему удается разделить с ней право наследство над Византией.

Когда в Кремле города Москвы появляется Софья, то царевне удается изменить распорядок жизни всего княжеского двора. Речь даже идет о самой Москве. Сам Иоанн Третий тоже издает мысль о том, чтобы изменить все, что находится в Москве. Так как ему мол тоже не нравится ничто, что там есть. Поэтому по приезду молодых, в столицу зовут византийских мастеров и художников, которые начинают не только строить, но и расписывать на свой лад церкви. Также ими сооружаются каменные палаты, где могли бы жить не только цари, но и бояре. В это время появляется на свет Грановитая палата. Но предкам нашим, в отличие от нас, казалось, что жить в доме из камня вредно. Поэтому хотя и были построены каменные дома, но там только пиры да балы устраивались, в то время как жить люди продолжали в деревянных домах.

Теперь Москва представляла собою Цареград. Именно так называли Константинополь, который был столицей Византии, и являлся турецким городом. Жизнь дворян, служивших при дворе, тоже теперь велась по византийским законам. Даже были отмечены моменты, когда царица и царь должны были выходить к столу, как они должны это делать, как должны вести себя другие. Например, было принято, что когда царь или царица заходят или выходят из-за стола, то все остальные должны стоять. Когда великий князь стал царем, его походка тоже изменилась. Теперь она была торжественней, неторопливей, величавей.

Правда, то, что Иоанн назвал себя царем, совсем не означало, что он им стал. Ведь до середины 15 века Древняя Русь величала царями не только византийских императоров, но и ханов Золотой орды. Когда на Руси может появиться царь? Когда он перестанет быть подданным хана. А этого добиться было сложно. Правда, все-таки Русь смогла скинуть с себя это иго, поэтому теперь она по полному праву могла назвать своих правителей царями. Теперь с русских князей никто, никакой татарин, под игом которого столько веков была Русь, не мог потребовать платить дань.

Когда кончался 15 век, то печати, которыми пользовался Иван Третий, стали скреплять политические договоры, а также разные другие важные политические документы, а герб на печати представлен в виде двуглавого орла, который ранее был византийским императорским гербом.

Правда, не Иван Третий по-настоящему царь Руси. Ведь хотя он и стал так называться, еще не все было так гладко. Лишь спустя некоторое время князья стали по праву называться царями, которые начали править Русью. Только тогда они смогли передавать этот титул от отца сыну, то есть по наследству.

На самом деле первым русским царем стал Иван Четвертый Грозный, который являлся внуком Ивана Третьего. Это случилось, когда его официально провозгласили таким титулом, и по всему миру с 1547 года стало известно, что Иван Грозный – это царь всея Руси.

Именно Иван Четвертый Грозный вошел в учебники по истории как первый царь, известной тогда могучей державы всея Руси. До этого официально правители назывались князьями. При этом этот царь послужил самой грозной, почему он так и был назван, а также драматической фигурой во всем мире.

Родился он в 1530 году от знатной боярыни Елены Глинской. Говорят, что она была потомком Чингис-хана. Бабушкой была София Палеолог, как мы уже говорили племянница византийского императора. Отец Ивана умер, когда ему было всего три года. В восемь лет он теряет свою мать. Именно это повлияло на становление характера молодого царя. Он вел себя умным политиком, сильным и жестоким властителем. Когда ему исполняется восемнадцать лет, он становится первым царем в России.

Хоть историю России каждый из нас изучал в школе, далеко не все знают о том, кто был первым царём на Руси. Этим громким титулом в 1547 г. стали именовать Ивана IV Васильевича, прозванного за свой нелёгкий характер, жестокость и крутой нрав Грозным. До него все правители на русских землях были великими князьями. После того как Иван Грозный стал царём, наше государство вместо Московского княжества начали называть Русским царством.

Великий князь и царь: в чём разница?

Разобравшись с тем, кого первым нарекли царём всей Руси, следует выяснить, для чего стал необходим новый титул. К середине XVI столетия земли Московского княжества занимали 2,8 тысячи квадратных километров. Это было огромное государство, раскинувшееся от Смоленской области на западе до Рязанского и Нижегородского уездов на востоке, от калужских земель на юге до Северного Ледовитого океана и Финского залива на севере. На столь огромной территории проживало около 9 млн человек. Московская Русь (так иначе называли княжество) являлась централизованным государством, в котором все регионы подчинялись великому князю, то есть Ивану IV.

К XVI веку перестала существовать Византийская империя. Грозный вынашивал идею стать покровителем всего православного мира, а для этого ему необходимо было укрепить авторитет своего государства на международном уровне. Изменение титула в данном вопросе играло не последнюю роль. В странах Западной Европы слово «царь» переводили как «император» либо оставляли в нетронутом виде, в то время как «князь» у них ассоциировался с герцогом или принцем, что было на разряд ниже.

Детство государя

Зная, кто на Руси стал первым царём, интересно будет познакомиться с биографией этого человека. Иван Грозный появился на свет в 1530 году. Его родителями были Великий московский князь Василий III и княжна Елена Глинская. Будущий правитель русских земель рано осиротел. Когда ему исполнилось 3 года, умер его отец. Так как Иван был единственным наследником престола (его младший брат Юрий родился умственно отсталым и не мог возглавить Московское княжество), правление русскими землями перешло к нему. Произошло это в 1533 году. Фактической правительницей при малолетнем сыне некоторое время была его мать, однако в 1538 году не стало и её (по слухам, она была отравлена). Полностью осиротев к восьмилетнему возрасту, будущий первый царь на Руси рос среди опекунов-бояр Бельских и Шуйских, которых ничего, кроме власти, не интересовало. Взрослея в атмосфере лицемерия и подлости, он с детства не доверял окружающим и от каждого ожидал подвоха.

Принятие нового титула и женитьба

В начале 1547 г. Грозный объявил о своём намерении венчаться на царство. 16 января этого же года ему был присвоен титул царя всей Руси. Корону на голову правителя возложил митрополит Московский Макарий — человек, пользующийся авторитетом в обществе и имеющий на юного Ивана особое влияние. Торжественное венчание состоялось в Успенском соборе Кремля.

Будучи 17-летним отроком, новоиспечённый царь задумал жениться. В поисках невесты сановники объездили все русские земли. Жену Иван Грозный отбирал из полутора тысяч претенденток. Больше всего пришлась по душе ему юная Анастасия Захарьина-Юрьева. Она покорила Ивана не только своей красотой, но и умом, целомудрием, набожностью, спокойным характером. Венчавший Грозного на царство митрополит Макарий одобрил выбор и обвенчал молодожёнов. Впоследствии у царя были и другие супруги, но Анастасия была из них всех для него самой любимой.

Московское восстание

Летом 1547 г. в столице случился сильный пожар, который не могли потушить 2 дня. Его жертвами стало около 4 тысяч человек. По городу распространились слухи, что столицу подпалили родственники царя Глинские. Разгневанная толпа людей отправилась к Кремлю. Дома князей Глинских подверглись разграблению. Результатом народных волнений стало убийство одного из членов сего знатного рода — Юрия. После этого восставшие явились в село Воробьёво, где от них прятался юный царь, и потребовали выдать им всех Глинских. Бунтовщиков с трудом удалось утихомирить и отправить обратно в Москву. После того как восстание пошло на убыль, Грозный приказал казнить его организаторов.

Начало реформирования государства

Московское восстание перебросилось на другие русские города. Перед Иваном IV возникла необходимость проведения реформ, направленных на наведение порядка в стране и укрепление его самодержавия. Для этих целей в 1549 году царём была создана Избранная Рада — новая правительственная группировка, в состав которой входили верные ему люди (митрополит Макарий, священник Сильвестр, А. Адашев, А. Курбский и другие).

К этому периоду относится начало активной реформаторской деятельности Ивана Грозного, направленной на централизацию его власти. Для управления различными отраслями государственной жизни первый царь на Руси создал многочисленные приказы и избы. Так, внешней политикой Российского государства руководил Посольский приказ, во главе которого на протяжении двух десятилетий стоял И. Висковитый. Принимать заявления, прошения и жалобы от простых людей, а также проводить по ним расследования обязана была Челобитная изба, находящаяся под контролем А. Адашева. Борьбу с преступностью возложили на Разбойный приказ. Он выполнял функции современной полиции. Столичную жизнь регулировал Земский приказ.

В 1550 г. Иван IV издал новый «Судебник», в котором были систематизированы и отредактированы все существующие в Российском царстве законодательные акты. При его составлении были учтены изменения, произошедшие в жизни государства за последние полвека. В документе впервые вводилось наказание за взяточничество. До этого Московская Русь жила по «Судебнику» 1497 года, законы которого к середине XVI века заметно устарели.

Церковная и военная политика

При Иване Грозном значительно усилилось влияние православной церкви, улучшилась жизнь духовенства. Этому способствовал созванный в 1551 г. Стоглавый Собор. Положения, принятые на нём, способствовали централизации церковной власти.

В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. В соответствии с данным документом каждый феодал обязан был выставлять со своих земель определённое количество солдат с конями и вооружением. Если помещик поставлял царю воинов сверх нормы, его поощряли денежным вознаграждением. В том случае, когда феодал не мог предоставить необходимое количество солдат, он платил штраф. «Уложение о службе» способствовало улучшению боеспособности армии, что было немаловажно в условиях проведения Иваном Грозным активной внешней политики.

Увеличение территории

В царствование Ивана Грозного активно проводилось завоевание соседних земель. В 1552 г. к составу Русского государства было присоединено Казанское ханство, а в 1556 г. — Астраханское. Помимо этого владения царя расширились за счёт завоевания Поволжья и западной части Приуралья. Зависимость от русских земель признали кабардинские и ногайские правители. При первом русском царе началось активное присоединение Западной Сибири.

На протяжении 1558-1583 годов Иван IV вёл Ливонскую войну за выход России к берегам Балтийского моря. Начало боевых действий было для царя удачным. В 1560 г. русским войскам удалось полностью разгромить Ливонский орден. Однако успешно начатая война затянулась на долгие годы, привела к ухудшению положения внутри страны и закончилась для России полным разгромом. Царь начал искать виновных в своих неудачах, что привело к массовым опалам и казням.

Разрыв с Избранной Радой, опричнина

Адашев, Сильвестр и прочие деятели Избранной Рады не поддерживали завоевательную политику Ивана Грозного. В 1560 г. они выступили против ведения Россией Ливонской войны, за что вызвали гнев правителя. Первый царь на Руси разогнал Раду. Её члены подверглись преследованиям. Не терпящий инакомыслия Иван Грозный задумался об установлении на подвластных ему землях диктатуры. Для этого с 1565 г. он начал проводить политику опричнины. Её суть заключалась в конфискации и перераспределении боярских и княжеских земель в пользу государства. Такая политика сопровождалась массовыми арестами и казнями. Её результатом стало ослабление местной знати и усиление на этом фоне власти царя. Опричнина длилась до 1572 года и была прекращена после опустошительного нашествия на Москву крымских войск под предводительством хана Девлет-Гирея.

Политика, которую проводил первый царь на Руси, привела к сильному ослаблению экономики страны, опустошению земель, разорению имений. К концу своего правления Иван Грозный отказался от казни как способа наказания виновных. В своём завещании от 1579 года он раскаивался в своей жестокости по отношению к подданным.

Жёны и дети царя

Иван Грозный вступал в брак 7 раз. Всего у него родилось 8 детей, 6 из которых умерли в детстве. Первая супруга Анастасия Захарьина-Юрьева подарила царю 6 наследников, из них до взрослого возраста дожили только двое — Иван и Фёдор. Сына Василия государю родила вторая жена Мария Темрюковна. Он умер в 2 месяца. Последнего ребёнка (Дмитрия) Ивану Грозному родила его седьмая жена Мария Нагая. Мальчику суждено было прожить всего 8 лет.

Взрослого сына Ивана Ивановича первый русский царь на Руси убил в 1582 году в порыве гнева, поэтому единственным наследником трона оказался Фёдор. Именно он возглавил престол после кончины своего отца.

Смерть

Иван Грозный правил Русским государством до 1584 года. В последние годы своей жизни из-за остеофитов ему было сложно ходить самостоятельно. Отсутствие движения, нервозность, нездоровый образ жизни привели к тому, что в 50 лет правитель выглядел стариком. В начале 1584 года его тело начало распухать и издавать неприятный запах. Доктора называли болезнь государя «разложением крови» и предрекали ему быструю кончину. Грозный умер 18 марта 1584 г., во время игры в шахматы с Борисом Годуновым. Так закончилась жизнь того, кто был первым царём на Руси. По Москве упорно ходили слухи, что Иван IV был отравлен Годуновым и его подельниками. После смерти царя престол достался его сыну Фёдору. Фактически же правителем страны стал Борис Годунов.

400 лет назад династия Романовых взошла на российский престол. На фоне этой памятной даты разгораются дискуссии о том, как царская власть повлияла на наше прошлое и есть ли ей место в нашем будущем. Но чтобы в этих дискуссиях был смысл, нужно понимать, как у правителей России появился царский титул и какую роль в этом сыграла Церковь.

Царский титул - это не только словесное выражение очень высокой степени власти, но еще и сложная философия. Для России эту философию создала в основном Русская Церковь. Ей, в свою очередь, досталось богатое наследие греческих церквей, чья судьба протекала на землях Византийской империи. Царское звание было официально закреплено за московскими правителями в XVI веке. Но никто, ни один человек не думал в ту пору: «Мы создали царскую власть». Нет-нет, и сами государи наши, и их вельможи, и церковные иерархи придерживались совершенно иного образа мыслей: «Царская власть перешла к нам из Константинополя. Мы - наследники».

Символы царской власти: шапка Мономаха и держава

Древние пророчества

Во второй половине XV века произошли события, ошеломительные и для Русской Церкви, и для всех «книжных» людей нашего отечества, и для политической элиты Руси.

Во-первых, благочестивые греки «оскоромились»! Они договорились с папским престолом об унии в обмен на военную помощь против турок. Митрополит Исидор - пришедший на Московскую кафедру грек, активный сторонник унии - попытался переменить религиозную жизнь Руси, очутился под арестом, а потом едва унес ноги из страны.

Во-вторых, Русская Церковь стала автокефальной, то есть независимой от Византии. Митрополитов-греков сюда больше не звали, начали ставить глав Русской Церкви соборно, из своих архиереев.

В-третьих, в 1453 году пал Константинополь, казавшийся незыблемым центром Право-слав-ной цивилизации.

И все это - на протяжении каких-то полутора десятилетий. А затем, до начала XVI столетия, государь Иван III превратил крошево удельной Руси в Московское государство - огромное, сильное, небывалое по своему устройству. В 1480 году страна окончательно освободилась от притязаний Орды на власть над ней.

После падения Константинополя в Москве, пусть и не сразу, вспомнили таинственные предсказания, издавна приписывавшиеся двум великим людям - Мефодию, епископу Патарскому, а также византийскому императору Льву VI Премудрому, философу и законодателю. Первый погиб мученической смертью в IV веке, второй царствовал в конце IX - начале X столетия. Традиция вкладывала им в уста мрачные пророчества. Христианство, «благочестивый Израиль», незадолго до прихода Антихриста потерпит поражение в борьбе с «родом Измаиловым». Племена измаильтян возобладают и захватят землю христиан. Тогда воцарится беззаконие. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет.
С особым вниманием наши книжники вглядывались в слова, где будущее торжество приписывалось не кому-то, а «роду русему».

После 1453 года московские церковные интеллектуалы постепенно приходят к выводу: Константинополь пал - свершилась часть древних пророчеств; но и вторая часть свершится: «Русский род с союзниками (причастниками)… всего Измаила победит и седьмохолмый [град] примет с прежними законами его и в нем воцарится». А значит, когда-нибудь Москва придет со своими православными полками на турок, разобьет их, освободит от «измаильтян» Константинополь.

Из медленного, но неотвратимого осознания какой-то высокой роли Москвы в искалеченном, истекающем кровью мире восточного христианства, из очарования волнующими откровениями тысячелетней давности родился целый «веер» идей, объясняющих смысл существования новорожденной державы и ее стольного града. Не напрасно - размышляли в ту пору - милая лесная дикарка Москва оказалась в роли державной владычицы! Не напрасно вышла она из-под иноверного ига как раз в тот момент, когда прочие народы православные в него угодили!

Предания о роде московских государей

Когда Москва оказалась столицей объединенной Руси, ее государи стали смотреть и на главный город своей державы, и на самих себя совершенно иначе. Иван III величал себя «государем всея Руси», чего прежде не водилось на раздробленных русских землях. При нем введены были в дворцовый обиход пышные византийские ритуалы: вместе с Софией Палеолог в Московское государство приехали знатные люди, помнившие закатное ромейское великолепие и научившие ему подданных Ивана III. Великий князь завел печать с коронованным двуглавым орлом и всадником, поражающим змея.

На рубеже XV и XVI столетий появилось «Сказание о князьях Владимирских» - похвала и оправдание единовластному правлению великих князей московских. «Сказание» вошло в русские летописи и получило в Московском государстве большую популярность. В нем история Московского княжеского дома связана с римским императором Августом: некий легендарный родственник Августа, Прус, был послан править северными землями Империи - на берега Вислы. Позднее потомок Пруса, Рюрик, был приглашен новгородцами на княжение, а от него уже пошел правящий род князей земли Русской. Следовательно, московские Рюриковичи, те же Иван III и его сын Василий III, являются отдаленными потомками римских императоров, и власть их освящена древней традицией престолонаследия.

Простота сущая? Да. Неправдоподобно? Да. Но ровно та же простота, ровно то же неправдоподобие, каким поклонились и многие династии Европы. Скандинавы свои рода королевские выводили от языческих богов! По сравнению с ними наш российский Прус - образец скромности и здравомыслия. По тем временам родство от Августа - идеологически сильная конструкция. Пусть и нагло, вызывающе сказочная.


Далее, как утверждает «Сказание», византийский император Константин IX прислал великому князю киевскому Владимиру Мономаху царские регалии: диадему, венец, золотую цепь, сердоликовую шкатулку (чашу?) самого императора Августа, «крест Животворящего Древа» и «порамницу царскую» (бармы). Отсюда делался вывод: «Таковому дарованию не от человек, а Божиим неизреченным судьбам претворяюще и переводяще славу Греческого царства на Российскаго царя. Венчан же бысть тогда в Киеве тем царским венцем во святей великой соборной и апостольской церкви от святейшаго Неофита, митрополита Эфесскаго… И оттоле боговенчанный царь нарицашеся в Российском царствии». В годы, когда Киевская Русь пребывала под рукой князя Владимира, Византией правил Алексей I Комнин, а Константин Мономах скончался еще в середине XI века. Да и не носили князья наши царского титула в домонгольское время. Поэтому вся легенда о византийском даре ныне ставится под сомнение.

Сейчас, конечно, невозможно с точностью определить, какие именно регалии получил Владимир Мономах, да случилось ли это на самом деле. И не настолько это важно.

Важнее другое: московский историософ XVI века перебрасывал «мостик царственности» из XII столетия в современность. Тогда правитель Руси уже имел царское звание? Превосходно! Следовательно, нынешним государям России уместно возобновить царский титул. Идея царства, царской власти , медленно, но верно пускала корни в русской почве. Москва начала примерять венец царственного города задолго до того, как сделалась «Порфироносной» в действительности.

(На фото - Иван III. Гравюра А. Теве из книги «Космография». 1575 г. Печать Ивана III. 1504 г.)

Зеркала Москвы

Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило.

Ученые монахи-иосифляне (последователи преподобного Иосифа Волоцкого) первыми начали понимать: Московская Русь - уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе.

Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем - как «новый Иерусалим».

Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк.

В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде - Москве…

Вот первая искра.

Большое же пламя вспыхнуло в переписке старца псковского Елеазарова монастыря Филофея с государем Василием III и дьяком Мисюрем Мунехиным. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима».

Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра - Рим и Константинополь («Второй Рим») пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «…все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя по пророческим книгам, то есть Ромейское царство, поскольку два рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть».

Иначе говоря, «Ромейское царство» - неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия - новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях.

Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» - скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте - в первую очередь роль хранителя веры . Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву!

Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю.

Венчание на царство

В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство.

Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело - использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое - официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей.

Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. Миниатюра. XVI в.

Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги. 1672 г.

Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь. В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало. Политика соединялась с христианской мистикой - «удерживающий», или «катехон», предотвращает окончательное падение мира в бездну, к полному развращению и отходу от Заповедей. Если нет его, значит, либо должен появиться новый, либо Страшный суд близится, а вместе с ним и конец старого мира. Таким образом, на плечи молодого человека свалился тяжкий груз.

За этим преобразованием видится и мудрость митрополита Макария, короновавшего молодого монарха, и острый ум князей Глинских - родни Ивана IV по матери.

Церемония венчания прошла с большой пышностью в кремлевском Успенском соборе. Через несколько дней государь выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь.

Царский статус европейские страны признали не сразу. Да и подтверждение его от Константинопольского патриарха Иоасафа пришло лишь в 1561 году.

Мистика и политика

Помимо христианской мистики, помимо историософских идей, порожденных средой ученого монашества, были гораздо более прозаические обстоятельства, сделавшие необходимым принятие царского титула.

Прежде всего, страна с большим трудом выходила из смуты, вызванной малолетством правителя. Крупнейшие аристократические «партии» безраздельно властвовали на протяжении многих лет, борясь друг с другом, устраивая кровопролитные междоусобные стычки. Закон и порядок пришли в ничтожество. Ивана IV весьма мало подпускали к государственным делам. Да и сам он отличался беспутным характером: жестокие развлечения интересовали его больше, чем вопросы большой политики. Церковь и те из аристократов, кто хотел бы прекратить эпоху беззакония, избрали для этого идеальный способ. Во-первых, они подняли молодого правителя высоко над уровнем знати, возведя его на вершину царского звания. Во-вторых, женили его на представительнице древнего боярского рода Захарьиных-Юрьевых Анастасии: вот царю и верные союзники, и лекарство от беспутства!

Нельзя сказать, чтобы свадьба и венчание на царство моментально исправили характер Ивана IV. Но они способствовали этому. Государь до тех пор был юношей, живущим близ власти, - без твердого понимания, кто он есть по отношению к своей же аристократии, по каким образцам должна строиться его жизнь, что в ней будет играть роль непреложных законов, а чему уготована судьба маргиналий на полях биографии. Принятие царского титула и женитьба привели к тому, что он оказался встроенным в социальный механизм Русской цивилизации. Иван Васильевич фактически обрел настоящую полновесную роль на всю жизнь - роль главы собственной семьи, в перспективе же - светского главы всего православного мира.

Икона «Москва­ - Третий Рим». 2011 г.

печать Ивана Грозного. 1583 г.

Подобное возвышение налагает значительные ограничения на монарха - на его образ жизни и даже на его образ мыслей. В течение нескольких лет молодой государь приносил Церкви покаяние за прежние свои грехи и «врастал» в свою великую роль. В середине 1550-х Иван Васильевич выглядел как человек, идеально ей соответствующий.

Страна в ту пору управлялась сложно и пестро. Каждая область имела собственные административные и правовые обычаи. «Церковная область», рассыпанная по всей державе, управлялась по особым законам и правилам. Служилая знать получала в «кормление» доходы от городов и областей, где ее представители по очереди, на сравнительно короткий срок, занимали управленческие должности. Эти доходы распределялись неравномерно, - в зависимости от силы и слабости аристократических партий, способных продвинуть на кормление своих людей. Закон пошатнулся. Центральное управление не успевало за все нарастающим валом задач, возникавших на колоссальной территории. Ведь размеры страны увеличились в несколько раз по сравнению с территорией, которую получил Иван III!

Стране требовались реформы. И после венчания государя наступает период, благоприятный для реформаторства.

У кормила власти стоят все те же аристократические кланы, но среди них нет первенствующей партии. Иными словами, наступило примирение могущественнейших людей России, они договорились между собой о более или менее равномерном распределении власти. Государь уже не являлся мальчишкой, которым нетрудно помыкать, теперь он мог выполнять роль арбитра и влиять на политический курс в желательном для себя направлении.

Формальное примирение между монархом и его недоброжелателями происходит в 1549 году: царь публично снимает с них вину за прежние злоупотребления. На митрополичьей кафедре стоит человек государственного ума, великого милосердия и обширных знаний - святитель Макарий. Как видно, ему удавалось направлять неистовую энергию молодого царя в доброе русло и не давать ей выхлестываться бурно, разрушительно.

В 1550-х годах реформы идут одна за другой, страна выходит из них преображенной.

Однако этого могло бы и не произойти, если бы в 1547 году молодой властитель московский не принял царский венец. А венчание не могло бы произойти, если бы наша Церковь не подготовила духовную почву для него. Правда состоит в том, что русское «священство» выпестовало и поставило на ноги русское «царство».

Первый царь на Руси родился не в Москве, а в Коломенском. В то время и Москва была маленькая, и Русь тоже невелика. Однако царственный младенец был явно отмечен и храним Богом. Детство его спокойным не получилось. Опекуны трёхлетнего царя - князья братья Шуйские - сотворили во дворце такой кровавый террор, что каждый вечер надо было благодарить Бога, что жив: не отравили, как мать, не убили, как старшего брата, не сгноили в тюрьме, как дядю, не замучили пытками, как множество приближённых отца - князя Василия III.

Наперекор всему первый царь на Руси выжил! И в 16-летнем возрасте неожиданным ударом по боярским устремлениям венчался на царство! Наверняка, говорят историки, ему это подсказал умный митрополит Макарий. Но вполне может быть, что и сам догадался, что стране нужна одна сильная рука, чтобы прекратить междоусобицы и прирастить территории. Торжество самодержавия - торжество Православной веры, Москва - наследница Царьграда. Конечно, и митрополиту идея с венчанием была близка и понятна. Первый царь на Руси получился настоящий: и бояр приструнил, и территории нарастил за 50 лет царствования - сто процентов территорий прибавилось у Российского государства, и Россия стала больше, чем вся Европа.

Царский титул

Царский титул Иван Васильевич (Грозный) использовал гениально, встав на совсем иные позиции в политике Европы. Великокняжеский титул переводился как "принц" или даже "герцог", а уж царь - это император!

После коронации родня царя со стороны матери добилась многих выгод, в результате чего началось восстание, которое показало юному Иоанну реальное положение дел относительно его царствования. Самодержавие - дело новое, многотрудное, с которым Иван Васильевич справился более чем успешно.

Вот интересно, почему первый царь на Руси - Иоанн Четвёртый? Откуда взялась эта цифра? А это уже значительно позже Карамзин писал свою "Историю Государства Российского" и начал отсчёт с Ивана Калиты. А при жизни первый царь в России так и звался - Иоанн I, грамота об утверждении на царство хранилась в специальном золотом ларце-ковчеге, и восседал первый царь на Руси вот на этом троне.

Царь обдумывал централизацию государства, проводил Земскую и Губную реформы, преобразовывал армию, принимал новый Судебник и Уложение о службе, и учредил закон о запрете въезда в страну еврейских купцов. Появился новый герб с орлом, поскольку Иван Грозный - прямой потомок Рюриковичей. И не только их: по материнской линии его недалёкий предок - Мамай, да ещё и бабушка родная - сама Софья Палеолог, наследница Византийских императоров. Есть в кого быть умным, гордым, трудолюбивым. И жестоким тоже есть в кого. Но, конечно, в то время, да ещё и в том окружении без жестокости невозможны были бы те преобразования, которые чётко выполнил первый царь в России. Преобразование армии - два слова, а сколько за ними стоит! Появилось 25-тысячное чего стоило только вооружить их пищалями, бердышами и саблями, а оторвать от хозяйства! Правда, отрывали от хозяйства стрельцов постепенно. Появилась артиллерия числом не менее 2 тысяч пушек. Иван Васильевич Грозный даже налогообложение посмел изменить к великому ропоту боярской думы. Конечно, бояре не просто роптали по поводу ущемлений их привилегий. Они расшатывали самодержавие до такой степени, что вынудили появление опричнины. Опричники образовали войско до 6 тысяч бойцов, не считая почти тысячи доверенных на особых поручениях.

В жилах кровь стынет, когда читаешь о тех пытках и казнях, что вершились по мановению руки государя. Но не только Иван Васильевич Грозный, даже сегодняшние историки уверены, что опричнина возникла не случайно и не на пустом месте. Бояр необходимо было приструнить! К тому же ползущие с Запада ереси настолько расшатывали фундамент православной веры, что трон шатался вместе с сидящим на нём царём и всем Государством Российским. Неоднозначные отношения складывались у самодержавия и с духовенством. До мистики верующий царь отнимал монастырские земли и подвергал репрессиям духовенство. Митрополиту запрещено было вникать в дела опричнины и земщины. В то же время сам царь Иван Васильевич был опричным игуменом, исполняя многие монашеские обязанности, даже на клиросе пел.

Новгород и Казань

Перед новым 1570 годом опричное войско выдвинулось в поход на Новгород по подозрению в намерении предать Русь Польскому королю. Уж потешились опричники на славу. Устроили грабежи с массовыми убийствами в Твери, Клину, Торжке и остальных попутных городах, потом разрушили Псков и Новгород. А в Твери Малютой Скуратовым был задушен митрополит Филипп за отказ благословения этого кровавого похода. Повсюду царь под корень уничтожал местную знать и приказных, можно сказать, целенаправленно, вместе с жёнами, детьми и домочадцами. Этот разбой длился годами, пока не напал на Русь крымский Вот где бы удаль показать молодому опричному войску! Но войско на войну попросту не явилось. Разбаловались опричники, обленились. С татарами - это не с боярами и их детишками воевать. Война была проиграна.

И рассердился тогда Иван Васильевич! Грозный взгляд перевёл на Казань от Новгорода. Тогда и там царствовала династия Гиреев. Упразднил государь опричнину, даже запретил её название, казнил множество предателей и злодеев, трижды ходил на Казань. На третий раз Казань сдалась на милость победителя и через некоторое время стала вполне русским городом. Также от Москвы до Казани по всей земле выстроились крепости русские. Было побеждено и Астраханское ханство, присоединившись к русским землям. Крымскому хану тоже в конце концов перепало: сколько можно безнаказанно грабить Русь и жечь её прекрасные города? В 1572 году 120-тысячное войско крымское было разбито 20-тысячным русским войском.

Увеличение территорий войнами и дипломатией

Потом были ощутимо побиты шведы силами новгородского войска, и заключён выгодный мир на целых 40 лет. Рвался первый царь на Руси к Балтике, воевал с ливонцами, поляками, литовцами, время от времени захватывающими даже новгородские пригороды, и пока (до другого великого Первого царя - Петра) безуспешны были эти попытки. Но заграницу напугал уже не на шутку. Даже установил дипломатию и торговлю с Англией. И начал подумывать царь о земле Сибирской, неизведанной. Но осторожничал. Хорошо, что Ермак Тимофеевич со своими казаками успел разгромить войско до получения приказа царя вернуться к охране Пермских земель, Россия таким образом приросла Сибирью. И уже через полвека русские вышли к Тихому океану.

Личность

Первый царь в России был не только первым царём, но и первым человеком по уму, эрудиции и образованности.

О до сих пор не стихают легенды. Богословие он знал на уровне учёнейших мужей. Положил начало юриспруденции. Явился автором многих прекрасных стихир и посланий (поэт!). Обязал духовенство открывать повсюду школы для обучения детей грамоте. Утвердил многоголосное пение и открыл нечто вроде консерватории в Был прекрасным оратором. А книгопечатание? А Собор Василия Блаженного на Красной площади? Вставал вопрос о канонизации Ивана Васильевича. Но как забыть грабежи, пытки, казни, опалу и попросту убийства опричниной и последователями православных священнослужителей? Ведь с окончанием опричнины она как таковая не кончилась, просто иначе стала называться. Царь каялся, носил вериги, бичевал себя. Огромные деньги жертвовал церкви на помин души казнённых и о здравии опальных. Умер он схимонахом.

Объединение русских земель и становление единого Российского государства окончательно завершилось в конце XV - начале XVI вв. Предшествующая этому эпоха феодального строя и покорения Золотой Орде наконец закончилась, а понятие Российской государственности плотно укрепилось в сознании власти. Этот период проходит под правлением князя , за которым закрепилось прозвище «Великий». Он прекращает междоусобные войны на Руси и создает профессиональную армию.

Объединение земель вокруг Москвы и расширение государственных границ характерно и для Василия III, сына Ивана Великого, который продолжает дело отца. Но самой яркой фигурой в истории России XV-XVI вв. становится сын Василия III – , которому суждено стать первым русским царем.

Царский титул – это совершенно новое отношение к власти, «Божье назначение», которое значительно расширяет возможности монарха в проведении внешней политики и налаживании дружеских отношений с государствами Европы и повышении своего авторитета среди них. События же второй половины XV века лишь способствовали появлению Царской России.


В первую очередь, Русская Церковь обрела независимость от Церкви Византийской. Во-вторых, Константинополь, являвшийся ядром Православного мира, был завоеван турецкой армией. Таким образом, духовное наследие Византийской Империи перешло России, что повлияло на взгляды и стремления монархов в отношении власти.

Царский титул использовался монархами Российского государства с 1547 года по 1721 год. Первым русским царем стал Иван IV, последним – .

Иван Грозный – начало правления, венчание на царство

Будущий государь, заслуживший прозвище «Грозный», родился 25 августа 1530 года. Отец – великий князь Василий III, мать – . Будучи старшим сыном, Иван должен был принять бразды правления по достижению шестнадцатилетнего возраста. Однако формально это случилось гораздо раньше.


Иван IV потерял отца, когда ему было 3 года. Василий III внезапно скончался от болезни. Через 5 лет будущий монарх потерял и мать, став полным сиротой, а управлять страной стали приближенные к власти, стремящиеся занять лидирующие позиции при молодом государе. Среди них - князья Бельские, Шуйские, Глинские, дворянин Воронцов.

Юный государь рос, наблюдая постоянные интриги, лицемерие, насилие и борьбу за власть. Постепенно он сам стал проявлять грубость с малых лет, а в характере появились злость, ненависть и агрессия. Первым заданием для себя он стал считать получение полной и тотальной власти. Поэтому, достигнув шестнадцатилетия, Иван Васильевич Грозный стал полноправным царем государства Российского.


Фреска "Венчание на царство Ивана IV"

Год венчания первого царя – 1547. Обряд проходил в Успенском Соборе Московского Кремля. Были соблюдены все Византийские каноны венчания, но впервые обряд совершил митрополит Русской Церкви, а не папа Римский или патриарх Константинополя. По этой причине, признание Ивана Грозного царем произошло во многих государствах Европы не сразу. Несмотря на это, Российское государство имело теперь иной статус, а Москва считалась царствующей столицей.

Внешняя и внутренняя политика, итоги правления Ивана IV

Получив власть, о которой мечтал с детства, Иван Грозный сразу же приступил к введениям новых реформ на территории своей страны. Разрабатывать их ему помогала Избранная Рада, составлявшая некий правительственный орган при государе. Так была проведена земская реформа, при которой волости и наместники были заменены властью общественной. В 1550 году был издан указ о запрете посещения России купцами из Европейских государств, также был принят новый судебник, направленный на ужесточение прав крестьян и холопов.

С 1565 года Россия разделилась на «опричнину» и «земщину». Земли, которые государь считал лучшими, теперь была выделены для определенной группы лиц – опричников – тех, кто был в особой милости у царя и пользовались его доверием настолько, что имели право лично наказывать каждого, кто был недоволен правлением монарха, вплоть до грабежей и казней. Иван IV сформировал на опричнине дополнительный орган управления совместно с Боярской Думой и создал новое опричное войско из самых верных людей.


Разграбление жителей опричниками Ивана Грозного

На остальной части страны, земщине, все оставалось без изменений, люди отдавали государю большую часть доходов и все время претерпевали бесконечные нападки опричников, лишаясь имущества и жизни.

Непрекращающиеся казни и разграбление опричными войсками земских городов привели к полной разрухе и нищете в России. И только в 1571 году Иван Грозный отменил указ о разделении земель России, когда опричное войско показало абсолютную неспособность самостоятельно дать отпор внешним врагам.


Несмотря на это, внешняя политика на первых этапах была успешна. Войны, нацеленные на расширение границ Российского государства, привели к присоединению части Сибирских земель, Казанского и Астраханского ханства.

Достигнув желаемого в восточном направлении, государь обратил внимание на Запад. Началась 25-летняя Ливонская война, целью которой был выход к Балтийскому морю. Однако в этот раз победы достичь не удалось. Война только усугубила внутреннее положение дел в стране, также была потеряна часть земель России.

Конечно, внешняя политика не ограничивалась лишь завоеваниями и расширением границ. Были налажены отношения с Европейскими странами, такими как Дания, Англия и Германская Империя.

Таким образом, итоги правления Ивана IV неоднозначны.

В период его правления были присоединены Казанское и Астраханское ханства, завоеваны Сибирские земли, налажены отношения с Европейскими государствами. Но проводимые ужесточающие реформы, перешедшие в опричнину, привели к развалу в стране, а изнурительная Ливонская война – к развалу в экономике. Итоги правления Ивана Грозного также противоречивы, как и его личность.

Последние годы жизни и последователи Ивана IV

Страшная трагедия, случившаяся со старшим сыном Ивана Грозного, стала переломным моментом последних лет жизни и правления монарха. Ведь именно царь избил его до смерти в порыве гнева, лишив себя сына, а трон – главного наследника на царствование. Прийти в себя после этого ужасного события государь уже не мог. Он прожил еще 3 года, но ко всему прочему здоровье его было сильно подорвано, соляные отложения в позвоночнике почти обездвижили тело и доставляли сильнейшую боль.


Новым царем становится средний сын Ивана IV, Федор Иоаннович. С детства имея большие проблемы со здоровьем, самостоятельно править он не мог, поэтому власть сосредотачивается в руках , брата жены Федора Иоанновича. Он же впоследствии становится царем с 1598 года и после передает трон своему сыну Федору. Однако в России наступает «смутное время» и период постоянной смены власти.


Только в 1613 году первым царем Земского Собора становится – тот самый представитель рода Романовых, с которого начинается династия, правящая в России на протяжении веков, вплоть до отречения в 1917 году.