Адмирал Корнилов: краткая биография. Колчак (адмирал): краткая биография. Интересные факты из жизни адмирала Колчака

АДМИРАЛ КОЛЧАК
"Корень зла в там, что русские никак не могут утвердиться на национальном принципе, ставя интересы партийные выше интересов своего народа. В этом отношении виноваты оба крыла: и левые, и правые. Всякая политическая борьба до тех пор, пока ока не стоит на национальной почве и на программе объединения России - вредна.
Из речи в Омске адмирала Колчака 13-го ноября 1918 г., в бытносгъ его военным министром Директории.
Род Колчака идет от турецкого пажи Колчака (боснийца по происхождению) о Сераскир (Турецкой армии в Молдавии был взят в плен войсками Минизга в 1739 году при сдаче крепости Хотина.
Посте окончания войны он поселился в Польше, а после раздела Польши в 1794 году его потомки переселились в Россию, где входили в состав Бугского казачьего войска.
Во время Крымской войны 1853-1856 г. при взятии Малахова кургана остатки защитников, решившие сражаться до последнего дыхания, укрылись в каменной "горже" (башне) кургана.
Окруженные врагами со всех сторон, расстреливаемые в упор артиллерией, отвергшие предложение сдаться - защитники башни яростно отбивались, пока не пал последний из них*. Груды убитых французов свидетельствовали, что русские дорого продали свою- жизнь.
Среди убитых союзники нашли семь человек живых - тяжело раненых. Среди них был Василий Колчак, кондуктор Черноморского флота. Сильный организм моряка победил, и при прекрасном уходе французских врачей Колчак выздоровел и провел плен на Принцевых островах вблизи Константинополя.
Вернувшись в РОССИЮ после войны, В. Колчак окончил Горный инстиут, был произведен в офицеры (прим. в Русской Армии сам по себе плен не влек репрессионные меры) и занял должность горного инженера металлурга. Дослужил до чина генерал-майора, написал книгу "В плену", переведенную на французский язык. Сын его Александр родился в 1874 году на Обуховском сталелитейном заводе около С-Петербурга, где В.Колчак служил инженером-металлургом.
А.В.Колчак окончил вторым Морской корпус, в 1894 году был прозвводен в чин мичмана и на крейсере "Рюрик" ушел в плавание на Дальний Восток.
В 1896 году он служил на клипере "Крейсер" и после плавания на нем в 1899 году вернулся в Балтийское море.
Наука влекла его к себе. Ставши ученым гидрологом, он написал несколько статей. Его увлекала идея открытия Южного полюса и исследование Севера.
Летом 1899 года, увлекшись океанографией, он познакомился с адмиралом Макаровым, который оценил его работы и принял горячее участие в его судьбе.
В декабре 1899 года А.Колчак назначается на броненосец "Петропавловск", который уходит на Дальний Восток. Находясь в Средиземном море, А.Колчак принимает приглашение барона Толя, известного исследователя Севера, принять участие в его экспедиции в качестве гидролога. Два года экспедиция провела на севере, производя измерения, изучая природу, ведя гидрологические и метеорологические наблюдения.
Корабль экспедиции "Заря" был затерт льдами, и весной 1902 г. барон Толь решил продолжать путешествие пешком, взяв с собой трех человек. По сведениям, полученным от местных жителей, далеко на север от Ново-Сибирских островов находился неведомый остров.
"Заре" было дано задание отправиться на остров Бенета для пополнения запасов топлива и провианта, а членам экспедиции - вернуться в С -Петербург и доставить в Академию наук собранные коллекции.
На заседании академиков был сделан подробный доклад о результатах экспедиции. Всех тревожила судьба барона Толя.
А.Колчак поднял вопрос о снаряжении экспедиции для оказания помощи барону Толю и его спутникам. Несмотря на скептическое отношение академиков к предложенному плану, Колчак убедил их в практичности выполнения этой экспедиции, предложив, что он берется за ее организацию; Академия согласилась, и Колчак помчался на Север.
После долгого путешествия до Усть-Янска, сбора людей, материалов и- припасов, весной 1903 года Колчак вышел в океан на шлюпке с 6-ью спутниками и запасом провизии на три месяца. Это был трудный, утомительный и опасный поход. Шлюпка дошла до острова Бенета. Были найдены следы пребывания бар. Толя, была найдена запечатанная бутылка с указанием, где оставлены другие документы. Выяснилось, что барон Толь прибыл на о.Венета летом 1902 года и осенью, когда уже наступила полярная ночь и 40-градусные морозы, двинулся на юг. Колчак на юге обнаружил, что склады провизии, оставленные для бар.Толя, были не тронуты, т.е. что он погиб, не дойдя до них.
После 42 дней плавания в Арктическом океане на шлюпке Колчак со всеми своими людьми вернулся к исходному- пункту, около мыса Медьвежьего на острове Котельников. Обратное путешествие было беспрерывной борьбой со стихиями. Шлюпку затирали льды, заливало водой, люди замерзали, но неуклонно шли вперед. Колчак показал себя смелым и решительным исследователем, которого не остановили никакие препятствия и трудности.
Собранные им записки и наблюдения через несколько лет появились в печати под названием: "Льды Карского и Сибирских морей".
(Американское Географическое Общество издало этот труд на английском языке:""Problems of Polar Research", Special Publication # 7, N.Y. 1928)
По прибытии в Якутск Колчак узнал о начавшейся войне с Японией и как честный патриот, он по телеграфу запросил Академию Наук вернуть его в Морское министерство. Академия отказала. Телеграмма Великому Князю Константину Константиновичу возымела должное действие, и Колчак получил разрешение следовать на Дальний Восток. Сдав своим спутникам все дела экспедиции, коллекции и находки, Колчак отбыл в Иркутск, куда прибыли его отец и невеста. Обвенчавшись в Иркутске в марте 1904 года, Колчак на другой день отправился в Порт-Артур, а отец и молодая жена - в С-Петербург.
Явившись к адмиралу Макарову в Порт-Артуре, Колчак просил назначить его на боевую должность на миноносец. Адмирал Макаров, увидев измученного, изнуренного человека, решил, что ему надо попра виться и отдохнуть от перенесенных лишений, и назначил его на крейсер "Аскольд". Потом он был на минном заградителе "Амур" и командиром миноносца "Сердитый".
Организм, подорванный лишениями в течение нескольких лет в полярных экспедициях, не выдержал, и Колчак, измученный суставным ревматизмом, заболел воспалением легких. Не оправившисъ окончательно, он снова вернулся на миноносец и только силой воли заставил себя исполнять свои обязанности. Совершив ночную, опасную вылазку, Колчак расставил мины, на которых взорвался японский крейсер "Такасаго". За это дело он был награжден Георгиевским оружием.
Назначенный командовать батареей морских орудий, Колчак был ранен при сдаче Порт-Артура. Колчак едва мог ходить и был положен в госпиталь в Нагасаки. Раненые и больные русские офицеры, в воздаяние их героической защиты крепости, получили от японского правительства (!) предложение пользоваться лечебными заведениями Японии или, если они хотят, вернуться, в Россию БЕЗ ВСЯКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ (прим. Благородство - всегда было отличительной чертой Японской и Русской Императорской армий). Все предпочли вернуться, и Колчак отправился через Какаду в С.Петербург, где он занялся приведением в порядок своих записок и трудов по двум полярным экспедициям.
После Японской войны горячие патриоты - молодые морские офицеры - начали организовывать- кружки для возрождения флота. Морское начальство одобрило эту деятельность, и во всех портах образовались кружки морских офицеров, в которых разбирались военно-морские вопросы и вопросы реформы флота. Санкт-Петербургский морской кружок был одним из самых активных; помощником председателя этого кружка был капитан 2-го ранга Колчак..
Весной 1906 года был учрежден Морской Генеральный Штаб, начальником организационно-тактического отдела которого был назначен Колчак. Окунувшись с головой в работу по воссозданию флота, Колчак явился одним из самых деятельных чинов Морского штаба. Члены вновь созданной Государственной Думы - штатские люди - скептически относились ко всем предложениям о военных и морских ассигновках. Группа морских офицеров получила разрешение морского министра выступать в печати и на общественных, собраниях с докладами о необходимости создания сильного морского флота. Во главе этой группы стал А.В Колчак. Своей искренностью, логичностью и последовательностью речи морского офицера боевого георгиевского кавалера и ученого исследователя привлекали внимание членов Государственной Думы и общественности.
Отношение Думы и общества, под влиянием, главным образом, речей Колчака, изменилось, и все ассигнования на возрождение могучего русского флота были утверждены Государственной Думой. Продолжая заниматься проблемами Севера, разработав проект использования Великого Северного морского пути, Колчак предложил построить два корабля - Таймыр и Вайгач - которые могли бы выдерживать давление полярных льдов. Проект был принят. Корабли построены в С.Петербурге, и капитаны 2-го ранга Колчак и Матисен (спутник Колчака по заполярной экспедиции) были назначены их командирами.
Придя во Владивосток осенью 1910 года, корабли провели там остаток 1910 года; в начале 1911 года вели астрономические наблюдения на мысе Дежнева. Адмирал Григорович, назначенный морским министром, приказал Колчаку оставить экспедицию и вернуться в С.Петербург для работы в Главном Морском штабе. Назначенный начальником Балтийского оперативного отдела штаба, Колчак, полный энергии и энтузиазма, приступает к сложной работе разработки военных действий и обороны берегов Балтийского моря.
В 1912 году Колчак получает в командование миноносец "Уссуриец", затем "Пограничник" В 1914 году Колчак снова в морском штабе.
Началась 1-ая Мировая война. Все планы Колчака проводятся в жизнь. Мобилизация флота прошла в изумительном порядке. Все было готово, предусмотрено, каждый корабль имел свое предписание, знал свою задачу, место сбора, планы минных заграждений. Вход в Финский залив был загражден 8-ью рядами мин. За всю войну германский флот даже не пытался пройти в Финский залив.
Колчак, флаг-капитан оперативной части, сам руководил всеми операциями флота и лично участвовал в выполнении их. Не удовлетворяясь защитой берегов, Морской штаб отдает приказ минировать немецкие порты Данциг и Киль. Легкие миноносцы и старые тихоходные крейсера занимаются этой опасной работой в глубоком тылу противника. При малейшей оплошности гибель их несомненна. Капитан Колчак сам лично принимает участие в этих опасных и чрезвычайно важных операциях. Несколько немецких крейсеров, миноносцев, транспортов взрываются на русских минах. Назначенный командиром защиты Рижского залива, Колчак с небольшими силами отбивает германский флот от Риги. Морская артиллерия отбивает атаки немецкой пехоты, высаживает десанты в немецком тылу, топит немецкие транспорты и т.д. За свой подвиг Колчак награждается орденом Святого Георгия 4-й степени. На Пасху 1916 г. он производится в чин контр-адмирала. (прим. Именно из за этих беспокойств немецкий Генеральный штаб стал искать пути нейтрализации Балтийского флота, в том числе методом пропаганды и агитации)
Бросая свою минную дивизию для минирования входа в Рижский залив, пользуясь ледоколами, он выходит в море раньше германского флота и топит немецкие транспорты.
28-го июля 1916 года, произведенный в чин вице-адмирала, Колчак назначается командующим Черноморским флотом.
Наша Кавказская армия получала свои припасы и снаряжение морем. Быстроходные германские крейсера и подводные лодки причиняли неисчислимый вред нашим кораблям.
Найдя Черноморский флот в беспорядке, Колчак энергично принялся за чистку, и через несколько месяцев Черноморский флот перешел к активным боевым действиям, закрыв выход в Босфор неприятельским кораблям.
Пришла революция 1917 года. (прим. на деньги немецкого Генерального Штаба) Дольше всех держался Черноморский флот, но агитаторы большевики сделали свое каиново дело. Начались убийства морских офицеров, отобрание оружия. Когда матросский комитет обратился к адмиралу Колчаку с требованием выдать свое оружие, разгневанный адмирал выбросил за борт свое Георгиевское оружие, сказав: "не вы мне дали". Сдав командование флотом адмиралу Лукину, Колчак уехал в Петроград для доклада Временному Правительству. Описав преступные действия большевиков, полную негодность флота, адмирал Колчак требовал суровых мер, включая введение смертной казни за неисполнение боевых приказов.
Убедившись в полном нежелании Временного Правительства спасти армию и флот, адмирал Колчак с группой морских офицеров уезжает в Америку по приглашению американского правительства. В это время Американское морское министерство разрабатывает проект десанда в Дарданеллах.
Адмирал Колчак дает советы по операции десанта, и ему предлагают командование минной дивизией. Но адмирал Колчак заявляет, что он должен сначала ознакомиться с правилами, законами и положением американского флота. Колчак предпринимает несколько рейсов на кораблях американского флота. Видимо, ему не понравилось состояние американского флота, а происшедший в России большевистский переворот вызвал в нем желание быть поближе к России. Колчак уехал в Японию.
Считая победу над Германией необходимой для свержения большевиков, адмирал Колчак обратился с просьбой к Английскому правительству о принятии его на службу в английскую армию, хотя бы рядовым. Вскоре он получил извещение о его приеме в английскую-армию и предписание отправиться на Мессопотамокий фронт. Но по дороге в Сингапур он получил предписание ехать в Пекин и поступить в распоряжение Российского посла кн.Кудашева. Посол посоветовал Колчаку создать Добровольческую армию на Дальнем Востоке, на подобие Добровольческой армии генералов Алексеева и Корнилова, для борьбы с большевиками.
Прибыв в Маньчжурию, адмирал Колчак нашел несколько вооруженных отрядов, но попытки их объединить окончились неудачей.
В это время борьба с большевиками на Юге России разгоралась, и Юг России был освобожден от большевиков. Адмирал решает ехать к генералу Алексееву. По дороге в Омск он получает предложение от Директории и Сибирского правительства встать во главе военного и морского министерства. Адмирал отказывается, ссылаясь на недостаточное знакомство с сухопутным ведением войны. Директория настаивает, и после долгих и настойчивых требований адмирал соглашается, считая своим долгом отдать все свои силы для возрождения Национальной России.
Во время поездки на фронт Директория, состоявшая, главным образом, из эс-эров, была свергнута, и совет министров предлагает Колчаку принять звание Верховного Правителя. Не желая отказываться от служения Родине, адмирал соглашается. Совет министров приказом от 18 ноября 1918 года объявляет:
"В виду тяжелого положения государства и необходимости сосредоточить «всю полноту власти в одних руках, - передать временное осуществление Верховной Государственной власти адмиралу Александру Васильевичу Колчаку, присвоив ему наименование ВЕРХОВНОГО ПРАВИТЕЛЯ".
Первый приказ адмирала:
... "Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю, что не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности".
Малочисленная Сибирская армия не смогла выдержать наступления огромных советских армий и, совершив беспримерный Сибирский Ледяной поход под командой легендарного генерала Каппеля, ушла на Восток.
Адмирал Колчак, задержанный в Иркутске чехами, был предательски выдан большевикам союзным командованием, по распоряжению французского генерала Жалена. (Прим. За это Ижевско-Воткинские рабочие прислали генерал-предателю Жанену 30 серебрянных рублей в награду) По приговору революционного суда адмирал Колчак был расстрелян 7~го февраля 1920 года в Иркутске, до дна испив горькую чашу службы России.
Чрезвычайно важно знать мнение об адмирале Колчаке его политического противника (!) историка Мельгунова, который пишет в своей книге "Трагедия адмирала Колчака":
"Рыцарь подвига, безукоризненной моральной честности, брезгливо сторонившийся от интриг, бурно ненавидевший произвол*.. Идеалист « на фоне борьбы светлой и героической за восстановление России... Он был чище и идейнее других; пламенный темперамент, прямота и непосредственность, чарующие одних, создавали и врагов..."
"Колчака судил "революционный суд". Подсудимый во всех отношениях оказался выше своих судей. И с чувством какой-то глубокой обиды и поруганной личной чести перелистываем страницы допроса адмирала Колчака. Зачем его не судили только одни большевики? Зачем на эту позорную страницу занесены, помимо коммунистов, и имена представителей партий соц.-революционеров и соц.-демократов? Зачем в этой комедии суда, в этом недостойном зрелище в роли статистов, впрочем, не пассивных, выдвинуты демократы? Этого пятна не смоет никакая "объективная история" Такие вещи, действительно, не изглаживаются из исторической памяти".

Ужасное состояние - приказывать, не располагая реальной силой обеспечить выполнение приказания, кроме собственного авторитета. (А. В. Колчак, 11 марта 1917)

Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874. В 1888-1894 учился в Морском кадетском корпусе, куда перевелся из 6-й Санкт-Петербургской классической гимназии. Был произведен в мичманы. Кроме военного дела, увлекался точными науками и заводским делом: слесарить выучился в мастерских Обуховского завода, штурманское дело осваивал в Кронштадтской морской обсерватории. Свой первый офицерский чин В. И. Колчак выслужил тяжёлым ранением при обороне Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов: он оказался одним из семерых выживших защитников Каменной башни на Малаховом Кургане, которых французы после штурма нашли среди трупов. После войны он закончил Горный институт в Петербурге и вплоть до отставки служил приёмщиком Морского министерства на Обуховском заводе, имея репутацию человека прямого и крайне щепетильного.

В конце 1896 года Колчак был назначен на крейсер 2-го ранга «Крейсер» на должность вахтенного начальника. На этом корабле он на протяжении нескольких лет ходил в походы по Тихому океану, в 1899 году вернулся в Кронштадт. 6 декабря 1898 года он был произведен в лейтенанты. В походах Колчак не только выполнял свои служебные обязанности, но и активно занимался самообразованием. Также он увлёкся океанографией и гидрологией. В 1899 году он опубликовал статью «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведённые на крейсерах „Рюрик“ и „Крейсер“ с мая 1897 года по март 1898 года». 21 июля 1900 года А. В. Колчак отправился в экспедицию на шхуне «Заря» по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям к берегам Таймырского полуострова, где первая зимовка. В октябре 1900 года Колчак участвовал в поездке Толля к фьорду Гафнера, а в апреле-мае 1901 года они вдвоем путешествовали по Таймыру. На протяжении всей экспедиции будущий адмирал вёл активную научную работу. В 1901 году Э. В. Толль увековечил имя А. В. Колчака, назвав его именем открытый экспедицией остров в Карском море и мыс. По итогам экспедиции в 1906 году был избран действительным членом Императорского Русского географического общества.


Шхуна “Заря”

Длительные полярные экспедиции сына, его научная и военная деятельность радовали стареющего генерала Василия Колчака. И вызывали тревогу: его единственному сыну без малого тридцать лет, а перспектива увидеть внуков, наследников знаменитого рода по мужской линии были весьма туманными. И тогда, получив от сына известие, что вскоре он читает доклад в Иркутском географическом обществе, генерал предпринимает решительные меры. К тому времени Александр Колчак уже несколько лет был обручен с потомственной подольской дворянкой Софьей Омировой .

Но, судя по всему, стать любящим мужем и отцом семейства не торопился. Длительные полярные экспедиции, в которых он добровольно принимал участие, следовали одна за другой. Софья ждала своего жениха четвертый год. И старый генерал решил: венчание должно состояться в Иркутске. Хроника дальнейших событий стремительна: 2 марта Александр читает блестящий доклад в Иркутском географическом обществе, а на следующий день встречает на Иркутском вокзале отца и невесту. Приготовления к свадьбе занимают двое суток. Пятого марта Софья Омирова и Александр Колчак женятся. Через три дня молодой муж покидает свою супругу и добровольно отправляется в действующую армию - защищать Порт-Артур. Началась русско-японская война. Начался долгий путь последнего, пожалуй, самого выдающегося представителя династии русских воинов Колчаков к ледяной проруби на Ангаре. И к большой русской славе.


Война с Японией стала первым боевым испытанием молодого лейтенанта. Его быстрый карьерный рост - от вахтенного начальника до командира миноносца и, позже, командира береговых орудий соответствовал объему сделанного в сложнейших условиях. Боевые рейды, минные заграждения подходов к Порт-Артуру, уничтожение одного из ведущих крейсеров противника "Такасаго" - Александр Колчак служил отечеству на совесть. Хотя вполне мог бы по состоянию здоровья уйти в отставку. За участие в русско-японской войне Александр Колчак был награжден двумя орденами и золотым георгиевским кортиком с надписью "За храбрость".

В 1912 Колчак назначается начальником Первого оперативного отдела Морского Генерального штаба, в его ведении - вся подготовка флота к ожидаемой войне. В этот период Колчак участвует в маневрах Балтфлота, становится специалистом в области боевых стрельб и в особенности минного дела: с весны 1912 он в Балтийском флоте - у Эссена, потом служил в Либаве, где была база Минной дивизии. В Либаве до начала войны оставалась и его семья: жена, сын, дочь. С декабря 1913-го Колчак - капитан 1-го ранга; после начала войны - флаг-капитан по оперативной части. Разработал первое боевое задание флоту - закрыть сильным минным полем вход в Финский залив (та самая минно-артиллерийская позиция Порккала-удд-остров Нарген, которую полностью с успехом, но не так быстро повторят моряки-краснофлотцы в 1941). Приняв во временное командование группу из четырех миноносцев, в конце февраля 1915 Колчак закрывает двумя сотнями мин Данцигскую бухту. Это была самая трудная операция - не только по военным обстоятельствам, но и по условиям плавания кораблей со слабым корпусом во льдах: тут вновь пригодился полярный опыт Колчака. В сентябре 1915 Колчак вступает в командование, сначала временное, Минной дивизией; одновременно в его подчинение переходят все морские силы в Рижском заливе. В ноябре 1915 Колчак получает высшую русскую военную награду - орден Святого Георгия IV степени. На Пасху 1916, в апреле, Александру Васильевичу Колчаку присваивают первый адмиральский чин. В апреле 1916 года был произведён в контр-адмиралы. В июле 1916 года приказом российского Императора Николая II Александр Васильевич был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом.

После Февральской революции 1917 Севастопольский Совет отстраняет Колчака от командования, и адмирал возвращается в Петроград. После Февральской революции 1917 Колчак первым на Черноморском флоте присягнул на верность Временному правительству. Весной 1917 года Ставка начала подготовку десантной операции для захвата Константинополя, но из-за разложения армии и флота эту мысль пришлось оставить. Удостоился благодарности от военного министра Гучкова за быстрые разумные свои действия, коими он способствовал сохранению порядка на Черноморском флоте. Однако из-за пораженческой пропаганды и агитации, проникавших после Февраля 1917 г. в армию и флот под видом и прикрытием свободы слова, и армия, и флот стали двигаться к своему развалу. 25 апреля 1917 года Александр Васильевич выступил на собрании офицеров с докладом «Положение нашей вооружённой силы и взаимоотношения с союзниками». Кроме прочего Колчак отмечал: “Мы стоим перед распадом и уничтожением нашей вооружённой силы, [ибо] старые формы дисциплины рухнули, а новые создать не удалось.”

Колчак получает приглашение от американской миссии, официально обратившейся к Временному правительству с просьбой командировать адмирала Колчака в США для сообщения сведений по минному делу и борьбе с подводными лодками. 4 июля А.Ф. Керенский дал санкцию на осуществление миссии Колчака и в качестве военного советника он отбывает в Англию, а затем в - США.


Колчак возвращается в Россию, но октябрьский переворот задерживает его в Японии до сентября 1918. В ночь на 18 ноября в Омске произошел военный переворот, выдвинувший Колчака на вершину власти. Совет министров настоял на его провозглашении Верховным Правителем России, Верховным Главнокомандующим вооруженных сил и производстве полным адмиралом. В 1919 Колчак переносит Ставку из Омска в правительственный эшелон, - новой столицей назначается Иркутск. Адмирал останавливается в Нижнеудинске.


5 января 1920 он соглашается передать верховную власть генералу Деникину, а управление Восточной окраиной - Семенову, и переходит в чешский вагон, под покровительство союзников. 14 января совершается последнее предательство: в обмен на свободный проезд чехи выдают адмирала. 15 января 1920 в 9 часов 50 минут вечера по местному, иркутскому, времени Колчака арестовали. В одиннадцатом часу ночи под усиленным конвоем арестованных провели по торосистому льду Ангары, а дальше на автомобилях Колчака и его офицеров перевезли в Александровский централ. Иркутский ревком намеревался сделать открытый судебный процесс над бывшим Верховным правителем России и министрами его Российского правительства. С 22 января Чрезвычайная следственная комиссия начала допросы, продолжавшиеся до 6 февраля, когда остатки армии Колчака вплотную подошли к Иркутску. Ревком вынес постановление о расстреле Колчака без суда. 7 февраля 1920 в 4 часа утра Колчака вместе с премьером В.Н. Пепеляевым расстреляли на брегу реки Ушаковки и сбросилит в прорубь.

Последнее фото Адмирала


Памятник Колчаку. Иркутск

Суров. Надменен. Горделиво
Сверкая бронзою очей,
Колчак взирает молчаливо
На место гибели своей.

Герой отважный Порт-Артура,
Борец, географ, адмирал -
Взнесён безмолвною скульптурой
Он на гранитный пьедестал.

Без всякой оптики прекрасно
Он видит ныне всё окрест:
Река; откос, где место казни
Отметил деревянный крест.

Он жил. Был дерзким и свободным,
И даже на недолгий срок
Он стать единственным Верховным
Правителем России смог!

Расстрел опередил свободу,
И в красных звёздах бунтари
Нашли могилу патриоту
В студёных недрах Ангары.

В народе слух упорный бродит:
Он спасся. Он досель живой;
В тот самый храм молиться ходит,
Где под венцом стоял с женой…

Теперь над ним террор не властен.
Он возродиться в бронзе смог,
И попирает безучастно
Тяжёлый кованый сапог

Красногвардейца и матроса,
Что, диктатуры вновь взалкав,
Штыки скрестив немой угрозой,
Не в силах свергнуть Колчака

Недавно в Иркутской области были обнаружены неизвестные ранее документы, касающиеся расстрела и последующего захоронения адмирала Колчака. Документы с грифом «секретно» были найдены в ходе работы над спектаклем Иркутского городского театра «Звезда адмирала» по пьесе бывшего работника органов госбезопасности Сергея Остроумова. Согласно найденным документам, весной 1920 года неподалёку от станции Иннокентьевская (на берегу Ангары в 20 км ниже Иркутска) местные жители обнаружили труп в адмиральской форме, вынесенный течением на берег Ангары. Прибывшие представители следственных органов произвели дознание и идентифицировали тело расстрелянного адмирала Колчака. Впоследствии следователи и местные жители тайно похоронили адмирала по христианскому обычаю. Следователями была составлена карта, на которой могила Колчака была обозначена крестиком. В настоящее время все найденные документы находятся на экспертизе.


Одного приказания играть симфонии Бетховена иногда бывает недостаточно, чтобы их играли хорошо.

А. В. Колчак , февраль 1917

Павел Степанович Нахимов – один из величайших русских флотоводцев ХIХ века. Он провёл в военно-морском флоте почти сорок лет. В 1828 году он впервые проявил себя как храбрый командир. В годы Крымской войны Нахимов прославился как гениальный стратег. В конце войны, когда бойцы Черноморского флота обороняли Севастополь от англо-французских войск, знаменитый флотоводец погиб.

Ранние годы Нахимова

Павел Нахимов родился в семье небогатого помещика 23 июля (5 июня) 1802 года, в селе Городок (ныне деревня Хмелита в Смоленской области). У Павла было четверо братьев и три сестры. Все его братья также служили во флоте. В 1815 году юный Нахимов был зачислен в Морской кадетский корпус Петербурга. По прошествии трёх лет юноша впервые в жизни вышел в плавание.

Учебное («практическое») плавание на бриге «Феникс» проходило в акватории Балтийского моря и предусматривало заход в порты Швеции и Дании. Вместе с Нахимовым в «практическое плавание» на «Фениксе» ходил Владимир Даль, который поступил в кадетский корпус на год позже Нахимова.

Кругосветное путешествие

В 1818 году Нахимов окончил кадетский корпус. Выпускаясь, он получил чин мичмана и начал службу в Балтийском флоте. Через четыре года, в 1822 году он вышел в кругосветное путешествие в составе экипажа фрегата «Крейсер» под командованием адмирала Михаила Лазарева. «Крейсер» должен был достичь Русской Америки морским путём.

Для этого корабль прошёл по такому маршруту:

  • выйдя из Кронштадта, дошёл до Портсмута;
  • из Портсмута через Атлантический океан в Бразилию (порт Рио-де-Жанейро);
  • из Бразилии, обогнув Африку и Австралию, на остров Тасмания (порт Дервент);
  • с Тасмании на Таити;
  • с Таити в русскую колонию Новоархангельск (ныне Ситка, штат Аляска).

Проведя определённое время в Новоархангельске и Сан-Франциско, «Крейсер» обогнул тихоокеанское побережье Америки, зашёл в Рио-де-Жанейро и оттуда вернулся в Кронштадт в 1825 году.

Военная карьера

В 1827 году эскадра российского Балтийского флота, объединившись в английской и французской эскадрами, атаковали турецкую флотилию в Наваринской бухте (ныне город Пилос на юге Греции). Павел Нахимов был лейтенантом на флагманском линкоре «Азов», который уничтожил пять кораблей противника. За личное мужество он был удостоен повышения в звании. Через год капитан-лейтенант Нахимов стал командиром трофейного корвета «Наварин». На этом судне будущий адмирал участвовал в блокаде Дарданелл в 1826–28 гг.

В 1834 году Павел Степанович был переведён из Балтийского флота в Черноморский и принял командование линкором «Силистрия». Первые годы службы в Черноморском флоте пришлись на мирное время, но это не помешало его продвижению по карьерной лестнице. К 1853 году он был вице-адмиралом и командиром флотской дивизии.

Крымская война. Слава и гибель

В 1853 году началась новая война между Турцией и Россией, которая позднее получила название . Адмирал Нахимов прославился в самом начале конфликта: 18 (30) ноября 1853 года эскадра под его командованием уничтожила девять судов противника в бухте. Осенью 1854 года адмиралу Нахимову было поручено командовать обороной Севастополя. Именно он предложил затопить старые корабли в севастопольской бухте, чтобы лишить флот противника войти в город с моря.

Когда флот был уничтожен, Нахимов остался в Севастополе и командовал сухопутной обороной города. 28 июня (10 июля) 1855 года на Малаховом кургане адмирал получил тяжёлое ранение в голову. Через двое суток он скончался. Героя войны похоронили во Владимирском соборе Севастополя рядом с адмиралами и Истоминым, также погибшими при обороне Севастополя.

Одной из самых интересных и неоднозначных фигур в истории России ХХ века является А. В. Колчак. Адмирал, флотоводец, путешественник, океанограф и литератор. До сих пор эта историческая личность вызывает интерес у историков, писателей и режиссёров. Адмирал Колчак, биография которого окутана интересными фактами и событиями, представляет большой интерес для современников. На основе его биографических данных создаются книги, пишутся сценарии для театральных подмостков. Адмирал Колчак Александр Васильевич - герой документального кино и художественных фильмов. Невозможно до конца оценить значение этой личности в истории русского народа.

Первые шаги юного кадета

А. В. Колчак, адмирал Российской империи, появился на белый свет 4 ноября 1874 года в Санкт-Петербурге. Семья Колчаков происходит от древнего дворянского рода. Отец - Василий Иванович Колчак, генерал-майор морской артиллерии, мать - Ольга Ильинична Посохова, донская казачка. Семья будущего адмирала Российской империи была глубоко религиозной. В своих детских воспоминаниях адмирал Колчак Александр Васильевич отмечал: «Я православный, до времени своего поступления в начальную школу я получал семейное воспитание под руководством своих родителей». Проучившись три года (1885-1888) в Петербургской классической мужской гимназии, молодой Александр Колчак поступает в Морское училище. Именно там А. В. Колчак, адмирал Российского флота, впервые познаёт военно-морские науки, которые в дальнейшем станут делом его жизни. Учёба в Морском училище открыла незаурядные способности и талант А.В.Колчака к морскому делу.

Будущий адмирал Колчак, краткая биография которого свидетельствует, что основной его страстью стали путешествия и морские приключения. Именно в 1890 году шестнадцатилетним подростком молодой кадет впервые вышел на морские просторы. Случилось это на борту броненосного фрегата «Князь Пожарский». Учебное плавание длилось около трёх месяцев. За это время младший кадет Александр Колчак получил первые навыки и практические знания по морскому делу. В дальнейшем, за время обучения в Морском кадетском корпусе, А. В. Колчак неоднократно выходил в походы. Его учебными суднами были «Рюрик» и «Крейсер». Благодаря учебным походам, А. В. Колчак стал предметно изучать океанографию и гидрологию, а также навигационные карты подводных течений у берегов Кореи.

Полярные исследования

По окончании Морского училища молодой лейтенант Александр Колчак подаёт рапорт на морскую службу в Тихом океане. Прошение было одобрено, и он был направлен в один из морских гарнизонов Тихоокеанского флота. В 1900 году адмирал Колчак, биография которого тесно связана с научными исследованиями Северного Ледовитого океана, отправляется в первую полярную экспедицию. 10 октября 1900 года, по приглашению известного путешественника барона Эдуарда Толля, научная группа двинулась в путь. Целью экспедиции было установление географических координат загадочного острова Земля Санникова. В феврале 1901 года Колчак сделал большой доклад про Великую северную экспедицию. В 1902 году на деревянной китобойной шхуне «Заря» Колчак и Толль вновь двинулись в северное плавание. Летом того же года четверо полярников во главе с начальником экспедиции Эдуардом Толлем покинули шхуну и отправились на собачьих упряжках исследовать побережье Арктики. Обратно никто не вернулся. Долгие поиски пропавшей экспедиции результатов не принесли. Весь экипаж шхуны «Заря» был вынужден вернуться на большую землю. Спустя некоторое время А. В. Колчак подаёт прошение в Российскую академию наук о повторной экспедиции на Северные острова. Главной целью похода было отыскать членов команды Э. Толля . В результате поисков были обнаружены следы пропавшей группы. Однако живых членов команды уже не было. За участие в спасательной экспедиции А. В. Колчак был отмечен Императорским орденом "Святого Равноапостольного Князя Владимира" 4-й степени. По результатам работы исследовательской полярной группы Александр Васильевич Колчак был избран действительным членом Российского географического общества.

Военный конфликт с Японией (1904-1905)

С началом русско-японской войны А. В. Колчак просит перевести его из научной академии в Морское военное ведомство. Получив одобрение, он едет служить в Порт-Артур к адмиралу С. О. Макарову, командующему Тихоокеанским флотом. А. В. Колчак назначается командиром миноносца «Сердитый». Шесть месяцев будущий адмирал доблестно сражался за Порт-Артур. Однако, несмотря на героическое противостояние, крепость пала. Солдаты русской армии капитулировали. В одном из боёв Колчак получает ранение и попадает в японский госпиталь. Благодаря американским военным посредникам, Александр Колчак и другие офицеры Российской армии были возвращены на Родину. За проявленный героизм и мужество Александр Васильевич Колчак был награждён именной золотой саблей и серебряной медалью «В память русско-японской войны».

Продолжение научной деятельности

После шестимесячного отпуска Колчак вновь приступает к научно-исследовательской работе. Основной темой его научных трудов стала обработка материалов полярных экспедиций. Научные труды по океанологии и по истории полярных исследований помогли молодому учёному завоевать почёт и уважение в научной среде. В 1907 году вышел в свет его перевод труда Мартина Кнудсена «Таблицы точек замерзания морской воды». В 1909 году опубликована авторская монография «Лёд Карского и Сибирского морей». Значение трудов А. В. Колчака заключалось в том, что он впервые заложил учение о морских льдах. Русское географическое общество высоко оценило научную деятельность учёного, вручив ему высшую награду «Золотую Константиновскую медаль». А. В. Колчак стал самым молодым из полярных исследователей, которые удостоены этой высокой награды. Все предшественники были иностранцами, и только он стал первым в России обладателем высокого знака отличия.

Возрождение Российского флота

Проигрыш в русско-японской войне очень тяжело переносился русским офицерством. Не стал исключением и А.В. Колчак, адмирал по духу и исследователь по призванию. Продолжая изучать причины поражения русской армии, Колчак разрабатывает план по созданию Морского Генерального штаба. В своём научном докладе он высказывает свои соображения о причинах военного поражения в войне, о том, какой флот нужен России, а также указывает на недостатки в оборонительной способности морских судов. Выступление оратора в Государственной думе не находит должного одобрения, и покидает службу в Морском Генеральном штабе А. В. Колчак (адмирал). Биография и фото того времени подтверждают его переход на преподавательскую работу в Морскую Академию. Несмотря на отсутствие академического образования, руководство академии пригласило его читать лекции на тему совместных действий армии и флота. В апреле 1908 года А. В. Колчаку присвоено воинское звание капитана 2-го ранга. Спустя пять лет, в 1913 году, он был произведён в чин капитана 1-го ранга.

Участие А. В. Колчака в Первой мировой войне

С сентября 1915 года Александр Васильевич Колчак руководит Минной дивизией Балтийского флота. Местом дислокации был порт города Ревель (ныне Таллин). Основной задачей дивизии была разработка минных заграждений и их установка. Кроме того, командующий лично проводил морские рейды по устранению судов противника. Это вызывало восхищение у рядовых матросов, а также у офицерского состава дивизии. Храбрость и находчивость командира получили широкую признательность во флоте, и это дошло до столицы. 10 апреля 1916 года А.В.Колчак был произведён в чин контр-адмирала Российского флота. А в июне 1916 года по указу императора Николая II Колчаку присвоено звание вице-адмирала, и он назначен на должность командующего Черноморским флотом. Таким образом, Александр Васильевич Колчак, адмирал Российского флота, становится самым молодым из флотоводцев. Приход энергичного и грамотного командующего был принят с большим уважением. С первых дней работы Колчак установил жёсткую дисциплину и сменил командное руководство флота. Основная стратегическая задача - очистить море от вражеских военных кораблей. Для выполнения этой задачи предлагалась блокировка портов Болгарии и акватории Босфорского пролива. Началась операция по минированию вражеских береговых линий. Судно адмирала Колчака часто можно было видеть при выполнении боевых и тактических задач. Командующий флотом лично контролировал ситуацию на море. Спецоперация по минированию Босфорского пролива с нанесением стремительного удара по Константинополю получила одобрение у Николая II. Однако дерзкой военной операции не случилось, все планы нарушила Февральская революция.

Революционный мятеж 1917 года

События февральского переворота 1917 года застали Колчака в Батуми. Именно в этом грузинском городе адмирал проводил встречу с Великим князем Николаем Николаевичем, командующим Кавказским фронтом. Повесткой дня было обсуждение графика морских перевозок и строительство морского порта в Трапезунде (Турция). Получив секретную депешу из Генерального штаба о военном перевороте в Петрограде, адмирал срочно возвращается в Севастополь. По возвращении в штаб Черноморского флота адмирал А. В. Колчак отдаёт распоряжение о прекращении телеграфной и почтовой связи Крыма с другими областями Российской империи. Тем самым предотвращает распространение слухов и панических настроений на флоте. Все телеграммы поступали только в штаб Черноморского флота. В отличие от ситуации на Балтийском флоте, положение на Чёрном море было под контролем адмирала. А. В. Колчак долго удерживал черноморскую флотилию от революционного развала. Однако политические события не прошли мимо. В июне 1917 года решением Севастопольского Совета адмирал Колчак был отстранён от руководства Черноморским флотом. Во время разоружения Колчак перед строем своих подчинённых ломает наградную золотую саблю и произносит: «Море меня наградило, морю я и возвращаю награду».

Семейная жизнь русского адмирала

Софья Фёдоровна Колчак (Омирова), жена великого флотоводца, была потомственной дворянкой. Родилась Софья в 1876 г. в Каменец-Подольске. Отец - Фёдор Васильевич Омиров, тайный советник его Императорского Величества, мать - Дарья Фёдоровна Каменская, происходила из рода генерал-майора В.Ф. Каменского. Софья Фёдоровна получила воспитание в Смольном институте благородных девиц. Красивая, волевая женщина, знавшая несколько иностранных языков, она была очень независимой по характеру. Венчание с Александром Васильевичем произошло в Свято-Харлампиевской церкви г. Иркутска 5 марта 1904 года. После венчания молодой супруг покидает свою жену и отправляется в действующую армию на защиту Порт-Артура. С.Ф.Колчак вместе со свёкром отправляется в Петербург. Всю жизнь Софья Фёдоровна хранила верность и преданность своему законному супругу. Письма к нему она неизменно начинала со слов: «Дорогой и любимый мой, Сашенька». И заканчивала: «Любящая тебя Соня». Трогательные письма жены адмирал Колчак берег до последних дней. Постоянные разлуки не давали супругам часто видеться. Военная служба обязывала кисполнению долга. И всё-таки редкие минуты радостных встреч не обходили стороной любящих супругов. Софья Фёдоровна родила троих детей. Первая дочь Татьяна родилась в 1908 году, однако, не прожив и месяца, ребёнок умер. Сын Ростислав родился 9 марта 1910 года (умер в 1965 г.). Третьим ребёнком в семье была Маргарита (1912-1914). При побеге от немцев из Либавы (Лиепая, Латвия) девочка простудилась и вскоре умерла. Жена Колчака некоторое время жила в Гатчине, потом в Либаве. При обстреле города семья Колчака была вынуждена покинуть своё пристанище. Собрав свои вещи, Софья перебирается к мужу в Гельсингфорс, где на тот период находилась штабная резиденция Балтийского флота. Именно в этом городе произошло знакомство Софьи с Анной Тимиревой - последней любовью адмирала. Затем был переезд в Севастополь. Весь период Гражданской войны она ждала своего мужа. В 1919 году Софья Колчак вместе с сыном эмигрирует. Британские союзники помогают им добраться в Констанцу, затем был Бухарест и Париж. Испытывая тяжёлое материальное положение в эмиграции, Софья Колчак смогла дать приличное образование сыну. Ростислав Александрович Колчак окончил Высшую дипломатическую школу и некоторое время работал в алжирской банковской системе. В 1939 году сын Колчака поступает на службу во французскую армию и вскоре попадает в немецкий плен. Софья Колчак переживёт немецкую оккупацию Парижа. Смерть жены адмирала наступит в госпитале Люнжюмо (Франция) в 1956 году. Похоронили С.Ф.Колчак на кладбище русских эмигрантов в Париже. В 1965 году умирает Ростислав Александрович Колчак. Последним пристанищем жены и сына адмирала станет французская усыпальница в Сент-Женевьев-де-Буа.

Последняя любовь русского адмирала

Анна Васильевна Тимирева - дочь выдающегося русского дирижёра и музыканта В. И. Сафонова. Анна родилась в Кисловодске в 1893 году. Адмирал Колчак и Анна Тимирева встретились в 1915 году в Гельсингфорсе. Её первый муж - капитан 1-го ранга Сергей Николаевич Тимирев. История любви с адмиралом Колчаком до сих пор вызывает восхищение и уважение к этой русской женщине. Любовь и преданность заставили её пойти на добровольный арест вслед за своим возлюбленным. Бесконечные аресты и ссылки не смогли уничтожить нежные чувства, она любила своего адмирала до конца жизни. Пережив расстрел адмирала Колчака в 1920 году, Анна Тимирева ещё долгие годы находилась в изгнании. Лишь в 1960 году она была реабилитирована, проживала в столице. Умерла Анна Васильевна 31 января 1975 года.

Зарубежные поездки

По возвращении в Петроград в 1917 году адмирал Колчак (фото его представлены в нашей статье) получает официальное приглашение от американской дипломатической миссии. Зарубежные партнёры, зная его большой опыт в минном деле, просят Временное правительство направить А. В. Колчака в качестве военного эксперта по борьбе с подводными лодками. А.Ф. Керенский даёт своё согласие на его выезд. Вскоре адмирал Колчак отправляется в Англию, а затем в Америку. Там он проводил военные консультации, а также принимал активное участие в учебно-тренировочных манёврах военно-морского флота США. Тем не менее Колчак считал, что его зарубежный вояж не удался, и было принято решение о возвращении в Россию. Будучи в Сан-Франциско адмирал получает правительственную телеграмму о предложении баллотироваться в состав Учредительного Собрания. Грянула Октябрьская революция и нарушила все планы Колчака. Весть о революционном восстании застаёт его в японском порту Йокогама. Временная остановка продлилась до осени 1918 года.

События Гражданской войны в судьбе А. В. Колчака

После долгих заграничных скитаний А. В. Колчак 20 сентября 1918 года возвращается на русскую землю во Владивосток. В этом городе Колчак изучал положение военных дел и революционные настроения жителей восточных окраин страны. В это время к нему не раз обращается русская общественность с предложением возглавить борьбу с большевиками. 13 октября 1918 года Колчак прибывает в Омск для установления общего командования добровольческими армиями на востоке страны. Спустя некоторое время в городе происходит военный захват власти. А. В. Колчак - адмирал, Верховный правитель России. Именно эту должность русское офицерство доверило Александру Васильевичу.Армия Колчака насчитывала более 150 тыс. человек.

Приход к власти адмирала Колчака воодушевил весь восточный регион страны, надеявшийся на установление жёсткой диктатуры и порядка. Была установлена крепкая управленческая вертикаль и правильная организация государства. Главной целью нового военного образования было соединение с армией А. И. Деникина и поход на Москву. В период правления Колчака был издан ряд распоряжений, указов и назначений. А. В. Колчак одним из первых в России начал расследование гибели царской семьи. Была восстановлена наградная система царской России. В распоряжении армии Колчака находился огромный золотой запас страны, который был вывезен из Москвы в Казань с целью дальнейшего перемещения в Англию и Канаду. На эти деньги адмирал Колчак (фото которого можно увидеть выше) обеспечивал вооружением и обмундированием свою армию.

Боевой путь и арест адмирала

За всё время существования восточного фронта Колчак и его боевые товарищи осуществили несколько удачных боевых атак (Пермская, Казанская и Симбирская операция). Однако численное превосходство Красной Армии не дало осуществить грандиозный захват западных рубежей России. Немаловажным фактором стало и предательство союзников. 15 января 1920 года Колчака арестовывают и отправляют в Иркутскую тюрьму. Через несколько дней Чрезвычайная комиссия начала процедуру следственных мероприятий по допросу адмирала. А. В. Колчак, адмирал (протоколы допроса свидетельствуют об этом), во время проведения следственных мероприятий держался очень достойно.

Следователи ЧК отмечали, что на все вопросы адмирал отвечал охотно и чётко, при этом не выдав ни одной фамилии своих сослуживцев. Арест Колчака длился до 6 февраля, до тех пор когда остатки его армии вплотную подошли к Иркутску. 7 февраля 1920 года на берегу реки Ушаковки адмирал был расстрелян и сброшен в прорубь. Так закончил свой путь великий сын своей Отчизны. По событиям боевых действий на востоке России с осени 1918 по конец 1919 года была написана книга «Восточный фронт адмирала Колчака», автор - С. В. Волков.

Правда и вымысел

По сегодняшний день судьба этого человека до конца не изучена. А. В. Колчак - адмирал, неизвестные факты из жизни и смерти которого до сих пор вызывают интерес у историков и людей, неравнодушных к этой личности. Одно можно сказать вполне определённо: жизнь адмирала - это яркий пример мужества, героизма и высокой ответственности перед своей Родиной.

Александр Васильевич Колчак – знаменитый предводитель Белого Движения в Сибири, Верховный Главнокомандующий, адмирал, полярный исследователь и ученый-гидрограф родился в селе Александровском под Петербургом 16 ноября 1874 года в семье потомственного военного. Отец - Василий Иванович Колчак, дворянин и генерал-майор морской артиллерии, мать - Ольга Ильинична Посохова, донская казачка. В 1888 году, закончив Петербургскую классическую мужскую гимназию, Колчак поступает в Морской кадетский корпус, из которого выпустился в 1894 году в чине мичмана. После окончания учебы, Колчак в 1895 году в должности вахтенного офицера на крейсере «Рюрик» отправился во Владивосток через южные моря. Во время перехода, он увлекся гидрологией и гидрографией, тогда же у него появилось желание самостоятельно заниматься научными исследованиями.

Через два года, уже будучи лейтенантом, Колчак на клипере «Крейсер» вернулся в расположение Балтийского флота. По возвращению в Кронштадт, он пытается попасть в состав полярной экспедиции на ледоколе «Ермак» под руководством вице-адмирала Степана Макарова, но команда ледокола была уже укомплектована. Колчак решил не сдаваться и, узнав, что Императорская академия наук готовит проект по исследованию Северного Ледовитого океана в районе Новосибирских островов, он прилагает усилия стать одним из участников экспедиции. К счастью для Колчака, руководитель экспедиции барон Толль был знаком с его научными публикациями по гидрологии и нуждался в морских офицерах, поэтому дал согласие.

Полярный исследователь - лейтенант Колчак

По протекции президента Академии наук, князя Константина Константиновича, Колчак был временно уволен с военной службы, поступил в распоряжение Академии и получил должность руководителя гидрологическими работами экспедиции. В планах исследователей было обогнуть Евразию с севера, обогнуть мыс Дежнева и вернуться во Владивосток. Это было первое академическое плавание России в Ледовитом океане, совершенное на собственном судне. 8 июня 1900 года экспедиционная шхуна «Заря» вышла из Санкт-Петербурга и направилась в арктические воды, но уже в сентябре, упершись в непроходимые льды, стала на зимовку в Таймырском проливе. 10 августа 1901 года началась подвижка льдов и плавание «Зари» продолжилось, но менее чем через месяц пришлось стать на вторую зимовку возле острова Котельный. Во время второй зимовки Колчак принимает участие в исследовании Новосибирских островов, проводя магнитные и астрономические наблюдения. В конце августа экспедиция завершилась в Тикси в устье Лены, и через Якутск и Иркутск к декабрю 1902 года Колчак вернулся в Санкт-Петербург.



В 1904 году узнав о начале войны с Японией, Колчак переводится обратно в Морское ведомство и направляется в Порт-Артур. Там он некоторое время командует миноносцем «Сердитым», позже по состоянию здоровья, переводится на сушу и назначается командиром артиллерийской батареи. После капитуляции гарнизона Порт-Артура, побывав в японском плену, летом 1905 года возвращается в Петербург. За участие в боевых действиях был награжден орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени. После войны, Колчак занимается научной деятельностью, выходит несколько его исследований по гидрологии северных морей. В 1908 году ему было присвоено звание капитана 2-го ранга. В 1909-10 гг. участвует в исследовании морского района возле мыса Дежнева на ледоколах «Вайгач» и «Таймыр». С начала Первой мировой, он в штабе Балтийского флота разрабатывает оборонительные операции и занимается установкой минных полей, учитывая опыт Порт-Артура. В июне 1916 года, Колчак назначен командующим Черноморским флотом став, таким образом, самым молодым адмиралом среди всех воюющих держав. Тогда же он был награжден орденом Святого Станислава 1-й степени. Будучи убежденным монархистом, Колчак с большим огорчением принял известие об отречении Николая 2 от престола. Благодаря его руководству и умелой нейтрализации большевистских агитаторов, Черноморскому флоту удалось избежать анархии и надолго сохранить боеспособность. В июне 1917 года Колчак был снят с должности и отозван в Петроград. Вследствие интриг во Временном правительстве, был вынужден покинуть пределы России, выехав в США в составе русской военно-морской миссии.

Адмирал Колчак в годы Гражданской войны

В ноябре 1917 года Колчак прибыл в Японию, где до него дошла весть о приходе к власти большевиков. В мае 1918 года, при поддержке Англии и Японии в китайском Харбине начал формировать вокруг себя антибольшевистские силы. В сентябре Колчак прибыл во Владивосток, где договаривается о совместных действиях против большевиков с руководителями чехословацкого корпуса. В октябре он прибывает в Омск, где был назначен военным министром в правительстве Директории. 18 ноября 1918 года в результате военного переворота Колчак провозглашен Верховным правителем России. Его власть признало все белое движение России, включая Деникина. Получив военно-техническую помощь от США и стран Антанты и, пользуясь золотым запасом страны, Колчак сформировал армию более 400 тыс. человек и начать наступление на Запад. В декабре, в результате Пермской операции были захвачены Пермь, а к весне 1919 г. – Уфа, Стерлитамак, Набережные Челны, Ижевск. Войска Колчака вышли на подступы к Казани, Самаре и Симбирску, это был пик успеха. Но уже в июне фронт под натиском Красной армии неотвратимо покатился на восток, а в ноябре был оставлен Омск. Сдача столицы привела в движение все враждебные Колчаку силы в тылу, начался хаос и дезорганизация. На станции Нижнеудинск он был арестован своими чехословацкими союзниками, а в январе 1920 года выдан ими большевикам, в обмен на свободное возвращение домой. После ареста начались допросы, в течение которых он подробно изложил свою биографию. Протоколы допросов Колчака в 20-е годы были изданы отдельной книгой. 7 февраля 1920 Александр Колчак вместе со своим соратником министром Виктором Пепеляевым по решению военно-революционного комитета был расстрелян на берегу Ангары.



Неоднократные попытки юридической реабилитации Колчака в постсоветское время были отклонены судом. В зале ожидания Иркутского железнодорожного вокзала находится мемориальная доска в память о том, что на этом месте в январе 1920 года Колчак был предан своими чехословацкими союзниками и выдан большевикам. А на месте предполагаемого расстрела Колчака на берегу Ангары возле Иркутского Знаменского монастыря в 2004 году ему был установлен памятник работы народного скульптора России Вячеслава Клыкова. Выполненная из кованой меди фигура адмирала высотой 4,5 метра стоит на постамента из бетонных блоков, на котором расположены рельефы красноармейца и белогвардейца, стоящих друг напротив друга скрестив оружие. Иркутский областной краеведческий музей проводит экскурсии «Колчак в Иркутске», в том числе в «Музей истории Иркутского тюремного замка имени А.В. Колчака», в котором оборудована экспозиция его бывшей камеры.