Алхимическая символика. Алхимические символы

Алхимические символы представляют собой условную символическую систему, которая использовалась в рамках протонаучных изысканий группами ученых-эзотериков преимущественно в Европе вплоть до XVIII столетья. Алхимические символы и их значение для мировой культуры трудно переоценить, ведь речь идет об образных графических элементах и даже целых формульных системах, которые скрывают в себе базовые химические, физические и даже астрологические процессы.

Именно поэтому понятие «алхимические символы» невероятно обширно. В первую очередь это символы, обозначающие различные химические элементы и соединения. Основы алхимического символизма заложил Парацельс (начало XVI века), согласно его трудам в основе всех алхимических преобразований лежат три элемента – соль (солнце), ртуть (меркурий) и сера (сульфур). Впоследствии Луна стала ассоциироваться с серебром, Марс с железом и другие химические элементы также приобрели протагонистов на небесной ленте.

Алхимические символы элементов имеют фундаментальное значение в системе эмблематики средневековых алхимиков. В основе системы лежат знаки четырех стихий – Огня, Воды, Земли и Воздуха. Однако впоследствии базис был существенно расширен, и последователи Парацельса стали использовать символьные обозначения «пограничных состояний» стихий и их производных. В качестве примера можно привести символы Дерева, Камня, Пепла и тд.

С XVII века стали широко применяться символы иероглифической монады Джона Ди, «квадратура круга» (символ философского камня) и так называемые мунданные элементы («производные» основных элементов – сурьма, мышьяк, висмут и тд). Алхимические символы также приписывались соединениям, например, амальгамме, киновари, сернрой кислоте (ее называли витриоль). Каждому веществу, таким образом, соответствовал строго оговоренный символ, зачастую заключающий в себе прямую отсылку к астрологии, медицине (в частности – античной) или физике.

Символы алхимических элементов дополняются знаковыми обозначениями двенадцати основных алхимических процессов (позже список был расширен, но лишь в рамках отдельных индивидуальных изысканий и диалектных систем). Окисление, фильтрация, сублимация, размягчение, соединение – эти и другие процессы имели конкретные обозначения, а также оригинальные названия, к примеру, соединение именовалось союзом, а окисление – разложением. Любопытно, что изначально символы двенадцати базовых процессов обозначались эмблемами знаков зодиака.

Алессандро Калиостро, Сен-Жермен, Николя Фламель – все эти выдающиеся ученые-эзотерики применяли в своей практике алхимические символы. Их значение позже стало принципиальным для многих научных дисциплин и это понятно, однако некоторые графические обозначения до сих пор широко применяются в сугубо оккультной практике. Проблема в том, что этот процесс породил массу мифов, которые широко культивируется «специалистами» всех мастей.

К примеру, известный алхимический символ Красного Короля стал особенно популярен после фильма «Константин» с Киану Ривзом в главной роли. Сегодня на многочисленных «оккультных» форумах можно найти немало информации о том, что алхимический символ Красного Короля якобы является «мощнейшей эзотерической эмблемой» для… ну здесь уже мнения расходятся. Очевидно потому, что алхимический символ Красного Короля – это всего лишь условное обозначение серы (ртуть, к слову, именовалась Белой Королевой). В этом знаке нет и никогда не было эзотерического подтекста и нет ни одного источника, который мог бы подтвердить обратное.

Именно поэтому к изучению символов алхимических элементов нужно относиться внимательно и аккуратно, так как в современном мире, в условиях обилия ложной и неподтвержденной информации, достаточно легко запутаться и принять за правду то, что является всего лишь чьей-то фантазией.

Первое что надо усвоить, принимаясь за теоретическую базу алхимии - это то, что познание алхимии невозможно без изменения мышления и мировоззрения.

Второе, что это длительный процесс.

И третье (самое важное) алхимию надо разгадать как загадку, а не прочитать ее как ответ в конце книги.

Существует множество версий относительно происхождения слова - алхимия. То же касается и предположений о том где и кем была основана эта древняя наука.

Наиболее правдоподобная версия происхождения слова алхимия связана с арабскими источниками т.к. аль-хем можно перевести как "наука египта". Хотя слово Хем использовали так же в античной греции для названия исскуста плавки металлов (металургия).

Древние греки использовали множество алхимических формул и оборотов в справочниках по металургии.

Алхимия в то время была тесно связана с астрологией и многие символы, понятия и названия веществ в алхимии имели прямое соотношение с астрологией.

Эти две очень древние науки развивались в едином ключе совместно с западной герметической философией и "христианской" каббалой.

Из алхимии родились такие современные разделы науки как химия, фармакология, минералогия, металургия и.т.д.

Согласно легенде оснавателем алхимии был греческий Бог Гермес. И наиболее древним текстом по алхимии считают "Изумрудную скрижаль" Гермеса Тримидаста.

Поначалу данным исскуством занимались металурги.

Одним из известных алхимиков был Парацельс, который перевел философию алхимии на новый уровнь заявив, что основной целью алхимии является поиск элексира, лекарства от "болезни", заложив таким образом основы фармакологии.

На обыденом уровне алхимия - прикладная, экспериментальная химия. Но в алхимии присутствует своя особая философия цель которой - улучшить природу вещей до "идеального" состояния.

Мастера алхимии считали природу величайшим алхимиком и огромной лабараторией, так как она (природа) вдыхала жизнь в инертные зерна, способствовала образованию минералов, рождала металлы. И алхимики зачастую пытались повторить в лабораторных условиях те процессы которые происходили в природе в ходе образования минералов или протекания других явлений. Так же алхимики пытались ускорить многие процессы природы в лабораторных условиях, разрабатывая методы обработки металлов, получения необходимых на то время веществ и "препаратов".

Философские взгляды алхимии базировались на следующих тезисах:

1. Вселенная имеет божественное происхождение. Космос - это излучение Божественного Существа Единого Абсолюта. Таким образом Всё является Одним, а Один является Всем.

2. Вся физическая вселенная существует благодаря присутствию полярности или двойственности (дуальности). Любое понятие и явление можно рассматиривать как имеющее свою противоположность: мужской / женский, солнце / луна, дух / тело, и т.п.

3. Вся физическая материя -, растение ли, животное или минерал (так называемые Три Королевства), имеют три части Душу, Дух, и Тело: три Алхимических Принципа.

4. Вся Алхимическая работа, лабораторный практикум или духовная Алхимия, состоит из трех основной эволюционних процессов: Разделение, Очищение, Синтез. Эти три эволюционных процесса повсеместно наблюдаются в природе.

5. Все вещество материи сложено из четырех Элементов Огня (тепловая энергия), Вода (жидкость), Воздух (газ), и Земля (обьединитель). Знание и использование четырех Элементов есть весьма важная часть Алхимической работы.

6. Квинтэссенция или пятая сущность находится везде с четырмя элементами, но не является одним из них. Это является одним из трех важных принципов, известной как - Философский Меркурий.

7. Все эволюционирует по направлению к предопределенному состоянию совершенства.

В популярном определении, Алхимия - это эмпирическая наука, которая непосредственно занимается превращением распространенных металлов в золото.

По мнению алхимиков, золото - это смесь четырех первоэлементов, взятых в определенных пропорциях. Неблагородные металлы - смеси тех же элементов, но в иных пропорциях. Значит, изменяя пропорции в этих смесях путем нагревания, охлаждения, осушения и разжижения, неблагородные металлы можно превращать в золото.

У многих слово Алхимия вызывает ассоциации с неумелой лабораторией, где безрассудно смело работают псевдо-ученые стремясь обогатиться получив алхимическое золото.

Однако истинное определение Алхимии связанно с доктриной эволюции человека к высшему совершенству.

Трактаты Алхимии посвящены не только началам химии, но и полны философско-мистического и магического смысла.

Таким образом, часть алхимиков занимались натуральной химией и физико-химическими эксперементами с веществом, а другая интерисовалась алхимией как духовным процессом, хотя основой философии и тех и других была именно духовная трансформация.

Алхимики духа не искали лишь способ получения золота, они искали как можно получить из "нечистых" элементов получить духовное золото - мудрость.

Для них золото - металл, который никогда, лишается блеска и не может быть испорчен Огнем или Водой, был символом посвящения и спасения.

Алхимия - это Наука о Искусстве превращений.

Это искусство сложно изучать, потому что в основу алхимического "языка" заложено использование обозначений в аллегориях и мифах, которые могут интерпретироваться с широким диапазоном понимания, как в духовном так и в прикладном к эксперементальной химии смысле.

Первоначальная цель алхимии - привести все вещи, включая человечество, к совершенству.

Так как теория алхимии утверждает, что Вечная Мудрость так долго остается латентной, бездеятельной и малопонятной для человечества из-за большого колличества невежества в обществе и на поверхности сознания человека.

Задача алхимии - открытие этой Внутренней Мудрости и удаление вуали и преграды между умом и внутренним, чистым Божественным Источником.

Это и является той духовной алхимией, которая сокрыта за химическим искусством некоторых алхимиков.

Эта Большая Работа или поиск "духовного золота" который протекает достаточно долго.

Хотя цель и далека - каждый шаг по этому пути обогащает идущего.

Стадии философского процесса алхимического превращения символизированы четырьмя различными цветами: черый (вина, происхождение, латентные силы) обозначение Духа в начальном состоянии, белый (малая работа, первое превращение или опыт, ртуть), красный (сера, страсть), и золотой (духовная чистота).

Базой для всех алхимических теорий является теория четырех элементов.

Она была детально разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно космологическому учению Платона (на которое серьезное влияние оказала философия пифагорейцев) Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Платон рассматривал эти элементы в качестве геометрических тел из которых построены все вещества. Аристотель внес определенную корректировку к теории четырех элементов. Он определяет их как соединение четырех противоположных качеств: холода, сухости, тепла и влаги, кроме того, он добавляет к четырем элементам пятый - квинтэсенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили теоретический фундамент того, что принято называть алхимией.

Если изобразить все теории алхимиков геометрически, то получится тетрактикс Пифагора. Тетрактикс Пифагора представляет собой треугольник, состоящий из десяти точек.

Четыре точки представляют собой Космос как две пары основных состояний: горячего и сухого - холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса. Т.о. переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.

Алхимические Элементы

Прима - ТЕРРА: Первый Элемент - Земля. Сущность -жизни. Является продуктом Природы.

Секунда - АКВА: Второй Элемент - Вода. Вечная жизнь через четырехкратную репродукцию вселенной.

Терция - АЭР: Третий Элемент - Воздух. Сила через связь с элементом Духа.

Кварта - ИГНИС: Четвертый Элемент - Огнь. Превращение вещества.

Три великих принципа

Далее три точки - это триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека, получим:

В алхимии различают три основные субстанции - принципа, которые присутствуют во всех вещах.

Имена и алхимические обозначения этих трех принципов:

Сульфур (Сера) Меркурий (Ртуть) Соль

Сульфур (Сера) - бессмертный дух / то, что без остатка исчезает из материи при обжиге

Меркурий (Ртуть) - душа / то, что соединяет тело и дух

Соль - тело / то материальное, что остается после обжигa

Эти субстанции будучи очищенными имеют такое же название. Эта триада принципов может считаться как неразделенное целое.

Однако, это целое существует только перед алхимическим очищением (процесс изучения).

Когда три компонента очищаются они возвышают целое

Принцип Серы

(Коптское -Then, Греческое -Theion, Латинское -Sulfur)

Является динамическим, экспансивным, непостоянным, кислотным, унифицированным, мужским, отцовским, и огненным принципом. Сера - эмоциональна, это чувство и страстное побуждение, которое мотивирует жизнь. Это символическое желание для позитивного изменения и жизненного тепла. Полное превращение зависит от правильного приложения этого изменчивого принципа.

Огонь является центральным элементом в алхимии. Сера - это "Дух огня".

В практичной алхимии, Сульфур (серу) обычно извлекают из Меркурия (ртуть, точенее сульфат ртути) дистилляцией. Сульфур - это аспект стабилизации Меркурия, из которого он извлечен и растворен в нем снова. В мистической алхимии, Сульфур - это аспект кристаллизирования вдохновения начатого Меркурием.

Принцип Соли

(Коптское-Hemou, Греческое-Hals, Патинское - Salt)

Это принцип субстанции или формы, которая задуманна как тяжелое, инертное минеральное тело, которое является частью природы всех металлов. Он является фиксатором, замедлителем, завершающим кристализацию.Соль является базой в которой свойства Сульфура и Меркурия закрепляются. Соль - это весьма важный принцип который относят к стихии земли.

Принцип Меркурия

(Коптское -Thrim, Греческое - Hydrargos, Латинское - Mercurius)

Это Ртуть. Принцип - водяной, женский, касается понятий сознания. Меркурий - это универсальный дух или жизненный принцип который пронизывает все живое вещество. Этот жидкий и творческий принцип символизирует действие.

Его превращения являются частью преобразования в алхимическом процессе. Меркурий является весьма важным компонентом, самым важным из всех трех принципов, которые взаимодействуют друг с другом, изменяя свои свойства.

Меркурий и Сера как антагонисты

Две точки тетраксиса - серно - ртутная теория

В практической алхимии, Меркурий представлен двумя веществами.

Первое (непостоянно) - вещество после удаления серы.

Второе (фиксированное) вещество после возвращения серы.

Этот продукт и стабилизированное вещество иногда называют - Секретный Огонь или Подготовленный Меркурий.

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Алхимики изображали эти два принципа то в виде алхимического андрогина, то в виде двух драконов или же змей кусающих друг друга. Сера - бескрылой змеей, ртуть же крылатой. Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию. Символически это изображалось вот так:

Одна точка - идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Обретя первовещество, он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего, прибавив к ней нужные ему качества, получал Философский Камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы

Первичная материя

Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дать ее описание можно только в противоречивых понятиях т.к. Первичная материя - это то, что остается от предмета, когда он лишен всех своих характеристик.

Первовещество - вещество наиболее близкое к Первичной материи по своим свойствам.

Первовещество - это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы.

Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.

Первовещество - это не однородная субстанция оно состоит из двух компонентов: "мужского" и "женского". С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал содержащий ртуть.

Пожалуй, это определение достаточно универсально, и для изучения Мистической алхимии оно вполне самодостаточно.

Металлы, отнесенные к Планетам в Алхимии

Взгляд алхимика на природу металлов совсем другой нежели в металургии.

Творец создал металлы, как вещи равные животным и растениям.

И подобно всему эти вещества в природе, испытывают естественную эволюцию - рождение, рост и расцвет.

Алхимические символы

У символа есть ряд функций, при изучении алхимии особо следует выделить две из них:

1 Символ служит для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных.

2 Символ средство познания и Путь Истины.

Бытие символа распространяется в трех планах:

1 Символ - знак

2 Символ - образ, аллегория

3 Символ - явление Вечности.

Как отличить символ от знака и аллегории?

Знак - изображение (это определение, разумеется, относиться только к нарисованным изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение может быть и не конвенциональным.

Аллегория - своего рода понятие картинка, понятие выраженное не словом а изображением. Основной ее критерий - у аллегории нет возможности для интерпретации.

Иными словами в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием находиться в неразрывной связи.

Символ в отличии от аллегории многозначен и может быть истолкован различно.

Символ - конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак или аллегория, а в динамической целостности. Символ предполагает наличие внутренней тайны он никогда не может быть до конца разгадан.

Существует четыре основных вида символов:

1 Символические изображения, в которых в качестве символа выступает какой-либо цвет:

2 Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины:

3 Третий вид символов более сложен т.к. выражается графически только с помощью первого, второго и четвертого вида символов - это числовой символизм:

4 Смешанный символ (наиболее распространенный) представляет собой соединение двух или трех сразу выше приведенных видов символов:

Значение алхимических символов иногда очевидно, но в большинстве случаев они требуют к себе более серьезного отношения...

Основных сложностей в понимании алхимической символики три:

Первая - это то что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. один и тот же символ или знак может иметь множество значений.

Второе - алхимический символ порой трудно отличить от аллегории.

И третье, наиболее важное - это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).

Пять методов анализа алхимического символа

Метод №1

Вначале надо определить тип символа. Т.е. простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких.

Метод №2

Если символ сложный нужно разложить его на ряд простых.

Метод №3

Разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение.

Метод №4

Выделить главную идею сюжета.

Метод №5

Истолковать полученную картину. Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.

Знаковое изображение в отличие от символа может быть и не конвенциональным, т.е. похожим на то, что оно обозначает. Знаки используются для оповещения, предупреждения и информирования. Вот несколько примеров различных алхимических знаков для обозначения времени:

Символика алхимических процессов

Внимательно изучив алхимические трактаты можно прийти к выводу, что почти каждый алхимик использовал свой собственный уникальный метод Работы. Но все же существуют некоторые общие элементы, которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к данной схеме:

1. ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧИЩЕНО ВОРОНОМ И ЛЕБЕДЕМ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ НА ДВЕ ЧАСТИ НА ЗЛУЮ (ЧЕРНУЮ) И БЛАГУЮ (БЕЛУЮ)

2. ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ПЕРЬЯ ПАВЛИНА ПРЕДЛАГАЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ НАЧАЛСЯ

Другие птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие:

ПЕЛИКАН (кормление кровью)

ОРЕЛ (победный символ завершающегося ритуала)

ФЕНИКС (являет собой совершенного орла)

Существуют три основные этапа Делания:

нигредо (nigredo) - черная стадия, альбедо (albedo) - белая стадия, рубедо (rubedo) - красная.

Если же соотносить стадии алхимического Делания со стихиями, то получим не три, а четыре этапа:

Земля - МЕЛАНОЗИС (чернение): - Нигредо.

Вода - ЛЕУКОЗИС (беление): - Альбедо.

Воздух - КСАНТОЗИС (пожелтение): - Цитрина.

Огонь - ИОЗИС (покраснение) - Рубедо.

Семь стадий по цветам планет:

ЧЕРНЫЙ: Сатурн (свинец)

ГОЛУБОЙ: Юпитер (олово)

ПАВЛИНИЙ ХВОСТ: Меркурий (ртуть)

БЕЛЫЙ: Луна (серебро)

ЖЕЛТЫЙ: Венера (медь)

КРАСНЫЙ: Марс (железо)

ФИОЛЕТОВЫЙ: Солнце (золото)

Как видно, количество процессов ведущих к получению философского камня различно. Некоторые связывали их (стадии) с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них. В алхимических трактатах можно встретить упоминание о двух Путях свершения Великого Делания: сухом и влажном. Обычно алхимики описывали влажный путь, упоминая о сухом крайне редко. Основными особенностями двух Путей являются различия в используемых режимах (сроках и интенсивности процессов) и основных ингредиентов (первовещества и тайного огня).

Семь алхимических процессов соотносятся с семью днями Творения, а также с семью планетами, ибо считалось" что влияние каждой планеты порождает в недрах земли соответствующий ей металл.

Металлы различаются по степени совершенства; иерархия их восходит от свинца - наименее благородного из металлов - к золоту. Начав работу с исходного материала, пребывающего в несовершенном "свинцовом" состоянии, алхимик постепенно совершенствовал его и в конце концов превращал в чистое золото.

Этапы его работы соответствовали восхождению души через планетные сферы.

1. Меркурий - Кальцинация

2. Сатурн - Сублимация

3. Юпитер - Солюция

4. Луна - Путерификация

5. Марс - Дистилляция

6. Венера - Коагуляция

7. Солнце - Тинктура

Двенадцать алхимических процессов соотносились со знаками Зодиака. Великое Делание являлось подражанием природным процессам, а двенадцать месяцев или зодиакальных знаков составляют полный годовой цикл, в течение которого Природа переходит от рождения и роста к распаду, смерти и новому рождению.

Английский алхимик Джордж Рипли в своем "Компендиуме алхимии", написанном в 1470 году, перечисляет все двенадцать процессов; почти ничем не отличающийся список приводит в 1576 году другой адепт алхимического искусства, Иосиф Кверцетав.

Процессы эти таковы:

кальцинация ("прокаливание"),

солюция ("растворение"),

сепарация ("разделение"),

конъюнкция ("соединение"),

путрефакция ("гниение"),

коагуляция ("закрепление"),

цибация("вскармливание"),

сублимация ("возгонка"),

ферментация ("сбраживание"),

экзальтация ("возбуждение"),

мультипликация ("умножение")

проекция("бросание"*).

Всякая интерпретация этих процессов как в химическом, так и в психологическом плане неизбежно будет произвольной. Но известно, что целью начальных этапов (вплоть до путрефакции) являлось очищение исходного материала, избавление его от всяких качественных характеристик, превращение его в Первоматерию и высвобождение заключенной в нем искры жизни.

Кальцинация - это прокаливание на открытом воздухе неблагородного металла или другого исходного вещества. В результате этого процесса материал должен был превратиться в пудру или пепел.

Второй этап, cолюция, представлял собой растворение прокаленной пудры в "минеральной воде, не смачивающей руки". Под "минеральной водой" здесь понимается ртуть.

Третий этап, сепарация - это разделение "субъекта" Великого Делания на масло и воду. Совершает сепарацию не алхимик, а сам Господь Бог; это означает, по-видимому, что алхимик просто оставлял растворенный материал в сосуде, пока тот не претерпит упомянутое разделение. Целью этого процесса являлось разложение алхимического сырья на исходные компоненты - либо на четыре первоэлемента, либо на ртуть и серу

Четвертый этап, конъюнкция, т. е. достижение равновесия и примирения между враждующими противоположностями. Сера и ртуть воссоединяются.

Пятый этап, путрефакция - первая из основных стадий Великого Делания - так называемое нигредо, или почернение. Ее именовали "Черной Вороной", "Головой Вороны", "Головой Ворона" и "Черным Солнцем", а символами ее служили гниющий труп, черная птица, черный человек, царь, убиваемый воинами, и мертвый царь, пожираемый волком. К моменту завершения стадии нигредо каждый адепт продвигался различными путями.

Коагуляция или "сгущение" - на данном этапе друг с другом соединялись элементы, образующие Камень.

Этот процесс описывали как алхимическую мессу.

Испарения, выделившиеся во время путрефакции. витают над черным материалом в сосуде, проникая в Первоматерию, они одушевляют ее и создают эмбрион, из которого должен будет вырасти Философский Камень.

Когда дух воссоединялся с Первоматерией, из водянистого материала в сосуде кристаллизовалось белое твердое вещество.

Полученное белое вещество представляло собой Белый Камень, или Белую Тинктуру, способную обратить любой материал в серебро.

Получив Белый Камень, алхимик переходит к этапу цибации ("вскармливания"): материал в сосуде "умеренно питают «молоком» и «мясом»".

Стадия сублимации представляла собой очищение. Твердое вещество в сосуде нагревали до тех пор, пока оно не испарялось; испарения быстро охлаждали и снова конденсировали до твердого состояния. Этот процесс повторялся несколько раз, и символами его, как правило, служили голуби, лебеди и прочие птицы, имеющие обыкновение то взлетать к небесам, то снова садиться. Целью сублимации было избавление тела Камня от грязи, в которой тот рождался при путрефакции. Сублимация объединяет тело и дух;

В ходе ферментации материал в сосуде приобретает желтый цвет и становится золотом. Многие алхимики утверждали, что на данной стадии следует добавить в сосуд обычное золото, чтобы ускорить естественное развитие Философского Камня до состояния золота. Не будучи еще полностью совершенным, Камень все же приобретал теперь способность трансмутировать неблагородные металлы. Он становился ферментом, закваской, способной пропитывать и активизировать неблагородный металл и подстегивать его развитие, - точь-в-точь как дрожжи пропитывают тесто и заставляют его всходить. Это качество характеризует душу Философского Камня, огненный, активный компонент, который возбуждает и оживляет неблагородный металл. Таким образом, в процессе ферментации душа Камня соединяется с уже очищенным телом. ферментация объединяет духовное тело с душой;

На стадии экзальтации происходит последняя перемена цвета материала - рубедо, или покраснение.

Судя по всему, алхимики обнаружили, что на последних этапах Делания материал в сосуде становится крайне нестабильным. Однако экзальтация должна привести все компоненты Камня в единство и гармонию, не подверженную более никаким изменениям.

Душа и тело, объединенные в процессе ферментации, теперь соединялись с духом, и Камень становился стойким и стабильным.

Жар в печи доводили до максимально возможной температуры, и взору взволнованного алхимика предстает то чудесное зрелище, ради которого он столько трудился в поте лица, - рождение Философского Камня, совершенного красного золота, Красной Тинктуры, или Красного Эликсира, Единого. Экзальтация объединяет тело, душу и дух;

Далее, новорожденному Камню недостает одного качества - способности плодиться и размножаться, во много раз увеличивая массу неблагородных металлов. Этим качеством Камень наделялся в процессе мультипликации ("умножения") или аугментации ("приращения").

Плодовитым и плодотворным Камень становился благодаря еще одному соединению противоположностей - королевской свадьбе души и духа, серы и ртути, короля и королевы, Солнца и Луны, красного мужчины и белой женщины, т. е. символов всех противоположностей, примиряющихся в Едином. Мультипликация объединяет душу и дух.

Двенадцатый и последний этап Великого Делания, проекция, заключался в том, что Камнем воздействовали на неблагородный металл, чтобы превратить последний в золото.

Обычно Камень заворачивали в воск или бумагу, помещали в тигель вместе с неблагородным металлом и нагревали.

Эти последние стадии алхимического труда представляли собой несколько процедур уравновешивания и объединения компонентов Камня или присущих ему противоположностей.

Малый словарь алхимических обозначений.

АЦЕТУМ ФИЛОСОФОРУМ: Синоним "Девственного молока", Философского меркурия, Тайного Огня

АДАМ: Мужская сила. Анимус.

ЗЕМЛЯ АДАМА: Первовешество или истинная суть золота которое можно получить из однородного вещества

АДРОП: Филосовская работа или сурьма.

АЭШ МЕЗАРЕФ: "Очищающее пламя." Алхимический труд собраный Кнорром Фон Розенротом и изложенный вThe Kabalah Denudata.

АЛХИМИЧЕСКИЙ БРАК: Конечная стадия Великого Делания. Происходит между Королем и Королевой

АЛЬБЕДО: Форма материи имеющая безупречное совершенство которое она не теряет.

АЛЬКАХЕСТ: Тайное пламя. Растворитель.

АЛЕМБРОТ: Философская соль. Соль искусства. Часть природы металлов.

СМЕСЬ: Союз огня и воды, мужского и женского.

АЛЬХОФ: Состояние элемента земли лишенное формы. Душа Земли.

АМАЛЬГАММА: Лекарство металлов в плавлении.

АМРИТА: Первая трансформированная материя, вещество.

АН: Отец или Сера.

АНИМА: Женское начало в мужчине. Сокрытая личность.

АНИМУС: Мужское начало в женщине.

ЭНСИР: Сын, или Меркурий.

ЭНСИРАРТО: Святой Дух или Соль.

СУРЬМА: Вещество которое в определенных дозах может быть лекарством и ядом.

Это вещество имеет все свойства металла, но в некоторых условиях ведет себя как неметалл. Получают извлечением из природного сульфида Стибнита путем нагревания в присутствии железа. (Различают четыре формы: серый металл, черная сажа, и нестабильное взрывоопасное "желтое серебро".)

АПР: Пудра или ясень.

АКВА ПЕРМАНЕНС: "Нетронутая или Сдержанная Вода." Меркурий философов. Солнце и Луна растворенные и объединенные.

АКВА ВИТЭ: Алкоголь. Женские выделения.

АКВА ФИЛОСОФОРУМ: "Орел философии." Меркурий металлов характеризуется как "металл с природой близкой к первомамтерии."

АРХАЙЭС: Скрытая сущность первоматерии которую из нее извлекают.

АРГЕНТ ВИВЕ: "Тайное пламя" Меркурий философов; так называемое "Живое серебро" - универсальный растворитель металлов.

МЯГЧЕНИЕ: Делать тоньше

АУР: Сияние, свет.

АЗОТ: Универсальный принцип медицины с которым связаны все вещи, содержится во всем целебном. Названия меркурия в каком либо металлическом теле. Дух Жизни. Квинтесенция. Дух Воды.

АУРУМ АЛЬБУМ: Белое золото.

БЕТЮЛИС: Неживой камень содержищий в себе Дух.

БАЛЬЗАМ ВИТЭ (Бальзам): Собирает природное тепло огромную влажность.В мистической алхимии это символ милосердия, любви, перевоплощения.

ВАСИЛИСК: Чудище с телом дракона, головой змеи, клювом петуха. Символ конфликтирующей двойственности природы и Элементов.

БУЛАВА: Андрогин, гермофродит. Двойственность природы.

ЧАША ВЕНЕРЫ: Вагина.

МЫТЬЕ: Очищение путем путерификации.

МЕДВЕДЬ: Чернота первовещества.

ПЧЕЛА: Солнце. Чистота. Перерождение.

ОБЕЗГЛАВЛЕННЫЙ: Познание Духа через страдание и пытки. Разделенность которая присуща физическому телу.

БЕННУ: Египетский Феникс. Символ философского камня.

ЧЕРНЫЙ ДРАКОН: Смерть, разложение, гниение.

КРОВЬ: Дух.

КРОВЬ КРАСНОГО ЛЬВА: Мужские выделения.

КНИГА: Вселенная.

ДУГА: Комбинация мужского и женского.Женский полумесяц, выпускание стрелы как мужской принцип.

ДЫХАНИЕ: Сущность жизни.

КАДУЦЕЙ: Сила трансформации. Единство противоположностей.

КАПУТ МОРТЕ: Продукт смерти вещества. Пустой продукт. Побочный продукт Делания.

КАУДИ ПАВОНИС: Хвост павлина.

КАЭЛЬДРОН (Чаша, Котел, Риторта): Изобилие.Матка. Сила трансформации.

ЦЕПЬ: Связыватель.

ХАОС: Пустота. Четарехкратная сущность первовещества.

ДИТЯ: Потенциал.

CHMO: Ферментыция, брожение

КИНОВАРЬ: Продукт позитивного взаимодействия мужского и женского. Золото Жизни.

ОБЛАКО: Газ или испарение.

КОЛЕУМ: Улучшение существа Жизни. Так же Virtus.

СОЕДИНЕНИЕ СОЛНЦА И ЛУНЫ: Союз противоположностей.

КОРПУС: Алхимическая субстанция

КРЕСТ: Проявления Духа в материи. Знак мужчины

ВЕНЕЦ: Царствование или верховная власть.

КОРОНОВАННОЕ ЧАДО: Камень философов.

ВЕНЦЕНОСНЫЙ ШАР: Камень философов.

РАСПЯТИЕ на кресте: Очищение от всех примесей.

КАПЕЛЯЦИЯ: Металлургический процесс для проверки истинности Золота.

КИПАРИС: Смерть. Мужской орган.

КИНЖАЛ: То, которое прокалывает и, разламывает вещество.

DIENECH: Исправленная, уравновешенная Вода.

СОБАКА: Философский Меркурий.

СОБАКА И ВОЛК: Двойная натура Меркурия.

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ: Мужской и женский Меркурий.

ГОЛУБЬ: Жизненный Дух.

КРОВЬ ДРАКОНА: Киноварь. Сульфид ртути.

ОРЕЛ (Также сокол или сокол): Сублимация. Меркурий в наиболее возвышенном состоянии. Эмблема знания, вдохновения, и знак завершенной Работы

ЯЙЦО: Запечатанный Герметический Сосуд там, где работа завершена. Обозначение сотворения.

ELECTRUM: Металл, содержащий все металлы, отнесенные к семи Планетам.

ЭЛИКСИР ЖИЗНИ: Получен от Каменя Философа, Эликсир дающий бессмертие и вечную юность.

ИМПЕРАТОР: Король. Активный непостоянный принцип.

ИМПЕРАТРИЦА: Пассивная форма, уравновешенный принцип.

ЕВА: Женский архетип. Анима.

ОТЕЦ: Солярный или мужской принцип.

ГРЯЗЬ: ОТработанное вещество.Конечная смерть. Масса.

РЫБИЙ ГЛАЗ:Камень на ранней стадии эволюции.

МЯСО: Вещество.

ПОЛЕТ: Трансцедентальное действие. Восхождение к высшему уровню.

ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК: Духовное перерождение. Эликсир Жизни.

ФОЭТУС СПАГИРИКУС: Стадия алхимического процесса, когда вещество наследует Дух.

КУЗНИЦА: Мощность превращения святого Огня печи.

ФОНТАН: Источник Вечной Жизни. Материнский источник.

ФРУКТЫ - ПЛОД: Сущность. Бессмертие.

ЛЯГУШКА: Первое Вещество. Происхождение физического вещества.

КЛЕЙКОВИНА: Женские жидкости.

ГЛЮТИНУМ МУНДИ: Клей мира. То, что обьединяет тело и ум.

КОЗА: Мужской принцип.

ЗОЛОТО: Цель Большой Работы. Совершенство и гармония. Полный баланс

ГУСЫНЯ: Природа.

ГРААЛЬ: Каменный Философов. Бессмертие.

ЗЕРНО (Ячмень, ядро, зерно): Зерно жизни. Обновление жизни. Ядро.

БОЛЬШАЯ РАБОТА: Достижение самой высшей возможной степени совершенства. Объединение Меньшей Вселенной с Большей Вселенной (Микрокосм и Вселенная).

ГЕРМАФРОДИТ: Объединение мужского и женского.

ГЕРМЕС: Меркурий.

ИЕРОГАМИЯ: Божественное объединение. Соединение.

МЕД: Введение. Бессмертие.

ИНКРЕАТУМ: Самовоспроизводство.

ИГНИС АКВА: Огненная Вода. Спирт.

ИГНИС ЛЕОНИ: Стихийный Огонь или "Огонь Льва."

ИГНИС ЭЛЕМЕНТАРИ: Алхимическая сера.

ЛАКТУМ ВИРГИНИС: Молоко девы. Синоним воды меркурия

СВЕТИЛЬНИК: Дух Огоня.

КОПЬЕ: Мужская энергия.

ЛЯПИС ЛЮЦИДУМ АНГЭЛЯРИС: "Краеугольный камень Света." Верховная Сущность.

Термин «алхимия» происходит от древнеегипетского названия Египта - Khem (Кем), означающего «черная земля». «Алхимия», таким образом, буквально означает «искусство черной земли» (или «египетское искусство»).

У алхимии всегда были две главные цели: превращение дешевых металлов в золото (трансмутация) и поиски эликсира жизни (бессмертия, вечной молодости). Это привело к разделению алхимиков на два отряда - идеалистов и прагматиков. Прагматики годами трудились в дымных лабораториях, закладывая основы современной химии, в то время как идеалисты, о которых в XVI веке сокрушался Парацельс, говоря, что они «носили золотые горы в своих головах, прежде чем доходили руками до огня», спекулировали теориями о поиске магического трансформирующего средства - философского камня.

Считалось, что первая трансмутация была осуществлена первым известным автором работ по алхимии Зосимой в III веке. В IV веке Гебер разработал процессы дистилляции, сублимации и кальцинирования. Он говорил, что основными качествами алхимика должны быть терпение и настойчивость, но также увековечил миф о том, что ключом к трансмутации служит соединение ртути с серой. Сейчас уже признано, что алхимики разработали лабораторные приборы, оборудование и технические приемы, а также приумножили объем научных знаний, но, как говорят нам школьные учебники и популяризаторы науки, все это ради химерической цели получения искусственного золота.

Какие же цели на самом деле преследовала алхимия? В своей книге «История химии» Джеймс Браун так формулирует цели, которые хотели достичь алхимики: «Общей целью алхимиков было выполнить в лаборатории, насколько это возможно, процессы, над которыми Природа работала внутри земли. Семь главных проблем занимали их внимание:

1. Приготовление сложного вещества , называемого эликсиром, универсальным лекарством или «философским камнем», который обладал свойством превращения основных металлов в золото и серебро и выполнения многих других великолепных операций.

2. Создание «гомункулуса» , или живого существа, о котором рассказывалось много восхитительных, но неправдоподобных историй.

3. Приготовление универсального растворителя , который растворял бы любую субстанцию.

4. Палингенез , или восстановление растений из пепла. Это был бы первый шаг к искусству воскрешения мертвых.

5. Приготовление spirifus mundi - мистической субстанции, обладающей многими свойствами, главным из которых была способность к растворению золота.

6. Извлечение «квинтэссенции» , или активного первоисточника всей материи.

7. Приготовление aurum polabile - жидкого золота, совершеннейшего средства для излечения, потому что золото, совершенное само по себе, может производить совершеннейшее воздействие на человеческую природу».

Древнего Египта

Эзотерически алхимия (само слово всуе не произносили, называя это занятие «Великое дело») связана с трансмутацией свинца в золото. Но это не просто физический процесс: трансмутация требует от алхимика кардинального изменения его собственного сознания. Путем твердой самодисциплины, снов и видений он стремится превратить самое себя в философский камень. Большинство описаний этого процесса двусмысленны, уравнивают символическое с физическим.

В старых текстах Солнце (сера) и Луна (ртуть) показывались как король и королева, лежащие в одной растворяющей ванне.

В очищающем жаре нового роста они химически сливались в гермафродитную форму. Новое создание (идея, тело) проявлялось через тепло в белизне (albedo)- пресловутый «белый камень».

Так после многих лет контроля над душой и телом для истинного алхимика становилась возможной психокинетическая трансмутация вещества. Существуют легенды, что царь Соломон и Пифагор были алхимиками и что первый из них получал алхимическими средствами золото для украшения собственного храма. Наш прагматичный век с легкостью навесил на алхимию ярлык лженауки.

Но надо учитывать, что в Древние и Средние века ремесло шарлатана было весьма опасным, и попытка обмана власть имущих приравнивалась к государственному преступлению и каралась весьма жестокими методами. Между тем известно, что очень часто дружбы алхимиков добивались государи, которые без единой слезинки отправляли на плаху жен, друзей и родственников. Логично предположить, что если бы все опыты алхимиков были безуспешными, то за это занятие их сжигали бы на кострах.

С имволы алхимии Европы

Последняя исторически зафиксированная трансмутация произошла в Англии в 1782 году. Некий Джеймс Прайс пригласил группу видных людей к себе в Суррей. Они сообщили, что на их глазах он превратил ртуть в серебро, нагревая ее с белым порошком, и в золото - с красным. Полученные слитки оказались подлинными - профессиональных ювелиров не проведешь. Когда Прайса стали принуждать изготовить еще больше порошка, он заявил, что это повредило бы его здоровью (видимо, подразумевая психокинетический аспект). Находясь в сильнейшем стрессе от возникшей перепалки, Прайс покончил с собой, выпив цианид на глазах у трех членов Королевского общества, присланных изучить его заявления.

В своих аллегориях алхимики часто использовали также человеческие, животные и растительные эмблемы, иногда причудливые сочетания фигур - такие, как дракон, крылатый змей, единорог и феникс. Почти всегда золото символизировалось королем с короной на голове и скипетром в руке.

Под слоем так называемых символов алхимии скрывается удивительная концепция - тройной ключ к воротам вечной жизни. Если считать, что алхимия есть мистерия трех миров - божественного, человеческого и стихийного, - то становится ясно, почему мудрецы и философы придумали и развили систему тонких аллегорий, скрывающих эту мудрость.

В алхимии символы играют особую, если не главную роль:

1. Символ служил для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных (и особенно от инквизиции).

2. Символ средство познания и Путь Истины, символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).

Natura incipit , ars dirigit , usus perficit - Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует.

Лестница — путь к познанию в алхимии.

Василиск (кокатриса) - инициация в мудрость, знания.

Медведь - хаос, первоматерия, которую алхимия призвана привести в порядок.


Орел, взмывающий ввысь - освобожденная духовная часть первоматерии.


Алхимики используют знаки для обозначения времени преимущественно из астрологии. С их помощью можно обозначить практически любой временной промежуток.

1. Час

2. День

3. Время суток (день, ночь)

4. Неделя

5. Месяц (состоит из 40 дней)

6. Год

Дополнительные знаки:



Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи.


Черное солнце - символ первичного материала.

Роза - символ тайны, мудрости.


Меч Фламберг, саламандра - тайный огонь - реагент, с помощью которого идет воздействие на первовещество.



Скелет - символ золы. Некоторые алхимики называли золу скелетом вещества.



У алхимиков в изначальных процессах участвуют, как правило, 7 металлов, соответствующие 7 дням недели, их богам, металлам и соответствиям, из которых получаются другие соединения:

1) Луна, серебро , понедельник. Цвет - белый, серебристый.

Белый цветок - серебро

2) Марс, железо , вторник. Цвет - красно-розовый, оранжевый.(Воин с мечом).



Это дуальность и противоположность, солнце и луна, золото и серебро, соединение серы и ртути .

Жаба, орел, козлиная голова- сера .

Лиса - временно затвердевающая красная сера, противоположность петуха.

Лев, петух - ртуть, летучая часть вещества камня - живая, активная сухая вода.

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск.

Король и королева - это золото и серебро, которые, по мнению некоторых алхимиков являлись первовеществом.



Первовещество - это (мужское) вещество, становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы, инь и ян в китайской алхимии.

Кацудей - мужская сера и женская ртуть, трансформация, растворение, иногда представляет символ юпитера.

Ключ — (познание), часто по форме не предназначенный для открывания.



Мост - трансформация одного в другое.

Герметический сосуд - получение из 2-х компонентов 3-го.



Философская Ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. Поэтому Философская Ртуть изображалась в виде гермафродита, либо мужчины и женщины вместе .



Две соперничающие птицы, два орла, оленя, орел и лев - символ превращения, двойственная природа, философская ртуть.

Два дракона или змеи, кусающих друг друга (серу - бескрылой змеей, ртуть крылатой). Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию или первовещество.



3) Меркурий, среда, ртуть . Цвет - темно-синий.

Но, это, прежде всего, триада алхимиков - сера, ртуть и соль. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Человек рассматривался, как мир в миниатюре. Отсюда значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа.

Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.

Сера (сульфур) - бессмертный дух / то, что без остатка исчезает из материи при обжиге.

Ртуть (меркурий) - душа,- то, что соединяет тело и дух.

Соль - тело, - то материальное что остается после обжига.


С химической точки зрения один из компонентов металл, другой - минерал содержащий ртуть, что дает философскую ртуть.

Драконом называли и селитру, и сулему, и огонь, все с чего начинались опыты, чаще бывает связанным с Меркурием - ртутью.



4) Юпитер, четверг, олово . Цвет - красно-коричневый.

Космос, как две пары основных состояний: горячего и сухого - холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса. Т.о. переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.

Жезл - символ превращения.

Базой для всех алхимических теорий является теория 4-х элементов. Платон рассматривал эти элементы в качестве геометрических тел, из которых построены все вещества, 4 элемента также представляются в четырех херувимах - человек (земля), бык (вода), орел (воздух), лев (огонь) .



5) Венера, пятница, медь . Цвет - золотистый, красный.


Аристотель определил соединение 4-х противоположных качеств: холода, сухости, тепла и влаги, и добавил к четырем элементам пятый - квинтэсенцию., которая изображалась 5-тилепестковым цветком, разрезанным яблоком или пентаграммой.




6) Суббота, Сатурн, свинец . Цвет - черный.

Сатурнова соль—ацетат свинца.

Старик с косой , Хронос, скелет - символ свинца.


Зеленый лев - мышьяк и свинец.

Красный лев — киноварь, сурьмяная киноварь, колькотар, свинцовый глет, сурик.

Волк с раскрытой пастью - это сурьма.

7) Воскресенье, Солнце, золото . Цвет - желтый.

Основной принцип: ртуть и соль ведут к получениюалхимического золота .

Солнце, красный лев, рыцарь в панцире - золото

Красный цветок - золото.

Солнце могут также символизировать - крылатая змея, орел со змеей, сокол, лебедь.

Лев пожирающий солнце - процесс растворения ртутью золота.



В своих трактатах алхимики описывали вещества различно, причем зачастую в одном и том же

трактате одно и то же вещество называлось по-разному.

Идея единства всего сущего символически изображалась в виде оуробора - змея/дракона пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической цели - поиска философского камня.



Ворон - изначальное состояние материи, будущий философский камень. Часто изображается с черным солнцем и скелетом, как символом свинца, в 1-й стадии нигредо.



Всего существуют три основные этапа Делания:

Нигредо (nigredo) - черная стадия, когда все компаненты были собраны и подверглись обжигу, то есть, сплавление, смешение всего воедино и прокаливание.

Альбедо (albedo) - белая стадия, - лунное сознание, свет, пролитый во тьму, но свет отраженный, холодный. Альбедо - это еще неясный мир с размытыми формами, сознание, рожденное из тьмы. Как ветер в полнолуние, в альбедо правит бал Меркурий, металлы - серебро и ртуть. Растворение, смешивание, процесс застывания.

Рубедо (rubedo) - красная стадия, его металл - золото, застывшее солнечное пламя.Точка кипения.

Эти 3 этапа иногда изображаются так:


Количество процессов ведущих к этим стадиям различно. Некоторые связывали их с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них.

Женщина с вороном в руках - брожение.

Ворон на щите - очищение.

Девиз: «Visita Interiora Terra Rectificanto Inveniens Occultum Lapidem» , что означает «Посети внутренности Земли и очищением (ректификацией) обрети Камень». В алхимических трактатах широко используется аббревиатура из первых букв - V.I.T.R.I.O.L



Феникс - символ философского камня.


« Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее,и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови » . -

Это рецепт получения философского камня, принадлежащий, по преданию, испанскому мыслителю Раймонду Луллию (XIII—XIV в.) и повторенный английским алхимиком XV столетия Джорджем Рипли в «Книге двенадцати врат» {ВСС, 2, с. 275—284)

Французский химик XIX века, Жан-Батист Андре Дюма, философскую ртуть называет свинцом. Прокалив его, Рипли получает массикот (желтую окись свинца) - это зеленый лев, который при дальнейшем прокаливании превращается в красного льва—красный сурик. Затем алхимик нагревает сурик с кислый виноградным спиртом — винным уксусом, который растворяет окись свинца. После выпаривания остается свинцовый сахар. При его постепенном нагревании в растворе сперва перегоняется кристаллизационная вода (флегма), затем горючая вода—«пригорелоуксусный спирт» (ацетон) и, наконец, красно-бурая маслянистая жидкость. В реторте остается черная масса, или «черный дракон» - это мелко раздробленный свинец. При соприкосновении с раскаленным углем он начинает тлеть и превращается в желтую окись свинца: «черный дракон пожрал свой хвост и обратился в зеленого льва».

Алхимия (позднелат . alchemia, alchimia, alchymia), своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Своей главной задачей алхимики считали превращение («трансмутацию») неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества - «философского камня». Возникновение и попытки осуществления этой задачи уходят в античность.
Алхимические символы и их загадочные значения возникли из-за необходимости защиты и маскировки от мощной европейской церкви. В разгар своей практики, алхимия считалась еретическим ремеслом и каралась смертной казнью или хуже, пытками. Церковь рассматривала алхимию как способ для практикующих взойти на спасение за пределы «традиционной» методологии. Хотя древние алхимические символы родились из-за этой необходимости, основа алхимической практики базируется на внутренней трансформации и ее достижении. В качестве средства для этой трансмутации алхимики использовали изменяющиеся свойства веществ в дополнение к философским значениям самих символов.

Абракадабра:
Магическая гностическая формула (ок. I в. н.э.). Берёт начало в традиции воспевания звуков, которые своими вибрациями увлекают в возвышенные состояния духа (трансы) и очищают. Абракадабра, написанная и выговариваемая «в системе исчезания» - от полного названия до одной буквы, - удаляет болезни, злую участь, нищету и все злые энергии.
При ношении амулета этому способствует форма маятника и гравировка на нём.
Существует множество версий происхождения этого слова, самое распространенная что термин происходит от имени греко-египетского бога Абраксаса -- верховного главы небес и эонов. В этом смысле Абраксас выражает творческую волю Абсолюта, стремление мира к существованию.
Одна из версий происхождения слова основана на его созвучии с фразами на иудейском арамейском языке: עַבְדָא כְּדַברָא , avda kedavra, «что было сказано, должно быть сделано», и עברא כדברא , avra kedavra с приблизительным переводом «что сказано, должно свершиться». В арамейском b и v могли взаимозаменяться, отсюда вариант «abra kedabra» и далее «abracadabra».
Слово (заклинание против различных болезней) предписывалось использовать следующим образом. Оно выписывалось столбиком на дощечке 11 раз, при этом последняя буква каждый раз отсекалась. Получался треугольник. Такое постепенное укорачивание этого слова должно было уничтожать силу злого духа, и больной, надевая амулет, должен был постепенно выздоравливать.


Алеф:
Этот древний символ алхимии является производным от «Тайной Традиции» или Каббалы. Алеф первая буква еврейского алфавита и духовный корень всех гармоний.


Кадуцей:
Крылья кадуцея символизируют способность пересекать любые границы, воздушность; прут - власть; двойная змея - противоположные стороны в дуализме, которые, в конечном счете, должны соединиться. Две змеи, исцеляющая и ядовитая (болезнь и здоровье), имеют герметическое и гомеопатическое значение: природа может преодолеть природу. Кадуцей является символом взаимодополняющей природы этих двух сил, действующих во вселенной, и соединения двух полов. Они олицетворяют силы связи и разделения, добра и зла, огня и воды, восхождения и нисхождения, а также равновесие, мудрость и плодородие. В алхимии это мужская сера и женская ртуть, сила трансформации, сон и пробуждение, растворение и коагуляция (solve et coagula) великого Опыта, синтез противоположностей и проникающая функция медитации между высшим и низшим уровнями действительности. Палочка или жезл посланника - это ось мира, вниз и вверх по которой, между Небом и Землей перемещаются все боги-посланники и посредники.

Куб представляет землю в Пифагорейской, Индейской и Платоновских традициях. В Египте, фараон часто изображается сидящим на кубическом троне. В Индии, многие статуи божеств показаны стоя на кубе - один под каждой ногой.
По Платону, элементы, являющиеся различными проявлением первичной материи, способны к взаимопревращениям. Платон привлекал геометрию многогранников для объяснения таких свойств материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность. При этом земле ставился в соответствие куб, воде - икосаэдр, воздуху - октаэдр, огню - тетраэдр. Пятому возможному правильному многограннику - додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который Бог-Творец использовал, чтобы создать небесные тела.

Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии - определённое сочетание основных качеств - тепла, холода, влажности и сухости:

Жарко + Сухо = Огонь
Жарко + Влажно = Воздух
Холод + Влажно = Вода
Холод + Сухо = Земля



Эргон:
Это духовный древний символ алхимии для правого глаза души, в которой она смотрит в вечное. Этот символ позволяет сосредоточиться на более высоких, тонких, духовных вибраций. Он также констатирует бесконечную природу нашей души, и наши возможности, чтобы насладиться бесконечной вселенной.


Огонь:
Древний символ алхимии представляет божественную энергию, очистку, откровение, и преобразование. Одна из основных стихий, символ Духа и Б-га, торжества света и жизни над мраком и смертью, всеобщего очищения.


Луна:
Луна олицетворяет темную сторону природы, ее невидимый аспект; духовный аспект света во тьме; внутреннее знание, интуитивное, иррациональное и субъективное; человеческий разум в виде отраженного света божественного Солнца.
Является символом глаза ночного, а Солнце является глазом дневным. Луна символизирует также периодическое возобновление творения, время и меру. Раньше время измерялось фазами Луны, поэтому она считалась носителем перемен, страдания и упадка, условием жизни человека на земле. Изменяясь в своих фазах, она символизирует область становления.

Павлиний хвост:
Хвост павлина, включающий все цвета радуги, воспринимался как универсальный символ. Ближе к концу алхимической работ всегда появляется этот символ. Его разноцветные перья похожи на расплавленный металл, который предвещает близость на заключительном этапа трансформации. Хвост павлина является символом плавного перехода из одной стадии в другую. Так же в исламе хвост павлина, раскрытый во всей красоте, означал либо универсум, либо полную луну или солнце в зените. Павлиний хвост появляется в 84-й эмблеме «Символического искусства» Босха как идея целого и знак соединения всех цветов.

Пентакль:
Пентакль – это магический предмет с изображением пятиконечной звезды (пентаграммы), вписанной в круг. Каждый ее луч обозначает один из пяти элементов – Воду, Воздух, Огонь, Землю и Дух. И если в прямом положении она символизирует божественное начало, то в перевернутом виде это уже знак сатаны.
Иногда пентакли называют еще пентаграммой, пентальфой, пентагероном; а также «звездой Соломона» или «печатью Соломона» – когда-то знаменитый царь носил перстень с пятиконечной звездой, она же впоследствии «украсила» и его гробницу.
Пентакль является символом гармонии, здоровья и мистических сил. Пифагорейцы принял его как признак здоровья и брака неба и земли. Пентакль имеет большую силу, как знак неба, земли, а также человеческого тела и ума. Недаром он был использован в качестве защитного эмблемы среди алхимиков и магов.




Квинкункс (Quincunx) :
Изначально этот символ присутсвовал на римской монете, чье достоинство равнялось 5/12 (что на латыни и звучит как quincunx) аса.
Свое символическое значение квинкункс обрел среди последователей Пифагорейской Школы, специализировавшейся, как известно, на мистике и математике. По Пифагору, составляющие квинкункса – четыре первоэлемента земли, воздуха, огня и воды, пронизываются монадой, эфиром. Это символ проницаемости и жизнеспособности. Квинкункс находится в основании Тетраксиса Пифагора – десяти точек, символа, открывавшего тайну универсальной природы.

В современном мире этот символ широко используется астрологами. Имея форму креста, он представляет собой космический центр: четыре точки, соответствующие сторонам света, встречаются в пятой, центральной точке встречи Неба с Землей.