Анализ воспитательной работы - анализ. Анализ воспитательной деятельности учащихся

За учебный год

Целью анализа является оценка результатов воспитатель­ного процесса за истекший период, нахождение наилучших вариантов его дальнейшего развития, разработка и обоснова­ние целей и задач на новый учебный год. Результаты такого анализа учитываются при планировании и организации воспи­тательной, методической работы, контроля. Источниками ито­гов за учебный год могут быть материалы текущего и темати­ческого анализа, внутришкольного контроля, оперативной информации, результаты анкетирования участников педагоги­ческого процесса, а также материалы изучения результатов воспитательной работы, полученные с помощью «срезовых» методик, коллективного анализа, организованного на различ­ных уровнях (в школе и первичных объединениях) по итогам конкретных дел и в целом учебного года. Анализ завершается подготовкой рекомендаций по планированию, а также выра­боткой конструктивных мер по совершенствованию воспита­тельной работы.

Анализ по итогам года является комплексным . Он постоян­но повторяется в одно и то же время года и может осуществ­ляться по более или менее стабильной программе. Такой ана­лиз - основное условие цикличности управления. Он являет­ся соединительным звеном годовых циклов в системе управле­ния школой и каждым первичным коллективом, классом.

Из всех видов анализа воспитательной работы анализ ито­гов за учебный год самый сложный. Он представляет собой спе­цифический коллективный поиск. Проанализировать весь ход воспитательного процесса, его результаты и организацию не­возможно. Важно вычленить для анализа основные блоки вос­питательной работы, которые отражают задачи, приоритетные направления воспитательной работы. Каждый из блоков, с од­ной стороны, является самостоятельным, а с другой - каждый блок лишь составная часть педагогического процесса. В блоки объединяются только те виды деятельности, которые имеют некоторые общие свойства. Выбираются для анализа те блоки, которые оказывают основное влияние на достижение цели и решение воспитательных задач .

Необходимо отметить, что выделить постоянный предмет анализа по итогам учебного года невозможно, так как он еже­годно меняется в зависимости от характера влияния многих факторов, но в то же время в каждой школе есть постоянный круг проблем, которые должны ежегодно подвергаться анали­зу, ибо они составляют сердцевину основных школьных про­цессов. Так, например, в одном учреждении - это может быть организация клубной деятельности, в другом - работа классных руководителей, взаи­модействие педагогов, учащихся и родителей.

Весь ход анализа воспитательной работы за учебный год можно разделить на трипериода:подготовительный, непосредственного анализа собранной информации и заверша­ющий.

Подготовительный период, по существу, длится весь учеб­ный год. В его основе лежит систематический, целенаправлен­ный сбор информации и ее первичная обработка. Роль этого периода в аналитической работе весьма существенна. Во-пер­вых, систематическая и целенаправленная работа по сбору и оперативной обработке информации дает возможность полу­чить первоначальную ориентировку, предварительную оценку. Во-вторых, в этот период педагог получает сигналы о негатив­ных процессах, недостатках в работе коллектива и имеет воз­можность нацелить внимание на наиболее уязвимые звенья воспитательного процесса, выделить участки, требующие при­стального аналитического внимания. В-третьих, именно в этот период в какой-то степени определяется направление, в кото­ром должен развертываться весь ход будущего анализа. В це­лом период предварительного ознакомления с объектом анали­за дает возможность определить тенденцию того или иного яв­ления, предварительно дать ему положительную или отрица­тельную характеристику, сформулировать цели педагогичес­кого анализа итогов учебного года.

Таким образом, сбор информации для анализа воспитатель­ной работы осуществляется в течение года. Тем не менее в цик­ле управления школой период с марта по май отводится для целенаправленной аналитической работы, в которую включа­ются все участники педагогического процесса, педагоги, уча­щиеся, родители. Специально организованная творческая груп­па педагогов школы под руководством администрации состав­ляет план аналитической работы , который включает в себя изучение результатов воспитательного процесса в первичных коллективах и в целом в школе; подготовку педагогов, актива родителей и учащихся к организации аналитической работы, проведение коллективного анализа в первичных коллективах, с родителями и учащимися, а также с их представителями на общешкольном уровне. Педагоги обсуждают содержание и ме­тодики изучения результатов воспитательного процесса с уче­том поставленных на учебный год воспитательных задач, спо­собы организации коллективного анализа и обработки инфор­мации. Члены группы, организаторы распределяют участки работы, блоки, по которым будут собирать и оформлять инфор­мацию к общему анализу воспитательной работы за учебный год.

Для того чтобы обеспечить целостность и целенаправлен­ность аналитической работы коллектива, целесообразно в марте организовать специальную подготовку педагогического кол­лектива к этому этапу работы. На семинарах классных руково­дителей, руководителей клубных объединений обсуждаются методики по изучению результатов воспитательной работы в первичных объединениях, содержание и методика коллектив­ного анализа с учащимися и родителями, требования к оформлению материалов анализа. С участием актива школьников и родителей разрабатываются содержание и формы проведения коллективного анализа, составляются вопросы для обсужде­ния, продумываются творческие задания, которые позволяют получить необходимую для анализа информацию.

Обсуждение итогов может проходить либо с участием всех членов школьного коллектива, либо по возрастным группам. Возможно и сочетание этих вариантов в зависимости от обсуж­даемых проблем.

Коллективный анализ целесообразно проводить в два этапа. Первый - обсуждение состояния школьных дел в целом . Участники разбиваются на группы и поочередно вырабатыва­ют мнение, а затем выносят его на обсуждение по следующим вопросам:

1. Чем отличается наша школа от других? Кем и чем наша школа может гордиться? Какое самое яркое (важное) событие года? Что в жизни школы особенно радует (особенно дорого)?

2. Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились? Как закрепить эти достижения в буду­щем?

3. Что в жизни школы вас особенно огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с про­шлым годом? Почему?

4. С решения каких проблем необходимо начать следующий год? Какие недостатки в организации жизни школы необходи­мо преодолеть в первую очередь?

Второй этап включает обсуждение отдельных элементов вос­питательного процесса . С этой целью можно создать временные научно-исследовательские группы (как их определили в одной из школ) по изучению состояния жизни в школе. Например, в одной из школ были созданы группы, предметами исследова­ния которых стали урок, общешкольные дела, клубные объ­единения, труд, взаимодействие старших и младших. Обсуж­дение в этих группах проходило по следующим вопросам:

1. Какие достижения (успехи) появились в работе по данной проблеме? В чем продвинулись вперед? За счет чего?

2. Что могли сделать лучше, но не сделали? Почему?

3. Над решением каких проблем необходимо работать в сле­дующем году?

Школьные объединения (кружки, штабы, клубы и т.п.) про­водят обсуждение и составляют ответы на следующие вопро­сы: что понравилось, что получилось, что удалось из задуман­ного в этом году; что сделано полезного и нужного для школы, учащихся младших классов, для окружающих людей; что не получилось, не удалось, не понравилось и почему; что необхо­димо для улучшения работы в следующем году; кого и за что отметить, поблагодарить по итогам работы за год.

Возможно и целесообразно использование и более творчес­ких, косвенныхприемов сбора информации , характеризующих итоги воспитательной работы. На собрании представителей детского коллектива, на сборах школьного актива группы пе­дагогов и учащихся могут выполнять следующие задания:

а) представить в творческой форме (с помощью рекламы) достижения этого года, которыми школа может гордиться;

б) показать фрагмент самого удавшегося дела этого года;

в) провести экскурсию по школе для гостей;

г) с помощью различных телепередач показать то, «что нам мешает жить и что с треском надо удалить».

На конференции родительского актива можно обсудить во­просы: что нового и интересного появилось в школе в этом году, над какими проблемами работали педагоги, учащиеся и роди­тели, есть ли результат, в чем он проявился, на что следует об­ратить внимание школьному коллективу в следующем году.

Анализ коллективной воспитательной работы, сбор инфор­мации и ее анализ проводится под руководством администра­ции школы и непосредственно заместителя директора по вос­питательной работе. К обработке материалов коллективного анализа привлекается актив педагогов и учащихся.

Организаторам изучения воспитательного процесса необхо­димо продумать сбор и обработку информации в ходе коллек­тивного анализа. Можно вести протокол обсуждения или со­здать специальный пресс-центр, который будет фиксировать и наглядно представлять основные идеи и результаты коллектив­ной мыслительной деятельности.

На подробный анализ работы в школе не нужно жалеть вре­мени. Как показывает опыт, это всегда окупается положитель­ным изменением отношения взрослых и детей к дальнейшей организации жизни школы и получением наиболее объектив­ной информации, характеризующей состояние воспитательно­го процесса в школе. В ряде учреждений подведению итогов работы, анализу организации школьной жизни отводится почти вся последняя четверть учебного года.

Формы коллективного анализа должны быть разнообразны­ми. Иногда целесообразно использовать игровые и соревнова­тельные элементы, которые стимулируют активность и разви­вают творчество детей. Перед проведением коллективного анализа следует предложить самим педагогам и учащимся опре­делить содержание и форму подведения итогов в конце учебно­го года. Полезно проводить анализ воспитательной работы как коллективное творческое дело, которое создается всеми его уча­стниками. Примерами этого могут быть формы, созданные уча­щимися и педагогами. Заметим, что не только сам материал, собранный в ходе кол­лективного анализа, позволяет судить об эффективности вос­питательной работы, но и глубина аналитической деятельнос­ти детей, их поведение и отношения в процессе обсуждения. Анализ информации, полученный благодаря коллективно­му обсуждению, помогает выявить основные тенденции в развитии воспитательного процесса, определить эффективность использования педагогических средств.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к протоколу № 1 педагогического совета от 28.08.13

Анализ учебно-воспитательной работы

за 2012 – 2013 учебный год
I . ЦЕЛЬ АНАЛИЗА

Основной целью анализа работы МБОУ лицея № 12 является аналитическое обоснование планирования работы в новом учебном году на основе определения факторов и условий, повлиявших (положительно или отрицательно) на результаты деятельности в 2012-13 учебном году.

II . ИСТОЧНИКИ АНАЛИЗА


  • Статистические данные (ОШ, РИК)

  • Документация школы

  • Систематизированные данные внутришкольного контроля

  • Результаты мониторинга, промежуточной и итоговой аттестации учащихся

  • Результаты независимых контрольных работ и срезов

  • Результаты олимпиад, конкурсов различных уровней

  • Результаты работы с педагогическими кадрами

  • Результаты опросов, анкетирования и исследований, проведённых с учащимися
III . СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное непрерывное взаимодействие администрации лицея и всех участников педагогического процесса по достижению поставленных целей.

Регулярно работающими коллегиальными органами являются педагогический совет и методический совет, который в свою очередь опирается на работу методических объединений. Педагогический совет рассматривает вопросы, освещающие стратегические и тактические проблемы развития лицея и организации учебно-воспитательного процесса. Методический совет решает задачи научно-методического обеспечения.

Управление лицеем осуществляется на нескольких уровнях.

На стратегическом уровне лицеем руководит Управляющий совет, в который входят педагоги, родители учеников, способные внести вклад в развитие образовательного учреждения.

На оперативном уровне - директор и Педагогический совет.

На уровне самоуправления учащихся ведущая роль принадлежит Совету коллектива, включающему представителей всех параллелей классов.

В 2012-2013 учебном году МБОУ лицей № 12 работал в соответствии с Законом РФ «Об образовании», нормативными документами Министерства образования и науки РФ, документами органов управления образования г. Краснодара, Уставом лицея, учебным планом, составленным на основе федерального учебного плана. Перед педагогическим коллективом стояли цели и задачи, вытекающие из единой методической темы школы: «ЕДИНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ОЦЕНКЕ УЧЕНИЧЕСКОГО ТРУДА, РЕЗУЛЬТАТОВ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ» , работа над которой велась в течение года.

Целью работы лицея было создание условий для получения всеми обучающимися доступного качественного образования, воспитания и развития, обеспечения личностно ориентированного подхода и сохранения здоровья школьников в условиях развивающего и предпрофильного обучения к профильному через профессионализм, мастерство и творчество каждого педагога.

Для достижения поставленной цели были поставлены задачи и выбраны соответствующие средства для успешного их решения.

I. Создание условий для обеспечения предпрофильной подготовки и перехода к профильному обучению через:

1. Введение курса информатики в 5-7 информационно-математических и общеобразовательных классах.

2. Введение предметных курсов: по математике, информатике, химии, биологии

3. Усиление прикладного назначения ЗУН, практической направленности всех учебных дисциплин.

4. Активизацию экскурсионного образования и проектной деятельности во всех классах.

5. Создание условий для открытия в 2013-2014 учебном году профильных химико-биологических классов.

6. Внедрение и освоение электронных образовательных ресурсов.

7. Осуществление мониторинга качества образования.

II. Осуществление личностно ориентированной педагогики через:

1. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.

2. Организацию учебно-воспитательного процесса на диагностической основе.

3. Подготовку учащихся к участию в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, творческих конкурсах.

4. Развитие творческих возможностей и формирование стремлений обучающихся к самообразованию через активное использование метода самостоятельной и проектно- исследовательской работы.

5. Создание условий для обучения школьников на старшей ступени по выбранному профилю или индивидуальным планам в соответствии с социальным запросом.

6. Продолжение работы по программе «Одаренные дети».

III. Повышение методического, профессионального уровня педколлектива через:

1. Сотрудничество с различными методическими службами округа и города;

2. Работу методических объединений, системность ВШК;

3. Активное внедрение метода учебных проектов; изучение теории и практики использования метода учебных проектов в современном образовании;

4. Планомерную работу с молодыми специалистами;

5. Аттестацию педагогических кадров;

6. Учебу на курсах повышения квалификации учителей;

7. Участие в профессиональных конкурсах;

8. Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, взаимоуважения семьи и школы, условий для саморазвития и самообразования.

9. Подготовку педколлектива к работе в условиях профильного обучения или (и) по индивидуальным планам обучающихся;

10. Регулярное обеспечение информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на сайте школы, в публичном отчете;

11. Создание портфолио учащихся начальной и основной школы, отражающих достижения и индивидуальный прогресс;

12. Активное использование в своей деятельности возможности компьютера, Интернета.

Особое внимание уделялось решению здоровьесберегающих задач :

1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований в организации УВП.

2. Культивирование в сознании учащихся понимания и принятия необходимости вести здоровый образ жизни.

3. Усиление работы по преемственности в системе: начальная школа – среднее звено для предупреждения и профилактики проявлений дезадаптации школьников в учебном процессе.

4. Развитие спортивно-оздоровительной системы, организация спортивных мероприятий.

5. Осуществление полноценной диспансеризации школьников и всех работников школы.

6. Обеспечение комплексной безопасности обучающихся и воспитанников школы.

9. Конструирование уроков с позиции здоровьесберегающих образовательных технологий.

Были решены задачи по воспитательной работе :

1. Включение учащихся в активную деятельность как способ и средство саморазвития, самовоспитания, самовыражения.

2. Развитие ученического самоуправления.

3. Создание условий для духовно-нравственного, гражданско-патриотического становления личности обучающегося.

4. Продолжение работы по предупреждению правонарушения, бродяжничества, усиление контроля за посещаемостью обучающими школы.

5. Сплочение школьного коллектива посредством организации коллективных творческих дел

Решались общепедагогические задачи:

1. Формирование и поддержание положительной мотивации учения школьников как основы достижения высокого уровня обученности и воспитанности.

2. Развитие у обучающихся устойчивого интереса к учению и любознательности, потребности к образованию.

3. Оказание помощи педагогически запущенным детям, предупреждение их неуспеваемости.

4. Обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности в УВП, интеграция основного и дополнительного образования.

5. Повышение качества обученности и эффективности образования.

6. Сохранение контингента школьников, создание условий для доступного образования.

В соответствии с поставленными задачами были разработаны планы работы методических объединений, внутришкольного управления, определено методическое обеспечение, подготовлена необходимая материальная база.

Выводы:

Практически все поставленные задачи успешно решались в 2012-2013 учебном году, многие в силу своей актуальности нуждаются в пролонгировании. К нерешенным задачам относится:

1.Повышение качества обученности по математике

2. Развитие устойчивого интереса к учению

3. Работа педколлектива по преемственности: начальная школа –среднее звено – старшая школа

4. Развите творческого потенциала учителя

5.Организация работы с мотивированными и одаренными детьми. Работа с одаренными учащимися велась, но не в системе у учителей-предметников, что сказалось на малом количестве побед на предметных олимпиадах и интеллектуальных марафонах. Эти и другие задачи личностно ориентированной направленности требуют вдумчивого, продуманного отношения каждого учителя и системной работы всего педагогического коллектива.

Анализ кадрового состава

Численный состав педагогического коллектива МБОУ лицея № 12 города Краснодара на 1 сентября 2013 года составлял: 49 педагогов, в том числе руководящих работников - 6.


2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Всего педагогов

48

54

45

49

49

мужчин

2

3

3

2

3

женщин

46

51

42

47

46

Возрастной состав педагогического коллектива

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

до 25 лет

5

9,3

5

9,3

6

9,6

25-30 лет

3

5,6

8

12,2

9

1,9

30-35 лет

1

1,9

3

5

7

3,8

35-40 лет

3

5,6

2

5,3

3

5,7

40-45 лет

8

14.9

7

14

6

13,4

45-50 лет

7

13

4

7

8

15,3

50-55 лет

12

22,2

8

19

5

9,6

Женщины свыше 55 лет

14

26

11

21

10

19

Мужчины свыше 60 лет

1

1,9

1

1,9

1

1,8

Образовательный ценз

образование

2010-2011

2011-2012

2012-2013

высшее

42

94 %

46

95

47

96

н/высшее

1

2 %

1

2

1

1,5

среднее специальное

2

4 %

2

4

1

1,5

Звания и награды


2010-2011

2011-2012

2012-2013

Почетный работник общего образования РФ

3

5,6 %

3

5,6 %

6

12

Почетная Грамота МО РФ

1

1,9 %

1

1,8

1

1,9

Отличник народного просвещения

2

3,7 %

2

3,7 %

Отличник просвещения РСФСР

1

1,9 %

1

1,9 %

2

3

Заслуженный учитель Кубани

3

5,6 %

3

5,6 %

2

3

Как составить анализ воспитательной работы? Любой классный руководитель должен не только составлять план своей работы, но и оценивать эффективность своей работы. Предлагаем несколько вариантов оценки работы педагогов.

Образец для школы

Для начала представим анализ воспитательной работы школы. Целью деятельности является создание оптимальных условий для всестороннего развития личности, для саморазвития и самосовершенствования школьников.

Анализ воспитательной работы за 1 полугодие составлен на основе отчетов классных руководителей, работающих в образовательном учреждении.

Деятельность школы охватывает полный педагогический процесс, сочетая учебные знания, внеурочную экскурсионную деятельность, разнообразные мероприятия, и направлена на решение следующих задач:

  • формирование гражданско-патриотического сознания у детей, духовно-нравственных ценностей полноправного гражданина России;
  • совершенствование оздоровительной работы со школьниками и формирование навыков здорового образа жизни, совершенствование коммуникативных навыков и отработка методов ;
  • поддержка творческой активности школьников в разных сферах деятельности, активизация школьного самоуправления, создание оптимальных условий для создания общешкольного коллектива;
  • изменение системы семейного воспитания, увеличение ответственности родителей за обучение и воспитание детей.

Патриотическая направленность

В анализ воспитательной работы за 1 полугодие включено гражданско-патриотическое воспитание. Формирование в подрастающем поколении качеств патриота-гражданина является важной составляющей работы образовательного учреждения. В рамках мероприятий, проводимых в классных коллективах, осуществлялась систематическая подготовка ребят к выполнению гражданского долга.

Анализ учебно-воспитательной работы показал, что педагоги работали над воспитанием чувства любви к своей стране, малой родине, культурным и историческим традициям.

Наиболее значимым мероприятием стали торжества, посвященные юбилею школы. Они объединили обучающихся и педагогов, позволили провести праздник на высочайшем уровне.

Анализ воспитательной работы за полугодие подтвердил отличную подготовку и проведение торжественной линейки, которая была посвящена празднику 1 сентября.

Также в рамках патриотической деятельности был организован праздничный концерт для жителей ближайшего микрорайона, который был посвящен Дню народного единства. Школьники 8-9 классов встретились с воинами, выполняющими свой долг в Афганистане, побеседовали с ними о трудностях воинской службы.

Анализ воспитательной работы класса за полугодие показал, что на параллели 10 классов были проведены акции:

  • «Рука помощи», посвященная Дню пожилого человека.
  • «Мы за ЗОЖ» в рамках декады здоровья.
  • «Сдаем ГТО».

В планах продолжить работу по созданию в школе условий для формирования в подрастающем поколении правильных жизненных ориентиров и нравственных ценностей.

Нравственно-эстетическое направление

В анализ воспитательной работы в 1 полугодии включены мероприятия, которые направлены на развитие у школьников нравственных идеалов и правил поведения в обществе, развитие нравственных принципов, культурных ценностей и потребностей, формирование эстетического (художественного) потенциала личности. Педагоги организовывали и проводили мероприятия, которые позволяли раскрывать и развивать творческие способности школьников.

Анализ воспитательной работы показал, что в рамках такой деятельности были проведены определенные мероприятия:

  • Для ребят 5-11 классов советом старшеклассников был организован «День самоуправления».
  • Учителями начальных классов проведен праздник «Посвящение в первоклассники».
  • Классными руководителями 5-11 классов создана выставка семейных газет «Ах, лето…».

С привлечением существенного количества родителей в школе было проведено мероприятие «Путешествие в Новый год» для ребят 1-4 классов.

Также были организованы конкурсы чтецов, посвященные Дню учителя, Дню города, Новому году.

Классные руководители 5-11 классов организовали работу школьного актива, который выпустил за первое полугодие 4 школьных газеты.

Старшеклассниками была проведена праздничная программа «Дорогой мой человек».

Анализ воспитательной работы показал, что в 1 полугодии продолжалась серьезная работа по благоустройству школы.

Дежурные регулярно выпускали молнию по итогам проведенного дежурства, отмечали все чрезвычайные происшествия, которые произошли в школе:

  • порчу имущества;
  • опоздания на уроки;
  • нарушения в графике питания в столовой.

Анализ воспитательной работы в классе показал, что за полугодие было проведено три заседания совета по профилактике правонарушений с детьми, которые состоят в группе риска.

Спортивно-оздоровительная работа

Школа уделяет особое внимание физическому воспитанию. Его основу составляет просвещение школьников в области физического здоровья, а также формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Анализ воспитательной работы за 1 класс показал, что введение третьего часа физической культуры привело к снижению заболеваемости у детей начальных классов.

Деятельность осуществлялась в рамках школьной программы «Здоровье», включающей в себя:

  • рациональную организацию учебной деятельности: план, расписание, мероприятия внеурочной работы;
  • организацию оздоровительной и физкультурной деятельности;
  • просветительно-воспитательную работу со школьниками, направленную на формирование значимости здорового образа жизни в подрастающем поколении.

Что еще показал анализ воспитательной работы? 1 класс 1 полугодие питался организованно, за процессом следили родители школьников. Никаких нарушений выявлено не было.

Для пропаганды правил поведения на дорогах для первоклассников состоялось мероприятие «Юные пешеходы», целью которого стало создание для малышей безопасного школьного маршрута.

Работа в данном направлении будет продолжена во втором полугодии, основываться она будет на сохранении и укреплении здоровья, на двигательной активности ребят.

Экологическое направление

Анализ воспитательной работы за год показал, что в образовательном учреждении были проведены различные мероприятия, которые направлены на воспитание бережного отношения к природе, использование знаний по охране живого мира в повседневной жизни.

Отчет по воспитательной деятельности в классе

В начале отчета классный руководитель представляет краткую характеристику класса. На начало года в коллективе 6 класса было 26 человек: 15 мальчиков, 11 девочек. Класс имеет отличную работоспособность. В результате работы, проведенной классным руководителем, педагогами, родителями, удалось добиться посещаемости уроков всеми учениками, своевременного и ответственного подхода к образовательной деятельности.

В классе неплохая дисциплина, практически отсутствуют межличностные конфликты. Ребята поддерживают между собой доброжелательные отношения, оказывают друг другу поддержку и помощь. В коллективе нет группировок, в секциях и кружках занимаются 25 человек. Работа за текущий период осуществлялась по следующим направлениям:

  • формирование патриотизма и гражданственности;
  • развитие этического сознания и нравственных чувств;
  • воспитание творческого, сознательного отношения к труду, помощь в сознательном выборе будущей профессии;
  • экологическое просвещение, знакомство с культурой безопасного и здорового образа жизни;
  • воспитание социальной компетентности и нравственной ответственности.

Основные формы работы: экскурсии, праздники, соревнования, классные часы, беседы, викторины. В классных коллективах помимо педагога, в организации творческих мероприятий, активное участие принимали родители учащихся.

Подготовка к профессии

Для подготовки ребят к выбору профессии, классный руководитель организовал и провел несколько мероприятий:

  • классные часы;
  • встречи с представителями различных профессий;
  • творческие викторины из цикла «Мир мастеров».

Отдельное внимание в своей деятельности педагог уделял основам безопасности дорожного движения. Программа по ПДД рассчитана на 8 часов. За это время педагог познакомил воспитанников с правилами поведения на дороге, пешеходном переходе, особенности выбора безопасного школьного маршрута. Помимо классного руководителя, в занятиях по правилам дорожного движения активное участие принимали и представители дорожно-патрульной службы.

Познание себя

На протяжении всего первого полугодия проводились беседы, направленные на знакомство школьников с основами нравственности. Классный руководитель тесно сотрудничал с детским психологом, что позволило ему не только ознакомить учащихся с теоретическими основами нравственности, но и отработать данный материал в разнообразных тренингах.

Для культурного развития ребят совместно с родителями педагогом была организована экскурсионно-туристическая программа по городам Золотого кольца России.

Работа с родителями

В качестве одного из направлений в работе классного руководителя стало взаимодействие с родителями:

  • индивидуальные беседы;
  • посещение семей;
  • проведение родительских собраний.

Для поиска взаимопонимания с родителями и законными представителями школьников педагог сначала провел анкетирование, направленное на поиск общего языка. Проанализировав классный руководитель составил программу работу на год, первую часть ее успешно реализовал в первом полугодии.

На родительских собраниях, проводимых в 1 полугодии, педагог не вел речи о плохой успеваемости ребят. Родителям были выданы листы с оценками их детей, а само собрание было посвящено адаптации ребят в школе после продолжительных летних каникул.

Психолог, приглашенный на данное мероприятие, рассказал мамам и папам о том, как можно помощь детям преодолеть нежелание учиться.

Важные моменты

При анализе воспитательной деятельности необходимо уделить внимание определенным аспектам. Среди признаков, которые используются при подобной деятельности, выделим:

  • четкую и осмысленную формулировку цели воспитательной деятельности;
  • постановку задач с учетом особенностей классного коллектива;
  • выстраивание индивидуальных траекторий развития для каждого участника классного (школьного) коллектива;
  • указание в отчете методов и приемов, используемых педагогом для достижения задуманного.

Анализ воспитательной деятельности любого классного руководителя можно считать эффективным в том случае, если педагогом выделены основные части работы, элементы и этапы, определены способы взаимодействия с иными образовательными и досуговыми учреждениями.

В отчете должна быть дана характеристика каждого этапа, взаимосвязь между ними, подведение промежуточных итогов.

Педагог в анализе обращает внимание на выводы и оценку качества проведенной им работы, конечный результат, соотношение их с поставленными задачами.

В каждом образовательном учреждении разрабатываются определенные формы (шаблоны), которые заполняются классными руководителями.

В одних схемах сначала предполагается в других анализ начинается с целей и задач, которые поставлены классным руководителем в своей работе, в других сначала идет анализ выполнении цели и задач, затем перечисляются мероприятия, проведенные за полугодие (год) в классном коллективе (образовательном учреждении).

Выбор структуры анализа зависит от нескольких условий:

  • задач и цели деятельности;
  • специфики формы воспитательной работы;
  • позиции классного руководителя и его педагогического опыта; он может выступать в качестве члена администрации, организатора, наблюдателя.

Заключение

Прежде чем приступать к процедуре анализа, важно знать результат выбранной формы работы. Установить его объективно можно далеко не во всех ситуациях. Какую-то часть информации о результатах деятельности можно получить от участников мероприятия непосредственно после завершения мероприятия, проведя анкетирование.

Кроме того, желательно продумать коллективный анализ после завершения определенных дел, чтобы оценить эффективность и результативность воспитательной работы классного руководителя.

Системно-структурный анализ позволяет получать объективную информацию о качестве и содержании внеурочной деятельности, целесообразности выбора определенных мероприятий.

Для освоения школьными учителями новых воспитательных технологий, методик, приемов целесообразно в процессе анализа обращать пристальное внимание на отдельные аспекты, звенья, элементы осуществляемой воспитательной деятельности.

Помимо полного отчета за полугодие (год), можно составлять анализы отдельных мероприятий.

При благоприятной ситуации, наличии свободного времени, допускается проведение анализа работы непосредственно после конкурсов, конференций, праздников.

Если это невозможно из-за усталости участников мероприятия, в таком случае лучше проводить анализ спустя некоторое время, например, на следующий день.

К коллективному анализу готовятся все участники мероприятия: педагоги, участники, организаторы. Подготовку педагог начинает с первых этапов работы над планируемым делом, продумывает вопросы для анализа, время его проведения.

По мере подготовки и проведения конкретного мероприятия учитель вносит некоторые корректировки, уточняет важные моменты, проводит мониторинг, анализирует полученные результаты.

Анализ воспитательной деятельности

классного руководителя Гутенко Светланы Александровны

« 5 » класса МКОУ «Калтукская СОШ»

по итогам 2012-2013 учебного года.

  1. Основные цели и задачи, которые решались в 2012 - 2013 учебном году.

Цели и задачи

Степень их реализации.

Цели:

Формирование ученического коллектива.

Небольшие сдвиги есть. Микроклимат в классе несколько улучшился. Продолжать работать в этом направлении!

Формирование продуктивных отношений в коллективе.

Частично

Становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей.

Работа в этом направлении велась и будет продолжаться дальше. Становление и развитие качеств личности – процесс, требующий длительного времени.

Задачи:

Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей.

Пока частично так, как формирование чего-либо требует длительного времени. Данная работа велась через внеклассные мероприятия, классные часы, беседы, предметные недели, олимпиады...

Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

Все условия для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей созданы.

Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума.

Частично

  1. Доминирующие направления в реализации плана воспитательной работы с учащимися класса.
  1. Направления воспитательного воздействия, не реализованные в течение учебного года.

Направление

Причины не реализации

Деятельность социально-психологической службы

Данное направление велось классным руководителем (диагностики, тренинги). Хотя работы было проведено много (диагностики, тренинги), достоверность результатов вызывают у меня сомнения. Хотелось бы, чтобы данное направление сопровождалось специалистом (психологом).

Семейное воспитание (привлечение родителей к реализации плана воспитательной работы)

Безынициативность родителей. Родители были ознакомлены с воспитательным планом, были предложены мероприятия для совместного проведения. С моей стороны в данном направлении тоже есть упущения. Надо быть более настойчивым и ставить конкретные задачи в проведении того или иного мероприятия.

  1. Формы и методы, использованные в достижении поставленных целей.
  1. Традиции класса.
  1. Оформление классного уголка в начале учебного года
  2. Формирование органов самоуправления класса
  3. Персональное поздравление ребят с днем рождения
  4. Два раза в год проводим «День именинника»
  5. В конце года выявлять рейтинг каждого учащегося по успеваемости и общественной активности.
  1. Оценка наличия вредных привычек у учащихся класса.

Вредные привычки

Кол-во учащихся

Курят

Употребляют алкогольные напитки

Сквернословят

Замечены в воровстве

Пропускают уроки

Устраивают дебоши и драки

Отсутствует учебная мотивация (низкая мотивация)

Не адекватная реакция на замечания

Говорят неправду

  1. Формы воспитательного воздействия, применяемые классным руководителем в отношении учащихся класса.

Формы воспитательного воздействия

Кол-во учащихся

Личные беседы, «внушения».

Классные часы.

Мобилизация усилий классного коллектива.

Организация встреч с интересными людьми.

Организация КТД.

Беседа с родителями.

Организация лекций.

Просмотр видеофильмов, клипов.

Организация спортивных соревнований, игр.

Организация походов, экскурсий на природу.

Организация выездов в театры.

  1. Содержание досуга учащихся класса.

Виды досуговых занятий

Кол- во учащихся

Посещают мероприятия в школе

Занимаются спортом.

Занимаются любимым делом (мастерят, коллекционируют и др.).

Слушают музыку.

Смотрят телевизор.

Читают книги.

Работают на компьютере. Предпочитают

развлечения

выполнение определённых операций

Проводят время с друзьями.

Посещают

дискотеки

Ничего не делают.

  1. Итоги и анализ психолого–педагогических диагностик, проведённых с учащимися класса.

Диагностика. Цель.

Итоги. Анализ.

Изучение условий жизни и воспитания детей в семье.

11 детей воспитываются в полных семьях, неблагоприятная обстановка в 3 семьях, из малообеспеченных семей – 9 детей, 2 детей воспитывают бабушки, в благоустроенных квартирах проживают 2 детей. Необходимые условия для занятий и проживания созданы в 14 семьях. …

Какой у меня темперамент

Сангвиник – 4 обучающихся

Холерик – 3 обучающихся

Флегматик – 7 обучающихся

Меланхолик – 3 обучающихся

Оценка уровня школьной мотивации

Высокий уровень школьной мотивации – 2

Хорошая школьная мотивация – 2

Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью – 5

Низкая школьная мотивация – 5

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация - 1

Повышенная тревожность выявилась у 3 обучающихся

Высокий уровень тревожности – у 5 обучающихся.

Эти данные были доведены до сведения учителей, работающих в данном классе для учета особенностей каждого ребенка.

Социометрический тест

Были выявлены в классе микрогруппы, лидеры группы, обучающиеся не принимаемые в группе, состояние межличностных отношений в группе.

Диагностика нравственной воспитанности:

Методика №1 . Диагностика нравственной самооценки

Методика №2 . Диагностика отношения к жизненным ценностям

Высокий уровень – 4 чел, средний уровень – 9 чел., ниже среднего – 1 чел..

Высокий уровень – 6 чел, средний уровень – 6 чел., ниже среднего – 2 чел..

Диагностика уровня школьной тревожности

(повторно, в конце учебного года)

Повышенная тревожность выявилась у 1 обучающихся

Высокий уровень тревожности – у 2 обучающихся.

У остальных – в пределах нормы.

  1. Система работы с родительской общественностью.
  1. Анализ работы с учащимися класса, нуждающимися в особом педагогическом внимании и контроле.
  1. Анализ работы с неблагополучными семьями учащихся класса.
  1. Участие в семинарах, педсоветах по воспитательной работе.
  1. Открытые внеклассные мероприятия.

Дата

Тема

Масштаб

Оценка

  1. Анализ участие классного коллектива в мероприятиях:

Наименование мероприятия.

Масштаб

(школа, район, область)

Результат

Выставка поделок

школа

Конкурс букетов

школа

Грамота

День здоровья (осень)

школа

3 место в беге на 1000м – Бойкова Е.

Олимпиады школьного уровня

школа

Участие во всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах

Всероссийский

Сертификаты и дипломы

Международный день толерантности

школа

В поисках истины (круглый стол)

школа

1 место

Новогодние праздники

школа

Конкурс газет ЗОЖ

школа

Грамота

Конкурс газет для столовой

школа

Грамота

Посвящение в первоклассники

школа

Конкурс новогодней игрушки

школа

минифутбол

школа

3 место

Лыжня России

Район

А ну-ка, парни!

школа

2 место

А ну-ка, девушки!

школа

1 место

школа

Масленица

Поселение

Благодарность

День матери

Поселение

Благодарность

Веселые старты 5-6 класс.

школа

2 место

Выпуск газеты «Береги лес»

школа

1 место

Акция «Поздравь ветерана»

школа

«Спасибо деду за победу»

школа

Мини-футбол

школа

1 место

Спартакиада

школа

3 место в прыжках в длину – Бойкова Е.

День здоровья (весна)

школа

Участие в предметных неделях

школа

Грамоты

  1. Оценка воспитательной работы в классе за этот учебный год. Анализ.

Критерии анализа

отлично

Хорошо -

Удовл. -

не уд. -

Трудности, возникавшие в ходе воспитательной деятельности с учащимися класса.

В классе несколько лидеров, поэтому трудности возникают в сплочении коллектива.

Факторы, снижавшие эффективность воспитательной деятельности с учащимися класса.

Неблагополучная обстановка в некоторых семьях.

Факторы, способствующие эффективности воспитательной деятельности с учащимися класса.

КТД

  1. Оценка воспитательной работы в школе за этот учебный год. Анализ.

Критерии анализа

отлично

хорошо

удовл - но

не удовл-но

Трудности, возникавшие в ходе

организации воспитательной

деятельности

с педагогами

Нет

с админ- цией

Нет

с родителями

Низкая общественная активность родителей

с общественными организациями

Нет

Факторы, снижавшие эффективность воспитательной деятельности школы.

Не всегда классные руководители активно и вовремя включались в подготовку к общешкольным мероприятиям

Факторы, способствующие эффективности воспитательной деятельности школы.

  1. Цели и задачи, планируемые решить в следующем учебном году.

Продолжать работу над достижением целей и задач, поставленных в 5 классе, с учетом возрастных особенностей…..

  1. Выводы и рекомендации по оптимизации эффективности воспитательной работы с учащимися класса на следующий учебный год.
  1. Ваши предложения и замечания с целью оптимизации воспитательной работы в школе.

Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы за

2012-2013 учебный год.


Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являлись целесообразными, так как они способствовали воспитанию всесторонне развитой личности. В 2012-2013 учебном году ставились следующие цели и задачи воспитательной работы в классе: создание условий для формирования сплоченного коллектива, способствовать развитию нравственных качеств; создание комфортной психологической обстановки в классе, воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательных интересов. В соответствии с поставленными целями и задачами составлялось планирование воспитательной работы в классе. Анализируя результаты данной работы можно сказать, что поставленные цели и задачи ВР выполнены не в полном объеме.

Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям обучающихся.

В прошлом учебном году произошла адаптация учащихся 5 класса к процессу обучения в среднем звене. Главной задачей было обеспечение её естественного протекания и благополучных результатов.

Переход из начальной школы в основную связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.

По обеспечению нетравматического перехода учащихся начальной школы в 5 класс были организованы следующие мероприятия:

1. Родительские собрания по вопросам адаптации в среднем звене.

2. Наблюдение за учащимися 5 класса во время и вне учебных занятий.

3. Проведение диагностики. Анализ полученных результатов. Корректировка, основанная на результатах диагностики.

4. Выделение «группы риска» среди учащихся 5 класса, составление программы реабилитации по каждому учащемуся в отдельности.

Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди некоторых учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса. Затем дети стали более терпимы друг к другу. Отношения мальчиков и девочек улучшились. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.

Работа с коллективом класса строилась в рамках воспитательной системы "Путь к успеху ". Планировалась и осуществлялась воспитательная работа по 10 направлениям:

1. " Гражданско-патриотическое"

2. " Нравственное"

3. " Учимся учиться "

4. " Экологическое"

5. " Трудовое"

6. " Красота спасет мир"

7. «Физкультурно-оздоровительное»

8. «Семейное воспитание»

9. «Деятельность социально-психологической службы»

10. «Деятельность детских и молодежных общественных объединений». Главным системообразующим фактором служила коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носила личностно-ориентированный и творческий характер. Воспитательная работа в 5 классе была направлена на формирование основ культуры общения и построение межличностных отношений, на развитие познавательной активности обучающихся творческой индивидуальности каждого ребенка.

С целью воспитания у обучающихся желания общаться, дружить друг с другом проводились: классный вечер , посвященный празднованию именинников; классные часы «Уважение», «Мы все разные», «Как научиться прощать», …; тренинги «Посмотримся в зеркало», «Я и окружающие», « Как вы воспринимаете окружающий мир»...; подготовка к общешкольным мероприятиям и т.д.

С целью формирования осознанного подхода к дисциплине и правилам поведения в школе для обучающихся в течение года проводились беседы о правилах поведения в школе и на уроках, в столовой и во время экскурсий. Большое внимание уделялось профилактике дорожно-транспортного травматизма. В классе проводилась работа по формированию здорового образа жизни через систему оздоровительных мероприятий. С этой целью были проведены подвижные игры на воздухе (спартакиада), классное собрание "Мы, за здоровый образ жизни!", выпуск стенгазеты «ЗОЖ».

Деятельность по «Нравственному» направлению, включала работу по воспитанию нравственных качеств личности, формированию нравственных отношений. Классные часы «Я становлюсь личностью», «Уважение», « Мы все разные», « Прощение», анализ педагогических ситуаций в классе, стиль общения и отношений, создаваемых в классе, способствовали решению поставленных задач.

Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей обучающихся сыграло участие в различных конкурсах, олимпиадах.

Пятиклассники были вовлечены в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Дети участвовали также в спортивных мероприятиях и предметных неделях, за что многие получили почетные грамоты от учителей предметников.

Поставленные перед коллективом в прошлом учебном году задачи выполнены.

Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и с взрослыми; правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения.

В классе есть учащиеся из «группы риска» (Бакстов Дмитрий, Чубаров Егор, Рыбалка Алексей). Это учащиеся, легко поддаются воздействию со стороны, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем велась работа с этими детьми, проводились беседы с учениками, их родителями.

У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

В формировании дружного коллектива определяющую роль играли и внеклассные мероприятия: праздник осени, новогодний праздник, прогулки на природу, день именинника, конкурсы среди девочек и мальчиков. Все мероприятия готовились совместно с учащимися. Особо проявили себя Викулина Ольга, Бурнина Наталья, Рыбкина Светлана.

Кроме школьных мероприятий некоторые учащиеся класса принимали участие в мероприятиях села.

На протяжении всего учебного года классный руководитель посещала обучающихся на дому, где вела индивидуальную беседу с родителями и их детьми. За год было проведено 5 родительских собрания: «Давайте познакомимся», «Адаптация 5-классников», «Проблемы в учебе пятиклассников», «Воспитание у школьников ответственного отношения к учению», « Родителям о роли общения в жизни подростка». Родительские собрания проходили один раз в четверть. В ходе бесед делились своим опытом в воспитании детей по различным темам.

Посещаемость родительских собраний составляла 50-80%. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня пятиклассника, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание…

Помимо родительских собраний проводилось анкетирование родителей «Достаточно ли вы контактны с детьми», «Моё мнение как родителя о классе», посредством которого классный руководитель выясняла волнующие родителей вопросы.

Классным руководителем проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий, с целью выяснения уровня адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. Данные, собранные в результате опроса анализировались, на их основе планировался дальнейший процесс воспитания.

Результаты ВР в 5 классе в 2012-2013 учебном году :

  1. Повышение уровня развития детского коллектива . Коллективная деятельность была направлена на достижение конкретных задач и поручений не только классного коллектива, но и на достижение общественных задач и перспектив. Коллектив имеет органы самоуправления, которые начинают проявлять самостоятельную инициативу в работе. (Например: планирование классных мероприятий, их самостоятельная подготовка и проведение), но, в основном, действуют они пока при непосредственном участии классного руководителя
  2. Изменение отношений в коллективе. Отношения между членами детского коллектива, а особенно между мальчиками и девочками становятся более дружественными, между педагогами и учащимися более уважительными, а отношения дети ↔ родители, дети ↔ классный руководитель и классный руководитель ↔ родители более доверительными.
  3. Формирование действенного актива класса , влияющего на общественное мнение в классе и предъявляющего справедливые и разумные требования друг к другу.
  4. Развитие познавательных способностей учащихся . Это проявилось в участии учащихся класса в предметных олимпиадах и предметных конкурсах. Так в соревнованиях 3 место в беге на 1000м заняла Бойкова Е., В поисках истины (круглый стол) – 1 место, минифутбол – 3место, А ну-ка, парни! – 2 место, А ну-ка, девушки! – 1 место, Веселые старты – 2 место, Мини-футбол – 1 место, ..

Успешному результату ВР в классе способствовали :

  • Целесообразное планирование ВР по периодам в соответствии с планом ВР школы
  • Использование оптимальных форм и методов ВР(классные часы, беседы, КТД, уроки этики и культуры поведения и др)
  • Наличие необходимых условий для проведения ВР (классная комната и необходимые помещения, помощь администрации школы, родителей)
  • Методическое обеспечение работы классного руководителя
  • Работа органов ученического самоуправления в классе
  • Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
  • Индивидуальная работа с учащимися и их родителями

Но наряду с определенными достижениями в ВР в классе имеются следующие недостатки:

  • Некоторые признаки развития классного коллектива (самоуправление, дисциплина и взаимная требовательность) и уровня воспитанности учащихся (отношение к учебе нравственные качества) проявляются все еще слабо.
  • Несмотря на проводимую работу Бакстов Дмитрий и Чубаров Егор, в школе и КДН не сняты с учета.

В моей работе в качестве классного руководителя использовались различные формы воспитания: система классных часов, собраний, бесед, тренингов, игр, других форм.

Основными направлениями воспитательной системы были: диагностическая, учебно-познавательное, трудовое, нравственно-эстетическое, ценностно-ориентированное, художественно-творческое, коммуникативное, спортивно-оздоровительное, экологическое, коррекционное.

В течение года изучалась система взаимоотношений в коллективе класса, атмосфера в детском коллективе. В результате наблюдений за детьми и социометрического опроса была выявлена межличностная дифференциация членов классного коллектива. В жизни коллектива есть свои традиции, под влиянием которых в течение года у детей формировались такие положительные привычки как ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям и к самому себе. В работе с классом уделялось внимание проблеме школьного самоуправления. Учащиеся учились выполнять порученное дело ответственно, вырабатывали привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения.

Выводы:

В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.

Необходимо посещать уроки, по тем дисциплинам, которые только появились в расписании: биология, география, разнообразить формы работы с учителями – предметниками.

Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.

Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.

Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.

Цели и задачи на 2013-2014 учебный год

Исходя из вышеизложенного целесообразно сформулировать следующие цели и задачи воспитательной работы на новый 2013-2014 учебный год:


Анализ учебно – воспитательной работы с учащимися 3 класса.

за год 201 4 – 201 5 учебный год

Классный руководитель: Приданникова Е.В.

1.Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе.

Воспитательная деятельность в 3 классе проходит через все виды и формы работы школы. В 2014-2015 уч. году она осуществлялась в рамках государственной политики в соответствии с

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2011 г., рег. № 19676 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Опубликовано 16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте 03 марта 2011 г., рег. № 19993

    Конвенцией ООН о правах ребенка;

    Уставом школы МБОУ «Ларинская СОШ».

С целью развития личности обучающихся, воспитанников 3 класса создана благоприятная эмоционально-психологическая и нравственная атмосфера. В течение года осуществлялся постоянный контроль условий для образования и здоровьесбережения обучающихся воспитанников, выполнения санитарно-гигиенических норм, соблюдения режимных моментов, организации досуга детей, выполнения календарно-тематического плана.

Позитивной тенденцией стало систематическое проведение классных часов:

1 неделя: ПДД. Правовые аспекты;

2 неделя: Здоровый образ жизни;

3 неделя: Красные даты календаря;

4 неделя: Орг- и итоговые вопросы;

5 неделя: Краеведение.

Воспитательная система была сориентирована на решение следующих задач :

    развитие индивидуальных способностей детей;

    развитие познавательного интереса обучающихся, повышение их интеллектуального уровня через внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, разнообразные формы внеурочной деятельности;

    воспитание инициативы и самостоятельности, учащихся в процессе развития системы школьного самоуправления;

    развитие творческих способностей учащихся;

    воспитание человека, патриота своего села, страны;

    воспитание россиянина, знающего свои права и обязанности;

    развитие традиций школы;

    повышение эффективности взаимодействия с семьей.

Конечная цель : формирование гармонически развитой личности, способной адаптироваться в современном обществе и ориентироваться на общечеловеческие ценности; поэтапное создание условий для развития личности обучающихся воспитанников.

Воспитательная работа в 3 классе велась мною по следующим

направлениям :

Охрана и укрепление здоровья,

Интеллектуальное развитие,

Формирование духовно-нравственных качеств,

Экологическое воспитание,

Взаимодействие: учитель-ученик-родитель.

Данные направления отвечают поставленной цели и задачам воспитания. Выбранные методы и средства соответствуют возрастным особенностям учащихся.

Каждое направление воспитательной работы реализуется мною через систему воспитательных мероприятий как внутри школы,так и вне ее.

Сохранению и укреплению здоровья детей способствовали такие мероприятия, как

-беседы :

- «Прививки «за» и «против»»;

- «Правила поведения на водоеме в осенний период»;

- «Правила поведения на водоеме в весенний период»;

- классные часы по «ПДД»;

- уроки гигиены ,

- уроки ЗОЖ

- игры на воздухе :

- «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля».

Районном творческом конкурсе «Сам себе спасатель»;

Формированию культуры поведения способствовали мероприятия, как

классные часы

- «Что такое вандализм?»;

- «Правила поведения в классе, столовой, библиотеке, школе».

В соответствии с планом спортивно-оздоровительной работы третьеклассники принимали участие в осеннем кроссе. Положительным моментом данной работы является 100% охват обучающихся.

Приняли участие в соревнованиях :

По мини – футболу – 3 место;

Армрестлинг;

Школьные лыжные соревнования- 3 место;

Районные соревнования по футболу – Фокин А.

Общешкольные соревнования по баскетболу – 3 место;

Общешкольные соревнования по Пионерболу – 1 место;

Общешкольный кросс – 3 место;

Школьная «Спартакиада» - 3 место.

Приоритетным направлением в воспитательной деятельности является гражданско-патриотическое воспитание . Основная задача гражданского воспитания – формирование у детей чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, заботы о благополучии своей страны, гражданской и социальной ответственности, системы ценностных ориентации.

Были проведены мероприятия :

Классные часы:

- «70 –летие Победы в ВОВ»;

- « Дети – герои ВОВ»;

Общешкольный конкурс военно - патриотической песни – 2 место;

Конкурс чтецов – Рязанов М., Комлева А., Ефимцева Д.

Беседы:

- «День народного единства»;

- «День пожилого человека»;

Участие в районном конкурсе :

Районном конкурсе фоторабот, посвященного 70 – летию Победы в ВОВ;

Районном конкурсе на лучшее знание государственной символики.

В перспективе – дальнейшее развитие и совершенствование форм и методов патриотического воспитания; более активное сотрудничество с ветеранами войны, развитие военно-спортивных традиций, формирование системы знаний и уважительного отношения к государственным символам России, села.

Систематически осуществлялось взаимодействие родителей с классным руководителем с целью профилактики правонарушений, бдительности детей во время пребывания на улице.

Проблема: все мероприятия патриотической направленности требуют адаптации с учетом психофизических особенностей детей.

Значимым направлением являлись познавательная деятельность , развитие интеллектуальных умений обучающихся . Этому способствовала деятельность, направленная на расширение кругозора, любознательности школьников, формировании потребности в образовании и интеллектуальном развитии.

Олимпиады:

ЭМУ – 15 ч.;

УТФО – 9 ч.;

- Школьная научно – практическая конференция:

Кочнева Е «Соль- Илецк – город солнца и соли»;

Ефимцева Д – «Загадки Египетских пирамид».

Неисчерпаемые возможности для развития эмоциональной сферы, положительных личностных качеств детей предоставляло художественно-эстетическое воспитание . Оно осуществлялось через курс уроков эстетического цикла (ИЗО, музыка, предмета технология), кружка «Умелые ручки», танцевального кружка (ДК), через участие в конкурсах :

Конкурсная программа «Осенний марафон";

Изготовление эмблем;

Создание газеты ко Дню учителя;

Районный конкурс «Новогодней игрушки»;

Районная выставка детского прикладного творчества «Мозаика детства»;

Для развития творческих способностей, коррекции эмоциональной сферы обучающихся, их самореализации в школе и в классе были организованы разнообразные по форме мероприятия :

День знаний. Линейка, посв. началу учебного года;

Конкурсная программа «Осенний марафон»;

Концерт ко Дню Учителя;

Праздники, посвященные «красным» датам календаря.

Важное место занимало трудовое воспитание : общественно-полезный труд, самообслуживание. Цель трудовой подготовки заключалась в том, чтобы с ранних лет приучать воспитанников к полезной работе. Проблема трудовой подготовки как средства формирования личности детей успешно разрешалась в течение всех четвертей.

третьеклассники многое делали по благоустройству класса, проводилась операция «Уют». Дети дежурили в столовой, убирали столы, ухаживали за комнатными растениями.

2. Анализ развития классного коллектива.

Социометрия

Показатель групповой сплоченности – средний.

Лидер: 1 ученик

Популярные члены группы: 3 ученика

Непопулярные члены группы: 2 ученика

Дети контактируют с окружающим их социумом:одноклассниками,учителями-предметниками, библиотекарем,школьным психологом.

Дети позитивны, доброжелательно учатся относиться к людям, школе,труду, учебе, классу, учителям. Уважают труд учителя,учатся сочувствовать,переживать за своих товарищей. Учатся помогать своим одноклассникам. Дети любят своих родителей,относятся уважительно к их труду.

Социально-психологический микроклимат в классе в течение года был разный. Иногда возникали конфликты между учащимися, но они носили незатяжной характер, решались быстро.Дети учились прощать и просить прощения, решать вопросы не силой, а словом.Для этого мне, как педагогу, приходилось много беседовать с детьми на этические и нравственные темы. Дети прислушивались ко мне и моим советам. Но работа по сплочению коллектива будет продолжаться и в дальнейшем. Необходимо работать над формированием доверительных и уважительных отношений между мальчиками и девочками, бороться с ябедничеством, лжедружбой.

3.Анализ участия учащихся класса в школе.

Учащиеся класса все 100 % посещают кружки.

В учебном плане стандарта второго поколения отводится 5 часов на внеурочную деятельность. Таким образом, в 3 классе обучение построено по трем направлениям внеурочной работы: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, научно – познавательное.

Часы на внеурочную деятельность учащихся – одно из главных достоинств новых стандартов. Это имеет огромное значение, так как увеличивает возможности школы в расширении предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной работы с учащимися.

Режим работы в 3 классе строится по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня посещают кружки.

Внеурочная работа в классах построена на привлечении педагогов из нашей школы (это в первую очередь учитель начальных классов, учитель физкультуры, учитель музыки).

Кружки проводятся по утвержденному директором школы расписанию.

В 3 классе ведутся кружки художественно-эстетического направления «Хор» (Бессмертных Е.А учитель музыки) и «Умелые ручки» (руководитель- учитель начальных классов).

Ребята любят участвовать в различных конкурсах рисунков.

Спортивно-оздоровительное направление – ОФП, «Ритмика».

Также ведется кружок научно-познавательного направления – «Юный математик» (учитель Приданникова Е.В. – учитель начальных классов)

Кроме этого Фокин А.и Рязанов М. посещают секцию футбол, Ефимцева Д., Кочнева Е. – музыкальную школу.

При Доме Культуры с. Ларино посещают кружок:

Кружок «Танцевальный» - Комлева А., Векшина А.

От ЦВР кружок «Цветик – семицветик» руководитель Рылина И.- Комлева А.,

Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

4. Органы самоуправления в классе.

В 3 классе с начала учебного года было организовано самоуправление на уровне отдельных этапов:

Командир – Девятков А. (выбрана методом тайного голосования), Кочнева Е. (помощник – имеющий опыт работы).

Физорг – Фокин А.

Учебная – Кочнева Е.

Библиотечная – Комлева Анастасия.

Редколлегия – Рыбина Екатерина.

Культурно – массовая – Ефимцева Д..

Данное самоуправление зарекомендовало себя хорошо.Дети стараются справляться с поручениями:учатся вести график дежурства, выполнять рейды по проверке учебников, оказывают помощь учителю в подготовке к классным часам, ухаживают за комнатными растениями. Среди учащихся выделились определенные лидеры: Рязанов М., Векшина А., Комлева А. Этих детей отличает самостоятельность, воспитанность, любознательность и заинтересованность.

5.Анализ развития учащихся.

В 3 классе на начало учебного года обучается 17 человек, на конец года 14 человек.

По итогам года уровнь воспитанности составляет по классу – 2,4 балла. Высокий уровень воспитанности у учащихся: Кочнева Е – 2,4, Комлева А. (Векшина) – 2,3, Галимова А.– 2,3.

У большинства детей в классе имеют место такие черты характера, как тактичность (Кочнева Е, Векшина А., Галимова А., Сидненко О, Решетникова А.),скромность (Векшина А., Галимова А, Рыбина Е.), вежливость (Рыбина Е., Векшина А., Галимова А.), доброта (Рыбина Е., Векшина А., Галимова А.). Однако есть дети вспыльчивые (Гришин С., Фокин А., Девятков А.), раздражительные (Гришин С.), безразличные к делу (Козлова А., Рыбина Е.). Они неохотно участвуют в делах класса, мероприятиях. С этими ребятами проводится работа, беседую с родителями.

Я старалась найти поручение для них, вовлечь их в дело,иногда это удавалось, но предстоит еще много работы в этом направлении.

В классе есть особо трудные учащиеся. Они неорганизованные, рассеянные, невнимательные (Шакирова Т. и Козлова А.) С ними ведется индивидуальная работа.

В классе есть активные учащиеся. В первой четверти они примали активное участие в различных творческих конкурсах (Рязанов М., Кочнева Е., Шакирова Т., Девятков А., Ефимцева Д)

6. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе

Анализируя эффективность воспитательной работы в классе в целом, уровень развития ученического коллектива, отношений в них, отмечаю, что общественная активность моих воспитанников недостаточно высока. Необходимо активнее вовлекать обучающихся в творческий процесс через формирование микрогрупп, Советов дела. Тогда работа в классе будет вызывать у воспитанников неподдельный интерес.

Помимо того, к важнейшим условиям организации детской жизни в классе необходимо отнести участие школьников в планировании и анализе дел, подведении итогов. Необходимо активнее привлекать детей к анализу проделанной работы, анализу дел класса в конце четверти, полугодия, организации мероприятий.

7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы

С учащимися: Фокин А., Девятков А., Шакирова Т., Зайнулин М., Галимова А. была проведена следующая работа: индивидуальные беседы и их родителями, вовлечение их в общественные мероприятия школы и класса. Беседы на такие темы, как успеваемость, внешний вид, поведение, профилактика правонарушений, здоровье, пропуски и опоздания на уроки.

Вовлечение одаренных детей в олимпиады «ЭМУ», УРФО.

8. Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом

Совместно с учителями английского языка Мелехиной И.Н. и Гришакиной И.В. решались вопросы успеваемости и поведения учащихся, родители еженедельно оповещаются об успеваемости по этому предмету, через дневник.

Тесное сотрудничество со школьным библиотекарем, клубными работниками, библиотекарями сельской библиотеки.

Коротовской А.В. и Ворониной О.А. был организован:

Конкурс рисунков на тему «Вот она какая мамочка родная»;

Конкурс рисунков на тему «Весна – веснушка»;

Конкурсная программа «День смеха»;

Конкурс рисунков по теме «Они сражались за Родину»;

Конкурс моделей военной техники;

Мероприятие «Масленица».

Также в класс приходил медицинский работник (делались проф.прививки), заполнил листок здоровья в классном журнале.

9.Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся и с родительским активом.

Успешность воспитательного процесса во многом зависела от сложившихся отношений между педагогом, обучающимися и родителями . Основные формы работы с родителями – посещение семей, телефонные разговоры о детях, родительские общешкольные и классные собрания, Совет профилактики.

За год было проведено 2 общешкольных собрания, 4 классных собраний.

Основополагающими в системе воспитательной работы и неотъемлемыми в жизни классного коллектива стали совместные праздники в начальной школе, субботники, индивидуальные беседы с психологом, экскурсии, анкетирование. Привлекала родителей к совместным творческим делам, проектам, конкурсам, за летний период был произведен - ремонт класса;

Подготовили окна к зимнему периоду;

Ежедневный контроль за посещаемостью;

Тесная связь с педагогами-предметниками и родителями беседы «Режим дня», «ПДД».

Посещаемость родительских собраний в среднем 90 %.

Родители легко идут на контакт.Родители доброжелательны, позитивны, заинтересованы в успешном обучении и воспитании своих детей.

Выводы:

1.Считаю, поставленные цели и задачи достигнуты. Выбор форм и методов воспитания эффективен. Целесообразно продолжить реализацию поставленных задач в новом учебном году.

2.В новом учебном году продолжить работу по сплочению коллектива, вовлечь малоактивных учащихся в совместную деятельность.

3.Продолжить сотрудничество с педагогами-предметниками.

4.Поощрять активные семьи учащихся, проводить обмен опытом по вопросам воспитания.

5.Развивать творческий потенциал учащихся.

6.Личным примером формировать у учащихся и родителей активную жизненную позицию.