Андрей рублев иконописец годы жизни. Биография рублева андрея

АНДРЕЙ РУБЛЁВ (? -около 1430, Андроников монастырь в Москве), древнерусский живописец; преподобный (канонизирован в 1988). Исторических сведений об Андрее Рублеве и его искусстве сохранилось мало; ничего не известно о времени и месте его рождения (предположительно родился не позднее 1370 года). Первое упоминание о нём содержится в Троицкой летописи (1412-16) и относится к 1405 году: Андрей Рублев расписывал (в это понятие могли входить и настенная живопись, и иконы) Благовещенский собор Московского Кремля вместе со старцем Прохором с Городца и Феофаном Греком. Андрей Рублев назван «чернецом» (монахом), последним в перечне имён (т. е. он был младшим). Вероятно, пострижен в Андрониковом монастыре в Москве незадолго до 1405 года. В 1408 году (по той же летописи) расписывал вместе с Даниилом Чёрным Успенский собор 12 века во Владимире; Андрей Рублев назван вторым после Даниила, что может означать отношение мастера и ученика [в «Отвещании...» Иосифа Волоцкого (конец 15 века) учителем Андрея Рублева также назван Даниил]. Между 1425 и 1428 годами оба мастера расписывали (фрески и иконостас, по заказу игумена Никона) построенную в 1423-24 Троицкую церковь в Троицком монастырь (ныне - Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры; свидетельство об этих работах - «Житие Никона» и «Житие Сергия Радонежского» Пахомия Серба, 1440-50-е годы; здесь Андрей Рублев опять назван вторым). После этого художники возвращаются в Андроников монастырь, где Андрей Рублев (уже без Даниила) исполняет свою последнюю работу - роспись церкви Спаса Нерукотворного (построена в 1420-е годы). Сведения о кончине Андрея Рублева в Андрониковом монастыре содержатся в 3-й редакции «Жития Сергия Радонежского» Пахомия Серба (около 1442 года); здесь же он был погребён (подтверждается источником начала 19 века).

Сохранившихся произведений Андрея Рублева, известных по источникам, мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ныне в ГТГ), которая могла быть создана либо около 1410 года для первоначально деревянной Троицкой церкви, либо в 1425-28 годах. Более вероятной представляется последняя дата: стиль «Троицы» адекватен стилю византийской живописи 2-й четверти 15 века; в деревянной церкви около 1410 года была предположительно другая икона «Троицы» (возможно, та, что сейчас находится в Музее Сергиева Посада); наконец, столь драгоценная икона, скорее всего, была создана для нового большого белокаменного храма, чем для скромного деревянного.

Другие произведения, упоминаемые источниками, не дошли до нас либо принадлежат не самому Андрею Рублеву, а, вероятно, ученикам или членам артели, возглавляемой Даниилом и Андреем Рублевым. Не сохранились фрески и иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля (1405), фрески исчезли с перестройкой собора в 1416 году; иконостас сгорел во время пожара 1547 года. Семь икон существующего ныне иконостаса (левая группа праздничного ряда) ранее считали, а некоторые исследователи и сейчас считают написанными Андреем Рублевым. В 1635 году были сбиты также фрески в Троицком соборе Троицкого монастыря; от росписей церкви Спаса Нерукотворного в Андрониковом монастыре остались лишь фрагменты орнамента.

Андрею Рублеву приписывают ряд произведений, об авторстве которых нет исторических свидетельств: обнаруженный в 1918 году так называемый Звенигородский чин (три иконы - «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» из деисусного ряда, состоявшего по меньшей мере из семи икон, около 1400, все в ГТГ); миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало 15 века, РГБ); икона «Богоматерь Умиление» из Успенского собора во Владимире (около 1408, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник); несколько икон из деисусного ряда (ГТГ, ГРМ) и одна икона («Вознесение», около 1408, ГТГ) из праздничного ряда иконостаса этого собора; фрагменты фресок на алтарных столпах Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400; из 4 композиций работами Андрея Рублева считаются изображения Флора и Лавра); фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода (1415-20?; авторство Андрея Рублева считается проблематичным); несколько икон из деисусного и праздничного рядов Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (около 1425-28).

Многие работы Андрей Рублев осуществлял совместно с другими мастерами (как это было принято в Средневековье), поэтому встаёт проблема выделения творений Андрея Рублева из коллективного ансамбля. Во фресках Успенского собора во Владимире обычно различают работы Андрея Рублева и Даниила. Сохранившиеся росписи - это остатки огромной композиции «Страшного суда» на сводах нефов и на прилегающих к ним столпах, а также фрагменты фресок под сводами на алтарных столпах и в жертвеннике. Принято считать, что «Страшный суд» создали оба мастера: росписи западных сводов центрального нефа выполнил Андрей Рублев, а южного нефа - Даниил; однако такое разделение работ Андрея Рублева и Даниила не бесспорно — сходство типов, стиля и всех приёмов письма во фресках гораздо сильнее, чем небольшие различия между ними, которые могут зависеть от неодинаковой их сохранности. Кроме того, сохранившиеся росписи это фрагменты единой сцены, и естественно предположить, что всю композицию целиком исполнил один мастер. Возможно, что фрагменты фресок в жертвеннике, несколько отличающиеся по художественным приёмам от композиции «Страшного суда», принадлежат Даниилу; ему, как старшему мастеру, могла быть поручена и роспись алтаря.

Андрей Рублев, с его безупречным чувством композиции, ритма, отдельной формы, пластики и пропорций, воспринял классические традиции византийского искусства, которое он мог знать по работам греческих мастеров, привезённым или исполненным в Москве, а также по творениям Феофана Грека московского периода. Другой столь же важный исток формирования искусства Андрея Рублева — иконы 2-й половины 14 - начала 15 века, создававшиеся в Москве, Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле. Образы Андрея Рублева в целом адекватны произведениям византийского искусства на рубеже 14-15 века, но отличаются от них оттенком большей просветлённости, кротости и смирения. Лица - русского типа, с некрупными чертами, без подчёркнутой красоты, но всегда благообразные; иногда они близки греческому типу (архангел Михаил, апостол Павел из Звенигородского чина), но отличаются при этом большей мягкостью. Персонажи Андрея Рублева пребывают в полном покое, лишённом эмоций, ибо Андрей Рублев передаёт состояние не душевное, но духовное безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением». В «Отвещании...» Иосифа Волоцкого говорится, что Андрей Рублев мог «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». Иногда Андрей Рублев сообщает своим образам духовный восторг, отчего взгляд и весь облик кажутся внутренне светящимися (один из трубящих ангелов во владимирской фреске «Страшный суд»; лик второго ангела плохо сохранился). Всякая форма предстаёт у Андрея Рублева одухотворённой божественными энергиями, что достигается приёмами, общими для всего византийского искусства этого периода: лаконизмом контуров и силуэтов, делающим фигуры невесомыми; замкнутостью параболических линий, сосредоточивающей мысль и настраивающей на созерцание; тонкостью очертаний складок одежд, сообщающей тканям невещественность; световой насыщенностью каждого цвета, придающей колориту своеобразное сияние.

Вместе с тем стиль Андрея Рублева обладает рядом особенностей, характерных именно для русского искусства конца 14 - начала 15 века, отличающих его от византийского. Выпуклость формы не подчёркивается, иллюзионистические моменты в её структуре отсутствуют, благодаря чему объёмы и поверхности кажутся преображёнными; повороты фигур и наклоны голов становятся более мягкими, одеяния - более воздушными, в красочной гамме преобладают светлые и мажорные тона, линии становятся более скруглёнными, цельными и текучими. Такие специфические русские черты образов Андрея Рублева, как проникновенная душевность, расположенность к человеку, доброта, сходны с образами в иконах, создававшихся в различных центрах Северо-Восточной Руси во 2-й половине 14 - начале 15 века. Истоки такой образности и присущей Андрею Рублеву созерцательной глубины восприятия - в духовной атмосфере эпохи Сергия Радонежского и его учеников. Это было время большого подъёма духовной жизни в русских монастырях, связанного с византийским исихазмом 14 века и основанного на проповедуемом в монашеской среде внутреннем возрастании человека и его нравственном совершенствовании.

Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублева, характерна для религиозного искусства христианского мира 1-й половины 15 века - Византии (фрески Пантанассы в Мистре, около 1428), Сербии (фрески Каленича, около 1413, и Манассии, до 1418), Западной Европы (творчество Я. ван Эйка, Фра Анджелико). Просветлённость образов и понимание классических художественных форм как наиболее достойных для воплощения божественно прекрасного, свойственные всему византийскому искусству этого времени, именно в творчестве Андрея Рублева выражены с наибольшей полнотой и совершенством. Искусство Андрея Рублева определило в 15 веке развитие русский школы живописи и особенно большое влияние оказало на мастеров московского круга, вплоть до Дионисия. Почитание, которым Андрей Рублев был окружён при жизни (как «муж, превосходящий всех в мудрости» и «иконописец преизрядный»), было подтверждено постановлением Стоглавого собора (1551, глава 41, 1-й вопрос): рублёвская икона «Троица» рекомендуется всем мастерам как образец для подражания. Память Андрея Рублева отмечается 4(17) июля; 6(19) июля - в Соборе Радонежских святых.

Лит.: Грабарь И. Андрей Рублев: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918-1925 годы // Грабарь И. О древнерусском искусстве. М., 1966; Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Андрей Рублев и его эпоха /Под редакцией М. В. Алпатова. М., 1971; Алпатов М. В. Андрей Рублев, около 1370-1430. М., 1972; Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972; Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева: (Некоторые проблемы): Древнерусская живопись как исторический источник. М., 1974; Щенникова Л.А. К вопросу об атрибуции праздников из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле // Советское искусствознание. М., 1986. Вып. 21; Троица Андрея Рублева. Антология/Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1989; Дудочкин Б. Н. Андрей Рублев: Материалы к изучению биографии и творчества. М., 2000; Попов Г. В. Андрей Рублев. М., 2002.

Рублев Андрей - (ок. 1360 — 1428-1430), преподобный, наиболее известный из художников русского Средневековья, чье имя стало олицетворением древнерусского искусства.

О жизни его сохранилось крайне мало сведений. Неизвестно, где и когда он родился. Вероятно, Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392); здесь же, скорее всего, он и был пострижен в монахи. Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405; сообщается, что в это время он «подписывает» (т.е. украшает иконами и фресками) Благовещенский собор Московского Кремля совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца.

А разве вера не одна у нас, не одна земля?

Рублев Андрей

Имя Андрея стоит на последнем месте в списке мастеров, как имя самого младшего и по иноческому чину (просто чернец), и по возрасту. Летописные источники свидетельствуют, что в 1408 он расписал (вместе с Даниилом Черным) Успенский собор во Владимире (наиболее ценные иконы, восходящие к этому времени, - три иконы из деисуса и одна из праздничного ряда, - хранятся ныне в Третьяковской галерее), а в 1425-1427 - храм Святой Троицы в Троицком монастыре. После смерти Даниила Андрей прибыл в московский Андроников монастырь, где ок. 1428 исполнил свою последнюю работу - росписи церкви Спаса (от них сохранились лишь малые фрагменты орнамента).

Большинство из этих документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло. Исключения составляют две иконы из деисуса и семь икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора; часть фресок владимирского Успенского собора (в том числе композиция с шествием праведников в рай); знаменитая икона Троица из Троицкого храма одноименного монастыря (которая могла быть создана либо в 1425-1427, либо значительно раньше, в 1411, для первоначальной деревянной церкви; ныне - в Третьяковской галерее); изначально стоявшая над гробницей Сергия Радонежского, она явилась лучшим памятником великому святителю, с традициями которого искусство Рублева органически связано.

Рублеву приписываются также (на основании уже не исторических свидетельств, а стилистического анализа) миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало 15 в., Российская государственная библиотека, Москва); Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (ок. 1408-1409, ныне во владимирском Музее-заповеднике); т.н. Звенигородский чин, из которого сохранились три иконы (с Христом (Спасом), архангелом Михаилом и апостолом Павлом; ок. 1410-1420, Третьяковская галерея); фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода. Большое число икон принято относить к «кругу Рублева», поскольку нет возможности подтвердить их авторство.

В искусстве Рублева органически соединились две традиции - возвышенный аскетизм и величавая классическая гармония византийской манеры, которую он имел возможность изучить по работам греческих мастеров, в том числе Феофана Грека, и особая душевная мягкость стиля, свойственная московской живописи 14 в. Именно мягкая, отнюдь не суровая внутренняя сосредоточенность, определенного рода благородное радушие, - эти черты выделяют его произведения на фоне современных им византийских, обычно гораздо более «аристократически»-строгих.

Персонажи Рублева (за исключением патетических фигур во фресках Успенского собора, посвященных Страшному суду) всегда пребывают в состоянии умиленного покоя или молитвенного созерцания; зрителя покоряют не перипетии действия и сюжета, но атмосфера тихой благости. Этому впечатлению зримо способствуют все элементы художественного строя: и неброская красота ликов (типологически русских, а не греческих), и скругленность фигурных форм, лишенных резкой анатомической четкости, и гармония линий, тонко соподчиненных единой, как бы заданной свыше мелодии, и, наконец, нежная, чуждая резким диссонансам колористическая стихия, пронизанная светом.

Феноменом не только русской, но и мировой живописи можно назвать творчество Андрея Рублева — иконописца, мастера монументальной росписи и книжной миниатюры, жившего и творившего на рубеже XIV-XV вв. Его возвышенная живопись воплотила в себе духовную красоту человека и его нравственную силу, какою ее понимали на Руси тех времен.

Сошествие во Ад

Суд в интерпретации А.Рублева имеет надежду на справедливость и милость, а поэтому и фреска излучает бодрость, радость и оптимизм. Фигуры апостолов, святых и прочих легки и невесомы, ибо они верят в милость Божью и свое спасение. Умело используя распределение цвета, плавность линий и форм, художник буквально оживляет древнюю библейскую легенду.

И она живет и служит людям и по сей день. Ведь в работах этого великого мастера звучат мудрость, душевная чистота, благость и любовь. С икон смотрит не строгий Бог-судья, а добрый Небесный Отец («Спас»), готовый все простить и утешить. По иконам можно судить о духовном идеале и нравственности человека ХIV века. В наше время это становится все более актуальным.

Его творчество имело огромное значение и для дальнейшего расцвета русской школы живописи. Рублевская традиция существенно отошла от византийской, дала старт внедрению нового и оригинального (а именно – русского) в искусстве. Еще при жизни великого иконописца его работы очень ценились и были признаны чудотворными.

Крещение Господне

Они считались образцом для многих живописцев, тем более, что об этом в 1551 году постановил церковно-земский собор с участием самого царя Ивана Грозного. После Рублева Троица уже изображалась исключительно в его стиле, что стало своеобразным и признанным «каноном».

В русской и мировой культуре иконопись стала непревзойденным образцом воплощения огромного художественного таланта и не менее впечатляющей силы человеческого духа.

Новаторство творчества Рублева по своему лаконично-глубоко определил А.Кураев, сказав как-то, что если до этого иконописца главным в иконе было — «Господи, помилуй», то с Рублева в иконе основным становится — «Слава тебе, Господи»

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Преподобный Андрей Рублев, иконописец

Не известно в точности, когда родился Андрей Рублев, к какому сословию принадлежал, кто был его учителем в живописи. Большинство исследователей считают условно 1360 год датой рождения художника. До 1405 принял монашество с именем Андрей.

Самые ранние сведения о художнике восходят к московской «Троицкой летописи». В 1405 преподобный Андрей работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей. Участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного мастера.

Следующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 году - вместе с Даниилом Черным Андрей Рублев работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире.

От работ Андрея Рублева и Даниила Черного во владимирском Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма. Умение объединить единым эмоциональным звучанием большие многофигурные группы составляет одну из особенностей композиционного дара Андрея Рублева.

Следующей по времени создания работой Андрея Рублева между 1408-1422 является так называемый «Звенигородский чин», один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи. Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла.

Звенигородский «Спас» как бы утрачивает известную отвлеченность образов божества и предстает очеловеченным, внушающим доверие и надежду, несущим доброе начало. Мастер наделяет Христа русскими чертами и внешне и дает их ощутить во внутреннем складе, в особой тональности состояния: ясности, благожелательности, деятельном участии.
Рублевская живопись ликов иная по сравнению с экспрессивными византийскими. Русский иконописец предпочитает мягкую светотеневую манеру, так называемую плавь, то есть плавно, «плавко», как говорили иконописцы, и в несколько слоев положенные тона, с учетом просвечивания более ярких подкладочных через прозрачные и светлые верхние.

Живопись Андрея Рублева, особенно Звенигородского чина, отличают особая чистота цвета, благородство тональных переходов, умение придать колориту светоносность сияния.
В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами и фресками Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом. В состав иконостаса вошла как высокочтимый храмовый образ икона «Троица» - самое прославленное произведение Андрея Рублева. Существует свидетельство одного из источников XVII века о том, как игумен монастыря Никон поручил Андрею Рублеву «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». Преподобный Сергий Радонежский твердо верил, что «взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего».

Издавна существует несколько вариантов изображения Троицы, иногда с подробностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба (в собрании галереи это иконы Троицы XIV века из Ростова Великого и XV века из Пскова).

В рублевской же иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения - жертвенная любовь. Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву.

Глубина осведомленности Андрея Рублева в области древних символических образов и их толкований, умение соединить их смысл с содержанием христианского догмата предполагают высокую образованность, характерную для тогдашнего просвещенного общества и, в частности, для вероятного окружения художника.

Последняя работа преподобного Андрея относится к 1427-1430 – это создание росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
29 января (11 февраля) 1430 преподобный Андрей отошел ко Господу и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре.

Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней. Ныне в Спасо-Андрониковском монастыре располагается музей имени Андрея Рублева.

Преподобный Андрей Рублев, иконописец, канонизирован Поместным Собором РПЦ 1988 года. Память преподобного Андрея Рублева празднуется в день его тезоименитства 4 (17) июля.
Первую икону преподобного Андрея с житием написала Ирина Васильевна Ватагина; задача эта была поставлена перед нею еще о. Всеволодом Шпиллер, благословившим создание иконографии.

Преподобный Андрей Рублев - великий древнерусский иконописец, мастер московской школы иконописи, основоположник русской живописи. Самым знаменитым его творением является , которая стала символом русского православия. Андрей был монахом: принял постриг в , жил и скончался в московском . Человек святой жизни, он был знаком и близко общался с учениками преподобного .

Благодаря своему духовному авторитету и огромному таланту, Андрей Рублев пользовался уважением великих князей, которые поручали ему совместно с другими иконописцами писать фрески и иконы для крупнейших соборов - в Москве, Звенигороде, Владимире. Рублев работал вместе с такими мастерами, как знаменитый Феофан Грек и Даниил Черный и постепенно выработал свой неповторимый стиль, ставший образцом именно русской иконописи. Манера письма преподобного Андрея была самобытной и отличалась мягкостью и проникновенностью. В своих иконах и фресках Андрей Рублев воплотил то, что называют «богословием в красках»: он раскрывал в художественных образах вероучение православной церкви.

Кисти Андрея Рублева принадлежат:
- прославленная икона Троицы Ветхозаветной, написанная для Троице-Сергиевой лавры, и роспись каменного собора того же монастыря;
- Звенигородский чин (изображения Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла);
- росписи (совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца) и ряд икон Московского Кремля;
- росписи во Владимире (из них до нашего времени сохранился только «Страшный суд»), иконостас того же собора, переданный в XVIII веке в село Васильевское близ Шуи (так называемый Васильевский чин ),
- роспись Андроникова монастыря.

    Подробнее о жизни и творчестве Андрея Рублева можно прочитать в нашей ко дню памяти святого иконописца.

    Существует предположение, что Андрей Рублев видел Сергия Радонежского и даже запечатлел его черты в ликах Спасителя на некоторых своих иконах.

    Роспись Спасского собора Андроникова монастыря считается последней работой Андрея Рублева. Вскоре после ее завершения он скончался.

    К «кругу Рублева» относят некоторые древние русские иконы, авторство которых не установлено.

    Андрей Рублев был канонизирован как преподобный Поместным Собором русской Церкви только в конце XX века, в 1988 году (год тысячелетия Крещения Руси), хотя его почитание началось почти сразу после кончины. Место погребения святого находится на монастырском кладбище Андроникова монастыря возле Спасского собора.

    Иконы и фрески Рублева уже при его жизни высоко ценились и считались чудотворными.

  • Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева находится в Андрониковом монастыре в Москве
  • Авторитет Андрея как «художника-богослова» был так велик, что московский Стоглавый собор повелел писать иконы, в частности Святую Троицу, только «по греческим образцам и Рублеву»