Астафьев васюткино озеро подробный план. Астафьев, анализ произведения васюткино озеро, план

Открытый урок по литературе в 5 классе. Тема:«В. Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу.»Дата 18 марта 2015 г.

Учитель:Ябанжи Л.И.

Цель: знакомство с творчеством В, Астафьева; обучение пересказу художественного текста; контроль за знанием текста;комментированное чтение; расширение словарного запаса, знаний по теории литературы; воспитывать правила поведения в лесу, правила по ТБ, развивать творческие способности учащихся, артистизм.

Оформление:

Портрет В.П. Астафьева

Текст повести

Видеофильм «Таинственный лес»

Презентации, слайды

Атрибуты для инсценирования эпизодов

Ход урока

    Слово учителя об Астафьеве. Много произведений, посвящено проблемам человека и природы. Какие примеры из литературы и жизни вы можете привести? (Робинзон Крузо, Заячьи лапы, Дед Мазай и зайцы, Тёплый хлеб и др.)

А) Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь, ответив на простые и в то же время мудрые вопросы:

Она величественна и похожа на океан

Она щедра и сурова

Она таит в себе загадки и вопросы

Она учит человека и наказывает за легкомыслие

Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

(Да, это тайга. Посмотрим видеофильм»Таинственный лес»)

Что скрывает в себе тайга?(тайну, силу, мощь, величие, загадку).

Б) – Он маленький, как песчинкка в океане, как звезды во Вселенной

Он беззащитный и в то же время сильный

Он сын и хозяин

Он по-детски легкомыслен и по-взрослому мудрый

Он совершает ошибку и исправляет её.(Да, это главный герой рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»)

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае в с. Овсянка, что на Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. Позже В.П. писал:»Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте».

Мальчику было всего 7 лет, когда утонула его мать. Её он любил безгранично.. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство.

Однако удалось ему быть и беспризорником, узнать, что такое детский дом

Осенью 1942 года ушел на фронт, был тяжело ранен, контужен

После войны поселился на Урале, сменил много профессий. А с 1951 года стал писать и печатать свои рассказы, повести, романы.

В,П, Астафьев сравнительно недавно ушел из жизни, но произведения, которые он оставил навсегда запомнятся, как книгио добре и зле, где добро чаще держит верх.

    Слайды

    Сообщения учащихся «Из биографии писателя». Звучит песня.

    Инсценирование фрагментов из биографической справки.

    Игра. Работа с текстом. Блиц-опрос по прочитанному произведению. Учитывается скорость и правильность ответа.Стр.349 (пос).

5. Биографический характер повести. Работа с учебником. Стр.-124

6 Инсценирование эпизода «Проводы Васютки в тайгу». Стр. - 126

7. Беседа:

Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял краюшку хлеба?

Почему Васютка заблудился? (погнался за глухарём, нарушил Закон тайги)

Законы тайги:

Собираясь в лес, необходимо брать с собой хлеб и спички

Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться

Беречь патроны

Быть наблюдательным, осторожным, внимательным

Уметь ориентироваться по сторонам света

Гудок парохода откликается на ближайшем водоёме

Не терять веры в свои силы.

8. Работа по теории литературы . Стр. -225 «Справочные материалы. Литература». Запись на доске определения «Эпизод».

Что такое эпизод?

Как пересказать эпизод художественного произведения?

Почему его пересказать сложно? (Необходимо сохранить особенности авторского повествования, индивидуальность речи писателя, героев, передать эмоциональное отношение автора к героям и событиям, соблюдать последовательность, полноту повествования.)

9. Работа с текстом . Эпизод с мухой. Стр. - 132

10. Памятки: «Советы идущему в лес».

Продумай тщательно маршрут

Не забудь взять компас

Возьми спички для костра

Одежда должна быть тёплой

Приготовьте запас еды.

10. Словарная работа. Обращаю внимание на слова и выражения, характерные для стиля В. Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; затеси;отрешенно подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило.. Объяснение значения некоторых и попросить использовать их в своём пересказе.

Язык повести очень красочный. Здесь множество эпитетов, сравнений, метафор.

Узнайте по эпитетам , о че говорится:

-«Неподвижно тихий,сплошь хвойный, чужой, унылый,полуголый…»(Лес)

- «»Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая….(Тайга)

-«»Небольшое, унылое, подёрнутое ряской…(озеро)

-«Молочный, клейкий, неподвижный…»(туман)

-«Далёкие, неподвижные, мерцающие…»(Звёзды)

Встречаются в повести и сравнения: («В лес бесшумно,как сова , влетела ночь; густая, как смоль , темень начала редеть;с высоты тайга казалась оромным тёмным морем ; голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох;показался маленький, похожий на ноготок месяц »).

11. Обучение составлению аналитического комментария .

А) Работа с текстом .СТР 132. Учащиеся делят текст на части и озаглавливают их.

Б)Работа в тетрадях с последующей самопроверкой в парах . Пункты плана оформляются на 1/3 листа.

1. Открытие Васютки

1. Как и любой ребёнок, Васютка испугался

2.Его охватило отчаяние

2. Вначале природа пугала его

3. Слова дедушки и отца, которые вспомнил мальчик

3. Отец и дедушка оказывали на Васютку большое влияние

4.Васютка разжёг костер

4.У костра он вел себя как взрослый рыбак

5.Как мальчик приготовил себе еду?

5. Когда он готовил ужин, оценил наставления матери

6.»Живём!»

6. Мальчик понял, что не пропадёт

Г) Запись главной мысли в правой части листа в тетрадях

В) Пересказ каждой части с включением элементов анализа (Выделение главной мысли.)

12. Итоговая беседа:

Назовите запомнившиеся события из жизни писателя

Происходили ли свами подобные истории в лесу?

Какой совет выживания самый важный?

Понравился ли вам рассказ? Чем?

Что вы будете делать, если заблудитесь?

Д/З. 1. Пересказ по тексту стр. 132 с использованием таблицы с элементами анализа

2. Т.Л. «Эпизод», эпитет, сравнение, метафора(Памятка. Повторить).

3.Ответы на вопросы. Кроссворд по произведению В. Астафьева.

4. Письмо Васютке: »Чему я научился у Васютки»

Кроссворд по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»:

    «Нету нынче фарту»- ворчал дедушка ……

    Далеко ушли рыбаки, в низовья….. и наконец остановились

    «….-наша кормилица, хлипких не любит!»- вспомнились ему слова деда.

    Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу -…..

    Заночевать решил Васютка на берегу ….

    Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел….

За работу на уроке получили оценки:……. Спасибо всем за урок.

Анализ произведения

Жанр произведения – рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой – мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи – мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, – снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.

Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа – поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря

на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге – так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова – отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

План

1. Неудачи на рыбном промысле.

2. Охота на глухаря.

3. Васютка заблудился.

4. Жизнь в лесу.

6. Удачное спасение.

Глоссарий:

  • план рассказа Васюткино озеро
  • план васюткино озеро
  • план к рассказу васюткино озеро
  • план по рассказу васюткино озеро
  • васюткино озеро план

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Васютка Васютка – главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”, мальчик лет тринадцати, сын бригадира рыбаков Григория Шадрина. Это храбрый и смекалистый мальчик, который...
  2. В самом начале рассказа описывается озеро, получившее свое название в честь мальчика по имени Васютка. Именно он нашел озеро и показал его остальным людям. В...
  3. План пересказа 1. Озеро, памятное Васютке. 2. Жизнь рыбаков в ожидании путины (времени, когда особенно удачен лов рыбы). 3. Васютка в лесу. 4. Мальчик заблудился....
  4. Что помогло Васютке выжить в тайге Тайга – это бескрайние леса, в которых трудно выжить обычному человеку, тем более, если он не знаком с таежными...

Сочинение

Жанр произведения - рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой - мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи - мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, - снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа - поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге - так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова - отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

Неудачи на рыбном промысле.
Охота на глухаря.
Васютка заблудился.
Жизнь в лесу.
Озеро.
Удачное спасение.

«Васюткино озеро» - рассказ, написанный Виктором Петровичем Астафьевым о мальчишке, выжившем в тайге. Тяжело пришлось ему одному в суровых таежных условиях, но все же он сумел спастись, да еще и открытие сделал. План рассказа «Васюткино озеро», а также ключевые моменты произведения рассмотрим подробнее.

Васютка в страшной тайге

Мальчик Васютка рос в семье рыбака, и поэтому очень часто бывал в тайге вместе с отцом. Однажды бригада рыбаков отправилась на промысел дальше, чем обычно. И, конечно же, с ними поехал маленький Васютка. Дома он скучал. До начала учебного года было еще много времени, поэтому паренек помогал рыбакам, собирая для них кедровые орешки. В один из таких походов он заплутал, гоняясь за глухарем, и остался совсем один в незнакомом ему лесу. Как бы поступил любой мальчишка на его месте? Конечно бы, испугался, зарыдал, и даже, возможно, стал бы звать на помощь маму. Но только не Васютка. Он смог поступить, как настоящий мужчина. План рассказа «Васюткино озеро» обязательно включит пункт о его смелом поведении в тайге.

Тайга любит сильных

Оставшись один в незнакомой тайге, мальчик мгновенно сориентировался, что ему нужно сделать. Он постелил ветки на землю, сделав себе постель. Затем приготовил ужин. Он воспользовался знаниями, полученными от отца и деда: вырыл яму в земле, положил туда глухаря, обложил мхом и развел костер. Таким образом птица испеклась, а мальчик смог хорошенько поужинать.

Всю ночь мальчику было жутко. Все-таки непростое дело - остаться одному в темном лесу. Во мраке он видел разных чудищ (хотя это были всего лишь деревья), разные звуки пугали его. Когда же наступило утро, мальчишка, немного отдохнув, отправился в путь - искать выход из леса. Как же ему пригодились советы старших! Даже по ясным звездам он смог определить, что будет холодно. Умение обращаться с ружьем не оставило его голодным: на следующий день он смог подстрелить себе пару уток, чтобы утолить голод.

К вечеру следующего дня мальчик набрел на незнакомое озеро, которое изначально показалось ему в темноте болотом. Каково же было его удивление, когда он увидел в нем редкие виды белых рыб! Впоследствии его назовут Васюткино озеро. Краткое содержание рассказа почти подошло к концу. Что же дальше произошло с Васюткой?

Спасение героя

Мальчишка и дальше не испугался трудностей. Увидев, что подстреленную им утку унесло течением, он стал догадываться, что в это озеро может впадать река, а найденное им озеро, вероятно, является проточным. И он не ошибся: действительно, это был всего лишь небольшой заливчик, само озеро было намного крупнее. План рассказа «Васюткино озеро» включает пункт о спасении мальчишки.

В тайге начался сильный дождь. Природа вокруг замерла. Васютка, устав от своего путешествия, уснул. Но вдруг он услышал какой-то гудок. Сначала он принял этот звук за комариный писк, но после понял, что это звук теплохода. Васютка начал махать руками, стрелять из ружья, всячески привлекая к себе внимание, но у него ничего не вышло: на пароходе не заметили мальчишку. И в этот раз он дал себе слабину и расплакался изо всех сил. Его радовала лишь его находка - Васюткино озеро. Тайга в знак его смелости и терпения преподнесла ему настоящий подарок.

Таежный плен продолжался недолго: мимо озера проезжал рыбацкий бот отца, и Васютку, наконец, заметили.

Какова же была радость родных, которые безумно переживали за мальчика! Его напарили в бане, накормили разными вкусностями и бесконечно хвалили за смелость и находчивость.

Заключение

План рассказа «Васюткино озеро» включает в себя следующие основные пункты:

  1. Рыбаки ждут улов.
  2. Васютка пошел в лес за орешками.
  3. Заблудился!
  4. Ночь в темной тайге.
  5. Найденное Васюткой странное озеро.
  6. Вот он - Енисей!
  7. Спасение мальчика.
  8. Озеро теперь на карте.

В целом рассказ оказался очень интересным. В нем очень доступно и лаконично изложены все таежные законы, особенности той природы. Поучительная история о мальчике, самостоятельно выбравшемся из лесу, станет настоящим уроком для учащихся, читающих это произведение в рамках школьной программы.

Жанр произведения - рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой - мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи - мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, - снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа - поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге - так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова - отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

Неудачи на рыбном промысле.
Охота на глухаря.
Васютка заблудился.
Жизнь в лесу.
Озеро.
Удачное спасение.