Баллада «Людмила». Анализ. Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В.А. Жуковского («Людмила») Роль образа природы в произведении

Краткий пересказ

«Людмила» Жуковский В.А. (Очень кратко)

Людмила ждёт на распутье своего любимого, он должен вернуться из военного похода в далёкие страны. Но пришла дружина, мимо прошёл ратный строй, а друга Людмилы в нём не оказалось. Печальна пошла она домой, с мыслями "Расступись моя могила; Гроб откройся, полно жить; Дважды сердцу не любить". Мать, увидев, в каком она состоянии, вскрикнула: " Что с тобой моя Людмила?" Девушка объяснила, что жизнь ей больше не мила, не слышит Бог её молитви немилостив к ней Творец. Мать пытается её образумить, говорит, что жизнь земная коротка, пройдут её страданья, а после смерти смиренные попадают в рай, бунтовщики же отправляются в ад.Людмила ответила, что с милым вместе всюду рай, а без него и "райский край, безотрадная обитель". Засиделась Людмила со своими невесёлыми мыслями до полуночи. Вдруг слышит, что кто-то входит и знакомый голос обращается к ней: "Спит иль нет моя Людмила?" Девушка удивляется: " Ты ль? Откуда в час полночи?" Жених отвечает, что его холодный, тесный дом находится близ Наревы, в Литве и зовёт её скорее в путь. Людмила просит переждать ночь, но любимый говорит, что у них мало времени, а дорога дальняя.До рассвета мчался конь по полям, долинам и мостам. Несколько раз Людмила спрашивала "Близко ль, милый?" - "Путь далёк". Наконец, когда уже потухли звёзды, примчал конь их к воротам. Что же увидела Людмила за ними? Камни, кресты и могилы. Подлетел конь к свежей могиле и прямо с седоком в неё упал.Видит Людмила в могиле труп своего возлюбленного, окоченевший, посиневший, страшен милый прежде вид. Покойник вдруг привстал и поманил её " Кончен путь: ко мне, Людмила; Нам постель - темна могила;" Людмила каменеет, хладеет её кровь и падает замертво на прах жениха. Из могил толпой потянулись усопшие и их страшный хор завыл: "Твой услышал стон Творец; Час твой бил, настал конец".

Тоскующая Людмила ждёт своего возлюбленного, гадая, может, разлюбил он её и поэтому покинул, или вовсе погиб. Вдруг у горизонта она видит облака пыли, и до неё доносятся лошадиное ржание и топот копыт. Вскоре она видит сверкающие доспехи: с боя возвращается славянская дружина. Жены, дети, родители радостно побежали встречать воинов. Дружинники проходят мимо, но своего любимого Людмила так и не встретила. Печальная девушка медленно идёт домой, размышляя, что нет ей больше жизни.

Мать Людмилы, увидев дочь, испугалась за неё, начала расспрашивать, что случилось. Ответом следовало: «Бог меня забыл, всему конец». Мать напоминает, что роптать на Бога – тяжкий грех, и страданиями умершего не воскресить. Людмила воскликнула, что в её сердце умерла вера, и жизнь уже погублена. Мать предостерегла дочь, что райские врата открыты только для смиренных, тогда как все бунтари отправятся в ад. Людмила лишь произнесла, что для неё адские страдания – ничто, и не нужен ей рай, если нет там её возлюбленного.

Наступила ночь. По долине прошёлся сильный ветер, зашелестели листья на деревьях. Людмила вновь услышала топот копыт и конское ржание у дома. На крыльце кто-то стоял и знакомым голосом спросил: «Спит ли моя Людмила, помнит ли меня?». Это был её жених. Бог ли это смилостивился над горюющей девушкой? Людмила начала спрашивать, каким образом погибший сумел вернуться. Он ей и рассказал, что как только всходит луна и наступает полночь, погибшие воины седлают своих лошадей и выходят в долину. Он настаивает отправиться в путь немедленно, так ему осталось совсем мало времени, а дорога предстояла длинная. Поддавшись уговорам любимого, Людмила села на коня, обняла мертвеца руками, и они умчались так быстро, что задрожала земля под копытами.

Медленно наступало утро: побледнела луна, померкли звезды, где-то закричал петух. И вот они прискакали к воротам, за которыми девица увидела надгробные камни, могилы и кресты. Всадник на коне резко подлетает к могиле и падает в неё. Людмила подбегает к нему, но видит перед собой не своего красивого жениха, а посиневшего, усохшего мертвеца, обернутого саваном. Вдруг он приподнимается и манит девушку к себе в сырую холодную землю: «нам постель теперь – могила, завес – саван гробовой». Людмила резко оцепенела, кровь перестала бежать по венам, глаза потухли, и она мёртвая упала к жениху в гроб.

На небе раздались крики и стоны. Все мертвецы разом встали из могил и затянули мрачную песню про безрассудство смертных и справедливость Бога.

Бунт против своей судьбы и роптание на божий замысел – довольно частый мотив баллад Жуковского. Как бы человек не противился начертанному на небесах, судьба так или иначе настигает его.

Картинка или рисунок Людмила

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пантелеев Новенькая

    Рассказ «Новенькая» является образцом хорошей книги. Книга написана для детей младшего и среднего возраста, и насыщенна историей, воспитывающей высокие моральные качества подрастающего поколения.

  • Краткое содержание Шукшин Экзамен

    Студент приходит на экзамен по русской литературе опоздавшим. Он объясняет, что опоздал из-за срочной работы. Он тянет билет, а в нем вопрос о Слове о полку Игореве.

  • Краткое содержание Легенда о Данко из Старухи Изергиль Горького

    В давние времена на земле жили люди. Их племя отличалось смелостью и отвагой. Однажды, в их края пришли более сильные враги, и изгнали людей из насиженных мест. Отправились тогда люди в самые непроходимые леса и дебри.

  • Краткое содержание Похождения бравого солдата Швейка Гашек по частям

    Произведение повествует нам приключения Швейка, удалого солдата, который вынужден был уйти на гражданскую службу по состоянию своего здоровья. В настоящее время он проживает в Праге и занимается тем, что продает собак

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поёт, не гадает. Её милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым.

Вот в светлице стол накрыт белой скатертью, на нем стоит зеркало со свечой и два прибора. Ровно в полночь в зеркале Светлана увидит своего милого, свою судьбу. С робостью садится она к зеркалу, но темно в зеркале, лишь свеча трепещет на столе. Вот и полночь. Светлана, замерев от страха, слышит, чьи-то шаги. Она робко глядит в зеркало, и чудится ей, что кто-то стоит за ее спиной и шепчет: «Я за тобой, моя краса!» Оглянулась - милый к ней протягивает руки: «Едем! Поп уж в церкви ждёт... / Хор венчальну песнь поёт.»

Они выходят к воротам, садятся в сани, и кони пускаются вскачь.

Они едут ночной степью, тусклая луна освещает их путь. Жених Светланы вдруг замолчал, стал бледен и уныл. Вот в стороне появляется храм, через открытые двери виден чёрный гроб - отпевают усопшего. Светлане страшно, но жених все так же молчалив, все так же бледен и уныл. Поднимается метель, ворон вьётся над санями и каркает: «Печаль!» Вдруг появляется хижинка, занесённая снегом. Кони подлетают к ней и... пропадают вместе с санями и женихом.

Оставшись одна, Светлана решается зайти в избушку. А в избушке - стол, накрытый белой скатертью, а на столе - гроб. Светлана падает на колени перед образом Спасителя и молится, затем, зажав в руках крестик, садится в уголок, под иконы.

Вьюга утихла, свеча у гроба горит, мигая. Тишина. Чу! Белый голубок спускается к Светлане, садится на грудь и обнимает крыльями. Опять тишина. Но кажется Светлане, что мертвец пошевелился. Так и есть - покрывало спало, и страшный мертвец застонал. Вот-вот он разомкнёт свои окоченевшие руки и встанет из гроба! Но тут белый голубочек вспорхнул и сел на грудь мертвеца. И тот, лишённый силы, заскрежетал зубами, опять мертвенно побледнел и замер в гробу.

«Глядь, Светлана... о творец! / Милый друг ее - мертвец! / Ах! ...и пробудилась.» Проснулась Светлана в своей же светлице, где заснула, гадая. И вот уже рассвет, и петух поёт, встречая новое утро. Но у Светланы тяжело на душе от страшного и, может быть, вещего сна. Чтобы развеять тоску, она садится у окна, смотрит на дорогу. И видит: сани мчатся к дому, «Статный гость к крыльцу идёт... / Кто?... Жених Светланы.»

Развеялся мрачный сон - жених приехал за Светланой, чтобы вести ее к венцу.

Вот итог баллады: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несчастье покажется лишь страшным сном. «О! не знай сих страшных снов / Ты, моя Светлана...»

Первая баллада В.А. Жуковского «Людмила» была написана в 1808 году. Это произведение сделало его еще более популярным поэтом. Сюжет этой баллады широко известен, но тем не менее Жуковскому удалось сделать его не простым пересказом, а самостоятельным текстом. Мертвый жених — главный образ баллады. За ним скрывается не один смысл. Это можно легко доказать, посмотрев на композицию произведения. В «Людмиле» мертвый жених, забирающий свою невесту в могилу, — вроде бы реальность, но в то же время это романтический вымысел. Сюжет в балладе только один.
Жених Людмилы противопоставлен в балладе силам зла. Несмотря на то, что именно он уводит за собой живую невесту, его образ чистый и светлый. Он делает это не из каких-то плохих намерений, он просто хочет быть рядом с любимой. Если вспомнить начало произведения, будет ясно, что Людмила сама пожелала:

Расступись, моя могила;
Гроб, откройся; полно жить;
Дважды сердцу не любить.

Немаловажную роль играет в «Людмиле» Божественный образ. В самом начале текста героиня говорит:

Небо к нам неумолимо;
Царь небесный нас забыл…
Мне ль он счастья не сулил?
Где ж обетов исполненье?
Где святое провиденье?
Нет, немилостив Творец.

Так Людмила жизнь кляла,
Так Творца на суд звала…

Глупая девушка еще не понимает, что навлекает на себя Божье наказание. Она сама добивается встречи с темными силами, хотя даже не подозревает об этом. За непослушание воле Божьей она попадает в ад, потому что ни один человек не смеет роптать на Творца. Именно эту мысль пытался донести до читателя В.А. Жуковский.
В балладе Бог не появляется ни разу, но отчетливо чувствуется его присутствие. На примере Людмилы читателю показано, что он управляет всем на земле. Человек — это его величайшее творение, и любое непослушание карается очень сурово. Хочу снова обратиться к тексту. Из песни хора мертвецов ясно, что:

Смертных ропот безрассуден;
Царь Всевышний правосуден;
Твой услышал стон Творец;
Час твой бил, настал конец.

Бог никогда не наказывает людей, живущих по его законам. Он карает только непослушных грешников. Мольбы Людмилы напрасны, потому что

Зла создатель не творит;
Мертвых стон не воскресит.

Великий Творитель, безусловно, справедлив. Он не делает Людмиле ничего плохого по своей воле. В пылу страдания она сама желает себе ужасной участи.
Жуковский раскрывает перед читателем новое понимание рая, ада и Бога. Это описано всего в нескольких строчках:

Что, родная, муки ада?
Что небесная награда?
С милым вместе — всюду рай;
С милым розно — райский край Безотрадная обитель.
Нет, забыл меня Спаситель!

Обыкновенное человеческое счастье показано здесь в сравнении с Божественным. Божественное понятие о счастье имеет глобальные временные масштабы, а желание Людмилы кратковременно.
Между идеями Жуковского и его поэзии нет различий. Он всегда писал только то, что думал сам. Он поступает с героями только так, как они этого заслуживают.

«Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение», - описывает Глинка зарождение замысла оперы «Руслан и Людмила».

В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Кроме того, композитор отказался от пушкинской ироничной трактовки сюжета, создав произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений.

Переосмыслив содержание шутливой, иронической юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику.

Опера с большими перерывами была написана за пять лет. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1842 г. на сцене Большого театра в Петербурге.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

Опера в пяти актах (восьми картинах)

Действующие лица:

Светозар, великий князь Киевский………………………………………………………………................. бас

Людмила, дочь его……………………………………………………………………………...................... сопрано

Руслан, киевский витязь, жених Людмилы…………………………………………………........... баритон

Ратмир, князь хазарский………………………………………………………………….................. контральто

Фарлаф, витязь варяжский…………………………………………………………………………...................бас

Горислава, пленница Ратмира …………………………..……………………………………...............сопрано

Финн, добрый волшебник ……………………………………………………………………….....................тенор

Наина, злая волшебница…………………………………………………………...…...............меццо-сопрано

Баян, певец ……………………………………………………………….……………………….........................тенор

Черномор, злой волшебник, карла ………………………………………………………….............без пения

Краткое содержание

Высокие хоромы великого князя Киевского Светозара полны гостей. Князь празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян запевает песню о славе русской земли, о смелых походах. Он предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: над героями нависла смертельная опасность, им уготованы разлука, тяжкие испытания. Руслан и Людмила клянутся друг другу в вечной любви. Ратмир и Фарлаф, завидуя Руслану, втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных и соединят их. Гости славят молодых. Снова звучат напевы Баяна. На этот раз он предсказывает рождение великого певца, который сохранит от забвения историю Руслана и Людмилы. 2 В разгар свадебного веселья раздается удар грома, все погружается во тьму. Мрак рассеивается, но Людмилы нет: она похищена. Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто спасет княжну. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски.

В далеком северном краю, куда странствия привели Руслана, живет добрый волшебник Финн. Он предсказывает витязю победу над похитившим Людмилу Черномором. По просьбе Руслана Финн рассказывает свою историю. Бедный пастух, он полюбил красавицу Наину, но та отвергла его любовь. Ни подвигами, ни богатством, добытым в смелых набегах, не мог он завоевать сердце гордой красавицы. И лишь с помощью магических чар Финн внушил Наине любовь к себе, но Наина тем временем стала дряхлой старухой. Отвергнутая волшебником, теперь уже она преследует его. Финн предостерегает Руслана против козней злой волшебницы. Руслан продолжает свой путь.

Ищет Людмилу и Фарлаф. Но все, что встречается на пути, пугает трусливого князя. Неожиданно перед ним появляется страшная старуха. Это Наина. Она хочет помочь Фарлафу и этим отомстить Финну, который покровительствует Руслану. Фарлаф торжествует: близок тот день, когда он спасет Людмилу и станет обладателем Киевского княжества.

Поиски приводят Руслана в зловещее пустынное место. Он видит поле, усеянное костями павших воинов и оружием. Туман рассеивается, и перед Русланом возникают очертания огромной Головы. Она начинает дуть навстречу витязю, поднимается буря. Но, пораженная копьем Руслана, Голова откатывается, и под ней обнаруживается меч. Голова рассказывает Руслану историю двух братьев - великана и карлика Черномора. Карлик хитростью одолел своего брата и, отрубив ему голову, заставил ее сторожить волшебный меч. Отдавая меч Руслану, Голова просит отомстить злому Черномору.

Волшебный замок Наины. Девы, подвластные колдунье, приглашают путников укрыться в замке. Здесь же тоскует возлюбленная Ратмира - Горислава. Появившийся Ратмир не замечает ее. В замок Наины попадает и Руслан: он очарован красотой Гориславы. Витязей спасает Финн, разрушающий злые чары Наины. Ратмир, возвращенный Гориславе, и Руслан вновь отправляются в путь на поиски Людмилы.

В садах Черномора томится Людмила. Ничто не радует княжну. Она тоскует по Киеву, по Руслану и готова покончить с собой. Невидимый хор слуг уговаривает ее подчиниться власти чародея. Но их речи вызывают лишь гнев гордой дочери Светозара. Звуки марша возвещают о приближении Черномора. Рабы вносят на носилках карлика с огромной бородой. Начинаются танцы. Внезапно раздается звук рога. Это Руслан вызывает Черномора на поединок. Погрузив Людмилу в волшебный сон, Черномор уходит. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишая его чудесной силы. Но он не может пробудить Людмилу от волшебного сна.

В долине разбит стан Руслана. Ночь. Ратмир охраняет сон друзей. Вбегают испуганные рабы Черномора, которых Руслан освободил из-под власти злого волшебника. Они сообщают, что невидимой силой вновь похищена Людмила, вслед за которой скрылся и Руслан.

Фарлаф, похитив с помощью Наины княжну, привез ее в Киев, Но никто не в силах пробудить Людмилу. Светозар оплакивает дочь. Неожиданно появляется Руслан. Волшебным перстнем Финна он пробуждает княжну. Ликующие киевляне славят храброго витязя, воспевают отчизну.