Биография — Брюсов Валерий Яковлевич. Брюсов валерий яковлевич

Валерий Яковлевич Брюсов - русский поэт, прозаик, драматурги историк. Один из основоположников русского символизма.

Родился 1 декабря (13 н.с.) 1873 года в Москве в купеческой семье.
Учился в московской частной гимназии Ф. Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л. Поливанова. Уже в тринадцать лет Брюсов решил стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова — это литература, история, философия, астрономия.

В 1892 поступил в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучал историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные).
В конце 1892 молодой Брюсов познакомился с поэзией французского символизма — Верлена, Рэмбо, Маларме, — оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество.

В 1894 — 1895 гг. он составил небольшие сборники «Русские символисты», большая часть которых была написана самим Брюсовым.

В 1895 Брюсов издал книгу «Шедевры», в 1897 — книгу «Это — я» о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм.

В 1899 г., окончив университет, полностью отдался литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принял активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904 — 1909), лучшего журнала русского символизма.

В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.

В 1900 вышла книга «Третья стража», после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 опубликовал книгу «Граду и миру», в 1906 — «Венок» — свои лучшие поэтические книги.

Затем появляются книги «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

В годы первой мировой войны Брюсов был на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи, но скоро вернулся с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.

Он пишет сонеты, издает сборник «Опыты», трудится над грандиозным произведением «Сны человечества». Затем в биографии Валерия Брюсова наступает этап работы над армянской культурой. Он публикует сборник «Поэзия Армении» (1916), труд «Летопись исторических судеб армянского народа», статьи.

Поэтическое творчество тоже было очень напряженным и продуктивным: в начале 20-х годов им было выпущено пять книг новых стихов, среди которых лучшая — «В такие дни» (1921).
Известен как выдающийся переводчик, особое место занимают переводы армянской поэзии и стихотворений Верхарна. Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси».

Родился я 1-го декабря (ст. ст.) 1873 г. в Москве. Дед по отцу был крепостным крестьянином Костромской губернии. Отец родился (в 1848 г.) тоже крепостным. Позднее дед получил "волю" и занялся торговлей, был купцом и довольно успешно. Отец этих способностей не унаследовал, принужден был по смерти деда торговлю бросить и перейти в сословие мещан. Дед по матери, А. Я. Бакулин, был лебедянский мещанин; будучи самоучкой, он увлекся литературой, писал и отчасти печатал стихи (особенно басни) и рассказы.

В 60-х годах мой отец, раньше учившийся только грамоте у дьячка, поддался общему движению и деятельно занялся самообразованием; одно время был вольнослушателем Петровской Академии. В те же годы отец сблизился с кружками тогдашних революционеров, идеям которых оставался верен до конца жизни. Между прочим, в 70-х годах отец был близок с Н. А. Морозовым, будущим шлиссельбуржцем, образ которого я помню из дней моего раннего детства. Над столом отца постоянно висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан, так сказать, "с пеленок" в принципах материализма и атеизма.

Учился я сначала в частных гимназиях Москвы (ибо то были годы, при жизни деда, наибольшего благосостояния нашей семьи), потом в Московском Университете, курс которого по Историческому Отделению Историко-Филологического Факультета окончил в 1899 г. Из профессоров с благодарностью вспоминаю Ф. Е. Корша, с которым остался знаком и позже. Больше знаний, однако, чем в школе, я почерпнул из самостоятельного чтения. Выучившись читать еще 3-х лет от роду, я с тех пор непрерывно поглощал книги. Еще до поступления гимназию я прочитал огромное количество как чисто литературных, так и научных; особенно интересовался естественными науками и астрономией. В гимназии всего более увлекался математическими науками, - пристрастие, сохранившееся у меня и поныне. В университете много занимался историей философии.

Писать я начал тоже очень рано, еще ребенком, сочиняя (еще печатными буквами) стихи, рассказы и научные, статьи. Впервые напечатаны мои строки (какая-то статейка по вопросам спорта) еще в 80-х годах; стихи - в начале 90-х годов. Более регулярно стал я печатать свои произведения после 1894 г., когда появилось первое маленькое "собрание моих стихов. После того ежегодно я выпускал не менее, как по книге, иногда по две, по три" год, так что к настоящему временя всех книг, появившихся с моим именем, насчитывается (считая переиздания) около 80 или даже более (некоторые не попали в печатные списки, и я их не припомню). Среди этих книг - сборники стихов, сборники рассказов, драмы, романы, научные исследования, собрания статей и длинный ряд переводов в стихах и прозе.

Написано мною гораздо больше, нежели собрано в книгах. С конца 90-х годов стал я сотрудничать в разных журналах и газетах. За 25 лет я состоял сотрудником большинства выходивших за этот период повременных изданий, в том числе сборников и альманахов. В этих изданиях напечатано мною бесчисленное число статеек, заметок, рецензий (за моей подписью, под псевдонимами и вовсе без подписи), собирать которые в книги я считал совершенно излишним. Там же есть немалое количество стихов, рассказов и драматических сцен, также не включенных в отдельные издания. Пожалуй, еще большее количество написанного мною остается в рукописях. Там есть и законченные крупные произведения (поэмы, романы, драмы), доделать которые я как-то не удосужился, и разные научные исследования, которые долгими годами ждут своего довершения и стихи, по разным причинам не напечатанные,и, конечно, всевозможные начала и наброски, в стихах и в прозе.

Неоднократно я принимал участие в редактировании разных журналов или как единоличный редактор, или как редактор отдела. Особенно близко я участвовал в редакции "Нового Пути", "Весов", "Русской Мысли". Мои драмы и мои переводы драматических произведений много раз ставились на сценах, в Москве, в Ленинграде, в провинции. В 900-х и 910-х годах я состоял членом большинства московских литературных организаций. В некоторых из них занимал выборные должности председателя; особенно близко я стоял к Московскому Литературно-Художественному Кружку и к Обществу Свободной Эстетики. Много раз я выступал как лектор с публичными лекциями. Виделся я с большинством выдающихся людей моего времени и с особой любовью вспоминаю дружбу, которой меня удостаивал Э. Верхарн.

Произведения мои вызывали интерес, за границей. Очень многие переведены на большинство европейских языков и на некоторые вне-европейские. В отдельных изданиях мои сочинения имеются, сколько я знаю, на языках немецком (много), французском, английском, итальянском, латышском, армянском, польском и др.; в журналах - на языках шведском, голландском, ряде славянских, новогреческом, японском и др. Оба мои романа, два сборника рассказов и одна драма имеются по-немецки как отдельные издания.

Несколько раз я совершил поездки по западной Европе и по России. Бывал неоднократно во Франции, в Бельгии, в Италии, в Германии, в Швеции, в Голландии, в Испании; был на Волге, в Крыму и на Кавказе, где доезжал до Эчмиадзина. В годы империалистической войны я был на фронте корреспондентом от газеты "Русские Ведомости"; одному из первых мне удалось, с товарищем, проехать в освобожденный Пшемысль. После занятия немцами Варшавы я вернулся в Москву, глубоко разочарованный войной, что тогда же и выразил в стихотворении, напечатанном в "Новой Жизни" М. Горького.

После Октябрьской революции я еще в конце 1917 г. начал работать с Советским правительством, что повлекло на меня тогда некоторое гонение со стороны моих прежних сотоварищей (исключения из членов литературных обществ и т. под.). С того времени работал преимущественно в разных отделах Наркомпроса. Был заведующим Московской Книжной Палаты, Отдела Научных Библиотек, Отдела Лито НКП, Охобра (Отдел Художественного Образования), Главпрофобра и др. Работал также в Гос. Издате, в Фото-Кино Отделе, одно время в Наркомземе и др.; с 1912 г. состою профессором 1-го Московского Государственного Университета (раньше, в 1915-1917 г., читал лекции в бывшем "вольном" Университете имени Шанявского). С 1921 г. состою также ректором (и профессором) Высшего Литературно-Художественного Института.

Поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик

Родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье среднего достатка. Отец будущего поэта воспитывал сына в духе передовых идей того времени.

1893 - Брюсов оканчивает гимназию и поступает на историко-филологический факультет Московского университета.

1894-1895 - выходят три сборника стихотворений «Русские символисты», в которых представлены в основном стихи самого Брюсова (под разными псевдонимами). Критикой сборники были восприняты как литературный курьез, неумелое подражание французским декадентам.

1895 - Брюсов издает книгу «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»). Этот сборник был единодушно отвергнут критикой.

Лето 1896 Брюсов проводит в Крыму и на Кавказе, в 1897г. совершает первое заграничное путешествие (в Германию). 28 сентября 1897г. женится на Иоанне Матвеевне Рунт (гувернантке в семье Брюсовых), ставшей впоследствии его помощницей в литературных и организационных делах, а после смерти Брюсова хранителем его архива и издателем его произведений.

1897 - выходит книга «Me eum esse» («Это - я»)

1899 - окончив университет, полностью Брюсов отдается литературной деятельности. В течение двух лет работает секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904 - 09), лучшего журнала русского символизма.

1900 - выходит книга «Tertia Vigilia» («Третья стража»), после которой Брюсов получает широкое признание.

1902 - Брюсов посещает Италию (Венецию, Милан, Флоренцию), где изучает культуру эпохи Возрождения, пишет стихи на итальянские темы.

1903 - выходит книга «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). Наряду с традиционными «антидекадентскими» рецензиями, она вызывает и сочувственные отзывы. «Младшие» символисты - А.Белый, А.Блок - воспринимают её восторженно.

Поездки Брюсова весной 1905 в Финляндию, летом 1906 в Швецию, летом 1908 в Италию, Испанию, Францию, Бельгию, позднее в Германию, Швейцарию и т.д. находят отражения в его поэтических циклах 1900-х гг.

1906 - издается книга «????????» («Венок»).

1908 - выходит роман «Огненный ангел» (биографическим подтекстом которого являются отношения с Н.И.Петровской и связанные с этим обстоятельства своеобразного идейно-психологического единоборства между Брюсовым и А.Белым в 1904-05гг.), позднее - «Алтарь победы» (1913). Оба романа имеют большой успех.

1909 - сборник «Все напевы».

В 1900-10-е гг. Брюсов проявляет себя как разносторонний и исключительно активный переводчик со множества языков, виртуозно владеющий стихотворной техникой и разнообразными стилистическими приемами. В сфере его переводческой деятельности - поэзия модернистов и их предшественников, классики мировой поэзии (Данте, Байрон, Гёте, Э.Верхарн, П.Верлен, Э.По, О.Уальд, Мольер, Метерлинк и др.)

В 1910-е гг. расширяется диапазон работы Брюсова как историка и литературоведа. Он становится крупнейшим пушкинистом (всего в печати появилось 82 работы Брюсова, посвященных А.С.Пушкину), изучает поэтику Пушкина (ст. «Стихотворная техника Пушкина», 1915), занимается его биографией и текстологией, издает «Краткий курс науки и стихе», 1919, 2-е издание под названием «Основы стиховедения», 1924.

1912 - книга «Зеркало теней».

1914 - в годы первой мировой войны, отправившись на фронт от одной из самых распространенных газет «Русские ведомости», Брюсов публикует большое число корреспонденций и статей, посвященных военным вопросам. К этому времени относятся острокритические стихи («Орел двуглавый», «Многое можно продать...» и др.), которые остаются тогда ненапечатанными. Скоро Брюсов возвращается с фронта.

1915 - по совету М.Горького, к Брюсову обращаются представители Московского армянского комитета с просьбой взять на себя организацию и редактирование сборника переводов армянской поэзии, охватывающего более чем полуторатысячелетнюю ее историю. В 1916 году выходит сборник «Поэзия Армении», большая часть переводов в котором была выполнена Брюсовым. Его роль в пропаганде армянской культуры не ограничилась этим. Он выпускает также обширный труд «Летопись исторических судеб армянского народа», является автором ряда статей, посвященных деятелям армянской культуры. В 1923 году ему присваивается почетное звание народного поэта Армении.

Октябрьскую революцию Брюсов воспринимает как грандиозный переворот в истории человечества и в 1920 году вступает в Коммунистическую партию. В это время он заведует Книжной палатой, отделом научных библиотек и Литературным отделом при Наркомпросе, читает в Московском университете курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, ведет семинары по истории Древнего Востока и др.

1921 - Брюсов создает и возглавляет Высший литературно-художественный институт, много времени и сил уделяет педагогической деятельности в нем.

В 1920-1924 гг. поэт издает пять сборников («Последние мечты», «В такие дни», «Миг», «Дали», «Меа»).

Основные произведения:

Стихи в сборниках «Русские символисты» (вып. 1- 3, 1894- 95)

Книги стихов:

«Chefs d’Oeuvre» («Шедев-ры», 1895)

«Me eum esse» («Это - Я», 1896, на обложке 1897)

«Tertia Vigilia» («Третья стража», 1900)

«Urbi et Orbi» («Граду и миру», 1903)

«????????» («Венок»; 1906)

«Все напевы» (1909)

«Зеркало теней» (1912)

«Стихи Нелли» (1913)

«Семь цветов радуги» (1916)

«Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам» (1918)

«Последние мечты» (1920)

«В такие дни» (1921)

«Дали», «Кругозор», «Миг» (все - 1922)

«Меа!» («Спеши!», 1924)

Исторические романы:

«Огненный ангел» (1907- 08)

Брюсов Валерий Яковлевич - литературовед, поэт, переводчик, критик, драматург и прозаик. Считается основателем русского символизма. После окончания Октябрьской революции занимался общественно-педагогической деятельностью. В этой статье вам будет представлена биография Брюсова. Итак, приступим.

Детство и учёба

Брюсов Валерий Яковлевич появился на свет в 1873 году в купеческой семье. Дед его по отцовской линии был купцом из бывших крепостных, а дед по материнской - поэтом-самоучкой. Отец мальчика увлекался естественными науками и литературой.

После окончания гимназии Поливанова Л. И. Валерий поступил в Московский университет на филолого-исторический факультет. Будущему поэту удалось окончить его с дипломом 1-й степени. В 1896 году молодой человек женился на Иоанне Рунт, которая стала его верной помощницей (а после смерти - издателем наследия и хранителем архива). Уже в юности личность Брюсова разделилась на две антиномичные составляющие: одна включала самоотдачу стихиям жизни (рулетка, ночные рестораны, игра страстей, эротика), а вторая - волевую организующую активность, склонность к «самоконструированию» и управлению различными ситуациями и окружающими людьми.

Творческий дебют и первые сборники

Можно сказать, что 1894-1895 - это годы, когда началась творческая биография Брюсова. Первые три сборника вышли под названием «Русские символисты». Они включали в себя переводы нескольких французских символистов, а также произведения начинающих поэтов. По дальнейшим поэтическим сборникам - «Это Я», «Романсы без слов», «Шедевры» - можно сказать, что Валерий стал не только последователем символизма, но и организатором-пропагандистом данного движения. После умело срежиссированного скандала, связанного с рядом эпатирующих стихотворений, новая школа сразу стала центром внимания литературного сообщества. Книги стихов 1900-1909 годов - «Третья стража», «Городу и миру», «Венок», «Все напевы» - связали антиномичную ориентацию его произведений с традициями французского «Парнаса», который отличался словесной пластикой, твёрдыми стиховыми и жанровыми формами, а также склонностью к экзотике и мифологическим, историческим сюжетам.

После 1910 года поэт Валерий Брюсов решил перейти к более простым формам («Зеркало теней»), но в более позднем творчестве он вновь вернулся к усложнению стиля и языка. В стихах того периода прослеживаются комплексы образно-тематического характера, отличающие всё его творчество: историзм, урбанизм, убеждённость в самоценности искусства и множественности истин.

Литературное окружение и прочая деятельность

Во 2-й половине 1890-х существенно расширился круг связей Брюсова в литературном мире (знакомство с Ф. К. Сологубом, К. М. Фофановым, Н. М. Минским, К. Д. Бальмонтом, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, К. К. Случевским и др.). В 1899 году он возглавил издательство «Скорпион», которое поставило перед собой задачу объединить всех людей «нового искусства». В 1904-1909 годах Валерий занимал должность редактора в журнале «Весы». По сути, это издание представляло собой центральный орган русского символизма. В «Весах» Брюсов опубликовал ряд программных теоретических и критических статей, а также рецензий и заметок о русских поэтах. Валерий стал известен как мэтр русского символизма. С другой стороны, Брюсов был не согласен с его теургическим направлением и настаивал на суверенности искусства. Русский поэт отказывался принимать его взаимосвязь с социально-политическими и мистико-теологическими явлениями.

К сожалению, «Весы» закрылись в 1909 году. После этого Валерий возглавил отдел критики журнала «Русская мысль». Там он занялся привлечением авторов-символистов для разрушения обособленности символистской школы в мире литературы.

Исторические романы и концепции

Валерий Брюсов, личная жизнь которого никогда не мешала творчеству, проявлял постоянный интерес к истории. Он старался дать объективную оценку фактов в русле мировых событий. Всё началось с публикаций политических обзоров в издании «Новый путь». Революцию 1905 года русский поэт воспринял как неизбежное разрушение культуры прошлого. При этом он допускал возможность своей гибели, будучи частью старого мира («Грядущие гунны»). В 1907-1912 годах Валерий теряет интерес к текущей политике, но при этом усиливается его желание постичь глубинные законы исторического процесса.

В произведениях «Алтарь победы» и «Огненный ангел» он описывает переломные исторические эпохи, пытаясь донести до читателей кризисное состояние мира путём исторических аналогий. В годы Первой мировой войны Валерий выступал за поддержание военного патриотизма («7 цветов радуги», «Девятая камена»). Но после работы на фронте военным корреспондентом поэт осознал всю античеловечность вражды между государствами.

Литературно-историческая и переводческая деятельность

В 1898 году Валерий Брюсов, творчество которого известно всем почитателям символизма, познакомился с П. И. Бартеневым. Последний возглавлял редакцию журнала «Русский архив». Так началось их многолетнее сотрудничество, во время которого Валерий занимался комментаторской, публикаторской и литературно-исторической работой. Также на протяжении всей своей жизни Брюсов делал художественные переводы (Т. Готье, О. Уайльд, М. Метерлинк, С. Малларме, П. Верлен, Э. По, Э. Верхарн, И. В. Гёте, Дж. Байрон, армянские поэты, античные авторы и др.). От начала первых работ и до последних переводческая манера Валерия заметно изменилась - переросла от вольных переложений до принципиального буквализма.

Педагогическая и культурно-просветительская работа после Октября

Во время и после Октябрьской революции биография Брюсова была насыщена рядом важных событий как в творчестве, так и в жизни. Поэт принял новую власть и стал во главе Комитета по регистрации печати. Потом Валерий заведовал отделом московской библиотеки при Наркомпроссе. Но самой его ответственной должностью стало место председателя президиума Союза поэтов. В 1920 году Брюсов вступил в ряды РКП, а год спустя организовал литературно-художественный университет. Просветительская деятельность поэта не ограничивалась только чтением лекций. Он опубликовал статью о путях развития литературы, создал историческую антологию под названием «Сны человечества», описав в ней все формы облечения человеческой лирики. В «Сны» Валерий включил произведения армянских и латинских поэтов, а также разные стилизации стихотворных форм, от японской танки до алкеевой строфы. В тот же период он написал труд, посвящённый решению проблем стиховедения.

Последние стихи

Поздние поэтические сборники Брюсова («Последние мечты», «Дали», «Миг», «В такие дни», «Меа») отличаются формальными экспериментами. В них прослеживаются черты научной поэзии, которая была придумана французским поэтом Гилем в начале 1900-х. Таковы стихотворения «Явь», «Мир N измерений», «Мир электрона». Из-за лишней усложнённости многие поздние стихи были не поняты современниками, зато наглядно продемонстрировали им возможности русского стихосложения.

Наследие

Это была вся биография Брюсова. Наследие Валерия Яковлевича весьма обширно. Кроме прозаических и поэтических произведений, он выполнил много переводов стихотворений итальянских, немецких, английских, французских и античных авторов. Его критические статьи помогают лучше понять литературную ситуацию на рубеже 19-20 веков. А работы по стиховедению и исследованию поэзии внесли серьёзный вклад в развитие русского литературоведения. Скончался Брюсов в 1924 году в Москве.

Русская литература Серебряного века

Валерий Яковлевич Брюсов

Биография

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик.

Родился 1 декабря (13 н.с.) в Москве в зажиточной купеческой семье. Отец будущего поэта воспитывал сына в духе передовых идей шестидесятничества. Брюсов вспоминал: «Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан… в принципах материализма и атеизма». Особо чтимым поэтом в семье был Н.Некрасов.

Учился в московской частной гимназии Ф. Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л. Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные).

В конце 1892 молодой Брюсов знакомится с поэзией французского символизма - Верлена, Рэмбо, Маларме, - оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество. В 1894 - 95 он составляет небольшие сборники «Русские символисты», большая часть которых была написана самим Брюсовым. Некоторые из этих стихов говорили о таланте автора.

В 1895 издает книгу «Шедевры», в 1897 - книгу «Это - я» о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899, окончив университет, полностью отдается литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904 - 09), лучшего журнала русского символизма.

В 1900 вышла книга «Третья стража», после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 публикует книгу «Граду и миру», в 1906 - «Венок», свои лучшие поэтические книги.

В последующие годы поэзия Брюсова становится более камерной, появляются новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник «Все напевы», 1909; книга «Зеркало теней», 1912).

В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.

Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры. Его деятельность в этом направлении была энергичной и разноплановой. Поэтическое творчество тоже было очень напряженным и продуктивным: в начале 20-х годов им было выпущено пять книг новых стихов, среди которых лучшая - «В такие дни» (1921). Известен как выдающийся переводчик, особое место занимают переводы армянской поэзии и стихотворений Верхарна. Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси». 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.

«ИЗ СУМРАКА ВЫШЕДШИ К СВЕТУ…"

(О творческом пути Брюсова-поэта)

В искусстве важен искус строгий.

Прерви души мертвящий плен

И выйди пламенной дорогой

К потоку вечных перемен.

В. Брюсов

Литературная деятельность Валерия Брюсова поражает своей многогранностью. Он известен как автор повестей и романов, драматург, переводчик, теоретик искусства, историк литературы и литературный критик, исследователь стиха, журналист, редактор, педагог, организатор литературной

Жизни… Но в сознании современников и последующих поколений он был и остался прежде всего поэтом. И действительно, самое важное и значительное в

Обширном литературном наследии Брюсова - это его поэтическое творчество.

Читая стихи Брюсова, нельзя не обратить внимания на упорно повторяющийся из сборника в сборник, из года в год мотив - образ пути, путника, скитаний по бездорожью или неустанного движения вперед, трудного восхождения.

Уже в стихах раннего периода, в 90-х годах, постоянно встречаются такого рода признания и автохарактеристики:

Мы путники ночи беззвездной,

Искатели смутного рая. (1895)

Или такие призывы:

А вот строки 900-х годов:

Все каменней ступени,

Все круче, круче всход. (1902)

И в 1910-х годах, накануне больших исторических событий, опять:

Не знаю, но иду; мечу свой факел ввысь;

Ступени бью ногой; мой дух всхожденьем хмелен. (1914)

И наконец, после Октября вновь:

Пойду, громам нежданным рад,

Ловя все миги и не сетуя,

Отцветший час бросать назад. (1921)

Число таких цитат можно увеличить во много раз.

Путь этот, о котором постоянно говорит поэт, был непростым и нелегким, он изобиловал многочисленными изгибами и поворотами, подъемами и срывами.

Откуда же и куда он вел?

Валерий Яковлевич Брюсов родился в 1873 году в Москве в купеческой семье, которая имела свои истоки в крепостном крестьянстве, а среднее

Поколение ее было уже затронуто влиянием передовых демократических и научно-материалистических идей 60-х годов. Но 60-е годы были уже в прошлом.

Отрочество Брюсова приходится на сумрачные 80-е годы, а юность - на начало 90-х. Сам поэт впоследствии так характеризовал эпоху, когда начиналась его

Сознательная жизнь и формировались его взгляды:

Я вырастал в глухое время, Когда весь мир был глух и тих. И людям жить казалось в бремя, А слуху был не нужен стих.

Это было время тяжелой политической реакции, вырождения и измельчания традиций освободительного движения, разочарования в них, исчезновения

Интереса к социальным вопросам у значительной части интеллигенции, распространения теории «малых дел», роста обывательских настроений. Конечно,

В недрах общества уже пробуждались и формировались новые социальные силы, готовился переход к новому, пролетарскому этапу революционного движения,

Однако молодой Брюсов, подобно большинству людей своей среды, был далек от тех общественных слоев, еще не видел этих процессов.

Обратим внимание на то, что в цитированных строках поэта говорится не только о политическом, но и о литературном безвременье. Если обратиться к

Поэзии тех лет, то мы увидим, что она действительно переживала явный упадок, идейное оскудение. В стихах подавляющего большинства поэтов преобладали

Мелкотемье, банальность, тусклое эпигонство, вялая, невыразительная форма, способная только дискредитировать любое общественное содержание.

В такой общественной и литературной обстановке начиналась поэтическая деятельность Брюсова.

Его ранние стихи были во многом порождены этим временем. На них наложила печать душная атмосфера тогдашней буржуазно-интеллигентской среды,

Лишенной настоящих гражданских идеалов и интересов, больших идей и устремлений. Отсюда крайний индивидуализм и эгоцентризм, нашедший отражение

В этих стихах, аполитичность, демонстративное игнорирование социальной тематики.

«Я чужд тревогам вселенной», - откровенно заявлял поэт. А в другом стихотворении признавался: «Я не знаю других обязательств, / Кроме

Девственной веры в себя».

Вместе с тем молодому Брюсову было свойственно стремление как-то оттолкнуться от окружающей его среды с ее тусклым бытом, с ее трафаретной

Моралью, с ее шаблонным искусством, лишенным яркости и смелости. Начинающий поэт хотел найти какие-то новые пути, чувствовал потребность сказать

Какое-то новое слово. Первые шаги в этом направлении подсказала ему

Тогдашняя зарубежная литература.

В то время на Западе, и прежде всего во Франции, складывалось и развивалось новое течение в области поэзии, получившее известность под

Именем символизма или декадентства (от французского слова decadent - упадочный), поскольку его представители выражали преимущественно минорные

Настроения усталой души, утомленной от столкновения с грубой, прозаической действительностью. Стихи этих поэтов (П. Верлена, С. Малларме и других)

Произвели сильное впечатление на молодого Брюсова новизной, необычностью художественных средств, умением тонко передать разные оттенки сложных и

Противоречивых переживаний современного человека.

Увлеченный такими примерами, Брюсов задумывает стать вождем и организатором «новой поэзии» в России. В 1894 - 1895 годах он выпускает три

Небольших сборника под названием «Русские символисты», наполняя их преимущественно своими стихами и под своим именем и под разными

Псевдонимами. За этими сборничками, которые должны были продемонстрировать появление новой поэтической школы и в России, вскоре последовали

Персональные сборники молодого поэта с претенциозными иноязычными названиями: «Chefs d’oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это - я»,

Чем же характеризовался этот ранний период брюсовского творчества? Наиболее отчетливо свою поэтическую платформу, свою тогдашнюю эстетическую

Позицию Брюсов формулирует в известном стихотворении «Юному поэту», содержащем три призыва: «никому не сочувствуй», «не живи настоящим»,

«поклоняйся искусству, только ему, безраздумно, бесцельно». Строфы этого произведения приобрели значение манифеста декадентской поэзии с ее

Ультраиндивидуализмом, оторванностью от общественной жизни, с ее откровенным аморализмом и отказом от гуманистических принципов, с ее культом

Самодовлеющего искусства.

Уходя от неприглядной действительности, поэт погружается то в мир неясных видений и бесплодных фантазий, то в душную сферу каких-то изломанных

И болезненных переживаний, то в географическую и историческую экзотику. В его стихах на каждом шагу встречаются необычные, причудливые образы. Так, стихотворение о Москве начинается строкой: «Дремлет Москва, словно самка спящего страуса», а стихотворение о любви словами: «Моя любовь - палящий

Я помню: в ранней тишине Я славил жгучий полдень Явы, Сон пышных лилий

На волне, Стволы, к которым льнут удавы, Глазам неведомые травы, Нам

Неизвестные цветы…

М. Горький еще в 1900 году имел основание сказать о Брюсове, что он «является перед читателем в одеждах странных и эксцентрических, с

Настроениями неуловимыми».

Конечно, далеко не всё из декадентского реквизита первых брюсовских сборников следует воспринимать всерьез и считать выражением подлинных

Переживаний поэта. Здесь было много от стремления бросить вызов привычным эстетическим нормам, заставить обратить на себя внимание, эпатируя публику

Из «приличного» общества, привыкшую к чинной, шаблонной и в подавляющей своей части совершенно тусклой поэзии тех лет. Отсюда и пресловутое

Однострочное стихотворение «О, закрой свои бледные ноги», и «месяц обнаженный» (из стихотворения «Творчество»), который всходит «при лазоревой

Луне», и другие экстравагантные образы и мотивы.

Сам Брюсов признавался, что в своих стихах он подчас демонстрировал «намеренное затемнение смысла», «мальчишескую развязность», «щегольство

Редкими словами» и т. п. на манер некоторых западных поэтов. А в своем дневнике 1896 года он обещал, что его очередная книга «будет гигантской

Насмешкой над человеческим родом».

Неудивительно, что его тогдашние выступления вызывали недоумение читателей, возмущение рецензентов, многочисленные пародии. Брюсову удалось

Настолько «раздразнить гусей», что ему на ряд лет был прегражден доступ в большую печать.

Если бы Брюсов остановился на этом этапе своего поэтического развития,

То в книгах по истории литературы он упоминался бы лишь мелким шрифтом как один из оригинальничающих представителей декадентской поэзии и, конечно, не

Представлял бы для нас сегодня существенного интереса.

Но самого поэта отнюдь не удовлетворяли его стихотворные опыты того времени. «Мы были дерзки, мы были дети», - скажет он вскоре о выпусках

«Русских символистов». Своему соратнику по символизму Константину Бальмонту он напишет об этих сборничках: «Вы хорошо знаете их значение, то есть

Отсутствие их значения». А «Шедевры» получат такую беспощадную оценку автора в следующем же сборнике: «Верь мне: давно я считаю ошибкой бедную книгу

Мою». И впоследствии зрелый Брюсов назовет свои ранние стихи «не вполне

Удачными пробами несколько заносчивого юноши».

Уже с третьего сборника, вышедшего на рубеже XIX и XX веков, - «Tertia Vigilia» («Третья стража») - у Брюсова начинается процесс активного

Преодоления декадентства. И в этом ему помогает обращение к примеру, опыту, завету великих писателей прошлого, и прежде всего Пушкина, исследованием

Творчества которого он уже тогда стал заниматься и преклонение перед которым он пронес через всю жизнь.

У Пушкина Брюсов ищет и находит ответ на вопрос, каким должен быть поэт. В его дневнике за 1897 год мы читаем такую запись: «Поэт должен

Переродиться, он должен на перепутье встретить ангела, который рассек бы ему грудь мечом и вложил бы, вместо сердца, пылающий огнем уголь. Пока этого не

Было, безмолвно влачись «в пустыне дикой»…"

Влачась в течение нескольких лет в пустыне декадентского искусства, Брюсов уже томился и жаждал обновления. На путях преодоления эгоцентрической

Ограниченности декадентства с его узкокамерной лирикой поэт обращается к тому, что он сам называл «лирической эпикой». И материал для нее он находит

Сначала лишь в прошлых веках.

Историк по образованию и по своим научным интересам, Брюсов в высокой степени обладал, по определению Горького, «тонким и редким даром

Проникновения в прошлое». Для него история была не «страной могил», а «знакомым миром», с которым он «одной душой когда-то жил».

В сборнике «Третья стража» главное место занимает большой отдел «Любимцы веков». В нем даны выразительные образы именованных и безымянных исторических и легендарных героев разных стран и эпох. Здесь и суровый воин, не представляющий себе жизни вне битв («Старый викинг»), и поэт, идеалы

Которого вступают в острый конфликт с действительностью («Данте»), и древний наблюдатель природы, стремящийся постичь «таинства миров» («Халдейский

Пастух»).

Правда, Брюсов подходит к изображаемым явлениям прошлого еще с чисто эстетическими критериями, он любуется сильными характерами и яркими

Личностями независимо от их социального и морального облика. И в числе «любимцев веков», которые привлекают поэта, оказывается, например, и

Жестокий восточный деспот Ассаргадон, который «воздвиг свой мощный трон» «на

Костях врагов».

Но уход в прошлое и поэтизация его «властительных теней» свидетельствуют, несомненно, о том, что Брюсов не находил настоящего героя в

Современности, что в окружающем его буржуазно-мещанском обществе он видел преимущественно тусклое прозябание, вызывавшее его осуждение и отвращение:

Мы к ярким краскам не привыкли, Одежда наша - цвет земли; И робким взором мы поникли, Влачимся медленно в пыли А мне что снится? - дикие

Крики. А мне что близко? - кровь и война. Мои братья - северные владыки, Мое время - викингов времена.

Наметившееся в «Третьей страже» устремление из камерного, узколичного мирка в большой мир с его делами и интересами находит воплощение и в

Следующем сборнике - «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), самим заглавием которого поэт показывает, что он обращается теперь не к узкому кружку своих

Единомышленников, а к более широкому кругу читателей.

В таких стихотворениях, как «Побег», «Работа», Брюсов в значительной степени предвосхищает тему блоковской поэмы «Соловьиный сад». Лирический герой первого стихотворения, заслышав трубный зов, бежит из пышного алькова, в котором он спал сладким сном, в жизнь с ее шумом, тревогами и заботами. В

Повседневную жизнь, наполненную тяжелой работой, уходит и герой второго стихотворения. Сбрасывая «порфиру с плеч», он берется за плуг, лопату и

Для Брюсова, великого труженика, работа всегда была главным смыслом жизни. Теперь он прославляет труд и в стихах. И поэтическое, литературное

Творчество он - как бы в полемике с поэтами романтико-идеалистического склада - представляет в виде напряженного труда, в образе вспашки поля, а поэтическую мечту - в образе вола, тянущего тяжелый плуг.

Недавно заявлявший в своих стихах: «Я действительности нашей не вижу, / Я не знаю нашего века», Брюсов теперь поворачивается лицом к современной

Действительности, жадно впитывает в себя ее впечатления. В его поэзию входит тема большого города, появляются и занимают значительное место картины

Городской жизни с ее шумами, грохотом, движением людских толп и быстро мчащихся экипажей, с ее соблазнами и противоречиями. Он прославляет

Современный город, поет ему дифирамбы и в то же время он видит его язвы и уродства. Брюсов становится первым поэтом-урбанистом в русской поэзии XX

Века. Влияние Верлена сменяется воздействием певца города Верхарна, с чьими произведениями Брюсов знакомит тогда же русских читателей в своих

Великолепных переводах. Прежде для Брюсова было характерно признание: «Бреду в молчанья одиноком». Теперь он записывает в дневнике: «Иду к людям,

Сливаюсь с людьми, братаюсь с ними». В его стихах о городе все сильнее звучат социальные мотивы, все больше внимания уделяется судьбе обездоленных

Городских низов. В это время Брюсов создает свое знаменитое стихотворение «Каменщик» - о рабочем, который вынужден воздвигать тюрьму, где будет

Томиться в заключении, может быть, его же сын. А вскоре поэт выразит горькую жалобу другого каменщика:

Камни бьем, чтоб жить на свете,

И живем, - чтоб бить…

Горе тем, кто ныне дети,

Тем, кто должен быть!

После выхода «Третьей стражи» М. Горький писал Брю-сову: «Вы, мне

Кажется, могли бы хорошо заступиться за угнетенного человека». Горький не

Ошибся. Тема угнетенного человека появляется у Брюсова и там, где он

Обращается к историческому прошлому. Например, в стихотворении «Гребцы

Триремы» он говорит от имени пленных рабов, прикованных к веслам и своими

Усилиями двигающих корабль, на палубе которого наслаждаются жизнью баловни

Усиливающийся демократизм поэзии Брюсова проявляется и в его попытках

Имитировать формы современного фольклора, и прежде всего городского. Так

Появляется цикл его «Песен», среди которых две носят название «Фабричная».

Обострению внимания поэта к социальной проблематике мощно

Способствовала вся общественно-политическая обстановка тех лет,

Предшествовавшая революционному взрыву 1905 года, и особенно сама революция.

Еще не так давно Брюсов призывал не жить настоящим и проповедовал

Бесстрастие. Теперь его глубоко волнуют развертывающиеся большие

Политические события. Брюсов становится продолжателем традиций русской

Классической поэзии. Подхватывая лермонтовское сравнение поэта с кинжалом,

Он называет себя «песенником борьбы» и утверждает:

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры.

Как яркий гражданский поэт большой силы, Брюсов выступает в сборнике

«Stephanos» («Венок»), вышедшем как раз в дни вооруженного Декабрьского

Восстания 1905 года. Важнейший раздел этого сборника называется

«Современность».

Брюсов клеймит презрением буржуазных либералов, половинчатых

Постепеновцев, «довольных малым», удовлетворяющихся жалкими уступками со

Стороны царского режима. Со всею искренностью он готов прославлять «океан

Народной страсти, в щепы дробящий утлый трон».

Правда, надвигающаяся революция привлекает его, главным образом, своей

Разрушительной стороной. Революционеров он называет."близкими», но заявляет:

Ломать - я буду с вами, строить - нет!

Это дало В. И. Ленину основание определить тогдашнюю общественную

Позицию Брюсова как позицию «поэта-анархиста».

Изменение содержания поэзии Брюсова и всего его мировосприятия привело

И к изменению его поэтического стиля. Уже в своем раннем стихотворении

«Сонет к форме» Брюсов выразил свое тяготение к «отточенной и завершенной

Фразе», к «стройности сонета». Но в его ранних сборниках в стиле, в языке,

Во всей поэтической манере было много импрессионистически неясного,

Расплывчатого, смутного, неопределенного. У зрелого Брюсова стих становится

Мужественным, чеканным, кованым, образы - выпуклыми, четкими, скульптурными,

Фраза приобретает завершенный, афористический характер. Эти качества

Подчеркивают почти все, характеризовавшие его поэзию зрелых лет. Так, Андрей

Белый назвал Брюсова «поэтом мрамора и бронзы», он писал о его «звенящих,

Металлических строках», о «словах сильных, как удары молота». А. В.

Луначарский отмечал у Брюсова «граненую точность образов», «весомость каждой

Строки и строфы и прекрасную архитектур-ность целого». И сам Брюсов считал

Достоинством своих стихов именно «сжатость и силу», «предоставляя нежность и

Певучесть - Бальмонту».

Конечно, творчество Брюсова 1900-х и 1910-х годов очень противоречиво.

Не раз он имел основание повторить слова

Одного из Своих стихотворений: «Опять душа моя расколота». В сборниках

И поры его расцвета можно найти немало рецидивов неизжитого декадентства.

Здесь и гипертрофированная эротика, восприятие любви как темной,

Разрушительной страсти, и утверждение рокового одиночества человека, и

Чувство пресыщения жизнью (одно из стихотворений так и называется - «Скука

Жизни»), и прославление «блаженства смерти». Да, Брюсов мог сказать о себе,

То поклонялся тем, что ярче, что телесней,

То трепетал в предчувствии теней.

Любимые герои Брюсова и в его «лиро-эпических» произведениях - те, чей,

По мнению поэта, «прекрасен ясный жребий - / просиять и умереть», - очень

Различны. Наряду с Энеем, который устремился навстречу высокому подвигу,

Покинув ложе нег, «исторгнув помыслы любви», поэт прославляет триумвира

Антония, из-за любви к египетской царице Клеопатре нарушившего свой долг

Государственного деятеля и полководца. «О, дай мне жребий тот же вынуть!» -

Восклицает Брюсов, заканчивая это стихотворение.

И все же в сознании и поэзии Брюсова над декадентским,

Пессимистическим, индивидуалистическим все больше торжествовало иное,

Героическое, жизнеутверждающее, гуманистическое начало. Поэт все чаще

Прославляет человека-творца, неутомимого труженика, созидателя,

Человека-победителя, преобразующего землю, покоряющего природу, познающего

Вселенную. В этом отношении особенно показательно ставшее знаменитым

Стихотворение «Хвала Человеку».

Камни, ветер, воду, пламя

Ты смирил своей уздой,

Взвил ликующее знамя

Прямо в купол голубой.

Раньше других поэтов Брюсов воспел первых авиаторов. С твердой верой в

Силу человеческого разума, в силу науки и техники он заглядывает в будущее,

Мечтает о том, что человек одержит победы и в космосе, сможет даже изменять

И траекторию своей планеты:

Верю, дерзкий!

Ты поставишь

По Земле ряды ветрил.

Ты своей рукой направишь

Бег планеты меж светил.

Символистского журнала «Весы». Но можно утверждать, что он никогда не был

Правоверным символистом. Ему был чужд, например, мистицизм большинства его

Младших коллег, их вера в потусторонний мир и в возможность какого-то

Общения с мим. Он давно чувствовал себя чужим «среди своих». Еще в 1907 году

Он писал одному литературоведу: «Хотя я извне и кажусь главарем тех, кого по

Старой памяти называют нашими декадентами, но в действительности среди них я

Как заложник в неприятельском лагере. Давно уже все, что я пишу, и все, что

Я говорю, решительно не по душе литературным моим сотоварищам, а мне,

Признаться, не очень нравится то, что пишут и говорят они». Впоследствии он

Вспоминал бурные споры с символистами, которые жестоко упрекали его за

Реализм в символизме, за материализм в идеализме.

Символистов, вело к разрыву с ними. Когда-то он настойчиво превозносил мечту

И грезу над действительностью. Теперь в своих критических статьях он со всей

Действительности», что «как только искусство отрывается от действительности,

Его создания лишаются плоти и крови, блекнут и умирают».

К всемерному усилению связи с окружающей действительностью, с реальной

Жизнью, в том числе самой обыденной, самой простой, стремится Брюсов в своих

Стихах 1910-х годов.

На заре своего творчества Брюсов выражал демонстративное пренебрежение

К реальной природе:

Создал я в тайных мечтах Мир идеальной природы, - Что перед ним этот

Прах: Степи, и скалы, и воды.

Вскоре, однако, это высокомерно-презрительное отношение к природе, по

Выражению поэта, «соскочило» с него. С каждым новым сборником 1900 - 1910-х

Годов тема природы занимает у Брюсова все большее место. Поля, леса, горы,

Море, «блеск дня, чернь ночи, вёсны, зимы» находят в нем своего влюбленного

В своих стихах второго десятилетия XX века Брюсов сознательно

Полемизирует с декадентскими умонастроениями. Он хочет противопоставить

Характерному для его бывших соратников утомлению жизнью «неукротимый,

Непобедимый призыв к жизни, к жизни во что бы то ни стало, ко всем ранам и к

Радостям ее». Недаром его сборник «Зеркало теней» открывается эпиграфом из

Покуда на груди земной Хотя с трудом дышать я буду, Весь трепет жизни

Молодой Мне будет внятен отовсюду.

А сборник «Семь цветов радуги» начинается буйными строчками:

Что же мне делать, когда не пресыщен Я - этой жизнью хмельной!

В этом же десятилетии в творчество Брюсова входит и большая тема дружбы

Народов, населяющих Россию, и поэт своей деятельностью вносит большой вклад

В развитие и укрепление этой дружбы.

Еще перед революцией он сближается с М. Горьким, активно участвует в

Его издательских начинаниях. Горький высоко ценил сотрудничество Брюсова и

Называл его «товарищем по работе на пользу русской культуры». Очень

Плодотворно было их сотрудничество в подготовке сборников, способствовавших

Ознакомлению русских читателей с поэзией некоторых других народов России.

Особое значение приобрела составленная Брюсовым книга «Поэзия Армении», над

Которой он трудился и как переводчик многих поэтических текстов, и как

Русским читателям богатый мир армянской поэтической культуры, и

Неудивительно, что в дни празднования его пятидесятилетия он был удостоен

Почетного звания народного поэта Армении.

За четверть века своего дореволюционного творчества Брюсов, как мы

Видим, исходил разные «пути и перепутья» (так назвал он трехтомное собрание

Своих произведений), он перепробовал, можно сказать, «все напевы» (это также

Название одного из его сборников).

В 900-е годы Брюсов уже пользовался большой популярностью и признанием.

Но он никогда не останавливался на достигнутом и часто испытывал чувство

Неудовлетворенности своей позицией в жизни и литературе, своим творчеством.

В его письме к писательнице Н. И. Петровской, связанной с символистскими

Кругами, мы находим, например, следующие признания: «Я не могу более жить

Изжитыми верованиями, теми идеалами, через которые я перешагнул в

Поэзии не могу жить «новым искусством», самое имя которого мне нестерпимо

Более». А в своем дневнике он записывает в 1907 году: «Временами я вполне

Искренно готов был бросить все прежние пути моей жизни и перейти на новые,

Начать всю жизнь сызнова».

Однако только величайшее событие XX века, вызвавшее мощное потрясение

Всей общественной жизни сверху донизу, - Октябрьская социалистическая

Революция заставила Брюсова «в самой основе, в самом корне пересмотреть все

Свое мировоззрение». Она оказалась глубочайшим переворотом и для него лично.

«Я сам вижу себя, - отмечал Брюсов, - совершенно иным до этой грани и после

Может показаться удивительным, что метр символистского течения, в

Прошлом воинствующий защитник индивидуалистического и самодовлеющего

Искусства решительно и бесповоротно перешел на сторону Октябрьской

Революции, стал активным строителем социалистической культуры и даже членом

Коммунистической партии.

Для того чтобы найти этому объяснение, надо вспомнить, что Брюсов

Никогда не был верным сыном своего класса, он давно «выламывался» из него.

Пропитанный знанием истории, восторгавшийся героикой выдающихся людей и

Великих событий прошлого, Брюсов и к своей современности предъявлял высокие

Этические и эстетические требования, которым буржуазная действительность

Далеко не соответствовала. Отсюда его давний конфликт с этой

Действительностью. Брюсов был вполне искренен, когда писал еще в самом

Начале века:

Как ненавидел я всей этой жизни строй, Позорно мелочный, неправый,

Некрасивый.

Разных общественно-исторических формаций, Брюсов понимал и предчувствовал

Неизбежность падения и существующего капиталистического строя. Он не раз в

Своих произведениях говорил о надвигающемся социальном катаклизме, он

Заглядывал вперед в будущее, когда

Твердо станет вольный человек Пред ликом неба на своей планете.

Естественно, что поэт гораздо больше множества своих сотоварищей по

Классу и по профессии был подготовлен к тому, чтобы принять и приветствовать

Великий Октябрь, чтобы «повернуть своего коня на новый путь».

Еще в 1906 году он писал: «Есть какие-то истины… впереди современного

Человечества. Кто мне укажет путь к ним, с тем буду я». Этот путь в решающий

Момент Брюсову указали Октябрьская революция, Ленин и его соратники.

Ранней весной 1918 года, когда значительная часть интеллигенции

Занимала еще враждебные или выжидательные позиции по отношению к Советской

Власти, Брюсов вместе с профессором П. Н. Сакулиным явился к наркому

Просвещения А. В. Луначарскому и предложил свое сотрудничество.

Мы видели, что в 1905 году поэт заявлял, обращаясь к революционерам:

«Ломать - я буду с вами, строить - нет!» Теперь он пошел строить вместе с

Коммунистами новое общество, новую культуру.

Человек необычайной активности по своей натуре, Брюсов всегда был не

Только литератором. Он и до революции отдавал много сил и времени

Организаторской работе в области литературы и культуры. Октябрь открыл для

Его общественно-организаторской деятельности широкий простор.

Он ведет ответственную работу в Наркомпросе, возглавляя научные

Библиотеки, литературный отдел, художественное образование. Он член

Государственного ученого совета, депутат Московского Совета, профессор

Московского университета, редактор журнала «Художественное слово»,

Председатель Всероссийского союза поэтов. Он работает в Госиздате. Он

Создает и возглавляет первое в мире высшее учебное заведение для подготовки

Молодых литераторов - Высший литературно-художественный институт, которому

Было присвоено его имя.

И эту большую, напряженную повседневную работу он соединяет с

Продолжением главного дела своей жизни - поэтического творчества. За семь

Лет, прожитых им после Октября, он выпускает шесть сборников новых стихов и

Становится одним из зачинателей советской поэзии. Стихи, входящие в эти

Сборники, не равноценны, но среди них есть такие, которые принадлежат к

Поэтической классике послеоктябрьских лет.

Особенно значительным явился сборник с выразительным

Родился выдающийся поэт 1 декабря в зажиточной семье, имевшей свое происхождение в крепостном крестьянстве. Отец воспитывал сына в духе шестидесятничества. Особенно в семье Валерия Яковлевича любили перечитывать произведения Некрасова. Образование Валерий Яковлевич получил в приватной московской гимназии Ф. Креймана, после которой пришел в гимназию Л.Поливанова – известного педагога, который оказал значительное влияние на поэта. Брюсов интересовался литературой, историей, философией, астрономией.

В стихах подавляющего большинства того времени преобладали банальность, не выразительная форма. Его ранние стихи порождены тем временем. В 1894-1895 Брюсов составляет небольшие сборники стихов «Русские символисты», большинство которых написаны им самим и говорят о чрезвычайном таланте поэта. В 1895 издает книгу «Шедевры», В 1897 – «Это я». В 1899 окончив университет полностью посвящает себя литературной деятельности. Работает секретарем в редакции журнала «Русский архив», принимает участие в создании и развитии альманахов и журнала «Весы». Получил свое признание Брюсов после выхода книги «Третья стража» в1900 году. В 1903 публикует книгу «Граду и миру». А в 1906 – «Венок» - это лучшие его поэтические книги. В последующие годы в поэзии автора появляются новые черты: интимность, задушевность простота мыслей и чувств.

Читая произведения Брюсова, не возможно не обратить внимания на упорно повторяющийся мотив – образ пути, скитаний, неустанного движения вперед и трудного восхождения. Во время первой мировой войны Валерий Яковлевич был на фронте, где выполнял обязанности корреспондента одной из газет. Октябрьская революция открыла в поэте талант организатора новой культуры. Изучая творчество Пушкина А.С. творчеством которого восхищался и всю жизнь перед ним преклонялся, Валерий Яковлевич нашел ответ на вопрос «Каким же должен быть настоящий поэт?». Настоящий поэт должен переродиться, а вместо сердца должен быть пылающий уголь, вложенный ему ангелом. Им было выпущено пять книг новых стихов, лучшая из которых «В такие дни». Много внес в изучении русского языка и исследование творчества знаменитых русских поэтов: Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и многих других. Так же Брюсов читал лекции по античной и новейшей русской литературе, латинскому языку, истории.

Валерий Брюсов – личность настолько многогранная, что трудно найти область литературной деятельности, в которой бы не остался его яркий и уникальный след. Брюсов испробовал свои силы в поэзии, прозе, драматургии, критике, издательском деле, занимался историей литературы, выступал как переводчик и военный корреспондент, был директором литературного кружка, профессором и ректором института. И все это он успел за свою не столь длинную жизнь в пятьдесят лет.

В московской купеческой семье, где Валерий появился на свет 1(13) декабря 1873 года, царила своеобразная атмосфера. Брюсовы симпатизировали идеям народничества, поэтому в доме были категорически запрещены религиозная литература и даже сказки. Будущий литератор впоследствии вспоминал, что вместо детских книжек познавал теорию Дарвина и хорошо разбирался в других естественных науках. Из поэзии отец позволял читать мальчику только стихи Некрасова .

Валерий получил классическое образование. С 1885 года он обучался в гимназии Креймана, а через пять лет из-за атеистических взглядов перевелся в гимназию Поливанова. После окончания этого учебного заведения Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Валерий с раннего детства с упоением читал все книги в доме, а с восьми лет начал писать сам. Первыми литературными опытами были стихи, позже появились и прозаические произведения. Брюсов исписывал кипы бумаги, пробуя себя в разных поэтических формах и прозаических жанрах. Уже в тринадцать лет он решил, что посвятит себя писательской деятельности.

Юный Брюсов страстно увлекся французскими символистами. Еще в студенческие годы он издал три стихотворных сборника «Русские символисты», а затем собственные книги «Шедевры» и «Это – я». Безжалостные критики и представители литературной общественности ополчились на молодого поэта. Им не понравились эгоцентризм и повышенное самомнение Брюсова на фоне явного подражания Полю Верлену и Артюру Рембо . Но несколько скандальных стихотворений, среди которых особенно стоит выделить эпатирующий моностих без знаков пунктуации «О закрой свои бледные ноги», сыграли свою положительную роль – о Брюсове заговорили. Сегодня такой успех назвали бы удачной пиар акцией.

После окончания университета Валерий Брюсов приступил к издательской деятельности. Он принимал участие в организации издательства «Скорпион», создавал альманах «Северные цветы», редактировал журнал «Весы», который стал центральным печатным органом символистов.

Литературное творчество также продолжало занимать важное место в жизни Брюсова. В первый год нового века поэт выпустил сборник «Третья стража», который принес ему широкую известность. А появившиеся в течение последующих десяти лет сборники «Граду и миру», «Венок» и «Все напевы» стали вершиной поэтического мастерства Валерия Брюсова. Наиболее значительные произведения в прозе – исторические романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы».

В лирике Валерия Брюсова преобладают образы мифологии, мировой истории и культуры, а также городские мотивы – символ современной цивилизации. Критики считают его родоначальником урбанистических мотивов в литературе, а также основоположником русского символизма.

Брюсов-интеллектуал ясно чувствовал и смело отражал в своих произведениях веяния непростого времени, в котором ему выпало жить. К революционным настроениям 1905 и 1917 годов поэт относился противоречиво. С одной стороны он приветствовал свободу каждого человека и его освобождение от оков самодержавия, но понимал, что революционная стихия – это разрушительная сила, в огне которой «грядущие гунны» уничтожат многие духовные ценности.

К 1913 году в жизни и творчестве Брюсова наметился кризис, но начало Первой мировой войны дало новый толчок его воображению. На волне патриотизма поэт ушел военным корреспондентом на фронт. Быстро и энергично влился Валерий Брюсов в реалии нового послереволюционного строя, а в 1919 году вступил в партию большевиков. Много внимания уделял литератор организационной работе на различных постах в Наркомпросе, союзе поэтов, читал лекции в МГУ, организовал и возглавил литературно-художественный институт.

К сожалению, жизненный путь поэта внезапно оборвала болезнь. Это случилось в первый год после пятидесятилетия Брюсова, которое торжественно отмечалось в Большом театре.

Брюсов был настоящим экспериментатором и достиг невероятной технической изощренности. Он искал необычные образы, рифмы, создавал стихи всех форм и размеров, стилизовал их под старину и разные поэтические манеры, подбирал строки, в которых каждое слово начиналось на одну и ту же букву. В поэте всегда кипел «избыток новых рифм и новых слов», дерзких, экзотичных, выразительных.

В своем творчестве Валерий Яковлевич Брюсов воспевал великое предназначение человека-творца, всегда стремился «идти к совершенству», «озарять все новые дали нашего духа, увеличивать область души».