Блейлер аутистическое мышление. Что такое аутистическое мышление? Исключения из правил

Аутистическое мышление- психоаналитический взгляд

(анализ работы Э. Блейлера)

Э. Хагверди

С термином "аутизм" за столетие произошли столь выраженные метаморфозы, что он буквально превратился в свою противоположность. Если синдром Аспергера считался эталонным аутизмом, то в рамках современной классификации он даже не удостоился чести быть включенным в данную рубрику. Рубрику РДА в настоящее время относят синдром Каннера и ряд состояний органического генеза. Ни одно из этих состояний не характерезуется "богатым внутренним миром", напротив, чаще наблюдается интеллектуальный дефицит. Но отношение к современному "аутисту" остается как к пациенту с синдромом Аспергера- "Человека дождя". Отношение прежнее- клиника совершенно иная. Поэтому здесь речь пойдет о том аутизме, который был описан Э. Блейлером, автором не только этого термина, но и термина "шизофрения". В современной психиатрии шизофрения подвергается биологическому редукционизму, объясняясь избытком дофамина, в классификациях же выхолащивается до одной нозологической единицы (в сортах шизофрении не разбираемся, все равно лечение одно- протокольное). Блейлеровская концепция шизофрении основывается на идеях З. Фрейда, который относил данную патологию к "нарциссическим" неврозам. Отметим что блейлеровский "аутизм" практически синонимичен фрейдовскому "нарцизму".

Вот как определяет аутизм сам Блейлер: «Одним из важнейших симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых как бы проходит вся жизнь больных; в более легких случаях мы находим те же самые явления в меньшей степени. Этот симптом я назвал аутизмом». Блейлер считает аутистическое характерным не только для шизофрении и сновидений. Аутистическое мышление- не патологический процесс, а нормальный компонент мышления, который резко отличается от мышления рационального. Он утверждает, что бред, несмотря на свою нелогичность, является попыткой преодоления противоречий, связанных с одним или несколькими определенными комплексами.

Тенденциозность аутистического мышления заключена в том, что ассоциации, совпадающие с аффективным стремлением, прокладывают себе путь, противоречащие же тормозятся. Аутистическое, таким образом приравнивается к аффективному. Блейлер различает два принципа управления аутистического мышления. Оба принципа имеют как структурирующую, так и репрессивную функции. Первый принцип связан с прокладыванием пути и увеличением логической ценности для совпадающих с аффектом ассоциаций, и репрессией не совпадающих с аффектом представлений. Второй принцип характеризуется активацией, выстраиванием ассоциативных путей, доставляющих в итоге удовольствие, и репрессией представлений, связанных с неудовольствием. То есть, аутистическое мышление целиком и полностью находится в пределах принципа удовольствия. Происходит своеобразная редукция реальности до уровня поставщика представлений. Противоположностью аутистического мышления Блейлер называет мышление реалистическое, определяя его так: «В реалистическом мышлении, в нашей жизни и в наших поступках большое число влечений и желаний игнорируется, подавляется в пользу того, что является субъективно важным; многие из этих желаний едва ли доходят до нашего сознания». Понятно, что аутистическое мышление «выбирает» ассоциативные траектории, дает выражение тенденциям благодаря аффекту, и представления, не соответствующие аффекту просто не включаются в цепочку. и «реалистическое мышление представительствует действительность; аутистическое мышление представляет себе то, что соответствует аффекту». Но за счет чего, за счет какой силы происходит игнорирование и блокада влечений, в свою очередь перегруженных аффектом? На этот вопрос не так-то легко ответить. Должна существовать некая сила, которая могла бы противостоять аутистическому удовлетворению: «тот, кто удовлетворяется аутистическим путем, имеет меньше оснований или вовсе не имеет оснований к тому, чтобы действовать». Но почему в итоге действие происходит? Говорить о принципе реальности, (который работает на "одной стороне" с принципом удовольствия) как об основании, возвращающем субъекта в действительность, и порывающее с аутизмом нельзя- психотик в современном мире находит себе нишу, в котором его основные жизненные потребности удовлетворяются, вернее эта ниша находит его, при этом жизненные потребности реализуются, и даже с минимумом затрат, что весьма экономично. Поэтому нельзя сказать, что психотик не приспособлен к реальности. Блейлер пишет, что «в то время как аутизм приводит вследствие осуществления желаний прежде всего к экспансивному бреду, восприятие препятствий должно порождать бред преследования. Отсюда в этих случаях цель аутизма заключается в том, чтобы создать болезнь. Болезнь должна позволить пациенту избежать предъявленных реальностью требований, которые слишком тягостны для него». Так что не нужда, не принцип реальности заставляют субъекта порвать с аутизмом. Тогда что это за сила? Возможно, одно, доминирующее влечение, и соответствующий ему аффект подавляет все остальные, как монотеистический Бог подавляет и исключает языческих богов? В аутистическом мышлении языческие божки-тенденции мирно сосуществуют друг с другом, независимо от того, противоречат ли они друг другу. Но чем тогда является этот господствующий и ревнивый аффект? Не кастрационная ли это тревога? Или скажем проще, разве не очевидно, что подавление аффекта влечения является само- по себе наслаждением, выходом за пределы принципы удовольствия? Тогда само привычное нам, консервативное реалистическое мышление порывает с принципом удовольствия, являясь наилучшим трансгрессивным актом. И для этого субъекту не требуется абсолютно никаких галлюциногенов и прочих психоделических мероприятий. И наоборот, измененные состояния сознания погружают субъекта в принцип удовольствия, и потому не только не обладают никаким «революционным» потенциалом, а напротив, оказываются на проверку предельно консервативными. Но с другой стороны, нельзя сводить реалистическое мышление по Блейлеру к мышлению «здравому». «Здравое» мышление нужно понимать как раз как аутистические фантазии бодрствующего, условно нормального человека.

Аутистическое мышление не является прерогативой бессознательного, Блейлер проводит различие между аутизмом и фрейдовским бессознательным: «у Фрейда аутистическое мышление стоит в таком близком отношении к бессознательному, что для неопытного человека оба эти понятия легко сливаются друг с другом. Однако, если понимать вместе со мной под бессознательным всю ту деятельность, которая во всех отношениях равнозначна обычной психической деятельности, за исключением того лишь, что она не осознается, тогда нужно строго подразделить оба эти понятия. Аутистическое мышление может в принципе быть столь же сознательным, как и бессознательным». Аутизм использует метафору и метонимию, причем ассоциация, подобранная по второстепенным признакам, затем воспринимается субъектом в «первоначальном», «традиционном», буквальном значении. Здесь становится очевидна диссоциация между высказыванием, и его интерпретацией психотическим, сновидящим, или фантазирующим субъектом, то есть тут налицо вытеснение в самом широком смысле слова, и, соответственно, бессознательное сказывается во всем своем великолепии. Блейлер различает два типа аутистического мышления, в зависимости от генеза. В первом случае почвой служит шизофрения или сновидение (можно смело отнести сюда и эффекты галлюциногенов) даже «прочно установленные понятия», подвергаются диссоциации, и воссоздаются затем в произвольной форме, в сюжете сновидения или психопатологической продукции. В противоположность этому аутизм условно нормального человека в состоянии бодрствования не приводит к расщеплению «традиционных» ассоциативных связей, то есть ассоциациативные связи остаются понятными другим. Аутистическое и реалистическое мышление тормозят друг друга, фантазии детей, сновидения, «недоступные» логике сферы (мировоззрение, религия, любовь), аффективная доминанта а так же шизофрения предполагают аутистическое мышление. Рациональное же мышление, если следовать этой логике, должно получить свою максимальную реализацию в мышлении невротика навязчивости, так как данный невроз наиболее рационален и логичен, несмотря на видимую иррациональность. Тогда, в свете задерживания разрядки становится очевидной близость понятий «логическое» и «анальное». Аутистическое мышление, замечает Блейлер, отнюдь не всегда полностью достигает своей цели, так как изначально в него включены неразрешимые противоречия влечений, что и будет проявлятся в виде абивалентности, в итоге приводящее к чувству вины и укорам совести. Блейлер говорит о том, что не может представить себе существо, которое не реагировало бы в первую очередь на действительность. Даже субъект не исключение в этом отношении, если учесть тот факт, что его действительностью является действительность языковая. Блейлер также показывает, что аутистическое мышление в филогенетическом отношении не является ни более примитивным, ни более прогрессивным по сравнению с реалистическим. В определенный момент оно присоединяется к реалистическому (а не возникает из последнего), и далее они развиваются параллельно, различаясь все более резко, вплоть до того, что становятся противоположными друг другу. Далее Блейлер говорит об «невероятном однообразии», ограниченном числе сюжетов аутистических форм мышления, основываясь на материале сновидений, мифов, религии, психологической продукции, подчеркивая неправомерность постулата о «прирожденных идеях» (тем самым не соглашаясь с Юнгом), однако осторожно замечает, что «в аутистической символике существует прирожденное всем людям направление идей». Эти направления, надо полагать, соответствуют тенденциям наименьшего сопротивления, так как аутистическое мышление целиком находится в пределах принципа удовольствия. «Если аутистическое мышление в общем и целом должно показаться вредным заблуждением, то каким образом столь юная в филогенетическом отношении функция могла получить такое большое распространение и силу?» задается вопросом Блейлер. И находит пользу аутизма в том, что он заряжает энергией цель, поставленную реалистическим мышлением, рисуя в воображении красочные, аффективные и потому односторонние картины результата. Иначе сложно было бы результативно действовать, так как всякая беспристрастность в итоге привела бы к неминуемой инфляции цели и к бездействию. Но не этот ли феномен мы видим в клинике шизофрении, там где аутистическое мышление отчуждено от реалистического?. У пациента с шизофренией аутизма не больше чем у невротика, просто сам аутизм живет своей аутистической жизнью, а реалистическое мышление- своей. Думать с помощью уготовленных, наличествующих в языке аутистических связей, проторенных самим языком, ставших его структурой наиболее экономично. Эти противотревожные тенденции не есть архетипы, и, надо признать, то, что они совершенно не изучены и по сей день. От архетипов Юнга названные тенденции отличаются отсутствием нуминозного компонента. Они не вызывают у субъекта при встречи с ними никаких мистических переживаний, не несут в себе транстендентальной, сакральной тайны. Они лишь снижают избыточное напряжение, избавляя субъекта от травмы наслаждения. Если и приходится говорить о каких- либо целях этих направлений, то лишь как о каналах сброса напряжения, вызванного тревогой. Таким образом, рисуя на скучном уроке мандалы, субъект не сталкивается с потустороннем бытием Самости, он всего лишь успокаивается, сбрасывая излишек напряжения, кроме того, если он все-таки сталкивается с этими переживаниями (благодаря психотерапии, конечно же) он успокаивается в двойне. Одно дело, когда субъект выводит в школьной тетради кружочки, а совсем другое, когда он тем самым совершает мистическое таинство.

Сам термин «аутизм» ввёл Эйген Блейлер швейцарский психиатр, как «преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира». Это не совсем точное понимание аутизма, т.к. на самом деле эта внутренняя жизнь никогда и не присутствовала во внешнем мире как представленность в мышлении. Блейлер, практиковавший психоанализ в своей клинике, описал особенности мышления аутиста. Аутистическое мышление согласно ученому, соответствует аффекту, тому, что приятно. Задачей этого мышления является не поиск истины, как это происходит в реалистическом мышлении, а стремление удерживать представления, основанные на аффекте и вытеснять то, что не соответствует удовольствию. Аутистическое удовлетворение противоположно реалистическому, которое ищет способы для реализации своих действий, и уже через них удовлетворяются потребности. Это же особое мышление , которое реализует свои устремления без использования логики и, не считаясь с действительностью. Оно может носить сознательный и бессознательный характер. Аутистическое мышление не является примитивным (чисто генетическим), оно получает свое развитие, опираясь на прирожденные механизмы, и не использует результаты опыта, отраженного в памяти. Блейлер назвал аутистическое мышление ирреалистическим, сравнивая его с реалистическим, рациональным мышлением.

Выготский Л.С., рассматривая аутистическое мышление, так же определяет его отличие от примитивного или предшествующего другим формам мышления, в отличие от Пиаже. На первых порах рассмотрения и понимания аутистического мышления возникает версия о примитивной форме мышления, затем рассматривается эгоцентрическая речь и мышление как промежуточная форма по пути к логическим конструкциям социального мышления.

В первых и в современных исследованиях аутизма сохраняется попытка свести проблему к генетическим, биологическим факторам, обуславливающим закономерности в психологическом развитии ребенка. Однако при рассмотрении с точки зрения биологической эволюции за поведением младенца, можно обнаружить, что нет такого существа, которое мыслило бы сначала чисто аутистически, а затем приобрело реалистическое мышление.

Аутизм как иной тип мышления обнаруживают, как не странно, биологически ориентированные психологи, в частности Э. Блейлер. Работа принципа удовольствия, согласно З.Фреда указывает на игру воображения , а, следовательно, и содержание такого мышления обусловлено интенциональными причинами, а не генетическим источником. На биологическую несостоятельность представления об аутизме указывает и тот факт, который позволяет обнаруживать аутистические функции на относительно позднем этапе младенческой жизни. Согласно Блейлеру, аутистическая функция обнаруживается на четвертом этапе развития мышления, которая связана с картинами воспоминания, а не со случайными стимулами окружающей среды. Рассматривая подход Блейлера и Пиаже, Выготский приходит к заключению, что «аутистическое мышление в генетическом, структурном и функциональном отношениях не является той первичной ступенью, той основой, из которой вырастают все дальнейшие формы мышления...».

Э. Блейлер, занимаясь изучением ранних патологических мыслительных процессов, был первым, кто отделил мышление аутиста от шизофренических форм, выделив артистическое мышление. Это мышление как бы оторвано от реальности, его содержание зачастую противоречит логике. А функционирует артистическое мышление на территории шизофрении и других психотических расстройств личности. Этот тип мышления указывает на фантазии относительного другого, в котором психотик не сомневается или приписывает ему определенные функции. Связь между субъектом и другим своеобразная, осуществляется часто через частичный объект либо через объект, наделенный определенными чертами в отношении другого. Но это уже работа воображения в отношении другого. Но такая игра воображения не свойственна аутисту.

Мифологическое мышление так же противопоставляется аутистическому мышлению. Мифологическое мышление носит социальный характер, оно отражает коллективные представления людей, их объяснение чего-либо. Аутистическое же мышление стремиться сохранить свободу от другого и получить наслаждение в изолированном мире. Этот тип мышления свободен от другого, от мира людей. Его наслаждение в повторении и воспроизводстве аффекта, указывающего на постоянство его мира. Для этих ритуалов ему не нужен мир в его разнообразии, аутист нуждается в тех выделенных характеристиках, в отношении которых ожидается точное воспроизведение. Это могут быть звуки, освещенность, определенный порядок предметов и т.д. В его мышлении отсутствует другой. Аутист не может разместить мать внутри себя, для нее не образуется место в его психическом аппарате, как и для любого живого существа, которое обладает свойством непрекращающихся изменений. Если аутист не помещает мать внутри себя ни в каком виде, даже как частичный объект то, как он может переварить ее молоко? Очевидно, что такое устройство его психики может оказать влияние на работу всего организма. Его тело не готово к обмену с кем-то. Он наслаждается до человеческим присутствием в мире. Желание, обращенное к другому отсутствует, и соблазнить аутиста к обычной человеческой жизни нет никаких шансов. Ему легче идентифицировать себя «со второй кнопкой слева на стиральной машине» и жить по принципу «вкл./выкл.», стараясь через подтверждения своего мира сохранять от разрушения свое тело, чем обрести зависимость от матери и отца.

Э. Блейлер. Аутистическое мышление. Вопросы теории и практики психоанализа. Перевод с немецкого и предисловие д-ра Я. М. Когана. Одесса, 1927 год.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999.

Блейлер. Аутистическое мышление. Вопросы теории и практики психоанализа. Перевод с немецкого и предисловие д-ра Я. М. Когана. Одесса, 1927 год.

З.Фред. По ту сторону принципа удовольствия.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - 1994

Выготский Л.С. Мышление и речь.

Полный текст статьи см. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Приложение 31. «Современные научные исследования. Выпуск 6»

Само понятие «пралогическое мышление» введено Л. Леви-Брюлем (1912) для обозначения наиболее раннего этапа филогенетического развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознается, но их сущность проявляется в форме мистической сопричастности (пар-тиципации). Явления соотносятся по принципу причины - следствия даже тогда, когда просто совпадают по времени.

Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит основой для объяснения всего, что доступно наблюдению. Человек при этом предстает тесно связанным с природой (в особенности, с животным миром), неотделимым и зависимым от совершающихся вокруг него естественных и коллективных процессов. При пралогическом мышлении биологические и социальные явления осознаются как происходящие под покровительством или при противодействии незримых природных сил, душ и духов.

Леви-Брюль допускал, что элементы пралогического мышления проявляются в обыденном сознании и в более поздние периоды (бытовые суеверия, предрассудки и массовые страхи, возникающие на основе парти-ципации, а не логического мышления). Патопсихологи нередко находят элементы этого типа мыслительной деятельности у пациентов, страдающих различными расстройствами психики. Иногда говорят также о «магическом мышлении», присущем как представителю архаической культуры, так и любому ребенку. Согласно К. Леви-Стросу, магическое или мифологическое мышление не следует жестко противопоставлять научному (теоретическому, понятийному) как дологическое. Магия и наука представляют собой два самостоятельных способа познания или две альтернативные логики, которые отличаются не столько по своему характеру, сколько по типу явлений, к которым они прилагаются, а также по типу решаемых социальных задач.

Артистическое мышление

Особую, патологическую разновидность мыслительных процессов швейцарский психиатр Э. Блейлер (1857-1939), автор ранних теорий аутизма и шизофрении, обозначил как «артистическое мышление». Оно характеризуется отрывом от непосредственного опыта и «нечувствительностью к противоречиям»: его содержания нередко противоречат логике и социальной действительности. Наиболее распространено среди пациентов, страдающих шизофренией и др. психотическими расстройствами личности.

Наблюдается тенденция сопоставления аутистического и мифологического мышления, однако при этом игнорируется одно существенное отличие: мифологическое м. имеет социальный характер, опирается на коллективные представления, т.е. основано на опыте сообщества, а не индивида; аутисти-ческое мышление обусловлено разрывом интерперсональных (межличностных) связей и побуждается стремлением получить аффективное удовлетворение в изолированном от социума внутреннем мире.

Вконтакте

Реалистическое и аутистическое мышление у взрослых

Аутизм – это нарушение адекватности в мировосприятии: представления человека об окружающем мире и о самом себе в большей степени, соответствуют его потребностям и эмоциям, а не объективным свойствам и законам действительности. Жизнь такого человека проходит в созданном им самим субъективном мире. Крайними проявлениями аутизма являются бредовые идеи, не имеющие отношения к реальной действительности.

Например, пациентка в работе Юнга является Швейцарией, она также — Ивиков журавль; она же - владелица всего мира. Ее мысли подчиняются аффективным потребностям, т. е. желаниям, а иногда и опасениям. Ивиков журавль — это свобода от чувства виновности и по­рочности; Швейцария - так же свобода.

Бредовые идеи являются выражением одного или нескольких определенных комплексов, которые находят в них свое осуществление или пы­таются с их помощью преодолеть противоречия ок­ружающей обстановки.

Аутистическое мышление управляется двумя принципами, которые при отрицательных аффектах противоречат друг другу, при положительных же аффектах совпадают в своем действии.

  1. Каждый аффект стремится удержаться. Он про­кладывает пути для соответствующих ему представ­лений и тормозит появление противоречащих лишая их свойственного им зна­чения.
  2. Представле­ния, сопровождающиеся неудовольствием, встреча­ют подобно внешним неприятным переживаниям защитную силу.

Аутистическое мышление может давать выражение всевозможным вле­чениям, скрытым в человеке. Так как логи­ка не является для него руководящим началом, то самые различные желания могут существовать наряду друг с другом, независимо от того, противоречат ли они друг другу, отвергаются ли они сознанием или нет. В реалистическом мышлении большое число влечений и жела­ний игнорируется, подавляется в пользу того, что является субъективно важным.

Аутизм пользуется первым попавшимся материалом мыслей и ставит на место одного понятия другое, так что идеи выражаются в самых рискованных символах. Эти символы часто не распознаются и понимаются в их собственном зна­чении. Например, любовь символизируется с огнем, что воспринимается ши­зофреником как нечто реальное и превращается у него в галлюцинации сжигания.

Аутизм может игнорировать временные соотношения. Он переме­шивает настоящее, прошедшее и бу­дущее. Воспоми­нания, которые давно уже стали недоступны реали­стическому мышлению, используются им как недав­ние, часто, им даже отдается предпочтение, так как они меньше наталкиваются на противоре­чие с актуальностью.

Существуют различные степени аутистического мышления и переходы к реалистическому мышлению, т.е. в ходе мыслей аутистические и реа­листические понятия и ассоциации могут встречать­ся в количественно-различных отношениях.

Несмотря на то, что Блейлер описал аутистическое мышление у больных людей, он пришел к выводу, что данный вид мышления отчасти свойственен и здоровым людям. Он указал на 4 случая, где можно наблюдать у нормальных людей аутистическое мышление:

  1. Период от рождения до школьного возраста, в течение которого у детей пока еще отсутствует способность к логическому мышлению.
  2. Ряд важных жизненных вопросов, которые не разрешимы человеком на основании реалистического мышления:
  • формирование определенного мировоззрения;
  • выбор религии, супруга, друга.
  • Наличие у человека сильных ситуативных эмоций, которые возникли здесь и сейчас.
  • Особые состояния сознания (сон).
  • С точки зрения Блейлера всем людям в каких-то ситуациях свойственно аутистическое мышление.

    Особое отношение к аутизму имеет сексуальное влечение. Есть невротики, для которых физический и психический аутоэротизм является заменой нормального сексуального удовлетворения.

    Аутистическое мыш­ление может быть как сознательным, так и бессознательным.

    Аутистическое мышление не всегда пол­ностью достигает своей цели. Оно часто заключает в себе противоречия. Жена, которая не любит своего мужа или даже ненавидит его, питает все же к нему положительные чувства, например потому, что он является отцом ее детей. Простительно, когда у жены, встре­чающей со стороны мужа одно лишь грубое отноше­ние, возникает иногда желание, чтобы он умер, и понятно, что ее аутистические функции когда-нибудь изображают ей в состоя­нии бодрствования или в сновидении это желание осуществленным. Такие процессы приводят человека к угрызениям совести, происхождения которых человек совершен­но не знает.

    Граница между вредным и полезным аутизмом неопределенна. В то время как живот­ные с их незначительным запасом представлений часто обнаруживают пора­зительно малую настойчивость в преследовании цели, человек может, сидя в пещере, воодушевляться для охоты, он заранее создает себе планы и приго­товляет оружие, и эта деятельность переходит постепенно в собственно аутистическое мыш­ление. Этот пример лучше всего по­казывает, где приблизительно проходит граница меж­ду вредным и полезным аутизмом и насколько она неопределенна. Искусство полезно, если оно повышает жизненную энергию, но оно вредно, если занимает место действия.

    Аутизм, также, представляет благодатную почву для упраж­нения мыслительной способности. Ребенок гораздо хуже, чем взрослый человек, рассуждает о том, что возможно и что невозможно. Однако в фантазиях его комбинаторные способности повыша­ются настолько же, как и его физическая ловкость в подвижных играх.

    Нужно представить себе цель более желанной, чем она есть на самом деле, чтобы повысить свое устремление к ней; не нужно детально представлять себе все трудности и их пре­одоление, в противном случае человек не сможет приступить к действию до ясного размышления, и энергия его ослабеет.