Брахма — творец Вселенной. Бог Брахма: описание и происхождение

— в индуистской мифологии верховный бог главной триады богов наряду с Вишну и Шивой . Почитается как создатель Вселенной в отличие от Вишну, ее сохранителя, и Шивы-разрушителя.

Согласно сказаниям, Брахма рождается из яйца, плавающего в первобытном океане. Он делит яйцо на две половинки, из которых возникают небо и земля, а затем весь видимый мир и живые существа: боги, люди, животные и растения. Дни и ночи жизни Брахмы определяют ритм жизни всей Вселенной.

Сыновья Брахмы (среди которых следует отметить Ангираса, Дакшу, Бхригу) становятся родоначальниками богов и людей. Восхищенный красотой созданной из своего тела богини Савитри (Гаятри), Брахма приобретает четыре лица, чтобы постоянно видеть ее. В виде рыбы Брахма спасает первочеловека Ману от потопа, а из бедра Брахмы рождается знаменитый мудрец Нарада.

Внешний вид и Атрибуты

Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Говорится, что каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед. Брахму часто изображают с белой бородой (в особенности в Северной Индии), что символизирует практически вечную природу его существования.

В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн. В другой из своих рук он держит камандалу — сосуд с водой, сделанный из металла или даже из скорлупы кокосового ореха. Вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные чётки, называемые акшамала, которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма как правило держит книги Вед, но иногда — цветок лотоса.Четыре руки — четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука — эго, и передняя левая рука — самоуверенность. Чётки — символизируют различные материальные субстанции, использованные в процессе сотворения Вселенной.

Книга — книга Вед в одной из рук Брахмы символизирует знание. Золото — ассоциируется с деятельностью; золотой лик Брахмы указывает на то, что он активно вовлечён в процесс сотворения Вселенной. Лебедь — символизирует милость и способность различать плохое от хорошего. Брахма использует лебедя Хамса как своё средство передвижения, вахану. Корона — корона Брахмы символизирует его верховную власть во Вселенной. Лотос — цветок лотоса символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной. Борода — чёрная или седая борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения. Четыре лика — четыре лика, головы и руки олицетворяют четыре Веды: Риг, Саму, Яджур и Атхарву. Средством передвижения, или ваханой Брахмы, является божественный лебедь. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого качества, называемого нира-кшира-вивека, или способности отделять молоко из смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались. Также, эта способность лебедя указывает на то, что индивид должен быть способен отделять хорошее от плохого, принимая то что имеет духовную ценность и отвергая то, что её не имеет.

(санатана-дхарма) - одно из древних направлений индийской религиозной мысли, объединившее различные религиозные традиции, школы философии и сформированное в І тысячелетии до нашей эры. Это третье по количеству приверженцев религиозное течение в мире (после христианства и ислама) - его исповедует около миллиарда человек. Со второй половины минувшего столетия индуизм вышел за индийские государственные границы и распространился на всех континентах. Хотя 80-90% индуистов все так же проживают в Индии. Индуизм основывается на учении, исповедующем перевоплощение душ, которое происходит по законам . В данной статье мы расскажем вам о том, что в этой понимается под Брахмой и какое значение это имеет для верующих.

Кто это

В архаических формах эпоса Брахма имел три функции: созидание, сохранение, разрушение. В Ведах (древних религиозных писаниях) Брахма еще не упоминается, а его прообраз там назван Праджапати.
Позднее он предстает как один из трех верховных богов, рядом с и Вишну, входящих в Триаду (Тримурти). Является творческой силой, творцом и прародителем всех богов, всей Вселенной.

Это всеведущий и мудрый глава богов. Именно он предоставляет им контроль над созданием мира. Он оберегает порядок в Космосе и мораль, установленную основными социальными институтами в человеческом обществе, в то время как Вишну сохраняет Вселенную, а Шива ее рушит.

В послеведийский период Брахма у индуистов был на первом месте, немного затеняя роль Шивы и Вишну. Несколько позднее, в I тысячелетии до нашей эры - в позднем эпосе и Упанишадах (религиозно-философских текстах), - благодаря возросшему значению двух других богов он уходит на задний план.

Так, у вишнаитов Брахма появляется на лотосе, стебель которого растет из пупка Вишну, а Шива, карая за инцест, лишает его одной головы. В легенде о появлении Шивы повествуется о том, что Брахма и Вишну завели полемику, пытаясь доказать друг другу, кто из них сильнее и важнее.

Когда спор был на пике, из мирового океана восстал фаллос, а в нем находился Шива. В итоге оба спорщика согласились, что главным и могущественным является Шива.
В позднем эпосе Брахма уже творит мир, потому что так велел Вишну. Также существует множество легенд, в которых бог-созидатель в прошлом предстает в негативном свете - становится причиной смерти Агнистамбхи; каждый раз, когда жена Брахмы Савитри задерживалась, находит себе другую супругу.

Обитает творец в чистых землях Брахмалока (Сатья-лока).

Сегодня культа Брахмы практически нет. Современный разделен лишь на два течения: вишнуизм и шиваизм. В Индии существует незначительное число храмов, которые полностью посвящены Брахме. Иногда его изображение встречается в священных сооружениях, посвященных другим богам.

Знаете ли вы? Известны случаи, когда последователи индуизма, отказываясь от мирских благ и стремясь доказать свою веру богам, совершают странные поступки. Так, житель Нью-Дели Махант Амар Бхарти в 1973 году поднял руку вверх и с тех пор находится в таком положении. Он утверждает, что сделал это ради Шивы. За более чем 40 лет рука атрофировалась и утратила свои функции.

Происхождение создателя

У индусов существовало множество легенд, рассказывающих о происхождении мира и бога-творца.
В наиболее популярной данный процесс описывается следующим образом. Когда Вселенная была во мраке, и не существовало ни , ни луны, ни , во тьме появились . Из них родился огонь. Тепло от огня привело к образованию Золотого яйца.

Оно на протяжении года дрейфовало в водах, а затем в нем появился зародыш из золота. Из предстал Брахма. Силой мысли бог-творец поделил Золотое яйцо на две доли. Верхняя его часть превратилась в небо, а нижняя - в землю. Между ними пролегала прослойка из .

После этого творец принял решение создать себе потомков - других божеств, которым бы доверялось управление миром. В результате у него появились семеро сыновей, ставших божествами, людьми, зверьми, пернатыми, чудовищами, великанами и мудрецами.

Все они поселились в трех мирах: небесном, земном и подземном.

Поздняя версия происхождения творца гласит, что он родился из цветка лотоса, стебель которого вырос из пупка , когда зарождалась Вселенная.
В священном тексте «Брахма-пурана» повествуется о том, что Брахма сотворен Богом для того, чтобы тот создал Вселенную. Жизнь творца Вселенной равняется 311 040 000 000 000 земным годам. По окончании этого срока все исчезает.

Через столетний перерыв появляется новый Брахма, который творит новую Вселенную. Так продолжается бесконечно.

Знаете ли вы? В переводе с санскрита слово «Брахма» обозначает «жрец». В имени содержится корень «бхриг», что значит распространяться, расти, увеличиваться .

Как выглядит Брахма: иконография

Кто такой Брахма и как он выглядит в представлениях индуистов, можно увидеть на иконах и других изображениях бога-создателя. Обычно его рисуют с четырьмя телами, четырьмя ликами и восемью руками. Лики его смотрят в различные направления.
В руках у него - четыре святых писания, жезл (скипетр) в форме ложки, металлический сосуд (камандала), наполненный водой из Ганга (реки, являющейся священной для индуистов), лотос и лук. Он восседает на лебеде (гусе), который служит ему для передвижения, либо едет на колеснице с упряжкой из семи лебедей.

Также нередко можно встретить изображение Брахмы с четырьмя ликами и с четырьмя руками, восседающим на лотосе. Он в красных одеяниях, и у него красная кожа. обрамляет белая борода, символ вечной природы бытия. На голове - золотая корона.

В его руках находятся Веды (изредка - лотос), скипетр, четки (акшамала), сосуд с водой. Сосуд на изображениях может быть из металла, а может - из половинки скорлупы кокоса.

На скульптурах у Брахмы приделан большой нимб над головой. В виде статуи творец чаще всего пребывает в положении стоя.

Очень редко можно встретить бога-создателя с двумя верхними конечностями, в которых находятся сосуд и четки, и четырьмя ликами с женскими чертами. Также изредка можно увидеть образ с одной головой и двумя верхними конечностями.

Атрибуты и их значение

Четыре верхние конечности Брахмы означают стороны света. Кроме того, дальняя правая конечность олицетворяет ум, передняя правая - эго. Дальняя левая конечность представляет разум, передняя левая - самоуверенность.

Четыре лица - это Веды: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа».

Веды в одной из конечностей творца выступают символом знания.

Наводненный сосуд выступает символом эфира, породившего первичные составляющие творения.

Четки (акшамала) обозначают все материальное, что было необходимо для сотворения Вселенной, а также вечность времени.

Скипетр обозначает то, что Брахма повелевает яджнами.

Лотос - это все живые создания и неживые предметы во Вселенной.

Лебедь - символ справедливости и умения отличать доброе от злого.

Корона является символизацией власти верховенства во Вселенной.

Мифы и легенды

В индуизме представлены разнообразные мифы и легенды, связанные с именем и деятельностью божественного создателя. Самые яркие из них мы приводим ниже.

О проклятии

Бытует несколько сказаний про то, как Брахма был проклят. Первая из них, наиболее распространенная и содержащаяся в «Шива-пуране», рассказывает о том, что Вишну с Брахмой приняли решение отыскать начало и конец шива-лингама.

Первый бог, в облике вепря, отправился на поиски начала в подземный мир, а второй, в облике лебедя, - на поиски конца, в небо. Вишну не отыскал начала и, возвратившись, преклонился перед Шивой.

А Брахма, улетев далеко в облака и столкнувшись с любимым цветком Шивы, высказал ему просьбу обмануть Шиву и стать лжесвидетелем, вроде бы он отыскал конец . Шива, узнав о , очень разгневался и проклял лжеца.
В проклятии он упомянул о том, что никто ни в одном из трех миров не станет больше восхвалять Брахму.

Еще одна легенда гласит, что на бога-творца наслал проклятие мудрец Бхрига. Мудрец отправился, чтобы пригласить могущественнейшего из Тримурти для участия в великом жертвоприношении, однако бог слишком был увлечен , которую исполняла его жена и не придал значения словам Бхрига.

Важно! Любой человек, не рожденный в Индии, может прийти к религии . Чтобы обратиться в эту веру, существует несколько способов. Главный из которых - найти наставника либо общину, готовые принять человека для обучения. Также важно изменить свои мысли, действия и , чтобы полностью отдаться учебе.

Тогда мудрец разгневался и произнес проклятие со словами, что теперь ни одно существо не станет призывать имя бога-создателя и поклоняться ему.

О появлении Вселенной

Одна из легенд гласит, что Вселенная, созданная творцом, появилась в результате разделения силой его мысли Золотого яйца, дрейфующего в мировых океанских водах, на две дольки.

Из первой возникла земля (материальная, человеческая сфера), из второй - небо (божественный мир). Прослойка меж ними была из .

После этого возникли пять элементов: , земля, воздух, огонь, эфир. Далее настал черед для появления мысли, бога, звезд, гор, равнин, морей, рек, живых существ, слов, и .

Впоследствии из яйца явился Брахма. Он расчленился на мужское и женское начала. От родившихся существ в дальнейшем появилось все остальное, что существует в мире.

О горе Меру и небе Брахмы

После того как бог-создатель сотворил Вселенную, он почувствовал сильную усталость. Поэтому пустился на отдых в место под названием Брахмалока. В центре мира расположена золотая гора с именем Меру; Солнце, Луна и другие небесные тела совершают вращения вокруг ее пиковой точки.

На пике горы расположено самое высокое из небес, по счету седьмое: небо Брахмы. Именно тут созидательное божество обретает покой и усладу. Когда оно отдыхает, тень ему создает священное растение шалмали (шелковица).

День Брахмы

День Брахмы равняется всему сроку существования Вселенной, то есть 311 040 000 000 000 человеческим годам. Длина ночи равняется периоду, на протяжении которого он находится в бездействии, то есть 100 человеческим годам. Ночью творец отдыхает после процесса творения.

День творца разделяется на тысячи больших веков - махаюг. Махаюга составляет 4 320 000 человеческих лет и в свою очередь разделяется на большие эпохи, каждая из которых носит особенное название.

Когда оканчивается последняя эпоха - калиюга, огонь, возникающий из мирового океана, сжигает Вселенную. После ночи создатель сотворяет ее снова и снова.

Культ Брахмы и брахманизм

Как мы уже упоминали, культ Брахмы значительного распространения не приобрел. Количество культовых мест, ему посвященных, не так много. Сооружений, где основной статуей - мурти - является образ созидательного божества индуистской троицы, в буквальном смысле можно сосчитать на пальцах - их около десяти.

В культовом сооружении в Пушкаре ежегодно организовывается фестиваль, в ходе которого славится Брахма.

Брахме посвящают часть возлияния агнихотры. В полдень ему преподносится один цветок.
Есть предположения, что такое скудное распространение культа Брахмы связано с распространением среди индуистов мифов и легенд, в которых этот бог предстает в негативном образе, где его проклинают другие божества, мудрецы и даже собственная жена.

Важно! В индуизме, в отличие от христианства и ислама, посещение культовых сооружений не является обязательным. Большинство индуистов посещают их лишь во время больших религиозных праздников. Обряды разрешается проводить дома.

С именем Брахмы связана поздняя древняя индийская , называемая брахманизмом. Она развилась в I тысячелетии до нашей эры. Сегодня рассматривается как ранняя форма индуизма, его этап.

Главными божествами в данной вере выступают Брахма, Шива и Вишну. В ее основе лежит представление о том, что в природе все имеет душу и о том, что живые создания способны перевоплощаться.

Перевоплощение или реинкарнация осуществляется как карма, воздаяние за добродетельность либо греховность предшествующей жизни.
Эти идеи изложены в священных книгах - Брахманах, Араньяках, Упанишадах. Брахманизм стал предтечей джайнизма и буддизма.

Таким образом, изначально Брахма - это великий бог творения, правитель мира, отец богов и людей, однако позднее его значение нивелировалось, из-за чего он мало почитается современными индуистами.

На первый план для них вышли Вишну и Шива. Об этом, в частности, свидетельствует малое количество культовых сооружений, посвященных Брахме. Однако изучение этого культа является чрезвычайно важным для тех, кто стремится глубоко проникнуть в теорию и практику индуизма.

Творец Вселенной, нерождённый, неизменный,
Прибежище движущихся и неподвижных творений,
Брахма есть Первопричина, Хранитель и Разрушитель,
в нём заключено всё сущее

«Маркандея-пурана», глава 42, «Рождение Брахмы»

И значальным творцом Вселенной в ведической культуре считается бог Брахма . В составе триады главных божеств ведического пантеона - Тримурти (санскр. त्रिमूर्ति - ‘три лика’, триединое божество) - Брахма является создателем Вселенной в начале времён, в то время как Вишну - её хранитель на протяжении периода её существования, а Шива - разрушитель Вселенной в конце времён. Такой тройственный божественный союз олицетворяет собой единство ипостасей трёх божеств, заключает в себе идею троичности Вселенной, так как все три божества являются проявлениями единой божественной сути в различных её аспектах. Эпическая поэма «Хариванша-пурана», формально считающаяся дополнительной 19-ой книгой «Махабхараты», так трактует идею триединства божественного проявления Вселенной: «Он есть Вишну, он также есть и Шива, и Шива есть также и Брахма: одно существо, но три бога - Шива, Вишну, Брахма».

Брахма и сотворение Вселенной

Брахма - творец Вселенной со всеми её многочисленными созданиями, при этом он сам является первым рождённым созданием во Вселенной. Мир был проявлен им из первопричины в изначальной пустоте - вселенского яйца Махадивьи. В нём Брахма сидит на лотосе, произрастающем из пупа Вишну, который есть первооснова всего сущего, и создаёт материальный мир. Изначальная пустота - это абсолютное всё, то есть Брахма, будучи содержащим в себе всю Вселенную, проявляет её в видимой форме. Корень самого слова «Брахма» означает ‘расширение’, ‘увеличение’; изначальная форма бытия была сокрыта в нём, и он эманировал из себя всю природу - проявил её из абстрактной, непроявленной вечности в конкретную, зримую субстанцию. Лотос олицетворяет собой абстрактную и конкретную Вселенную, потому и является священным цветком, символизирующем чистоту, совершенство и духовное пробуждение. Его семена содержат миниатюрный прообраз будущего цветка, так и Брахма проявляет этот мир по своему прообразу. Вселенское яйцо является символом Вселенной, проявленной из центра - зародыша. Аллегория яйца, из которого была проявлена Вселенная, символизирует «сгусток» энергий всех будущих живых существ.

Тотчас же введя меня в иллюзорное состояние силой Своей Майи, Шива в ходе Своей Лилы, поместил меня в Лотос, растущий из пупа Вишну. Вот почему я стал известен как "Рождённый в лотосе" и как "Золотой зародыш"

«Шива-Махапурана». Глава 7

Все мы пребываем в иллюзии существования, находимся под покровом майи (санскр. माया - ‘иллюзия’, ‘видимость’). Вселенная возникла из мирового яйца, в котором спит Брахма. Так что наш реальный проявленный мир - это лишь сон Брахмы, создателя этого мира.

Наша Вселенная постоянно расширяется, что научно доказано современными учёными-астрофизиками, и это лишь подтверждает сведения, содержащиеся в древнейших текстах Пуран, согласно которым, изначально в диаметре Вселенная составляла 500 миллионов йоджан (8 млрд км), однако к концу времён она вырастет до 9,5 млрд км. Таким образом, древнейшие источники священных знаний хранят точные данные о масштабах проявленной Вселенной.

Сам Брахма и есть Вселенная, а каждая частица её - его проявление.

Брахма - лишь причина сотворяемого при совершении творения, и от него исходят энергии-шакти сотворённого, становясь причиной возникновения предматерии, за исключением этой единственной причины, нет иной, которой бы мир был обязан своим существованием

«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 51-52

Космические циклы мироздания. День и ночь Брахмы

Образ Брахмы, погружающегося в сон и бодрствующего, формирует представления о времени, представляющем собой систему космических циклов. Когда Брахма бодрствует, на протяжении «дня Брахмы», он создаёт Вселенную, но засыпая, вновь растворяет её.

Жизнь Брахмы длится сто лет. Таким образом, наша Вселенная существует в течение 311 040 000 000 000 земных лет (далее по тексту - з.л.), соответствующим ста божественным годам Брахмы (Маха-кальпа). «Кальпа» на санскрите कल्प - ‘порядок’, ‘период’, ‘эпоха’, а «маха» (महा) означает ‘большой, великий’, соответственно «Маха-кальпа» означает ‘великий век’. Этому периоду проявления космической божественной энергии, противопоставляется период, когда по истечении жизни Брахмы, Вселенная прекращает своё существование, начинается Маха-пралайя («пралайя» на санскрите प्रलय - ‘разрушение, растворение’, «маха-пралайя» - ‘великое разрушение’) - период непроявленной Вселенной, продолжающийся тоже сто лет (311,04 трлн. з.л.), по завершении его приходит время рождения для нового Брахмы, и теперь он начинает новый цикл создания и уничтожения Вселенной. Согласно тексту «Бхагавата-пураны» («Шримад-Бхагаватам»), Вселенная входит в тело Вишну и пребывает там до начала возрождения и наступления следующего цикла кальп.

Один год Брахмы длится 3 110 400 000 000 з.л., а месяц (всего их двенадцать) равен тридцати дням Брахмы, соответствующим 259 200 000 000 з.л. Божественные сутки составляют 8 640 000 000 з.л. Таким образом, день Брахмы равен по продолжительности его ночи и составляет 4 320 000 000 з.л.

День Брахмы, или Кальпа, представляет собой период активности Вселенной. За день Брахмы протекают четырнадцать Манвантар, проходит 1 000 Маха-юг (Дивья-юг или Чатур-юг). Одна Манвантара («манвантрары», на санскрите मन्वन्तर, - время, когда правят прародители человечества Ману) составляет приблизительно 71 Дивья-югу, так, в течение дня Брахмы царствуют четырнадцать Ману, один Ману правит в период, соответствующий 306 720 000 з.л., включая временные интервалы меж ними (точное значение - 308 571 429). Одна Маха-юга насчитывает 4 320 000 з.л., и она подразделяется на 4 юги, следующие одна за другой, среди которых: Сатья-юга, или Крита-юга, (1 728 000 з.л.), Трета-юга (1 296 000 з.л.), Двапара-юга (864 000 з.л.) и Кали-юга (432 000 з.л.). Каждую новую югу предваряет время сумерек, или «сандхья», и последующий период - «сандхьянса», которые длятся 1/10 времени соответствующей юги.

Ночь Брахмы, или Пралайя, - время отсутствия активности, период покоя, в промежутках между днями Брахмы, уничтожается всё, что было проявлено в материальной форме, однако, субстанции остаются в ожидании начала нового дня, происходит частичное разрушение, природа «отдыхает», в отличие от более длительного периода, Маха-пралайи, по истечении жизни Брахмы, когда всё существующее растворяется в первичную субстанцию, из которой новый Брахма создаст вновь Вселенную в новом цикле творения. Необходимо иметь в виду, что «рождение» и «смерть» Брахмы - это метафоры, описывающие процессы, подобно тому, как Солнце «рождается» на заре и «умирает» с последними лучами на закате.

Согласно Ведам, на данном этапе мы находимся в Швета-Вараха-Кальпе (кальпа воплощения «Вепря»), с начала жизни Брахмы прошёл 51 божественный год, и это первый день (Кальпа) второй парардхи - второй половины жизни Бога-творца.

Когда мир был единым океаном, Владыка познал, что в водах находится Земля. Поразмыслив, Праджапати захотел её поднять и принял иное тело; - подобное тому, как и прежде в начале кальп он перевоплощался в рыбу, черепаху и прочих, так и теперь он предстал в обличье вепря - Варахи

«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 7-8

Идёт седьмая манвантара Шраддхадевы (Вайвасваты) Ману, 28-ая Дивья-юга, четвёртая эпоха которой - Кали-юга - берёт своё начало в 3102 г. до н. э., получается, что в нынешнюю Кали-югу мы прожили порядка 5 120 лет, и до окончания этого периода осталось около 426 880 лет.

Изображение бога Брахмы

Брахма изображается в виде четырёхликого бога (четыре лика представляют 4 Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа), либо 4 Юги, либо 4 стороны света, которые он обозревает, дабы всё подмечать в сотворённом мире). В руках у Брахмы можно увидеть следующие атрибуты: скипетр, иногда ковш или ложку, символично отражающие Брахму как повелителя яджн; камандалу (сосуд), наполненную водой священной реки Ганги, символизирующей изначальную субстанцию, из которой возникла Вселенная; акшамала (чётки, которые нужны для отсчитывания вселенского времени), а также Веды, как символ знания, или цветок лотоса, как символ проявленного космоса. Вахана (ездовое животное) Брахмы - лебедь, олицетворяющий божественную мудрость.

Брахма восседает на лотосе, что олицетворяет его вечную божественную суть, либо в колеснице, запряжённой семью лебедями, представляющими семь миров (локи).

Жена Брахмы

Согласно текстам Пуран, жена Брахмы - богиня знания и мудрости Сарасвати (санскр. सरस्‍वती - ‘полноводная’ - являющаяся олицетворением священной реки), порождённая им путём произнесения священного слога; по одной из легенд, она настолько очаровывает его своей божественной красотой, и он создаёт себе четыре лика, чтобы безотрывно лицезреть её.

Жена бога символизирует женское проявление божественной творческой энергии, изначальную природу (Пракрити), материальную первопричину Вселенной, её женское основополагающее начало. А Бог Брахма, отделившись от первопричины бытия, оживляет изначальную природу своим выдохом.

Богиня Сарасвати покровительствует искусствам, наукам, ремёслам, мастерству, почитается также как создательница языка санскрита и алфавита деванагари (санскр. देवनागरी - ‘божественное письмо’). У супруги Брахмы множество разных имён, одно из них - Савитри, что означает ‘солнечная’.

Изображают её, как правило, в образе красивой женщины в белом, что олицетворяет чистоту и свет её сути, сидящей на лотосе, в её четырёх руках представлены следующие атрибуты: акшамала, книга, вина (музыкальный инструмент - как символ искусства; высочайшего звука небесных сфер, где двойственность бытия растворяется в сознании, и оно очищается от влияния гун материальной природы; также может являться символом разностороннего развития и гармонии). Ваханой её так же, как и у Брахмы, является лебедь, который обладает способностью отличать правду от лжи, что символически означает необходимость умения различать истину от ложного знания, которые сводят с истинного Пути искателя. Зачастую рядом с богиней присутствует павлин - это птица Солнца, символ мудрости, красоты и бессмертия.

Сарасвати олицетворяет истинное знание. Она выступает помощницей всем тем, кто стремится познать суть бытия и выйти за рамки привычных представлений о жизни, познать истину. Она сопровождает человека на его духовном Пути, позволяет постичь священные писания, преодолев омрачения и другие препятствия.

Первые творения Брахмы

В начале времён Брахма своей волей, начинает творить Вселенную и, проявив четыре типа творческих сил, Брахма создаёт богов, асуров, прародителей человечества и людей. Объединившись с водами первичного океана, Брахма принимает частицу тамаса в себя. Изначально Брахма, приняв аспект ночи (качество косности, пассивности - проявление гуны Тамаса), создаёт асуров (а-суры, что означает «не боги»), затем он отбрасывает это тело, в которое проник тамас, и оно становится ночью. Приняв форму дня, в состоянии благостного восторга, он создаёт богов, и, отбросив тело, оно становится днём. Всё так же находясь в качестве благости (проявление гуны Саттвы), как и в предыдущем теле, но уже в вечерние сумерки, думая о себе, как об отце Мира, он творит прародителей человечества (питары), отбрасывая и это тело, оно становится сумерками меж днём и ночью. И, наконец, Брахма становится утренними сумерками (качество страстности - гуна Раджаса), или рассветом, и порождает людей, тело Брахмы становится сумерками, разделяющими ночь и день. Так, Брахма впоследствии создаёт и всех других живых существ.

Итак, создав четыре основных вида существ - богов, асуров, питаров и людей, он далее создавал подвижные и неподвижные вещи, якшей, пишачей, апсар, киннаров, ракшасов, птиц, скот, диких животных, змей и всё, что изменчиво или неизменно, всё, что тленно или нетленно. Все существа наделяются теми же свойствами, какими были наделены когда-то, и так неизменно происходит снова и снова, при каждом творении

«Маркандея-пурана», глава 45 «Порядок Творения»

В зависимости от времени творения, существа проявляют активность в определённое время суток: люди - утром, боги - днём, асуры - ночью, а питары - вечером. Символическим отображением дня, ночи и сумерек являются тела Брахмы, проявляющиеся в форме трёх гун материальной природы, так что все сотворённые Брахмой существа, от богов до людей, подвержены воздействию трёх гун.

Сыновья Брахмы

Брахма породил семь духовных сыновей - Великих Риши (Саптариши (санскр. सप्तर्षि - ‘семь мудрецов’), которые были призваны помочь ему в процессе творения Вселенной. Они являются прародителями живых существ. Изначально в «Ригведе» упоминаются семь Риши, однако, они ещё не «индивидуализированы» и не имеют имён. Позднее их количество достигает девяти: в «Вайю-пуране» и «Вишну-пуране», к семи Риши добавляются ещё по одному.

Так что, согласно текстам Пуран, Брахма породил силой духа своего наделённых разумом сыновей, подобных себе, имена которых: Бхригу, Пуластья, Пулака, Крату, Ангирес, Маричи, Дакша, Атри и Васиштха.

Первый сын - Маричи (санскр. मरीचि - ‘светящийся огонёк’), рождённый от души Брахмы. Самым известным сыном Маричи является Кашьяпа, который выступает прародителем богов и асуров, людей и других живых существ, олицетворяет изначальное единство всего сотворённого во Вселенной.

Очи Брахмы сотворили его сына Атри (санскр. अत्रि - ‘поедающий’) - отец Бога луны - Сомы, а также бога Дхармы, защищающего справедливость.

Третьим сыном Творца Вселенной является великий Ангирас (санскр. अंगिरस्), который был порождён от уст Брахмы и выступал посредником меж богов и людей.

Четвёртый сын Брахмы Пуластья (санскр. पुलस्त्य) произошёл из правого уха Творца.

Пятый сын Творца Пулаха (санскр. पुलह) проявился из левого уха Брахмы.

Шестой, рождённый из ноздрей Брахмы, - Крату.

А седьмым был Дакша (санскр. दक्ष - ‘ловкий’), родился из большого пальца правой ноги Творца.

Восьмой сын, рождённый из кожи Брахмы, был Бхригу (санскр. भृगु - ‘сияющий’), который является хранителем небесного огня Агни, который он передал людям.

Девятый сын, рождённый разумом Брахмы, - Васиштха (санскр. वसिष्ठ - ‘великолепный’).

Не стоит понимать буквально рождение сыновей Брахмы из определённых частей тела отца, это аллегории того, что все они являются божественными творениями, неотделимые от Творца-прародителя, частицы его божественной сути, а каждая частица Бога есть сам Бог, вышедший из самого себя.

Варны, сотворённые Брахмой, или какая каста появилась из ступней ног Брахмы

Стрела Брахмы

Как твёрдый алмаз или Индры стрела громовая, Была сотворённая Брахмой стрела роковая, Чей путь преградить не смогла бы скала вековая!

«Рамаяна»

Брахма создал оружие, которое возможно активировать лишь посредством воспевания соответствующих мантр. Такое оружие было доступно лишь воинам, владевшим знанием того, как привести её в действие на тонком плане посредством звуковых вибраций, создаваемых воспеванием мантр, а также умевших и прекратить её действие. Брахмастра на санскрите (ब्रह्‍मास्‍त्र) означает ‘стрела Брахмы’ или ‘оружие Брахмы’ («астра» - ‘остриё’, ‘копьё’, ‘стрела’). В древнеиндийском эпосе «Рамаяна», в части, повествующей о гибели Раваны, описывается стрела Брахмы:

В её острие было пламя и солнца горенье,
И ветром наполнил создатель её оперенье,
А тело стрелы сотворил из пространства.
Ни Меру, ни Мандаре не уступала она по размеру.
Стрела златопёрая все вещества и начала
Впитала в себя и немыслимый блеск излучала.
Окутана дымом, как пламень конца мирозданья,
Сверкала и трепет вселяла в живые созданья.
И пешим войскам, и слонам, и коней поголовью
Грозила, пропитана жертвенным жиром и кровью,
Как твёрдый алмаз или Индры стрела громовая,
Была сотворённая Брахмой стрела роковая,
Чей путь преградить не смогла бы скала вековая!
Железные копья она рассекала с разлёта
И с громом обрушивала крепостные ворота.
Стрела, о которой небесный напомнил возница,
Блистала роскошным своим опереньем, как птица.
И - смерти приспешница - ратников мёртвых телами
Кормила стервятников эта несущая пламя.
Для вражеской рати была равносильна проклятью
Стрела Праджапати, что Раме была благодатью!

«Рамаяна», ч.108, «Гибель Раваны

Это оружие упоминается не только в «Рамаяне», но также и в «Махабхарате», её описание встречается в таких ведических текстах, как Дханур-Веда, где подробно рассказывается о науке ведения боя, и в Сканда-Пуране, где упоминается также о разнообразных видах оружия, применявшегося во времена битв между богами и асурами. Действие брахмастры распространяется на все три мира, которые разрушаются под действием мощных ослепительных лучей Сурьи, и противодействовать ей может лишь такая же брахмастра, однако, столкновение двух стрел Брахмы приведёт к разрушению Вселенной, ибо действие такого оружия подобно космическому пожару Самвартака, происходящему в конце времён.

P. S. Для понимания истинной сути Брахмы, не стоит ограничивать свой разум материалистическими представлениями об образе бога, как некоего человекообразного существа, изволившего проявить весь мир в материальной форме. Изображения богов с присущими человеку атрибутами, как правило, заключают в себе антропоморфные представления, которые должны быть восприняты нами как аллегории и метафоры, олицетворяющие определённые аспекты божества.

| Брахма

Брахма - происхождение, изображения, мифы, истории

Значение имени: В переводе c санскрита Брахма -«жрец».

Сфера деятельности и покровительства: Брахма - Творец Вселенной.

Супруга Брахмы: Богиня знания и наук Сарасвати.

Положение в иерархии божеств: Брахма является одним из богов тримурти.

Ездовое животное (вахана): Лебедь .

Место обитания Брахмы: чистые земли Брахмалока (Сатья-лока).

Оружие: Брахмастра.

Расшифровка имени

Слово «Брахма» происходит от санскритского корня «бхриг» - распространяться, возрастать, увеличиваться.

У него несколько интересных и поучительных имен. В космологическом плане он - Золотое Яйцо (Hiranyagarbha), огненный шар, из которого развивается вселенная. Поскольку все сотворенные существа происходят от него, он - Праджапати, повелитель потомков, владыка сущего, перворождённый, и Питамаха (Pitamaha) - Великий Отец, патриарх. Кроме того, он носит имена Видхи (распорядитель), Локеша (повелитель миров), Дхатри (поддерживающий), Вишвакарма (мировой архитектор), Свайямбху (Svayambhu) - саморожденный, Тваштри (творец), Локагуру (наставник мира), Парамештхин (высочайший). Он зовется Камаласана (Kamalasana) - с тех пор, как он сидит на лотосе, вырастающем из пупка Вишну; Набхиджа (рожденный из пупка), Канджа (рожденный в воде).

Любопытно, что имя Нараяна («обитающий в водах причинности» или «жилище человека») сначала относилось к нему и только впоследствии к Вишну.

По мнению некоторых ученых, культ Брахмы был основным в доведическом индуизме, но позднее его сменили или вытеснили культы Вишну-Шивы. По сути, развитие концепции шакти - у каждого из богов, Шивы и Вишну, есть супруга Шакти (Сила) - а также мысль о том, что творение возникает от союза бога с его шакти, сделали само существование Брахмы излишним (см. работу Тарапады Бхаттачарьи (Tarapada Bhattacarya) «Культ Брахмы», сс. 88-89).

В Ведический период идея о создателе существовала, но создатель идентифицировался не с Брахмой. Ригведа говорит о Вишвакармане (Vishvakarman) - «творце всего». Он - Бог Отец. Он имел руки во всех четырех направлениях. Ведический Вишвакарман, вероятно, явился прототипом Пуранического (Puranic) Брахмы.

Интересно заметить, что Вишвакарман связывался с солнцем с того момента, как солнечные лучи стали рассматриваться как необходимое условие для человеческой жизни и мироздания. В одном из гимнов Ригведа называет Создателем Праджапати (Prajapati). Вот почему позднее, когда Брахма стал Создателем, он отождествлялся с Праджапати Ригведы.

В литературе Сутр (Sutra) Праджапати и Брахма стали отождествляться.

В Ригведе Хиранья-гарбха упоминается как причина Создания. Таким образом, Брахма стал Хиранья-гарбха.

В Пуранической литературе Брахма является Создателем. Говорится, что он породил Праджапатьев (их количество и имена различны в разных Пуранах) с целью создания живых существ. Поэтому Брахма рассматривался как Праотец (Pitamaha).

Он влюбляется в одну из своих дочерей, выступающих под различными именами: Савитри, Брахмани, Сарасвати и др., и становится единым с ней. Чтобы постоянно смотреть на нее он получил четыре головы в четырех направлениях, и пятую голову, обращенную вверх. Он также имел жену, именуемую Гаятри (Gayatri).

Как Шиваиты (Saivites), так и Вишнуиты (Vaishnavites) преуменьшают значение Брахмы. Он появляется из пупка Вишну сидящим на лотосе. Шива отрубает ему пятую голову в наказание за инцест.

До Средних Веков Брахма имел большое значение, но после прихода ислама он потерял свою важность. Многие легенды рисуют Брахму в неприглядном виде. Пураны предъявляют ему ложное обвинение в том, что он стал причиной смерти Агнистамбхи (Agnistambha). Еще один сюжет рассказывает о том, как Брахма, в то время как его супруга Савитри задерживалась в поездках, совершаемых в целях принесения жертвоприношений Якши (Yaksha`s), тут же находил новую жену. Савитри, приходила в ярость и проклинала его.

Но, несмотря на это, Брахма пользовался авторитетом много веков после того, как распространились эти сюжеты.

Иконография и атрибуты:

Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на Лотосе (Padmasana) или в колеснице, запряженной семью лебедями. В одной правой руке он держит четки (акшамала), в другой - сосуд с водой (камандалу). Его взгляд Саумья (Saumya) и Ташмья (Tashmya) - счастливый и спокойный.

Глаза его прикрыты в медитации.

Четыре его лика представляют четыре Веды: восточный - Ригведу (Rig Veda), южный - Яджурведу (Yajur Veda), западный - Самаведу (Sama Veda), северный - Атхарваведу (Atharva Veda); четыре Юги (временные эпохи) и четыре Варны (общественные группы, образованные по принципу природных особенностей, воспитания и призвания). А также внутреннее действие или проявление атмана - ум (манас), интеллект (буддхи), эго (аханкара) и сознание (чит), таким образом это являет общую картину функциональности внутреннего мира или атмана, который проявляется через мысли или сознание.

Четыре его руки представляют четыре стороны света.

Мир возник из воды. Поэтому Брахма несёт воду в сосуде (камандалу).

Четки, которые он перебирает, представляют Время.

Семь Лока (Lokas), миров, представлены семью лебедями (гусями)

Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Вишну, представляя Мани (Mani) - Землю. Лотос представляет собой Вселенную или проявленный космос, воссидание Брахмы на лотосе - символизирует его творение и правление, а также его вечную суть - «незагрязняемый брахман».

В обычной средневековой иконографии у Брахмы четыре головы и столько же рук. Цвет его кожи красный или золотой, одежды - белый. Его вахана - лебедь или гусь.

У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб (сирасчакра) в виде диска чуть больше головы, прикрепленный сзади к затылку при помощи небольшой перемычки и означающий ореол славы божества.

Другие атрибуты Брахмы - сосуд (камандалу) для воды из священного Ганга или для топленого масла, четки (из бусин, акшамала), связка бумаги из пальмовых листьев или рукописная книга (пуштака) с частью текста четырех вед, священная трава (куша) и ложка (срува) для возлияния на огонь жертвенного масла.

Сочетание и расположение этих предметов могут быть различными. Четки символизируют вечность времени и высший аспект божества. Кувшин с водой - воды причинности, из которых появился весь тварный мир. Поэтому Брахма управляет временем и причинно-следственной связью. Еще камандал символизирует путь аскез и отречения - саньяса, а также то, что необходимо обратить свой взор с внешних объектов на вечную сущность. Трава куша, ковш и ложка, используемые в обряде жертвоприношения, символизируют саму систему жертвоприношений, необходимую всем живым существам, чтобы поддерживать друг друга. Книга - символ священного и мирского знания, так как Брахма - податель всякого знания, искусств, наук и мудрости.

Как правило, статуи Брахмы представляют его в стоячей позе. На голове у него величественная короноподобная прическа существа высшего ранга (джата-мукута), в ушах серьги (ратна-кундала). В правой верхней руке он держит чётки, нижняя - в положении абхайя-мудра. Сосуд камандалу он держит в одной из левых рук, другая - в варада-мудре (жест дарования милости, благодеяния). Жесты рук (мудры) означают покровительство и наделение дарами.

Брахма - единственное божество индуизма, изображаемое бородатым, но не всегда. Если он восседает на распустившемся цветке лотоса или на своей вахане - лебеде, то в позе сукх-асана (с одной ногой, свисающей вниз). Лебедь, его ездовое животное, символизирует проницательность и мудрость, способность распознавания и отделения благого от неблагоприятного, чистого от чистого. В мистическом смысле это выглядит, как легенда о том, что лебедь способен отделить молоко от воды, таким образом человек должен отделить ложное от истинного, нереальность от реальности.

Шкура антилопы на Брахме символизирует то, что желающий достичь Истины должен пройти многие испытания и аскезы, побороть животные страсти в себе и постичь истину Вед и таким образом достичь Истины.

Брахме не приписывается никаких воплощений или земных проявлений, и с ним не связаны младшие божества. В своей первоосновной форме Нарайяны Владыка в виде мальчика возлежит на листе священного дерева пипала, плавающего в Первичных Водах с лотосами на их поверхности. Он держит большой палец ноги во рту. Такое его изображение служит символом вечности (замкнутый круг без начала и конца).

Он может изображаться во всех четырех состояниях, имеющихся в классификации шастр, причем его облик и постановка фигуры не меняются. В йогическом состоянии он показывается в своих высших духовных достижениях, лик выражает удовлетворение и глаза закрыты.

В таком виде он почитается прежде всего подвижниками и аскетами. Во втором состоянии (бхога, то есть удовлетворенности светского характера) Брахма предстает в обычном виде, с одной или более женами и со всеми вышеупомянутыми атрибутами, иногда с добавлением травы куша, и тогда его статуи служат для поклонения главным образом мирянам. В его третьем аспекте (вира, то есть воинской доблести) он почитается воинами и царями. В четвертом состоянии (абхичарика, то есть грозном и устрашающем) он изображается с несколько сумрачным лицом и предназначается для поклонения тем, кто намеревается уничтожить своих врагов.

Встречаются изображения стоящего четырехликого, но двурукого Брахмы. Черты его безбородого переднего лика мужского типа предстают индивидуализированными, два боковых выглядят более стандартно, более одинаковыми и похожи на женские лица. Тонкая ткань, обвивающая бедра и спускающаяся почти до лодыжек, необыкновенно изящна. Пышная прическа с локонами (джата), характерными для аскета, оттеняет гладкость поверхности тела.

Жесты кистей рук и пальцев изысканны и красивы. Отсутствие двух других рук объясняется тем, что здесь образ божества еще близок к человеческому. Помимо обычного шнура (яджнопавиты), необходимого для жреческой варны, свисающего через плечо, на плечо Брахмы накинута шкура оленя (аджина), тоже служащая как бы священным шнуром (аджина яджнопавита). Так как у Брахмы только две руки, он держит меньше атрибутов: в правой руке - четки (акшамала), в левой - сосуд (камандалу). Редко Брахма изображается с двумя руками и с одной головой.

Брахма является повелителем яджн. В другой из своих рук он держит

камандалу - сосуд с водой, сделанный из метала или даже из скорлупы кокосового ореха. Вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя эфир , из которого проявились первые элементы творения.

В другой руке Брахма держит

молитвенные чётки , которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма, как правило, держит книги Вед, но иногда - цветок лотоса.

Четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север.

Задняя правая рука представляет ум , задняя левая рука представляет разум , передняя правая рука - эго , и передняя левая рука - самоуверенность.

Чётки символизируют различные материальные субстанции, использованные в процессе сотворения Вселенной.

Книга символизирует Веды, знание .

Золото ассоциируется с деятельностью; золотой лик Брахмы указывает на то, что он активно вовлечён в процесс сотворения Вселенной.

Корона символизирует его верховную власть во Вселенной.

Цветок лотоса символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной.

Седая борода указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения.

Четыре головы и руки олицетворяют четыре Веды : Риг , Саму , Яджур и Атхарву .

Эзотерическое значение:
Брахма - в индуистской мифологии высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов индуизма. В Тримурти Брахма, как создатель вселенной, соотносится с Вишну, который её сохраняет, и Шивой, который её разрушает. Но такое распределение функций в мифологии нередко нарушается; это даёт основание предположить, что в некоторых текстах писаний Брахма совмещал все три функции.

С точки зрения философии, Брахма - это первая ступень проявления индивидуального существования (ahankara). С теологической точки зрения, он - несотворенный Творец (Svayambhu), самопорожденная первая Личность.


Родственные связи

Супруга или Шакти Брахмы - это Сарасвати, Богиня знания и мудрости.

Сарасвати - индийское название, данное женскому двойнику энергии Брахмы-Творца. Ее всегда упоминают как покровительницу шестидесяти четырех искусств. Женская энергия, или шакти, является силой Творческого процесса, без которой не происходит ни один акт творения. Именно поэтому Брахма и Сарасвати являются творческой космической парой, неразделенной, как творческий аспект и творческая энергия. Единство этих двух принципов имеет особое значение. Когда отождествляют себя с этими высокими идеалами, то все относительные аспекты их отношений принимают внутреннее и абсолютное значение.

Как Брахму, так и Сарасвати следует представлять золотистыми и лучистыми. Подобно солнцу, они испускают творческий, воодушевляющий свет, инициируя рост и развитие. Поддержка и огромная внутренняя сила Брахмы и Сарасвати может помочь создать творческий прототип своего существования.

У Брахмы рождаются силой духа сыновья - Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу. Именно они становятся родоначальниками богов и людей. Люди появляются также в результате инцеста Брахмы с его дочерью, выступающей под разными именами (Вач, Сарасвати, Сандхья, Шатарупа, Врахмани).

Важный момент связан с супругой Брахмы - Савитри («Араньякапарва», «Матсья-пурана») - создав сыновей, Брахма не получает удовлетворения и решает облегчить своё существование, породив с помощью произнесения священного слога из половины своего тела богиню Гайятри.

Очарованный ею, Брахма создаёт себе четыре лица, чтобы, не отрываясь, смотреть на Савитри. Заметив страсть Брахмы, она отправляется на небеса, к братьям, а у Брахмы возникает пятое лицо, обращённое вверх. После инцеста Шива отрубает Брахме пятую голову.

Истории:

Происходение голов Брахмы

Согласно Пуранам , Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса , выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной.

Вскоре после сотворения Вселенной, Брахма создал одиннадцать Праджапати , которые считаются прародителями человечества. Также он сотворил семь великих мудрецов Сапта-риши , которые оказали ему помощь в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены из ума Брахмы. Поэтому их называют Манаса-путра, или « сыновьями, рождёнными из ума» .


Из своего собственного безукоризненного вещества Брахма сотворил женщину, которая прославляется под именами Сатарупа, Савитри, Сарасвати, Гаятри и Брахмани. Увидев свою дочь, рожденную из его собственного тела, Брахма был уязвлен стрелами любви и воскликнул: «Как исключительно прекрасна она!» Сатарупа отвернулась вправо от его взгляда, но поскольку Брахма хотел созерцать ее, из его тела выросла вторая голова. Когда она отвернулась сперва влево, а потом назад, чтобы спрятаться от его любовных взглядов, у него одна за другой появились еще две головы. В конце концов, она поднялась в небо, но поскольку Брахма страстно желал и там видеть ее, у него немедленно возникла и пятая голова.


Как Сарасвати стала второй женой Брахмы

Хотя Гаятри считают синонимом Сарасвати, имеется миф, который называет ее второй женой Брахмы. Будучи женатым богом, Брахма, когда совершал жертвоприношения, должен был выполнить определенные обряды вместе с женой, но оказалось, что Сарасвати отсутствует.

За ней был направлен посланник, но она ответила, что очень занята своим нарядом, а Брахма вполне может подождать. Посланник передал ему сообщение Сарасвати, тогда разгневанный Брахма попросил собравшихся богов найти ему другую жену. Они привели к нему Гаятри, дочь мудреца, и Брахма женился на ней и выполнил обряды. Когда, наконец, с большим опозданием явилась Сарасвати, разразился ужасный скандал. Однако Гаятри умиротворила ее своим красноречием, а также тем, что согласилась занять второстепенное по отношению к ней положение.


Миф о появлении смерти

С Брахмой связан миф о появлении смерти. В Критаюгу люди были бессмертны и заполняли землю, неуклонно увеличиваясь в числе; наконец земля, не в силах более выносить гнета, взмолилась к Брахме.

Тот погрузился в размышления и разгневался. Пламя его гнева вырвалось из всех пор его тела, запылали страны света, страх объял все живое, миру грозила гибель. Лишь вмешательство Шивы, посоветовавшего сделать так, чтобы люди рождались и умирали, утешило гнев Брахмы. Из тела бога вышла женщина с венком из лотосов на голове; узнав, зачем ее сотворили, она пыталась возражать, но Брахма был непреклонен. Из слез, пролитых смертью, родились болезни, убивающие людей, а дабы смерть была беспристрастна, Брахма сделал ее госпожой справедливости .

История Возникновения

Согласно «Ману-смрити», Пуранам, «Махабхарате» (XII), Брахма рождается в яйце, плавающем в первобытных водах в виде золотого зародыша - Хираньягарбха; проведя в яйце год, он силой мысли разделяет яйцо на две половинки; из одной создаётся небо, из другой - земля; между ними возникает воздушное пространство.

Далее появляются пять элементов (вода, огонь, земля, воздух, эфир), мысль, а ещё позже - боги. Кроме этого, появляются - жертвоприношение, три веды, звёзды, время, горы, равнины, моря, реки, наконец, люди, речь, страсть, гнев, радость, покаяние, набор противопоставлений (жар - холод, сухость - влага, горе - радость и т. п.).

Сам Брахма разделяется далее на две части - мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные, птицы, насекомые, асуры. Всё живое, весь мировой порядок контролируется, управляется и направляется Брахмой. Он, собственно, и является воплощением творческого принципа существования, персонификацией Абсолюта как Высшего объективного начала.

Брахма не только создаёт мир: его жизнь, превышающая жизнь всех других богов (он «вечно древен»), определяет хронологические рамки вселенной. Вселенная живёт сто «собственных» лет («сто лет Брахмы»), равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет.

Место во Вселенской иерархии Божеств

Брахма - это источник и семя всего сущего. Он является причиной создания и, одновременно, создателем. Он - беспредельность и бесконечность, в которой берут начало пространство, время и причинность, откуда возникают имена и формы.

Значение в Лайя-йоге

Брахма - это созидательное проявление Всевышнего Брахмана.

Брахма, согласно «Пуранам», есть тот аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения, в смысле возрождения и сохранения материальной стороны всех вещей; его можно также назвать субстанцией-силой, включающей материю, энергию и законы природы.

Современные авторы определяют этот источник силы, субстанцию как энергию, воплощающую прошлое в настоящем, или всеобщий закон инерции (как инерции покоя, так и инерции движения). Этот цельный и устойчивый образ мира представляет собой область, подвергающуюся непрерывному изменению под воздействием всех инкарнированных разумов (которые относятся к Вишну), а новая складывающаяся картина мира вновь становится предметом заботы и стимула существования Брахмы.

Таким образом, мир представляет собой состояние «целенаправленного восприятия идей», а устойчивость и постоянство мира обеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Брахмы.

Согласно одним легендам, Брахма появился из мирового яйца, положенного высочайшей первопричиной; по другим легендам, засвидетельствованным в Махабхарате и Рамаяне, Брахма вышел из пупа либо из лотоса, выросшего из пупа Вишну. Немедленно в своём рождении Брахма из своего дыхания создаёт веды и весь мир, который остаётся неизменным в течение одного дня Брахмы.

По истечении одного дня Брахмы видимый мир гибнет от огня, остаются в живых только божественные мудрецы, боги. На другой день Брахма возобновляет своё творение и этот процесс конечного созидания и разрушения длится 100 лет Брахмы. По истечении этого периода сам Брахма, все боги и мудрецы гибнут вместе со всей вселенной, которая разлагается на свои основные элементы.

Согласно индийскому легендарному исчислению времени, сутки Брахмы равны кальпе или 2 000 Махаюг, то есть 43 200 * 2 000 = 8 640 000 000 земных лет.

Символически Брахма изображается сидящим на полностью раскрывшемся цветке лотоса, длинный стебель которого произрастает из пупка Великого Божества, его источника. Таким образом, считается, что Брахма, эта основа, или Бог, и результаты его деятельности (материальная сторона вещей) облекаются силой и подчиняются задаче, поставленной Великим Божеством, которое есть необусловленная причина и первичная основа всего сущего. Слово «Брахма» происходит от корня, означающего «расширяться, распространяться».

Из этого следует связь этой силы с материальной стороной существующего, которая характеризуется атрибутами протяженности и пространства.

Отношение йога к этому аспекту, или силе Божества является отношением противодействия, ибо йог стремится преодолеть в себе любую склонность к подчинению прошлому, и должен научиться управлять своим телом, эмоциями и низшим разумом (читта), а все эти явления представляют собой характерные свойства материального. В целом, эта идея очень тесно согласуется с концепцией Трех Логосов, возникшей в гностических течениях Греции, Ближнего Востока и у ранних христианских гностиков.

Человека с давних времен определяет вера. Религия объединяет многие народы, способствует их развитию, становится основой культуры, создает моральные принципы и учения. Еще на первых этапах человеческого существования вера была нераздельна с сознанием. Давая имена богам, создавая правила, по которым должны жить люди, проводя ритуалы и обряды, первый человек закладывал основы религий, которые впоследствии раздробились на много направлений. Нельзя утверждать, что одна вера хорошая, а вторая не может отображать истину, ведь каждый видит мир по-своему, и это не может быть источником осуждений. В Индии известна божественная Брахма, Вишну и Шива. Первый из них является создателем вселенной. Слово «брахма», или «брама», переводится с санскрита как «жрец» и несет в себе начало всех начал.

Брахма - первый индийский бог

Многие исследования показывают, что культ Брахмы был центральным в индуизме только в доведический период. Позже он был заменен учениями Шивы и Вишну. Причиной этого стала популяризация концепции Шакти. Согласно ней, у каждого бога есть своя Сила или Шакти - супруга и главная вдохновительница, и именно соединение с этой Шакти создает мир. В этом плане бог Брахма, что символизирует творение вселенной, не нужен.

Стоить отметить, что ведический период характеризуется переосмысленными взглядами на этого бога. Идея о творце всего сущего не умирала, ведь его место занял Бог Отец - Вишвакармане (он имеет четыре руки с разных сторон). Считается, что он является прототипом Брахмы в пуританском учении. Идея об этом боге формировалась не один век и поддавалась постоянным изменениям. Брахма долгое время оставался центральным богом в индуизме, что поменялось только после прихода ислама.

Иконография

Бог Брахма, описание которого дает именно иконография, приобретает много видов. Обычно он изображается с четырьмя ликами и четырьмя руками. Его волосы выглядят неаккуратно, пребывают в каком-то хаосе, борода заостренная. Как накидку бог Брахма использует шкуры что создает контраст между белым цветом его одежды. Изображенный на колеснице с семью лебедями или на лотосе, он держит сосуд с водой и четки.

Он медитирует, и поэтому его глаза прикрыты. При этом существует еще много разных представлений о том, как выглядит это божество. Например, цвет его кожи на одних изображениях может быть золотым, на других - красным, колесница может быть запряжена гусями, а не лебедями. В некоторых его олицетворениях можно увидеть нимб. Брахма почти всегда изображается бородатым и является единственным богом в индуизме с такой особенностью, хотя и в этом пункте есть исключения.

Состояния Брахмы

Существует классификация состояний, в которых может пребывать Брахма. Первый получил название йогического, и в нем это божество предстает в величестве своего духа и его достижений. Он излучает полное самоудовлетворение. Именно в первом состоянии он ценен для аскетов и подвижников. Второе называется бхога и несет более светский характер.

Обычный вид Брахмы, естественные атрибуты, одна или больше жен - это характерно для мирян. В третьем состоянии (вира) этот бог олицетворяет доблесть и почитается царями и воинами. Абхичарика - четвертый вид Брахмы - это изображение твердого и устрашающего бога. Такое грозное состояние характерно для тех, что хочет избавиться от своих недоброжелателей.

Атрибуты-символы

Брахму можно узнать по свойственным ему атрибутам. Самой знаменитой особенностью считается наличие ликов. Они обозначают стороны света и имеют свои наименования: север - Атхарваведа, запад - Самаведа, восток - Ригведа, юг - Яджурведа. Четыре руки также символизируют эти направления. В одной из них Брахма держит тару с водой. Это объясняется тем, что основой мира является камандала (вода), которая неотъемлема во всех творениях Брахмы.

Четки во второй руке - это время, которое не может быть вечным. Лебеди или гуси, которые двигают колесницу с Брахмой, являются олицетворением локов (миров). Земля же представлена лотосом, который рождается из пупка Вишну.

Происхождение голов Брахмы

Индийский бог Брахма считается творцом материальной вселенной, который сам возник из лотоса и не имеет материнских связей с другими божествами. После рождения он создал одиннадцать предков человечества - Праджапати. Семь Сапта-риши - его главных помощников в творении земли, были созданы из ума и стали его сыновьями. Из своего же тела бог Брахма сотворил женщину, которая позже стала известна под многими именами - Гаятри, Сатарупа, Брахмани и т. д. Он поддался чувству любви и был поражен красотой своей дочери. Когда она отвернулась от него влево, Брахма не мог перестать ею любоваться, и так родилась вторая голова. Когда она снова и снова поворачивалась от него, появлялся еще один лик. Потом она поднялась вверх, и Брахма сотворил пятую голову.