Бытовые сказки примеры сказок названия. Русские народные бытовые сказки, их роль в развитии детей дошкольного возраста

Приходит солдат со службы домой, отслужив двадцать пять лет. Все спрашивают его про царя, а он его и в лицо не видал. Отправляется солдат во дворец, чтобы увидеть царя, а тот испытывает солдата и загадывает ему разные загадки. Солдат так разумно отвечает, что царь остаётся доволен. Отсылает его царь в темницу и говорит, что пошлёт к нему тридцать гусей, пусть же солдат не плошает и сумеет из них по перу выдернуть. После этого призывает к себе царь тридцать богатых купцов и задаёт им те же загадки, что и солдату, но те не могут их отгадать. Царь сажает их за это в темницу. Солдат учит купцов правильным ответам на загадки и берет за это с каждого по тысяче рублей. Царь снова задаёт купцам те же вопросы и, когда купцы отвечают, отпускает их, а солдату дарит ещё тысячу рублей за смекалку. Солдат возвращается домой и живёт богато и счастливо.

Мудрая дева

Едут два брата, один бедный, другой богатый. У бедного - кобыла, а у богатого - мерин. Останавливаются они на ночлег. Ночью кобыла приносит жеребёнка, и он подкатывается под телегу богатого брата. Тот просыпается утром и рассказывает своему бедному брату, что ночью его телега жеребёнка родила. Бедный брат говорит, что не может такого быть, они начинают спорить и судиться. Доходит дело до царя. Царь призывает к себе обоих братьев и загадывает им загадки. Богатый идёт за советом к куме, и та учит его, что отвечать царю. А бедный брат рассказывает про загадки своей дочери-семилетке, и та подсказывает ему верные ответы.

Царь выслушивает обоих братьев, и ему нравятся только ответы бедного. Когда же царь узнает, что разгадала его загадки дочь бедного брата, он испытывает ее, давая разные задания, и все больше удивляется ее мудрости. Наконец он приглашает ее к себе во дворец, но ставит условие, чтобы она явилась к нему ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка. Семилетка снимает всю одежду, надевает сетку, в руки берет перепёлку, садится верхом на зайца и едет во дворец. Царь встречает ее, а она подаёт ему перепёлку и говорит, что это ее подарочек, но царь не успевает взять птицу, и она улетает. Царь беседует с семилеткой и опять убеждается в ее мудрости. Он присуждает отдать жеребёнка бедному мужику, а его дочь-семилетку берет к себе. Когда она вырастает, он женится на ней и она становится царицей.

Попов работник

Поп нанимает себе батрака, посылает его на сучонке пахать и даёт ковригу хлеба. При этом он наказывает ему, чтобы и он, и сучонка были сыты, а коврига осталась целой. Батрак работает целый день, а когда от голода становится невтерпёж, придумывает, что ему сделать, чтобы выполнить наказ попа. Он снимает с ковриги верхнюю корку, вытаскивает весь мякиш, наедается досыта и кормит сучонку, а корку прилепляет на место. Поп доволен, что молодец оказался догадливым, прибавляет ему сверх условленной цены за смекалку, и батрак живёт у попа припеваючи.

Дочь пастуха

Царь берет себе в жены дочь пастуха, красавицу, но требует от неё, чтобы она ни в чем не перечила, не то он ее казнит. У них рождается сын, царь же говорит жене, что не годится, чтобы мужицкий сын завладел после его смерти всем царством и поэтому ее сына надо убить. Жена безропотно подчиняется, а царь тайно отправляет ребёнка к своей сестре. Когда у них рождается дочь, царь точно так же поступает и с девочкой. Царевич с царевной растут вдали от матери и становятся очень хороши собой.

Проходит много лет, и царь объявляет жене, что больше не хочет с ней жить, и отправляет ее назад к отцу. Она ни единым словом не укоряет мужа и пасёт скотину, как прежде. Царь вызывает прежнюю жену во дворец, говорит ей, что собирается жениться на молодой красавице, и велит прибрать в комнатах к приезду невесты. Та приезжает, и царь спрашивает прежнюю жену, хороша ли его невеста, а жена смиренно отвечает, что если ему хорошо, то ей и подавно. Тогда царь возвращает ей царские уборы и признается, что юная красавица - ее дочь, а красавец, что приехал вместе с ней, - ее сын. После этого царь перестаёт испытывать свою жену и живёт с ней без всякой хитрости.

Оклеветанная купеческая дочь

У купца с купчихой - сын и дочь-красавица. Родители умирают, а брат прощается с любимой сестрой и уходит на военную службу. Они меняются своими портретами и обещают никогда не забывать друг друга. Купеческий сын служит царю верой и правдой, становится полковником и дружит с самим царевичем. Тот видит у полковника на стене портрет его сестры, влюбляется в неё и мечтает на ней жениться. Все полковники и генералы завидуют дружбе купеческого сына с царевичем и думают, как бы их раздружить.

Один завистливый генерал едет в город, где живёт сестра полковника, выспрашивает про неё и узнает, что она - девица примерного поведения и редко выезжает из дому, разве только в церковь. Накануне большого праздника генерал дожидается, когда девушка уедет ко всенощной, и заходит к ней в дом. Пользуясь тем, что слуги принимают его за брата своей хозяйки, он проходит к ней в спальню, крадёт у неё со столика перчатку и именное кольцо и поспешно уезжает. Купеческая дочь возвращается из церкви, и слуги рассказывают ей, что приезжал ее брат, не застал ее и тоже поехал в церковь. Она ждёт брата, замечает, что пропало золотое кольцо, и догадывается, что в доме побывал вор. А генерал приезжает в столицу, клевещет царевичу на сестру полковника, говорит, что сам не удержался и согрешил с ней, и показывает ее кольцо и перчатку, которые она якобы подарила ему на память.

Царевич рассказывает обо всем купеческому сыну. Тот берет отпуск и едет к сестре. От неё он узнает, что у неё из спальни пропали кольцо и перчатка. Купеческий сын догадывается, что все это - козни генерала, и просит сестру, чтобы она приехала в столицу, когда будет большой развод на площади. Девушка приезжает и просит у царевича суда над генералом, который опорочил ее имя. Царевич вызывает генерала, но тот клянётся, что впервые видит эту девицу. Купеческая дочь показывает генералу перчатку, пару к той, которую она якобы подарила генералу вместе с золотым кольцом, и уличает генерала во лжи. Тот во всем признается, его судят и приговаривают к повешению. А царевич едет к отцу, и тот разрешает ему жениться на купеческой дочери.

Солдат и царь в лесу

У мужика растут два сына. Старшего забирают в рекруты, и он дослуживается до генеральского чина Потом забирают в солдаты младшего, и он попадает в тот самый полк, где командует его брат-генерал. Но генерал не желает признавать младшего брата: он стыдится, что тот - простой солдат, и прямо говорит ему, что знать его не хочет. Когда же солдат рассказывает об этом друзьям генерала, тот приказывает дать ему триста палок. Солдат убегает из полка и живёт один в диком лесу, питаясь кореньями и ягодами.

Однажды в этом лесу охотится царь со свитой. Царь гонится за оленем и отстаёт от остальных охотников. Он блуждает в лесу и встречает беглого солдата. Царь говорит солдату, что он - царский слуга Они ищут ночлега и заходят в лесную избушку, в которой живёт старуха Та не хочет кормить незваных гостей, но солдат находит у неё вдоволь еды и вина и корит за жадность. Наевшись и напившись, они ложатся спать на чердаке, но солдат на всякий случай уговаривается с царём по очереди стоять на часах. Царь два раза засыпает на посту, и солдат будит его, а на третий раз поколачивает и отправляет спать, а сам караулит.

В избушку приезжают разбойники. Они по одному поднимаются на чердак, чтобы зарезать незваных гостей, но солдат расправляется с ними. Наутро солдат с царём спускаются с чердака и солдат требует у старухи все деньги, которые награбили разбойники.

Солдат выводит царя из лесу и прощается с ним, а тот приглашает служивого в царский дворец и обещает похлопотать за него у государя. Царь отдаёт приказ по всем заставам: если увидят такого-то солдата, пусть отдают ему честь так, как положено приветствовать генерала. Солдат удивляется, приходит ко дворцу и узнает в своём недавнем товарище царя. Тот награждает его генеральским чином, а его старшего брата разжалывает в солдаты, чтобы не отказывался от роду и племени.

Морока

Матрос отпрашивается с корабля на берег, ходит каждый день в трактир, кутит и расплачивается только золотыми. Трактирщик подозревает неладное и доносит офицеру, а тот докладывает генералу. Генерал вызывает матроса и требует, чтобы тот объяснил, откуда у него столько золота Тот отвечает, что такого добра в любой помойной яме полно, и просит, чтобы трактирщик показал то золото, что получил от него. В шкатулке вместо золота оказываются костяшки. Вдруг в окна и двери устремляются потоки воды, и генералу не до расспросов. Матрос предлагает вылезти через трубу на крышу. Они спасаются и видят, что весь город затопило. Мимо плывёт ялик, матрос с генералом садятся в него и на третий день приплывают в тридесятое царство.

Чтобы заработать на хлеб, они идут в деревню и нанимаются на все лето в пастухи: матрос становится старшим, а генерал - подпаском. Осенью им выплачивают деньги, и матрос делит их поровну, но генерал недоволен тем, что простой матрос равняет его с собой. Они ссорятся, но тут матрос расталкивает генерала, чтобы тот очнулся. Генерал приходит в себя и видит, что он - в той же комнате, словно и не выходил из неё. Не хочет он больше судить матроса и отпускает его. Так трактирщик и остаётся ни с чем.

Знахарь

Бедный и продувной мужичок по прозванию Жучок крадёт у бабы холстину, прячет ее, а сам хвастается, что умеет ворожить. Баба приходит к нему, чтобы узнать, где ее холст. Мужик просит за работу пуд муки и фунт масла и рассказывает, где спрятана холстина После этого он, украв у барина жеребца, получает с барина за ворожбу сто рублей, и идёт слава о мужике как о великом знахаре.

У царя пропадает венчальное кольцо, и он посылает за знахарем: если мужик узнает, где кольцо, получит награду, если нет - лишится головы. Знахарю отводят особую комнату, чтобы к утру он узнал, где кольцо. Лакей, кучер и повар, которые украли кольцо, боятся, что знахарь узнает про них, и договариваются по очереди подслушивать у дверей. Мужик же решил дождаться третьих петухов и убежать. Приходит лакей подслушивать, а в это время в первый раз начинает петь петух. Мужик и говорит: один уже есть, остаётся ещё двух ждать! Лакей же думает, что знахарь его узнал. С кучером и поваром происходит то же самое: поют петухи, а мужик считает и приговаривает: два есть! а теперь и все три! Воры умоляют знахаря не выдавать их и отдают ему кольцо. Мужик бросает кольцо под половицу, а наутро говорит царю, где искать пропажу.

Царь щедро награждает знахаря и идёт гулять в сад. Увидев жука, он прячет его в ладони, возвращается во дворец и просит мужика отгадать, что у него в руке. Мужик и говорит сам себе: «Ну вот, попался жучок царю в руки!» Царь ещё больше награждает знахаря и отпускает его домой.

Слепцы

В Москве на Калужской заставе подаёт мужик слепому нищему с последнего полтинника семитку и просит сорок восемь копеек сдачи, а слепой будто и не слышит. Мужику жалко своих денег, и он, обозлившись на слепого, потихоньку уносит у него один костыль, а сам идёт следом за ним, когда тот уходит. Приходит слепец в свою избушку, отворяет дверь, а мужик - шмыг в комнату и притаился там. Слепой запирается изнутри, достаёт бочонок с деньгами, высыпает туда все, что набрал за день, и усмехается, вспоминая того молодца, который отдал ему свой последний полтинник. А в бочонке у нищего - пятьсот рублей. Слепой от нечего делать катает бочонок по полу, тот ударяется о стенку и катится назад к нему. Мужик потихоньку забирает у него бочонок. Слепой не поймёт, куда подевался бочонок, отпирает дверь и зовёт

Пантелея, своего соседа, что живёт в соседней избушке. Тот приходит.

Мужик видит, что Пантелей - тоже слепой. Пантелей ругает приятеля за глупость и говорит, что надо было не играть с деньгами, а поступить, как он, Пантелей: разменять деньги на ассигнации и зашить их в старую шапчонку, которая всегда при нем. А в ней у Пантелея - около пятисот рублей. Мужик потихоньку снимает с него шапку, выходит за дверь и убегает, прихватив с собой бочонок. Пантелей думает, что шапку снял с него сосед, и начинает с ним драться. А пока слепцы дерутся, мужик возвращается к себе домой и живёт припеваючи.

Вор

У мужика - трое сыновей. Везёт он старшего в лес, парень видит берёзу и говорит, что если бы сжечь ее на уголь, завёл бы он себе кузницу и стал бы деньги зарабатывать. Отец доволен, что сын его смышлёный. Везёт он в лес среднего сына. Тот видит дуб и говорит, что если срубить этот дуб, то стал бы он плотничать да деньги зарабатывать. Отец и средним сыном доволен. А младшего Ваньку сколько он ни возил по лесу, тот все молчит. Выезжают они из леса, малый видит корову и говорит отцу, что хорошо бы украсть эту корову! Отец видит, что от него толку не будет, и прогоняет его. А Ванька становится таким ловким вором, что горожане жалуются на него королю. Тот призывает к себе Ваньку и хочет испытать его: так ли он ловок, как о нем говорят. Король приказывает ему увести у него из конюшни жеребца: если Ванька сможет его украсть, то король его помилует, а нет - казнит.

Тем же вечером Ванька притворяется в стельку пьяным и бредёт с бочонком водки через королевский двор. Конюхи заводят его в конюшню, забирают у него бочонок и напиваются допьяна, а Ванька притворяется, что спит. Когда же конюхи засыпают, вор уводит королевского жеребца. Король прощает Ваньке эту проделку, но требует, чтобы вор покинул его королевство, не то ему не сдобровать!

Мёртвое тело

У старушки вдовы - два сына умных, а третий дурак. Умирая, мать просит сыновей, чтобы при разделе имения они не обделили дурака, но братья ничего ему не дают. А дурак хватает покойницу со стола, тащит на чердак и кричит оттуда, что его матушку убили. Братья не хотят скандала и дают ему сто рублей. Дурак сажает покойницу в дровни и везёт на большую дорогу. Навстречу скачет барин, но дурак нарочно с дороги не сворачивает. Барин наезжает на дровни, покойница с них падает, а дурак вопит, что матушку убили. Барин пугается и даёт ему сто рублей, чтоб молчал, но дурак берет с него триста. Потом дурак потихоньку отвозит покойницу к попу на двор, затаскивает в погреб, сажает на солому, снимает крышки с кринок с молоком и даёт мёртвой в руки кувшин и ложку. Сам же прячется за кадку.

Спускается в погреб попадья и видит: сидит какая-то старуха и собирает с кринок сметану в кувшин. Попадья хватает палку, бьёт старуху по голове, та падает, а дурак выскакивает из-за кадки и кричит, что матушку убили. Прибегает поп, даёт дураку сто рублей и обещает на свои деньги схоронить покойницу, лишь бы дурак молчал. Возвращается дурак домой с деньгами. Братья спрашивают его, куда он покойницу дел, а тот отвечает, что продал. Тем становится завидно, они убивают своих жён и везут на базар продавать, а их хватают и ссылают в Сибирь. Дурак же становится хозяином в доме и живёт - не тужит.

Иванушка-дурачок

У старика со старухой - три сына: два умных, а третий дурак. Посылает его мать отнести братьям в поле горшок с клёцками. Он видит свою тень и думает, что какой-то человек идёт за ним и хочет клёцки съесть. Дурак бросается в него клёцками, а тот все не отстаёт. Так и приходит дурак; к братьям с пустыми руками. Те бьют дурака, уходят в деревню обедать, а его оставляют овец пасти. Дурак видит, что овцы разбрелись по полю, собирает их в кучу и выбивает всем овцам глаза. Приходят братья, видят, что наделал дурак, и бьют его пуще прежнего.

Посылают старики Иванушку в город за покупками к празднику. Тот покупает все, что просили, но по своей дурости все с воза выкидывает. Братья снова колотят его и сами едут за покупками, а Иванушку оставляют в избе. Тому не нравится, что в кадушке пиво бродит. Он не велит ему бродить, но пиво не слушается. Дурак сердится, выливает пиво на пол, садится в корыто и плавает по избе. Возвращаются братья, зашивают дурака в куль, несут к реке и ищут прорубь, чтобы утопить. Мимо едет барин на тройке лошадей, а дурак кричит, что не хочет он, Иванушка, воеводой быть, а его заставляют. Барин соглашается вместо дурака стать воеводой и вытаскивает его из куля, а Иванушка сажает туда барина, зашивает куль, садится в повозку и уезжает. Приходят братья, бросают куль в прорубь и идут домой, а навстречу им едет на тройке Иванушка.

Дурак рассказывает им, что, когда они бросили его в прорубь, он поймал под водой лошадок, но там остался ещё славный конь. Братья просят Иванушку, чтобы он зашил их в куль и бросил в прорубь. Тот так и делает, а потом идёт домой - пиво пить и братьев поминать.

Лутонюшка

Живёт со стариком и старухой их сын Лутоня. Как-то раз старуха роняет полено и начинает причитать, а мужу говорит, что если бы они женили своего Лутоню, и народился бы у него сынок, и сидел бы рядом с ней, то она, уронив полено, зашибла бы его до смерти. Сидят старики и горько плачут. Лутоня узнает, в чем дело, и уходит со двора - искать, есть ли кто на свете глупее его родителей. В деревне мужики хотят на крышу избы затащить корову. На вопрос Лутони они отвечают, что там выросло много травы. Лутоня влезает на крышу, срывает несколько пучков и бросает корове.

Мужики удивляются находчивости Лутони и упрашивают его пожить с ними, но он отказывается. В другом селе он видит, кале мужики привязали в воротах хомут и палками вгоняют в него лошадь. Лутоня надевает хомут на лошадь и идёт дальше. На постоялом дворе хозяйка ставит на стол саламату, а сама без конца ходит с ложкой в погреб за сметаной. Лутоня объясняет ей, что проще принести кувшин со сметаной из погреба и поставить на стол. Хозяйка благодарит Лутоню и угощает его.

Мена

Мужик находит в навозе овсяное зерно, просит жену, чтобы она истолкла его, смолола, сварила киселю и налила в блюдо, а он отнесёт его царю: авось царь чем-нибудь да пожалует! Приходит мужик к царю с блюдом киселя, и тот даёт ему золотую тетёрку. Мужик отправляется домой, по дороге встречает пастуха, меняет тетёрку на коня и идёт дальше. Потом он меняет коня на корову, корову на овцу, овцу на свинью, свинью на гуся, гуся на утку, утку на клюшку. Приходит он домой и рассказывает жене, какую награду получил от царя и на что ее променял. Жена хватает клюшку и колотит мужа.

Иван-дурак

У старика со старухой - два сына женатые и работящие, а третий, Иван-дурак, - холост и бездельничает. Посылают Ивана-дурака в поле, тот стегает лошадь по боку, убивает одним махом сорок слепней, а ему кажется, что он убил сорок богатырей. Он приходит домой и требует у родных полог, седло, лошадь и саблю. Те над ним смеются и отдают то, что никуда не годно, а дурак садится на худую кобылёнку и уезжает. Он пишет на столбе послание Илье Муромцу и Федору Лыжникову, чтобы они приехали к нему, сильному и могучему богатырю, который одним махом убил сорок богатырей.

Илья Муромец и Федор Лыжников видят послание Ивана, могучего богатыря, и присоединяются к нему. Втроём они приезжают в некое государство и останавливаются на царских лугах. Иван-дурак требует, чтобы царь отдал ему свою дочь в жены. Рассерженный царь приказывает захватить трёх богатырей, но Илья Муромец и Федор Лыжников разгоняют царскую рать. Царь посылает за богатырём Добрыней, который живёт в его владениях. Илья Муромец и Федор Лыжников видят, что к ним едет сам Добрыня, пугаются и убегают, а Иван-дурак не успевает сесть на лошадь. Добрыня так велик ростом, что ему приходится согнуться в три погибели, чтобы как следует рассмотреть Ивана. Тот недолго думая выхватывает саблю и срубает богатырю голову. Царь пугается и отдаёт за Ивана свою дочь.

Сказка о злой жене

Жена не слушается мужа и во всем перечит ему. Не жизнь, а мука! Идёт муж в лес по ягоды и видит в кусте смородины бездонную яму. Приходит он домой и говорит жене, чтобы она не ходила в лес по ягоды, а та назло ему идёт. Муж приводит ее к кусту смородины и говорит, чтобы она не рвала ягод, а та назло ему рвёт, лезет в середину куста и падает в яму. Муж радуется и через несколько дней идёт в лес жену проведать. Он опускает в яму длинную бечеву, вытягивает ее, а на ней - чертёнок! Мужик пугается и хочет бросить его назад в яму, но тот просит отпустить его, обещает отплатить добром и рассказывает, что пришла к ним злая жена и всем чертям от неё житья не стало.

Мужик с чертёнком договариваются, что один будет морить, а другой - лечить, и приходят в Вологду. Чертёнок морит купеческих жён и дочерей, и те болеют, а мужик как придёт в дом, где чертёнок поселился, так нечистый оттуда уходит. Мужика принимают за лекаря и много денег дают. Наконец чертёнок говорит ему, что теперь мужик разбогател и они с ним в расчёте. Он предупреждает мужика, чтобы тот не ходил лечить боярскую дочь, в которую он, нечистый, скоро войдёт. Но боярин, когда его дочь заболевает, уговаривает мужика, чтобы тот ее вылечил.

Мужик приходит к боярину и велит, чтобы все горожане стояли напротив дома и кричали, что злая жена пришла. Чертёнок видит мужика, сердится на него и грозится съесть, но тот говорит, что пришёл по дружбе - предупредить чертёнка, что сюда злая жена пришла. Чертёнок пугается, слышит, как на улице все об этом кричат, и не знает, куда ему деваться. Мужик советует ему возвращаться в яму, черт туда прыгает да там со злой женой и остаётся. А боярин отдаёт за мужика свою дочь и даёт за ней половину своего имения.

Жена-спорщица

Живёт мужик и мучается, потому что жена - упрямая, сварливая и завзятая спорщица. Когда забредёт на двор чья-либо скотина, не дай Бог сказать, что скотина чужая, надо говорить, что ее! Не знает мужик, как от такой жены избавиться. Однажды заходят к ним на двор барские гуси. Жена спрашивает мужа, чьи они. Тот отвечает: барские. Жена, вспылив со злости, падает на пол и кричит: умираю! говори, чьи гуси? Муж снова ей в ответ: барские! Жене и взаправду плохо, она стонет да охает, зовёт попа, но не перестаёт спрашивать про гусей. Приезжает поп, исповедует и причащает ее, жена просит готовить ей гроб, но опять спрашивает мужа, чьи гуси. Тот опять ей говорит, что они барские. Гроб относят в церковь, служат панихиду, муж подходит к гробу попрощаться, а жена шепчет ему: чьи гуси? Муж отвечает, что они - барские, и распоряжается, чтобы гроб несли на кладбище. Опускают гроб в могилу, муж наклоняется к жене, а она снова шепчет: чьи гуси? Он отвечает ей: барские! Засыпают могилу землёй. Вот как уходили бабу барские гуси!

Жена-доказчица

Живёт старик со старухой, а она так болтлива, что старику из-за ее языка все время достаётся. Идёт старик в лес за дровами и находит котёл, полный золота Он рад богатству, но не знает, как домой принести: жена тотчас всем разболтает! Придумывает он хитрость: зарывает котёл в землю, идёт в город, покупает щуку и живого зайца. Щуку вешает на дереве, а зайца относит к реке и сажает в сеть. Дома он рассказывает про клад старухе и идёт с ней в лес. По дороге старуха видит на дереве щуку, и старик снимает ее. Потом он идёт со старухой к реке и при ней достаёт из рыболовной сети зайца. Приходят они в лес, выкапывают клад и идут домой. По дороге старуха говорит старику, что ей слышно, как коровы ревут, а тот ей отвечает, что это их барина черти дерут.

Живут они теперь богато, но старуха совсем от рук отбилась: каждый день закатывает пиры, хоть из дому беги! Старик терпит, но потом крепко колотит ее. Та бежит к барину, рассказывает ему про клад и просит, чтобы он упёк старика в Сибирь. Барин сердится, приходит к старику и требует, чтобы тот во всем признался. Но старик клянётся ему, что никакого клада на барской земле не находил. Старуха показывает, где старик прячет деньги, но в сундуке пусто. Тогда она рассказывает барину, как они пошли за кладом в лес, по дороге сняли с дерева щуку, потом из рыболовной сети вытащили зайца, а когда возвращались, то слышали, как его, барина, черти дерут. Барин видит, что старуха не в своём уме, и прогоняет ее. Скоро она помирает, а старик женится на молодой и живёт себе припеваючи.

Вещий дуб

У доброго старичка - молодая жена, плутоватая баба. Чуть что не по ней, она и не кормит его, и по дому ничего не делает. Хочет он ее проучить. Приходит из леса и рассказывает, что есть там старый дуб, который все знает и будущее предсказывает. Жена спешит к дубу, а старик приходит раньше неё и прячется в дупло. Жена спрашивает у дуба совета, как ей старого да нелюбимого мужа ослепить. А старик из дупла ей отвечает, что надо кормить его получше, он и ослепнет. Жена старается послаще накормить старика, и тот через какое-то время притворяется слепым. Жена радуется, зовёт гостей, идёт у них пир горой. Вина не хватает, и жена уходит из избы, чтобы принести ещё вина. Старик видит, что гости упились, и по одному убивает их, а рот затыкает блинами, как будто они подавились. Приходит жена, видит, что все приятели мёртвые лежат, и впредь зарекается гостей созывать. Идёт мимо дурак, жена даёт ему золотой, он и вытаскивает покойников: кого в прорубь бросает, кого грязью прикрывает.

Дорогая кожа

Живут два брата. Данило богат, но завистлив, а у бедного Гаврилы только и имения, что одна корова Приходит Данило к брату и рассказывает, что нынче в городе коровы дёшевы, по шесть рублей, а за шкуру по двадцать пять дают. Таврило, поверив ему, закалывает корову, мясо приедает, а кожу несёт на рынок. Но никто не даёт ему больше двух с полтиной. Наконец Таврило уступает кожу одному купцу и просит, чтобы тот угостил его водкой. Купец даёт ему свой платок и велит идти к нему домой, отдать платок хозяйке и сказать ей, чтобы она поднесла стакан вина.

Таврило приходит к купчихе, а у неё сидит любовник. Купчиха угощает Гаврилу вином, а он все не уходит и просит ещё. Возвращается купец, жена спешит спрятать любовника, а Таврило прячется в западню вместе с ним. Хозяин приводит с собой гостей, они начинают выпивать и песни петь. Гавриле тоже хочется петь, но любовник купчихи его отговаривает и даёт за это сначала сто рублей, потом ещё двести. Купчиха слышит, как они в западне шушукаются, и приносит Гавриле ещё пятьсот рублей, лишь бы молчал. Таврило находит подушку и бочонок смолы, велит любовнику купчихи раздеться, окатывает его смолой, вываливает в перьях, садится на него верхом и с криком вываливается из западни. Гости думают, что это черти, и разбегаются. Купчиха говорит мужу, что давно замечала, что у них в доме нечистая сила шалит, тот верит ей и продаёт дом за бесценок. А Таврило возвращается домой и посылает своего старшего сына за дядей Данилом, чтобы тот помог ему деньги пересчитать. Тот удивляется, откуда у бедного брата столько денег, а Таврило рассказывает, что выручил двадцать пять рублей за коровью кожу, купил на эти деньги ещё коров, содрал с них шкуры, и опять продал, и снова пустил деньги в оборот.

Жадный и завистливый Данило закалывает всю свою скотину и везёт кожи на рынок, но никто не даёт ему больше двух с полтиной. Данило остаётся в убытке и живёт теперь беднее брата, а Таврило наживает большое богатство.

Как муж отучил жену от сказок

У дворника жена так любит сказки, что не пускает на постой тех, кто не умеет их рассказывать. А мужу от этого убыток, он и думает: как бы отучить ее от сказок! Просится холодной ночью мужик переночевать и обещает всю ночь рассказывать сказки, лишь бы пустили в тепло, а сам и не знает ни одной. Муж говорит жене, что мужик будет сказывать с одним условием: чтобы она его не перебивала. Мужик начинает: летела сова мимо сада, села на колоду, выпила воду... Да только это и твердит. Жене скучно слушать одно и то же, она сердится и перебивает мужика, а мужу только того и надо. Он вскакивает с лавки и начинает колотить жену за то, что перебила рассказчика и не дала сказку дослушать. И так ей от него достаётся, что с тех пор она зарекается сказки слушать.

Скряга

Богатый, но скупой купец Марко видит, как бедный мужик жалеет нищего и подаёт ему копеечку. Стыдно становится купцу, он просит у мужика копеечку взаймы и говорит ему, что у него мелких денег нет, а ему тоже хочется нищему подать. Тот даёт Марко копеечку и приходит за долгом, но купец всякий раз отсылает его: дескать, нет мелких денег! Когда тот снова приходит за копеечкой, Марко просит жену, чтобы она сказала мужику, что ее муж помер, а сам раздевается догола, накрывается простыней и ложится под образа. А мужик предлагает купчихе обмыть покойника, берет чугун с горячей водой и давай купца поливать. Тот терпит.

Обмыв Марко, бедняк кладёт его в гроб и отправляется вместе с покойником в церковь, псалтырь над ним читать. Ночью в церковь залезают разбойники, и мужик прячется за алтарь. Разбойники начинают делить добычу, но никак не могут разделить между собой золотую саблю: каждый хочет ее взять себе. Бедняк выбегает из-за алтаря и кричит, что сабля тому достанется, кто мертвецу голову срубит. Марко вскакивает, а воры бросают добычу и в страхе разбегаются.

Марко с мужиком делят все деньги поровну, а когда мужик спрашивает про свою копеечку, Марко говорит ему, что опять у него при себе мелких нет. Так и не отдаёт копеечку.

* * *

У мужика семья большая, а из добра - один гусь. Когда есть совсем нечего, жарит мужик гуся, а есть его не с чем: нет ни хлеба, ни соли. Мужик советуется с женой и относит гуся к барину на поклон, чтобы попросить у него хлеба. Тот просит мужика разделить гуся, да так, чтобы всем в семье хватило. А у барина - жена, два сына и две дочери. Мужик так делит гуся, что большая часть достаётся ему. Барину по душе мужицкая смекалка, и он угощает мужика вином и даёт хлеба Узнает про это богатый и завистливый мужик и тоже отправляется к барину, зажарив пять гусей. Барин и его просит разделить между всеми поровну, но тот не может. Барин посылает за бедным мужиком, чтобы он разделил гусей. Тот даёт одного гуся барину с барыней, одного - их сыновьям, одного - их дочерям и себе берет двух гусей. Барин хвалит мужика за находчивость, награждает деньгами, а богатого мужика выгоняет.

* * *

Приходит солдат на квартиру к хозяйке и просит поесть, но хозяйка скупится и говорит, что у неё ничего нет. Тогда солдат говорит ей, что сварит кашу из одного топора. Он берет у бабы топор, варит его, потом просит добавить крупы, масла - каша готова.

Они съедают кашу, и баба спрашивает у солдата, когда же они топор будут есть, а солдат отвечает, что топор ещё не доварился и он где-нибудь в дороге доварит его и позавтракает. Солдат припрятывает топор и уходит сытый и довольный.

* * *

Сидят на печи старик со старухой, она и говорит, что если бы у них были дети, то сынок вспахал бы поле и посеял хлеб, а дочка окала бы его, а сама она, старуха, наварила бы пива и позвала бы всю свою родню, а родню старика не стала бы звать. Старше требует, чтобы она позвала его родню, а свою не звала. Они ссорятся, и старик таскает старуху за косу и сталкивает ее с печи. Когда он уходит в лес за дровами, старуха собирается бежать из дому. Она печёт пироги, укладывает их в большой мешок и идёт к соседке прощаться.

Старик узнает, что старуха бежать от него собралась, вынимает из мешка пироги и залезает в него сам. Старуха берет мешок и идёт. Пройдя немного, она хочет остановиться и говорит, что неплохо бы сейчас сесть на пенёк и съесть пирожок, а старик из мешка кричит, что он все видит и слышит. Старуха боится, что он догонит ее, и снова пускается в путь. Так и не даёт старик старухе отдохнуть. Когда же она больше не может идти и развязывает мешок, чтобы подкрепиться, то видит, что в мешке старик сидит. Она просит простить ее и обещает больше не убегать от него. Старик прощает ее, и они вместе возвращаются домой.

* * *

Иван посылает свою жену Арину в поле рожь жать. А она жнёт ровно столько, чтобы было, где лечь, и засыпает. Дома она говорит мужу, что одно местечко выжала, а тот думает, что с целой полосой покончено. И так повторяется каждый раз. Наконец Иван отправляется в поле за снопами, видит, что рожь вся несжатая, только несколько местечек выжаты.

В одном таком местечке лежит Арина и спит. Иван думает проучить жену: берет ножницы, остригает ее наголо, мажет ей голову патокой и осыпает пухом, а потом едет домой. Арина просыпается, трогает рукой голову и никак не поймёт: то ли она - не Арина, то ли голова - не ее. Приходит она к своей избе и спрашивает под окошком, дома ли Арина. А муж и отвечает, что жена дома. Собака не узнает хозяйку и бросается на неё, та убегает и целые сутки бродит по полю не евши. Наконец Иван прощает ее и возвращает домой. С той поры Арина уже не ленится, не хитрит и работает добросовестно.

* * *

Мужик пашет в поле, находит самоцветный камень и несёт его царю. Приходит мужик во дворец и просит генерала довести его до царя. Тот за услугу требует у мужика половину того, чем наградит его царь. Мужик соглашается, и генерал приводит его к царю. Царь доволен камнем и даёт мужику две тысячи рублей, но тот не хочет денег и просит пятьдесят ударов плёткой. Царь жалеет мужика и приказывает, чтобы того отстегали, но совсем легонько. Мркик считает удары и, насчитав двадцать пять, говорит царю, что вторая половина - тому, кто привёл его сюда. Царь вызывает генерала, и тот сполна получает то, что ему причитается. А мужику царь дарит три тысячи рублей.

Бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. "В них, – писал Белинский, – отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве".

Одной из бытовых сказок является сказка "Жена-доказчица" .

Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: "Жил старик со старухой". Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее – бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои "крючат" (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли ("заезочек"), рыболовные снасти в виде сачка ("морду"). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в "пестерек" (берестяная корзина) и т. д.

В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.

В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. "Он (старик – А.Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох". Старуха всему поверила.

Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется "Жена-доказчица". И даже тогда, когда ее наказывают розгами: "растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает". Барин плюнул и прогнал старика и старуху.

Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Сказка отражает стихию народной речи.

Волшебные сказки. Герои русских волшебных сказок

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

"Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного".. 1

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: "Три царства", "Волшебное кольцо", "Перышко Финиста – ясна сокола", "Царевна-лягушка", "Кащей Бессмертный", "Марья Моревна", "Морской царь и Василиса Премудрая", "Сивка-Бурка", "Морозко" и др.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:

"Герой фольклора – "дурак", презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод". 2

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке "Три царства" герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники : Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: "Ни в сказке сказать, ни пером описать". Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.

Примером такой сказки является сказка "Два Ивана – солдатских сына" .

Сказки о животных.

Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных . Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).

Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой ("Лиса крадет рыбу из саней"); обманывает волка ("Лиса и волк"); обманывает петуха ("Кот, петух и лиса"); выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц"); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и лиса"). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк . Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят ("Волк и коза"), собирается разорвать овцу ("Овца, лиса и волк"), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста ("Лиса и волк").

Еще одним героем сказок о животных является медведь . Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют "всем пригнетыш". Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем ("Мужик и медведь").

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у "крупных" животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.

В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности.

Юмор основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в прорубь и верит, что он поймает рыбу).

Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов ("Лиса и Тетерев", "Бобовое зернышко"). В них диалоги преобладают над повествованием. В текст включаются небольшие песенки ("Колобок", "Коза-дереза").

Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно ("Бобовое зернышко", "Звери в яме"). Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны.

Жили-были муж с женой. Жена была такая упрямая, что и сказать нельзя. Попросит её муж о чём-нибудь, а у неё всегда один ответ: «Ну вот ещё!» И сделает всё наоборот...

Жил-был крестьянин, у него было два сына: меньшой был в дороге, старшой при доме. Стал отец помирать и оставил сыну при доме все наследство, а другому ничего не дал...

Шёл солдат со службы. Честно отслужил он двадцать пять годков. Доля такая крестьянская. Средний сын ведь, старший и младший землю пашут. А ему от супостата всякого землю родимую отвоёвывать. Героем служивый не стал, но и трусом не прослыл...

Жила-была бедная семья. Детей - семеро по лавкам, а всё хозяйство - единственный гусь. И уж как не оберегал его хозяин, а настал день, когда совсем есть стало нечего. Зарезал тогда мужик гуся, изжарил его, хозяйка и на стол подала...

Старый солдат шёл домой на побывку. Притомился в пути, есть захотел. Дошёл до деревни, постучался в крайнюю избу: - Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отперла старуха: - Заходи, служивый...

Жил-был на свете старый Мороз Синий нос, и был у него молодой сын - Мороз Красный нос. Ну и любил же молодой Мороз Красный нос похвастаться!
Только, бывало, и твердит: «Отец уже стар, плохо своё дело делает. А вот я - молодой да сильный...

Бедный мужик шёл по чистому полю и увидел под кустом зайца. Обрадовался и говорит:
- Вот теперь будет у меня дом. Сейчас поймаю этого зайца и продам за четыре рубля, на те деньги куплю свинью, она принесёт двенадцать поросят...

Шел солдат со службы домой. Дорогой выпросился ночевать. Вечером хозяева стали пельмени стряпать. Старик хозяин сидит на лавке. Сел солдат рядом и завел разговор: - Видно, поедим, дедушка? - Поедим, да не все! - отвечает старик. - А ты разве не хочешь? - спрашивает солдат...

В некотором городе, а может, и в том, где мы с тобой живем, стояла телефонная будка, каких много. Однако не спеши судить о вещах по первой приглядке. Было в ту будку вставлено стекло, да не простое, а волшебное. Что в нем отразится, назад возвратится, во сто раз усилится...

Жила-была барыня, глупая-преглупая. Что ни забьет себе в голову - умри, а исполни. Вот задумала барыня вывести сорок цыплят, и чтобы все были черненькие. Горничная говорит: - Да разве это, барыня, возможно?..

Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал брата Степана в дальнем селе проведать. День был жаркий, дорога пыльная. Идёт Иван, идёт - устал. «Дойду, - думает, - до речки. Там водички попью, отдохну»...

Однажды пошёл мужик в лес дрова рубить. Подошёл к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду. Сидит он и плачет. Вдруг из воды выходит чёрт и спрашивает: - Чего, мужик, плачешь? - Топор, батюшка, утопил...

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак. Помер старик. Сыновья разделили имение по жеребью. Умным досталось много всякого добра, а дураку один бык - и тот худой! Пришла ярмарка. Умные братья собираются на торг ехать...

Ехали два брата: один бедный, другой именитый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, а у именитого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка, а тот, возьми да и заберись под телегу богатого...

Жили-были два брата - два Ивана: Иван-богатей, да Иван-бедняк. У Ивана-богатея полна изба всякого добра, а семья - он да жена. Нет у Ивана-богатея ни малых, ни больших ребят. А у Ивана-бедняка ребят семеро. А в доме ни крупицы, ни мучицы...

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсточек...

Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, всё у него смешно выходит - не так, как у людей. Нанял его в работники один мужик, а сам с женой собрался в город; жена и говорит Иванушке: - Останешься ты с детьми, гляди за ними, накорми их...

В одной деревушке жили два мужика, два родные брата: один был бедный, другой богатый. Богач переехал на житье в город, выстроил себе большой дом и записался в купцы; а у бедного иной раз нет ни куска хлеба, а ребятишки - мал мала меньше - плачут да есть просят...

Жили в одном селе старик да старуха, бедные-пребедные, и был у них сын Иванушка. С малых лет любил он на дудочке играть. И так-то он хорошо играл, что все слушали - наслушаться не могли. Заиграет Иванушка грустную песню - все пригорюнятся, у всех слёзы катятся...

Сказка всегда шла в ногу со временем. Сказка поставила раз и навсегда резкую грань между добром и злом. Она является суровой обличительницей, умея попросту, без обиняков толковать о том, что действительно хорошо, и что, наоборот, достойно беспощадного осуждения. Всю свою любовь и симпатию сказка «отдает» добру, а зло старается уничтожить любыми, доступными ей средствами.

Сказки бывают фольклорные (жанр письменного и устного народного творчества) и литературные.

Литературные сказки имеют одного или нескольких авторов. Персонажи литературных сказок, так же как и фольклорных, вымышленные. Текст сказок такого рода неизменен, зафиксирован в письменном виде.

Фольклорные сказки – это творчество самого народа. Они передаются из уст в уста, из поколения в поколение. В этих сказках имеет место отражение общенародных идеалов.

Народной сказке нередко присущ определенный мерный склад – «и я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не попало». Поэтический характер сказочного языка выражается также в обычных эпических повторениях, обыкновенно до трёх раз – повторяется подвиг героя, важное изречение, ключевая встреча. Героев сказки часто бывает трое – три брата, три сестры.

Какие виды фольклорных сказок существуют?
Волшебные, бытовые, про животных, докучные.

Сказки, в которых преобладают чудесное начало, сверхъестественные события и лица, называют волшебными. В них действующими лицами являются Кощей Бессмертный, Морской царь, Морозко, Баба-Яга, Конь золотогривый, Жар-птица, Сивка-Бурка, Свинка – золотая щетинка. В них мы встречаем также чудесные предметы – живую и мертвую воду, ковёр-самолет, шапку-невидимку, скатерть-самобранку.

Предполагают, что всё это олицетворение сил природы. Так, например, Кощей Бессмертный, сухой и злой старик с белыми волосами, это – зима. Морской царь – море, его дочери – волны морские. Жар-птица – солнце, Сивка-Бурка – конь, от которого земля дрожит, из ушей дым, а из ноздрей пламя пышет – гром и молния. Мертвая и живая вода – дождь, ковёр-самолет – ветер…

Героем волшебной сказки, действующим среди этих существ и предметов, является обыкновенный человек, чаще всего, Иван-царевич, или просто Иванушка. Герой сказки борется с различными силами, страдает, но, в конце концов, выходит победителем, чаще всего ему помогают мифические персонажи.

Герой сказки является часто вначале уничиженным, презираемый другими, слывёт за дурака, но потом он возвышается над пренебрегавшими им. Это уже нравственный элемент в сказке, он, вероятно, появился позднее.

Есть сказки, в которых незаметна нравственная идея. А, например, в сказке о Кощее Бессмертном, похитившем Марью-царевну и заключившем её в стены своего замка, Иван-царевич, жених невесты, побеждает врага нравственными доблестями своими: твёрдостью воли, терпением, добротой.

Нравственное начало видим мы и в сказке о Морозке, наградившем добрую девушку-падчерицу и наказавшем злых дочерей мачехи.

В некоторых сказках, кроме чудесных лиц и событий, встречается изображение современного быта. Так, в сказке о Мальчике с пальчик нарисована крестьянская жизнь: баба занимается хозяйством, мужик в поле пашет. Сын несёт отцу в поле обед и помогает ему пахать. Эта картина земледельческого быта – позднее наслоение в сказке, мифическая основа которой, может быть, сложилась ещё раньше организованного земледелия.

В бытовой сказке чудесные события и персонажи отодвигаются на второй план, а главное место занимает показ человека со всеми его достоинствами и недостатками. Такие сказки относятся к более позднему периоду, чем волшебные сказки. Главное в этих сказках – изображение характеров и нравственная мысль.

Бытовые сказки наиболее приближены к реальной жизни, в ней присутствует некая выдумка, с помощью которой обнаруживаются отрицательные стороны, или, наоборот — показывается смекалка и доброта персонажей. В бытовых сказках мы можем наблюдать картины реальной, повседневной жизни.

Важное место занимают сказки про животных. Эти сказки по происхождению относятся к глубокой древности, к тем временам, когда человек смотрел на животных, как на существ, подобные себе, одаренные разумом и даром слова. До нашего времени эти сказки дошли в довольно неизменном виде. Сказки такого рода – забава для детей, хотя в них и присутствует нравоучительный момент.

Героями сказок про животных являются животные, которые водятся в стране. В наших русских сказках главные действующие лица – лиса, медведь, волк, кот, петух, баран. Сказки такого рода отличаются художественностью, как в языке, так и в обрисовке характеров – каждое животное со своим оригинальным обликом, обрисовано кратко, но часто разносторонне.

Докучные сказки – предмет особого разговора. Они небольших размеров, носят характер прибаутки. Докучные сказки построены на игре слов. В сказках такого рода лёгкий юмор и ирония непременно присутствуют.

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной "системы" – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка "Медведь"). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, "победа" над ним. Так происходит, например, в сказках "Мужик и медведь", "Медведь, собака и кошка". Сказки существенно отличаются от поверий о животных - в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку - критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда - близость подобных сказок к басням ("Лиса и журавль", "Звери в яме").

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек:

1) играет второстепенную роль (старик из сказки "Лиса крадёт рыбу из воза");

2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки "Старая хлеб-соль забывается").

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в "Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка":

1. Дикие животные.

Другие дикие животные.

2. Дикие и домашние животные

3. Человек и дикие животные.

4. Домашние животные.

5. Птицы и рыбы.

6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка о животных.

3. Басня (аполог)

4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных

2. Волшебная сказка о животных

3. Кумулятивная сказка о животных

4. Новеллистическая сказка о животных

5. Аполог (басня)

6. Анекдот.

7. Сатирическая сказка о животных

8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных

9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки.

Сказки рассказанные для детей.

Сказки рассказанные детьми.

2. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. "Озорная" ("заветная" или "порнографическая") сказка.

Около двадцати сюжетов сказок о животных - это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:

Докучные сказки типа "Про белого бычка".

Единица текста включается в другой текст ("У попа была собака").

2. С Конечным повторением:

- "Репка" - нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.

- "Петушок подавился" - происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.

- "За скалочку уточку" - предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки ("Волк и семеро козлят", "Кот, петух и лиса").

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки - о проделках животных ("Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), "Волк у проруби", "Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , "Битый небитого везёт" , "Лиса-повитуха" и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки - лиса (в мировом эпосе - заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог - сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога - это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке - это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию - занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных - это "Благодарные звери". Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет "Ёрш Ершович", которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.

Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных - это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки "Снегурочка". "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка". "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения - старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки - смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета - это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения - разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка - это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце "воцаряется" - то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

Антагониста (вредителя),

Дарителя

Помощника

Царевны или её отца

Отправителя

Ложного героя.

Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным "тотемным" существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик ("Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)", "Царевна-лягушка", "Аленький цветочек" и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц ("Три подземных царства" и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них ("Мальчик-с-пальчик у ведьмы" и др.), или об убийстве могучего змея - хтонического демона ("Победитель змея" и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема ("Золушка" и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного("Сивко-Бурко"). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом ("Конёк-горбунок"). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании "Битвы - Победы" или по наличию "Трудной задачи - Решение трудной задачи". Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.

В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.

Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.