Царскосельский лицей краткая информация. История здания царскосельского лицея. Адрес и режим работы музея

Самым легендарным учебным заведением России Царскосельский Императорский лицей стал сразу после своего учреждения. Инициатором его появления был император Александр I, блестящий преподавательский состав и талантливый директор своими педагогическими, личными талантами вывели в свет несколько поколений русских мыслителей, поэтов, художников, военных. Выпускники лицея составляли российскую элиту не столько по происхождению, сколько по претворению в жизнь принципов беззаветного служения Отечеству на любом поприще.

Основание

Царскосельский Императорский лицей был открыт в годы правления Александра I, а конкретнее, указ о его основании был подписан высочайшим соизволением в августе 1810 года. Основание высшего учебного учреждения пришлось на «либеральные годы» правления государя. Лицей должен был стать первым образцом учебного заведения с европейским подходом к образованию, взращенному на русской почве.

Царскосельский Императорский лицей, от прочих высших школ, отличался отсутствием физических наказаний, дружеским отношением между преподавателями и учениками, насыщенной учебной программой, рассчитанной на формирование личных взглядов и многим другим. Планировалось, что обучаться в лицее будут великие князья, младшие братья правящего царя, Николай и Михаил, но впоследствии им решили дать традиционное домашнее образование.

Условия жизни

Для лицея было предоставлено четырехэтажное новое здание - флигель Царскосельского дворца. Помещения первого этажа предназначались для медчасти и правления. На втором этаже располагались учебные классы для младшего курса, третий был отдан старшим учащимся, а самый верхний, четвертый этаж, занимали спальни. В личных опочивальнях была скромная, почти спартанская обстановка, меблировка состояла из кованой кровати обтянутой парусиной, канцелярского стола для занятий, комода и стола для умывания.

Для библиотеки отвели двухсветную галерею, которая была расположена над аркой. Парадный зал для торжеств находился на третьем этаже. Службы, церковь и квартира директора располагались в отдельном строении рядом с дворцом.

Идея обучения

Концепцию и учебную программу разрабатывал влиятельный царедворец, советник Александра I в первой половине его царствования Основной задачей было воспитание государственных служащих и военных новой формации из детей дворянского сословия. Идеей Сперанского было европеизировать Россию, а для этого нужны были чиновники с другим мышлением, имеющие внутреннюю свободу и соответствующий уровень гуманитарного образования.

Отбор лицеистов был весьма строгим, принимались мальчики из дворянских семей возрастом от 10 до 12 лет, которые должны были успешно сдать вступительные экзамены, подтвердив достаточный уровень знаний по трем языкам (русский, немецкий, французский), истории, географии, математике и физике. Полный курс составлял шестилетнее обучение, разбитое на две ступени, на каждую уделялось по три года.

Гуманитарии и военные

Основное направление образования - гуманитарное, позволявшее воспитать в ученике способность к дальнейшему самостоятельному обучению, логику и всесторонне развить заложенные в ребенке таланты. В течение шести лет велось преподавание по таким основным предметам:

  • Изучение родного и иностранных языков (русский, латынь, французский, немецкий).
  • Нравственные науки закон Божий, философия).
  • Точные науки (арифметика, алгебра, тригонометрия, геометрия, физика).
  • Гуманитарные науки (история российская и иностранная, хронология, география).
  • Основы изящных письмен (риторика и ее правила, произведения великих писателей).
  • Искусство (изобразительное, танцы).
  • Физическое воспитание (гимнастика, плавание, фехтование, верховая езда).

На первом курсе ученики осваивали азы, а на втором от основ переходили к углубленному освоению всех предметов. Кроме этого, на протяжении всего обучения уделялось много внимания гражданской архитектуре, спорту. Тем, кто выбирал военное дело, дополнительно читались часы по истории войн, фортификации и прочим профильным дисциплинам.

Весь учебный и воспитательный процесс проходил под неусыпным надзором директора. В преподавательский состав входили семь профессоров, священник обучавший закону Божьему, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, два адъюнкта, за дисциплиной следили по три надзирателя и гувернера.

Первый набор учеников осуществлялся под надзором самого императора, из 38 человек подавших документы и прошедших конкурс, в лицей в Царском Селе были приняты только 30 студентов, список был утвержден царственной рукой. Александр I осуществлял патронаж учебного заведения, а граф Разумовский А. К. был назначен главой лицея в звании главнокомандующего. По должности графу полагалось присутствовать на всех экзаменах, что он с удовольствием делал, зная в лицо и поименно всех учащихся.

Принципы

Задачи директора лицея были всеобъемлющи, эту должность доверили В. Ф. Малиновскому, получившему образование в Московском университете. Согласно уставу учреждения, директор был обязан круглосуточно проживать на территории лицея и уделять внимание ученикам и всему процессу неустанно, он нес личную ответственность за учащихся, за уровень преподавания и общее состояние лицейского быта.

Царскосельский императорский лицей был укомплектован лучшими педагогами своего времени, все имели высшее образование, научные степени, любили свое дело и подрастающее поколение. Педагоги были свободны в выборе методов преподнесения знаний, неукоснительно должен был соблюдаться один принцип - никакого праздного времяпрепровождения у лицеистов не должно быть.

Ежедневное расписание

Обычный учебный день был построен по строгому расписанию:

  • Утро начиналось в шесть часов, выделялось время для гигиенических процедур, сборов, молитвы.
  • Первые уроки в классах стартовали с семи до девяти утра.
  • Следующий час (9:00-10:00) ученики могли посвятить прогулке и перекусу (чай с булочкой, завтрак не предполагался).
  • Второй урок начинался в 10:00 и длился до 12:00, после чего в течение часа в расписании была прогулка на свежем воздухе.
  • Обед подавался в 13:00.
  • Во второй половине дня, с 14:00 до 15:00, студенты занимались изящными искусствами.
  • С 15:00 до 17:00 следовали занятия в классах на уроках.
  • В 17:00 детям предлагали чай, после чего до 18:00 следовала прогулка.
  • С шести часов и до половины девятого вечера ученики занимались повторением пройденного материала, занимались во вспомогательных классах.
  • В 20:30 подавался ужин, после которого следовало свободное время для отдыха.
  • В 22:00 наступало время молитвы и сна. Каждую субботу учащиеся посещали баню.

Лицей в Царском Селе отличался от остальных учебных заведений еще и тем, что для преподавателя было обязательным добиться знания и понимания своего предмета от каждого ученика. Пока материал не будет усвоен всеми студентами в классе, педагог не мог приступать к новой теме. В целях достижения эффективности, для отстающих учеников вводились дополнительные занятия, изыскивались новые подходы преподавания. В лицее была своя система контроля за уровнем полученных и усвоенных знаний, каждый лицеист писал отчеты, отвечал на устные контрольные вопросы.

Часто учитель считал за благо оставить ученика в покое по своему предмету, Пушкина не заставляли досконально знать математические науки, профессор Карцов говорил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Лицейская жизнь

Лицей в Царском Селе был наделен еще одной особенностью - полной закрытостью, лицеисты не покидали стены учебного заведения в течение всего учебного года. Также была форма одежды, единая для всех. Она состояла из темно-синего кафтана, стоячий воротник и обшлага рукавов, которого были красного цвета, застегивался он позолоченными пуговицами. Для отличия старших и младших курсов были введены петлицы, для старшего курса они были шиты золотом, для младшего серебром.

В лицее, где учился Пушкин, большое внимание уделялось воспитанию. Ученики уважительно относились не только к людям своего сословия, но и к прислуге, крепостным. Человеческое достоинство не зависит от происхождения, это внушалось каждому студенту. По этой же причине дети практически не общались со своими родными - все были наследниками крепостных и дома могли часто видеть совсем иное отношение к зависимым людям, в дворянской среде пренебрежение к крепостным было обычным делом.

Братство и честь

Несмотря на то что лицеисты имели плотных график учебы и занятий, в своих воспоминаниях все признавались в достаточном количестве свободы. Студенты жили по определенному своду законов, устав заведения был вывешен в коридоре четвертого этажа. Один из пунктов утверждал, что сообщество учеников является единой семьей, а потому в их среде нет места чванству, бахвальству и презрению. Дети приезжали в лицей с малых лет, и он становился для них домом, а товарищи и педагоги настоящей семьей. Обстановка в императорском Царскосельском лицее была дружеской, сплоченной.

Для лицеистов была разработана система поощрений и наказаний, исключавшая физическое насилие. Провинившихся озорников сажали в карцер на три дня, куда лично приходил директор для проведения беседы, но это была крайняя мера. По прочим поводам выбирались более щадящие методы - лишение обеда на два дня, в это время ученик получал только хлеб и воду.

Лицейское братство иногда самостоятельно выносило вердикт поведению своим участникам, тем кто отступал от чести и попирал достоинство. Ученики могли объявить бойкот товарищу, оставив его в полной изоляции без возможности общаться. Неписаные законы соблюдались не менее свято, чем устав лицея.

Первый выпуск

Первые воспитанники Царскосельского Императорского лицея вышли из стен учебного заведения в 1817 году. Практически все получили места в государственном аппарате, по результатам экзаменов многие вышли на службу в высоких чинах, много лицеистов выбирало военную службу, приравненную по статусу к Пажескому корпусу. Среди них были люди, ставшие гордостью российской истории и культуры. Великую славу лицею принес поэт Пушкин А. С., никто до него с таким теплом и трепетом не относился к своей школе и преподавателям. Он посвятил Царскосельскому периоду множество произведений.

Практически все учившиеся в первом наборе стали гордостью страны и прославили Царскосельский Императорский лицей. Знаменитые выпускники, такие как: Кюхельбехер В. К. (поэт, общественный деятель, декабрист), Горчаков А. М. (выдающийся дипломат, глава внешнеполитического ведомства при царе Александре II), Дельвиг А. А (поэт, издатель), Матюшкин Ф. Ф. (полярный исследователь, адмирал флота) и другие, внесли свой вклад в историю, культуру, развитие искусств.

Лицеист Пушкин

Переоценить влияние Пушкина на русскую словесность невозможно, его гений был раскрыт и воспитан в стенах лицея. По воспоминаниям однокашников, у поэта было три прозвища - Француз (дань великолепному знанию языка), Сверчок (поэт был подвижным и говорливым ребенком) и Смесь Обезьяны и Тигра (за пылкость нрава и склонность к ссорам). В лицее, где учился Пушкин, экзамены проводились каждые полгода, именно благодаря им талант был замечен и признан еще в школьные годы. Свое первое произведение поэт опубликовал в журнале «Вестник Европы», будучи лицеистом, в 1814 году.

Обстановка в Императорском Царскосельском лицее была такова, что не почувствовать своего призвания ученик не мог. На выявление и развитие талантов был нацелен весь учебный процесс, способствовали этому преподаватели. В своих воспоминаниях, в 1830 году, А.С. Пушкин отмечает: «…начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».

В углах Лицейских переходов,

Являться Муза стала мне.

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась — Муза в ней

Открыла пир своих затей;

Простите, хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт...

Первое известное публичное выступление Пушкина произошло на экзамене при переходе с начального курса на старший, заключительный курс обучения. На публичных экзаменах присутствовали именитые люди, в том числе поэт Державин. Прочитанное пятнадцатилетним учеником стихотворение «Воспоминание о Царском Селе» произвело на присутствовавших гостей огромное впечатление. Пушкину сразу стали прочить великое будущее. Его произведения высоко ценили светочи русской поэзии, его современники - Жуковский, Батюшков, Карамзин и другие.

Александровский лицей

После восшествия на престол Николая I лицей был переведен в Петербург. Царское село было пристанищем лицеистов с 1811 по 1843 год. Учебное заведение переехало на Каменоостровский проспект, где для студентов было выделено помещение бывшего Александринского сиротского дома. Кроме того, учреждение было переименовано в Императорский в честь своего создателя.

Традиции и дух братства поселились и в новом помещении, как ни пытался бороться с этим явлением Николай I. История Царскосельского Императорского лицея продолжилась на новом месте и продлилась до 1918 года. Постоянство отмечалось соблюдением неписаных правил, действующего устава, а также гербом и девизом - «Для общей пользы». Отдавая дань своим известным выпускникам, в 1879 году 19 октября, в стенах Александровского лицея был открыт первый музей А.С. Пушкина.

Но с обоснованием на новом месте некоторые изменения были введены. Согласно новому учебному плану, учеников стали принимать и выпускать ежегодно, военные дисциплины были полностью упразднены, расширился список гуманитарных наук. Ответом времени и изменившейся среде стали новые кафедры - сельского хозяйства, архитектуры гражданского назначения.

После 17-го года

В 1917 году состоялся последний выпуск студентов. До 1918 года занятия продолжались с большими перерывами, закрыли Александровский лицей в мае того же года. Знаменитая библиотека была частично отправлена в Свердловск, большая часть распределена между библиотеками, утеряна или нашла пристанище в частных руках. Удалось сохранить около двух тысяч томов из общего собрания книг, и локализовать их в собрании Государственного литературного музея в 1938 году. Собрание, попавшее в Свердловскую библиотеку, в 1970 годах, было передано в фонд музея Пушкина.

Здание Александровского лицея использовалось для разных целей. В 1917 году в нем располагался штаб Красной армии и другие организации. До начала Великой Отечественной войны и после нее в помещениях была школа, потом здание отдали в распоряжение СГПТУ. Сейчас в здании находится колледж управления и экономики.

Страшная судьба постигла многих лицеистов и педагогов Александровского лицея. В 1925 году было сфабриковано дело, по которому в числе прочих. обвинялись в создании контрреволюционной организации последний директор лицея Шильдер В. А и премьер-министр Голицын Н. Д. Всех обвиняемых в заговоре с целью восстановления монархии, а их насчитывалось 26 человек, и расстреляли. Так печально завершил историю Императорский царскосельский лицей. Пушкин был его певцом и гением, остальные лицеисты историей и гордостью.

Современная педагогика все чаще склоняется к мысли, что идеи, заложенные Сперанским, лучший вариант образования для молодого поколения, который нелишне будет применить сегодня.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Императорский Царскосельский лицей (с 1843 года — Александровский лицей) — высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дня в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!

А. С. Пушкин

Это был первый лицей в России. Название, данное учебному заведению, «поражало публику в России, не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали с своими учениками», заметил лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Не всем было известно, что Ликеем (Лицеем) называлось в Афинах святилище бога солнца и поэзии Аполлона. И такое же название имела и древнегреческая философская школа, основанная Аристотелем в 335 году до нашей эры на окраине Афин у храма Аполлона.Ликейского. Здесь юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея.

Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городке - Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. "Прекрасные дубравы" позднее станут источником поэтического вдохновения Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шести летней жизни в Лицее.

Лицей был основан по распоряжению императора Александра I в 1810 году. Он предназначался для обучения дворянских детей. Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных чиновников высших рангов. В лицей принимались дети 10-14 лет; прием осуществлялся каждые три года.
В Лицей принимали не только по предъявлению свидетельства о дворянском происхождении, но и по предварительному испытанию- вступительным экзаменам.
Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году переподчинен военному ведомству.

Лицей, литография, 1820-е гг.

Царскосельский лицей (г. Пушкин). Гравюра Ж. Мойера (1822 г.).

Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография К. Шульца по рис. И. Мейера. 1850-е гг.

Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 году — четыре класса по полтора года). За это время изучались следующие дисциплины:

* нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
* словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
* исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
* физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
* изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Торжество в Царскосельском лицее
Неизвестный худ. 1830-е гг. Холст, масло. На картине изображены торжества 1836г. по поводу 25-летия лицея.

Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814—1829 г. при лицее действовал Благородный Пансион.

Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.

Андреев А.С. "Пушкин-лицеист"

В истории не только русской, но и мировой литературы не было случая, чтобы поэт, писатель в своем творчестве так много места уделил школе, воспитавшей его, как Александр Пушкин - Лицею.


Лицей. Рисунок А. С. Пушкина на рукописи романа «Евгений Онегин».

Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. Середина XIX века. Литография неизвестного художника

Лицей - в его первых юношеских стихах, в посланиях друзьям, в романе в стихах «Евгений Онегин», в стихотворениях разных лет, посвященных лицейским годовщинам.

В те дни - во мгле дубравных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась! Муза вней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите игры первых лет!
Я изменился, я поэт,
В душе моей едины звуки
Переливаются, живут,
В размеры сладкие бегут.
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». VIII глава (Беловая рукопись)

В начальный период обучения, согласно уставу Лицея, большое внимание уделялось изучению словесности русской, но особенно иностранной, а также наукам историческим; на старших - естественнонаучным дисциплинам. Знакомство с лицейским уставом позволяет заметить преобладание в учебной программе гуманитарных дисциплин. По мнению авторов проекта, многообразие учебных дисциплин позволяло подготовить воспитанника к дальнейшей службе, которую он мог избрать по своему вкусу, будь то военная или гражданская. По окончании Лицея выпускники, с учетом успеваемости, поступали на гражданскую службу с чинами от XIV до IX классов, в военную - на таком же положении, как и воспитанники Пажеского корпуса. Для нового учебного заведения был отведен 4-этажный флигель Екатерининского дворца, построенный в конце XVIII века архитектором И.В. Нееловым. Первоначально флигель, соединенный с дворцом перекинутой через улицу галереей, предназначался для внуков Екатерины II. Когда же местопребывание Лицея было выбрано Царское Село, молодой и талантливый архитектор В.П. Стасов получил задание подготовить здание под нужды учебного заведения. На должность директора Лицея, который по уставу "сверх примерной жизни, должен иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых" был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский.

Василий Федорович Малиновский.

Малиновский решал не только организационные вопросы, его волновал и педагогический штат Лицея. В подборе наставников нельзя было ошибиться: ведь Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение довести полезные сведения до воспитанников, наличие печатных трудов - все это принималось во внимание. Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов - Давида де Будри, Н.Ф. Кошанского, но и молодых - Я.И. Карцова, А.П. Куницына, И.К. Кайданова, для которых Лицей становится делом всей жизни.
Наконец все было подготовлено к открытию. Тридцать мальчиков, справившись с первым серьезным испытанием - экзаменами, стали воспитанниками Лицея. Среди тридцати - те, чьи имена впоследствии войдут в историю России: поэт и журналист Антон Дельвиг, дипломат, канцлер Александр Горчаков, поэт и декабрист Вильгельм Кюхельбекер, декабрист Иван Пущин, поэт Александр Пушкин. Лицей - это мир юности Пушкина, это место рождения его поэтического таланта, это место рождения той большой дружбы, воспоминания о которой не могли стереть ни время, ни испытания.

Табличка у комнаты Пушкина в Царскосельском лицее

У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А.С.Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.


Спальня А.С.Пушкина в Царскосельском лицее

Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения, летом - купание, зимой, "окрылив ноги железом", по выражению А.Пушкина, катание на коньках. Одиннадцатимесячный учебный год прерывался на каникулы лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни. Строгий надзор гувернеров не мешал "избранным сынам дворянства", как называл их Куницын, шалить, проказничать, и тогда в журнале поведения появлялись такие записи: "Малиновский, Пущин и Илличевский оставили без ужина за то, что во время прогулки по саду поссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били по спине прутом". В Лицее и наказывали не так, как в военных заведениях или частных пансионах. Здесь не пороли, не подвергали физическому унижению: провинившегося оставляли одного, чтобы он мог подумать о своем проступке, либо он занимал самое последнее место за обеденным столом.

Оторванные от своих родных, привычного образа жизни, лицейские воспитанники скоро "сжились, свыклись. Образовалась товарищеская семья, в этой семье - свои кружки; в этих кружках начали обозначаться больше или меньше, личности каждого", - вспоминает Иван Пущин.


Лицеисты в классе. Фото начала XX века


Актовый зал. В центре портрет Александра I. Фото 1889

Портрет попечителя Лицея принца П.Г.Ольденбургского (работы П.И.Пороховникова) в библиотеке Лицея. Фото 1889


Конференц-зал Лицея. Галерея портретов директоров Лицея. Фото конца XIX века

Лицейская церковь во имя святой царицы Александры. Фотография из альбома «Императорский Александровский Лицей» (СПб., 1906)


Герб Александровского Лицея на обложке одного из юбилейных изданий, выпущенных к 100-летию со дня основания этого учебного заведения

Спокойную, размеренную жизнь нарушили грозные события 1812 года. Мимо Лицея по старинной Садовой улице почти ежедневно шли войска. "... Мы всегда были тут, при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечною молитвою, обнимались с родными и знакомыми; усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестом", - писал в своих воспоминаниях Иван Пущин. Трудно было вернуться к спокойной учебной жизни, прилежно и старательно заниматься. И Лицей не обошло печальное событие: в марте 1814 года умер директор Василий Федорович Малиновский. Его любили все. Он никогда не кричал, не бранил, не наказывал. Он всегда умел найти нужные и правильные слова, чтобы объяснить провинившемуся его проступок. Малиновский относился к мальчикам, как к членам своей семьи, не делая никаких различий, порой даже был излишне строг к сыну Ивану.
При переходе с младшего курса на старший, согласно уставу Лицея должны были проходить переводные экзамены. Война 1812 года, смерть директора, безначалие... Все эти события помешали провести экзамены в срок. Лишь зимой 1815 года в Лицее вновь соберутся гости, родные, знакомые на публичные испытания воспитанников. Экзамены станут значительным событием их жизни, а для Александра Пушкина - первым публичным поэтическим успехом. В присутствии маститого поэта - Державина Г.Р.


Картина Ильи Репина «Лицейский экзамен»

Евгений Демаков.А.С.Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее

Страницы героического прошлого России, недавние события оживали в поэтических строках юного поэта. "Читал Пушкин с большим оживлением. Слушая знакомые стихи мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать его... мы все под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали", - напишет в своих поздних записках Пущин, как бы снова переживая события юности.

Лицейские педагоги

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Printed music sheet of the "Six Years. The Farewell Song of the Furst Students of the Imperial Lycee in Tsarskoe Selo." 1835.

После смерти Василия Федоровича Малиновского, директором был назначен Егор Антонович Энгельгардт.


Энгельгардт Егор Антонович (1775-1862). Педагог, ученый, публицист.1862

Среди первых профессоров и преподавателей Лицея, оказавших непосредственное влияние на А. С. Пушкина и поколение декабристов были
Александр Петрович Куницын,1782-1840, (нравственные и политические науки);
Николай Федорович Кошанский, 1781—1831, (эстетика, российская и латинская словесность); Яков Иванович Карцев, 1785—1836, (физические и математические науки);
Теппер де Фергюсон,1768-после 1824, (музыка и хоровое пение)
Александр Иванович Галич, 1783—1848, (русская словесность);
Федор Богданович Эльснер, 1771—1832,(военные науки);
Давид Иванович де Будри, 1756—1821, (французская словесность);
Сергей Гаврилович Чириков, 1776—1853, (изящные искусства),
Евгений Александрович Белов (история и география).

В Лицее писал стихи не только Пушкин. Уже с первых дней жизни вместе с воспитанниками жила поэзия, увлечение стихосложением было всеобщим. Издавались лицейские рукописные журналы, а стихи и прозу Алексея Илличевского, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Пущина можно было прочитать на страницах ведущих литературных журналов того времени.

Пущин Иван Иванович.

Дельвиг Антон Антонович


Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Сама обстановка Царского Села с его памятниками недавней старины, дворец, поражающий роскошью и великолепием, прекрасные парки, дышащие поэзией античного мира, заповедные уголки с серебристыми ивами, тенистые аллеи, прозрачная гладь Большого озера, пишущие преподаватели и директор - все это соединялось и создавало исключительно благоприятную поэтическую обстановку.
Сколько раз мечтали воспитанники о дне окончания Лицея, строили планы на будущую жизнь, считая себя взрослыми, но как-то незаметно приблизилось время выпускных экзаменов. В мае 1817 года в "Санкт-Петербургских ведомостях" было помещено сообщение о предстоящих испытаниях и расписание для родителей и гостей.
...Осталось позади шесть лет учебы. Каждый из первых 29 выпускников сделал свой выбор между военной и гражданской службой. Широкое общее образование, которым был так недоволен Модест Корф, считая его "поверхностным", "энциклопедическим", называя его "блестящем всезнанием", позволило выпускникам поступить на службу в Министерство просвещения, Министерство финансов, Министерство юстиции, в Государственную канцелярию, в Коллегию иностранных дел, на военную службу и даже во флот.


Памятник Пушкину в Царскосельском лицее

После первого выпуска Лицей в Царском Селе просуществовал до 1843 года, затем он был переведен в Петербург и стал называться Александровским.

Переезд в Петербург

6 сентября 1843 года учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.

Здание Александровского Лицея несколько раз перестраивалось. К 50-летию учебного заведения (1861) к главному зданию со стороны сада пристроили двухэтажный корпус. В 1878 году по проекту Р. Я. Оссолануса над зданием надстроили четвёртый этаж. В 1881 году в новом флигеле по Большой Монетной улице разместился подготовительный класс. В 1902-1905 годах со стороны Лицейской улицы был построен угловой четырёхэтажный флигель для воспитателей, главное здание было расширено, к нему были пристроены крылья.

Пушкинский музей Александровского Лицея

Несмотря на то, что учебное заведение теперь находилось в Петербурге, традиции Царскосельского Лицея и особенно память о Пушкине и других первых воспитанниках бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение. Памятные лицейские даты, такие как 19 октября - день открытия Лицея, и дни рождения и смерти Пушкина, обязательно отмечались. 19 октября 1889 года перед главным входом был установлен бронзовый бюст Александра I работы П. П. Забелло, а в саду — гипсовый памятник А. С. Пушкину, в 1899 году заменённый двухметровым бронзовым бюстом работы И. Н. Шредера (оба памятника не сохранились).

Первый в стране Пушкинский музей был создан в Александровском Лицее его воспитанниками.

29 мая 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров лицей был закрыт. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум.

Открыли музей-Лицей в г.Пушкине в 1974 году.

Памятник А.С.Пушкину в г.Пушкин

Valerian Langer. Tepper"s House in Tasrskoye Selo. 1820

Если вы приехали в Пушкин (Царское село) с желанием посетить Екатерининский дворец и парк, выберите 40 минут на посещение музея Царскосельского Лицея. Скорее всего вы купите билеты в Екатерининский дворец не на ближайшее время, поскольку желающих посетить императорские покои великое множество, и у вас будет время для посещения воспетого Пушкиным учебного заведения.

Царскосельский Музей-Лицей находиться в 30 метрах от касс дворца, в четырехэтажном флигеле.

На входе есть информация о стоимости билетов:

билет для взрослых – 150 рублей;

билет для школьников – 70 рублей;

билет для студентов – 90 рублей;

билет для пенсионеров – 50 рублей.

Фотосъемка в музее – 200 рублей. (В музее можно фотографировать без использования вспышки бесплатно).

Музей работает с 10-30 до 17-00. Выходной-вторник.
Последняя пятница месяца – санитарный день.

В музей пускают группами. Поэтому подходите к крыльцу около входа в Лицей и ждите, когда соберется не менее 15 человек. Затем вас проводят к кассе для покупки билетов. Буквально через несколько минут в холле, где располагается памятник юному Пушкину, подходит экскурсовод и начинается экскурсия.


Вам расскажут о создании в 1811 году лицея, о первых 30 воспитанниках, среди которых был 14-летний Пушкин.

Детей из дворянских семей по протекции известных российских деятелей брали в лицей в возрасте от 12 до 14 лет. Интересно, что первые воспитанники узнали, что они будут находиться в течение шести лет безвыездно в учебном заведении только вечером в день поступления, после вечернего десерта. Представьте реакцию совсем еще детей на эту новость.


Хотя все ученики были дворянами, в лицее были спартанские условия для проживания. В комнатах поддерживалась температура 14-17 (!) градусов. Дети вставали ежедневно в шесть утра. В течение часа нужно было провести утренний туалет, одеться, помолиться и повторить вчерашние уроки.

В семь утра начинались первые два часа занятий. Затем завтрак («чай с белой булкой») и небольшая прогулка. Два часа занятий, прогулка и повторение уроков. Обед из трех блюд в половине второго дня.

После обеда 3 часа занятий в классной комнате. Вечером снова прогулка и физические упражнения и ужин полдевятого.


Ежедневно юные воспитанники занимались не менее семи часов.

Учеба продолжалась с 1 августа по 1 июля. Месяц каникул лицеисты также проводили в Царском селе.

В Лицее было заведено, что на каждом уроке самые успевающие ученики сидели ближе всех к учителю. Юный Пушкин мог похвастаться первой партой на уроках русской и французской словесности.


Также Александр Сергеевич, благодаря своей врожденной активности, преуспел в плавании, фехтовании, верховой езде, катанию на коньках.


Несмотря на сложную программу, ученики успевали заниматься выпуском собственной газеты, где от руки писали свои эпиграммы, стихи, рассказы и рисовали безобидные карикатуры на своих друзей.


Один свободный час с девяти до десяти вечера многие воспитанники использовали на чтение и изучение иностранных языков. Замечательная библиотека находилась в арке-переходе в императорский дворец.


В лицее на занятиях обучали французскому, немецкому и латинскому языку. Были дни, когда можно было говорить только на заданном преподавателями языке.

Ученикам выставляли оценки по европейской системе. Лучшая оценка – 1, неудовлетворительно – 4. Интересно, что если ученик «не проявлял какого-либо интереса к предмету», ему ставили «0» и не заставляли учить предмет через силу. Однажды Александр Пушкин получил «0» по алгебре, но учитель лишь махнул рукой: «Иди лучше пиши свои стихи».

Ученики лицея вместе всей душой переживали за судьбу отечества в 1812 году. Под аркой, соединяющей Екатерининский дворец и флигель лицея, проходили гренадерские полки на войну. По воспоминаниям самих лицеистов, они плакали, бежали вслед, крестили уходящих солдат и офицеров.


В 1815 году был проведен первый публичный экзамен, на котором присутствовал Державин. Стихотворение Пушкина «Воспоминание о Царском Селе» разбудило дремлющего Державина. Сам Пушкин видел реакцию на его стих, разволновался, убежал, спрятался. В тот день просьбу Державина привести к нему юного поэта для объятий не выполнили. Впоследствии Александр Сергеевич Пушкин был благословлен Гаврилой Романовичем в свои преемники и продолжатели русской поэзии.


Каждый курс Царскосельского лицея придумывал себе на общем собрании девиз, который вел через все годы учебы. Девиз пушкинского курса «Для общей пользы» до сих пор считается самым лучшим за всю историю лицея до 1918 года.


В учебной программе было много времени посвящено описанию жизнедеятельности великих людей прошлого. Преподаватели считали, что живой исторический пример должен подвигнуть юношей к желанию стать лучше. В лицее были запрещены телесные наказания – это прямо было записано в уставе. С первых дней лицеисты были равны меж собой не смотря на звания, заслуги предков и вероисповедание (в первом выпуске была половина православных, остальные католики и лютеране). Нельзя было кричать на крепостных, которые опекали учеников.


Возможно все это повлияло на то, что все выпускники первого выпуска Императорского лицея прославляли Россию. Из наиболее известных нам: Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский, Канцлер Российской империи Александр Михайлович Горчаков, декабрист Иван Иванович Пущин.

Комната номер четырнадцать, в которой 2060 дней жил, учился, сочинял Пушкин, выглядит как каморка. Небольшого размера, две стены не доходят до потолка, кровать, конторка и стол для умывания.

Спасибо реставраторам, воссоздавшим к 150-летию Великого русского поэта Царскосельский лицей. Спасибо экскурсоводам за увлекательный рассказ о лицее и его первых выпускниках с цитированием стихов Александра Сергеевича.

…Куда бы нас ни бросила судьбина,

и счастье куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Gk на prlabel.ru.

Василий Фёдорович Малиновский - российский дипломат, публицист, просветитель. Первый директор Императорского Царскосельского Лицея. Отец Ивана Васильевича Малиновского, лицейского товарища Пушкина. Брат Алексея Федоровича и Павла Федоровича Малиновских.

Биография

В. Ф. Малиновский происходил из семьи духовного звания. Отец его, протоиерей, Федор Авксентьевич служил при Московском университете, питомцем которого стал сам В. Ф. Малиновский. Семья Малиновских имела старинные связи с семьей Пушкиных. Один из братьев Малиновского, Павел Федорович, был свидетелем на свадьбе родителей А. С. Пушкина. В. Ф. Малиновский окончил философский факультет университета. Превосходно знал иностранные языки, в том числе греческий, древнегреческий и латынь. Первым, кто повлиял на формирование общественных взглядов Малиновского, был знаменитый русский просветитель, книгоиздатель Н. И. Новиков. Борьба против деспотизма, за просвещенное правление, с юных лет стала любимой мыслью Малиновского.

Дипломат

Софья Андреевна Самборская

Изучив английский язык, он получил назначение в штат русской миссии в Англии. В 1791 году он женился на Софье Андреевне Самборской — дочери образованного и патриотически настроенного священника, от которой имел трех сыновей и трех дочерей. Возвратившись в Россию, был направлен на конгресс в Яссы, завершивший русско-турецкую войну, где, пользуясь своим отличным знанием турецкого языка, служил переводчиком.

После длительного перерыва в службе, в 1800 году был назначен консулом в Молдавское княжество. Он исполнял эту должность так совестливо и полезно, что молдаване любили его и уважали.

Публицист

Возвратившись в Москву в 1802 году, Малиновский издавал журнал «Осенние вечера», в котором напечатал свои статьи «О войне», «Любовь России», «История России», «Своя сторона». Выпустил в свет под инициалами В. М. начатые в Ричмонде «Рассуждения о войне и мире». В том же году он обратился к канцлеру графу Кочубею В. П. с проектом «Об освобождении рабов» — одного из первых проектов отмены крепостного права в России.

В Москве Малиновский бесплатно директорствовал в доме трудолюбия, давшем приют 30 девицам бедного состояния. В этой скромной должности и в материальной нужде застало его в 1809 году известие об открытии Лицея в Царском Селе.

Директор Лицея

В июне 1811 года Василий Федорович получил назначение на должность директора Царскосельского лицея. Тяжело сложилась директорская пора Малиновского. Сначала грянула война 1812 года, затем в том же году умерла жена Малиновского, оставив на его попечении малолетних детей: Андрея, Ивана, Иосифа, Анну, Елизавету и Марию.

В. Ф. Малиновский скончался 23 марта 1814 года и был похоронен на Охтинском кладбище. А.С. Пушкин и другие лицеисты присутствовали на его похоронах. Заботу о его детях взяла на себя сестра Софьи Андреевны Малиновской - Анна Андреевна Самборская.

К 150-летию Лицея на могиле Малиновского была установлена мемориальная доска.

Малиновский, Василий Фёдорович

Малиновский Василий Фёдорович
Род деятельности:

дипломат, публицист,
1-й директор Царскосельского Лицея

Дата рождения:

С. А. Самборская

В 1791 году он женился на Софье Андреевне Самборской (1772-1812) - дочери образованного и патриотически настроенного священника А. Ф. Самборского , от которой имел трёх сыновей и трёх дочерей: Андрей (ок. 1805-25.05.1851) - лицеист 3-го курса (1817-1823), поручик гвардии конной артиллерии; Иван (1796-1873), лицейский товарищ А. С. Пушкина; Иосиф (1806-1832) - воспитанник Благородного пансиона при Царскосельском лицее (выпуск 1828 года); Анна (22.12.1797-24.12.1883) - в апреле 1825 года вышла замуж за декабриста А. Е. Розена и вскоре последовала за ним в Сибирь; Елизавета (род. 1794); Мария (1809-1899) - в 1834 году стала женой лучшего выпускника первого лицейского выпуска - В. Д. Вольховского .

В конце 1791 года Малиновский был направлен переводчиком на конгресс в Яссы , завершивший русско-турецкую войну . В 1801 году после длительного перерыва в службе, В. Ф. Малиновский был назначен генеральным консулом в Молдавию . В Яссах он пробыл около двух лет и в 1802 году возвратился в Россию.

Публицист

По своём возвращении, Малиновский начал издавать журнал «Осенние вечера» , в котором напечатал свои статьи «О войне», «Любовь России», «История России», «Своя сторона». Выпустил в свет под инициалами «В. М.» «Рассуждения о войне и мире». В том же году обратился к канцлеру графу Кочубею В. П. с проектом «Об освобождении рабов» - одного из первых проектов отмены крепостного права в России.

В Москве Малиновский участвовал в работе медико-филантропического комитета, бесплатно директорствовал в доме трудолюбия, дававшем приют 30 девицам бедного состояния.

Директор Лицея

Царскосельский Лицей

В июне 1811 года Василий Фёдорович Малиновский получил назначение на должность директора Царскосельского лицея . Тяжело сложилась его директорская пора. Сначала грянула война 1812 года , затем в этом же году умерла жена Малиновского, оставив на его попечении малолетних детей. Человек добрый и скромный, он содействовал установлению в Лицее дружественных отношений между наставниками и воспитанниками, не случайно в его семье лицеисты любили проводить досуг - в беседах с ним и его близкими. В своей записной книжке он сформулировал важный этический принцип:

Мировоззрение

В. Ф. Малиновский уделял большое внимание политико-правовым проблемам войны и мира. По его мнению,в борьбе за вечный, всеобщий мир должно было участвовать всё человечество. Был сторонником теорий естественного права и общественного договора . Главными ценностями человека провозглашал свободу и равенство. Его концепция недействительности всяких отношений между людьми, не основанных на равенстве и свободе, объективно была направлена против крепостного права. В то же время он был убеждён в божественном происхождении государственной власти, вследствие чего предлагал меры, способные конституционно ограничить абсолютизм в России. Сторонник мирного, реформаторского пути преобразования действительности, он осуждал революционные методы и, в частности, Французскую революцию , но указывал на необходимость учёта её опыта. Критикуя тиранию и абсолютизм , он развивал мысль о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны были быть выражением общей воли народа.

Малиновский много сил отдал подготовке и открытию Благородного лицейского пансиона, который был призван дать начальные знания для учёбы в Лицее. Накануне открытия пансиона, 26 января 1814 года, Малиновский записал в дневнике: «Ночь не спал от волнения с вечера до четырех утра… Много забот по пансиону… слаб». Вскоре после непродолжительной болезни В. Ф. Малиновский скончался и был похоронен на Охтинском кладбище . А.С. Пушкин и некоторые другие лицеисты присутствовали на его похоронах . Заботу о его детях взяла на себя сестра Софьи Андреевны Малиновской - Анна Андреевна Самборская . Позже, Иван Малиновский часто приводил лицейских друзей домой, где они рисовали и дарили свои работы Анне Андреевне как благодарность за гостеприимство. Комплект сохранившихся рисунков, среди которых есть и рисунок Александра Пушкина, находится ныне в Москве в музее А. С. Пушкина.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1765 году
  • Умершие 4 апреля
  • Умершие в 1814 году
  • Выпускники философского факультета МГУ
  • Дипломаты Российской империи
  • Публицисты России
  • Выпускники МГУ до 1804 года
  • Царскосельский лицей

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Малиновский, Александр Леонидович
  • Малиновский, Николай Платонович
- (1765 1814) русский дипломат, учёный. Окончив Московский университет, М. работал в коллегии иностранных дел; состоял при Лондонской миссии в качестве переводчика. Принимал участие в переговорах о заключении Ясского мирного договора 1792 (см.). В… … Дипломатический словарь

Василий Фёдорович Малиновский - (1765 1814) российский дипломат, публицист, просветитель. Брат Алексея Федоровича и Павла Федоровича Малиновских. Отец Ивана Васильевича Малиновского, лицейского товарища Пушкина. Биография В. Ф. Малиновский происходил из семьи духовного звания … Википедия

Малиновский, Василий

Малиновский, Василий Федорович - Василий Фёдорович Малиновский (1765 1814) российский дипломат, публицист, просветитель. Брат Алексея Федоровича и Павла Федоровича Малиновских. Отец Ивана Васильевича Малиновского, лицейского товарища Пушкина. Биография В. Ф. Малиновский… … Википедия

Малиновский Василий Федорович - Василий Фёдорович Малиновский (1765 1814) российский дипломат, публицист, просветитель. Брат Алексея Федоровича и Павла Федоровича Малиновских. Отец Ивана Васильевича Малиновского, лицейского товарища Пушкина. Биография В. Ф. Малиновский… … Википедия

МАЛИНОВСКИЙ - Василий Фёдорович (1765 1814), рус. просветитель. После окончания Моск. ун та (1781) сочетал дипломатич. службу, а затем работу директора Царскосельского лицея (1811 14) с публицистич. деятельностью. В книге Рассуждение о мире и войне (1803)… … Демографический энциклопедический словарь

Малиновский - (польск. Malinowski, нем. Malinowski, укр. Малиновський, белор. Малiноўскі) фамилия славянского происхождения, в частности белорусская, польская, украинская и русская. Исторически также распространена среди евреев, немцев и иных групп … Википедия

МАЛИНОВСКИЙ - 1. МАЛИНОВСКИЙ Василий Фёдорович (1765 1814), просветитель, публицист. Первый директор Царскосельского лицея (с 1811). Автор Рассуждений о мире и войне (ч. 1 2, 1803) и одного из первых проектов отмены крепостного права (1802). Сторонник… … Русская история