Целостная картина мира в подготовительной. Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему "животные разных стран". Показ презентации «Профессии в загадках»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по области «Путешествие по энциклопедии» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)

образовательное учреждение Детский сад 14г. Изобильный

Программные задачи:

1. Закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн.

2. Закрепить признаки живой природы (растет, дышит, питается, размножается).Уточнить и расширить знания детей о живой и неживой природе.

3. Закрепить знания детей о профессиях.

4. Закрепить знания детей о планетах Солнечной системы.

5. Уточнить понятие: транспорт, подземный, воздушный, водный, грузовой, пассажирский, специального назначения.

Материал: картинки, карточки с заданиями, плакаты.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,

Ход образовательной деятельности :

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по энциклопедии.

Вы знаете что такое энциклопедия?

Воспитатель: Откроем первый раздел.

1. Дети, мы живем с вами в прекрасной стране. Как называется наша страна?

Правильно, Россия.

Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки - символы. Что это за символы?

- (Флаг, герб, гимн).

Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?

- (Из белого, синего, красного).

Что означает белый цвет?

- (Чистота, мир, правда)

Синий цвет - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Красный цвет-это сила, мужество, это кровь людей, пролитая за Родину).

Воспитатель:

Как вы думаете, что такое гимн?

- (Эта главная песня страны)

Кто президент нашей страны?

Правильно, Владимир Владимирович Путин.

Что изображено на Гербе РФ?

На гербе изображен двуглавый орел с тремя коронами.

2 . Живая,неживая природа

Наша страна очень большая. У нас есть леса и горы, реки и озера,

степи и поля. У нас великолепная и разнообразная природа.

Воспитатель:

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Весенний звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли зовется этот дом. Л.Дайнеко

Ребята, как вы понимаете, что такое природа?

Правильно, природа – это все, что нас окружает и не создано руками человека.:

Дети, а какая бывает природа? (живая и неживая)

А какие предметы можно отнести к неживой природе? (песок, сосулька, снег, луна и т.

д.) Почему вы так думаете?

А что относится к живой природе? (деревья, животные и т.д.)

Почему вы так решили, что это все живая природа? (Они растут, дышат, питаются, размножаются)

Рассмотрите картинки, подумайте, что на этих картинках относится к живой природе, а, что к неживой, и какая между ними существует связь?

3.-А теперь давайте мы немножко поиграем.

У меня есть волшебный мешок. Давайте в него заглянем.

Сколько здесь всего интересного.

Ребята доставайте по одному предмету и описывайте его.

Какой он? Из какого он материала? Где его применяют?

А что еще из данного материала вы знаете?(металл, стекло, пластмасс, дерево, ткань, резина, бумага)

4 .Отправляемся дальше в путешествие по энциклопедии.

Мы попали в раздел«Космос»

С самых древних времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало

много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно, он мечтал

полететь в космос.

Вспомните, как звали первого

космонавта полетевшего в космос?

(показать портрет) (ответы детей). Да действительно, 12 апреля 1961 года

первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин

«По порядку все планеты

Назовет любой из нас.

Раз – Меркурий

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже потом,

И девятая планета

Под названием Плутон».

Физкультминутка:

Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)

В космос мы летим опять! (соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим. (ходьба на месте)

(дети вписывают.)

ВЕН…РА

ЮП…ТЕР

МА…С

ЛУТОН

НЕПТ…Н

5.Игра «Назови профессию» (с мячом)

Но что это со мной случилось? Дети, пока я вас учила, все профессии забыла

Поможете мне вспомнить профессии? (Да)

Есть одна игра для вас.

Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте.

Профессий всех не сосчитать, а вы какие можете назвать?

Поезд водит (машинист).

Поле пашет (тракторист)

Самолётом правит (лётчик)

Клеит книжки (переплётчик).

В школе учит нас (учитель)

Строит здания (строитель)

Красит стены нам (маляр)

Столы делает(столяр).

На станке ткёт ткани (ткач)

От болезней лечит (врач)

Хлеб печёт в пекарне (пекарь)

Нарисует нам (художник)

Сапоги сошьёт (сапожник)

Потушит виг пожар (пожарный)

Песни нам споёт (певец)

Торговлей занят (продавец)

6. Ребята перед вами карточки. Вам надо в пустые квадраты поместить нужный знак.

Какие виды транспорта вы знаете?

(Наземный, водный, воздушный, подземный)

Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему: «Хлеб – начало всех начал»

Пособнова Елена Ивановна, воспитатель Филиала №1 МБДУ№ 137 г. Пенза.
Описание материала: Предлагаю вам разработку конспекта занятия по формированию целостной картины мира на тему: «Хлеб-начало всех начал» для детей подготовительной к школе группы. Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп, так как он расширяет кругозор у детей, развивает речь, обогащает словарь, прививает любовь к Родине, уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Цель:
- Добиться осознанного понимания детьми цены хлеба.
- Воспитывать уважительное отношение к труду людей.
- Формировать бережное отношение к хлебу.
Интеграция областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- Формировать у детей представления как выращивают хлеб.
- Развивать связную речь, логическое мышление, обогащать словарный запас.
- Воспитывать и прививать любовь к Родине, уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Методы и приёмы:
- Наглядный (рассматривание слайдов)
- Словесный (чтение рассказа, беседа, чтение детьми стихов, пословиц, поговорок)
- Игровой.
- Совместная деятельность с детьми.
Оборудование:
- Слайды.
- Ваза с колосьями.
- Шапочка пекаря, фартук мельника, руль хлебороба.
- р.н. костюм для девочки, каравай.
Предварительная работа:
- Беседа о сборе урожая хлеба.
- Рассматривание иллюстраций.
- Заучивание стихов пословиц, поговорок о хлебе.
- Чтение художественных произведений по теме.
- Рассматривание колосьев ржи, пшеницы.
- Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.
Словесная работа:
Ввод в активный словарь детей слов: хлеборобы, комбайнёр, нива, пекарня.

Ход занятия:

Воспитатель:
Осень - горячая пора для уборки урожая овощей, фруктов и конечно же хлеба. Чем богаче урожай, тем богаче наша Родина. Хлеб - основной продукт питания. Он нужен каждому человеку ежедневно. Не зря говорят: « Хлеб - всему голова», « Хлеб- начало всех начал»
Воспитатель предлагает детям назвать пословицы и поговорки о хлебе.
Дети называют:
- Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
- Хвала рукам, что пахнут хлебом.
- Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
- Гречневая каша – матушка наша,
А хлебец ржаной – отец наш родной.
- И обед не обед, коли хлеба нет.
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ о том, как выращивают хлеб.
Чтение рассказа: « Про пахоту» из книги М. Ляшенко «Вот, какой каравай »
Воспитатель: Дети, вы, прослушали рассказ и теперь расскажите сами, как выращивают хлеб. Показ слайдов:
1.Трактор пашет землю.


С чего начинается выращивание хлеба? Кто пашет землю?
2.Сеялки сеют зерно.


Что делают хлеборобы после того как вспашут землю?
Когда трактористы вспахали землю, когда в мягкую землю посеяли зерно, когда зернышки полил тёплый дождь, что появляется?
3.Хлебное поле.


Выходит мальчик держит в руках колосья ржи и рассказывает стихотворение:

В этом крошечном зерне,
Как в чудесной почке…
До весенних тёплых дней
Спрятались листочки.
Стебелёк и колосок-
Бронзового цвета.
Станет мне под поясок
Он к началу лета.
В кулачке у колоска
Зёрнышки-малышки.
В каждом зёрнышке мука,
Пироги да пышки.
(Дети рассматривают колосья.)


Воспитатель: Дети, когда выросли колосья, и в них созрели зёрна,


тогда начинается уборка урожая.
4. Комбайн убирает зерно, машины увозят урожай.


Как называется машина, которая собирает зерно? Кто работает на ней?
Кто увозит урожай? Куда?
5. Зерно увозят на элеватор, где его сушат


и отделяют от мусора.


6. Затем зерно поступает на мельницу.
Что делают с зерном на мельнице?


Что получается из зёрен?


7. Дальше мука поступает в пекарню.
Кто работает в пекарне?


Назовите, какие они делают хлебобулочные изделия?
Хороводная игра « Каравай »
(Дети становятся в круг, в центре ребёнок к маске каравая.)
Ребёнок: Как на праздник урожая,
Испекли мы каравай.
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Каравай: Пекаря!
(Выходит в круг ребёнок в поварском колпаке)
Ребёнок: Он не грел на печке бок,
Пироги ребятам пёк.
Пекарь, с нами поиграй,
Кого хочешь, выбирай!
Мельника!
(Выходит в круг ребёнок в фартуке)
Ребёнок: Не молол он чепуху,
А молол зерно, муку.
Мельник, с нами поиграй, Кого хочешь, выбирай!
Хлебороба!
(Выходит в круг ребёнок в кепке, в руках держит руль)
Ребёнок: Он приехал к нам с дарами,
Тягачами, тракторами.
А награда-урожай!
Всех на праздник приглашай!
Воспитатель: Дети, помните, каким трудом люди выращивают хлеб. С любовью относитесь к нему. Берегите каждую крошку!
Ребёнок:
Хлеб в трудах добывается
Сам собой не родится.
Хлеб не просто богатство-
Хлеб опора для нас.
Каждый к хлебу причастен
Будем бережны все.
Будет хлеб - будет счастье,
Будет жизнь на земле!
(Выходит девочка в русском – народном костюме, на рушнике держит каравай)
Дети говорят:
1 ребёнок: Слава урожаю в закромах!
2 ребёнок: Слава караваю на столах!
3 ребёнок: Слава, Слава дружным рукам!
4 ребёнок: Слава, Слава труженикам!
(Девочка приглашает детей на чаепитие с караваем.)

Презентация на тему: Хлеб – начало всех начал

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (расширению кругозора) в подготовительной группе «Витамины»

Программное содержание:
Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека. Систематизировать знания детей о полезных продуктах, в которых содержаться витамины. Подводить к выводам и обобщениям. Закреплять знания о дарах леса произрастающих в нашем лесу. Воспитывать у детей чувство сопереживания желание прийти на помощь.
Предварительная работа:
-Подбор детских художественных произведений по данной теме.
-Рассматривание энциклопедий.
-Рассматривание картинок.
-Беседы на темы «Витамины», «Ягоды», «Продукты».
Материал:
Мультимедийное оборудование, ступки, пестик ягоды. Влажные салфетки, фартуки, кувшин, горячая вода. Ключи сделанные из киндер сюрприза,а внутри чеснок.
Образовательные технологии: технология развивающего обучения,
информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход занятия:
Ребята вам Красная Шапочка передала письмо, давайте я вам его прочитаю?
(открыть письмо)
«Здравствуйте друзья! Пишет вам Красная Шапочка. Ребята мне так хочется с вами поиграть, позаниматься, но я простыла. Мы с бабушкой просим вас помочь нам. Посоветуйте, как быстрее вылечиться. До скорой встречи».
-А вы хотите поиграть с Красной Шапочкой?
-А как вы думаете, что можно посоветовать Красной Шапочке?
(ответы детей).
- Ребята да ведь Красная Шапочка плохо кушает и поэтому мало получает витаминов.
-А что такое витамины?
Где мы можем посмотреть, что такое витамины?
(в энциклопедиях, книгах…)
«Витамины это вещества необходимые для нормальной жизнедеятельности живого организма».
Я вам сегодня предлагаю отправиться в удивительное путешествие, в необыкновенную деревню «Витаминкино». А чтобы туда попасть я всем дам ключи надо их надеть понюхать закрыть всем глаза.
1,2 слайд.
А теперь откройте глаза. Вот мы и попали в деревню «Витаминкино». А как вы думаете где живут витамины? (ответы детей)

Может вы знаете какие витамины в каких продуктах живут?
Хорошо.
Так вот в этой деревни есть три улицы А, В, С.
3,4,5 слайд.
Давайте остановимся на улице витамина А.
Посмотрите в каких продуктах есть витамин А.
«Этот витамин называют витамином роста, зрения и крепкие зубы».
6,7слайд.
Теперь остановимся на улице витамина В.
Посмотрите в каких продуктах есть витамин В.
Для чего он нужен? (ответы детей).
«Этот витамин важен для головного мозга и всего организма. Если вы хотите быть сильным и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть в хорошем настроении вам поможет витамин В».
8,9,10 слайд.
Последняя улица в этой деревни «Витаминкино», витамин С.
Посмотрим в каких продуктах есть витамины С.
Для чего он нужен? (ответы детей)
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С. Витамин здоровья.
Так что же мы можем посоветовать Красной Шапочке?
(Ответы детей).
-кушать полезные продукты, в которых есть витамины.
В этой деревни любят играть и я вам предлагаю это сделать:
Физ. минутка
Дышим носом глубоко
Приседаем мы легко (приседание)
Наклоняемся вперёд
Прогибаемся назад (наклоны)
Головой теперь покрутим
Так мы лучше думать будем (вращение головой)
Встаньте дети потянитесь
И на стульчики садитесь.
В народе говорят «Полезно здоровью твоему, что выросло в твоём краю».
11 слайд.
Дидактическая игра.
Вы видите ягоды, но надо выбрать ягоды нашего края.
12 слайд.
Проверим, кто правильно показал ягоды нашего края.
А что можно сделать из этих ягод? (компот, морс, сок…)
Молодцы.
(Показываем свежие ягоды)
Вот из этой ягоды мы можем сейчас с вами сделать морс.
Если клюква-
Какой будет морс?
13 слайд.
(Нам нужны: кувшин, ягоды, ступки, пестик, сахар, влажные салфетки, кипячёная горячая вода).
Рассмотрим по порядку как сделать морс. Затем возьмём наденем фартуки,
вымоем руки, и в ступках перетрём ягоды, потом все ягоды поместим в кувшин и зальём кипятком. Всё это должно настояться. Показываем морс – а вот этим морсом нас угостили в деревне «Витаминкино» давайте вернёмся назад в группу и попробуем что это за морс. Вдохнём волшебного воздуха, закроем глаза, открываем глаза.
Мы теперь можем написать письмо Красной Шапочке и передать морс в котором есть что, и зачем он ей нужен. (ответы детей)
-быстрее выздоравливать
-чтобы она была весёлой
-чтобы у неё появился аппетит
-чтобы работал головной мозг
14 слайд. Советы доктора как надо правильно питаться.

Тема: Животные разных стран.
Программное содержание: познакомить детей с животными нашей планеты Земля; закреплять знания о том, на каком материке живёт то или иное животное; развивать гуманное отношение к животным; развивать фантазию, сообразительность; воспитывать любовь к животным.
Оборудование: глобус, измерительная рулетка, силуэты материков, вырезанные из бумаги, картинки с изображением животных.
1. Организационный момент.

Ребята, отгадайте загадку :

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется…

(Земля)

Правильно, Земля. А вы хотите отправиться в путешествие по нашей планете, посмотреть, где какие животные живут?

2. Основная часть.

Как называется модель планеты Земля? (Глобус)

Вот он-то нам и подскажет, на какой материк мы отправимся сначала. А что такое материк? (Материк-это крупный участок суши, окружённый со всех сторон водой.)

Помните, сколько всего материков на планете Земля? (Шесть)

Сейчас я покажу на глобусе место нашего нахождения.

Попрошу подойти к глобусу Катю и показать любой материк. Вот на него-то мы и отправимся.

На чём мы туда доберёмся? (Попросить детей выбрать транспорт, на котором мы отправимся на тот или иной материк. Например, в Северную и Южную Америку, Австралию, Антарктиду, Африку можно попасть на самолёте или корабле. В путешествие по Евразии можно отправится на поезде или автомобиле.)

Материк Евразия – материк, на котором мы живём. На нашем материке есть и леса, и луга, и реки, и моря, и озёра, и степи, и горы, и пустыни. Сейчас мы проверим, знаете ли вы животных, которые обитают на нашем материке.

Д/и «Назови животное материка Евразии» (по принципу игры «Ты- мне, я – тебе». Воспитатель кидает мяч ребёнку, произнося каждый раз: «Лес» или «Луг» или «Река», а ребёнок называет любое животное, обитающее в названных условиях).

Если ребёнок затрудняется с называнием животных луга, можно загадать загадки:

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.

(Мышь)

Он размером маловат,

От рожденья слеповат,

Но изрыл весь огород

В чёрной шубе – это...

(крот)

Быстрая и юркая,

В змеевидной шкурке я,

А за хвост меня поймаешь,

Сразу тут же потеряешь.

(Ящерица)

Он играет с нами в прятки,

Прячется в сырой земле.

И еду — свои запасы

Он хранит в большой норе.

(Суслик)

Материк Антарктида- самый холодный материк на Земле. Не каждое животное может выжить в таких суровых условиях, но это не относится к пингвинам. Пингвин – удивительная, уникальная птица, которая совсем не похожа тех птиц, которых мы видим на улицах каждый день.

Выглядят пингвины забавно. У взрослой птицы толстенькое овальное тело, с короткими крыльями, которые помогают очень быстро плавать, но совершенно бесполезны на суше. Ноги пингвинов похожи скорее на ласты и также приспособлены для быстрого передвижения под водой.

Разные виды пингвинов различаются по размеру и форме. Например, самые маленькие пингвины по росту сопоставимы с курицей, а крупнейшие из них достигают аж метра в высоту.

Летать пингвины не умеют и передвигаются по суше пешком, неуклюже переваливаясь на своих коротеньких ножках. В некоторых случаях можно заметить пингвина, который скользит по льду на животе как на санках, отталкиваясь от поверхности лапками. А крылья эти птицы используют только под водой.

Питаются пингвины рыбой и другими мелкими морскими обитателями, которых ловко ловят в море. Для того чтобы добыть пищу, эти птицы охотятся в морских глубинах, быстро и изящно передвигаясь под водой с помощью своих коротких крыльев и ног.

Материк Северная Америка. Животный мир этого материка схож с нашим.

Предложить поиграть в д/и «Да или нет». Если воспитатель называет животное, которое живёт и у нас, и в Северной Америке, то дети говорят «Да-да-да», если нет, то «Нет-нет-нет».

Перечень животных:

заяц пингвин

волк лиса

слон лев

бегемот лось

жираф медведь

Материк Южная Америка.

В Южной Америке живет удивительный зверек со странным именем «броненосец». Словно рыцарь, он защищен «доспехами» - прочными пластинами - щитами. Они прикрывают броненосца сверху и с боков. И головка, и лапки, и хвостик - все защищено. Только брюшко у броненосца мягкое. Но если броненосцу угрожает опасность, он свернется в крепкий шар. Не страшны ему теперь ни острые когти, ни клыки. А развернуть этот шар не каждому зверю под силу. Но лучшая защита для броненосца - побыстрей зарыться в землю. Для этого на сильных лапах у него есть длинные острые когти. Не успеешь сосчитать пальцы на своей руке - раз, два, три, четыре, пять, - а броненосец уже зарылся, спрятался, словно его тут и не было.

А вот зубы у броненосца не очень крепкие, поэтому он не может как следует укусить, предпочитает "мягкую" пищу.

Своими сильными когтями броненосец разрывает муравьиные кучи. А потом высовывает свой длинный и липкий язык, на который налипают их обитатели. Остается только втянуть его обратно в рот. И пообедать.

Броненосец роет длинную нору. И любит селиться по берегам рек и озер. В норе он пережидает жаркий день, а вечером выходит на охоту. Но если день прохладный, может поохотиться и днем. Если дорогу преградит река, броненосец наберет в легкие воздуха и переплывет, а то и по дну перейдет.

В Южной Америке живёт ещё одно необычное животное – тапир. Тапир - большое и сильное животное. Нос у него немного вытянут и напоминает хобот.

Хобот тапиру очень нужен. На его кончике есть "пятачок". Хобот постоянно в движении: то вытягивается, то втягивается, ощупывает, изучая окружающие предметы. Животное может легко срывать с его помощью листья и ветки - свой обычный обед.

У зверя хорошее обоняние, чуткий слух, а зрение - похуже. Он отлично плавает и ныряет. А если грозит опасность, быстро убегает через густые заросли. За ним и хищному ягуару не угнаться!

Тапиры очень любят купаться. Поэтому и живут рядом с рекой, озером или болотом. У каждого своя персональная "ванна" - яма с водой и жидкой грязью. В ней они спасаются от жары и очищают свою шкуру от насекомых.

Часто тапиры ныряют на дно озера или реки, чтобы полакомиться каким-нибудь водным растением.

Материк Австралия.

Здесь живут кенгуру. Кенгуру — очень интересное животное. Питается травой, плодами, кореньями, добывая их из земли своими крепкими передними конечностями. Задние конечности в несколько раз длиннее передних, так что кенгуру никак не может ни ходить, ни бегать, а только прыгает, причем сильно помогает себе своим крепким хвостом. Совершая прогулки, кенгуру прыгают на два метра, в случае опасности – прыжки помощнее — на семь-восемь метров.

Сейчас мы посмотрим, кто из вас на какое расстояние прыгнет. П/и «Кто дальше прыгнет». Сначала прыгают девочки, а потом мальчики. Воспитатель измеряет самый дальний прыжок, а потом показывает расстояние в 2 метра и просит сравнить, кто дальше прыгает кенгуру или человек.

На животе самок природа устроила мешок, куда прячутся маленькие детёныши, и мать их носит довольно долго, даже когда они порядочно подрастут.

В моменты опасности, мать, предполагая, что уйти от преследователей не удастся, на бегу выбрасывает своего детёныша. Из-за этого долго бытовало мнение, что кенгуру – плохая мать. Но это не так. Мамаша выбрасывает младенца не абы как, а в укромное место. А поступок такой совершает лишь в минуты крайней опасности. И если ей удаётся спастись, то она возвращается за своим детёнышем.

Материк Африка.

Зебра – полосатая лошадка. А знаете, почему зебра полосатая? Полосатая окраска помогает зебрам спасаться от нападающих насекомых. Мухи цеце и слепни никогда не нападают на зебр, для них зебры-это мелькание черных и белых полосок.

Львы – представители семейства кошачьих.

Д/и «Найди сходства и различия». Предложить детям назвать сходства и различия между кошками и львами (например, кошки маленькие, а львы большие. И львы, и кошки – хищники, питаются другими животными. И у кошек, и у львов есть острые когти, которыми они хватают добычу.)

3. Заключительная часть.


Вот мы и побывали на всех 6 материках нашей планеты. Понравилось ли вам наше путешествие? Что нового узнали? Что понравилось делать больше всего?

Формирование целостной картины мира в разновозрастной группе от 5 - 7 лет.

Просмотр содержимого документа
«Формирование целостной картины мира»

Образовательная область «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира)

Перспективное планирование в подготовительной группе.

Тема, цели занятия 1 -й недели

Тема, цели занятия 2 -й недели

Тема, цели занятия 3 -й недели

Тема, цели занятия 4 -й недели

Сентябрь

1. День знаний, школа

2. Посещение кафе «Дары осени»

3. Золотая осень

«Унылая пора! Очей очарованье!...»

4. «Как хорошо у нас в саду»

Программное содержание

Расширить представления о празднике «День знаний». Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя. Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя. Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, интерес к школе.

Систематизировать представления детей о фруктах и овощах. Упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов.

Расширять знания детей об осени, формировать обобщенные представления о ней, как о времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального). Воспитывать бережное отношение к природе.

Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.

5. Предметы-помощники

6. Листопад, листопад – листья желтые летят

7. Улетают журавли

8. Удивительные предметы

Программное содержание

Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять детям, что эти предметы могут улучшить качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять предмет.

Закреплять знания о деревьях.

Учить определять дерево

или кустарник по описанию,

узнавать лист на ощупь.

Показать значение листопада для жизни растений зимой.

Систематизировать

и углублять знания о сезонных изменениях в природе

Закреплять представление о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека.

Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).

9. Откуда хлеб пришел

10. «Как животные приспособились к зиме»

11. Дружная семья

12. Путешествие в прошлое книги

Программное содержание

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий. Закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Обогащать словарь детей, учить их понимать значение и мудрость народных пословиц.

Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования;

Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.

Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания,

Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.

Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут в месте, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; Дать представление о библиотеке; воспитывать бережное отношение книгам.

13. Встреча зимы

14. Путешествие в прошлое денег

15. На выставке кожаных изделий

16. «Откуда елка в гости пришла»

Программное содержание

Продолжать знакомить с сезон­ными изменениями в природе. Учить видеть красоту зимней природы и отра­жать ее в рассказах, рисунках и т. д.

Расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).

Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.

Познакомить с древними русскими праздниками: Рож­деством и Святками, объяс­нить их происхождение и на­значение. Рассказать:

Об обычае украшения елки, откуда он пришел;

О традициях встречи Нового года у разных народов. Воспитывать любовь к ис­тории России, национальную гордость, чувство причастно­сти к своему народу

17. Животный мир полярных районов

18. Две вазы

19. Знакомство детей с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный.

20. Путешествие в типографию

Программное содержание

Знакомить с климатиче­скими условиями разных ма­териков.

Рассказать, что в Антарк­тиде обитают тюлени, мор­ские леопарды, пингвины, моржи.

Развивать любознатель­ность.

Воспитывать любовь к природе, интерес к стрем­лению изучать природу. Объяснить, что многие животные и птицы Арктики оказались под угрозой исчез­новения.

Формировать понима­ние, что для сохранения при­роды ее нужно охранять

Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно – следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.

Закрепить знания детей о родовом понятии транспорт. Учить детей сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее и по общим признакам (место передвижения) классифицировать транспорт на наземный, водный и воздушный.

Познакомить детей с трудом работников типографии.

Показать значимость каждого компонента труда в получении результата.

Познакомить с процессом создания, оформления книги.

Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

21. Земля – наш общий дом

22. Чем подковать лошадь (игра-эксперимент)

23. Защитники Родины

24. «Ах да Африка»

Программное содержание

Познакомить с понятием «Земля – наш общий дом».

Рассказать о том, что на земле много стран, живут люди разных рас и национальностей; формировать интерес и уважение ко всем людям, отмечая их самобытность; показать различие культур, особенности быта, обычаев.

Дать понятие о металле как ма­териале, из которого человек де­лает разнообразные вещи. Познакомить с видами ме­талла. Показать связь металла с его назначением. Вызывать интерес к старин­ным и современным предметам рукотворного труда

Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов; формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев; воспитывать стремление быть похожим на них.

Познакомить: - с самым жарким континен­том - Африкой; - с климатическими усло­виями; - с животными (верблюд, ан­тилопа, леопард, лама и т. д.). Воспитывать любовь к природе. Развивать любознатель­ность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли

25. Мужчины и женщины в семье

26. Мое Отечество - Россия

27. Лес - жизнь человека

28. «Дерево умеет плавать»

Программное содержание

Закреплять представления детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.. Воспитывать у мальчиков уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек заботливое отношение к окружающим, стремление к аккуратности и порядку.

Формировать интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказать об истории и культуре своего народа.

Познакомить с природ­ными зонами: лес, луг, тайга. Расширять знания о рас­тениях леса. Закреплять: - знание об «этажах» леса; - умение узнавать птиц по го­лосам и внешнему виду. Формировать умение правильно вести себя в при­роде, чтобы не навредить ей. Продолжать знакомить с Красной книгой, в которую внесены редкие и исчезаю­щие животные и растения родного края

Расширять представление о дереве, его качествах и свой­ствах.

Учить устанавливать причин­но-следственные связи между свойствами материалов и спосо­бом использования

29. Путешествие в прошлое счетных устройств

30. Космос

31. Пресмыкающиеся

32. Наши права и обязанности

Программное содержание

Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.

Углублять и расши­рять знания о пресмыкаю­щихся (ящерица, черепаха). Познакомить с некоторы­ми формами их защиты от вра­гов. Учить рассказывать об осо­бенностях их внешнего вида и жизненных проявлениях. Формировать умение пра­вильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

Познакомить детей с правами: право на игру, права на обучение в школе, право на прогулку ит.п.и обязанностями: соблюдать правило гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам, выполнять домашние задания и поручения учителя. Воспитывать у ребенка чувство достоинства и уважения к себе и окружающим его людям.

33. Рассказ – беседа о Дне Победы

34. Строим экологический город

35. Круглый год

36. К дедушке на ферму

Программное содержание

Углубить знания о Россий­ской армии, как защищали свою Родину россияне в годы войны.

Учить чтить память павших бойцов, возлагать цветы к обе­лискам и памятникам. Знакомить с наградами, ко­торые получают защитники Отечества в мирное время»

Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Закрепить знания:

О временах года;

Сезонных изменениях в природе, связанных с различными временами года;

Последовательности месяцев в году: зимних, весенних, летних, осенних. Продолжать знакомить с народ­ными приметами

Познакомить детей с новой профессией фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека – труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства.

Литература:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2014

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа» М. 2015

О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», М. 2014

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа.