Церковь вознесения господня. Церковь вознесения господня в коломенском. Богослужения в храме

Римско-католический Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя.
(Katedrála Nanebevzetí Panny Marie а Svatého Jana Křtitele).
Чехия, Среднечешский край (Středočeský kraj). район Кутна Гора (Okres Kutná Hora).
Кутна Гора, район Седлец (Kutná Hora-Sedlec), улица Vítězná 1.

В Чехии до наших дней сохранился замечательный памятник архитектуры конца 13 – начала 14 века — Монастырский , являющийся одним из мощнейших сооружений того времени.

Начало строительства Седлецкого монастыря , самого старого монастыря цистерцианцев, основанного на территории Чехии, относится к 1142 году, в эпоху наивысшего расцвета ордена цистерцианцев .

Цистерцианцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, бернардинцы - католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами.

Первая община монахов пришла в Чехию из монастыря Вальдзассен в Баварии. Информация о первых 150 годах существования Седлецкой общины , за исключением имен аббатов, не сохранилась.

Приблизительно в это время был построен первый монастырский храм, фундамент которого был открыт под каменным плиточным полом нынешнего здания храма.

Основали как альтернативу романскому костелу. Храм строился в 1280-1320 годах. Собор является самым массивным из сохранившихся сооружений той эпохи, длина храма составляет 87 метров.
Здание, в плане имеющее форму латинского креста, с возвышенным главным нефом, первоначально с двумя боковыми нефами, в своем общем устройстве продолжало традицию крупных соборов севера Франции, и одновременно заимствовало некоторые элементы немецкой кафедральной готики. Это объясняется тем, что колыбелью ордена цистерцианцев является Франция.
Интересен храм и тем, что в нем, впервые в Чехии использовали кафедральное завершение собора с ансамблем часовенок рядом с пресвитерией. Таким образом был достигнут компромисс между требованиями цистерцианцев – простотой и роскошью.

Вторая половина 14 века прошла в условиях экономического упадка, хотя Седлецкий монастырь и в дальнейшем продолжал пользоваться репутацией ведущего монастырского учреждения в стране. Роковыми для монастыря стали гуситские войны. В 1421 году он был взят гуситами и сожжен. Монашеская братия была казнена. Скромное возобновление монашеской жизни осуществилось только в 1454 году.

Седлецкий монастырь новые силы набрал только после Тридцатилетней войны (1618-1648 годы), когда постепенно удалось упрочить экономическую обстановку, стабилизировать число монахов и укрепить монастырскую дисциплину. Настоятели (аббаты) развивали широкую восстановительную деятельность в руинах монастыря в зависимости от экономических возможностей обители, пока, наконец, не был в 1685 году избран аббатом монастыря Йиндржих Снопек (Jan Snopek, 1685-1709 годы). Йиндржих Снопек родился в 1651 году, а в возрасте 20 лет вступил в орден цистерцианцев. В 35 лет он уже был избран седлецким аббатом. С именем Йиндржиха Снопека связан прежде всего большой труд по возобновлению храма Вознесения Девы Марии, который простоял в развалинах 279 лет.

Реставрация собора Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя началась около 1700 года. Работа была поручена пражскому архитектору Павлу Игнатию Байеру (Pavel Ignác Bayer) , который провел укрепление готического торса, отремонтировал и провел кладку отсутствующих частей стен, построил второй южный неф и спроектировал колонны тосканского ордена для боковых нефов и за алтарной части. В 1703 году архитектором стал Ян Блажей Сантини Айхел (Jan Blažej Santini Aichel) . Замена привела к принципиальному изменению проекта. Был сохранен общий средневековый характер, но здание было украшено совершенно уникальными готизирующими элементами. Более всего концепция Сантини проявилась в возведении цилиндрического свода главного нефа, хоров и трансепта с декоративной сетью скрученных ребер. В боковых нефах, портике и четырех портиковых часовнях выведены парусные своды, отличающиеся своей значительной плоскостью. Своеобразным вкладом Сантини являются также самонесущие винтообразные лестницы. Перед передним порталом был помещен портик с тремя балдахинами, а верхушку фронтона закончила четырехлепестковая розетка с пинкалями по сторонам. Так называемая барочная готика, нашедшая место впервые именно в седлецком соборе, в короткий срок стала вдохновением для подобного рода произведений.

Для создания фресок был приглашен пражский художник Яна Якоб Штайнфельс, холсты являются произведениями Михаила Вильмана и Петра Брандла. Скульптуры и художественную резьбу поставила мастерская пражского резчика Матея Вацлава Екела. Последние важные декоративные работы были проведены к концу 50-х годов 18 века, когда были преобразованы фрески, размещенные напротив часовни Четырнадцати святых помощников и Девы Марии. Работы проводил Иуда Тадеаш Суппер.

Восстановленный собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя был освящен в 1708 году. Срок возобновления экономического процветания длился недолго. В рамках реформ австрийского императора Иосифа 2 (Joseph 2) монастырь в 1784 году был ликвидирован, освящение с монастырского храма было снято и он был закрыт, причем значительное количество художественных предметов было распродано на аукционе.

Некоторое время храм был складом муки, но в 1806 году его возвратили Церкви. В 1806 году собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя стал играть роль приходского храма для города Седлец и близлежащего города Малин, которую он играет до сих пор. В здании монастыря в 1812 году была основана табачная фабрика, которая работает там по сей день. Села и усадьбы, которые принадлежали седлецкому монастырю, в 1819 году купил князь Шварценберк.

С 1995 года собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. После крупной реконструкции, которая отчасти финансировалась из собственных денежных средств, отчасти из программы Спасения архитектурного наследия Министерства культуры Чешской Республики, он был снова открыт для публики весной 2009 года.

собор Вознесения Девы Марии центральный неф
вид с фасада собора Вознесения Девы Марии портик главного входа
скульптура главного входа Центральный неф алтарь собора Вознесения Девы Марии
фрагмент алтаря собора Вознесения Девы Марии орган собора Вознесения Девы Марии
органный балкон балкон с распятием картина Вознесение Девы Марии
боковой алтарь боковой алтарь исповедальня
мощи святых собора
Вознесения Девы Марии
картина святого Венедикта и
мощевик святого Феликса
картина святого Бернарда и
мощевик святого Икентия
мощи святого Феликса в соборе Вознесения Девы Марии мощи святого Икентия в соборе Вознесения Девы Марии
скульптура западного фасада у скульптуры святого скульптура западного фасада
картина 5 станции пути Христа картина 10 станции пути Христа картина основания ордена

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм, расположенный в Коломенском, которое ранее являлось селом и резиденцией русских князей, а сегодня входит в городскую черту Москвы.

Храм Вознесения в Коломенском — шедевр русской и мировой архитектуры, возможно, первая шатровая церковь в России.

История

Согласно легенде, эту церковь решил построить великий князь Московский Василий III, который долго не имел сына, которому можно было бы передать престол. Уже в зрелом возрасте Василий III стал отцом будущего русского царя Ивана IV Грозного. В честь крещения долгожданного наследника великий князь распорядился построить церковь в селе Коломенском под Москвой.

Вознесенскую церковь также относят к мемориальным храмам — сооруженным в честь какого-то события. Традиция мемориальных церквей на Руси появилась в XVI веке.

Особенности архитектуры

В первой половине XVI века русские правители приглашали итальянских архитекторов для сооружения оригинальных церквей и соборов, таких как например, Успенский собор Московского кремля , семейную усыпальницу Рюриковичей Архангельский собор и стены Московского кремля .

Архитектором церкви Вознесения в Коломенском стал Петр Францизск Анибале, зодчий из Италии, прославившийся на Руси как Петрок Малый или Петр Фрязин. Собор Вознесения в Коломенском был построен в 1528—1532 годах.

Необычная церковь поражает не только современных посетителей музея-заповедника, она была необычной и для людей, живших в XVI веке. На высоком берегу Москвы-реки вырастает 62-метровый белокаменный столп на мощном основании из галерей. Основное настроение церкви задают тройные кокошники, напоминающие языки пламени, и шатер, верх которого увенчан золотым крестом. Стройный, устремленный в небо силуэт Вознесенской церкви в Коломенском отсылает воображение и к образам оборонительных башен.

Своим обликом храм говорит о библейском событии — Вознесении Иисуса Христа к Богу-отцу.

Композиция храма Вознесения такова: на четверике, нижнем основании, возведен восьмерик, восьмигранный столб, увенчанный шатром. Шатер в данном случае — это пирамида из нескольких граней, внешне напоминающая тканевые походные шатры.

Основным материалом здания служит кирпич, присутствуют белокаменные элементы. Благодаря оригинальному внешнему виду устремленные ввысь шатровые церкви также называют «русской готикой», хотя в облике церкви Вознесения присутствуют и более поздние элементы. Ранее ни один каменный храм на Руси не был украшен шатром, использовались только своды и купола.

Распространено мнение, что храм Вознесения в Коломенском является первым русским храмом в шатровом стиле. Историками доказано, что первая шатровая церковь в России была построена из дерева около Кремля в честь рождения Ивана Грозного, но не сохранилась до наших дней.

Интерьер храма Вознесения Господня не сохранился в первозданном виде. Внутреннее пространство сравнительно не большое, т. к. церковь использовалась только княжеской семьей во время пребывания в своей резиденции в Коломенском. В Вознесенском храме очень светло благодаря умелому и пропорциональному сочетанию архитектурных приемов и материалов. Современный иконостас реконструирован по образцу иконостасов XVI века и более позднего периода.

Современное состояние

За долгий период своего существования церковь практически не перестраивалась, из-за чего храм Вознесения Господня в Коломенском был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе комплекса зданий музея-заповедника «Коломенское». Современный вид храма не полностью соответствует первоначальному облику.

Первое освящение храма Вознесения Господня состоялось в Коломенском в 1532 году, повторное — в 2000 году.

В начале XXI века было проведено значительное восстановление храма, но полностью уничтожены деревянные конструкции перекрытий над галереями, недостаточно тщательно изучены и заделаны трещины в стенах. Нынешнее состояние церкви вызывает опасения из-за ее расположения на берегу, склонном к оползням.

Богослужения в храме

Богослужения проводятся не в храме Вознесения Господня в Коломенском, а в приписном храме Георгия Победоносца по воскресеньям и некоторым праздникам.

Экспозиция храма

После завершения реставрации в подклете храма Вознесения Господня в Коломенском действует постоянная выставка «Тайны церкви Вознесения». Сам подклет также вызывает интерес, некоторые его детали не вполне ясны исследователям. Именно в Коломенском, в подклете церкви Вознесения, пытались искать загадочно исчезнувшую библиотеку Ивана Грозного. Также В 1917 в подвале храма Вознесения Господня чудесным образом была обнаружена древняя чудотворная икона Богоматери «Державная», которая сегодня хранится в церкви иконы Казанской Божьей Матери .

В экспозиции, находящейся здесь же, в подклетных помещениях, представлены редкие материалы из фондов музея-заповедника «Коломенское». Кроме фотографий, фиксирующих состояние Вознесенской церкви в разные периоды, выставлены фрагменты летописей, список с «Державной» иконы Божьей Матери, обмерные чертежи и проекты архитекторов прошлых веков. Посетители могут посмотреть фильм о церкви Вознесения в Коломенском.

В ХХ веке в Коломенском были проведены археологические раскопки, выявившие большое количество резных белокаменных декоративных деталей Вознесенской церкви и других артефактов, свидетельствующих о жизни русских людей в древности.

Как добраться

Для начала вам необходимо доехать до усадьбы Коломенское, ее официальный адрес — проспект Андропова, 39.

На следуйте до станции «Коломенская» по Замоскворецкой (зеленой) линии, затем идите пешком около 15-20 минут вдоль жилых домов до входа в музей-заповедник. Далее пользуйтесь указателями заповедника, направляясь к берегу Москвы-реки, на котором вы увидите церковь Вознесения. Рядом с храмом расположены Георгиевская церковь с колокольней и Водовзводная башня.

В музей-заповедник можно зайти также с другой стороны, где расположен дворец Алексея Михайловича. Направляйтесь до станции метро «Каширская» по зеленой Замоскворецкой линии или бирюзовой Каховской. От метро нужно пройти около 300 метров до входа в музей, а далее следуйте указателям до храма Вознесения.

Используйте наземный транспорт , чтобы доехать до остановки Коломенская около метро.

На автомобиле удобно добираться до проспекта Андропова, около усадьбы Коломенское есть большое количество парковочных мест. Будьте внимательны, на этой дороге часто бывают пробки.

Для комфортных поездок по Москве пользуйтесь услугами такси Uber, Яндекс такси, Gett Taxi, Максим и другими.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Панорама храма Вознесения в Коломенском

На берегу Москва реки в музее-заповеднике Коломенское находится чудо средневекового зодчества: церковь Вознесения Господнего.

Храм строили 4 года. С 1528 по 1532. Как говорит молва, его воздвигли в честь рождения сына Василия III Ивана Грозного. Но это скорее вымысел, учитывая то, что Иван Грозный родился в 1530 году, ведь такой по масштабам проект за два года завершить было проблематично. Скорее всего, Василий заложил постройку ещё в 1528 году, как дань богу, чтобы господь послал ему долгожданного наследника. Ведь долгое время царь с супругой оставались бездетной парой, что во времена самодержавия и преемственности власти было большой проблемой.

В сентябре 1532 года состоялось её освящение, в этой церемонии участвовало всё царствующее семейство - сам великий князь Василий III , его молодая жена Елена Глинская и младенец Иоан.

Кто построил храм

Имя талантливого зодчего строившего храм установить до сих пор не получилось. Можно предположить, что архитектором являлся итальянец. Большинство историков считает , что церковь построил малоизвестный в то время зодчий Петро Аннибале. В России он имел много имён - Петрок Малой, Пётр Фрязин. И приглашение его Василием III в Москву в 1528 году делает эту версию самой убедительной. Именно фамилия Фрязин убедила многих в том, что это некий псковский зодчий, построивший в Первопрестольной множество шедевров архитектуры. На самом деле это прозвище. Таким образом именовали всех итальянцев на Руси.

Характеристика стиля и особенности постройки

Постройка - просто набор из нескольких архитектурных стилей. Здесь есть и пилястры с капителями в стиле Раннего Возрождения, и готические вимперги, и классические русские кокошники. Понять, какой архитектурной стилистики придерживался архитектор сложно .

Среди элементов эпохи Ренессанса можно выделить следующие:

  • ордер;
  • порталы с прямыми архитравны ми перекрытиями проёмов;
  • прорисовка готических вимпергов.

Высота храма башни целых 62 метра. По меркам тех времён это был впечатляющий показатель. Постройка являлась самым высоким православным сооружением. А за счёт летящей архитектоники создается ощущение, что здание парит над землёй.

Внутренних опор у здания нет, как и привычной алтарной апсиды. Она установлена на подклети, окружённой гульбищем, и хотя толщина стен от 2 до 4 метров, внешне церковь выглядит очень лёгкой. С восточной стороны уцелел каменный трон. Ножки сделаны в виде львиных лап, а подлокотники украшены затейливыми арабесками. Отсюда московские правители любовались необъятной ширью, открывающейся за Москвой рекой.

Внутреннее пространство здания не велико, ведь он был домашним княжеским храмом. Здесь могли молиться только члены государевой семьи и самые близкие, доверенные слуги.

Храм возводился, как летний, неотапливаемый. Здесь никогда не было печи или какого-либо отопления. Таким он и остаётся по сей день. Храм Вознесения считается первым шатровым храмом из камня. Кроме того, церковь имела функцию сторожевой башни. В толще одной из стен находится узкая лестница, ведущая вверх прямо к шатру. Там есть специальная смотровая площадка, используемая для подачи сигналов. Если находящийся там дозорный видел подозрительные движения, перемещения войск, то тотчас же загорался огонь. Ночью это было яркое пламя. Днём сигнал подавали дымом.

Постепенно, с утратой села Коломенского официального статуса действующей царской резиденции, храм утратил статус «домовый» и стал приходским. Это была летняя церковь, где служили от Пасхи до Покрова. А в советское время здесь проходили концерты духовной и классической музыки, если она была интересна с исторической точки зрения. Сейчас храм ожил: здесь совершаются богослужения.

В нижней части храма расположена композиция, посвящённая истории и реставрации церкви. С улицы посетитель попадает в западную палатку. Это помещение возникло в XVII веке, когда пространство между опорными столпами обходной галереи было заложены кирпичом. Здесь можно познакомиться с некоторыми конструктивными особенностями храма и материалами, использованными при его строительстве, а также старыми фотографиями.

Следующее помещение - церковный подклет или подцерковье. Толщина стен здесь достигает пяти метров. Обычно за ними хранили самое ценное. Возможно, там когда-то находилась казна Ивана Грозного.

Внутренний объём храма открыт на 42 метра, чтобы и внутри создавалось ощущение вознесения. Убранство того времени не сохранилось, лишь форма галерей имеет первоначальный вид. Как здесь всё выглядело в далёком 1532 году, остаётся только догадываться, но по заверению историков обстановка была красочной и богатой. И это неудивительно, ведь храм был молельным домом для царской семьи.

Самое интересное, что по легенде, где-то в храме находится великая библиотека Ивана Грозного, доставшаяся ему в наследство от византийской бабушки.

Изменения после ремонтов и реставраций

На протяжении существования строение были произведены следующие изменения:

Это только малая часть ремонтных работ. За свою историю здание претерпело значительные преобразования.

С 1994 года объект входит в список всемирного наследия Юнеско и охраняется этой организацией. Это указывает на то, что даже мировое культурное сообщество высоко ценит это архитектурное сооружение.

Церковь Вознесения является неоспоримым шедевром мирового зодчества. Даже спустя столетия, она не перестаёт удивлять своей совершенной гармонией и прекрасной энергетикой, которой пропитано всё вокруг.

Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.

Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний свод.

Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.

Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.

Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.

Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все было по-новому. Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником. Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Тайны и легенды церкви Вознесения

Место

Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.

Время

Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

Библиотека

Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.

В храме:

Послушать службу

Хотя собор уже почти не действует, он имеет высокий статус храма Патриаршего подворья. Богослужения здесь проходят только по крупным церковным праздникам.

Полюбоваться убранством

Благодаря проведенной в 2007 году реставрации в храме снова появился тябловый иконостас и царские врата, восстановленные с подлинников конца XVI века. Современный интерьер собора почти досконально повторяет богатое убранство домового храма русских царей.

Погулять по галерее

Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива.

Сходить в музей

В подклете здания находится экспозиция, посвященная строительству церкви Вознесения. Здесь также выставлена копия чудотворной иконы «Богоматерь Державная».

По статусу епархии - соборная, Архиерейское подворье. Освящена в 1838 г. 3 престола: Вознесения Господня (главный), Богоявления Господня, прпп Антония и Феодосия Печерских. Каменный храм был построен в 1749-1760 гг. на месте сгоревшей 27 апреля 1747г. деревянной Вознесенской церкви. В 1826-1836 гг. на средства купцов И.Ф. Татаринцева и Ф.Н. Боброва храм был перестроен по проекту архитектора И.Ф. Львова в стиле позднего классицизма.

Главный престол собора дал название и самому собору. Южный придел посвящен Богоявлению (или Крещению) Господня, а северный - преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Он был сооружен позднее (1831 г.). Известно, что на его устройство тверской купец И.Д. Подсыпанин пожертвовал 5000 руб. Чтобы северный фасад церкви органично включался в застройку "сплошной фасады" бывшей Миллионной улицы, ему был придан подчеркнуто парадный характер. Главный вход оборудован подиумом со ступенями. По проекту Львова лестницу должны были украшать статуи.

Храм был закрыт в 1930-х гг. и использовался в качестве склада. Спецкомиссия по изъятию церковных ценностей конфисковала из собора драгоценную церковную утварь и иконы. В 1936 г. здание передали областному краеведческому музею, а с 1972-73 гг. оно использовалось как выставочный зал.

В 1993 г. церковь была возвращена епархии и стала соборной. Реставрационные работы проводились в 1970-х и 1990-х гг. 7 января 1993 г., в праздник Рождества Христова, в соборе состоялась первая служба, а с июля 1994 г. возобновлен крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери из Христорождественского монастыря в собор Вознесения Господня. Ныне в соборе находятся новонаписанная Тихвинская икона Божией Матери и особо почитаемая в Твери икона Божией Матери "Тучная гора", написанная заново в 1994 г., так как старинные иконы были утрачены. Среди святынь особо почитаются хранящиеся в соборе мощи св. свм. Архиепископа Тверского Фаддея, убитого 31 декабря 1937 г.



На рубеже XIX-XX вв. на пересечении Миллионной (Советской) улицы и Ильинского переулка (Тверской пр.) располагались жилые дома, выстроенные в 1760-е гг. Двухэтажный дом справа изначально принадлежал причту Вознесенской, "что на Проспекте", церкви. Строился он тогда, когда каменный храм уже существовал. Сооружение Вознесенской церкви началось в 1749 году с устройства Богоявленского придела. В 1751 году его достроили и освятили. К 1761 году завершилось строительство основной части храмового комплекса - церкви Вознесения Господня. С запада к храму примыкала трапезная, а с севера - колокольня. Церковь сильно пострадала в пожаре 1763 года, восстановили к 1768 году.

В 1805 году колокольню разобрали, потому что она "как самую церковь, так и свет в ней застенила, к тому же по стеснению места не слышится в приходе колокольный звон". Новую колокольню поставили с западной стороны. В начале XIX века прихожане Вознесенской церкви решились на замену её большим по площади зданием. Старую постройку разобрали, и 30 апреля 1826 года началось строительство нового храма. Автором проекта стал губернский архитектор Иван Фёдорович Львов. Освящение храма состоялось в 1833 году при "низкорослой" старой колокольне, и лишь в 1902-1903 гг. появился третий ярус звона.

В начале XX века в доме причта Вознесенской церкви находился магазин Блиновых, где шла торговля охотничьими принадлежностями, музыкальными инструментами и хозяйственными товарами. Дом напротив в 1803-1804 гг. городские власти приобрели под городскую Думу и Магистрат. Когда в 1860-е гг. сюда перевели городскую полицию, над зданием возвели высокую деревянную каланчу. В самом начале нашего столетия (около 1907 г.) вышку разобрали. Тогда же в третьем этаже дома открылось частное реальное училище, а в первом разместился магазин Петронелли Осиповны Озеровой, торговавший швейными машинами "Зингер".

И дом церковного причта, и здание городской Думы утрачены в советское время при расширении Кооперативного (быв. Ильинского) переулка и превращении его в Тверской проспект.

http://history-tver.ru/7-31.htm



Собор Вознесения Господня расположен в Центральном административном районе г. Твери, на пересечении Тверского пр-та и ул. Советской.

История возникновения собора уходит вглубь веков. Известно, что до 1612 г. возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась также деревянная церковь во имя Богоявления Господня. Это были небольшие приходские соборы (теплый и холодный). Оба были сожжены во время польско-литовской интервенции. В 1624 г. церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 г. здесь опять возвышались две церкви — Вознесения и Богоявления. Но в 1725 г. Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась. Позже на этом месте была устроена деревянная церковь во имя Вознесения Господня с престолом Богоявления. Но и этот храм простоял недолго. Он сгорел дотла во время сильного пожара. Через некоторое время прихожане просили разрешения строить на этом месте новую церковь, уже каменную, с тем же наименованием и с тем же приделом. Была дана храмосдательная грамота. В 1751 г. придел Богоявления был закончен строителями «чистыми образами и всяким церковным облачением убран» и освящен.

Строительство самого собора продолжалось еще почти 9 лет, а в 1760 г. был освящен и главный придел. Но и этот собор простоял недолго. 19 мая 1763 г. в Твери случился опустошительный пожар. Погорела и только что возведенная церковь. Но прихожане сумели быстро восстановить придел Богоявления, который в сентябре был освящен. В нем возобновились богослужения. Сам же собор восстанавливался долго. Наконец, в 1768 г. было восстановлено внутреннее убранство. Храм был полностью построен и освящен. В 1805 г. у собора была возведена новая колокольня.

Шло время. Велось обширное каменное строительство в центре Твери. В городе работали такие замечательные мастера, как К. Росси, Н. Легранд и И. Львов. Находившийся в центре города собор с немодной уже «барочной» декорацией перестал удовлетворять сиятельных владельцев и прихожан. Встал вопрос о его перестройке. В 1818 г. прихожане и священники попросили разрешения разобрать собор и на его месте построить новый, более просторный, с приделами Антония и Феодосия Печерских и Богоявления Господня. К прошению прилагался проект церкви, подписанный губернским архитектором Н. Леграндом. Но средств на эти работы не нашлось. Собор решили расширить путем устройства нового придела. В 1831 г. был закончен и освящен придел Антония и Феодосия Печерских. В 1833 г. в праздник Вознесения Господня был освящен весь храм с новым позолоченным иконостасом и покрытыми росписями стенами. И только в 1836 г. был освящен придел Богоявления Господня.

Собор стал подлинным украшением города. При строительстве широко применялся белый камень, из которого были выполнены колонны, карнизы, цоколь, ступеньки храма и колокольни. Собор был выкрашен охрой, детали декора побелены. Применялась роспись как внутри, так и снаружи. С помощью росписи в портике была создана уникальная имитация объемных рельефов в технике гризайли. Были вызолочены главка и кресты на соборе и колокольни. Крыша и купол были покрыты луженым железом. Широко применялось кованое железо, из которого были выполнены решетки на окнах и дверях. Оконные переплеты и двери были тонированы под мореный дуб.

Все в обличии сооружения было продумано до мельчайших подробностей. Собор выглядел величественно. К сожалению, проследить полностью хронологию перестроек невозможно — архивный фонд по храму уцелел не полностью. В основном это небольшие ремонтные переделки.

После революции в 1922 г. из Вознесенского Собора комиссией по изъятию церковных ценностей были конфискованы утварь и иконы. А в 1935 г. храм был закрыт. С 1936 г. в здании находилась экспозиция областного краеведческого музея. Осенью 1941 г. были временно возобновлены Богослужения. В 1972 г. здание было передано под выставочный зал Областной промышленной выставки. При этом была произведена его значительная перестройка: сделаны межэтажные перекрытия, заменена отопительная система, с восточной стороны пристроен пандус.

В 1991 г. по просьбе верующих людей началась работа по передаче собора Церкви. 7 января 1993 г. в храме состоялась первая служба.

http://vosnesenie.ru/about/history/