Частицы: примеры, функции, основные значения, правописание. Классификация частиц по значению
Что такое частица в русском языке? Ранее под частицами подразумевались все служебные части речи. В XIX в. представитель харьковской лингвистической школы А. В. Добиаш стал выделять частицы в отдельную категорию, что стало началом узкого подхода в вопросе о частицах. Также их исследованию посвящал свои работы В. В. Виноградов.
Указательные частицы в русском языке входят в разряд Чтобы научиться правильно выделять примеры указательных частиц в предложении, мало выучить этот список, необходимо верно определять смысловые отношения внутри словосочетания или предложения.
Частица как отдельная часть речи
В современной морфологии частица — это служебная часть речи, которая несет в себе добавочное смысловое, оценочное или эмоциональное значение слова, словосочетания или предложения, а также может служить для образования некоторых форм слова.
Сами по себе частицы не выражают лексического значения, но они могут быть омонимичны некоторым знаменательным словам.
Сравните:
- Она еще не приехала (еще — наречие). Когда еще она приедет? (еще — частица)
- Лето было холодное (было — глагол). Пошла было, но вернулась (было — частица).
Главным отличием частиц от предлогов и союзов является их неспособность выражать грамматические отношения. Роднит их с остальными служебными словами неизменяемость и отсутствие синтаксической роли (то есть они не являются членами предложений). Однако стоит отметить, что слово "да" как утвердительная частица, и слово "нет" как отрицательная, нет могут становиться самостоятельными нечленимыми предложениями. Но при этом нельзя путать частицу "нет" и отрицательное слово "нет", которое используется в безличных предложениях. Например: "Нет, вы только послушайте, как она поет!" (нет — частица). "У меня нет времени" (нет — отрицательное слово). Во время синтаксического разбора частица может выделяться вместе с главным словом, от которого она зависит, или не выделяться вовсе.
Виды частиц в зависимости от их состава
По своему составу частицы разделяются на простые и составные. Простые состоят из одного слова (бы, ли, же), а составные — из двух (редко более) слов (вот бы, все же, вряд ли). Составные, в свою очередь, могут быть расчленяемыми, когда в предложении возможно разделение частицы другими словами.
- Вот поехать бы в Москву.
- Вот бы поехать в Москву.
И нерасчленимыми, когда разделение частицы другими словами невозможно. К нерасчленимым относят и фразеологизированные частицы, те сочетания служебных слов, семантическая связь между которыми в настоящее время утратила изначальное значение (не иначе как, того и гляди, то ли дело и другие).
Функции частиц
В устной и письменной речи частицы выполняют следующие функции выражения:
- побудительности, сослагательности, условности, желательности;
- субъективно-модальных характеристик и оценок;
- цели, вопросительности, утверждения или отрицания;
- действия или состояния в зависимости от его протекания во времени, его полноты или неполноты, результата его осуществления.
Разряды частиц
В соответствии с выполняемыми функциями все частицы разделяются на разряды:
- Формообразующие (пусть, да, давайте, бы и прочее). Используются для образования повелительного и условного наклонения (пусть бежит, побежал бы).
- Отрицательные (ни воды, ни хлеба; не приносит, отнюдь не смешной).
- Выражающие признак (действие, состояние) в зависимости от его протекания во времени, его полноты или неполноты, результата его осуществления.
- Модальные частицы. Несут добавочные семантические оттенки или выражают чувства.
Виды модальных частиц
Группа модальных частиц достаточна обширна и может быть разделена на несколько видов:
- Указательные частицы (вот, вон).
- Вопросительные частицы (разве, ли, неужели).
- Уточняющие частицы (как раз, именно).
- Выделительно-ограничительные частицы (только, просто, лишь бы).
- Усилительные частицы (даже, ведь, все-таки).
- Восклицательные частицы (как, что за, ну и, прямо).
- Частицы, выражающие сомнение (едва ли, навряд ли).
- Утвердительные частицы (точно, так, да).
- Частицы, выражающие смягчение к требованию (-ка).
Указательные частицы
Разряд той или иной частицы можно определить только в контексте, так как многие из них омонимичны. Поэтому необходимо знать, какие значения имеют частицы каждого разряда. Указательные частицы — это те, которые указывают на предметы, действия и явления окружающей действительности, а также связывают и указательно подчеркивают слова. Самые распространенные примеры этого вида: это, вот, вон, оно, просторечное - во, некоторые другие. Согласно некоторым исследованиям, к указательным частицам примыкает и постпозитивная частица - же в сочетаниях типа: тогда же, туда же, тот же, там же, где она соединяется с местоимениями методом агглютинации. Примеры указательных частиц: "Вот мой дом", "Вон мой сад", "Что это за песня звучит?".
Некоторые особенности указательных частиц
Специфику употребления указательных частиц можно рассмотреть на примере указательной частицы - вон. Дело в том, что в процессе употребления данной частицы в различных контекстах наблюдается смещение акцента с нее. Например, в предложениях: "Вон он идет" и "Вон оно что", явно прослеживается интонационное различие.
Более наглядно можно проследить отношения остальных разрядов частиц с указательными в таблице.
Модальные (выражают смысловые оттенки и чувства) | указательные | это, вон, вот, вот и |
уточнительные | как раз, точно, почти |
|
вопросительные | ли, разве, неужели |
|
восклицательные | просто, что за, ну и, прямо |
|
выделительно-ограничительные | только, хоть (бы), лишь, лишь только, просто, всего |
|
усилительные | ведь, лишь, все-таки, даже |
|
утвердительные | так, да, точно |
|
выражают сомнение | едва ли, вряд ли |
|
выражают смягчение требования | Ка (пойди-ка) |
|
Формообразующие | образуют повелительное наклонение | да, давай, давайте, пусть, пускай Да будет свет! |
образуют условное наклонение | Я хотел бы проехать верхом. |
|
Отрицательные |
||
полное отрицание при употреблении перед сказуемым | Мама не пришла. |
|
частичное отрицание при употреблении перед остальными членами предложения | Пришла не мама. |
|
для утверждения в воскли-цательных и вопроси-тельных предложениях | Кого только я не повстречал! |
|
внутри устойчивых сочета-ний | едва не, вовсе не, чуть не |
|
при двойном отрицании | ||
для усиления при отрица-нии | Нет ни песен, ни стихов. Ни рыба ни мясо, ни то ни се. |
|
для усиления утверждения в придаточных с уступи-тельным оттенком | Куда бы ты ни поехал, помни о доме. |
Частицы достаточно часто употребляются как в устной, так и в письменной речи, поэтому для грамотного их использования нужно уметь определять их значение и разряд. Для тренировки данного навыка, можно отыскивать примеры указательных частиц или других разрядов в художественных произведениях при ежедневном чтении.
Инструкция
Если вам нужно научиться находить частицы в тексте, то прежде всего запомните, что - это служебная часть речи. Поэтому вы не сможете к этому слову поставить вопрос, как, например, к самостоятельным частям речи (имени существительному, глаголу, наречию и т.д.).
Научитесь отличать частицу от других служебных частей речи (предлогов, союзов). К ним также нельзя поставить вопрос, как и к частица м. Но и союзы выполняют иную работу в предложении. Если предлоги связывают слова в синтаксических конструкциях, а союзы - либо простые предложения в составе сложного, то частицы необходимы нам, например, для того, чтобы образовать наклонение у глагола.
Употребите глагол "дружить" в повелительном и в условном . Вам нужно использовать для этого формообразующие частицы. Так, частицы "бы", "б" образуют условное наклонение "дружил бы". А вот такие частицы, как "пусть", "пускай", "да", "давай", "давайте", помогут вам выразить какую-то просьбу или приказ, т.е. употребить глагол в форме : "пусть дружат".
Имейте в виду, что частицы необходимы и для того, чтобы выразить свои мысли: что-то уточнить, высказать утверждение или отрицание, указать на какую-то деталь, смягчить требование и т.д. Например, частицы "не" и "ни" помогут вам сообщить об отсутствии чего-либо, частицы "лишь", "только" - уточнить что-то и т.д. А в предложении "Вон там, за горами, показалось солнце" частица "вон" указывает на действие.
Научитесь отличать частицу "ни" от повторяющегося союза "ни-ни". Например, в предложении "Я не могу ни плакать, ни смеяться" слова "ни-ни" являются повторяющимся союзом, т.к. они связывают однородные сказуемые. А вот в предложении "Где бы он ни был, всюду находил друзей" слово "ни" является частицей, т.к. вносит дополнительный смысл (утверждение) в данную синтаксическую конструкцию.
Научитесь отличать частицу "то", которая необходима для смягчения требования, от суффиксов в неопределенных местоимениях или наречиях. Так, в предложении "Упражнение-то успел ?" частица "то" помогает внести дополнительный оттенок. А вот в наречии "где-то" или в местоимении "кто-то" "то" является суффиксом, при помощи которого от и образуются новые слова. Запомните, что частица "то" через дефис с .
Знайте, что частицы не являются членами предложения, как и все остальные служебные части речи. Но в некоторых случаях, например, при употреблении глагола с частица ми "не", "бы", "б", они будут играть синтаксическую роль одновременно со сказуемым.
Частицу порой можно спутать с другими служебными . Хотя она не является полноправным членом предложения, она способна внести путаницу, из-за чего можно, к примеру, поставить лишнюю запятую. Время от времени стоит повторять школьную программу и освежать в памяти базовые вещи, чтобы не допускать простых ошибок.
Частица относится к служебным частям речи и служит для выражения различных смысловых оттенков слов и , а также для образования форм слов. Они не являются членами и не изменяются. Все существующие частицы можно разделить на два разряда: смысловые и формообразующие.
Хотя частицы не являются членами предложения, в школе принято подчёркивать частицу не вместе с тем словом, к которому она относится; как правило таким словом выступает глагол.
Смысловые частицы, как следует из названия, необходимы для выражения смысловых оттенков, тонкостей, нюансов. В зависимости от значения, они классифицируются по следующим группам:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: разве, неужели, ли (ль) ;
3) указательные: вот, вон;
4) уточняющие: именно, прямо, как раз, точно, точь в точь;
5) ограничительные / выделительные: только, лишь, почти, единственно, то;
6) восклицательные: что за, как, ну (и) ;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё таки, ну;
8) смягчительные: -ка, -то, -с;
9) со значением : едва (ли), вряд (ли).
Формообразующие – это частицы, необходимые для образования или условного наклонения: бы, пусть, пускай, давай, да. Такие частицы всегда являются компонентами глагольной формы, а следовательно входят в состав того же члена предложения, что и .
Некоторые исследователи выделяют дополнительную группу частиц, не попадающих ни под одну из вышеперечисленных категорий: мол, якобы, дескать.
Классификации
Частицы также по происхождению на первообразные и непервообразные. В первую группу входят, в основном, просторечные и малоупотребительные частицы бишь, вишь, нехай, дескать, небось ишь, те, чай, ну-с, ин, де, а также же да, -ка, ни, таки. Все остальные частицы относятся ко второй группе.
Обратите внимание, что многие частицы по своим свойствам приближены к наречиям, союзам, междометиям и вводным словам.
Существует разделение и : на простые, составные, расчленяемые и не расчленяемые частицы. К первым относятся все частицы, состоящие из одного , ко вторым – образованные из двух и более слов, к третьим – все частицы, которые могут быть разделены другими словами (как бы не, лишь бы не, пусть бы, скорее бы, только бы, хоть бы, чуть (было) не, чуть (ли) не и др.), к четвертым – те, что разделены быть никак не могут. Также существует немногочисленная группа так называемых фразеологизированных частиц: что ни (на) есть, точь-в-точь, то ли дело, не иначе (как), нет чтобы, того и (гляди / жди).
Видео по теме
Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"
Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.
Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.
По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).
Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.
Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.
В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.
Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...
Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:
БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);
ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).
Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).
Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.
И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.
Разряды частиц
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса |
Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли |
Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли? |
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций |
Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто |
Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть! |
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события |
Вот, вот и, вон, это |
Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду. |
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания |
Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет |
Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет. |
УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов |
Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и |
Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой. |
УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова |
Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем |
Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз. |
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов |
Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы |
Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения |
Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь |
Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал. |
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ |
Будто, будто бы, словно |
Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море. |
УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ |
Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо |
Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ |
Якобы, мол, дескать, -де |
Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет! |
Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.
2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.
3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.
4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.
5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.
6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.
7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.
Частица — служебная часть речи, которая не имея своего вполне самостоятельного лексического значения, придает различные оттенки словам и предложениям или служит для создания форм слов.
Частицы не изменяются, не имеют самостоятельного лексического значения и не являются членами предложений, но могут входить в состав членов предложения.
Основная сфера использования частиц — устно-разговорная речь, художественная литература и публицистика с элементами разговорной речи. Использование в речи частиц придает высказываниям большую выразительность, эмоциональность. Избыточное употребление частиц ведет к засорению речи и потере смысловой точности.
Главная роль частиц (общее грамматическое значение) — вносить дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов или предложений. Частицы уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы для более точного выражения содержания: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало .» (Пушкин А.С. ) Уж — частица с усилительным значением .
Частицы возникли позднее других частей речи. По происхождению частицы связаны с разными частями речи: с наречиями (лишь, только, едва, уж, прямо и др.); с глаголами (пусть, пускай, давай, дай, было, бы, ведь, вишь и др.); с союзами (а, да, и, же и др.); с местоимениями (все, оно, что за, то, это, себе и др.), с междометиями (вон, ну и др.). Некоторые частицы не связаны с другими частями речи по происхождению: вот, ли, -ка и др.
В русском языке частиц немного. По частоте употребления они находятся в первой сотне самых используемых слов (так же, как и , союзы и некоторые местоимения). В эту сотню самых частотных слов входит 11 частиц (не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь ).
Сравнение с другими частями речи
По своему строению и функциям частицы сближаются с наречиями, союзами и междометиями.
Частицы отличаются от знаменательных частей речи тем, что не имеют лексических значений, поэтому частицы и не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения. От предлогов и союзов частицы отличаются тем, что не выражают грамматических отношений между словами и предложениями,т.е. частица никогда ничего не связывает.
При синтаксическом разборе частица выделяется вместе с тем словом, к которому относится или не выделяется вообще.
В науке о русском языке не существует единого мнения по классификации частиц. У разных авторов классификации могут различаться.
Разряды частиц.
По значению и роли в в предложении частицы делятся на разряды.
- формообразующие,
- отрицательные,
- смысловые (модальные).
Формообразующие частицы
— частицы, которые участвуют в образовании некоторых форм различных частей речи (глаголов, прилагательных, наречий, имен состояния, местоимений).
- Частицы, которые служат для образования форм наклонения глагола:
- повелительного наклонения — да, пусть (пускай), давай (давайте) : да здравствует, пусть едет, давай(давайте) поедем;
- сослагательного (условного) наклонения — бы(б):
сказал бы
, помог бы
, надел б
; что бы
не случилось.
Частица бы(б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами: Я б в рабочие пошёл. Я хотел бы жить в Москве. Я сделал ещё бы лучше. Я бы ещё лучше сделал.
Частицы бы, пусть, пускай, да, давай(давайте) являются частью глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются с ним. Формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается с глаголом при морфологическом разборе глагола как части речи .
- Частицы, которые образуют формы степеней сравнения прилагательных, наречий, имен состояния — более, менее
: более
важный, менее
важный; более
интересно, менее
скучно.
Значение сравнительной степени может усиливаться частицами ещё и всё : ещё страшнее, всё интереснее.
При образовании форм частицы сближаются с морфемами: важнее (степень сравнения образована с помощью суффикса) — более важный (степень сравнения образована с пом. частицы).
Не являются частицами постфиксы -ся(-сь), -то, -либо, -нибудь и не, ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания. Следует различать частицу -то и -то : какой-то , куда-то ( ) — Я-то все знаю. (частица)
Замечание .
В комплексе Бабайцевой по русскому языку, у некоторых других авторов (Глазунова, Светлышева) предложен другой подход, где -то, -либо, -нибудь, кое
— отнесены к словообразовательным частицам
и образуют местоимения и наречия: кто — кто-то, кое-кто, кто-нибудь, кто-либо; какой — какой-то, какой-нибудь
и т.д. К словообразовательным частицам отнесены и отрицательные частицы не
и ни
: кто — никтО, нЕкто; когда никогдА, нЕкогда
и т.д. При этом частицы превращаются в
.
С помощью частицы не
образуются слова с противоположным значением: друг — недруг, счастье — несчастье.
Некоторые слова без не
уже не существуют: ненастье, неряха, невежа, нельзя
и др.
Эти вопросы стоит уточнить у Вашего учителя.
Отрицательные частицы
Не, ни — наиболее частотные частицы. Кроме того: нет, вовсе не, отнюдь не.
Частица НЕ играет основную роль при выражении отрицания, придает следующие значения:
- отрицательное значение всему предложению: Не бывать этому.
- отрицательное значение отдельному члену предложения: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.
- положительное значение, утверждение (через двойное отрицание с не): не мог не помочь, т.е. должен был помочь; не мог не сказать.
Чаще всего отрицательная частица не входит в состав сказуемого: Ночью не было дождя. (не было — сказуемое) Я не знаю. (не знаю — сказ.)
Частица НИ придает:
- отрицательное значение в предложении без подлежащего: Ни с места!
- усиление отрицания в предложениях с словом не (нет), которое выражает основное отрицание: Вокруг нет ни души. Не видно ни зги. На небе нет ни облачка. Иногда ни употребляется без не : На небе ни облачка.
- усиление и обобщение любого утверждения, сделанного в главном предложении (для этого в придаточном предложении используется частица ни ): Что ни (= всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (= всюду) посмотришь, везде поля и поля.
- При повторе частица ни приобретает значение сочинительного (соединительного) союза : Ни солнце, ни воздух мне не помогут. (ни — союз )
- К отрицательным частицам относится слова нет.
Оно употребляется при отрицательном ответе на высказанный или невысказанный вопрос: Хочешь? Нет
. Для усиления отрицания слово нет
повторяется или употребляется перед отрицательным сказуемым: Нет, я не хочу.
Частице нет соответствует по своей роли в предложении утвердительная частица да : Пойдешь? Да . - вовсе не, далеко не, отнюдь не .
Необходимо различать ни (не) приставку, частицу и союз. Приставка пишется слитно (некто, некого, ничей ). Частица и союз пишутся раздельно: нет ни души (частица, усиливает отрицание); Ни (союз) дождь, ни (союз) снег не могли его остановить.
Смысловые частицы
Смысловые (модальные) частицы — частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки (уточняют, акцентируют, усиливают), выражают чувства и отношение говорящего.
Группы частиц по значению:
- Вносят смысловые оттенки:
- вопросительные
— ли (ль), разве, неужели
:
Неужели это так? Правда ли это? Разве ты со мной не согласен?
Разве и неужели часто выступают как синонимы: Разве (неужели) ты не узнал меня? Но, они могут иметь и разные значения.
В предложениях с разве выражается сомнение, говорящий как бы спорит с собеседником, уверен в недопустимости факта: Разве можно лгать?
В предложениях с неужели появляется сомнение и удивление: Неужели он обманул нас? - указательные
— вот (а вот), вон (а вон), вот и, вон и
.
Выделяют тот предмет, на который надо обратить внимание: Вот моя деревня. - уточняющие
— именно, как раз, почти, чуть не, точно, точь-в-точь, ровно
: Именно
она рассказала мне об этом. Как раз
он знал об этом.
Частицы именно , как раз служат для выделения наиболее важной информации. - выражают выделение , ограничение (ограничительно-выделительные) — только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то : Я не болен, только (лишь) устал немного.
- вопросительные
— ли (ль), разве, неужели
:
- частицы, которые выражают чувство и отношение говорящего:
- восклицательные
частицы — что за, как
, ну и:
Что за душа! Как здорово! ну и дела!
Эти частицы выражают восхищение, удивление, негодование.
Частица как имеет омоним как — местоимение как и союз как .
Частица как обычно употребляется в восклицательных предложениях: Как упоительны в России вечера!
Местоимение-наречие как употребляется в вопросительных предложениях и является членом предложения: Как вы себя чувствуете? Как — обстоятельство.
Союз как — в сложноподчиненных предложениях: Я расскажу тебе, как жить дальше. - выражают сомнение — вряд ли, едва ли: Едва ли это подойдет. Вряд ли он согласится.
- усилительные
частицы — даже, же, ни, ну, уж, ведь, всё-таки, лишь, только
и др.
Частицы выделяют слова в предложении: Маше знакомы лишь известные памятники. (Лишь — усилительная частица, в предложении является частью определения лишь известные ).
Некоторые частицы этого разряда могут выполнять роль союзов : Луна стала ярче, звезды же лишь посинели. Частица же выделяет слово звезды и связывает первое и второе предложения. - выражают смягчение требований
— —ка.
В сочетании с глаголами повелительного наклонения эта частица смягчает значение глагола: Сделай! — Сделай-ка .
- восклицательные
частицы — что за, как
, ну и:
Что за душа! Как здорово! ну и дела!
Примеры:
- И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.(А.Пушкин) — усилительное значение
- Ну что за шейка, что за глазки! (И.Крылов) — восклицательное значение
- Да здравствует солнце, да скроется тьма (А.Пушкин) Пусть сильнее грянет бурая. (М.Горький) — образует форму повелительного наклонения глагола
- То же слово, да не так бы молвил. — образует форму сослагательного наклонения глагола.
- То, о чем мы раньше только думали, сейчас воплотили в жизнь. Только думали — только не наречие, не союз, поскольку ничего не связывает, но усиливает значение глагола (думали, но не делали). Следовательно, это частица.
Данный материал будет посвящен служебной части речи - частице. Будут рассмотрены разряды, приведены примеры, показаны отличия от омонимичных слов.
Знакомимся: частица!
Разберем с вами, что же такое частица. Вы только что могли заметить: в предыдущем предложении ею является слово «же». Итак, частица является служебной частью речи, вносящей в предложения новые смысловые эмоционально окрашенные оттенки, и служит для образования новых форм слова. Приводим сразу пример.
Он пришел. Простое, можно сказать, безликое предложение. Добавим в это предложение различные частицы.
Он лишь пришел.
Он только пришел.
Разве он пришел?
Он едва лишь пришел.
Обратите внимание, насколько изменился смысл и появился эмоциональный окрас в предложениях, стоило всего лишь добавить маленькие элементы. Кстати, «всего лишь» - тоже частица.
Стоит заметить, что русский язык настолько богат такими компонентами речи, что даже нет определенных требований к их заучиванию. Необходимо научиться находить, видеть в тексте, а также уметь отличать их от других слов в предложениях. Об этом мы расскажем в нашей статье.
Основные разряды частиц
Из всего многообразия данных элементов можно выделить четыре разряда.
- Формообразующие частицы (давайте, пускай, пусть) предназначены для образования формы слова, могут образовывать степени сравнения прилагательных и наречий.
- Отрицательные (нет, далеко не, вовсе не, отнюдь не).
- Частицы, которые могут характеризовать признак (это может быть состояние или действие), протекающий во времени, по результативности или по полноте осуществления, или наоборот - бесплодности, неполноте.
- Модальные частицы, которые могут быть вопросительными разве), указательными (вот, вон), уточняющими (именно, как раз, точь-в-точь), выделительными и ограничительными (только, лишь), восклицательными (что за, как), усилительными (даже, ни, же, ведь, уж, всё-таки, всё), смягчающими требования, выказывающими сомнения (вряд ли, едва ли) и, наконец, побудительными (пусть, давайте, пускай).
Примеры
Рассмотрим модальную частицу в качестве примера в предложениях:
- Разве мы не поедем сегодня на рыбалку?
- Вот он, настоящий чемпион!
- Как раз это был тот самый момент, который нельзя было упустить.
- Что за музыка!
- Всё-таки пришлось делать работу заново.
- Пусть всегда светит солнце!
Модальные частицы служат для передачи дополнительного значения смысла в тексте или в речи говорящего, усиливают эмоциональную сторону и акцентируют внимание.
Модальные формообразующие частицы
С помощью формообразующих элементов появляется возможность создать новые формы слов. К данной категории модальных формообразующих частиц можно отнести: пусть, бы, да, давай (-те), менее, самый, пускай, более.
Приведем для наглядности примеры.
Слово «бы» можно употребить для образования условного наклонения глагола. Я сделал бы больше, если бы встал раньше.
Повелительную форму наклонения образуют модальные частицы пусть, пускай, давай, да. Приведем такие примеры:
- Пусть придет весна.
- Скажи ему, пускай поторопится.
- «Да будет свет!» - сказал электрик.
- Давай отправимся в путешествие в другую страну.
Для образования сравнительной степени наречий и прилагательных служат формообразующие элементы более, менее. Например:
- Более быстрый подъём на этаж лифтом.
- Менее успешное предприятие.
Формообразующий элемент сам (обращаем внимание на число и род) может служить для образования у прилагательного превосходной формы, например: самый яркий.
Все эти перечисленные формообразующие элементы находятся в составе глагольной формы. При разборе предложения на члены рекомендуют подчеркивать их как один член предложения, даже если они не находятся рядом. Необходимо привести примеры предложения с модальными частицами.
- Я бы не опоздал, если бы не задержался на работе.
- Пускай они придут завтра.
- Сегодня обстоятельства слаживаются менее удачно.
- Сейчас я загадаю более сложную загадку.
- В своей жизни она решила самую трудную задачу.
Стоит отметить, что такие формообразующие элементы можно разделить на условное и повелительное наклонение. К условному наклонению относят модальные частицы бы, б.
К повелительномуотносят такие частицы, как: пусть, пускай, да, давайте, давай.
Отличие от омонимичных слов. Примеры
Давай вспомним, что же такое омонимы. Итак, омонимами называют слова, одинаковые по написанию и звучанию, но различные по смыслу.
Важно не путать, уметь видеть и различать омонимичные слова. Примеры:
- Давай ему по полтаблетки лекарства каждые полчаса. В данном контексте слово давай является не формообразующим элементом, а формой глагола давать.
- А сейчас пускай лодочку вниз по течению. Здесь также слово пускай не может быть частицей, оно является формой глагола пускать.
- Неужели это ты? - Я самый. В этом варианте слово самый является местоимением и с прилагательным никакой связи не имеет.
- Она говорила очень тихо, как бы извиняясь. В этом предложении слово как бы составляет неделимую конструкцию, которую можно заменить синонимами словно или будто.