Черные солдаты ватикана. Иезуиты Что такое иезуиты

В первой половине XVI века католицизм во многих западноевропейских странах существенно ослаб. Централизованная и подчиненная Римскому Папе католическая церковь, которая претендовала на власть над всем миром, оказалась бессильной перед процессами реформации, в результате которой из традиционной церкви почти одновременно вышли несколько миллионов людей. Позиции католической церкви были подорваны, а то и вовсе уничтожены не только в Германии, но и в Англии, Швейцарии, Шотландии. Но церковный мир сохранял еще достаточно сил, чтобы перейти в контрнаступление. Этот период в истории был назван контрреформацией. Были усилены преследования еретиков и инакомыслящих, реорганизована инквизиция, учрежден Индекс запрещенных книг, мирянам запрещалось читать и обсуждать Священное Писание. Но главным орудием католической реакции в этот период стало “Общество Иисуса” – боевой отряд воинствующей церкви. Нам это общество более знакомо как орден Иезуитов.

Орден иезуитов был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540 году. Членов ордена, начиная со времен протестантской Реформации, называли «пехотинцами Римского папы» частично потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола до того, как стать монахом, был солдатом. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «Для большей славы Господа».

Как пишет Wikipedia, Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в стране Басков в Испании. Будучи на службе у вице-короля Наварры, во время осады Памплоны в 1521 году, он был ранен и перевезен в замок Лойола, где и обратился, читая книгу «Жизнь Христа». Вылечившись, он покинул замок, решив отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником, но по пути остановился в городе Манреза, в котором по свидетельству историков с ним произошло некое духовное переживание, легшее в основу текста “Духовных упражнений” (книга, по которой до сих пор обучаются будущие иезуиты).

Герб ордена

1523 год Игнатий проводит в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении Игнатий учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Из-за сложных отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) Игнатий Лойола покинул Алькалу и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Со временем вокруг будущего «генерала» собралась небольшая группа студентов: Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. На частых встречах, будучи озабоченными состоянием Церкви, идейными движениями, которые были распространены среди парижских студентов, члены образовавшейся группы беседовали о духовном и часто молились вместе.

Две вещи на их взгляд необходимы и неотложны были на тот момент: “знать Иисуса Христа, подражать Ему и следовать за Ним” и “вернуться к подлинной евангельской бедности”. Товарищи составили план, который хотели реализовать сразу же по окончании своей учебы - вместе отправиться в Иерусалим. И решили, что если они не смогут этого сделать, то они пойдут в Рим и предоставят себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1524 года в часовне Мучеников на Монмартре семеро товарищей запечатлевают свой план личными обетами во время мессы. После этого прошло чуть более десяти лет. В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию, для того чтобы отплыть в святую землю. Но из-за войны с турками корабли туда не ходили. Тогда они, отправившись в Рим, в ноябре 1537 года поступают на службу Церкви для выполнения любой ее миссии. Здесь, перед группой возникла угроза распада - их могли разослать «по всему миру». Поэтому они решают: раз Господь собрал их из столь разных стран и столь различного образа мыслей, то лучше им быть объединенными и связанными в единое «тело».

Основатель ордена Игнатий Лойола

В то время отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным, потому что именно на ордена возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. К тому же Папой здорово опасался того, что иезуиты тоже могут пойти по пути реформации. Папа Павел III дал согласие на организацию ордена очень неохотно и с условием, что число членов новой организации не будет превышать 60 (правда, это ограничение в последствии было снято менее, чем через год). Игнатий Лойола был избран настоятелем ордена.

До самой смерти, в течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководил Обществом, и составил Конституцию нового института. А первая Конгрегация (монашеская организация, не имеющая статуса монашеского ордена - прим. ред.), которая избрала его преемника, внесла в этот труд последние штрихи и официально его утвердила.

Члены Общества, число которых стремительно росло, были разосланы по всему миру: в взбудораженную различными движениями Реформации христианскую Европу, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправился в Индию, потом в Японию и умер у врат Китая. Нобрег отбыл в Бразилию, прочие - в Конго и Мавританию. Четыре члена Общества начали активно участвовать в Тридентском соборе, который занимался реформой Церкви.

Тридентский собор - девятнадцатый Вселенский собор (по счету Римско-Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в понтификат Пия IV, был самым важным собором в истории Католической Церкви.

На соборе, помимо прочего, произошло подтверждение Никейского символа веры, латинского перевода Библии («Вульгаты»), принятие второканонических книг в Библию и Тридентского катехизиса. Большое место было уделено таинству евхаристии. Всего было принято 16 догматических постановлений, покрывших большую часть католической доктрины.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ОРДЕНА

Сперва внимание иезуитов было обращено на возвращение в лоно католической церкви отпавших от нее лиц. Главными орудиями борьбы были агитационная массовая работа - проповедь, и обработка остальных лиц - исповедь, организация убежищ для сирот, даровых столовых, домов святой Марфы и прочее. Члены ордена набирались по принципу физического, умственного и классового отбора - принимались люди физически здоровые, с хорошими умственными способностями, энергичные и по возможности «хорошего происхождения» с приличным состоянием. Организация была построена на принципах единоначалия и строгого централизма, безусловного повиновения воле старшего и железной дисциплины. Один из историков сравнил построение ордена с кольчугой, сотканной из крепких и гибких колец; которые делают орден неуязвимым и в то же время эластичным.

В 1565 году орден насчитывал 2000 членов, а в 1615 году, когда умер пятый генерал ордена -13112. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. В Парагвае ими было создано государство (с 1610 года), просуществовавшее около 160 лет. Орден активно участвовал в колонизации Азии, Африки и Южной Америки. Для насаждения “истинной веры” иезуиты отважились прийти в Китай. Они ходили в тибетские горные селения, куда едва мог добраться подготовленный альпинист. В Китае иезуиты получили от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Иезуит - миссионер, 1779.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждали против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм (учение подчеркивало испорченную природу человека вследствие первородного греха, необходимость Божественной благодати, а также предопределение), квиетизм (учение провозглашало полную пассивность и спокойствие, подчинение божественной воле, равнодушие к добру и злу, отречение от мира). Тем не менее, XVI и XVII века были эпохой расцвета могущества и богатства ордена; он владел богатыми поместьями, массой мануфактур.

Педагогическая деятельность была выдвинута как одна из главных задач ордена еще ее основателем. Так, в 1616 году насчитывалось 373 иезуитских коллегиума (закрытых учебных заведений), а к 1710 году число их возросло до 612. В XVIII веке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы. И не удивительно, ведь одним из главных направлений деятельности ордена в сфере образования было создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных или зажиточных слоев в духе преданности католицизму.

В XVII-XVIII веках иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей, так как аккумулировали достижения педагогики своего времени: классно-урочную систему обучения, использование упражнений, переход от легкого к трудному. В воспитании акцент делался на развитии честолюбия, - говорится в Большой Российской энциклопедии. Поддерживался дух соревновательности: регулярно отмечались лучшие и отстающие, проводились конкурсы и диспуты.

ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ ИЕЗУИТСТВА

1-я ступень: поступить мог любой желающий от 19 лет и в течение двух лет изучать то, чем ему заниматься в дальнейшем

2-я ступень: два года изучались общеобразовательные предметы

3-я ступень: три года изучались философия и естественные науки

4-я ступень: регентство подготовка к тому, чтобы стать преподавателем богословия

5-я ступень: богословие - кандидат готовил себя в иерархи церкви

И на шестои ̆ он входил в посвящение, которое занимало несколько месяцев. Он посвящался в братство, то есть получал некие откровения. Заметим, что любой кандидат учился 14 или 15 лет, чтобы стать иезуитом. Необходимые обеты членам ордена: обет целомудрия, обет бедности и обет послушания.

Из лучших учеников образовывались «магистраты», члены которого носили почетные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с Древним Римом), «директоров» (опекунов из старших классов над младшими учениками), а также «академии» (типа школьных кружков), выбирались «ректоры». Учащихся готовили к активной деятельности, поэтому иезуиты отказались от правил средневековой монастырской школы: заботились о здоровье, физическом развитии, питании и отдыхе воспитанников. Важное место отводили светскому воспитанию. Но главным оставалось религиозное воспитание. Развитие индивидуальности личности сочеталось со строгой регламентацией поведения учащихся, подчинения личной воли интересам церкви, внедрению взаимного надзора во время и после занятий, обязательности доносов о проступках товарищей (а вы думали, что это изобрела советская власть? - прим.ред.).

Иезуиты разработали собственную систему морали, названую ими «приспособительной». Она давала широкую возможность произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования в зависимости от обстоятельств, и совершать любой поступок (иногда и криминальный) во имя «высшей цели» - «Для большей славы Господа». Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом иезуитам девизе «Цель оправдывает средства»

Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в Риме

В 1770 году Орден включал 23000 членов, 669 колледжей и 273 миссии. Однако монархи всех европейских стран были против существования тайной и сильной организации, действующей в интересах католической церкви и никак не подконтрольной их власти. Папа был вынужден распустить орден. Тем не менее, уже в 1814 году римский папа Пий VII восстановил орден иезуитов во всех его правах и привилегиях.

Занимаясь не только теологией, иезуиты основали астрономические и сейсмологические станции в Маниле и Китае, а римский астроном Секки (1818–1878) снискал всемирную славу. Вклад иезуитов в художественную литературу был обширен и разнообразен: особого упоминания заслуживают сочинения английского иезуита Хопкинса (1844–1889). К числу периодических изданий иезуитов относятся «Ла Чивильта каттолика» («La Civilt cattolica», Италия, 1850), «Этюды» («tudes», Франция, 1856), «Штиммен дер Цайт» («Stimmen der Zeit», Германия, 1865), «Манс» («The Month», Англия, 1864), «Расон и Фе» («Razon y Fe», Испания, 1901) и «Америка» («America», США, 1909).

ГОСУДАРСТВО ИЕЗУИТОВ В ПАРАГВАЕ

Издавна население Парагвая составляли индейцы племен гуарани. Миссионерская деятельность была начата среди них доминиканским монахом Лас Казас. Как пишет Игорь Шафаревич в своей работе “Социализм как явление мировой истории”, иезуиты, со свойственным им реалистическим подходом решили сделать принятие христианства практически привлекательным, а для этого попытались защитить обращенных индейцев от их главного бедствия - охотников за рабами, паулистов из штата Сан-Паулу, тогдашнего центра работорговли.

Иезуиты приучили индейцев к оседлой жизни и переселили их в крупные селения, называемые редукциями. Первая редукция была основана в 1609 году. Сначала, по-видимому, существовал план создания великого государства с выходом к Атлантическому океану, но этому помешали набеги паулистов. Начиная с 1640 года иезуиты вооружили индейцев и с боями переселили их в труднодоступный район, ограниченный с одной стороны Андами, а с другой - порогами рек Парана, Ла-Плата и Уругвай. К тому времени вся страна была покрыта сетью редукций. Уже в 1645 году иезуиты Машета и Каталадино получили от испанской короны привилегию, освобождавшую владения общества Иисуса от подчинения испанским колониальным властям и от уплаты десятин местному епископу. Иезуиты добились вскоре права вооружить индейцев огнестрельным оружием и создали из гуарани сильную армию.

Иезуиты настойчиво отклоняли обвинения в том, что создали в Парагвае независимое государство. В действительности некоторые обвинения были преувеличены - например, книга о “парагвайском императоре” с его портретом, или выпущенные якобы им монеты были подделкой врагов иезуитов. Но несомненно, что контролируемая иезуитами область была настолько изолирована от внешнего мира, что вполне могла считаться независимым государством или доминионом Испании.

Иезуиты были единственными европейцами на этой территории. Они добились от испанского правительства закона, по которому ни один европеец не мог без их разрешения проникать на территорию редукций и в любом случае не мог пробыть там больше трех дней. Иезуиты не обучали индейцев испанскому языку, но разработали письменность гуарани и обучали их грамоте. Область иезуитов имела свою армию и вела самостоятельную внешнюю торговлю.

Население государства иезуитов составляло в момент расцвета 150200 тысяч человек. Основной их частью были индейцы, кроме того, около 12 тысяч рабов-негров и 150-300 иезуитов. История этого государства оборвалась в 1767-1768 годах, когда иезуиты были изгнаны из Парагвая в рамках общей, направленной против иезуитов политики испанского кабинета.

Все население было сосредоточено в редукциях. Обычно в редукциях жило две-три тысячи индейцев, в самых малочисленных - около пятисот человек; самая крупная миссия святого Ксавера насчитывала тридцать тысяч жителей. Во главе каждой редукции стояло два патера-иезуита. Как правило, один из них был значительно старше другого. Других европейцев в редукции обычно не бывало. Старший из двух патеров, “исповедник”, в основном посвящал себя культу, младший считался его помощником и руководил хозяйственными делами.

Аллегория роспуска ордена иезуитов в 1773 году как гигантомахии

“Ограниченный ум обращенных индейцев заставлял миссионеров заботиться обо всех их делах, руководить ими как в духовном, так и в светском отношении”, - цитирует в “Истории Парагвая” иезуит Шарлевуа современника парагвайского государства Антонио де Уллоа. Никаких законов не существовало - их заменяли решения патеров. Они выслушивали исповедь, которая для индейцев был обязательной, они же назначали и наказания за все проступки. Наказания были: выговор с глазу на глаз, публичный выговор, порка кнутом, тюремное заключение, изгнание из редукции. Виновный должен был сначала каяться в церкви в одежде еретика, потом подвергался наказанию. Де Уллоа пишет: “Они питали такое большое доверие к своим пастырям, что даже беспричинное наказание считалось ими заслуженным “.

Вся жизнь в редукциях была основана на том, что индейцы не владели почти ничем: ни земля, ни дома, ни сырье или орудия ремесленника не были частной собственностью, да и сами индейцы себе не принадлежали. Все произведенные продукты сдавались на склады, в которых работали индейцы, обученные письму и счету. Часть продуктов раздавалась населению. Ткани делились на равные куски и раздавались поименно. Каждый мужчина получал ежегодно нож и топор.

Большая часть произведенного в редукциях шла на экспорт. Так, при громадных стадах выделывалось большое число шкур. В миссиях были дубильные и башмачные мастерские. Вся их продукция шла на экспорт - индейцам разрешалось ходить только босиком. Внешняя торговля велась очень широко. Редукции вывозили, например, больше местного чая, чем весь остальной Парагвай.

Многих поражали способности, которые индейцы проявляли в ремесле. Шарлевуа пишет, что гуарани “преуспевали как бы инстинктивно в любом ремесле, с которым сталкивались... Например, достаточно было показать им крест, подсвечник, ладанку или дать материал, чтобы они сделали такой же. Можно было с трудом отличить их работу от модели, которую они имели перед собой”.

Ни внутри редукции, ни между редукциями торговли не существовало. Не было и денег. Каждый индеец держал в руках монету один раз в жизни - во время бракосочетания, когда вручал ее в подарок невесте, с тем чтобы монета немедленно после церемонии была возвращена патеру.

Все редукции были построены по одному плану. В центре находилась квадратная площадь, на которой была расположена церковь. Вокруг площади располагались тюрьма, мастерские, склады, арсенал, прядильная мастерская, в которой работали вдовы и провинившиеся женщины, больница, дом для гостей. Остальная часть территории редукции разбивалась на равные квадратные кварталы.

По контрасту с жильем индейцев церкви поражали своей роскошью. Строились они из камня и богато украшались. Церковь в миссии святого Ксавера вмещала 4000-5000 человек, стены ее были отделаны блестящими пластинками слюды, алтари - золотом.

На заре индейцев будил колокол, по которому они должны были вставать и идти на обязательную для всех молитву, а потом на работу. Вечером ложились спать тоже по сигналу. С наступлением темноты по селению патрулировали отряды, составленные из наиболее надежных индейцев. Выходить из дома можно было только по специальному разрешению.

Все индейцы одевались в одинаковые плащи из полученной на складе материи. Только чиновники и офицеры имели отличную от других одежду, но лишь когда отправляли свои общественные обязанности. В остальное время она (как и оружие) хранилась на складе. Браки заключались два раза в год на торжественной церемонии. Выбор жены или мужа находился под контролем патеров.

Дети начинали работать очень рано. “Как только ребенок достигал такого возраста, когда он мог уже работать, его приводили в мастерские и определяли к ремеслу”, - пишет Шарлевуа. Иезуиты были очень обеспокоены тем, что население редукций почти не росло - несмотря на совершенно необычно хорошие для индейцев условия: гарантию от голода и врачебную помощь. Чтобы стимулировать рождаемость, индейцам не разрешали носить длинные волосы (знак мужчины) до рождения ребенка. С этой же целью ночью удары колокола призывали их к исполнению супружеских обязанностей.

Между тем, сами иезуиты делали все для того, чтобы заглушить у индейцев инициативу и заинтересованность в результате своего труда. В Регламенте 1689 года говорится: “Можно им давать что-либо, чтобы они чувствовали себя довольными, но надо следить, чтобы у них не появилось чувство заинтересованности”. Лишь к концу своего владычества иезуиты пытались (вероятно из экономических соображений) развить частную инициативу, например, раздавали скот в частное владение. Но это уже не привело ни к чему - ни один опыт не удавался.

Иезуиты в Парагвае, как и во всем мире, погубили себя своими успехами - они стали слишком опасны. В частности, в редукциях они создали хорошо вооруженную армию, численностью до 12 тыс. человек, которая была, по-видимому, решающей военной силой в этом районе. Они вмешивались в междоусобные войны, не раз брали штурмом столицу Ассунсион, побеждали португальские войска, освободили Буэнос-Айрес от осады англичан. Во время смуты ими был разбит наместник Парагвая дон Хозе Антекверра. В сражениях участвовало по несколько тысяч гуарани, вооруженных огнестрельным оружием, пеших и конных. Эта армия стала внушать все большие опасения испанскому правительству.

Падению иезуитов много способствовали и широко распространившиеся слухи о колоссальных накопленных ими богатствах. После изгнания иезуитов правительственные чиновники бросились искать спрятанные ими сокровища и обнаружили, что их нет. Большинство индейцев разбежалось из редукций и вернулось к своей прежней религии и бродячей жизни.

Интересна оценка, которую деятельность иезуитов в Парагвае получила у философов-просветителей. Для них иезуиты были врагом No1, но для характеристики их парагвайского государства некоторые из них не находили достаточно высоких слов: “Распространение христианства в Парагвае силами одних только иезуитов является в некотором смысле триумфом человечества”.

ИЕЗУИТЫ В РОССИИ

В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой. 13 января 1577 года издана булла папы Григория XIII об образовании Греческой коллегии, в которой должны были обучаться воспитанники из восточнославянских земель Речи Посполитой, Ливонии и Московии. В XVI-XVII веках иезуиты основали на территории Речи Посполитой ряд учебных заведений. А в XVI веке иезуиты, действовавшие там же, издали около 350 теологическо-полемических, философских, катехизических, проповеднических сочинений.

Португалец Томаш Перейра, один из первых иезуитов, посетивших Россию (1689 год)

Летом 1684 года в Москву прибыло посольство от императора Священной Римской империи для переговоров о вступлении России в Священную Лигу, - говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В составе посольства находился иезуит Вота, который должен был содействовать организации в Москве иезуитской миссии. В 1684-1689 годах иезуиты развернули в Москве активную деятельность и стали оказывать влияние на фаворита царевны Софьи князя Голицина. В 1689 году после вступления на престол Петра I иезуиты были изгнаны из России. В конце XVII века им вновь было разрешено селиться в Москве, где они основали школу, которую посещали дети ряда вельмож (Голицины, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие, Головкины, Мусины-Пушкины, Куракины).

После первого раздела Речи Посполитой иезуиты опять появились в России, так как на территории Беларуси и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. Под власть России перешли около 20 иезуитских организаций: 4 коллегии (коллегиума) - в Динабурге, Витебске, Полоцке и Орше, 2 резиденции - в Могилеве и Мстиславле и 14 миссий; свыше 200 иезуитов (97 священников, около 50 учеников и 55 коадьюторов). Имущество иезуитов оценивалось в 20 миллионов злотых. Императрица Екатерина II решила оставить иезуитов в России при условии принесения ими присяги императрице.

В 1773 году была издана булла папы Климента XIV о роспуске ордена иезуитов и прекращении его существования. Императрица Екатерина II отказалась признать ее и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В 1779 году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке.

В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей.

В 1812 году по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов преобразована в академию, получила права университета и руководство всеми иезуитскими школами в Беларуси. В период правления императора Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. В 1814-1815 годах обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена в 1814 году, а протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в России усилились.

СОВРЕМЕННЫЕ ИЕЗУИТЫ

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру (духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян). Однако по различным причинам Общество продолжало свое существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 году отцом Иваном Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них.

В 1903 году иезуитами была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъем в XX веке. Из этих ученых наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден. Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Кстати, на радио Ватикана они работают со времени его основания по сегодняшний день.

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где ее не было. Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, отца Педро Аррупе и задумалась над некоторыми необходимыми изменениями. Через десять лет отец Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», выдвинула и другую задачу - участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

И сегодня, деятельность иезуитов не ограничена каким-то определенным поприщем, хотя приоритет отдается педагогической деятельности на всех уровнях. Помимо этого, они проповедуют, осуществляют руководство духовными учреждениями и приходской жизнью, занимаются миссионерской деятельностью у себя в стране и за рубежом, научными изысканиями, изданием газет, обращенных к широким кругам читателей, и специальных религиозных журналов, деятельностью на телевидении и на радио, а также трудятся в учреждаемых орденом сельскохозяйственных и технических школах. Впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности

Загадочная и неоднозначная история иезуитов. Орден, который начинался с десяти человек, в основание которого была положена “евангельская бедность” и “возвращение в лоно церкви отпавших” изменил ход истории. Да, были интриги при дворах, да в ход пускали “Цель оправдывает средства”, и протестанты долгое время были еретиками. Но... они не только выстроили систему образования, создали периодические издания, работали в различных СМИ, они несли, да и несут сейчас христианские ценности. И при этом закладывают их в основание жизни детей. Иезуиты как миссионеры достигли таких мест, куда долго кроме них из христиан никто не добирался. Да, у них была жесткая централизация и полное безусловное подчинение, но у них была идея и цель. Они не боялись изменений, которые происходили вокруг, “общество Иисуса” тогда менялось тоже, изменения во второй половине двадцатого века особенно показывают это.

Неужели нам нечему у них поучиться? Именно сейчас, когда в систему образования, в газеты, журналы, телевидение, в кино и литературу проникают “агенты влияния” идей гомосексуализма, вседозволенности и толерантности, когда в американских школах стреляют, а славянские подростки могут запросто поджечь прохожего на “вечном огне”, как это было недавно. И мы ничего не будем делать? Мы не пойдем в школы, не напишем книги, не воспитаем тех, кто бы смог просто быть на своем месте (в школе, в университете, в Голливуде, в парламенте) и делать свое дело, при этом не “прогибаясь под изменчивый мир”?

Журнал IN VICTORY, апрель 2008

ИЕЗУИТЫ, Общество Иисуса (латинский Societas Jesu), католический монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой.

История . Символической датой создания ордена иезуитов считается 15.8.1534, когда в часовне Богоматери на холме Монмартр в Париже Игнатий Лойола и его сподвижники Франциск Ксавье, Пьер Фабер, Диего Лаинес, Альфонсо Сальмерон, Николас Бобадилья и Симон Родригес принесли обеты нестяжания, целомудрия и апостольского служения в Святой земле или (если оно окажется невозможным) в других частях света, по выбору папы Римского. Обеты заканчивались словами «Ad majorem Dei gloriam» («Для вящей славы Господней»), которые стали девизом будущего ордена. Из-за войны между Венецианской республикой и Османской империей поездка в Святую землю не состоялась, поэтому Игнатий Лойола с соратниками в ноябре 1539 года отправился в Рим, где основал Общество Иисуса, призванное защитить Церковь от внутренних противоречий и внешних врагов. Общество Иисуса было утверждено 27.9.1540 буллой «Regimini militantis Ecclesiae» папы Римского Павла III (1534-49); его структура определена Уставной формулой (Formula Instituti), составленной Игнатием Лойолой, который после избрания 8.4.1541 «генералом» ордена разработал и его пространную Конституцию (численность Общества изначально ограничивалась 60 членами; в 1544 это ограничение было отменено). Игнатий Лойола создал монашеский орден с жёсткой дисциплиной: его члены, помимо трёх обычных монашеских обетов (нестяжания, целомудрия и послушания), приносили четвёртый - безусловного повиновения папе Римскому. Игнатием Лойолой были также определены критерии приёма новых членов, предполагающие длительный новициат, а также второй срок испытания перед принятием последнего, четвёртого, обета. В июле 1548 года в бреве «Pastoralis Officii» папа Павел III утвердил составленные Игнатием Лойолой «Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia») - курс созерцательных практик и молитвенных размышлений, помогающих практикующим, прежде всего членам ордена, определить личные жизненные приоритеты, достигнуть духовного очищения и укрепиться на пути добродетели.

Преемники Павла III, и прежде всего папа Римский Юлий III (1550-55), оказывая покровительство ордену, предоставляли ему права, какими никогда не пользовался никакой другой католический монашеский орден. Иезуитам было доверено создание нового теологическо-апологетического фундамента католической церкви, способного противостоять Реформации и внутрицерковным противоречиям. На Тридентском соборе в качестве папских теологов выступали иезуиты Д. Лаинес (в 1558-1565 генерал ордена) и А. Сальмерон. Во 2-й половине 16 века орден укрепил своё положение во Франции и Германии - основном ареале распространения протестантских идей в Европе. Тогда же первостепенное значение приобрела деятельность иезуитов в области реорганизации системы католического духовного и светского образования благодаря созданию сети иезуитских образовательных коллегий (в конце 16 века их насчитывалось около 140). Папа Юлий III одобрил основание иезуитами в феврале 1551 года Римской коллегии (преобразованной в дальнейшем в Григорианский университет) и вверил им Германскую коллегию, готовившую священников для служения в странах, подверженных влиянию протестантских идей. С 1571 иезуитам было разрешено преподавать в крупнейших европейских университетских городах. В конце 16 века в системе образования в католических странах ведущую роль играли иезуиты. Принципы, положенные в основу иезуитской системы образования, были разработаны под наблюдением К. Аквавива (генерала ордена в 1581-1615). К началу 17 века общая численность ордена возросла до более чем 13 тысячи членов в 32 орденских провинциях.

Изначально приоритетным регионом осуществления служения ордена была определена Европа, раздираемая политическими и церковными противоречиями. С начала 1540-х годов Римская курия стала направлять иезуитских миссионеров в различные регионы Азии, Африки и Нового Света: в 1542 - в Индию, в 1549 - в Японию, в 1562 - в Китай (Макао); в 1548 были основаны иезуитские миссии в Конго и Марокко, в 1550 - в Анголе, Мозамбике, Гвинее, в 1604 - в Сьерра-Леоне, в 1616 - на острове Мадагаскар. В 1549 году трудами иезуитского священника М. да Нобрега духовная миссия ордена была учреждена в Бразилии (развита благодаря деятельности Ж. ди Аншиеты и А. Виейры), в 1566 - во Флориде, в 1567 - в Перу, в 1652 - на Гаити, в 1697 - в Калифорнии. Иезуитов государство 1610-1767 существовало в Парагвае. В 1611 году положено начало миссии ордена в Канаде (И. де Бребёф, И. Жог), в 1634 - в Мэриленде (на территории современных США). На Ближнем Востоке (Сирия) иезуитская миссия была открыта в 1831 (её центром в дальнейшем стал Бейрут и основанный там иезуитский университет Святого Иосифа).

В 17 - 1-й половине 18 века иезуиты играли значительную роль в европейской политике. В Риме многие иезуиты были духовниками пап и кардиналов.

Со 2-й половины 18 века орден подвергся гонениям со стороны европейских королевских домов: в 1760-х годах иезуиты были изгнаны из Португалии, в 1764 - из Франции и в 1767 - из Испании. Под нажимом Бурбонов папа Римский Климент XIV (1769-1774) принял решение о роспуске ордена, который был оформлен бреве «Dominus ас Redemptor Noster» (от 21.7.1773), мотивируя своё решение тем, что существование ордена препятствует воцарению длительного мира в самой Церкви. Орден восстановлен в период после окончания наполеоновских войн папой Римским Пием VII (1800-23), согласно его булле «Sollicitudo omnium Ecclesiarum» (от 7.8.1814).

Наиболее тесные отношения ордена с папством установились во время понтификата Пия IX (1846-78), когда иезуиты стали основной опорой курии в противостоянии нараставшей либерализации и секуляризации европейской мысли. Иезуиты играли важную роль во всех теологических дискуссиях того времени и в возрождении интереса к философской системе томизма; во время работы Ватиканского I собора позиции иезуитов были особенно сильны в комиссии по фундаментальному богословию. Во время понтификата Льва XIII (1878-1903) представитель ордена принимал участие в подготовке текста папской энциклики « Rerum Novarum». В тот же период на иезуитов была возложена миссия по распространению идей неотомизма и подтверждена их главенствующая роль в сфере католического образования (так, ордену был вверен Библейский институт в Риме). Во время понтификата Пия XI (1922-39) иезуиты Р. Ляйбер и А. Беа принимали участие в подготовке папской энциклики «Mit brennender Sorge» (1937) вместе с кардиналом Э. Пачелли, который, став папой Римским Пием XII (1939-58), назначил первого личным секретарём, а второго - своим духовником. Пий XII прибегал к помощи иезуитов также в области экзегетики, при подготовке таких богословских текстов, как энциклика «Mystici corporis» (1943), догмата о Вознесении Девы Марии. Значительным было представительство и участие иезуитов на Ватиканском II соборе: в разработке подготовительных «схем», в работе различных комиссий (А. де Любак, Ж. Даниелу, К. Ранер), в качестве епископских консультантов.

Современное положение. В начале 21 века орден вносит значительный вклад в работу различных ведомств Ватикана, участвует в проведении синодов и подготовке официальных документов Святого престола, активно занимается издательской деятельностью: в его ведении находится официальный печатный орган Святого престола - журнал «La Civiltà Cattolica».

Структура ордена и принципы его организации не претерпели особых изменений с момента его основания. Первый, низший класс ордена - новиции; к нему относятся готовящиеся к вступлению в орден в течение двух лет, по завершении которых они приносят первые три обета. Второй класс - схоластики; его составляют новиции, выдержавшие вступительные испытания и служащие в качестве миссионеров, помощников учителей и др. После получения философской, теологической и педагогической подготовки, рукоположения в священный сан и принесения четвёртого обета безусловного повиновения папе Римскому они получают постоянный статус профессов, которым вверяются главные орденские должности, важные миссии и посольства. Схоластики, не претендующие на получение священного сана, переходят в разряд духовных коадъюторов и назначаются на должности профессоров, духовников, проповедников и т. п. Светские коадъюторы служат в хозяйственных учреждениях ордена. Во главе ордена стоит генерал, избираемый профессами из своей среды на Генеральной конгрегации. Он является пожизненным и неограниченным главой ордена, зависимым только от папы Римского.

Орден объединяет монашеские ассистенции (округа), управляемые ассистентами; ассистенции делятся на провинции и вице-провинции (в миссионерских странах), во главе которых стоят провинциалы, назначаемые генералом (как правило, на 3 года); в состав провинций входят орденские дома (обители) - коллегии (в случае если при них имеются учебные заведения) или резиденции. Члены ордена со всеми орденскими учреждениями с самого начала были выведены из-под юрисдикции местных духовных властей, включая епископа.

С сентября 1983 года генерал ордена иезуитов - П. Х. Кольвенбах (избран на 33-й Римской генеральной конгрегации ордена). По данным на 2007, орден объединяет 19573 члена, включая новициев (из них 13 736 - священнослужители), а также 1536 обителей. Генеральная курия ордена расположена в Риме. За 5 веков существования ордена католическая церковь канонизировала 28 его членов (2006).

Лит.: Dizionario storico del Papato. Mil., 1996. Vol. 1; Бемер Г. История ордена иезуитов. Смоленск, 2002; Блинова Т. Б. Иезуиты в Беларуси: Роль иезуитов в организации образования и просвещения. Гродно, 2002; Инглот М. Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 годы) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире. М., 2004; Cattabiani А. Santi d’Italia. 3 ed. Mil., 2004. Vol. 2; Райт Д. Иезуиты. М., 2006; Annuario Pontificio 2007. Città del Vaticano, 2007.

Е. В. Калиниченко.

Орденская миссия в России. Первая попытка создания орденской миссии в Московской Руси была предпринята в понтификат папы Григория XIII (1572-85), когда ко двору царя Ивана IV Васильевича Грозного была направлена миссия во главе со священником Антонио Поссевино (в неё также входили священники Джованни Паоло Кампана и Стефан Дреноцкий, схоластик Модест, брат Мориено) (1581). Результатом миссии Антонио Поссевино стало заключение Ям-Запольского мира 1582 между Московским царством и Речью Посполитой. В качестве придворных проповедников и советников при дворе Лжедмитрия I и Марины Мнишек действовала значительная группа иезуитских священников во главе с К. Савицким (духовником Марины Мнишек), М. Цировским, А. Лавицким. В 1684 в Москве была основана миссия богемской провинции ордена, в 1685 представители иезуитской миссии учредили школу для дворянских детей. После перерыва, последовавшего в 1689-1698 годах, деятельность иезуитской миссии в Москве была возобновлена в 1698. К 1707 в московской школе иезуитов насчитывалось около 30 учеников. В 1713-19 в Санкт-Петербурге действовала иезуитская обитель литовской провинции ордена. В апреле 1719 последовал обусловленный требованием митрополита Стефана Яворского и обстоятельствами политического конфликта с венским двором указ императора Петра I о прекращении деятельности иезуитов в России. После упразднения ордена в Европе иезуиты, с согласия императрицы Екатерины II, продолжили свою деятельность в Российской империи, создав белорусскую провинцию с собственным генеральным викарием. В 1777 основан иезуитский новициат в Полоцке; в 1800 иезуитам был вверен петербургский приход Святой Екатерины; в 1801 в Санкт-Петербурге основана иезуитская школа, преобразованная в 1806 в Благородный пансион (существовал до 1815). В 1812 году в ранг академии была возведена Полоцкая иезуитская коллегия. В 1802-15 в Санкт-Петербурге находилась Генеральная курия ордена. Иезуитские миссии действовали в Риге, Саратове, Одессе, Астрахани, Иркутске, Томске и других городах. В 1815 указом императора Александра I иезуиты были высланы из Санкт-Петербурга с запретом проживания и в Москве; в 1820 последовал императорский указ, запрещавший деятельность ордена на всей территории Российской империи. С этого момента до 1990 года иезуиты не имели возможности легального осуществления своей миссии на территории Российской империи, а потом и СССР. Миссия ордена на территории СССР, а затем и Российской Федерации была возобновлена в 1990; в 1990-92 функции координатора деятельности ордена в СССР и Российской Федерации выполнял ассистент генерала ордена для Восточной Европы Б. Стечек. В 1992 учреждён Независимый Российской регион Общества Иисуса (объединяет также все страны СНГ; в Литве, Латвии и Эстонии образованы самостоятельные орденские провинции). В 1994 в Новосибирске открыт Католический центр духовного развития «Иниго»; в июне 1997 иезуитам был передан колледж (ныне институт) философии, теологии и истории Святого Фомы Аквинского в Москве.

По данным на 2007, Независимый Российский регион Общества Иисуса объединяет 56 человек: 34 священника, 19 схоластиков, 3 брата. Курия находится в Москве.

Лит.: Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до настоящего времени. СПб., 1867. Т. 1-2; Сапунов А. Заметка о коллегии и Академии иезуитов в Полоцке. Витебск, 1890; Simon С. Russicum: pioneers and witnesses of the struggle for Christian unity in Eastern Europe. Rome, 2002. Vol. 2: The first years, 1929-1939; Инглот М. Общество Иисуса в Российской империи (1772-1820) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена Св. Игнатия. М., 2004.

Священник М. Инглот.

Изобразительное искусство и архитектура. Придавая исключительную важность религиозным образам, воспринимая их и как помощь верующим в молитве, и как средство пропаганды веры, иезуиты внесли существенный вклад в формирование иконографии Контрреформации. По заказам иезуитов и на основе их иконографических программ работали лучшие европейские художники; их искусство способствовало утверждению театрализации и иллюзионизма как основных качеств живописи барокко.

«Поклонение имени Иисуса». Алтарный образ Эль Греко. 1578-79. Монастырь Сан-Лоренцо-дель-Эскориал (Испания).

Особое значение для иезуитов имело почитание имени Иисуса, с которым связано появление таких сюжетов, как «Торжество имени Иисуса» (свод церкви Иль-Джезу в Риме, художник Дж. Б. Гаулли, 1678-79) и «Поклонение имени Иисуса» (Эль Греко, 1578-79, монастырь Сан-Лоренцо дель-Эскориал; А. Поццо, 1700-01, иезуитская церковь в Бамберге). В этой связи особенную важность приобрела тема «Принесение во храм», во время которого происходило наречение имени Иисуса (П. П. Рубенс, 1605, церковь Сант-Амброджо, Генуя; С. Вуэ, 1641, Лувр, Париж).

Ещё до канонизации первых святых ордена иезуитов - Игнатия Лойолы и Франциска Ксавье - их образы появляются в алтарной живописи, созданной по заказу иезуитов («Чудеса святого Игнатия» и «Чудеса святого Франциска Ксавье» Рубенса, около 1617-1618, Художественно-исторический музей, Вена). Впоследствии жития этих святых стали распространённым сюжетом живописи: перспективно-иллюзионистический плафон А. Поццо («Апофеоз святого Игнатия Лойолы и миссионерская деятельность иезуитского ордена») в церкви Святого Игнатия в Риме (1688-94); «Чудо святого Франциска Ксавье» Н. Пуссена (1641, Лувр) и др. Популярностью пользовались эпизоды миссионерской деятельности Ксавье в Индии и Китае: крещение индийской царицы, ранее преследовавшей христиан (А. Поццо, 1701, Музей Кишцелли, Будапешт), одинокая смерть проповедника в Китае (Дж. Б. Гаулли, 1676, церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме). На рельефе «Святой Игнатий и первые святые иезуитского ордена» А. Альгарди (1629) для урны с прахом святого Игнатия в церкви Иль-Джезу в Риме изображены канонизированные иезуиты Ф. Борджиа и Станислав Костка. Сцена смерти последнего представлена в скульптурной композиции П. Легро Младшего (1702-03) в римской церкыи Сант-Андреа-аль-Квиринале. Миссионерскую деятельность иезуитов в аллегорической форме отображают скульптурные группы «Религия, низвергающая ересь» (П. Легро Младший) и «Вера, сокрушающая идолопоклонство» (Ж. Теодон, обе 1695-1699) в алтаре святого Игнатия в этой же церкви. Иезуиты подчёркивали важность мученичества во имя веры и способствовали распространению соответствующих сюжетов (сцены мученичества святых в церкви Сан-Стефано-Ротондо в Риме, художник Н. Чирчиниано).

Требования иезуитов к церковной архитектуре воплотились в церкови Иль-Джезу в Риме (1568-84, Дж. да Виньола; фасад - 1573, Дж. делла Порта); тип храма с единственным центральным нефом (с куполом над средокрестием) оказался наиболее удобным для проповедей, а связанные между собой сквозными проходами капеллы на месте боковых нефов облегчали доступ священнослужителей к алтарям. Интерьер и фасад Иль-Джезу стали образцом иезуитского храма, которому подражали по всему миру. Так, в Новом Свете сложился особый стиль «иезуитского» барокко (смотри Иезуитские миссии).

Лит.: Galassi Paluzzi С. Storia segreta dello stile dei Gesuiti. Roma, 1951; Pirri Р. Giovanni Tristano е i promordi della architettura gesuitica. Roma, 1955; Kubier G., Soria М. Art and architecture in Spain and Portugal and their American dominions, 1500 to 1800. Harmondsworth, 1959; Wittkower R., Jaffé I. В. Baroque art: the Jesuit contribution. N. Y., 1972; Вösel R. Jesuitenarchitektur in Italien, 1540-1773. W., 1985. Bd 1-2.

Иезуи́ты (Орден Иезуитов) — неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. «Societas Jesu») — религиозного ордена Римско-католической Церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времен протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Этот самый большой орден Католической Церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в школах (коллегиях) и университетах. Они также продолжают свою миссионерскую деятельность и активно вовлечены в решение проблем, связанных с правами человека и социальной справедливости.

Впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. В молодости он бывал при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезён в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Каталонии, потом провёл некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

Мало-помалу вокруг этого человека собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о «божественном» и часто молятся вместе.

Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной им ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учёбы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой её миссии.

Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встаёт вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединёнными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый . Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберёт его преемника, внесёт в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены Общества, число которых стремительно растёт, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

Золотой век

Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2.000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, — 13.112.

Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев — христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в ХIХ и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера — экуменическая деятельность. Второй собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.)

Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

В количественном плане послевоенный период был эпохой стремительного развития. Но в 60-е годы заметно значительное уменьшение числа членов, особенно в странах «первого мира» (максимальное число было достигнуто в 1965 г. — 36.038) Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. Надо добавить, что на бывших территориях миссий, в частности, в Азии и в Африке, возникли новые провинции.

Известные иезуиты

* Св. Игнатий де Лойола (1491—1556) — основатель ордена.
* Св. Франциск Ксаверий (1506—1552) — миссионер и проповедник, проповедовал в Азии — от Гоа и Цейлона до Японии.
* Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600—1658) — известный испанский писатель и мыслитель.
* Антонио Поссевино (1534—1611) — папский легат, посещал Россию.
* Хосе де Акоста (1539—1600) — исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
* Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) — исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
* Франсиско Суарес (1548—1617) — испанский теолог и философ.
* Маттео Риччи (1552—1610) — основатель иезуитской миссии в Пекине.
* Мансиу Ито (1570-1612) — глава первого японского посольства в Европу.
* Адам Коханский (1631 — 1700) — учёный, математик.
* Жан Франсуа Жербильон (1631 — 1707) — французский учёный иезуит-миссионер в Китае.
* Джованни Саккери (1667—1733) — учёный, математик.
* Лаврентий Риччи (1703—1775)— генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела, где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
* Мишель Корретт (1707-1795) - французский композитор и органист.
* Джерард Мэнли Хопкинс (1844—1889) — английский поэт.
* Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) — французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега, Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

* Беранже — «Святые отцы»
* Бласко Ибаньес — «Отцы иезуиты»
* Стендаль «Красное и черное» — рисует картину иезуитской школы
* Дюма, Александр (отец) — «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»
* отец д"Оржеваль - роман "Анжелика" из 13 томов Анн и Серж Голон

Орден иезуитов был основан в 1534 Игнацием Лойолой. На сегодняшний день в его составе находятся 17676 человек. Девиз ордена - «К вящей славе Божией». Глава ордена – Адольфо Николас.

Особенности движения

Построение ордена включает в себя определенные принципы, главными из которых являются: жесткая дисциплина и полное повиновение младших старшим, строгая централизация, а также беспрекословный и абсолютный авторитет главы ордена. Последний избирается на пожизненный срок и носит имя генерала («черного папы»). Единственный, «черный папа» - это папа римский.

Иезуитская мораль приспособленческая, в случае необходимости закон Божий трактуется, основываясь на обстоятельства.

Для достижения наибольшего успеха своей деятельности орден позволил многим иезуитам сохранять свою принадлежность к ордену в тайне и вести обычный светский образ жизни. Такие иезуиты получили от папства множество привилегий (освобождение от некотрых религиозных обрядов и предписаний и т.д.). Благодаря этому данная организация в короткие сроки стала гибкой и прочной и распространила свою деятельность на многочисленные страны. Также подобное положение дел привило слову «иезуит» переносное значение. Так, иезуитом называют человека, ничем не выдающего свои истинные намерения и планы, действующего незаметно и тонко, проникающего в душу человека.

Взлет и крах

Орден иезуитов достиг вершин могущества в конце XVI века, когда число последователей выросло до более чем 10000 человек, что для того времени цифра огромная – примерное население очень большого города. Иезуиты проникали в самые отдаленные части света, неся свое учение. К примеру, иезуит Маттео Риччи получил право проповедовать в Китае от самого императора. Южная Америка и Африка видели солдат «Иисуса Сладчайшего» на своей территории.

В 1614 году более миллиона японцев были христианами (до того как христианство в этой стране подверглось преследованиям). Но в 1773 году наступил крах, причиной которого стала природа движения иезуитов. Церковные дела интересовали их ровно настолько, насколько они помогали в завоевании политического и финансового влияния. Существует мнение о том, что орден проповедовал нестяжательство, однако это не так.

На 1750 год в нем состояло 22787 членов, орден имел 381 резиденцию, 669 коллегий, 176 семинарий и 223 миссии. Руководители ордена вступали в открытые прения с монархами, насаждали свое видение власти. Результат был ужасен – он был распущен, лидер Лоренцо Риччи был заточен в тюрьму, а все имущество секуляризовано в пользу государств, на которых располагались отделения ордена. В 1814 году орден вновь был восстановлен, но прежнего влияния не получил. Его члены занимались больше наукой и исследованиями истории. Сегодня орден переживает не лучшие времена, а о былом влиянии речь даже не идет.

Случайность, изменившая историю

Основатель будущего ордена — молодой баскский дворянин Игнатий де Лойола. Он мечтал о рыцарских подвигах и прекрасной даме. Кровь кипела в его жилах, и он, как и его славные предки, считал своим долгом защищать Испанию и крестить неверных. В 1521 году он даже не подозревал, что будет делать это всю свою оставшуюся жизнь не мечом, а крестом.

Основатель Ордена иезуитов мечтал стать рыцарем

1521 год изменил его судьбу до неузнаваемости. Во время обороны одного из замков Наварры от французов храбрый Лойола был ранен в ногу. Кость раздробило. Даже после двух операций и тренировок на специально изготовленном приспособлении, которые причиняли невыносимую боль, одна нога Игнатия оставалась короче другой. О карьере рыцаря можно было забыть. В замке, где он остановился, чтобы восстановиться после ранения, не было ни одного рыцарского романа, и Лойоле пришлось читать церковные книги. На отчаявшегося дворянина сошло озарение: он продолжит дело Франциска и Бенедикта, увековечив свое имя благочестием и смирением.

После нескольких лет строжайших изнурительных постов, самобичеваний и семичасовых молений Лойола стал походить больше на побирающегося старца, чем на молодого дворянина знатного происхождения. Он собрал вокруг себя единомышленников, и в 1534 году в соборе Сен-Дени они отслужили первую мессу будущих иезуитов. Желая отправиться в Иерусалим крестить неверных, они обратились к Папе Римскому с просьбой об учреждении их особого ордена. Так, в 1540 году началась официальная история Общества Иисуса.

Просветители католической церкви

В отличие от других монашеских орденов, иезуиты не стали запираться в своих кельях, предпочитая странствующие проповеди и постоянное взаимодействие с церковью и паствой. Меньше чем за 50 лет они стали одной из самых влиятельных организаций Европы XVI века. Последователям Игнатия де Лойолы содействовали представители правящих династий: например, они снискали благосклонность дочери императора Карла V — Хуаны Австрийской.


Они проповедовали аскезу и благочестие, брали на попечение сирот и людей, больных чумой и сифилисом, эпидемия которого настигла Венецию в XVI веке. На деньги ордена устраивали масштабные католические карнавалы и организовывали сеть образовательных учреждений по всей Европе. Во Франции в иезуитских коллегиумах обучалось более 40 тысяч студентов, в числе которых были Декарт, Монтескье и Мольер. Бедным ученикам разрешалось учиться бесплатно. Такие коллегиумы были не только центрами распространения идей иезуитов, но и значимым прорывом в истории европейского образования в целом. Считается, что современная педагогика до сих пор не смогла превзойти систему воспитания и обучения иезуитов.

Лозунг иезуитов — «труп в руках хозяина», то есть Папы

Иезуиты также сопровождали карательные экспедиции в колониальную Латинскую Америку, где они применяли свой излюбленный прием убеждения: они запугивали туземцев изображениями ада. Миссионерство в Латинской Америки было выгодно не только католической церкви, но и кошельку ордена: многие иезуиты не чуждались участвовать в грабеже сокровищ языческих храмов индейцев.


Успех ордена раздражал многих современников. Главным лозунгом иезуитов еще при жизни Игнатия де Лойолы стал «труп в руках хозяина», то есть Папы. Члены ордена были готовы пойти на все, чтобы защитить интересы своего хозяина, и это пугало противников католической церкви.

Враги окружают

В разгар Реформации, в 1572 году, Общество Иисуса постановило своей главной задачей истребить ересь протестантов. Последователей Мартина Лютера и Жана Кальвина они считали «порождением чумы». Противники иезуитов платили им теми же любезностями: Лойолу они называли отпрыском дьявола, которого тот родил от досады на Лютера.

Иезуиты обращали индейцев в христианство, запугивая изображениями ада


Особенно жестокую войну с иезуитами вела Англия при Елизавете I, подозревавшей их в политическом шпионаже. Иезуитов, обвиненных в агитации и попадавших под «антикатолический закон», казнили ужасным образом. Томас Коттэм, признавшийся в шпионаже, был повешен в 1582 году и затем сразу же брошен в чан с кипящей водой. Роберта Сатуэлла четвертовали и выставили его мертвое тело на показ у четырех главных ворот Лондона. Католики-англичане тех времен притворялись протестантами, ходили на службу в кирхи и старались «отвращать слух», когда священник читал проповедь. Однако террор англиканской церкви подстегивал иезуитов бороться еще ожесточеннее. Казненных по повелению английской королевы почитали как мучеников.

Карикатура на Орден иезуитов

Неспокойно было и внутри католической церкви. Успех Ордена иезуитов стал мешать и затмевать другие организации, служившие Папе Римскому. Общество стали изображать как спесивое и корыстное, зачастую обвиняли в насилии над приходившими на исповедь. Кроме того, многих католиков раздражало самонадеянное название ордена — Общество Иисуса, и они добились того, чтобы Папа запретил иезуитам так называться. Враги иезуитов только и ждали подходящего случая, когда те допустят оплошность.

Лойолу называли сыном дьявола, которого тот родил от досады на Лютера

Неосторожные политические игры и изгнание

27 декабря 1594 года. Католический фанатик, сын портного Жан Шатель совершил покушение на короля Франции Генриха IV, бывшего до восшествия на престол протестантом. Промахнувшись, он вместо того, чтобы заколоть короля, срезал кинжалом кусочек его губы. Под пытками Шатель все время ссылался на иезуитов, в школе которых обучался. Это и стало поводом, позволившим противникам Ордена иезуитов обвинить их в государственной измене. Последовали погром в иезуитских квартал Парижа и их изгнание сначала из столицы, а затем и из страны.


Постоянные подозрения во вмешательстве иезуитов в политику не были безосновательными. Хотя верхушка Ордена держала в то время нейтралитет, остальные его члены активно участвовали в политике, защищая интересы Папы. С изгнания иезуитов из Франции начался упадок ордена. Закрывались их многочисленные общины.

В Европе активно развивали антииезуитский миф: членов ордена представляли как завсегдатаев борделей, обвиняли в жестокости и высокой смертности сирот, за которыми они недостаточно хорошо следили. На протяжении XVII и XVIII веков иезуитов, прекрасно владевших знаниями фармацевтики, считали главными отравителями Европы. Монаршие дворы Европы, где деятели эпохи Просвещения стали играть особую роль, объединились в оппозицию против иезуитов, которые, как считалось, были причастны к большинству убийств высочайших особ того времени.

Иезуитов подозревали в государственных изменах и продвижении позиций Папы в ущерб интересам государства. Орден стали называть не иначе, как «солдаты Господа» или «черная гвардия Ватикана». Более того, по Европе поползли слухи о планах иезуитов создать собственное «государство в государстве» и об организации восстаний в колониях. Иезуитов воспринимали как соперников светской власти, и распространению этого суждения активно содействовали просветители.

Примеру Франции спустя столетие последовали Португалия, Испания, Австрия. В 1773 году Папа Римский был вынужден подписать буллу о запрете существования ордена, который служил ему верой и правдой больше 200 лет. Всю ночь в Лиссабоне горели победные огни.