Что делать, если ребёнка травят в школе. Родители против буллинга: что делать, если ребенка травят в школе Травля в школе что делать ребенку

Одна из самых удивительных историй из практики психолога Екатерины Мурашовой. Во-первых, по поводу травли ребенка в школе за помощью к психологу обычно обращаются родители, а не сама жертва. Во-вторых, у большинства детей, которых унижают одноклассники, - низкая самооценка, и им даже не приходит в голову побороться за себя. Так что сценарий, описанный в книге "Утешный мир", совсем нетипичный - но он оставляет надежду.

Толстенная коса, похожая на корабельный канат. Лоб закрыт челкой. Под челкой - прыщи. Толстые запястья и лодыжки. Какие-то странные туфли с застежкой-перемычкой - в таких рисовали детей в старых советских книжках. Маленький рост, тяжелая попа. Глаза как будто интересно-зеленые, но смотрят так мрачно, что кажутся черными. В руках - книжка с формулами на обложке. Где же родители этого чуда?

Я пришла одна, - говорит чудо. - Меня мама к вам записала. Меня Ванесса зовут.

Какое удивительное для наших краев имя, - несколько натужно восхитилась я. - А как же его сокращают?

Дома зовут Ванечкой, а в школе - Ванной-говнянной, - флегматично ответила девочка.

Так. А по какому поводу тебя мама ко мне записала?

Меня в школе травят, - глядя исподлобья, сообщила Ванесса. - Мама сказала: сходи к психологу, вдруг что дельное посоветует.

В каком классе ты учишься? Какая школа?

В седьмом. Школа, которая вон, во дворе.

Ребенка травят в школе: что делать?

Обычно если в классе есть реальная, действительно уже установившаяся травля, то есть в распределении групповых ролей школьник уверенно занял место "козла отпущения", я однозначно советую родителям забирать чадо из школы, а уж потом разбираться, что именно в характере (внешности, действиях и т.д.) ребенка привело к такому печальному результату и что можно сделать, чтобы ситуация не повторилась в новом коллективе. Но кому тут советовать? Где эта мама?

Расскажи подробнее. Кто тебя травит? Весь класс?

В общем-то да. Хотя нет. Есть такие, которым все равно. Они просто внимания не обращают.

А друзья, подруги у тебя есть?

Нет. Была одна, но она потом сказала: пойми, Ванна, я против тебя лично ничего не имею, но не хочу, чтобы меня из-за тебя дразнили.

Что делают?

Ну... дразнят, в основном. Не бьют, нет; раньше толкались, я об стенку падала, теперь - нет... Портфель когда вытряхнут, по пальто ногами походят... В тетрадке нарисуют чего, на доске напишут... Но это раньше больше, теперь реже, выросли все же... Дразнят, да. Если подойду, просто смеются.

Да класса с третьего, наверное, может, с четвертого... Да, Инна в третьем пришла...

Кто это - Инна?

Девочка у нас в классе.

Заводила всего?

Вроде так.

У тебя когда-то был с ней конфликт, ссора?

Нет, ничего не было... Или я не помню. Но она меня выбрала, да. А остальные сначала под нее пошли, а теперь уж привыкли.

То есть теперь Инна ситуацией не управляет?

Ну... она у нас королева, конечно... Но про меня ей уж и не надо ничего, они сами...

Хочу решить эту задачу!

Уходить из этого класса, где "все привыкли" травить некрасивую флегматичную девочку, которую когда-то назначила "козлом отпущения" явившаяся в класс "королева" Инна. Конечно, уходить. Девочка явно неглупа и наблюдательна, на новом месте все может получиться много лучше. И время как раз подходящее для какой-нибудь специализации.

Есть в школе предметы, которые тебе нравятся, хорошо даются?

Да. Математика, физика. Я люблю задачи решать. Мне учитель часто пятерки с плюсом ставит.

Отлично! - обрадовалась я. - Значит, в восьмой класс тебе надо попробовать поступить в 366-й физико-математический лицей. Там всем нравится математика, там мало девочек, и там очень ценится умение решать задачи. Ты знаешь, где он находится?

Знаю. Но я не хочу. Не пойду туда, в смысле, - спокойно сказала Ванесса.

Почему не пойдешь? - обескураженно спросила я. Я так все хорошо придумала...

Я не хочу бежать. Я хочу решить эту задачу. Как вы думаете: это можно? - зеленые глаза испытующе смотрят из-под челки.

Не знаю, - честно сказала я. - По моему опыту, если и возможно, то очень трудно и долго. Но если ты настаиваешь...

Да. Я настаиваю. А долго - что ж... У меня еще четыре года есть...

Четыре года? А, в смысле до окончания школы? - мне крайне редко доводилось встречать семиклассников, мыслящих такими временными промежутками. - Ну что ж, месть - это действительно блюдо, которое нужно подавать холодным...


Как остановить травлю в школе и получить поддержку учителей?

Боже мой, какая странная девочка была эта Ванесса! Где-то заторможенная до крайности, а где-то я просто не успевала за стремительными скачками ее мыслей.

На вторую встречу она принесла мне несколько фотографий, на которых была запечатлена Инна.

Есть у меня шанс?

Если бы все зависело от внешности, которой нас изначально наделяет природа, то никаких шансов, - признала я. - Но, к счастью, от нее зависит не все.

Красивая Инна была ярко выраженным гуманитарием и организатором, писала прекрасные сочинения, эссе, выступала на всех школьных концертах... и придумывала очаровательные дразнилки, которые потом долго плескались у всех на устах.

Начнем с учителей, - решила я. - Многие из них на самом деле любят тихих заучек и сами когда-то были отнюдь не феями. Но тебе придется сделать шаг вперед.

Я научила Ванессу говорить комплименты. Наблюдательности ее учить было не надо - она сама легко вычислила (и записала в тетрадку!) все уязвимые места учительниц и редких учителей своей дворовой школы и начала лить туда тщательно продуманный (и отредактированный во время наших сессий) елей.

Обратная связь не замедлила воспоследовать. "Какая душевно тонкая девочка! И как неожиданно!" - сказала одна учительница другой. "Хоть что-то у меня тонкое!" - усмехнулась подслушивавшая за дверью Ванесса.

Как повысить авторитет среди одноклассников

Дальше настал этап тех отнюдь не единичных одноклассников, кто с трудом пережил переход от арифметики к алгебре и не вылезал из двоек. Я научила Ванессу подсказывать и давать списывать (она всегда, с первого класса, считала это недостойным). "Я решу за тебя самостоятельную, - говорила она недалекой однокласснице. - А ты взамен называй меня не Ванной-говнянной, а Несси. Идет?" - "Идет", - чуть-чуть подумав, решительно отвечала девочка, которой грозила двойка в четверти и (главное!) отмена покупки нового телефона.

Как сделать, чтобы не злились учителя? - спросила меня Ванесса где-то в конце восьмого класса. - Они же видят, что я подсказываю и за других решаю и черчу...

(В восьмом классе, помимо способностей к математике и физике, у Ванессы обнаружился дар к черчению - она очень видела пространство. При этом творчески рисовать не умела совсем. Половина сдаваемых в классе чертежей являлись копиями ее работ, сделанными с помощью стеклянного, подсвеченного снизу лампой столика в кабинете физики.)

Черчение - бог с ним, оно год всего, - сказала я. - А про физику и математику надо подумать...

Я люблю математику, чувствую ее и успеваю по ней лучше многих, - прижав руки к высокой груди, говорила Ванесса на следующей неделе, глядя зелеными глазами прямо в душу учителя. - И я бы хотела делиться. Но не только списывать и подсказывать. Я готова помогать, объяснять...

Двое самых оболтусов сначала, конечно, для порядка посопротивлялись, а потом и сами были рады, когда через месяц курируемых учителем занятий с Ванессой вдруг что-то, чуть не впервые с начальной школы поняли и сами (!) решили самостоятельную сначала на твердую тройку, а потом и (о чудо!) на слабенькую четверку...

Стесняясь, в пустом коридоре, чтобы никто не видел, подошла девочка из хорошистов-карьеристов: "Несси, ты можешь мне объяснить? Я никак вот эти задачи понять не могу..."

Без проблем! - ответила Ванесса. - Приходи ко мне сегодня в пять с тетрадкой.

Удивительная девочка! - говорили дома родители одноклассников. - И кто бы мог подумать! Результаты не хуже, чем у репетиторов. А вы, идиоты, ее еще в младших классах, помнится, дразнили! Теперь-то ты понимаешь, что не все то золото, что блестит?!

Выпускной в 9 классе: что дальше?

О золоте. Однажды я по наитию попросила Ванессу распустить ее косу... и обалдела! Это был такой сумасшедший, темно-медный, лениво-волнистый водопад. Хотелось намотать ее тяжелые волосы на руки и застыть в медитации.

Ты когда-нибудь?..

Никогда.

К выпускному в девятом классе мы с Ванессой готовились полгода. Дольше всего упирались выпущенные из-под убранной челки прыщи; в результате пришлось все-таки замазать их последние бастионы тональным кремом. Еще два месяца Несси училась ходить на высоких каблуках. Один вывих лодыжки и несколько синяков - ничего страшного. На темно-красное платье, на котором настаивала я, она не решилась. Остановились на зеленом, в тон глазам.

Один из ярких примеров показан в фильме Ролана Быкова «Чучело». Нам, взрослым, кажется, что подобные случаи исключительны. Однако все больше и больше детей страдают от этой страшной болезни под названием «травля».

Травля, или буллинг, – самоутверждение группы одноклассников за счет систематического унижения отдельного человека; возрастное явление, характерное для детей 11-12 лет. Именно в этом возрасте у них возникает потребность быть частью группы, необходимость чувствовать сплоченность. В различных кружках по интересам буллинг не проявится, потому что ученики объединены общей идеей, единым занятием. А вот в школе, куда они «заброшены» просто так, потребность проявляется в виде сплоченности против кого-то.

Причем страдают во время травли все: жертвы, оставшиеся в стороне свидетели и сами агрессоры. Поэтому психологи и говорят, что буллинг – групповая болезнь, и только это понимание может подсказать верный путь к искоренению данного явления.

«Дети, почувствовавшие «вкус» к насилию, уже не в силах остановиться в силу незрелости мозга. Поэтому проблему должен решать только взрослый, именно его однозначная оценка имеет решающее значение, — говорит педагог-психолог Елена Хотеева . – К сожалению, нередко учителя стараются отстраниться от ситуации или, что еще хуже, пытаются решить ее неверными способами».

Чего делать нельзя?

  1. Ждать, пока травля прекратится сама. Этого не произойдет по причинам, указанным выше. Вмешательство взрослого жизненно необходимо.
  2. Оправдывать буллинг , считая, что ребенок, которого травят, действительно «не такой». Будь он хоть трижды иным, насилие не должно находить оправданий.
  3. Путать травлю и непопулярность. Пытаясь поднять авторитет «жертвы» в глазах окружения, учителя иногда намеренно подчеркивают его достоинства, дают важные поручения. Но когда процесс запущен, любое достоинство превратится агрессорами в недостаток, и еще больше осложнит жизнь затравливаемого ребенка.
  4. Считать, что травля – это проблема отдельной личности. Объектом буллинга может стать любой ребенок, не зависимо от положения семьи, национальности или внешности.
  5. Давить на жалость нападающих. Это только укрепит их позицию «сильного», даст им власть в руки: захочу – «милую», захочу – «казню». Кроме того, еще больше унизит слабого.
  6. Принимать правила игры, где сильный бьет слабого. Как это делается? Ошибочными советами, вроде «дай сдачи» (последствия могут быть необратимыми), или «подумай, что в тебе не так» (сам виноват), или «не обращай внимания» (так взрослый оставляет ребенка один на один с нерешаемой проблемой).

Как исправить ситуацию?

  1. Назвать вещи своими именами. Нередко дети говорят: «Да мы так играем!», «Просто немного дразним, ничего такого». Они должны понимать, что если постоянно доводить человека до слез, систематически дразнить, отбирать и портить его вещи, толкать, щипать, бить, обзывать, намеренно игнорировать, то это называется травля. И никак иначе. Иногда уже на данном этапе действия агрессоров прекращаются. Жаль, не всегда.
  2. Обозначить, что буллинг – это проблема группы. Как болезнь, поразившая каждого в классе. Не имеет смысла выделять зачинщиков, это может привести только к самооправданиям, перебрасыванию вины на других и новым вспышкам гнева. Виноваты и те, кто стоит в стороне и ничего не делает. Поэтому важно говорить, что травля – болезнь, которой болен каждый. И нужно подумать, как всем вылечиться, чтобы развиваться в дружном, здоровом коллективе.
  3. Помочь детям выйти из «стайного» азарта , предложить каждому в отдельности посмотреть на ситуацию с моральной точки зрения. Например, попросить оценить собственное участие по следующему принципу: один палец – никогда не участвовал, два пальца – участвовал, но потом жалел, три пальца – травил, буду травить, это же весело! И попросить всех одновременно поднять руки. Скорее всего, в коллективе не найдется тех, кто находит ситуацию веселой. Потом можно напомнить сказку о Гадком утенке и предложить обратиться не к «жертве» истории, которая потом улетит с прекрасными лебедями, а к злобным курам и гусям, которые останутся на птичьем дворе. Хотят ли дети быть, как они?
  4. Для закрепления можно составить правила и попросить каждого под ними подписаться под ними. Например: «В нашем коллективе не принято: драться, обзываться, отбирать чужое. А принято: разнимать драчунов, защищать слабых» и т.д.
  5. После подобных бесед важно не пускать ситуацию на самотек. Дети должны видеть, что взрослый по-прежнему заинтересован в разрешении конфликта. К примеру, можно завести сосуд, куда школьники будут класть камешки, если видели нарушение правил коллектива. Каждый день можно подводить итоги.
  6. И только после того, как ситуация вышла в здоровое русло, можно подумать о повышении популярности того или иного ученика, помогая раскрыться его способностям и талантам, обозначить свою полезность для группы.

Как могут помочь родители?

Если у вас доверительные отношения с ребенком, то не возникнет сложности с определением — с ним что-то не так. Если он не хочет признаваться сам, родителя должны насторожить грязная, порванная одежда, нежелание ходить в школу, отсутствие друзей.

Постарайтесь вывести ребенка на общение и поддержать, безоговорочно принять сторону сына или дочки. Объяснить, что он ни в чем не виноват, то, что с ним происходит, называется «травля». И в данной ситуации необходимо вмешательство взрослых.

Скорее всего, ребенок этого испугается, думая, что так будет только хуже. Важно объяснить: другого способа нет. А потом идти к тому авторитетному взрослому, кто сможет обозначить проблему своими именами, а не обтекаемыми фразами «с ним просто никто не дружит», и решить ее.

Если не найдете понимания ситуации в стенах школы, не бойтесь выходить за ее пределы, пока проблема не будет решена. В противном случае, будет лучше перевести ребенка в другую школу с более профессиональным педагогическим коллективом.

Хотите получать интересные статьи регулярно? Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях

Слово "буллинг" стало мелькать в СМИ не так давно. Хотя само явление далеко не ново. Травля встречалась среди детей и подростков в разные годы. Агрессивное и подчас жестокое поведение детей становилось предметом размышлений писателей и кинематографистов. Достаточно вспомнить "Заводной апельсин" Берджесса, "Повелителя мух" Голдинга или хорошо знакомый российскому зрителю фильм "Чучело".

По разным данным, с травлей и издевательствами сталкивались от 36 до 51% школьников. Самой распространенной формой издевательств были оскорбления - 77%. В 61% случаев агрессия принимала форму унижения, в 24% - физического насилия, в 11% случаев издевательства записывались на видеокамеру, а 25% ситуаций травли происходили в интернете.

В День защиты детей совместно с проектом "Вместе против травли" ТАСС рассказывает, как защитить ребенка от преследования.

Кто вообще может стать жертвой травли?

Чаще всего подвергается буллингу тот, кто чем-то отличается от большинства: физически (другой цвет кожи, разрез глаз, комплекция), необычной манерой одеваться, отсутствием модной одежды или гаджетов, тот, кто мыслит слишком самостоятельно. Поводом начать травлю может стать даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чье поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности ребенка не нужно. Это будет воспринято обидчиками как признак слабости и низкой самооценки, а значит, только докажет, что их действия на что-то влияют. Кроме того, при желании можно докопаться до любого человека, потому что каждый из нас отличается от других.

Как узнать, что ребенок подвергается травле?

В идеале, конечно, лучше узнать об этом от своего ребенка. Для этого нужны доверительные отношения, чтобы ребенок чувствовал ваш искренний интерес не только к его оценкам, но и к его чувствам и ощущениям. На шаблонные вопросы "Как дела в школе?" и "Тебя там никто не обижает?" ребенок вряд ли ответит искренне. Спрашивайте, с кем ребенок сидит вместе, играл ли он с кем-то в школе, интересно ли ему на уроках и в школе вообще, нравится ли ему его класс. Эти вопросы помогут ребенку понять, что вы интересуетесь искренне тем, что его волнует.

Если нет отношений, при которых школьник может, не стесняясь, не опасаясь резких комментариев, истерик и слез, фразы "сам виноват", рассказать вам то, что его беспокоит, есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг:

  • Синяки и царапины, появление которых ребенок не может внятно объяснить, говорит, что не помнит и т.д.
  • Ребенок часто "теряет" или "портит" вещи, которые носит в школу, приносит из школы сломанную технику.
  • Ребенок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным.
  • Ребенок не ест в школе, и в целом меняется его пищевое поведение.
  • Снижается успеваемость, теряется интерес к занятиям.
  • Эмоциональная подавленность, замкнутость, низкая самооценка, ночные кошмары, бессонница.

Чем опасна травля и почему необходимо вмешательство взрослых?

Во-первых, травля может перейти в форму физического насилия, то есть приводить к травмам. Вторую опасность заметить сложнее, но она не менее серьезна. Это тяжелое эмоциональное состояние, которое может привести к очень трагичным последствия, и психологическая травма. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребенок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе, думать, что причина происходящего — в нем. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии, чувство одиночества.

Травля мешает учиться, ребенку не до занятий: ему бы в школе выжить.

Те, кто прошел через неприятие коллектива, помнят об этом всю жизнь. Обернется ли травля походами к психологу и проблемами с коммуникацией во взрослом возрасте — во многом зависит от правильного поведения взрослых. Если учителя школы не смогли сразу пресечь буллинг в коллективе, значит, необходимо вмешательство родителей.

Как вести себя родителям?

В какой-то момент обидчики действительно могут отстать, но не факт, что к этому времени от самооценки и самоуважения что-то останется. Поэтому в ситуацию требуется вмешательство взрослых.

В разговоре с ребенком объясните, что его вины в этом нет, а методы нападения и насилия выбирают только слабые люди.

В инструкции мамы, которая пресекла буллинг в отношении своего сына , Натальи Цимбаленко описано, как подготовиться к защите ребенка, в том числе в суде:

  • Соберите доказательную базу (скриншоты, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломке вещей, фотографии, справки о побоях).
  • Обратитесь к классному руководителю, школьному психологу, родителям учеников, которые учинили травлю. Проговорите ситуацию, придумайте план действий.
  • Если звучит фраза "Дети сами должны разобраться", общего языка найти не удалось и ситуация не меняется, обратитесь к психологу за заключением о тяжелом психологическом состоянии и моральном вреде, который получил ребенок. Важно понимать, что у психолога должна быть лицензия, тогда его заключение будет иметь значение в суде.
  • Начинайте писать жалобы. Сначала в школу на имя директора. Если не помогло — в комиссию по делам несовершеннолетних управы района, в управляющий совет школы и инспектору по делам несовершеннолетних.
  • Если не помогло — жалобы на бездействие представителей госучреждений в департамент образования, в прокуратуру, уполномоченному по правам человека в городе.
  • Одновременно нужно создавать общественный резонанс — он заставит инстанции шевелиться и поможет родителям "буллера" понять, что отношение к ситуации нужно пересмотреть. Пишите посты в соцсетях, обращайтесь к журналистам и СМИ, которые освещают социальные темы.

В любом случае "кейс" нужно пройти до конца, чтобы пресечь новые случаи травли и чтобы у вашего ребенка сложилось впечатление, что ситуация решена в его пользу.

Как поддержать ребенка?

  • Покажите, что вы всегда на стороне ребенка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до конца, даже если это будет непросто. Фраз "потерпи, само пройдет", "сам виноват" и "найди общий язык с ребятами" быть не должно.
  • Естественно, что ребенок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Он должен знать, что вы его поддержите. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и недовольство учителей.
  • Если ребенок застенчив и не уверен в себе, подумайте, что поможет ему чувствовать себя по-другому. Возможно, ему будет полезно заняться спортом (например, фехтованием), чтобы почувствовать уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте все, что поможет ребенку поднять самооценку. Изучите литературу на эту тему, поговорите со специалистами.

Что делать, если агрессором выступает ваш ребенок?

Во-первых, подумайте не стало ли ваше поведение моделью, которую ребенок просто воспроизводит. Если у вас нет привычки шлепать ребенка за провинности, вы не высказываетесь негативно о его учителях и одноклассниках, не оскорбляете официанта или таксиста за оплошность, возможно, ребенок ведет себя так, попав под влияние своих друзей. Также некоторые исследования показывают, что подростки могут стать более агрессивными, играя в жестокие компьютерные игры. Хотя эта тема является противоречивой, родителям надо следить за объемом материалов с жестокостями, к которым обращается ребенок через телевизор, кино или игры.

Родителям эмоциональных, склонных к злости и ярости детей очень важно научиться принимать их в состоянии агрессии, злости, ярости.

Важно признать, что это чувство существует. "Ты злишься. Что вызывает у тебя нетерпение и злость? Как я могу тебе помочь?" — называя чувства своими именами, вы поможете подростку понять, что с ним происходит, что он переживает.

Какие признаки помогают понять, что ваш ребенок может быть хулиганом?

  • Часто проявляет жестокость по отношению к другим.
  • Участвует в словесных перебранках или в драках.
  • Оказывается в кабинете директора или имеет приводы в полицию.
  • Имеет дополнительные деньги или новые вещи, появление которых не может объяснить.
  • Легко вовлекается в порицание других.
  • Не принимает ответственности за свои поступки.
  • Имеет друзей, которые издеваются над другими.
  • Имеет потребность побеждать или быть лучшим во всем.

Как найти единомышленников в борьбе с буллингом?

Проблему буллинга не нужно замалчивать ни в отдельно взятом классе или школе, ни в обществе в целом. Внимание общественности очень важно в решении таких вопросов. В марте началась всероссийская кампания Алены Поповой "Вместе против буллинга ", призванная объединить экспертов, психологов, родителей, известных деятелей культуры и шоу-бизнеса, лидеров мнений, которые столкнулись или сталкивались с травлей. Проект также объединяет методики и рекомендации по борьбе с буллингом.

Дарья Бурлакова

Школьная травля вечна. Она случается в любой стране, в любое время. И родители всегда оказываются беспомощны перед ней. И единственный совет, который они могут дать ребенку – это «дай сдачи». Или «надо уметь постоять за себя». Совет не всегда выполнимый. Что же делать?

Слово за слово

Школьная травля – это не проблема ребенка, который не умеет «постоять за себя». Разумеется, дети всегда проверяют границы: что можно с тобой сделать, что нельзя. Дети изучают реакцию других детей на провокацию, ищут кнопки, на которые можно нажимать, чтобы вызвать эмоциональную реакцию – и тот, кто реагирует эмоционально, может легко стать жертвой травли. Поэтому – конечно, всякого ребенка надо учить распознавать манипуляцию, не поддаваться на провокации , парировать, снимать напряжение шуткой…

В нашем детстве у каждого, кто прошел через детский сад, было кажется, с бессловесного возраста воспитано умение на слово отвечать словом – и за словом в карман не лезть.

На первых порах детские приставания и назойливые дразнилки снимаются именно так: учим ребенка не реагировать, не лезть в драку по ничтожным поводам, никому не показывать, «где у него кнопка», не предъявлять миру свои уязвимые места. Что-то пропускать мимо ушей, где-то отшучиваться, где-то – ставить обидчика в смешное положение – словами, все словами! На этом этапе переходить к бою и «давать сдачи» – затея дурная: ты и кнопку свою демонстрируешь всему миру (и жать на нее будут при каждом удобном случае) – и виноватым всегда оказывается тот, кто первым пошел в рукопашную. Здесь правильное родительское поведение – не подстрекать к драке, а научить быстро и весело парировать. Ситуации обычно типовые, и помогают самые простенькие домашние заготовки.

И шапка, и папка

Словами, к сожалению, далеко не всегда все ограничивается. Следующий этап травли – атака на вещи: отнять шапку, изрисовать или выбросить тетрадку, поиграть в футбол рюкзаком жертвы – это уже не смешно. Это уже материальные убытки для семьи – и тяжелое испытание для ребенка.

И ребенку очень трудно выбрать здесь правильную позицию. Ее здесь, в общем, и нет. Бросаешься в бой за свои вещи – проигрываешь: показал, где у тебя кнопка. Не защищаешь их – проигрываешь: можно повторять до бесконечности.

Дети обычно не рассказывают родителям о том, что происходит. Жаловаться взрослым – социально не одобряемое поведение. Если в нашем детстве еще могли дразниться «ябедой-корябедой» – то теперь уже сразу припечатают «стукачом». О разнице между «стукачеством», «доносом», «ябедничеством» и поиском помощи в ситуации, где ты действительно не справляешься, с ребенком надо разговаривать : это не такие уж простые концепции даже для взрослого.

Понять, что происходит что-то не то, можно по тому, что ребенок часто теряет вещи или приносит их испачканными и измятыми. Типичная родительская ошибка – ругать его за неаккуратность. Получив такой выговор, ребенок замкнется и точно уже ничего не расскажет. Гораздо лучше – когда ребенок может спокойно рассказать родителям, что с ним происходит, не опасаясь выволочки . Тогда ему и помочь уже можно, и школу можно привлечь. А привлекать ее надо уже сейчас – не дожидаясь, когда обидчики перейдут от порчи вещей к физическим воздействиям.

Не тронь

Третий этап травли – это побои. Дальше уже совсем мрак: не просто физическое воздействие, но воздействие унизительное: снять штаны, макнуть головой в унитаз, принудить к половому контакту или его имитации – иногда все это еще снимается на видео и выкладывается в интернет. Чем раньше родители поймут, что происходит с ребенком, чем раньше вмешаются – тем легче ему помочь, тем менее разрушительны последствия.

Именно поэтому с ребенком надо разговаривать. Не судить, не ставить ему оценки за поведение – а просто понимать, чем он живет, что происходит в его жизни . Очень важно, чтобы ребенок доверял родным и понимал, что они не все испортят своим вмешательством, а помогут. Психологи советуют предупреждать ребенка о том, что вы идете в школу говорить о его проблемах – чтобы это не стало для него неприятным сюрпризом постфактум.

Если этот рубеж уже пройден, если ребенок подвергается побоям и унижениям – ему обязательно нужно найти профессиональную помощь .

Как отличить обычные детские драки от травли?

В ситуации травли жертва, которая подвергается насилию, по каким-то причинам не в состоянии защитить себя и ответить. Причины эти бывают самые разные: иногда ребенок слабее физически. Иногда боится. Иногда просто не может причинить другому человеку боль, бывает и такое. Иногда в этой ситуации оказываются даже профессиональные спортсмены-единоборцы, которым кодекс чести не велит применять боевое искусство против непрофессионалов.

В таких случаях, пожалуй, с ребенком имеет смысл обсуждать следующие темы :

— никто не имеет права тебя касаться без твоего разрешения;

— никто не имеет права причинить тебе боль;

— ты имеешь право себя защищать;

— если на тебя нападают, предупреди: ты делаешь мне больно (раз), ты делаешь мне больно, перестань (два), перестань, или я тебя ударю (три) – за исключением случаев угрозы непоправимого вреда здоровью или жизни;

— если ребенку по-прежнему кажется, что ударить он не может, стоит обсудить ненасильственные меры обороны (уйти в безопасное место, привлечь общее внимание к происходящему, обездвижить обидчика и удерживать и т. п.);

— не стоит превышать меру самообороны и причинять противнику серьезный вред.

Если силы неравны, и ребенок оказывается один против нескольких человек – здесь обязательно должны вмешаться взрослые. Ребенка нельзя оставлять наедине с проблемой, которую он не может решить .

А если это учитель?

К сожалению, как правило, единоличными усилиями решить проблему не удается. Для того, чтобы решить проблему, требуются усилия учителей . Многочисленные исследования* показывают, что уровень травли в школе тем ниже, чем выше готовность учителей вмешиваться в школьные конфликты и не допускать травли. Другие исследования** показывают, что уровень травли выше в тех школах, где значительная часть учеников не обладает серьезными внутренними ресурсами и не чувствует себя в безопасности (под внутренними ресурсами обычно понимают уверенность в себе, целостность личности и хорошее самочувствие – независимо от общества).

Учитель может и сам стать инициатором травли . Обычно это происходит в тех случаях, когда он не может справиться с ситуацией в классе при помощи традиционных дисциплинарных мер. Американский психиатр Стюарт Твемлоу, руководитель проекта «Мирные школы и районы» в клинике Меннингер (Хьюстон, штат Техас) исследовал феномен учительской травли (под травлей понимается использование власти для того, чтобы наказывать ученика, манипулировать им, унижать его, выходя за рамки обычного процесса установления дисциплины в классе). Он пришел к выводу, что травлей как методом управления классом часто пользуются учителя, которые сами подвергались травле в детстве. Как пишет соавтор Твемлоу Питер Фонаджи, «если ваш детский опыт заставляет вас ожидать, что люди не понимают слов, а реагируют только на силу, вы рискуете воссоздать эту ситуацию у себя в классе». Кроме того, так вести себя могут учителя, измотанные другими проблемами – поведением собственных детей, разводом, тяжелой болезнью родственника – и в классе просто спускают напряжение.

Твемлоу выделяет две категории учителей: «садистов» (это те, кто получает удовольствие от унижения ученика; их сравнительно мало) и «обидчиков-жертв». Обидчики-жертвы – это обычно учителя пассивные, позволяющие классу выходить из-под контроля, реагирующие на это яростью и оскорблениями. Такие учителя не умеют устанавливать границы допустимого в классе и часто жалуются директору, потому что предпочитают, чтобы их проблемы решали другие. Первая категория просто профнепригодна – они не должны работать в школе. А вторым может помочь повышение квалификации по теме «как поддерживать дисциплину в классе».

Как понять, что ребенка травит учитель?

Дети, особенно младшие, могут считать, что такое отношение взрослых к ребенку – в порядке вещей. Тогда они не жалуются родителям. Жаловаться они могут совсем на другое: на головную боль и боль в животе, на тошноту и рвоту, на ночные кошмары. Такие дети могут устраивать истерики перед выходом в школу или вовсе отказываться выходить из дома. Интерес к учебе у них совсем падает. Родители могут заметить изменения в их поведении и колебания настроения. Особенно нужно обратить внимание на самоуничижительные замечания («я тупой», «у меня ничего никогда не выйдет»), жалобы на то, что учитель его не любит, цепляется к нему, кричит, грубит в классе. Чем дети младше – тем меньше они жалуются на учителя и тем больше – на плохое самочувствие: это может быть связано с тем, что они еще не умеют толком выразить словами, что их беспокоит.

Фото: www.irishmirror.ie

Что делать?

Клинический социальный работник Кейтлин Кароузен из штата Нью Джерси :

Во-первых, надо научиться говорить с ребенком откровенно и не считать, что он преувеличивает и придумывает все, потому что ленится учиться . Нужно создать дома атмосферу, в которой возможен открытый разговор, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно. Можно предложить рассказывать каждый день о лучшем, что было, и худшем. Можно делиться с ребенком тем, как у вас прошел день.

Важно научить ребенка узнавать, что такое травля – если он понимает, что это ненормально, он скорее расскажет родителям, что в школе происходит что-то плохое.

Очень важно – контролировать свои собственные эмоции . Скорее всего, понимание, что ребенка травят, вызовет у родителя негодование, ярость и жажду крови. Но эмоциональная вспышка родителя может стать для ребенка тяжелым стрессом и заставит его еще больше замкнуться.

Если ребенка травят, он не очень хочет об этом говорить: ему стыдно. Нужно сказать ему, что это нормально. Можно сказать: «Когда мы попадаем в неудобную ситуацию, нам часто не хочется об этом говорить» или «Иногда дети не хотят ходить в школу потому, что их там травят. Если с тобой или с кем-то из твоих друзей это происходит, мне бы хотелось об этом знать».

Ребенку обязательно нужна помощь – особенно если он отказывается обсуждать ситуацию. В этом случае ему нужен квалифицированный психолог .

Говорим с учителем

Когда вы идете разговаривать с учителем – не начинайте с обвинений : может быть, ребенок неправильно интерпретировал слова или поведение учителя. Постарайтесь точно понять, что именно произошло. Лучше начать с вежливых вопросов вроде «Мой ребенок говорит, что вы его не любите. Как вы считаете, что на это повлияло?». Дайте учителю возможность объяснить свою позицию . Возможно, у ребенка есть какие-то проблемы с дисциплиной; это не оправдывает травли, но проливает свет на ситуацию. Попросите у учителя совета – как решить эту проблему .

Объясните учителю, какие дисциплинарные меры с вашим ребенком работают , а какие нет. Например, «мой ребенок гораздо лучше понимает, когда ему объясняют, что он неправ, один на один, а не перед всем классом».

Если действия учителя совершенно неприемлемы (например, публичное унижение или рукоприкладство), обязательно нужно обращаться к администрации . Сообщите об этом учителю. Можно сразу обратиться к директору с письменным заявлением и сослаться на нормы закона.

В России это Закон об образовании:

— ст. 34, п. 1, пп. 9 – гарантия уважения человеческого достоинства обучающихся, недопущение физического и психического насилия, оскорбления личности, гарантия охраны жизни и здоровья;

— ст. 41, п. 8 – гарантия безопасности обучающихся в школе;

— ст. 28, п. 6 и 7 – требование безопасности обучающихся и соблюдения их прав, констатация ответственности школы за выполнение этих требований.

Делайте записи о состоявшемся разговоре, храните копии всех обращений в администрацию – и письменных, и электронных. Обязательно датируйте записи разговоров и заявления, фиксируйте как можно больше деталей. Воздержитесь от оценок и интерпретаций, ограничьтесь фактами.

Включайте прямые цитаты из речи вашего ребенка, свидетельства других людей, свои наблюдения (например, «дома ребенок рыдает перед выходом в школу, кричит, что «ненавидит себя» и что «ни за что не пойдет в эту школу»; если ребенок не рассказывает о травле, опишите, что вы наблюдаете).

Имеет смысл поговорить с другими родителями и узнать, что говорят их дети и что думают они сами. Эти разговоры тоже стоит записывать: многочисленные жалобы – это более серьезно, чем единичные.

Ребенку в это трудное время особенно нужна родительская поддержка . Специалисты советуют:

— родителям разыграть с ребенком по ролям хорошие уверенные ответы на словесные нападки (можно даже записать, что надо ответить учителю);

— помочь ребенку найти способы успокоиться (рисовать, глубоко дышать, считать, вспоминать что-то хорошее);

— научить ребенка говорить о себе хорошее (не «я дура», а «я с этим справлюсь», например);

— объяснить ребенку, какое отношение к нему приемлемо, а какое нет, и как реагировать на неприемлемое;

— научить ребенка «я-сообщениям» в общении с учителем («мне не нравится, когда меня обзывают перед всем классом, даже если это просто шутка», «для меня это унизительно, и мне кажется, что это неправильно»).

Можно письменно потребовать от школы, чтобы в дело вмешался школьный психолог. Нужно выяснить, какие меры будут приняты и когда можно ожидать улучшения ситуации.

Если школьное руководство не реагирует, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием .

Далеко не всегда родители готовы бороться: как бы не стало хуже ребенку. Оцените ситуацию здраво: есть ли за что держаться в этом классе, у этого учителя, в этой школе? В некоторых случаях перевод в другую школу, другую группу, к другому учителю оказывается оптимальным решением.

Примечания:

*например, исследование Espelage, Polanin и Low, опубликованное в 2014 году в журнале School Psychology Quarterly.

Ксения Букша: По зарубежным исследованиям, каждый пятый ребенок познал на себе, что это такое - или попросту травля. Бойкоты и побои, смешки и тычки, отвержение и бессилие. Каждый седьмой участвовал в травле сам. Сколько учеников оказались в пассивной, беспомощной и не менее вредной роли наблюдателя - сосчитать труднее. Почему дети травят друг друга и что делать, если вдруг затравили ребенка.

Причины и участники

Дети подрастают и осваивают социальные взаимодействия. Многим из них необходимо пережить сплоченность по какому-либо принципу. Если есть основания добрые, положительные, - дети охотно берут именно их. Беда в том, что в современной школе созданием таких оснований никто не занимается; школа нынче - «поставщик образовательных услуг». А что коллектив детей обязательно будет решать свои задачи за счет некоторых своих членов - на это школе как системе наплевать. Итак, в отсутствие задач конструктивных дети неизбежно сплачиваются против кого-то. И часто это бывает не борьба группировок, а именно травля одного-двух отщепенцев класса. Таким отщепенцем может стать практически любой ребенок.

Чаще не везет отличающимся: слишком чувствительным, шибко умным или, наоборот, тормознутым интеллектуально и немного запаздывающим социально

Внешние признаки (очки, одежда и прочее) играют второстепенную роль, но могут поспособствовать травле, если дело идет к тому. Зачинщиками травли часто бывают дети «близкие к идеалу» - сильные лидеры, отличники, на них возлагаются надежды в семье и школе, и, соответственно, внутри которых коренится глубокий социальный страх «упасть с пьедестала», либо дети - неформальные лидеры, часто не очень благополучные, недополучившие родительской любви. Кстати, эти две группы не исключают друг друга: ребенок может прекрасно учиться и преуспевать, но при этом иметь не слишком теплые отношения в семье.

Рядом с зачинщиками существуют их клевреты, на некотором расстоянии - «болото» наблюдателей, которые видят травлю, не особенно участвуют в ней, но и не делают ничего, чтобы ее прекратить (потому что боятся тоже стать козлами отпущения). Иногда появляются и защитники - рано эмоционально созревшие дети, которым невыносимо видеть, как мучают одноклассника.

Травля - это очень серьезно. Недооценивать происходящее нельзя. На кону как минимум несколько испорченных лет жизни всех членов коллектива. Зачинщики получают нездоровый опыт всесилия и увеличивают собственный стыд и страх перед социальным падением. Наблюдатели - опыт равнодушия и опять-таки стыда и страха. У объекта травли может серьезно пострадать самооценка и вера в людей, замедляется эмоциональное развитие.

По исследованиям Ольвеуса и Гилмартина, в зрелом возрасте в семьях агрессоров нередки случаи насилия. Бывшим «жертвам» труднее, чем в среднем по популяции, устанавливать близкие контакты с людьми. А пассивные наблюдатели могут проявлять меньше сочувствия к страданиям других.

Бывают последствия и покруче: случалось, что доведенный до отчаяния ребенок сильно травмировал или убивал своего мучителя, а подростки в результате травли совершали самоубийство. Неумолимая статистика показывает, что жестокость вербальной и социальной травли (в отличие от физической) не снижается с годами сама, а подростки в среднем гораздо меньше сочувствуют жертвам, чем младшеклассники.

Поэтому нужно действовать. Вопрос - как?

1. Вы должны правильно оценить обстановку и рассказать об этом учителю

Нужно четко понять, что происходит в данном детском коллективе. Одно дело - когда ребенок просто не имеет друзей, когда одноклассники к нему равнодушны. Другое - если его активно травят, издеваются, не здороваются, высмеивают, показательно «ненавидят». Поверьте, это совершенно разные вещи, которые невозможно перепутать. Так как у вас, очевидно, есть какой-то контакт со своим ребенком - травлю вы пропустить не сможете и делать вид, что ребенок «просто непопулярен» не стоит. Потому что действия в первом и во втором случае - принципиально разнятся.

Если ребенок робок и хотел бы больше высовываться, имеет смысл помочь ему раскрыться, показать свои хорошие стороны, умения. Но если его травят, это не поможет, будет только хуже! Любая, абсолютно любая черта ребенка будет обращена против него. Если тебя травят, ты можешь быть отличником, двоечником или хорошистом, серым и забитым или ярким, можешь уметь стоять на ушах, рисовать комиксы, иметь крутой планшет - и тебя будут травить именно за это. Бесполезно не обращать внимания и не плакать, не поможет научиться давать сдачи (нападающих - больше, да и не сводится отвержение только к физическому насилию), он никак не сможет обернуть травлю в свою пользу.

2. Учитель должен взять на себя ответственность

Если вы видите, что ребенка действительно травят, нужно сообщить об этом учителю и, если нужно, руководству школы. Травля - системный баг школьного коллектива, и разбираться с ней на уровне детей и родителей абсолютно неэффективно. До сведения учителей нужно донести суть происходящего.

Нередко учителя начинают сваливать вину на затравленного ребенка: «он не похож на других», «он неправильно себя ведет», «он сам подставляется», «его не любят». Или даже: «она такая умная, а умных не любят». Главное, не поддаваться на эти провокации, даже если они имеют вид комплиментов ребенку. Помним, что жертва не может быть виновата в насилии. Но есть и более неочевидное знание: зачинщики травли тоже не вполне виноваты, особенно если речь идет о младшеклассниках. Это не сознательное злодейство, а следствие неправильно направленного инстинкта. Поэтому наказания - попытка изменить поведение зачинщиков - не сработает точно так же, как и благоглупости вроде «пусть она покажет, как хорошо она умеет прыгать через резиночку, и все ее зауважают».

Кадр из фильма «Чучело», 1983 . Режиссер - Ролан Быков

Именно поэтому неэффективно и говорить с родителями зачинщиков - ведь дело не в самих этих ребятах-лидерах, а в сложившемся стиле поведения всей группы. Точечные меры не сработают. Для прекращения травли взрослые члены школьного коллектива должны снять ответственность с детей и взять ее на себя. Если учитель к этому не готов, родителю имеет смысл обратиться выше. Возможно, он встретит большее понимание у директора или школьного психолога.

Людмила Петрановская, психолог. Статья «Детки в клетке» из блога, посвященная школьному моббингу: «Если это руководитель, пусть отдаст распоряжение и отследит выполнение, или сделает сам, раз подчиненные не способны. Обращаться во внешние инстанции - крайний вариант, но если нет другого выхода, тянуть не надо. В нашем случае только с уровня директора пошли изменения. Директор тоже попыталась играть в игру „а что же вы со своим ребенком не поработали“, но после вопроса: „То есть вы расписываетесь в том, что ваш педколлектив с травлей ребенка в классе справиться не может?“ быстро сменила стиль разговора и мы обо всем мило договорились».

3. Уходить или нет?

Многие предлагают просто перевести жертву или зачинщика в другую школу. Но нет гарантии, что ситуация не повторится на новом месте: новенький в коллективе с недавним неприятным опытом роли жертвы травли - это повышенный риск отвержения, особенно если класс опять окажется проблемным. Оказавшийся новеньким зачинщик - тоже в стрессе, и с немалой вероятностью попытается воспроизвести схожую иерархию на новом месте, пусть не в роли лидера, а в роли «клеврета». Да и старая группа, привыкшая к травле как стилю жизни, выберет других участников на роли лидера и козла отпущения. Конечно, есть ситуации, когда нужно просто бежать и спасать ребенка (подростка). Но беда в том, что как раз в таких ситуациях смена школы может не помочь. В наши дни травля, особенно у детей старше 9-10 лет, нередко продолжается посредством соцсетей, где полным-полно страничек вроде «Кто ненавидит Васю Пупкина». Невозможно ведь отобрать у подростка мобильник и отрезать его от интернета. Итак, если говорить не о спасении ценой бегства, а о прекращении травли как явления, возможно, имеет смысл не убирать из школы отдельных детей, а попытаться преодолеть ситуацию вместе.

4. Учитель и класс вместе против моббинга

Только так. Не «учитель заступается за жертву» и не «все обличают зачинщиков». Это не поможет. Сработают только длительные, постепенные меры по оздоровлению климата в классе. В тяжелых случаях, если группа детей живет травлей долгие годы, имеет смысл расформировать класс и/или сменить классного руководителя. Но если травля началась недавно, если школа еще начальная, существует последовательность шагов, которая поможет переломить ситуацию.

Учитель должен, не стыдя и не называя отдельных «виновников», дать классу понять, как мерзко и опасно то, что происходит в их коллективе. Часто дети сами не понимают, какой вред наносят жертве, им кажется, что их действия вполне невинны. Дело учителя - разъяснить им это, как и то, в какой непривлекательной роли выступают они сами.

Людмила Петрановская, психолог: «Напомнив детям тот отрывок [в сказке «Гадкий Утенок»], в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: «Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?»

Когда все в классе согласятся, что больше не хотят продолжать жить травлей, начинается процесс оздоровления, за которым строго следит учитель. Каждый день, каждую неделю он мониторит процесс позитивных изменений и отслеживает: были ли драки, насмешки, угрозы. Атмосфера в группе школьников - это действительно забота классного руководителя. На моральное чутье детей полагаться рано, если оно и просыпается в ком-то, то один ученик не имеет достаточного влияния, чтобы по-настоящему изменить, переломить ситуацию. Поэтому менять класс можно только под строгим контролем сверху. И лидер в классе должен быть только один - учитель.

Во многих странах существуют национальные программы предотвращения детской травли, например, программа Ольвиуса в Норвегии применяется уже двадцать лет, и за время ее существования количество жертв травли сократилось на 50%. Помимо прочего, эта программа предполагает высшую инстанцию - межшкольный комитет по проблеме моббинга. В Великобритании действует программа Таттума, которая учреждает в каждой школе суд из учеников и учителей для разбора подобных жалоб. Для случаев жесткой подростковой травли существует прием «челночной дипломатии»: психолог попеременно встречается то с объектом травли, то с агрессорами, вырабатывая условия, на которых стороны могли бы встретиться и заключить перемирие.

После того как травля прекращена, время позаботиться о том самом, что упоминается в начале статьи, - позитивные основания для совместной работы. Конечно, никого не нужно тянуть в коллектив силой. Есть дети, которым так и не захочется или они не смогут активно дружить и участвовать в совместных играх и делах. Но важно, чтобы те, кому нужно проявить себя, могли делать это без насилия.

На фото: кадр из фильма «Чучело», 1983 г., режиссер — Ролан Быков.