Что обозначают собирательные числительные? Как они образуются

Тема урока «Собирательные числительные»

Ильичева Елена Петровна, учитель русского языка и

литературы МБОУ «Старицинская СШ»

Цели урока:

предметные :

  • формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении,

употреблении в речи;

  • формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.

метапредметные:

  • формирование умений определять цель предстоящей деятельности;
  • коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: исследовательский, эвристический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: ноутбук, телевизор, раздаточный материал, учебник.

Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.

Ход урока

І. Организационный момент

Приветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой.

Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов (слайд 1).

ІІ. Мобилизующий этап.

Сегодня мы продолжим путешествие по стране Числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи (слайд 2).

Но прежде чем отправиться в путь на поиски новых сокровищ, проверим, готовы ли мы. Начнём с небольшой разминки.

  1. Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на (слайде 3).
  1. Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной (Миллиард, одиннадцать, миллион).
  1. Назовите простые числительные (Одиннадцать, пятьсот, девятьсот)

Что же нам предстоит сегодня узнать, где побывать, вы узнаете после того, как выполните задание (слайд 4).

Задание : прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили?

А) двадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.

б) две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.

(В них есть количественные числительные)

- Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили ?

(Слушаются ответы).

Действительно, числительные пятеро, трое - собирательные.

ІІІ. Формулирование темы и целей урока.

В гостях у каких числительных мы уже побывали? А с каким будем знакомиться сегодня?

(Изучили целые, дробные, осталось изучить собирательные.)

Итак, тема нашего урока «Собирательные числительные» (слайд 5)

(Запись в тетрадь темы урока «Собирательные числительные››)

Что мы уже знаем об этих числительных? (Проблемная ситуация)

(Обозначают несколько предметов как одно целое, группируются, собираются, отвечают на вопрос сколько?)

Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Отвечают)

Обратимся к карте урока. Чтобы подружиться с собирательными числительными, научиться употреблять их в речи, мы с вами должны ответить на несколько вопросов (слайд 6) На первый вы уже дали ответ (слайд 7)

1. Что обозначают собирательные числительные? Как они образуются?

2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

А с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и дробные числительные?

(правописание окончаний числительных в косвенных падежах). Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке?

3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

Когда на предыдущих уроках я вас просила найти числительные, вы не сразу смогли найти числительное оба. Почему? (Оно не похоже на остальные, оно не образовано от числа и т. д.) Ещё на один вопрос мы сегодня должны ответить.

4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?

ІV. Изучение нового материала.

Рассмотрите таблицу. Расскажите, как образуются собирательные числительные и с какими существительными сочетаются? (слайд 8)

Собирательные числительные

Образуются

Сочетаются

Два

Двое

Друзей

Котят

Ножниц

Три

Четыре

Пять

Шесть

Семь

Восемь

Девять

Десять

Собирательные числительные образуются от количественных от 2 до 10 с помощью суффиксов -ой-, -ер

Рассмотрите иллюстрации (слайд 9, 10,11 по гиперссылке). Собирательные числительные сочетаются

  • с существительными, обозначающими лиц мужского пола ;

Надо говорить пять подруг, а не пятеро подруг!!!

  • с существительные, обозначающие детей или детёнышей животных;
  • с существительными, употребляющимися только во множественном числе.

Мы с вами ответили на 2 вопрос плана? А что надо сделать, чтобы правильно ответить на 3

вопрос плана? (Нужно просклонять числительное) (слайд 12) (Работа у доски и в тетрадях)

И.п. трое сильнейших спортсменов

Р. п. троих сильнейших спортсменов

Д. п. троим сильнейшим спортсменам

В. п. троих сильнейших спортсменов

Т. п. троими сильнейшими спортсменами

П. п. о троих сильнейших спортсменах

Выделите окончания у числительных и прилагательных. Сделайте вывод.

Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.

И у нас остался еще один вопрос: в чем особенность употребления числительных обе-оба?

Давайте посмотрим небольшую ситуацию.

Инсценировка. (В основе инсценировки лежит отрывок из текста передачи «Радионяня». Роли играют 2 ученика и учитель).

Учитель (обращается к ученикам-актерам) : Итак, подходите поближе к доске.

1-й ученик . Нам обеим подойти?

Учитель. Да, да, конечно, обе подойдите.

2-й ученик . Почему обе ? Мы что, девчонки, что ли?

Учитель . Нет, вы не девчонки, но вы сами сказали обеим , значит, вы женского рода.

1-й ученик . Почему вдруг женского?

Учитель . Потому что в мужском роде надо говорить обоим. Вот что получается, когда люди не знают простого правила грамматики.

2-й ученик . Ясно!

Учитель . Обоим ясно?

Ученики (вместе) : Обоим!

Учитель . Тогда попрошу вас обоих ответить на еще один вопрос. Как вы скажете, что на этой и на той стене наклеены обои?

1-й ученик . Очень просто: на обоих стенах наклеены обои.

2-й ученик . Нет, неверно. Надо сказать: на обеих стенах наклеены обеи.

1-й ученик . Какие такие обеи?

2-й ученик . Какие? С цветочками.

Учитель . А где вы видели такие обеи, в обейном магазине?

2-й ученик . Ой, я оговорился, не обеи, а обои. Обои стены оклеены обоями.

Учитель (обращается к классу ): Ребята, помогите разобраться своим друзьям.

Рассмотрите запись на слайде и ответьте на вопрос: (слайд 13)

С какими существительными сочетаются собирательные числительные оба, обе? Как они склоняются? (Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода)

Оба и обе склоняются по-разному

Мужской и средний род

Женский род

И.п. оба

Р.д. обоих

Д.п. обоим

В.п. оба

Т.п. обоим

П.п. (об) обоих

И.п. обе

Р.д. обеих

Д.п. обеим

В.п. обе

Т.п. обеим

П.п. (об) обеих

основа обо-

(обоих игроков)

основа обе- (обеим командам)

V. Физминутка.

Поработали – отдохнем.

Если называю собирательное числительное – встали, если числительное, обозначающее целое число, - сели.

Двое, десять, пятеро, десятеро, одиннадцать, семеро, восемь, шестеро.

VІ. Закрепление нового материала.

Мы познакомились с собирательными числительными. Следуя карте урока, выполним задания.

1) Задание: волшебные квадраты (слайд 14-15)

За каждым квадратом спрятано слово. Вы должны сказать, с какими из них будут употребляться собирательные числительные и почему? Словосочетания записываются на доске

2) Задание: прочитайте предложения, укажите, в каких допущены ошибки в употреблении собирательных числительных. Исправьте их. (слайд 16-17)

1.Трое подруг приехали в Сочи.

2. Двенадцатеро волонтёров помогали на соревнованиях.

3. Пятерым спортсменам из Китая были вручены призы.

Какая ошибка допущена во 2 предложении? Кто внимательно слушал правило, сможет ответить. (Собирательными числительными могут быть числительные двое-десятеро)

3) Вставьте собирательные числительные оба, обе, учитывая род существительных. Работа на карточках. Взаимопроверка. (слайд 18-19)

1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес.

2) Малышка крепко держала куклу______ руками.

3) ______ братьев приняли в спортивную школу.

4) Склоны______оврагов размыты дождями.

5) В_______случаях ответ был неверным.

Индивидуально у доски упр. 773, с последующей проверкой

VІІ. Самостоятельная работа

Проверим, чему вы научились сегодня на уроке. Возьмите задания для самостоятельной работы. Проверка. (слайд 20-21)

Тест

1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные:

а) пятнадцать, три вторых, семеро;

б) двое, три, четверо

в) трое, шестеро, семеро.

2. Найди ошибку:

а) семеро козлят;

б) пятеро девчат;

в) четверо друзей.

3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:

а) двое подруг;

б) двое котят;

в) двое фигуристок.

4. Найди ошибку в употреблении числительных оба / обе:

а) на обоих журналах;

б) на обоих катках;

в) обоим подругам.

VІІІ. Рефлексия (слайд 22)

Ребята, важным было наше сегодняшнее путешествие? Нашли вы сокровища?

Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Итак, мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме).

А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам (слайд 23)

Мне сегодня на уроке было всё понятно.

У меня всё получалось.

Я иногда испытывал затруднения при(в)…….

Я доволен собой

Я не совсем доволен собой

Я совсем не доволен собой

ІX. Домашнее задание:

163.Собирательные числительные

Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро и т.п. выделяются в особый разряд собирательных числительных. В современном русском языке собирательные числительные представляют пережиточную, замкнутую и непроизводящую группу слов.

Термин «собирательные числительные» условен, так как эти числительные отличаются от количественных не собирательным значением, а указанием на лицо, что обусловливает их субстантивацию (ср.: два работника - двое работников; вошли двое).

Собирательные числительные образуются от количественных: двое, трое при помощи суффикса j(е); четверо и др. - при помощи суффикса -ер(о).

Подобно количественным числительным, собирательные числительные не имеют рода и числа; при их склонении противопоставляются две формы - именительного-винительного и остальных падежей; в соединении с существительными в именительном-винительном падеже представляют неразложимые сочетания.

Собирательные числительные двое, трое склоняются как полные прилагательные мягкого варианта во множественном числе (двоих, двоим, двоими, двоих); прочие собирательные числительные - как прилагательные твердого варианта (четверых, четверым, четверыми, четверых). Ударение в косвенных падежах собирательных числительных всегда падает на окончание.

Собирательные числительные отличаются от количественных более узким употреблением, так как сочетаются с ограниченным кругом существительных:

1) числительные двое, трое, четверо единственно возможны в качестве счетно-числовых определений при существительных, употребляемых только во множественном числе: двое ворот, трое суток, четверо щипцов;2) собирательные числительные употребляются в сочетаниях с существительными дети, люди, лицо (в значении «человек»): трое детей, людей, посторонних лиц, а также с существительными типа ребята, волчата и под.: четверо ребят, волчат (последнее в разговорной речи);3) употребление собирательных числительных ограничено стилем речи: в официальной речи предпочтительны количественные числительные: Требуются на работу четыре инженера (а не «четверо инженеров»).

Собирательные числительные не сочетаются:

1) с именами существительными женского рода, а также названиями лиц женского пола и субстантивированными прилагательными женского рода: три страницы (а не «трое страниц»), четыре сестрицы (а не «четверо сестриц»), две запятые (а не «двое запятых»);2) с существительными мужского рода, являющимися названиями животных и птиц: три быка, три орла (а не «трое быков, орлов»).

В качестве формы, вариантной количественным числительным, употребление собирательных числительных допустимо при существительных со значением:

1) лиц мужского пола: четверо учеников и четыре ученика;2) единичных предметов, имеющих только множественное число (кроме двое, трое, четверо): пятеро ножниц и пять ножниц;3) при личных местоимениях мы, вы, они: их было четверо, пригласили нас четверых, в косвенных падежах более употребительны сочетания с количественными числительными: с ними четырьмя, у них четырех.

Существительные - названия предметов, считающихся парами, могут обозначать единичные предметы (две перчатки) и пары (двое перчаток).

Собирательные числительные двое, трое, четверо в именительном-винительном падеже управляют родительным падежом множественного числа существительных (ср.: четверо мальчиков и четыре мальчика), а в прочих падежах согласуются с существительными в падеже (ср.: трое детей - троими детьми).

Собирательные числительные мало употребительны при существительных в косвенных падежах и заменяются косвенными падежами соответствующих количественных числительных (двое студентов и два студента, но чаще - двум студентам, а не двоим студентам). Такая замена обычна при существительных, употребляемых только во множественном числе и сочетаемых с собирательными числительными (ср. двое суток - в течение двух суток).

При изолированном употреблении, вне связи с существительными, собирательные числительные являются обозначениями лиц как мужского, так и женского пола:Семеро одного не ждут.

Собирательные числительные всегда препозитивны, т.е. употребляются перед существительными.

Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро и т.п. выделяются в особый разряд собирательных числительных. В современном русском языке собирательные числительные представляют пережиточную, замкнутую и непроизводящую группу слов.
Термин «собирательные числительные» условен, так как эти числительные отличаются от количественных не собирательным значением, а указанием на лицо, что обусловливает их субстантивацию (ср.: два работника - двое работников; вошли двое).
Собирательные числительные образуются от количественных: двое, трое при помощи суффикса j(е); четверо и др. - при помощи суффикса -ер(о).
Подобно количественным числительным, собирательные числительные не имеют рода и числа; при их склонении противопоставляются две формы - именительного-винительного и остальных падежей; в соединении с существительными в именительном-винительном падеже представляют неразложимые сочетания.
Собирательные числительные двое, трое склоняются как полные прилагательные мягкого варианта во множественном числе (двоих, двоим, двоими, двоих); прочие собирательные числительные - как прилагательные твердого варианта (четверых, четверым, четверыми, четверых). Ударение в косвенных падежах собирательных числительных всегда падает на окончание.
Собирательные числительные отличаются от количественных более узким употреблением, так как сочетаются с ограниченным кругом существительных:
1) числительные двое, трое, четверо единственно возможны в качестве счетно-числовых определений при существительных, употребляемых только во множественном числе: двое ворот, трое суток, четверо щипцов;
2) собирательные числительные употребляются в сочетаниях с существительными дети, люди, лицо (в значении «человек»): трое детей, людей, посторонних лиц, а также с существительными типа ребята, волчата и под.: четверо ребят, волчат (последнее в разговорной речи);
3) употребление собирательных числительных ограничено стилем речи: в официальной речи предпочтительны количественные числительные: Требуются на работу четыре инженера (а не «четверо инженеров»).
Собирательные числительные не сочетаются:
1) с именами существительными женского рода, а также названиями лиц женского пола и субстантивированными прилагательными женского рода: три страницы (а не «трое страниц»), четыре сестрицы (а не «четверо сестриц»), две запятые (а не «двое запятых»);
2) с существительными мужского рода, являющимися названиями животных и птиц: три быка, три орла (а не «трое быков, орлов»).
В качестве формы, вариантной количественным числительным, употребление собирательных числительных допустимо при существительных со значением:
1) лиц мужского пола: четверо учеников и четыре ученика;
2) единичных предметов, имеющих только множественное число (кроме двое, трое, четверо): пятеро ножниц и пять ножниц;
3) при личных местоимениях мы, вы, они: их было четверо, пригласили нас четверых, в косвенных падежах более употребительны сочетания с количественными числительными: с ними четырьмя, у них четырех.
Существительные - названия предметов, считающихся парами, могут обозначать единичные предметы (две перчатки) и пары (двое перчаток).
Собирательные числительные двое, трое, четверо в именительном-винительном падеже управляют родительным падежом множественного числа существительных (ср.: четверо мальчиков и четыре мальчика), а в прочих падежах согласуются с существительными в падеже (ср.: трое детей - троими детьми).
Собирательные числительные мало употребительны при существительных в косвенных падежах и заменяются косвенными падежами соответствующих количественных числительных (двое студентов и два студента, но чаще - двум студентам, а не двоим студентам). Такая замена обычна при существительных, употребляемых только во множественном числе и сочетаемых с собирательными числительными (ср. двое суток - в течение двух суток).
При изолированном употреблении, вне связи с существительными, собирательные числительные являются обозначениями лиц как мужского, так и женского пола: Семеро одного не ждут.
Собирательные числительные всегда препозитивны, т.е. употребляются перед существительными.

В случае, если числительные обозначают количество предметов в виде единого целого, то их называют собирательными числительными. В статье описаны их особенности употребления с примерами, свойства. Для лучшего усвоения материала представлена таблица, в которой описаны все варианты склонений собирательных числительных.

Слова, которые обозначают количество предметов как одно целое, в русском языке представляют небольшую группу: их всего 11. Эти слова называются собирательными числительными .

Во всех числительных данной категории ударение падает на первый слог: дво́е, пя́теро, де́сятеро .

Примеры собирательных числительных и порядок их образования можно изучить по следующей таблице:

Особенности употребления собирательных числительных

Слова данной категории имеют свойство сочетаться только с определёнными существительными, которые могут иметь несколько значений. Все эти особенности употребления отражаются в следующей таблице:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой


Числительные

Двое-десятеро

Значения существительных, с которыми обычно сочетаются

1. Лица, принадлежащие к мужскому полу: двое мальчишек

Сущ. муж. и ср. рода: оба брата, оба существа

Сущ. женск. рода: обе сестры

2. Существительные, относящиеся к общему роду: шестеро задир

3.Люди, дети, ребята, лица (в значении «личность»): пятеро ребят, четверо загадочных лиц

4. Субстантивированные прилагательные: пятеро рабочих

5. Детёныши живых существ: пятеро котят

Все собирательные числительные кроме слов оба, обе имеют свойство сочетаться также с личными местоимениями, например: их восьмеро, а нас - пятеро.

Нельзя сочетать собирательные числительные со следующими категориями слов:

  • Существительными, которые обозначают представительниц женского пола: трое школьниц, пятеро гимнасток .
  • Неодушевлёнными существительными: четверо столов, двое тортов.
  • Существительными, которые обозначают наименования взрослых животных: шестеро волков, четверо лошадей.

Изменение собирательных числительных

Особенности склонения числительных данного лексико-грамматического разряда можно отразить в следующей таблице:

Числительные

Особенности изменения


Примеры

Двое, трое

Как прилагательные в форме множ. числа с основой на мягкий согласный. Всего получено оценок: 270.


К собирательным числительным относятся слова двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Они обозначают совокупность предметов, состоящую из такого количества, которое названо производящим количественным числительным. Ср.: два рыбака и двое рыбаков; четыре сына и четверо сыновей.
Собирательные числительные, употребленные без существительных, обозначают совокупность лиц: Семеро одного не ждут (пословица). Самолет за один рейс может взять только шестерых (Б. Полевой).
Все собирательные числительные образуются на базе количественных числительных: дв(а) - de-olj]-e (суффикс -о/-); четыре - четв-ер-о, (суффикс -ер-).
Собирательные числительные легко сочетаются с названиями лиц мужского, а также общего рода: пятеро водителей автобуса, шестеро мальчиков, двое сирот и т. п. Ограничения носят лишь стилистический характер: эти сочетания имеют разговорный оттенок. Поэтому в строго нормированной речи не встречаются сочетания типа «двое генералов», «четверо академиков».
Собирательные числительные сочетаются также с существительными люди, дети (трое детей, четверо людей), с личными местоимениями мы, вы, они (позвали нас двоих, их осталось двое).
Употребление собирательных числительных носит обязательный характер в сочетаниях с субстантивированными прилагательными со значением лица: двое дневальных, трое военных, четверо смелых, пятеро русских, шестеро пленных.
Собирательные числительные не сочетаются с названиями лиц женского пола и с названиями животных (не говорят «двое девушек», «трое волков»). Однако вполне допустимо употребление их при назывании детенышей животных: трое козлят, двое щенят, четверо поросят (ср.) три козленка, два щенка, четыре поросенка).
Исключительно с собирательными числительными двое, трое, четверо сочетаются: 1) существительные, употребляющиеся только во множественном числе: двое суток, трое саней, четверо щипцов; 2) существительные, обозначающие парные предметы: трое перчаток, двое чулок.
Начиная с пятеро, собирательные числительные сочетаются с существительными pluralia tantum наряду с количественными: пятеро суток и пять суток, шестеро саней и шесть саней, семеро ножниц и семь ножниц. Сочетания с количественными числительными в косвенных падежах более правильны: трех суток (а не «троих суток»), четырех щипцов (а не «четверых щипцов»).
Сочетания типа двое брюк, трое перчаток в современном русском языке уступают по употребительности сочетаниям две пары брюк, три пары перчаток. В косвенных падежах сочетания с количественными числительными являются единственно правильными: двух пар брюк (а не «двоих брюк»).
Собирательные числительные двое, трое склоняются, как прилагательные с мягкой основой во множественном числе, остальные - как прилагательные с твердой основой:
И. двд-е трд-е чётвер-о дгсятер-о
Р. дво-йх тро-йх четвер-ых десятер-ых
Д. дво-йм тро-йм четвер-ым десятер-ым
В. двд-е и трд-е и чётвер-i и дёсятер-о и
дво-йх тро-йх четвер-ых десятер-ых
Т. дво-йми тро-йми четвер-ыми десятер-ыми
П. (о) дво-йх (о) тро-йх (о) четвер-ых (о) десятер-ых
Нередко к собирательным числительным относят слово оба (обе). Это слово имеет сходство с числительным два (две): указание на количество, наличие форм рода, некоторые синтаксические свойства. Тем не менее это не числительное. Оно не обозначает количества, а лишь указывает на ранее названные (или известные говорящему) два предмета, имеет значение «и тот и другой»: Пред испанкой благородной Двое рыцарей стоят, Оба смело и свободно В очи прямо ей глядят (Пушкин). Эго типичное местоименное значение, что дает основание рассматривать слово оба (обе) как местоимение.