Что означает приемы обслуживания в библиотеке. Система обслуживания пользователей в библиотеке. Факультет заочного обучения

Библиотеки выполняют важные социальные функции - способствуют реализации конституционных прав граждан на образование, пользование достижениями культуры, отдых, свободу научного, технического и художественного творчества, содействуют повышению сознательности и формированию активной жизненной позиции, оказывают помощь в широком распространении научно-технических знаний, внедрении достижений науки и техники в общественную практику.

Наметив цели и задачи библиотеки, можно определить ее функции, от правильного определения которых, во многом зависит управление библиотекой. Функции раскрывают основное содержание работы библиотеки, они представляют специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда сотрудников. Ни одна из функций не выступает самостоятельно, их единство составляет основу управления.

Основные функции дробятся на подфункции. В ходе дробления функций возникает структура управления библиотекой и ее подразделениями. Функции бывают общие, как, например, производственная, финансовая, социологическая, кадровая, управленческая, исследовательская, хозяйственная, а также - частные (специфические), например, комплектования фондов, обслуживания читателей. Существуют функции-задачи, направленные на непосредственное выполнение поставленных целей, и функции-элементы - составные части функций-задач. Библиотеки, в зависимости от их специфики, сложности работ, размеров, возможностей, потребностей, создают отделы, службы, секторы, группы, соответствующие функциям-задачам. При этом учитывается объем работ для осуществления каждой функции, необходимая численность сотрудников по категориям, берется во внимание оптимальное количество структурных подразделений. Для каждого из них устанавливается направление деятельности, конкретные четкие задачи и ответственность, границы компетенции и права, широта и характер отношений с другими структурными подразделениями библиотеки, вуза и другими организациями и учреждениями.

Крупные функции, например, обслуживание читателей, выполняют несколько отделов. Небольшие функции сосредотачиваются в одном структурном подразделении или их исполнение поручается отдельным исполнителям. В небольших библиотеках функции комплектования фондов, их обработки и организации каталогов выполняет один отдел. Вместе с тем, не рекомендуется в рамках одного и того же отдела создавать сосредоточение функций, совсем не имеющих или имеющих очень мало общих или сходных элементов. Это приводит к отсутствию координации или недостаточной координации по одной из функций.

Состав функций изменяется под воздействием научно-технической революции, увеличения объема работы, в соответствии с новыми требованиями, задачами, которые ставятся перед вузовскими библиотеками. В настоящее время получили и получают развитие, как в библиотеках вузов, так и в других библиотеках новые функции и, соответственно, создаются новые структурные подразделения, их осуществляющие: отделы, службы, секторы, группы информационных технологий, научной и технической информации, инновационной деятельности, маркетинга, механизации и компьютеризации процессов, научно-методической, массовой работы, научной организации труда и управления, читальные залы технических средств, Интернет-класс, причем эти функции и в дальнейшем будут усиливаться.

Общие функции вузовской библиотеки определены «Типовым положением о библиотеке вуза», где отмечено, что библиотека является учебно-вспомогательным, научным, информационным и культурно-просветительным структурным подразделением высшего учебного заведения, которое обеспечивает литературой и информацией, учебный, воспитательный и научно-исследовательский процессы.

Основные специфические функции, присущие вузовской библиотеке это: обеспечение учебного, воспитательного, научно-исследовательского процессов; комплектование, обработка, организация, хранение, пропаганда и использование книжных фондов; организация каталогов; обслуживание читателей; информационно-библиографическая, массовая, научно-методическая и исследовательская работа.

Вспомогательные функции, которые обеспечивают успешное выполнение основных функций, выполняют отдел механизации и автоматизации библиотечных процессов, отдел вспомогательных служб (копировально-множительная, микро-фотолаборатория, переплетная мастерская, художественного оформления библиотеки) и хозяйственная служба.

С целью правильного использования этих функций для достижения поставленных целей необходимо осуществить их координацию, управление людьми и контроль за результатами. Это осуществляет административная функция или функция управления. Эта функция венчает все остальные функции.

Функцию комплектования фондов осуществляет отдел комплектования. В задачу отдела входит осуществление научного, профильного, планового, полного, оперативного, целенаправленного и систематического комплектования и докомплектования фондов совместно с кафедрами и другими подразделениями вуза, советом по комплектованию, на основе положения о формировании фондов и тематико-типологического плана комплектования библиотеки и отделов; управлять количеством и качеством получаемых изданий, их движением, учетом, списанием, внутренним и международным книгообменом, справочно-вспомогательным аппаратом, анализом книгообеспеченности студентов учебниками и учебными пособиями, финансовой отчетностью, методической деятельностью библиотеки по вопросам комплектования, организацией координации работы по комплектованию фондов с библиотеками района, города, рационализацией процессов и операций работы, внедрением в работу инноваций, привлечением к работе читательского актива.

Функции научной обработки документов и организации каталогов библиотеки осуществляет отдел научной обработки документов и организации каталогов. В его задачу входит на основе компьютерной техники, оперативная обработка, описание, систематизация, отражение в каталогах и передача в отделы партий литературы, создание и ведение системы библиотечных каталогов на традиционных и современных машинных носителях информации с целью многоаспектного раскрытия библиотечного фонда; управление потоком движения фондов в процессе обработки, книгоописанием и организацией алфавитного каталога, систематизацией и организацией систематического каталога, созданием справочного аппарата к системе каталогов библиотеки и организацией их пропаганды среди читателей, оказание методической помощи в создании каталогов библиотеки, филиалам, кафедральным библиотекам, отделам библиотеки, внедрение передовых форм и методов работы, привлечением читательского актива к работе; участие в создании отраслевых, региональных и общегосударственных баз данных.

Функции организации, хранения, пропаганды и использования книжных фондов библиотеки выполняют отделы книгохранения, обслуживания читателей, массовой работы.

Задача отдела книгохранения - организация, рациональное размещение, сбережение, пропаганда и рациональное использование, реставрация и консервация фондов; управление формированием фондов по отраслям знаний, по профилю вуза, по видам изданий, их целенаправленное, систематическое изучение и анализ использования библиотечных фондов, оптимизации их формирования, с целью пополнения, очищения, пропаганды и рационального использования, управления книгохранилищем как системой; внесение в Министерство образования и науки предложений по поводу изданий учебной и научно-методической литературы.

Исходя из поставленных задач, осуществляются следующие функции: формирование библиотечных фондов, путем приобретения научной, учебной, художественной литературы, согласно учебным планам, программам и тематики научных исследований, формирование библиотечного фонда в соответствии с профилем вуза и информационными потребностями читателей.

Задача отделов обслуживания читателей заключается в организации эффективного, рационального, оперативного, дифференцированного обслуживания как студентов, так и преподавателей, сотрудников вуза, читателей из других организаций и учреждений на абонементах, в читальных залах, по МБА, ЗА, на факультетах, межфакультетских библиотеках, НИИ, филиалах, библиотеках на кафедрах, лабораториях, кабинетах, СПКТБ, общежитиях и иных пунктах выдачи литературы; бесплатном обеспечении читательского контингента вуза библиотечным обслуживанием; в управлении процессом записи читателей, пропаганде фондов, дифференцированном обслуживании читателей, анализе читаемости и книгообеспеченности читателей совместно с читательским активом с целью докомплектования фондов и удовлетворения запросов читателей; в работе с отказами на издания и читательской задолженностью; в управлении системами абонементов читальных залов, потоками читателей - все это исходит из закономерности цикличности работы вуза, библиотеки и графика организации работы вуза и учебного процесса; в предоставлении дополнительных платных услуг читателям исходя из действующих перечней; организации информационного и библиографического обслуживания сторонних организаций и граждан на компенсационной основе, определенной договором.

В задачу отделов социально-экономической и художественной литературы, массовой работы входит, исходя из плана воспитательной работы вуза, совместно с ректоратом, центром культуры и искусства, деканатами, кафедрами, студсоветами в общежитиях, старостами и кураторами групп, научными обществами, читательским активом и другими организациями осуществлять массово-воспитательную и общеобразовательную работу среди студентов и сотрудников, вести широкую пропаганду книги путем организации и проведения читательских конференций, устных журналов, литературных и музыкальных вечеров, диспутов, библиографических обзоров, книжных выставок и других мероприятий. Активная пропаганда нормативных актов по вопросам образования и воспитания студенческой молодежи. Управление процессами воспитания читателей, формирование научного мировоззрения, интернационализма, патриотизма, военно-патриотического воспитания, привитие эстетических и художественных вкусов, координация этой работы в вузе, а также с библиотеками города и района, привлечение к этой работе широкого читательского актива - все это также входит в работу отделов массовой работы.

Функции справочно-библиографической и информационной деятельности выполняет научно-библиографический отдел, а также службы, секторы, группы научно-технической информации. Назначение научно-библиографического отдела - организация, комплектование, формирование, использование и пропаганда справочно-библиографического аппарата (как традиционных, так и новых носителей информации) в соответствии с направлениями учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы вуза. Его цель - оперативное справочно-библиографическое обслуживание всех категорий читателей, управление системой справочно-библиографического обслуживания. Отдел создает и ведет систему библиографических картотек на традиционных и современных машинных носителях информации с целью многоаспектного раскрытия библиотечного фонда; организует пропаганду библиотечно-библиографических и информационных знаний, ведет научно-библиографическую деятельность; занимается рационализацией процессов работы отдела, координацией работы с другими библиотеками, привлечением актива читателей к работе, воспитанием информационной культуры читателей, прививает им навыки пользования книгой и библиотекой; осуществляет информационное и библиотечно-библиографическое обслуживание читателей, изучает информационные потребности научных сотрудников и студентов вуза с целью их оптимального удовлетворения; организовывает работу общественных информаторов кафедр и научных подразделений вуза и оказывает им необходимую помощь; составляет и готовит к печати библиографические указатели, списки литературы в помощь научной, учебно-воспитательной работе вуза, выполняет все виды библиографических справок, проводит библиографические обзоры и т. д. Отдел организовывает для студентов согласно учебным расписаниям занятия по курсу «Основы информатики, библиотековедения и библиографии», пропагандирует библиотечно-библиографические знания, прививает навыки поиска и использования информации в учебном процессе и научной работе путем проведения индивидуальных консультаций, организации книжных выставок и др.

В задачи отдела (службы) научно-технической информации входит организация оперативного, полного, четкого информационного обслуживания всех категорий читателей, исходя из планов учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы вуза, на основании широкого привлечения читательского актива. Отдел принимает участие в подготовке и проведении мероприятий по научно-технической пропаганде, которые организовываются вузом; осуществляет управление комплектованием, формированием и использованием справочно-информационного фонда (СИФа); организовывает индивидуальное, групповое и массовое информирование с целью оперативной и полной пропаганды новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники. Отдел активизирует информационную деятельность за счет взаимодействия библиотеки с органами НТИ и учреждениями, которые имеют документальные и информационные базы данных.

Научно-методическую и исследовательскую функцию в библиотеке осуществляют отделы, кабинеты, службы, секторы, группы, отдельные сотрудники отделов научно-методической, организационной работы, анализа и научных исследований, инноваций, маркетинга. Эти подразделения изучают и внедряют в практику работы передовой библиотечный опыт; осуществляют научно-методическую работу (аналитическую, организационную, консультативную) по усовершенствованию всех направлений деятельности библиотеки; обеспечивают повышение квалификации сотрудников библиотеки, повышение их общеобразовательного уровня и профессионального уровня; организовывают обучение специалистов библиотеки навыкам работы с компьютером, техникой в автоматизированных системах. В их задачу входит: постоянное совершенствование форм и методов деятельности библиотек; ведение самостоятельной и соучастие в научно-исследовательской, учебной и организационно-методической работе по вопросам книговедения и информатики, библиотековедения и библиографии; организация и проведение научно-практических конференций сотрудников, управление научной работой сотрудников. Они занимаются издательской деятельностью, социологическими и другими исследованиями в библиотеке, внедрением рациональной организации труда и управления в библиотеке и ее структурных подразделениях, методическими разработками в помощь библиотекам, отделам, филиалам, кафедральным библиотекам; системой повышения квалификации сотрудников, разработкой регламентирующей и технологической документации, работой методсовета, бибсовета, совета дирекции, изучением пропагандой и внедрением современных теоретических достижений и передового опыта работы библиотек. Их функцией является организация научно-методической работы, развитие творческой активности сотрудников; координация научной, методической, исследовательской деятельности, анализ работы библиотеки по ведущим направлениям деятельности; совершенствование технологии библиотечных процессов и операций; координация и направление исследовательской деятельности библиотеки. Основная задача этой функции - оказание помощи коллективу библиотеки, библиотекам города, страны в совершенствовании процессов работы и качества обслуживания читателей на основе новейших достижений библиотечно-библиографической науки и библиотечной практики.

Вспомогательные функции в библиотеке выполняют отдел механизации и автоматизации библиотечного труда и отдел вспомогательных служб, хозяйственная служба (отдел). Задача отдела механизации и автоматизации библиотечно-информационных процессов (информационных технологий) - способствовать совершенствованию обслуживания читателей, информационного, справочно-библиографического обслуживания путем внедрения современных технических средств на различных участках деятельности библиотеки; создание современной технической базы для развития локальных автоматизированных библиотечных систем; обеспечение эксплуатации всего оборудования и технических средств, а также обучение сотрудников библиотеки; совершенствование всех видов библиотечных услуг на основе современного технического оснащения и вычислительной техники; расширение номенклатуры библиотечных услуг, повышение их качества на основе новой информационной техники и технологий, компьютеризации информационно-библиотечных процессов; использование элементов хозяйственного расчет; управление процессом оснащения библиотеки современными средствами механизации и автоматизации, их успешной эксплуатацией, повышение производительности труда сотрудников с целью оперативного обслуживания читателей.

Назначение отдела вспомогательных служб - оказание помощи в обеспечении нормальной деятельности основных функций библиотеки; обеспечение читателей ксерокопиями необходимых материалов, имеющихся в библиотеке в одном экземпляре, микрофильмирование и микрофиширование изданий, снятие копий с микроносителей, обеспечение получения необходимых фотокопий и фотографий, переплет изданий и материалов, художественное и эстетическое оформление библиотеки; управление работой службы копировально-множительной техники, микро- фотолаборатории, переплетной мастерской, художественным и эстетическим оформлением библиотеки и подразделений. Если в библиотеке не имеется отдела вспомогательных служб, то его функции выполняет либо отдел механизации и автоматизации библиотечных процессов, либо хозяйственный отдел служба).

Административно-хозяйственный отдел (хозяйственный отдел, служба, сектор), которым руководят заместитель директора по хозяйству, заведующий хозяйством, выделенный сотрудник, комендант - если библиотека размещена в отдельном здании. Назначение отдела: создание оптимальных условий для работы сотрудников и читателей, укрепление материально-технической базы библиотеки; организация деятельности и руководство хозяйственной и снабженческой деятельностью; обеспечение оборудованием, мебелью, библиотечной техникой, канцтоварами, обеспечение необходимыми материалами хозяйственной и переплетной мастерских, лабораторий множительной техники и микро- фотокопирования; обеспечение чистоты помещений и прилегающей территории, оперативное управление этими процессами.

Функция управления - часть управленческой деятельности, обособившаяся в результате разделения труда и специализации в сфере управления. Под функцией управления понимается комплекс работ, закрепленных за какой-либо частью аппарата управления общностью целей и средств ее достижения. Основные функции управления - это формирование производственной программы и обеспечение ее кадрами, организация работы по ритмичному выполнению производственных заданий, обеспечение стабильности технологических процессов, оперативно-календарное планирование и регулирование выполнения производственных заданий, материально-техническое обеспечение, учет и отчетность, анализ, оценка эффективности и качества труда.

В организационном плане выделяются следующие виды управленческой деятельности: предварительное управление - выработка целей управления, прогнозирование и планирование и оперативное управление - организация, распорядительство, контроль, учет, анализ. Перечисленные виды управленческой деятельности интегрируются в функцию руководство.

Коллектив библиотеки ставит определенные задачи, для выполнения которых создаются соответствующие органы управления. Распределение функций управления между органами зависит от многих факторов. Роль и значение функций прогнозирования, перспективного планирования и руководства возрастают по мере продвижения вверх по иерархической лестнице, в данном случае от заведующих отделами до дирекции библиотеки, а роль функций оперативного и текущего планирования, оперативного управления и контроля возрастают у органов низших ступеней иерархической лестницы от заведующих отделами, главных библиотекарей (библиографов) до заведующих секторами, руководителей групп, старших библиотекарей (библиографов).

Функцию управления (руководства) в библиотеке осуществляет аппарат управления библиотеки, которому помогают отделы, секторы, группы НОТ и управления, комиссия по НОТ в библиотеке, ответственные по НОТ в отделах, постоянно-действующие производственные собрания, бибсовет, методсовет, совет дирекции.

Функции аппарата управления сложны и многообразны, их количество и трудоемкость в различных библиотеках может не совпадать. В зависимости от трудоемкости, работы по той или иной функции и сложившегося разделения труда сотрудников аппарата управления возможна различная степень объединения и разокрупнения функций. В их задачу входит осуществление научного управления как коллективом библиотеки, так и процессами работы, которые осуществляют сотрудники путем разработки научно-обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию труда и управления в библиотеке, внедрения их в жизнь с целью повышения эффективности труда сотрудников, работы отделов и библиотеки в целом. Они осуществляют управление развитием и ресурсами библиотеки, техническими процессами, кадрами, культурой, организацией и качеством труда сотрудников и обслуживания читателей.

Основные функции библиотеки закрепляются в «Положении о библиотеке вуза» (28, 37, 38, 42), распределение функций между отдельными подразделениями закрепляется в «Положениях об отделах и других структурных подразделениях библиотеки» (28, 40, 41), а разделение функций между сотрудниками в библиотеке и в ее структурных подразделениях закрепляется в «Должностных инструкциях», разработанных на основе «Положений о структурных подразделениях» и «Квалификационных характеристик должностей служащих культурно-просветительных учреждений» (29,30).

Так реализуется функциональный подход к управлению библиотекой, сущность которого состоит в выделении совокупности конкретных функций управления, как в определенной степени обособленных видов управленческого труда, так формирование для их осуществления специализированных функциональных подсистем управления.

Для выполнения и поддержания функций библиотеки сотрудники аппарата управления используют систему таких типовых элементов управленческого цикла: планирование, прогнозирование, нормирование, организация, координирование и регулирование, анализ и синтез, стимулирование, учет, контроль, отчетность.

Одним из элементов организации работы библиотеки является планирование - ведущий инструмент и стратегическая форма организации и управления, при помощи которого решаются ключевые проблемы на всех уровнях организации и управления библиотекой. Оно включает научное прогнозирование, которое представляет его первую ступень. Планы и прогнозы составляют единое целое. Важнейшее условие прогнозирования - моделирование различных ситуаций состояния библиотеки и ее подразделений в течение планируемого периода. Планирование применяется в различных формах, которые характеризуются различием методов: перспективные или стратегические - рассчитанные на длительный срок (пять, десять, пятнадцать лет); долгосрочные - на весь период деятельности библиотеки; текущие - годовые планы работы; оперативные, месячные, квартальные, полугодовые; краткосрочные - к знаменательной дате. Ни одна из форм планирования не применяется отдельно, самостоятельно, изолировано - все они взаимосвязаны и вытекают одна из другой. Планы библиотеки составляются на основании планирования бюджета рабочего времени библиотеки и структурных подразделений. В последнее время библиотеки составляют бизнес-план. Совершенствование форм и методов планирования должно послужить укреплению плановости организации работы и управления библиотекой.

В организации работы библиотеки, структурных подразделений и каждого сотрудника особое место принадлежит учету и отчетности. Они должны служить средством содержания и организации библиотечного труда и работы библиотеки в целом. Необходимо добиться такого положения, чтобы учет в отделе, секторе библиотеки был оперативным, надежным, полным, точным и постоянным. Он должен быть комплексным и повседневным, как и сам труд, и рассматриваться руководством библиотеки и сотрудниками как органическая составная часть библиотечного труда.

Фундаментом учета и отчетности является библиотечная статистика, а точнее - показатели библиотечной статистики, которые отражены в межгосударственном стандарте 7.20-2000 «Библиотечная статистика». Важную роль в организации работы библиотеки играют ГОСТы системы «СИБИД», ДСТУ и международных стандартов системы ISO. ГОСТы системы «СИБИД» призваны способствовать использованию в информационной и библиотечной практике упорядоченной терминологии, унифицированных учетных документов и показателей статистики, содействовать внедрению новых информационных технологий, электронных, корпоративных, автоматизированных библиотек и систем, а также создавать условия для взаимопонимания книгоиздателей, книготорговцев, библиотек и информационных работников. Работа должна иметь планомерный характер, дифференцированный подход к внедрению, пропаганде и использованию стандартов.

Нормативное функционирование библиотеки невозможно без правового регулирования ее деятельности. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности библиотек - это правовые средства включения библиотеки в круг экономико-правовых отношений в процессе общественного взаимодействия, которое позволяет им реализовать свое назначение. При этом библиотекам необходимо использовать и свои локальные нормативные акты, и инструменты правового регулирования, такие как стандартизация, сертификация, лицензирование, маркирование, аккредитация, а также применение и использование в библиотечной практике авторского права.

Важную роль в организации работы библиотеки играет организация и ведение делопроизводства, отражающего деятельность библиотеки. Успех или неуспех имеют прямую зависимость от безошибочно составленного и оформленного документа. Рациональное ведение делопроизводства и упорядочение документопотока библиотеки оказывает непосредственное влияние на оперативность деятельности отделов и организацию работы библиотеки в целом, на эффективное использование рабочего времени. Делопроизводство в библиотеке должно вестись в соответствии с Единой государственной системой делопроизводства, представляющей собой свод правил, нормативов, рекомендаций по делопроизводству. В библиотеке должна быть утверждена номенклатура дел, как в отделах, так и в библиотеке должен быть назначен сотрудник, ответственный за состояние делопроизводства, контролирующий использование документов и содержащихся в них поручений.

Содержание организации работы библиотеки по рекламе и использованию книжных, информационных, электронных и иных документов, в том числе и корпоративных, имеющихся в Интернете, во многом зависит от информационной культуры и информационной грамотности сотрудников библиотеки, читателей, а в вузовской библиотеке - и студентов. Для этого в библиотеке необходима постоянная, систематическая и содержательная работа по привитию всем категориям читателей и сотрудникам библиотеки информационной грамотности, навыков и умений поиска и использования необходимой информации и документов, используя при этом все формы и методы пропаганды (рекламы). В библиотеке необходимо разработать и постоянно развивать систему формирования информационной культуры читателей и сотрудников библиотеки.

В условиях становления рыночных отношений возрастает роль экономики в библиотечной деятельности - это система экономических отношений в библиотечной сфере по вопросам производства, распределения, обмена, использования библиотечных продуктов и услуг, а также совокупность средств, объектов и процессов, используемых в библиотеках в целях обеспечения материальных условий создания библиотечной продукции и услуг с применением труда. Каждая библиотека вуза должна определить задачи и содержание экономической деятельности своей библиотеки, проанализировать, какие виды экономических ресурсов производственно-хозяйственной деятельности имеются и используются в работе библиотеки, осмыслить экономические показатели и наметить пути улучшения хозяйственной деятельности, постоянно осуществлять анализ библиотечной деятельности.

Организация работы библиотеки, ее эффективность в решающей степени зависит от аппарата управления библиотеки и заведующих отделами и службами как главных, ведущих фигур библиотеки, а также руководства профсоюзной и другими общественными организациями. Нельзя недооценивать роль совещательных и коллегиальных органов в организации работы библиотеки. Совещательные органы это: библиотечный совет, совет при директоре, методсовет, совет наставников, совет молодых специалистов, совет читателей, попечительский совет, библиотечные общества и ассоциации, постоянно действующие производственные собрания, совещания, постоянные и временные комиссии, группы, совет по комплектованию, списанию изданий, комиссия по НОТ, нормированию труда и т. д. Их сферы влияния и взаимодействия регулируются координационным планом работы дирекции, общественных, коллегиальных органов библиотеки. Каждый из них решает присущие ему задачи.

Включение библиотек в рыночные отношения требует пересмотра содержания традиционных функций библиотек, корректировки прежних социальных ориентиров и приоритетов, изменения целевых установок, а в конечном итоге - перехода на маркетинговые принципы организации и управления. Жизнь требует внедрения в работу библиотеки фандрейзинга, лизинга, аутсортинга. Необходимо после проведения тщательного анализа разработать концепцию их внедрения в работу библиотеки.

Совершенствование деятельности библиотек в современных условиях во многом связано с методическим и научно-исследовательским обеспечением их работы. Сегодня без дальнейшего развития научных достижений невозможно движение вперед. Именно наука призвана теоретически обосновывать особенности библиотечной политики на современном этапе, выявлять все ценное и передовое, рожденное практикой. Труд библиотекаря и коллектива библиотеки нуждается в постоянном совершенствовании, внедрении новых разработок, рационализаторских предложений, информационных технологий, инноваций.

Заключительным этапом инновационного процесса является освоение нововведения в библиотеке, когда новшество становится обычной нормой ее деятельности. Внедрение новшеств должно носить оперативный характер. Главное, что способствует эффективности работы - это не внедрение, а освоение новшеств. Этой деятельностью библиотекам необходимо заниматься повседневно, то есть управлять инновациями оперативно, используя принципы комплексности, плановости и непрерывности. Так как информационное общество - это общество знаний, поэтому на библиотеки возложена миссия управления организацией знаний, их приобретения, освоения и передачи.

Международное сообщество пересматривает тенденции развития библиотек в аспекте расширения и умножения человеческого знания - процесса в сущности своей бесконечного. Суммарный объем накопленного человечеством знания постоянно возрастает. Поэтому на первое место выдвигается интенсификация процесса приобретения и переработки знаний. Речь идет о методах получения, закрепления, усвоения, хранения и использования знаний. Организация управления знаниями для библиотек - новое, развивающееся направление.

Каждая библиотека должна постоянно осуществлять методический мониторинг и аналитическую деятельность, то есть анализ и синтез своей деятельности, используя все имеющиеся методы изучения. Под мониторингом следует понимать специально организованную и постоянно действующую систему сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических исследований, социологических опросов читателей, диагностики состояния, тенденций развития и остроты общебиблиотечных ситуаций и конкретных проблем библиотеки. Администрация библиотеки должна владеть методикой проверки и анализа деятельности библиотеки и использовать их при проверке деятельности как библиотеки в целом, отдельных ее структурных подразделений, так и направлений работы библиотеки.

Одними из основных направлений в библиотечном деле на современном этапе являются автоматизация, информатизация и компьютеризация библиотечно-информационных процессов. Внедрение новых средств связи, оргтехники, телекоммуникации, компьютеров, дополняя или заменяя ручной труд библиотечных работников, воздействует на предмет труда с целью создания информационных, материальных и культурных благ. Внедрение автоматизированных методов обработки информации значительно уменьшает долю рутинного ручного труда, содействует созданию автоматизированных рабочих мест. Все это ориентировано на то, чтобы поднять престижность труда библиотечного персонала, обеспечить рост его научного, профессионального и культурного уровня, сделать его работу привлекательной и творческой.

В организации работы библиотеки вуза лозунг «Квалифицированные кадры решают все» сегодня как никогда актуален. Таким образом, одним из важнейших, а может быть и самым главным вопросом в деятельности библиотеки является работа с кадрами, их подбор, расстановка, организация и управление, воспитание, повышение квалификации. От качественного решения этой задачи зависит решение всех других. От этого зависит эффективность работы структурных подразделений и библиотеки в целом.

Методическое объединение библиотек вузов города Тюмени

Библиотечно-информационное обслуживание студентов

в библиотеках вузов города Тюмени

Тюмень 2008

Библиотечно-информационное обслуживание студентов в библиотеках вузов города Тюмени: памятка. – Тюмень, 2008. – 4 с.

Основной задачей системы библиотечно-информационного обслуживания студентов в библиотеках вузов города Тюмени является обеспечение доступности всех вузовских библиотек городского методического объединения для студентов, а также полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов вузов города.

Памятка подготовлена в помощь студентам - пользователям (читателям) вузовских библиотек города, также сотрудникам библиотек. В памятке определены основные правила пользования библиотеками вузов и порядок предоставления библиотечно-информационных услуг в библиотеках вузов города.

Система библиотечно-информационного обслуживания студентов в библиотеках вузов города Тюмени создана на основании Федерального закона «О библиотечном деле», «Положений о библиотеке» библиотек-участниц, «Положения о системе библиотечно-информационного обслуживания студентов в библиотеках вузов города Тюмени» и «Соглашения о сотрудничестве библиотек вузов города Тюмени в системе единого библиотечно-информационного обслуживания студентов».

Участниками единой системы библиотечно-информационного обслуживания студентов являются вузовские библиотеки города:

    Научная библиотека Тюменского государственного нефтегазового университета (НБ ТюмГНГУ) Информационно-библиотечный центр Тюменского государственного университета (ИБЦ ТГУ) Научная библиотека Тюменского государственного архитектурно-строительного университета (НБ ТюмГАСУ) Научная библиотека Тюменской государственной медицинской академии (НБ ТГМА) Научная библиотека Тюменской государственной сельскохозяйственной академии (НБ ТСХА)
    Научная библиотека Тюменской государственной академии культуры и искусств (НБ ТГАКИ) Научная библиотека Тюменского государственного института мировой экономики, управления и права (НБ ТюмГИМЭУП).

Общий книжный и документальный фонд библиотек вузов города насчитывает около 4 млн. книг и других изданий, в том числе документов на магнитных и электронных носителях. Число зарегистрированных (постоянных) пользователей составляет более 76 тысяч человек, в течение года библиотеки выдают более 4,5 млн. различных документов.


Основной целью и задачей системы библиотечно-информационного обслуживания студентов в библиотеках вузов города Тюмени является обеспечение доступности вузовских библиотек города для студентов, а также полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов вузов города.

Порядок библиотечно-информационного обслуживания студентов в библиотеках вузов города Тюмени определен «Положением о системе библиотечно-информационного обслуживания студентов в библиотеках вузов города Тюмени» и другими документами, регламентирующими деятельность библиотек-участниц (Правилами пользования библиотекой, Порядком предоставления платных (информационных) услуг, Положениями о залоговой системе и др. документами, регламентирующими библиотечно-информационное обслуживание посторонних пользователей в библиотеках вузов города).

Порядок предоставления библиотечно-информационных услуг

в библиотеках вузов города

Обслуживание читателей-студентов другого вуза производится при предъявлении продленного читательского билета библиотеки соответствующего вуза, или другого документа, заменяющего читательский билет, (библиотека ТГИМЭУП – студенческий билет со штемпелем библиотеки, библиотека ТГНГУ – электронный читательский и студенческий билеты).

При записи в библиотеку (регистрации) библиотекарь знакомит читателя с «Положением о системе библиотечно-информационного обслуживания студентов в библиотеках вузов города Тюмени», «Правилами пользования библиотекой» и др. документами, регламентирующими порядок обслуживания посторонних читателей.

Студенты вузов имеют право пользоваться бесплатно основными видами

библиотечно-информационных услуг, предоставляемых библиотеками вузов в соответствии с Правилами пользования библиотекой, кроме платных услуг, оказываемых библиотекой

на основании документов, регламентирующих деятельность библиотек по оказанию

этих услуг (Положение о платных услугах, Порядок предоставления платных услуг, Положение о залоговой системе и др.)

Студенты вузов имеют право бесплатно пользоваться всеми документальными

источниками без права выноса изданий из помещений библиотеки.

Обслуживание студентов других вузов производится в соответствии с правилами

обслуживания посторонних вузу пользователей, принятых в конкретной библиотеке.

Студенты, пользующиеся услугами библиотеки-участницы, несут ответственность за нарушение правил пользования библиотекой и причинение ей ущерба. В случае утери или порчи пользователем издания, замена производится в соответствии с документами, регламентирующими возмещение ущерба по правилам, принятым в конкретной библиотеке.

Из правил пользования библиотекой вуза

ü Пользователи (читатели) обязаны соблюдать правила пользования библиотекой.

ü Для заказа литературы заполнить требование, с указанием в нем всех необходимых данных об издании, которые указаны на каталожной карточке или в электронном каталоге.

ü Пользователи обязаны бережно относиться к документам, полученным из фондов библиотеки:

§ Возвращать документы в установленные сроки;

§ Не делать в них пометок, подчеркиваний;

§ Не вырывать и не загибать страниц;

ü Не нарушать расстановки книг в фондах открытого доступа;

ü Не вынимать карточек из каталогов и картотек;

ü При получении книг или других произведений печати пользователи должны просмотреть издания и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом сотруднику библиотеки. В противном случае ответственность за порчу издания несет пользователь, запрашивавший его из фондов библиотеки последним.

ü Читатели не обслуживаются по чужому читательскому билету.

ü Читатели обязаны соблюдать этикет, тишину; быть корректными с сотрудниками библиотеки.

Обязанности и ответственность библиотек-участниц

Библиотека обязана при обслуживании читателей-студентов других вузов:

· регистрировать всех посторонних пользователей-студентов;

· предоставлять информацию по запросу конкретной библиотеки в конце календарного года о читателях-студентах другой библиотеки;

· оказывать содействие библиотекам-участницам по ликвидации задолженности студентов своего вуза;

    взаимодействовать со всеми библиотеками-участницами «Соглашения о сотрудничестве библиотек вузов города Тюмени в библиотечно-информационном обслуживании студентов» для решения общих задач.

План занятия:

1. Цели, задачи и принципы современного библиотечного обслуживания.

Дифференциация в обслуживании.

2. Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания.
3. Индивидуальная работа с пользователями: особенности и методы.

1. Цели, задачи и принципы современного библиотечного обслуживания.

Библиотечно-библиографическое обслуживание - это деятель­ность, осуществляемая специально созданными для этой цели структур­ными подразделениями библиотеки, которые предоставляют пользователям библиографическую и фактографическую информацию, сами доку­менты или их копии, другие библиотечные услуги, обеспечивающие удов­летворение духовных, производственных, образовательных и других по­требностей.

Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех подразделений, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния.

Цель, задачи и принципы библиотечного обслуживания (БО) определяются пониманием роли библиотеки и господствующей в обществе концепции читателя. Библиотеки, как социальные институты, предназначены предоставлять широкую и полную информацию читателю для решения различных жизненных проблем, то есть способствовать социализации личности в современном обществе.
Такое понимание цели библиотечного облуживания в полной мере отвечает специфической природе библиотеки как информационного института, а также ее социальной роли в обществе.
Сформулированная цель позволяет определить задачи библиотечного обслуживания, которые необходимо сделать для достижения этой цели:
- снижение барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных, межличностных, финансовых) доступности получения пользователем необходимой ему информации и библиотечных услуг;
- постоянное изучение читательских и информационных интересов, запросов и потребностей пользователей с целью наиболее их полного удовлетворения;
- расширение номенклатуры и повышение уровня креативности
- содействие формированию культуры чтения и информационной культуры пользователей;
- продвижение чтения в нечитающие слои общества.
Решение каждой из этих задач будет способствовать облегчению доступа к информационным ресурсам и расширению круга пользователей, способных применять их для достижения своих жизненных целей.
На понимании роли библиотеки в обществе и цели библиотечного обслуживания базируется также определение принципов библиотечного обслуживания.

Сегодня их формулируют следующим образом:
- Конгруэнтность (от лат. congruens – соответствие, гармония) библиотечного обслуживания. Это важнейший принцип БО означающий: 1) соответствие его основных направлений, форм, методов, а также технических средств тем задачам, которые ставит перед собой общество; 2) соответствие потребностям пользователей; 3) соответствие уровню развития отрасли. Данный принцип требует соотнесения основных параметров БО с деятельностью других социальных институтов: местным самоуправлением, СМИ и т. д.
- Толерантность и приоритет интересов личности пользователя. Это означает организацию процесса БО в интересах личности, ориентировку на ее потребности и запросы. Вместе с тем, использование широкой информационной базы библиотеки должно быть направлено на развитие, углубление, расширение читательского интереса. Данный принцип предполагает внимательное, доброжелательное отношение к личности вне зависимости от национальности, вероисповедания, социального статуса, состояния здоровья и т. д.

- Далогичность БО. Общение – важнейший элемент библиотечного обслуживания. Диалогичность проявляется в применении в БО таких форм работы, в которых пользователь выступает активным участником: он вправе оценить полученную услугу, выразить собственное мнение по качеству БО. Особенно важно соблюдение данного принципа в отношении молодого читателя, остро реагирующего на навязывание какой-либо информации.
- Индивидуализация и специализация БО. Данный принцип предполагает как учет индивидуальных особенностей пользователя, так и развивающуюся тенденцию персонализированного обслуживания, которая определяется технологическими возможностями библиотеки (предоставление персонального компьютера и т. д.). Понятие специализации БО проявляется в использовании специальных форм и услуг, необходимых «продвинутым» пользователям («виртуальная справка», коммерческие программы и др.), что, понятно, более высокий уровень обслуживания. Этот принцип активно реализуется в зарубежных библиотеках, где роль библиотекарей в оказании помощи пользователям-специалистам: бизнесменам, управленцам, юристам и т. д. при подборе лучших информационных источников неуклонно растет. Ясно, что специализированное обслуживание предполагает соответственно специализированную подготовку библиотекарей.
Необходимо выделить еще ряд принципов, выполнение которых усиливает эффект воздействия БО.

Это:
- Системный подход в предоставлении информации пользователям. Данный принцип основывается на теории познания, утверждающей, что лишь систематизированная информация приводит к формированию знания. Так, БО способствует получению знания из разрозненной информации и стимулирует развитие системного мышления пользователя.

- Наглядность БО. Принцип опирается на тот факт, что 80% информации воспринимается человеком посредством зрения, обеспечивает ее большее усвоение, запоминание.

- Комфортность БО. Удобство, комфортность доступа информации сегодня на первом плане. Принцип предполагает: удобное для пользователя время работы библиотеки; соответствие нормам читальных залов (освещенность, температурный режим, техническая оснащенность); комфортность атмосферы общения с библиотекарем; оперативность получения максимально полной информации.

Библиотечным профессиональным сообществом разработаны следу­ющие рекомендации в помощь работникам отделов обслуживания:

  1. Во время выдачи книг библиотекарь находится целиком в распо­ряжении читателя и желает продемонстрировать это.
  2. Следует стремиться создать первое благоприятное впечатление.
  3. Работать надо спокойно, с максимальным усилием.
  4. Если читатель не симпатичен библиотекарю, ни в коем случае ему это не показывают. Со всеми посетителями необходимо быть ров­ным в общении, вежливым и доброжелательным. Трудные читате­ли не должны быть неожиданностью для библиотекаря. Недопус­тимо спорить с читателем.
  5. Читатель может ждать, только если библиотекарь обслуживает других посетителей, но не в том случае, если библиотекарь занят внутренней работой, какой бы срочной она ни являлась.
  6. Не бывает глупых читательских запросов. Если читатель просит совета, библиотекарь пытается его понять, постоянно проявляя готовность дать справку, но делает это осторожно и ненавязчиво.
  7. Сотрудник не имеет права перенаправлять читателя к другим со­трудникам или СБА, если сам может помочь.
  8. Библиотекарь должен без стеснения признавать свою некомпетен­тность, но только в сфере деятельности читателя (в плане понима­ния его запроса), а не в собственной сфере (знания фонда и СБА).
  9. Замечания взрослому читателю в библиотеке должны делать дру­гие читатели, если его действия мешают им сосредоточиться. Биб­лиотекарь старается замечания не делать.
  10. Когда посетитель нарушает правила, надо показать ему, что этим он ущемляет права или мешает другим читателям, но не библиоте­карю.
    1. Следует следить, чтобы в объявлениях запрещающие слова звуча­ли мягко, как просьба, а не как требование.
    2. Библиотекарь должен уметь смотреть на библиотеку глазами чи­тателя, делая это постоянно.

Дифференциация в обслуживании.

Постоянное изучение читательского спроса показывает, что состав читателей каждой конкретной библиотеки разнообразен. Читатели отличаются профессиональными, возрастными, образовательными, национальными, психическими особенностями. Групповые и индивидуальные особенности людей влияют на выбор и чтение книг, и это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к читателям.
Что значит дифференцирование ?

Это расчленение, различение, выделение составляющих элементов при рассмотрении, изучении чего-либо. В данном случае, выделение основных групп, категорий читателей в библиотеках в результате изучения их состава.
Принято отмечать три основных аспекта такого изучения:
– изучение условий жизни и труда населения обслуживаемого района (охваченного обслуживанием), определяющих потенциальный читательский спрос;
– изучение состава читателей, который можно разделить на возрастную, образовательную, национальную и др. группы с целью дать объективную характеристику каждой из них, выяснить существенные особенности;
– изучение индивидуальных особенностей каждого читателя.
Так как социальный подход определяет первенство в дифференцировании читателей, в библиотеках выделяют группы по роду занятий, общественной деятельности, профессии, возрасту и т. д.

Вместе с тем, у читателей каждой группы имеются существенные различия, проявляющиеся в отношении к книгам, к их выбору, применении в жизни. Учет таких важных свойств читателей как уровень сознательности, мотивов и целей чтения, направленности и объема читательских интересов, навыков самостоятельной работы с книгой лежит в основе индивидуальной работы с ними.

2. Основные направления библиотечно-библиографического обслуживания.

Работа библиотеки получает непосредственный выход на пользовате­лей через три взаимосвязанных, дополняющих друг друга направления: индивидуальное, групповое и фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание. Второе и третье направления традиционно называют массовым библиотечно-библиографическим обслуживанием.

Групповое библиотечно-библиографическое обслуживание предпола­гает удовлетворение культурно-информационных потребностей небольших коллективов (групп) пользователей, объединенных общими интересами.

Фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание стро­ится таким образом, чтобы удовлетворить культурно-информационные потребности, которые характерны для большинства пользователей и «не­пользователей» библиотеки. Такое обслуживание помогает привлечь их внимание к библиотеке, чтению, конкретной книге.

Групповые и фронтальные мероприятия должны проводиться так, чтобы поставленные вопросы и их раскрытие были понятны и интересны и тем, кто хорошо знает рекомендуемую книгу, и тем, кто впервые знако­мится с ней.

Ориентирами для организации группового обслуживания являются реально функционирующие (учителя, предприниматели) или условно объединенные (любители поэзии, собиратели почтовых марок) группы чи­тателей; для фронтального - все пользователи библиотеки и «непользо­ватели», проживающие в районе ее деятельности, - так называемая чита­тельская аудитория библиотеки.

Читательская группа и читательская аудитория имеют между собой много общего, так как и ту и другую образует множество индивидов, но содержание этих понятий различно.

Читательская группа - это совокупность индивидов, имеющих ка­кие-то общие объективно существующие характеристики и свойства. Это вполне определенное устойчивое множество, упорядоченное по тому или иному признаку, значимому для библиотечного обслуживания: по полу, возрасту, профессии, интересам.

В читательской аудитории это множество не представляет собой самостоятельного целостного образования.

Одна и та же книга может стать объектом рассмотрения, как на груп­повом мероприятии, так и на фронтальном. Но раскрываться она будет по-разному. На групповом мероприятии, охватывающем небольшое количе­ство людей, появляется возможность более глубоко раскрыть книгу с уче­том интересов большего числа присутствующих; на фронтальном мероп­риятии - охватить большее количество представителей разных групп, но раскрыть только те стороны, которые одинаково им интересны. Группо­вое мероприятие требует длительной подготовки, но тогда, когда надо бы­стрее познакомить с книгой, лучше использовать фронтальное мероприя­тие, которое готовить легче, чем групповое. Надо заметить, что жесткой «привязки» того или иного способа массового обслуживания только к групповой или только фронтальной работе не существует. Примерами массовых мероприятий могут быть: обсуждение книги, вечер вопросов и ответов, устные журналы, премьеры книг, читательские конференции.

3. Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание - процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учи­тывающий личностные особенности каждого. Последнее необходимо для того, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям, учитывающую индивидуально-психологические особенно­сти и возможности.

Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, обсуж­дение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов, воспитания культуры чтения, оказания помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографиче­скими источниками и справочниками.

К эффективным формам и методам индивидуального библиотечного обслуживания относятся:
- индивидуальная беседа;

Индивидуальное информирование;

Универсальным способом индивидуального обслуживания является индивидуальная беседа с пользователями библиотеки. Она выступает как самостоятельный способ, так и присутствует во всех других способах индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания и включает три взаимосвязанных вида: беседа при записи читателя в биб­лиотеку; рекомендательная беседа; беседа при получении от пользователя прочитанной книги.

Беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения о человеке, пожелавшем стать читателем. Эти сведения играют важную роль при определении стратегии, общего направления работы с новым пользователем библиотеки. Во время этой беседы его знакомят с правила­ми пользования, историей и традициями, которые сложились в библиоте­ке, с ее информационными возможностями, устанавливают уровень куль­туры чтения записывающегося. Наконец, выясняют, чем он может быть полезен для самой библиотеки. Желательно, чтобы эту беседу вел самый квалифицированный сотрудник библиотеки.

Беседа при выдаче читателю литературы . Эта беседа считается тактической, ибо на основе знаний о читателе, полученных при его записи в библиотеку, определяется дальнейшая тактика обслуживания. Общее правило таких бесед сводится к следующему: об одной книге различным читателям говорят именно то, что они могут найти полезного в ней для себя, исходя из читательской культуры каждого, его цели обращения к книге, содержания и особенностей рекомендуемого издания.

Рекомендательную беседу строят таким образом, чтобы читатель захотел прочесть книгу. Например, в рекомендательной беседе по художе­ственному произведению желательно приводить яркие сведения о личнос­ти писателя, о замысле произведения, показать, почему писателя волнова­ли именно эти мысли, почему использован именно этот жанр. Целесооб­разно остановиться на творческой истории произведения. Полезно рас­сказать о том времени, когда появилось произведение, как его приняли современники. Чтобы читателю легче было разобраться в произведении, нужно обратить его внимание на основные проблемы и нравственные кол­лизии в нем. Если по произведению создан фильм или спектакль, то об этом непременно нужно упомянуть. Не обязательно, конечно, все эти воп­росы затрагивать в каждой беседе - само произведение и читатель подска­жет библиотекарю на чем лучше остановиться.

Беседа о прочитанном (корректировочная беседа ) является спо­собом проверки принятых библиотекарем решений по работе с читателем в целом и рекомендации конкретной книги. Характер беседы зависит от многих факторов, в том числе таких как особенности книги (содержание, читательское назначение), читательское развитие пользователя библио­теки и др. Главный критерий - выяснение степени достижения задачи чтения (выявление уровня восприятия, понимания прочитанного, уточне­ние читательских интересов и т. д.).

Типовые приемы, обеспечивающие создание условий для вступления читателя в беседу с библиотекарем, сводятся к следующим:

Во время таких бесед библиотекарь помогает читателю глубоко ра­зобраться в прочитанном.

Индивидуальные планы чтения. В современной практике используются, в основном, три вида планового чтения:

- типовые , которые создаются на основе анализа наиболее распространенных интересов и запросов пользователя;
- списки литературы по какой-либо часто спрашиваемой теме:
- составленный совместно с читателем план дальнейшего чтения.

Суть данного способа заключается в привлечении пользователей биб­лиотеки к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного или професси­онального развития читателей, а также выработки у них умений и навыков систематического самообразовательного чтения.

  • Индивидуальное информирование.

Способ индивидуального информирования заключается в постоян­ном оповещении специалистов о новой литературе по их профилю, как поступившей в библиотеку, так и выявленной по библиографическим ис­точникам. Индивидуальное обслуживание носит название избирательно­го распространения информации (ИРИ), если оно:

  • осуществляется оперативно с оговоренной периодичностью;
    • имеет два контура, то есть читателю первоначально предоставля­ется библиографическая информация, и только затем по его тре­бованию - полные тексты документов;
    • предусматривает анализ данных обратной связи, благодаря чему уточняются потребности абонента.

По системе ИРИ обслуживаются читатели, профессиональная дея­тельность которых предполагает систематическое самостоятельное озна­комление с новой информацией по определенному кругу проблем при ус­ловии, что тематика их потребностей является стабильной. Среди читате­лей публичных библиотек абонентами ИРИ выступают, прежде всего, работ­ники образовательных учреждений; среди читателей научно-технических и научно-медицинских библиотек - ведущие специалисты организации.

  • Рекомендации литературы

Способ рекомендации литературы в соответствии с личными увле­чениями читателя предполагает обеспечение пользователей библиотек всей той литературой, которая тематически связана с их увлечениями, хобби. Читательские пристрастия могут относиться к широкому кругу проблем: изобразительному искусству, театру, музыке, политике, геогра­фии, путешествиям, естествознанию, садоводству, рыболовству, спорту, рукоделию и др. Некоторых читателей интересуют подчас довольно узкие темы: коллекционирование разных предметов (например, пуговиц, спи­чечных этикеток), выращивание определенных сортов комнатных расте­ний (например, кактусов) и т. д. Задача библиотекарей - иметь четкое представление о досуге и его структуре, особенностях досуговых интересов основных групп пользова­телей библиотек и собирать литературу, особенно справочную, о коллек­ционерах и видах коллекций.

Подробнее об организации библиотечного обслуживания можно познакомиться в следующих изданиях:

Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание. 100 вып.; Вып. № 7. [Текст]: учебно-метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2004. – 168 с. – (Библиотекарь и время. XXI век).

Мелентьева. Ю. П. Библиотечное обслуживание [Текст]: учебник / Ю. П. Мелентьева. – М.: «Издательство ФАИР», 2006. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

Организация работы ЦБС [Текст]: инструкции и учетные формы./ Под ред. Р. З. Зотовой – 2-е изд. – М.: Книга, 1985.

Пудов, В. И. Беседа с читателем в системе индивидуальной работы [Текст] / В. И. Пудов // Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика: сборник. 1987. – М.: Книга, 1987. – С. 67-80.

Пудов, В. И. Воздействие на читателя: методика пропаганды в индивидуальной работе [Текст] / В.И. Пудов // Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика: сборник. 1988. – М.: Книжная палата, 1988. – С. 85-97.

Работа с читателями [Текст]: уч-к для библ. ф-тов ин-тов культуры / Под ред. В. Ф. Сахарова. – М.: Книга, 1970. – 352 с.

Библиотечное обслуживание. Дифференцированный подход в обслуживании пользователей. Индивидуальная работа с пользователями: особенности и методы. / МУК МЦБ; МБО; сост. и отв. за вып. А. О. Кешешян. – Чалтырь, 2009 г.// сайт

Выходные данные сборника:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»)

Логачева Анна Александровна

канд. филол. наук, доцент
Орловского государственного университета,
РФ, г. Орел

Свинакова Лилия Сергеевна

студент 4 курса
Орловского государственного университета,

РФ , г . Орел

LIBRARY AND INFORMATION SERVICES TO USERS OF UNIVERSITY LIBRARIES: CORE OF THE WORK AND DEVELOPMENT PROSPECTS (ON THE EXAMPLE OF SCIENTIFIC LIBRARY VPO "OREL STATE UNIVERSITY")

Anna Logacheva

cand. filol. sciences, associate professor,
Orel State University,
Russia, Orel

Lilia Svinakova

4th year student
of Orel State University,
Russia, Orel

АННОТАЦИЯ

Изучение особенностей библиотечно-информационного обслуживания вузовской библиотеки в настоящее время является одним из приоритетных направлений библиотечной науки и практики, поскольку получение готового знания, учебного, научного, очень важно при формировании высокого уровня профессионала. Цель статьи – описание организации обслуживания пользователя вузовской библиотеки и определение перспектив ее развития.

ABSTRACT

Study of features of Library and Information Service of University Library is currently one of the priorities of library science and practice, as getting ready knowledge, educational, scientific, very important in the formation of high-level professional. Purpose of the article - description of the service organization by the University Library and the definition of its prospects.

Ключевые слова: библиотечно-информационное обслуживание; пользователь библиотеки; вузовская библиотека; структура библиотеки.

Keywords: library and information services; library user; university library; structure library.

Библиотечно-информационное обслуживание является ведущей и самой важной функцией современных библиотек. Претерпев длительную эволюцию своего исторического развития, библиотечно-информационное обслуживание проявляет себя в разных формах. Именно обслуживание изменяет и предопределят всю работу библиотеки, ее направление и качество на все подразделения и имеющиеся отделы. Обслуживание библиотеки формирует свой имидж первоначально в глазах пользователей и в дальнейшем уже поднимается и предопределяет свое место в обществе.

Говоря о библиотечном обслуживании, необходимо дать данному термину точное определение. «Библиотечное обслуживание – это совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг» .

Исходя из данного определения, целью библиотечного обслуживания является удовлетворение потребностей пользователей путем предоставления библиотечных услуг. Известно, что в отечественном библиотековедении весьма на высоком уровне развита методика библиотечного обслуживания, разработаны ее цели, принципы, содержание, система, также хорошо разработаны теоретические основы. Основные принципы определяют требования к библиотечному делу: целям, содержанию, методам, кадрам, структуре. Они берут свое начало от уровня развития библиотеки.

Что мы видим сегодня в вузовской библиотеке? На наш взгляд, определение, указанное выше, является достаточно широким, включающим разнообразные услуги: индивидуальное, групповое, массовое обслуживание, работа с электронными ресурсами и т. д. Не всегда библиотека предоставляет такой широкий спектр услуг, что обусловлено ее типом, направлением деятельности, объемом фондов и степенью развитости материально-технической базы.

Наши научные интересы сосредоточены на рассмотрении библиотечно-информационного обслуживания вузовской библиотеки. В качестве примера мы используем вузовскую библиотеку Орловского государственного университета. Библиотека университета имеет не только богатейшую историю, но и прочную материальную базу. Рассматривая работу данной библиотеки необходимо отметить, что в настоящее время не количество фонда определяет качество библиотечного обслуживания, а как можно больше развитая служба информационно-библиотечного сервиса. Для своего наиболее широкого развития библиотека нарастила фонды, учитывая, что в современном мире все больше и больше набирает обороты развитие электронных носителей. Но это не значит, что вузовская библиотека делает упор лишь на увеличении электронной информации. Современный пользователь библиотеки Орловского государственного университета имеет широкую возможность выбора вида информации.

Необходимо отметить, что вузовская библиотека имеет достаточно разветвленную структуру. Она представлена разнообразными отделами, деятельность которых ориентирована на библиотечного пользователя. Это отдел комплектования и научной обработки литературы, научно-библиографический отдел, зал электронных ресурсов, отделы обслуживания читателей, межбиблиотечный абонемент (МБА). Безусловно, в отделах обслуживания читатель вправе получить необходимую ему информацию. Но и работа других отделов направлена на работу с информацией, которая должна быть релевантна запросу пользователя. В ходе аналитико-синтетической переработки информации отделы формируют справочно-поисковый аппарат как средство раскрытия ресурсов вузовской библиотеки университета, а также осуществляют справочно-библиографическое и информационное обслуживание профессорско-преподавательского состава, сотрудников, аспирантов, студентов. Услуги межбиблиотечного абонемента дают возможность читателям библиотеки пользоваться литературой из фондов других библиотек города при отсутствии необходимых документов в фонде библиотеки. МБА обслуживает все категории читателей университета. Осуществляет обслуживание читателей в традиционном режиме (заказ оригиналов документов, отсутствующих в фонде), а также заказ копий документов.

Для студента Орловского государственного университета библиотечное обслуживание – это сервисная организация, которая обслуживает свое учреждение, помогает в учебе, в проведении научных исследований, а также в помощи поиска необходимой информации. Целевые интересы пользователей в библиотеке университета весьма различны. Поскольку пользователь библиотеки – не только студент, но и преподаватель или сотрудник библиотеки. Кто-то берет книги, а кто-то пользуется электронными ресурсами. Учитывая, что большинство пользователей библиотеки – молодые люди до 25 лет, библиотеки должны учитывать их интересы и приверженность к электронной информации. Поэтому главное направление по развитию фонда библиотек – создание интегрированного фонда с различными видами информации. Изменилась миссия библиотеки. Тезис: «Библиотека – это фонд» ушел в прошлое. Библиотека должна развиваться с учетом интересов своих пользователей

Таким образом, библиотечно-информационное обслуживание направленно на предоставление пользователям информации. Это могут и традиционные носители, и электронные документы. Следует отметить, что не только такая форма обслуживания характерна для вузовской библиотеки. Библиотека вуза уже давно практикует организацию выставок – это тоже форма библиотечного обслуживания. Выставки подобного рода, приуроченные к каким-либо знаменательным датам и событиям, проводятся сотрудниками библиотеки. Выставки посещаются преподавателями, студентами и сотрудниками библиотеки. Их тематика такова «Новогодняя открытка», «Игрушка, сделанная своими руками» и другие.

Подведем итоги. Современные библиотеки независимо от их типа и вида организуют свою деятельность, направленную на предоставление информации пользователям. Формы этой деятельности являются достаточно разнообразными. Как нам удалось установить, библиотека Орловского государственного университета имеет своей целью предоставление информации в учебных и научных целях. Также эта работа дополняется организацией выставок, которые по праву можно считать дополнением к основной информации, поскольку такие выставки будут интересны представителям различных факультетов университета.

Обращаясь к перспективам развития деятельности вузовской библиотеки, можно отметить, что они, безусловно, есть. С развитием науки и техники появляются новые технологии, которые внедряются в практическую деятельность. Думается, что при активном их использовании вузовская библиотека способна выйти на качественно новый уровень библиотечно-информационного обслуживания: получение, предоставление и использование электронной информации. Но традиционные формы библиотечного обслуживания также необходимо развивать в вузовской библиотеке.

Список литературы:

  1. Гусева Е.Н. Инновации в библиотеках страны: подходы, проблемы, проекты // Библиотечное дело – XXI век. – 2010. – № 1 (19). – С. 93–109. – Прилож. к журн. «Библиотековедение».
  2. Ерахторин М.В. Организационно-психологические аспекты системы обслуживания читателей // Библиотеки учеб. заведений. – 2008. – № 27. – С. 3.
  3. Фокеев В.А. Библиографическая наука и практика: терминол. слов. / В.А. Фокеев; науч. ред. Г.В. Михеева. – СПб: Профессия, 2008. – 272 с.