Что позволяет назвать реформы 1861 1874 либеральными. Либеральные реформы Александра II. Социально-экономическое развитие пореформенной России

Рядом существенных особенностей, отличавших их от реформы эпохи Петра Великого, обладали в российской истории реформы середины XIX в.

Причины

Непосредственным импульсом к началу реформ был, как известно, проигрыш Россией Крымской войны 1853-1856 гг. Война разрушила образ прочного благополучия Российской империи. Она воочию показала, что в военной и экономической областях Россия безнадежно отстала от передовых промышленных держав. Во время войны русские адмиралы вынуждены были затапливать парусные корабли, загораживая вход в Севастопольскую бухту, поскольку понимали, что прямое столкновение с хорошо оснащенными военными пароходами англичан и французов приведет к полному истреблению российского флота. Сухопутное сражение под Альмой превратилось в настоящий расстрел русских колонн, так как дальнобойность российских ружей резко уступала вооружению противника. Парусники против пароходов, гладкоствольное ружье против нарезного, отсталая артиллерия и многое другое привели к тому, что страна, не проигрывавшая войн в течение полутораста лет, потерпела сокрушительное поражение.

Шоковое впечатление от итогов войны усиливалось и тем обстоятельством, что англо-французские войска в Крыму, т.е. за многие тысячи километров от метрополий, снабжались гораздо лучше русских войск: в России подвоз фуража, продовольствия, военных материалов осуществлялся допотопными средствами; единственной существовавшей тогда железной дорогой была дорога между Петербургом и Москвой (открыта в 1851 г.). Двигавшиеся походным порядком воинские резервы так и не успели прибыть на основной театр военных действий.

Фактически еще до начала Крымской войны в России объективно назрел общий структурный кризис феодально-крепостнической системы. Крепостное право тормозило развитие товарно-денежных отношений, особенно торгового земледелия. Крепостные крестьяне составляли около 35% подданных империи, однако естественный прирост среди этой группы населения в 30-50-х гг. XIX в. был весьма невелик. Тем не менее не будь неудачи в Крыму, Россия могла бы проспать в прежнем состоянии еще несколько десятилетий. Экономика страны отнюдь не разваливалась, зерна и другого продовольствия был достаточно. Как указывает Н. Эйдельман, ссылаясь на мнение специалистов, «еще лет 50-70 крепостное право, тормозя экономику, все же не довело бы страну до полного голодного краха - ведь большинство крепостных хозяйств было середняцкими» .

Как и в период, предшествующий горбачевской «перестройке», структурный кризис отживающей системы отнюдь не совпадал с прямым падением производства. Более того, общие показатели производства в царствование Николая I даже удвоились, но наблюдалось растущее отставание от наиболее динамичных, передовых стран. Понадобилась общенациональная встряска, позор потери Севастополя, чтобы общество и в первую очередь верхи осознали: дальше так жить нельзя. Насильственное, выявляемое в сражениях сравнение с передовыми державами (объем английской промышленности вырос за первую половину XIX в. более чем в 30 раз) убеждало всех, кто не потерял способность мыслить, во вселенской отсталости империи.

До недавнего времени отечественная историография (под влиянием М.В. Нечкиной и ее школы) исходила из того, что либеральные реформы были «вырваны» у царизма крестьянским движением и общей революционной ситуацией 1859-1861 гг. Сторонники этой точки зрения ссылались на факты участившихся крестьянских выступлений: в 1848 г. произошло 161 крестьянское выступление, в 1857 г. - 192, в 1858 г. - 528, в 1859 г. - 938 . По сравнению с периодом правления Николая I оттепель конца 1850-х гг. действительно характеризуется усилением брожения среди крестьян. Однако, если сравнить социальную обстановку в России и в Западной Европе, наше отечество выглядело бы вполне умиротворенным государством. Это, кстати сказать, и давало отдельным крепостникам повод изображать крепостное право гарантом социального мира и благополучия. В целом новейшая историография не поддерживает мнения о наличии в России в период 1859-1861 гг. революционной ситуации: аморфное, полное монархических иллюзий крестьянское движение не представляло еще большой угрозы самодержавию.

Однако, как подчеркивает видный историк Л.Г. Захарова, преодолевая тенденцию преувеличения роли крестьянского движения в истории отмены крепостного права, не следует впадать в другую крайность. Усиливавшееся брожение среди крестьян накануне 1861 г., память о прежних крестьянских войнах, особенно о Пугачеве, об участии европейского крестьянства в революциях «многократно усиливали страх “верхов” перед “низами”» .

Все это взятое вместе побудило императора Александра II заявить представителям московского дворянства в марте 1856 г., что он не собирается упразднять крепостное право немедленно. «Но конечно, - прибавил царь, - и сами вы знаете, что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу. Прошу вас, господа, думать о том, как бы привести это в исполнение» .

  • Статья перепечатана из: Рынок и реформы и России: исторические и теоретические предпосылки. Мосгосархив, 1995. С. 8-43.

60 - 70-е годы XIX века - время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни, как общества, так и государства.

Поводом к преобразованиям послужила проигранная Крымская война. Поражение России в войне показало полную несостоятельность политической и экономической системы России. Центральное место в преобразованиях Александра II занимает отмена крепостного права (крестьянская реформа).

Причины отмены крепостного права:

  1. Крепостное право было безнравственно и осуждалось всеми слоями русского общества.
  2. Сохранение крепостного права делало невозможным модернизацию страны, преодоление технико-экономической отсталости.
  3. Труд крепостных крестьян был малопроизводительным и, потому нерентабельным.
  4. Поскольку зависимые крестьяне были лишены возможности полноценно участвовать в рыночных отношениях, крепостное право обуславливало узость внутреннего рынка и препятствовало развитию капитализма.
  5. Продолжение крепостнической политики создавало угрозу повторения пугачевщины.
  6. Наличие крепостного права, очень похожего на рабство, подрывало международный авторитет России.

В январе 1857 г. Александр II учредил Секретный комитет по крестьянскому делу . В конце 1857 г. издан указ «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян» («Рескрипт Назимову ») по которому в каждой губернии из числа местных помещиков образовывались губернские редакционные комиссии по разработке проекта отмены крепостного права. В феврале 1858 г. Секретный комитет был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Проекты, составленные в губернских комитетах, в 1859 г. поступили для обобщения в редакционные комиссии, образованные при Главном комитете.

Значительную роль в комиссиях играли либерально настроенные деятели – Я.И. Ростовцев (председатель комиссии) и, сменивший его на этом посту, Н.А. Милютин.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости » и «Манифест » об освобождении крестьян.

Основные положения крестьянской реформы:

  1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа).
  2. Земельный надел крестьяне получали за выкуп. Около 20% суммы выкупа крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Оставшуюся сумму получал в кредит от государства на 49 лет.
  3. До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным » по отношению к помещику, т.е. продолжал нести феодальные повинности: платил оброк («испольщину ») и отрабатывал барщину («отработки »).
  4. Выкупленная земля переходила в собственность крестьянской общины. Право частной собственности на землю было привилегией только дворян-помещиков.
  5. «Положение» определило минимум земли, который должны оставить себе помещики. В черноземной полосе он составлял 2/3 земли, в нечерноземной –1/2, в степной – 1/3.
  6. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (т.н. «отрезки »).
  7. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами ». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.
  8. Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

В 1863 г., на тех же условиях, были освобождены удельные (царские) крестьяне.

В 1866 г. получили свободу крестьяне государственные. Они не должны были выкупать свою землю, но были обложены высокими налогами.

Крестьянская реформа стала результатом компромисса между интересами помещиков, крестьян и правительства. Причем интересы помещиков были максимально учтены.

Одним из следствий реформы стало массовое разорение помещичьих хозяйств. Дворяне просто не смогли правильно распорядится выкупными платежами и перестроить свои производства на капиталистический лад.

Обремененность крестьян различными платежами и повинностями, крестьянское малоземелье, аграрная перенаселенность, вызванная сохранением общины, и наличие крупного помещичьего землевладения стали источниками постоянных конфликтов между крестьянами и помещиками (т.н. аграрный вопрос ).

Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные все-таки имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 г. – восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и Кандеевке Пензенской губернии.

Земская реформа 1864 г.

Главными причинами земской реформы была необходимость создания эффективной системы местного самоуправления благоустройство русской деревни.. В губерниях и уездах создавались органы местного самоуправления – губернские и уездные Земские собрания. Гласные земств (депутаты) избирались по куриям. Большая часть депутатов была представителями землевладельческой курии, т.е. земская реформа повысила политическое влияние помещиков (это и было одной из целей реформы), тем не мене, земские органы считались всесословными.

В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений и т.д. Земства были лишены каких-либо политических функций. Запрещались межгубернские объединения земств.

Земская реформа – попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Впоследствии земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству.

В 1870 г. была проведена Городская реформа, в соответствии с которой создавались городские Думы – аналог Земских собраний в городе.

Судебная реформа 1864 г.

В ее основе лежали следующие принципы: бессословность суда, равенство всех подданных перед законом, независимость суда от администрации, создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов).

В процессе реформы были созданы Мировые суды для крестьян, учреждаемые в уездах. Они рассматривали малозначительные уголовные преступления и гражданские дела. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями.

Решения по уголовным делам в окружных судах принимались присяжными заседателями, выносившими вердикт обвиняемому. Они избирались по специальным спискам из лиц разных сословий.

Функции верховного суда получал Сенат.

Судебный процесс становился гласным и состязательным. Это означало, что прокурору (государственному обвинителю) противостоял независимый от администрации адвокат.

В соответствии с судебной реформой создавался институт нотариусов.

Судебная реформа являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной в ряду реформ 60 - 70-х годов.

Военные преобразования 60 - 70-х гг.

Необходимость военной реформы определялась общей военно-технической отсталостью русской армии, что создавало угрозу для безопасности России и подрывало ее международный авторитет. Кроме того, армия, основанная на рекрутчине, не соответствовала новой социальной структуре российского общества. Инициатором и руководителем реформы был военный министр Д.А. Милютин.

В ходе реформы упразднялись военные поселения, создавались военные округа (во главе с главнокомандующими), реорганизовывались военное министерство и главный штаб, учреждались юнкерские и военные училища. Быстрыми темпами стала развиваться военная промышленность.

Центральным звеном военной реформы явилось введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет на флоте. Для имевших образование и в зависимости от его уровня срок службы сокращался с 4 лет до 6 месяцев.

Преобразования в армии стали важным фактором демократизации общества, модернизации армии, способствовали повышению ее боеспособности – все это в полной мере проявилось в войне с Турцией 1877 - 1878 гг.

Значительные изменения были внесены в систему образования. Университетский устав 1863 г. расширял автономию университетов. В соответствии с Уставом средней школы (1864) гимназии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили главным образом к поступлению в университет, вторые – в высшие технические учебные заведения.

В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Отменялась предварительная цензура для большей части книг и литературных журналов.

Реформы 1860-70-х гг. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Не существовало никаких механизмов влияния общества на политику правительства.

Социально-экономическое развитие пореформенной России

Реформы 60 - 70-х гг. создали благоприятные условия для развития экономики страны и формирования капиталистических отношений.

Железнодорожное строительство было важнейшим направлением экономического развития пореформенной России, т.к. этот новый вид транспорта позволял значительно облегчить экспорт хлеба и укрепить обороноспособность страны. В 1851 г. была открыта железная дорога от Петербурга до Москвы.

В 60-е гг. началась «железнодорожная горячка» - настоящий бум железнодорожного строительства. В эту отрасль широко привлекался частный капитал, в том числе иностранный. Центром железнодорожной сети стала Москва. В 1869 г. вошла в строй дорога, соединившая Москву с южными хлебородными губерниями юга России.

Новый этап усиленного железнодорожного строительству начался а 90-е гг. Министр финансов С.Ю. Витте (автор денежной реформы (введение золотого эквивалента рубля), позднее Председатель правительства) придавал ему особое значение. Теперь оно велось в основном за казенный счет. В 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали. В 1896 г. началось строительство в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) – восточной ветки Транссиба.

Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном развитии страны, т.к. посессионные крестьяне покинули мануфактуры. Вскоре, однако, промышленное развитие оживилось. Наиболее значительные успехи наблюдались в текстильном производстве, которое в то время было ведущей отраслью Русской промышленности. Значительный рост наблюдался в пищевой промышленности, особенно в сахарной.

Очень трудно к новым условиям приспосабливалась металлургическая промышленность, где требовалось не только перейти к вольнонаемному труду, но и произвести техническое перевооружение. В упадок приходят многие уральские заводы. Однако в это же время (с середины 70-х гг.) начинает формироваться новый центр промышленного производства в Донецком бассейне.

Экономика России, постепенно входила в мировую и начинала испытывать цикличные колебания ее развития. В 1873 г. Россию впервые затронул мировой промышленный кризис.

В первое пореформенное 20-летие окончательно сформировались основные промышленные районы России - Московский, Петербургский, Уральский и Южный (Донбасс). В Московском районе преобладала текстильная промышленность. В Петербургском - металлообработка и машиностроение. Уральский и Южный районы были базой металлургической промышленности.

К началу 1890 -х гг. в России завершается, начавшийся еще в 1830-40 гг., промышленный переворот , т.е. переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному. Имел промышленный переворот и социальные последствия – происходил переход от сословной структуры общества к классовой. Основными классами общества стали пролетариат и буржуазия.

Сельскохозяйственное развитие России в пореформенный период было не столь успешным. Особенно сложным оно было в черноземных районах, где крестьяне с трудом переходили на новые способы ведения хозяйства.

Основным поставщиком экспортного хлеба оставались помещичьи хозяйства. Это свидетельствует о том, что развитие сельского хозяйства в России шло преимущественно по прусскому пути.

Признаки прусского пути развития капитализма в сельском хозяйстве:

  • Большие размеры наделов – латифундий.
  • Владельцами латифундий являются привилегированные помещики-латифундисты.
  • Обрабатывают наделы многочисленные низкооплачиваемые наемные рабочие (батраки) или рабы (как в США или в дореформенной России).

Только в степном Заволжье и на Северном Кавказе, где помещичье землевладение было слабым или его вообще не было, сельское хозяйство развивалось по американскому (фермерскому) пути. Эти районы становились житницей России и основным поставщиком хлеба на экспорт.

Признаки американского пути развития капитализма в сельском хозяйстве:

  • Небольшие размеры надела.
  • Надел принадлежит фермеру. В России их называют кулаками.
  • Обрабатывает надел сам фермер и немногочисленные батраки.

После реформы 1861 г. в русской деревне ускоряется социальная дифференциация – процесс выделение из общей массы крестьянства сельской буржуазии (кулаков ), владельцев крепких крестьянских хозяйств, обслуживающих собственные потребности (середняков ) и сельской бедноты (батраков ).

Развитие капитализма в деревне тормозилось сохранением общины («сельского общества»). Община выступала как собственник земли. Она занималась распределением земельных наделов (чтобы уровнять шансы на хороший урожай крестьяне получали землю чересполосно, т.е. в разных концах общинных земель). Основными органами общинного управления были сельский сход и избираемый им сельский староста. Одним из основополагающих для общины был принцип круговой поруки.

Общественное движение второй половины 50-60-х годов XIX в.

Реформы Александра II вызвали противодействие у консерваторов. Ярчайшим представителем этого направления стал М.Н. Катков – редактор «Московских ведомостей», покинувший после польского восстания 1863-1864 гг. лагерь либералов. Он считал, что реформы привели к отрыву интеллигенции от народа и нарушили существовавшее прежде единство народа с царем.

Во второй половине XIX в. в России получают дальнейшее развитие идеи либерализма, которые утверждаются в ряде земств. Либеральные земские деятели выдвинули лозунг «позитивной работы на местах», предпринимались также попытки создать общероссийский земский центр. Основную цель русские либералы видели в установлении конституционного правления. Наиболее известными деятелями либерально-земского движения были И.И. Петрункевич, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин.

В то же время значительную часть образованного общества захватили революционные настроения. Это направление общественного движения быстро теряло свой дворянский характер. Дети крестьян, мещан, духовенства, обедневшего дворянства быстро превращались в интеллигентов – разночинцев , стоящих вне сословий. Расставаясь со своим прошлым, они быстро переставали уважать устои, традиции (нигилизм ). Настроение общего пессимизма и ненависти к государству усиливалось введением в 1861 г. высокой платы за обучение в университетах. Именно разночинная интеллигенция стала основной базой революционного движения в пореформенной России.

Реформа 1861 г. ни в коей мере не удовлетворила радикально настроенную общественность. Ее кумиром и вдохновителем становится Чернышевский. Очевидно, он был главным организатором «прокламационной кампании» 1861 г. В распространявшихся в Москве и Петербурге прокламациях содержались требования более решительных и последовательных преобразований, подкрепленные угрозой народного восстания. В ответ власть в 1861-1862 гг. произвела целый ряд арестов, Чернышевский был осужден на каторжные работы. На протяжении 1860-х гг. радикально настроенная интеллигенция несколько раз пыталась создать сильную организацию. Однако таковой не смогли стать ни группа «Земля и воля» (1861-1863, организация Чернышевского), ни кружок Н.А. Ишyтина (член которого Д.В. Каракозов в 1866 г. стрелял в Александра II), ни «Народная расправа» (1869) под руководством С.Т. Нечаева (члены организации убили по подозрению в предательстве студента Иванова). С.Т. Нечаев – автор книги «Катехизис революционера ».

Революционное народничество

На рубеже 1860-1870-х гг. происходит становление идеологии революционного народничества. Свое законченное выражение она обрела в работах М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева. Твердо убежденные в том, что человечество в своем развитии неизбежно должно прийти к социализму, эти идеологи возлагали особые надежды на крестьянскую общину в России, рассматривая ее как зародыш социализма (теория «общинного социализма» А.И. Герцена). Для народников было характерно негативное отношение к капитализму, который мог разрушить крестьянскую общину. Сходясь в основных теоретических установках, ведущие идеологи народничества предлагали различные средства для их претворения в жизнь.

М.А. Бакунин (6унтарское направление народничества ) видел такое средство в немедленном крестьянском бунте, на который крестьян должна вдохновить своим примером революционная интеллигенция. При этом Бакунин и его сторонники отрицали необходимость государства, делая ставку на самоуправление общин. М.А. Бакунин и его соратник П. Кропоткин стали основоположниками русского анархизма.

П.Л. Лавров (пропагандистское направление ) поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал интеллигентов-революционеров как силу, способную вдохновить на участие в ней народные массы путем длительной пропаганды.

П.Н. Ткачев (заговорщическое направление ) исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией слишком значителен и, по существу, непреодолим. Поднять крестьян на сознательное революционное движение невозможно. Общину должна освободить интеллигенция, захватив путем вооруженного переворота власть и сверху проведя необходимые преобразования.

В конце 1860 - начале 1870-х гг. в России в студенческой среде возник ряд народнических кружков. В 1874 г. их члены начинают массовое хождение в народ , с целью проведения революционной пропаганды. Однако поднять крестьян на революцию не удалось – все их призывы встречали в крестьянской среде недоверие и враждебность. Причина этого крылась в сохраняющейся в крестьянской среде вере в «доброго царя».

После неудачного хождения в народ, народники решают изменить свою тактику и перейти к «оседлой » (постоянной, систематической) пропаганде. В 1876 г. возникает «Земля и Воля » (вторая) – организация, игравшая роль координационного центра народнической пропаганды. Ее неудачная деятельность приводит народников к мысли о необходимости отказа от пропагандистских методов борьбы. В 1879 г. происходит раскол «Земли и Воли» на «Черный передел» и «Народную волю».

«Черный передел », лидерами которого были Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод и В.И. Засулич, остался на позициях пропаганды. Вскоре его члены покинули Россию и в 1883 г. создали в Женеве первую русскую марксистскую организацию «Освобождение труда ».

«Народная воля » объединила народников – сторонников тактики индивидуального террора. Этот метод борьбы существовал и ранее в качестве дезорганизаторского метода работы «Земли и воли». Самой известной террористкой того времени стала В. Засулич (в дальнейшем – член «Черного передела»), которая в 1878 г. совершила покушение на петербургского градоначальника Д.Ф. Трепова. Позднее, суд присяжных оправдал Засулич, оправдав, тем самым, и политический террор вообще. Сама Засулич позднее отошла от террора.

Лидерами «Народной воли» стали А.И Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская и В.Н. Фигнер.

Деятельность «Народной воли» привела к ответным мерам правительства. Не желая полностью сворачивать реформаторскую политику, Александр II начинает проводить своеобразную политику («Диктатура сердца »). 12 февраля 1880 г. была образована Верховная распорядительная комиссия. Во главе ее был поставлен М. Т. Лорис-Меликов, который, с одной стороны, продолжил беспощадную борьбу с революционным подпольем; с другой – провел ряд мер, смягчавших цензуру и произвол местной администрации. Кроме того, Лорис-Меликов представил царю проект демократических преобразований, предусматривающий, в частности, созыв центрального общероссийского земского органа («Конституция Лорис-Меликова »). Он был с восторгом встречен либералами и одобрен Александром II.

1 марта 1881 г. Александр II был убит народовольцами. К власти пришел его сын Александр III. Проект Лорис-Меликова был отклонен. В стране воцарилась реакция, а народнические организации были разгромлены. Народовольцы Перовская, Михайлов, Кибальчич, Желябов и Рысаков были повешены.

В пореформенный период, в условиях интенсивного развития промышленности, заметным явлением общественной жизни становится рабочее движение. В 1875 г. в Одессе возник «Южно-российский союз рабочих» (руководитель Е.О. Заславский), в 1878 г. в Петербурге – «Северный союз русских рабочих» (В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. Рабочие организации, будучи по сути марксистскими, в этот период находились под сильным влиянием народников.

В 80-е гг. рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова в Иваново-Вознесенске («Морозовская стачка»). В 90-е гг. наблюдается новый подъем стачечного движения. Выступления рабочих подтолкнули правительство к принятию целого ряда законов.

Внутренняя политика самодержавия в конце XIX в.

Царствование Александра III (1881 - 1894) вошло в историю как время «контрреформ». Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (воспитатель нового императора), министр внутренних дел Д.А. Толстой, известный публицист и общественный деятель М.Н. Катков, которые считали вредными любые заимствования с Запада и настаивали на корректировке уже проведенных реформ.

Практическая реализация нового курса свелась к следующему:

  1. Введение института Земских начальников (1889 ). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян-помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль и судебные функции над крестьянами. Власть земских начальников укрепила позиции помещиков и правительства.
  2. Земская контрреформа (1890 ). При выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось за счет снижения имущественного ценза. Для городских жителей ценз, наоборот, возрастал. Все эти меры были призваны укрепить позиции дворянства в местных органах самоуправления.
  3. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство (1887).
  4. Университетский устав 1884 гг. фактически упразднил автономию университетов. Представителям «низших сословий» затруднялась возможность получения образования. «Циркуляр о кухаркиных детях » (1887 ) рекомендовал закрыть двери гимназии перед детьми не из дворянских семей.
  5. В соответствии с «Положением о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия » (1881 ) в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и предавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.
  6. Ужесточалось отношение к религиозному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероисповедания, в особенности евреев. Правительство проводило политику насильственной русификации национальных окраин.

Рассматривая внутреннюю политику Александра III, важно подчеркнуть, что правительство осуществило ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян и рабочих.

В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, т.е. отменялись временнообязанные отношения. Создан Крестьянский банк (1882), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883 - 1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян.

В 80-е годы предпринимаются первые попытки регламентировать отношения между рабочими и промышленниками, разработать основы законодательства о труде: запрещен труд малолетних, уменьшены штрафы и учреждена фабричная инспекция для надзора за соблюдение условий труда.

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

После окончания Крымской войны главной задачей русской внешней политики стал пересмотр условий Парижского мирного договора (1856). Воспользовавшись противоречиями между европейскими государствами (прежде всего – Пруссией и Францией), российская дипломатия во главе с А.М. Горчаковым смогла успешно разрешить эту задачу, объявив в 1870 г. об отказе от выполнения условий Парижского трактата. Уже в начале 1870-х гг. Россия создает на Черном море военный флот, восстанавливает разрушенные крепости и приступает к решению Восточного вопроса.

1877-1878 гг. – последняя русско-турецкая война.

Причины войны:

  1. Стремление России решить Восточный вопрос.
  2. Необходимость оказания помощи братским балканским народам в их освободительной борьбе против османского ига.
  3. Перед Россией стоит задача возвращения Южной Бесарабии, потерянной в результате Крымской войны.
  4. Россия стремится вернуть себе утраченный после поражения в Крымской войне международный авторитет.

12 апреля 1877 г. Россия объявила войну Османской империи. Боевые действия шли одновременно на Балканах (под руководством И.В. Гурко и М.Д. Скобелева) и в Закавказье (М.Т. Лорис-Меликов). Основные события войны – оборона Шипкинского перевала и осада турецкой крепости Плевны (взять ее удалось только в ноябре 1877 г., в осаде участвовал Э.И. Тотлебен). В Закавказье взяты крепости Батум и Эрзурум. В феврале 1878 г. в местечке Сан-Стефано под Константинополем был подписан договор, по которому Сербия, Черногория и Румыния получали полную независимость. Болгария становилась автономным княжеством. России возвращалась Южная Бесарабия.

Однако усиление России на Балканах и в ближневосточном регионе напугало западноевропейские державы и, прежде всего, Германию. Они выразили протест против условий Сан-Стефанского договора. Летом 1878 г. в Берлине состоялся конгресс, на котором Россия оказалась в полной изоляции. В результате Сан-Стефанский договор был пересмотрен. Сербия, Черногория и Румыния сохранили независимость, но Болгария была разделена на две части: Северная получала полную автономию, а Южная оставалась турецкой провинцией. Колонии Турции были разделены между европейскими государствами.

В конце ХIХ в. Германская империя усиливается и начинает восприниматься русским правительством как самый опасный противник. Еще в 1873 г. Россия соглашается на создание «Союза трех императоров » с участием Австро-Венгрии и Германии, надеясь таким образом предотвратить обострение отношений с ними. Однако Разногласия между его членами оказались слишком велики и 1878 г. «Союз» распался.

В 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия заключают т.н. Тройственный союз , направленный против Франции, но угрожавший и России.

Российское правительство было вынуждено начать поиски союзника, теперь уже для совместной борьбы против Тройственного союза. В 1891-92гг. создается франко-русский союз. Так было положено начало Антанте (от франц. – согласие), противостоящей Тройственному союзу.

Важной задачей стоящей перед российским внешнеполитическим ведомством была демаркация (четкое определение) границы с Китаем. В 1858 г. Подписан Айгунский договор, по которому граница проведена по реке Амур. Уссурийская тайга и устье Амура остались в совместном владении обоих государств. В 1860 г. – Пекинский договор. Воспользовавшись слабостью Китая, Россия присоединяет Уссурийскую тайгу и устье Амура.

Еще одним направлением внешней политики стало присоединение Средней Азии.

В 1864 г. Бухарский эмират и Хивинское ханство, потерпев ряд военных поражений, признали вассальную зависимость от России. Кокандское ханство, объявившее России газават, было уничтожено как государство: в 1876 г. его земли были включены в состав Туркестанского края. Борьба с туркменскими племенами завершилась только 1881г., когда М.Д. Скобелевым были взяты Ашхабад и Геок-Тепе.

Присоединение к России стало благом для местного населения: прекратились феодальные междоусобицы; стала уходить в прошлое кровная месть; было отменено рабство. Местное население сохраняло свой язык, религию, культуру, национальные обычаи.

В 1867 г. Аляска была продана США за 7,2 млн. долларов.

Культура второй половины XIX в.

Основу среднего образования по-прежнему составляли гимназии, реальные и коммерческие училища. Однако право поступления в университет давали только гимназии. В 1878 г. открываются Высшие женские (Бестужевские) курсы, положившие начало высшему женскому образованию.

Русская наука и техника в пореформенный период была представлена целой плеядой выдающихся ученых. В области математики продолжали свои работы П.Л. Чебышев, А.М. Ляпунов, С.В. Ковалевская (первая в мире женщина-профессор математики). В химической науке А.М. Бутлеров предложил теорию химического строения веществ, Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов.

Крупные научные открытия были сделаны в физике. А.Г. Столетов исследовал и описал фотоэлектрические явления. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу и впервые осуществил трансформацию переменного тока. А.Н. Лодыгин сконструировал лампу накаливания. Основным направлением научной деятельности А.С. Попова было изучение электромагнитных явлений, ее итогом стало изобретение радио. Большое значение для становления авиастроения и практического воздухоплавания имели труды Н.И. Жуковского, основоположника современной гидро- и аэромеханики. Первые опыты по конструированию летательных аппаратов (самолетов) были произведены А.Ф. Можайским.

Биологические науки в этот период развивались под влиянием эволюционного учения. Работы И.И. Мечникова по эволюционной эмбриологии, патологии и иммунологии были признаны учеными всего мира. У истоков отечественной физиологической школы стоял И.М. Сеченов. Одним из направлений его научной деятельности было изучение психики человека. И.П. Павлов осуществил широкие экспериментальные исследования в области высшей нервной деятельности и сформулировал основные положения теории условных рефлексов. Развитие агрономической науки связано с именами В.В. Докучаева (основоположник современного почвоведения) и К.А. Тимирязева (исследователя физиологии растений).

Появляются новые обобщающие труды по русской истории: 29-томная «История России с древнейших времен » С.М. Соловьева и «Курс русской истории » его ученика В.О. Ключевского. Начинают свою научную, педагогическую и общественную деятельность такие яркие представители русской исторической науки как С.Ф. Платонов и М.Н. Покровский. Заметным событием научной жизни стали работы М.М. Ковалевского по всеобщей истории.

Русские географы и путешественники продолжают исследования малоизученных территорий нашей планеты. Адмирал Ф.П. Литке осуществил обследование Камчатки, Чукотки и некоторых островов в северной части Тихого океана. Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, П.П. Семенов-Тяньшанский во время своих путешествий изучали районы Центральной и Средней Азии. Н.Н. Миклухо-Маклай – побережье Новой Гвинеи и острова Тихого океана.

Основным процессом, происходящим в российской литературе и искусстве этого периода стала демократизация. Художественная культура приобретает более простой, общедоступный характер.

Вторая половина XIX в. – важнейший этап в развитии отечественной литературы. Творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, Е. Салтыкова-Щедрина, А.А. Фета и многих других оказало огромное влияние на русскую и мировую литературу.

В живописи, как и литературе, доминирующим становится реалистическое направление. В 1870 г. возникает «Товарищество передвижных выставок », объединившее большинство художников-реалистов – И.Н. Крамской (портрет Л.Н. Толстого), А.К. Саврасов («Грачи прилетели »), И.Е. Репин («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» ), В.И. Суриков («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком» ), выступавших против «академизма» в изобразительном искусстве.

По своим эстетическим взглядам к «передвижникам» был близок выдающийся русский скульптор М.М. Антокольский. Он является автором скульптурных портретов «Ермак», «Нестор-летописец», «Иван Грозный» .

По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружен памятник «Тысячелетие России ». Микешин являлся также автором памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину - в Москве и Лермонтову – в Пятигорске).

Использованием народных мотивов отличалось в эти годы музыкальное искус¬ство. Мотивы народной музыки наиболее ярко были представлены в операх А.С. Даргомыжского («Русалка »), М.П. Мусоргского («Борис Годунов »), Н.А. Римского-Корсакова («Царская невеста »), А.П. Бородина («Князь Игорь »), составивших кружок музыкантов, известный как «Могучая кучка ». Наиболее популярным в эти годы было творчество П.И.Чайковского, создавшего выдающиеся оперные («Евгений Онегин», «Пиковая дама» ), балетные («Лебединое озеро», «Щелкунчик» ) и симфонические (1-й Концерт для фортепиано с оркестром) произведения.

В ряду архитектурных стилей доминировала эклектика (совмещение в одном произведении признаков разных стилей). Разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль.

Примерами данного стиля стали в Москве здания Исторического музея (архитекторы А.А. Семенов и В.О. Шервуд), Городской думы (архитектор Д.Н. Чичагов), нынешнего Гумма (архитектор А.Н. Померанцев).

Для самых широких слоев русского общества одним из самых доступных видов искусства был театр. Основу репертуара как столичных, так и провинциальных театров составляли пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя. Реалистические традиции в актерском искусстве, заложенные М.С. Щепкиным, успешно продолжили и развивали выдающиеся русские актеры М.П. и О.О. Садовские, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова. Центром театральной жизни России по праву считался Малый театр в Москве.

Либеральные реформы Александра II вывели Российскую империю на новый качественный уровень. Правительство императора разработало и провело целый комплекс реформ российского государства, одними из которых были судебная реформа, военная реформа и реформа народного просвещения. Судебная реформа ставила себе целью создание всесословной судебной системы и ее совершенствование. Военная реформа была призвана увеличить качество и боеспособность российской армии. Реформа народного образования стремилась создать в стране всесословное образование и повысить грамотность среди населения. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Судебная реформа была проведена в России в 1864 г. Общий смысл реформы заключался в расширении возможности судов, введении равного для всех судопроизводства, а также создании судов новых типов. В ходе нее были созданы суды двух видов: коронные (государственные) и мировые (общинные).

Мировой суд являлся общинным. Членов этих судов, мировых судей (рис. 2), избирали посредством выборов, проводившихся земскими или городскими собраниями. Таким образом, в России возникла ситуация, когда граждане могли сами влиять на людей, которые осуществляли судопроизводство. Официально провозглашалась независимость судей и их несменяемость, то есть отстранить судью от должности можно было только в том случае, если он совершил преступление.

Рис. 2. Мировой судья ()

Вышеперечисленные меры были сделаны для того, чтобы власть не могла повлиять на суды. Однако вскоре власти стали перемещать судей с места на место, а в 1885 г. министр юстиции получил право убирать судей, неугодных властям.

Что касается функций мировых судов, то они разбирали мелкие дела об уголовных и гражданских правонарушениях.

Формально в ходе судебной реформы 1864 г. провозглашалась всесословность, то есть представители всех сословий должны были обращаться в одни и те же суды. На практике же этот принцип постоянно нарушался. В России продолжали существовать особые суды для военных, духовенства, высших чиновников. Суд над высшими членами общества осуществлял Сенат.

Огромное значение имело появление в судебном процессе новых участников - судебных следователей, адвокатов и присяжных заседателей. До 1864 г. судебное следствие и суд в России не были разделены - это влияло на объективность судей. Теперь же появился институт судебных следователей, которые должны были сами расследовать дело и представлять суду уже готовые документы. Судья же мог теперь просто рассмотреть эти документы и доказательства и решить, виновен человек или нет.

Еще одним очень важным моментом реформы было появление адвокатов, или присяжных поверенных (рис. 3). Адвокаты - это профессиональные правозащитники, оказывающие юридическую помощь на профессиональной основе. Института адвокатуры в России до 1860-х гг. просто не существовало. Появление его позволило судам вести дело на более профессиональной основе. То есть теперь не только карающая, административная, власть знала законодательство, но и обвиняемая сторона могла профессионально защищаться.

Рис. 3. Три адвоката за разговором ()

В ходе судебной реформы Александра II , кроме профессиональных судей, появились еще и суды присяжных заседателей (рис. 4). Они состояли из простых людей - обывателей, которые давали присягу в том, что они будут судить честно и беспристрастно. Такие суды присяжных давали возможность жителям Российской империи самим повлиять на процесс судопроизводства.

Рис. 4. Заседание нового суда с присяжными заседателями ()

Однако судебная реформа не касалась самой важной категории политических дел, рассматриваемых в судах. Начиная с 1871 г. следствие по политическим делам осуществляли не обычные следователи, а жандармерия (рис. 5) - политическая полиция, а с 1878 г. решение таких дел было передано военным судам. Это было шагом назад, который очень серьезно тормозил судебную реформу Александра II. Тем не менее данная реформа имела положительное значение для судебной системы Российской империи.

Рис. 5. Форма жандармов в Российской империи ()

Важнейшее значение имела серия военных реформ, проводившихся Александром II с 1861 по 1876 гг. Инициатором этих реформ и человеком, ответственным за них, был военный министр Д.А. Милютин (рис. 6). Все преобразования, проводившиеся в военной сфере в это время, можно условно разделить на три группы.

Рис. 6. Д.А. Милютин - военный министр России ()

Первым направлением была централизация управления армией. В 1864 г. Россия была разделена на 15 военных округов, напрямую подчинявшихся военному министерству. В 1867 г. в ведение военного министерства были переданы так называемые специальные войска, ранее имевшие свои собственные органы управления. Все это было закреплено введением военного судебного устава, который создавал единую систему судопроизводства в армии. Военную судебную систему возглавлял Главный военный суд, а в военное время - Главный военно-полевой суд.

Вторая линия реформ была связана с изменением принципа комплектования армии. Сроки службы рекрутов в России в начале 1860-х гг. были сокращены с 20 до 12 лет. Кроме того, по-другому стали готовить и офицеров (рис. 7). Были открыты или преобразованы военные учебные заведения, например Академия Генерального Штаба. Но если Артиллерийская, Медицинская и другие академии были предназначены для дворян, то основная масса офицерства оканчивала открытые юнкерские школы и училища, куда принимали представителей всех сословий. Это увеличивало кадровый потенциал армии.

Рис. 7. Российские офицеры второй половины XIX в. ()

Наконец, в 1874 г. принцип комплектования армии был изменен кардинально. Это и была третья линия комплекса военных реформ эпохи Александра II . С рекрутчиной было покончено - вместо нее вводилась всеобщая воинская повинность (рис. 8). Согласно принятому закону в армию призывались мужчины в возрасте от 20 лет. Это создавало переизбыток потенциальных солдат. Из-за этого была введена широкая система льгот. От службы в армии освобождались единственные сыновья, единственные кормильцы в семье, а также по состоянию здоровья и те, чьи старшие братья уже служили или служат. Благодаря этому планы по призыву в Российской империи выполнялись и перевыполнялись каждый год.

Кроме всего прочего, был радикально сокращен срок службы - с 25 до 7 лет. Именно это позволило значительно сократить численность армии в мирное время, поскольку у нее появлялся многочисленный обученный резерв, который можно было быстро мобилизовать в случае войны.

Рис. 8. Военнообязанные ()

Значение введения всеобщей воинской повинности заключалось в первую очередь в повышении качества солдат. Формально численность русской армии сократилась на 40 %, зато повысилась ее боеспособность. В армии солдат обучали читать и писать. Для тех же, кто уже был образован, предусматривались льготы - они меньше служили.

В ходе военной реформы началось и техническое перевооружение армии, хотя оно шло достаточно медленно . Уже тогда гладкоствольные ружья стали заменять нарезными. Улучшалось и техническое снабжение войск. В 1876 г. была введена военно-конская повинность: население за свой счет должно было снабжать армию лошадьми. Это был единственный способ обеспечить маневренность армии и возможность быстрой переброски войск с одного участка на другой. Строились и паровые суда, хотя это тоже было непростым делом, и даже в конце XIX в. некоторая часть военного флота России была парусной.

Историки оценивают военную реформу Александра II более чем положительно. В результате нее в Российской империи была создана мощная боеспособная армия, которая сумела выиграть русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и сыграть заметную роль в военных компаниях начала XX в.

Третья группа реформ, проведенная правительством Александра II , - это реформы в области образования, или народного просвещения. Необходимость их проведения была вызвана низким уровнем грамотности в стране. К началу правления Александра II число неграмотных в государстве превышало 80 %. Еще одной задачей реформ в области просвещения была задача создания всесословного образования. Россия нуждалась в большом количестве умных и образованных людей, которые имели бы возможность получить образование, несмотря на их социальный статус.

Проведение реформ в области образования началось в 1863 г. с принятия нового Университетского устава. Он возвращал университетам автономию, которую ликвидировал в 1835 г. император Николай I. Университеты теперь сами могли решать свои финансовые и хозяйственные проблемы, нанимать профессоров, принимать такие учебные планы, которые считали нужным, даже согласовывая их с министерством народного просвещения.

К уже существовавшим тогда университетам в Росси добавились еще два при Александре - Новороссийский (рис. 9) и Варшавский (рис. 10). Число студентов в российских вузах росло. Высшее образование в Российской империи до 1860-х гг. получали 5500 человек в год, а к концу правления Александра II - до 16 500 человек в год.

Рис. 9. Новороссийский университет в XIX в. ()

Рис. 10. Варшавский университет в XIX в. ()

В 1864 г. были изданы Устав гимназии и положение о народных училищах. Согласно этим документам в стране, по сути, создавалась доступная всесословная система образования. Теперь, кроме государственных образовательных учреждений, можно было создавать и частные, но под присмотром министерства народного просвещения. Количество начальных и средних учебных заведений в России за годы правления Александра II увеличилось в 3,5 раза и достигло 22 700. К концу XIX в. их количество выросло до 100 000, а обучались в них одновременно более миллиона человек.

В земских школах училось одновременно несколько десятков учащихся, а в некоторых из них количество учеников не превышало десяти. По реформе образования гимназии и училища в России были разделены на классические (рис. 11) и реальные (рис. 12). Классические гимназии давали гуманитарное образование, тогда как реальные - математическое и естественнонаучное. Таким образом, теперь жители Российской империи могли изучать те предметы, которые им нравились.

Рис. 11. Классическая гимназия в XIX в. ()

Рис. 12. Реальное училище в XIX в. ()

Однако оставалась одна проблема - образование в России было платным и для большинства ее жителей недоступным. Для неимущих, прежде всего крестьян, оставались церковно-приходские и появившиеся чуть позже земские школы, которые не могли сравниться с гимназиями по уровню образования. Самое главное, что такие школы не выдавали документа об их окончании, то есть продолжить обучение было практически невозможно.

Важным нововведением эпохи Александра II в области просвещения было создание в России женского образования. В 1862 г. было издано положение, согласно которому можно было открывать женские гимназии. До этого девушки могли получать только домашнее образование. Через семь лет, когда девушки стали оканчивать гимназии, появилась система высшего женского образования - система курсов. Одними из первых были Лубянские женские курсы в Санкт-Петербурге, потом появились еще и Бестужевские курсы. В Москве же в 1872 г. были созданы Высшие женские курсы профессора В.И. Герье.

Таким образом, реформы Александра II затронули практически все российское общество. Просвещенные люди надеялись, что император и дальше будет править в либеральном духе и дарует стране Конституцию.

Список литературы

  1. Великие реформы России. 1856-1874: Сборник/Под. ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. - М.: Изд-во Московского университета, 1992 г.
  2. Виленский Б.В. Судебная реформа и контр реформа в России. - Саратов, 1969.
  3. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  4. Лонская С.В. Мировая юстиция в России. - Калининград, 2000.
  5. Нечкина М.В. Реформа 1861 года как побочный продукт революционной борьбы//Революционная ситуация в России 1859-1861 гг.
  6. Федоров Н.В. О судебной реформе в России // Государство и право. - М.: Наука, 1992. - № 6.
  7. Чугунов П.Б. История России в реформах. - С.-П., 1994.
  1. Российское военно-историческое общество ().
  2. Grandars.ru ().
  3. Studopedia.ru ().
  4. Biofile.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте судебную реформу России 1864 г. Почему была так важна эта реформа?
  2. Что представляла из себя военная реформа России 1861-1876 гг. Каков был ее итог?
  3. Как проводилась реформа народного просвещения в Российской империи во время правления Александра II? Чему способствовала эта реформа?

1. Причины отмены крепостного права. Проекты реформы.

2. Отмена крепостного права. Содержание и сущность реформы. Ее историческое значение.

3. Начало формирования гражданского общества в 60 – 70-е гг. XIX в.:

Земская реформа.

Городская реформа.

Судебная реформа.

Военная реформа.

Реформа в области просвещения.

4. Социально-экономические и политические последствия реформ.

5. Движение народников. Кружки народников. «Хождение в народ».

Термины: «отрезки», «хождение в народ», временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, земство, народничество, присяжные заседатели.

Исторические деятели: Александр II, М.Т. Лорис-Меликов, Д.А. Милютин, К.П. Победоносцев.

Январь 1857 г. – образование Секретного комитета для составления проекта аграрной реформы.

Ноябрь 1857 г. – создание губернских дворянских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

1858 г. – Секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Освобождение удельных крестьян.

1859 г. – создание редакционных комиссий для изучения материалов губернских комитетов.

1861 г. – образование тайного общества «Земля и воля».

18 июня 1863 г. – принятие либерального университетского устава, начало реализации реформы в сфере образования.

Весна – лето 1874 г. – «хождение в народ».

1876 г. – создание обновленной революционной народнической организации «Земля и воля».

Лето 1879 г. – образование на базе «Земли и воли» новых народнических организаций: «Народной воли» и «Черного передела».

Карта: отмена крепостного права в России.

Основные документы эпохи: «Манифест 19 февраля 1861 г.»; «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (1861 г.); «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» (1864 г.); «Учреждение судебных установлений» (1864 г.); «Положение о начальных народных училищах» (1864 г.); «Городовое положение 16 июня 1870 г.»; «Устав о воинской повинности» (1874 г.).

Вопросы для самопроверки изученного материала:

В чем причины крестьянской реформы?

В чем причины неудовлетворенности реформой 1861 года помещиков, крестьян, представителей либерального и революционного лагерей?

Из каких слоев населения формировалась российская буржуазия?

Какие Вы можете выделить этапы в разработке буржуазных реформ 60 – 70-х гг. XIX в.

В чем Вы видите причины, побудившие Александра II принять земскую реформу? Чего ожидали от нее консерваторы, либералы, революционеры? Чьи ожидания она оправдала?

Обычно судебную реформу 1864 г. называют наиболее последовательной буржуазной реформой 60 – 70-х гг. XIX в. Согласны ли Вы с этим? Почему?

Почему проект реформы М.Т. Лорис-Меликова называют «конституцией»?

В чем Вы видите причины убийства революционерами Александра II?

Задачи и упражнения:

1. Сравните предложения правительственных чиновников, либералов, революционеров в области государственного устройства, местного самоуправления, решения аграрного вопроса накануне реформ 60-х гг. XIX в. И после их проведения. В чем Вы видите причины расхождений в их позициях?

Обязательная литература:

Великие реформы в России. 1856 – 1874 гг. М., 1992.

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.

Зайончковский А.В. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. М., 1958.

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856 – 1861 гг. М., 1984.

Ляшенко Л.М. Царь-освободитель: Жизнь и деяния Александра II. М., 1994.

Российские самодержцы. М., 1992.

Дополнительная литература:

Ананьич Б., Чернуха В. Чернильные перемены // Родина. 1991. № 11 – 12.

Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978.

История России в портретах. В 2-х т. Т. 1. Смоленск, 1996.

Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.: В 9 т. Т. 5. М., 1989.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Ляшенко Л.М. Революционные народники. М., 1989.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.): В 2 т. СПб., 2000.

Троицкий Н.Я. Безумство храбрых: Русские революционеры и карательная политика царизма. 1866 – 1882 гг. М., 1978.

Утопический социализм в России. М., 1985.

Темы докладов, рефератов, сообщений:

Современники о буржуазных реформах 60 – 70-х гг. XIX в.

Александр II: человек и государь.

- «Прусский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве пореформенной России.

Вопросы для дискуссии:

Альтернативы развития страны в середине XIX в.

Реформы 60 – 70-х гг. XIX в.: отсрочили или ускорили падение самодержавия в России?

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

Основные причины реформирования России

Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

  1. Поражение в Крымской войне.
  2. Нарастающее недовольство народа.
  3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
  4. Прогрессивное окружение императора.

Большинство преобразований проводились в период 1860 - 1870 гг. В историю они вошли под названием «либеральные реформы Александра 2». Сегодня слово «либеральный» часто пугает людей, но по факту именно в эту эпоху были заложены те основные принципы функционирования государства, которые просуществовали вплоть до окончания существования Российской Империи. Здесь важно также понимать, что хоть предыдущую эпоху и называли «апогеем самодержавия», это было лесть. Николай 1 упивался победой в Отечественной войне, и кажущимся господством над европейскими странами. Он боялся проводить существенные перемены в России. Поэтому страна фактически зашла в тупик, и его сын Александр 2 был вынужден решать гигантские проблемы Империи.

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.


Финансовая реформа 1860 - 1864 года . Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

Земская реформа 1864 года . С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

Судебная реформа 1864 года . После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

Реформа образования 1864 года . Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся ограничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

Реформа цензуры 1865 года . Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Городская реформа 1870 года . Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

Военная реформа 1874 года . Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

  • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
  • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получило больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
  • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

  • Отсутствие коммуникаций. Россия огромная страна и передвигать по ней армию очень тяжело. Николай 1 для решения этой проблемы начал строительство железной дороги, но этот проект не был реализован по причине банальной коррупции. Деньги, предназначавшиеся на строительство железной дороги, соединяющие Москву и Причерноморье, попросту были разорваны.
  • Разногласие в армии. Солдаты и офицеры не понимали друг друга. Между ними была целая пропасть как сословная, так и образовательная. Усугубляло ситуацию то, что Николай 1 требовал сурового наказания солдат за любую провинность. Именно отсюда идет прозвище Императора среди солдат – «Николай Палкин».
  • Военно-техническое отставание от западных стран.

Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.


Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.