Что такое Дзен-буддизм: определение, основные идеи, суть, правила, принципы, философия, медитация, особенности. Дзен: к какой религии относится? Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен? Чем отличается Дзен-буддизм от буддизма: разница, от

Существует два основных значения термина Дзен – это духовное состояние (а также упражнения, выполняемые для его достижения) и религиозное течение. Последнее во многом опирается на практику и относится к буддизму, хотя было сформировано на территории нынешнего Китая на рубеже V-VI веках под влиянием популярного тогда даосизма – мистико-философского учения.

Как состояние

О происхождении понятия «Дзен» споры идут до сих пор. Этого слова нет в традиционных буддийских текстах, так как оно имеет японское происхождение и переводится как «созерцание», «медитация». Впрочем, у индусов существовал некий аналог, звучащий на санскрите как «дхьяна» (погружение) – учение о просветлении. Но наибольшее теоретическое и практическое развитие эта философия получила на Дальнем Востоке – в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии.

Следует сразу определиться, что в смысле философского состояния или общебуддиского понятия слова «Дзен», «Дхьяна», «Чань» (в Китае), «Тхиен» (во Вьетнаме), «Сон» (в Корее) – тождественны. Также все они имеют сходство со понятием «Дао».

В наиболее узком понимании термина все это – состояние просветления, понимание основы миропорядка. Согласно буддийской практике и философии сделать это способен каждый, тем самым став бодхисаттвой или гуру.

Чтобы найти ключ к миропониманию, не надо даже стремиться к этому. Достаточно на практике освоить состояние «Просто Так». Ведь чем сильнее человек стремится постичь Дао, тем быстрее удаляется от него.

Как философия

В более общем философском понимании Дзен – это учение, которое не имеет отношения к религии:

  • смысл жизни оно не ищет;
  • вопросами мироустройства не занимается;
  • существование бога не доказывает, но и не опровергает.

Суть философии проста и формулируется несколькими теоретическими принципами:

  • Каждый человек подвержен страданиям и вожделениям.
  • Они являются следствием определенных событий и поступков.
  • Страдания и стремления можно преодолеть.
  • Отрешение от крайностей делает человека свободным и счастливым.

Таким образом «Дзен» - это практический путь отрешения от сущего мира и погружения в самого себя. Ведь частица пробужденного Будды присутствует внутри каждого живого существа. А значит, любой человек при должном терпении и старании может достичь просветления и понять истинную природу ума, а вместе с ней и суть этого мира.

Сущность философского понятия термина хорошо раскрывает психоаналитик Э. Фромм:

«Дзэн - это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым» .

Практика

В практическом понимании Дзен – это медитация, погружение в особое состояние созерцания. Для этого могут использоваться самые разные инструменты – все определяется практикой каждого конкретного человека, поэтому часто применяются довольно нестандартные пути достижения просветления. Это могут быть резкие выкрики учителя, его смех или удары палкой, занятия восточными единоборствами и физический труд.

Согласно Дзен-учению, лучшей практикой является монотонная работа, которую следует выполнять не ради достижения какого-то конечного результата, а ради самой работы.

Наглядный пример такого подхода приводится в одной из легенд об известном дзен-мастере, который определял мытье посуды в обычной жизни как стремление сделать ее чистой, а то же действие в философском понимании – как самодостаточное, предлагая ученикам мыть посуду только ради самого действия.

Еще одна важная философская практика – это коан. Так называется логическое упражнение по решению парадоксальной или абсурдной задачи. Ее нельзя осмыслить «обычным» (непробудившимся) рассудком, но потратив достаточное время на ее созерцание, можно однажды поймать ощущение понимания, то есть достичь искомого состояния мгновенно, в один момент, чаще всего неожиданно – без какой либо к этому подоплеки.

Например, одним из классических коанов является поиск «хлопка одной ладонью», то есть «беззвучного звука».

Как религиозное течение

Как направление буддизма Дзен-учение оформилось в Китае и широко распространилось на близлежащие страны. Но именно термин в отношении религиозного течения употребляется только в Японии и (как это ни странно) в Европе. Эта философия не является теистичной или атеистичной, а потому хорошо адаптируется к любым другим религиям.

В Китае она смешалось с даосизмом, в Японии – «легла» на синтаизм, в Корее и Вьетнаме впитала местные шаманские верования, а на Западе активно переплетается с христианскими традициями.

Особенность любого религиозного Дзен-направления в непризнании возможности передачи знания письменным способом. Научить понимать мир способен только гуру, просветленный или пробужденный. Причем сделать он способен самыми разными способами – вплоть до ударов палкой. Также в религиозном понимании отсутствует четкое определение самого понятия.

Дзен – это все, что вокруг. Это любое действие, которое предпринимает знающий человек в отношении незнающего, чтобы научить последнего, подтолкнуть его к пониманию, простимулировать его тело и разум.

Отличие от других направлений буддизма

Важная часть Дзен-философии – невозможность выражения истины в виде текста, поэтому в течении отсутствуют священные книги, а передача учения осуществляется непосредственно от учителя к ученику – от сердца к сердцу.

Более того, с точки зрения этого религиозного направления книги вообще не играют сколь-нибудь значимой роли в жизни человека. Учителя часто сжигали священные писания с целью показать ученикам всю тщетность такого способа познания и подтолкнуть их к просветлению.

Из всего этого вытекает четыре основных принципа Дзен-буддизма:

  • Знания и мудрость можно передать только непосредственно при общении – от знающего человека к незнающему, но стремящемуся познать суть разума и вещей.
  • Дзен – великое знание, которое является причиной существования неба, земли вселенной и мира в целом.
  • Существует множество способов найти Дао, но целью является не само просветление, а путь к нему.
  • Пробудившийся Будда скрыт в каждом человеке, а потому любой может познать Дзен, упорно и много практикуясь.

Это направление имеет существенные расхождения с традиционным буддизмом и в практических моментах, например, медитации. Дзен-школа рассматривает ее не как способ прекращения мыслительной деятельности и очищения сознания, а как метод контакта с существующей реальностью.

Вообще это направление считается наиболее «практичным» и приземленным из всех буддийских школ. Оно не признает логику, как инструмент познания, противопоставляя ему опыт и внезапное просветление, расценивает действие как первичный способ получения духовного опыта.

Кроме того, здесь отрицается необходимость медитативного отрешения от мира. Наоборот, к миру (то есть «созерцанию») надо прийти здесь и сейчас, став Буддой в своем теле, а не после череды перерождений.

Дзен – буддизм не является религией, в узком аспекте, но это и не философия, хотя он воплощает в себе все философии восточных учений. Он не приемлет логического анализа, не учит, как действовать, а лишь указывает путь, по которому следует идти для приобретения внутреннего созерцательного опыта.

Целью дзен-буддизма, или как его еще называют в Китае – Чань – буддизма, является просветление ума и приобретение внутреннего опыта для достижения свободы от всех внешних помех и условностей.

Согласно концепции дзен – буддизма, психический потенциал человека наиболее полно раскрывается, когда его мышление становиться неосознанным, спонтанным, не связанным никакими нормами и правилами. Правильное ощущение сознания приходит, когда человек не концентрирует свои мысли на проблеме, а доверяет свои мысли, краешку подсознания, смотря на все происходящее внутри себя как бы боковым зрением.

Эти качества достигаются в результате систематических занятий медитацией — «Дхьяна-дзен» что зачастую толкуется как «размышление», но это в корне неправильно. «Дхьяна-дзен» — медитация, которая не имеет объекта сосредоточения, она приводит к освобождению разума, без мыслительного процесса.

Где искать последователей дзен — буддизма?

В самом чистом виде дзен-буддизм практикуется в монастырях. Только в Японии таких общин насчитывается около шестидесяти. Эти обители удалены от внешнего мира, расположены в лесах или на труднодоступных горных склонах, где послушников ничто не отвлекает от внутреннего мира.

В основном при монастырях практикуют два направления дзен – буддизма — школа Ринзай, более динамичная и более значительная и школа Сото, статичная и менее распространенная. Но в направлении любой школы цель – достижение озарения, явившееся Будде. Именно достижению этой цели и способствует практика «Дхьяна-дзен».

Адепты дзен-буддизма считают, что постигший таинства этого учения человек, обладает разумом подобному зеркалу. Он воспринимает, но не хранит, не отрицая ни дурного, ни хорошего, а лишь скользя краем незамутненного сознания по туманным образам своего очищенного разума. Нет цели, подавить свои мысли, нет цели, удержать их или вмешиваться в их течение. Это достигается тренировкой осознания своих ощущений, мыслей и чувств.

Цель – кристальная ясность сознания, в котором все происходящее снаружи или внутри уходит, только отразившись в сознании, мимолетно, так как облако в жаркий летний день, отражается от водной глади. Философия дзен-буддизма в общих ее чертах, воспитывает ум спокойный, невозмутимый, но не праздный и совсем не бездеятельный. Человек, следующий учению дзен-буддизма, достигает полной гармонии своей личности, через постижение истины, которая скрыта глубоко в сознании человека.

Дзен – это путь одиночества:
думать самому
действовать самому
практиковать самому
страдать самому
Дзен не имеет ничего общего с покоем или безразличным умом.
Дзен означает не жить с глазами, закрытыми на реальность мира.
Человек идет в одиночестве, с широко открытыми глазами, он ни от кого не зависит и остается целостным в самом себе.
Дзен – это, прежде всего, знать, как жить и как умирать.
Дзен – это не литейная форма для производства буддистов.
Человек сам несет ответственность за свои мысли, слова и действия.
Никто не может за него дышать.
Нет никого ниже или выше его.
Нет никого и ничего, чему следовало бы поклоняться, никакой идеологии.
Реальность дзен – это ничто иное, как реальность как она есть.
Только мужественный человек может практиковать дзен.
Это путь воина, который всегда держит глаза открытыми, и чье внимание всегда на пределе.
Поэтому в дзен мы не ищем ни любви, ни мудрости, ни покоя.
Эти три драгоценности, они уже есть в глубине нас.
Достаточно быть естественными, подлинными и искренними.
Как к этому прийти?
Через практику дзадзен.
Практиковать дзадзен, означает следовать дыханию, как оно есть, с огромным вниманием и искренностью.
Не ищите и не воображайте никакого будды, никакого возвышенного состояния, никаких заслуг, никакого озарения, какого бы то ни было вознаграждения.
Если мы искренни в своем дыхании и позе, мы искренни во всем.
Когда мы подлинны в нашем дыхании, мы подлинны в нашем мышлении, словах, действиях.
Не ищите дзен где-либо еще.
Ни в лживой рекламе,
Ни в пространных речах о буддизме.
Почему дзен не имеет отношения ни к философии, ни к психологии, ни к морали или духовности?
Ни к религии, и менее всего к уму или личному знанию?
Почему позиция дзадзен так важна?
Потому что настоящий дух, настоящее сознание живет в сердце материи.
Именно в материи мы находим ключ к нашей жизни.
Вовсе не в облаках и высотах так называемой духовной реализации.
Почему каждый может практиковать дзадзен?
Потому что каждый обладает материальным телом.
Когда мы пробуждаемся к сознанию материи,
мы можем освободиться от всех преград
и расширить наше сознание за пределы наших привычек,
за пределы наших знаний и нашего маленького существа.
Цыпленок может прийти в этот мир, только разбив скорлупу.
Эта скорлупа не духовная.
Это панцирь материи, созданный из белков и всех минералов мира.
Невозможно пробудиться вне этой материи.
Поэтому без практики любая духовность – это не более, чем сон и иллюзия и продукт ума.
Эта позиция – не дзенская, не буддийская, не христианская.
Это освобождение всего того, что вы так тщательно хранили в привычках тела.
Перед лицом смерти никто не придет к вам на помощь.
Пришло время пробудиться к реальности, как она есть.
Это учение дзен.Подлинное, как проповедь реки, несущей свой бесконечный поток.

монах Кайсе

Дзен — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае в монастыре Шаолине, куда его принёс Бодхидхарма и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). В более узком смысле дзэн понимается как направление именно японского буддизма, принесённое в Японию из Китая в XII веке. В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).

Дзену не возможно научить, Дзэн переходит непосредственно от мастера к ученику, от «ума к уму», от «сердца к сердцу». Сам дзэн есть некая «печать ума (сердца)», которую не найти в священных писаниях, поскольку она «не основана на буквах и словах» — Особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,- «прямым указанием», неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению. у каждого свой путь достижения личного просветления, необходимо ощутить свою естественную природу, течение и желания своей души, стать самим собой, ощутить то, к чему рождена душа.

Если причиной страданий служат неосуществлённые желания, значит, надо осуществить свои желания, и тем самым избавиться от внутреннего напряжения, ведь именно это напряжение как недовольство тем, что не сбылось то, чего хотелось, и есть страдание. Но так как никто не может осуществить все свои желания, надо отделить те желания, которые можно осуществить, от тех, которые осуществить нельзя или, по крайней мере, очень трудно. Это и есть в дзэн подавление желаний: не всех, а только «проблемных». Это простая и ясная идея: «проблемные» желания надо или осуществлять, или от них избавляться.

Другого пути к внутреннему освобождению, понимаемому как освобождение от фрустраций, от всех состояний неудовлетворённости, напряжения, тревоги и смятения в дзэн не существует. Дзэн не требует отказа от всех желаний, оставляя своим последователям всю полноту живого, природного бытия. Когда все «проблемные» желания будут убраны, наступит то счастливое состояние постоянного покоя, которое, в свою очередь освободит силы души для «сатори». Этот путь легко можно выразить фразой: «Успокойся — и всё придёт».

Сатори — «Просветление», внезапное пробуждение. Поскольку все люди изначально, по своей природе, просветленные, усилия практикующего дзэн направлены на то, чтобы без всяких усилий Сатори наступило внезапно, как вспышка молнии. Просветление не знает частей и делений, поэтому оно не может наступить постепенно.

Дзен-практика

Европейское мышление приучено к линейному восприятию реальности: бытие воплощается в конкретных формах, представления отлиты в конечные формулы, жизнь есть определенная последовательность событий, предположительно, имеющая смысл.

Азиатское видение мира в корне противоположно: человеческая особь – лишь один из компонентов великого круговорота стихий, наблюдая которые человек имеет шанс осознать себя и избрать путь, не противоречащий гармонии общего движения мировых сил. Издавна самые разные люди Индии, Японии, Кореи, Китая, от представителя правящего класса до простолюдина, в поисках ответов на интересующие их нравственные, психологические, духовные вопросы обращались к учителям (мастерам) дзен.

«Дзен» – это понимание себя, непосредственный опыт постижения своей истинной природы, истинной субстанции.

Мы достаточно часто употребляем выражения «я себя чувствую», добавляя, в зависимости от ситуации, «хорошо», «плохо», «прекрасно», и т.д. И при этом отождествляем себя с тем, что мы чувствуем: «мне хорошо» или «мне плохо», или «я страдаю» и т.д.

Таким образом, это «Я», в распоряжении которого имеется так много полезных и нужных инструментов для существовании в социуме, равно как и «оружия» для защиты и нападения, вплоть до самоуничтожения (суицид), является «водителем, телохранителем и опекуном в одном лице».

Ребенок приходит в этот мир, еще не имея такой заботливой няньки, эту роль, до времени, выполняют родители и социум, создавая все условия для формирования «няньки». Ребенок свободен от комплексов, социальных штампов, табу, депрессий, фобий и других побочных эффектов — от «няньки» (пока в него это не заложили). Являясь изначально свободным, просветленным, он не осознает своей свободы и поэтому теряет ее взамен на описание.

Целью «Дзен-практики» является способность осознанно воспринимать свободу нашего внутреннего ребенка, в данный момент томящегося в каждом из нас (о чем свидетельствуют депрессии), но для этого его нужно освободить от упомянутой выше «няньки – телохранителя», а точнее установить гармонию в нашем уме.

Вот одна из историй дзен. Японский мастер дзен Нан Ин как-то принимал у себя профессора университета, который пришел порасспросить его о дзен.
Нан Ин стал разливать чай. Налив гостю полную чашку, он продолжал лить дальше.
Профессор какое-то время смотрел на чай, льющийся через край, но наконец, не вытерпев, воскликнул:
– Чашка полная. Больше не входит!
– Вот как эта чашка, – ответил Нан Ин, – так и вы наполнены своими мнениями и суждениями. Могу ли я показать вам дзен, если вы не опорожнили свою чашку?

Таким образом, «опорожнение нашей чашки» является первым шагом на пути постижения дзен-практики.

Краткая суть учения

Дзену невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления. Дзен - это способ ощутить свою естественную природу, течение и желания своей души. Стать самим собой, чтобы быть самим собой каждый день - цель усилий. У человека есть способности, данные ему природой при рождении, но это не обязательно способности к какой-то профессии или умению что-либо делать в обычном смысле. Это может быть способность чувствовать, понимать и впитывать, которую без понимания своей природы человек не хочет проявлять, проживая чужую для себя жизнь.

Дзенские наставники («мастера») чаще говорят не «достичь просветления», а «увидеть собственную природу». Просветление - это не состояние. Это способность ощутить то, к чему рождена душа. Это ощущение очень индивидуально, и не поддаётся никаким формулировкам. Слова сразу же искажают те чувства, которые мы пытаемся словами выразить или передать другому человеку. Это похоже на изменение свойств микрочастиц в квантовой механике при появлении наблюдателя за ними. Кроме того, путь к видению собственной природы - для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений.

Поэтому говорят, что в дзен нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова должны помочь практикующему дзен не подменять свою природу механическим выполнением какой-то практики или идеи. Именно поэтому учиться можно только у природы, а не у книг. Книги - лишь возможность сравнить свой опыт с опытом других людей, но ни при каких обстоятельствах они не могут быть высшим авторитетом.

Дзенский наставник должен сам видеть свою природу, потому что тогда он может правильно видеть состояние «ученика» и давать ему подходящие именно для него указания или толчки. На разных этапах практики «ученику» могут давать разные, «противоположные» советы, например:

* «медитируй, чтобы успокоить ум; больше старайся»;

* «не старайся достичь просветления, а просто отпускай всё происходящее»…

По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

  1. неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство),
  2. отвращение (к «неприятному», представление о чём-то как самостоятельном «зле», вообще жёсткие взгляды),
  3. привязанность (к приятному - неутолимая жажда, цепляние)…

Поэтому пробуждению способствуют:

  1. успокоение ума
  2. освобождение от жёстких взглядов
  3. освобождение от привязанностей.

Два основных вида регулярной дзенской практики - это сидячая медитация и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума. Когда прекращаются само-взбалтывания, «муть оседает», неведение и беспокойство уменьшаются. Прояснившийся ум может легче увидеть свою природу.

На определённом этапе, наставник - видя «препятствие» в уме практикующего: жёсткие взгляды или привязанность - может помочь от него избавиться. Таким образом, путь дзенского практикующего - это и раскрытие «своей» мудрости, и не закрытие от «чужой». Скорее, это убирание ложного барьера между «моей» мудростью и «чужой». Это ощущение единства человека и природы — того, что живёт по одним и тем же законам. Природа же здесь - понятие гораздо более глубокое, чем цветы, камни и деревья. Это скорее силы, порождающие бытие и пронизывающие бытие. При этом здесь нет никакого символизма: эти силы существуют всегда в конкретном, осязаемом виде.

Мысль же сравнивается в дзен с рябью на воде: рябь на воде и есть мысль в одном из своих бесчисленных проявлений, данных нам в ощущении.

Мастера утверждают, что практика может быть «постепенной» или «внезапной», но само пробуждение всегда внезапно - точнее, непостепенно. Это просто отбрасывание лишнего и видение того, что есть. Поскольку это просто отбрасывание, нельзя сказать, что оно как-то достигается. Или что в этом есть «ученики» и «наставники». Наставники могут передавать Дхарму учений - то есть, идеи и методы дзен. Дхарма Ума, то есть сущность просветления, уже присутствует. Она не нуждается ни в каких достижениях.

Практика и учение дзен нацелены на успокоение души, на то, чтобы освободить душу от второстепенных желаний, освобождение от жёстких взглядов и угасание ненужных привязанностей. Это облегчает видение собственной природы, которое само находится вне всякой практики и всяких путей.

В целом, то же верно и для остальных буддийских традиций; школа дзен нацелена на максимальную простоту и гибкость методов и понятий.

Дзен-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний вместе с интуицией верными помощниками.

Дзен - это учение о полном осознании природы реальности, о просветлении. Считается, что эта разновидность буддизма была принесена в Китай индийским монахом Бодхидхармой, а уже оттуда распространилась в Японию, Корею и Вьетнам, а в 19-м и 20-м веках и на Запад. Сам Бодхидхарма определил дзен-буддизм как «непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты».

Считается, что истина дзен живет в каждом из нас. Нужно просто заглянуть внутрь и найти ее там, не прибегая к посторонней помощи. Практика дзен останавливает любую мыслительную деятельность при помощи концентрации мысли на том, чем вы заняты в настоящий момент, здесь и сейчас.

Жизнь в стиле дзен

— Мастер, вы достигли почтенного возраста и глубокого просветления. Как вам это удалось?
— Все потому, что я не прекращаю практику дзен.
— Дзен – что это?
— Ничего особого. Познать дзен – это просто. Когда я хочу пить – пью, когда хочу есть – ем, когда хочу спать — сплю. А в остальном — следую природе и законам естественности. Это и есть основные идеи дзен-буддизма.
— Но разве не все делают то же самое?
— Нет. Посуди сам: когда нужно пить – ты перебираешь в голове свои проблемы и неудачи, когда нужно есть — ты думаешь, о чем угодно только не о еде, когда нужно спать — ты пытаешься решить все мировые проблемы. Пьет, ест, спит только твое тело. Мысли же твои крутятся вокруг денег, славы, секса, пищи и еще много чего. Но когда я голоден, я только ем. Когда я устал, я только сплю. У меня нет мышления, и поэтому у меня нет внутреннего и внешнего.

Задача для практикующего дзен-буддизм - увидеть уникальность, простоту и суть каждой вещи. А увидев это – найти гармонию с миром, каждой вещью в нем и самим собой.

Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает. Он, словно облако, которое движется, куда захочет. Живет с открытым сердцем и позволяет жизни спокойно протекать сквозь него, принимая все ее дары: горе и радость, приобретения и потери, встречи и расставания. Быть дзен – значит делать все совершенно. Совершенно заблуждаться, страдать от боли в животе, наблюдать за бабочкой, варить суп или составлять отчет.

Так вы способны, отбросив предвзятости и ограничения, проникнуть в суть самой жизни. Прямо сейчас. Философия дзен непосредственно перед вами в этот момент.

Что такое дзен? 10 правил дзен-буддизма для достижения гармонии

Будьте внимательны ко всему, что вы делаете в настоящий момент . Если вы моете чашку, мойте чашку. Вкладывайтесь на 100% разумом и сердцем в то, чем занимаетесь прямо сейчас, и тогда вы достигнете по-настоящему хороших результатов. Ум всегда будет острым и свежим, если вы научитесь концентрироваться на настоящем моменте. Это несложно, надо просто напоминать себе о том, чтобы быть внимательным.

Когда вы едите, осознавайте вкус и фактуру пищи – кстати, так очень легко похудеть, потому что вы больше не будете автоматически съедать лишнего. Когда спускаетесь по лестнице, сосредоточьтесь на спуске, не думайте о бумагах, которые ждут вас в офисе, или о человеке, живущем в другом городе. Монахи практикуют медитацию при ходьбе, – они осознают, как их ступни касаются или отрываются от земли. Отличный способ избавиться от мыслей – слушать свое дыхание. А когда такая внимательность войдет в привычку, ваш КПД возрастет в несколько раз. Вы научитесь легко сосредотачиваться, ни на что не отвлекаться. Станете великим переговорщиком, тонко чувствующим собеседника. И вообще, в работе вам не будет равных. (Но для вас, дзенствующего, амбиции не имеют значения.)

Действуйте, а не только рассуждайте . Вот настоящий секрет успеха. На Востоке слова без практики не имеют цены: мастерства можно достичь, если каждый день класть кирпичи, но не чтением книг об этом. Бодхидхарма просил своих учеников сжигать писания, чтобы они не становились рабами слов вместо того, чтобы практиковать учение, выраженное словом. Знание – это карта, на которой указана конечная цель, но, чтобы ее достигнуть, нужно самому пройти весь маршрут.

Совершайте прямые действия . Многочасовые раздумья на тему «что будет, если…» – это не про дзен. Он простой, прямой и непосредственный. Поэтому, если вы хотите что-то сказать или сделать, просто скажите или сделайте, не усложняя. Например, обнимите отца со словами: «Знаешь, папа, я очень тебя люблю». Или скажите начальнику, что вам нужно повысить зарплату. (Или обнимите начальника со словами: «Знаешь, папа, тебе нужно повысить мне зарплату».)

Расслабьтесь . Это самое приятное в повседневном дзен. Правда, если мир иллюзорен, стоит ли напрягаться? Зачем беспокоиться, если события нельзя изменить? А если можно – беспокоиться тем более не о чем. Позвольте себе немножечко пожить, как трава, поплыть по течению… Примите себя и свои проявления: недостатков не существует, это люди их придумали. Вы совершенны. И перестаньте себя за все укорять. Укоряя себя, вы укоряете божественное начало, Абсолют в себе, как будто он может быть несовершенен. Это все равно что упрекать луну за то, что она недостаточно желтая, а солнце чересчур горячее.

Отдыхайте . Используйте тихие мгновения, возникающие в течение дня, как время самонаблюдения и спокойствия, медитации или непродолжительного сна. Даже молодым людям пойдет на пользу короткий послеобеденный отдых. Выучите какое-нибудь из упражнений цигун или научитесь дышать животом. Созерцайте что-нибудь приятное. Не забывайте перезаряжать внутренние батареи.

Слушайте свое сердце . Каждый раз обращайтесь к нему, когда принимаете важное решение. Дон Хуан предупреждал: если у твоего Пути нет сердца, он убьет тебя. Перестаньте заниматься тем, что вам не нравится, и займитесь любимым делом. Если до сих пор вы не выбрали Путь, вспомните о своих мечтах. О самых сокровенных детских желаниях. Может, это как раз то, что вам сейчас нужно?

Принимайте вещи такими, какие они есть . Приспосабливайтесь к ним. События происходят так, как происходят, а мы делим их на плохие и хорошие вместо того, чтобы взглянуть на факты прямо. Знаете, все что угодно может стать источником конфликта, угрозы или насилия. Но может – сострадания, любви и радости. Все зависит от угла зрения. Наблюдайте за жизнью и двигайтесь согласно ее течению: это поможет вам жить и развиваться.

Будьте открыты . Слушайте людей не только головой, но всем сердцем, и не ради того, чтобы продолжить свой монолог, когда возникнет пауза. Воспринимайте новые идеи и принципы независимо от того, каким умудренным и опытным вы себя чувствуете. Откройтесь навстречу переменам и неожиданным возможностям – иногда то, что кажется отклонением от пути, оказывается кратчайшей тропой к вашей цели. Продолжайте искать новых друзей, не отгораживайтесь от незнакомцев – кто-то из них может изменить вашу жизнь и оказать огромную помощь.

Находите смешное в повседневной жизни . Дайте волю своему чувству юмора, не относитесь ко всему слишком серьезно. Серьезность – это способ сделать простые вещи сложными. Почитайте руководство для начинающего медитатора: «Вас подставили. Вас кинули на все ваши бабки до цента. Все деньги – иллюзия. У вас ничего нет. И не было». Или: «Не бойтесь остаться наедине с собой. Вы не кусаетесь».

Просто будьте . Войдите в свое чистое существование без границ. Дзен не содержит ничего, что сковывает человеческую природу. Среди историй о дзене есть такая: ученик приходит к Учителю и просит показать ему путь к освобождению. «Кто же тебя неволит?» – спрашивает Учитель. «Никто», – отвечает ученик и тут же достигает просветления.

В этой статье описаны основные правила, принципы и философия Дзен-буддизма.

Существует множество направлений различных религий. У каждого из них есть свои школы и основатели, учителя и традиции. Одно из таких учений — это Дзен. В чем его сущность и какие характерные черты? Ответ на этот и другие вопросы ищите в статье.

Учение Дзен: направление какой религиозной философии?

Учение Дзен: направление религиозной философии под названием буддизм

Дзен — это неточное название религии, претерпевшее изменения уже в наши дни, и это не совсем религия. Сначала эту философию называли Дзэн. В переводе с японского Дзен означает: 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань . Это слово переводится, как «правильно мыслить» , «сосредоточиться внутренне на чем-либо» .

Учение Дзен — это направленность религиозной философии от Будды. Оно следует наследию Махаяны, которое зародилось в Поднебесной и после этого о нем узнали на всем Дальнем Востоке (Вьетнам, Корея, Япония). Но последователи считают, что Дзен — это философия именно японского буддизма, которую привезли в эту страну из Китая в двенадцатом веке.

Что такое Дзен-буддизм: определение, основные идеи, суть, правила, принципы, философия



После 12 века традиции японского и китайского Дзена находили свое место в жизни отдельно друг от друга, но до сегодняшнего дня они сохранили единство и обрели свои особенности. Японский Дзен преподается в нескольких школах - Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).

  • Слово Дзэн своими корнями уходит в санскритско-палийскую эпоху «дхьяна/джхана».
  • Китайцы раньше произносили «дзэн», как «чань».
  • Японцы произносили правильно «Дзэн», так название и звучание этого слова дошло до наших дней.
  • Сейчас Дзен — это популярная философия и практика буддийской направленности.
  • Преподается эта философия в школах-дзен. Существует еще и иное официальное название этой религии — «Сердце Будды» или «Ум Будды». Правильными считаются оба варианта.

Основные идеи и суть учения Дзен заключаются в следующем:

  • Дзэну невозможно научиться . Учителя подсказывают только пути, благодаря которым последователь может достичь просветления.
  • Стоит отметить, что мастера этой религии не употребляют в своей лексике «достигать просветления» . Правильно будет так: «прозреть и увидеть свое собственное «я»», чтобы изменить себя в лучшую сторону.
  • Невозможно указать один путь для всех, так как каждый человек индивидуален — со своими представлениями о жизненных позициях, опытом и условиями проживания. Человек должен найти свой вход, не подменяя сознание специальным выполнением практических занятий или следованием идеям.
  • Человеческий язык, образы и слова бессмысленны. С их помощью невозможно достичь прозрения. Такое состояние станет доступным благодаря традиционным дзен-методическим указаниям и даже раздражителям извне — резкому воплю, сильному удару и так далее.

Принципы Дзен-буддизма заключаются в четырех истинах:

  1. Жизнь — это страдание . Когда человек это поймет, он будет воспринимать все как должное. Люди несовершенны и мир не идеальный. Если вы хотите достигнуть Дзен, то это нужно принять. Будда это узнал и принял. Он понял, что человеку во время жизни приходится пережить многое: страдания, болезни, лишения, неприятные ситуации, горе, боль.

Следующие 3 истины заключаются в желаниях:

  1. Желание привязанности. Будда утверждал, что главная причина психоэмоционального расстройства — это привязанность к своим желаниям. Если не можем что-то получить, то нам и жизнь не мила. Но не стоит из-за этого злиться и раздражаться, нужно принять.
  2. Окончание страданий. Если избавиться от привязанности к желаниям и освободиться от мук, то разум очистится от тревог и беспокойства. Это душевное состояние на санскрите называется нирваной.
  3. Прохождение пути к окончанию страданий . Нирваны достичь просто, если вести размеренную жизнь. Следуйте Восьмеричному пути, который представляет собой самосовершенствование в своих желаниях.

Учитель должен видеть свою природу, чтобы научить этому своих учеников. Кроме этого он должен увидеть реальное состояние ученика. Только так мастер сможет дать правильные советы и указания к толчку пробуждения.

Философия Дзен-буддизма состоит из учения о трех ядах. Именно из-за них появляются в жизни человека все неприятности, терзания и заблуждения. К такому злу стоит отнести следующее:

  • Человек не понимает свою природу — ум замутнен, присутствует постоянное беспокойное внутреннее состояние и даже проявляется тупость.
  • Присутствует отвращение к конкретным ситуациям, вещам — представление чего-либо, как самостоятельное зло, жесткие взгляды на жизнь.
  • Непомерная привязанность — к чему-то приятному, цепкость за ненужные вещи в этой жизни.

Поэтому правила Дзен-буддизма гласят:

  • Успокой свой ум . Будь спокойнее, не нервничай по пустякам, чтобы жизнь протекала умиротворенно и слажено.
  • Освободись от жестких взглядов. Поймите, что зло человек создает вокруг себя своими руками. Если мы будем по-другому смотреть на жизнь, то и все вокруг нас поменяется.
  • Освободитесь от привязанности . Поймите, что хорошего понемногу, иначе жизнь потеряет вкус и яркие краски. Не должно быть неутолимой жажды к приятному. Все хорошее в меру.

Ученикам даются разные советы, но такие, чтобы они были понятны конкретному человеку. Например:

  • Занимайтесь медитацией, чтобы усмирить и успокоить свой ум. При этом старайтесь и следуйте всем советам учителя.
  • Не старайтесь достичь умиротворения и просветления, а отпускайте все, что происходит вокруг вас.

Последователи практики Дзен много занимаются медитацией в положении сидя и выполняют простую работу. Это может быть выращивание каких-то культур в горах или обычная уборка. Основная цель — это успокоить свой ум и объединить мысли. Затем прекращаются самовзбалтывания, исчезает помутнение разума (мастера Дзэн считают, что у современных людей у всех помутнен разум) и стабилизируется беспокойное состояние. После просветления легче видеть свою природную сущность.

Японский и китайский Дзен: это одно и то же?



Японский или китайский Дзен

Японский и китайский Дзен — это одно и то же, но со своими характерными отличительными особенностями.

Чань-буддизм — китайцы так называют религию Дзен . Многие последователи в начале своего пути не могут понять чань-буддизм. Кажется, что это что-то недостижимое, иррациональное и даже мистическое. Но прозрение Дзен наделяется универсальными характерными чертами.

Влияние Дзен на культурное наследие Японии заставляет признать эту школу важной и актуальной в изучении идей дзен-буддизма. Она помогает раскрыть пути развития философии и мысли.

Психологические аспекты, психотерапия Дзен-буддизма: практика



Психотерапия Дзен буддизма

Для достижения сатори человек не должен сидеть просто под деревом Бо и ждать снисхождения, просветления. Выстраиваются особые взаимоотношения с мастером и проводится конкретная система процедур. Поэтому важны психологические аспекты и психотерапия Дзен буддизма, чтобы освободить личность для духовного развития.

  • Многие психологи используют в своей практике основы Дзен буддизма.
  • Особенно хорош тот психолог, который окрылен идеями Дзен и знаком с ними не понаслышке.
  • Люди сложные по своей натуре. Кто-то обладает навязчивыми идеями отомстить другому человеку, другой стремится быстрее попасть в будущее или, наоборот, тревожится о том, что может произойти, а третий поглощен своим прошлым.
  • Человек может сам повторять действия, которые причиняют ему неприятности, но на подсознании и в словах, он хочет вырваться из этого круга.

Психология Дзен показывает, что все эти пристрастия и фиксации мешают жить и переживать настоящее. Настоящий и правильный Дзен-путь приведет к просветлению и правильному осознанию человеком бытия.

Дзен-буддизм, как философия и искусство жизни: примеры



Дзен буддизм — философия и искусство жизни

Главная цель Дзен-буддизма — это достижение просветления или сатори. Для европейцев такая философия и искусство жизни, как Дзен — это что-то недостижимое. Но в этом учении нет ничего сверхъестественного. Это обычные навыки, которые отточены мастерами Дзен до совершенства.

Вот примеры такого искусства жизни:

Наставник разговаривает со своим учеником:

- Утверждаешься ли ты в истине?
- Да, мастер.
- Что ты делаешь для своего воспитания?
- Я ем, когда я голодный, и ложусь спать, когда я уставший.
- Но так делает каждый человек. Получается, что ты не воспитываешь себя, а живешь так же как и все люди?
- Нет.
- Почему?
- Потому, что при употреблении пищи они заняты не едой, а отвлекаются на разговоры и другие посторонние предметы; когда они отдыхают, они не погружаются в сон совсем, а видят много снов и даже переживают эмоции во сне. Поэтому они не такие как я.

Объясняя этот пример-притчу, можно сказать, что обычные люди испытывают постоянный страх и смешанные чувства неуверенности в себе, а также живут в не настоящем, а иллюзионном мире. Люди думают, что они испытывают вкус и что-то чувствуют, а не действительно переживают все эмоции.

Еще один пример философии Дзен раскрывает другая притча:

Мастер данного учения рассказывает о себе: «Когда я еще не познал Дзен, реки для меня были реками, а горы — горами. С первыми знаниями Дзен реки перестали быть реками, а горы — горами. Когда я полностью постиг учение и сам стал учителем, реки снова стали реками, а горы — горами» .

Это свидетельство того, что после просветления то что здесь и сейчас начинает восприниматься по иному. Мы принимаем тени за правдоподобные вещи, а находясь в это время в темноте, невозможно познать свет. Для Дзена важно, чтобы человек познал себя изнутри, а не своим умом. Дзэн должен проникнуть в глубину человеческой души и его существа.

Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен?



Среди людей можно услышать: «Познал Дзен» . Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен? Это означает: «состояние постоянной медитации» и «абсолютный невозмутимый ум» . Но если человек об этом говорит и даже утверждает, что он знает что такое Дзэн, то он живет обманутым. Узнать суть Дзена дано только избранным людям и учения этой философии построены так, что человек не будет о себе говорить в таком ключе.

Состояние Дзен — это спокойствие изнутри, светлый ум и душа. Дзен внутри человека — это невозмутимость. Человека, который познал Дзен, невозможно вывести из равновесия. Кроме этого он может самостоятельно помочь своему оппоненту обрести внутреннее спокойствие.

Как достичь состояния Дзена?

Вход в состояние Дзена — это вовсе не игра. Последователь сосредотачивается на своей обыденной жизненной позиции. Чтобы достичь состояния дзена, должно быть все вокруг в соответствии.

  • Гармоничность во всем — это самое главное.
  • Вы уверены и знаете, что можете этого достичь.
  • Все проблемы вокруг пропадают , особенная энергетика наполняет окружающий мир. Появляется что-то идеальное, помогающее решать проблемы.
  • Ваше умение соответствует поставленным задачам — все гармонично получается. У людей, которые знакомы со спортом, такой миг называется «быть в зоне». В науке такой процесс называется «потоком».
  • Вы должны почувствовать себя как во сне . В «потоке» теряется время и сознание. Вы словно растворяетесь во всем вокруг. Ребенку легче входить в состояние Дзена, взрослым — сложнее. Они понимают определение времени. Но маленькому человеку с его неустойчивой психикой сложнее вырваться обратно в быстротечность, поэтому для ребенка состояние Дзена может быть опасным.

Когда вы погрузитесь в состояние Дзена, вы поймете, что не нужно ничего планировать. Именно привычка намечать разные планы «душит» творчество в каждом из нас. Нет ничего более пробуждающего и тонизирующего, чем быть в «потоке», специально созданными своим разумом «зоне» или «белом моменте».

Что такое Дзен медитация?



Дзен медитация — это медитативная техника расслабления от Будды. Она самая популярная техника в мире — это сердце буддийского учения. К преимуществам Дзен медитации стоит отнести следующее:

  • Обучение хорошей концентрации
  • Возможность самопознания
  • Получение спокойствия и радости
  • Улучшение здоровья
  • Появление сила воли
  • Увеличение внутренней энергии

Предупреждение: Если вы все сделаете правильно, то внутри вас произойдет эмоциональная буря. Такое состояние может наблюдаться через несколько дней или недель практики. Ваши подавленные эмоции поднимутся вверх — в сознание. В этот момент важно не бороться с ними, а дать возможность выплеснуться. После этого наступит умиротворенность, ясность ума и радость.

Техника выполнения Дзен медитации:



Существует две основных техники Дзен медитации: промежуточной и расширенной:



Две основных техники Дзен медитации

Совет: Не пытайтесь искусственным путем осознать тайну Дзен. Не зацикливайтесь на вдохе и выдохе. Самое главное будет происходить между этими процессами: раскроются тайны Вселенной, вы познаете себя и так далее. Просто правильно медитируйте и все произойдет естественным путем.

Чем отличается Дзен-буддизм от буддизма: разница, отличие, особенности

Касательно понимания Дзен-буддизма стоит отметить, что если пытаться понять, то это будет не Дзен-буддизм. Человек должен постигнуть действительность в том как она есть. Если говорить об отличиях Дзен-буддизм от буддизма, то разницы нет никакой, так как такая практика и есть буддизм. Все практики буддизма делятся на:

  • Саматхи — успокоение ума и тела, понимание покоя и умиротворенности.
  • Випассану — позволяет наблюдать за появлением феноменов ума. Человек открывает что-то новое для себя в чувствах, мыслях, эмоциях.

Все практики буддизма помогают уму избавиться от страданий, освободиться от неправильных взглядов, взрастить правильное мировоззрение. Просто Дзен помогает приобрести важные элементы правильного мышления и образа жизни, устранив разрушение ума. Не нужно следовать правилам, важно понять мироустройство. В буддийской практике нет правил, предположений, гипотез. Если человек научится постигать Дзен, то он избавится от заблуждений и будет жить в спокойствии и умиротворении.

Символы Дзен-буддизма и их значение: фото

В буддизме, как и в Дзен-буддизме много разных символов. Но в Дзен самым важным и значимым считается Энсо — круг просветления и свободы. Такой символ Дзен-буддизма делают в виде татуировок, рисуют на стенах домов, особенно в Китае и Японии, и украшают его изображением интерьеры.

Энсо означает просветление, силу, изящность, пустоту, вселенную . Сам круг — это непрерывные кармические перерождения, а внутренне пространство — знак освобождения от жизненных тягостей.



Символ Дзен-буддизма

Этот символ может изображаться с цветком лотоса внутри, как свидетельство того, что человек стал белее, величественнее и неотделимым от природы — умиротворенной и спокойной.



Символы Дзен-буддизма с лотосом

На самом деле в круге Энсо можно изображать символы или даже Будду. Это все равно будет иметь правильно значение Дзен — просветление, очищение и умиротворение.

Коаны Дзен-буддизма: примеры

Коаны Дзен-буддизма — это небольшие повествования с вопросами и диалогами. Они могут не иметь логики, но будут понятны человеку, который хочет познать Дзен. Цель коана заключается в создании психологического импульса для ученика, который должен понять и достичь просветления. Это своего рода притча, но коан не нужно переводить или понимать, он служит к пониманию истинной реальности.

Вот примеры коанов:



Коаны Дзен-буддизма: примеры

Коан Дзен-буддизма: пример

Коан Дзен-буддизма

Не пытайтесь понять Дзен-буддизм. Он должен быть внутри вас, это истинная ваша сущность. Практикуйте самодисциплину, познавайте радость существования, верьте, принимайте и тогда вы сможете постигнуть Дзен и принять его в себя.

Видео: Беседа с Джинен-Мастером Дзен об истинне и медитации

Оценить статью

Дзен буддизм происходит из Индии. Японское слово «дзэн» происходит от китайского слова «чань», которое, в свою очередь, происходит от санскритского «дхьяна», что переводится как «созерцание», «сосредоточение». Дзэном называется одна из школ буддизма, которая сформировалась в Китае в V-VI веках. Большое влияние на формирование дзэна оказал даосизм, поэтому между этими течениями много общего.

Что такое дзен буддизм?

На сегодняшний день, дзэн-буддизм является главной монашеской формой буддизма ветви Махаяна («большая колесница»), широко распространенной в Юго-Восточной Азии и Японии.

В Китае дзэн-буддизм называется «чань-буддизмом», во Вьетнаме — «тхиен-буддизмом» , в Корее — «сон-буддизмом». В Японию дзен-буддизм пришел относительно поздно — в XII веке, однако именно японская транскрипция названия этого направления буддизма стала самой распространенной.

В широком смысле дзен - это школа мистического созерцания, учение о просветлении. Под дзен понимают практику дзенских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики.


♦♦♦♦♦♦

Как появился дзен-буддизм?

Традиционно первым патриархм дзэна считается сам Будда Шакьямуни. Вторым патриархом — его ученик Махакашьяпа, которому Будда после молчаливой проповеди передал лотос, символизировавший пробуждение. Тхить Нят Хань, вьетнамский дзэн-буддистский монах и автор книг по буддизму, так передает эту историю.

«Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал.

Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял.

Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся.

«У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе».

Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.

♦♦♦♦♦♦

Бодхидхарма-патриарх чань-буддизма

Самым известным из патриархов дзэн-буддизма является Бодхидхарма, или Дамо — первый патриарх дзэна в Китае. По преданию, Бодхидхарма, буддийский монах из Индии, прибыл в Китай по морю где-то в 475 году и начал проповедовать. Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес так описывал появление первого патриарха китайского чань-буддизма:

«Бодхидхарма перебрался из Индии в Китай и был принят императором, который поощрял буддизм, создавая новые монастыри и святилища. Он сообщил Бодхидхарме об увеличении числа монахов-буддистов.

♦♦♦♦♦♦

Тот ответил:

«Всё принадлежащее миру - иллюзия, монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я».

Затем он повернулся к стене и принялся медитировать.

Когда вконец запутавшийся император спросил:

«А в чём же тогда суть буддизма?»,

Бодхидхарма ответил:

«Пустота и никакой сути».

По одной из легенд, в поисках истины Бодхидхарма провёл, медитируя в пещере, девять лет. Всё это время он посвятил смотрению на голую стену, пока не обрел просветление.

В Китае Бодхидхарма поселился в монастыре Шаолинь, незадолго до этого основанном на горе Суншань, где основал первую школу чань-буддизма. Дамо внёс большой вклад в развитие монастыря Шаолинь, передав монахам комплекс упражнений, позже названный цигун Дамо Ицзиньцзин, или цигун Бодхидхармы.

Интересно, что Бодхидхарму в Китае называли «бородатым варваром», из-за того, что в отличие от китайских монахов он носил бороду, а также то, что по одной из легенд Дамо был тем человеком, кто принес в Китай чай. Во время борьбы со сном медитирующий Бодхидхарма вырвал себе ресницы и бросил их на склон горы Ча.

На этом месте выросло растение - чай.

♦♦♦♦♦♦

Какие книги лежат в основе дзена?

В отличие от представителей других школ, дзэнские монахи не концентрируются на чтении сутр и священных писаний. Бодхидхарма говорил, что дзен - это «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты».

Он же сформулировал четыре принципа дзен:

1.Особая передача вне священных писаний;

2. Дзэн не опирается на слова и тексты;

3. Прямое указание на сознание человека;

4. Созерцая свою природу, становиться буддой.

Исследователь буддизма Дайсэцу в своей книге «Основы дзен-буддизма» писал:

«Последователи дзена могут иметь свои доктрины, но эти, доктрины носят сугубо личный, индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзену.

Поэтому дзен не имеет дела с какими либо «священными писаниями» или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение».


♦♦♦♦♦♦

Дзен буддизм — это религия?

В общепринятом понимании религии, дзен — это не религия. В нём нет Бога, которому поклоняются, нет церемональных обрядов, ни ада, ни рая. Даже такого ключевого понятия как душа в дзен-буддизме не существует.

Дзэн свободен от всех догматических и религиозных условностей. При этом дзэн не является ни атеизмом, ни нигилизмом. Он не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. То же самое может быть сказано и об утверждении.

В логике это неизбежно. Дзен стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзен не отрицает Бога, не и не утверждает его существования. По словам Судзуки, дзен в равной мере не является ни религией, ни философией.

♦♦♦♦♦♦

Что такое сатори ?

Ключевым понятием дзэн-буддизма является сатори просветление , свободное состояние ума, интуитивное внелогическое проникновение в природу вещей. По сути дела, сатори является для дзэна альфой и омегой, целью и путем этого течения.

Судзуки в своей книге «Основы дзен-буддизма» так определил важность сатори для дзэна:

«Дзэн, лишенный сатори, походит на солнце без света и тепла. Дзэн может лишиться всей своей литературы, всех монастырей и всего своего убранства, но до тех пор, пока в нем есть сатори, он будет вечно жив».


♦♦♦♦♦♦

Дзенские коаны

Один из способов, которым пользуются мастера дзэна для того, чтобы направить монахов на путь просветления — чтение коанов, коротких рассказов, загадок или вопросов, которые часто не имеют рационального разрешения и часто ломают привычную логику.

Цель коана - ввести человека в ступор, решение должно прийти к нему изнутри, интуитивно, как некое чувство или ощущение, а не вербальный логический вывод. Самый известный из коанов рассказывает о том, как настоятель храма Мокурай поставил трудную задачу перед учеником по имени Тойо.

Он сказал:

«Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга. Теперь покажи мне хлопок одной ладони».

Тойо потратил целый год логических изысканий для решения коана, но все его попытки были тщетны. И только достигнув просветления и перейдя границу звуков, он смог познать звук хлопка одной ладони. Виктор Пелевин в одном из интервью остроумно ответил на вопрос, слышал ли он хлопок одной ладони:

«Много раз в детстве, когда мама шлепала меня по попке».

© Русская Семерка russian7.ru

Буддизм – религия, возникшая невероятно давно. Она считается одной из древнейших в мире. Зарождение вероисповедания произошло в середине первого тысячелетия до нашей эры на территории Индии и сразу привлекло многочисленных последователей. Буддизм (книги рассказывают об основных принципах учения Будды, рассматривают роль человека в мире и дают много другой полезной информации) проповедуют огромное количество человек. Сегодня существует такое понятие, как дзен буддизм. В широком понятии дзен представляет собой школу мистического созерцания, а в основе учения лежит буддийский мистицизм. Еще одно направление вероисповедания – Тибетский буддизм, представляющий собой медитативные техники и практики, сочетающие традиции школ Махаяна и Ваджраяна. Истины буддизма Тибета ориентированы на передачу Учения, основанного на перерождениях знаменитых людей, практиковавших веру. Если рассматривать буддизм кратко (о религии и процессе ее становления и развития можно говорить бесконечно), то вероисповедание появилось как противостояние устоям древней Индии, переживавшей на тот момент серьезный культурный и экономический кризис. Аскетизм буддизма стал противопоставлением классовым изменениям. История буддизма начинается с его основоположника – Будды Шакьямуни (в мирской жизни – Сиддхартх Гаутама). Буддизм – википедия подробно рассматривает историю становления религии – и сегодня имеет огромное число последователей. Установить связь с Богом!

Центр буддизма – где можно постичь основы буддизма

Как считают многие, центр буддизма, находится в Индии. Ведь Индия (буддизм как религия появился именно здесь) традиционно считается местом рождения вероисповедания. Если говорить о том, где на территории страны находится центр буддизма, то это:
Бихара;
Капилаваст;
Королевский дворец;
Сарнатх.

Центр буддизма в Тибете находится в столице страны – городе Лхаса. Это основное место, куда стремятся попасть все паломники, чтобы постичь истины буддизма.

Центр буддизма в Таиланде – это, конечно, Бангкок. Именно сюда устремляются люди, чтобы узнать истины буддизма. Постигать основы буддизма можно, не выезжая за пределы страны. В России множество святых для принявших учение Будды мест есть на территории Бурятии. Центр буддизма найдется в Санкт-Петербурге, на берегах Байкала и, конечно, на Алтае. Именно здесь истины буддизма и предпочитают постигать россияне

Философия буддизма

Буддизм – основное вероисповедание многих азиатских стран. Выбирая путь буддизма, стоит знать, что он не относится к религии, центральной фигурой которой считается Бог, создавший окружающий человека мир. Философия буддизма поддерживает отличную от других верований идею – вечная душа, в дальнейшем искупающая все совершенные при жизни грехи, отсутствует. Но чем бы ни занимался человек – все возвращается (философия буддизма именно так трактует жизненный путь). Это будет не божья кара, но последствие помыслов и поступков, оставивших отпечаток на его личной карме. В этом и есть суть буддизма, по крайней мере, её важная часть.

Основы буддизма, сформированные Буддой, выражены в четырех постулатах.

Если говорить про буддизм, то в рамках учения человеческая жизнь – страдание. Все окружающее нас не имеет постоянства, и все возникшее подлежит уничтожению. Символом существования становится огонь, а ведь он несет в себе только страдание. Таковы истины буддизма, призывающие понимать жизнь по-иному.
Причиной страдания становится желание. Привязанность к материальному миру и его благам, заставляет желать жизнь. И чем сильнее желание жить, тем большие страдания будут испытаны.
Избавить себя от страданий можно лишь одним способом – отказавшись от желаний. И это возможно лишь при достижении нирваны – состояния, освобождающего человека от желаний и страстей. Такова философия буддизма.
Для достижения нирваны предстоит пройти по восьмеричному пути спасения.

Основы буддизма в виде правил Восьмеричного пути спасения выглядят весьма конкретно:
правильное понимание мира – нужно осознавать, что окружающий человека мир состоит из скорби и страданий;
правильность намерений – нужно ограничить собственные стремления и желания;
правильные разговоры – слова должны нести только добро;
правильность поступков – нужно нести людям только благо;
правильный образ жизни – жить нужно так, чтобы не вредить живым существам (только так можно избавить себя от страданий, утверждают учения буддизма);
правильность прилагаемых усилий – внутренний настой человека должен быть ориентирован на добрые поступки;
правильность помыслов – причиной всего зла становится зов плоти, и, избавившись от плотских желаний, можно избавиться от страданий (таковы учения буддизма);
постоянная сосредоточенность – основу восьмеричного пути составляют постоянные тренировки и сосредоточенность.

В этих правилах в полной мере выражается основы буддизма. Прохождение первых двух ступеней помогают человеку достичь мудрости. Три следующие помогают регулировать нравственность и поведение. Оставшиеся шаги по Восьмеричному пути спасения дисциплинируют ум.

Суть буддизма

В чем же суть буддизма? Основное положение религии, а значит и учения буддизма, – равнозначность бытия и сострадания. Вероисповедание не отвергает утверждение брахманизма о переселении душ, но некоторые изменения, все же, отражающие суть буддизма, имеются. Буддисты считают перевоплощение и все виды бытия – неотвратимым злом и несчастьем. Цель буддиста – прекращение цепи перерождение и достижение состояния нирваны, т.е. абсолютного небытия. Именно в этом стремлении и заключается суть буддизма.
Сегодня буддизм – основное учение Южной и Юго-Восточной Азии. Встречается также и на территории Америки и Европы, где буддизм – основное вероисповедание для относительно ограниченного числа людей.
Основные школы буддизма

Первые последователи, практиковавшие учение Будды при его жизни, отказывались от любой собственности. Учеников узнавали по внешнему виду – это были бритоголовые, одетые в желтые одежды люди, не имевшие определенного места жительства. И таков был путь буддизма в период становления религии. После кончины Будды учение было канонизировано. По мере существования учения сложились известные сегодня школы буддизма.

Выделяют три главных школы буддизма, формировавшихся в различные периоды существования религии.
Хинаяна. Для этой школы буддизма характерна идеализация монашеский образ жизни. Только отказавшись от мирского, человек можно достичь нирваны (избавить себя от цепи перевоплощений). Все, что случается с человеком в его жизни – результат его мыслей и действий. Это путь буддизма согласно Хинаяна долгие годы был единственным.
Махаяна. Учение этой школы буддизма учит, что наравне с монахом нирваны может достичь также и благочестивый мирянин. Именно в этой школе появляется учение о бодхисатвах, помогающих людям найти путь спасения. В этой школе формируется обновленный путь буддизма. Возникает понятие рая, возникают святые, появляются изображения будд и бодхисатв.
Ваджраяна. Учение этой школы буддизма – Тантрическое учение, основывающееся на принципах самоконтроля и медитативных практиках.

Идеи буддизма многочисленны и про буддизм можно говорить бесконечно. Но основной является принятие того, что жизнь человека – страдание. И основная цель последователя учения, поддерживающего идеи буддизма, – избавление от него (здесь подразумевается не самоубийство, как завершение жизненного пути, а достижение нирваны – состояния, после которого перерождения человека и его возвращение в жизнь невозможно – как путь буддизма).

В чем отличие буддизма от иных верований

Ведя разговор про буддизм, стоит отметить, что в нем, в отличие от монотеистических религиозных течений, нет:
единого Бога-творца;
идеи о сотворении мира (Вселенная была всегда);
вечно живущей души;
возможности искупления совершенных при жизни грехов;
безоговорочной веры во что-либо;
преданности, возведенной в ранг абсолютности;
религиозных организаций (буддийская сангха – всегда сообщество!);
понятия ереси, поскольку единого канона текста не существует, как и непререкаемых догматов;
единственной Вселенной, поскольку миры в буддизме бесконечны и многочисленны.

Основное отличие буддизма от христианства (и прочих вер) – отсутствие обязательного отказа от других вероисповеданий. Единственное требование – не нарушение основы буддизма и его истин.

Буддизм – страны, исповедующие религиозное направление многочисленны – одна из старейших мировых религий. Индия – буддизм, как учение, появился именно здесь – сегодня исповедует индуизм.

Индуизм и буддизм – различия в вере

Но не стоит считать, что индуизм и буддизм – взаимозаменяемы. Это глубоко ошибочное мнение. В учениях имеется множество существенных различий и основными можно назвать следующие:
Высшая цель индуизма – разрыв цепи последовательных реинкарнаций и соединение с Абсолютом. Буддисты стремятся к достижению Нирваны (состояние высшей благодати). Этим отличается индуизм и буддизм.
Следующее, чем разнится индуизм и буддизм, становится распространенность по миру. Индуизм – религиозное направление, практикуемое лишь на территории Индии. Буддизм – религия вне национальностей.
Для индуизма типична кастовость, тогда как в буддизме реализовано понятие всеобщего равенства. И это еще одно направление, разделяющее индуизм и буддизм.

Символы буддизма

Человечество рассматривает буддизм как одну из мировых религий. Но, если изучать верование более детально, то это скорее философия. Именно потому боги буддизма и символы буддизма не могут восприниматься как предметы культового поклонения. Поскольку символы буддизма выражают не веру в нечто божественное, а мировоззрение человека.

Символы буддизма многочисленны, но основной символикой считается изображение Будды Шакьямуни, давшего начало данному религиозному течению. И хотя такое почитание в некой мере напоминает поклонение божьему образу, Будда – реальный человек, искавший и получивший просветление. Учения буддизма изображение Будды используют как символ и живое доказательство человеческих возможностей: просветления может достичь каждый последователь учения и это будет не подарком богов, а его собственным достижением.

Следующая, не менее важная буддийская символика, – Джаммачакра (Колесо закона). Визуально это колесо с восемью спицами. Его центр – точка осознания, изучающая лучи истины.

Стоит отметить, что символы буддизма могут быть весьма сложными. Бхавачакра (Колесо жизни) – одна из сложнейших буддийских символик. На поверхности колеса имеются изображения всех миров, которые признает буддийская мифология, а также и состояний человека, сопровождающих его путь к достижению нирваны. Колесо наглядно иллюстрирует учения буддизма.

Важным символом учения становится оранжевый цвет: именно в этот цвет окрашиваются лучи, исходящие от человека при достижении им нирваны.

Стоит знать, что рассмотренные символы буддизма существуют вопреки заветам Будды. Изначально священные образы отсутствовали. Но любая религия нуждается в визуальном выражении, поскольку такова натура человека.

Боги буддизма

Буддизм – одно из тех немногочисленных религиозных верований, в котором не существует богов в привычном христианам значении: здесь бог не рассматривается как высшее существо, распоряжающееся человеческой жизнью. Боги буддизма (дэва) – такие же люди, но живущие в ином, более красивом измерении. Еще один момент, которым боги буддизма отличаются от человека, – наличие сверхъестественных способностей и неограниченной власти, что позволяет божествам исполнять любые прихоти. Но также как и обычный человек, дэва обязан идти по пути просветления, преодолевая все препятствия.

Создателя мироздания, как такового, в буддийской религии нет. Считается, что Вселенная бесконечна. Но «расширением» имеющегося мира и созданием новых измерений (миры в буддизме, согласно учению, многочисленны), занимаются особые существа – бодхисатвы. Это не боги буддизма, если рассматривать их в рамках религиозного понимания, но при этом они находятся на самой вершине иерархической божественной лестницы. Объясняется это тем, что достигнув нирваны, бодхисатвы отказались от нее, принеся в жертву свое просветление благополучию других существ. И следование по пути буддизма может помочь каждому – человек или богу – стать Бодхисаттвой.

Обряды буддизма

Обряды буддизма многочисленны. Ниже рассмотрены лишь несколько основных.
Обряды буддизма весьма нестандартны. Например, принятие прибежища – один из главных буддийских обрядов. Считается, что именно после его совершения, человек отправляется по пути поиска истины. Кроме этого, обряд рассматривается как принятие основных ценностей учения: признание Будды как Учителя, своего собственного преображения и единения с другими людьми.
Праздник Весак. Буддистами приносятся дары. День и ночь проходит в медитативных практиках
Обряды буддизма включают и Буддийский Новый год. В предновогоднюю ночь буддисты освобождают дом от всех ненужных вещей, проходя очищающий обряд – Гутор. Праздничный день проводится в молитвах, продолжающихся до самого утра. После завершения – шесть часов утра – прихожан поздравляют и все расходятся по домам. Особое внимание обряды буддизма уделяют смерти и погребению человека.

Буддизм: с чего начать свой путь?

Буддизм для начинающих стоит рассматривать как понимание основ религии и основных верований ее последователей. И если вы готовы полностью пересмотреть свою жизнь, то можно присоединяться к сообществу буддистов.

Введение.

1. Что такое дзэн? Его идейные принципы.

2. Влияние дзэн-буддизма на японскую культуру.

3. Дзэн-буддизм в наше время.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.


Введение

Актуальность темы: дзэн-буддизм в последние годы вызывает к себе живой интерес как в Америке, так и в Европе. Он получил такое распространение в основном благодаря трудам Д. Т. Судзуки и А. В. Уотса.

Хронологические рамки охватывают период примерно с IX века и по наши дни, однако непосредственность дзэна породила распространенное мнение, что это учение исходит из источников, бывших еще до Будды.

Целью исследования является рассмотрение основных идейных принципов дзен-буддизма, характеристика его влияния на японскую национальную культуру, отличающуюся глубокой символичностью, а также рассмотрение значения философии дзен-буддизма для европейской культуры ХХ века.

а) определить, что такое дзэн-буддизм и рассмотреть его идейные принципы;

б) рассмотреть его влияние на японскую культуру;

в) рассмотреть дзэн-буддизм в наше время.

Основными источниками для изучения этой темы являются:

Д. Т. Судзуки писал: «Дзэн мистичен, – да иначе и быть не может, так как дзэн является основой восточной культуры. Именно этот мистицизм часто мешает Западу измерить глубину восточного ума в связи с тем, что по природе своей мистицизм отрицает логический анализ, а логичность является основной чертой западного ума. Восточный ум синтетичен, он не придает слишком большого значения несуществующим подробностям, а стремится, скорее, к интуитивному постижению целого.

Дзэн – это систематизация или, скорее, кристаллизация всей философии, религии и самой жизни Дальнего Востока, и в особенности Японии».

Дзэн-буддизм – это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной западной мысли. Это не религия и не философия, не психология и не наука. Это образец того, что в Индии и Китае называют "путь освобождения", и в этом смысле дзэн-буддизм родственен даосизму, веданте и йоге. Его можно описать лишь косвенно, указав, чем он не является, подобно тому, как скульптор раскрывает образ, удаляя лишние пласты мрамора.

В историческом отношении дзэн является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, хотя по существу он носит скорее китайский, чем индийский характер. После окончания преследований буддизма, происходивших в 848 году. дзэн некоторое время оставался в Китае не только преобладающей формой буддизма, но также наиболее мощной духовной силой, воздействовавшей на развитие китайской культуры. Это влияние было наиболее сильно в правление династии Южной Сун (1127-1279), и в это время монастыри дзэн стали основными центрами китайской учености. И светские ученые, и даосы, и конфуцианцы подолгу учились в них, а монахи дзэн, в свою очередь, знакомились с китайской классической культурой. Поскольку письмо и поэзия были одним из главных занятий китайских ученых, а китайская живопись очень близка каллиграфии, специальности ученого, художника и поэта разграничивались не слишком сильно. И китайский дворянин-ученый не был профессионалом, и монах, в согласии с духом дзэн, не ограничивал круг своих интересов чисто “религиозными” вопросами. В результате происходило замечательное взаимообогащение философских, научных и художественных поисков, в которых преобладающей нотой было дзэнское и даосское чувство “естественности”. С XII века дзэн пустил глубокие корни в Японии и получил там поистине творческое развитие. Как порождение этих великих культур, как уникальный и в высшей степени поучительный пример восточного "пути освобождения", дзэн представляет собой ценнейший дар Азии миру.

Со времен Бодхидхармы, пришедшего в Китай с запада, то есть из Северной Индии, подвергаясь спокойному и систематическому развитию в течение более двух столетий, дзэн-буддизм прочно обосновался на земле конфуцианства и даосизма в виде учения, претендующего на:

Особое откровение без посредства св. Писания;

Независимость от слов и букв;

Прямой контакт с духовной сущностью человека;

Постижение сокровенной природы человека и достижение совершенства Будды.

Дзэн описывали так: «Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению».

Наиболее значительной фигурой в истории дзэна является Эно, которого по традиции называют Шестым патриархом дзэна в Китае. Он действительно создал дзэн-буддизм, в отличие от других буддийских сект, существовавших в то время в Китае. В следующем четверостишии отражен установленный им стандарт истинного выражения веры в дзэне:

Нет древа мудрости (Бодхи),

И нет зеркальной глади;

С начала самого нет ничего,

Так что же может пылью покрываться?

Дзэнский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей природы человека, с его пренебрежениями к формализму, с его требованием самодисциплины и простоты жизни, в конечном счете, завоевал поддержку знати и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни Востока.

Большинство затруднений и мистификаций, возникающих перед изучающими дзэн на Западе, объясняется их незнанием китайского способа мышления, который значительно отличается от нашего. Именно поэтому, если мы хотим критически отнестись к нашим собственным идеям, он и представляет для нас особый интерес. Трудность здесь состоит не столько в том, чтобы овладеть какими-то новыми идеями, отличающимися от наших, так, например, как философия Канта отличается от философии Декарта или взгляды кальвинистов от взглядов католиков. Задача заключается в том, чтобы уловить и оценить различие в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления. Поскольку именно это часто игнорируется, – наша интерпретация китайской философии большей частью оказывается проекцией чисто европейских идей, облачённых в одежды китайской терминологии. Это неизбежный порок изучения философии Азии в рамках западной школы, с помощью слов, и только. В действительности слово становится средством общения лишь в том случае, когда собеседники опираются на похожие переживания.

Причина, по которой дзэн и даосизм представляют на первый взгляд загадку для европейского ума, заключается в ограниченности нашего представления о человеческом познании. Мы считаем знанием лишь то, что даос назвал бы условным, конвенциональным знанием: мы не чувствуем, что знаем нечто, до тех пор, пока не можем определить это в словах или в какой-нибудь другой традиционной знаковой системе, – например, в математических или музыкальных символах. Такое знание называется конвенциональным, условным, потому что оно является предметом общественного соглашения (конвенции), договоренности относительно средств общения. Как люди, разговаривающие на одном и том же языке, имеют молчаливую договоренность о том, какое слово обозначает какой предмет, точно так же члены любого общества и любой культуры объединяются узами общения, основанными на разного рода соглашениях относительно классификации и оценки предметов и действий.

Дух дзэн стал означать не только понимание мира, но и преданность искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение врожденной красоты, неуловимое очарование несовершенства. Дзэн имеет много значений, но ни одно из них не определено полностью. Если бы они были определены, это был бы не дзэн.