Что такое дзен и как его постичь? Дзен буддизм — Энциклопедия буддизма

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Для нас, людей западного мира, слово «дзен» ассоциируется с чем-то умиротворяющим, спокойным. Этот звук заключает в себе восточную мудрость, и одно только его упоминание переносит нас туда, где солнце восходит раньше.

Там, на востоке, существует целое направление, а правильнее будет даже сказать — мировоззрение, которое основано на этом понятии.

В сегодняшней статье мы расскажем вам кратко о философии , об истории его возникновения, и основных положениях. Мы постараемсядоступно и понятно объяснить, какие истинызаключает в себе дзен, чем отличается от других направлений буддизма и как жить согласно этому учению.

Что это такое

Дзен – одно из направлений буддийскоймысли махаянского толка, которое прочно укоренилось в восточной Азии: на китайских, корейских, вьетнамских просторах и особенно в Японии. Любопытно, что одна и та же философия на разных языках именуется по-разному:

  • по-японски – дзен;
  • по-китайски – чань;
  • по-вьетнамски – тхиен;
  • по-корейски – сон.

Всему остальному миру привычно именно японское название – «дзен». Но как его ни называй, оно имеет санскритские корни и происходит от слова «дхьяна». «Дхьяна» переводится как «созерцание», «высшая сосредоточенность», «глубокомыслие», что прекрасно раскрывает суть учения.

Учение дзэн иногда носит и другие названия:

  • «Сердце » – неразрывно связано с идеей махакаруны, которая провозглашает всеобъемлющее чувство любви и сопереживания;
  • Школа сознания Будды.

Изначально дзэнская философия была школой созерцания, путем которого можно достичь просветления – главной цели пути буддиста. Дзен – это поиск внутреннего пророка, который живет в каждом из нас.

Отрешившись от простого разума, успокоив ум и проникнув в его природу, созерцая просторы внутреннего мира, окунувшись внутрь себя, можно найти истину, почерпнуть ее – не извне, а именно в глубинах подлинного «я».

Для последователей дзен не является философией со строгими методами, правилами, принципами. Он, скорее, становится образом жизни — размеренным, спокойным, наполненным духовностью, внутренними практиками, уносящими за грани рационального.

Дорога дзен способна привести учеников к важным целям: раскрытию собственной внутренней сущности, познанию абсолюта и состоянию просветления – сатори.


Немного истории

Ростки учения дзен были посеяны еще самим Буддой Шакьямуни, когда он передал пробужденное состояние своему стороннику Махакашьяпа. Передача откровения была сделана без всяких слов и звуков, с помощью цветка лотоса, связав одно сердце и его импульсы с другим сердцем.

Позже философия «перекочевала» из Индии в Китай благодаря великому Бодхидхарме – важной личности в истории буддизма, символу буддийской мысли и пробуждения. Уже к 5-6 веку дзенская философия охватила всю Поднебесную, во многом вобрав в себя также идеи даосизма, господствовавшего ранее.

Постепенно философия распространялась, достигая границ других стран Дальнего Востока. В Китае, Вьетнаме, Корее она нашла признание, и продолжала развиваться, причем в каждой стране пошла по своему пути.

Отпечатки дзен-буддистского образа мысли можно найти в искусстве, в музыке, в литературе и даже в медицине.


Но особенно повлиял дзен на японскую культуру. Уже почти тысячелетие дзен связывают со Страной восходящего солнца – с тех самых пор, когда он пришел сюда, в конце 12 века. Каждый пятый буддистский храм в Японии относится к традиции дзен.

Здесь она представлена разными направлениями:

  • Обаку;
  • Риндзай;
  • Сото;
  • Фукэ.

Уже с середины 19 века, когда «закрытая» доселе Япония начала понемногу распахивать свои двери другим культурам, дзен стал известен и западному человеку. Он, невероятно гибкий и адаптивный, пришелся по душе жителям Запада, так нуждавшимся в покое, духовном обогащении и познанию внутреннего мира.

К середине 20 века он приобрел большую популярность в Америке и европейских странах. Последователи дзен объединялись в сообщества, строили храмы, университеты, глубоко изучали его теоретические и практические аспекты.


К сегодняшнему дню интерес этот не угас: количество приверженцев этого мировоззрения неустанно растет, а мировая литература все больше пополняется запасом книг, которые знакомят неискушенного читателя с удивительным миром в духе дзен.

Основы философии

Философия дзен помогает человеку проникнуть в глубинную природу собственного ума и познать ее. Чтобы добиться этого, не нужно включать мыслительные процессы и использовать возможности интеллекта. Следует сконцентрироваться на «обычном», естественном уме.

Понятие «Дао» – центральное в практике китайского дзен, путь, которому должен следовать каждый. Это то, что дает начало всему сущему. Это в какой-то степени и есть ум.

Освобождать мысли помогает фокусировка на определенном предмете – проще говоря, медитация. Она важный проводник к познанию себя и постижению сатори.

Дзенское учение, как другие направления буддизма, подчеркивает значение общепринятых четырех благородных истин, трех драгоценностях. Но при этом оно говорит о том, что истину невозможно понять посредством слов, писаний, текстов, предписанных доктрин – ее можно прочувствовать лишь сердцем, понять нутром, ведь истина невыразима.


Поэтому дзен отрицает в практиках изучение сутр, священных писаний, и в этом заключается его главное отличие от других ответвлений буддизма.

Основоположник учения Бодхидхарма говорил, что дзен – это «непосредственный переход к пробужденному состоянию, минуя традицию и священные тексты ».

Дзен предлагает очистить сердце путем определенных проникновений и действий.

  • жу ли – направление внутрь, через принцип, что значит изучение истинной сущности себя;
  • жу ши – направление вовне, через дела, что означает успокоение ума при совершении всех поступков.

Направленность во внешний мир, жу ши, предполагает 4 действия:

  1. Отказ от ненависти и плохих поступков

Нехорошие действия несут за собой последствия – бао. Правильным будет понять зло и не беспокоиться о грядущих неприятностях.

  1. Следование карме

Все, что ждет нас в будущем – результат поступков прошлого и настоящего. Карма неотвратима, поэтому остается принять ее.

  1. Отказ от желаний и привязанностей

Будда завещал, что желания – первопричина всех страданий, поэтому на пути к пробуждению нужно отказаться от них.

  1. Достижение гармонии с и Дао

Следует встать на правильный путь, исследовать себя, избавиться от дурных мыслей, открыться вечному.


Неведение, ненависть и привязанности – это три яда, известные каждому буддисту. Дзен призывает искоренять их посредством медитативных практик. Они помогут расширить грани мира, увидеть, что все вещи не двойственны, как принято думать, познать сущность Будды.

Такую недвойственную суть вещей можно увидеть, поняв, что в основе всех вещей дзен видит пустоту. Пустоту нельзя увидеть глазами или описать языком – ее можно лишь постичь.

При этом пустота в буддизме не значит отсутствие чего-то, ненаполненность. Скорее наоборот: она говорит о том, что человек и окружающий его мир не разделен какими-либо границами.

Такое откровение можно постичь, отказавшись от субъективного видения явлений, которое искажает реальную картину мира. В тот момент, когда человек полностью отказался от эгоизма и иллюзий, он может увидеть подлинное «Я».

Дзен строится на четырех принципах, которым обязательно следуют адепты:

  1. Понимать буддийскую философию без посредства священных писаний.
  2. Отказаться от слов и текста.
  3. Прямо ссылаться на свое сознание.
  4. Созерцать внутреннюю природу человека и стремиться к состоянию сатори.

Учение не приемлет насилия над собой, которое может выражаться в резком отказе от абсолютно всех человеческих желаний. Оно приучает к гармоничному образу жизни, пониманию внутренней и внешней природы и постепенному познанию истины тропой медитаций, изучению ума, созерцания.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы желаем вам успешной практики в медитации и достижения умиротворенного состояния дзен.

Дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) - одна из самых больших и распространенных школ буддизма в Китае, Японии и прочих странах восточной Азии. Слово "дзэн" происходит от санскрито-палийского термина "дхьяна/джняна", означающего глубокое сосредоточение, созерцание, а так же отстраненность или избавление. В ранних текстах дзэн называют школой созерцания.

Дзен является развитием буддизма Махаяны . Научное название этого пути "Сердце Будды" ("Буддха хридайя"), а более популярное "дзэн".

На сегодняшний день дзен - одна из самых известных школ буддизма, широко освещенная как в художественной литературе, так и в масс медиа.

Дзен буддизм принёс из Индии в Китай Бодхидхарма , после чего он получил широкое распространение в странах восточной Азии (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Традиции китайского чань , японского дзен, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики. Научное (официальное) название дзэнской традиции - Сердце Будды (Буддха-хридайя) В Японии дзен представлен несколькими школами: Риндзай , Обаку , Фукэ и Сото .

История

Передача традиции дзен восходит к Будде Шакьямуни , и он считается первым в линии передачи дзен. Вторым считается Махакашьяпа , которому Будда передал состояние пробуждения напрямую без слов, тем самым основав традицию дзен в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу».

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. (…) Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию. Тит Нат Хан

Дзен буддизм распространился в Китае в V веке н. э. Учение дзен принес в Китай буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции - Путидамо или просто Дамо, в японской - Дарума), часто называемый преемником 27 индийских патриархов буддизма, ставший впоследствии первым патриархом чань в Китае. Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь , считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма.

После Бодхидхармы в Китае было ещё пять патриархов, после которых учение раскололось на северную и южную школу. Вторая впоследствии получила своё развитие и трансформировалась в пять школ дзен, из которых в настоящее время сохранилось только две: Цаодун и Линьцзи. Что касается вьетнамского тхиен , в конце VI века во Вьетнам прибыл Винитаручи, ученик Сэн-цаня, и основал первую школу тхиен. Дальнейшее развитие вьетнамского тхиен связывают со школой Во Нгон Тхонга, бывшего учеником Хуай-хая, и школой Тхао Дьюнга. Последняя школа была основана императором Ли Тхань Тонгом. Чуть ранее, в 968 году, тхиен стал государственной идеологией Вьетнама и в дальнейшем сыграл важную роль в его истории. Позднее во Вьетнаме появилась школа Чуклам, основанная императором Чан Нян-тонгом и не имевшая аналогов в Китае, школа Нгуен Тхиеу, близкая к школе Обаку, и школа Лиеу Куана, близкая к школе Линьцзи.

В 30-х годах XX века в стране активизировалось движение за возрождение вьетнамского буддизма и уже к началу 70-х годов во Вьетнаме велось строительство множества пагод. В настоящее время среди приблизительно 60 миллионов вьетнамцев около трети населения являются последователями Махаяны . Из всех школ Махаяны в настоящее время в стране наиболее влиятельными наряду со школами Буддизма Чистой Земли считаются тхиенские школы и, в особенности, школа Ламте (Линьцзи).

Буддизм – религия, возникшая невероятно давно. Она считается одной из древнейших в мире. Зарождение вероисповедания произошло в середине первого тысячелетия до нашей эры на территории Индии и сразу привлекло многочисленных последователей. Буддизм (книги рассказывают об основных принципах учения Будды, рассматривают роль человека в мире и дают много другой полезной информации) проповедуют огромное количество человек. Сегодня существует такое понятие, как дзен буддизм. В широком понятии дзен представляет собой школу мистического созерцания, а в основе учения лежит буддийский мистицизм. Еще одно направление вероисповедания – Тибетский буддизм, представляющий собой медитативные техники и практики, сочетающие традиции школ Махаяна и Ваджраяна. Истины буддизма Тибета ориентированы на передачу Учения, основанного на перерождениях знаменитых людей, практиковавших веру. Если рассматривать буддизм кратко (о религии и процессе ее становления и развития можно говорить бесконечно), то вероисповедание появилось как противостояние устоям древней Индии, переживавшей на тот момент серьезный культурный и экономический кризис. Аскетизм буддизма стал противопоставлением классовым изменениям. История буддизма начинается с его основоположника – Будды Шакьямуни (в мирской жизни – Сиддхартх Гаутама). Буддизм – википедия подробно рассматривает историю становления религии – и сегодня имеет огромное число последователей. Установить связь с Богом!

Центр буддизма – где можно постичь основы буддизма

Как считают многие, центр буддизма, находится в Индии. Ведь Индия (буддизм как религия появился именно здесь) традиционно считается местом рождения вероисповедания. Если говорить о том, где на территории страны находится центр буддизма, то это:
Бихара;
Капилаваст;
Королевский дворец;
Сарнатх.

Центр буддизма в Тибете находится в столице страны – городе Лхаса. Это основное место, куда стремятся попасть все паломники, чтобы постичь истины буддизма.

Центр буддизма в Таиланде – это, конечно, Бангкок. Именно сюда устремляются люди, чтобы узнать истины буддизма. Постигать основы буддизма можно, не выезжая за пределы страны. В России множество святых для принявших учение Будды мест есть на территории Бурятии. Центр буддизма найдется в Санкт-Петербурге, на берегах Байкала и, конечно, на Алтае. Именно здесь истины буддизма и предпочитают постигать россияне

Философия буддизма

Буддизм – основное вероисповедание многих азиатских стран. Выбирая путь буддизма, стоит знать, что он не относится к религии, центральной фигурой которой считается Бог, создавший окружающий человека мир. Философия буддизма поддерживает отличную от других верований идею – вечная душа, в дальнейшем искупающая все совершенные при жизни грехи, отсутствует. Но чем бы ни занимался человек – все возвращается (философия буддизма именно так трактует жизненный путь). Это будет не божья кара, но последствие помыслов и поступков, оставивших отпечаток на его личной карме. В этом и есть суть буддизма, по крайней мере, её важная часть.

Основы буддизма, сформированные Буддой, выражены в четырех постулатах.

Если говорить про буддизм, то в рамках учения человеческая жизнь – страдание. Все окружающее нас не имеет постоянства, и все возникшее подлежит уничтожению. Символом существования становится огонь, а ведь он несет в себе только страдание. Таковы истины буддизма, призывающие понимать жизнь по-иному.
Причиной страдания становится желание. Привязанность к материальному миру и его благам, заставляет желать жизнь. И чем сильнее желание жить, тем большие страдания будут испытаны.
Избавить себя от страданий можно лишь одним способом – отказавшись от желаний. И это возможно лишь при достижении нирваны – состояния, освобождающего человека от желаний и страстей. Такова философия буддизма.
Для достижения нирваны предстоит пройти по восьмеричному пути спасения.

Основы буддизма в виде правил Восьмеричного пути спасения выглядят весьма конкретно:
правильное понимание мира – нужно осознавать, что окружающий человека мир состоит из скорби и страданий;
правильность намерений – нужно ограничить собственные стремления и желания;
правильные разговоры – слова должны нести только добро;
правильность поступков – нужно нести людям только благо;
правильный образ жизни – жить нужно так, чтобы не вредить живым существам (только так можно избавить себя от страданий, утверждают учения буддизма);
правильность прилагаемых усилий – внутренний настой человека должен быть ориентирован на добрые поступки;
правильность помыслов – причиной всего зла становится зов плоти, и, избавившись от плотских желаний, можно избавиться от страданий (таковы учения буддизма);
постоянная сосредоточенность – основу восьмеричного пути составляют постоянные тренировки и сосредоточенность.

В этих правилах в полной мере выражается основы буддизма. Прохождение первых двух ступеней помогают человеку достичь мудрости. Три следующие помогают регулировать нравственность и поведение. Оставшиеся шаги по Восьмеричному пути спасения дисциплинируют ум.

Суть буддизма

В чем же суть буддизма? Основное положение религии, а значит и учения буддизма, – равнозначность бытия и сострадания. Вероисповедание не отвергает утверждение брахманизма о переселении душ, но некоторые изменения, все же, отражающие суть буддизма, имеются. Буддисты считают перевоплощение и все виды бытия – неотвратимым злом и несчастьем. Цель буддиста – прекращение цепи перерождение и достижение состояния нирваны, т.е. абсолютного небытия. Именно в этом стремлении и заключается суть буддизма.
Сегодня буддизм – основное учение Южной и Юго-Восточной Азии. Встречается также и на территории Америки и Европы, где буддизм – основное вероисповедание для относительно ограниченного числа людей.
Основные школы буддизма

Первые последователи, практиковавшие учение Будды при его жизни, отказывались от любой собственности. Учеников узнавали по внешнему виду – это были бритоголовые, одетые в желтые одежды люди, не имевшие определенного места жительства. И таков был путь буддизма в период становления религии. После кончины Будды учение было канонизировано. По мере существования учения сложились известные сегодня школы буддизма.

Выделяют три главных школы буддизма, формировавшихся в различные периоды существования религии.
Хинаяна. Для этой школы буддизма характерна идеализация монашеский образ жизни. Только отказавшись от мирского, человек можно достичь нирваны (избавить себя от цепи перевоплощений). Все, что случается с человеком в его жизни – результат его мыслей и действий. Это путь буддизма согласно Хинаяна долгие годы был единственным.
Махаяна. Учение этой школы буддизма учит, что наравне с монахом нирваны может достичь также и благочестивый мирянин. Именно в этой школе появляется учение о бодхисатвах, помогающих людям найти путь спасения. В этой школе формируется обновленный путь буддизма. Возникает понятие рая, возникают святые, появляются изображения будд и бодхисатв.
Ваджраяна. Учение этой школы буддизма – Тантрическое учение, основывающееся на принципах самоконтроля и медитативных практиках.

Идеи буддизма многочисленны и про буддизм можно говорить бесконечно. Но основной является принятие того, что жизнь человека – страдание. И основная цель последователя учения, поддерживающего идеи буддизма, – избавление от него (здесь подразумевается не самоубийство, как завершение жизненного пути, а достижение нирваны – состояния, после которого перерождения человека и его возвращение в жизнь невозможно – как путь буддизма).

В чем отличие буддизма от иных верований

Ведя разговор про буддизм, стоит отметить, что в нем, в отличие от монотеистических религиозных течений, нет:
единого Бога-творца;
идеи о сотворении мира (Вселенная была всегда);
вечно живущей души;
возможности искупления совершенных при жизни грехов;
безоговорочной веры во что-либо;
преданности, возведенной в ранг абсолютности;
религиозных организаций (буддийская сангха – всегда сообщество!);
понятия ереси, поскольку единого канона текста не существует, как и непререкаемых догматов;
единственной Вселенной, поскольку миры в буддизме бесконечны и многочисленны.

Основное отличие буддизма от христианства (и прочих вер) – отсутствие обязательного отказа от других вероисповеданий. Единственное требование – не нарушение основы буддизма и его истин.

Буддизм – страны, исповедующие религиозное направление многочисленны – одна из старейших мировых религий. Индия – буддизм, как учение, появился именно здесь – сегодня исповедует индуизм.

Индуизм и буддизм – различия в вере

Но не стоит считать, что индуизм и буддизм – взаимозаменяемы. Это глубоко ошибочное мнение. В учениях имеется множество существенных различий и основными можно назвать следующие:
Высшая цель индуизма – разрыв цепи последовательных реинкарнаций и соединение с Абсолютом. Буддисты стремятся к достижению Нирваны (состояние высшей благодати). Этим отличается индуизм и буддизм.
Следующее, чем разнится индуизм и буддизм, становится распространенность по миру. Индуизм – религиозное направление, практикуемое лишь на территории Индии. Буддизм – религия вне национальностей.
Для индуизма типична кастовость, тогда как в буддизме реализовано понятие всеобщего равенства. И это еще одно направление, разделяющее индуизм и буддизм.

Символы буддизма

Человечество рассматривает буддизм как одну из мировых религий. Но, если изучать верование более детально, то это скорее философия. Именно потому боги буддизма и символы буддизма не могут восприниматься как предметы культового поклонения. Поскольку символы буддизма выражают не веру в нечто божественное, а мировоззрение человека.

Символы буддизма многочисленны, но основной символикой считается изображение Будды Шакьямуни, давшего начало данному религиозному течению. И хотя такое почитание в некой мере напоминает поклонение божьему образу, Будда – реальный человек, искавший и получивший просветление. Учения буддизма изображение Будды используют как символ и живое доказательство человеческих возможностей: просветления может достичь каждый последователь учения и это будет не подарком богов, а его собственным достижением.

Следующая, не менее важная буддийская символика, – Джаммачакра (Колесо закона). Визуально это колесо с восемью спицами. Его центр – точка осознания, изучающая лучи истины.

Стоит отметить, что символы буддизма могут быть весьма сложными. Бхавачакра (Колесо жизни) – одна из сложнейших буддийских символик. На поверхности колеса имеются изображения всех миров, которые признает буддийская мифология, а также и состояний человека, сопровождающих его путь к достижению нирваны. Колесо наглядно иллюстрирует учения буддизма.

Важным символом учения становится оранжевый цвет: именно в этот цвет окрашиваются лучи, исходящие от человека при достижении им нирваны.

Стоит знать, что рассмотренные символы буддизма существуют вопреки заветам Будды. Изначально священные образы отсутствовали. Но любая религия нуждается в визуальном выражении, поскольку такова натура человека.

Боги буддизма

Буддизм – одно из тех немногочисленных религиозных верований, в котором не существует богов в привычном христианам значении: здесь бог не рассматривается как высшее существо, распоряжающееся человеческой жизнью. Боги буддизма (дэва) – такие же люди, но живущие в ином, более красивом измерении. Еще один момент, которым боги буддизма отличаются от человека, – наличие сверхъестественных способностей и неограниченной власти, что позволяет божествам исполнять любые прихоти. Но также как и обычный человек, дэва обязан идти по пути просветления, преодолевая все препятствия.

Создателя мироздания, как такового, в буддийской религии нет. Считается, что Вселенная бесконечна. Но «расширением» имеющегося мира и созданием новых измерений (миры в буддизме, согласно учению, многочисленны), занимаются особые существа – бодхисатвы. Это не боги буддизма, если рассматривать их в рамках религиозного понимания, но при этом они находятся на самой вершине иерархической божественной лестницы. Объясняется это тем, что достигнув нирваны, бодхисатвы отказались от нее, принеся в жертву свое просветление благополучию других существ. И следование по пути буддизма может помочь каждому – человек или богу – стать Бодхисаттвой.

Обряды буддизма

Обряды буддизма многочисленны. Ниже рассмотрены лишь несколько основных.
Обряды буддизма весьма нестандартны. Например, принятие прибежища – один из главных буддийских обрядов. Считается, что именно после его совершения, человек отправляется по пути поиска истины. Кроме этого, обряд рассматривается как принятие основных ценностей учения: признание Будды как Учителя, своего собственного преображения и единения с другими людьми.
Праздник Весак. Буддистами приносятся дары. День и ночь проходит в медитативных практиках
Обряды буддизма включают и Буддийский Новый год. В предновогоднюю ночь буддисты освобождают дом от всех ненужных вещей, проходя очищающий обряд – Гутор. Праздничный день проводится в молитвах, продолжающихся до самого утра. После завершения – шесть часов утра – прихожан поздравляют и все расходятся по домам. Особое внимание обряды буддизма уделяют смерти и погребению человека.

Буддизм: с чего начать свой путь?

Буддизм для начинающих стоит рассматривать как понимание основ религии и основных верований ее последователей. И если вы готовы полностью пересмотреть свою жизнь, то можно присоединяться к сообществу буддистов.
Дзэн-буддизм и психоанализ Фромм Эрих Зелигманн

Принципы дзэн - буддизма

Принципы дзэн - буддизма

В кратком обзоре фрейдовского психоанализа и его развития в рамках гуманистического психоанализа я затрагивал проблему человеческого бытия и важности экзистенциального вопроса. Благополучие человека при этом рассматривалось как преодоление им отчужденности и изоляции, в то время как особенность психоаналитического подхода заключается в проникновении в человеческое бессознательное. Кроме того, я рассказал о природе бессознательного и сознательного и о том значении, которое психоанализ вкладывает в понятия «знать» и «осознавать». Наконец, я говорил о важности для психоанализа роли аналитика.

Можно было бы предположить, что систематическое описание дзэн- буддизма станет первоочередным условием его сопоставления с психоаналитическим методом, однако я затрону лишь те его аспекты, которые имеют с психоанализом непосредственные точки соприкосновения.

Главная цель дзэна состоит в достижении просветления, или сатори. Человек никогда не сможет полностью понять дзэн, если он не испытывал этого переживания. Так как сам я не переживал сатори, я не способен рассуждать о дзэне на том уровне, который подразумевается полнотой этого переживания, а могу говорить о нем лишь в самых общих чертах. В то же время, поскольку сатори «представляет собой почти непостижимые для европейского сознания искусство и способ просветления», я не буду рассматривать дзэн с позиций К. Г. Юнга. По крайней мере, дзэн для европейца является не более сложным, чем Гераклит, Майстер Экхарт или Хайдеггер. Огромное усилие, требующееся для достижения сатори, является главным препятствием на пути к пониманию дзэна. Большинство людей не способны совершить подобное усилие, поэтому даже в Японии сатори встречается весьма редко. Однако, несмотря на то что я не имею возможности говорить о дзэне компетентно, я имею примерное о нем представление, что стало возможным благодаря прочтению книг доктора Судзуки, присутствию на нескольких его лекциях и вообще ознакомлению с дзэн - буддизмом из всех доступных мне источников. Предполагаю, что я смогу осуществить предварительное сопоставление дзэн - буддизма и психоанализа.

В чем заключается главная цель дзэна? Судзуки говорит в этом отношении следующее: «Дзэн по своей природе представляет собой искусство погружения в суть человеческого бытия, он указывает путь, ведущий от рабства к свободе… Можно сказать, что дзэн высвобождает заложенную в нас природой естественную энергию, которая в обычной жизни подавляется и подвергается искажению в такой степени, что не способна реализоваться адекватным образом… Поэтому цель дзэна заключается в том, чтобы не позволить человеку лишиться разума и стать безобразным. Под свободой человека я понимаю возможность реализации всех внутренне присущих его сердцу созидательных и благородных побуждений. Обычно мы слепы в своем неведении о том, что наделены всеми необходимыми качествами, которые могут сделать нас счастливыми и научат любить».

Я хотел бы заострить внимание на некоторых важных аспектах дзэна, следующих из данного определения: дзэн - это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым.

Главной целью дзэна является переживание просветления - сатори. Этот процесс подробно описан в работах доктора Судзуки. Здесь я хотел бы остановиться на некоторых особенно важных для западного человека, и в первую очередь психолога, аспектах данного вопроса. Сатори по своей природе не является умственной аномалией. Оно не характеризуется потерей чувства реальности, как это происходит в состоянии транса. В то же время сатори не представляет собой нарциссическое состояние разума, являющееся характерным проявлением некоторых религиозных учений. «Если Вам угодно, это абсолютно нормальное состояние разума…» По мысли Йошу, «дзэн - это ваше повседневное мышление». «То, в какую сторону открывается дверь, зависит от расположения ее петель». Переживающий сатори испытывает особенное воздействие состояния просветления. «Весь процесс нашего мышления станет протекать совсем по - другому, что позволит нам испытывать большее удовлетворение, больший покой, большую радость, чем это было прежде. Изменения претерпит сама атмосфера существования. Дзэн обладает и омолаживающими свойствами. Весенний цветок станет еще более прекрасным, а горный водопад - прохладным и чистым».

Как явственно следует из приведенного отрывка работы доктора Судзуки, сатори представляет собой истинное воплощение человеческого благополучия. Пользуясь психологической терминологией, просветленность можно определить, по моему мнению, как полностью осознаваемое и понимаемое индивидом состояние, его всецелую ориентацию на реальность, как внутреннюю, так и внешнюю. Это состояние осознается не мозгом человека или какой?либо другой частью его организма, а самим индивидом в его целостности. Оно осознается им не как нечто опосредованное его мышлением, а как абсолютная реальность: цветок, собака, другой человек. Пробуждаясь, человек делается открытым и отзывчивым для окружающего мира. Это становится возможным благодаря тому, что он перестает рассматривать самого себя как вещь. Просветление подразумевает «полное пробуждение» целостной личности, ее движение в направлении реальности.

Необходимо четко себе представлять, что ни транс, при котором человек пребывает в убеждении, что он бодрствует, в то время как он крепко спит, ни какое?либо разрушение личности человека не имеют никакого отношения к состоянию просветленности. По всей видимости, для представителя западной школы психологии сатори будет выглядеть как субъективное состояние, как некоторая разновидность самостоятельно вызываемого человеком состояния транса; при всей своей симпатии к дзэн - буддизму, подобного заблуждения не избежал даже доктор Юнг: «В силу того, что воображение само по себе представляет психическое явление, не имеет ровным счетом никакого значения, будем ли мы определять просветление как «подлинное» или «мнимое». Как бы то ни было, человек, будучи «просветленным», полагает, что он является таковым вне зависимости от того, соответствует ли это действительности, или он лишь заявляет об этом… Даже если бы он был неискренен в своих словах, его ложь была бы одухотворенной». Конечно, подобное утверждение является лишь фрагментом общей релятивистской концепции Юнга, определяющей его понимание «подлинности» религиозного переживания. Со своей стороны, я ни при каких условиях не могу рассматривать ложь как нечто «духовное»; для меня она не является ничем, кроме лжи. В любом случае дзэн - буддисты не являются сторонниками этой имеющей некоторые достоинства концепции Юнга. Наоборот, действительное и, следовательно, истинное изменение человеческого мировоззрения в результате подлинного переживания сатори для них чрезвычайно важно отличать от мнимого переживания, обусловленного, возможно, психопатологическими факторами, при котором постигающий дзэн предполагает, что достиг сатори, тогда как учитель его уверен в обратном. В наблюдении за тем, чтобы изучающий дзэн не подменял подлинное просветление мнимым, и заключается одна из главных задач наставника.

Оперируя терминами психологии, можно сказать, что полное пробуждение является достижением «продуктивной ориентации», что подразумевает творческое и активное, как у Спинозы, восприятие мира, а не пассивное, потребительское, накопительское и деляческое отношение к нему. Внутренний конфликт, обусловливающий отчуждение собственного «я» от «не - я», разрешается при достижении человеком состояния творческой продуктивности. Любой рассматриваемый объект уже не существует в оторванности от человека. Видимая им роза представляет объект его мысли именно как роза, а не в том смысле, что, говоря о том, что он ее видит, он лишь утверждает, что данный объект тождествен для него определению розы. Человек, находящийся в состоянии полной продуктивности, становится в то же время и в высшей степени объективным: его жадность или страх уже не искажают видимые им объекты, т. е. он видит их такими, какие они есть в действительности, а не такими, какими он хотел бы их видеть. Подобное восприятие исключает возможность возникновения паратаксических искажений. Человеческое «я» активизируется, происходит слияние субъективного и объективного восприятия. Активный процесс переживания происходит в самом человеке, в то время как объект остается без изменений. Человеческое «я» оживляет объект, и само оживляется посредством него. Только тот, кто не отдает себе отчета в том, насколько его видение мира ментально или паратаксично по своей природе, может рассматривать сатори как некий мистический акт. Человек, осознавший это, приходит и к другому осознанию, которое можно определить как абсолютно реальное. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно лишь мимолетного переживания этого ощущения. Обучающийся игре на фортепиано мальчик не может соперничать в мастерстве с великим маэстро. Однако игра маэстро не таит в себе ничего сверхъестественного, представляя собой совокупность тех же элементарных навыков, которым обучается мальчик; разница лишь в том, что навыки эти отточены маэстро до совершенства.

Две дзэн - буддистских притчи явственно свидетельсвуют о том, насколько значимым для концепции дзэна является неискаженное и неинтеллектуальное восприятие реальности. В одной из них повествуется о разговоре между наставником и монахом:

«- Стараешься ли ты утвердиться в истине?

Каким образом ты себя воспитываешь?

Я ем, когда я голоден, и сплю, когда я утомлен.

Но ведь так поступает каждый. Получается, что они воспитывают себя так же, как ты?

Потому, что во время еды они заняты не едой, а позволяют себе отвлекаться на посторонние вещи; когда они спят, они не спят вовсе, а видят тысячу и один сон. Этим они и отличаются от меня».

Наверное, нет необходимости как?либо комментировать данную притчу. Охваченный алчностью, страхом и неуверенностью в себе рядовой человек, далеко не всегда сам это осознавая, постоянно живет в мире иллюзий. Окружающий мир в его глазах приобретает свойства, существующие лишь в его воображении. Такое положение дел было в той же мере актуальным для эпохи, к которой относится приведенная притча, что и для наших дней: и сегодня практически каждый лишь полагает, что он видит, ощущает вкус или чувствует что?либо, нежели действительно испытывает подобные переживания.

Автором другого не менее показательного высказывания стал учитель дзэна: «До того времени, как я начал изучать дзэн, реки для меня были реками, а горы - горами. После того, как я получил первые знания о дзэне, реки перестали быть реками, а горы - горами. Теперь же, когда я постиг учение, реки вновь стали для меня реками, а горы - горами». И в данном случае мы становимся свидетелями того, что действительность начинает восприниматься по - новому. Как правило, человек заблуждается, принимая тени вещей за их подлинную сущность, как это происходит в платоновской пещере. Осознав свою неправоту, он обладает пока лишь знанием о том, что тени вещей не есть их сущность. Оставляя пещеру и выходя из темноты на свет, он пробуждается и видит теперь уже не тени, а истинную сущность вещей. Находясь во тьме, он не способен постичь света. В Новом Завете (Иоанн 1, 5) говорится: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Но стоит ему выйти из тьмы, как перед ним сразу же открывается разница между миром теней, в котором он жил раньше, и реальностью.

Постижение природы человека является одной из первостепенных задач дзэна, направляющего человека к самопознанию. Однако речь здесь идет не о присущей современной психологии категории «научного» знания, не о знании познающей интеллектуальной личности, рассматривающей саму себя как объект. В дзэне же это знание является неинтеллектуальным и неопосредованным; это глубокое переживание, при котором познающий и познаваемый превращаются в единое целое. Судзуки сформулировал эту мысль так: «Главная задача дзэна заключается в максимально естественном и непосредственном проникновении в глубинные аспекты человеческого существования».

Интеллект не способен дать исчерпывающий ответ на экзистенциальный вопрос. Достижение просветленности становится возможным при условии отказа индивида от многих препятствующих истинному видению мира заблуждений, порожденных его разумом. «Дзэн требует полной свободы разума. Даже одна мысль становится препятствием и ловушкой на пути к истинной свободе души». Из этого следует, что постулируемое западной психологией понятие сочувствия, или эмпатии, по дзэн - буддистскому учению является неприемлемым. «Концепция сочувствия, или эмпатии, представляет собой интеллектуальное воплощение первичного переживания. Если говорить о самом переживании, то оно не допускает никакого разделения. В то же время в своем стремлении постичь переживание, подвергнуть его логическому анализу, предусматривающему различение, или раздвоение, разум тем самым вредит сам себе и уничтожает переживание. При этом исчезает подлинное ощущение идентичности, что позволяет интеллекту осуществить свойственное ему разрушение реальности. Феномен сочувствия, или эмпатии, являющийся результатом процесса интеллектуализации, в большей степени может быть свойствен неспособному испытывать подлинного переживания философу».

Однако спонтанность переживания может ограничиваться не только интеллектом как таковым, но и какой?либо идеей или индивидом. В этой связи дзэн «не придает большого значения священным сутрам, а также их трактовке мудрецами и учеными. Индивидуальное переживание входит в противоречие с мнением авторитета и объективными определениями». В рамках дзэна человек должен быть свободным даже от Бога, от Будды, что выразилось в дзэнском изречении: «Произнеся слово «Будда», омой свои уста».

Развитие логического мышления не является задачей дзэна, что отличает его от западной традиции. Дзэн «ставит перед человеком дилемму, которую он должен суметь разрешить на более высоком уровне мышления, чем тот, каковым является логика».

Как следствие и понятие наставника в дзэн - буддизме не соответствует западному аналогу. В дзэнском понимании польза, приносимая ученику наставником, состоит лишь в том, что последний существует в принципе: вообще, для дзэна наставник является таковым только в той мере, в какой он способен осуществлять контроль над собственной мыслительной деятельностью. «Что поделать - пока ученик не готов постичь что?либо, он не может ему ничем помочь. Высшая реальность постигается лишь самостоятельно».

Современный западный читатель, привыкший выбирать между безропотным подчинением подавляющему его и ограничивающему его свободу авторитету и полным отрицанием оного, оказывается озадаченным отношением наставника дзэна к ученику. В рамках дзэна речь идет об ином, «разумном авторитете». Ученик делает все лишь по собственной воле, не испытывая со стороны наставника никакого принуждения. Наставник ничего от него не требует. Ученик руководствуется собственным желанием обучаться у своего наставника, ибо хочет получить от него знания, которыми сам пока не располагает. Учитель «не имеет необходимости объяснять что?либо с помощью слов, для него не существует понятия священного учения. Прежде чем утверждается или отрицается что?либо, все взвешивается. Не стоит ни молчать, ни пустословить». Наставник дзэна полностью исключает какое бы то ни было навязывание ученику своего авторитета и в то же время настойчиво стремится завоевать у него истинный авторитет, основанный на реальном переживании.

Необходимо иметь в виду, что подлинное достижение просветления неразрывно связано с трансформацией человеческого характера; не отдающий себе в этом отчета вообще не будет способен понять дзэн. В этом проявляется буддистское происхождение дзэна, так как спасение в рамках буддизма подразумевает необходимость изменения человеческого характера. Человек должен освободиться от страсти обладания, должен укротить свою алчность, гордыню и высокомерие. Он должен с благодарностью относиться к прошлому, быть тружеником в настоящем и с чувством ответственности смотреть в будущее. Жить, руководствуясь принципами дзэна, - значит «относиться к себе и окружающему миру с благодарностью и благоговением». Для дзэна эта жизненная позиция, лежащая в основе «скрытой добродетели», является весьма характерной. Смысл ее в том, что человек должен не растрачивать попусту дарованные природой силы, а жить полноценной жизнью как в обычном, приземленном смысле, так и в нравственном отношении.

Дзэн ставит перед человеком цель освобождения от рабства и обретения свободы, достижения «абсолютной неуязвимости и отваги» в этическом понимании. «Дзэн основывается на характере человека, а не на его интеллекте. Следовательно, главным жизненным постулатом для него является человеческая воля».

Из книги Гипноз XXI века автора Беккио Жан

ПРИНЦИПЫ ГИПНОТЕРАПИИ Я расскажу вам об одном исследовании, которое мы провели в прошлом году во Франции. Оно было посвящено изучению роли гипноза в медицине. Это даст вам представление о том, как мы используем гипноз. Было отобрано 150 пациентов, которые участвовали в

Из книги Прикосновение к будущему автора Лазарев Сергей Николаевич

ПРИНЦИПЫ Мне сказали, что Вы можете объяснить, в чем дело, когда врачи бессильны поставить диагноз. У меня недавно начались сильные боли в спине, сейчас болят почки, не могу согнуться и разогнуться, причем острого не ел, не пил, переохлаждения не было. Врачи разводят руками,

Из книги Ты умеешь хорошо учиться?! Полезная книга для нерадивых учеников автора Карпов Алексей

ПРИНЦИПЫ НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ Я не знаю. Это и есть главное. Ты не знаешь чего-то. И хочешь или же не хочешь этому научиться. Это твой выбор, твоя свобода. Но если ты хочешь учиться чему-либо, то ты должен честно сказать: «Я не знаю».В этой книге речь пойдет о том, как учиться

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги О Милтоне Эриксоне автора Хейли Джей

Из книги Революция надежды. Избавление от иллюзий автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Глава 17. Дзэн и традиция буддизма Когда Будду спросили, каким образом следует оценивать религиозные учения и духовных наставников, он ответил:«Вы, кто следует за мной, слушайте внимательно. Держите глаза открытыми, искатели истины. Относитесь взвешенно к слухам, обычаям,

Из книги Аутотренинг автора Александров Артур Александрович

Новые тенденции: влияние буддизма Буддистское мышление оказало значительное влияние на различные области психологии. Медитация может обладать многими благотворными качествами психотерапии. Каррингтон, Эфрон (Carrington & Ephron, 1975) и Энглер (Engler, 1986, 1993) исследовали ряд

Из книги Самоучитель по философии и психологии автора Курпатов Андрей Владимирович

9 Дзэн-буддизм Будь сам себе светом. Будда Дзэн – не религия и не философия, это образ жизни, обеспечивающий человеку гармонию с самим собой и с окружающим миром, избавляющий от страха и других тягостных переживаний, ведущий к свободе и полной духовной самореализации. В

Из книги По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Техника медитации дза-дзэн Техника медитации дза-дзэн как один из методов психической саморегуляции широко практикуется в настоящее время на Западе. Она состоит в следующем. Прежде всего необходимо соблюдать правильную позу. Нужно сидеть удобно, с выпрямленной спиной,

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Ты можешь всё! автора Правдина Наталия Борисовна