Что такое эпоха просвещения. Основная характеристика эпохи просвещения

эпоха просвещения, эпоха просвещения в россии
Эпо́ха Просвеще́ния - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

«Рассуждение о методе» Декарта

Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие - к середине XVIII века XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815). то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).

  • 1 Сущность
  • 2 Периодизация по Г. Мэю
  • 3 Религия и мораль
    • 3.1 Роспуск Общества Иисуса
  • 4 Историческое значение
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Библиография
  • 8 Ссылки
  • 9 Литература

Сущность

В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы - женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютонианизм для дам» автора Франческо Альгаротти. Характерно, как Дэвид Юм начинает своё эссе об истории (1741):

Нет ничего, что я рекомендовал бы своим читательницам серьёзнее, чем изучение истории, ибо это занятие лучше других подходит одновременно их полу и образованию - гораздо более поучительно, чем их обычные книги для развлечения, и более интересно, чем те серьёзные произведения, что можно найти у них в шкафу. Оригинальный текст (англ.)

There is nothing which I would recommend more earnestly to my female readers than the study of history, as an occupation, of all others, the best suited both to their sex and education, much more instructive than their ordinary books of amusement, and more entertaining than those serious compositions, which are usually to be found in their closets.

- «Essay of the study of history» (1741).

Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Дидро и др. «Энциклопедии» (1751-1780) в 35 томах. Это был самый успешный и значительный «проект» века. Этот труд собрал воедино всё накопленное человечеством до того времени знание. нём доступно объяснялись все стороны мира, жизни, общества, наук, ремесла и техники, повседневных вещей. И эта энциклопедия была не единственной в своём роде. Ей предшествовали другие, но только французская стала такой знаменитой. Так, в Англии Ефраим Чемберс в 1728 году опубликовал двухтомную «Циклопедию» (по-гречески «круговое обучение», слова «-педия» и «педагогика» - однокоренные). Германии в 1731-1754 годах Йохан Цедлер издал «Большой универсальный лексикон» (Großes Universal-Lexicon) в 68 томах. Это была самая большая энциклопедия XVIII века. ней было 284 000 ключевых слов. К сравнению: во французской «Энциклопедии» их было 70 000. Но, во-первых, она стала более знаменитой, и уже среди современников, потому что её писали знаменитейшие люди своего времени, и это было всем известно, в то время как над немецким лексиконом работало множество никому неизвестных авторов. Во-вторых: её статьи были более спорными, полемичными, открытыми духу времени, частично революционными; их вычёркивала цензура, были гонения. В-третьих: в то время международным научным языком был уже французский, а не немецкий.

Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук, которые тогда переросли в отдельный жанр литературы.

Латынь перестала быть научным языком. На её место приходит французский язык. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. Среди учёных разгорелся тогда большой спор о языках: могут ли современные языки вытеснить латынь. На эту тему, да и вообще о вопросе превосходства между античностью и современностью, Джонатан Свифт, знаменитый просветитель и автор «Путешествий Гулливера», написал, например, сатирический рассказ «Битва книг» (The Battle of the books), опубликованный в 1704 году. притче о пауке и пчеле, содержащейся в этом рассказе, он прекрасно и остроумно выразил суть спора между сторонниками античной и современной литературы.

Основным стремлением эпохи было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.).

Периодизация по Г. Мэю

Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV-XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII веков, от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги - Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо, а в Америке - Пейна и Джефферсона. Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической.

Религия и мораль

Характерной просветительной идеей является отрицание всякого божественного откровения, в особенности это коснулось христианства, которое считается первоисточником ошибок и суеверий. Вследствие чего выбор пал на деизм (Бог есть, но он лишь сотворил Мир, а дальше ни во что не вмешивается) как естественную религию, отождествленную с моралью. Не принимая во внимание материалистические и атеистические убеждения некоторых мыслителей данной эпохи, таких как Дидро, большинство просветителей были последователями именно деизма, которые посредством научных аргументов пытались доказать существование Бога и сотворение Им вселенной.

В эпоху Просвещения вселенная рассматривалась как поразительная машина, которая является действующей причиной, а не конечной. Бог же, после создания вселенной, не вмешивается в её дальнейшее развитие и всемирную историю, а человек в конце пути не будет ни осуждён, ни вознаграждён Им за свои деяния. Руководством для людей в их нравственном поведении становится лаицизм, превращение религии в естественную мораль, заповеди которой являются одинаковыми для всех. Новая концепция толерантности не исключает возможность исповедовать иные религии лишь в частной жизни, а не общественной.

Роспуск Общества Иисуса

Отношение Просвещения к христианской религии и к её связи с гражданской властью были не везде одинаковы. Если в Англии борьба против абсолютной монархии была уже частично решена благодаря акту «Билль о правах» 1689 года, который официально положил конец религиозным преследованиям и отодвинул веру в сферу субъективно-индивидуальную, то в континентальной Европе Просвещение сохранило жесткую неприязнь к католической церкви. Государства начали занимать позицию независимости внутренней политики от влияния папства, а также всё большего ограничения автономии курии в церковных вопросах.

Иезуиты, непримиримые защитники папского авторитета, на фоне роста конфликта между церковью и государством, а также общественного мнения призывающего к уничтожению ордена, были изгнаны почти из всех европейских стран. 1759 году они были вытеснены из Португалии, далее следует Франция (1762) и Испания (1769). 1773 году папа Климент XIV опубликовал буллу Dominus ac Redemptor, в которой постановил распустить Общество Иисуса. Всё имущество ордена было конфисковано и, в большей его части, направлено на создание общественных мест контролируемых государством. Однако иезуиты полностью не исчезли из Европы, так как в России Екатерина Великая, хоть и была весьма близка к идее Просвещения, отказалась публиковать папское бреве о роспуске.

Историческое значение

Портрет Вольтера из дворца прусского короля Фридриха Великого Сансусси. Гравюра П. Баку

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта - господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Под влиянием идей просвещения были предприняты реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм). Но наиболее значительным последствием идей Просвещения стали Американская революция и Великая французская революция.

В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой - обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII века. Уже в XVIII веке делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту (Ответ на вопрос: что такое Просвещение?, 1784). Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект.

Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов - Берлин и Хабермас.

Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения, мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».

После Второй мировой войны вместе с рождением постмодернизма некоторые особенности современной философии и науки стали рассматриваться как недостатки: чрезмерная специализация, невнимание к традиции, непредсказуемость и опасность непредвиденных последствий, а также нереалистическая оценка и романтизация деятелей Просвещения. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно даже считают, что Просвещение косвенно породило тоталитаризм.

См. также

  • Американское Просвещение
  • Российское Просвещение
  • Шотландское Просвещение
Важнейшие представители
  • Томас Аббт (1738-1766), Германия, философ и математик.
  • Маркиз де Сад (1740 - 1814), Франция, философ, основоположник учения абсолютной свободы - либертинизма.
  • Жан ле Рон д’Аламбер (1717-1783), Франция, математик и врач, один из редакторов французской Энциклопедии
  • Бальтазар Беккер (1634-1698), Голландия, ключевая фигура раннего Просвещения. своей книге De Philosophia Cartesiana (1668 г.) разделял теологию и философию и утверждал, что Природу так же нельзя понять из Писания, как и теологическую истину вывести из законов Природы.
  • Пьер Бейль (1647-1706), Франция, литературный критик. Одним из первых выступал за религиозную толерантность.
  • Чезаре Беккариа (1738-1794), Италия. Приобрел широкую известность благодаря сочинению О преступлениях и наказаниях (1764).
  • Людвиг ван Бетховен (1770-1827), Германия, композитор.
  • Джордж Беркли (1685-1753), Англия, философ и церковный деятель.
  • Юстус Хеннинг Бемер (1674-1749), Германия, юрист и церковный реформатор.
  • Джеймс Босуэлл (1740-1795), Шотландия, писатель.
  • Леклер де Бюффон (1707-1788), Франция, естествоиспытатель, автор L’Histoire Naturelle.
  • Эдмунд Бёрк (1729-1797), Ирландия, политик и философ, один из ранних основателей прагматизма.
  • Джеймс Бернет (1714-1799), Шотландия, юрист и философ, один из основателей лингвистики.
  • Маркиз де Кондорсе (1743-1794), Франция, математик и философ.
  • Екатерина Дашкова (1743-1810), Россия, литератор, президент Российской академии
  • Дени Дидро (1713-1784), Франция, литератор и философ, основатель Энциклопедии.
  • Французские энциклопедисты
  • Бенджамин Франклин (1706-1790), США, ученый и философ, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости.
  • Бернар Ле Бовье де Фонтенель (1657-1757), Франция, ученый и писатель-популяризатор науки.
  • Виктор Д’Юпай (1746-1818), Франция, писатель и философ, автор термина коммунизм.
  • Эдуард Гиббон (1737-1794), Англия, историк, автор Истории упадка и падения Римской империи.
  • Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832), Германия, поэт, философ и естествоиспытатель.
  • Олимпия де Гуж (1748-1793), Франция, писатель и политический деятель, автор «Декларации прав женщины и гражданки» (1791), заложившей основы феминизма.
  • Йозеф Гайдн (1732-1809), Германия, композитор.
  • Клод Адриан Гельвеций (1715-1771), Франция, философ и литератор.
  • Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Германия, философ, теолог и лингвист.
  • Томас Гоббс (1588-1679), Англия, философ, автор Левиафана, книги, заложившей основы политической философии.
  • Поль Анри Гольбах (1723-1789), Франция, философ-энциклопедист, одним из первых объявил себя атеистом.
  • Роберт Гук (1635-1703), Англия, естествоиспытатель-экспериментатор.
  • Дэвид Юм (1711-1776), Шотландия, философ, экономист.
  • Томас Джефферсон (1743-1826), США, филисоф и политический деятель, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости, защитник «права на революцию».
  • Гаспар Мельчор де Ховельянос (1744-1811 гг.), Испания, юрист и политический деятель.
  • Иммануил Кант (1724-1804), Германия, философ и естествоиспытатель.
  • Гуго Коллонтай (1750-1812), Польша, теолог и философ, один из авторов польской конституции 1791 г.
  • Игнацы Красицкий (1735-1801), Польша, поэт и церковный деятель.
  • Антуан Лавуазье (1743-1794 г.), Франция, естествоиспытатель, один из основателей современной химии и авторов закона Ломоносова-Лавуазье.
  • Готфрид Лейбниц (1646-1716), Германия, математик, философ и юрист.
  • Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), Германия, драматург, критик и философ, создатель немецкого театра.
  • Карл Линней (1707-1778), Швеция, ботаник и зоолог.
  • Джон Локк (1632-1704), Англия, философ и политический деятель.
  • Пётр I (1672-1725), Россия, царь-реформатор.
  • Феофан Прокопович (1681-1736), Россия, церковный деятель и литератор.
  • Антиох Кантемир (1708-1744), Россия, литератор и дипломат.
  • Василий Татищев (1686-1750), Россия, историк, географ, экономист и государственный деятель.
  • Фёдор Волков (1729-1763), Россия, актёр, основатель русского театра.
  • Александр Сумароков (1717-1777), Россия, поэт и драматург.
  • Михайло Ломоносов (1711-1765), Россия, естествоиспытатель и поэт, один из авторов закона Ломоносова-Лавуазье.
  • Иван Дмитревский (1736-1821), Россия, актёр и драматург.
  • Иван Шувалов (1727-1797), Россия, государственный деятель и меценат.
  • Екатерина II (1729-1796), Россия, императрица, меценат и литератор.
  • Александр Радищев (1749-1802), Россия, писатель и философ.
  • Михаил Щербатов (1733-1790), Россия, историк и публицист.
  • Иван Бецкой (1704-1795), Россия, государственный деятель.
  • Платон (Левшин) (1737-1812), Россия, церковный деятель и историк церкви.
  • Денис Фонвизин (1745-1792), Россия, литератор.
  • Владислав Озеров (1769-1816), Россия, поэт и драматерг.
  • Яков Княжнин (1742-1791), Россия, писатель и драматург.
  • Гавриил Державин (1743-1816), Россия, поэт и государственный деятель.
  • Николай Шереметев (1751-1809), Россия, меценат.
  • Христлиб Фельдштраух (1734–1799), Россия, Германия, преподаватель, философ. Автор Наблюдений о человеческом духе и его отношении к миру
  • Себастьян Жозе Помбал (1699-1782), Португалия, государственный деятель.
  • Бенито Фейжоо (1676-1764), Испания, церковный деятель.
  • Шарль Луи Монтескьё (1689-1755), Франция, философ и правовед, один из авторов теории разделения властей.
  • Леандро Фернандец де Моратин (1760-1828), Испания, драматург и переводчик.
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), Германия, композитор.
  • Исаак Ньютон (1643-1727), Англия, математик и естествоиспытатель.
  • Николай Новиков (1744-1818), Россия, литератор и филантроп.
  • Доситей Обрадович (1742-1811), Сербия, писатель, философ и лингвист.
  • Томас Пейн (1737-1809), США, литератор, критик Библии.
  • Франсуа Кёне (1694-1774), Франция, экономист и врач.
  • Томас Рид (1710-1796), Шотландия, церковный деятель и философ.
  • Жан-Жак Руссо (1712-1778), Франция, писатель и политический философ, автор идеи «общественного договора».
  • Адам Смит (1723-1790), Шотландия, экономист и философ, автор знаменитой книги Исследование о природе и причинах богатства народов.
  • Барух Спиноза (1632-1672), Голландия, философ.
  • Эммануил Сведенборг (1688-1772), Швеция, теолог и естествоиспытатель.
  • Алексис Токвиль (1805-1859), Франция, историк и политический деятель.
  • Вольтер (1694-1778), Франция, писатель и философ, критик государственной религии.
  • Адам Вейсгаупт (1748-1830), Германия, правовед, основатель тайного общества иллюминатов.
  • Джон Уилкс (1725-1797), Англия, публицист и политик.
  • Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768), Германия, искусствовед.
  • Христиан фон Вольф (1679-1754), Германия, философ, юрист и математик.
  • Мэри Уолстонкрафт (1759-1797), Англия, писатель, философ и феминистка.

Примечания

  1. Hackett, Louis. The age of Enlightenment (1992). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
  2. Hooker, Richard. The European Enlightenment(недоступная ссылка - история) (1996). Архивировано из первоисточника 29 августа 2006.
  3. Frost, Martin. The age of Enlightenment (2008). Проверено 18 января 2008. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
  4. «Essay of the study of history» (1741).
  5. Stollberg-Rilinger (2010), стр. 187.
  6. Цитируется по: G.Gunn. Early American Writing. Introduction. Penguin Books USA Inc., New York, 1994. Pp.xxxvii-xxxviii.
  7. Blissett, Luther. Anarchist Integralism: Aesthetics, Politics and the Après-Garde (1997). Проверено 18 января 2008. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.

Библиография

  • Геттнер, «История всеобщей литературы XVIII в.»;
  • Laurent, «La philosophie du XVIII siècle et le christianisme»;
  • Lanfrey, «L"église et la philosophie du XVIII siècle»;
  • Stephen, «History of english thought in the XVIII century»;
  • Biedermann, «Deutschlands geistige, sittliche und gesellige Zustände»
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Ссылки

  • Статья в энциклопедии "Кругосвет"
  • Длугач Т. Б. Философия Просвещения (видеолекции)

Литература

  • Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. - М.: Институт философии РАН, 1993. - 213 с.
  • М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно. Понятие просвещения // Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., С-Пб., 1997, с. 16-60
  • Д. Рикуперати. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003, с. 15-29.

что такое эпоха просвещения, эпоха просвещения, эпоха просвещения в западной европе, эпоха просвещения в россии, эпоха просвещения это

Эпоха Просвещения Информацию О

Толчком к переходу к эпохе Просвещения во всех странах является отказ от феодального образа жизни, переход к более демократичному строю. В чем же проявляется его демократичность? Во-первых, культура Просвещения предназначена не для какого-то выбранного слоя общества, не для богатой его верхушки, а для всего народа.

Цель Просвещения – сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещения в целом для всего культурного процесса в мире очень велико. Благодаря ему заметно расширились культурные рамки, которые до этого охватывали лишь незначительный слой общества. Именно благодаря такому понятию, как Просвещение, определения «культурный» и «образованный» могли относиться к любому человеку, стремящемуся к обогащению своего внутреннего мира, даже если этот человек обладал малыми средствами.

Равенство – вот что привнесло Просвещение в жизнь. Как раз понятие равенства и стало ключевым для дальнейшего культурного развития. Тот факт, что все люди изначально равны между собой и имеют одинаковые права на свое дальнейшее развитие как личностей, и послужил основой для создания идеалов эпохи Просвещения. Кто же был идеалом данной эпохи, которую часто называют «веком Разума»? Конечно же человек, которого и отличает от животного способность разумно мыслить. Именно он обладает не только физической, но и духовной мощью.

По мнению многих мыслителей, Просвещение – это главный двигатель общественного прогресса.

К примеру, немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) писал, что «Просвещение – это выход человека из состояния его несовершеннолетия...». А «несовершеннолетие» же «есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». По мнению И. Канта, в этом несовершеннолетии человек «находится по собственной вине», исключительно из-за «недостатка решимости и мужества пользоваться» самостоятельно собственным рассудком.

Это стремление к самостоятельности, участию каждого человека в переустройстве окружающего мира посредством возможностей своего разума и привело к тому, что кардинально изменились религиозное представление и мышление народа. Одна из крайностей этих изменений – появление просветителей-атеистов, которые отрицали религиозные представления и культы и вопреки этим представлениям превыше всего ставили человека. Как следствие – появление в эпоху Просвещения новой формы веры – деизма. Просветители-деисты не отрицали существование Бога как мирового разума, а также того, что именно он есть первопричина мира. То есть, по мнению деистов, Бог является создателем мира как некой «машины», которой он определил законы ее движения. Всякое дальнейшее вмешательство Бога в устройство этой «машины» деистами отклоняется, здесь на первый план выходит человек, который и вносит свои коррективы.

Стоит отметить, что эпохе Просвещения были свойственны оптимистические настроения, связанные с верой в то, что человека можно изменить в лучшую сторону. Недаром существовало еще одно определение эпохи Просвещения как «золотого века утопии». Эта утопия относилась прежде всего к изменению в политическом и социальном устоях. Гармоническое общество, живущее по разуму, с чувством ответственности за каждого отдельного человека, – это и есть идеальное общественное устройство просветителей-утопистов. Но несмотря на огромное желание получить такое общество, многие утописты, например Жан Жак Руссо (1712–1778), мало верили в его возможность.

Феодальный строй уступил место новому буржуазному виду экономических отношений. Но переход этот был не очень гладким. Ему предшествовали не просто постепенные прогрессивные преобразования, а настоящие перевороты, коснувшиеся различных сторон человеческой жизни.

Эпоха Просвещения, начавшаяся с последней революции в Англии (1689 г.), вместила в себя впоследствии сразу три революции:

1) промышленную в Англии;

2) политическую во Франции;

3) философско-эстетическую в Германии.

Но Просвещение сказалось не только на социальном устройстве общества, но и на культурном развитии.

В философии наметилось лидерство рационализма, который пришел на смену метафизике. То есть именно разум стал почитаться основой познания и поведения людей. Только за разумом признавалось решающее слово, как в жизни, так и в науке, и даже в религии.

Хотя эпоха Просвещения и охватила множество стран, для каждой из них были характерны свои черты, связанные прежде всего с национальной самобытностью.

Родиной Просвещения считается Англия. Даже церковь здесь шла не вопреки Просвещению, а принимая его ценности и идеалы. Переустройство общества после революции и гражданских войн, укрепление правового государства с его стремлением к равенству сделало Англию неким эталоном, к которому стремились и остальные государства.

Первым сформулировал программу английского Просвещения, которой придерживались и во Франции, философ Джон Локк (1632–1704). В своем произведении «Опыт о человеческом разумении», написанном в 1689 г., он выделил три основных права человека, которые относятся к «неотчуждаемым правам»:

1) право человека на жизнь;

2) право человека на свободу;

3) право на собственность.

Результат принятия этих трех прав Д. Локк видел в «правовом равенстве индивидов».

Большое значение Д. Локк приписывал человеческому труду. По его мнению, именно труд и определяет, какой собственностью будет обладать человек.

Идеи равенства придерживался и другой английский просветитель, философ Томас Гоббс (1588–1679). Он верил в то, что все люди равны от природы, а неравенство есть причина многих бед, таких как конфликты, войны и т. д. А чтобы избежать этих бед, считал Т. Гоббс, каждому человеку нужно избавиться от его эгоистических страстей.

Но были мыслители, которые придерживались абсолютно противоположного мнения. Так родилось новое направление в философии, названное этикой самолюбия или разумным эгоизмом. Его последователями были английский мыслитель и писатель Бернард Мандевиль (1670–1733), а также английский философ и социолог Иеремия Вентам (1748–1832). По мнению сторонников этики самолюбия, эгоизм есть движущая сила культурной и нравственной жизни людей.

Среди шотландских просветителей стоит выделить экономиста и философа Адама Смита (1723–1790). Он выдвинул свою новаторскую идею гражданского поведения и социальных отношений, в которой большую роль отводил рынку. Именно благодаря рынку, по мнению А. Смита, человек и смог скинуть с себя оковы феодализма. Свобода же человека определяется прежде всего его ролью в экономических отношениях.

Именами великих мыслителей прославилась эпоха Просвещения во Франции. Прежде всего – Вольтер, Жан Жак Руссо, Цени Дидро и Шарль Луи Монтескье.

Одним из сторонников деизма во Франции был писатель и просветитель Вольтер (1694–1778), настоящее имя которого Мари Франсуа Аруэ. Уже в ранних его произведениях прослеживалось его негодование относительно абсолютизма, он всячески высмеивал феодальное общество с его принципами и моральными ценностями. Критике феодально-абсолютистской системы посвящены такие произведения, как «Философские письма», написанные в 1733 г., и «Философский словарь», написанный в период с 1764 по 1769 гг. Но творчество Вольтера охватывало не только философско-политические темы. Его проза была посвящена весьма разнообразным темам, написана в различных жанрах: от трагедии и комедии до стихов и романов. Идеи Вольтера сыграли не последнюю роль в развитии мировой мысли. В частности, в России очень большое распространение получило вольтерьянство, которое ассоциировалось со свободомыслием, религиозным скептицизмом, ниспровержением авторитетов.

Еще одним критиком абсолютизма был современник и соотечественник Вольтера правовед и философ Шарль Луи Монтескье (1689–1755). Его основные произведения – «Персидские письма», написанные в 1721 г., и книга «О Духе законов», написанная 1748 г. В них Ш. Л. Монтескье рассуждает о причинности возникновения той или иной формы государственности, видит решение проблем, связанных с законностью, в разделении властей.

Непримиримым с религиозными идеями, а также абсолютизмом во власти на протяжении всей жизни оставался великий французский писатель и философ Дени Дидро (1713–1784). Он был материалистом, т. е. сторонником той идеи, что именно материя первична, а всякое мышление и сознание являются лишь свойствами этой материи. Одно из наибольших достижений Д. Дидро – идея создания «Энциклопедии» (1751–1780 гг.). Он был не только ее вдохновителем, но и создателем и редактором. «Энциклопедия» состояла из тридцати пяти томов.

Жан Жак Руссо (1712–1778), французский писатель и философ, который, как и остальные просветители, с недоверием и даже с негодованием относился к официальной церкви. В его произведениях прослеживается основная идея эпохи Просвещения – идея всеобщего равенства. Эта тематика характерна для таких его произведений, как «Рассуждение о начале и основаниях неравенства» (1755 г.), «Об общественном договоре» (1762 г.). В них он критикует абсолютизм и крайний деспотизм власти.

По мнению Ж. Ж. Руссо, многие проблемы человека являются следствием его испорченных нравов. Эта испорченность шла от плохого воспитания и неравенства. Поэтому выход виделся Руссо в искоренении всякого неравенства, в правильном воспитании людей, которые бы могли служить на благо общества. Вот почему одним из известнейших произведений Ж. Ж. Руссо является его роман «Эмиль, или о Воспитании», посвященный педагогическим проблемам в системе воспитания. Главная цель образования, по мнению Руссо, – развитие в человеке внутреннего сознания добра и защита его нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

Не стояло на месте и Просвещение. Сложное положение, в котором находилась Германия, ее раздробленность и экономическая нестабильность наложили свой характерный национальный отпечаток на немецкое Просвещение.

Среди немецких философов-просветителей стоит выделить Иммануила Кантам его современников: Готхолъда Эфраима Лессинга и Иоганна Готфрида Гердера.

Основной идеей немецкого философа, теоретика искусства и драматурга Готхолъда Эфраима Лессинга (1729–1781) было политическое обновление, которое он видел в единстве человеческого рода. Цель этого обновления – завершающий этап развития человеческой цивилизации, «эпоха нового, вечного Евангелия».

Сторонником гуманистических идей был другой немецкий философ-просветитель, критик и эстетик Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803). Он выступал за самобытность в искусстве, за национальные различия и разнообразие. Одними из наиболее значимых его произведений, пронизанных идеями гуманизма, были сочинение «Еще одна философия истории для воспитания человечества», а также «Письма для поощрения гуманности» (1793–1797 гг.).

И. Канту принадлежала своя концепция Просвещения, согласно которой Просвещение есть освобождение человека от моральной и интеллектуальной зависимости. В этом плане стоит отметить такое произведение И. Канта, как «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного». Прекрасное и возвышенное – две главные категории согласно И. Канту. Все чувства человека И. Кант наблюдает только через призму этих категорий.

И если прекрасное и возвышенное, скорее, относится к миру искусства и творчества, то существовали и другие темы, которых касался И. Кант в своих сочинениях. Его волнуют многие социальные вопросы. К примеру, такие близкие к искусству вопросы, как развитие культуры, созданной человеком, законы этого развития. Причиной всякого развития И. Кант видит естественную конкуренцию людей в стремлении к их личной свободе, самореализации, достижению значимости своей личности.

Важным понятием в философии И. Канта является понятие «вещь в себе». Это понятие означает вещь, рассмотренную со стороны таких ее качеств, которые от человека никак не зависят. Интересно, что в первом издании своего произведения «Критика чистого разума», написанного в 1781 г., И. Кант отрицает всякое существование «вещи в себе». А уже во втором переиздании доказывает обратное, что «вещь в себе» может быть реальной.

Значение философии И. Канта для последующего развития философской мысли огромно. Именно И. Кант являлся основателем немецкой классической философии.

Для искусства Просвещения были характерны свои стилевые и жанровые особенности. Можно выделить три основных направления, характерных для европейского искусства.

1. Классицизм, от латинского слова classicus, что значит «образцовый».

2. Романтизм, от французского слова romantisme.

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. По их мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершенствованию.

Здесь парки не просто места с естественной или посаженной растительностью. Они включают в себя различные культурные здания, такие как музеи, библиотеки, театры, картинные галереи и храмы и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что искусство эпохи Просвещения достигло огромных высот.

Искусство во Франции связано прежде всего с таким новым понятием, как рококо. Для него характерна асимметрия, игривость и вычурность, роскошь и манерность.

Примером рококо являются работы французского живописца Франсуа Буше (1703–1770), такие как «Венера, утешающая Амура» (1751 г.), «Завтрак» (1750 г.), «Купание Дианы» (1742 г.), «Утро» (1745 г.), «Отдыхающая девушка» (1752 г.), «Туалет Венеры» (1751 г.) и др.

Родоначальником же стиля рококо по праву считается французский рисовальщик и живописец Антуан Ватто (1684–1721). Его работы, от бытовых сцен до галантных празднеств, выделяются своей яркостью, изысканностью, красочностью. Наиболее известные его картины: «Общество в парке» (1716–1719 гг.), «Танец» (1710–1720 гг.), «Меццетен» (1717–1719 гг.), «Влюбленные на отдыхе», «Паломничество на остров Киферу» (1717–1718 гг.).

Но самым первым живописцем-просветителем являлся англичанин Уильям Хогарт (1697–1764). Именно он стал первым внедрять светские темы в живопись, тогда как раньше преобладали произведения искусства с религиозной тематикой. Для картин У. Хогарта была характерна сатира, он с помощью живописи высмеивал пороки аристократии. Примером тому могут послужить его картины «Карьера проститутки» (1730–1731 гг.), «Карьера мота» (1732–1735 гг.), «Брачный контракт», «Выборы» (ок. 1754 г.) и др.

Его соотечественник, живописец эпохи Просвещения Томас Гейнсборо (1727–1888) был одним из наиболее выдающихся портретистов. Его портреты («Автопортрет» (1754 и 1758 гг.), «Портрет дамы в голубом» (1770 г.), «Девочка с поросятами» (1782 г.), «Утренняя прогулка» (1785 г.) и др.) одухотворены, поэтичны, полны лиризма и душевной утонченности.

В Италии, а именно в Венеции, в XVIII в. зародилось новое направление живописи – ведута.

Ведута (от итальянского слова veduta) – это городской архитектурный пейзаж. Представителями этого направления были венецианские живописцы-просветители Джованни Каналетто (1697–1768) («Портелло и канал Брента в Падуе», «Двор каменотеса», «Площадь святых Иоанна и Павла в Венеции», «Церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции», «Площадь Сан-Марко в Венеции»), Франческо Гварди (1712–1793) («Вид площади с дворцом», «Каприччо на набережной Венецианской лагуны», «Отплытие дожа на „Бученторо“ в церковь Сан-Николо на Лидо», «Вид на Венецианскую лагуну с башней Мальгера»).

Не стояло на месте и литературное искусство эпохи Просвещения. Во многом это связано с расцветом театрального искусства. Ведь недаром эпоху Просвещения называют «золотым веком театра».

В Англии это связывают с именем драматурга Ричарда Бринсли Шеридана (1751–1816). Он прославился своими сатирическими комедиями: «Соперники» (1775 г.), «Поездки в Скарборо» (1777 г.), «Школа злословия».

Высокое развитие получило театральное искусство в Венеции. Здесь, в небольшом по размеру городе, существовало семь театров. Венецианские театры существовали во многом благодаря заслугам выдающихся драматургов: Карло Гольдони и Карло Гоцци.

Наиболее известные произведения Карло Гольдони (1707–1793) – «Хитрая вдова» (1748 г.), «Трактирщица» (1753 г.), «Слуга двух господ» (1745–1753 гг.). Благодаря своему остроумию и искрометному юмору К. Гольдони получил широкую известность во всем мире.

Его современник Карло Гоцци (1720–1806) писал сказки (фьябы ) для театра, которые основывались на фольклоре: «Любовь к трем апельсинам» (1761 г.), «Король – олень» (1762 г.), «Турандот» (1762 г.) и др. И если К. Гольдони отказался от метода комедии дель арте (импровизации на основе сценария), то К. Гоцци, наоборот, продолжал широко использовать этот метод.

Больших высот комедии нравов достигли в творчестве французского драматурга эпохи Просвещения Пьера Огюстена Бомарше (1732–1799). Герои его произведений пытались всячески протестовать и высмеивать существующий режим. («Севильский цирюльник» (1775 г.) и «Женитьба Фигаро» (1784 г.)).

В эпоху Просвещения в Германии появился «универсальный гений», основоположник немецкой литературы, писатель Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832). Его произведения проникнуты антифеодальными настроениями, в них описываются проблемы человеческих взаимоотношений, поиск смыла жизни (пьеса «Эгмонт» (1788 г.), трагедия «Фауст» (1803–1832 гг.), автобиографическая книга «Поэзия и правда» и др.). И. Гете был не только талантливым писателем, но и блестящим естествоиспытателем («Опыт о метаморфозе растений» (1790 г.), «Учение о цвете» (1810 г.)).

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И.-С. Бах, Г Ф. Гендель, И Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен и др.

Непревзойденным мастером полифонии был немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Его произведения были пронизаны глубоким философским смыслом, высокой этикой. Он смог обобщить достижения в музыкальном искусстве, которых добились его предшественники. Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722–1744 гг.), «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.), множество концертов и кантат, Месса си-минор (1747–1749 гг.) и др.

В отличие от И.-С. Баха, который не написал ни одной оперы, немецкому композитору и органисту Георгу Фридриху Генделю (1685–1759) принадлежат более сорока опер. А также произведения на библейские темы (оратории «Израиль в Египте» (1739 г.), «Саул» (1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.) и др.), органные концерты, сонаты, сюиты и т. д.

Мастером классических инструментальных жанров, таких как симфонии, квартеты, а также сонатных форм был великий австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732–1809). Именно благодаря ему и сложился классический состав оркестра. Ему принадлежат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14 месс и т. д.

Другой австрийский композитор, Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791), был вундеркиндом, благодаря чему прославился еще в раннем детстве. Ему принадлежат свыше 20 опер, среди них знаменитые «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.), более 50 симфоний, множество концертов, фортепианных произведений (сонат, фантазий, вариаций), неоконченный «Реквием«(1791 г.), песни, мессы и др.

Нелегкая судьба, наложившая свой отпечаток на все творчество, была у немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827). Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музыканта беде – потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер. На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Патетическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения.

Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.

Общественно-политические процессы нашли свое отражение в идеологической борьбе - в оживлении идейной жизни, в появлении целой плеяды мыслителей, ставивших в своем творчестве самые острые проблемы философии, социологии, искусства и тому подобное. Поэтому XVIII век во Франции носит имя века Просвещения , и писатели этой эпохи известны в русской исторической литературе под общим именем просветителей.

Просветители обсуждали и оспаривали проблемы собственности и отношения к народу, их мнения разделялись в вопросе о том, давать ли народу полноту истины или оставить ее привилегией избранных; одни из них делали ставку на просвещенный абсолютизм, надеясь с помощью «философа на троне» устранить наиболее вопиющие язвы режима, другие же готовы были искать выход в народном восстании или даже во всеевропейской революции.

Довольно широкое распространение грамотности во Франции XVIII века (историки считают, что во Франции накануне 1789 года было более 47 % грамотных мужчин, около 27 % грамотных женщин) привело к развитию книгопечатания. Правительство, отправляя писателей в Бастилию и сжигая их книги на костре, тем самым вызвало к ним еще больший интерес. По свидетельству современников, книги просветителей были у всех на руках.

Одним из зачинателей французского Просвещения по праву считается сельский кюре Жан Мелье (1664- 1729), сочинение которого «Завещание» остро критикует не только феодально-абсолютистский строй, но и основы общества, построенного на присвоении одними результатов труда других.

Мелье стремился просветить народ, чтобы побудить его совершить революцию. Он призывал своих современников: «Постарайтесь объединиться, сколько вас есть, вы и вам подобные, чтобы окончательно стряхнуть с себя иготиранического господства… ниспровергните повсюду все эти троны несправедливости и нечестия, разможите все эти коронованные головы, сбейте гордость и спесь со всех наших тиранов».

Шарль Луи Монтескье

Выдающимся представителем просветительского движения во Франции был Шарль Луи Монтескье (1689-1755), занимавший

видный пост в провинциальном управлении Франции (сначала советник, а затем президент бордоского парламента),- писатель, социолог и историк. В анонимном романе «Персидские письма» (1721) он создал острую сатиру на феодально-абсолютистский строй.

Главное в учении Монтескье - различение трех форм государственного управления: деспотии, основой которой является страх, монархии, основанной на «принципе чести», и республики, покоящейся на добродетели. Признавая теоретически преимущество республики, Монтескье объявлял ее осуществимой только в малых странах; деспотия же, по его учению, характерна для огромных государств Востока - Персии, Индии, Китая. Наиболее пригодной для Франции формой правления объявлялась, таким образом, монархия.

Взгляды Монтескье были для своего времени прогрессивными, хотя они и проникнуты духом компромисса. Не признавая революционных методов борьбы, Монтескье пытался поставить преграду законов на пути произвола власти. Поэтому его учение нашло много сторонников среди либеральных верхов. Оно отразилось в американской конституции и в ряде конституционных документов первых этапов Французской революции.

Из всех французских просветителей наибольшее влияние на современников оказал (Франсуа- Мари Аруэ, 1694-1778), чьим именем иногда обозначают всю эпоху Просвещения. Это был писатель, драматург, публицист, историк и философ огромного таланта, оставивший глубокий след в развитии общественной мысли своего времени во Франции и далеко за ее пределами.

Всю свою долгую творческую жизнь, начавшуюся в 1717 году трагедией «Эдип», Вольтер отдал борьбе против религиозного фанатизма, против остатков крепостничества во Франции, против придворной клики. Его «Философские письма» поражали читателя смелостью мыслей. «Не знаю, кто полезней для государства,- отлично напудренный сеньор, точно знающий, в котором часу король встает и в котором ложится, и напускающий на себя важный вид, играя роль раба в прихожей какого-нибудь министра, или негоциант, обогащающий свою страну, рассылающий из своей конторы приказы Сурагу и Каиру и содействующий счастью вселенной».

Вольтер выступал крайне активно во всех жанрах, берясь решать проблемы современных точных наук, поэзии, драматургии. Огромное влияние Вольтера на современников и последующие поколения определялось духом его вольнолюбивого, насмешливого сомнения во всех законах и нормах старого мира, которое рождало блещущее талантом, иронией, умом его яркое творчество.

Громадное значение в развитии просветительской идеологии имел философ-материалист и писатель большого таланта Дени Дидро (1713-1784), создатель и многолетний редактор знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Среди сотрудников «Энциклопедии» были Монтескье, Тюрго, Вольтер, Руссо, Даламбер, все самые крупные мыслители эпохи, ученые, инженеры, врачи.

«Энциклопедия» была одновременно справочным, научным и полемическим изданием. Многое, чего авторы не могли написать из опасения цензурных преследований, было высказано намеком и в таком виде доходило до читателей.

Среди единомышленников Дидро выделялись философы Гольбах (1723-1789) и Гельвеций (1715- 1771), оставившие заметный след в развитии материалистической мысли. Гольбах также известен как один из крупнейших воинствующих атеистов своего века; в отличие от Вольтера, он выступал не только против фанатизма и нетерпимости католической церкви, но и против религии вообще, отрицая существование бога.

Политические взгляды Гольбаха и Гельвеция отличались умеренностью. Гольбах писал, что социальное «неравенство является опорой общества… Благодаря различию людей и их неравенству слабый вынужден прибегать к защите сильного; оно же заставляет последнего прибегать к знаниям, мастерству более слабого, если он их считает полезным для самого себя».

Из среды народа, как и Дидро, вышел и Жан-Жак Руссо (1712-1778), один из зачинателей нового направления общественной мысли - эгалитаризма. Он заявлял: «Труд… есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут». Руссо этимвысказал отношение трудящихся масс Франции к приви¬легированным сословиям.

Руссо объявляет частную собственность виновницей всех социальных зол.

Особое значение имеет трактат Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права», в котором автор выразил в ясной и образной форме смутные чувства и скрытые чаяния народа. Сильнее, чем кто-либо из писателей Просвещения, Жан-Жак Руссо поставил проблему равенства как главное требование века.

Эпоха Просвещения выдвинула также несколько передовых мыслителей, представителей утопического коммунизма. Они идут дальше эгалитаристов, усматривая источник всех зол общества в частной собственности. Взамен нее они выдвигают идеал социального строя, основанного на началах общественной собственности, совместного труда и уравнительного распределения. История сохранила их имена - это Морелли и Габриель Бонно де Мабли.

А Франция шла навстречу надвигавшейся буре. Из уст в уста передавались слова Руссо из ставшего знаменитым его романа «Эмиль»: «Мы приближаемся к состоянию кризиса и к веку революций». Этот «век революций» уже надвигался вплотную. Тысячелетняя французская монархия вступала в полосу решающих испытаний.

Эпоха Просвещения - один из важнейших периодов не только в европейской истории, а и в мировой культуре. Первые ее идеи зародились в

Англии и сразу же распространились во Франции, Германии, России и других государствах Европы. Большинство историков датируют эту идеологическую эпоху концом XVII-началом XIX века, но время проявления ее мыслей в различных странах и областях науки и искусства варьируется.

Представители эпохи Просвещения

В XVIII веке яркими представителями французской просветительской литературы стали такие писатели и философы, как Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье и другие деятели культуры. Их работы были направлены на вопросы социально-политического характера и получили общеевропейское значение. Немецкие философы эпохи Просвещения, такие как Кант, Ницше работали над решением моральных и религиозных проблем. В Англии Локк, Беркли и Юм развивали идеи спиритуализма, деизма и скептицизма. Американская эпоха Просвещения сильно отличалась от европейской. Действия просветителей Америки были направлены на борьбу с английскими колониями и на разрыв с Англией в общем.

Принципы эпохи Просвещения

Несмотря на некоторые различия во взглядах, эпоха Просвещения в целом

была направлена на постижение естественных принципов жизни человека (права, религии и т.д.). Все существовавшие отношения и формы были подвержены критике с точки зрения естественного и разумного начала. Большое внимание уделялось морали, воспитанию и педагогике, в которых проповедовались идеалы гуманности. Острые формы принял вопрос о достоинстве человека.

Признаки эпохи

Можно выделить три основных признака эпохи Просвещения:

1. Теория равенства всех перед человечеством и законом. Люди являются на свет равными в своих правах, удовлетворение их индивидуальных интересов и потребностей направлено на установление справедливых и разумных форм сосуществования.

2. Превосходство разума. На основе научных достижений сложилось представление о том, что общество и Вселенная подчиняются разумным и логичным законам, все загадки мироздания разгаданы, и распространение знаний способно избавить от всех социальных проблем.

3. Исторически оптимистический настрой. Эпоха Просвещения строилась на вере в возможность изменения человечества к лучшему и преобразования социально-политических устоев "рациональным" способом.

Выводы

Как показала эпоха Просвещения, философия этого периода сильно повлияла на развитие дальнейших теорий об аспектах человеческой жизни. Его идеи легли в основу демократии и политической свободы как базовых ценностей современного общества. Либерализм, будучи современным общественно-политическим течением, возник на базе просветительских теорий. На принципах Просвещения основаны Декларация независимости Америки и Декларация прав человека и гражданина во Франции. Однако принципы Просвещения не избежали и критики. С началом постмодернизма некоторые аспекты философии стали восприниматься как недостатки. Деятельность просветителей казалась нереалистической. Порицались невнимание к традициям и чрезмерная специализация.

НАУКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII - КОНЕЦ XVIII В.)

Просвещение - интеллектуальное движение XVII-XVIII вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения, его рационалистических начал, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказа от религиозного миропонимания и обращения к разуму как единственному инструменту познания человека и общества.

Название закрепилось после выхода статьи И. Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784). Корневым словом здесь является «свет», от которого происходит термин «просвещение». Термин восходит к древней религиозной традиции, запечатленной как в Ветхом, так и в Новом Завете. Он связан с отделением Творцом при сотворении мира света от тьмы и определением самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысливая этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума.

Просвещение зародилось в Англии в конце XVII в. в сочинениях его основателя Джона Локка (1632-1704) и его последователей. Здесь были сформулированы основные понятия просветительского учения: общее благо, естественный человек, естественное право, естественная религия, общественный договор. В учении об общественном праве, изложенном в работе «Два трактата об общественном правлении» (1690Л Дж. Локк обосновал основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми.

Еще на заре своей истории, стремясь упорядочить свою жизнь, люди добровольно заключили общественный договор, на основе которого и был создан особый орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре стало одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В XVIII в. центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Шарль Монтескьё (1689-1755) и Франсуа Вольтер (1694-177 8).

В трудах Монтескьё получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, который стал одной из основ политического либерализма.

Иных политических взглядов придерживался Вольтер. Он был сторонником просвещенного абсолютизма и пытался привить идеи Просвещения монархам. С этой целью он находился некоторое время на службе у прусского короля Фридриха II, а также вступил в переписку с русской императрицей Екатериной II. Вместе с тем его отличала ярко выраженная антиклерикальная позиция, он резко выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом.

Еще одним из наиболее известных деятелей французского Просвещения был Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Он стал наиболее известным популяризатором идей Просвещения. Руссо предложил свой, весьма радикальный путь переустройства общества. В трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. Согласно этой идее правительство получает свою власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничить, видоизменить или вовсе отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции конца XVIII в.

Во второй половине XVIII в. основную роль в развитии идей Просвещения стали играть Дени Дидро (1713-1784) и энциклопедисты. «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751 - 1780) стала первой научной энциклопедией.

В ней излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусств. В большинстве случаев статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами энциклопедии явились Дидро и Жан Д’Аламбер (1717-1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Монтескьё, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали ученые, писатели, инженеры.

Создатели Энциклопедии видели в ней инструмент, при помощи которого они уничтожат суеверия, предоставляя доступ к знаниям человечества. Энциклопедия подвергалась жесткой критике в основном из-за тона, в котором она обсуждала религию - ее авторов обвиняли в том, что они наносят вред религии и общественной морали, и потому издание Энциклопедии неоднократно приостанавливалось. Религия в ней рассматривалась лишь как одна из ветвей философии, а не как последнее слово в науке и в морали. Только покровительство влиятельных лиц, в том числе маркизы де Помпадур, пользовавшейся особой благосклонностью короля, помогло создателям Энциклопедии завершить работу.

Роль Энциклопедии в развитии науки, в интеллектуальном и политическом развитии человечества трудно переоценить. По этому поводу авторы другой известной энциклопедии «Британника» пишут: «Не существовало никогда энциклопедии, политическая важность которой была бы так велика, равно как и энциклопедии, которая заняла бы такое видное место в жизни общества, истории и литературе своего века» .

В XVIII в. тираж книг редко превышал 1500 экземпляров. Но Французская энциклопедия сразу вышла тиражом 4550 экземпляров и затем много раз переиздавалась и во Франции, и за рубежом, в том числе и в России.

Энциклопедические издания стали создаваться и в других странах. В 1772 г. начала выходить Английская национальная энциклопедия «Британика», а с начала XIX в. свои энциклопедии появились в Германии, Испании и России. Все они были вдохновлены опытом первой Французской энциклопедии.

На протяжении всего этапа Просвещения в центре внимания его идеологов находилось понятие «разум». Разум в представлении просветителей дает человеку понимание природы, общества, а также самого себя. Это понимание помогает человеку изменить к лучшему, усовершенствовать и природу, и самого себя. Так обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы невежества в царство разума.

Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума стало признаваться научное познание как природы, так и общества.

Именно в эту эпоху систематический характер приобрели морские путешествия. Полоса новых географических открытий в Тихом океане (острова Пасхи, Гаити, Гавайи, Восточное побережье Австралии) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук.

Так, большой вклад в ботанику внес шведский ученый Карл Линней (1707-1778). В работе «Виды растений» (1737) он описал тысячи видов флоры и дал им двойные латинские наименования, которые выражали родовую и видовую принадлежность организма. Например, название рода - смородина, видовые - красная, черная, белая, а полное название: смородина красная, и т.д. В то время именно латынь являлась международным языком науки. Используя его для наименования растений и животных, Линней разрешил сложную проблему: ведь если бы названия давались на разных языках, то под многими наименованиями мог описываться один и тот же вид.

Ж.Б. Ламарк (1744-1829) выдвинул первый вариант теории эволюции, получивший наименование «ламаркизма». Ламаркизм усматривал главную силу, приводившую в движение эволюционный процесс, во внутреннем стремлении организмов к совершенству. Хотя ламаркизм скоро уступил место более глубокому пониманию эволюции, предложенному Ч. Дарвином, тем не менее именно Ламарк первым высказал идею о том, что все формы жизни на Земле являются результатом эволюции.

В математике Исаак Ньютон (1642-1727) и Готфрид Лейбниц (1646-1716) почти одновременно и независимо друг от друга открыли дифференциальное и интегральное исчисление.

Основатель современной химии Антуан Лавуазье (1743-1794) составил первый перечень химических элементов, открыл закон сохранения энергии. Лавуазье был казнен в возрасте 52 лет по ложному обвинению в растрате общественных средств. Прочитав многочисленные просьбы о его помиловании, М. Робеспьер - один из вождей Французской революции - заявил: «Революции ученые не нужны».

Развитие науки в период Просвещения имело ряд особенностей:

1. Влияние идей Исаака Ньютона было безраздельным.

Его классический труд «Математические начала натуральной философии» вышел первым изданием в 1687 г. В нем Ньютон доказал, что сила тяжести, наблюдающаяся на Земле, является той же самой силой, которая удерживает Землю на орбите при ее вращении вокруг Солнца; что эта же сила удерживает на своих орбитах и все остальные небесные тела; что эта сила пропорциональна массам взаимодействующих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Многие ученые XVII в. подходили к мысли об универсальном значении силы тяжести (Г. Галилей, И. Кеплер), но только Ньютон четко сформулировал ее фундаментальную роль, обосновал строгими математическими вычислениями и вывел из закона тяготения основные законы небесной механики.

Именно поэтому, как считает один из выдающихся ученых современности И.Р. Пригожин, 1687 г. - одна из величайших дат в истории человечества.

Закон всемирного тяготения оставался незыблемым до конца XIX в.

По Ньютону, время и пространство абсолютны, неизменны, неподвижны, причем эта истина применима ко всем частям пространства. Эти выводы были поколеблены только в XX в. открытиями Альберта Эйнштейна и Нильса Бора.

Альберт Эйнштейн доказал, что при больших скоростях движения тел, достигающих скорости света, и огромных расстояниях, свойственных мегамиру, время и пространство, в которых движутся эти тела, как и их масса, отклоняются от законов, приписываемых им классической механикой Ньютона, обнаруживая ранее неизвестные свойства относительности.

Нильс Бор , исследуя явления микромира, доказал, что элементарные частицы также не подчиняются закону Ньютона, а их поведение может быть предсказано только на основе теории вероятности. Выражая принципиальную разницу между современной и ньютоновской картинами мира, Нильс Бор говорил: «Раньше было принято считать, что физика описывает Вселенную. Теперь мы знаем, что физика описывает лишь то, что мы можем сказать о Вселенной» .

Таким образом, если А. Эйнштейн впервые высказал мысль об относительности наших знаний о времени и пространстве, то Н. Бор пошел еще дальше, признав относительность всех наших знаний, включая, конечно, и закон всемирного тяготения Ньютона, который ему представлялся абсолютным.

2. Именно на данном этапе развития науки прочно утвердилось рациональное мировоззрение в противовес религиозному. Передовые мыслители этого времени, которое называют «веком разума», считали, что Вселенная развивается по свойственным ей законам без какого бы то ни было нематериального, божественного воздействия на нее.

Наиболее глубокое обоснование идея о самодостаточности Вселенной, развивающейся по абсолютным законам механики, нашла в многотомном труде великого французского математика и астронома Пьера Лапласа (1749-1827) «Небесная механика». Этот ученый, ставший во времена правления Наполеона одним из его министров, на вопрос императора о том, какая же роль в его системе отводится Богу, ответил: «Я не испытывал нужды в этой гипотезе».

3. Самым престижным занятием в «век разума» стала наука. В общественном сознании прочно утвердился предложенный английским мыслителем Френсисом Бэконом девиз «Знание - сила». Укрепилось убеждение в огромных возможностях познавательного и социального прогресса, умонастроение, получившее наименование познавательного и социального оптимизма.

На этой почве возникли многочисленные социальные утопии. Вслед за «Утопией» англичанина Томаса Мора (1516) появилась книга итальянца Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» (1602) и утопическая повесть Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида» (1627), в которой впервые излагался проект государственной организации науки и образования.

Их идеи в XVIII-XIX вв. развивали французские социалисты-утописты Ш. Фурье , Р. Сен-Симон и англичанин Р. Оуэн , ставшие непосредственными предшественниками марксизма.

Задачами научно-технического центра, именуемого «Домом Соломона», по мысли Ф. Бэкона, должны были стать не только планирование и организация научных исследований и технических изобретений, но и их внедрение в хозяйство и быт.

Особую роль в развитии науки Ф. Бэкон отводил системе образования, и в частности повышению социального статуса преподавателей: «...Преподаватели для науки оказываются, так сказать, хранителями и стражами всех ее достижений, дающих возможность вести бой на поле науки и знания. А поэтому вполне справедливо требование, чтобы их оплата равнялась заработку тех же специалистов, занимающихся той же практической деятельностью. Если же пастырям науки не установят достаточно крупного и щедрого вознаграждения, то произойдет то, о чем можно сказать словами Вергилия:

“// чтоб голод отцов не сказался на хилом потомстве ”» .

4. Под влиянием этих идей усилился процесс институализации науки, стала складываться классическая система ее организации. Специализированными научными организациями, объединяющими профессиональных ученых, стали академии наук.

В 1603 г. была создана Римская академия наук, членом которой вскоре (1611) стал Г. Галилей. Академия защищала Галилея от нападок церкви.

Английская королевская академия возникла в 1662 г. С 1703 г. ее президентом стал И. Ньютон. В 1714 г. иностранным членом Академии был избран русский князь, известный сподвижник Петра I Александр Меншиков. Его заслуги перед наукой состояли в создании обсерватории, а также большой библиотеки в Петербурге. В своем письме к Меншикову И. Ньютон сообщал: «Все собрались, чтобы избрать Ваше превосходительство. При этом были единодушны» .

В 1666 г. была создана Французская академия наук. Ее членами избирались выдающиеся ученые, но только по указанию короля. Людовик XIV лично следил за работой Академии, рассчитывая таким образом повысить свой авторитет. Покровительство короля способствовало тому, что во Французской академии впервые государство стало платить академикам деньги.

В качестве иностранного члена в Парижскую академию в 1714 г. был избран российский император Петр I.

В 1700 г. открылась Берлинская академия наук, первым президентом которой был избран выдающийся немецкий философ, математик Готфрид Лейбниц.

Российская Императорская академия наук была создана при активной поддержке Петра I в 1725 г. Первыми членами Академии стали математик Леонард Эйлер, математик и биолог Даниил Бернулли. Позднее членом академии стал М.В. Ломоносов. В качестве иностранных членов Академии в нее были избраны И. Кант , Д. Дидро , Ф. Вольтер , И. Гёте.

Число иностранцев - членов Академии оставалось значительным вплоть до революции 1917 г. В течение XVIII в. из общей численности академиков - около 100 - три четверти составляли иностранцы, а в начале XX в. из 200 членов Академии иностранцами были около 50 человек.

С возникновением Академии наука в России стала формироваться в качестве особого вида социально-профессиональной деятельности. Этот процесс происходил в нашей стране фактически одновременно с его развитием в западноевропейских странах. Формирование науки в качестве обособленной социальной сферы осуществлялось при активном участии государства в процессе модернизации России, которую начал Петр I. Реализуя свой план преобразований в России, Петр осознавал, что нужно не только переносить на российскую почву достижения западной науки, но и одновременно создавать предпосылки для развития отечественной науки. Поэтому петровская программа формирования российской науки, хотя и была во многом навеяна немецким философом и ученым Готфридом Лейбницем, которого Петр I высоко ценил, но вместе с тем предполагала создание организационных структур не только для проведения научных исследований, но и для подготовки российских научных кадров.

В целях реализации этого плана и была создана Петербургская академия наук. Таким образом, Россия наряду с Англией, Францией и Германией стала одной из первых европейских стран, в которой была создана Академия наук в качестве специализированной общенациональной структуры. Идейной основой Российской академии, как и западных, стала рационалистическая философия, базировавшаяся на достижениях естественных наук.

Петербургская академия наук в некоторых отношениях выгодно отличалась от большинства западных академий. Так, в ее структуру помимо научных подразделений были включены учебные подразделения среднего и высшего уровня: гимназия и университет.

В 1755 г. по инициативе Ломоносова был основан Московский университет, ставший одним из центров научной мысли в России. С его созданием появился новый импульс в развитии гуманитарных наук: философских, юридических и экономических. На рубеже XVIII-XIX вв. возникли университеты в Дерите, Вильно, Казани и Харькове.

Вслед за университетами стали появляться и высшие учебные заведения другого типа - технические специализированные высшие учебные заведения. Первыми специализированными вузами стало Горное училище в Париже (1747), Горное училище в Петербурге (1773) и др.

В качестве центров организации внутривузовских исследований в университетах и технических вузах появились кафедры. Возникло понятие научная и учебная дисциплина.

Свидетельством повышения общего уровня организации науки стало формирование особых, устойчивых направлений исследований, специальных научно-исследовательских программ. По мнению одного из современных исследователей истории науки Имре Лакатоса, в этот период сформировались следующие 6 основных направлений научных исследований:

  • 1. Исследования энергии и теплоты.
  • 2. Металлургия.
  • 3. Электричество.
  • 4. Химия.
  • 5. Биология.
  • 6. Астрономия.
  • Encyclopedia Britannica (электронная версия). - URL: ozon.ru
  • Цит. по: Уилсон РА. Квантовая психология. - Киев: Янус, 1999. С. 81.
  • Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1. - М.: Наука, 1977-1978. С. 143.
  • Цит. по: Кудрявцев П.С. Исаак Ньютон. - М.: Учпедиз., 1963. С. 142.