Что такое методология? Понятие методологии. Научная методология - основные принципы. Понятие метода, методологии и методики

Метод - это очень широкое понятие, применимое практически к каждой науке и неразрывно связанное с исследованием. Тем не менее у него есть очень точное определение. История развития методов и методологии делится на два периода, о чем подробнее будет рассказано в данной статье. Кроме того, будут затронуты вопросы классификации и эволюции методов.

Терминология

По существу, у слова "метод" есть два полноценных значения.

Во-первых, метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления. В таком значении он воспринимается учеными. Например, эмпирический (то есть на основе опыта) или (от общего к частному). Стоит заметить, что эти приведенные примеры - методы познания, что является только одной из областей методологии.

Во-вторых, метод - это способ поступать каким-нибудь определенным образом, вариант действия, выбранный тем или иным человеком/организацией и т. п. Например, методы управления, контроля, манипулятивные методы.

Важно заметить еще и тот факт, что оба значения коррелируют между собой: так, дефиниции начинаются со слова "способ", которое является очень общим синонимом к "методу". Далее же идет уточнение: способ чего именно? Это два важных элемента, из которых создается метод.

Методология

Методология - учение о методах, которое представляет собой целостную систему принципов организации, а также способов построения как теоретической, так и практической деятельности. В данном определении лежит и ключ к одной общей дефиниции метода.

То есть метод - это то, при помощи чего организовывают деятельность. Но принято все-таки за основу брать два разграниченных между собой определения, представленных чуть выше, в предыдущем пункте.

Задачи и особенности

Метод должен соотноситься с действительностью, с теми свойствами и законами, которые несет в себе реальность.

Потребность в возникновении методов вытекает из задачи накопления и передачи социального опыта. Ранние ступени развития культуры уже содержали в себе зачатки методологии. Но только когда была выяснена необходимость формализации правил и норм деятельности, ее стали развивать осознанным и целенаправленным образом.

Историческое развитие методологии как науки

Методология долгое время включалась в контекст натурфилософских и логических представлений. Более того, она представляла собой философские деятельности. Следовательно, в первую очередь возникла дефиниция метода как способа познания.

С этой точки зрения различные философы в разное время по-своему классифицировали методы. Например, до распространения немецкой классической философии выделяли только два вида методов: рационалистический и эмпиристический. Но ограниченность этих направлений была впоследствии раскритикована. Характер самой методологии тоже оставался невыясненным: от механического до диалектического. После анализа структуры учения Кантом были выделены конститутивные и регулятивные принципы. Некоторые категории были изучены и представлены Гегелем.

Однако под прицелом философии методология не могла добиться конкретики, оставаясь совокупностью точек зрения.

Двадцатый век: реформирование представлений о методологии

В двадцатом веке методология начала охватывать специализированную область знания. Кроме того, ей было задано конкретное направление: внутреннее движение, то есть механизмы и логика знания.

Методологии стала соответствовать дифференциация.

Классификация

Выделяют следующие виды методов:

  • Всеобщие, которые имеют свою классификацию. Известны диалектический и метафизический методы.
  • Общенаучные, классификация которых основана на уровнях познания - эмпирическом и теоретическом.
  • Частнонаучные, или специфические, привязанные к конкретным областям науки, в которых они используются или из которых происходят. Иным словами, основой для данного вида становится применение методов в различных сферах или выработка методов этими сферами. У этого вида наиболее широкий спектр примеров. Так социальные методы напрямую связаны с социологией и обществом, а психологические опираются непосредственно на законы психологии.

Методы и методики

Метод от методики отличается в первую очередь меньшей конкретизацией. Вторая - это, так сказать, готовый алгоритм, инструкция действий. Один и тот же метод может быть применим в разных случаях, в то время как методики в большинстве своем узко специализированы и разработаны для конкретных обстоятельств.

Эволюция методов

Эволюцию методов легко проследить на примере института медицины, а точнее, диагностических исследований.

Современная диагностика улучшается благодаря прогрессу и углублению научных знаний. В настоящее время предоставлены такие аппараты и устройства, какие не были доступны хотя бы пятьдесят лет назад.

Можно сказать, что на современные методы чрезвычайно повлияло такое изобретение человечества, как компьютер. Причем не только в качестве реализации некоторых разработок, но и для анализа данных, помогающих выявить логические связи, не замеченные ранее, реформировать методы, подстроить их под нынешние реалии жизни.

Метод - это универсальное средство, прием, важнейший элемент любой из областей. Методы прогрессируют вместе с научным знанием. Структуризация методологии в двадцатом веке способствовала тому, чтобы развитие прибрело экстенсивный характер.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие метода
Рубрика (тематическая категория) Культура

Метод – совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы выполняют двоякую роль. Во-пер-вых, следование им – крайне важно е условие получения достоверного результата. Во-вторых, они выступают как средство социального контроля в рамках научного сообщества.

История развития науки, свидетельствует о том, что новое в познании рождалось не столько благодаря улучшению психологических качеств отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенствования методов работы.

Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д.

Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целœей в других областях. В то же время многие выдающиеся достижения – следствия переноса методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки. Основа этого переноса – материальное единство мира.

Методы образуют основу учения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ принято называть методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определœенные научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное и обоснованное знание. По этой причине методология не ограничивает себя лишь исследованием методов. Она вовлекает в свою сферу множество производных вопросов: что такое знание, каковы критерии его отличия от заблуждения, какие формы развития и т.д.

В структуре метода центральное место занимают правила – пред-писания, устанавливающие порядок действий на пути к определœенной цели. В базовом знании правила фиксируется закономерность, проявляющаяся в некоторой предметной области. Базовое знание трансформируется в систему операциональных норм, обеспечиваю-щих ʼʼподведениеʼʼ, ᴛ.ᴇ. соединœение средств и условий с деятельностью человека. Истинность базового знания – крайне важно е условие правильности метода.

В базовом знании интегрируются результаты самых разнообразных наук. Можно выделить философское, общенаучное, конкретно-научное его содержание. Особое место в базовом знании принадлежит его предметно-образному компоненту, закрепленному в различного рода методиках.

Философское содержание метода составляют положения онтологии и теории познания, антропологии, логики, этики, эстетики, аксиологии. Философия помогает определить правильное направление исследования, ᴛ.ᴇ. на уровне философской методологии формируется мотивация научно-исследовательской деятельности.

Концепции, положения которых справедливы по отношению к целому ряду фундаментальных и частных научных дисциплин, составляют базовое знание методов общенаучного характера. Так, методы теоретической кибернетики, семиотики, теории систем и других наук глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания, но особая роль принадлежит математике. Ее принято относить к естественным наукам, т.к. она всœегда черпала предмет для своего анализа и применения в процессах, изучаемых естественными науками (физикой, химией, биологией и т.д.). В XIX в. математические методы глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания и оказались необходимыми в экономике и многих гуманитарных науках (лингвистика, история, социология, политология и др.).

Результаты фундаментальных наук могут транслироваться в методы более конкретных наук. Тесная связь инженерной деятельности с практическими потребностями вызывает крайне важно сть своевременного учета в технических науках многообразных и быстроизменяющихся регулятивов социально-экономического характера и не позволяет рассматривать технические науки лишь как сумму прикладных разделов математики, химии и других естественных наук.

Знания, применяемые на предметно-чувственном уровне некоторого научного исследования, составляют базу его методики. В эмпирическом исследовании методика обеспечивает экспериментально-производственную деятельность.

Всякая методика создается на базе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность узкоспециализированных установок, включающую в себя достаточно жесткие ограничения – инструкции, проекты, стандарты, технические условия и т.д. На уровне методики установки, существующие идеально, в мыслях человека, как бы смыкаются с практическими операциями, завершая образование метода. Без них метод представляет собой нечто умозрительное и не получает выхода во внешний мир.
Размещено на реф.рф
В свою очередь практика исследования невозможна без влияния идеальных установок. Хорошее владение методикой – показатель высокого профессионализма.

Познавательные методы разделяют на две группы: 1) общелогические – присущие познанию в целом как на обыденном, так и на теоретическом уровне (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование); 2) приводящие к научному познанию. Последние по отношению к опыту делятся на эмпи-рические (наблюдение, эксперимент, измерение, описание) и теоретические (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы).

Понятие метода - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие метода" 2017, 2018.

  • - Билет 1. Понятие метода и методологии юр науки

    Постнеклассический идеал научности. Неклассический идеал научности. Понятие научной рациональности. Содержание классического идеала научности. Рациональность (от лат. ratio - разум) - в общем смысле разъясняется... .


  • - Эмпирический и теоретический уровни познания, их задачи. Научное понятие метода и методологии, методы и формы эмпирического и теоретического уровней познания.

    Эмпирический уровень познания связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента – чувственный опыт (ощущение, восприятие, представление) и их первичное теоретическое осмысление. Формы и методы научного познания. 1) Проблема - научный вопрос. Вопрос... .


  • - Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности

    Метод в самом широком понимании есть «путь к чему-либо» или способ деятельности субъекта в любой ее форме, в том числе и познавательной. Понятие «методология» употребляется в двух основных значениях: 1) как совокупность способов и приемов, применяемых в той или иной сфере... .

    Метод экономического анализа – это совокупность приемов и способов исследования экономических явлений и процессов путем установления и определения взаимосвязи и изменения их параметров, количественного и качественного оценивания влияния отдельных факторов и их... .


  • - Понятие метода управления. Виды методов управления и их характеристики.

    Термин «метод» греческого происхождения (methodos) трактуется двояко: как способ познания, исследования природных явлений и общественной жизни и как прием, способ или образ практического действия. В первом случае это познание науки управления, во втором - способ... .


  • - Понятие метода и методологии. Общелогические, эмпирические и теоретические методы научного исследования.

    Каждая из форм научного познания использует свои методы(метод – это совокупность действий, приемов и операций, способствующих достижению результата).Методология - учение о методах познания, о структуре и динамике научного знания. Методы эмпирического исследования:... .


  • Метод (греч.) – путь к чему-либо, способ деятельности субъекта в любой ее форме.

    Понятие «методология» имеет два основных значения:

    1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве);

    2) учение об этой системе, общая теория метода.

    Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он стремился создать такой метод, который мог обеспечить человеку господство над природой. Таким методом он считал индукцию.

    Существенный вклад в методологию внесли немецкая классическая философия (особенно Гегель) и материалистическая философия (К. Маркс), достаточно глубоко разработавшие диалектический метод – соответственно на идеалистической и материалистической основах.

    Проблемы метода и методологии занимают важное место в современной западной философии. Представители сциентистских и антропологических направлений в философии, разрабатывая принципы верификации, опровержения и подтверждаемости, гипотетико-дедуктивные, рациональные и интуитивные модели строения научного знания, показали роль языка в построении картины мира. На этой основе разрабатываются аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и другие философские методы. Делаются попытки соединить разные методы. Например, Гадамер пытается совместить герменевтику с рационалистической диалектикой.



    Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Сходство теории и метода состоит в том, что они взаимосвязаны. Однако нельзя полностью отождествлять метод и теорию. Основные различия теории и метода состоят в следующем:

    1) теория – результат предыдущей деятельности, метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

    2) главные функции теории – объяснение и предсказание, метода – регуляция и ориентация деятельности;

    3) теория – система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод – система регулятивов, правил, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;

    4) теория нацелена на решение проблемы – что собой представляет данный предмет, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

    В современной философско-методологической литературе различают несколько аспектов метода как такового. Так, некоторые исследователи считают, что каждый метод имеет три основных аспекта: объективно -содержательный, операциональный и праксеологический . Первый аспект выражает обусловленность метода предметом познания через посредство теории. Операциональный аспект фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания, от его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод. Праксеологический аспект метода составляют такие его свойства, как эффективность, надежность, конструктивность и т.п.

    Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Прежде всего следует выделить методы духовной , идеальной и методы практической , материальной деятельности.

    В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы.

    1. Философские методы , среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. К их числу относятся также такие методы, как аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др. Философские методы задают общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию.

    2. Общенаучные подходы и методы исследования . Например, в последнее время особенно бурно развивается такая дисциплина, как синергетика – теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы. Среди основных понятий синергетики можно выделить такие понятия, как «порядок», «хаос», «неопределенность», «бифуркация». Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания.

    3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы физики, химии, биологии и т.д.

    4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук.

    5. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

    Среди современных методологических тенденций можно выделить теорию научных парадигм и синтагм .

    Парадигма (от греч. – пример, образец): 1) понятие, используемое в античной и средневековой философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2) теория (или модель) постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

    В философии науки понятие парадигмы было введено позитивистом Г. Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распространение приобрело после работ американского историка физики Т. Куна. Стремясь построить теорию научных революций, Т. Кун предложил систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию «парадигма», т.е. признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Смена парадигм представляет собой научную революцию. Парадигма является основанием выбора проблем в той или иной дисциплине в определенную историческую эпоху.

    Понятие «парадигма» шире понятия «теория». В него включены социально-психологические и этические правила и нормы. Выбор определенной парадигмы обусловлен не только логическими критериями, как это принято в сфере строгой научной теории, но также ценностными и философскими соображениями.

    Для разработки ряда теорий (например, искусственного интеллекта) необходимо в одном комплексе объединить разнородные знания, относящиеся к физике, химии, лингвистике, психологии, философии и т.д. Синтагма (от греч. – нечто соединенное) представляет собой особую систему знаний, построенную из неоднородных подсистем, объединяемых для решения определенного комплекса сложных задач, не поддающихся решению на основе какой-либо одной или нескольких научных дисциплин. Образование синтагм происходит не механическим сближением различных дисциплин, а путем выделения из них достижений, методов, которые нанизываются на определенный проблемный спектр и используются для решения нестандартного комплекса задач.

    Доминирующей становится тенденция, при которой разнородные знания, методы и сообщества специалистов группируются не по дисциплинам и парадигмам, а по динамичным, сменяющимся и преобразующимся синтагмам.

    В XXI веке научные познания практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности достигли своего пика. Люди научились познавать окружающий мир не только посредством практических успехов и ошибок, но и в теоретическом плане, путем выработки концепций, знаний и т. д. Подобный успех всех существующих наук возник благодаря дополнительной категории, которая также развивалась на протяжении многих столетий. Ведь ни одна из них не смогла бы «породить» любого рода концепцию, если бы не применяла в процессе теоретического осмысления определенные способы, приемы или методы. Именно благодаря этим трем составляющим в мире появляются новейшие познания в той или иной области, что в конечном итоге приводит к эволюции всего человеческого вида. Таким образом, в статье автор попытается рассмотреть суть такого понятия, как методология, а также его ключевые аспекты.

    Понятие методологии

    Нужно понимать, что данный термин можно встретить во многих существующих научных отраслях. Понятие методологии настолько многогранно и специфично, что многие ошибочно называют эту категорию отдельной наукой. Подобные выводы являются заблуждением. В этом случае возникает логический вопрос: "Что такое методология?"Для лучшего понимания нужно обратиться к его истории. Сам термин «методология» имеет древнегреческие корни. Слово означало «путь к чему-либо», или же «мысль». В современной трактовке методологией называется учение о способах, методах и приемах исследования научного предмета. Таким образом, мы говорим не об отдельной отрасли, а о совокупности способов для изучения отдельно взятого научного сегмента.

    Чтобы полностью разобраться в вопросе о том, что такое метод и методология, нужно полностью рассмотреть суть этого учения. Оно имеет не только своеобразную структуру, но и некоторые видовые ответвления, о чем пойдет речь далее в статье.

    Классическая структура учения

    Научная методология имеет своеобразную и достаточно сложную структуру, наполненную различными элементами. Все учение состоит из разных теоретических и практических способов осмысления научного предмета. Классическая структура методологии содержит в себе всего два основных элемента. Каждый из них характеризует определенную сторону «разработки» научного предмета. Проще говоря, классическая структура основана на практической и теоретической стороне проявления методологии в виде целостного учения. Отсюда можно выделить следующие элементы:

    1. Гносеологию, или же теоретическую часть учения. Её основной целью являются научные концепции, которые возникают лишь при логической разработке предмета. Гносеология отвечает не просто за знания, но и за их переработку с целью «взыскания» рационального зерна. Данный элемент напрямую связан с самой научной отраслью.

    2. Второй элемент имеет практическое значение. Тут уже нет специфических теорем и концепций. Основой является алгоритм, совокупность способов достижения практической цели. Именно благодаря второму элементу теоретические знания могут реализоваться в реальном полисе благодаря принципам практического применения, которые появляются в целом комплексе фактических действий.

    Однако научная методология также подвержена иным способам структурирования, что говорит о важности данного учения.

    Вторичная структура

    Помимо представленных элементов, в системе учения выделяют вторичную структуру, которая позволяет более точно увидеть связь методологии с научными отраслями, существующими на сегодняшний день. Условно подобную структуру можно разбить на пять составляющих, а именно:

    Методологическое основание, которое, в свою очередь, состоит из ряда самостоятельных наук: психологии, философии, логики, системологии, этики и эстетики.

    Второй элемент позволяет увидеть формы и особенности деятельности, а также её нормы и принципы.

    Логическая структура построения является третьим элементом. Она включает в себя субъект, объект, предмет, форму и средства реализации.

    На определенных этапах фактической реализации методологии этот процесс может быть разделен на фазы, этапы и стадии.

    Пятым элементом является технологическая характеристика решения определенных задач.

    Учитывая достаточно сложную и разветвленную структуру методологического учения, можно сделать вывод о его перспективах развития в структуре отдельных наук. Все существующие виды учения на сегодняшний день сформированы под влиянием той или иной отрасли. Для полного ответа на вопрос о том, что такое методология, нужно рассмотреть «жизнедеятельность» этого учения в составе конкретных научных знаний.

    Методологические направления

    Теория и методология - это неразрывно связанные между собой понятия. Однако это учение встречается не только в сугубо научных отраслях. Существует несколько основных направлений развития методологии, среди которых присутствуют практические отрасли деятельности человека, например:

    Методология решения задач в сфере информатики.

    Методологическая база программирования.

    Совокупность методов и способов бизнес-моделирования.

    Эти направления показывают, что практический метод и методология в целоммогут быть использованы на практике в полной мере. Более теоретическими направлениями являются научная методология (тема статьи) и биогеоценология (смесь биологии и географии).

    Следует помнить, что в стандартном виде научная методология имеет определенные отличительные черты, которые прослеживаются на примерах конкретных отраслей науки.

    Методология права

    Право является достаточно специфической научной отраслью. Оно изначально сформировалось как основной регулятор общественных отношений. Поэтому право непосредственно влияет на социум. Методология познания права и способы его реализации достаточно разные. В первом случае мы говорим о теоретическом осмыслении правовых концепций, во втором - о фактической реализации подобных концепций в общественной плоскости. Таким образом, методология права отличается двойственностью. Если в иных научных отраслях говорится лишь об абстрактных методах получения знаний, то в праве четко перечислены способы получения «юридических ведомостей». Проще говоря, речь идет о конкретных методах, а именно:

    1. Научный метод состоит из основополагающих принципов отрасли или науки вообще. С его помощью появляется возможность намного глубже увидеть суть той или иной проблематики, а также её роль и место в правовом полисе. Чаще всего выделяют общенаучный метод (используется во всех отраслях) и частнонаучный (применим только в праве).

    2. Посредством философского метода появляется возможность изучить право на основе существующих идей мировоззрения. Другими словами, происходит осмысление права (вырабатывается правопонимание) посредством критики, сравнения и характеристики его составляющих элементов.

    3. Специально-юридический метод существует исключительно в отрасли права. Он представляет собой систему специфических анализ, сравнительно-правовой и т. п.

    «Прикладная» методология в праве

    Следует отметить, что методология познания не является единой совокупностью способов. Существует также ряд приемов, которые направлены не на познание отрасли, а на её фактическое применение. В данном случае значение метода первостепенное, потому что с его помощью происходит правореализация. Юристами выделено два основных метода:

    1. Императивный - веление власти, существующее в источниках права. Субъекты не имеют возможности сами регулировать свое поведение.

    2. Диспозитивный - основан на равенстве и независимости сторон, которые имеют возможность самостоятельно принимать решения в рамках правовых норм.

    Таким образом, научная методология права существует не только на теоретическом, но и на социальном уровне, что дает возможность всевозможным концепциям реально воплощаться в жизнь. Именно по этой причине право является общественно регулирующей наукой. Совершенно иную методологическую базу можно увидеть в экономике или социологии, потому что сфера действия абсолютно иная. Попытаемся рассмотреть данные отрасли с учетом предмета их изучения.

    Процесс познания в экономике

    Экономическая методология существенно отличается от правовой прежде всего тем, что в её составе не содержится практических способов реализации. Экономические теории существуют как бы за гранью реальной экономики. Наука координирует данную сферу жизни, но прямо не влияет на неё. Процесс познания в экономических теориях насыщен различными методиками. Причем способы эти используются настолько обширно и глубоко, что посредством нескольких можно полностью разобраться в некоторых проблематиках научной отрасли. При этом экономическая методология направлена исключительно в сторону позитивного исхода. Другими словами, концепции ученых данной отрасли очень часто являются «утопиями», что мешает их применению в реальной жизни.

    Экономические виды изучения

    Дабы ответить на вопрос, что такое методология в экономической отрасли, необходимо рассмотреть каждый способ изучения в отдельности. Как правило, в науке выделяют методы (способы), возникающие в сравнении с естественными науками, а именно:

    Метод дифференциации и выделения экономики как отдельной науки;

    Метод определения научной сферы с точки зрения существующих методов;

    Способ фундаментального исследования принципов экономических теорий;

    Осмысления экономических феноменов для их дальнейшего предвидения;

    Метод разработки теоретических знаний при помощи эмпирического и философского подходов;

    Математический способ;

    Способ соотношения и сравнения экономических явлений;

    Исторический метод для изучения становления и появления экономики в целом.

    Также методология системы экономики содержит ряд специально-научных методов, используемых исключительно в экономике. Например, посредством экономического моделирования можно достаточно упрощенно и абстрактно представить любое экономическое явление с целью выделения его основных аспектов. Функциональный анализ, в свою очередь, поможет увидеть реальную эффективность свойств того или иного научного аспекта. При экономическом моделировании активно используются графики и диаграммы. С их помощью можно увидеть динамику какого-либо экономического явления в определенном промежутке времени или другой среде, которая представляет научный интерес.

    Наиболее рискованным, но в то же время эффективным методом является экономический эксперимент. Он помогает увидеть реальное действие экономического явления, однако предсказать результаты практически невозможно. Таким образом, экономический эксперимент является достаточно опасным методом изучения науки.

    Предмет изучаемых знаний в социологии

    Если на протяжении всей статьи были рассмотрены методы и способы изучения и практического применения знаний в конкретных сферах, то социологическая наука «прекрасна» тем, что она разрабатывает в большей части теоретические знания. Социальная методология, а точнее, совокупность методов данной отрасли, напрямую зависит от предмета её изучения. Согласно мнению многих ученых, социология - это наука об обществе и процессах, возникающих в нем. Данная дефиниция показывает который фактически является объектом действия её методов.

    Отсюда следует, что методология и социальной науки развились вследствие её тесного соотношения с культурологией, психологией, антропологией и иными гуманитарными дисциплинами. Таким образом, предмет является важным аспектом, который предопределил появление целого массива способов получения фундаментальных знаний этой отрасли.

    Социологические методы

    Как уже было указанно ранее, основой социологической методологии являются направленности. То есть те, при помощи которых разрабатываются теоретические знания. При помощи социологических методов выводятся теоретические и количественные концепции. Каждый из этих видов появляется благодаря использованию отдельно взятых способов изучения. Можно выделить ряд наиболее стандартных, а точнее, популярных методов изучения, используемых на сегодняшний день:

    1. Наблюдение - это наиболее классический метод, встречаемый в большом количестве наук. С его помощью можно фиксировать информацию путем визуализации. Существует множество способов наблюдения в зависимости от информированности объекта, цели осуществления метода, ракурса изучения социальной группы и т. п.

    2. Что касается эксперимента , то тут информация добывается с помощью введения какого-либо индикатора в определенную среду с целью дальнейшего наблюдения за процессом его изменения. На сегодняшний день эксперимент - это один из наиболее эффективных методов познания в любой существующей науке.

    3. Многие социальные явления становятся понятны после проведения опроса отдельно взятой социальной группы. Данная процедура может производиться как в устной, так и в письменной форме. На сегодняшний день опрос является одним из наиболее эффективных способов в науке социологии.

    4. Анализ документов - это целая совокупность методов, включающая в себя изучение прессы, картин, печати, СМИ и т. п. Таким образом, методология анализа имеет свою систему, а также позволяет выводить определенные социологические закономерности на основе тенденций, которые царят в обществе в пределах определенных временных рамок.

    Заключение

    Итак, в статье автор попытался ответить на вопрос, что такое методология. Были представлены различные вариации данного понятия в контексте разных отраслей науки. Следует отметить, что развитие методологии как отдельного дополнительного знания будет влиять на эволюцию способов получения практических и теоретических концепций во всех существующих на сегодняшний день науках.

    Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным.

    Понятие метод (от греческого слова «методос» -- путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

    Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

    «Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода -- регулирование познавательной и иных форм деятельности» «Философия» под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д 2000 стр.488.

    Методы познания могут быть подразделены на следующие группы:

    1. Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического.

    2. Особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент.

    Познание начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение. Исторически метод наблюдения развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному образцу.

    Наблюдение как метод познания действительности применяется либо там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функционирование или поведение объекта (в этологии, социальной психологии и т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых концепций. Частными случаями метода наблюдения являются измерение и сравнение.

    Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс.

    Специфика эксперимента состоит также в том, что в обычных условиях процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению. Поэтому возникает задача организации такого исследования, при котором можно было бы проследить ход процесса в «чистом» виде. В этих целях в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие существенные для данного процесса факторы и величины.

    Развитие естествознания выдвигает проблему строгости наблюдения и эксперимента. Дело в том, что они нуждаются в специальных инструментах и приборах, которые последнее время становятся настолько сложными, что сами начинают оказывать влияние на объект наблюдения и эксперимента, чего по условиям быть не должно. Это, прежде всего, относится к исследованиям в области физики микромира (квантовой механике, квантовой электродинамике и т. д.).

    Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.

    Применение метода аналогии в научном познании требует определенной осторожности. Здесь чрезвычайно важно четко выявить условия, при которых он работает наиболее эффективно. Однако в тех случаях, когда можно разработать систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип, результаты и выводы по методу аналогии приобретают доказательную силу.

    Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании - модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта.

    Анализ - расчленение целостного предмета на составные части с целью их всестороннего изучения.

    Синтез - соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.

    Индукция - метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

    Дедукция - способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.