Что такое Монизм? Значение и толкование слова monizm, определение термина. Монизм дуализм плюрализм в философии. Что это такое

Мир бесконечно многообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Существует множество различных состояний и структурных уровней реальности, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется специфическими пространственно-временными свойствами, формами движения. Мир непреходящ как бесконечное целое и в то же время в отдельных своих частях и проявлениях изменчив и преходящ. Он движется и развивается как по пути становления и усложнения своей структуры, так и по пути разрушения и деградации, что постоянно изменяет его количественные и качественные характеристики.
С одной стороны, мир в своем многообразии неоднороден, а с другой - являет собой некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих составных частей.
Проблема единства мира является одной из древнейших проблем в философии. Решение указанной проблемы непосредственно зависит от исходной мировоззренческой позиции, на которой стоит тот или иной философ. В идеалистическом направлении возможны различные позиции, как утверждающие единство мира на основе его бытия или вселенской духовности (идеалистический монизм), так и отрицающие таковое единство. Сторонники материалистического монизма стремятся объяснить единство мира, исходя из него самого, считая его самодовлеющим, ни в ком и ни в чем не нуждающимся для поддержания своего бытия, который из самого себя порождает все многообразие сущего. Они признают в качестве доказательства только рациональное обоснование и согласующийся с ним опыт и опираются в этом на общественную практику и науку, природа которой сугубо рациональна.
Начиная с XVIII века, когда наука окончательно оформилась в самостоятельную сферу человеческой деятельности, появилась возможность с ее помощью более аргументированно отстаивать единство мира, не прибегая к потусторонним силам. Теория Канта - Лапласа, объяснявшая естественное происхождение планет из первоначальной туманности, дала основание говорить о единстве космических тел Солнечной системы. Закон сохранения и превращения энергии показал, что все силы, действующие в природе, являются различными формами проявления универсального движения. Теория клеточного строения живых организмов позволила структурно объединить все живое. Периодический закон Д.И. Менделеева связал воедино все химические элементы, а теория происхождения видов Ч. Дарвина не только объяснила единство многообразия всего живого, но и приоткрыла возможности для понимания природы идеального сознания как неразрывно связанного с живым веществом. Данная теория характеризуется переходом от изучения отдельных вещей к изучению процессов и состояний, от разъединения природы к объединению ее в единую систему, что позволило затем лучше понять генезис человека и его сознания, определить их реальное место в мире и, в конечном счете, показать единство человека и природы.
Создание теории относительности и квантовой механики в XX столетии существенно расширило и укрепило понимание того, что мир един и все со всем взаимосвязано. С появлением во второй половине XX в. мощнейших ускорителей современная наука еще больше продвинулась в изучении микромира и сумела доказать единство поля и вещества, корпускулярных и волновых материальных объектов, обосновала неразрывное единство материи, движения, пространства и времени. С точки зрения современной теоретической физики, мир един, потому что на самом элементарном уровне это ни что иное, как элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия.
Помимо естественнонаучных доказательств идея единства мира нуждается также и в историческом обосновании, чего нельзя сделать без философии, которая рассматривает весь мир в виде целостной системы, обнаруживает единство в многообразии и многообразие в единстве

МОНИЗМ (от греч. monos - один, единственный) - рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. В этом смысле термин «М.» впервые использован X. Вольфом, называвшим монистами тех, кто признает только одну, основную субстанцию. М. противопоставляются дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.
В антич. философии М. первоначально имел форму представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, напр. вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита). Классическими противниками крайнего М. были Парменид из Элеи и Б. Спиноза. На подчеркнуто монистическом представлении о реальности основывается христианская религия. Крайней формой М. являлся диалектический материализм, доказывавший, что все разнообразие явлений природы, общества и человеческого сознания представляет собой продукт развивающейся материи.
Различают материалистический и идеалистический М. Материалистический М. постулирует в качестве первоначала, первоосновы мира некоторую физическую, материальную субстанцию, напр. атомы (Демокрит

), материю (марксизм) и т.п. Идеалистический М. исходит из духовного первоначала - идеи (Платон), абсолютного духа (Г.В.Ф. Гегель), нейтральных элементов опыта (Э. Мах) и т.п. Перед любой монистической концепцией встает проблема рационального объяснения отношения материального и духовного: если в качестве исходной первоосновы постулируется одна из этих субстанций, то откуда берется другая субстанция и как они взаимосвязаны? Трудности в решении этой проблемы привели к возникновению дуализма (Р. Декарт) и плюрализма (Г.В. Лейбниц), которые постулируют существование двух и более независимых субстанций. Однако и для этих концепций сохраняется трудная проблема объяснения взаимодействия независимых субстанций.
Сущность М. трактуется по-разному, так что имеется множество видов М.: М. неразличимости в основе мира (философия тождества); М. божественной субстанции (пантеизм, панэнтеизм); М. жизни (гилозоизм, панвитализм); М. всеобщей одушевленности (панпсихизм); М. сознания, мышления или духа (идеализм, панлогизм, спиритуализм); М. материи (материализм, натурализм); М. энергии (энергетизм) и др. В эпистемологическом плане М. означает, что реальный объект и идея о нем (восприятие или понятие) совпадают в познавательном отношении, как это утверждает, напр., крайняя мистика.

- (от греч. mónos - один, единственный) способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Большая советская энциклопедия

  • МОНИЗМ - МОНИЗМ (от греч. monos - один, единственный) - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность монизма - дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал). Большой энциклопедический словарь
  • МОНИЗМ - МОНИЗМ (от греч. monos - один, единственный) - англ. monism; нем. Monismus. Философский принцип и способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единого начала (либо материи, либо духа) всего существующего. см. ДУАЛИЗМ, ПЛЮРАЛИЗМ. Социологический словарь
  • монизм - монизм м. Философское учение, признающее основой всего существующего лишь одно начало: либо материю - материалистический монизм, либо дух - идеалистический монизм. || противоп. дуализм Толковый словарь Ефремовой
  • монизм - МОН’ИЗМ, монизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. monos - один) (филос.). Философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит одно начало (·в·противоп. дуализму и плюрализму). Материалистический монизм. Идеалистический монизм. Толковый словарь Ушакова
  • монизм - МОНИЗМ, а, м. Философское направление, признающее, в противоп. дуализму, основой мира одно начало (материю или дух). | прил. монистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • МОНИЗМ - МОНИЗМ (греч. monos - один) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы... Новейший философский словарь
  • монизм - Монизм, монизмы, монизма, монизмов, монизму, монизмам, монизм, монизмы, монизмом, монизмами, монизме, монизмах Грамматический словарь Зализняка
  • монизм - МОНИЗМ -а; м. [от греч. monos - один, единый] Философское учение, признающее в качестве первоосновы многообразия явлений мира одно начало - либо материю, либо дух (ср. дуализм, плюрализм). Материалистический, идеалистический м. ◁ Монистический, -ая, -ое. М-ая философия. М. взгляд на мир. Толковый словарь Кузнецова
  • монизм - орф. монизм, -а (филос.) Орфографический словарь Лопатина
  • монизм - -а, м. Философское учение, исходящее из признания в качестве первоосновы всего многообразия явлений мира одного начала - либо материи, либо духа (идеи); противоп. дуализм. Материалистический монизм. Идеалистический монизм. [От греч. μόνος - один] Малый академический словарь
  • Монизм - Способ рассмотрения разнообразия явлений мира в свете единой основы (материалистической или идеалистической) всего мира. Противоположность монизма - дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал Краткий религиозный словарь
  • монизм - Монизма, мн. нет, м. [от греч. monos – один] (филос.). Философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит одно начало (в противоположность дуализму и плюрализму). Материалистический монизм. Идеалистический монизм. Большой словарь иностранных слов
  • Монизм - (от греческого μονος - единый) - обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М. противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плюрализму... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Монизм (от греч. monos -- один, единственный) -- рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. В этом смысле термин монизм впервые использован X. Вольфом (XVIII в.), называвшим монистами тех, кто признает только одну, основную субстанцию.

    Различают материалистический и идеалистический монизм. Материалистический монизм рассматривает в качестве первоначала, первоосновы мира некоторую физическую, материальную субстанцию, например атомы (Демокрит), материю (марксизм) и т.п. Идеалистический монизм исходит из духовного первоначала -- идеи (Платон), абсолютного духа (Г.В.Ф. Гегель), нейтральных элементов опыта (Э. Мах) и т.п. Перед любой монистической концепцией встает проблема рационального объяснения отношения материального и духовного: если в качестве исходной первоосновы постулируется одна из этих субстанций, то откуда берется другая субстанция и как они взаимосвязаны? Трудности в решении этой проблемы привели к возникновению дуализма (Р. Декарт) и плюрализма (Г.В. Лейбниц), которые постулируют существование двух и более независимых субстанций. Однако и для этих концепций сохраняется трудная проблема объяснения взаимодействия независимых субстанций.

    Сущность монизма трактуется по-разному, так что имеется множество видов монизма:

    · монизм неразличимости в основе мира (философия тождества);

    · монизм божественной субстанции (пантеизм, панэнтеизм);

    · монизм жизни (гилозоизм, панвитализм);

    · монизм всеобщей одушевленности (панпсихизм);

    · монизм сознания, мышления или духа (идеализм, панлогизм, спиритуализм);

    · монизм материи (материализм, натурализм);

    · монизм энергии (энергетизм) и др.

    Эклектизм (от eklegw - избираю) - направление в философии, старающееся построить систему путем сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Термин этот ввел в употребление Потамон (II в.).

    В более узком и точном смысле обозначает тенденцию в философии, направленную на то, чтобы взять «самое лучшее» из различных философских учений. Такая тенденция четко обозначилась в поздней эллинистической философии: в среднем стоицизме, заимствовавшем элементы платонизма и аристотелизма, и особенно в Академии в I в. до н: э., склонявшейся к аристотелизму и стоицизму. Наиболее яркий представитель римского эклектизма -- Цицерон, сознательно стремившийся собрать все наиболее ценное из греческой философии, дать возможность всем греческим философам донести до римлян свою истину. Вторично эклектизм как сознательная установка возобладал во Франции в начале XIX в. Французские эклектики (Руайе-Колар, Кузен, Жоффруа) считали, что ни одно учение не обладает истиной во всей ее полноте, но владеет ее определенной долей, поэтому нужно комбинировать различные идеи и концепции. Причем не только в философии, но и в политике. Они пропагандировали в своих университетских лекциях философию Шотландской школы, пытаясь соединить положения шотландца Т. Рида с идеями своего современника и соотечественника Мэн де Бирана, а затем также и с идеями немецких философов -- Шеллинга и Гегеля.

    МОНИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ - принцип исторического познания, согласно которому существует единственный способ научного познания истории. Монизм методологический как принцип сформировался в рамках рассудочно-социологической теории исторического познания. Историки, придерживающиеся этого принципа, признают возможность получения такого научного исторического знания, которое бы полностью соответствовало изучаемой исторической действительности, обеспечивая тем самым однозначность содержания объективно истинного знания и построения такой единственно верной исторической теории, доказательные аргументы которой окончательны и бесспорны. Монизм методологический предполагает, что только одна из конкурирующих исторических теорий обязательно должна быть истинной, а остальные ложными...

    Трансцендентальный монизм

    ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МОНИЗМ - одно из основных понятий духовно-академической философии, разработанное в целях обоснования православно-христианского учения о мире и его структуре. Сформулировано Кудрявцевым-Платоновым под влиянием учения о Бесконечном бытии Голубинского и «философского синтетизма» В. Н. Карпова, утверждавшего, что мир должен быть различим в 3-х ярусах - чувственном, метафизическом и Абсолютном бытии. Понятие трансцендентальный монизм использовалось также в теоретических построениях А-я. И. Введенского.

    Монизм (НФЭ, 2010)

    МОНИЗМ (от греч. μόνος – один, единственный) – философская позиция, признающая единство мира, т.е., во-первых, субстратное сходство всех входящих в него объектов, во-вторых, их взаимосвязь и, в-третьих, саморазвитие образуемого ими целого. В традиции, идущей от гегелевского идеализма, дефинитивными признаками монизма считаются только взаимосвязь и саморазвитие явлений; сходство признается их несущественной характеристикой. Монизм противостоит плюрализму и его разновидности – дуализму.

    Монизм (Грицанов, 1998)

    МОНИЗМ (греч. monos - один) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму; 2) признание в рамках этого принципа единого начала, общего закона устройства мироздания, определяющего все многообразие сущего, в т. ч. и человеческого бытия. В отличие от дуализма и плюрализма, М.

    Монизм (Кириленко, Шевцов)

    МОНИЗМ (от греч. monos - единственный) - учение, согласно которому всё многообразие явлений и процессов, существующих в мире, проистекает из единой первоосновы, субстанции. Монизм противоположен дуализму. Наиболее распространенная форма монизма - генетическая, признание единого происхождения множества разнородных явлений. Существует монизм материалистический (Демокрит, Гольбах, Маркс и др.) и идеалистический (Беркли, Гегель и др.). Пантеизм, отождествляющий Бога с миром, также является формой монистической философии (Спиноза).

    Монизм (КПС, 1988)

    МОНИЗМ (от греч. monos - один) - философское воззрение, согласно которому мир имеет единое начало. Материалисты видят его в материи, идеалисты - в идее или духе. Монизм противостоит дуализму, признающему материю и дух равноправными основами мира, и плюрализму, утверждающему множественность начал бытия. Марксистская философия последовательно монистична. Она рассматривает мир с позиций диалектического материализма.

    Краткий политический словарь. М., 1988, с. 252.

    Монизм (Подопригора)

    МОНИЗМ [греч. … один, единственный]. В истории философских мировоззрений - истолкование мира в целом и объяснение всего многообразия его явлений с помощью единой субстанции, из которой выводится и которой замыкается вся система миропонимания, так что она является одновременно и началом и концом мировоззренческого построения, его исходным пунктом и его целью.

    Монизм (Конт-Спонвиль)

    МОНИЗМ (MONISME). Всякое учение, признающее существование всего одной субстанции или одного типа субстанций. Монизм бывает материалистическим, если утверждает, что всякая субстанция материальна (стоики, Дидро, Маркс); спиритуалистическим, если признает только духовные субстанции (Лейбниц, Беркли); или ни тем ни другим, если рассматривает материю и мышление как модусы или атрибуты единой субстанции, не сводимой ни к первой, ни ко второму (в частности, именно так рассуждает Спиноза).

    Лекция № 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в

    Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

    Монизм – учение о всеединстве действительности, в основе которой – одно начало, одна субстанция (Божественная – пантеизм; сознание – психологизм, феноменализм; материя – материализм; наивный монизм: первовещество – вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина – материя) или идеалистическим (единая основа – дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара , французских материалистов XVIII в., Л. Фейербаха ; марксизма, позитивизма.

    Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), В. Соловьева , современного неотомизма, теизма.

    Дуализм – мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и мир; дух и материя; добро и зло; белое и черное; Бог и дьявол; свет и тьма; инь и ян; Мужское и Женское и т. д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарта, Б. Спинозы, С. Кьеркегора , современных экзистенциалистов. Его можно обнаружить у Платона, Г. В. Ф. Гегеля, в марксизме («Труд» и «Капитал») и у многих других философов.

    Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

    Учение Р. Декарта о двух не зависимых друг от друга субстанциях – протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций – духовную и материальную.

    Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами – мышлением и протяженностью, прочие – производны от них. Впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение – модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

    Плюрализм – философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен Х. Вольфом (1712 г.).

    Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и т. п. Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница . Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.

    Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

    Монизм Монизм (от греческого monoV – единый) – обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М. противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плурализму, допускающему бесконечное

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

    Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

    Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания Вопрос о предмете и функциях философии связан с выявлением отношения философии к частным наукам в историческом аспекте. Он предполагает определенную оценку концепции «распочкования» предмета философии

    Из книги Политика автора Джойс Питер

    Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и

    Из книги Философия и история философии автора Ритерман Татьяна Петровна

    Лекция № 34. Этапы истории философии Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. Гегеля (1770–1831) впервые были систематизированы в курс лекций по истории философии («Лекции по

    Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

    Лекция № 51. Человек в «философии жизни» XIX – начало XX в. – появление ряда новых философских течений.«Философия жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон): дух – субстанция культуры – может быть понят не рационально, а посредством внутреннего

    Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

    Лекция № 61. Понятие культуры в философии Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин «культура» обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры как системы исторически развивающихся

    Из книги автора

    ПЛЮРАЛИЗМ Теорией плюрализма предполагается, что власть не сконцентрирована в каком - то единственном центре, а широко рассеяна в обществе. Плюрализм является ключевой характеристикой либерально-демократических политических систем, в которых возможно открытое

    Из книги автора

    Предмет философии. Место и роль философии в культуре Предмет философииВопрос «Что такое философия?» до сих пор остается открытым. В истории общественной мысли под философией подразумевалось: научное знание, называемое протознанием, противостоящее мифологии в

    Из книги автора

    Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство и

    Из книги автора

    Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир. В процессе осознания космоса как чего-то

    Из книги автора

    Предмет философии. Место и роль философии в культуре Предмет философииВпервые термин «философия» в качестве названия особой сферы знания употребил Платон.Впоследствии историко-философское развитие понятия привело к изменению представления о нем. Изменилось также

    Из книги автора

    МОНИЗМ (греч. monos - один) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму; 2)

    Из книги автора

    ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный) - философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии,