«Что ты оставишь после себя на Земле? Мир без людей: что останется после нас? Подумай что остается на земле после людей

Смерть – неизбежное явление человеческой жизни. Смерть прерывает физическую жизнь, вырывает человека из материального мира, превращая его тело сначала в труп, потом в кости. Некоторых не щадит (часто не щадят другие люди): и тела их становятся дымом, пылью и пеплом, или растворяются под давлением воды, или разносятся в воздухе, как взвесь.

А что остается? Если человеческая жизнь исчерпывается материальностью тела, то со смертью от самого человека может ничего не остаться, да и то, что остается, разве можно назвать человеком? И на что сгодятся кости, или пусть даже мумифицированные останки?

Люди умирают на разных стадиях своей жизни и разными смертями. Но помимо разлагающегося тела или пыли от того, что некогда было человеческой плотью, – что еще остается от человека?

Смерть младенца – это трагедия для семьи. Для материалиста эта смерть в некотором роде даже лучше, чем жизнь. Всё равно умирать придется, и если умер раньше, не успев ничего понять, то и замечательно. Недаром же все материалисты хотят быструю смерть, чтобы не успеть ничего понять. Для идеалистов всё гораздо сложнее: их постоянно мучают вопросы – зачем, отчего, почему? Что значит для самого младенца, не понимающего, не осознающего мир и себя, это рождение? Зачем оно для него самого? Для всех остальных – родителей, родственников и прочих услышавших, узнавших – может быть, научение, может быть, урок, может быть, очередное свидетельство духовной проказы мира, может быть, банальное отсутствие гигиены и так далее. А для самого младенца? Что он оставил после себя? Сокрушенные сердца (если родители родят других, то не забудется ли скоро память о нем?), задумчивость, горе. Он ворвался в этот мир, произвел фурор – уже одним ожиданием его рождения родителями, и угас. Может ли его жизнь быть значимой только для его родителей? Может ли она иметь смысл только в своем проявлении? Родители умрут, умрут иные их дети, и всё – память об умершем младенце сотрется. Разве что он был членом королевской семьи – и тогда на его надгробие будут смотреть туристы или подданные короны. И что же? Это он и должен был оставить после себя?

Смерть подростка, отрока, юноши (разумеется, и девушки…), наверное, еще более трагична для семьи. Ведь ребенок рос на глазах, воспитывался, от него ждали многого, на него надеялись, в него верили, мечтали о его будущем… Он даже может оставить что-то после себя: какие-то произведения, какие-то факты из жизни (хорошие или плохие). Кажется, он сумел сколько-то пожить. И родители, семья злятся на Бога (а если не верят, то, видимо, на природу, на обстоятельства, на других людей), что ребенок отнят смертью у них. Что же они хотели от него? Он предал их ожидания? Он умер рано, ничего не сделав? Не принеся пользы государству, обществу, семье? Умер, «бросив» родителей на одинокую старость? Чего же больше жаль – обманутых надежд, или рано оборвавшейся жизни? Но жизнь ведь – конечна, предельна. Жизнь оценивается ли продолжительностью? Не измеряется ли она качеством? Можно прожить 23 года и написать гениальную книгу. Можно прожить и меньшее число лет и быть почитаемым как святой (примеры в православии – царевич Димитрий Угличский и Артемий Веркольский). С материалистической точки зрения можно судить только по делам: оставил ли след в истории сей молодой человек или нет, был ли плод от его краткой жизни, сделал ли он что-нибудь для человечества? И если нет, если только вносил сумятицу в жизни людей, если только что и делал, что жил в трущобах, и умер среди грязного тряпья, то что это за жизнь? Он ничего не оставил после себя. Жизнь прожита зря, и сей человек не имеет никакого значения в глазах всего человечества. Он бесполезен.

Смерть в расцвете сил отчасти трагична, а отчасти даже… правильна. Ибо когда еще умирать, с точки зрения материализма, как не в расцвете лет? Во младенчестве и юношестве ты еще только зреешь, а в старости ты можешь оказаться и никому не нужным, твой ум может предать тебя, твои силы могут истощиться, и своей старческой жизнью ты можешь перечеркнуть свою зрелость. Лучше, видимо, умирать между тридцатью и пятьюдесятью пятью годами. Или когда лучше, что скажете? В это время человек может сказать, что он что-то успел сделать, успел чего-то достичь, что-то понять, что-то открыть. И есть что оставить – детей (будущих продолжателей дел), память о себе, материальные объекты (недвижимость, деньги, произведения культуры и так далее). Кажется, наиполезнейшие дела – это строительство, литература и искусство. Ничего нет долговечнее их. Пирамиды стоят, книги читаются – вот она, осязаемая, материальная память.

Ради этого ли жить? Чтобы оставить после себя память, след в поколениях? И неважно, очевидно, какой след – плохой или хороший. Да и критерии добра и зла в материальном мире так шатки: сегодня нацизм это добро, завтра зло, а послезавтра уже и снова ничего так, нормальное явление. Сегодня гомосексуализм – это зло, завтра – естественное право человека, а послезавтра… И неизвестно еще, кого помнят лучше: добрых или злых. Если ты умрешь и твое тело истлеет, ты сам исчезнешь навсегда, то важно ли тебе самому будет – какой ты след оставил после себя? Нет, абсолютно неважно. Важно ли тебе, пока ты жив, какой ты след оставляешь? Пожалуй… Но ты не знаешь, останется ли он и, если останется, то надолго ли.

Говорят, что человек должен оставить после себя память и детей. Всякий ли человек оставляет после себя память? Обо всех ли и всегда ли помнят? Едва ль. Стало быть, жизни остальных – прожиты зря? Если жил в трущобах и умер в трущобах, памяти о себе не оставив, то жил попусту. Но даже если и осталась память – надолго ли осталась? В перспективе человечество умрет. Так или иначе оно исчезнет. Уже сегодня ясно, что достаточно одного метеорита, чтобы уничтожить планету Земля. И какая бы ни была о тебе память – со смертью человечества ее не будет. Была Земля и перестала быть. Нет материальной жизни – нет и памяти.

То же самое касается и детей. Ты можешь родить хоть сотню. Но их могут убить всех. Они могут не родить твоих внуков, или внуки не смогут родить правнуков. Но если и не прервется род, то до каких времен? До тех же самых – до самой смерти человечества. А вообще – если я живу только для того, чтобы родить очередного человека, то стало быть, я лишь промежуточное звено, передатчик семени, навоз? Я-то лично кто такой? Имеет ли вообще значение, как я жил, что я делал, если весь смысл и предназначение моей жизни – оставить потомков? Ну, и все монахи, все бездетные, стало быть, жили попусту. Ведь они не оставили после себя ничего. А уж пустынники – удалявшиеся на уединенную жизнь и молитву в пустыню, леса и проч. – вообще бездельники и ленивцы, ничего не сделали для общества: ни детей не родили, ни материальных объектов никаких не создали…

Смерть в старости – естественна. От чего еще умирать, как не от старости? О чем тогда думать еще, как не прожитых годах? И вот вся жизнь (если ты ее, конечно, всю помнишь) перед глазами. Что оставляешь ты? Ничего не берешь с собой – всё оставляешь. Но кому? Дети могут перегрызться между собой из-за наследства (а то и перебьют друг друга, вот и оставил, называется, состояние), родственники уже при твоей жизни могут присматриваться, что бы урвать. Твоя жизнь заканчивается – это всем ясно, но вопрос остается всегда один и тот же: что дальше?

Если ты умрешь и ни с кем из них не встретишься более, то можно и пошутить зло над «родственничками», можно и «посмеяться» за гробом вволю – это если ты в здравом уме. А можно и быть чьим-то придатком, обузой, неповоротливой развалиной, ноющим и капризным больным… Нет ничего хуже для материалиста, чем ухаживать за смертельно больными. На что те живут, зачем они живут? Зачем нужны хосписы, зачем нужны старики старше 90 лет? Зачем нужны выжившие из ума? Они уже ничего не оставят после себя, они уже… никто и ничто. Ведь человеческая жизнь так материальна и так привязана к пользе человечеству. И если ты уже ничего не можешь дать людям, а только и можешь, что требовать ухода и лекарств, если ты есть только потребитель денег и немалых денег на лечение, которое, очевидно, не исцелит тебя, то зачем ты нужен здоровому и стремящемуся к бессмертию (а к чему еще стремиться может материальное человечество? Только к вечности материального существования) человечеству?

И выходит так, что с точки зрения материализма, если ты не принес пользы (или зла?), если ты не сделал ничего полезного для человечества, если ты не выполнил свою функцию в человеческом обществе, не занял свою нишу и не передал даже солонку, то твоя жизнь – ничего не значит, она бессмысленна и пуста. Твоя жизнь пуста и бессмысленна и тогда, когда ты, прожив, уже не можешь ничего дать обществу, а только являешься его потребителем. Такими же потребителями являются больные «дорогостоящими» болезнями. Это бесполезный человеческий материал, за редким исключением приносящий пользу.

С точки зрения материализма ты должен оставить после себя память (добрую или злую – решать тебе, но конечно, для пользы лучше добрую), детей (как будущих мертвецов, но необходимых работников для благосостояния человечества) и нажитые богатства (имеющие материальный носитель). Память – это назидание и пример для потомков. Дети – материал для работы. Богатства – для распределения между членами общества.

А что говорит идеализм? Что оставляет после себя человек? Странно, но как раз это не очень-то и важно для идеалиста. Важно то, что ты, оказывается, можешь взять что-то с собой из этого мира. Люди уходили в леса и пещеры, молясь Богу, умирали там. Они ничего – казалось бы – не дали материальному миру, но что за дело они творили? И не их ли молитвами материальный мир стоял и стоит до сих пор?

Человек берет с собой в потусторонний мир себя. Здесь имеет значение, какую жизнь ты прожил, причем важнее оказывается то, как ты жил внутри своего тела, как жила твоя душа. В каком состоянии ты умер, в таком и окажешься в загробной жизни. Ты берешь с собой свою душу – полную ли грехов, или наполненную покаянием, развратную или целомудренную, гордую или смиренную… И бывает так, что для мира ты можешь казаться глупцом, сумасшедшим, а там, по смерти, откроется, кто ты был воистину внутри себя.

И выходит так, что ты точно так же оставляешь после себя и память (особенно это касается людей благочестивой жизни, святых; память, разумеется, важна, но сами они не стремились к ней, не она сама по себе была смыслом их жизни), и детей (наполняющих землю и стремящихся к вечности; разумеется, не всегда, но опять же не они сами по себе составляют смысл жизни), и наследство (материальные блага – произведения, дела и проч.; для идеалиста они должны служить лишь подспорьем для духовных дел). Но важнее всего то, что ты берешь с собой. Это и есть то, зачем жил ты сам. Это и есть то, что составляло смысл твоей жизни. И здесь уже весь вопрос будет в том, жил ли ты так, чтобы наследовать вечную жизнь в новом мире, есть ли в твоей душе то, что способно жить в нем и что останется для него?

Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след — вечный.

Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. Мы живем для того, чтобы запечатлеть себя в сыне или дочери, чтобы жить в их страстях и труде. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом — воспитай своих детей. Воспитание человека — важнейший общественный долг.


От того, насколько отчетливо видит человек в отцовстве и материнстве высший смысл своего бытия, зависит его нравственный облик. Наша важная воспитательная миссия заключается в том, чтобы человек, которого мы творим, отвечал не только за свое сегодняшнее поведение, но и за будущее, а будущее — это ум, чувства, убеждения живого человека, корни которого закладываются в настоящем. В день совершеннолетия девушек, когда им исполняется шестнадцать лет, я рассказываю им украинскую легенду «Кто самый искусный мастер на земле».

Я стремлюсь к тому, чтобы все годы обучения в школе человек постигал очень тонкую и сложную науку — умение видеть себя. Чтобы каждый уже в отрочестве задумался: что я способен оставить в людях, в труде, в живом и цветущем? Какая хотя бы маленькая капелька от меня войдет в вечный океан человеческого бытия?

Что для этого необходимо? Как вести воспитательную работу в этом направлении?


Чтобы видеть себя, маленький человек должен научиться видеть жизнь. Видеть человека, понимать и чувствовать в нем красоту, восторгаться и изумляться ею, соотносить себя с увиденным и понятным, как бы примерять свои достоинства с тем, что он считает образцом. Я считаю очень важным рассказывать подросткам, юношам и девушкам о прожитой жизни. О том, что человек сделал за свою жизнь, чем он отчитывается перед поколениями, принимающими от него эстафету творчества, созидания, как в рассказе о яркой человеческой жизни — «Самый счастливый человек на земле».

Вы вступаете в жизнь, юноши и девушки. Перед вами солнце вашего пленительного дня — оно только поднялось над горизонтом, его путь еще впереди. Вам пахать землю и строить дома, возводить мосты и пасти скот, радоваться прилету птиц из теплого края и тревожиться о судьбе нежной былинки — зеленого ростка пшеницы, идти в далекие походы и стрелять по врагу, если он вздумает нарушить священные рубежи нашей Родины. Во всем этом вы оставите какую-то крупицу своей души, разума, таланта. Но полностью вложить свою душу можно только в человека. Не забывайте, что вам быть отцами и матерями. В отцовстве и материнстве — самая сложная трудовая мудрость. Это труд, труд и еще тысячу раз труд. Тебе с замиранием сердца придется слушать крик новорожденного сына, отец (я обращаясь сейчас к вам как к будущим отцам). Тебе придется в болях и муках рожать сыновей и дочерей, мать (я обращаюсь к вам как будущим матерям). Собираясь в далекий жизненный путь, помните, что вам надо взять с собой как можно больше богатств из отрочества и юности — эти богатства нужны вам для созидания Человека.

Есть народная сказка о Человеке-Пустоцвете. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте — все время переезжал с зеленой нивы в цветущий луг, с цветущего луга в тенистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил Человек-Пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит поет. А сын не по дням, а по часам растет. Выпрыгнул из колыбельки, подошел к отцу и говорит:

— Отец, покажите мне, что вы сделали собственными руками?

Удивился отец таким мудрым речам сына, улыбнулся. Подумал, что же показать сыну? Ждет сын, а отец молчит, и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:

— Может быть, это вы посадили дуб?

Наклонил голову отец, молчит.

Повел сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:

— Может быть, это вы вырастили колос?

Еще ниже наклонил отец голову, молчит.

Пришли сын с отцом к глубокому у, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

— Отец, скажите мудрое слово...

А Человек-Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Еще ниже наклонил голову и молчит... Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не дает.

Как величайшего горя, бойтесь, юноши и девушки, войти в жизнь пустоцветом. Вам стыдно будет перед сыном, перед дочерью, перед людьми за бесследно прожитую жизнь.

Страшно от мысли, что такое может быть: ходит по земле старый, как будто заслуживающий уважения человек, но оказывается, никто не знает, кто этот человек, и не заслуживает он ни уважения, ни памяти.

Я часто рассказываю подросткам и юношам об ушедшем уважаемом, достойном человеке, стремясь пробудить горячее стремление оставить после себя яркий след на земле. Эти рассказы — крупинки, из которых слагается живая история нашей современности. Донести до сознания, до души подростка смысл богатой, насыщенной, данной людям жизни — это не заупокойное поминание, а гимн жизни.

Василий Александрович Сухомлинский — выдающийся советский педагог-новатор. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания)

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о теории возникновения цивилизаций, истории человечества и о вселенной вы можете найти там, где вам максимально удобно
Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

Сценариями апокалипсиса на отдельно взятой планете Солнечной системы не испугаешь в наше время даже школьника. Ученые мрачно предрекают то изменение климата в результате глобального потепления, то третью мировую, то полное вырождение.

Эти пессимистические сцнарии нам более или менее понятны и известны. А вот на что будет похож мир, если человечество просто... исчезнет? Что будет, если человечество в одночасье канет в Лету? Как долго остатки нашей цивилизации продержатся на планете, являясь памятником ушедшим в небытие людям? Что останется после нас? На эту тему с научной точки зрения решили пофантазировать авторы фотоленты "Мир без людей".

Главный вопрос: что узнают о нашей цивилизации инопланетяне, если вдруг появятся на планете Земля через сто лет после полного исчезновения человеческой расы? Ответ поражает: практически ничего. За каких-то сто лет большинство доказательств нашего с вами существования смоет дождь, потреплет ветер, разрушат землетрясения, наши города станут ареалами обитания диких зверей, насекомых и бактерий; античные развалины сохранятся гораздо лучше небоскребов, а древние бумажные книги из библиотек - лучше электронных. Так что инопланетяне скорее решат, что последней разумной расой на Земле были...египтяне.

Впрочем, это не совсем утопия, а, скорее, научный прогноз, сделанный в ходе съемки телевизионного документального фильма Life After People ("Жизнь после людей").

Гордон Мастертон (Gordon Masterton), консультант телефильма, считает, что разрушение доказательств существования нашей цивилизации пройдет по следующему сценарию: после исчезновения людей во всем мире погаснет электрический свет. В течение двух недель ветряные двигатели будут по инерции вырабатывать энергию, а затем планета погрузится в первобытную тьму, которой не знала со времен первых костров. Еще через полгода городские улицы станут новыми джунглями для диких зверей. Через 20 лет основными "горожанами" медведи и волки; деревянные здания и конструкции начнут гнить и разрушаться (особенно быстро это произойдет в местах обитания термитов). Стальные каркасы зданий так же подвергнутся эрозии.

Заглянем на 50 лет вперед. Технически "продвинутая" цивилизация людей 21-века сдает позиции по всем фронтам: коррозия, "нашествие" буйной растительности и перепады температуры делают свое черное дело - современные нам здания практически полностью разрушены. А еще через 50 лет с лица земли исчезнут все автомобили.

Природа внесет свои коррективы в облик привычных городов: от постоянного таяния и замерзания воды разрушатся тротуары и шоссе, подземные воды затопят станции метро, во время гроз молнии подожгут сухую траву и приведут к многочисленным пожарам.

Животный мир тоже изменится с исчезновением людей: с отключением отопления тараканы замерзнут и вымрут, крысы, привыкшие питаться объедками с человеческого стола, умрут от голода; крупные животные, напротив, будут процветать. Через каких-то сто лет после исчезновения людей полумиллионное поголовье африканских слонов увеличится и достигнет 10 млн. особей. Одомашненные животные (козы, овцы, коровы) станут легкой добычей для хищников, и исчезнут как вид, если не смогут приспособиться к новым условиям существования.

Сочинение-рассуждение «Что ты оставишь после себя на Земле?»

Когда в свою сторону я получил простой вопрос о том, что я оставлю после себя на этой планете, то внятного ответа я не имел. О подобных вещах я раньше не думал. Вся наша жизнь проходит в борьбе каждодневных трудностей. На протяжении дня нам нужно выполнить множество задач: сделать домашнее задание, сходить в школу, выгулять собаку, немного помочь маме. На фоне этого иногда мы попросту не успеваем встретиться с друзьями. Думать о вечном времени нет.

Если говорить серьезно, то для начала нужно определиться: в какой области жизнедеятельности я бы хотел оставить след. Слава о некоторых людях в памяти народа или даже всего человечества живет вечно. В большинстве случаев это добрые деяние, в иных – злой умысел. Последний вариант запоминается в памяти потомков с крайне негативной стороны. Выходит, чтобы оставить значимый след после себя, я должен сделать что-то полезное для людей. В пример можно привести великих ученных или врачей, которые изобрели технологии или лекарства спасающие жизни сотням тысяч людей. Это будет очень сложно, но я приложу максимум усилий, чтобы поступить в хороший ВУЗ и получить образование. Тогда я буду иметь высокие шансы для изобретения действительно полезных вещей для человечества.

Люди также будут помнить о настоящих живых героях. О пожарниках, простых полицейских, военных, которые благодаря храбрости и мужеству спасали не одну жизнь. Поэтому выбор героической профессии для меня является еще одним вариантом. Профессия космонавта в этом плане для меня самая героическая и интересная. Но навряд мне удастся им стать, ведь ко всем претендентам на такую «должность» выдвигаются очень жесткие требования.

Не стоит упускать из виду людей творчества и искусства, таких как художники, музыканты, поэты, писатели. Я бы хотел создавать нечто, от чего восхищались люди. Мне нравится рассматривать картины, любоваться пейзажами природы, ее величием. Я и сам пробовал делать нечто подобное, но мне кажется, что данная предрасположенность закладывается при рождении, искусственно ее наработать не получится.

Каждый человек сможет оставить после себя след на Земле, но для этого нужно постараться и приложить массу усилий. Самое главное – нести пользу человечеству.