Деревянный дом с мезонином. А.П. Чехов "Дом с мезонином": описание, герои, анализ рассказа Домик с мезонином

Стоит только сказать кому-нибудь, что построил у себя на даче деревянный «дом с мезонином» , как сразу предстает перед глазами уютная аккуратная усадьба где-то в глубине вишневого сада на берегу пруда. Такой романтический образ обычному дачному строению придает известное произведение одного из любимейших русских писателей-классиков XIX века А.П.Чехова, описывающего в своих произведениях бытовую жизнь своих героев в маленьких городах и на загородных усадьбах позапрошлого века.

С первых строк знаменитого чеховского произведения как будто окунаешься в среду той неторопливой благородной аристократичности усадебной жизни, в которой проживали свою жизнь современники разных сословий русского писателя: «Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве…» . (А.П.Чехов «Дом с мезонином»)

Загородная неспешная и спокойная жизнь в усадьбе – что может быть прекраснее для уставшего от сумасшедшего ритма жителя мегаполиса? Пожить, как барин или помещик в собственном доме, отстраняясь от современных реалий века цифровых технологий, погрузившись в житейские хлопоты чеховского мещанина: можно несуетливо подправить покосившуюся беседку, запустить карасей в собственный прудик, разбить новую цветочную клумбу, а потом, ближе к вечеру, навестить соседа, сходив в гости на чай со свежесваренным малиновым вареньем из ягод нынешнего урожая. Если дачник имеет в своем хозяйстве настоящий с мезонином , то он с полным правом может считать себя наследником традиций той чеховской России, уклада русской старины, при которой было принято выезжать за город на все лето, забывая обо всех суетных городских делах, ходить на рыбалку и за грибами-ягодами в ближайший лес.

Что представляет из себя дом с мезонином? Мезонин (от итальянского mezzo – посредине) – это надстройка над серединой дома, полуэтаж, который занимает не всю площадь в верхней части дома, а только часть, располагаясь в его центре, как бы отдельный «домик» на вершине конструкции дома. У мезонина отдельная крыша, этот вид архитектурного приема часто строят с балконом. В большинстве случаев мезонин бывает мансардной постройкой, т.е. служит как летнее помещение, без отопления. В старину мезонин на доме часто украшали резьбой на больших окнах и по карнизу крыши.

Знаменитый исследователь русской словесности В.Даль любовно называет мезонин «теремком» и «горенкой». А в солидном «Архитектурном словаре» дается вот такое определение мезонина: «…надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в 19 в. Как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий» .

Мезонин был придуман во Франции архитектором Мансардом в конце XVI – начале XVII века, который решил на каменное строение водрузить небольшой, как бы кукольный домик.

В XIX веке городские и сельские жители разных сословий России начали активно перенимать эту французскую архитектурную идею, которая так полюбилась жителям частных владений. При чтении произведений русских писателей часто встает перед глазами картинка со старинной улочкой, застроенной вдоль дороги деревянными домами с мезонином , настолько популярным был этот прием в зодчестве, перенятый у европейцев и незаслуженно подзабытый сегодня.


«Дом с мезонином» − эта фраза у большинства людей ассоциируется с одноимённым рассказом А.П. Чехова. О том, что такое мезонин, мы начинаем задумываться, когда встаёт вопрос о строительстве или приобретении . Из данного обзора вы сможете почерпнуть много полезной информации о домах с мезонином, фото конструкций и описание лучших проектов помогут вам решить, желаете ли вы иметь эту надстройку в своём доме.

Мезонин – что это такое? Фото, представленные в этом разделе, наглядно демонстрируют, как выглядит данная конструкция.

Какие же преимущества гарантирует мезонин своим обладателям? Прежде всего, его наличие значительно увеличивает жилую площадь здания. Имея отдельный вход с нижнего этажа (как правило, используют винтовую ), он обеспечивает своему обитателю уединение. Именно по этой причине дом с надстройкой часто приобретают творческие люди, обустраивая там студию или мастерскую. Благодаря выступанию надстройки над общей частью здания, комната в ней получается очень светлой и уютной. Для большего доступа солнечного света оконные проёмы делают .

С технической точки зрения, возвести полуярус значительно проще, чем полноценный этаж. Практически всё строительство проводится с чердака, остальные работы ведутся с помощью лесов. Кроме того, наличие такой конструкции поможет сэкономить расходы на топливо в холодное время года. Ведь размеры надстроенной комнаты выбираете вы сами, исключая тем самым наличие нерационально используемого пространства. Если же в доме отсутствует необходимость в дополнительной площади, надстройку можно закрыть и не отапливать, не нарушив основной части жилья.

Важно! Организовать мезонин можно в уже построенном здании. Для этого не требуется перестраивать основной этаж, достаточно будет внести коррективы в чердачную часть.

Статья по теме:

Подобные конструкции позволяют значительно увеличить жилое помещение. В статье мы подробно рассмотрим проекты и фото готовых зданий, полезные советы, что позволит без ошибок возвести дом самостоятельно или с помощью специалистов.

Виды мезонинов в зависимости от конструктивных особенностей

Полуярус может быть разных форм и размеров. В классическом варианте архитекторы применяют форму квадрата. Иногда надстройку сооружают в виде креста с выходом на четыре стороны дома. Однако высокотехнологичные строительные материалы, которые широко используются в современном мире, позволяют создать конструкции абсолютно разных, порой причудливых форм. Фото ниже являются тому подтверждением.

Очень часто надстройка оканчивается или террасой. Она очень удобна и позволяет в полной мере насладиться видом из окна. Следует отметить, что мезонином называют не только надстройку в чердачной части дома. Его можно организовать также внутри помещения, если высота стен позволяет. Такую конструкцию часто можно встретить в элитных квартирах, где высота потолка достигает 3,5-4 метра.


Конструкция в домах с полуярусами имеет свои особенности. Вариантов кровли множество, выбор зависит лишь от фантазии и умения архитектора. При самостоятельном строительстве чаще используют двускатную крышу. Выступ надстройки образуется тремя стенами, а неиспользуемое для жилья пространство чердака оборудуют под . Распространён также вариант односкатной крыши. Но если вы хотите отойти от классических вариантов кровли и сделать своё жильё уникальным с помощью куполообразной или пирамидальной крыши, воспользуйтесь услугами профессиональных архитекторов. требует специализированных знаний. В противном случае вы рискуете показателями долговечности и надёжности вашего жилья.

Строительство мезонина желательно начинать сразу же после возведения основного этажа. Это избавит вас от дополнительных затрат на демонтаж кровли при создании надстройки в уже функционирующем жилище. В данном разделе мы представим вам фото и видео удачных проектов, которые, возможно, пригодятся вам в будущем при с полуярусом.

Обустройство мезонина, выбор стиля

Внутренняя отделка надстройки зависит от того, какую функцию будет выполнять помещение.

Полезный совет! В первую очередь следует определиться, комната в надстройке будет использоваться круглогодично или только в тёплое время года. Это определит вариант подводки отопления.

Как мы уже говорили ранее, полуярус за счёт некоторой изолированности от остальных помещений в доме и обилия дневного света часто используется в качестве мастерской. Однако из надстроя может получиться и замечательная . Надстроенное спальное место – прекрасный вариант для с высокими потолками.

Рассказ А.П.Чехова «Дом с мезонином» вышел в печать 1896 г. Написана в форме воспоминания некоего художника, близко знакомого с писателем, о событиях шести или семи летней давности. Писатель вошёл в литературу начала 80-х годов 19 века под псевдонимом Антоша Чехонте и сделал себе имя на коротких юмористических и сатирических рассказах. Но уже к середине этого же десятилетия он начинает менять характеристики своего творчества, в его произведениях усиливается психологизм в изображении характеров героев, вместо смешных персонажей он начинает создавать более глубокие и противоречивые характеры. В этот период начинает формироваться свойственная только Чехову манера изложения. Именно в ней и написан рассказ «Дом с мезонином».

История создания рассказа

Осенью 1889 г. А.П.Чехова познакомился с молодой учительницей гимназии Ликой Мизиновой. Познакомила его с этой красивой, интеллигентной и обаятельной девушкой сестра Антона Павловича Мария, которая была с ней дружна. Лика довольно часто бывает в доме Чеховых. Летом 1891 г. Чеховы отдыхали в Алексино, где вместе с ними была и Лика. По дороге в Алексино она познакомилась с хозяином усадьбы Богимово Калужской губернии Былим-Колосовским. Узнав от неё, что любимый им писатель Чехов живёт на даче неподалёку от него, приглашает его в свою усадьбу на всё лето. Антон Павлович принял приглашение. Богимовское лето 1891 г. и имение хозяина легли в основу рассказа. Сам Былим-Колосовский стал прообразом Белокурова. Как и Лика прообразом Волчаниновой Лиды.

Анализ рассказа

Сюжет

В основе его история несостоявшейся любви. Рассказ ведётся от лица художника, хорошо знакомого с автором повествования. Приехав на лето в усадьбу своего знакомого Белокурова, он некоторое время проводит в одиночестве, пока друг не знакомит его с семейством Волчаниновых, состоящей из матери, Волчаниновой Екатерины Павловны и её двух дочерей, Лиды и Жени. Старшая Лида ведёт активную общественную жизнь, работает учительницей в школе и гордится тем, что не зависит от отцовского состояния. Младшая Женя все дни проводит за чтением книг. Со старшей Лидой отношения автора повествования не задались изначально на почве некоторых разногласий во взглядах на общественную жизнь.

С младшей же Женей отношения стремительно развились до взаимной симпатии и любви. В один из вечеров произошло объяснение в любви. Женя, считавшая своей обязанностью рассказать обо всём старшей сестре, рассказывает Лиде об их чувствах. Однако, старшая сестра, испытывающая к художнику не самые дружеские чувства, желая прекратить дальнейшее развитие его с Женей отношений, срочно отправляет её в другую губернию и далее в Европу. Проходит шесть или семь лет, художник случайно встречается с Белокуровым, который сообщает ему, Лида с Екатериной Павловной живут там же, а Женя домой так и не вернулась домой, следы её затерялись.

Герои произведения

В данном повествовании пять главных персонажей. Первый - это сам рассказчик, художник, отдыхающий у своего друга. Человек далеко не глупый, образованный, но совершенно пассивный. Об этом свидетельствует его отношение к известии об отъезде любимой женщины. Ему сообщают, что её куда-то отправили по желанию старшей сестры и он, зная, что Женя тоже любит его, спокойно уходит, ничего не предпринимая. Можно хотя бы предположить, что сделал бы нормальный влюблённый мужчина. Перевернул бы весь мир, но нашёл бы любимую. Здесь же мы видим только горестные воздыхания и ничего более. Подобный тип людей не вызывает особых симпатий. Пассивность и бездействие - вот его главные качества. Всё, что он может, это только разглагольствовать, философствовать и ничего не делать. Хотя это и есть основная болезнь большей части русской интеллигенции.

Следующий герой рассказа - это провинциальный помещик, приятель рассказчика Белокуров, к которому тот приехал погостить. Чтобы представить его образ, нужно просто вспомнить одного очень известного героя И.А. Гончарова. Это Обломов, точнее одна из его разновидностей.

Волчанинова Екатерина Павловна вдова тайного советника, провинциальная помещица, проживающая в своём имении по соседству с Белокуровым. В отличии от Лиды, не обременяет себя мыслями о спасении мира, но во всём соглашается с её мнением. В процессе знакомства с героями рассказа невольно возникает ощущение, что она её попросту побаивается.

Волчанинова Лида - старшая дочка Екатерины Павловны. Дама во всех отношения примечательная. Она красива, очень деятельна и активна. Сегодня бы её назвали общественницей. Не смотря на её не очень благовидный поступок, когда она своим волевым решением разлучила двух влюблённых, она вызывает симпатию. Лида - это некое подобие Рахметова в юбке. Встреться они в жизни, скорее всего, она бы влюбилась в него и пошла бы за ним куда угодно. Во всяком случае, трудно представить её на месте рассказчика, пассивно внимающего об отъезде любимого человека. Как раз таки, она бы не стала бы вздыхать и молча смотреть, как её разлучают с любимым человеком. Она являет собой новый тип женщин предреволюционной России. Скорее всего, читатель не очень бы удивился, увидев её, например, на баррикадах 1905 года.

И, наконец, Волчанинова Женя, младшая дочь Екатерины Павловны, которую все называют ласково Мисюсь. О ней автор рассказывает с особой теплотой и нежностью. Это чистое романтическое создание, безумно любящее свою маму и сестру. Волчанинова Женя и Наташа Ростова это две родные сестры. Влюбившись в художника, она считает, что должна рассказать об этом старшей сестре. Не из страха перед ней, нет, ни в коем случае! Просто её душевная чистота не представляет себе даже возможность что-то скрыть от самых близких ей людей. Это один из тех чистых женских образов русских женщин, которые описывали великие писатели. У Пушкина -это Татьяна Ларина, у Толстого Наташа Ростова.

Чехов, обрисовывая сценки из жизни своих героев не принимает сторону того или иного героя, предоставляя читателю саму делать выводы. Его характеристики не говорят прямо, плох или хорош тот или иной герой. Но, рассуждая над поступками героев, читатель сам начинает делать вполне конкретные выводы и суждения.

«Дом с мезонином» это рассказ о несбывшемся человеческом счастье и ответственность за это лежит на самих героях. Женя не смогла противиться решению сестры в силу своей молодости, а художник в силу своей инфантильности. Хотя, как говорится, всё могло быть иначе. Лида тоже вряд ли смогла быть счастлива, в силу своего характера. Таким женщинам, как она, нужен мужчина, который сильнее её. Судя по рассказу Белокурова, такого не нашлось. Разрушив, вполне возможное, счастье Жени, она так и не смогла построить своего.

Как ни странно, очень часто приходится сталкиваться с тем, что люди, считающие себя неплохо разбирающимися в архитектуре, путают мансарду с мезонином.
Давайте внесем в этот вопрос ясность.

Трудно сказать, что появилось раньше.
Но начнем, пожалуй с мансарды , хотя бы потому, что у неё, в отличие от мезонина есть автор.

Крупнейший французский архитектор XVII века Франсуа Мансар при создании дворца Мезон-Лаффит под Парижем нашел интересное решение чердачного пространства. С помощью высокой крыши в виде усеченной пирамиды со встроенными в неё небольшими окнами он получил дополнительную жилую площадь.

Дворец Мезон-Лаффит (1642 - 1649 гг.)

Считается, что именно с тех пор подобного рода помещения приобрели статус апартаментов и стали называться мансардами.

В Париже хозяева доходных домов, быстро взяв это новшество на вооружение, превращали необлагаемые налогами черодачные помещения в ряды тесных комнат, сдаваемых внаем малоимущим студентам, артистам, художникам и прочим лицам творческих профессий.

"Бедный поэт"
(Карл Шпицвег, 1839 г.)



Фасад мансарды полностью или частично образуется наклонной поверхностью крыши со встроенными в неё окнами.


Эти составляющие и создают неповторимый уют мансардного этажа, применяемого сегодня очень широко как в западноевропейских странах, так и в России (причем не только при строительстве дач и садовых домиков, но и элитного жилья).

В отличие от мансарды мезонин (от итальянского mezzonino ), представляющий собой надстройку над средней частью жилого дома чаще всего с тремя небольшими окнами и фронтоном, имеет собственную крышу.

Дом середины XIX века с мезонином в Вологде
(дом Засецких?)

Задолго до XIX века в провинциальных русских городах прообразом мезонина была небольшая комната-светелка в верхней части дома.

Мезонин с торжественным фронтоном, построенным в стиле классицмзма, был липичным украшением городской усадьбы и усадебных домов поместного дворянства и состоятельного купечества России позапрошлого века.

Фундамент - сборно-монолитный, ленточный (Монолитная жб подошва, блоки ФБС).
Цоколь - облицовка керамогранитной плиткой.
Наружные стены - блоки ячеистого бетона В3,5 D600 толщиной 380-400мм. с обкладкой с наружной стороны облицовочным керамическим кирпичом. (блоки ячеистого бетона могут быть заменены на любой другой строительный материал, с учетом соблюдения теплотехнических свойств наружных стен).

Материал и толщина утеплителя зависит от климатических условий и материалов стен (указывается в проекте с учётом вашего региона).
Внутренние несущие стены - силикатный кирпич М100
Перегородки - блоки ячеистых бетонов / кирпич/ поризованный кирпич.
Междуэтажные перекрытия - пустотные жб плиты.
Кровля - скатная. Покрытие на усмотрение заказчика, стропильные конструкции - деревянные.
Ограждения крыльца и балкона - деревянные.
Лестница - индивидуального изготовления по схеме "металлические косоуры, деревянные ступени".
Обшивка выступающих стропильных конструкций (карнизы, ветровая доска) - профлист с полимерным покрытием / сайдинг.

Для строительства дома по данному проекту могут применяться следующие стеновые материалы:
шлакоблок, газосиликат, пенобетон, газобетон, арболит, твинблок, керамоблок, керамзитобетон, силикатный (строительный) кирпич, керамический кирпич.
От вида применяемого материала может меняться толщина утеплителя, а значит толщина фундаментных стен.
Мы внесём все необходимые изменения по фундаменту и выполним теплотехнический расчет в зависимости от выбранного вами стенового материала и с учетом климата района строительства.