Древние карты как предмет армянских фальсификаций. Армения — Все монархии мира


Свою оценку признания американской стороной Голанских высот за Израилем, а также прогноз, какие последствия может принести это решение, представили азербайджанский и российские эксперты.

БАКУ, 26 мар — Sputnik, Александра Зуева . Очень важно, чтобы ситуация вокруг Голанских высот нашла свое разрешение, и удалось снять напряжение в регионе, которое угрожает глобальной безопасности, сказал Sputnik Азербайджан директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА Ризван Гусейнов.

США втягивают Израиль в авантюры

Большинство шагов Администрации Трампа, связанных с ближневосточной проблематикой, и в частности, с арабо-израильским конфликтом, к сожалению, вовсе не приводят к разрешению спорных вопросов. Наоборот, действия американской стороны ведут к росту напряженности, что влияет, в первую очередь, на безопасность самого Израиля: страна втягивается в определенные авантюры, исход которых пока сложно представить, считает Гусейнов.

Такие шаги, как признание Иерусалима столицей Израиля и суверенитета страны над Голанскими высотами, обострили ситуацию и усложнили отношения Тель-Авива с соседями, подчеркнул эксперт.

"Особо в этих процессах стоит отметить роль Турции. Явно видно, что администрация Трампа предпринимает такие шаги "в противовес" росту активности и влияния Анкары на Ближнем Востоке", - заметил собеседник Sputnik Азербайджан, напомнив, что на территории Голанских высот до 1967 года в основном проживали туркоманы (термин, используемый на Западе в качестве названия огузских тюркских народов – ред.).

При этом Гусейнов выразил надежду на то, что ситуация вокруг Голанских высот все-таки найдет свое разрешение, попытки администрации Трампа напрячь ситуацию на Ближнем Востоке не приведут к успеху, и напряжение в регионе удастся снять.

А если Россия признает Голанские высоты сирийскими?

Факт признания США Голанских высот принадлежностью Израиля создает весьма опасный прецедент в системе межгосударственных отношений и международной безопасности, считает, в свою очередь, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова, член экспертного совета "Офицеры России", военный аналитик Александр Перенджиев.

Ведь тогда страны-союзники государств, которые выясняют отношения по поводу принадлежности тех или иных территорий, также могут начать процесс признания этих земель за своими военными союзниками, отметил военный аналитик.

"Представьте, как обострится ситуация, если Россия, в пику США, признает Голанские высоты принадлежностью Сирии! Безусловно, Россия на такой шаг не пойдет. Но кто может гарантировать, что подобные действия не будут совершать другие страны? Например, если Франция признает Нагорный Карабах принадлежностью Армении, а Турция принадлежностью Азербайджана", - заметил собеседник Sputnik Азербайджан.

Выразив сомнения в подобных действиях официального Парижа и официальной Анкары, эксперт кроме этого предложил представить, насколько может обостриться обстановка в Азии, да в мире в целом, в случае, если США признают штаты Джамму и Кашмир принадлежностью Пакистана.

В мире много территорий, по поводу принадлежности которых государства находятся в военном противостоянии. И международное сообщество, различные региональные организации предпринимают трудные попытки урегулировать конфликты вокруг этих спорных территорий и мирным путем договориться об их правовом статусе, напомнил Перенджиев.

США же теперь, по сути, разрушают роль и влияние международного сообщества и региональных организаций, занятых обеспечением безопасности и миротворческим процессом, считает военный аналитик.

"Мир, благодаря США, все большее вступает в такую фазу "развития", когда ты прав, когда за тобой не право, а сила", - заключил собеседник Sputnik Азербайджан.

Ближнему Востоку грозит новый виток напряженности

Признание Голан – это довольно смелый и решительный шаг США в духе стилистики Трампа, отметил российский политолог Павел Клачков. Он рассказал, что сам бывал на Голанских высотах и хорошо ощутил их значение для Израиля. По его словам, в Израиле действительно считают, что для выживания страны и государства необходим контроль над этой территорией.

При этом, такое признание подрывает значение ООН, так как нарушает принятую ранее резолюцию, считает политолог. В то же время, отметил он, это признание разрушает и довольно серьезное внешнеполитическое влияние США.

"Значение такого признания очень велико, и его сейчас все осуждают. Международная проблематика тоже уже не будет прежней", - сказал собеседник Sputnik.

Решение Трампа, кроме прочего, влечет за собой и новый виток напряженности на Ближнем Востоке. Уже поступила реакция на это ряда стран, в том числе России и Турции. Волна неприятия этого решения будет нарастать, уверен Клачков.

В 1967 году Израиль ходе Шестидневной войны отбил у Сирии и оккупировал Голанские высоты, а в 1981 году в одностороннем порядке их аннексировал. Принадлежность горного плато считается основным предметом израильско-сирийского конфликта, попытки решить который предпринимались до начала гражданской войны в Сирии.


Изгнание закавказских армян в Персию. «Великий сургун»

Несмотря на войны, вторжения и переселения, армяне, вполне вероятно, вплоть до XVII века, всё ещё составляли большинство населения Восточной Армении. В 1604 году Аббас I Великий применил тактику выжженной земли против армян в Араратской долине. Из Восточной (Закавказской) Армении были выселены свыше 250 тыс. армян. Аракел Даврижеци, автор XVII века, сообщает:

"Шах Аббас не внял мольбам армян. Он призвал к себе своих нахараров и назначил из них надсмотрщиков и проводников жителей страны, с тем, чтобы каждый князь со своим войском выселил бы и изгнал население одного гавара".

Город Джульфа в провинции Нахичеван был взят в самом начале нашествия. После этого армия Аббаса развернулась веером вдоль Араратской равнины. Шах следовал осторожной стратегии: наступал и отступал в зависимости от ситуации, он решил не подвергать риску свой поход в лобовых столкновениях с более сильными отрядами противника.

Осаждая город Карс, он узнал о приближении большой османской армии, возглавляемой Джигазаде Синан Пашой. Был дан приказ об отводе войск. Чтобы предотвратить возможное пополнение припасов врага с этой земли, Аббас отдал приказ о полном разрушении всех городов и сельских угодий на равнине. И как часть всего этого, всему населению было приказано сопровождать персидскую армию в их отступлении. Около 300 тысяч людей были, таким образом, отправлены к берегам реки Аракс. Те из них, кто попытался сопротивляться высылке, были тотчас убиты. Ранее шах приказал разрушить единственный мост, и людей заставили проходить через воду, где огромное количество людей утонуло, унесённое течением, так и не добравшись до противоположного берега. Это было лишь начало их суровых испытаний. Один очевидец, - Отец де Гуян, - описывает положение беженцев так:

"Не только зимние холода причиняли муки и смерть высылаемому народу. Наибольшая мука была из-за голода. Провизия, что высылаемые взяли с собой, скоро кончилась... Грудные дети плакали, прося еды или молока, но ничего из этого не было, потому что женские груди высохли от голода. Множество женщин, голодных и истощённых, оставляли своих умирающих от голода детей на краю дороги и продолжали своё мучительное странствие. Некоторые отправлялись в ближайшие леса, чтобы попытаться найти какой-нибудь еды. Как правило, они не возвращались. Часто те, кто умирал, служили пищей тем, кто ещё был жив".

Не в состоянии поддерживать свою армию в пустынной равнине, Синан Паша был вынужден провести зиму в Ване. Армии, отправленные на преследование шаха в 1605 году, были разгромлены, и к 1606 году Аббас снова завоевал всю территорию, что ранее проиграл туркам.

Часть территории Армении с XV века была известна также как Чухур-Саад. Со времен Исмаила I-го административно она образовывала Чухур-Саадское бегларбекство государства Сефевидов. После смерти Надир-шаха и падения династии Афшаров, местные правители из кызылбашского племени Устаджлу, являвшиеся наследственными владетелями Чухур-Саада, объявили свою независимость с образованием Эриванского ханства. В результате вытеснения армянского населения из Армении, армяне к XVIII веку составляли 20 % от общего числа населения Чухур-Саадской области. Позже на ханском троне род Устаджлу сменил тюркское племя Кенгерли. При власти Каджаров Эриванское ханство признало вассальную зависимость от Каджарского Ирана. Ханский род Кенгерли был сменен ханом из рода Каджаров. На территории исторической Армении также существовали Нахичеванское и Карабахское ханства.

Восточная Армения на карте Персидской империи. Джон Пинкертон, 1818 год.

С начала XVII до середины XVIII века на территории Нагорного Карабаха, при сефевидском шахе Аббасе I, были созданы пять армянских меликств (мелкие княжества) известные под общим названием Хамс. Армянское население Хамсы управлялось князьями из родов Мелик-Беглерян, Мелик-Исраелян (позже Мирзаханян и Атабекян), Мелик-Шахназарян, Мелик-Аванян и Гасан-Джалалян, из которых Гасан-Джалаляны, их младшая ветвь Атабекяны и Мелик-Шахназаряны были коренными династиями, остальные же князья были переселенцами из других областей Армении.

В XVIII веке Давид-Бек и Иосиф Эмин возглавляли борьбу закавказских армян против турок и иранцев.

Армянская национально-освободительная борьба XVIII века

В Москве Исраэл Ори встречается с Петром I и передает ему письмо сюникских меликов. Пётр пообещал оказать армянам помощь по окончании войны со Швецией. Благодаря широкой эрудиции и своему интеллекту Ори привлек к себе симпатии императорского двора. Ори предложил Петру следующий план: для освобождения Грузии и Армении нужно послать в Закавказье 25-тысячную русскую армию из 15 тысяч казаков и 10 тысяч пехоты. Казаки должны пройти через Дарьяльское ущелье, а пехота отплыть через Каспийское море из Астрахани. На месте русские войска должны будут получить поддержку вооружённых сил грузин и армян. Было решено, что нужно послать специальную миссию в Персию во главе с Ори, которая бы узнала умонастроения местных жителей, собрала бы информацию о дорогах, крепостях и т. д. Чтобы не вызвать подозрений, Ори должен был бы говорить, что послан римским папой ко двору Солтан Хусейна, чтобы собрать информацию о жизни христиан в Персидской империи.

В 1707 году, после всех необходимых приготовлений, Ори, в ранге полковника русской армии, с большим отрядом выступил в путь. Французские миссионеры в Персии попытались предотвратить прибытие Ори в Исфахан, донося шаху, что Россия хочет образования независимой Армении, а Ори хочет стать армянским царём. Когда Ори прибыл в Ширван - ему пришлось ждать несколько дней дозволения войти в пределы страны. В Шемахе он повстречался с местными лидерами грузин и армян, поддержав их ориентацию на Россию. В 1709 году он прибыл в Исфахан, где вновь вёл переговоры с политическими лидерами. Возвращаясь в Россию из Персии, в 1711 году Ори неожиданно умер в Астрахани.

В 1722 году армяне Сюника и Нагорного Карабаха подняли восстание против персидского господства. Восстание возглавляли Давид Бек и Есаи Гасан-Джалалян, сумевшие на несколько лет свергнуть иранское господство. Восстание охватило также Нахичеванский край. В 1727 Сефевиды признали власть Давид Бека над регионом, а сам полководец даже получил право чеканить монеты. В 1730 году с убийством его преемника Мхитара Спарапета, 8-летнее восстание армян Сюника завершилось.

Новое оживление армянского национально-освободительногодвижения наблюдается во второй половине XVIII столетия. Так, уже в 1773 году Ш. Шаамирян в труде «Западня честолюбия» изложил республиканские принципы будущего независимого армянского государства. Значимыми деятелями национально-освободительной борьбы эпохи стали Иосиф Эмин и Мовсес Баграмян, выдвинувшие планы воссоздания армянского государства.

В конце XVIII столетия армянские мелики Нагорного Карабаха вели неустанную борьбу с Ибрагим Халил-ханом в надежде восстановить в Карабахе армянскую государственность.

Вхождение Восточной Армении в состав Российской империи

С начала XIX века территории исторической Восточной Армении постепенно присоединяются к Российской империи. В результате русско-персидской войны 1803-1813 годов к России было присоединено Карабахское ханство (было образовано в середине XVIII века после захвата армянских меликств Хамсы), которое было населено преимущественно армянами, а также Зангезур в историческом Сюнике со смешанным на то время населением. Дважды предпринимавшиеся попытки осадить Эривань не увенчались успехом. 5 октября 1827 года, в ходе русско-персидской войны 1826-1828 годов, Эривань был взят графом Паскевичем; несколько ранее (в июне) пала и столица Нахичеванского ханства город Нахичевань.

Подписанный затем Туркманчайский мирный договор отдавал территории этих ханств России и устанавливал в течение года право свободного переселения мусульман в Персию, а христиан - в Россию. В 1828 на месте Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область, и в неё были массово переселены из Ирана потомки армян, насильственно выселенных персидскими властями из Закавказья в начале XVII века. Впоследствии в 1849 году Армянская область была преобразована в Эриваньскую губернию.

По итогам Русско-турецкой войны 1877-1878 под контроль Российской империи перешла другая часть исторической Армении - Карс и его окрестности, из которых была организована Карсская область.

Армянская область в составе Российской империи (существовала до 1849 года)

Западная Армения

Мехмед II захватил Константинополь в 1453 году и сделал его столицей Османской империи. Османские султаны пригласили армянского архиепископа, чтобы учредить в Константинополе армянский патриархат. Армяне Константинополя росли в числе и стали уважаемыми (если не полноценными) членами общества.

Османская империя управлялась в соответствии с исламскими законами. Такие «неверные», как христиане и евреи должны были платить дополнительные налоги, чтобы удовлетворять требованиям своего статуса зимми. Армяне, проживающие в Константинополе, пользовались поддержкой султана, в отличие от тех, кто проживал на территории исторической Армении. Они подвергались жестокому отношению со стороны местных паша и бейев и вынуждены были платить налоги курдским племенам. Армяне (как и другие христиане, проживающие в Османской империи) также должны были отдавать часть здоровых мальчиков султанскому правительству, которое делало из них янычар. Известно, что некоторые османские генералы гордились своим армянским происхождением.

В XVI - начале XX вв. правители Османской империи активно заселяли исторические армянские земли мусульманами-курдами, которые были более лояльны турецкому правлению и имели меньше политических амбиций, чем армяне. С началом упадка Османской империи в XVII веке отношение властей к христианам вообще, и к армянам в частности, стало заметно ухудшаться. После того, как султан Абдул-Меджид I в 1839 году произвёл реформы на своей территории, положение армян в Османской империи на некоторое время улучшилось.

Подпишитесь на сайт, поставив лайк на официальной странице в Facebook (

Пленник стоял у окна и молча смотрел вдаль. Меж его бровей залегла глубокая морщина.

Но его, наследника армянского престола, тревожил вовсе не статус заложника - Тигран им был уже давно.

Завоевав мидийцев и вавилонян, Парфия частенько вторгалась и в армянские земли. Так и не сумев покорить их, она, тем не менее, получила в лице своего пленника - племянника царя Артавазда I веский козырь политического влияния на Великую Армению. Стоя у окна, Тигран еще и еще раз возвращался мыслями к известию о смерти Артавазда I, полученному от прибывшего из Армении гонца.

Эта весть круто меняла положение Тиграна - из заложника он становился царем Великой Армении. Правда, за его свободу Парфия требовала обширные территории - семьдесять долин на юго-востоке страны - исконно армянские земли.

И теперь Тиграну предстояло принять первое в его жизни важное государственное решение - быть или не быть царем такой высокой ценой. Тигран понимал, что престарелый парфянский царь Митридат II Великий специально назначил такой выкуп, зная, каким опасным соперником может стать новый царь Великой Армении.

Ведь годы, проведенные в плену при парфянском дворе, не прошли даром - Тигран был прекрасно знаком с его внутренней кухней и видел, что в Парфии назревает раскол. Кроме того, он обладал дерзким умом, воинским талантом, мудростью и огромным жизненным опытом.

Эти незаурядные качества вполне могли помешать Митридату, который стремился ослабить Армению и добиться уничтожения армянской государственности.

Однако он не мог позволить физически устранить Тиграна - убийство безоружного пленного, тем более царского рода, противоречило благородным понятиям о чести тех времен и могло негативно сказаться на международной репутации Парфии.

Хитрый Митридат знал, как убить двух зайцев. Выкуп открывал Парфии прямой выход в самое сердце армянского государства - Араратскую долину.

А ведь там располагались столица Армении - Арташат и крупнейшие города страны. Армения не просто лишалась своих земель. Это был сильный удар и по экономике страны - часть выкупа составляло море Капутан (озеро Урмия).

А значит, Армения теряла возможность добывать и экспортировать в страны региона стратегически важный продукт - поваренную соль. К тому же аннексия армянских территорий обязательно должна была дискредитировать Тиграна в глазах собственного народа, в первую очередь знати, без поддержки которой никакая власть не была возможна.

Тигран понимал, что передача земель неизбежно ослабит экономику и обороноспособность его страны. Как понимал и то, что может лишиться доверия своего народа.Пленник стоял у окна и молча смотрел вдаль. Глубокая морщина на его лбу разгладилась - Тигран сделал свой выбор.

Армянская Империя

Царь стоял на крепостной стене и осматривал окрестности. Его губы тронула легкая улыбка.
Тигран вспомнил, как, вернувшись на родину, возложил на себя царскую корону. Кстати, именно там, в провинции Агдзник Великой Армении, он позже заложил новую столицу - Тигранакерт.

Империя Тиграна Великого могла позволить себе иметь одновременно три столицы: многочисленные вассальные государства исправно платили налоги и страна процветала. Строительство третьей столицы не было прихотью.

Ни Арташат, основанный Арташесом I в первые годы его правления, ни завоеванная Тиграном столица Селевкидов - Антиохия не подходили на роль политического и культурного центра Армении: они находились на окраинах государства. Тигранакерт же расположился в самом сердце империи.

Тигран считал, что выбрал очень удачное место для столицы - с севера она была надежно защищена крутыми склонами Тавра, а с юга проходила большая царская дорога Ахеменидов, объединяющая крупные торговые центры империи.

Тиграну казалось, что его империя несокрушима, как стены Тигранакерта, - высотой в 50 локтей и такие широкие, что в них устроили лошадиные стойла. В городе кипела жизнь: Тигран велел переселить сюда жителей двенадцати захваченных им эллинских городов и армянскую знать (правда, некоторым пришлось пригрозить конфискацией имущества). А Антиохия с ее полумиллионным населением стала главной резиденцией армянского царя на юге.

Там чеканили знаменитые монеты Тиграна, которые потом расходились по всей армянской империи. За двадцать пять лет Тигран безмерно ее расширил - к концу 70-х годов первого века до н.э. Армянское царство простиралось от Каспийского моря до Средиземного и Красного (до границ Египта).

От Великой Мидии до Горной Киликии и Каппадокии. Верховную власть Тиграна признавали Иудея и Набатея. Империя благоденствовала - это было время не только победоносных войн, но и десятилетий мирной жизни, расцвета экономики страны, культуры и искусств.

А ведь этого ничего не было, когда в 95-м он взошел на царский престол - были только враждебно настроенные соседи - Парфия, с которой у Тиграна были личные счеты, и Рим, стремившийся установить гегемонию над всем Восточным Средиземноморьем.

Первым делом царь Великой Армении присоединил к своему государству Софену (Цопк) - одно из трех исторически сложившихся независимых армянских царств. В этой стране, богатой залежами металлов, жили лучшие армянские ремесленники. Тиграну хватило года, чтобы создать боеспособную армию.

А теперь он имел и развитую «военную промышленность». Чем больше стран входило в империю Тиграна, тем щедрее он платил своим воинам. Они прекрасно владели боевым искусством, но иногда оставались без дел - некоторые страны сами изъявляли желание обрести покровительство Тиграна. Так было с Сирией и Финикией.

В Сирии у царя Великой Армении было много сторонников. После покорения Северной Месопотамии торговая магистраль, связывающая центральную и восточную Азию с Ближним Востоком, оказалась под контролем Тиграна.

Богатые полисы, заинтересованные в безопасности, сохранении привилегий и международной торговле, по своей воле хотели оказаться под его эгидой. Именно под властью Тиграна Сирия «вздохнула свободно и в течение 14 лет пользовалась миром, безопасностью и благоденствием» (Юстин).

Одним из дальновидных политических ходов Тиграна стал и договор с кочевыми арабскими племенами об охране торговых путей вдоль южных границ: они взимали в пользу царской казны таможенные пошлины - основные сборы давала переправа через Евфрат.У Тиграна просил помощи и гордый понтийский царь Митридат VI Евпатор.

Когда разгорелась борьба между Понтом и Римом, он стал искать союза со своим могущественным соседом - Арменией. Только так он мог сдержать экспансию Рима. Тигран принял послов и богатые дары Митридата.

Подписанный договор скрепили женитьбой Тиграна на дочери понтийского царя Клеопатре. Невесте было шестнадцать, тогда как у жениха близился полувековой юбилей. Кстати, когда через 30 лет союз с Понтом стал Тиграну не нужен, он развелся с Клеопатрой.

«Они договорились, чтобы города и земли принадлежали Митридату, люди же и все, что можно было перевезти, - Тиграну» (Юстин). Войска Тиграна совершили три похода на Каппадокию.

Союз с Митридатом был выгоден армянскому царю. Он обезопасил западные рубежи своего государства, где царь Каппадокии Ариобарзан I Римлянофил, создал форпост для римской экспансии в Малой Азии.

Теперь, спустя 8 лет, Тигран мог спокойно разрешить свой конфликт с Парфией. Наконец настало долгожданное время вернуть «долг» - территории, уплаченные за свою свободу. Разгромив парфянскую армию, он отвоевал 70 долин, покорил Адиабену и Мидию-Атропатену. (Кстати, царь Атропатены Митридат был женат на дочери Тиграна.)

Парфянские Аршакиды были обречены - войска Тиграна продолжили наступление и достигли их летней резиденции, столицы Экбатаны. Тигран предал огню царский замок Адрабану, который находился в 10 км от столицы, разрушил в Адиабене районы Ниневию и Арбелы.

Обычно он не допускал разрушений (незачем наносить вред своим владениям), здесь же взыграло чувство мести. Парфяне уступили Тиграну Великому не только Месопотамию вместе с Мигдонией и Осроэной, но и титул «царя царей».

Верховную власть Тиграна признали и государства, бывшие до падения Парфии ее вассалами.Тиграну покорилась и финикийская крепость Птолемаида. Казалось, ничто не угрожало миру и благоденствию Армении.Царь стоял на крепостной стене и осматривал окрестности. Его губы были сжаты - Тиграну донесли, что Лукулл осадил Тигранакерт.Сын против отца

Тигран стоял напротив Помпея и смотрел на своего сына. В его глазах читалась боль.
Перед мысленным взором старого царя сменялись одна за другой картины римского нашествия: сражение под Тигранакертом, отступление армянских войск на север, битва при Арацани…

Когда Тигран покорил Равнинную Киликию и Коммагену, он вплотную подошел к Горной Киликии. Римский Сенат и раньше беспокоило государство, которое вознеслось столь высоко в своем могуществе.

Тигран уже сталкивался с римскими войсками в Каппадокии, новым поводом стал Митридат VI Евпатор - после тяжелого поражения от римлян он бежал в Армению и получил убежище в Тигранакерте.

Тигран отклонил требование Рима выдать беглеца, мотивируя свой отказ тем, что не выдает родственников.Весной 69 года до н.э. римские войска осадили Тигранакерт. Крепостной гарнизон во главе с полководцем Манкаем пять месяцев сдерживал натиск осаждающих - со стен их осыпали градом стрел, льющаяся сверху горящая нефть уничтожала осадные машины римлян.

Воины не просто защищали город - от этой битвы зависел исход войны. Дело в том, что из Тигранакерта не успели вывезти царскую казну - деньги, без которых невозможно было собрать, вооружить и прокормить армию для борьбы с Римом.

К счастью, отряд, отправленный Тиграном, успешно провел дерзкую операцию по вывозу из города казны и гарема Тиграна. Римляне даже не поняли, что произошло: армянские всадники, как ветер, промчались сквозь их ряды, перед ними отворились ворота города и, пропустив их, так же молниеносно закрылись.

А ночью они повторили тот же маневр, но уже прихватив жен царя, его наложниц, малолетних детей и царские сокровища. Но 6 октября 69г. бог войны отвернулся от Тиграна - сражение под Тигранакертом было проиграно. Слишком поспешно было набрано войско Тиграна, слишком хитер был Лукулл.

Он выслал против Тиграна с фронта лишь свою немногочисленную конницу, а сам вместе со всей римской пехотой зашел в тыл противника и напал оттуда. Правда, потом Лукулл велит своим биографам написать, что он с обнаженным мечом шел в рукопашный бой.

Армянские войска не смогли вовремя развернуться на неудобной местности, и фактор внезапности нападения с тыла стал роковым. К счастью, Тиграну с отрядом телохранителей удалось скрыться. Митридат в своем письме к парфянскому царю напишет, что неу-дачу Тиграна римляне «выдают за собственную победу».

Результатом поражения стала утрата Тигранакерта. Наблюдавшие за сражением с крепостных стен греческие наемники, вступив в сговор с римлянами, сдали город. Захватчики беспощадно ограбили его, Лукулл присвоил себе оставшиеся сокровища, его легионерам досталось восемь тысяч талантов.

А Тигран в это время пытался склонить на союз… Парфию. Но парфянский царь Фраат III получил предложение и от римлян: или с ними, или нейтралитет. Он предпочел не вмешиваться в схватку между двумя империями.

Всю зиму Тигран и Митридат провели в спешных приготовлениях. На этот раз армия была организована по римскому образцу - Тигран считал, что крупные отряды войск вредят мобильности. Римская же система манипул была более гибкой и маневренной.

Лукуллу, надеявшемуся, что Тигран или запросит мира, или первым ринется в бой, весной пришлось самому возобновить наступление - народ Рима предпочитал победителей! Лукулла ждал Арташат. Римляне перешли Тавр.

Здесь их встретил первый сюрприз - посевы хлебных злаков были совсем зелеными. Тогда как на юге, когда выступало римское войско, уже наступило время жатвы. Лукулл понял, что с продовольствием могут возникнуть проблемы. И не только с продовольствием - у реки Арацани его встретило армянское войско.

Во время переправы римлян через реку Тигран нанес им тяжелый удар. Легкая конница Тиграна использовала проверенный прием - симуляцию бегства. Римские войска стали преследовать всадников, а те, оборачиваясь, на полном скаку выпускали стрелы.

На другом берегу римлян поджидали основные силы армян. Лукулл был вынужден отступить: слишком велики были потери. Вскоре резко похолодало - в сентябре неожиданно выпал снег, и его войско взбунтовалось.

Под давлением солдат Лукуллу пришлось отойти в Месопотамию.Бросившись преследовать римлян, Тигран дал еще один бой и вернул южные области. Римский Сенат, недовольный действиями Лукулла, передал «чрезвычайную власть» на ведение восточной кампании Помпею.

И именно в это время царь Армении получил удар в спину - его сын Тигран Юный поднял мятеж. В награду за измену он рассчитывал получить от Помпея корону Армении. Тигран был вынужден прервать победоносный поход в Каппадокию.

Сын не смог противостоять отцу, хотя Фраат III предоставил мятежнику свои войска. Потерпев поражение под Арташатом, он бежал в Ктезифон, где женился на дочери Фраата. Но для римлян отец был более приемлемым союзником, чем сын - у Рима назревала война с Парфией.Армия Помпея стояла у стен Арташата.

И Тигран пошел на беспрецедентный политический шаг. Армянский царь, разгромив парфян под Арташатом, на правах «сильного» решил предложить мирный договор Помпею. Он один, без сопровождения отправился в лагерь римлян.

На границе лагеря армянскому царю предложили спешиться и отдать свой меч. Тигран подчинился. А когда вошел в шатер к Помпею, снял с себя царскую диадему. Оценив этот жест, Помпей тут же признал его царем Великой Армении и возложил корону обратно на голову Тиграна.

Юный предатель сидел по левую руку от римского полководца. Он даже не встал, увидев отца, лишь хищным взглядом следил за короной. Между Римом и Арменией был заключен мир с отказом Армении от большинства присоединенных областей, но с сохранением ее самостоятельности и царской власти.

Тигран, видимо, предусмотрел и это, не предусмотрел он только того, что все три его сына от Клеопатры - внуки Митридата - предадут его.Тигран стоял напротив Помпея и смотрел на сына. В его глазах читалось разочарование - наследник предал не только его, но и дело всей его жизни.

Тигран Великий сделал все, чтобы его империя стала могущественной, а армянский народ жил в мире. Став союзником Рима, он избежал гибельной войны на два фронта - с Римом и Парфией, чем сохранил целостность Великой Армении.

Хроника времен Тиграна II (140 - 55гг. до н.э.)

140г. - родился будущий царь Армении Тигран Великий.
112г. - наследник престола отдан армянским царем Артаваздом I заложником в Парфию.
95г. - воцарение Тиграна II.
94г. - присоединение Софены и союз с понтийским царем Митридатом VI Евпатором.
93г. - I поход в Каппадокию. Тигран свергает Ариобарзана I Римлянофила и утверждает на каппадокийском престоле Гордия, чью кандидатуру предложила местная знать.
92г. - II поход в Каппадокию. Римляне во главе с Суллой вторгаются в Каппадокию и наносят поражение войскам Тиграна, пришедшим на помощь Гордию.

Установление дипломатических отношений между Римом и Парфией - Евфрат признан границей между сферами их влияний в регионе. Парфия предлагает Сулле заключить военный союз против Тиграна.

91г. - III поход в Каппадокию. Начало внутреннего раскола в Парфянской империи.
90 - 86гг. - Тигран готовится к войне с Парфией. Установление верховной власти над Иберией и Албанией.
86 - 85гг. - победоносная война с Парфией. Цари Мидии Атропатены, Адиабены, Гордуэны и Осроэны признали верховную власть Тиграна II. Принятие титула «царя царей».
83г. - по призыву эллинистических городов Сирии, Тигран II вступает на престол сирийского царства. Образование армяно-сирийского эллинистического государства (83 - 69гг.).
77г. - провозглашение Тигранакерта столицей Армянской державы.
69г. - война с Римом. Вторжение римских войск во главе с Лукуллом в Армению. Тигранакертское сражение. Распад державы Тиграна Великого.
68г. - поход Лукулла на Арташат. Поражение римских войск при Арацани.
68 - 67гг. - контрнаступление Тиграна II - восстановление власти над Низибисом и Софеной, выход к Евфрату. Высадка войск Помпея в Равнинной Киликии. Восстание Тиграна Юного, внука Митридата VI Евпатора.
66г. - военный союз Рима и Парфии против Тиграна II Великого. Парфянский царь Фраат III вместе с Тиграном Юным вторгается в Армению, осаждает Арташат. Армянское войско разбивает парфян. Мирный договор с Помпеем. Предотвращение войны на два фронта. Конец римско-парфянского союза.64г. - соглашение Тиграна II с Фраатом III - армяне и парфяне обязались никогда больше не вступать в войну друг против друга.
Осень 55г. - смерть Тиграна II Великого.

По книге Рубена Манасеряна «Тигран Великий. Борьба Армении с Римом и Парфией», Ереван, 1987г.

Эрна Ревазова, Артур Акопян

Что общего у таких известных людей, как генералиссимус Александр Суворов, маринист Иван Айвазовский, священник Павел Флоренский, писатель Василий Немирович-Данченко, поэт Булат Окуджава? Связующее звено между всеми этими выдающимися людьми - тот неожиданный для многих факт, что в жилах каждого из них текла армянская кровь. Даже таможенник-герой из фильма «Белое солнце пустыни» актёр Павел Луспекаев - и тот при заполнении советских анкет в известной пятой графе всегда с гордостью писал - «армянин». А его фамилия восходит к армянскому княжескому роду - Лусбекян.

Армения... У обывателя, успевшего пожить среди пятнадцати советских республик, сразу возникают определённые ассоциации. Горная вершина Арарат, чья заснеженная шапка украшала этикетку одноимённого коньяка. Неподражаемая кухня и искреннее гостеприимство, свойственное всем кавказским народностям. Абрикосы, гранаты, виноградные гроздья, которыми Армения щедро наполняла наши рынки. Но ещё Армения - это и печально известная трагедия 1988 года в Спитаке, не оставившая безразличным ни один народ большой «семьи» бывшего СССР. Это и драматические события в Нагорном Карабахе, унёсшие жизни многих молодых солдат.

Но, несмотря на общее представление, всё-таки Армения для многих из нас подобна айсбергу, религиозная, культурная, историческая часть которого остаётся скрытой.

Моё личное знакомство с Арменией началось издалека, в прямом смысле слова, а именно - в Венеции, на конференции по библеистике. Восторг от доклада профессора священника Богоса Левона Зекияна и посещение Армянского острова в Венецианской лагуне подтолкнули к более глубокому изучению истории и традиций этой удивительной культуры. Кстати, врождённое стремление к постижению неизведанного у армян я отметил для себя в монастырском музее на венецианском Армянском острове, где собрана уникальная коллекция византийского стекла, артефактов из Египта и Шумера, а основной достопримечательностью музея монастыря является египетская мумия Неметхетамона (XV в. до Р. Х.).

Ковчег Ноя и каменный паспорт Еревана

Каждый народ территориально привязан к какой-то части суши. Что касается армян, у них две родины: одна историческая, а другая - доставшаяся в результате политической несправедливости. Сегодня эта территория равна по площади современной Киевской области.

Моему удивлению не было предела, когда я впервые увидел карту, зафиксировавшую кульминационную точку расширения границ Армянского государства времён Тиграна Великого (I в. до Р. Х.). Восточная часть современной Турции, современные Ливан и Сирия, частично север современного Израиля и Иордании, а также частично север Ирака и Ирана, Азербайджан, Грузия - некогда всё это были земли Великой Армении.

Действительно, исторической родиной армян является Армянское нагорье, которое можно назвать горным островом по отношению к Анатолийскому и Иранскому плато, расположенным ниже. Именно отсюда берут начало пять самых больших рек Ближнего Востока: Евфрат, Тигр, Арацани, Чорох, Кура. В центре Армянского нагорья возвышается библейская гора Арарат (ныне находящаяся на территории Турции) - самая высокая точка на Ближнем Востоке. На её вершине, как известно из Писания, остановился Ковчег патриарха Ноя. К сожалению, сегодня власти Турции не дают учёным доступа на Арарат, и исследовать вопрос об остатках Ноева ковчега можно только по фотографиям из космоса.

Можно предположить, что именно на той части суши, которую впервые увидел Ной после Потопа, и появился впоследствии город Ереван (двенадцатая по счёту столица Армении), ведь на армянском языке «еревал» означает «появляться», а «еревангал» - «показаться».

Клинописный каменный «паспорт» Еревана сегодня экспонируется в государственном музее Армении. Согласно его данным, Ереван на 29 лет старше Рима! (Вечный город основан в 753 г. до Р. Х.)

Айстан - Урарту - Армения

В середине II тысячелетия до Р. Х., за 500 лет до помазания первого царя в Израиле, в Армении уже было создано государство, объединившее все армянские племена в единый народ. Первоначально Армения называлась Айстан, а сами армяне и сегодня именуют себя «ай». Нам, наверное, из учебников по истории Армения более известна как древнее государство Урарту - так она именовалась в клинописных источниках придворной ассирийской канцелярии.

«Ванское царство», «Царство Ервандуни», «Вхождение в состав Ахеменидской державы», «Селевкиды и Армянские царства», «Армяно-Понтийский союз» - всё это сухие названия параграфов из учебника по истории Армении. Но даже беглое знакомство с оглавлением рождает уважение к народу с таким прошлым.

Христианская Армения

Если когда-то при решении кроссвордов вам придётся отвечать на вопрос, какое государство первым приняло христианство, знайте, это - Армения. В западной и восточной частях Римской империи ещё курился дым перед римским и эллинским языческими пантеонами, ещё продолжались гонения на христиан - а в Армении евангельское семя, посеянное апостолами Фаддеем и Варфоломеем, уже принесло добрые и обильные плоды: в 301 году Армения стала первым в мире христианским государством. Для сравнения: несмотря на то что император Константин Великий в 313 г. прекратил гонения на христиан, а в 325 г. был созван I Вселенский Собор, всё же Византийская империя официально стала христианской державой только в 380 г., после принятия эдикта императора Феодосия І.

Первым предстоятелем Армянской Церкви стал миссионер-труженник, исповедник святитель Григорий, которого армяне с любовью и гордостью называют Просветитель.

Связь Армении и её соседки и сестры во Христе, Восточной Римской империи, была очень тесной. Вплоть до 387 г. все католикосы* от святого Григория Просветителя до Нерсеса Великого хиротонисались в Каппадокии, сама же Армения являлась митрополией Кесарийской Церкви**. Литургическая традиция, как и богослужебный язык, на протяжении этого периода были едины, а армянский епископат активно участвовал в жизни Вселенской Церкви. Армянские делегаты принимали участие в работе I и II Вселенских Соборов. Однако из-за раздела Армении в 387 г. между Персией и Римом новый католикос Исаак, оказавшись на территории персов, был заключён в тюрьму, вследствие чего армянская делегация не попала на III Вселенский Собор. Тем не менее, после освобождения из тюрьмы католикос Исаак созывает в 435 г. Аштишатский Собор, на котором анафематствует Нестория***, подтверждая тем самым каноническую симфонию с отцами III Вселенского Собора. Однако, являясь непримиримыми противниками ереси Нестория, армянские богословы невольно создали этим предпосылку к монофизитству****.

* καθολικός - всеобщий (епископ).

** В подписи под актами I Вселенского Собора (325 г.) архиепископ Леонтий следующим образом обозначил свой титул: «архиепископ Кесарии Каппадокийской, Понта Галатийского, Пафлагонии, Понта Птолемаикского, Малой и Великой Армении».

*** На этом же Соборе были преданы анафеме Феодор Мопсуэтийский и Диодор Тарсийский, в результате чего армянские отцы пошли дальше отцов III Вселенского Собора - ведь ересь Феодора будет осуждена только на V Вселенском Соборе.

**** Монофизитство (µόνος - «один, единственный», φύσις - «природа, естество») - доктрина, признающая во Христе только Божественную природу и совершенно отвергающая Его человечество.

Измена по-гречески

Ощущение соседства с таким сильным единоверным государством, как Византийская империя, породило у армян иллюзию, что в критический момент они могут рассчитывать на заступничество. В этом и состоял трагизм ситуации, в которой оказался армянский народ и которая задала проекцию развития дальнейших межцерковных отношений Византии и Армении.

451 год в истории Церкви известен тем, что в городе Халкидоне проходил IV Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь монофизитства. Но мало кому известен тот факт, что в этом же году в Армении христиане отстаивали свою веру далеко не в богословских дискуссиях. На требование персидского царя отречься от христианства и принять зороастризм армяне, собравшись на совещание в Арташате, написали от имени всего населения письмо с обоснованием отказа. Это и спровоцировало вторжение персидской армии в Армению.

Армяне были уверены, что в войне с персами за верность Христу они получат обещанную накануне помощь от Византии. Однако персы на тот момент уже успели получить от императора Маркиана заверение в невмешательстве...

26 мая 451 г. главнокомандующий армянской армией Вардан Мамиконян и 1036 воинов кровью засвидетельствовали свою верность христианской вере в бою с несоизмеримо более сильным противником. Погибшие были причислены к лику святых, как и католикос Иосиф, казнённый персами немного позднее.

Понятно, что имя императора Маркиана стало ненавистным для армян, и свою ненависть к василевсу они перенесли и на оросы IV Вселенского Собора...

Дерзнём предположить, что бумеранг предательства, некогда пущенный Византией по отношению к христианской Армении, вернулся назад в Константинополь в 1204 г., когда к его стенам подошли с высоко поднятыми христианскими знамёнами, сверкая на солнце мечами и доспехами, рыцари IV Крестового похода...

А ведь Византия многим обязана Армении. И не только в силу того, что императорская гвардия состояла из армян, подобно тому, как Папская гвардия в Ватикане состоит из швейцарцев. Вообще, военная мощь, военная организация и военный талант Византии - заслуга армян, как военачальников, так и простых солдат. Армянские пешие отряды и армянская кавалерия считались лучшими частями византийской армии, беззаветно преданными своему императору. Кстати, из всех императоров Византийской империи пятьдесят четыре (а это 67 %) были армянами*. Некоторые историки считают, что именно отстранение армян от руководства боевыми частями в канун IV Крестового похода и стало причиной поражения, нанесённого турками.

* Некоторые византийские императоры, несмотря на наличие армянских корней, устраивали гонения на своих соплеменников. Так, некоторые хронисты сообщают, что в VI в. мятежный князь Смбат, преследуемый императором-армянином Маврикием, высадился в Крыму и поднялся вверх по течению Днепра. Внимание, киевляне! Именно на кручах, где впоследствии появится Киев, князь-армянин строит мощную цитадель Смбатас на горе, которую именуют до сего дня Замковой.

Между молотом и наковальней

У историка Нейла Фолкнера в его книге «Апокалипсис, или Первая Иудейская война» я когда-то прочитал, что Армения являлась своего рода Польшей Древнего Востока. Действительно, Армения имела настолько важное стратегическое значение, что спокойную жизнь страны постоянно нарушали военные марши армий тех империй, между которыми ей приходилось существовать. К сожалению, площадкой для выяснения отношений между сверхдержавами в большинстве случаев выбиралась сама же буферная Армения; во многих конфликтах враждующие государства привлекали её на свою сторону.

«Армян невозможно победить, их нужно разделять», - эти слова произнёс в IV в. до Р. Х. потерпевший поражение в Армении царь Дарий I. Эта установка оказалась не просто действенной, но и вневременной - на века.

После первого раздела Армении между Римской империей и Парфией (в 387 г.) её народ ещё не раз переживал перекрой между сверхдержавами. Так, второй раздел территории Армении произошёл в 591 г., но уже между Византийской империей и сасанидской Персией.

На протяжении всего этого периода армяне не сдавались и, сохраняя преданность вере во Христа, боролись за свою независимость. Свидетельством тому может быть создание и существование Киликийского армянского царства в окружении Сельджукского Иконийского султаната, которому не смогла противостоять Византийская империя. Фактически этому христианскому островку было суждено стать второй в Малой Азии родиной рассеянных армян. Именно сюда из города Ани был перенесён престол католикоса. Находясь в мусульманском окружении, князья армянской Киликии чеканили золотые, серебряные и медные монеты со своим изображением и легендой (надписью) на армянском языке. Именно в этот период были установлены торговые связи с Венецией и Генуей.

Удивительно, но когда в XIII в. мамелюкское Египетское государство завоевало одно за другим созданные крестоносцами в Палестине державы, единственным непокорённым христианским государством на Ближнем Востоке оставалось Киликийское армянское царство! И только в 1375 г. мамелюкам всё же удалось сломить сопротивление армян, и христианская Киликия пала - армянский народ потерял государственность более чем на 500 лет.

1386-й, 1394-й, 1398-й, 1403-й - это годы, в которые армия Тамерлана опустошала Армению, вследствие чего большая часть населения была уничтожена.

1453 г. - год захвата Константинополя турками-османами, после которого османская Турция превратилась в сильнейшее государство Ближнего Востока. Под её властью оказались балканские страны и вся Малая Азия. Как раз между османской Турцией и сефевидским Ираном в 1555 г. и был произведён третий раздел территории многострадальной Армении, а в 1639 г., после насильственной депортации 300 тысяч армян в Иран, произошел четвёртый передел.

Армянский ренессанс

Поразительно, однако именно в этот трагический период армянская культура и искусство переживали свой ренессанс. С X по XIV век были созданы многие шедевры церковной хоровой музыки; в это же время были изобретены «хазы» - специальная система знаков для записи музыки, фактически аналог византийских «невм» и древнерусских «крюков». Расцвела армянская архитектура - были возведены храмы в Санаине, Ахпате, Кечарисе, Агарцине, Гошованке, а также вырублен в скальном массиве знаменитый монастырский комплекс в Гегарде. Наверное, самым известным зодчим этого времени можно назвать архитектора Трдата. Именно он взялся за реконструкцию купола храма Святой Софии в Константинополе, разрушенного землетрясением, когда его греческие коллеги признали своё бессилие. Восстановленный Трдатом купол Святой Софии держится до сих пор!

Немногие знают, что до открытия в 1200 г. в Париже первого европейского университета в Армении уже существовали его аналоги, именуемые вардапетаранами (высшими школами), где изучали «семь свободных искусств». Отдельно имелись медицинские вардапетараны. А Гладзорский вардапетаран, созданный по европейскому образцу и имевший два факультета - богословский и юридический, - в 1280 г. первым в Армении получил статус университета. Возрождение переживала и литература: именно в этот период Григор Нарекаци написал «Книгу скорбных песнопений», которая сегодня переведена на многие языки мира.

Нельзя не упомянуть и о гении зодчего Манвела, создателя храма Сурб-Хач (Святой Крест) и портовой гавани на острове Ахтамар, и о тех знаменитых хачкарах, которые создал этот талантливый человек.

Хачкары (в переводе дословно «крест-камень») - это уникальный, сугубо армянский вид каменного декаративно-прикладного искусства. Каждый хачкар представляет собой каменную стелу с вырезанным на ней изображением креста, изящно украшенную орнаментом. Ни один хачкар, даже изготовленный одним и тем же мастером, не повторяется.

Вардапет Месроп Маштоц

Человеку, который гостит в Армении и хочет познакомиться поближе с её культурой, необходимо посетить Матенадаран - главное хранилище книг. Чего не было в истории армянской книги, так это скатанных в рулон манускриптов. Первые образцы дошедших до нас армянских книг V-VI вв. сброшюрованы, прошиты и имеют переплёт и обложку.

Армянская традиция связывает создание армянской письменности с переводом книг Священного Писания*. Но, несомненно, до появления нового алфавита «Еркатагир» помимо клинописи, арамейского и греческого языка у армян был свой способ письма. К сожалению, никаких эпиграфических свидетельств и артефактов с фиксацией древних записей до нашего времени не сохранилось.

* Первая книга Священного Писания, перевёденная с сирийского на армянский, - книга Притч.

Месроп Маштоц - человек, которому принадлежит честь создания армянского алфавита. Сегодня армяне, читая газеты, отправляя SMS-сообщения, иногда даже не задумываются, каким сокровищем они владеют.

Когда-то известный лингвист Мейер сказал, что армянский алфавит - это шедевр. Его уникальность заключается в том, что из 36 букв каждому символу соответствует один определённый звук, и наоборот (для сравнения: в русском алфавите всего 33 буквы, из них две не обозначают звуков).

В армянской азбуке (кстати, как и в церковнославянском языке) каждая буква снабжена своим числовым значением. Относительно недавно журналист и исследователь Эдуард Аянян сложил числовые коды букв в армянских названиях металлов и получил в точности те числа, которые проставлены Менделеевым в верхних углах ячеек его таблицы для обозначения атомных зарядов тех же химических элементов. Например, золото (арм. «воски») - 79; свинец (арм. «арчич») - 82, как в периодической системе. А ведь Месроп Маштоц не придумывал слов и тем более - армянского языка, который сформировался за тысячи лет до официальной даты создания армянского алфавита - 405 г.!

Позднее Месроп Маштоц набирает школу и с помощью ста учеников переводит с сирийского на армянский язык книги Священного Писания. Армянский перевод Библии назван палеографом Ф. Кроссом королевой перевода. И несмотря на то, что сегодня филологи задаются вопросом: осталось ли хоть что то от первоначального перевода Библии с сирийского, ведь в 432 г. в Армению попадает греческий перевод Писания - Септуагинта, текст которого был впоследствии согласован с первоначальным вариантом, - труд Месропа Маштоца, несомненно, незауряден, за что Месроп удостоен титула «вардапет» - учитель Церкви.

Примечательно, что сегодня во всём мире в музеях и библиотеках хранится около 30 тысяч армянских рукописных книг (и это только те рукописи, которые сохранились). А если учесть, что за всю историю Византии было создано около 50 тысяч рукописных фолиантов, этот факт вызывает ещё большее уважение к армянам как к книголюбивой и читающей нации.

В качестве предположения мы можем допустить связь между таким впечатляющим количеством рукописей - и тем ноу-хау, которым владели армянские переписчики книг и каллиграфы, писавшие под диктовку автора. Привычное перо писца у армян в результате технической эволюции довольно рано было превращено в первый прототип «авторучки»: к верхней части пера-калама прикреплялся пузырёк с чернилами. Благодаря этому писцы были освобождены от непрестанного макания пера в чернильницу. Так, в заключительных главах рукописей армянские писцы нередко добавляют: «Каждый раз, набрав чернила в калам, писал 900, даже 920-930 и более букв».

После падения Киликийского царства престол католикоса возвращается в Армению, и с 1441 г. по сей день резиденция католикоса всех армян находится в Эчмиадзине.

Католикосы, на протяжении всей истории христианской Армении бывшие духовными лидерами армянского народа и прилагавшие все усилия для сохранения армянами верности Христу, не теряли надежды на возвращение независимости. В 1547-м, 1562-м, 1677-м годах они инициировали обращение к правительствам европейских государств. Но Европа, не заинтересованная в помощи армянам, молчала. Разочаровавшись в политике европейских монархов, но всё же не теряя надежды, в 1701 г. армянская делегация во главе с Исраэлем Ори обращается к российскому императору Петру I с просьбой поддержать освободительную кампанию против турок и персов. Этой аудиенцией было положено начало попыткам российского престола помочь многострадальному армянскому народу. И только спустя столетие в ходе I и II Российско-персидских войн при участии армянского добровольческого ополчения были достигнуты первые победы по освобождению Армении и возвращению армянского населения из иранского плена. Но всё же значительная часть - горная, западная Армения (Сасун, Зейтун) с армянским населением продолжала оставаться в мусульманской изоляции Османской Турции.

Геноцид

При смене правительства любой народ связывает своё будущее с надеждами на благие перемены.

В 1908 г. в Турции после государственного переворота и свержения кровавого режима Абдул-Хамида II к власти пришла партия младотурок. У армян появилась надежда на долгожданное восстановление прав христиан в новой стране... Но 1909 г. был ознаменован массовым истреблением армянского населения в Киликии с молчаливого согласия нового правительства. Погибло 30 тысяч человек. Это было страшным началом тотального планомерного уничтожения армянского народа.

Эти события начала века очень похожи на те, которые произойдут спустя два десятилетия в национал-социалистической Германии...

Трудно подобрать слова для описания случившегося в этот трагический трёхлетний период с 1915 по 1918 гг. По всей видимости, решение отуречить всех подданных Турции, а христиан уничтожить, принятое в 1911 г. на тайном совещании партии младотурок в Салониках, нашло практическое воплощение в геноциде, осуществлённом по определённому плану. Армения лишилась полутора миллионов своих сыновей и дочерей. Очевидец этих зверств известный армянский композитор и священник Комитас лишился рассудка... Примечательно, что турки и официальная турецкая историография не признают преднамеренности уничтожения армянского населения в Османской империи. В то же время, в ряде стран мира (Швейцария, Франция, Аргентина и др.) действуют законы, предусматривающие наказание за отрицание геноцида армян.

Трагическая и печальная судьба армянского народа, сопряжённая с постоянной борьбой, может быть прочувствована тем, кто даже впервые слышит мелодию старинного инструмента дудук. Внешне дудук напоминает обыкновенную флейту, но как величественна магия звука этого инструмента! Даже самое чёрствое сердце она не оставляет безучастным. Композитор XX в. Арам Хачатурян очень ёмко сказал: «Дудук - это единственный инструмент, который заставляет меня плакать».

Вместо заключения

Почти в каждом православном храме нашего отечества есть зримое напоминание об Армении - стране надежд обновлённого человечества, стране библейской радуги - это столь любимый нами образ Нерукотворного Спаса. Какая же здесь связь с Арменией?

Во время земной жизни Христа Спасителя столицей Великой Армении был город Эдесса, некогда поразивший своей красотой Александра Македонского до такой степени, что родившуюся дочь он назвал Эдессой. Так вот, согласно армянскому преданию, царь Абгар (Авгарь) приглашал сюда, в Армению, Иисуса Христа: «Слышал я также, что многие... ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям. У меня есть небольшой, но красивый город, его достаточно было бы для нас обоих». Вот так просто, искренне, с характерным для армян гостеприимством приглашал царь Абгар Спасителя. Господь же в ответ на это приглашение отправил царю в подарок убрус (плат), на котором проявился отпечаток Его лица. Так появился в истории иконографии первый оригинальный Нерукотворный образ. В этом предании - весь армянский народ со всеми его характерными качествами - радушием, искренностью, преданностью Христу.

Посещая Армению, я обратил внимание на то, что встретить обиженного или обозлённого человека здесь почти невозможно. Все оживлены и чем-то воодушевлены. Люди доброжелательны. У всех живые глаза, которые играют природной безобидной хитрецой. Невольно вспоминаешь слова Осипа Мандельштама: «Жизненное наполнение армян, их грубая ласковость, их благородная трудовая кость, их неизъяснимое отвращение ко всякой метафизике и прекрасная фамильярность с миром реальных вещей - всё это говорило мне: ты бодрствуешь, не бойся своего времени, не лукавь...»

Часть 1. Армения на карте Помпония Мела


Подробное фундаментальное изучение исторической географии Армении, отражении её этнических и географических границ в различных исторических источниках, требует особого внимания к древнеримской картографии. Одним из её наиболее известных представителей является Помпоний Мела (15-60 гг.) - географ 40-х годов I века н.э., автор небольшого, но важного труда «De situ Оrbis» («Описание мира»). Авторству Помпония приписывается одна из древнейших карт в мировой истории (т.н. «Карта Помпония Мела»). В данном случае нас интересует географическое расположение Армении I века. Представляем вниманию читателей старинную реконструкцию римского картографического документа, широко известного в мировой исторической науке.

Фрагменты реконструированной карты Помпония с изображением Армении.

На вышеприведённых фрагментах карты мы видим, что Армения (Armenia) охватывает достаточно обширную территорию. На юге она достигает Средиземного моря (Mare Nostrum), а на севере - бассейна Чёрного моря (Pontus Euxinus) и крупной реки, образующей дельту перед впадением в Каспийское море (Caspium mare). На карте она указана гидронимом Araxes (Аракс), однако в этом случае под данным именованием скрыта река Кура, потому как расположена значительно выше русла настоящего Аракса.

Напомним и о других римских и греческих источниках I-II вв., в частности, о «Естественной истории» Плиния Старшего (I в. н.э.), писавшего, что Армения «простирается до Кура» (Книга VI, 4) и о «Географии» Клавдия Птолемея, согласно которому «Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды, Иберией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир» . (Книга V. XII).

Возвращаясь к карте Помпония, отметим, что на ней выше Армении расположена Савроматия (Savromatae), предтеча Алании. Между сарматами и армянами проживали иберы (русский историк и писатель XIX века Осип Сенковский в «Некоторых сомнениях касательно истории грузинов» даже приводит слова древнеримского историка Тацита: «Иберы, владеющие горными местами, через Кавказский проход вдруг Сармату выливают на Армению» ), которые, однако, на карте, как и албаны, размещены значительно южнее, в районе Каспианы. Вероятно, это обусловлено недостаточными сведениями Помпония относительно народов, проживавших между Сарматией (Савроматией) и Арменией. Между тем, сама значимость карты для мировой науки весьма велика. Не будем умалять значения этого картографического документа и для армянской историографии, ведь это одна из древнейших фиксаций Армении в ранней картографии.

Далее приведём практически аналогичную реконструкцию карты Помпония 1898 года за авторством немецкого картографа и естествоиспытателя XIX-ХХ вв. Конрада Миллера (1844-1933). Соответствующий фрагмент представлен ниже.

Данная версия практически полностью схожа с представленной выше. Мы вновь видим Армению, простирающуюся от Средиземного моря (точнее, от Исского или Александреттского залива) до Чёрного. В качестве крайнего предела Армении снова предстаёт широкая река, при впадении в Каспий образующая дельту и, как мы уже отмечали выше, ошибочно обозначенная как «Араксис». При этом, за ней размещено полумифическое племя «Amazones». Оно было упомянуто в I в. до н.э. древнегреческим географом Страбоном: «амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими» (Страбон, «География», XI, V, 1). То есть, амазонки, если они существовали в действительности, бок о бок с албанским племенем гаргаров проживали в горах Большого Кавказского хребта, либо в предгорьях. Но, как известно, к данной горной цепи примыкают земли левобережья Куры. Т.е., гаргары, являвшиеся одним из крупнейших агванских народностей, не могли населять какие-либо земли на правом (армянском) берегу Куры и уж тем более ни они, ни амазонки не проживали в бассейне Аракса. Всё это, а также тот факт, что на карте Помпония Армения вклинивается в Кавказский регион, располагаясь напротив обитателей гор и предгорий Большого Кавказа - сарматов и амазонок - доказывает, что её крайним пределом была именно Кура, а не настоящий Аракс.

Приведём еще одну реконструкцию карты Помпония, осуществлённую Джастином Винзором (1831-1897) - знаменитым американским историком, профессором, президентом Американской библиотечной ассоциации.

На данной карте мы вновь видим Армению от моря до моря. Однако здесь наша страна расположена между Чёрным (Pontus) и Каспийским (Caspium) морями. На севере она достигает отрогов Большого Кавказского хребта (именного Большого - от Тамани, до Апшерона), в связи с чем вспомним о месторасположении армянской провинции Камбисена или Камбечан-Шаки, находившейся, в отличие от других прилегающих к ней областей Армении, на левом берегу Куры, в районе нынешнего Шеки, и примыкающей к Большому Кавказскому хребту. Не лишним будет привести слова Страбона: «Провинцией Армении являются Фавена, а также Комисена и Орхистена, выставляющая наибольшее число всадников. Хорзена и Камбисена — самые северные и больше всех покрыты снегом; они находятся на границе с Кавказскими горами, с Иберией и Колхидой» (XI, 14, 4). Таким образом, и карта Помпония, и «География» Страбона подтверждают факт принадлежности Армении всех тех областей, которые ныне «оспариваются» азербайджанскими историками, одновременно разрушая и другой миф азерпропа - об отсутствии Армении в Закавказье до XIX века.

Вместе с тем, вернёмся к теме расположения Армении между морями. Если взять за основу реконструкцию Винзора, на которой Армения простирается между Чёрным и Каспийским морями, то целесообразно напомнить и о средневековом грузинском источнике «Картлис Цховреба» Леонтия Мровели (XI в.), писавшего, что «Хаос (Согласно древнегайканскому преданию - прародитель армян Гайк - Н.М.) же обосновался в месте пребывания отца своего Таргамоса и занял страну, простирающуюся на север, как я и описал. На юге земли его простирались от горы Оретской, а на востоке вплоть до моря Гурганского. На западе его владения были вплоть до моря Понтийского…» . Горы Орет, суть, Тавр. Понтийское море есть Чёрное, а Гурганское - не что иное, как Каспийское.

Напомним и о карте 1660 года голландца Николауса Вишера юго-западное побережье Каспия включавшего в Великую Армению (Armenia Major), а юго-восточное побережье Чёрного моря между Трапезундом и Чорохом (земли исторического Амшена, и по сей день населённые исповедующими ислам армянами - хемшилами) - в Малую Армению (Armenia Minor). Вновь приведём слова русского историка XIX века Платона Зубова, согласно которому «Арсацидская эпоха (до 428 года по Р. X.) есть действительно эпоха славы, величия и самобытности Армянского Государства, стоявшего на ряду с первыми державами Азии, ибо оно, достигая Тигра и Ефрата, опиралось на оба моря, Черное и Каспийское, и Северную границу имело у ворот Тифлиса », его современника Сергея Глинки, отмечавшего, что С.Глинку, писавшего, что «Великая Армения , несправедливо названная Туркоманией новыми географами, находится между Чёрным и Каспийским морями, Грузиею и Месопотамией или Диярбекиром . Она разделена рекою Араксом. Западная ея часть принадлежит Турции, восточная Персии » . Да и целый ряд энциклопедических источников XIX - го, начала ХХ вв. наделяет Армению выходами к Чёрному либо к Каспийскому морю, а нередко и к об оим морям . Т.е., если принять за основу реконструкцию Винзора, то можно констатировать, что под Арменией понимали страну, с запада омывавшуюся Чёрным, а с востока - Каспийским морями, причём и в I в. н.э. (Помпоний Мела), и в XI в. (Леонтий Мровели), и в XVII в. (Николаус Вишер, Николя Сансон), и в XIX-нач.ХХ вв. (Сергей Глинка, Платон Зубов, энциклопедические источники под ред. Зеддлера, Леера, Толля, Новицкого и пр.). Впрочем, не стоит игнорировать и более подробную реконструкцию Миллера, не менее авторитетного учёного. Тем более, две реконструкции двух знаменитых учёных - немецкого и американского - не противоречат друг другу, свидетельство чему - уже неоднократно приводившаяся нами на страницах сайт карта Кристофа Вейгеля «Armenia Vtraque» (Нюрнберг, 1720), на которой Армения достигает всех трех морей - Чёрного, Каспийского и Средиземного.

Возвращаясь к Помпонию Мелу, нам хотелось бы закрепить картографические данные фрагментом из упомянутого в начале статьи труда этого древнеримского автора «De situ Оrbis» (