Древние пирамиды Египта и Большой Сфинкс — прикосновение к тайнам тысячелетий. Большой сфинкс в гизе

Изучим статую Сфинкса подробней и разберемся в том, что такое в древнем сооружении, что оно не дает покоя миллионам людей, изучающим этот вопрос? Где находится, кто построил и как появился памятник архитектуры?

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Сфинкс — одно из самых известных и в то же время, в совершенстве не изученное строение человечества. Некоторые источники говорят, что именно Сфинкс является охранником для могил египетских фараонов, в то время как другие считают, что он появился еще задолго до появления тех самых гробниц. Созданы целые культы, которые уверенно утверждают о том, что Сфинкс живой и превозносят его к чину Бога.

Египет — это страна, которая очень избалована туристами, которые хотят разгадать загадки, которые в себе таят: тайна пирамиды, интересные факты о и значение статуй.

Самым посещаемым местом является непосредственно статуя Сфинкса. Великий Сфинкс — это самая большая и не разгаданная тайна древнего Египта. Статуя Сфинкса расположена в долине Гизы, которая находится на западном берегу реки Нил в Египте. Информация о том, кто же все-таки создал ее — неизвестна по сей день. Также, Сфинкс удостоен титула самой древней статуи планеты, которая не разрушена до сих пор. Говоря о его размерах, то его длина достигает 72 метров, а высота не менее — 20 метров. Чего стоит только его голова! Ведь лицо Сфинкса в длину — 5 метров, а вот его нос имел размеры, примерно, рост среднестатистического человека.

Поэтому, чтобы турист смог запечатлеть на фото все величество этой статуи — он должен обладать мощным объективом, поскольку на смартфон — это будет сделать достаточно проблематично. Также, сложно не заметить, что между лапами есть стела, которую еще воздвиг фараон Тутмос IV. Вокруг же Сфинкса — ров, глубина которого 2,5 м, а ширина — 5,5 м. В близи статуи расположены не менее известные пирамиды, которые являются гробницами известных египетских фараонов: Хеопса, Микерна, а также Хеврена.

Легенда о Сфинксе в Египте

Если раньше великий Сфинкс вселял неведомый священный ужас в людей, то сейчас — это не больше не меньше чем скульптура, которая просто находится над ямой, а не как в древние времена — торчащая из песка голова, которая похожа на льва и человека одновременно. Сложно поверить, но судя по археологическим раскопкам и изучениям, было выяснено, что строительство таких пустотелых сфинксов задумывалось как место для казни людей. Ведь с греческого языка, слово «сфинга» — это не что другое как «удушать». Возможно, среди тех, кто постиг мучительную смерть внутри таких статуй были и непосредственно те, кто строил.


История создания Сфинкса в Египте

Увы, но хоть считается, что статуя сохранилась почти идеально, но огрехи все же видны не вооружённым взглядом. Это, конечно, естественное состояние, для статуи возраст которой составляет тысячелетия, ведь время создания точно неизвестно. В первоначальном виде, на голове присутствовал головной убор, который с точностью имитировал кобру, которая якобы поднималась к лицу. К сожалению плат, который спадал на плечи — также был обломан. Присутствуют и остаточные осколочные явления церемониальной бороды. Ее останки скорей можно увидеть в музеях Великобритании, также найдена копия в музее Каира. А вот кто отбил нос — точно не известно, но есть предположение, что это могли сделать по завещанию Мухаммеда его наследники. В завете шла речь, о том, что нельзя изображать лицо человека в статуях, и было приказано сбить нос у Сфинкса, чтобы его облик был менее схож на человекоподобного.

История происхождения уходит в далекое прошлое, и сложно сказать сколько лет назад была возведена эта скульптура. Также неоднозначно и то,как строили скульптуру, какую пирамиду охраняет,и кто создал? Есть предположение, что Сфинкс посвящен великому Нилу, а также небесному светилу Солнцу, поскольку не зря же его голова направлена в сторону востока. Также, символичным является и то, что голова сделана по подобию льва, а как известно, лев всегда считался воплощением Бога, и его изображали для расправы над врагами. Но есть миф и о том, что скульптура была задумана — как охранник, а может даже и хранитель для усопших великих фараонов.

К великому сожалению, уже не вооруженным глазом отчетливо видно, на сколько сильно пострадал Сфинкс как от течения времени, так и от самого злейшего врага исторических скульптур — человека. Но самый большой вред наносят постоянные песчаные бури, которые дуют порывистыми ветрами с севера. Не так давно, произошло очередное разрушение — был отколот кусок скульптуры, вес которого составлял около 350 кг. А теперь только представьте себе на секундочку сколько весит весь Сфинкс, если бы была возможность — это проверить.

Но если все же, вас не покидает желание увидеть усовершенствованную копию величайшего Сфинкса, то посетите Китай. А в каком городе искать и из чего сделан, спросите вы? Отправляйтесь в окраину Шицзячжуан и сможете насладится тем, как выглядит копия великого Сфинкса. Благодаря смекалке и трудолюбию китайцев, вы с легкостью сможете посмотреть, что внутри статуи, а также что находится под нею.

Пирамиды и Сфинкс

Мы уже говорили о том, что возле скульптуры Сфинкса есть три пирамиды. Так связан ли с пирамидой Хеопса Великий Сфинкс? Многие ученые утверждают, что такая связь возможна, поскольку пирамида Хеопса также, является одной из самых старых достопримечательностей, которая сохранилась по сей день. Ее габариты не менее впечатляющие, чем сам Сфинкс. Говорят, что первоначально высота пирамиды Хеопса составляла целых 146,7 метров. Но увы, со временем ее верхняя часть исчезла, и высота пирамиды уже стала немного меньше, а именно — 137,3 метра. И именно этой высоты было достаточно до 1880 года, чтобы считать эту пирамиду — самым высоким сооружением в мире, но технический прогресс не стоял на месте и начали появляться произведения искусства, которые смогли превзойти пирамиду Хеопса.

Что находится под Сфинксом

Продолжая говорить, о том, что изучение Сфинкса продолжается и сейчас, то будет уместным упомянуть и тот факт, что еще в 1990 году был создан консилиум специалистов. Их обеспокоил тот факт, что части скульптуры начали отваливаться, а это уже вызвало беспокойство ЮНЕСКО. Поэтому, было принято решение о создании походной лаборатории, в которой при помощи анализаторов и сверхмощных ЭВМ начали проводить исследования. Также проводились и ультразвуковые проверки. Была просканирована голова Сфинкса и обнаружено очень опасные трещины, которые могли привести к разрушению мирового достояния. Специалисты консилиума сделали заключение, что для частичной реставрации было необходимо выделить порядка сотни миллионов долларов и обязательным условием еще было то, что нужно закрыть пластмассовым саркофагом всю конструкцию и запретить посещение туристам. Ведь говорят, что только за один 20 век было нанесено больше ущерба, чем за все 4000 лет до этого.

Но, как и предполагалось, результаты консилиума не вызвали у спонсоров поддержки и деньги не были раздобыты. Поэтому консилиум разъехался по домам, а уже сами египтяне своими силами приступили к реконструкции великого Сфинкса. Были использованы синтетические составы, с помощью которых был укреплен пьедестал. Также было затребовано у правительства Великобритании вернуть музейный экспонат — бороду, чтобы смогли приступить к укреплению основной части — голове! А это не много не мало — 900 тонн.

После того как началась реконструкция — появился еще больший неподдельный интерес у туристов. А именно, смогут ли реставрировать самую древнюю скульптуру человечества, до ее первоначального вида? И главное — когда же ее снова откроют для посещения?

Генеральным планом было выделено десять лет на реставрацию, но как известно, вложиться в сроки, при реконструкции таких масштабов — достаточно проблематично. Финансирование спонсировали даже туристические фирмы, для того, чтобы как можно скорее их туристы смогли посещать эти достопримечательности. Были приглашены зарубежные геологи и гидрологи, ведь возникла проблема солоноватых подпочвенных вод. И работа закипела с новой силой и энергией.

Вскоре приступили к изучению и японские эксперты, и именно ученые Токийского института сделали заключение о том, что камни из которых сделана скульптура Сфинкса — гораздо древнее, чем камни пирамид. Имелось в виду, не конкретный геологический возраст, а время, в течение которого происходила обработка камня из которого состоят достопримечательности.

Загадок очень много, а разгадано не все! Поэтому не забудьте включить в перечень экскурсий посещение пирамид и великого Сфинкса, когда будете в Египте.

Из Семи чудес света древнего мира только пирамиды Гизы устояли перед превратностями времени. «Пятьдесят веков смотрят на вас с вершины этих монументов!» – воскликнул Наполеон; «Шутка над историей» – возразил кто-то из посетителей. Великая пирамида Хеопса вызвала больше научных и любительских спекуляций, чем любой другой монумент на земле. Для миллионов людей пирамиды в Гизе воплощают древность и таинственность. Переполненные ожиданиями, вы можете обнаружить реальность разочаровывающей.

Издалека они похожи на небольшие треугольники, а по мере приближения они больше похожи на потрёпанные временем горы, гигантская масса которых может показаться странно двумерной, когда вы смотрите на них снизу. Пирамиды не находятся посреди безжизненной пустыни, как это может показаться, если смотреть на открытку с их изображением, они находятся непосредственно на окраине города Гизы. Днём толпы зазывал и туристов развеивают любое ощущение мистики, которое создают окружающие звуки и свет после наступления темноты. Проникнуться величием пирамид можно на закате и на рассвете дня или уже поздно ночью.

Как показывают планы территории, ориентация пирамид не случайна. Их входы ориентированы по Полярной звезде (вернее, по её положению 4500 лет назад), внутренние погребальные камеры обращены на запад, в направлении Земли мёртвых, а внешние заупокойные храмы направлены на восток по направлению к восходящему солнцу. Говорят также, что три пирамиды символизируют три звезды пояса Ориона. В намного худшем состоянии находятся дороги, ведущие к так называемым «храмам долины» и различным второстепенным пирамидам и гробницам мастаба.

Высший совет древностей (Supreme Council of Antiquities) проводит ремонт всей территории, которая продолжает преподносить сюрпризы. В частности, недавно в Великой пирамиде открыта, возможно, секретная камера, в которой, как считают некоторые специалисты, могут храниться такие же поразительные сокровища, как в гробнице Тутанхамона. Обнаружены также ранее неизвестная небольшая пирамида возле юго-восточного угла пирамиды Хеопса с самым древним из когда-либо найденных пирамидионом (замковым камнем) и туннели под местами для зрителей напротив Сфинкса, возраст и назначение которых до сих пор неизвестны.

  • Посещение пирамид в Гизе

До пирамид можно добраться прямо из по одиннадцатикилометровой Шария аль-Ахрам (проспект Пирамид), построенной хедивом Исмаилом для супруги Наполеона III, императрицы Евгении. Проехать туда довольно несложно, правда, из-за интенсивного движения поездка может показаться долгой. Водители такси часто просят больше 20 фунтов, хотя цена 15 фунтов за поездку в один конец из города вполне приемлема. Самый дешёвый способ – сесть на автобус № 355 или 357 (2 фунта) или обычный городской автобус № 900 (25 пиастров).

Автобусы выезжают с задней стороны вокзала Рамсес или от . Можно также доехать на микроавтобусе № 183 от Мидан Атаба (75 пиастров) или на маршрутном такси от Рамсес или Абдель Муним Рияд (75 пиастров, водители, которые могут отвезти вас к пирамидам, кричат «Аль-Ахрам, Аль-Ахрам!»). Автобус № 30 от Мидан Рамсес также доезжает почти до пирамид. Если вы хотите посетить за один день пирамиды Гизы и к тому же попасть в , то проще всего отправиться на организованную экскурсию.

Напротив отеля Mena House расположен туристический офис (ежедневно 8:00-17:00). Попасть на территорию пирамид вы можете в определённое время (ежедневно: зимой 8:00-16:00, летом 8:00-17:00); в стоимость билета (40 фунтов, студенты 20 фунтов) входят посещение территории, Сфинкса и храма Хефрена в долине, но, по правде сказать, билеты проверяются не слишком усердно. Отдельные билеты нужно приобретать для того, чтобы войти в Великую пирамиду Хеопса (100 фунтов), Музей солнечной лодки (35 фунтов), пирамиду Хефрена (20 фунтов) и пирамиду Микерина.

Если вы собираетесь посмотреть на эти отдельно и в другое время, то это может обойтись дороже (всё зависит от вашего умения торговаться!). Берегитесь жуликов, выдающих себя за контролёров, и «специальных гидов», которые говорят вам что-то вроде: «Пирамида Хеопса очень старая»! Игнорируйте их или, при необходимости, пригрозите позвать туристическую полицию. Также не обращайте внимания на зазывал с верблюдами и лошадьми, которые будут уверять вас, что их конюшни «государственные».

Подобного рода проблемы в скором времени должны исчезнуть при реализации «Проекта консервации плато Гиза», в рамках которого планируется создание кинотеатра Imax, культурных центров, также планируется сделать доступными большее число объектов. При этом плато будет отрезано от деревни Назлат аль-Самман, что избавит туристов от зазывал и жуликов.

Рассчитывайте на то, что вы проведёте здесь полдня, поэтому лучше всего приехать рано утром до наступления жары и прежде всего до того, как приедет основная толпа желающих посетить пирамиды (туристические автобусы начинают прибывать с 10:30). Или вы можете приехать к концу второй половины дня – к 17:00 большинство туристических групп уже уезжают, а новый поток желающих посмотреть местное ночное представление «Свет и тень» ещё не приехали. Каждый вечер здесь проводятся три часовых шоу, в сопровождении довольно глупых мелодраматических комментариев на разных языках.

Чтобы узнать расписание, которое меняется каждый сезон, читайте журнал Egypt Today. Стоимость места – 60 фунтов и ещё 35 фунтов за видеокамеру. Арабский вариант стоит 11 фунтов, хотя иностранцам не разрешается покупать на него билеты. Сотни египтян наслаждаются представлением бесплатно с довольно выгодных мест, например, за мусульманским кладбищем, стараясь не занимать мест на террасе, обращённой к Сфинксу (потому что сюда возможен доступ инвалидных кресел). Захватите свитер, поскольку ночью холодно – даже летом! За местами для зрителей находится ряд конюшен, предлагающих аренду лошадей и верблюдов, которые обычно ничуть не лучше, чем те, которых предлагают зазывалы вокруг пирамид из бедуинского племени нагама.

Обычно они просят 50 фунтов за короткую поездку на верблюде. Тех зазывал, которые предлагают поездки за 10 фунтов в час, следует остерегаться – они имеют привычку заводить туристов глубоко в пустыню, а затем объявлять, что 10 фунтов было только за дорогу сюда, а обратная дорога будет стоить 50 фунтов в час. Поскольку сама территория достаточно мала и её можно обойти пешком, верховая езда скорее отдельный аттракцион, а не возможность сэкономить время, вдобавок ко всему споры с этими людьми могут испортить ваше путешествие. Но если вы хотите покататься на лошади или верблюде, стоит связаться с известным оператором, например АА или KG.

Во времена Бедекера обязательным пунктом для посетителей было взобраться на Великую пирамиду, при этом два бедуина держали туриста за руки, а третий подталкивал снизу. Взбираться на пирамиды сейчас запрещено и, безусловно, очень опасно, хотя попытки предпринимаются до сих пор. Входить внутрь пирамид совершенно безопасно, но людям, страдающим клаустрофобией или астмой, стоит об этом забыть. Пройти все три внутренние шахты Великой пирамиды довольно трудно – весь следующий день у вас будут ныть ноги.

Великая пирамида Хеопса (Хуфу)

Самая старая и большая из пирамид в Гизе принадлежит фараону IV династии Хуфу, более известному как Хеопс, который правил, вероятно, между 2589-2566 годами до нашей эры. Древние египтяне называли её «Место славы Хуфу». Первоначально пирамида имела высоту 140 метров и длину стороны основания 230 метров, но её верхние блоки были удалены, и высота уменьшилась на три метра. Пирамида сложена примерно из 2 300 000 блоков средним весом 2,5 тонны (хотя некоторые весят почти 15 тонн!). Эта гигантская масса обеспечивает её стабильность, поскольку большая часть давления передаётся внутрь, по направлению к центру, или вниз, на находящееся под ней скалистое основание.

До недавнего времени считалось, что в пирамиде только три камеры: одна в основании и две в надстройке. Эксперты считают, что проект дважды менялся: подземная камера была оставлена в пользу средней, которой затем предпочли верхнюю. Камеры были разграблены задолго до того, как до них добрались археологи; единственным оставшимся предметом был саркофаг Хуфу. Однако в апреле 1993 года группа учёных из с помощью телеуправляемого робота случайно обнаружила дверь с рукоятками, которая предположительно скрывает четвёртую камеру, и где не побывали грабители. Здесь могут находиться мумия и сокровища самого Хеопса.

Глава Высшего совета древностей – доктор Зави Хавас – утверждает, что здесь нет камеры, что «дверь» является устройством для сглаживания внутренней поверхности шахты От «Камеры царя» и «Камеры царицы» в северном и южном направлениях (сперва горизонтально, затем наклонно вверх) отходят так называемые «вентиляционные» каналы шириной 20-25 сантиметров. При этом каналы «Камеры царя», известные еще с XVII века, сквозные, они открыты и снизу, и сверху (на гранях пирамиды), тогда как нижние концы каналов «Камеры царицы» отделяет от поверхности стены около 13 сантиметров, они были обнаружены при простукивании в 1872 году.

Верхние концы этих каналов не доходят до поверхности. Конец южного канала закрыт каменными дверцами, обнаруженными в 1993 году с помощью телеуправляемого робота «Упуаут II». В 2002 году с помощью новой модификации робота дверца была пробурена, но за ней обнаружилась небольшая полость и ещё одна дверца. Что находится дальше, пока неизвестно, но до завершения исследований правда не откроется.

  • Внутри Великой пирамиды

Чтобы поддерживать необходимую влажность внутри пирамиды, количество посетителей, которые могут одновременно войти в пирамиду, ограничено – 150 человек утром и 150 вечером. Поэтому лучше купить билеты (100 фунтов, студенты 50 фунтов, съёмки не разрешены) заранее. Утром туристические группы стремятся скупить их все до того, как появится кто-либо ещё; обычно проще купить билеты на посещение после обеда, особенно если вы можете оказаться в кассе тогда, когда только они поступают в продажу – в 13.00.

Вы попадаете в пирамиду через вход, который был проделан охотившимся за сокровищами халифом Мамуном в 820 году; он несколько ниже первоначального входа на северной стороне (сейчас заблокирован). Пройдя вниз (согнувшись), вы дойдёте до соединения восходящего и нисходящего коридора. Последний ведёт в незаконченную камеру под пирамидой, туда лучше не ходить или оставить напоследок.

Все направляются вверх по восходящему коридору (высота коридора 1,6 метра). Как пишут средневековые арабские хронисты, пробравшиеся в пирамиду грабители, идя по этому коридору, вскоре наткнулись на «идола из пятнистого гранита», увенчанного змеем, который «хватал и душил любого, кто приближался», но нынешним посетителям просто мешает угол наклона самого прохода (1:2), который идёт 36 метров до следующего соединения.

Справа от него находится шахта, которая, по мнению античных авторов, представляет собой соединённый с Нилом колодец. На сегодняшний день известно, что она ведёт в подземную камеру, считается, что она служила для выхода рабочих. Прямо перед вами находится горизонтальный проход 35 метров длиной и 1,75 метров высотой, ведущий в камеру из плохо отделанного известняка с заостренной крышей, которую арабы назвали «Камерой царицы».

Питри считал, что это сердаб, или место хранения статуи фараона, а эксцентричный Дэвидсон видел в ней символ высшей тщетности иудаизма. В любом случае нет никаких подтверждений того, что здесь когда-либо была похоронена царица. В северной и южной стенах в 1872 году были проделаны отверстия, для того чтобы найти вентиляционные шахты камеры. Через одну из них пропустили робота с датчиком и обнаружили «секретную камеру» в конце прохода длиной 65 метров, высотой всего двадцать сантиметров и такой же ширины. Канал направлен на Собачью звезду Сириус (символизирующую богиню Исиду).

Большинство посетителей идут в Большую галерею, самую прекрасную часть пирамиды. Она сделана из известняка Мукаттама и настолько идеальна, что между блоками нельзя просунуть лезвие ножа; шахта длиной 47 метров сужается к арочной крыше высотой 8,5 метров (Дэвидсон верил, что её длина в «дюймах пирамиды» соответствует числу лет между Распятием и началом Первой мировой войны). Прорези в стенах, вероятно, удерживали брусья, которые использовались для подъёма саркофага или гранитных блоков, предназначенных для закрывания отверстий по крутому восходящему проходу (в котором сейчас сделаны деревянные ступеньки).


Хотя Большая галерея сейчас и не населена гигантскими летучими мышами, о которых рассказывали путешественники девятнадцатого века, в ней достаточно жарко и душно, что создаёт некий дискомфорт, поэтому вы будете счастливы добраться до горизонтальной камеры-холла на её верхнем конце, где проделаны прорези для вставления блоков-затычек, предназначенных для закрытия входа в предполагаемую погребальную камеру.

Камера фараона находится в 95 метрах от вершины пирамиды и на половине этого расстояния от внешних стен. Построенная из красных гранитных блоков, прямоугольная камера достаточно велика, чтобы вместить двухэтажный автобус. Её размеры (5,2×10,8×5,8 метров) вызвали множество абстрактных вычислений и странных пророчеств. По приказу Гитлера под стадионом в была построена копия камеры, в которой фюрер советовался с самим собой перед собраниями нацистов.

На одном конце камеры расположен огромный саркофаг без крышки из асуанского гранита, на котором остались следы от пил и свёрл с бриллиантовыми зубцами. На северной и южной стене, на уровне коленей, вы увидите две воздушные шахты, ведущие к внешнему миру. Шахты ориентированы на звёзды Пояса Ориона и Альфа Дракона (представляющие соответственно Осириса и богиню-гиппопотама Рер).

Над потолком расположено пять разгрузочных камер, отводящих вес пирамиды от погребальной камеры. Каждая из них состоит из 43 гранитных монолитов от 40 до 70 тонн. До этих камер можно было добраться только по лестнице от Большой галереи, а затем по проходу, где полковник Вайз нашёл написанное красным имя Хуфу (единственная надпись, найденная внутри пирамид Гизы), но основная часть посетителей сюда обычно не заходит. Возвращаясь назад, не забудьте осмотреть 100-метровый идущий вниз коридор, который ведёт к грубо вытесанной незаконченной камере под пирамидой. Там нет ничего особенного, но действующий на нервы спуск достоин Индианы Джонса.

  • Малоизвестные гробницы

К востоку от Великой пирамиды можно распознать фундамент заупокойного храма Хуфу и несколько блоков дороги, которая когда-то соединяла его с храмом в долине (сейчас погребённым под деревней Назлат аль-Самман). Рядом стоят три разрушенные пирамиды Цариц, каждая с небольшой часовней.

Северная и южная пирамиды принадлежат Меритес и Хенсутсен, соответственно главной жене (и сестре) Хуфу и предполагаемой матери Хефрена. Средняя может принадлежать матери Реджедефа – третьего правителя династии. Между ними и Великой пирамидой недавно были открыты остатки четвёртой второстепенной пирамиды, включая её замковый камень, но назначение этой пирамиды пока неизвестно.

На северо-востоке от пирамиды царицы Меритес находится шахта, где был найден саркофаг царицы Хетеферес, жены фараона III династии Снофру, помещённый сюда после разграбления первоначального захоронения в Дашуре. К востоку от неё расположены гробница Кара и его сына Иду со статуями умерших в натуральную величину и множеством рельефов.

К востоку от пирамиды царицы Хенсутсен находятся гробницы сына Хеопса Хуфу-Заефа и жены Хефрена (также дочери Хетеферес) Мересанх. Это лучше всего сохранившаяся из всех гробниц на плато Гиза, со статуями в нишах и рельефами, которые показывают сцены повседневной жизни, причём значительная часть красок сохранилась. Чтобы попасть в эти гробницы, обратитесь в домик сторожа возле шахты Хетеферес, естественно, сторож оценит бакшиш за выполненную работу.

К западу от Великой пирамиды лежат дюжины мастаб IV и V династий, где археологи обнаружили 4600-летнюю мумифицированную принцессу, опустошённое тело которой было покрыто тонким слоем штукатурки – ранее неизвестный способ мумифицирования. Здесь есть множество гробниц, которые до 1995 года были закрыты для публики, с тех пор как их обнаружили в девятнадцатом веке.

В общем, они менее интересны, чем те, которые расположены на восточной стороне Великой пирамиды, но гробница Нефербауптах, почти параллельная с западной стороной пирамиды Хефрена, в пятом блоке справа и во втором ряду на северной стороне содержит сохранившиеся останки динозавра. Если вы захотите посетить какую-либо из этих гробниц, обратитесь в контору смотрителей к северу. Будьте осторожны у глубоких шахт – они могут не иметь заграждений.

  • Музей Солнечной лодки

К югу от Великой пирамиды, через дорогу от другой группы мастаб, расположен павильон с контролируемой влажностью (ежедневно: зимой 9:00-16:00, летом 9:00-17:00, 35 фунтов, студенты 20 фунтов). В нём находится 43-метровая лодка, найденная в одном из пяти рвов, вырытых вокруг пирамиды Хуфу (ещё одна лодка была обнаружена с помощью рентгеновских лучей и видеокамер, но в настоящее время остаётся не раскопанной).

Когда в 1954 году при раскопках известковые блоки крыши рва были сняты, поднялся слабый запах кедра. После этого реставратор Хагг Ахмед Юсеф 14 лет восстанавливал это грациозное судно из 1200 кусков дерева, которые первоначально удерживали вместе гвозди из сикомора и верёвки из травы халфа.

Археологи называют эти суда «солнечными лодками» (или барками), но их назначение остаётся неясным. Из множества гипотез можно упомянуть, например, такие: они предназначены нести фараона через подземный мир (как показано в гробницах XVII-IX династий в Фивах) или сопровождать бога Солнца в его ежедневном путешествии по небу.


Средняя, или Вторая пирамида кажется выше, чем пирамида Хуфу, потому что расположена на более высоком месте и её вершина лучше сохранилась, а стороны более крутые. Пирамида построена Хафром (известном потомству как Хефрен) – сыном Хуфу; первоначально её основание имело длину 214,8 метров, а примерный вес оценивается в 4 883 000 тонн. Как и в случае с пирамидой Хуфу, первоначальная погребальная камера, вырезанная в скале, не была закончена, и впоследствии была построена верхняя камера.

Классические писатели, такие как Плиний, верили, что пирамида не имеет входа, но когда Бельцони нашёл и вскрыл запечатанный портал на её северной стороне в 1818 году, он обнаружил, что арабские грабители могил уже каким-то образом проникли сюда около тысячи лет назад. Их не испугали легенды об идоле «со злыми сверкающими глазами», который должен убивать проникших внутрь. В марте 1993 года несколько туристов были ранены взрывом в пирамиде Хефрена, который был, вероятно, вызван бомбой.

Внутри пирамиды (20 фунтов, студенты 10 фунтов, количество посетителей пока не ограничено, съёмки запрещены) вы можете пройти по одному из двух входных коридоров, ведущих вниз, а затем вверх – в длинный горизонтальный проход, ведущий к погребальной камере Хефрена, где Бельцони отпраздновал своё открытие, написав на стене старинным английским готическим шрифтом своё имя (этот наполненный кипучей энергией цирковой силач, ставший исследователем, нашёл потом гробницу Сети I в Долине Царей и умер, разыскивая истоки реки Нигер).

В гранитном полу погребальной камеры вмонтирован саркофаг Хафра, который правил в 2558-2533 годах до нашей эры. Квадратная полость около южной стены, возможно, указывает место расположения ящика с крышкой, где находились внутренности фараона.

  • Погребальный комплекс Хефрена и Сфинкс

Погребальный комплекс пирамиды Хефрена сохранился лучше всего и является типичным примером сооружения времён Древнего царства. Когда фараон умирал, его тело перевозилось через Нил в храм в долине возле реки, где жрецы бальзамировали его. После завершения этого процесса здесь собирались плакальщицы, чтобы очиститься, перед тем как сопровождать его мумию по дороге к похоронному храму, где выполнялись дальнейшие ритуалы, предшествующие захоронению в пирамиде. После этого жрецы обеспечивали жизнь его «ка» в похоронном храме – в строго определённые дни они подносили пищу и окуривали мумию благовониями.

Похоронный храм Хефрена состоит из зала с колоннами, центрального двора, кладовых с нишами и святилища. Большая часть внешней гранитной обшивки за столетия была расхищена, и внутрь, скорее всего, нет доступа. Среди оставшихся блоков есть монстр длиной в 13,4 метров и весом 163 тысячи килограмм. Рядом с храмом находятся объекты, которые выглядят как рвы для лодок, хотя в ходе дальнейших раскопок не было найдено ничего, кроме фрагментов керамики. Отсюда можно проследить основание дороги, которая идёт на 400 метров вниз по холму к его храму в долине, около Сфинкса.

Храм в долине был занесён песком до его открытия Мариэттом в 1852 году, что объясняет его достаточно хорошую сохранность. Построенный из известняка и облицованный отделанным асуанским гранитом, храм обращён на восток и открывался на набережную. Позади узкой передней камеры вы увидите Т-образный зал, гигантские архитравы которого поддерживаются квадратными столбами, перед ними стоят диоритовые статуи Хефрена. Вопреки широко распространённой теории, некоторые учёные считают, что мумификация проходила в Мемфисе или в похоронном храме Хефрена, а это здание служило для церемонии «Открывания рта», во время которой «ка» входил в тело умершего.


Этот легендарный монумент, на территорию которого можно попасть через храм в долине, вырезан из выходящих на поверхность пластов мягкого известняка, который предположительно остался здесь после того, как окружающий его более твёрдый камень был использован для строительства Великой пирамиды. Однако, поскольку камень основания был слишком мягким, чтобы работать непосредственно на нём, перед окончательной обработкой он был обложен более твёрдым камнем. Традиционная археология утверждает, что идея создания фигуры с львиным телом и человеческой головой принадлежит Хефрену.

Голова часто идентифицируется с головой Хефрена (увенчанной царской бородой и уреус), хотя она может отображать и какое-то охраняющее божество. Говорят, что тысячи лет спустя после построения великого монумента Тутмос IV увидел сон, что если он очистит песок, который поглотил Сфинкса, – это сделает его правителем.

Пророчество осуществилось, как об этом сказано на стеле, которую он поместил между лап статуи. Все эти утверждения оставались в силе до 1991 года, когда два американских геолога заявили, что Сфинкс по меньшей мере на 2600 лет старше, чем это полагалось до сих пор: камень его основания сильно изношен и размыт водой, возможно, он создан во времена Набтийского плювиального периода (3000-1200 годы до нашей эры). Директор Высшего совета по древностям Зави Хавас отвергает этот аргумент, ссылаясь на анализ основания Сфинкса, проведённый институтом Гетти. В результате анализа были сделаны выводы, что эрозия была вызвана действием минеральных солей в плато и/или ветра.

Противоречие восхитило египтолога-одиночку Джона Веста, который долгое время провозглашал, что египетская цивилизация является наследником более древней, утерянной культуры – мифической Атлантиды. Название «Сфинкс» действительно было дано древними греками по имени легендарного создания, которое загадывало загадки проходившим мимо путникам и убивало тех, которые отвечали неправильно. Арабы называли его Абу эль-Хол (приводящий в трепет, или ужасный). Во время тренировочных стрельб мамлюков и наполеоновских войск Сфинкс потерял большую часть бороды, находящуюся сейчас в , а во время Второй мировой войны он был засыпан песком для защиты.

Первые современные ремонтные работы принесли больше вреда, чем пользы, поскольку пористый известняк «дышит» в отличие от цемента, который использовался для заделывания трещин. На ухудшение состояния Сфинкса влияют пары вредных химических веществ из сточных вод и костров близлежащего селения Назлат эль-Самман. В ходе нового реставрационного проекта (1989-1998 годы) были вручную вырезаны десять тысяч известняковых блоков для реставрации лап, ног и бёдер зверя. Отсутствующие нос и борода не были заменены умышленно.

Внутри Сфинкса существуют три туннеля, один под головой, один в хвосте и один на северной стороне. Их назначение неизвестно, и ни один из них никуда не ведёт. Вблизи Сфинкса были выкопаны и другие туннели, но опять-таки никто не знает, кто построил их и для чего они предназначались. Одно из предположений заключается в том, что их прорыли древние египтяне в более поздние времена, пытаясь найти захороненные сокровища. Во время представлений «Свет и тень» Сфинксу отведена роль рассказчика.


Расположенная на плавном склоне, переходящем в холмистую пустыню, самая маленькая из пирамид Гизы говорит об убывающем могуществе и преданности. Начатая преемником Хефрена Менкауром (которого греки называли Микерином), она была закончена с невиданной поспешностью его сыном Шепсескафом, который, видимо, обладал меньшей властью, чем его предшественники, и зависел от жрецов.

Геродот рассказывает легенду о том, что оракул дал Микерину только шесть лет жизни, поэтому, чтобы обмануть судьбу, он веселился круглые сутки, удваивая своё годовое количество впечатлений. Другая история рассказывает, что пирамида была на самом деле построена Родофисом, фракийским придворным, который требовал от каждого посетителя цену одного блока (по оценкам, сооружение состоит из 200 тысяч блоков).

Поскольку нижняя часть пирамиды облицована асуанским гранитом, её иногда называют Красной пирамидой (это имя применяют также к одной из ). Относительная нехватка облицовочных блоков связана с деятельностью султана двенадцатого века, придворные которого убедили его попробовать разрушить пирамиду, спустя восемь месяцев этот проект был благоразумно остановлен.

Средневековые арабские летописцы часто приписывали все пирамиды Гизы одному правителю, который хвастал: «Я, Сурид, царь, построил эти пирамиды за шестьдесят один год. Пусть тот, кто придёт после меня, попытается разрушить их за шестьсот. Разрушить легче, чем построить. Я одел их в шёлк, пусть он попытается покрыть их циновками».

Внутренность пирамиды необычна: неотделанная камера находится в надстройке, а похоронная камера – под землёй. Здесь Вайс обнаружил базальтовый саркофаг, позже потерянный в море по дороге в , а также человеческие останки, которые он счёл принадлежащими Менкауру. Сейчас они считаются заменой времён XXVI династии и находятся в Британском музее.

В комплекс входят также три второстепенные пирамиды, относительно целый похоронный храм и дорога к храму в долине (в настоящее время он засыпан). К северо-западу от последнего храма находится имеющая форму саркофага гробница царицы Хенткавес, интригующей фигуры, которая, похоже, была мостом, связывающим переход от IV к V династии. Считается, что после смерти Шепсескафа, последнего фараона IV династии, женой которого была Хенткавес, царица, возможно, вышла замуж за жреца бога Солнца и родила нескольких царей, которые были похоронены в Саккаре или (где она построила ещё пирамиду).

Самый удачный вид на пирамиды открывается с точки к югу от пирамиды Микерина. Большинство туристов останавливаются (вместе с погонщиками лошадей и верблюдов и продавцами безделушек) вдоль асфальтированной дороги в 400 метрах к западу от пирамиды. Это место особенно популярно в конце дня, когда солнце находится в нужном направлении. Утром, однако, лучше выполнять фотографии с юго-востока, хотя рано утром часто бывает дымка. Лучший вид всех пирамид близко друг от друга открывается с гребня к югу от пирамиды Микерина.

Вконтакте

Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе - древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса - лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи - 72 метра, высота - 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.

Назначение и название

Статуя Нилу и восходящему солнцу. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов. Окрестные храмы были первоначально посвящены солнечному богу Ра, и только в период Нового царства скульптуру стали отождествлять с Хором (точнее - с Хоремахетом), вследствие чего Аменхотеп II посвятил ему особый храм к северо-востоку от сфинкса.

Древнеегипетское название Большого сфинкса остаётся неизвестным. Слово «сфинкс» - греческое и означает буквально «душительница», в чём кроется отсылка к известному мифу о загадке Сфинкса. Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского, неосновательно.

Время создания

Обстоятельства и точное время возведения сфинкса пока остаются загадками. Принятое в современной литературе суждение античных авторов о том, что его строителем был Хефрен (Хафра), подтверждается только тем, что при строительстве храма при статуе использовались каменные блоки того же размера, что и при возведении соседней пирамиды. Кроме того, неподалёку от сфинкса археологи обнаружили в песке диоритовое изображение Хафры.

Существуют и другие мнения относительно заказчика сфинкса. Инвентарная стела, обнаруженная в Гизе Мариетом в 1857 г. и, по всей вероятности, созданная незадолго до персидского завоевания, утверждает, что обветшавшую статую выкопал и очистил от песка отец Хефрена, фараон Хеопс (Хуфу). Большинство учёных склонны отвергать это свидетельство как позднее и ненадёжное; за достоверность приведённых в стеле сведений из исследователей старой школы высказывался лишь Гастон Масперо. Видный современный египтолог Райнер Штадельман придерживается мнения, что по своим художественным особенностям статую следует отнести к строительной деятельности Хуфу. В 2004 французский учёный Василь Добрев выступил с предположением, что статуя изображает Хуфу, а воздвиг её его сын Джедефра.

Ещё более запутывает вопрос о заказчике статуи то обстоятельство, что лицо статуи имеет негроидные черты, что расходится с другими сохранившимися изображениями Хафры и его родственников. Судмедэксперты, сопоставлявшие при помощи компьютера лицо Сфинкса с подписанными статуями Хафры, пришли к выводу, что они не могут изображать одного и того же человека.

Начиная с 1950-х гг. в популярной литературе датировка Сфинкса периодом Древнего царства стала ставиться под сомнение. Утверждалось, что нижняя часть сфинкса представляет собой классический пример эрозии, вызванной длительным нахождением камня в воде. Последний раз соответствующий уровень осадков наблюдался в Египте на рубеже IV и III тысячелетий, что, по мнению сторонников этой теории, указывает на создание статуи в Додинастический период или даже ранее. В научной литературе особенности эрозии скульптуры объясняются другими причинами - вторичной трещинноватостью, действием кислотных дождей, низким качеством известняка.

Сравнительно небольшие размеры головы побудили бостонского геолога Роберта Шоха предположить, что у статуи изначально была морда льва, из которой один из фараонов велел высечь загадочно улыбающееся человеческое лицо по своему собственному образу и подобию. Эта гипотеза не нашла признания в научной среде, равно как и предположение Грэма Хэнкока о корреляции трёх пирамид со звездами в созвездии Ориона, которая якобы наблюдалась в 11-м тыс. до н. э. (см. en:Orion Correlation Theory).

Описания

Римский историк Плиний описывал Большого сфинкса как чудовище. Средневековые арабы в «Тысяче и одной ночи» и других текстах также именовали его «отцом ужаса».

В Новое время скульптуру впервые изобразил итальянский архитектор Себастьяно Серлио, опубликовавший в 1546 году в Антверпене свой труд о памятниках древнего зодчества - его сфинкс с улыбающимся женским лицом был снабжён бюстом и причёской, соответствующей тому времени.

Состояние

За время своего существования Сфинкс оказался по самые плечи погребён в песке. Попытки откопать его предпринимались уже в древности Тутмосом IV и Рамзесом II. Первый смог освободить от песка только передние лапы, между которыми велел поставить гранитную стелу с надписью следующего содержания:

Царский сын Тутмос, по своём прибытии, во время полуденной прогулки сел в тени этого могучего божества. Когда Ра достиг вершины [неба], его одолел сон, и он увидел, как сей великий бог обратился к нему с речью, как будто отец говорит сыну: «Взгляни на меня, присмотрись, о мой сын Тутмос, я твой отец Хармахис, и я дарую тебе владычество над моей землёй и власть над всеми живущими… Узри мой подлинный вид, дабы защитить мои безупречные конечности. Меня покрыл песок пустыни, на которой я возлежу. Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце».

Также Сфинкс укреплялся при помощи дополнительных блоков древними греками и римлянами, в частности лапы и стены ниши.

Очистить от песка всю грудь Сфинкса удалось итальянцам в 1817 году, а полностью он был освобождён от тысячелетних песчаных наносов в 1925 году.

В 2014 году сфинкс подвергся четырехмесячной реставрации, после чего стал доступен для туристов.

Утраты

Лицо сфинкса в профиль.

У статуи отсутствует нос шириной в 1,5 метра. Его отсутствие можно объяснить как естественным разрушением камня (многовековое действие ветра и влаги), так и воздействием человека. Существует легенда, что эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время наполеоновской битвы с турками у Пирамид (1798); по другим версиям место Наполеона занимают англичане или мамелюки. На ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника Нордена, видевшего безносого сфинкса уже в 1737 году.

Средневековый каирский историк аль-Макризи писал, что в 1378 году один суфийский фанатик, застав феллахов приносящими дары Сфинксу в надежде пополнить свой урожай, исполнился гнева и отбил у «идола» нос, за что был растерзан толпой. Из рассказа аль-Макризи можно заключить, что для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила, от которого, как они полагали, зависел уровень разлива великой реки и, соответственно, плодородие их полей.

Сфинкс дошёл до наших дней не только без носа, но и без накладной церемониальной бороды, фрагменты которой можно увидеть в Британском и Каирском музеях. Время появления у Сфинкса бороды вызывает споры. Одни авторы относят её монтаж к Новому царству. По мнению других, бороду изготовили вместе с головой, ибо техническая сложность высотных работ по монтажу бороды превосходила возможности строителей того времени.

В произведениях искусства

  • «Узник фараонов» (1924) - рассказ Говарда Лавкрафта, построенный на предположении о миллионном возрасте египетского сфинкса, первоначально изображавшего якобы жуткое чудовище. При фараоне Хефрене черты чудовища якобы были сбиты с лица сфинкса и заменены чертами лица фараона.

В каждой цивилизации были свои священные символы, которые привносили что-то особенное в культуру и историю. Египетский страж гробниц сфинкс - доказательство величайшей силы страны и народа, их могущества. Это монументальное напоминание о божественных властителях, подаривший миру образ вечной жизни. Величественный хранитель пустыни наводит страх на людей и по сей день: его происхождение и существование окутано тайной, мистическими легендами и вехами истории.

Описание сфинкса

Сфинкс - величественный неустанный страж египетских гробниц. На своём посту ему приходилось видеть многих - все они получали от него загадку. Те, кто находил решение, шли дальше, а тех, у кого не было ответа - ждало великое горе.

Загадка сфинкса: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём - на двух, а вечером - на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?».

Есть несколько вариантов происхождение этого таинственного создания. Каждая из версий родилась в разных уголках планеты.

Египетские стражи

Символ величия народа - статуя, возведённая в Гизе, на левом берегу реки Нил, - существо сфинкс с головой одного из фараонов - Хефрена - и массивным телом льва. Египетский страж не просто фигура, это символ. В теле льва заключена несоизмеримая сила мифического животного, а верхняя часть говорит об остром уме и невероятной памяти.

В египетской мифологии упоминаются существа с головой барана или сокола. Это тоже сфинксы-хранители. Они установлены при входе в храм во славу богов Гора и Амона. В египтологии это существо имеет разновидности в зависимости от типа головы, присутсвия функциональных элементов, половой принадлежности.

Историки утверждают, что истинное предназначение египетских сфинксов - охрана сокровищ и тела умершего фараона. Иногда их устанавливали на входе в храмы для отпугивания воров. До нас дошли лишь скудные описания жизни этого мифического существа. Мы можем только гадать какая ему была отведена роль в жизни древних египтян.

Хищница из Древней Греции

Египетские мифологические писания не сохранились, но до наших дней дожили греческие легенды. Некоторые иследователи предполагают, что греки одолжили образ таинственного существа у египтян, но право создания названия принадлежит жителям Эллады. Есть те, кто считает совсем иначе: Греция - родина сфинкса, а Египет его заимствовал и видоизменил под себя.

Оба существа в разных мифологических текстах имеют сходство только телами, головы у них разные. Египетский сфинкс - особь мужского пола, греческий изображается женщиной. У неё бычий хвост и большие крылья.

Мнения о происхождении греческого сфинкса различаются:

  1. Одни писания гласят, хищница - дитя союза Тифона и Ехидны.
  2. Другие утверждают, это дочь Орфа и Химеры.

Персонажа, согласно легенде, в наказание отправили царю Лаю, за то, что он выкрал сына царя Пелопа и увёз с собой. Сфинкс стерегла дорогу на подъезде к городу и каждому страннику она задавала загадку. Если ответ был неправильным - она съедала человека. Единственное решение на загадку хищница получила от Эдипа. Гордое создание не выдержало поражения и бросилось на скалы, этим завершается его жизненный путь в древнегреческих писаниях.

Герой мифов в современных текстах

Бдительный страж не раз мелькал на страницах произведений и везде его ассоциировали с могуществом и мистикой. Пройти через дорогу, которую охраняет сфинкс, можно лишь верно ответив на загадку. Джоан Роулинг использовала этот образ в книге «Гарри Поттер и кубок огня» - это бдительные слуги, которым маги доверяли свои волшебные ценности.

Для некоторых писателей-фантастов сфинкс - монстр, с некоторыми подвидами генетических мутаций.

Статуя сфинкса в Гизе

Монумент с лицом Хефрена над гробницей фараона находится на левом берегу Нила, входит в состав целого комплекса архитектуры плато Древнего Египта, в нескольких километрах от главной в ансамбле пирамиды - Хеопса.

Длина статуи около 73 м, высота 20. Её видно даже из Каира, хотя он находится в 30 км от Гизы.

Монумент египетского сфинкса - одно из популярных туристических мест, поэтому доехать до комплекса несложно. До плато легко взять такси, поездка из центра займёт не более получаса. Стоимость не более 30 долларов. Если нужно сэкономить деньги и есть много времени - подойдёт автобус. Некоторые отели предоставляют бесплатный трансфер до плато большого сфинкса.

История происхождения египетского сфинкса

В научных текстах нет точного описания зачем и кто воздвиг эту статую, одни догадки. Есть данные, подтверждающие что сооружению 4517 лет. Его создание датируют 2500 годом до н. э. Архитектором предположительно называют фараона Хефрена. Материал, из которого состоит сфинкс, совпадает с пирамидой создателя. Блоки изготовлены из обожжённой глины.

Исследователи из Германии предположили, что статую воздвигли в 7000 году до н. э. Гипотезу выдвинули на основании пробных образцов материала и эрозионных изменений глиняных блоков.

Египтологи из Франции утверждают, что статуя сфинкса пережила несколько реставраций.

Предназначение

Древнее название статуи сфинкса - «восходящее Солнце», жители древнего Египта думали, что она была сооружением во славу величия Нила. Многие цивилизации видели в скульптуре божественное начало и отсылку к образу Бога Солнца - Ра.

По некоторым предположениям исследователей, сфинкс - помощник для фараонов в загробном мире и охранник гробниц от разорения. Составной образ, ассоциирующийся сразу с несколькими временами года: крылья отвечают за осень, лапы указывают на лето, тело - весна, а голова соотносится с зимой.

Тайны статуи египетского сфинкса

Уже несколько тысячелетий египтологи не могут прийти к согласию, они спорят о происхождении столь большого монумента и его истинного предназначения. Сфинкс таит в себе множество загадок, найти ответ на которые пока не представляется возможным.

Есть ли зал летописей

Эдгар Кейси - американский архитектор был первым, кто уверял, что под статуей сфинкса находятся подземные ходы. Его заявление подтвердили и японские исследователи, которые при помощи рентгена обнаружили под левой лапой льва прямоугольную камеру 5 м в длину. Гипотеза Эдгара Кейси гласит: Атланты решили увековечить следы своего присутствия на земле в особом «зале летописей».

Археологи выдвинули свою теорию. В 1980 году при бурении вглубь на 15 м было доказано присутствие асуанского гранита и следов мемориальной комнаты. В этом месте страны отсутствуют залежи этого минерала. Его принесли туда специально и инкрустировали им «зал летописей».

Куда ходил сфинкс

Древнегреческий философ и историк Геродот, путешествуя по Египту, делал записи. По возвращении домой, он составлял точную карту месторасположения пирамид в комплексе с указанием возраста со слов очевидцев и точного числа скульптур. В свои летописи он включил количество задействованных рабов и даже подробно описал пищу, которую им подавали.

Удивительно, но в его документах нет упоминания о большом сфинксе. Египтологи предполагают, что во время исследований Геродота, статуя была полностью погребена под песками. Такое случалось со сфинксом несколько раз: за два века её откапывали не менее 3 раз. В 1925 году статуя была полностью очищена от песка.

Почему он смотрит на восток

Интересный факт: на груди у большого египетского сфинкса есть надпись «взираю на вашу суету». Он и вправду величествен и таинственен, мудр и насторожен. На его губах застыла едва заметная ухмылка. Многим кажется, что монумент не может никак изменить судьбу человека, но факты говорят об обратном.

Один фотограф позволил себе лишнего: залез на статую для эффектных фото, но почувствовал толчок в спину и упал. Очнувшись, он не увидел на камере снимков, несмотря на то, что все это время он был один, а камера была плёночной.

Свои возможности мистический страж показывал не один раз, поэтому жители Египта уверены - статуя хранит их покой и следит за Восходом Солнца.

Где нос и борода сфинкса

Есть несколько предположений, почему у сфинкса отсутствуют нос и борода:

  1. Во время великого египетского похода Бонапарта, они были отбиты артиллерийскими снарядами. Опровергают данную теорию изображения египетского сфинкса, сделанные ранее этого события - на них части уже отсутствуют.
  2. Вторая теория утверждает, что в XIV веке его пытались изуродовать исламские экстремисты, одержимые идеей избавить жителей от идола. Вандалов поймали и подвергли публичной казни прямо около статуи.
  3. Третья теория базируется на эрозионных изменениях скульптуры из-за воздействия ветра и воды. Этот вариант принимают исследователи из Японии и Франции.

Реставрация

Исследователи неоднократно предпринимали попытки восстановить статую большого египетского сфинкса и полностью очистить её от песка. Рамзес II - первый, кто проводил раскопки народного символа. Затем восстановление проводили итальянские египтологи в 1817 и 1925 году. В 2014 году статую закрывали для очистки и реставрации на несколько месяцев.

Несколько увлекательных фактов

В различных исторических документах встречаются записи, которые помогают лучше узнать быт людей Древнего Египта и получить почву для размышлений о происхождении большого сфинкса:

  1. Раскопки плато вокруг статуи позволили узнать, что строители этого гигантского монумента покидали место работы по окончании возведения стремительно. Повсюду остатки вещей наёмников, инструменты и элементы быта.
  2. При строительстве статуи сфинкса платили высокую зарплату - об этом свидетельствуют раскопки М. Ленера. Ему удалось вычислить примерное меню рабочего.
  3. Статуя была разноцветной. Ветер, вода и песок старались уничтожить сфинкса и пирамиды на плато, нещадно воздействуя на них. Но несмотря на это в некоторых местах на его груди и голове остались следы жёлтой, и синей краски.
  4. Первое упоминание о сфинксе принадлежит древнегреческим писаниям. В эпосе Эллады - это существо женского пола, жестокое и печальное, когда египтяне преобразили его - у статуи мужское лицо с почти нейтральным выражением.
  5. Это андросфинкс - у него нет крыльев и он мужчина.

Несмотря на минувшие тысячелетия, сфинкс все так же величествен и монументален, полон загадок и окутан мифами. Он устремляет свой взгляд вдаль и невозмутимо следит за восходом солнца. Почему это мифическое существо египтяне сделали свои основным символом - загадка древности, решить которую невозможно. Нам остаются лишь предположения.

Когда говорят о местах, где существовали развитые древние цивилизации, первым на ум приходит Древний Египет. Эта страна, как цилиндр фокусника, хранит множество тайн и секретов. Комплекс пирамид, расположенный в долине неподалеку от Каира, относится к их числу. Но не только захоронения древних правителей Египта ежегодно привлекают миллионы туристов в эту долину. Наибольший интерес у них и среди ученых вызывает загадочная фигура Большого Сфинкса, являющегося символом Египта и мировым культурно-историческим достоянием.

На западном берегу великой реки Нил, в городе Гиза, расположенном в юго-западном пригороде Каира, неподалеку от Пирамиды фараона Хафре находится скульптура Сфинкса, самое древнее из всех сохранившихся монументальных изваяний. Вытесанный руками древних мастеров из громадной известняковой скалы, он представляет собой фигуру с телом льва и головой человека. Глаза этой мифической сущности направлены на то место горизонта, над которым в дни сезонных равноденствий появляется солнце, почитавшееся древними египтянами как высшее божество. Размеры Большого Сфинкса поражают воображение: высота превышает 20 метров, а длина могучего тела составляет более 72 метров.


Тайна происхождения Сфинкса.

Многие века тайна происхождения статуи Сфинкса в Египте не дает покоя авантюристам, ученым, туристам, поэтам и писателям. Несмотря на то, что историки уже не одно столетие пытаются выяснить, когда и кем, а главное для чего было воздвигнуто это грандиозное сооружение, приблизиться к разгадке пока не удалось. В древних папирусах есть подробные свидетельства о строительстве многих пирамид, упоминаются имена тех, кто участвовал в их создании. Однако о Сфинксе таких данных не обнаружено, что дало толчок к разногласиям в трактовке возраста и цели возведения этого монумента.

Первым отмеченным историческим упоминанием о нем считаются записи Плиния Старшего, датируемые началом первого столетия нашей эры. В них древнеримский писатель и историк отмечал, что были проведены очередные работы по расчистке статуи Сфинкса в Египте от песка. Примечательно, что не сохранилось даже настоящее имя монумента. А то, под которым он известен сейчас, греческого происхождения и означает «душитель». Хотя многие египтологи склонны считать, что его имя означает «образ Сущего» или «образ Бога».


Много споров возникает в ученом мире по поводу возраста Сфинкса. Часть исследователей считает, что сходство материалов, из которых высечены монумент и каменные блоки, используемые при постройке пирамиды Хефрена, является неоспоримым свидетельством их одного возраста, т.е. они относятся к 2500 году до нашей эры. Однако в начале 90-х годов XX столетия группа японских археологов при исследовании Сфинкса пришли к ошеломляющему выводу: следы обработки, оставленные на камне, свидетельствуют о более раннем происхождении памятника. Этот факт подтверждается геологическими исследованиями, основанными на влиянии эрозии на поверхность Сфинкса, что позволило 70 столетие до нашей эры считать моментом возникновения монумента. А изыскания гидрологов, изучивших влияние дождевых потоков на известняк, из которого создан памятник, отодвинули его возраст еще на 3-4 тысячелетия.


До сих пор нет единого мнения, чья голова находится на теле египетского Сфинкса. По некоторым предположениям, ранее это была статуя льва, а человеческий лик был высечен гораздо позже. Одни исследователи приписывают его фараону Хефрену, мотивируя это сходством статуи со скульптурными изображениями фараонов VI династии. Другие предполагают, что это образ Хеопса, а третьи – великой Клеопатры. Существует и фантастическое предположение, что это один из правителей мифической Атлантиды.

Тысячелетия время властвовало над обликом Большого Сфинкса. За долгие годы разрушилась и исчезла кобра – символ божественной власти, размещавшийся на лбу статуи, и частично разрушился праздничный головной убор, покрывающий голову. К сожалению, человек тоже приложил к этому руки. Желая исполнить заветы, оставленные мусульманам пророком Мухаммедом, один из правителей в XIV столетии приказал отбить скульптуре нос. Выстрелы из пушек в XVIII столетии сильно повредили лицо, а солдаты Наполеоновской армии в начале XIX века использовали Сфинкса как мишень во время тренировочных стрельб. Позже, когда проводились исследования в Долине Пирамид, от лица статуи Сфинкса в Египте отбили накладную бороду, фрагменты которой хранятся в Каирском и Британском музеях. Сегодня на состояние древнего памятника влияют выхлопные газы автомобилей и расположенные неподалеку фабрики по изготовлению извести. Согласно проведенным исследованиям за прошедший XX век, состоянию памятника нанесен больший ущерб, чем за все минувшие тысячелетия.


Реставрационные работы.

За многие века существования Сфинкса пески неоднократно засыпали его. Первые расчистки, во время которых были освобождены лишь передние лапы, предпринимались еще при фараоне Тутмосе IV. В ознаменование этого между ними поставили памятный знак. Помимо раскопок проводились примитивные восстановительные работы по укреплению нижней части изваяния.

В 1817 году итальянским ученым удалось расчистить от песка грудь Сфинкса, однако до полного его освобождения прошло больше ста лет. Это произошло в 1925 году. В конце 80-х годов XX столетия произошло обрушение части правого плеча изваяния. Во время проведенных реставрационных работ было заменено около 12000 известняковых блоков.

Проведенные в 1988 году японскими учеными геолокационные работы позволили обнаружить узкий тоннель, начинающийся под левой лапой. Он тянется в направлении пирамиды Хефрена и уходит вглубь. Спустя год, при осуществлении сейсморазведочных работ была выявлена камера прямоугольной формы, находящаяся под передними конечностями Сфинкса. Все это свидетельствует о том, что Великий Сфинкс не торопится открывать все свои секреты.


После выполненных в конце 2014 года восстановительных работ древнее изваяние вновь стало доступным для туристов. В вечерние часы Сфинкс приветствует посетителей на нескольких языках, что вместе с подсветкой создает невероятный эффект.

Для сохранения этого величественного сооружения для будущих потомков правительство Египта планирует сооружение над ним стеклянного саркофага, чтобы защитить памятник истории и культуры от неблагоприятных условий.