Древняя эфиопия. Эфиопия

Современная территория Эфиопии принадлежит к древнейшему Восточноафриканскому ареалу расселения человека. Возраст археологических находок останков австралопитеков и Homo habilis оценивается в 2,5-2,1 млн лет. В период становления первых государственных образований в Египте и Месопотамии началось заселение Эфиопии представителями семито-хамитской и нилотско-кушитской языковых групп.

Территории современной Эритреи и Северо-Восточной Эфиопии к VII веку до н. э. были включены в состав Саввского царства. Благодаря этому эфиопская царская семья Соломонидов была провозглашена потомками израильско-иудейского царя Соломона и библейской царицы Саввской.

В начале нашей эры в результате объединения нескольких племен на территории Эфиопии образовалось крупное Аксумское царство, достигшее наибольшего расцвета в III-VI вв. Аксум торговал с Египтом, Аравией, Сирией, Парфией (позже – Персией) и Индией, экспортируя слоновую кость, ладан и золото. Во время правления римского императора Константина Великого (IV век) начинается распространение христианства. Аксумские правители принимают новую религию, укрепляя тем самым торговые отношения с могущественными державами. Арабские завоевания на Ближнем Востоке и в Африке приводят к упадку аксумской экономики и распаду царства в XI веке.

Основателем Эфиопской империи становится девятый царь Тегулету Амде-Цыйон I (1314-1344 гг.). Он распространяет власть на большую часть Эфиопского нагорья и обеспечивает стране выходы к Красному морю. Культурное наследие Аксума становится фундаментом для основания христианской культуры средневековой Эфиопии.

В конце XV века Португалия заключила союз с Эфиопией в борьбе с набиравшей силу Османской империей. Армия после долгих поражений одержала победу над мусульманами, но часть территории Эфиопии была потеряна. Попытки португальцев, а позднее и иезуитов навязать населению католичество, привели к многочисленным конфликтам. В итоге в 1633 г. иезуиты были изгнаны из Эфиопии, а последующие 150 лет страна находилась практически в полной изоляции от Европы.

В середине XVIII века власть императора пришла в упадок, и Эфиопию охватили феодальные междоусобицы. В 1855 г. Теодрос, один из военачальников, захватил императорский престол и попытался объединить страну. После гибели Теодроса к власти вернулся Йоханныс IV. В период его последующего правления Эфиопия вела многочисленные войны против экспансии итальянцев, англичан и египтян.

В 1889 г. с Италией был заключен договор, по которому Эфиопия полностью переходила под ее влияние. 1 марта 1896 г. в сражении при Адуа император Менелик II при поддержке российских и французских войск остановил итальянскую агрессию. В 1897 г. Эфиопия подписала соглашение с Францией и Великобританией об экономическом сотрудничестве.

Первая мировая война спасла территорию Эфиопии от раздела между Италией, Великобританией и Францией. Вступление страны в 1923 г. в Лигу наций закрепило ее независимость от европейских держав. В 1930 г. на престол взошел последний император Хайле Селассие I.

3 октября 1935 г. итальянские войска без объявления войны вторглись на территорию Эфиопии. Хайле Селассие I получил политическое убежище в Англии. Весной следующего года земли Эфиопии, Эритреи и Итальянское Сомали были объединены в единую колонию Итальянская Восточная Африка. Только через пять лет с началом Второй мировой войны государству удалось восстановить независимость. Для поддержания внутриполитической стабильности английская сторона приняла на себя обязательства по созданию и подготовке регулярной эфиопской армии.

В 1945 Эфиопия становится инициатором создания Организации Объединенных Наций. В 1960 Итальянское и Британское Сомали образовывают независимую Республику Сомали. В 1952 по решению ООН Эритрея в качестве автономной единицы становится под эфиопскую корону.

В 1972–1974 гг. от голода в провинциях Тыграй и Уолло погибают около 200 тыс. человек. По стране идет волна массовых восстаний, император отстраняется от власти. Управление страной переходит в руки Временного правительства, которое разворачивает репрессии и расстрелы бывших императорских чиновников. В начале 1980-х годов эфиопская экономика, подорванная войной, страдает от жесточайшей засухи. В 1983 г. начинается страшный голод, унесший к началу 1985 г. более миллиона человеческих жизней.

Для освобождения Эфиопии от беспредела, учиненного Временным правительством, в 1988 г. повстанческие группировки создают Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН). Бои проходят по всей территории Эфиопии и Эритреи. К 1991 году разгромлены последние правительственные воинские части. 24 мая 1993 г. Эритрея официально провозглашается независимым государством. В июне 1994 проходят общенациональные выборы в правительство Эфиопии, и принимается новая конституция.

Они «проспали почти тысячу лет, забыв об окружающем мире, который тоже о них забыл», — так писал об Эфиопии историк Эдвард Гиббон. В середине XVIII столетия звезда единого эфиопского государства катилась к закату. На смену императорской политической власти, объединявшей страну, шла эра раздробленности, междоусобиц, социальных и экономических бед...

Эфиопия имеет многовековое прошлое, самобытную культуру, но крайне плохо известна среднестатистическому европейцу. Историческая Эфиопия является преемником Аксумского царства, возможно, основанного еще до Рождества Христова семитскими племенами, выходцами с Аравийского полуострова.

Эфиопия стала одной из первых стран, принявших христианство в качестве официальной религии. Произошло это в IV веке при царе Эзане. После IV Вселенского собора в Халкидоне (451 год), Эфиопия, зависевшая от коптской Церкви, заняла монофизитские позиции.

В Средние века Эфиопия становится империей и сохраняет этот статус до 1974 года, хотя и в разных формах на разных временных отрезках своей богатой истории. Императора, являвшегося высшим политическим лицом государства, назвали «царь царей». Тому были основания: в Эфиопии рождается и закрепляется легенда о происхождении местной императорской династии непосредственно от царицы Савской и Премудрого Соломона.

Тем не менее ко второй половине XVIII века империя переживала не лучшие времена. Кризис разразился в политической области, и страну охватили междоусобицы.

Примерно в 1760 году в Эфиопии, помимо самого императора, складываются еще три политических центра. Император Ийоас I попытался действовать как дипломатическими методами, так и силой. Причем основная ставка была сделана именно на силовое вмешательство.

Не обошлось без интриг, двойной игры и прочих методов закулисной борьбы. Крайне популярный в то время как в самой Эфиопии, так и за ее пределами высокопоставленный сановник Микаэль-Сыуль, после ряда столкновений с императором,сумел собрать в столице государства Совет из высших представителей церковной и светской власти и обвинил на нем императора в самых тяжелых преступлениях. Совет высказался за смерть Ийоаса I, который был казнен через удушение в мае 1769 года. Страна погрузилась в распри...

Потерянные города и древние цивилизации - 4

«Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Эфиопии, надежды своей… И скажут в тот день жители этой страны (т. е. Израиля): «вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! И как спаслись бы мы?» (Исаия 20:5,6)

9. Древняя Эфиопия - одна из древнейших христианских стран и одно из древнейших государств в мире. В европейской культуре, в том числе в русском языке, Эфиопия была долгое время известна преимущественно как Абиссиния.

В некоторых аксумских надписях IV века уже употребляется термин «Эфиопия». В середине VIII в. до н. э. Эфиопия выступает уже как сильное государство, оказавшееся способным подчинить Египет.

«Страна Куш», как её называли древние египтяне, является естественным продолжением Верхнего Египта. Она представляет собой полосу плодородной земли, вытянутую вдоль течения Нила от первого порога на севере до слияния Белого Нила с Голубым Нилом на юге. К этой полосе тяготеют оазисы и прилегают степи, заселённые в древности кочевыми и полукочевыми племенами. В настоящее время северная часть этой страны от первого до второго порога относится к территории собственно Египта, остальная её часть входит в состав Судана.

В IV - V веках до н.э. на плато Тигре поселились выходцы из различных областей южной Аравии , в том числе из Сабейского царства . Они принесли с собой письменность, семитский язык, технику каменного строительства методом сухой кладки и другие достижения цивилизации. Смешавшись с местным населением, они образовали древне-эфиопский этнос. О бразовалось самостоятельное раннефеодальное царство Аксум.

Его главный порт Адулис стал важнейшим торговым центром на пути из Египтва в Индию , а также к берегам Восточной Африки. В период расцвета Аксумского царства, в IV—VI веках, его гегемония распространялась на Нубию, Южную Аравию , а также обширные области восточного Судана , Эфиопского нагорья и северной части Африканского Рога . С IV века в Аксумском царстве начинает распространяться христианство. Возвышение в VII веке Арабского халифата привело к упадку в VIII—IX веках Аксумского царства.

Эфиопия в то время слыла одной из богатейших стран древности. Действительно, она изобиловала всевозможными природными ископаемыми, в первую очередь золотом. Оно добывалось в безводных, выжженных солнцем долинах и ущельях так называемой Аравийской пустыни, расположенной к востоку от долины Нила. Там же находили драгоценные и полудрагоценные камни. Имелись в стране серебро, медь и железо. Через Эфиопию из далёких южных стран везли в Египет слоновую кость, шкуры диких животных, ароматические растения, эбеновое дерево и пр.

В VIII в. до н. э., при паре Каште и его преемнике Пианхи, уже существовало Напатское царство, охватившее всю долину Нила между первым и шестым порогами, а также прилегающие области. Кашта проник также и в южные номы Египта. Он обладал здесь достаточным влиянием, чтобы заставить верховную жрицу Амона в Фивах, дочь фараона Осоркона III, удочерить его дочь и таким путём передать ей этот высокий жреческий сан.

При Пианхи I Эфиопии удалось не только подчинить многочисленные окрестные племена, но и временно овладеть Египом. Однако следующему эфиопскому царю — Шабаке (конец VIII в. до н. э.) пришлось вновь завоёвывать Египет. Теперь эфиопы объединяли под своим господством всю долину Нила от Дельты до шестых порогов и играли важную роль в политических событиях того бурного времени, когда Ассирия угрожала всему Восточному Средиземноморью. Однако ассирийцам удалось в первой половине VII в. до н. э. изгнать эфиопов из Египта. О последующей истории Эфиопии известно мало. Некоторое время эфиопские пари продолжали считать себя законными наследниками трона фараонов и носили титул «владык обеих земель».

Для многих окажется открытием, что Эфиопия - страна древней цивилизации и культуры, где в монастырях хранятся тысячелетние рукописи на амхарском языке, а богослужение в христианских храмах проходит под звуки барабана. Кстати, христианство здесь приняли почти на семьсот лет раньше Руси.

Эфиопия - греческий географический термин, появившийся еще во времена Гомера, означает «страну людей с пылающими (или обожженными) лицами». Согласно древним представлениям, земля эфиопов лежала где-то на юге, в Африке (за пределами Египта) или Азии и включала ряд территорий, среди которых были Абиссиния и Нубия. Эта территория, обозначенная эллинами весьма неопределенно, соответствовала египетскому и библейскому «Куш», что семьдесят толкователей и передали при переводе Библии на греческий язык словом «Эфиопия». Из греческой Библии название было заимствовано Абиссинским государством (арабы и европейцы называли страну Абиссинией от арабского «Хабаш»).

По преданию, появление евреев в Эфиопии связывается то ли с вавилонским пленением то ли с разрушением Иерусалима Титом. Сами же они, как и их христианские соотечественники, рассказывают легенду о Соломоне и ца-k рице Савской, указывая на них. как на своих далеких предков. В эпопее «Слава царей», апокрифе, призваном обосновать династические права так называемой Соломоновой династии, говорится, что Абиссиния была той самой землей, из которой царица Савская совершила поездку к Соломону, желая убедиться в его необычайной мудрости.

Исторических сведений о царице Савской практически нет, зато есть множество легенд и мифов. Считается, что жила она в X веке до нашей эры. Слава о ее несметных богатствах якобы распространилась после визита царицы в Иерусалим к израильскому царю Соломону. «И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни», - говорится в Библии.

Однако в Ветхом Завете просто описывается некая богатая владычица, без конкретного указания ее имени. Савской она называется по имени государства Сава (иначе Саба или Шеба). Сейчас большинство исследователей считают, что государство это располагалось по обоим берегам Красного моря — от Эфиопии до Йемена. В эфиопских легендах царицу зовут Македа, в более поздних арабских текстах — Балкис (Билкис). И все же это лишь имена из легенд, которые никак не подтверждены историческими документами. К тому же нет никаких сведений о том, как она выглядела.

От союза с Соломоном у нее появился сын Менелик, которому и суждено было сделаться родоначальником абиссинских правителей. Достигнув зрелости, Менелик отправился в гости к отцу. А вернувшись в сопровождении молодых иудеев на родину, и привез в Эфиопию Ковчег с реликвиями. Впрочем, если для большинства! представителей западного мира местонахождение библейского Ковчега пока остается загадкой, то в эфиопском городке Аксум даже ребенок прекрасно знает, где находится утерянная святыня.

Как и большинство православных христиан Эфиопии, все жители этого пыльного, незащищенного от ветров города уверены, что Ковчег аккуратно спрятан в каменной часовне, в самой большой церкви города, и охраняет их родину на протяжении уже почти трех тысячелетий. Тысячи людей стекаются в церкви Аксума и всей страны во-время Тимка - местного праздника крещения Иисуса Христа. В центре празднества находятся «таботе» - ритуальные предметы, хранящиеся в каждом храме и символизирующие Ковчег. Из всего христианского мира только в Эфиопии происходит такое уникальное фокусирование внимания на этом эпизоде Ветхого Завета.

Ковчег Завета считается одной из главных святынь христианского мира. Он представляет собой специальный ларец, сделанный из акации и инкрустированный золотом; венчает его крышка из чистого зо лота. В нем помещались золотой сосуд с манной небесной, жезл Ааронов две скрижали с десятью заповедями Ветхого Завета, полученные Моисеем от самого Господа Бога.

Три тысячи лет назад в эпоху царя Соломона древние израильтяне утратили Ковчег, в котором хранились древние реликвии. Последнее реальное упоминание о Ковчеге Завета относится к 586 году до н.э. Он был спрятан вместе с другими предметами первого храма в пещере под Голгофой перед тем, как царь Навуходоносор взял Иерусалим.

Существует список вещей, унесенных в Вавилон (2 Цар.25 гл.), но Ковчег Завета туда не включен! Библия - надежный исторический источник, но о судьбе древней святыни она почему-то умалчивает. Поисками Ковчега занимались многие - крестоносцы, тамплиеры, иезуиты, масоны, авантюристы и военные, но пока не повезло никому.

В начале 90-х годов прошлого века английский исследователь Грэм Хэнкок обнаружил следы этого деревянного ларца в Эфиопии. Почему именно там? По мнению Хэнкока, Ковчег был вывезен из Иерусалимского храма в 600 году до Рождества Христова, так как была опасность его осквернения царем, принявшим язычество. В течение 200 лет святыня охранялась ортодоксальными евреями в Египте, а позже оказалась в Эфиопии. В 370 году от Рождества Христова Ковчег был перенесен в королевский город Аксум (к принявшему христианство королю), где он хранится и по сей день.

Согласно древним преданиям Эфиопия считалась местом, где располагалась часть Райский садов. В них так же упоминается, что на этих землях жил народ, стороживший адскую бездну, которая грозила всем огнем и пеплом. Воинственное племя Афар и сейчас живет около Даллола, чтобы как и их предки, сторожить врата адской бездны.

Довольно спокойная история Эфиопии была прервана в 526 году до х. э., когда персидское войско под предводительством Камбиза II, сокрушая все на своем пути, вторглось в Египет, который был подвергнут страшному опустошению. Народ и правителей Нубии потряс ужас, особенно после того, как Ливия, Барка и Кирена были покорены Камбизом II.

Незадолго до своей смерти в 529 году Камбиз II совершил поход в Нубию, напоминающий более карательную экспедицию, нежели войну. После этого Нубия вступает в полосу кризиса. Напатское государство эфиопов (от Напата - столицы страны) сменяется Мероитским (от города Мероэ, ставшем центром страны и продолжившем активную политику древних царей).

Правопреемник Мероитского царства, государство Аксум, становится на протяжении веков доминантом близлежащих земель, и даже на некоторое время стало в один ряд с Ираном и Византией. В 30 годах IV века аксумский царь Эзана принимает христианство монофизитского толка. И, несмотря на сопротивление жрецов, и вопреки установившимся языческим обрядам, новая религия быстро распространяется в стране. После этого события Эфиопия на протяжении десятков веков оставалась единственной страной Африки и Аравии, исповедующей христианство.

Вскоре после этого Эфиопия вступает в борьбу с Химьяритским государством, во главе которого в 517 году становится иудей Зу-Нувасу, стремившийся уничтожить Эфиопию и истребить христиан. Война эта заканчивается в 525 году присоединением Химьяра к Эфиопии.

Однако последовавшая затем война с Ираном заканчивается поражением Аксума, который перестает существовать в Х веке. Последующие затем два столетия наполнены смутами и истреблениями христиан. Возродившись вновь, в XII веке, Эфиопия во главе с Соломоновой династией успешно отразила как нашествия турок, так и идеологическое давление португальцев, пытавшихся навязать католицизм. Вся история Эфиопии - это сплошная полоса бедствий и войн и, несмотря на это, страна сохранила веру, благодаря которой она и смогла отразить нападения язычников, зороастрийцев, мусульман и католиков.

В писаниях персидского пророка Мани написано, что в мире есть четыре царства. Он имел в виду государства Персию и Вавилон, Рим, Аксум и Китай. Но после того как пал Рим, об Эфиопии все забыли и не вспоминали до тех пор, когда по Европе прошел слух о христианском царствовании Иоанна, который находится на востоке и терпит лишения от окружения его неверными. Поэтому необходимо было помочь единоверцам, которые находились далеко на востоке.

А вот о существовании Африки было мало что известно. Поэтому царство святого Иоанна, а это, по всей видимости, Эфиопия, располагалась совсем в другом месте. Только после того, как был взят Иерусалим, крестоносцы начали искать христианскую Эфиопию. Так, по приказу португальского короля Энрика-Мореплавателя, были разосланы послы и шпионы почти во все стороны света, для того чтобы собрать побольше информации для хорошей подготовки к путешествию на Восток, который в то время был отрезан турецкими войсками от Европы.

Собранные данные подтвердили наличие христианского государства Эфиопии и сразу же туда отправились миссионеры их Португалии, чтобы утвердить католицизм. Однако это не понравилось жителям Эфиопии, и они изгнали их, а поэтому никакого следа католицизма они не оставили. Правда остались многочисленные их записи и наблюдения.

Вот некоторые из них, после того как они посетили Аксум. "Дорога в Аксум начинается с порта Адулис. Этот по возрасту порт намного старше, чем само царство Аксум. Порт был построен, когда уже египтяне уже знали племена эфиопов. Именно через этот порт в Эфиопию попадали торговцы, моряки и жители других государств, например, жители из южной Аравии, а также многочисленные сабейцы и абиссинские племена. Эти народы с удовольствием поселялись в этих местах, создавая своеобразный этнический тип нынешнего эфиопа. Они также завезли с собой многие ремесла, а также свою культуру и религию, нравы и обычаи".

По дороге в Аксум португальским миссионерам встречались большое количество стел, менгир, остатки от крепостей и дворцов. Все эти постройки были сохранены еще до того, как в этих местах зародилось христианство, благодаря сухому климату Эфиопии. Самым крупным центром Аксумского царства считался древний город Колоэ. Именно там находилось огромное водяное хранилище, состоящее из нескольких частей: вверху находился водосборник для сбора горной воды, затем эта вода опускалась вниз в бассейн, площадь которого была около пяти тысяч квадратных метров, перегороженный каменной дамбой в длину до семидесяти метров и там была устроена сложная система шлюзов. Самое примечательное, что плиты известняка, которыми было облицовано все водохранилище, были так подогнаны, что вода вообще не проходила сквозь них без применения какого-либо раствора.

В городе Йехе миссионеры увидели поразивший их дворец из камня. В середине дворцовой площади находилась высоченная башня, красивейшая по своему исполнению, которая была окружена изысканными домами, напоминающими замки, внутри которых до сих пор сохранились мраморные лестницы. Сохранились и таблички с надписью у дворца. По заключению археолога Мюллера, это сабейская табличка, датированная пятым ли шестым веком до н.э. означает эпоху зарождения Аксумского государства. В столице этого еще неизученного государства находится множество загадочных обелисков, которые в настоящее время привлекают внимание известных археологов и ученых. А согласно легенде на гигантских каменных креслах в специальном месте заседали судьи Аксума. Подземный мавзолей тоже хранит свои тайны.

Самым священным местом в Аксуме был собор с прилегающим к нему двором: это было своего рода пристанище, там даже преступники были в безопасности. Все желающие получить защиту, приходили к воротам собора и громко говорили, что желают попасть в убежище. Им давали пропитание, а на эту территорию не имели права входить даже правители и царица, им разрешалось заходить только во двор, где заседали судьи Аксума. Также здесь располагалась и церковь для проведения службы, для крещения младенцев.

Из преданий известно, что галльский вождь вместе со своим войском хотел обокрасть Аксум, но только он въехал в город, как провалился под землю вместе со своими воинами.

Ученые археологи предполагают, что все обелиски Аксума - это погребальные монументы, символизирующие собой культ умерших людей. В высоту такие обелиски достигают более двадцати метров, напоминающие собой прямоугольные столбы с разветвлением вверху, причем верх, как правило, обязательно был позолочен. На всех обелисках одинаковые изображения небоскребов, домов. На самом огромном обелиске изображен девятиэтажный дом, с обратной стороны обелиска изображена дверь, окна с проемами. Обелиски строили для душ умерших.

Эта гипотеза подкреплялась обследованием одного из обелисков, который сохранился полностью, хотя и упал на землю. В длину он достигает девяти метров, в ширину около трех метров, по всему обелиску находится орнамент, в виде лотоса, а внизу как всегда изображение дома, в котором есть ящик. По предположениям ученых, это — погребальная камера, а внутри ее находится саркофаг. Такие обелиски или дома для мертвых связывают с именем царствования Эзана. Царь старался найти какую-то свою необычную веру для молодого в то время государства. Сейчас мы, конечно же, можем сказать, что это была не самая лучшая идея построения обелисков.

Если сравнить подобные обелиски с египетскими обелисками, то обелиски Аксума намного выше, потому что они более чем на десять метров уходят в землю, и общая длина таких монолитов достигает тридцати метров. Вокруг обелиска находятся своеобразные платформы с углублениями. По мнению археологов, туда должна была стекать кровь животных приносимых в жертву во время прохождения службы за упокоения.

Если действительно согласиться с версиями ученых, что гигантские обелиски Аксума - это дома для душ умерших людей, то напрашивается вопрос, зачем умершим душам дверь, окна. Мы же знаем, что душа может проходить сквозь стены, камни. Из записей английского путешественника и художника Генри Солта, который посетил Аксум в прошлом веке, можно сделать вывод, что аксумские обелиски самые удивительные, неизученные и совершенные монументы.

Также в аксумском государстве было построено множество памятников языческим богам. Хотя Эфиопия всегда была христианским государством, но почти все цари, правящие в Эфиопии, очень лаконично относились к другим верам, чем и прославились далеко за пределами своего государства. К примеру, когда только возник ислам, пророк Магомед вместе со своими родственниками и близким находились в опасности и поэтому по велению пророка Магомеда они все направились в Эфиопию. Пророк Магомед сказал им, что царь этой страны никогда их не обидит их из-за веры, и не будет угнетать. Так все и вышло. Царь могущественного государства Аксум не выгнал их из своей страны, а дал им прибежище на многие годы, пока ислам не укоренился на Ближнем Востоке.

Справедливо будет отметить, что потом когда арабы укоренились в своей вере, они забыли о своих спасителях и в семьсот втором году объявили войну с Аксумским государством. В ходе военных действий эфиопская армия оказалась сильнее и захватила Джидду и Мекке. Захват Мекке вызвал панику среди арабов, но затем арабы, собрав все свои силы, захватили и уничтожили самый главный порт Эфиопии Адулис, а ведь этот порт был в числе самых крупных портов всего мира. К доказательствам, что между Аксумским государством и другими государствами существовали международные связи, указывает тот факт, что в одна тысяча сороковом году около монастыря в окрестностях Аксума отыскали клад с золотыми монетами, но деньги оказались не аксумские, а кушанские. Кушанцы в те времена были владельцами не только Азии, но и еще Северной Индии.

На закате восьмого века самое священное аксумское государство было совершенно подорвано. Была перенесена в другое место столица государства. Остаются неразгаданными тайны небоскребов Аксума. Сегодня - это маленький город, но, тем не менее, он так и остался культовым центром Эфиопии.

древняя эфиопия

В середине VIII в. до н. э. Эфиопия выступает уже как сильное государство, оказавшееся способным подчинить Египет. Каков же был путь исторического развития Эфиопии в течение предшествовавших этим событиям веков?

Страна и население

«Страна Куш», как её называли древние египтяне, является естественным продолжением Верхнего Египта. Она представляет собой полосу плодородной земли, вытянутую вдоль течения Нила от первого порога на севере до слияния Белого Нила с Голубым Нилом на юге. К этой полосе тяготеют оазисы и прилегают степи, заселённые в древности кочевыми и полукочевыми племенами. В настоящее время северная часть этой страны от первого до второго порога относится к территории собственно Египта, остальная её часть входит в состав Судана.

Покинув область степей, Нил в горных хребтах, преграждающих выход к морю, прорезает узкую долину и образует шесть порогов. Только на крайнем юге, в районе Мероэ и в соседних областях страны, полоса плодородной земли шире. Климат тут более влажный, чем в остальной Эфиопии.

Как и в Египте, население сосредоточивалось в непосредственной близости от Нила. В окрестных степях и редких оазисах обитали племена кочевников-скотоводов. Их вторжения время от времени волной захлёстывали узкую полоску плодородной земли, где сосредоточивались поселения оседлых земледельцев.

Крайне бедная землёй, пригодной для земледелия, скотоводства и садоводства, испытывавшая почти всегда нужду в хлебе, Эфиопия в то же время слыла одной из богатейших стран древности. Действительно, она изобиловала всевозможными природными ископаемыми, в первую очередь золотом. Оно добывалось в безводных, выжженных солнцем долинах и ущельях так называемой Аравийской пустыни, расположенной к востоку от долины Нила. Там же находили драгоценные и полудрагоценные камни. Имелись в стране серебро, медь и железо. Через Эфиопию из далёких южных стран везли в Египет слоновую кость, шкуры диких животных, ароматические растения, эбеновое дерево и пр.

Эфиопия была значительно изолирована от внешнего мира. На севере выход к Средиземному морю преграждал Египет; на юге начинались болота и леса тропической Африки; на западе и востоке простирались необитаемые пустыни. Изолированность усиливали нильские пороги, дробившие страну на отдельные, мало связанные между собой области.

В антропологическом отношении обитатели Эфиопии отличались от египтян более тёмной окраской кожи и значительной примесью негроидных черт. Древние надписи царства Мероэ начала н. э. составлены на одном из кушитских языков, который, повидимому, и был господствующим в древней Эфиопии.

Эфиопия в IV II тысячелетиях до н. э.

В IV тысячелетии на всём протяжении долины Нила от Дельты до второго порога господствовала общая в своих основных чертах культура. В это время появляются первые медные орудия - топоры, шилья и др. С конца IV тысячелетия Египет в своём дальнейшем развитии значительно опережает своего южного соседа. Эфиопские племена не смогли создать единой ирригационной системы. Труд земледельца и скотовода здесь ещё не создавал избыточного продукта, а следовательно, предпосылки для возникновения классового общества и государства ещё не сложились. Другая причина относительной отсталости Эфиопии в это время объясняется, видимо, вторжением с юга пастушеских племён, смешавшихся с местным населением и несколько понизивших общий уровень развития страны. Во всяком случае культура, которая на рубеже IV и III тысячелетий сменяет более Древнюю культуру страны, значительно беднее и грубее её.

Примерно в ту же пору сказывается ещё одно обстоятельство, также замедлившее развитие страны. Начиная со времени правления II династии в Египте до нас дошли сведения о грабительских походах египтян в области, расположенные к югу от Элефантины. Эти постоянные грабительские экспедиции, разумеется, мешали нормальному развитию общества в Эфиопии. Тем не менее, египетские надписи дают всё же представление о существенных изменениях в Эфиопии за четыре-пять веков, прошедших со времени первых египетских походов. Образуются союзы племён под властью общего вождя. Так, один вождь возглавляет племена Ирчет и Сечу; впоследствии к созданному союзу присоединяются и племена Уауат.

В конце Древнего царства при фараонах Меренра I и Пиопи II египтяне фактически начали подчинение пограничных областей Северной Эфиопии, которое было прервано временным распадом державы фараонов.

После объединения Египта на рубеже III и II тысячелетий до н. э. фараонами XI и особенно XII династий египтяне вновь начинают свои походы в Эфиопию. В результате ряда походов, из которых наиболее важными были походы Сенусерта III, вся страна до второго порога была присоединена к Египту и подчинена сложной и разветвлённой египетской администрации, организованной по тому же образцу, что и в Египте. В это время из Эфиопии систематически вывозятся рабы, скот и особенно золото. Все нужные продукты египетская власть получала в виде налогов, дани и путём прямого грабежа. Всё же наряду с этим существовал и обмен. В эфиопских погребениях мы находим зеркала, бусы и амулеты, бесспорно вывезенные из Египта. Различие в количестве и ценности предметов, положенных в разные могилы, говорит о некотором расслоении внутри местных племён. Застой в развитии Северной Эфиопии во времена Среднего царства в значительной степени явился следствием ограбления страны египетской рабовладельческой знатью.

Иначе складывается развитие Эфиопии южнее второго порога. Это развитие лучше всего прослеживается на примере поселения Кермы, расположенного в районе третьего нильского порога. Здесь, на водных и караванных путях, ведущих на юг, в период Среднего царства, повидимому, находилась египетская торговая база-фактория. Вместе с многочисленными небольшими погребениями на кладбище Кермы располагались большие погребальные сооружения, по всем данным, - семейные или родовые усыпальницы вождей. Одно из таких погребений занимает площадь в 635 кв м. Вождя и его жену окружало около 100 других погребённых, скорее всего рабов или домочадцев, видимо, убитых при похоронах их господина. Найденные в погребениях кости быков свидетельствуют об обильных жертвоприношениях, сопровождавших похоронный обряд. Керамика весьма разнообразна. Некоторые сосуды местного производства - очень тонкой работы и доказывают наличие высокоразвитой гончарной техники. Изделия из дерева (преимущественно мебель), из кожи, металла (золота и меди), слоновой кости свидетельствуют о существовании в это время искусных ремесленников. Довольно велико количество и привозных изделий, что говорит о развивающемся обмене.

В период ослабления Египетского государства с конца Среднего царства связь Египта с Северной Эфиопией не прекращалась. Даже во времена гиксосского завоевания влияние Египта было, видимо, ещё достаточно сильно. Позже, возможно, египтяне были не только изгнаны из районов, находившихся южнее вторых порогов, но даже перебиты. Во всяком случае, их поселение в Керме было уничтожено пожаром.

Все эти события вели к существенным изменениям в общественном строе Эфиопии. Начавшиеся внешние и внутренние войны обогащали отдельных воинов и племенных вождей, на что указывает инвентарь погребений. Об усилении эфиопских племенных вождей свидетельствуют остатки большого строения - «замка» в Ареике, сооружённого под несомненным влиянием строительного искусства египтян. Некоторые эфиопские вожди присваивают себе атрибуты власти фараонов.

Разобщённость Эфиопии и её отсталость по сравнению с Египтом значительно облегчили египтянам и в период Нового царства покорение страны. Управление страной было поручено специальному наместнику, носившему титул «царского сына Куша». Однако фараонам пришлось подавить не одно восстание, пока они, наконец, закрепили окончательно свою власть вплоть до четвёртого порога. Строго централизованная администрация была организована здесь точно так же, как ив Египте. Система управления, введённая египетскими фараонами, впоследствии была перенята царями эфиопских династий и сыграла большую роль в оформлении их государства.

Немалую роль играли в управлении страной и племенные вожди. Они активно помогали египтянам эксплуатировать своих соплеменников, собирая и представляя дань во дворец фараона. Значительная доля собираемых поборов, конечно, оставалась в руках сборщиков, способствуя дальнейшему росту их богатства и влияния на соплеменников. Фараоны всячески стремились привлечь местную знать на свою сторону, превратить её в своё послушное орудие и, таким образом, облегчить себе эксплуатацию местного населения. С этой целью они поселяли самих вождей, а чаще их детей или близких родственников, при египетских гарнизонах или даже при своём дворе, где те получали египетское воспитание. По мере завоевания Эфиопии туда направлялись египетские воины, чиновники, жрецы и ремесленники для дальнейшего закрепления господства Египта и освоения богатств страны.

До середины II тысячелетия Эфиопия поставляла исключительно сырьё. Затем в Египте начинают проявлять интерес к некоторым изделиям эфиопских ремесленников: сосудам, мебели, колесницам, оружию. Ремесленные изделия и золото поставляла Северная Эфиопия, скот - Южная Эфиопия, где были расположены основные пастбища и дольше сохранялось кочевое скотоводство.

При XIX и XX династиях, когда области между третьим и четвёртым порогами в связи с ослаблением деспотии фараонов стали независимыми, Северная Эфиопия продолжала находиться в полном подчинении у Египта. В XI в. до н. э. она вошла в состав владений фиванского верховного жреца Херихора. Система управления, созданная египтянами, а также их культура оказали огромное воздействие на местное население, в первую очередь на родовую аристократию, которая стала активным проводником чужеземного влияния.

Египетская религия оказала большое влияние на высшие слои эфиопского общества. Эфиопские фараоны впоследствии объявили себя подлинными хранителями древнего египетского благочестия, в частности традиций культа Амона.

Напатское царство

На рубеже Х и IX вв. до н. э. или несколько раньше в район южных порогов, повидимому, проникают кочевники из западной пустыни, возможно, родственные ливийцам. Гробницы потомков их вождей, принявших вскоре титулатуру египетских фараонов, находятся около Напаты (город, основанный ещё при XVIII династии у четвёртого порога) и имеют форму пирамид. Напата становится столицей возникающего Эфиопского государства. Это обусловливалось её выгодным географическим и экономическим положением, позволявшим контролировать пути в южные страны и добычу золота в долинах восточных гор. Возникновение влиятельного центра на юге страны объясняется также и тем, что именно южные области давно уже сбросили египетское иго. Вероятно, только в результате упорной борьбы было достигнуто объединение племён, обитавших в этих районах. Ещё в VII-VI вв. до н. э. афиопских парей утверждало собрание воинов, хотя большое влияние на их избрание имело жречество. Таким образом, в это время были ещё сильны пережитки военной демократии.

Кому из вождей удалось объединить под своей властью страну - сказать трудно. Несомненно только, что в VIII в. до н. э., при паре Каште и его преемнике Пианхи, уже существовало Напатское царство, охватившее всю долину Нила между первым и шестым порогами, а также прилегающие области. Кашта проник также и в южные номы Египта. Он обладал здесь достаточным влиянием, чтобы заставить верховную жрицу Амона в Фивах, дочь фараона Осоркона III, удочерить его дочь и таким путём передать ей этот высокий жреческий сан.

При Пианхи 1 Эфиопии удалось не только подчинить многочисленные окрестные племена, но и временно овладеть Египом. Однако следующему эфиопскому царю - Шабаке (конец VIII в. до н. э.) пришлось вновь завоёвывать Египет. Теперь эфиопы объединяли под своим господством всю долину Нила от Дельты до шестых порогов и играли важную роль в политических событиях того бурного времени, когда Ассирия угрожала всему Восточному Средиземноморью. Однако ассирийцам удалось в первой половине VII в. до н. э. изгнать эфиопов из Египта.

О последующей истории Эфиопии известно мало. Некоторое время эфиопские пари продолжали считать себя законными наследниками трона фараонов и носили титул «владык обеих земель».

Новое, правда недолговечное, усиление фараонов XXVI, так называемой саисской, династии положило конец притязаниям эфиопских парей на Египет. С другой стороны, и отдельные попытки египтян восстановить своё господство в Северной Эфиопии терпят неудачу, так же как и задуманный персидским царём Камбисом поход в Напату. Отношения между Египтом и Эфиопией обостряются, культурные связи ослабевают. Эфиопское государство расширяет свои владения на юге и юго-востоке, проникая в IV в. до н. э. до северо-западных областей современной Эфиопии (Абиссинии).

В конце VI в. или в IV в. до н. э. (здесь мнения расходятся) столица государства была перенесена из Напаты на юг, в Мероэ - город, расположенный между пятым и шестым порогами, в районе обширных и плодородных степей, пригодных для земледелия и особенно для разведения скота. Большое значение имело также и то, что здесь находились основные центры выплавки железа, потребность в котором к тому времени всё возрастала. Впоследствии, уже после начала нашей эры, здесь развилась высокая своеобразная культура с самостоятельной алфавитной письменностью, созданной на основе значительного упрощения египетской, так называемой демотической, скорописи. Последующее экономическое, политическое и культурное развитие Эфиопии всё теснее сплетается с историей окружающих кушитских, берберских и негритянских племён.

Культура, создавшаяся в рабовладельческой Эфиопии, продолжавшая традицию египетской образованности, сохранилась ещё и в I тысячелетии н. э.