Э. Берн - Родитель, Взрослый, Ребенок. Теория и примеры практического использования

Наше триединое царство

Каждый из нас – это нечто целое, в тоже время, разделенное на некие части.

Возникают вопросы: что собой представляют эти части, насколько они отделены друг от друга, дифференцированы, как взаимодействуют друг с другом, как на них влиять?

Речь пойдёт о модели жизни человека по Э. Берну, трансактном анализе.

Я уже писал раньше об этом.

А в этом посте я намерен более подробно остановиться на основных признаках каждой из этих 3-х ролей или эго — состояний.

Зная эти признаки, можно будет легко обнаруживать, кто доминирует в данный момент: родитель, или взрослый.

Итак, родитель.

По сути это консерватор и догматик. Но цель его благая: благополучие и самосохранение!

Родитель – это оплот и строгий цензор, наставник и главный свидетель.

Слова: надо, должно, необходимо, принято, хорошо – плохо, правильно – неправильно, верно – неверно.

Родитель постоянно поучает, контролирует, вмешивается, осуждает, поощряет, критикует, хвалит и т. д.

Мы видим и отрицательные, и положительные оценки и реакции. А что преобладает?

Грубо родителя можно разделить на два типа: 1.осуждаюший и критикующий, 2.поощряющий и поддерживающий.

Этот момент самый важный. А какой родитель у вас?

Говоря о родителе, мы, конечно, имеем в виду внутреннего родителя, живущего внутри нашего я. Но предтечей, прототипом был наверняка наш реальный родитель или другой человек, который нас опекал и воспитывал, возможно, два человека. Это истоки, которые имеют много общего с нашим нынешним эго – состоянием «родитель».

Если выражаться языком Берна, «каждый носит в себе своих родителей».

Ребёнок. Ребёнок – это самое начало, это выживание слабого ещё росточка, рост и становление неокрепшего ещё жизненного создания, тяга к солнцу и боязнь ненастья.

Самая ранняя наша часть, искренняя и наивная, беззащитная и зависимая, самая импульсивная и безрассудная.

Это эго-состояние оперирует словами (если уже умеет говорить): хочу, не буду, дай, моё, мне. И эти слова не только и не столько следствие эгоизма (хотя эгоизм есть, и он здоров и оправдан), сколько следствие неспособности самому удовлетворить свои потребности, отсутствие тех ресурсов, которые имеет взрослый. Если сравнивать с реально живущим ребёнком (не эго – состоянием), то это возраст примерно до пяти лет.

Обычно эго — состояние «ребёнок» делят на три типа: 1. естественный, 2. адаптированный, 3. бунтующий.

Если грубо дать определения, то примерно так: естественный – веди себя, как хочешь, адаптированный – ты то, что надо и должно, бунтующий – ты не то и не так.

Счастливы те, в ком живёт ребёнок первого типа. К сожалению таких людей очень мало.

Неплохо живёт и второй тип, но «надо» и «должно» их напрягает, а порой и мучает.

Третий тип неудовлетворённый и ущемлённый, порой это бывает и опасно. Лично мне представляется, что алкоголики и наркоманы, зачастую «бунтующие дети». Лично моё предположение.

И наконец, взрослый! Взрослый – это реалист и практик, прагматичный деятель, трезво, взвешенно, хладнокровно смотрящий на жизнь.

Можно сказать, что это наиболее реальная часть нашего сознания. Если родитель и ребёнок это архаичные пласты нашего сознания, то, что во многом досталось нам от прошлого в наследство, то взрослый является актуальным действующим лицом, живущим «здесь и сейчас».

Он не робот – автомат, а самая приближённая к действительности и адекватно её воспринимающая часть нас. Его эмоции не импульсивны и экспрессивны, а глубоки и устойчивы. Взрослый обладает ресурсами и возможностями и решает, как действовать, исходя из ситуации. Для него нет «хочу» ребёнка и нет «надо и положено» родителя, для него есть то, что есть на самом деле.

«Ведь как в действительности чувствует себя человек, который на уровне привычки становится НЕХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЮЩИМ Ребёнком, когда он учится пребывать во Взрослом? Он чувствует, как постепенно раскрываются его сильные стороны, потенциал и ресурсы - те ресурсы, которых, как он считал, находясь в Ребёнке, ему недостаёт. Постоянно учась пребывать во Взрослом, он попросту учится раскрывать и действовать в соответствии с собственными потенциалами, а не отчуждать их, впадая в архаические петли НЕХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЮЩЕГО, нересурсного и беспомощного Ребёнка.»

Вот и описаны все три типа эго – состояний по Берну. О сложном и непростом их взаимодействии я хочу поговорить в следующей статье.

А сейчас вспомнил, что меня подвигло на написание этой.

Ездил я как-то на днях много на общественном транспорте. И оказалось, что общественный транспорт даёт огромные возможности для психологических наблюдений.

Вначале мне повстречались бабушка с внуком. Так приятно мне было смотреть на них. Внук что-то лопочет, а бабушка таким любящим взглядом на него смотрит. Лучезарным.

Ненароком и меня своим взором одарила. Поощряющий, одобряющий, поддерживающий родитель? Естественный ребёнок? Не знаю.

Добрый день, Уважаемые Читатели. Я продолжаю публикацию статей по методике Системной Психотерапии. Данная статья посвящена Трансактному анализу Берна (ТА).

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ , поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов . Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием « Мир Психологии », где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье « ».

Как Вы уже догадались, создателем ТА является выдающийся американский психиатр и психотерапевт Эрик Леннард Берн. Не буду пересказывать его автобиографию. При желании в интернете можно найти достаточно материала, как о самом Берне, так и о его работах. Здесь же мне хочется отметить, что ТА состоит из трех частей: структурного анализа, трансактного анализа и сценарного анализа. Сценарный анализ я рассматривать не буду, так как его существенно уточнил и дополнил Михаил Ефимович Литвак. Он будет опубликован в статье про Социоген .

Если статья окажется для Вас интересной или полезной, Вы можете помочь проекту, поделившись данной ссылкой, т.е. распространив ее через социальные сети или любые другие интернет-ресурсы.

Что касается первых двух частей анализа, вначале я думал, что сумею разместить их в одной статье. Однако за полгода методичной работы материала накопилось так много, что для удобства изложения он будет разбит на две части. Первая – структурный анализ личности. Вторая – непосредственно трансактный анализ. Их можно применять абсолютно в любых сферах деятельности, а простота и интуитивное понимание позволяют достичь желаемого психотерапевтического эффекта за короткие сроки.

Итак, приступим.

Как показывает теория личности, человек часто говорит одно, думает другое, а делает третье. Да, наша личность широка и многогранна. Так, одна ее сторона легко может обманывать другую. Все это делается бессознательно. Таким образом, человек зачастую не догадывается об истинных мотивах, которые толкнули его на те или иные действия, породили те или иные чувства и мысли.

Трансактный анализ Берна с успехом показывает, как человеческие существа могут дурачить себя и других и стремятся к этому с завидным постоянством и все нарастающей силой. Однако последствия нередко бывают трагическими. Структурный анализ поможет прекратить заниматься самообманом.

Известно, что в разных ситуациях люди ведут себя по-разному. Более наглядно это демонстрирует следующий пример. Мы переходим улицу. При этом – внимательно смотрим по сторонам, стараемся выбрать место, где есть светофор или хотя бы зебра. Только убедившись в безопасности перехода, мы совершаем действие. Каждый наш шаг был тщательно продуман.

Но вот перед нами проносится машина, да еще и обрызгивает с ног до головы. Незадачливый водитель немедленно слышит нашу мягкую критику, ворчание и плохо скрываемый гнев. За доли секунды в нашем поведении изменилось буквально все – язык, жесты, мимика.

Нам удается-таки, правда не без приключений, перейти улицу. Но тут мы обнаруживаем, что наш парадный костюм серьезно выпачкан. Мы ощущаем острую обиду, разочарование и горе. Начинаем плакать. Здесь вновь можно наблюдать полную смену внутреннего состояния души.

Внимательно наблюдая за больными, Эрик Берн открыл три Я-состояния (Эго-состояния) личности, которыми располагает каждый человек и которые по очереди, а иногда – вместе выходят на внешнюю или внутреннюю коммуникацию. Я-состояния – это нормальные психологические феномены человеческой личности. В науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие. Уважаемый Читатель, не стану утомлять Вас сложной теорией и сразу перейду к описанному выше примеру.

В первом случае мы наблюдаем Взрослого, во втором – грозного Родителя, а в третьем – маленького капризного Дитятю. Наблюдая за человеком в течение некоторого времени, его можно увидеть как минимум в двух Я-состояниях. Так, во время еды, мы автоматически пережевываем пищу (действия Родителя) и наслаждаемся вкусом еды (Дитятя). А если в голову приходят умные мысли, то здесь наблюдается Взрослое Я-состояние.

А вот еще один пример трех состояний Эго. Давайте представим себе, что мы общаемся с интересным человеком противоположного пола. Тогда Дитятя флиртует, а Взрослый руководит ситуацией, умело пользуясь шаблонами Родителя, с помощью которых поддерживается разговор.

Теперь предлагаю подробно рассмотреть структуру и функции каждого Я-состояния. Бывают они не только полезными. Часто Я-состояния могут здорово испортить нам жизнь. Но обо всем по порядку.

Начнем с Родителя. Он скопирован с наших родителей или авторитетов. Проявляется в манерах, общих фразах, автоматических действиях (ходьба, питье, еда и т.д.). Его основные слова: «должен, необходимо, надо, нельзя», а также критические замечания типа «итак, запомни», «прекрати это», «ни за что на свете», «я бы на твоём месте», «милый мой». Михаил Литвак описывает это Я-состояние следующим образом: «Если действие выполняется часто и становится автоматическим, появляется Родитель. Это автопилот, который правильно ведет наш корабль в обычных условиях, что освобождает Взрослого от принятия рутинных обыденных решений, это и тормоза, которые автоматически удерживают нас от опрометчивых поступков. Родитель – наша совесть. От Родителя исходит еще одна опасность. В нем часто имеются мощные запретительные программы, которые мешают личности удовлетворять свои потребности, это запреты: «Не вступай в брак до тех пор, пока не получишь высшего образования», «Никогда не знакомься на улице» и т.д. На какое-то время они сдерживают Дитятю, но затем энергия неудовлетворенных потребностей разрушает плотину запретов. Когда Дитя (Хочу) и Родитель (Нельзя) друг с другом ругаются, а Взрослый не может их примирить, развивается внутренний конфликт, человек раздирается противоречиями».

Родитель содержит в себе такие аспекты, как контроль, запреты, идеальные требования, наставления, поучения, правила поведения, постулаты социальные нормы. С одной стороны, Родитель представляет собой набор полезных и проверенных временем правил, а с другой – предрассудки, предубеждения, догматичность, негибкость диктуемых предписаний. Человек, находящийся в позиции Родителя, всегда Оценивает (сравнивает все со своим внутренним эталоном). Например: еда пересоленная, ты — глупец, вы правильно сделали.

По Берну Родитель делится на Предубежденного (Критикующего) Родителя (запреты, резкая критичность взглядов, критика, санкции, нелепые, постыдные предрассудки и убеждения, передаваемые из поколения в поколение, упрямство, непринятие критики и возражений) и Кормящего (Заботливого) (советы, достойные постулаты, поддержка, опека покровительства и заботы, добродетельность). Первый представляет собой набор внешне произвольных нерациональных отношений и параметров, обычно запретительных по своей сущности, которые могут быть как в гармонии с собой и с другими, так и в дисгармонии. Второй проявляется в сочувствии к другому индивиду, также может быть гармоническим и дисгармоническим.
Проявлением Предубежденного Родителя являются фразы: Кто так делает? Как же можно это не знать? Не говорите ерунды!
Проявлением Заботливого Родителя являются фразы: Надень шапку, Хорошо кушай, Я помогу тебе сделать.

Основную функцию Родителя Берн видит в сохранение энергии и уменьшение тревожности путем превращения определенных решений в «автоматические» и относительно неизменные. Это прекрасно, если сочетается с гармоническим состоянием.

Адекватные Родительские проявления – отсутствие критики личности, максимальная помощь своими полезными шаблонами Взрослому, отсутствие нелепых правил поведения и устаревших стереотипов, забота о других людях, когда они реально в ней нуждаются.

Неадекватные Родительские проявления – критика личности, неудовольствие миром, жизнью и людьми, высокомерие, запреты, догмы, неверные шаблоны поведения, чрезмерная опека; категоричный, самоуверенный тон; эмоции и чувства: гнев, злость, презрение, ненависть; физические признаки: нахмуренный лоб, качание головой, «грозный вид», вздохи, скрещенные на груди руки.

С позиции Родителя часто «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника. Профессии: священник, или (хуже) религиозный фанатик.

Взрослое Я-состояние Литвак описывает следующим образом: «Взрослый необходим для выживания. Дитя хочет, Взрослый – выполняет. Взрослый переходит улицу, карабкается в горы, производит впечатление, добывает пищу, строит жилище, шьет одежду и т.д. Взрослый контролирует действия Родителя и Дитяти. Девизы Взрослого – целесообразно, полезно».

Взрослое Эго – это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта (исключая шаблоны Родителя), и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Это концепция жизни через мышление. Взрослый у Берна играет роль арбитра между Родителем и Дитятей. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить. Он воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а в уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений. Демонстрируются трезвость, независимость и компетентность.

Взрослый – наиболее рациональный компонент, функционирующий относительно независимо. И хотя он использует информацию, которая заложена в шаблонах Родителя и желаниях Дитяти, однако независим от предубеждений и догм первого и порывов второго. Взрослый - это способность находить компромиссы и альтернативные варианты в жизненных тупиках, которые иногда кажутся нам безвыходными. Это состояние функционирует «здесь и теперь », независимо от прошлого.

Берн характеризует состояние Взрослого следующим образом: «Отчасти это самопрограммирующийся компьютер, созданный для контроля за действиями во внешнем окружении. Взрослый рассчитывает результаты наперед и в зависимости от того, насколько точны прогнозы, он получает удовольствие, удовлетворение или восхищение при благоприятном прогнозе; и раздражение или негодование при неблагоприятном».

Итак, хорошо развитый Взрослый отличается организованностью, приспособляемостью и разумностью, он воспринимается как объективное отношение с внешним миром; качественно обрабатывает данные и использует их максимально эффективно; воспринимает и оценивает реальность, логически мыслит; обладает высокой надежностью и ответственностью; тон спокойный; эмоции и чувства – спокойствие, удовлетворение, уравновешенность; поведение уверенное.

С позиции взрослого «играются» роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.

Профессия – врач-диагност; биолог; экономист, ученый и т.д.

Дитятя. Михаил Литвак дает ему следующую характеристику: «Это источник наших желаний, влечений, потребностей. Здесь радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность. Но здесь же и страхи, капризы, недовольства. Кроме того, в Дитяте вся психическая энергия. Ради кого живем? Ради Дитяти! Это, может быть, лучшая часть нашей личности». Более подробно об этом я написал в философской статье «».

Дитя – это та часть личности, которая сохранилась от настоящего детства и содержит в себе те воспоминания, которые были связанны с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Каждый человек сохранил в душе восприятие себя как ребенка, то есть в определенных ситуациях независимо от возраста ощущает себя мальчиком или девочкой из своего прошлого.

Дитя – это то, что веселится, в чем все наши влечения. Есть, пить, заниматься сексом, веселиться, любить, гулять, общаться и т.д. Нам может быть хорошо только тогда, когда удовлетворены потребности нашего внутреннего Дитяти! Характерные слова: «Хочу», «не хочу», «меня злит», «желаю», «я ненавижу», «нравится», «какое мне дело».

Детское Я-состояние следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Дитятя также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно отвечает за оригинальность, интуицию, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности, впечатлений, а также за творчество, реализует которое Взрослый. Дитятя творит в душе, Взрослый – старательно исполняет.

Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности, противостоять давлению другого человека.

По Берну Дитя проявляется в двух формах – Свободный (Естественный) Ребёнок и Адаптированный (Приспосабливающийся) Ребёнок. Первый включает в себя импульсы, присущие ребёнку: спонтанные реакции типа радости, печали, доверчивости, нежности, непосредственности, любопытства, творческой увлечённости и изобретательности. Он придаёт человеку обаяние и теплоту, но в то же время является источником капризов, обид, страхов, легкомыслия, упрямства и эгоцентризма. Второй форме характерна конформность (соответствие некоему признанному или требуемому стандарту либо собственного Родителя, либо Родителя кого-либо из авторитетов), неуверенность в общении, стыдливость, приспосабливание, прислуживание, боязливость, виноватость, колебание. Это та часть личности, которая желает быть принятой родителями (или другими людьми) и уже не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Разновидностью Адаптированного Ребёнка является Бунтующий (против Родителя) Ребёнок, иррационально отвергающий авторитеты и нормы, грубо нарушающий дисциплину. Как сказал Михаил Литвак: «Чем больше человек снаружи хочет казаться хорошим, тем глубже внутри у него скапливается и желает вырваться наружу плохое».

Дитяте присущи: хихиканье, застенчивость; поведение маленького ребенка; мышление, склонное к фантазиям; инфантильность; шалости; плачь, нытье, обвинения; ощущение нереальности, мании, отчужденность, состояние дежавю; галлюцинации; различные психопатические проявления; эмоциональность, беззащитность, безответственность; тон: неуверенный, капризный; эмоции и чувства: беспокойство, тревожность, страх, огорчение, обида, вспыльчивость; поведение неуверенное. К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение радости, восторга.

Адекватные проявления Дитяти – секс, творческая деятельность, интересное занятие или общение. Здесь ключевое – интерес. Если наше Дитя занято интересным делом, его требования к остальным благам весьма умеренны и при их своевременном удовлетворении с нашей личностью все в порядке.

Неадекватные проявления Дитяти: компьютерные игры, мастурбация, какие-либо аморальные, несдержанность, асоциальные действия, употребление алкоголя, никотина, наркотиков, погоня за модой, дорогая вредная пища, длительная болтовня по телефону, бесконечный просмотр телепередач.

С позиции ребенка «играются» следующие роли: молодой неопытный специалист, артист – любимец публики, зять и т.д.

Профессия: шут, паяц, клоун.

На основании приведенных характеристик Я-состояний, удобно диагностировать, какое из них доминирует в поведении личности.

Уважаемый Читатель, слышу Ваш вопрос: «Почему на диаграмме Родитель всегда помещен вверху, Взрослый посередине, а Дитя внизу?» (Рис.1). Ответом на него служит цитата из книги Эрика Берна: «Родитель помещен вверху, а Дитя внизу интуитивно. Но у этой интуиции происхождение достаточно основательное. Родитель служит проводником в удовлетворении стремления этичности и эмпирейского небесного голода; Взрослый занят земными реальностями объективной жизни; Дитя – это чистилище, а иногда и ад (Я бы сказал, у до терапии – 100% ад; Ю.Л.). Родитель – самый слабый член, Взрослый легко лишается полномочий, зато Дитя практически неутомимо».

Следует помнить, что каждый вид Я-состояния имеет собственную жизненную ценность для организма. Мы уже выяснили, что любой из этих трех составляющих личности может вносить как позитивные, так и негативные изменения в поведение человека.

По Берну становление зрелой личности связано главным образом с оформлением полноценно функционирующего Взрослого. Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других Я-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственно, психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого.

В трансактном анализе Берн рассматривает два вида нарушений – это контаминация (более легкие случаи) и исключение (тяжелые случаи). Определения будут даны чуть ниже.

Уважаемый Читатель, вначале предлагаю рассмотреть случаи с контаминацией, как наиболее простые.

Контаминация (загрязнение, показана на Рис. 2). Является стандартным включением части одного Я-состояния в другое. Такое нарушение с одной стороны лучше всего иллюстрируется определенными типами Родительских предубеждений, а с другой – некоторыми Детскими манерами поведения (мании, страхи, обидчивость, тревога). Начнем с примера Контаминированного Родителя.

КОНТАМИНИРОВАННЫЙ РОДИТЕЛЬ

Этот случай я разберу наиболее подробно. Уважаемые Читатели, я уверен, что Вы – люди умные и, воспользовавшись теорией Берна, а также моим практическим анализом, сами разберетесь, как устранить в себе те или иные личностные недостатки. Если же нет – с моими услугами С моими услугами и можно ознакомиться в статье «».

Как видно из диаграммы, часть Родительского Я-состояния в форме предубеждения или ошибочного стереотипа вторгается в Я-состояние Взрослого, тем самым загрязняя его своими неверными взглядами на жизнь и умозаключениями. Кажется, что мысль исходит от Взрослого, однако на деле им руководит догматичный Родитель. Берн справедливо полагает, что после проведения успешной психотерапии, происходит деконтоминация (очищение) Взрослого – он понимает, что догма неверна, так как не была плодом его умственной деятельности, а исходила от Родителя (родителей или авторитетов). Таким образом, Взрослый постепенно очищается от ненужных стереотипов, а в дальнейшем – отодвигает границу Родителя на положенное место, приводя в норму все три Я-состояния.

Поведение, где доминировал Загрязненный Родитель, было характерно для А., 29 лет. Еще с детства вследствие неправильного воспитания, в его Родителе скопилось много мешающих, ненужных и устаревших стереотипов. Это привело к планомерному подавлению Дитяти. Но, поскольку контроль над ним был неусыпный, Дитя то притихало, то напоминало о себе самым неожиданным образом. Так, в Родителе был прописан догмат: «Я должен работать по 10 часов в сутки, без отдыха и чувства усталости». Согласитесь, Уважаемый Читатель, абсолютно невыполнимое требование – мы ведь не роботы. Дитятя же был ущемлен во всем (внутренний Родитель поставил мощные запретительные программы в форме «Нельзя») – не играл в компьютерные игры, хотя безумно хотелось, не гулял и почти не общался с девушками, вместо секса было выбрано инфантильное удовлетворение – онанизм. Но Ребенок-то из структуры личности никуда не делся! Как же мог себя проявить наш «непослушный» Ребенок, которого так неосмотрительно забыли, задавили и вообще попытались выкинуть из собственной личности? Правильно, он мешал сосредоточиться и отвлекал от работы. Его тянуло то пообщаться с девушками, то поесть, а то и зайти на порно сайты. Как следствие, коэффициент полезного действия в работе стремился к нулевой отметке. А. едва хватало на 2-3 часа в день, причем его деятельность носила далеко не самый интенсивный и продуктивный характер. Концентрация внимания была резко снижена, наблюдалась быстрая утомляемость и всевозрастающее недовольство собой, миром и близкими людьми (подробнее о проявлениях невроза Вы можете прочестьв статье «»). А когда в работе начинали отсутствовать полезные Родительские шаблоны, Дитя пугалось, ныло, жаловалось и отчаянно требовало советов.

Присутствовали в его Родителе и другие неверные установки, которые старательно исполнял покладистый Взрослый. Но не будем о них. Кстати, Дитя, не получая должной компенсации, часто бунтовало, уже начиная загрязнять позицию Взрослого (подробнее такой случай я описал в Контаминации Взрослого).

Каковы же дальнейшие перспективы такого поведения для А.? Здесь могут быть два варианта: 1) Дитя таки возьмет свое и сможет удовлетворять себя в компенсаторной деятельности (компьютерные игры, алкоголь, легкодоступный секс и т.д.), загрязнив тем самым поле Взрослого; 2) Родитель полностью подавит Ребенка, тем самым Исключив его из структуры личности.

Как изменить ситуацию? С чего начать и что делать?

Основная задача трансактного анализа Берна заключается в том, чтобы выяснить, какое из Я-состояний вызывает проблемы личности. Здесь ответ очевиден – это Родитель.

Исправления по Родителю: Убрать старые догматы. Например, работать по 10 часов. Логическим обоснованием такого пересмотра является то, что на протяжении всей жизни, ему так и не удалось выполнить это требование. Перестать критиковать людей. Умело пользоваться теми навыками, которые идут на автомате и нужны для жизни. То есть, в позиции Родителя необходимо хранить уже полученные в процессе учебы навыки и знания на тот случай, если они понадобятся для облегчения работы Взрослому – в решения важных проблем (например, правила психологически грамотного общения, изучение английского языка, печать не глядя на клавиатуру), а также выработки логически отточенных Взрослым дальнейших действий. Желательно анализировать каждую категоричную мысль, каждую данную оценку, каждый навешенный ярлык: не являются ли они всего лишь очередной догмой внутреннего Родителя? Если это так – вырабатывать новую позицию с участием Взрослого.

Исправления по Взрослому: необходимо учиться принимать решения самостоятельно – приспосабливаться к жизни, думать самому, не просить советов. Самостоятельно искать ответы на возникшие жизненные вопросы. Если снизить давление Родителя на Дитятю в исключении догм и запретов, если позволить Взрослому учиться и думать, это даст Творческий прорыв Дитяте (именно в этой позиции находится весь творческий потенциал, вся эмоциональная энергия, которую правильнее всего направить на интересное дело). Необходимо стараться как можно чаще быть во Взрослой позиции, когда это касается дел, учебы, личностного роста, развития и общения. По Литваку человеку желательно находиться в ней до 70% времени, разделив остальные 30% поровну между Дитятей и Родителем и меняя эти соотношения в зависимости от текущей ситуации. Эрик Берн прав, полагая, что: «Проблема не в том, что человек незрел, а в том, как включить в розетку его Взрослого».

Исправления по Дитяте. Поскольку оно наиболее подавлено, следует максимально снизить Родительский нажим. Дать себе полноценный отдых. Делать то, что хочется, даже через запретительные программы Нельзя. Например, поиграть в игру, сходить на свидание, целый день ничего не делать, просидеть пообщаться в соц. сетях и т.д. В отдыхе Дитятя должен занимать не менее 80%, еще 20% — Взрослый, который за Дитятей присматривает. И уж точно не должно быть там педантичного и занудного, правильного и чопорного Родителя, способного испортить своими догматами любой отдых.

КОНТАМИНИРОВАННЫЙ РЕБЕНОК

По аналогии с контаминацией Родителя рассмотрим, как Взрослого контаминирует Дитятя. Последний вторгается в его границы, немедленно желая получить все радости жизни. Взрослый поддается, уговаривая себя, что он устал, переработал, что все надоело, что работа – не волк, в лес не убежит. Отдых, разумеется, нужен. Тому, как не устать от жизни и хорошо отдохнуть, я посвятил отдельную статью. Загрязнение же проявляется в Неразумном отдыхе, который наносит вред организму. К нему относятся беспорядочные сексуальные связи (вот откуда появляются болезни от удовольствия); употребление алкоголя, наркотиков, табака; здесь же присутствует попытка удовлетворить прихоти Дитяти за счет гастрономических изысков (или переедания), и дорогой модной одежды, когда в этом нет особой нужды, что ведет к излишествам (ведь эта мода скопирована с авторитетов, в прочем, о я уже писал). Взрослый трудится во всю, исполняя Детские капризы. Как правило, по прошествии определенного времени, Контаминированный Дитятя может перерасти в Исключающего; значительно реже Берн наблюдал двойную Контаминацию Взрослой позиции.

Выходом из положения является пересмотр Детской позиции. Заняв Взрослую позицию, необходимо четко определить, какой отдых является нормой, а какой ведет к негативным последствиям. Сделать это нетрудно. Рассмотрим поход на дискотеку (с какой целью? Убить время, найти сексуального партнера, выбросить накопившуюся энергию) и в противовес ему секс с надежным и проверенным, желательно постоянным, партнером.

В первом случае финансовые затраты неизбежны. Это и оплата за вход, и заказ дорогих напитков, и оплата такси. Сюда же добавляем вред здоровью – сбивается жизненный график, что приводит к стрессу , ерш из пива и лонгера также отнюдь не добавляет оптимизма печени с кишечником. Я уже молчу о потерянном времени. И хорошо, если такой отдых обойдется без драки или поножовщины. Так, знакомая Н., после дискотеки еще три дня не могла прийти в чувство из-за разбитости организма, что выражалось в плохой работоспособности и определенных финансовых потерях (Н. работала на себя).

А теперь секс. Если партнер постоянный, то не только тела, но и души успели привыкнуть друг к другу. Есть хорошая вероятность, что наслаждение будет выше. Полноценный секс (заканчивающийся у мужчины семяизвержением, а у женщины несколькими оргазмами) – прекрасный позитивный стресс для всего организма. Времени эта приятная процедура отнимет не более пары часов (кого на сколько хватит).

Впрочем, поход на дискотеку с легкостью может заменить увлекательная тур-поездка. Тут каждый решает сам.

Если все сделано правильно, наступает деконтоминация Взрослой позиции, в позицию Родителя постепенно заносятся верные шаблоны поведения, не вредящие здоровью, что ведет к постепенному возврату позиций в естественное состояние и укреплению границ между Я-состояниями личности.

КОНТАМИНИРОВАННЫЙ ВЗРОСЛЫЙ

Такие случаи достаточно проблематичны. Здесь присутствует уже двойная контаминация, что может приводить к непредвиденным последствиям. Позиция Взрослого одновременно загрязнена догматами Родителя и прорвавшимися наружу желаниями Дитяти. Удерживать контроль над ними становится все тяжелее. Как следствие – в неожиданной ситуации возникают ступор или потеря управления. Взрослый как бы разрывается между Нельзя и Должен Родителя и Хочу, Надоело Дитяти.

Вот несколько примеров.

Л., 26 лет, часто находилась в позиции Родителя, тем самым активно загрязняя позицию Взрослого. Это проявлялось в повышенном контроле над собой и другими; критикой; ненужными догмами и шаблонами поведения; отмечанием всевозможных праздников и торжеств; она терпеть не могла сюрпризы и с трудом переносила комплименты. Подавленное Дитя долго терпело, однако, благодаря нелепым действиям Родителя, его внутренние резервы постепенно истощились. Ребенок прорвался наружу. Проявилось это в погоне за модой, дорогой неполезной еде и частых тур-поездках (тщетная попытка убежать от себя). Разумеется, чем дольше продлится такая ситуация, чем сильнее будет подавляться и отрицаться Детский компонент личности, тем бОльшую компенсацию он будет требовать. В дальнейшем это может привести к позиции Исключающего Родителя.

Вторым пример. В., 23 лет, в Родительской программе которого было прописано: «Я должен всем нравиться». Согласитесь, Уважаемый Читатель, невыполнимая задача, рано или поздно ведущая к неврозу. В. не нравился себе и не в состоянии был принять себя таким, какой он есть. Когда он оставался один, накатывало жгучее чувство одиночества и покинутости всем миром. Как следствие, его Дитя не выдержало абсурдных догматов и соблюдения всем моральных и социальных норм внутреннего Родителя. Оно стало плакать и проситься на волю. Вырвавшись, Дитя нашло компенсацию в инфантильном удовлетворении (мастурбация), компьютерных играх и отдыхом в обществе. Но догматы Родителя никуда не делись. В конечном итоге, поле Взрослого загрязнилось вдобавок избыточными Детскими желаниями. Как следствие – его Взрослый в неожиданных ситуациях терял управление и уже не владел ситуацией. Примеров тому было несколько. Приведу один для наглядности: В. шел к другу, но забыл код в парадной. Поскольку телефон товарища не отвечал, В. стал терпеливо ждать, пока кто-то войдет. Вошла женщина, но его не пустила. Да еще и нахамила. Ему бы самортизировать, но у него случился легкий ступор (точнее, у его Взрослого): сначала последовал приступ агрессии и гнева (выходка Родитель); затем они сменились на эмоции страха и обиды (Дитятя). В дальнейшем такое положение дел может привести к структуре личности Исключающего Взрослого.
Во всех этих случаях необходимо ослабить Родительский контроль. С помощью Взрослой позиции пересмотреть старые ненужные правила и шаблоны, мешающие жить. Выпустить на волю Дитятю. В зависимости от степени загрязнения и скорости работы над собой, это может занять от полугода до нескольких лет.

Теперь поговорим об Исключающих состояниях. Здесь все куда более серьезно.

Исключение (Рис. 3) проявляется в стереотипном, предсказуемом отношении, которое постоянно и длительно возникает в Любой Угрожающей Ситуации. Постоянный Родитель, постоянный Взрослый и постоянный Ребенок возникают в результате действия защитных механизмов двух дополнительных аспектов личности в каждом случае. В книге «Трансакционный анализ в психотерапии» Берн рассматривал исключающие случаи на психически больных людях (психотиках: больных параноидной формой шизофрении и хроническим бредовым расстройством). Разумеется, это точнее отражает суть Исключения. Однако, взятые из моей практики примеры невротиков, с моей точки зрения, максимально отражают Исключения, которые можно увидеть в Реальной Повседневной Жизни.

ИСКЛЮЧАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ

Данное Исключение представляет защиту от смущающих действий Дитяти. Такие люди с трудом признают его существование, ведь целью исключения является именно контроль над этим аспектом личности и его отрицание. Взрослый и Ребенок проявляются в исключительно благоприятных обстоятельствах. Они выходят на внешнюю арену только в состоянии полной безопасности, что бывает крайне редко. При малейшей угрозе гегемонии Родителя, особенно когда признается детский аспект личности, выражающийся в баловстве или проделках, Родитель немедленно исключает Дитятю. Конечно, Дитя требует компенсации. Жить без нее уже невозможно, иначе беды не миновать.

Для наглядности приведу несколько примеров.

Домохозяйка Т., 60 лет, полностью подавив внутреннего Ребенка, все время находилась в позиции Родителя. Она напоминала ходячую схему, которая прилежно и старательно выполняла все правила и предписания. Ее Дитя было лишено интереса, радости и любви. Дефицит положительных эмоций привел к тяжелым психосоматическим болезням. Здесь были и гипертония, и сахарный диабет, и боли в области сердца, и тяжелые затяжные мигрени, и проблемы с ЖКТ. В семье она пыталась быть полезной: предугадать желания мужа и сына (Заботливый Родитель) – поплотнее накормить, потеплее одеть, выполнить всю домашнюю работу. Разумеется, Дитя потребовало компенсации за свое полное игнорирование. Ею стали бесконечные разговоры по телефону и частые скандалы с членами семьи, сопровождающиеся аморальным поведением, присущим вырвавшемуся на волю Дитяте.

Вторым примером являются так называемые религиозные фанатики. Литвак называет их правоверными. Они считают только свою веру истинной. Шаг вправо, шаг влево – расстрел на месте. Такие Торквемады могут представлять серьезную угрозу для общества. Так, В., 30 лет, жила исключительно по индийским Ведам. Если кто-либо неуважительно отзывался о Кришне или не разделял ее взглядов, на арену выступал либо грозный Родитель, который нещадно критиковал обидчика (Критикующий Родитель), или Дитя, которое проявляло себя в слезах, истерике, страхах и аморальном поведении. В повседневной жизни Дитя нашло компенсацию в шитье мягких детских игрушек. В их глазах были грусть и слезы. Слезы ее Дитяти.

Еще один религиозный фанатик, Ф., 36 лет, настолько верила в своего Бога, что говорила об этом к месту и не к месту. С ней невозможно было иметь дело – все темы неизменно сводились к Богу. Вообще говоря, в религии нет ничего плохого, я сам – верующий христианин. Однако зачем же всем и каждому фанатично навязывать свои взгляды на этот счет? Ее Дитя компенсировало себя в бесплатном преподавании Библии детям. Но что это было за преподавание… мне иногда становилось страшно. Она напоминал одержимого, причем отнюдь не Богом.

Последним примером является У., 33 лет. Всю свою жизнь она, поглубже спрятав Дитятю, занималась Родительской критикой. Критиковала всех и вся. О чем бы ни заходила речь, на окружающих немедленно изливался обильный поток желчи. Все были дураками. Она могла в течение минуты найти сотню недостатков в каждом человеке. Чем ближе становились люди, тем сильнее звучала Критика Родителя. Цепляние к мелочам вошло в привычку. Страшную привычку. Ее Компенсация вылилась в тяжелую форму компьютерной зависимости (игромании). Дитятя сполна взял свое.

ИСКЛЮЧАЮЩИЙ ВЗРОСЛЫЙ

Такие люди с одной стороны лишены очарования, веселости и непосредственности, которые характеризуют здорового ребенка, а с другой – не способны проявить убежденность или негодование, характерные для нормальных родителей. Дитя и Родитель все время конфликтуют, а Взрослый не способен их помирить. Он вынужден слепо выполнять все устаревшие Родительские догмы и одновременно не в состоянии сдерживать страхи и желания Дитяти. Только тогда ему удается достигнуть компенсации. Перед нами Человек-Лишенный-Управления. Литвак полагает, что такие люди больны в лучшем случае неврозом, в худшем – психозом.

А теперь пример. Зимой я ехал от друга в троллейбусе. На середине маршрута в вагон зашел пассажир и сразу обратил на себе внимание доброй половины вагона. Взгляд его был тревожно блуждающим, а в каждом действии сквозила неадекватность. За 15 минут он трижды менял место. Вначале подсел к мужчине, говорил отрывисто и громко, сильно жестикулировал, корчил гримасы и явно нарушал дистанцию комфорта человека. Тот отшатнулся от него, отвернулся к окну. Проговорив сам с собой еще минут пять, странный пассажир пересел к женщине, продолжая гнуть свою манеру поведения. Он пытался узнать у нее, как пройти на улицу Д. Не получив ответа, вскочил и сел напротив меня. Все это время я внимательно наблюдал за ним. Он увидел мой спокойный внимательный и доброжелательный взгляд и слегка успокоился. Почти нормально спросил об интересовавшей его улице. Я ответил. Тут он снова потерял контроль над ситуацией. Точнее, его Взрослый опять лишился полномочий. Их попеременно захватывали то Родитель (консервативная критика), то Дитя (страхи, жалобы и нытье). Поскольку я умело поддакивал и амортизационно соглашался, на краткое время ему удалось успокоиться. Он снова спросил, как выйти на нужную улицу. Я снова ответил. Тут мы приехали. Наблюдая за ним, я увидел, что он так и остался стоять на остановке (Взрослый опять впал в ступор).
Я не врач, но любой человек оценил бы его поведение как неадекватное и плохо поддающееся контролю.

ИСКЛЮЧАЮЩИЙ РЕБЕНОК

Берн справедливо полагает, что данное состояние проявляется у нарциссически импульсивных людей. Их девиз: «Все ради Дитяти!». Любая его прихоть, любая мелочь немедленно должны быть удовлетворены. У таких людей Осуждающий и Кормящий Родитель полностью блокированы, а рациональный Взрослый занят удовлетворением все возрастающих Детских желаний. Перед нами Человек-Без-Совести. Это Лицемер, готовый на все. Получая власть, он превращается в тирана и садиста. Нездоровый эгоизм из него бьет ключом, так как он пытается удовлетворить свои потребности за счет явного ущемления интересов других людей. В редких случаях может наблюдаться слабое проявление Взрослого и Родителя, однако при виде малейшей опасности или угрозы, они мгновенно исчезают и на арену выходит Дитятя.

Такой структурой личности обладают алкоголики и будущие алкоголики (употребление спиртных напитков 2-3 раза в неделю и чаще). Рано или поздно в обществе против них возникает возмущение, которое только усиливает их постоянное внутреннее напряжение, что рано или поздно приводит к внутриличностным конфликтам и болезням.

Если рассматривать Исключающего Ребенка с точки зрения больных психозом, то данной структурой личности обладают шизофреники. Что касается невротиков, то Родитель, хотя и заблокирован, однако никуда не исчез. Его проявление можно наблюдать в муках совести и тяжелого раскаяния. На личность он воздействует бессознательно. Исключив все моральные нормы к себе, внутренний Родитель начинает требовать их выполнения от других людей.

Приведу пример.

Некоторое время назад я работал в охранной конторе. На объект заступало три охранника. В их числе был С., который, несмотря на свой юный возраст, уже был зависим от алкоголя. Пил он 3-4 раза в неделю, 2 раза – капитально – в свои выходные, еще 1-2 раза – прямо после работы, чтобы, как он выражался, «успокоиться, расслабиться, снять усталость и стрессы». Во втором случае С. ограничивался парой бутылок пива, тогда как в первом – без водки уже не обходилось. Также он старался получить все блага жизни одновременно: курил, изредка употреблял легкие наркотики в виде «травы», дома, помимо секса с подружкой, играл в компьютерные игры, пил в барах или тусовался в ночных клубах. После таких мероприятий его обычно «плющило и накрывало», однажды его даже сильно избили. Как правило, он страдал жестким похмельем. Тут Родитель брал свое, вволю отыгрываясь за все капризы Дитяти. Это выражалось в жесточайшей самокритике с чувством вины и осознанием полного ничтожества и бессмысленности своего существования. В данном случае Самобичевание является неотъемлемой компенсацией для блокированного Родителя.

Конечно, работать с такой личностью было невозможно. Он подводил весь коллектив – часто жалобным тоном просился отлучиться по делам, минут на 30. Приходил часа через 2-3. На вопросы, почему задержался, следовало неизменное вранье – транспорт плохо ходил, в пробку попал, зачет в институте не ставили, милиционеры задержали и т.д. Как поет Высоцкий: «Смешно, да не до смеху». Повезло еще, что начальник не видел его выходок, иначе влететь могло всей смене. Также он, вместо того, чтобы следить за посетителями объекта, играл в игры на телефоне или бегал на перекуры. Иногда наблюдалась парадоксальная ситуация, когда из трех охранников на объекте не было никого – один уходил на обед, второй – на заслуженный пятиминутный отдых. Наш С., который в это время должен был сидеть на главном входе, неожиданно сбегал на перекур. Слава Богу, все обходилось благополучно.

А вот на работу он всегда приезжал раньше минут на 15 (действия строгого Родителя, мотивированного страхами Дитяти) – говорил, что боится начальства, хотя другие охранники могли позволить себе опоздать до получаса и наказаны ни разу не были. С точки зрения трансактного анализа Берна , его Взрослый придумал достоверное оправдание своему поведению; рационализации и интеллектуализации являются психологическими защитами и будут рассмотрены в соответствующей статье.

Но нагляднее всего Исключающий Ребенок проявлялся в социуме. Его поведение в обществе было попросту аморальным: в транспорте он со всех кривлялся, издавал неприличные звуки (пукающие и отрыгивающие), передразнивал пожилых людей, смеялся с нищих, калек и инвалидов. Вел себя хуже шута или клоуна в цирке.

Берн отмечает, что существуют пациенты, способные либо на упорное сопротивление, либо на быстрый переход из одного состояния в другое. Первый вариант больше подходит сильным Исключающим типам личности, тогда как второй является следствием контаминации и более присущ людям со слабым характером.

Уважаемый Читатель, на этом позвольте мне закончить статью. Исключающие случаи тяжелы и требуют помощи квалифицированного специалиста, возможно – стационарного лечения в клинике неврозов или психозов. Контаминации же, при грамотном анализе и планомерной работе, возможно устранить самостоятельно. Ниже по ссылке Вы найдете тест на определение доминирующего Я-состояния. Мой результат был ВДР. В (58 балов) — 51,78%; Д (35 балов) — 31,25%; Р (19 балов) — 16,97%. Скачать опросник можно отсюда (файлообменник Народ.ру). Просьба сообщить, если ссылка устарела и скачивание стало невозможным.
Следующая статья посвящена непосредственно . В ней наглядно будет проиллюстрирован механизм возникновения конфликта.

Не так важен биологический возраст человека, как его душевное состояние. Американский психолог Э. Берн выделил три Я-состояния, в которых время от времени бывает каждый человек: Родитель, Ребенок или Взрослый.

Двадцатый век подарил миру многих выдающихся людей. Один из них – американский психолог и психиатр Эрик Берн (1910-1970), создатель трансактного анализа. Его теория стала отдельным популярным направлением в психологии, вобрав в себя идеи психоанализа, бихевиоризма, когнитивной психологии.

Теорию трансактного анализа Э. Берн изложил доступным для читателей языком в нескольких трудах. Многие из них переведены на русский язык и остаются бестселлерами вот уже более полувека. Самые известные его книги: «Игры, в которые играют люди» , «Люди, которые играют в игры» , “За пределами игр и сценариев” .

А в книге “Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия” содержится вся стройная теория Э.Берна, причем не только ее основные блоки, развернутые в последующих публикациях, – анализ игр и сценариев, – но и аспекты, которые автор в других своих книгах не излагает.

В практическом смысле трансактный анализ представляет собой систему коррекции поведения отдельных личностей, пар и малых групп. Ознакомившись с трудами Э. Берна и взяв на вооружение его концепцию, можно самостоятельно скорректировать поведение так, чтобы наладить отношения с окружающими людьми и самим собой.

Центральное понятие теории – трансакция – акт взаимодействия двух вступающих в общение личностей, основа межличностных отношений.

Дословно с английского языка слово «трансакция» перевести трудно, но по смыслу его чаще всего трактуют как «взаимодействие», хотя трансакция – это не все взаимодействие целиком, а лишь его элемент, единица общения. Взаимодействие людей складываются из множества трансакций.

Трансакция включает стимул и реакцию. Один человек что-то говорит (стимул), а второй что-то отвечает (реакция).

Простой пример трансакции:

– Тебе помочь? (стимул)
– Нет, спасибо, я сам. (реакция)

Если бы взаимодействие строилось только на схеме «стимул-реакция» не было бы такого разнообразия человеческих отношений. Почему с разными людьми человек ведет себя по-разному и по-особенному раскрывается во взаимодействии?

Дело в том, что общаясь, один индивид контактирует с другим человеком как личность с личностью, точнее какой-то частью своей личности с частью личности другого человека.

Теория Я-состояний

Э. Берн определил структуру личности как композицию из трех ее составляющих или частей – Я-состояний (Эго-состояний).

Родитель

Все нормы, правила, запреты, предрассудки и мораль, которую усвоил человек в детстве от родителей и других значимых взрослых, складываются в то, что называют «внутренним голосом» или «голосом совести». Когда просыпается совесть, пробуждается внутренний Родитель.

Большинству людей известно, что значит быть родителем, заботится, ухаживать и воспитывать ребенка. В эго-состоянии Родитель человек стремится управлять, контролировать, руководить. Его позиция в общении снисходительная или презрительная, он категоричен, эмоционален, оперирует жизненным опытом и мудростью, любит поучать, наставлять, морализировать.

Э. Берн разделил это Я-состояние на Помогающего Родителя, который в основном оказывает поддержку и опекает и Критического Родителя, который ругает и обвиняет.

Ребенок

Каждый человек был ребенком и во взрослой жизни иногда случается возвращаться к детскому стилю поведения. Ребенок ведет себя естественно, наивно, спонтанно, он дурачится, радуется жизни, приспосабливается и бунтует. В позиции Ребенка человек часто необдуманно идет на поводу у собственных желаний и потребностей.

Во взаимоотношениях Ребенок – Родитель Ребенок зависит от Родителя, подчиняется ему, показывает свою слабость, несамостоятельность, перекладывает ответственность, капризничает и прочее.

Ребенок «просыпается» в зрелом человеке, когда он занимается творчеством, ищет креативные идеи, спонтанно выражает эмоции, играет и веселится. Позиция Ребенка – источник спонтанности и сексуальности.

Поведение, поза, мимика и жесты у Ребенка не надуманные, а живые и активные, они выражают истинные чувства и переживания. Человек-Ребенок легко расплачется, рассмеется, опустит голову, если почувствует себя виноватым, надует губы, если обидится и так далее. Его речь богатая и выразительная, наполнена вопросами и восклицаниями.

Взрослый

Я-состояние Взрослый призвано регулировать и адаптировать порывы Ребенка и Родителя с целью сохранить баланс психики. Это состояние уравновешенности, спокойствия, сдержанности. Решая проблему, Взрослый рассмотрит ее со всех сторон, проанализирует, сделает выводы, прогноз, составит план действий и осуществит его. Он общается не с позиции «сверху» как Родитель или «снизу» как Ребенок, а на равных, как партнер. Взрослый уверен в себе, разговаривает спокойно, холодно и только по делу. Он отличается от Родителя своей бесстрастностью, бесчувственностью и безэмоциональностью.

Каждое из трех Эго-состояний может быть определено как стратегия оказания влияния на другого человека. Ребенок манипулирует, занимая позицию «Я хочу!», Родитель – «Надо!», Взрослый – совмещая «Хочу» и «Надо».

Например, в семейной паре, где муж занимает позицию Родителя, жена может сознательно манипулировать им, занимая позицию Ребенка. Она знает, что ей стоит только расплакаться, чтобы муж сделал все, что она хочет.

Если Я-состояния двух людей дополняют друг друга, то есть трансактный стимул влечет за собой уместную и естественную реакцию, общение будет идти гладко и продолжаться очень долго. В противном случае, возникают недоразумения, недопонимания, ссоры, конфликты и прочие проблемы в общении.

Например, общение Взрослый–Взрослый или Родитель–Ребенок будет проходить гладко. Если же первый собеседник обращается ко второму с позиции Взрослого и ожидает что он также Взрослый, но получает ответ Ребенка, могут возникнуть трудности.

Например:

– Мы опаздываем, нужно поторопиться. (Взрослый Взрослому)
– Это все потому, что ты неорганизованный! (Родитель Ребенку)

Бывают намного более сложные и запутанные трансакции. Например, когда на вербальном уровне идет общение на уровне Взрослый–Взрослый, а на невербальном Взрослый–

Ребенок. Если фраза «Я с Вами не согласен», свойственная Взрослому, произносится с обидой, это позиция Ребенка.

Трансактный анализ начинается с обозначения Я-состояний участников взаимодействия. Это нужно для того, чтобы определить характер взаимоотношений и влияния людей друг на друга.

Каждое Я-состояние имеет как позитивный, так и негативный аспект. Хорошо когда человек умеет сочетать все эти три позиции: быть и жизнерадостным Ребенком, и заботливым Родителем, и рассудительным Взрослым.

Какое Я-состояние Вы замечаете за собой чаще всего?

«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» – книги американского психотерапевта Эрика Берна , ставшие бестселлером и практическим руководством для нескольких поколений практикующих психологов. Берн впервые сформулировал базовые принципы трансакционного или трансактного анализа, составляющие основу межличностных отношений.

Трансактный анализ Берна помогает понять причины наших проблем , возникающих и проявляющихся на уровне общения. Основа трансакционного анализа – три эго-состояния (Я-состояния. Лат. ego - «я»), взаимодействие которых определяет психологию поведения, качество нашей жизни, общения и здоровья.

Трансактный анализ

Эрик Берн анализировал общение, разбив его на «единицы общения» или «трансакции» . Отсюда и название метода – трансактный анализ.

Теория даёт ответы на вопросы, определяющие качество нашего общения :

  1. Что есть наши эго-состояния?
  2. Какие эго-состояния мы несём с собой в течение всей жизни?
  3. Как убрать «мусор» из нашей головы, на что определить внимание в общении?
  4. Как проявляют себя наши состояния в различных ситуациях и моделях поведения?
  5. Как «сбалансировать» наши эго-состояния так, чтобы они работали на созидание?

Предмет трансакционного анализа в психотерапии – изучение эго-состояний – целостных систем идей и чувств, проявляющих себя в нашем общении через соответствующие модели поведения. Используя «единицы взаимодействия» – трансакции, сложнейший язык человеческих взаимоотношений мы можем представить на языке взаимодействий трех базовых эго-состояний. Научиться понимать язык нашего эго может даже человек, далекий от психотерапевтической практики. Говорить на этом языке – значит овладеть искусством общения в совершенстве.

Эго-состояния

Для многих из нас утро – это привычная последовательность действий: ванная – завтрак – поход на работу. Каждое из них совершается без раздумий, «на автопилоте». В такие моменты мы пребываем в состоянии контролирующего самого себя «Родителя».

В пути мы раскрепощаемся, беспричинно радуемся своему настроению, солнцу и пению птиц, свежести бодрящего воздуха и отличному утру, – мы позволяем проявиться своему внутреннему «Ребёнку».

Вдруг, метро, на котором мы обычно добираемся до офиса – закрыто. Мы вынуждены решать конкретную задачу – выбрать путь: доехать автобусами, поймать такси или поработать дома. Мы переключаемся из состояния «родительского автопилота» на «ручное управление», передавая инициативу «Взрослому».

Всего за несколько минут, по дороге в офис, мы побывали в разных состояниях эго – наших «Я».


В каждый момент жизни наши чувства, мысли, слова, реакции и действия определяются одним из трех возможных эго-состояний:


Трансактный анализ Эрика Берна – это готовый набор инструментов для анализа состояний нашего Я. Каждый из нас может научиться использовать их, не погружаясь в дебри бессознательного.

Внимательно понаблюдайте за мамой/папой минут 10. Заметите, как проявятся как минимум два эго-состояния. Только что она поучала дочь с позиции «Родителя», через доли секунды отреагировала на замечание мужа с позиции «Ребёнка». А спустя несколько минут, задумавшись, заговорила с ним как «Взрослый».

Смена эго-состояний может происходить и происходит быстро и часто , а время от времени все состояния или же два из трех проявляются одновременно.

Я-Родитель

В состоянии «Я-Родитель» человек копирует родительские образы поведения или образы авторитетов . Ощущает, мыслит, ведет беседу и реагирует на происходящее точно так же, как это делали родители в его детстве.

Согласно Берну, контролирующее состояние «Родителя» исполняет функцию совести и воздействует на человека даже в те моменты, когда его внешнее поведение определяют состояния Взрослого или Ребёнка. Зачастую, состояние «Родителя» используется в качестве модели при воспитании собственных детей. Поэтому новоиспечённый родитель, как правило, ведёт себя так же как с ним вели себя его родители. Если его ругали за разбитые тарелки, вскоре и он начнёт ругать своих детей. Эта реакция у него будет автоматическая, ему нужно учиться останавливать себя и включать внутреннего Взрослого.

«Родитель» проявляет себя в нашей способности делать что-то автоматически, в общих фразах и в манерах. Он любит констатировать: «Нельзя», «Необходимо», «Должен».

Что случается, если эго «Я-Родитель» с годами доминирует?

Человек, в состоянии которого жестко доминирует эго-родитель, легко впадает в другую крайность: пытается везде и всегда контролировать ситуацию. В случае неудачи, корит и пилит себя по любой причине, во всём, что с ним происходит ищет и находит свою вину.

Если подобный сценарий преобладает годами и десятилетиями, он становится причиной психосоматических расстройств. В этом случае состояние «Я-Родитель» проявляет себя как деструктивное и протекает с тяжелыми последствиями . Пока родитель существует, сбежать от его контролирующего влияния на уровне закладываемых в детстве родительских программ-предписаний личность не сможет. Единственный способ вырваться из оков – переписать устаревшие родительские программы.

Контролирующий и Заботливый Родитель

Заботливый Родитель – «живущий» в вас или в окружающих – это одно из самых счастливых состояний, которые может проявлять и испытывать человек. Он способен помогать, прощая ваши обиды и несовершенства. Он находит в этом удовольствие, поэтому такая помощь всегда окажется вовремя и воспринимается естественно, без напряжения. Всё что требует взамен Заботливый Родитель – это чуточку внимания к своей персоне.

Контролирующий Родитель всегда и везде стремится «Вышибить клин клином». Человек в этом состоянии будет снова и снова обращать внимание на ваши ошибки и слабости, подчеркивать своё превосходство и наставлять на путь истинный по поводу и без повода.

Я-Ребёнок

В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок . Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски – оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет. В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности. По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.

Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной . Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.

Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?

Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем. Потерпев даже мимолетную неудачу человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье. Следствие таких рассуждений – обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.

Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний. Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».

Свободный и адаптивный Ребёнок

В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.

Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка , мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям. Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями. Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.

Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы. Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица. Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения, борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу. Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.

Я-Взрослый

В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность тех или иных событий исходя из накопленного опыта. Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени. В состоянии «Я-Взрослый» пребывает пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».

Что случается, если человек предпочитает руководствоваться эго «Я-Взрослый»?

Состояние «Я-Взрослый» предполагает адекватную оценку действительности и своих поступков, принятие ответственности за каждый из них. В позиции «Я-Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на своих ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего развития. Он не распинает себя за допущенные промахи, а принимает ответственность и идёт дальше.

Вместо того, чтобы тащить за собой тяжкий эмоциональный хвост ошибок и поражений, он использует новый шанс и находит верный путь для их исправления с минимальными энегозатратами. С другой стороны, находясь под постоянным контролем со стороны «Родителя» и «Ребёнка», «Я-Взрослый» теряет способность принимать взвешенные решения. И тогда весь свой заработок за полгода «Взрослый», попавший под влияние «Ребёнка», потратит на пышное празднование Нового Года.

Примеры, когда баланс трех начал нарушен

Педант

Если поле «Взрослого» замусорено хламом предписаний «Родителя», а «Ребёнок» блокирован, без возможности повлиять на «Взрослого» – перед нами классический педант, человек, лишенный умения и желания играть. Сухарь, напоминающий ходячую механическую схему. И тогда хронический дефицит ярких положительных эмоций может спровоцировать взрыв аморального поведения, карать за которое вплоть до психосоматических расстройств будет строгий внутренний «Родитель».

Бессовестный лицемер

Представим ситуацию, когда поле «Взрослого» утопает в неумеренных детских желаниях, а «Родитель» при этом блокирован, без возможности их ограничить. Поступки такого человека в социуме определены целью: полностью удовлетворить потребности своего «Ребёнка», в то время как «Родитель» пытается жестко контролировать окружение.

Мы имеем дело с лицемером – человеком, лишенным совести. Получив власть, такой человек легко преображается в садиста, пытающегося удовлетворять потребности за счёт интересов своего окружения. Со временем, конфликт на уровне социума проецируется на внутренний мир с трагическими последствиями для психического и физического здоровья.

Неуправляемый

Если поле «Взрослого» пребывает под постоянным контролем «Родителя», и при этом отягощено страхами «Ребёнка» – мы имеем дело с человеком, лишенным возможности управления. Его позиция «Я понимаю, что поступаю неверно, но поделать ничего не могу» .

В зависимости от того, какая составляющая эго берёт верх в данный момент, человек, не управляющий собой может проявлять себя то святошей, то законченным развратником. Такой внутренний расклад – идеальная питательная среда для невроза и психоза.

Расставим акценты

Зрелой личностью можно назвать человека, в поведении которого доминирует позиция «Я-Взрослый». Если с годами позиции «Я-Родитель» или «Я-Ребёнок» остаются доминантными, мироощущение и поведение человека в социуме перестают быть адекватными. Личности, претендующей «на зрелость», следует сбалансировать все три исходных состояния и сознательно сместить акцент на позицию «Я-Взрослый».

Вместе с тем, как считает Эрик, даже развив в себе конструктивную доминанту «Взрослый», и достигнув искусства сдерживать свои эмоции, полностью и жестко изолировать в себе «Ребёнка» и «Родителя» не продуктивно. Время от времени они должны проявляться хотя бы для того, чтобы в нашем «жизненном супе» всегда хватало соли, перца и здоровой самокритики.

Чтобы избежать стойких неврозов в будущем, «Взрослому» не стоит слишком часто и надолго передавать инициативу «Родителю» или «Ребёнку». А чтобы навсегда забыть о таком печально известном продукте цивилизации, как неврозы, нам предстоит:

  • Восстановить нормальный баланс отношений между всеми тремя аспектами своего эго.
  • Избавиться от родительских программ.
  • Узнать и переписать сценарий своей жизни.

В той или иной форме мы принимаем участие в общении в роли Взрослых, Детей или Родителей, поскольку надеемся обрести желаемое. Каждая трансакция, составленная из единичного стимула и единичной вербальной/невербальной реакции – не что иное, как единица социального действия.

Зная, от имени какого из наших «Я» мы ведём беседу и на какую реакцию собеседника можем рассчитывать, мы можем влиять на конечный результат и качество общения. А психологическая гибкость, состоящая в умении адекватно оценивать ситуацию и передавать управление какой-либо одной стороне личности – залог нашего психического и физического здоровья.

Умение правильно использовать свои мысли, интонации, слова, выражения в повседневных диалогах – это величайшее искусство налаживать обратную связь с собеседником, слушать и слышать то, что он хочет донести или, напротив, скрыть. Овладеть этим редким умением, необходимым в сбалансированной и счастливой жизни поможет трансактный анализ Эрика Берна.

Наблюдайте за собой, учитесь различать свои «Я» .

Психолог-консультант.

Итак, когда мы говорим об эго-состояниях по Берну, мы имеем ввиду идею о структуре личности.

Согласно Эрику Берну под эго-состоянием понимается определенный паттерн мыслей, чувств, переживаний, связанный с определенным паттерном поведения.

Различают три эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя).

Эго-состояние ребенок (Д)

Эго-состояние Ребенок – это комплекс мыслей, чувств и поведения, которые пережиты личностью ранее, в детстве. Когда человек находится в детском эго-состоянии, его обуревают яркие эмоции и разнообразные желания и потребности. Диагностировать эго-состояние Ребенка можно, когда ваш собеседник демонстрирует восторг, хихикает, или, например, неуверенно ерзает на стуле и ежится под строгим взглядом начальства (совсем как когда-то в детстве, видя суровую учительницу).

Психотерапевт Ирина Стуканёва об Исцеление внутреннего Ребёнка (прим.ред.)

Для Ребенка характерны грандиозность и всемогущество, а также обесценивание. Часто можно услышать такую фразу: "Я боюсь, что если я уйду от него, то он это не переживет". Тут сразу два варианта: я настолько грандиозна, что мой уход может погубить другого человека, а партнер настолько обесценен, что у него не хватит силы пережить разрыв отношений.

С точки зрения функциональной модели Ребенок может быть Адаптивным (послушным, воспитанным, соответствующим социальным требованиям, возможна утрата ощущения своих чувств, особенно таких социально неодобряемых как гнев, ярость, раздражение) и Свободным (творческим, спонтанным, импульсивным и т.д.).

Эго-состояние родитель (Р)

Эго-состояние Родитель – это мысли, чувства и поведения, которые мы переняли у родителей или фигур, их замещающих. У каждого из нас в голове звучат голоса, говорящие, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Если мы внимательно их послушаем, то мы поймем, чьим голосом из нашего прошлого произносится та или иная установка.

Например: Вечер, пора ложиться спать, а работа не сделана. И в голове личности может происходить примерно такой диалог:

Спать пора, завтра рано вставать, не выспишься (маминым голосом).
Как это спать?! Я должен доделать проект сегодня! Надо было быстрее шевелиться и меньше отвлекаться. Ну я и черепаха (папиным голосом).

По функциональному критерию различают Заботливого Родителя (опекающий, оберегающий, поддерживающий, а может быть и гиперопекающий) и Критикующего Родителя (критикующий, навешивающий ярлыки, контролирующий).

Гештальт-терапевт Елена Митина: О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых (прим.ред.)

Эго-состояние взрослый (В)

Во Взрослом эго-состоянии мы работаем как компьютеры: осознается реальность, принимаются логически выверенные решения, анализируются причинно-следственные связи. Информация собирается путем исследования и проверки. Взрослое эго-состояние отвечает на вопросы когда, сколько, где и т.д.

Список литературы.