"экологический паспорт группы". Проект на тему: Экологический паспорт группы

В известняковом карьере

Экологический паспорт

2016 г.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Страховская средняя общеобразовательная школа

имени В.Д.Поленова» (дошкольные группы)


301003, Тульская область, Заокский район, поселок Ланьшинский, ул.Школьная, д.1 Телефон:8-487-343-38-36

Общее количество детей, посещающих дошкольные группы в 2016 г - 24, по проекту – 42.

Общее количество персонала - 18 человек.

Количество разновозрастных групп - 2.

Кадровый состав дошкольных групп: старший воспитатель, воспитатели - 3 человека, помощники воспитателей - 3 человека, музыкальные работники - 1 человек, инструктор по физкультуре – 1 человек.

    3.3. Кабинет природы

    В школе оформлен центр познавательной деятельности, в котором есть опытнический центр, оборудованный всем необходимым материалом и оборудованием для проведения элементарных экспериментов, опытов по ознакомлению с объектами живой и неживой природы. В нем имеется центр воды и песка. В опытнической зоне располагаются различные материалы: ракушки, камни, семена, кора, листья различных растений, дидактические пособия, природные карты России и мира, глобус, микроскопы, в том числе электронный. Есть все необходимое для разведения комнатных и садовых цветов. Кабинет природы оснащен необходимым оборудованием для ознакомления детей с природой:

    В обеих группах стоят различные комнатные растения, представляющие собой многообразие формы растения, листьев, цветов. Наиболее распространенные растения в группах: фикус Бенджамена и каучуконосный, африканская лилия, сингониум, хойя, лиственные бегонии, плющ, гибискус, традесканция, пеларгония.

    3.4. Историко-краеведческий музей

    Огромным подспорьем в решении экологических задач воспитания является школьный историко-краеведческий музей у чреждения, в котором собраны прекрасные образцы ископаемых организмов, минералов, много фотографий и другого наглядного материала о родном крае и странах мира. Экспонаты музея неизменно вызывают у детей любого возраста большой интерес. Руководитель музея – историк с большим опытом педагогической и краеведческой работы и энтузиаст. Постоянные экспозиции музея:

    • Коллекция палеонтологических окаменелостей

      Коллекция полезных ископаемых

      Историческая флора и фауна Заокского района

      Предметы быта русского народа



    4 . Влияние ДОУ на окружающую среду.

    Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными, поэтому все работники детского сада ежемесячно информируются об использовании и экономии воды и электроэнергии. Поддерживая территорию школы и вокруг него в надлежащем порядке, мы тем самым задаем ориентиры всему поселку.

    4.1. Использование воды.

    В школе используется вода из местной скважины, которая расходуется на приготовление пищи и питья, мытье посуды, мытье игрушек, уборку групповых комнат, служебных помещений и коридоров, мытье рук и лица, полоскание рта, полив клумб и огорода. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, в случае поломки сразу же осуществляется ремонт. Для экономии воды при поливе клумб и грядок с помощью родителей поставили под крышей школы бочки для сбора дождевой воды.

    4.2. Использование энергии.

    В школе используются экономлампы и лампы дневного света, лампы для уличного освещения ДРЛ, электроплита. Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня. Экономится электроэнергия и за счет больших пластиковых окон, за счет стеклянных дверей центрального входа.

    4.3. Отопление

    В школе существует собственная модульная котельная, поэтому мы можем регулировать температурный режим по своему усмотрению.

    4.4. Отходы.

    Отходы в школе делятся на: пищевые; упаковочные (банки, коробки, веревки); строительные (обрезки досок, плитка); хозяйственные (лампы накаливания, сантехника); за день выбрасывается до 8 кг отходов. Часть упаковочной тары, стройматериалов идет на вторичную обработку для изготовления реквизита и поделок.

    4.5. Бытовые химические вещества.

    Санитарно-гигиеническая обработка помещений учреждения осуществляется с использованием кальцинированной соды, «Санитарный», «Прогресс», хлоросодержащим дезинфицирующим средством «Жавелар, имеются памятки по использованию данных средств. Также используются стиральные и моющие порошки, туалетное мыло для мытья рук; «Пемолюкс», «Пемоксоль» - для чистки сантехники (раковин, унитазов). Дезинфекция помещения, борьба с грызунами, тараканами и насекомыми производится районной СЭС на договорной основе. Для обеззараживания помещений групп используется облучатель.

    5. Профессиональная и методическая подготовка

    5.1. Программы, методики, дидактические материалы.

    В дошкольных группах работает опытный коллектив воспитателей (бывших педагогов) и специалистов, которые используют в своей работе основную общеобразовательную программу дошкольного образования учреждения, которая построена в соответствии с требованиями ФГОС. Основная общеобразовательная программа: " От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В работе по экологическому воспитанию как вариативной части нашего учебного плана используем программу С.Николаевой «Юный эколог».

      Для реализации задач экологического развития детей в ДОУ имеется необходимое методическое обеспечение. Литература разделена на 3 раздела: методическая литература, литература для детей, литература для родителей. Имеется необходимое количество дидактических пособий для занятий познавательной деятельностью. Методические и дидактические пособия постоянно увеличиваются за счет приобретений воспитателей, подарков родителей и за счет собственноручного изготовления.

    5.2. Организация профессиональной и методической подготовки педагогических кадров.

    Педагоги дошкольных групп постоянно повышают свой профессиональный уровень, в том числе по вопросам экологического образования дошкольников.
    Повышение педагогического мастерства в ДОУ проходит в разных формах: через семинары, педсоветы, консультации, дистанционные курсы, сайты интернета, методические пособия. Воспитатели, бывшие учителя общеобразовательной школы, широко образованные сотрудники.

    5.3. Основные направления работы.

    С детьми в течение года проводятся экологические занятия, ежедневные наблюдения на прогулках. Дети ухаживают за растениями, животными (у нас живет виноградная улитка, волнистый попугайчик, водная черепаха, морская свинка, декоративный кролик), весной выращивают рассаду на цветники, сажают лук-репку, семена гороха, высаживают рассаду цветов на клумбы, поливают посадки, собирают на зиму траву питомцам, зимой подкармливают птиц и белок. Некоторые проекты долговременные, длятся весь год (например, проект по выращиванию цветов на клумбах «Цветущая красота своими руками»), тем самым дошкольники всех возрастов принимают посильное участие в создании красивой территории, обучаются приемам работы с землей, семенами и цветами, учатся бережному отношению к живому.

    6. Работа с родителями.

    Родители принимают участие в подготовке праздников и выступают в качестве актеров, участвуют в выставках, изготавливают кормушки для птиц и белки, скворечники, украшают территорию деревянными изделиями. Так, в течение 2014 – 2015 года мы получили в дар 3 кормушки, 5 деревянных грибков и 4 стула, 3 скамейки. В 2015 сотрудниками школы и родителями был построен домик и вывешены 2 скворечника. Есть очень активные родители, постоянно взаимодействующие с воспитателями, которые снабжают группы пособиями, игрушками, посадочным материалом и т.д., тем самым оказывая необходимую материальную помощь. В 2015 году родители приняли участие в проекте «Народный бюджет-2016» по устройству новой дорожки на территории школы.


    7. Выводы.

    Растительный и животный мир территории дошкольных групп и прилегающей территории в поселке Ланьшинском очень разнообразен и используется в целях экологического образования. Необходимо продолжить окультуривание территории школы. важной задачей представляется замена ограждения школы.


Цели и задачи экологического паспорта 1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования. 2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ. 3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды. 4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории. 5. Составить перспективу развития экологического образования ДОУ. 6. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ. 7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания. 8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию. 1. Экологическая ситуация района. 1.1.Общая характеристика района. Местонахождение дошкольного учреждения: Марий Эл, г. Йошкар- Ола, улица Чехова д.45. Детское дошкольное учреждение 70 располагается в комсомольском микрорайоне города Йошкар-Ола, где нет промышленных предприятий, гаражей, свалок. Грунтовые и поверхностные воды находятся близко. В радиусе 500 м отсутствуют крупные транспортные магистрали. Район зеленый. С восточной стороны в 700 м протекает река Малая Кокшага. Радиационный фон в пределах нормы.


1.2.Характеристика непосредственного окружения детского сада.. ДОУ 70 расположено в спальном районе, внутри квартала с северной стороны расположена улица Чехова, являющаяся второстепенной, с малым транспортным потоком. С восточной стороны расположен жилой дом, с южной стороны общежитие, с западной стороны жилой сектор. Расстояние от домов до территории ДОУ 15 м и более, что соответствует норме. В 500 м от садика расположен парк, где можно организовать экологическую тропинку, провести экскурсию и оздоровительную прогулку с детьми. В радиусе 500 м отсутствуют промышленные предприятия, свалки, оживлённые транспортные магистрали, источники шумового, электромагнитного и радиационного загрязнения.


Характеристика территории учреждения 2.1. Общие данные ДОУ 70 построено в 1976 году. Площадь участка 5940 м 2. Здание ДОУ построено на месте жилых домов частного сектора. Территория обнесена забором, вдоль забора – посадки деревьев и кустарников, что составляет двойную защиту территории от шума. Территория хорошо озеленена и обустроена. Более 50% территории покрыта зеленым ковром, а это составляет 2200 м 2. На одного ребёнка приходится более 20 м 2, при норме 7,5 м 2. Вокруг здания разбиты цветники, где растут многолетники и однолетники, что увеличивает зеленый покров территории, и защищает здание от пыли и шума. Игровые площадки приспособлены для игр и прогулок детей. Территория площадок для ясельного возраста покрыты травяным покровом и имеет площадь 400 м 2 в т. ч. на одного ребёнка 26 м 2 при норме 5 м 2. Площадка для детей садовского возраста более половины покрыты зеленым покровом. Все участки отделены друг от друга живой изгородью, кустами сирени и спиреи. Площадь зеленых насаждений в пересчете на одного ребенка составляет 30 м 2. На каждом участке есть теневой навес: оборудование изготовлено из материалов разрешенных Минздравом. 70% территории под растительностью. 20% под асфальтом 10% оголенных участков. Это создает улучшение здоровья детей. Радиационный фон в пределах нормы. Территория защищена то ветра и шума со всех сторон домами, деревьями, забором. На территории стоят контейнеры для мусора, расположенные от здания на расстоянии 25 метров, которые регулярно вывозятся на свалку города. Территория ДОУ 70 регулярно очищается от мусора, который вывозится на свалку. Территория ДОУ защищена от шума, пыли, радиации, что способствует укреплению здоровья. Растут тополя, береза, липа, клены, рябина, сирень, боярышник, спирея. Почвы естественные, суглинистые. На территории часто можно встретить синиц, воробьев, голубей, ворон, галок, сорок, а в зимнее время свиристелей и снегирей. Из насекомых живут муравьи, кузнечики, жужелицы; прилетают стрекозы, бабочки, за которым дети устанавливают наблюдения и выбирают объекты для всевозможных исследований. По территории проходит экологическая тропа, где проводятся наблюдения за лекарственными растениями; одуванчиком, мать-и-мачехой, подорожником, ромашкой аптечной, фиалкой трехцветной, календулой, маргариткой.


Характеристика здания Площадь здания 1506 м 2. Здание двухэтажное, построено из материалов разрешенных Минздравом. Групповые комнаты большие, уютные - богаты комнатными растениями. Оборудованные группы соответствуют росту ребенка и изготовлено из материалов разрешенных Минздравом. В каждой группе есть свой живой уголок, где много комнатных растений. В группах младшего и среднего возраста растут: фикусы, герань, бегония, традесканция, аспидистра, лигуструм. В старших группах растут: хлорофитум, амариллис, комнатный виноград, камнеломка, узумбурская фиалка, плющ, кливия. Все это способствует улучшению здоровья детей. Коридоры, зал спортивный и музыкальный оформлены материалами разрешенными Минздравом. Это в основном бумага, дерево, комнатные растения. Все помещения хорошо вентилируются и освещаются.


Влияние учреждения на окружающую среду. Дошкольное учреждение в среднем расходует 10, 75 м 3 воды в сутки, в том числе горячей 2, 25 м 3 на одного ребенка. Вода используется для приготовления пищи, гигиенические цели, поливки. Питьевая вода поступает из подземных источников. Загрязненные стоки уходят в канализацию. Неисправные трубы и краны своевременно ремонтируются. За воду платит ДОУ. Использование энергии. Учреждение в месяц потребляет 2400 квт. Энергии. Плату осуществляет ДОУ. Энергия поступает с ТЭЦ. Освещенность групп 244 люкс при норме 240 люкс. Используются лампы дневного света и лампы накаливания.


Отопление. В помещении паровое отопление. Расход тепла на отопление ккал/час. В холодный период помещение хорошо утепляется. Температура в помещении регулируется путем проветривания. Температура в игровых, в спальне, в туалете Относительная влажность воздуха 52-54% при норме 40-55%. Отходы. В среднем за день выбрасывается пять ведер отходов. В летнее время отходов выбрасывается больше. Преобладают непищевые отходы. Отходы вывозятся на свалку. Учреждение оплачивает утилизацию. Упаковочные отходы для оформления помещений не используются.


Химические вещества. Бытовые химические вещества В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для: * уборки помещений (Ди – хлор) * мытья посуды («Ника») * чистки сантехники («Санитарный», «Пемолюкс» «Утёнок») *мытья рук (туалетное мыло) *уничтожения насекомых и грызунов (по мере необходимости под контролем работников ФФГУЗ * стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло). Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в туалетной комнате, для мытья посуды – в шкафу групповой комнаты. Ответственность за хранение этих веществ возложена на помощника воспитателя и воспитателей групп, на медработника и заместителя заведующей по хозяйственной части. Бытовых химических веществ с просроченным сроком годности в ДОУ не хранятся. Средства для борьбы с грызунами находятся под контролем медработника, завхоза и выдаются строго по назначению, помещения обрабатываются в отсутствие детей.


Профессиональная и методическая подготовка. В ДОУ 70 используются программы Н.Рыжовой « Наш дом-природа » и С.Н Николаева « Юный эколог ». Детей знакомим с окружающим миром, охраной природы на занятиях, на экскурсиях, во время прогулок. В дошкольном учреждении имеется каталог литературы, которую можно использовать для экологического образования детей и родителей. Богат дидактический материал, где немалая роль отводится охране окружающей среды, который знакомит детей: с растениями, грибами, лекарственными растениями, насекомыми, земноводными, рыбами, птицами, млекопитающими. В ДОУ разрабатывается экологический проект, где будет глубже осуществляться работа по охране природы, окружающей среды, экологическому воспитанию детей и родителей.

Юлия Кудливская
Экологический паспорт участка группы

В этом году наша группа работала по проекту "Природа - наш дом!". Проект был исследовательский, духовно - нравственный, долгосрочный – 8 месяцев. Возраст детей 6 – 7 лет. Тема : «Природа – наш дом»

Мы считаем, что в год Экологии эта тема является одной из самых актуальных и в дошкольном образовании. Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эти действия в конечном итоге могут привести не к созиданию, а к разрушению, к гибели всей планеты Земля. Очень важно именно в дошкольном возрасте показать значение природы для всего живого на Земле. Показать о существующей взаимосвязи всех её компонентов, о том, что гибель одно из них неминуемо приведёт к уничтожению всех остальных. Важно, чтобы ребёнок понял, что главным звеном в этой цепи является человек, от которого очень многое зависит, и понял, что природу нужно любить и беречь. Требования ФГОС к ДО гласят : "Необходимо дать детям представление о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы". А начать эту глобальную работу, как мы считаем нужно с ближайшего окружения.

Мы провели с детьми наблюдения и исследования и создали "Экологический паспорт участка группы ".

Структура паспорта :

1. Внешний вид участка .

2. Схема участка с представлением всех важных объектов живой и неживой природа.

3. Объекты неживой природа с названиями.

4. Объекты живой природы. Растительный мир :

Деревья и кустарники;

Растения цветника;

5. Объекты живой природы. Животный мир :

Насекомые;

Пресмыкающиеся;

Земноводные;

6. Условия для опытно – экспериментальной деятельности.

7. Условия для игровой деятельности.

8. Условия для продуктивной деятельности.

9. Условия для трудовой деятельности.

10. Фотосессия.

К паспорту могут прилагаться Приложения :

Приложение 1 : Краткое описание объектов неживой природы с фотографиями (см.

Приложение 2 : Краткое описание объектов растительного мира живой

природы с использованием стихотворений и загадок,

фотографий (см. фото) .

Приложение 3 : Краткое описание объектов животного мира живой природы с

использованием стихотворений и загадок, фотографий (см. фото) .

Приложение 4 : Опыты и эксперименты.

Приложение 5 : Картотека наблюдений.

Приложение 6 : Картотека экологических игр .

Публикации по теме:

Паспорт средней группы МБДОУ «Детский сад № 23» ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! Паспорт средней группы включает следующую информацию: -данные.

ПАСПОРТ подготовительной группы «Рыбка» 1. Центр поликлиника «Айболит»: Набор детский для больницы, бинт, вата, медицинский халат, емкости.

Список детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга» МО «Алданский.

Приемная 1. Информационный стенд «Для вас родители»; 2. Информационный стенд «Времена года»; 3. Информационный стенд «Советы специалистов»;.

Дата начала функционирования группы «Русалочка» 1 сентября 2014 г. 1. Краткое описание группы «Русалочка» (Площадь, расположение, освещенность,.

Группа "Теремок" оснащена дидактическими средствами и оборудованием для всестороннего развития детей: - аудиовизуальные средства; - альбомы;.

Паспорт подготовительной группы Паспорт подготовительной группы "Улыбка" Паспорт подготовительной группы. Жданова Л. И., Степанова Л. Д. В группе 32 ребенка. Из них 12 девочек,.

1. Краткая характеристика МБДОУ:

Наименование учреждения: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Ёлочка» МО «Алданский район» РС(Я).

Учредитель: Администрация Муниципального образования «Алданский район».

Тип учреждения: образовательное учреждение.

Год основания: 1963 г.

Адрес:

Режим: 10, 5 часов.

Количество групп: 6.

Списочный состав детей: 115

Кадровый состав: Заведующая, старший воспитатель, воспитатели - 8 человек; педагог-психолог; инструктор по физической культуре; музыкальный руководитель; вспомогательный учебно-воспитательный персонал - 7 человек, технический персонал -15 человек, 1 медработник.

В детском саду отсутствует ставка эколога. С педагогическим коллективом проводятся тематические семинары по экологическому образованию; НОД с детьми по экологии проводят воспитатели (ОО «Познавательное развитие» раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»)

2. Экологическая ситуация района

Местонахождение дошкольного учреждения: … характеризуется неблагоприятной экологической обстановкой.

Это обусловлено тем, что золотодобывающая промышленность в Республике Саха (Якутия) является одной из крупнейших отраслей, в Алданском районе - занимает ведущее место по выбросам в атмосферу. Деятельность горнорудной золотодобывающей промышленности оказывает неблагоприятное экологическое влияние не только на водоемы, почву, но и в значительной степени на атмосферный воздух.
Выбросы вредных веществ в атмосферу производятся от:

  • котельных, работающих на угольном топливе;
  • вентиляционных выбросов;
  • карьеров при проведении технологических работ и буровзрывных работ;
  • технологического и автомобильного транспорта;
  • эксплуатация железной дороги.

Наибольшую техногенную нагрузку испытывает центральная часть района с населенными пунктами г. Алдан, г. Томмот, п. Н. Куранах, п. Ленинский, п. Лебединый. По данным Новосибирского института санитарной гигиены и профпатологии, санитарное состояние в центральных частях г. Алдана, г. Томмот и п. Н. Куранаха классифицируется как неблагоприятное для проживания. В населенных пунктах горнопромышленных районов сложилась устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья населения. Практически все дети г. Алдана в возрасте до 1 года являются группой риска по состоянию здоровья. Все это может свидетельствовать о наличии токсического действия факторов окружающей среды и особенно загрязнением атмосферного воздуха.
Состояние воздушного бассейна: Основными ингредиентами, загрязняющими атмосферный воздух, являются: диоксид серы, оксид углерода, оксид азота, углеводороды.

Радиоэкологическая обстановка: На территории района в результате геологоразведочных работ, проведенных в 1963-1985 гг. на Эльконском уранорудном месторождении образовались отвалы горных выработок с уровнями гамма- излучении до 1500-2000 мкр./час., которые в настоящее время являются источниками радиоактивного загрязнения и требуют незамедлительной переработки.

Особо опасные источники загрязнения природной окружающей среды:

  • склад жидкого хлора для дезинфекции питьевой воды;
  • склады МТС хранение аммиака, метанола, фреона.

3. Состояние здоровья населения

Заболевания и патологические состояния человека имеют, как правило, несколько или много этиологических факторов, в том числе и экологические факторы. Но изученность данной проблемы в Республике Саха (Якутия) остается такой, что большей частью не дает основания указывать на наличие прямой причинной связи сегодняшнего состояния здоровья населения с нарушением экологического равновесия.

Для оценки экологического риска здоровью населения, выработки соответствующих профилактических мер необходимо в рамках социально-гигиенического мониторинга проведение углубленного эпидемиологического исследования наиболее значимых патологий, в том числе экологически обусловленных болезней (Приведенные данные взяты из официальных материалов «Программы социально-экономического развития МО «Алданский район» РС(Я) на 2012-2016 г.». )

4. Характеристика непосредственного окружения детского сада

ДОУ находится на стыке двух улиц, характеризующихся малым транспортными потоками. В непосредственной близости от МБДОУ расположен лесной массив и цветочный луг, представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей.

Полную версию работы можно .

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №39»

Экологический паспорт детского сада

Составила: Ст. воспитатель

Общее количество детей посещающих детский сад - 95

Общее количество персонала -18 -

Количество групп - 3, из них - группа младшего дошкольного возраста, старшая смешанная и подготовительная смешанная группы Кадровый состав МКДОУ: заведующая, старший воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, старшая медсестра, воспитатели, младшие воспитатели.

1. Экологическая ситуация района

1.1 Общая характеристика района.

Местонахождение дошкольного учреждения: Курганская область , г. Шумиха. Экологическая обстановка в районе, где расположено ДОУ характеризуется как удовлетворительная. Промышленные предприятия города находятся на достаточном отдалении от территории детского сада. Источником загрязнения можно считать близкое расположение центральной котельной, железнодорожный вокзал, рынок. Транспортные дороги, проходят рядом с детским садом. По периметру расположения детского сада проходит полоса зелёных насаждений, предохраняющих территорию от проникновения выхлопных газов проезжающего мимо транспорта.

Состояние здоровья детей ДОУ.

По медицинским показаниям состояние здоровья у воспитанников детского сада в целом удовлетворительное. Основное распространение имеют сезонные заболевания, такие как ОРЗ и ОРВИ.

1.2.Характеристика непосредственного окружения детского сада.

ДОУ расположено в жилом секторе города, в ближайшем окружении находятся аптека , магазины, площадь центрального рынка, подъездные дороги к детскому саду. Главными загрязняющими объектами являются: близкое расположение центральной котельной, подъездные дороги, привокзальный рынок, железнодорожный вокзал.

По периметру ограждения детского учреждения с наружной стороны проходит санитарная зона в виде зелёного газона, и полоса лиственных деревьев с внутренней стороны.

2. Характеристика территории дошкольного учреждения. 2.1Общие данные.

Детский сад открыт в 1937 году. Территория учреждения сформирована в соответствии с картосхемой, где есть спортивная площадка, изолированные игровые площадки для каждой группы с отдельным входом. Все площадки оборудованы верандами для прогулок в ненастную погоду, а также игровым оборудованием. На каждом участке имеются небольшие цветочные клумбы, оживляющие и украшающие не только общий, но и индивидуальный ландшафт каждого участка. Вдоль центрального входа к зданию разбиты цветочные клумбы. С южной стороны здания высажены фруктовые деревья и ягодные кустарники. Подходы к зданию и игровым площадкам имеют асфальтное покрытие, узкие полосы грунта между асфальтированными дорожками и игровыми участками выполняют роль газонов. Растущие на территории детского сада деревья создают благоприятный микроклимат для прогулки детей в летний период года. При оформлении участка зелёными посадками учитывалось сохранение светового режима, поэтому в центральной части высажены деревья лиственных пород. Вся территория детского сада огорожена деревянным забором высотой 1,5 метра. В тёмное время года близлежащая к зданию территория освещена с двух сторон.

В ДОУ имеется поливочный шланг, что позволяет использовать его для полива растений При сухой и жаркой погоде проводится полив территории 1 раз в день.

2.2 Растительный и животный мир, почвенный покров. Растительный мир.

Схема посадок видового состава деревьев, кустарников, цветов на территории участка детского сада выполнена с учётом программных требований по экологическому воспитанию детей. Присутствие на участке различных жизненных форм растений даёт воспитателям возможность проводить на открытом воздухе разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке много, их возраст 10-15 лет, все они находятся в хорошем состоянии. Во избежание травм среди детей низкорастущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния. Видовой состав деревьев: берёза бородавчатая, ирга, клён, ель, карагач, дуб. Фруктовые деревья: яблоня, ранетка, вишня (кустарниковая). Кустарники: смородина, акация, спирея. Культурные травянистые растения присутствуют в оформлении клумб, рабаток, газонов. На оставшейся свободной территории произрастают дикорастущие виды трав: крапива двудомная, ромашка пахучая, полынь обыкновенная, подорожник большой, одуванчик лекарственный, спорыш, клевер луговой и др. На территории имеется небольшой фонтан.

Животный мир.

Животный мир на территории детского сада в разное время года представлен самыми разнообразными обитателями. Самое благоприятное время для изучения местной фауны-весна, лето, осень, где дети имеют возможность вести наблюдение за самыми разнообразными её представителями: насекомыми - бабочками, жуками, пчёлами, шмелями, осами, муравьями, пауками. Разнообразен в летнее время мир пернатых: грачи, трясогузки, скворцы, стрижи, ласточки, воробьи, синицы, вороны. Некоторые виды птиц выводят потомство в искусственных домиках, а также в гнездах на деревьях. Для изучения пернатых в зимнее время на участке дети с помощью родителей мастерят и вывешивают кормушки самых разнообразных конструкций. Ежедневно в кормушки насыпается корм, которым лакомятся зимующие птицы: галки, воробьи, синицы, снегири, голуби, свиристели.

Почва.

Благоприятному росту и здоровому виду растений способствуют натуральные суглинистые почвы. Опадающая и перегнивающая листва является натуральным естественным удобрением. Для игровых целей на участки завозится экологически чистый песок. Территория, где дети ежедневно гуляют, имеет плотный песчаный грунт, травяное покрытие. Уплотнение грунта можно наблюдать также вблизи деревьев, где часто играют дети. Там где разбиты клумбы, рабатки, газоны, почва рыхлая, мягкая. Для улучшения структуры и плодородности почвы к основному, естественному составу добавляется привозной торф, песок, а так же перегной листьев.

2.3. Зонирование территории

В зависимости от использования вся территория детского сада разделена на зоны. Для успешного экологического развития детей воссоздан уголок нетронутой природы, где растут деревья и растения лесов средней полосы. Травы на участке сохраняются до полного вызревания, экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв. Чтобы не нарушать экологического равновесия на участке проложена экологическая тропа, откуда дети могут наблюдать за природой в её естественном виде. На территории есть зона, где дети с помощью взрослых могут посадить цветочные растения, ухаживать за ними в период цветения. На территории имеется транзитный проход по асфальтной дорожке, но по правилам устава детского сада находиться на его территории имеют право только воспитанники учреждения, их родители, сотрудники, поэтому всё, что создано на участках бережно сохраняется.

На территории хозяйственной зоны предусмотрено место для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий.

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории высокая, так как автодороги являются центральными, деревянный забор пропускает пыль, снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок со всех сторон окружен зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате дорожное покрытие загрязняется бензиновыми пятнами, но хозяйственная зона располагается со стороны входа в помещение столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы.

Участок в целом чистый. Ежедневно уборку территории утром за 1-2 часа до прихода детей и по мере загрязнения проводит штатный дворник. В хозяйственной зоне оборудована площадка для сбора мусора на расстоянии 20 м от здания и установлены контейнеры с крышками, очистку которых производят коммунальные службы.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здание деревянное, одноэтажное. Общая площадь здания -
Помещения для занятий: музыкальный (спортивный) зал, логопедический кабинет, групповые комнаты.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зоны по 4 направлениям (физическое развитие, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное), имеется отдельная зона уголка природы. В группах имеются экологические стенды, на которых размещены рисунки детей на экологические темы, в родительских уголках размещена информация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. В музыкальном зале оформляются выставки детских работ по экологии, а также совместные работы детей и родителей, фотографии с природой родного края, живые растения, натуральные камни, картины.

3.2. Уголок природы

Во всех группах существуют уголки природы с комнатными растениями в соответствии с программными требованиями. Наиболее распространенные растения: хлорофитум, традесканция, герань, аспарагус, кислица, и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держим во избежание несчастных случаев . Животных в уголке природы так же не содержим, так как не позволяют условия для содержания животных, нет отдельного помещения. Знакомим детей с обитателями уголков природы, используя презентации «Наши друзья», «Как ухаживать за рыбками» видеофильмы и т. д., а так же игрушки (медведь, заяц, змея и др.), находящиеся в методическом кабинете.
Оборудование и учебные материалы: коллекции ракушки, семена, листья различных деревьев, камней, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 10 кг отходов.

Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин - используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается младшим воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами производится специалистами.

5. Программы и методики

В работе с детьми используются «Детство» (. , и др.), парциальная программа «Добро пожаловать в экологию» .

5.1. Используемая методическая литература:

«Добро пожаловать в экологию» Санкт Петербург 2003

«методика экологического воспитания в детском саду» , Москва 2001

«Воспитание дошкольника в труде» под ред 1980

Уголок природы в детском саду 1984

, «Родной край» 1981

«Животный мир Курганской области» Курган 1980

«Воспитание трудолюбия в процессе экологического образования дошкольников» Санкт Петербург 2005

Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями Москва 1981

«Знакомим дошкольников с миром животных» Москва 1988

«Знакомим дошкольника с растениями» Елена Манокина Москва 1998

Организация непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область «Познание» Москва 2012

Образовательная область «Познание» , Москва 2012

«Дидактические игры в детском саду» Москва 1985

Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж,2002 г.

«Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники»Москва 2002

Дидактические материалы:

1)Дидактические пособия в картинках

О лесных животных

О домашних животных

Об овощах

2) Экологические игры:

«Что, где растёт»
«Когда это бывает?

« Что делают дети в природе?»

«Поможем жильцам найти свой домик»

Запрещенные знаки

Пищевые цепочки

Я садовник

Витамины – это полезно

Съедобное несъедобное

Времена года

«Чей хвост?»

«С какого дерева листок?»

«Что где растет?»

«Чудесный сундучок»

«Вершки и корешки»

«Парочка»

«Дары природы»

«Четвертый лишний»

«Разрезные картинки»

Лабиринт «Кто живет одной семьей»

3) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Обитатели морей»,
«Кто где живет»
«Цветы».

4) Аудиозаписи «Голоса птиц» «Шум дождя», презентации «Природа нашего края», «Животный мир», «Наши друзья», «Весна идет весне дорогу» «Значение воды на земле», «Роса», «Откуда берется снег и лед», «Лес осенью », «Правила в лесу», «Откуда в снежках грязь», «Водоемы», «Вода », «Путешествие в страну диких животных», видеофильм Одиссея Жака Кусто Мир тишины,.

6)наглядно-дидактические пособия

Муляжи овощей, фруктов, ягод

Серия «Окружающий мир» Светлана Вохринцева

Дикие животные – Издательство «Страна Фантазий» , 2000.

Домашние животные. - Издательство «Страна Фантазий» , 2000.

Деревья и листья - Издательство «Страна Фантазий» , 2000.

Ядовитые грибы - Издательство «Страна Фантазий» , 2000.

Съедобные грибы - Издательство «Страна Фантазий» , 2000.

Овощи - Издательство «Страна Фантазий» , 2000.

Зима.- Издательство «Страна Фантазий» , 2000.

Осень. - Издательство «Страна Фантазий» , 2000.

Весна.- Издательство «Страна Фантазий» , 2000.

Лето. - Издательство «Страна Фантазий» , 2000.

Детская литература

Энциклопедия: «Животные» , «Мир леса», атлас «Животных», «Планета Земля», «Почемучка»,

Зоология в картинках

По кого рассказывает грач

Словарь в картинках «» Природа родного края»

«Хочу все знать»

«Гиганты и крошки»

5.3. Основные направления работы

В течение года в детском саду проходят экологические праздники и экологические представления, развлечения. С детьми проводятся НОД по экологическому воспитанию. В подготовке экологических праздников участвуют родители.

5.4. Связь с другими организациями

ДОУ взаимодействует с краеведческим музеем, домом детского творчества, детской библиотекой. Имеются договора с учреждениями и совместные планы работы.

6. Дополнительные сведения

Заболеваемость детей: Общая заболеваемость 68 случаев, острые простудные заболевания 45 случаев, число случаев 1 ребенка в течение года 0,71 случаев, количество детей с хроническими заболеваниями ДЦП -1, бронхиальная астма -2. Хронический пиелонефрит -1, дерматит -1.

Территория детского сада хорошо ухожена. Растительный покров на территории разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует продумать оформление клумб у входа в здание. Продолжать организацию экологической тропы, оформить зону отдыха возле фонтана. Составить списки комнатных растений с рекомендациями по уходу за ними. Пополнить разнообразием комнатных растений в группах детского сада.