Эпицентры противоречий и военно-политические блоки. Военно-политические коалиции накануне первой и второй мировой войны: сравнительный анализ

Англия, Франция, Россия, Италия, США - активно искали союзников на случай войны. Это привело, в конце концов, к образованию противостоящих друг другу военно-политических группировок. Первой на этот путь вступила Германия. После завершения объединения страны и образования Германской. В 1879 г. Германия подписала договор о союзе с Австро-Венгрией. Договор носил ярко выраженный антирусский характер. В статье первой говорилось, что если одна из договаривающихся сторон подвергнется нападению со стороны, остальные обязаны выступить на помощь друг другу всеми своими вооруженными силами и не заключать мира без обоюдного согласия. В то же время статья вторая предусматривала, что если на одну из договаривающихся сторон нападет не Россия, а какая-либо другая держава, стороны обязаны лишь соблюдать нейтралитет, и только при вмешательстве в конфликт России вступит в силу пункт первый договора. Договор, заключенный сначала сроком на 5 лет, затем неоднократно продлевался. Австро-германский договор явился первым шагом к созданию военного блока во главе с Германией. После присоединения к договору Италии в 1882 г. образовался Тройственный союз.Так началось разделение Европы на два враждующих лагеря, что было одной из основных причин будуще мировой войны. После образования Тройственного союза стали оформлять свои военные обязательства и страны противники Германии.В конце 80 гг. XIX в. произошло резкое обострение франко-германских отношений, что заставило Францию искать пути сближения с Россией. Со своей стороны правительство России также было заинтересованно в сближении с Францией, с Европой. Когда в 1887 г. возникла угроза германской агрессии против Франции, она

обратилась к России с призывом. Канцлер Германии Бисмарк потребовал от России гарантий нейтралитета в случае войны за спорные пограничные территории между Германией и Францией. Россия ответила отказом, и Бисмарк был вынужден отступить.Дальнейшее развитие событий еще больше сблизило Францию с Россией, поскольку Германия все активнее пытались влиять на европейские конфликты. Напряжение отношений между странами все больше нарастало.

Например, русско-германские противоречия привели к так называемой «таможенной войне». В то же время Тройственный союз снова продлил свои договоренности против России. Возникли даже слухи о присоединении к нему Англии из-за споров с Россией по поводу территорий на Среднем Востоке. Так возникла почва для заключения русско-французского соглашения. Стороны условились консультироваться в случае опасности и принимать совместные меры при угрозе нападения со стороны Германии и ее союзников.В дальнейшем это соглашение было дополнено строго определенными военными обстоятельствами. По военной конвенции, стороны обязались действовать так, чтобы Германии в случае войны пришлось сражаться одновременно и на востоке, и на западе.Окончательным шагом оформления франко-русского союза была ратификация военной конвенции в 1893 г.Политическое сближение России и Франции было подкреплено и более тесными финансовыми отношениями.Следующим шагом в оформлении Антанты стало подписание англо-французского соглашения 1904 г. Подписав соглашение 1904 г., стороны взаимно признали права Англии в Египте и Франции в Марокко, причем не исключили и аннексии (т. е. полного захвата) этих территорий. И наконец, англо-русское соглашение 1907 г. было завершающим шагом в объединении стран против Тройственного союза и в создании Антанты (Англия, Франция, Россия). Царское правительство, ослабленное Русско-японской войной и революцией 1905-1907 гг., встревоженное ростом германского милитаризма, искало поддержки со стороны Англии. Однако переговоры были сложными и не раз находились на грани срыва.Английская сторона старалась не уступать России в господстве над странами Среднего Востока. Переговоры касались Тибета, Афганистана и Ирана, где англо-русские противоречия были особенно сильными. Англо-русское соглашение 1907 г. оказалось важнейшим этапом в окончательном оформлении Антанты,получившей название Тройственного согласия - в противовес Тройственному союзу (Германия, Австро-Венгрия, Италия).

Франко-прусская война и ее последствия внесли глубокие изменения в систему международных отношений в Европе. Во-первых, противоречия между Францией и Германией не только не были преодолены, а, наоборот, еще больше обострились. Каждая статья Франкфуртского мира 1871 г. таила опасность новой войны, порождая реваншистские настроения во Франции и, в то же время, стремление Германии избавиться от этой опасности окончательным разгромом западного соседа.

С другой стороны, последствия войны и франко-германские противоречия оказали довольно заметное влияние на взаимоотношения других европейских государств. Усиливая внешнеполитическую экспансию, бисмарковская Германия учитывала, что в случае ее конфликта с любым европейским государством Франция непременно воспользуется, случаем для реванша, и потому стремилась оставить ее в международной изоляции. Франция же, ослабленная после войны, стремилась выиграть время для восстановления военного потенциала и активно искала союзников на континенте.

С 1871 г. вплоть до отставки (17 марта 1890 г.) фактическим правителем Германской империи был канцлер князь Отто фон Бисмарк. Канцлер понимал, что Германия при всей своей силе окружена страшными опасностями извне, что для нее проигрыш большой войны вследствие географических и экономических условий всегда опаснее, чем для любой другой державы и что поражение для нее может стать равносильным уничтожению великодержавности.

Вся его политика была направлена на сохранение добытого, а не на приобретение нового. Даже когда в 1875 г. он намеревался напасть на Францию, это объяснялось страхом Отто фон Бисмарка перед несомненной будущей войной. Он намеренно старался сбросить со счетов все, что сколько-нибудь увеличивало вероятность войны Германии с какой-либо великой державой или коалицией держав. "Кошмар коалиций" - так определялось душевное состояние Отто фон Бисмарка.

После 1871 г. в Европе возникла новая расстановка сил. В ходе франко-германской войны завершилось объединение страны Германии, возникла Германская империя, во Франции рухнул режим Второй империи и возникла Третья республика.

Мирный договор был подписан 26 февраля 1871 г. в Версале. К Германии отходили французские провинции Эльзас и Восточная Лотарингия. Кроме того, на Францию накладывалась огромная контрибуция в размере 5 млрд. франков. Затем переговоры между Германией и Францией во Франкфурте-на-Майне привели 10 мая к подписанию окончательного мира.

Франкфуртским мирным договором было подтверждено присоединение к Германии Эльзаса и Восточной Лотарингии. Кроме того, Германия дополнительно аннексировала железорудный район к западу от Тионвиля, возвратив Франции малозначительную крепость Бельфор. Таким образом, договор устанавливал новую франко-германскую границу. Он определял также порядок выплаты 5-миллиардной контрибуции. Франция принимала на себя расходы по содержанию немецких оккупационных войск, которые оставались на ее территории до окончательной выплаты контрибуции.

Россия рассматривала Францию как противовес объединенной Германии, но имея глубокие противоречия с Англией в Средней Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, она дорожила благожелательной позицией Германии в Восточном вопросе. Австро-Венгрия также рассчитывала на германскую поддержку в Юго-Восточной Европе. Отто фон Бисмарк стремился играть роль посредника при решении спорных вопросов между Россией и Австро-Венгрией на Балканах.

Таким образом, после франко-германской войны резко меняется дипломатическая и военно-стратегическая обстановка: утрачивает роль лидера в европейских делах Франция, осуществляется объединение Италии, укрепляет свои позиции Россия, а главное создается еще одно новое государство - Германская империя, которое очень быстро начинает укреплять свои позиции и претендовать на гегемонию в Европе.

Внешнеполитическая линия Отто фон Бисмарка, в наибольшей степени способствовавшая формированию Тройственного союза представляет собою весьма интересный вопрос. Сам Отто фон Бисмарк считал, что его основная задача как имперского канцлера состоит в постоянной защите Германской империи от опасности извне. Соответственно, и внутриполитические конфликты он оценивал в основном применительно к сфере внешней политики, то есть к возможной угрозе империи со стороны международных революционных движений. Восстание Парижской коммуны весной 1871 г., которое повсюду в Европе было воспринято как "зарница" социальных революций, помогло Отто фон Бисмарку убедить Европу в опасности, уже не в первый раз после 1789 г. исходящей из Франции, и в необходимости объединения всех консервативных сил перед лицом грядущих революционных потрясений.

Осуществление политики по логике Отто фон Бисмарка тесно увязано с существованием стратегического союза Германии, Австрии и России. Причем, Отто фон Бисмарк подчеркивает его значение именно как союза, основанного на объективном осознании каждой из держав-участниц его необходимости, а не на тезисе о монархической и династической солидарности (напротив, в ряде мест Отто фон Бисмарк сетует на слишком сильную зависимость внешней политики монархических стран от личной воли императоров и наличия тех или иных династических интересов).

После русско-турецкой войны Англия на время фактически оказалась хозяйкой Черноморских проливов. Она получила остров Кипр, а ее эскадра стояла в Мраморном море. Британские военные корабли могли беспрепятственно войти в Черное море и угрожать южным берегам России, которая еще не имела там флота. Несмотря на противоречия, Россию и Германию связывали экономические интересы, родство Романовых с Гогенцоллернами, монархическая солидарность и страх перед революцией. Петербург рассчитывал при поддержке Берлина нейтрализовать Вену на Балканах и не допустить английской оккупации Черноморских проливов.

Даже когда непосредственный "союз трех императоров" распался, Отто фон Бисмарк прилагал массу усилия для обеспечения двухсторонних отношений Германии с Австрией и Россией. Войны между этими тремя державами Отто фон Бисмарк считает противоречащими какой - бы то ни было логике и их собственным интересам. Кроме того, посредством поддержания хороших отношений, как с Австрией, так и с Россией Германия способна преодолеть опасность изоляции на континенте, а также не менее грозную опасность "коалиции Кауница" между Австрией, Францией и Россией. И то, что в 1879 г. Отто фон Бисмарк склонился к заключению направленного против России сепаратного договора с Австрией, вовсе не означает, по мысли Отто фон Бисмарка, отказа от стратегии "провода в Россию".

Напротив, именно союзу с Россией (а не с Австрией, прогрессирующий упадок, противоречивость внутриполитического устройства и нарастающие общественные противоречия внутри которой Отто фон Бисмарк прекрасно осознавал) он уделяет основное внимание в рамках своей внешнеполитической доктрины, и если антироссийское соглашение и было подписано, то, как подчеркивает Отто фон Бисмарк, оно было обусловлено, прежде всего, агрессивно панславистской внешней политикой России, не соответствующей подлинным русским интересам, и носило подчеркнуто временный, а не долговечный характер. Отто фон Бисмарк неоднократно подчеркивает, что "между Россией и Пруссией-Германией нет таких сильных противоречий, чтобы они могли дать повод к разрыву и войне".

Но после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. отношения России и Германии ухудшились. Берлин поддерживал Вену в европейских комиссиях по установлению новых границ балканских государств, а в связи с мировым аграрным кризисом стал проводить, протекционистскую политику. Она заключалась, в частности, в почти полном запрете ввоза скота и установлении высоких пошлин на хлеб из России. Германия выразила также протест против возвращения русской кавалерии в Прибалтийские губернии после войны с Турцией. К "таможенной войне" добавилась "газетная". На протяжении всего 1879 г. славянофилы обвиняли Германию в "черной неблагодарности" за благожелательный нейтралитет России во время франко-германской войны, а Берлин напоминал о своей роли в частичном сохранении Сан-Стефанского договора.

В Петербурге усилились настроения в пользу сближения с Францией, но в конце 1870-х- начале 1880-х гг. для реализации этого курса не было условий. Россия, находившаяся на грани войны с Англией в Средней Азии, была заинтересована в безопасности западных границ, а Франция, проводившая активную колониальную политику в Африке и Юго-Восточной Азии, в свою очередь, не хотела осложнений с Лондоном и Берлином.

Отто фон Бисмарк в условиях прохладных отношений с Россией готовил заключение австро-германского союза, договор о котором был подписан 7 октября 1879 г. (Приложение 1)

Первоначально Отто фон Бисмарк добивался от Д. Андраши такого соглашения, которое было бы направлено как против России, так и против Франции, но потерпел неудачу. Согласно договору, в случае нападения России на одну из сторон другая обязана была прийти ей па помощь, а при нападении иной державы другая сторона должна была соблюдать благожелательный нейтралитет, если к нападающему не присоединялась Россия.

Ознакомленному с условиями договора Александру II Отто фон Бисмарк дал понять, что Россия не должна рассчитывать на поддержку Германии в случае австро-русского конфликта. Канцлер настаивал на трехстороннем союзе Германии, России и Австро-Венгрии.

Австро-германский договор 1879 г. продолжал существовать независимо от "Союза трех императоров". Австро-германский договор 1879 г. - событие, которое названо этапным во внешней политике Германской империи. Австро-германский договор оказался самым долговечным из всех договоров и соглашений, заключенных Отто фон Бисмарком. Он положил начало "двойственному союзу", продержавшемуся вплоть до Первой Мировой войны. Итак, начальное звено в системе империалистических коалиций, душивших друг друга в мировой схватке, было создано Отто фон Бисмарком за 35 лет до ее начала.

В 1882 г. к нему присоединилась Италия, недовольная превращением Туниса во французский протекторат.

Здесь проявилась лучшие дипломатические способности Отто фон Бисмарка. Поощряя французское правительство на захват Туниса, Отто фон Бисмарк совершил ловкий дипломатический маневр. Он вовлёк Италию и Францию в ожесточённую борьбу из-за этого куска Северной Африки. Как ни парадоксально это звучит, но, оказывая Франции дипломатическую поддержку против Италии, Отто фон Бисмарк делал итальянцев своими союзниками. Он, можно сказать, загнал мелкого итальянского хищника в свой политический лагерь. В момент захвата Туниса французами в Италии стояла у власти министерство Б. Кайроли. Б. Кайроли был ярым поборником присоединения Триеста и Третино, остававшихся под властью Габсбургов.

Незадолго до вторжения французских войск в Тунис Кайроли публично заверял встревоженный Парламент, что никогда Франция не совершит столь вероломного акта, когда же этот шаг был всё же сделан, Б. Кайроли подал в отставку. Уходя, он заявил, что в его лице со сцены сходит последнее франкофильское министерство в Италии. Конфликт с Францией побуждал Италию искать сближения с австро-германским блоком. Сильная изрезанность побережья Италии делала ее особенно уязвимой для английского флота, поэтому нужны были союзники, особенно ввиду возможного обострения отношений с Англией, с началом африканской колониальной политики Италией. Наверстать где-либо в другом месте то, что она упустила в Тунисе, Италия могла, только опираясь на сильную военную державу. Отто фон Бисмарк пренебрежительно, но метко назвал итальянцев шакалами, которые крадутся за более крупными хищниками.

В январе 1882 г., к Отто фон Бисмарку обратился итальянский посол Бовэ с пожеланием от имени своего правительства укрепить связи Италии с Германией и Австро-Венгрией для Германии Италия была в прошлом союзником, для Австрии врагом. Это обстоятельство учитывалось Отто фон Бисмарком, когда он формулировал свой ответ послу. Бисмарк выразил сомнение относительно возможности оформить дружественные отношения между тремя странами в виде письменного договора и отклонил просьбу посла составить его проект, но он и не отвергал начисто эту идею. Особенно настойчиво стремились к союзу с итальянский король Гумберт I и промышленная буржуазия Италии, стремившаяся оградить себя от французской конкуренции, выступали за союз с Германией, но Отто фон Бисмарк дал им знать, что "ключи от немецких дверей Италия может найти только в Вене".россия германия император антанта

Как ни трудно ему это было, но итальянское правительство решилось сделать попытку сблизиться с Австрией. В январе 1881 г. в Вену также явился итальянский тайный агент. Пристрастие к тайным агентам взамен обычных методов дипломатических сношений не было случайностью. Оно свидетельствовало о слабости Италии; из этой слабости проистекала неуверенность итальянского правительства в себе и боязнь конфуза в случае отклонения его авансов. Ввиду этого оно и стремилось действовать возможно менее официальными путями.

Для Австрии сближение с итальянцами сулило обеспечение тыла на случай войны с Россией. Поэтому Вена после ряда проволочек согласилась на союз с Италией, сколь ни сильно презирал эту страну австрийский двор. Отто фон Бисмарку же Италия была нужна для изоляции Франции. Всё это привело к тому, что был подписан союзный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией (Приложение 2).

Тайный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией был подписан 20 мая 1882 г. и получил название Тройственного союза. Заключенный на пять лет, он неоднократно продлевался и просуществовал до 1915 г. Участники договора обязывались не принимать участия ни в каких союзах или соглашениях, направленных против одного из них. Германия и Австро-Венгрия обязывались оказать Италии помощь, если она подвергнется нападению Франции, а Италия обязывалась сделать то же самое в случае неспровоцированного нападения Франции на Германию. Что касается Австро-Венгрии, то она освобождалась от оказания помощи Германии против Франции, ей отводилась роль резерва на случай вступления в войну России.

При неспровоцированном нападении на одного или двух участников договора двух или более великих держав, в войну с ними вступают все три государства. Если одной из держав, напавших на партнеров Италии, будет Англия, то Рим освобождается от военной помощи своим союзникам (берега Италии были легко уязвимы для английского военного флота).

При неспровоцированном нападении на одного из участников договора со стороны одной из великих держав, не участвующих в этом договоре (кроме Франции), два других его участника обязывались сохранять благожелательный нейтралитет по отношению к своему союзнику. Таким образом гарантировался нейтралитет Италии на случай русско-австрийской войны. Вслед за подписанием договора Германия и Австро-Венгрия приняли к сведению заявление Италии, в соответствии с которым Италия отказывалась от военной помощи своим союзникам в случае их войны с Великобританией. В 1887 г. в договор были внесены дополнения в пользу Италии: ей было обещано право соучастия в решении вопросов, касающихся Балкан, турецких берегов, островов в Адриатическом и Эгейском морях. В 1891 г. было зафиксировано решение поддержать Италию в её претензиях в Северной Африке (Киренаика, Триполи, Тунис).

Державы обязывались в случае общего участия в войне не заключать сепаратного мира и держать договор в тайне. Договор 1882 г. существовал параллельно с австро-германским союзом 1879 г. и "Союзом трех императоров" 1881 г. Став в центре трех союзов, Германия получила возможность оказывать огромное влияние на международные отношения. Примкнула к австро-германскому блоку и Румыния. В 1883 г. она заключила тайный договор с Австро-Венгрией, по которому Австро-Венгрия обязывалась оказать помощь Румынии в случае нападения на нее России. Румынская правящая верхушка связала себя с Тройственным союзом, с одной стороны, из-за боязни захвата Россией черноморских проливов, что могло бы привести к господству России над экономической жизнью Румынии, с другой - из-за желания увеличить территорию румынского государства за счет Бессарабии, а также Силистрии, Шумлы и других болгарских городов и районов. Образование Тройственного союза положило начало оформлению тех военных коалиций, которые в дальнейшем столкнулись в первой мировой войне. Германская военщина стремилась использовать Тройственный союз для осуществления своих агрессивных замыслов в отношении Франции. Такая попытка была предпринята в конце января 1887 г., когда в Германии было решено призвать 73 тыс. резервистов на учебные сборы. Местом сборов была назначена Лотарингия. В газетах появились инспирированные статьи о якобы усиленной подготовке Франции к войне с Германией. Кронпринц Фридрих, будущий император Фридрих III, записал в своем дневнике 22 января 1887 г., что, по словам Отто фон Бисмарка, война с Францией ближе, чем он ожидал. Однако германскому канцлеру не удалось заручиться нейтралитетом России на случай франко-германского конфликта. А войну с Францией без уверенности, что Россия не вмешается в конфликт, Отто фон Бисмарк всегда считал опасной и рискованной для Германии.

Появление в центре Европы Тройственного союза, продолжающееся ухудшение франко-германских отношений, достигшее наибольшего напряжения к 1887 г., требовали от французского правительства скорейшего поиска путей для выхода из создавшейся для Франции политической изоляции. Для ослабленной Франции, нуждавшейся в мире и в то же время не оставлявшей мысли о реванше, необходимо было время, чтобы ликвидировать последствия войны 1870-1871 гг. Французские политические деятели ясно представляли, что если возникнет новая война с Германией (а опасность новой агрессии со стороны Германии была вполне реальной), то Франции нужно иметь надежных союзников, ибо единоборство с германскими вооруженными силами успеха не принесет. И такого союзника Франция видела в первую очередь в крупнейшем государстве, расположенном на востоке Европы, - в России, сотрудничества с которой Франция начала искать уже на следующий день после подписания Франкфуртского мира.

В конце 1870 гг. борьба между великими державами и их союзниками за окончательный раздел сфер влияния в мире приобретает наиболее острый характер. Основной причиной усиления колониальной экспансии стал вызванный появлением новых технологий стремительный рост промышленного производства в странах Запада, который обусловил стремление правительств найти новые рынки для экспорта капитала, и сбыта готовой продукции. Не менее важной задачей явился захват источников сырья, бесплатная эксплуатация которых позволяла промышленности этих стран постоянно наращивать объемы производства без привлечения дополнительных средств.

Получив возможность решать экономические проблемы с помощью неограниченной эксплуатации колоний и зависимых стран, правительства многих европейских держав сумели смягчить внутренние социальные противоречия путем перераспределения полученных доходов. Это позволило наиболее экономически развитым странам-метрополиям Великобритании, Франции, Нидерландам и Бельгии избежать впоследствии тех социальных потрясений, с которыми столкнулись Россия, Германия, Италия, Австро-Венгрия, Испания и Португалия. Последние в силу целого ряда причин так и не смогли экономически освоить и эффективно эксплуатировать рынки своих не менее обширных территориальных владений. Вместе с тем большинство из этих государств, компенсируя экономическую слабость военной силой, сумели принять активное участие в борьбе за окончательный раздел сфер влияния в мире в конце XIX - начале XX вв.

По этой причине, несмотря на различие в методах экспансии, все эти страны можно причислить к колониальным империям, ибо в основе их политики лежало стремление захватить либо взять под контроль как можно более обширную территорию, по отношению к населению которой европейцы обязывались осуществлять "цивилизаторскую миссию".

Таким образом, активное торгово-экономическое и военно-политическое проникновение западных государств во все регионы Азии и Африки явилось завершающей стадией формирования мировой экономической системы, в рамках которой продолжалась конкуренция между великими державами за контроль над наиболее выгодными как в экономическом, так и в военно-стратегическом отношении территориями. К концу XIX в. значительная часть Южного полушария оказалась разделена между великими державами и их союзниками. Лишь очень немногие страны сумели сохранить формальный суверенитет, хотя и они попали в полную экономическую зависимость от колониальных империй. Так произошло с Турцией, Персией, Афганистаном, Китаем, Кореей, Сиамом, Эфиопией, которые благодаря сильной централизованной власти и жесткой политике правительства в отношении национальных меньшинств, сумели избежать участи Индии, Бирмы, Вьетнама и других феодальных государств, распавшихся на отдельные части и захваченных колонизаторами. Суверенитет отдельных стран (Либерия, Урянхайский край) гарантировался великими державами (США, Россия).

Особенно важны в этом плане обострившиеся противоречия Германии и Великобритании - по большому счету основной фактор международной обстановки.

Союз между Россией и Францией был продиктован не только общностью военно-стратегических интересов той и другой державы, наличием угрозы со стороны общих врагов. К тому времени уже оказалась налицо для союза и прочная экономическая основа. Россия с 70-х гг. остро нуждалась в свободных капиталах для вложения их в промышленность и железнодорожное строительство, Франция, напротив, не находила у себя достаточного числа объектов для собственных капиталовложений и активно вывозила свой капитал за рубеж. Именно с тех пор постепенно стал расти удельный вес французского капитала в российской экономике. За 1869-1887 гг. в России были основаны 17 иностранных предприятий, из них 9 французских.

Французские финансисты весьма продуктивно использовали ухудшение русско-германских отношений. Экономические предпосылки союза имели и специальный военно-технический аспект. Уже в 1888 г. приехавший в Париж с неофициальным визитом брат Александра III великий князь Владимир Александрович сумел разместить по французским военным заводам взаимовыгодный заказ на изготовление 500 тыс. винтовок для русской армии.

Давними и прочными были культурные предпосылки союза между Россией и Францией. Ни одна другая страна не оказывала на Россию столь мощного культурного воздействия, как Франция. Имена Ф. Вольтера и Ж.Ж. Руссо, А. Сен-Симона и Ш. Фурье, В. Гюго и О. Бальзака, Ж. Кювье и П.С. Лапласа, Ж.Л. Давида и О. Родена, Ж. Визе и Ш. Гуно были известны каждому образованному россиянину. Во Франции всегда меньше знали о русской культуре, чем в России - о французской. Но с 80-х гг. французы, как никогда ранее, приобщаются к русским культурным ценностям. В условиях нараставшего сближения между Россией и Францией за союз ратовали в обеих странах поборники активной наступательной политики против Германии. Во Франции, пока она придерживалась оборонительной позиции по отношению к Германии, союз с Россией не был жгучей потребностью. Теперь же, когда Франция оправилась от последствий разгрома 1870 г. и в порядок дня для французской внешней политики встал вопрос о реванше, среди ее руководителей (включая президента С. Карно и премьер-министра Ш. Фрейсине) резко возобладал курс на союз с Россией.

В России тем временем толкали правительство к союзу с Францией помещики и буржуазия, задетые экономическими санкциями Германии и потому выступавшие за поворот отечественной экономики от немецких к французским кредитам. Кроме того, в русско-французском союзе были заинтересованы широкие (политически очень разные) круги российской общественности, которые учитывали всю совокупность взаимовыгодных предпосылок для этого союза. В обществе, в правительстве и даже при царском дворе начала складываться "французская" партия. Ее провозвестником стал знаменитый "белый генерал" М.Д. Скобелев.

Правда, сильна была при дворе и в правительстве России и "германская" партия: министр иностранных дел Н.К. Гире, его ближайший помощник и будущий преемник В.Н. Ламздорф, военный министр П.С. Ванновский, послы в Германии П.А. Сабуров и Павел Шувалов. По влиянию на царя и на правительство, а также по энергии, настойчивости и "калибру" состава "германская" партия уступала "французской", но зато в пользу первой сказывался ряд объективных факторов, препятствовавших русско-французскому сближению.

Первым из них был географический фактор отдаленности. Больше препятствовали союзу между Россией и Францией различия в их государственном и политическом строе. Поэтому русско-французский союз складывался хотя и неуклонно, но медленно и трудно. Ему предшествовал ряд предварительных шагов к сближению между двумя странами - шагов взаимных, но более активных со стороны Франции.

Отто фон Бисмарк заключил союз с Австрией в 1879 г., союз с Италией в 1882 г. (создав этим Тройственный союз), чтобы иметь опору па случай войны с Россией или Францией. Он всячески поощрял завоевательную политику Франции в Африке и Азии, во-первых, чтобы отвлечь французов от мысли о реванше - об обратном завоевании Эльзаса и Лотарингии, а во-вторых, чтобы этим способствовать ухудшению отношений Франции с Англией и Италией. Наконец, он очень скупо и неохотно шел на создание германских колоний, чтобы, в свою очередь, не ввязываться в опасные ссоры с великой морской державой - Англией. Эта политика воздержания и осторожности требовала многих жертв, что раздражало правящие круги Германии. Но Отто фон Бисмарк, уступая им, старался все же уступать как можно меньше.

Используя идею монархической солидарности в сохранении "порядка" в Европе, в 1873 г. Отто фон Бисмарку удалось создать "Союз трех императоров" - Германии, Австро-Венгрии и России. Соглашение носило консультативный характер, но роль Германии в международных отношениях сразу же возросла. Тем не менее, "Союз" не был, да и не мог быть стабильным. Слишком существенными были противоречия между его участниками. И хотя в 1881 г. соглашение было возобновлено, причем уже в форме договора о нейтралитете, к середине 80-х гг. "Союз" полностью исчерпал свои возможности.

После русско-турецкой войны на Берлинском конгрессе 1878 г. Германия не поддержала притязания России на Балканах. В свою очередь, Россия отказывалась хранить нейтралитет в случае войны Германии и Франции. Это трижды (в 1875, в 1885 и 1887) удерживало Отто фон Бисмарка от нового нападения на Францию. Ко всему, после взаимного повышения таможенных пошлин на ввоз товаров между Германией и Россией в конце 70-х гг. началась настоящая таможенная война.

Ухудшение отношений с Россией обусловило военно-политическое сближение Германии и Австро-Венгрии. В 1879 г. правительства двух стран заключили секретный союзный договор, который предусматривал взаимопомощь в случае нападения России на любое из этих государств и доброжелательный нейтралитет во время войны с любой другой европейской страной, если только к ней не присоединится Россия. Оборонительный по форме, договор имел агрессивный характер, так как предусматривал реальную ситуацию, в которой при военном конфликте Германии и Франции, в случае оказания помощи последней со стороны России, Германия получила бы австрийскую поддержку, а война приобрела бы европейский масштаб.

Несомненно, Отто фон Бисмарк был единственным выдающимся дипломатом Германской империи. Он являлся представителем прусского юнкерства и германской буржуазии в период борьбы за национальное объединение Германии, а затем за упрочение созданного им государства. Он жил и действовал в эпоху, когда империализм еще далеко не сложился.

Отличительной особенностью внешнеполитической деятельности Отто фон Бисмарка был ее агрессивный характер. Когда Отто фон Бисмарк видел перед собой противника, то первым движением канцлера было отыскать наиболее уязвимые его места, чтобы как можно сильнее ударить по ним. Нажим и удар были для Отто фон Бисмарка средством не только побеждать врага, но и добывать себе друзей. Чтобы обеспечить верность союзника, Отто фон Бисмарк всегда держал против него камень за пазухой. Если подходящего камня в его распоряжении не оказывалось, он старался запугать своих друзей всяческими мнимыми неприятностями, которые он якобы может им причинить.

Если нажим не помогал, или при всей своей изобретательности Отто фон Бисмарку не удавалось отыскать никакого средства давления или шантажа, он обращался к другому своему излюбленному приему - к подкупу, при этом чаще всего за чужой счет. Постепенно у него выработались своего рода стандарты взяток Англичан он покупал содействием в египетских финансовых делах, русских - предоставлением помощи или свободы действий в той или иной из восточных проблем, французов - поддержкой в деле захвата самых разнообразных колониальных территорий. Арсенал таких "подарков" был у Отто фон Бисмарка достаточно велик.

Менее охотно применял Отто фон Бисмарк такой дипломатический прием, как компромисс. Это был не его стиль. Отто фон Бисмарк являлся большим реалистом Он любил, когда это требовалось, толковать о монархической солидарности. Однако это не мешало ему поддерживать республиканцев во Франции, а в 1873 г. и в Испании, в противовес монархистам, поскольку тогда он считал, что республиканские правительства в этих странах, с точки зрения Германской империи, будут наиболее удобными

Отто фон Бисмарк не давал простора чувствам в своей политике, но всегда старался руководствоваться исключительно расчетом. Если какое-то чувство иногда и мешало его логике, то чаще всего - гнев. Гнев и ненависть были, пожалуй, единственными эмоциями, которые порой могли отклонить канцлера с пути холодного и трезвого расчета - и то лишь на время.

Еще одной чертой характера Отто фон Бисмарка была исключительная активность. Первый канцлер Германской империи был энергичной, чрезвычайно деятельной натурой, которая буквально не знала покоя. К особенностям бисмарковской политики не принадлежала простота, несмотря, на то, что ее цель была обычно выражена с предельной ясностью Отто фон Бисмарк почти всегда отчетливо знал, чего он хочет, и умел развивать поразительное напряжение воли для достижения своей цели. Шел он к ней иногда напролом, но чаще - сложными, порой запутанными, темными, всегда разнообразными и беспокойными путями

Внешняя политика приковывала взор Отто фон Бисмарка. Одной из причин, приведших непосредственно к его отставке, были разногласия между канцлером и кайзером по вопросу об отношении к России.

Генерал Вальдерзее, сменивший в 1888 г. дряхлого генерала фон Мольтке на посту начальника германского генерального штаба, продолжал настаивать на превентивной войне против России. Молодой кайзер склонялся к этой точке зрения. Отто фон Бисмарк считал войну против России гибельной.

Иногда в западной историографии Отто фон Бисмарка изображают чуть ли не другом России. Это неверно, он был ее врагом, поскольку усматривал в ней главное препятствие для германского превосходства в Европе. Отто фон Бисмарк всегда старался вредить России, стремясь втянуть ее в конфликты с Англией, Турцией, но канцлер был достаточно умен, чтобы понимать, какая огромная сила таится в русском народе. Всячески вредя России, Отто фон Бисмарк старался делать это чужими руками.

Грозным предостережением звучат строки, посвященные Отто фон Бисмарком проблеме русско-германской войны. "Эта война с гигантскими размерами своего театра была бы полна опасностей, - говорил Отто фон Бисмарк. - Примеры Карла XII и Наполеона доказывают, что самые способные полководцы лишь с трудом выпутываются из экспедиций в Россию". И Отто фон Бисмарк полагал, что война с Россией явилась бы для Германия "большим бедствием". Если бы даже военное счастье улыбнулось Германии в борьбе с Россией, то и тогда "географические условия сделали бы бесконечно трудным доведение этого успеха до конца".

Но Отто фон Бисмарк шел дальше. Он не только осознавал трудности войны с Россией, но и считал если бы даже вопреки ожиданию Германии удалось добиться полного успеха в чисто военном смысле этого слова, то и тогда она не достигла бы настоящей политической победы над Россией, ибо нельзя победить русский народ. Полемизируя со сторонниками нападения на Россию, Отто фон Бисмарк в 1888 г. писал: "Об этом можно было бы спорить в том случае, если бы такая война, действительно, могла привести к тому, что Россия была бы разгромлена. Но подобный результат даже и после самых блестящих побед лежит вне всякого вероятия. Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских... Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути Это неразрушимое государство русской нации сильно своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей...". Эти строки отнюдь не свидетельствуют о симпатии канцлера к России. Они говорят о другом - Отто фон Бисмарк был осторожен и прозорлив.

Бисмарк в большой степени был своеобразным олицетворением союза буржуазии с юнкерством. Но по мере вызревания империалистических тенденций в экономике и политике Германии его политика все больше становилась политикой "государственного капитализма

Политика Бисмарка была направлена на сохранение добытого, а не на приобретение нового. Он намеревался напасть на Францию, это объяснялось страхом Отто фон Бисмарка перед несомненной будущей войной. Он намеренно старался сбросить со счетов все, что сколько-нибудь увеличивало вероятность войны Германии с какой-либо великой державой или коалицией держав.

Со временем, использовав итало-французское колониальное соперничество, Отто фон Бисмарку удалось привлечь к коалиции Италию. В 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия заключили секретный союзный договор о взаимопомощи в случае войны с Францией и общем выступлении в случае нападения на одного из участников двух или больше европейских стран. Так возник Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии, который положил начало расколу Европы на враждующие военные группировки.

Ловко играя на разногласиях европейских государств, Тройственному союзу вскоре удалось привлечь на свою сторону Румынию и Испанию. Тем не менее, все попытки Отто фон Бисмарка и его преемников добиться участия в союзе Англии оказались бесплодными. Несмотря на острые колониальные противоречия с Францией и Россией, Англия, как и прежде, не хотела связывать себя договором с любым европейским государством, оставаясь верной политике "блестящей изоляции".

Однако вероятное присоединение Англии к немецко-австрийскому блоку ускорило военно-политическое сближение Франции и России. В 1891 г. франко-российский союз был оформлен консультативным пактом, а в 1892 г. представители генеральных штабов обеих стран подписали секретную военную конвенцию о совместных действиях в случае войны с Германией. Конвенция, которая должна была оставаться в силе на все время существования Тройственного союза, была ратифицирована в конце 1893-начале 1894 гг.

90-е гг. XIX в. характеризовались резкой активизацией внешней политики Германии и изменением ее направленности. Бурное развитие промышленности, которая переросла возможности внутреннего рынка, заставляло правящие круги страны поддерживать немецкую торговую экспансию в Европе, искать "новые независимые территории" для сбыта товаров. Став на путь колониальных завоеваний позже, чем другие страны, Германия значительно уступала им по размерам захваченных территорий. Немецкие колонии были в двенадцать раз меньше, чем английские, а вдобавок бедны сырьевыми ресурсами. Имперское руководство остро переживало такую "несправедливость" и, активизируя колониальную политику, впервые поставило вопрос о переделе уже поделенного европейскими странами мира.

Переход Германии к "мировой политике воплотился в ее претензиях на господство в Европе, желании закрепиться на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке, стремлении к переделу сфер влияния в Африке". Главным направлением немецкой экспансии стал Ближний Восток. В 1899 г. кайзер добился от турецкого султана согласия на строительство трансконтинентальной железной дороги, которая должна была соединить Берлин и Багдад, после чего началось активное проникновение немецкого капитала на Балканы, в Анатолию и Месопотамию.

Продвижение немцев на восток и неприкрытые территориальные претензии Германии привели к резкому обострению ее отношений с самым большим колониальным государством мира - Англией. К началу XX в. англо-германские противоречия становятся главными в системе международных отношений. Экономическое, политическое и колониальное соперничество двух стран дополнилось гонкой военно-морских вооружений. Развернув в 1898 г. строительство мощного военного флота, Германия бросила вызов "владычице морей", угрожая ее посреднической торговле и связям с колониями.

Длительное время, уверенные в неуязвимости островного положения Англии и в преимуществе ее военного флота, британские дипломаты считали лучшей внешней политикой не связывать себе руки союзами с другими государствами, поощрять конфликты между ними и извлекать из этих конфликтов пользу для Англии. Для сохранения "европейского равновесия" Великобритания обычно противодействовала сильнейшему континентальному государству, не позволяя ему занять доминирующее положение в Европе.

Однако ухудшение международного положения страны в начале XX в. заставило английское правительство изменить внешнеполитический курс. Резкое усиление военной и морской мощи Германии, ее неприкрытые территориальные притязания создавали реальную угрозу существованию Британской империи. Политика изоляции становилась опасной, и британская дипломатия начала искать на континенте союзников в будущем столкновении с Германией.

В 1904 г., после урегулирования взаимных колониальных претензий в Африке, Англия заключила военно-политическое соглашение с Францией, которое получило название Антанта ("Сердечное согласие"). В 1907 г. Антанта стала тройственной: подписав с Англией конвенцию о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете, к ней присоединилась и Россия. Таким образом, в результате соглашений 1904-1907 гг. окончательно оформился военно-политический блок трех государств, противостоявший странам Тройственного союза.

Образование Антанты в 1904 г. стало серьезным предостережением Германии в ее экспансионистских планах. Накануне неминуемого столкновения с Англией для нее намного более опасным становился и франко-российский союз 1891-1893 гг. Поэтому кайзер и немецкая дипломатия неоднократно делали попытки разорвать враждебное окружение, инспирируя обострение англо-российских разногласий и разжигая недоверие правящих кругов России к Франции.

После того как Франция установила "сердечное согласие" с Англией, осталось только замкнуть концы: убедить Англию и Россию в необходимости сближения. Это была непростая задача.

Англо-русские отношения после Крымской войны были весьма напряженными. Несмотря на поражение России в этой войне, Великобританию продолжала беспокоить ее активность в зонах британских интересов. Тревожила англичан и перспектива овладения русскими черноморских проливов. Ведь именно из Средиземноморья начинался самый короткий путь в Индию - Суэцкий канал. Поражение России в Русско - Японской войне и революция 1905-1907гг. окончательно убедили Англию в том, что не Россия теперь представляла опасность для Британских интересов. Англия, как и Франция, нуждалась в военном союзе против Германии больше, чем Россия. Поэтому старые русско-английские разногласия перед лицом общей германской агрессии были урегулированы. В1907 г. Англии и России удалось договориться о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Так в 1907г. к Антанте присоединилась Россия.

Итоги развития международных отношений с 1871 по 1893 г. можно резюмировать словами Энгельса: "Крупные военные державы континента разделились на два больших, угрожающих друг другу лагеря: Россия и Франция - с одной стороны, Германия и Австрия - с другой". Англия оставалась пока вне этих двух блоков; она продолжала строить свою политику на их противоречиях. При этом до середины 90-х гг. её дипломатия тяготела скорее к германской группировке, хотя объективно уже в течение довольно долгого времени нарастал англо-германский антагонизм.

Поэтому поводу в своей работе В.П. Потёмкин - "История дипломатии" высказался так: "Если империалистическая борьба за колонии и сферы влияния упускается из виду, как фактор надвигающейся мировой войны, если империалистические противоречия между Англией и Германией также упускаются из виду, если аннексия Эльзас-Лотарингии Германией, как фактор войны, отодвигается на задний план перед стремлением русского царизма к Константинополю, как более важным и даже определяющим фактором войны, если, наконец, русский царизм представляет последний оплот общеевропейской реакции, - то не ясно ли, что война, скажем, буржуазной Германии с царской Россией является не империалистической, не грабительской, не антинародной войной, а войной освободительной, или почти что освободительной?

После русско-японской войны 1904-1905 гг., используя семейные связи Романовых и Гогенцоллернов, Вильгельм II усилил давление на Николая II, доказывая в переписке, что нейтралитет Франции во время войны граничит с изменой, и что англо-французское соглашение 1904 г. направлено против России. Во время личной встречи в Бьёрке (Финляндия) в 1905 г. ему удалось убедить российского императора заключить с Германией секретный договор о взаимопомощи, тем не менее, этот дипломатический успех остался безрезультатным. Под давлением высших сановников империи Николай II вскоре был вынужден отменить это соглашение. Такой же напрасной оказалась попытка немецкой дипломатии оторвать Россию от ее союзников по Антанте во время Потсдамской встречи двух императоров в 1910 г.

Разжигая разногласия между европейскими государствами, Германия стремилась, кроме всего прочего, обеспечить для себя беспрепятственное проникновение на Ближний Восток. В то же время она пыталась утвердиться и в Северной Африке, претендуя на часть еще не захваченного европейцами Марокко. Тем не менее, на европейской "колониальной бирже" Марокко уже давно было признано сферой интересов Франции, и вмешательство Вильгельма II в марокканские дела в 1905 г. вызвало резкое обострение международных отношений. Марокканский кризис чуть было не привел к началу европейской войны, но конфликт был преодолен дипломатическим путем. Созванная в Альхесирасе (Испания) в 1906 г. международная конференция, вопреки ожиданиям немцев, признала преимущественные права на Марокко за Францией.

В 1911 г., воспользовавшись волнениями в районе Феса, Франция, под предлогом "умиротворения", ввела в марокканскую сто лицу свои войска. Это вызвало неожиданный демарш Германии. "После поднятой в прессе шумной кампании с требованиями раздела Марокко немецкое правительство направило к его берегам канонерскую лодку "Пантера", а затем и легкий крейсер, спровоцировав второй марокканский кризис". Французское правительство восприняло "прыжок Пантеры" как вызов и было готово защищать свои колониальные "права". Тем не менее, война, которая угрожала приобрести европейские масштабы, не началась и на этот раз. Решительное заявление английского правительства о готовности воевать на стороне Франции вынудило Германию отступить и признать французский протекторат над большей частью Марокко.

К острому международному конфликту привел и Боснийский кризис 1908 г. По условиям Берлинского трактата 1878 г. Босния и Герцеговина были оккупированы Австро-Венгрией, но формально оставались в составе Османской империи. После младотурецкой революции 1908 г. австрийское правительство пришло к выводу, что настал благоприятный момент для окончательной аннексии этих двух славянских провинций. При этом согласие России было обеспечено обещанием поддержать ее требования относительно открытия черноморских проливов для российских военных кораблей. Но это обещание так и не было осуществлено, поскольку претензии России не поддержали ни Англия, ни Франция. В то же время аннексия Боснии и Герцеговины усилила австрийские позиции на Балканах и нанесла сильный удар по национально-освободительному движению южных славян.

Аннексия вызвала резкий протест Сербии, которая публично заявила о неуважении прав славянских народов и потребовала у Австро-Венгрии предоставления Боснии и Герцеговине политической автономии. Ее поддержала Россия, предложив созвать для решения боснийской проблемы международную конференцию. Тем не менее, союзники России по Антанте заняли нейтральную позицию, а германское правительство откровенно предложило России подтвердить аннексию и принудить к этому Сербию. Получив ультимативное предупреждение Берлина, что в случае отказа Германия поддержит Австро-Венгрию в нападении на Сербию, и оставшись в одиночестве, Россия была вынуждена уступить.

Ослаблением некогда могущественной Османской империи воспользовалась и Италия, которая давно уже посягала на ее владения в Северной Африке. Заручившись поддержкой крупных европейских государств, в 1911 г. она начала военные действия против Турции и захватила две ее провинции - Триполитанию и Киренаику. Политическая изоляция и начало нового кризиса на Балканах заставили турецкое правительство пойти на уступки, и по Лозаннскому мирному договору Турция отказалась от прав на Киренаику и Триполитанию, вошедшие в состав итальянских владений в Северной Африке под названием Ливия. По договору Италия обязывалась возвратить Турции оккупированные Додеканезские острова, но так и не выполнила обещание.

Обострение международных отношений в начале XX в., противостояние двух враждующих военно-политических блоков - Тройственного союза и Антанты сопровождалось неслыханной гонкой вооружений. Парламенты европейских стран один за другим принимают законы о дополнительных ассигнованиях на перевооружение и увеличение численности армий, развитие флотов, создание военной авиации. Так, во Франции в 1913 г. был принят закон о трехлетней военной службе, что увеличивало численность французской армии в мирное время до 160 тыс. чел. В Германии за пять предвоенных лет (1909- 1914) военные расходы увеличились на 33% и составляли половину всего государственного бюджета. В 1913 г. ее армия насчитывала 666 тыс. чел.

Таблица 1

Степень милитаризации стран Европы в 80-е гг. XIX - начале XX века

Задолго до начала войны стало усиленно вооружать страну британское правительство. За десять предвоенных лет военные расходы Англии возросли втрое. Созданный в 1910 г. Комитет имперской обороны разработал стратегический план в масштабе империи. Наряду с усилением флота в Англии была создана армия, готовая в случае необходимости к боям на континенте.

Обременительная гонка военно-морских вооружений побуждала английскую дипломатию к последней попытке достигнуть компромисса с Германией.

С этой целью в 1912 г. в Берлин был командирован военный министр лорд Холден, который предложил германскому правительству прекратить соревнование в строительстве линейных кораблей в обмен на колониальные уступки в Африке.

Но стремление Англии любой ценой сохранить свое военно-морское превосходство обрекло миссию Холдена на провал. Германия ни в чем не собиралась уступать "владычице морей", и к началу 1914 г. имела в своем распоряжении уже 232 новых военных корабля.

БРИТАНСКО-РОССИЙСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ В 1907 ГОДУ

В начале 1906 г. русский министр иностранных дел граф Ламздорф вышел в отставку. Вместо него был назначен Извольский, бывший посланник в Копенгагене, долго вращавшийся в германофобской датской придворной среде. Извольский был весьма склонен к англо-русскому сближению. Он очень боялся новых осложнений с Японией и стремился предотвратить их посредством соглашения с Англией. Он надеялся также, что такое соглашение позволит русской дипломатии разрешить вопрос о проливах.

В марте 1907 г. состоялся визит русского флота в Англию, в Портсмут. Группа русских офицеров по приглашению короля приехала в Лондон; здесь им устроили тёплую встречу. На спектакле, организованном для русских моряков, присутствовал сам Грей.

Опасения Извольского в отношении Японии имели под собой серьёзную почву. Переговоры о рыболовной конвенции, начатые на основе Портсмутского договора, протекали не гладко. В начале 1907 г. они привели к новому обострению русско-японских отношений. В Петербурге боялись, что Япония использует временное бессилие России, чтобы отнять у неё её дальневосточные владения. Извольский полагал, что соглашение с Англией будет лучшим способом добиться известных гарантий против Японии. Форейн офис тоже понимал, что нужно обеспечить русский тыл на Дальнем Востоке, для того чтобы в полной мере использовать Россию против Германии. Однако Англия и Япония оставались союзниками. В августе 1905 г., в период портсмутских переговоров, англо-японский союзный договор был возобновлён. Союзные обязательства были при этом распространены и на случай нападения какой-либо державы на Индию. Договор фактически признавал протекторат Японии над Кореей. Таким образом, английская дипломатия сохраняла за собой японскую страховку как от России, так и на случай войны с Германией. Но теперь Англии приходилось налаживать русско-японские отношения, дабы распространить страховку и на своего будущего русского союзника.

28 июля 1907 г. состоялось, наконец, подписание рыболовной конвенции; 30 июля 1907 г. было заключено и русско-японское политическое соглашение. Япония признала Северную Манчжурию - к северу от линии Хуньчун, озеро Биртэн, устье реки Нонни - сферой влияния России. Со своей стороны, царская Россия признала сферой Японии Южную Манчжурию и Корею. Соглашение это значительно улучшило русско-японские отношения. Если русские опасения за безопасность Владивостока, Приморья и КВЖД и не были окончательно рассеяны, то всё же они были ослаблены. Незадолго до заключения русско-японского соглашения состоялось и соглашение между Японией и Францией (10 июня 1907 г.).

Наконец, 31 августа 1907 г. не без содействия Франции было подписано англо-русское соглашение. С русской стороны его подписал Извольский, с английской - посол в Петербурге, поборник англ о-русской Антанты А. Никольсон.

Соглашение касалось Афганистана, Тибета и Персии. Персию разделили на три зоны: северную - русскую, южную (точнее, юго-восточную) - английскую и среднюю - нейтральную. Каждая сторона обязывалась не искать концессий политического или коммерческого свойства в «чужой» зоне и не препятствовать получению их партнёром. В нейтральной зоне каждая сторона сохраняла право добиваться концессий, не мешая таковым же действиям другого участника договора.

Соглашение предусматривало право контроля над доходами персидского правительства в русской и английской зонах. Контроль предполагалось ввести в случае неисправности персидского правительства в платежах по займам русскому Учётно-ссудному банку или английскому Шахиншахскому банку. При этом русское правительство могло установить контроль над доходами персидской казны, поступавшими с областей, отнесённых к русской зоне. Английское правительство получало соответствующие возможности в пределах своей зоны. Оба правительства обязывались «войти предварительно в дружественный обмен мнений в видах определения по взаимному согласию означенных мер контроля».

Афганистан царская Россия признавала находящимся «вне сферы русского влияния» и обязывалась «пользоваться для всех своих политических сношений с Афганистаном посредничеством британского правительства».

И Россия и Англия давали обязательство не вмешиваться во внутренние дела Тибета, не нарушать его территориальной целостности и сноситься с ним исключительно через сюзеренное китайское правительство.

Вопреки стараниям Извольского, о Константинополе и о проливах в соглашении не упоминалось: Англия не дала на этот счёт России никаких обязательств.

Соглашение 1907 г. создало так называемое Тройственное согласие - тройственную Антанту в составе Англии, Франции и России, противостоящую Тройственному союзу Германии, Австро-Венгрии и Италии.

Всемирная история дипломатии.

http://www.diphis.ru/anglo_russkoe_soglashenie-a370.html

КОНЕЦ АНГЛО-РУССКОЙ «БОЛЬШОЙ ИГРЫ» В АЗИИ

Внешняя политика России за переломные годы как бы отошла на второй план перед внутренней, но именно за это время и в ней произошел существенный поворот. Основными чертами русской политики были до тех пор союз с Францией, добрые отношения с Германией, соглашение с Австрией по балканским делам, соперничество с Англией по всему «фронту» Азии и только что прерванная Портсмутским миром открытая вражда с Японией.

Новый английский посол сэр Артур Никольсон прибыл в С.-Петербург в мае 1906 г. с поручением наладить англорусское сближение; он встретил в этом сочувственное отношение у нового министра иностранных дел А. П. Извольского. Английское правительство сначала сильно рассчитывало на русские «кадетские» круги; но сэр А. Никольсон скоро пришел к заключению, что ставку следует делать не на Думу, а на Столыпина, и был сильно встревожен, когда английский премьер Кэмпбелл-Баннерманн после роспуска Первой Думы на междупарламентском банкете воскликнул: «Дума умерла - да здравствует Дума». Король Эдуард VII был этим раздражен не менее, чем посол.

Еще летом 1906 г. визит английских судов в русские порты был отменен по просьбе России. Но переговоры об урегулировании спорных азиатских вопросов тем не менее завязались.

18 (31) августа 1907 г. англо-русское соглашение было подписано. Англия отказывалась от Тибета; обе державы признавали суверенитет Китая над этой страной. Россия отказывалась от притязаний на Афганистан; обе державы обязывались уважать его независимость и неприкосновенность. Персия делилась на три зоны: северная, с Тавризом, Тегераном, южным побережьем Каспийского моря и центральной областью, вплоть до Испагани и Ханикина, входила в русскую сферу влияния; юго-восточная часть, примыкающая к Афганистану и Индии, считалась английской зоной; а между ними оставалась «нейтральная» общая полоса, включавшая почти все побережье Персидского залива. Обе державы при этом взаимно обязались охранять неприкосновенность и независимость Персии.

Русская печать, в общем, встретила соглашение сочувственно. «Новое Время» называло соглашение с Японией и Англией «ликвидацией», завершением старых расчетов и писало: «Соглашение 18 августа знаменует собою новую фазу в азиатской группировке: оно обозначает собой отказ от того индийского похода, который не раз горячил воображения в России…» Сходную мысль высказал и министр иностранных дел А. П. Извольский, защищая проект соглашения в Совете министров. «Мы должны поставить наши интересы в Азии на надлежащее место , иначе мы сами станем государством азиатским, что было бы величайшим несчастьем для России».

С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II

http://www.empire-history.ru/empires-211-16.html

РОЛЬ А.П. ИЗВОЛЬСКОГО В ЗАКЛЮЧЕНИИ АНГЛО-РУССКОГО СОГЛАШЕНИЯ

После образования англо-французской Антанты русской дипломатии приходилось балансировать между своей союзницей и недавним непримиримым врагом - Англией. Россия нуждалась в поддержке Англии для стабилизации положения на Дальнем Востоке: еще будучи посланником в Японии, Извольский пришел к убеждению, что ключ к взаимопониманию между Петербургом и Токио лежит в Лондоне. Курс на соглашение с Англией означал поворот во внешней политике страны. Однако влиятельные консервативные круги в России настаивали на необходимости в условиях революционного кризиса сохранить и укрепить узы с монархическими правительствами Германии и Австро-Венгрии. Извольский должен был считаться с этими взглядами. Он также занялся реорганизацией собственного ведомства, в котором, по словам министра, царили "застой и разложение". Министр поставил на современный уровень информационную службу министерства, ввел в практику систематическую рассылку копий основных дипломатических документов в заграничные представительства. Ему удалось сменить всю министерскую верхушку. Новый министр сократил число дипломатических миссий в Германии и увеличил количество штатных консульств за границей. Это повысило эффективность работы МИД. Первый этап переговоров России, начавшихся в мае - июне 1906 года с Англией, Японией и Германией, можно рассматривать как период дипломатического зондажа и выявления взаимных требований. Слабость внешнеполитических позиций России диктовала Извольскому тактику выдвижения на переговорах сначала неглавных вопросов, а также убеждения правительств трех держав в том, что политика соглашения с каждой из них не направлена против другой и не имеет целью нарушить сложившееся в Европе и на Дальнем Востоке соотношение сил. Тактика лавирования подсказывала Извольскому и дипломатические методы ее осуществления - интенсивные и систематические личные контакты со своими зарубежными коллегами и главами правительств, как официальные, так и частные, впервые примененные в таких крупных масштабах российским министром иностранных дел.

Однако главные трудности Извольского на этом этапе были связаны с внутриполитическими проблемами. Уже в июне 1906 года, едва освоившись с обязанностями министра, Извольский был вынужден включиться в ликвидацию правительственного кризиса, возникшего в связи с разгоном Думы и отставкой правительства И.Л. Горемыкина. Переговоры с Англией были приостановлены. Извольский выступил с предложением о создании "ответственного министерства" с участием либеральной оппозиции. Но самым трудным для Извольского стало преодоление сопротивления в правящих кругах России своему новому курсу при выработке условий соглашений с Англией и Японией. Во время обсуждения условий договора с Англией о разграничении сфер влияния в Персии и об Афганистане его главным оппонентом выступал начальник Генштаба Ф. Палицын, настаивавший на расширении "русской зоны" в Персии. В СГО (Совете государственной обороны) Извольский вынужден был бороться против планов реваншистской войны с Японией. При выработке и обсуждении условий соглашений с Японией и Англией Извольский проявил гибкость, настойчивость и особенно умение убеждать. Впоследствии он признавался французскому послу в Париже: "Вы не можете себе представить всей той борьбы, которую мне пришлось выдержать за 1907 г. со всеми, вплоть до моих сотрудников по министерству".

В начале 1907 года Извольскому удалось склонить на свою сторону Столыпина и с помощью Коковцова изменить настроение членов особого совещания, а также сломить сопротивление военных в СГО. Он искусно использовал прессу, убедив общественность в пользе сближения с Англией и Японией. Заключительный этап переговоров с этими державами охватывает период с начала 1907 года и до подписания конвенций в июне - августе того же года.

Подход Извольского к выработке условий соглашений отличался реализмом. Отдавая себе ясный отчет в ослаблении позиций России в Средней Азии, необходимости отказа, хотя бы временного, от активной политики в этом регионе, но в то же время и защиты уже сделанных завоеваний, он согласился на английское предложение о разделе Персии на три зоны: северную ("русскую"), южную ("английскую") и нейтральную, с равными возможностями для двух стран. Тем самым закреплялось реально сложившееся положение во всем комплексе отношений между двумя соперниками в Персии. Принцип закрепления status quo распространялся и на Тибет, территориальную неприкосновенность которого под суверенитетом Китая признали Россия и Англия. Ожесточенные споры были связаны с Афганистаном, который Россия впервые признала лежащим вне сферы своих интересов. За уступки в Иране и Афганистане Извольский не преминул получить от британской дипломатии важную для его будущей политики на Ближнем Востоке компенсацию: обещание поддержать Россию в решении вопроса о проливах. При определении условий политического разграничения с Японией Извольский отвергнул японские требования, значительно выходившие за рамки Портсмутского договора, и в то же время во имя достижения соглашения он заплатил за него значительными уступками, главным образом в экономических вопросах.

Александр Петрович умел выделить главные проблемы, подчинить второстепенные вопросы основным - политическим. Так, зашедшие к концу 1906 года в тупик переговоры с Японией по реализации условий Портсмутского договора он предложил поднять на более высокий уровень переговоров о заключении общеполитической конвенции. В проведении "политики соглашений" Извольской довольно успешно применял тактику активного внешнеполитического лавирования, используя заинтересованность в России обоих блоков держав. Практически эта позиция выражалась в том, чтобы не форсировать переговоры с Англией, не улучшив вначале отношений с Германией, причем ровно настолько, насколько необходимо, чтобы не посеять иллюзий в Германии о возможности возрождения монархического Союза трех императоров и в то же время не возбудить подозрений Антанты. Одновременно предполагалось не допустить антигерманской направленности соглашения с Англией. В переговорах с Японией и Англией ставилась цель использовать зависимость Токио от Лондона и Парижа, заинтересованность Антанты в скорейшем возвращении России в Европу; поэтому нужно было координировать переговоры с обеими странами, придав им определенную синхронность, отдавая приоритет соглашению с Британией, ибо это, как мыслилось, продвинет и заключение русско-японского соглашения. Однако имелась в виду и обратная связь: в переговорах с Японией рассчитывали использовать американскую карту.

Извольскому удалось достичь в целом приемлемых условий соглашений с Англией и Японией. Хотя современники и обвиняли Извольского в излишней уступчивости своим партнерам, последних в том же упрекали их соотечественники. Большинство историков признает, что оба соглашения в целом соответствовали реальному соотношению сил на Дальнем Востоке и в Средней Азии и зафиксировали занимаемые к тому времени позиции держав. И все же дипломатическое искусство Извольского потерпело поражение на переговорах с Германией. Масштабы и острота противоречий между двумя державами, а главное - союз с Францией и курс на политическое сближение с Англией ограничивали применяемую русским министром "тактику возможного". Ввиду кардинальных разногласий по главным вопросам (балканскому и ближневосточному) Извольскому пришлось удовлетвориться заключением так называемого Балтийского протокола (октябрь 1907 года) о поддержании status quo в районе Балтики, не имевшего принципиального значения для взаимоотношений России и Германии. Этим протоколом создавалась лишь видимость восстановления баланса между Россией и германским блоком, поскольку реальный крен России в сторону Антанты увеличивался. В цепи заключенных Извольским соглашений англо-русская конвенция 1907 года занимала ключевое положение. Объективное общеполитическое значение ее, как и англо-французского соглашения 1904 года по разграничению в Африке, состояло в том, что она заложила фундамент в становление Тройственного согласия.

Первая мировая война — это война между двумя коалициями держав: Центральных держав , или Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антанты (Россия, Франция, Великобритания).

Поддержали Антанту в Первой мировой войне (т.е. были ее союзниками) еще ряд государств. Длилась эта война примерно 4 года (официально с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918). Это был первый военный конфликт мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств.

В ходе войны состав коалиций менялся.

Европа в 1914 году

Антанта

Британская империя

Франция

Российская империя

Кроме этих основных стран, на стороне Антанты сгруппировалось более двадцати государств, а термин «Антанта» стал применяться для обозначения всей антигерманской коалиции. Таким образом, в антигерманскую коалицию входили страны: Андорра, Бельгия, Боливия, Бразилия, Китай, Коста-Рика, Куба, Эквадор, Греция, Гватемала, Гаити, Гондурас, Италия (c 23 мая 1915 г.), Япония, Либерия, Черногория, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Сиам, США, Уругвай.

Кавалерия Российской имперской гвардии

Центральные державы

Германская империя

Австро-Венгрия

Османская империя

Болгарское царство (с 1915 г.)

Предшественником этого блока был Тройственный союз , образовавшийся в 1879-1882 годах в результате соглашений, заключённых между Германией, Австро-Венгрией и Италией . По договору эти страны обязаны были оказывать друг другу поддержку в случае войны, основном с Францией. Но Италия стала сближаться с Францией и в начале Первой мировой войны объявила о своём нейтралитете, а в 1915 г. вышла из Тройственного союза и вступила в войну на стороне Антанты.

Османская империя и Болгария присоединились к Германии и Австро-Венгрии уже в ходе войны. Османская империя вступила в войну в октябре 1914, Болгария - в октябре 1915 года.

Некоторые страны участвовали в войне частично, другие вступили в войну уже в завершающей ее фазе. Расскажем о некоторых особенностях участия в войне отдельных стран.

Албания

Как только война началась, албанский князь Вильгельм Вид, по происхождению немец, бежал из страны в Германию. Албания заняла нейтралитет, но была оккупирована войсками Антанты (Италией, Сербией, Черногорией). Однако к январю 1916 г. большую ее часть (Северную и Центральную) заняли Австро-Венгерские войска. На занятых территориях, при поддержке оккупационных властей, из албанских добровольцев был создан Албанский легион - воинское формирование, состоявшее из девяти пехотных батальонов и насчитывавшее в своих рядах до 6000 бойцов.

Азербайджан

28 мая 1918 г. была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика. Вскоре она заключила с Османской империи договор «О мире и дружбе», согласно которому последняя обязывалась «оказывать помощь вооружённой силой правительству Азербайджанской Республики, буде таковая потребуется для обеспечения порядка и безопасности в стране ». А когда вооружённые формирования Бакинского Совета народных комиссаров начали наступление на Елизаветполь, это стало основанием для обращения Азербайджанской Демократической Республики за военной помощью к Османской империи.В результате войска большевиков были разбиты. 15 сентября 1918 г. турецко-азербайджанская армия заняла Баку.

М. Димер "Первая мировая война. Воздушный бой"

Аравия

К началу Первой мировой войны она была основным союзником Османской империи на Аравийском полуострове.

Ливия

Мусульманский суфийский религиозно-политический орден Сенусия начал вести боевые действия против итальянских колонизаторов в Ливии ещё в 1911 г. Сенусия – мусульманский суфийский религиозно-политический орден (братство) в Ливии и Судане, основанный в Мекке в 1837 г. Великим Сенусси, Мухаммедом ибн Али ас-Сенуси, и нацеленный на преодоление упадка исламской мысли и духовности и ослабления мусульманского политического единства). К 1914 г. итальянцы контролировали лишь побережье. С началом Первой мировой войны сенуситы получили новых союзников в борьбе против колонизаторов - Османскую и Германскую империи, с их помощью к концу1916 г. Сенусия выбила итальянцев с большей части Ливии. В декабре 1915 г. сенуситские отряды вторглись в Британский Египет, где потерпели сокрушительное поражение.

Польша

С началом Первой мировой войны польские националистические круги Австро-Венгрии выдвинули идею создания Польского легиона, чтобы получить поддержку Центральных держав и с их помощью частично решить польский вопрос. В итоге было сформировано два легиона - Восточный (Львов) и Западный (Краков). Восточный легион после занятия русскими войсками Галиции 21 сентября 1914 г. самораспустился, а Западный легион был разделён на три бригады легионеров (каждая по 5-6 тысяч человек) и в таком виде продолжил участие в боевых действиях до 1918 г.

К августу 1915 г. немцы и австро-венгры заняли территорию всего Царства Польского, а 5 ноября 1916 г. оккупационными властями был обнародован «Акт двух императоров», провозглашавший создание Королевства Польского - самостоятельного государства с наследственной монархией и конституционным строем, границы которого точно определены не были.

Судан

К началу Первой мировой войны Дарфурский султанат находился под протекторатом Великобритании, но британцы отказали Дарфуру в помощи, не пожелав портить свои отношения с союзником по Антанте. В результате 14 апреля 1915 г. султан официально провозгласил независимость Дарфура. Дарфурский султан рассчитывал получить поддержку Османской империи и суфийского ордена Сенусия, с которым у султаната установился крепкий союз. В Дарфур вторгся двухтысячный англо-египетский корпус, армия султаната потерпела ряд поражений и в январе 1917 г. было официально объявлено о присоединении Дарфурского султаната к Судану.

Русская артиллерия

Нейтральные страны

Сохраняли полный или частичный нейтралитет следующие страны: Албания, Афганистан, Аргентина, Чили, Колумбия, Дания, Сальвадор, Эфиопия, Лихтенштейн, Люксембург (он не объявлял войны Центральным державам, хотя был оккупирован германскими войсками), Мексика, Нидерланды, Норвегия, Парагвай, Персия, Испания, Швеция, Швейцария, Тибет, Венесуэла, Италия (3 августа 1914 г. -23 мая 1915 г.)

В результате войны

В результате Первой мировой войны блок Центральных держав прекратил своё существование с поражением в Первой мировой войне осенью 1918 года. При подписании перемирия все они безоговорочно приняли условия победителей. Австро-Венгрия и Османская империя в результате войны распались; государства, созданные на территории Российской империи, вынуждены были искать поддержки Антанты. Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия сохранили независимость, остальные снова были присоединены к России (непосредственно к РСФСР или вошли в Советский Союз).

Первая мировая война - один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. Страны-участницы потеряли около 12 млн. человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн. были ранены.

Ф. Рубо "Первая мировая война. 1915 год"

К 1914 году Европа была расколота на два крупнейших альянса, в которые вступили шесть самых сильных держав. Их противостояние переросло в мировую войну. Британия, Франция и Россия образовали Антанту, а Германия, Австро-Венгрия и Италия объединились в Тройственный союз. Раскол на альянсы усугубил взрывоопасность и рассорил страны окончательно.

Начало формирования союзов

Одержав серию побед (1862-1871), прусский канцлер Отто фон Бисмарк создал новое немецкое государство, объединенное из нескольких небольших княжеств. Однако Бисмарк опасался, что после формирования нового государства соседние страны, особенно Франция и Австро-Венгрия, почувствуют угрозу и начнут предпринимать действия для уничтожения Германии. Бисмарк видел единственным выходом создание альянсов, чтобы стабилизировать и уравновесить силы на геополитической карте Европы. Он считал, что это может остановить неизбежность войны для Германии.

Двойственный союз

Бисмарк понимал, что Франция как союзник для Германии потеряна. После поражения Франции во Франко-Прусской войне и оккупации Германией Эльзаса и Лотарингии французы относились к немцам резко негативно. Британия же стремилась к доминированию и активно препятствовала формированию любых союзов, опасаясь возможной конкуренции с их стороны.

Исходя из данных обстоятельств, Бисмарк решил обратиться к Австро-Венгрии и России. В результате в 1873 году они объединились в Союз трех императоров, участники которого гарантировали взаимную поддержку, если вдруг начнутся военные действия. Через пять лет Россия приняла решение покинуть союз. На следующий год оставшиеся участники альянса сформировали Двойственный союз и теперь стали считать Россию угрозой. Они договорились о военной помощи, если Россия нападет или на них или станет оказывать военную поддержку кому-либо еще.

Тройственный союз

В 1881 году к двум странам-участницам альянса присоединилась Италия, и сформировался Тройственный союз, а в список факторов угрозы теперь добавилась и Франция. Более того, альянс гарантировал, что в случае если какой-либо из его участников окажется в состоянии войны с двумя и более государствами, то союз придет на помощь.

Италия, будучи самым слабым членом альянса, настаивала на включении в договор дополнительного пункта о том, что она имеет право выйти из него, если Тройственный союз выступит в роли агрессора. Вскоре после этого Италия подписала договор с Францией, пообещав свою поддержку в случае нападения на них Германии.

Договор о «перестраховании»

Бисмарка пугала возможность войны на два фронта, а это означало урегулирование отношений либо с Францией, либо с Россией. С французами отношения у немцев были сильно испорчены, поэтому выбор Бисмарка пал на русских. Канцлер предложил России подписать «договор о перестраховании». По условиям этого договора обе стороны должны были сохранять нейтралитет в случае развязывания войны с третьей страной.

Однако, этот договор действовал только до 1890 года, потом правительство Германии отменило его, отправив Бисмарка в отставку. Россия стремилась сохранить договор в силе, но Германия не захотела этого. Это решение считается главной ошибкой преемников Бисмарка.

Франко-русский союз

Тщательно разработанная Бисмарком внешняя политика начала рушиться после его ухода. Стремясь к расширению Германской империи, кайзер Вильгельм II проводил политику агрессивной милитаризации. Расширение и укрепление немецкого флота вызывало беспокойство Англии, Франции и России, что послужило причиной сплочения этих стран. Между тем новое правительство Германии оказалось недостаточно компетентным для поддержания альянса, созданного , и Германия в скором времени столкнулась с недоверием и враждебностью европейских держав.

В 1892 году Россия в рамках тайной конвенции заключила союз с Францией. Условия этого союза предполагали взаимопомощь в случае войны, не накладывая иных ограничений. Альянс был создан в противовес Тройственному союзу. Отход Германии от политического курса, проложенного Бисмарком, поставил ее в опасное положение. Теперь империя столкнулась с угрозой войны на два фронта.

Нарастание напряжения между крупнейшими державами Европы заставило Великобританию задуматься о необходимости вступления в один из альянсов. Британия не оказала поддержки Франции в Франко-Прусской войне, но все же страны заключили между собой договор «Антанта кордиале» в 1904 г. Через три года появился аналогичный договор между Великобританией и Россией. В 1912 году англо-французская военно-морская конвенция сделала эту связь еще прочнее. Альянс вступил в силу.

Мировая война

Когда австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд и его жена были убиты в 1914 году, реакция Австро-Венгрии была незамедлительной. В последующие несколько недель на территории Европы развернулась полномасштабная война. Антанта сражалась с Тройственным союзом, который вскоре покинула Италия.

Стороны конфликта были уверены, что война будет быстротечной и завершится к Рождеству 1914 года, однако она продлилась 4 долгих года, за это время в конфликт были втянуты также США. В течение всего периода она унесла жизни 11 миллионов солдат и 7 миллионов мирных жителей. Война закончилась в 1919 году подписанием Версальского мирного договора.