Есть в осени первоначальной… Фёдор Иванович Тютчев Стихотворения. Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…». «Хрустальная» осень поэта

Фёдор Иванович Тютчев – знаменитый русский поэт XIX века. В его творческом списке немало интригующих тем, но самые интересные лирические произведения автор посвятил природным явлениям. Он рисовал русскую природу с оживленной душой, наделял ее человеческими качествами, характером, сменой настроения. Особо впечатлительны стихи, посвященные осени, унылому времени года с особыми красками и колоритом.

Осень в лирических произведениях Тютчева обладает притягательной прелестью, необыкновенным и несколько трепетным дыханием, сиротеющей грустью, присущей человеческим эмоциям. Живописные описания природы передаются автором настолько детально и интересно, что при чтении стихотворений, читатель будто переносится в вымышленный талантливо расписанный мир.

Фёдора Тютчева по праву считают непревзойденным мастером пейзажной лирики. Каждое слово в его стихотворениях хранит определенный смысл. Описание природы и осенней поры выступают перед читателем в оригинальной зарисовке, словно поэт непросто писал стих, а детально рисовал увиденные картины. Он не выделял обыденное, то, что может увидеть каждый. Тютчев глубоко заглядывал внутрь, в саму душу природы, чувствовал ее состояние и настроение, и все эти наблюдения он великолепное передавал рифмой.

Каждый человек периодически восхищается окружающей природой. Наблюдать за ее жизнью и сменой времен года всегда интересно и поучительно. Поэт также увлекался изучением природных явлений, только в отличие от других людей, он умело передавал все самое интересное, завлекая читателя мелодичными строками. Стихи Тютчева с удовольствием изучают люди всех возрастов, немало поклонников его творчества среди детей младшего возраста. Приятные для чтения стихи об осени, легко воспринимаются и разучиваются на память, оставляя в душе читателя самые приятные волнения.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»

В августе 1857 года Фёдором Тютчевым было написано одно из самых замечательных стихотворений про осеннюю пору – «Есть в осени первоначальной». Этот стих был придуман автором совершенно случайно. Возвращаясь в Москву из дальней поездки вместе с дочерью, автор любовался окружающими красками осени, что и вдохновило талантливого поэта на создание очередного литературного шедевра. Вернувшись домой, он тут же написал стихотворение, которое в будущем было признано мировым сообществом одним из лучших.

Данное лирическое произведение относят к позднему творчеству Тютчева. Публикация стихотворения произошла спустя год после написания, в известном журнале под названием «Русская беседа».

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» представляет собой интересную зарисовку природных пейзажей в начале осени. Эту пору многие называют «бабьим летом», когда на смену знойным дням, приходит ласковое тепло с небольшой прохладой, характерной для осеннего сезона. Автору удалось красочно описать этот славный переходной период, выделив тончайшую грань между уходящим летом и зарождением осенней поры.

Ведущую роль в этом стихотворении занимают эпитеты. С их помощью Тютчев виртуозно раскрыл образ ранней осени. Он назвал это время года «дивным», подчеркивая ее неповторимую красоту и необычайность дней. А словом «хрустальный» автор смог подчеркнуть прозрачность осеннего неба и игру света, передавая звонкость осенних дней и хрупкость красоты.

В стихотворении четко ощущается дыхание осени, напоминающее всем живущим на земле о скором приходе зимы. Поэт говорит о той приятной звенящей тишине, которая дарит умиротворение и особый покой. В эту пору года и человек, и сама природа нуждаются в некотором отдыхе, а сделав неминуемую паузу, нам удается насладиться осенней тишиной и гармонией этого времени года. Все эти трепетные чувства и свойственные волнения мастерски передал в стихотворении знаменитый и талантливый поэт – Фёдор Тютчев!

«Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Еще в ранние годы творчества, Тютчев смог воспеть осеннее время года, живописно распределяя краски осени и ее обманчивое настроение. Как известно, поэт с восемнадцати лет жил за границей, а во время очередной поездки в Россию, что случилось в 1830 году, Фёдор Иванович написал прекрасный стих – «Осенний вечер». Он был создан в классическом стиле, с искусными нотками романтизма. Основная тема произведения – пейзажная лирика.

Осенний вечер представляется поэтом как феномен природной жизни. Автор придал этому творению особый философский смысл, пытаясь отыскать нечто аналогичное между явлениями натуральной природы и жизнью обычного человека. Поэт глубоко развернул метафору, сравнивая чувства осени с прообразами глубокой нравственности, присущими для одушевленных лиц.

«Осенний вечер» поэт написал 5-тистопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки. Стихотворение из двенадцати строк имеет сложноподчиненное предложение, которое звонко прочитывается всего на одном дыхании.

«Кроткая улыбка увяданья» - это небольшое словосочетание, использованное Тютчевым в лирическом произведении, смогло гармонично объединить все важные детали, задуманные поэтом. Так сотворился прелестный образ увядающей в осенней мгле природы.

В этом стихотворении Федор Тютчев описал природу многоликой и довольно изменчивой. Она имеет насыщенные колориты и необычные звуки. Автору удалось мастерски передать прекрасное очарование сумерек в прохладный осенний вечер. А с помощью синтаксического сгущения, поэт смог воссоединить многоликую художественную выразительность.

В лирическом произведении «Осенний вечер» множество разнообразных по структуре эпитетов. Контрастные приемы позволили автору довольно выразительно передать читателю переходное состояние природы в осеннюю пору.

Тютчев явно осмысливает осенний пейзаж, передает ей человеческие качества характера и чувства. Он воспринимает это время года как прощальную улыбку природы, сигнализирующую о скором приходе зимы.

«Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Анализ стихотворения «Обвеян вещею дремотой»


Настоящей жемчужиной пейзажной лирики в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева признано стихотворение «Обвеян вещею дремотой». Об этом поэтическом творении лестно отзывались многие известные личности – Иван Аксаков, Лев Толстой, популярные по тем временам критики, и, конечно же, поклонники знаменитого русского поэта, изучающие лирику Тютчева.

Стихотворение «Обвеян вещею дремотой» представляет картину увядающей осени во всех ее прелестных красках. В этом произведении автор внедряет нестандартное размышление, представляя истинную красоту естественной природы, скрытую во внешней непривлекательности и даже уродстве. В качестве точки для отсчета, поэт выбирает хаос, зарождающий новую жизнь после губительного распада. Этот взгляд Тютчева на природные явления несколько сравним с творческими мыслями английского поэта У. Вордсворда.

В этом стихотворении, как и в других лирических произведениях Тютчева, просматривается воодушевленность природных явлений. Растения и лес, укрытый цветными красками, испытывают немного радостные, а вместе с тем грустные эмоции, присущие человеку.

Фёдор Тютчев всегда считал природу живой, он видел ее тонкую душу, верил, что она умеет проявлять чувства любви, гармонии, грусти…Все эти невидимые для простого человеческого глаза эмоции природы, автор многолико передал в своих стихотворениях, насыщенных прекрасными эпитетами и изумительной рифмовкой.

Читая стихотворение «Обвеян вещею дремотой», четко просматривается искусное сопоставление циклов природы с периодами человеческой жизни. Увядающий осенний лес можно сравнить со старением человека. Это увядание природы автор видит в прекрасных очертаниях, рассматривая всю прелесть последней улыбки, когда-то цветущей и живой…

Стихотворение повествуется от первого лица, лирического героя, который представляется читателю молодым человеком, имеющим несколько презрительное отношение к неминуемой старости. Это мнение зарождается по причине, что в столь раннем возрасте, он не пытается рассмотреть свою личность в объективной реальности, ожидающей любого человека на определенном отрезке жизненного пути. Истолковать задумку автора можно и другими мыслями, каждый читатель может проявить фантазию и самостоятельно подытожить главный смысл великолепного лирического произведения – «Обвеян вещею дремотой».

«Обвеян вещею дремотой…»

Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит…
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.
Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч!
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!..

Ф.И.Тютчев не любил осень. Она всегда напоминала ему о быстротечности жизни, о её увядании. Но восхититься некоторыми прекрасными мгновениями её просто не мог. Поэтому и в данном стихотворении изображён миг осени, когда она вдруг словно застыла в свой красоте, а природа готовится к долгой зиме.Тема стихотворения — осенняя природа во всей её красоте. Правда, осень ещё только-только наступает, но её присутствие в средней полосе России чувствуется уже в конце августа.

Однако вся пейзажная лирика Ф.Тютчева всегда отражает и размышления поэта о жизни, о человеке, о его месте в этом мире. Так и данное стихотворение сочетает в себе элементы философской лирики. Поэтому второй темой здесь является размышление о жизни.

Проблемы.

Проблема взаимосвязи человека с природой . Как начало осени прекрасно, так и пора человеческой жизни, когда молодость уже позади, а старость ещё не наступила,- тоже прекрасна. Хотя уже чувствуется сожаление о прошедшем. Так и в стихотворении, наряду с восхищением прекрасными картинами яркой, разноцветной природы(«Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера» , автор передаёт грусть, появляются тягостные нотки(«Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, -Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде».)

Красота природы заставляет почувствовать человека, как тесно он связан с ней, что является единым целым.

Проблема труда человека , который даёт жизнь, наполняет смыслом жизнь. Да, можно выделить и эту проблему, ведь автор с таким уважением пишет о крестьянском труде. За строчками мы понимаем, как непростой была уборочная пора. Но она доставляла радость крестьянам, ведь это их благосостояние, это их существование: «Где бодрый серп гулял и падал колос …» и борозда уже « праздная», отдыхающая. Люди закончили свои сельхозработы и могут немного отдохнуть, как отдыхает природа после жаркого лета, готовясь к холодам, которые нелегко пережить.

Проблема смысла жизни . Данный период осени — прекрасное время для переосмысления пройденного, подведения итогов, может, для переоценки жизненных ценностей. Поэт всегда ассоциировал осень не с приближающейся старостью, а со зрелостью, мудростью, жизненным опытом. Поэтому в стихотворении нет трагических ноток, всё тихо, спокойно, настраивает на размышления о себе.

В «как бы хрустальный», «как бы» - по их мнению - явно нежелательно, как и другие непрямые сравнения типа «как будто», «словно», «похоже на».

Они посоветовали бы избегать «уж», «лишь», «ещё».

«Оценщики» они, НЕ КРИТИКИ! А потому они вскричали бы:

– О! Боже мой! В первых двух катренах abab, а в третьем – abba!

«Поэту-неумехе» они посоветовали бы писать не «дерёв», а точно указывать вид дерева, а у помидоров... даже указывать сорт.

Им захочется узнать, какие именно птицы «уже не поют» в эту «дивную пору». А особо продвинутые знатоки природы скажут, что птицы не поют потому, что прошёл брачный сезон, и самцы больше не выпендриваются перед самками.

Такие нынче времена. Такие дипломированные критики.

Слава Богу, Ф.И.Тютчев написал «Есть в осени первоначальной…» полтора века назад и не дожил до наших дней! Иначе был бы двоечником в каком-то литинституте.

Всё познаётся в сравнении, поэтому вначале прочитаем другое стихотворение поэта – «Осенний вечер».

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерёв,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

А потом – рецензируемое – «Есть в осени первоначальной...»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Большинство нынешних пейзажистов живут в городах, лишь изредка выезжая на природу, «на шашлыки» или утыкаются взглядом в землю, пытаясь отыскать белый гриб. Возвратившись в свою квартиру на 9-м этаже, протрезвев, описывают природу по памяти, забыв (не зная?) глядя в бинокль из-под крыши дома на деревья, обиженные асфальтными испарениями. Ещё хуже, если они, не успев рассмотреть, понять, почувствовать природу, приписывают ей то, чего в ней нет и быть не может. Таким не мешало бы напомнить и о «выпендривающихся перед самками самцах». А ещё хочется сказать им:

– Не дезинформируйте своих и чужих детей своими глупостями! Тычинка - это не невеста, а пестик - не жених, а совсем наоборот.

Пейзажная лирика Тютчева – это мир, воспринимаемый всем нутром, всей душой. Поэт с колыбели спит с природой в обнимку, чувствует её всем своим существом. Он делится с нами своими «интимными» чувствами, но не навязывает их нам, не диктует своё восприятие. Воссоздавая впечатления о природе чётко и ярко, он зовёт нас в полёт над бескрайностью полей и лесов, не надевая шоры на наши глаза и мысли. Многоточия выделяют нам время для домысливания, припоминания того, что поражало нас с детства. А достигается это как раз «недостатком» - использованием обобщающих слов вместо излишней детализации, которая ограничила бы полёт наших ассоциаций.

«Осенний вечер». Там тоже осень, но другой поры. Это символ увядания живой природы (хотя и временное, возрождающееся весной, а не умирающее, как считают многие).

В «Осеннем вечере» Фёдор Тютчев восхищается убранством деревьев «бальзаковской поры», мастерски вынуждая нас вспомнить о небе с ещё пока кучевыми облаками и журавлиным клином.

В «Есть в осени первоначальной...» показано перевоплощение природы в тот короткий миг, который называют «бабьим летом». Осень еще не вступила в свои права. Это последние подарки ласкающего солнца. День ещё по-летнему «хрустальный и лучезарны вечера», но уже не опостылевший, не надоевший зноем, но ещё нет унылой дождливой погоды. Есть возможность немного отдохнуть, осмыслить, помечтать, увидеть «паутины тонкий волос», который блестит в борозде давно уже убранного поля. Он может легко оборваться, как и сама жизнь.

Образ осени в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

В этом стихотворении Фёдор Иванович Тютчев любуется картиной наступающей осени, ещё тёплой, мягкой, завораживающей и прекрасной.

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

И всё же поэт немного грустит, вспоминая лето и уборку урожая. Об этом говорит вторая строфа:

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

«Паутины тонкий волос» - это вестник осени. «Про­стор» на полях, где недавно трудились люди, тоже го­ворит о том, что лето закончилось. Меняется природа, «птиц не слышно боле».

Но Тютчев словно успокаивает себя тем, что осень только наступает и ещё постоят тёплые дни:

…Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле…

Поэт не зря называет поле «отдыхающим». Этим он показывает, что всё в природе закономерно: опять наступит лето, и поле должно будет принести людям новый урожай.

Наблюдая за этим полем, за природой вокруг, Тютчев присматривается к каждой детали, к каждо­му «волосу» паутины. Чтобы передать нам увиденное, он использует яркие, выразительные эпитеты: «див­ная пора», «бодрый серп», «на праздной борозде».

Интересно описание природы в этом стихотворе­нии. Небо поэт сравнивает с «лазурью», которая «льёт­ся», а «отдыхающее поле» напоминает крестьянина, который набирается сил после уборки урожая.

Всё стихотворение проникнуто спокойным, немно­го грустным: настроением. В нём Тютчев соединяет три времени. Прошедшее - это воспоминание об уходя­щем лете. Будущее - это мысли поэта о «зимних бурях». И настоящее - это «первоначальная осень», которая радует Тютчева своей мимолётной красотой. Поэтому он гонит от себя все грустные мысли и просто наслаж­дается этой «дивной порой», ведь она так коротка!

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Прозрачный воздух, день хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Другие редакции и варианты

3   Весь день стоит как бы хрустальный

Автографы - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 3;

АльбомТютч. - Бирилевой; Изд. 1868. С. 175 и след. изд.

КОММЕНТАРИИ:

Автографы (3) - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 3, 4; Альбом Тютч. - Бирилевой.

Первая публикация - РБ. 1858. Ч. II. Кн. 10. С. 3. Вошло в Изд. 1868. С. 175; Изд. СПб., 1886. С. 222; Изд. 1900. С. 224.

Печатается по автографу РГАЛИ.

Первый автограф РГАЛИ (л. 3) написан карандашом на обороте листа с перечнем почтовых станций и дорожных расходов по пути из Овстуга в Москву. Почерк неровный, написание некоторых букв выдает дорожную тряску. Начиная с 9-й строки, со слов «птиц не слышно боле», текст дописан рукой дочери поэта М. Ф. Тютчевой. Ею же сделана пояснительная помета на фр. яз.: «Написано в коляске на третий день нашего путешествия». Второй автограф РГАЛИ (л. 4) беловой. В третьем автографе из Альбома Тютч. - Бирилевой перед текстом дата на фр. яз. рукой Эрн. Ф. Тютчевой: «22 августа 1857». В автографах представлены варианты 3-й строки: карандашный автограф РГАЛИ - «Весь день стоит как бы хрустальный», этот же вариант в автографе из Альбома Тютч. - Бирилевой , беловой автограф РГАЛИ - «Прозрачный воздух, день хрустальный».

В РБ 3-я строка печатается по варианту белового автографа РГАЛИ, в последующих изданиях - по варианту чернового автографа РГАЛИ и автографа из Альбома Тютч. - Бирилевой.

Датируется согласно помете Э. Ф. Тютчевой в автографе из Альбома Тютч. - Бирилевой 22 августа 1857 г.

И. С. Аксаков полагал, что в этом стихотворении ярко проявляется тютчевское «умение передавать несколькими чертами всю целостность впечатления, всю реальность образа»: «Здесь нельзя уже ничего прибавить; всякая новая черта была бы излишня. Достаточно одного этого «тонкого волоса паутины», чтоб одним этим признаком воскресить в памяти читателя былое ощущение подобных осенних дней во всей его полноте» (Биогр. С. 90–91).

Л. Н. Толстой отметил стихотворение буквой «К.!» (Красота!) (ТЕ. С. 147). Особое внимание он обратил на эпитет «праздной». 1 сентября 1909 г. Толстой в разговоре с А. Б. Гольденвейзером, вспомнив строки: «Лишь паутины тонкий волос // Блестит на праздной борозде», заметил: «Здесь это слово «праздной» как будто бессмысленно и не в стихах так сказать нельзя, а между тем, этим словом сразу сказано, что работы кончены, все убрали, и получается полное впечатление. В уменье находить такие образы и заключается искусство писать стихи, и Тютчев на это был великий мастер» (Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого. М., 1959. С. 315). Чуть позже, 8 сентября, беседуя с В. Г. Чертковым, писатель вернулся к этому стихотворению и сказал: «Мне особенно нравится «праздной». Особенность поэзии в том, что в ней одно слово намекает на многое» (Толстой в восп. С. 63).

В. Ф. Саводник причислил стихотворение «к лучшим образцам объективной лирики Тютчева» и отметил, что оно «очень типично для тютчевской манеры изображения природы. Объективность, полная простота, точность и меткость эпитетов, иногда совершенно неожиданных («хрустальный» день), уменье схватить мелкую, но характерную для изображаемого момента черту («паутины тонкий волос»), и вместе с тем передать и общее впечатление, - чувство светлого спокойствия, безмятежной покорности, - вот главнейшие черты, характеризующие художественные приемы Тютчева. Линии его рисунка удивительно просты и благородны, краски неярки, но мягки и прозрачны, и вся пьеса производит впечатление мастерской акварели, тонкой и изящной, ласкающей глаз гармоническим сочетанием красок» (Саводник. С. 172–173).