Филипп пинель освободитель умалишенных. Кто такой филипп пинель и почему без него психиатрия была бы совсем другой. Какими были психиатрические больницы до Пинеля

20 апреля — важная дата для всего психиатрического сообщества. В этот день в 1745 году на юге Франции родился Филипп Пинель — человек, с именем которого связывают начало крупной реформы в психиатрии. Реформы, впервые создавшей предпосылки научной клинической психиатрии и гуманного отношения к людям с особенностями психики.

Кто такой Филипп Пинель

«Эпоха Пинеля» — это словосочетание стало символом времени, когда в душевнобольном был узнан страдающий человек, а не опасное животное; когда были сняты цепи с несчастных узников «сумасшедших домов». А «сумасшедшие дома» наконец-то стали не тюрьмами, а клиниками, где лечили (по мере сил), а не репрессировали больных самыми жестокими способами. Больные стали объектом внимания медицины и научной психиатрической мысли. Все это связывают с именем Филиппа Пинеля.

Пинель был человеком разносторонне образованным: учился сначала в семинарии, затем в университете в Тулузе, впитывал философские веяния эпохи Просвещения. В 1778 году тридцатитрехлетний Пинель приходит в Париж пешком и без денег, но с надеждами и широкими планами. Он и не предвидел, какую роль предстоит ему сыграть в психиатрии конца 18 века и начала века 19-го…

Какими были психиатрические больницы до Пинеля

Но чтобы оценить масштаб инициативы Пинеля, сначала обратимся к тому, в каких условиях содержались душевнобольные до «эпохи Пинеля». Вот что, например, говорит Мишель Фуко, философ и историк, представитель направления антипсихиатрии:

«Создаются (и это происходит по всей Европе) крупные изоляторы, которые дают приют не только безумцам, но и целому ряду чрезвычайно несхожих, — по крайней мере на наш взгляд, — между собой индивидов; в них помещают бедных инвалидов, несчастных стариков, нищих, убежденных тунеядцев, венерических больных, различных либертинов, тех, кого семья или королевская власть стремятся оградить от общественного наказания, расточительных отцов семейства, беглых священников — одним словом, всех тех, кто по отношению к законам разума, морали и общества проявляют признаки повреждения. Именно по этим соображениям правительство открывает в Париже Общий госпиталь, Бисетр, Сальпетриер; чуть раньше подобного рода тюрьму из бывшего лепрозория в Сен-Лазаре создает св. Винсент де Поль, и вскоре Шарантон… Эти учреждения не имеют никакого медицинского предназначения…»

Эти «приюты», где были перемешаны преступники, бродяги, неизлечимые сифилитики и душевнобольные, предстают в исторических описаниях одинаково мрачно и безысходно. Каменные стены и окошки с решетками, люди, лежащие на гнилой соломе, прикованные цепями, жестоко избиваемые надзирателями за любую «провинность». Голод и холод, крысы, крики и стоны людей, обезумевших от истязаний, колодок и цепей, мрачных каменных казематов… Естественно, тут никто не признавал «безумных» больными и не занимался вопросами их лечения. Более того, как замечает Юрий Каннабих в своей книге «История психиатрии», в этот ад любила наведываться праздная публика и за умеренную плату развлекаться зрелищем страдания и безумия, будто бы в зверинце. Да, Филиппу Пинелю предстояло начинать свое дело в такой обстановке…

Лечебница в Лондоне, известная как Бедлам

Освобождающий от оков

Дальше история и легенда, факты и красивые домыслы — неразделимы. Назначенный в 1793 году в больницу-каземат Бисетр, Пинель приступает к реформе и начинает освобождать людей с психическими расстройствами от цепей. Слухи о таком новшестве вызывают подозрения властей, и в Бисетр приезжает организатор революционных трибуналов Жорж Кутон, подозревая, что между «помешанными» могут скрываться политические враги. Кутон был парализован, и его огромное тело несли двое, подводя его к закованным в цепи несчастным. Грозный паралитик пытался их допрашивать, но кроме дикой ругани и воплей ничего не добился. Его унесли, а Филиппу Пинелю он бросил: «Сам ты, вероятно, помешан, если собираешься спустить с цепи этих зверей».

Как только Кутон уехал, Пинель освободил несколько десятков больных. Одичавшие и озлобленные узники вдруг стали вполне тихими и благодарными больными. Есть, конечно, в этом рассказе оттенок красивой легенды, есть и сомнения историков, что Кутон посещал Бисетр, однако и легендарное в этой истории лишь акцентирует огромную значимость (в том числе и символическую) дела Пинеля, боровшегося за человеческое отношение к душевнобольным, что почти не находило широкого понимания и признания. В Сальпетриере, женской больнице, Пинель также начал освобождение узников, что несколько мелодраматично запечатлела известная картина Р. Флери «Пинель в Сальпетриере». Так или иначе, но даже аура легенды не умаляет, а подчеркивает все значение его инициатив, всю весомость реального и символического жеста, указывающего на начало новой психиатрии. Ведь легенды появляются только тогда, когда событие несет особую смысловую нагрузку.

Р. Флери. Пинель в Сальпетриере

Моральный садизм — на смену оковам

Конечно, история сложнее, медлительнее и не так театрально-красива, как предания (даже внутри научного сообщества). Пинель не пришел вдруг, как мессия, на мрачную землю. Его реформы исторически долго созревали и назревали. Еще до «эпохи Пинеля» существовали гуманные подходы к страдающим психическими недугами. Достаточно вспомнить пансионы при больницах Шарантон и Санли во Франции, открытые орденом иоаннитов. Или Йоркское «убежище» в Англии, основанное Тьюком, принадлежавшим секте квакеров. В этой больнице было и хорошее отношение к больным, и добротное питание, уход, чистая и приятная обстановка. Были тут и помещения для занятий и игр больных, сады для прогулок. В общественной и медицинской мысли много лет уже обсуждалось то, что составило славу Пинелю. Удивительно, что о Йоркском убежище в мире почти не было известно. Все местные инициативы не меняли общего положения дел. Весть о реформах, конечно, могла идти только оттуда, где есть профессорская кафедра, из крупного культурного центра. Центром тогдашней Европейской культуры был Париж, наличие кафедры и научного сообщества — эти счастливые обстоятельства помогли Пинелю оказать влияние на весь тогдашний цивилизованный мир, хоть и не сразу. Вовсе не сразу…

Кстати, критически настроенные историки психиатрии обращают внимание на тот факт, что в психиатрии эпохи Пинеля (и позднее) люди с психическими заболеваниями, освободившись от железных оков, попали в плен оков моральной оценки и моральных наказаний. Грубые псевдомедицинские методы «лечения» применялись теперь в нравственном контексте. Мишель Фуко пишет:

«Душ больше не охлаждал, но наказывал — его нужно было теперь использовать не тогда, когда больной «разгорячен», но если он совершил проступок; еще в середине XIX века Лёре будет направлять на голову своих больных ледяной душ и попытается в этот момент установить с ними диалог, требуя признать, что их вера является лишь бредом».

«В новом мире лечебниц, в этом наказующем мире морали, безумие стало, главным образом фактом человеческой души, ее виновности и ее свободы. (…) Но эта психологизация является лишь внешним проявлением более потаенного и глубинного процесса — процесса, посредством которого безумие оказывается погруженным в систему моральных ценностей и репрессий. Оно обволакивается карательной системой, где безумец, молодея, приближается в своих правах к ребенку, и где безумие с внушенным ему чувством вины оказывается изначально связанным с пороком» .

Мишель Фуко утверждает, что именно «моральный садизм» нового типа клиник создал всю известную нам «психологию» безумия с его тайными душевными закоулками и муками. Думается, что это все-таки крайне одностороннее утверждение, хотя и основанное на верном указании порочной связи психиатрии и обывательского морализма, не имеющего медицинского смысла. Но с морализмом в психиатрии приходилось бороться и в XX веке.

Итоги работы Пинеля и принципы психиатрии

Между тем, то, что было сутью дела Филиппа Пинеля, оставлено им как завещание будущим поколениям, продолжившим гуманизацию психиатрии. Представлю вкратце итог его дела, следуя главным образом указаниям историка психиатрии Юрия Каннабиха:

— Тюремный режим с оковами и цепями подлежит решительному изгнанию из больничного обихода. Необходимо создание благоприятной обстановки для лечения психозов.

— Меры стеснения больных, например, «буйных», должны быть мягкими и всегда медицински обоснованными (допустимы только временное привязывание к койке, смирительная рубашка, в крайних случаях изолятор).

— Понимание того, что обстановка и психологическая атмосфера клиники имеют решающее значение в деле исцеления страдающей души.

— Необходимость научной деятельности в клинике, как благоустроенном учреждении, в том числе ведение записей наблюдения над состоянием пациентов, истории болезни. Необходимо выяснение причин заболевания, поиск эффективной терапии.

— Психиатрия должна строиться на объективных наблюдениях и естественно-научной основе, избегая метафизики и зависимости от туманных философских гипотез.

Это первые и необходимые принципы клинической психиатрии. Именно при таком подходе, как отмечают историки, впервые человек с психическим заболеванием предстает в своем подлинном образе, не искаженном унижениями, страхом побоев, озлобленностью и полной отчужденностью от человеческого общения и понимания. К сожалению, история показывает, что светлые идеи одних наталкиваются на предрассудки и косность других, так что осознанное в 18 веке далеко не везде реализовано в полной мере и поныне… Эпоха Пинеля, конечно, не устранила всех противоречий в практике содержания и лечения душевнобольных. Борьба с еще остающимися мерами насильственного стеснения больных связывается с именем Джона Конолли, но это уже иная эпоха и иная тема.

Школа Пинеля

И еще: существенно то, что Пинель не был одинокой кометой «в кругу расчисленном светил», но создал школу психиатров, научную традицию. В числе его учеников был знаменитый Жан-Этьен Доминик Эскироль, итогом деятельности которого стал «Закон о душевнобольных» 1838 года. Это первый законодательный акт, учитывающий права душевнобольных и, в частности, требующий для помещения в психиатрическую клинику обязательного акта врачебного освидетельствования.

Жан-Этьен Доминик Эскироль

Эскироль возглавил и первую в мире кафедру психиатрии, ставшей с тех пор отдельной отраслью медицинской науки. Если систематика болезней, созданная его учителем Пинелем, еще мало разработана и архаична, то систематика Эскироля — существенный шаг вперед. Все большее накопление точных клинических наблюдений и их анализ — все это фундамент новой науки. Следом за Эскиролем появляются те, кто были его учениками и основоположниками психопатологии всего 19 века: Жорже, Бейарже, Моро, Морель…

То, что мы называем современной психиатрией, едва ли было бы возможно без эпохи Пинеля, без его смелой и человечной реформы психиатрии на рубеже 18 и 19 веков, когда мысли о подобной реформе не только обывательскому большинству, но и многим врачам казались безумием, а то и просто глупостью.

Филипп Пинель родился в небольшом поселке во французской коммуне Жонкьер. Родители Филиппа, его дядя и тетя были врачами. Учился на факультете медицины в Тулузе, а затем еще четыре года на медицинском факультете в Монпелье. В Париж переехал в 1778 году.

Около 15 лет медику пришлось зарабатывать себе на жизнь, подрабатывая писателем, переводчиком, редактором, поскольку ограничительные правила старого режима препятствовали ему практиковать медицину в столице. Он дважды не прошел вступительные испытания, чтобы продолжить учебу. Во втором конкурсе члены жюри подчеркнули «посредственность» Филиппа во всех сферах медицинских знаний, что вступает в явное противоречие с дальнейшими достижениями Пинеля.

В 1784 году Филипп стал редактором одного не очень известного медицинского издания Gazette de santé. Врач был также известен среди ученых-естественников, поскольку регулярно публиковался в Journal de physique. Примерно в это время в ученого развился интерес к исследованию психических заболеваний. Связано это было в частности с тем, что у его друга была «нервная меланхолия», которая трансформировалась в «манию» и привела к самоубийству.

Пинель начал искать работу в частных учреждениях по лечению безумия в Париже. В течение пяти лет Филипп работал в одном из известных санаториев, собирая информацию о психических заболеваниях.

После французской революции медик занимал видную должность в Bicêtre Hospital. В то время там размещалось около четырех тысяч заключенных, совершивших мелкие правонарушения, больные сифилисом, пенсионеры, а также около двухсот психически больных. В госпитале Пинель добился снятия оков с душевнобольных, предоставил им свободу передвижения по территории госпиталя, и это привело к значительным улучшениям в их самочувствии.

Вклад в медицину

Филипп Пинель отказался от господствующего в то время мнения о том, что причиной психического заболевания являлось «вселение демонов». По мнению Пинеля, предрасполагающими факторами к возникновению психических болезней являются, в частности:

  • несчастная любовь;
  • внутренняя печаль;
  • фанатическая преданность делу;
  • страхи на религиозной почве;
  • революционные события;
  • насилие;
  • большие нереализованные амбиции;
  • финансовые неудачи.

Пинель полагал, что психологическое вмешательство должно быть индивидуальным, а не основываться только на диагностической категории. Психиатр предложил гуманный принцип ухода за душевнобольными, получивший наименование «моральное лечение». Он выражал уважение и теплые чувства к собственным пациентам, посещал их несколько раз в сутки, вел длительные беседы и все записывал. Пинель советовал заботливое медицинское обслуживание во время реабилитационного периода, подчеркивал необходимость физических упражнений, соблюдения правил гигиены. Кроме этого, он способствовал внедрению в психиатрическую практику ведения, сохранения историй болезни пациентов.

Помимо психиатрии, знаменитый медик работал и в сфере внутренней медицины. Полагал, что методы исследования в медицине должны иметь аналитический характер, так и в естественных науках. Ученый классифицировал заболевания на несколько классов: лихорадочные состояния, кровоизлияния, неврозы, флегмазии, а также заболевания, причиненные органическими поражениями.

Оценка деятельности

По мнению российского психиатра Ю.С. Савенко, как научная практика и как наука, психиатрия состоялась только после реформы Филиппа Пинеля, т.е. после снятия цепей с психически больных, а также устранения полицейских чинов с руководящих должностей больниц. Эти принципы (частичного разгосударствления и добровольности) и сейчас являются актуальными в психиатрии.

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред ‏‎ Ауэнбруггер Леопольд ‏‎ Брёйер Йозеф Ван Свитен Гаен Антониус Селье Ганс Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) Асклепий Гален Герофил Гиппократ
Британские Браун Джон ‏‎ Гарвей Уильям Дженнер Эдвард Листер Джозеф Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо ‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан Вирхов Рудольф Вундт Вильгельм Ганеманн Самуэль Гельмгольц Герман Гризингер Вильгельм Грэфенберг Эрнст Кох Роберт Крепелин Эмиль Петтенкофер Макс Эрлих Пауль Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. Бакулев А.Н. ‏‎ Бехтерев В.М. ‏‎ Боткин С.П. Бурденко Н.Н. Данилевский В.Я. Захарьин Г.А. Кандинский В.Х. Корсаков С.С. Мечников И.И. Мудров М.Я. Павлов И.П. Пирогов Н.И. Семашко Н.А.

ПСИХИАТРИЯ

Психиатрия (от греч. psyche - душа; iatreia - лечение) - наука о психических заболеваниях, их лечении и предупреждении.

В глубокой древности психические болезни понимались как результат воздействия «сверхъестественных сил, как одержимость злым или добрым духом.

Позднее с развитием натурфилософии древних сформировались естественные представления о причинах болезней тела и мозга.

Первые приюты для душевнобольных стали появляться при христианских монастырях в Византии (IV в.), Армении и Грузии (IV- VI вв.), странах ислама (IX в.).

В Западной Европе в период средневековья отношение к психически больным определялось религиозной идеологией. Душевнобольных обвиняли в добровольном союзе с дьяволом. Начиная с XIII в. их стали заточать в специальные учреждения (не больницы) для изоляции умалишенных. Там больных содержали в наручниках, без элементарных удобств, приковывали цепями и подвергали пыткам, морили голодом. Случалось, что психически больных сжигали на кострах инквизиции под предлогом борьбы с ведьмами и ересью.

Отношение к психически больным, как к одержимым злым духом, сохранялось в Западной Европе вплоть до конца XVIII в., когда развитие наук испытало мощное влияние французского материализма XVIII в. и французской буржуазной революции.

Реорганизация содержания и лечения психически больных связана с деятельностью Филиппа Пинеля (Pinel Philippe, 1745-1826) -основоположника общественной и клинической психиатрии во Франции. Во.время революции он был назначен главным врачом психиатрических заведений Бисетр (Bicetre) и Сальпетриер (Salpetriere) в, Париже. Возможность прогрессивных преобразований, проведенных Ф. Пинелем, была подготовлена всем ходом общественно-политических событий. Пинель впервые создал для психически больных человеческие условия содержания в больнице, снял с них цепи (рис. 141), разработал^ систему их лечения, привлек к "труду, определил основные направления изучения психических болезней. Впервые в истории психически больные были восстановлены в их человеческих и гражданских правах, а психические заведения стали превращаться в лечебные - больницы.

Идеи Ф. Пинеля развивал английский психиатр Джон Конолли (Conolly, John, 1794-1866), который боролся за ликвидацию мер механического стеснения больных в психиатрических лечебницах.

В начале XIX в. психиатрия стала развиваться как самостоятельная естественно-научная клиническая дисциплина. В психиатрических больницах, а затем на медицинских факультетах университетов началась подготовка кадров врачей-психиатров.

В Российской империи первое психиатрическое заведение было открыто в Риге в 1776 г. После земской реформы 1864 г. строительство благоустроенных психиатрических лечебниц значительно расширилось. В 1835 г. на медицинских факультетах университетов России профессора-терапевты начали читать отдельный курс психиатрии, который впоследствии стал преподаваться на специальных кафедрах: в Петербурге (1857), Казани (1866), Москве (1887) и других городах страны.

Большое влияние на успешное развитие психиатрии с середины-XIX в. оказали эволюционная теория Ч. Дарвина и учение о рефлексе, разработанное русскими: физиологами И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

В то же время психиатрия, более, чем какая-либо другая область медицины, испытала влияние идеалистических течений в философии. Наиболее "ярко это проявилось в Германии, где" феодализм долгое время не сдавал своих позиций. В немецкой философии начала XIX в. преобладали идеалистические течения. В психиатрии они проявились во взглядах школы «психиков», которые определяли психические заболевания как результат злой воли или греховности человека. В середине XIX в. выдвинулась другая идеалистическая школа «соматиков». Полагая, что душа бессмертна и болеть не может, соматики рассматривали психические заболевания как болезнь тела, т. е. материальной оболочки души.

В конце XIX столетия идеалистические течения в психиатрии оживились и наиболее широко проявились в психоаналитических школах.

В России большое влияние на развитие психиатрии оказали революционеры-демократы, что определило преобладание естественно-научных тенденций как в этой, так и в других областях медицины в нашей стране.

К числу крупнейших психиатров мира принадлежит Сергей Сергеевич Корсаков (1854-1900), один из осно-новоположников нозологического направления в психиатрии, заложенного, в конце XIX в. немецким психиатром Эмилем Крепелином (Kraepelin, Emil, 1856-1926), в противовес существовавшему ранее симптоматическому направлению.

С. С. Корсаков впервые описал новое заболевание - алкогольный полиневрит с выраженными расстройствами памяти (1887, докторская диссертация «Об алкогольном параличе»), которое уже при жизни автора было. названо «корсаковским психозом». Он был сторонником нестеснения психически больных, разработал и внедрил в практику систему их постельного содержания и наблюдения на дому, уделял большое внимание вопросам предупреждения психических заболеваний и организации психиатрической помощи. Его «курс психиатрии» (1893) считается классическим и многократно переиздавался.

Большой вклад в развитие психиатрии также внесли Ж. Эскироль, Ж. Шарко и П. Жане (Франция), Г. Модели, Дж. Джексон (Англия), Б. Раш (США), В. Гризингер, Э. Кре-пелнн (Германия), В. М. Бехтерев, В. X. Кандинский, П. П. Кащенко, В. П. Сербский, П. Б. Ганнушкин (Россия).

© И. Б. Якушев, П. И. Сидоров, 2013 УДК 616.89:93:92 Пинель

И. Б. Якушев, П. И. Сидоров Филипп ПИНЕЛЬ и ПСИХИАТРИЯ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА

Северный государственный медицинский университет, Архангельск

В статье анализируются социально-экономические предпосылки, способствовавшие выделению психиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину, обусловившие ее идеологическую базу и методологическое наполнение. Превалирующие идеологические концепции и методологические приоритеты психиатрии этой эпохи рассматриваются на примере воззрений Ф. Пинеля, его учеников и современников.

Ключевые слова: психическое расстройство, ментальная медицина, психиатрия, Пинель, идеализм, материализм

PHILIPPE PINEL AND THE PSYCHIATRY OF LATE XVII - EARLY XIX CENTURIES

I.B. Yakushev, P.I. Sidorov

The article analyzes the social economic premises promoting the psychiatry to distinguish to independent medical specialty with its own ideological base and methodological filling. The ideological concepts and methodological priorities ofpsychiatry prevailing in this epoch using the example ofviews of F. Pinel, his disciples and contemporaries are considered.

Key words: psychic disorder, mental medicine, psychiatry, Ph. Pinel, idealism, materialism

Периодически повторяемый исследователями анализ этапов развития ментальной медицины (ММ) и психиатрии (П) неизбежен: каждое научное поколение выявляет новые факты, применяя к ним новые методологические идеи. Это может приводить к ломке теорий, пересмотру принципов организации знания. Очевидно, "суть научного поиска сводится не только к установлению и объяснению новых фактов и явлений, но и к попыткам уложить вновь обнаруживаемые данные в умозрительные теоретические построения" .

Конец XVIII века ознаменовался выделением П в отдельную специальность медицины. "Психиатрия, наконец, включается в сферу медицинских знаний и практик, которым до этого была относительно чужда" . Это обстоятельство в значительной мере было связано с реорганизацией содержания и лечения психически больных (ПБ), реализованной французским врачом Ф. Пинелем. "После Пинеля и Тьюка психиатрия стала отраслью медицины, обладающей особой стилистикой" . Эти изменения были подготовлены эволюцией общественно-экономических отношений в Европе, сложившихся на тот момент в ансамбль развивающихся траекторий капиталистического содержания

В бимодальной схеме, имевшей прямое отношение к ММ на протяжении ее существования, а именно жрецы - знахари, появился третий фактор - психиатры В основе возникновения этой специальности лежала идея развития триады Г. Гегеля: противостояние в ММ тезиса жрецов-идеалистов антитезису знахарей-материалистов привело не к синтезу, но к обусловленному практической целесообразностью текущего момента синкретическому компромиссу с формированием нового тезиса - тренда психиатров Отсутствие и невозможность корректного синтеза концепций жрецов и знахарей повлияло на формирование внутренних противоречий и идеологической двойственности П Появление и развитие третьей силы, превратившей бимодальную конструкцию в тримодальную, происходило в алгоритме философии Гегеля, который, раздвоив цельность Dasein, гарантировал бимодальный схизис любой вновь возникающей категории с ее внутренними противоречиями взаимоисключающих и взаи-мопредполагающих возможностей П, объединив в себе некоторые позиции сторон жрецов и знахарей, оказалась внутренне противоречивой, дуалистичной по причине использования ею в разной пропорции, зависевшей от стилистики, приоритетов, ценностей текущей эпохи, принципов обеих концепций Един-

И. Б. Якушев - канд. мед.наук, доц. каф. (yakushev87@gmail . com); П. И. Сидоров - акад. РАМН, д-р мед. наук, проф., ректор (info@nsmu .ru) .

ство и борьба двух оппонирующих друг другу идеологий и их полярных методологий внутри данной категории превращали ее в очередную бимодальную систему, ведя к антиэнтропичному функционированию П как системы, когда обе составляющие ее траектории вступали в период колебаний вокруг общего тренда, и то одна, то другая из них обретала относительное доминирование. В моменты взаимного пересечения траекторий жрецов и знахарей П выходила из области преимущественного влияния одного резонанса, оказываясь под влиянием другого, а взаимное влияние резонансов перекрывалось Возникала стохастическая неустойчивость системы, оптимизирующая ее самоорганизацию. С конца XVIII века комплекс наук и знаний, сопряженных с П как дисциплиной, изучающей происхождение и терапию психических расстройств (ПР), стал предметом интересов и приложения сил уже не только философов (как теоретиков ММ) и врачей широкого профиля (как ее практиков), что имело место до сих пор, а психиатров, объединивших своей специальностью интеллектуальные конструкции философов и практические навыки медиков.

В эпоху развивающегося капитализма проблема ПР все чаще оказывалась в круге секулярных интересов социального тренда, все более выпадая из поля влияния церкви: "Безумные тем скорее попадали в сферу полномочий административных органов, чем менее просвещенная церковь нуждалась в них как в ведьмах и одержимых - ни из теологических оснований, ни для демонстрации своей земной власти" . В конце XVIII века во французском г. Бове существовал дом призрения, содержавшийся монахами-францисканцами, где находили приют и ПБ. В 1790 г. приют был расформирован, пациентов перевели в Клермон-ан-Уаз, причем префекторальная администрация департамента заключила соглашение с основателем приюта о содержании ПБ за счет муниципальных средств. В июле 1795 г. был закрыт приют в Шарантоне, принадлежавший ордену госпитальеров. В 1797 г. он был вновь открыт и национализирован при Директории с целью перевода туда ПБ из приюта "Отель-Дье", а руководство было поручено бывшему монаху ордена премонстрантов В соответствии с уложениями Кодекса Наполеона надзор за ПБ был поручен префектурам, что упразднило традиционную религиозную составляющую этого аспекта

Абсолютистские учреждения с изолирующим режимом во время Французской революции были закрыты: в марте 1790 г. во исполнение "Декларации прав человека и гражданина" издано постановление Учредительного собрания - в течение 6 нед освободить заключенных по воле короля, а в случае с ПБ - осуществить проверку их состояния чиновниками и врачами, после чего поместить в лечебные учреждения или отпустить В дальнейшем эта декларация обернулась фарсом: вместо того, чтобы построить новые больницы, закрыли старые.

ММ Англии и Франции все в большей мере соотносила свои задачи с вопросами гигиены и социальным аспектом улучшения жизни беднейших слоев населения, что отвечало интересам экономической экспансии самоорганизующегося капиталистического гражданского сообщества, тогда как в ММ Германии социальным вопросам значения не придавалось: здесь превалировали интересы монархии и абсолютизма. "В то время как во Франции и Англии буржуазия осознавала свое классовое положение, буржуазия Германии оказалась в фарватере романтически-иррационального мышления, не успев пройти школу рационализма" .

С именем француза Ф. Пинеля (1745-1826) связана революция в П: он стал врачом, снявшим цепи с ПБ (Пинель не был пионером, но вошел в историю в этом качестве, видимо, оттого, что его революция совпала хронологически и декларативно - свобода, равенство, братство - с Французской революцией) Пинель был почти ровесником И. Канта, но его мировоззрение сформировалось и с учетом влияния детерминизма Дидро, сенсуализма Кондильяка, материализма Ламетри. Вместе с тем деятельность и научные воззрения Пинеля указывают на влияние натурфилософии Ф. Шеллинга. "Медико-философский трактат о психическом расстройстве или мании" Пинеля К Дернер считает " попыткой интегрировать и закрепить буржуазно-либеральные достижения революции на пути социальной реформы - против реставрации феодальных институтов и рационалистического мышления, против всего, что способствует дальнейшему развитию революции" . Пинель помещал П между медициной и наукой управления государством и обществом, считая, что для общественного блага необходимо крепкое правительство, которое "может найти в его книге важные рекомендации" . Он говорил о классе аристократов и низшем сословии как о группах риска: для них вероятность возникновения ПР высока, так как первые "чураются физической работы", а вторые "пребывают в разврате и нищете" Оба этих социальных фактора Пинель относил к важнейшим в этиологическом отношении для манифестации ПР В духе Руссо он считал, что общество порождает собственные болезни Идеалы и приоритеты социально крепнущего и все более влиятельного третьего сословия определили для Пинеля критерий воспитания личности и нормы в П: именно буржуа, согласно его теории, оказываются социальным классом, наиболее защищенным от ПР, так как жизнь и занятия этого сословия отличны от жизненных ценностей тех классов, чьи возникновение и статус были обусловлены феодализмом и на данном этапе пришли в упадок Работа как средство профилактики ПР и метод его терапии для Пинеля стали важным фактором, ассоциированным с эпохой капитализма. Такое суждение было бы немыслимо в эпоху феодализма. Ценности буржуазного экономического порядка определяли содержание и методологию П этого периода времени

О Пинеле принято говорить как об идейном материалисте и основания для этого есть: он критиковал идеалистическое единство разума по И Винкельману Пинель не считал целесообразным создание религиозной атмосферы в психиатрических больницах, запрещая давать религиозные книги "меланхоликам от благочестия" , рекомендуя сажать в тюрьму " праведниц, каковые почитают себя боговдохновенными и пытаются других обратить в свою веру" , констатируя, таким образом, угрозу социального и медицинского содержания, исходящую от индукторов потенциальных психических эпидемий Однако идеология французского психиатра не была однозначно материалистической Пинель считал, что ПР - расстройство воли, неконтролируемая власть инстинктов, не объяснимых внешними причинами ("мания без бреда" у него - расстройство воли в чистом виде) Пинель не предлагал пренебречь этикой религии, которую считал важным компонентом терапии ПР, позволяющим прививать ПБ нормы социального содержания, подтверждая этот тезис клиническими примерами Психиатрическая больница в его трактовке была областью морали, "сферой религиозности без религии" . Наиболее частой причиной ПР Пинель считал моральные потрясения, лишь допуская актуальность физических причин, в частности повреждения головы - этиологический фактор физического свойства по важности и частоте возникновения

ПР у него следует за психологическим: "Как я могу допустить, чтобы кровообращение в мозгу и различные степени возбуждения и упадка его отправлений были достаточны для раскрытия тайны о местопребывании мышления и его расстройствах? . В духе Э. Кондильяка, отрицавшего возможность существования врожденных идей у человека и относившего его развитие к влиянию среды, Пинель отмечал влияние среды на формирование психопатологической предрасположенности Констатация им влияния "морального" фактора на манифестацию и формирование ПР определяет синкретическую двойственность воззрений психиатра в его концептуальной принадлежности к знахарям или жрецам Пинель говорил, что врачу следует иметь представление о личности в преморбиде, но воздерживался от патолого-анатомических и патофизиологических гипотез: "Анатомические исследования ничего не выяснили относительно локализации и характера душевного заболевания" . Он полемизировал с немецким психиатром В Гредингом, считавшим, что причиной ПР являются изменения черепа и головного мозга, предполагая многообразие локусов патологии: "Первичное место мании находится в желудке и кишках, и от этого центра болезнь иррадиирует на рассудок" . Пинель говорил о " . . . необходимости поручать душевнобольных попечению посторонних людей, удаляя их таким образом из обычной обстановки" .Это суждение констатирует сходство его идеологии с воззрениями современной ему немецкой П: та же концепция здесь взята с обратным знаком Одни врачи использовали плеть для "восстановления связей пациента с внешним миром", Пинель применял с этой целью больничную палату и трудотерапию: "Регулярные занятия изменяют болезненное направление мыслей, способствуя восстановлению умственной деятельности , но иногда он прибегал и к психологическому давлению на пациентов: " . ..облаченный так, чтоб ввергнуть больного в ужас, с горящим взором, громовым голосом, в окружении толпы прислужников, вооруженных громко бряцающими цепями Перед сумасшедшим ставят суп и отдают приказ съесть его за ночь, если он не хочет, чтобы с ним обошлись самым жестоким образом После этого все удаляются, оставив помешанного в тягостных колебаниях После долгих часов душевной борьбы он решается принять пищу" Эти приемы относятся к арсеналу жрецов, а не знахарей Пинель считал, что "сцена первого контакта врача с его больным - церемониал, демонстрация силы" . Он, как и его немецкие коллеги-современники, полагал, что "моральная причина" заболевания подвластна мерам внушения, советуя врачам подходить к ПБ с " . ..устрашающим видом, с твердостью, способной поразить воображение и убедить в тщете сопротивления" Пинель был не меньшим жрецом, чем психиатры-идеалисты современной ему Германии, используя не плеть, а ее виртуальное воздействие на ПБ. Знахари предпочитали материалистический субстрат лекарств, жрецы - идеалистический концепт слов и благодеяний (наказаний) Пинель был весьма сдержан и в отношении лекарственной терапии. "Смирительная рубашка, - писал он, - имеет значение воспитательной меры" , согласуясь с психиатрами Германии, применявшими с той же целью ледяную воду (Пинель тоже рекомендовал обливание ПБ холодной водой, но - в духе гуманизма века Просвещения - "никаких грубостей и оскорблений" , маску Аутенрита и кресло Дарвина: "Как репрессивная мера они бывают достаточны, чтобы подчинить общему правилу труда способную к нему сумасшедшую, преодолеть отказ от еды, обуздать помешанных в уме женщин, одержимых чем-то вроде непоседливого и взбалмошного упрямства" Психиатр говорил об ограничительной мере не как о способе физического или социального ограничения ПБ, но как о пути влияния на его ПР: "В большинстве случаев основополагающий принцип излечения мании состоит в том, чтобы прибегнуть вначале к энергическому подавлению, а затем перейти к благожелательности" . Дело не в том, насколько это верно, а в том, что декларированный им материалистический подход был замаскированным от самого врача натурфилософским жречеством в духе Шеллинга: с передачей лечебных инициатив природе

Пинелю принадлежит классификация ПР: 1. Мания; 2 . Мания без бреда; 3 . Меланхолия; 4 . Слабоумие; 5 . Идиотизм. Эта классификация - тоже продукт идеализма: Пинель различал за-

болевания по содержанию переживаний на уровне симптомов, вне нозологической концепции, без выделения материальных субстратов ПР. Позднее, впрочем (1818), он создал иную классификацию, в которую внес элементы патогенетического структурирования, выделив "неврозы церебральных функций", вновь обозначив дуализм воззрений Основным методологическим подходом Пинеля в создании классификации была дедукция в духе Р Декарта, в силу которой его нозографический вид был результатом отвлеченной идеи, вытекавшей из сходных черт, характеризующих одно и то же ПР

В стилистике идей Пинеля протекала деятельность его современников Ф. Вуазена (1794-1872), прилагавшего реформы Пинеля к детской П, уже почти исключительно материалистически считавшего, что, "располагая симптомами, нужно определить местонахождение болезни Благодаря сведениям, предоставленным физиологией, медицина способна справиться с этой проблемой" , и Ж. Фальре (1794-1870), начавшего с патолого-анатомических изысканий (диссертация "Медико-хирургические наблюдения и предложения", 1819; доклад "Сведения, полученные при вскрытии тел душевнобольных, могущие способствовать диагностике и лечению умственных болезней", 1823), но разочаровавшегося в них. Материалистические попытки поиска этиологии ПР в морфологическом субстрате по мере укрепления капитализма обретали научную легитимность, оттесняя дедуктивные выводы в П.В 1820 г. Э. Жорже написал доклад "О вскрытии тел душевнобольных", рассмотрев в нем 300 вскрытий тел ПБ больницы Сальпетриер Доклад положил начало дискуссии об органических и душевных причинах ПР В 1821 г. Ж. Делез (1789-1879) и Ф. Фовиль (1799-1888) представили доклад "Рассуждения о причинах безумия и о характере их действия с приложением исследований о природе и особом местонахождении этой болезни" Морфологические индуктивные изыскания знахарей демонстрировали результаты, позволяющие делать выводы, часто идущие вразрез с дедуктивными построениями жрецов, идеология которых еще обладала авторитетом для оппонирования эмпирической методологии, что в очередной раз проявилось концептуальным дуализмом французской П

"На протяжении первой трети XIX века постоянно и последовательно развенчивается медицинское, медикаментозное лечение. И наоборот, активно развивается практика, называемая "моральным лечением"" , отвечавшая концепции жрецов. "Моральное лечение" возникло в конце XVIII века и противостояло концепции "физического лечения", объединяя все способы воздействия на ПБ, тогда как "лечение физическое" подразумевало лишь влияние на ПР медикаментов и укрепляющих средств

Монография "О душевных болезнях" Ж. Эскироля (17721840) стала базисом дальнейшего развития П. Его классификация содержала 5 классов ПР, незначительно отличавшихся от системы Пинеля: 1. Липемания (меланхолия Пинеля); 2 . Мания; 3 Мономания; 4 Слабоумие; 5 Идиотизм Эскироль считал психиатрическую больницу гротескным отражением общества, так как человеческие страсти представлены ПБ ("самыми интересными членами общества" ) в отличие от социальной благопристойности общества лиц психически здоровых Республиканская социальная система, предоставляющая для человеческих низменных страстей широкие возможности, стала для Эскироля отрицательным фактором ("опасными новшествами") в отношении потенций возникновения и прогрессирования ПР в отличие от монархии. Он связывал политический статус государства с социальным, вызывающим

у него тревогу, так как в этом случае власть морали и религии, по его мнению, минимизируется, что способствует росту ПР. Среди применяемых им лечебных мер - те же методы устрашения, холодные обливания, смирительные рубашки, угрозы болезненного лечения - применение "жреческих" мер более идеалистически нравственно-воспитательного характера, чем материалистических мероприятий в духе знахарей. Вместе с тем Эскироль был уже в большей мере, чем Пинель, ориентирован на материалистическую концепцию происхождения ПР, считая липеманию, идиотизм, слабоумие заболеваниями головного мозга Применительно к мании и мономании он о субстрате мозга не говорил Эскироль полагал, что тайна безумия останется вечной тайной природы , а дебют ПР - итог социально-соматической биографии субъекта, подчиненной триаде: наследственность - конституция - переживания детского возраста, полагая институтами профилактики ПР семью, церковь, государство. Мономанию Эскироль считал болезнью своего времени, ПР, вызванным прогрессом, "душевной болезнью цивилизации", обусловливающей такие ее проявления, как эгоизм, экзальтация, страсти, замедленное развитие души . Мономания в его трактовке являет собой необычные поступки, выходящие за грань социальных норм

Таким образом, отсутствие и невозможность корректного синтеза методологий и приоритетов материалистической и идеалистической концепций в период возникновения П в конце XVIII века повлияли на формирование системных внутренних противоречий и идеологического дуализма этой дисциплины в данную эпоху, что проявилось воззрениями Ф. Пинеля и его современников-психиатров, державшихся синкретического подхода в решении проблем ПР П эпохи Пинеля постепенно все в большей мере тяготела к материалистической онтологии и методологии. Идеология П этого времени была ориентирована на социально-экономические реалии и капиталистическую систему ценностей и приоритетов

ЛИТЕРАТУРА

1. Сточик А. М., Затравкин С. Н. Медицинский факультет Московского университета в XVIII веке. 2-е изд. - М. , 2000. - С. 110

2 . Фуко М. Психиатрическая власть. Курс лекций, прочитанных в

Коллеж де Франс в 1973-1974 учебном году. - СПб. , 2007 . - С. 22, 25, 173 .

3 . Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - М. ; СПб. ,

1997 . - С. 330, 483, 489-490, 496-497 .

4 . Дернер К. Гражданин и безумие. - М. , 2006. - С. 196-197, 219,

5 . Hauser A. Socialgeschichte der Kunst und Literatur. - München,

1953 .- Bd 11,- S . 1-4 .

6 . Gruhle H. // Handbuch der Geisterkrankheiten / Hrsg . Von О. Bum-

ke . - Berlin, 1932 .- Bd 9 . - S . 19-21.

7 . Zur Geschichte der Psychiatrie im 19 Jahrhundert / Hrsg . Von A .

Thom . - Berlin, 1984 . - S . 7, 168 .

8 . Pinel Ph. Traite medico-philosophique sur lalienation mentale, ou la

manie . - Paris, 1800 . - P 61, 222, 268, 291.

9 . Leibbrand W. Romantische Medizin . - Hamburg, 1937 .

10 . Пинель Ф. Медико-философское уение о душевных болезнях. -

СПб. , 1899. - С. 66, 72, 154. 11. Каннабих Ю. В. История психиатрии. - М. ; Минск, 2002 . - С. 163-167 .

12 . Voisin F. Des Causes morale et physiques des maladies mentales et de quelques autres affections telles que Thusterie, la nymphomanieet le satyriasis . - Paris, 1926 . - P 329 .

Philippe Pinel by Anna M. Merimee

Цитаты : 1. Очень продолжительный опыт учит нас, что это есть самое верное и действительное средство к восстановлению у больных правильного мышления, и что благородное дворянство, относящееся с презрением к физическому труду и отвергающее для себя самую мысль о нем, к сожалению, через это навсегда остается в своем бреду. 2. «…однако, при первой возможности надо освобождать больных из заключения и держать их целыми днями на воздухе… не нужно насиловать и торопиться».

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Французский психиатр и врач.
Основной вклад (чем известен): Филипп Пинель, предложил более гуманный подход к психологической опеке и уходу за психическими больными, который был определен как «моральное лечение». Пинель много сделал для выделения психиатрии в отдельную отрасль медицины. Он внес значительный вклад в классификацию психических расстройств и был признан как «отец современной психиатрии». Пинель был также одним из первых клиницистов считающих, что медицинская истина должна быть получена из клинического опыта.
Вклады:
Психиатрия. Пинель отказался от преобладающего популярного мнения, согласно которому, причиной психического заболевания было вселение демонов.
Он утверждал, что психические расстройства могут быть вызваны целым рядом факторов, включающих психологические или социальные стрессы, врожденные заболевания, физиологические травмы, физические состояния и наследственность.
Пинель внимательно наблюдал и подробно описывал все тонкости и нюансы человеческих переживаний и эмоций. Он определил предрасполагающие к душевным болезням психосоциальные факторы, такие как несчастная любовь, внутреннее горе, преданность своему делу доведенная до фанатизма, религиозные страхи, насилие и несчастные страсти, высокие амбиции, финансовые неудачи, религиозный экстаз, а также вспышки патриотизма.
Он отмечал, что состояние любви может превратиться в ярость и отчаяние, может привести к мании или психическому отчуждению». Он также говорил о связях душевных болезней с такими человеческими проявлениями как жадность, гордость, дружба, нетерпимость, тщеславие.
Моральное лечение. Пинель предложил новый ненасильственный подход к уходу за психически больными, который получил название «моральное лечение», являющееся скорее социальным и психологическим по своему содержанию.
Он решительно выступал за гуманное обращение с психически больными, в том числе дружественные отношения между врачом и пациентом.
Его метод обращения с больными отмечался мягкостью, пониманием и доброй волей. Он выступал против насильственных методов, хотя, когда это было необходимо, он не колеблясь, применял ограничительные меры или насильственное кормление.
Пинель выражал теплые чувства и уважение к своим пациентам: «Я не могу не сообщить своих восторженных впечатлений о их моральных качествах. Нигде, кроме романов, я не видел столь желанных супругов, более нежных отцов, страстных любовников, чистых, великодушных патриотов, чем я видел в больницах для душевнобольных «.
Пинель посещал каждого пациента, зачастую по несколько раз в день. Он вел с ними длительные разговоры и все тщательно записывал.
Он рекомендовал заботливое медицинское обслуживание в период выздоровления, подчеркивал необходимость гигиены, физических упражнений, а также программы целенаправленной продуктивной работы для психически больных.
Кроме того, он способствовал развитию психиатрии путем внедрения в практику ведения и сохранения подробных историй болезни целью лечения и исследований.
Пинель также добился введения больничного режима, врачебных обходов, лечебных процедур.
Снял цепи с душевнобольных.
Пинель обратился в революционный комитет за разрешением снять цепи с некоторых пациентов в качестве эксперимента, а также дать им возможность гулять на открытом воздухе. Когда эти меры оказались эффективными, он смог изменить условия в больнице, и прекратить традиционные методы лечения, которые включали кровопускания, чистку слабительными и физическое насилие.
В 1798 году французский врач Филипп Пинель в парижском сумасшедшем доме Bicêtre, снял цепи с пациентов, которых называли «сумасшедшими».
Психотерапия. Его практика индивидуального взаимодействия с пациентами в гуманистической и понимающей манере представляла собой первую известную практику индивидуальной психотерапии.
Медицина. Пинель был известен главным образом за его вклад во внутреннюю медицину, в особенности за его авторитетную классификацию заболеваний приведенную в учебнике «Философская нозография» (1798). Он разделил заболевания на пять классов: лихорадки, phlegmasias, кровоизлияния, неврозы, а также заболевания, вызванные органическими поражениями.
Кроме того, Пинель работал как врач-консультант в больницах и с пациентами в частном порядке.
Вклад Пинеля в медицину включает также данные о развитии, прогнозе и частоте возникновения различных заболеваний и экспериментальные оценки эффективности лекарственных средств.
Работа Пинеля по клинической медицине, Философская нозография (1798), служила стандартным учебником для 2 декад, при этом несколько школ клинической медицины 19-го века, основывались на изложенной в нем теории..
Администрирование. Кроме того, Пинель заботился о надлежащем управлении психиатрическими учреждениями, в том числе ввел практику обучения персонала.
В 1799 году в Сальпетриере Пинель создал клинику, в которой делали прививки и провел первую вакцинацию в Париже в апреле 1800 года.
Почётные звания, награды : Кавалер Ордена почетного Легиона (1804).
Основные труды: Nosographie Philosophique (Философская нозография) (1798), Recherches et observations sur le traitement moral des aliénés (Исследования и наблюдения по поводу морального лечения душевнобольных) (1798), Traîte medico-philosophique de l’aliénation mentale (Медико-философский трактат о психическом отчуждении или мании (1801).

Жизнь:

Происхождение: Пинель родился в Сент-Андре, в департаменте Тарн на юге Франции. Он был сыном Филиппа Франсуа Пинель врача хирурга. Его мать, Элизабет Дюпюи, происходила из семьи, в которой было много фармацевтов и врачей. У него было два брата Карл и Пьер-Луи, который также стал врачом.
Образование: Начальное образование Пинеля, в начале в Коллеже де Лавор, а затем в Коллеже де L’Esquille в Тулузе, было в области литературы. Во время своей учебы он испытал сильное влияние энциклопедистов, в частности, Жан-Жак Руссо (1712-1778). Позже решившись на карьеру в области религии, он в июле 1767 года поступил на факультет теологии в Тулузе. Однако в апреле 1770, он оставил его и перевелся на медицинский факультет университета в Тулузе. 21 декабря 1773 он получил MD степень и с 1774 года продолжил свое медицинское образование в Университете Монпелье, ведущей медицинской школе Франции. Там он в течение четырех лет он посещал медицинскую школу и больницы.
Оказали влияние: Пинель был учеником аббата де Кондильяка, а Гиппократ был для него образцом служения в медицине.
Основные этапы профессиональной деятельности: В 1778 году Пинель переехал в Париж, где он начал работать, как издатель, переводчик научной литературы и преподаватель математики.
Он провел 15 лет зарабатывая себе на жизнь как писатель, переводчик и редактор, потому что факультет Парижского университета не признавал степень полученную в таком провинциальном городе, как Тулуза. Он дважды проигрывал в конкурсе, который мог бы предоставить ему средства для продолжения учебы. Во время второго конкурса жюри подчеркнуло его посредственные знания во всех областях медицины. Данные оценки, настолько сильно не совпадали с его будущими достижениями, что могли быть вызваны политическими мотивами.
Разочарованный, Пинель даже собирался эмигрировать в Америку. Пинель сочувствовал революции и в 1780-е годы Пинель был приглашен в салон мадам Гельвеций. После революции, друзья с которыми он встречался в салоне мадам Гельвеций, пришли к власти.
В 1784 году Пинель стал редактором не очень престижного издания «Газета о здоровье», в котором он опубликовал ряд статей, главным образом связанных с гигиеной и психическими расстройствами.
Примерно в это же время, он начал демонстрировать повышенный интерес к изучению психических заболеваний. В основе этого интереса лежали личные мотивы. Его друг впал в состояние «нервной меланхолии», которая переросла в манию и в результате привела к самоубийству.
На 25 августа 1793, по протекции его друзей Пьера Жан Жорж Кабаниса и Мишель-Августина Thouret, Пинель был назначен главным врачом и директором сумасшедшего дома Бисетр в Париже.
Он работал там до революции, собирая наблюдения о психических расстройствах и разрабатывая свои радикальные взгляды на природу лечения. Там же он начал претворять в жизнь свои радикальные идеи лечения психически больных, которые в то время были еще закованы в цепи и пребывали в подземелье.
13 мая 1795 г. он стал главным врачом хосписа Сальпетриер, который представлял в то время, большое село, с больницей общего профиля на 5000-пациентов и 600-местной больницей для женщин, с бюрократизмом, огромным рынком и лазаретами.
Там он продолжал свою политику «режима нестеснения» и провел многие важные реформы в области лечения психически больных аналогичные тем, которые проводил в Бисетре. Пинель оставался в Сальпетриере до конца своей жизни.
C 1794 до 1822 года Пинель также был профессором гигиены и патологии в Парижском университете, где он обучал новое поколение специалистов в области психических заболеваний, в том числе и своего сына, который стал ведущим экспертом по этому вопросу.
После 1805 года Пинель в течение нескольких лет был личным врачом Наполеона Бонапарта, но отклонил предложение стать придворным врачом, так как это отвлекло бы его от работы в качестве клинического врача, ученого и педагога.
Он стал кавалером Ордена почетного Легиона в 1804 году.
В 1804 году Пинель был избран в Академию наук и являлся членом Академии медицинских наук с момента ее основания в 1820 году.
В 1822 году он был снят правительством с должности профессора университета из-за его прошлых связей с лицами, участвующими в революции.
Основные этапы личной жизни: В 1792 году Пинель женился на Жанне-Винсент. Из их двоих сыновей, один, Чарльз (р. 1802), был юристом, а другой Сципион, стал специалистом в области психических заболеваний. Пинель вдовел в 1811 году и в 1815 женился на Мари-Мадлен Джаклин-Лавалле.
Он умер от пневмонии в Париже 25 октября 1826 года. На момент своей смерти, Пинель по-прежнему активно работал в Сальпетриере.
Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже, Франция.
Статуя в его честь стоит в Сальпетриере в Париже.
Изюминка : Снятие цепей с душевнобольных широко освещалось в средствах массовой информации и было представлено в живописи. Именно это сделало его национальной знаменитостью. Однако некоторые исследователи считают, что Пинель только последовал примеру Pussin и итальянского врача Vincenzo Chiarugi. На самом деле, они освободили психиатрических пациентов из цепей еще до Пинеля. Как профессор медицины, Пинель был обязан присутствовать на казни Людовика XVI. Этот шокирующий опыт, он сообщил в письме к брату Людовика в тот же день, 21 января 1793 года. Пинель встречался с Бенджамином Франклином, когда известный американский ученый приезжал во Францию. Пинель был невысокого роста и крепкого сложения.