Фивы египетские и греческие. Фивы - Древний город Египта. Город живых и Город мертвых. Город жрецов и фараонов - За множеством - Единство - История России. Всемирная, мировая история

Кроме столицы империя атлантов, согласно Платону, имела девять городов-колоний. Император Атлантиды получал родовое имя Атлас и вместе с царями союзных городов, сохранявших определенную независимость, правил империей по законам Посейдона. Каждые пять, шесть или семь лет правители или их представители собирались на совет, чтобы согласовывать свои действия. Как мы уже видели, ранний Египет являлся частью этого объединения, а ядром Египта была фиванская теократия.

Когда империя атлантов распалась, та ее часть, которую мы сейчас называем Египтом, сохранила подобную множественность, проникнутую ощущением трансцендентного Единства.

Современный человек с его диалектическим взглядом на Вселенную и самого себя с трудом может представить себе эту множественность-единство, поскольку воспринимает данные понятия как противоположные. Но, выбрав путь их противопоставления, мы никогда не придем к пониманию феномена Египта, материальной и духовной сторон его жизни и всех оттенков, существующих между ними.

Однако представления древних египтян ни в коей мере не были хаотичными. Они основывались на гармоничных отношениях между отдельными частями единого целого и на Гармонии, которая определяла их бытие и существовала до того, как появились различия между ними, и будет существовать после, когда все различия исчезнут.

Их мир не знал стереотипов, он пребывал в равновесии, динамичном и вместе с тем неизменном, по крайней мере, в пределах больших пространственновременных циклов.

Прекрасным примером тому могут служить Фивы. Город - так называли Фивы, а потом и Афины, Александрию, Рим или Константинополь, - представлялся маленьким, словно созданным для отдельного человека (его размеры спасали человеческое существо от чувства затерянности во Вселенной) и в то же время грандиозным, вселенским, содержащим в себе все, являющим присутствие другого мира, мира, который возвышается над жизнью и смертью. Мира, который гораздо больше всего, что мы, люди, способны охватить своим разумом.

Фивы как будто «оседлали» Нил, раскинувшись на двух его берегах. Один берег был жилищем живых, а другой - обиталищем мертвых.

Нил, в свою очередь, пересекал Фивы почти строго с юга на север, а сверкающий солнечный диск совершал свой путь над рекой с востока на запад, образуя с ней вместе своеобразный крест. Там, где вставало солнце, слышался шум большого города, в который сливались самые разные звуки - от тихого скрипа колыбели, которую качала заботливая материнская рука, до оживленной суеты рынков и площадей. А в комплексе религиозных сооружений, который хотя и находился поодаль, но был неотъемлемой частью этого общества относительно молодых людей, - ибо большинство из них умирало, едва переступив порог тридцатилетия, - другие мужчины и женщины, тоже преимущественно молодые, трудились во имя Незримого и во имя зримого в огромных многоцветных зданиях, равных которым больше не знала история.

То, что окружало египтян в те времена, не имело ничего общего с руинами храмов и сооружений - прискорбным зрелищем, открывающимся современному туристу, который считает, что трех-четырех дней достаточно для их осмотра. Сегодня перед нашим взором предстает лишь остов некогда прекрасного тела, которое было полно жизни, - прекрасной страны, где искусство и науки достигали таких высот, что исследователи изумятся, когда сумеют понять их до конца. А сейчас, даже глядя на них, они их не видят.

Фараона не называли по имени, а величали титулом, который приблизительно переводится как Обитатель Великого дома, по аналогии с Хором, богом-соколом, который был обитателем Большого Вселенского дома Хатхор.

Но этот Великий дом ни в коей мере не походит на тот, в котором, по нашим представлениям, мог бы жить священный император, считавшийся и ощущавший себя (а возможно, и являвшийся) кровным или, лучше сказать, духовным наследником богов, живших на земле в изначальные времена. Дом этот был лишь удобным жилищем с просторными залами, большими садами и водоемами. Разноцветные занавеси скрывали его таинственную и счастливую уединенность даже от птиц.

Пока солнце поднималось над горизонтом, особое братство жрецов, служившее фараону как богу, совершало ритуал его одевания, тем самым облегчая ему задачу воспроизведения всех природных и астрономических явлений. Фараон был Господином Жизни и Смерти, стоявшим надо всеми, но сам он был еще большим «рабом», чем кто-либо из его подданных: его ограничивал ритуал, который благодаря своей незапамятной древности стал естественным и совершался с радостью.

Любопытно видеть, какое искреннее изумление испытывают сегодня люди, знакомясь с тем немногим, что мы знаем о Древнем Египте, и сталкиваясь со строгой обрядностью. Они расценивают обряды как искусственную «механизацию» жизни, как мучение, как пытку... Но ведь они сами пережевывают пищу, закрывают глаза засыпая, любят, смеются и плачут точно так же, как это делали их далекие предки, воспроизводя древний и неизменный церемониал. Почему должно меняться всё? Эта теория, возникшая в XVIII - XIX веках, абсурдна. Когда достигнуто высшее совершенство, всякое изменение бесполезно и приводит к упадку.

Так называемый Гарем Амона не имел ничего общего с современным представлением о нем как о смеси исламской полигамии и европейского публичного дома. Полигамия была распространена среди многих воинственных народов и возникла потому, что мужчин в них было меньше, чем женщин. И если бы обычай иметь несколько жен или наложниц не стал законным и даже обязательным, женщины остались бы без защиты и поддержки семьи. На Западе же существование проституции вызвано причинами социально-экономическими: разрушением института семьи, безработицей или низкооплачиваемой работой. Проститутка, довольная своим ремеслом, - явление весьма редкое.

Гарем Амона составляли царица и принцессы царской крови. Жизнь их более всего походила на жизнь жриц. В своих таинственных медитациях они должны были соединиться с Духом Матери мира, чтобы Тот-Кто-Веет-Опахалами - Духовный Ветер Амона - мог в священном союзе (который, как говорят, дает жизнь всему, вплоть до скипетров и ритуальных предметов) через фараона как посредника оплодотворить царицу или принцессу. Это обеспечивало физическую непрерывность наследования царства через генетический канал, который в те времена был проводником законности и преемственности власти.

Естественно, были предусмотрены даже очень редкие случаи бесплодия. А если что-то случалось с фараоном, в переломные моменты истории или во время революций, которые не раз сотрясали Египет на протяжении многих тысячелетий его существования, применялась аналогия с мифом о Хоре, который, победив Сета, заменил умершего отца и вместе со своей матерью пробудил к жизни проявленный мир и принес в жизнь свой образ, чтобы защищать человечество. Так совершалось обновление династии или смена ее другой.

Но встреча, после которой на свет должен был появиться наследник, происходила лишь раз в год - при наиболее благоприятных астрологических условиях и только после того, как жрецы вызывали душу, которая должна была воплотиться в будущем фараоне, владыке Верхнего и Нижнего Египта, Сыне Солнца (таков был первый из его титулов). Эта встреча могла произойти и в другое время, при менее благоприятных условиях, если в том возникала необходимость, но соблюдение ритуальных норм было обязательным, и редчайшие случаи отступления от них лишь подтверждали их незыблемость.

Большой дом фараона почти весь строился из дерева, причем освященного и самых лучших пород. Часть материалов добывали в самом Египте, часть доставлялась из самых дальних пределов, как, например, ливанский кедр или красный сирийский песчаник. Двери, потолки, стены, мебель, водоемы - все, абсолютно все носило ритуальное имя, и обитатель Большого дома и те, кто ему прислуживали, обязаны были знать тайные имена всего, с чем они соприкасались.

Значительную часть года фараон объезжал свое царство. Иногда, в полном военном облачении, окруженный дрессированными львами и прирученными грифами, он выступал в поход во главе своих войск или с ручными бабуинами отправлялся собирать корень мандрагоры, символ одного из видов целительной магии. Или же с большими дрессированными котами (эта порода исчезла, наиболее похожа на нее сиамская) охотился на гусей, являвшихся символом материи и побежденных врагов. Его, как и храмы Амона, охраняли не только стражники, но и львы днем и черные пантеры ночью.

Среди всех священных празднеств, на которых должен был присутствовать фараон, есть одно, которое сейчас, когда люди впадают в эйфорию от всякого рода публичных мероприятий, покажется нам наиболее понятным. На протяжении 24 часов фараон разламывал на части большие круглые хлеба с рельефным изображением сгисеs апsа1ае или ключей жизни. Его приближенные делили эти части на более мелкие кусочки так, чтобы их число соответствовало числу жителей царства по последней переписи, данные которой фараону предоставляли специальные жрецы. Затем по воде и по суше эти кусочки, освященные царственной рукой, развозили всем подданным. Абсолютно все имели право на такой кусочек священного хлеба, и, если кто-либо оказывался обделенным, виновный, невзирая на его ранг, мог поплатиться жизнью.

Это празднество, как и все другие, было ежегодным. Так же как и упомянутая выше священная встреча, оно проходило в храме.

Покров тайны не позволяет нам узнать больше об истинных правителях Египта - жрецах. Мы имеем в виду не простых жрецов, которые были в каждом селении и которым приходилось навещать больных и умирающих, присутствовать при рождении детей и на похоронах, которые знали все - от основ медицины и кораблестроения до земледельческих циклов и талисманов, охраняющих дома. Мы имеем в виду тех, кто находился на вершине теократической пирамиды.

Нужно отметить, что благодаря высокому уровню религиозности египетского народа, обособленности от иностранцев и к тому же знания некоторых механических и химических противозачаточных средств численность населения царства на протяжении тысячелетий почти не менялась. По нашим подсчетам, она составляла около 12 миллионов человек. Каждые пять или семь лет, в зависимости от эпохи, проводилась тщательная перепись населения.

Когда Фивы были столицей, каждый год из них отплывали суда с флагами Амона. На судах находились жрецы очень высокого ранга. Они проплывали по Нилу через все известные и принадлежавшие царству земли. Если особые предзнаменования указывали на какое-нибудь селение, золоченый корабль причаливал к берегу, и жрец или кто-то из высоких особ, его сопровождавших, спускался на берег и выбирал среди детей, рожденных в этом году, по крайней мере, одного, которого забирали на корабль, чтобы по возвращении в Фивы отдать в школу жрецов. Удостоенное такой чести селение устраивало праздник, а семья избранника приобретала большой вес в обществе.

Самих же избранников в Фивах ожидал долгий путь особого отбора, производившегося в соответствии с выявленными у них способностями. Большинство попадало на службу в храмы или во дворцы знати и самого фараона. Остальных, согласно их естественным склонностям, посылали в инициатический центр, где из них готовили врачей, писцов, стражников, хранителей архивов, военных и так далее. Наиболее одаренных отправляли в Школу Амона. И только некоторые становились жрецами или жрицами бога и занимали вакантные посты на вершине теократической пирамиды - в совете царства и коллегии магов, которые поддерживали священный союз между земным и небесным Египтом.

Насколько нам известно, обучение было суровым и жестким, ради него ученикам приходилось жертвовать материальным благополучием и полностью подчинять себя духовному началу. Но зато в один прекрасный день прошедшим обучение на левом плече спереди и сзади ритуальными щипцами выжигали символ змеи урея (не путать с ритуальными татуировками, встречающимися на коже мумий), который гарантировал им неприкосновенность и полную безопасность в любой точке обширного царства и при любых обстоятельствах. После их смерти кусочки кожи с этим знаком вырезали и бережно хранили в особых хранилищах, которые выполняли функцию «батарей», магически заряжавших потайные крипты храмов.

Жизнь в Фивах, в Городе, была богата событиями и полна торжеств, но текла при этом мирно. Человеку XX века очень трудно понять, как жили люди в то время, поскольку предрассудки современной эпохи, словно непроницаемая завеса, мешают нам представить столь отличный от нашего образ жизни. Возможно, его наиболее важной и интересной для нас чертой было отсутствие малейшей разобщенности: жители Фив, несмотря на их значительное число (более 90 000 человек), всегда оставались одной большой семьей, сохраняя особую психологию, свойственную этой прочной ячейке общества. Мы не утверждаем, что проблем не было вовсе; хорошие и плохие люди существовали во все времена, ибо нет пока надежного способа избавить человека от дурных наклонностей и качеств или же развратить добродетельного. Но правила дисциплины, естественные, практичные и легко выполнимые, поддерживали гармоничный общественный порядок и делали случаи воровства или убийства величайшим исключением, лишь подтверждавшим общее правило - мирное общежитие.

Фиванцы были людьми веселыми и уживчивыми и имели мало общего с тем стереотипом, который навязывают нам книги по истории. Умелые и работоспособные, они делали все легко и радостно, а горе или разочарование выражали так же непосредственно, как и радость. Напыщенный интеллектуал, критикующий все, что думают и делают другие, выглядел бы среди них странно и даже нелепо.

Для этих древних обитателей Города не существовало жизни и смерти в нашем понимании. Боль, кото рую они испытывали, теряя близких, была сродни тому чувству, которое у нас вызывает расставание навсегда с любимым человеком, отправляющимся в далекое путешествие. Вера в то, что Бог и боги создали наилучший из миров, избавляла жителей Фив от страха перед бытием, но не ослабляла их чувствительности, любви и привязанности к близким, тоски по ним и наполняла глубокой уверенностью в том, что их судьбу охраняет Всеобщий Порядок, справедливый и благой.

В Египте не было рабов; более того, плененных врагов приговаривали к работам за городской чертой, а часто просто отпускали. Те, кто трудился над установкой обелиска, делали это с тем же чувством, что и христиане, строящие собор, или мусульмане, сооружающие мечеть.

Обычно древних египтян критикуют за то, что они цеплялись за смертную плоть, свидетельством чего был сложный обряд мумификации для сохранения тела.

Для тех, кто знает египетский климат, очевидно, что целью этой погребальной процедуры была не сохранность тела умершего, ведь, как показывают данные современной археологии, стоило просто закопать его в пересохшую почву Западного берега, и оно сохранилось бы гораздо лучше, чем после мумификации. Вместе с тем этот обряд сопровождения души предусматривался исключительно для фараонов, знати, жрецов и тех, кто отличился особыми заслугами перед обществом. Только в период упадка, когда теократию как образ правления сменила плутократия, эти погребальные церемонии стали доступны всякому, кто мог оплатить их, независимо от его духовных качеств. Но то был один из многих побочных эффектов чужеземных влияний и утраты древних обычаев. Египет долго рождался, и Египет долго умирал; в римскую эпоху Страна Магии превратилась в основного поставщика пшеницы для Европы. Но даже после того как это огромное теократическое государство распалось, его разрушенные памятники и знания его жрецов о природе и душе не переставали удивлять мир и вдохновлять на новые духовные поиски различные культуры, от греческой до исламской. А Великие Таинства в ожидании лучших времен вернулись к Источнику Благодати, откуда когда-то проистекли.

Мы уже говорили, что, когда Новое царство после эпохи Рамессидов потеряло свой жизненный импульс,последние жрецы-маги использовали оставшиеся века для того, чтобы собрать и спрятать буквально все - начиная со своих знаний и заканчивая ритуальными предметами, за исключением тех, которые из-за размеров пришлось бросить на произвол судьбы, предварительно лишив их силы. Те же немногие, что не были лишены этой силы, подобно мифическому Великому Спящему, ожидают неминуемого циклического возвращения Священных Времен, надежно спрятанные от любопытства людей, чуждых мистическому (хотя иные из этих предметов и открыты взорам миллионов путешественников).

Мы немного рассказали о Городе Живых, а теперь нам следует сказать о других Фивах - Городе Мертвых, который расцвел в «историческую» эпоху на Западном берегу, берегу Заходящего солнца, называемого Маамон. Он был не противоположностью, а дополнением (или, наоборот, Город Живых был его дополнением), другой стороной Реки Видимой Жизни, которую называли Хапи, Счастье, Синяя река, Река-которая-течет-с-небес. Этот полный даров поток Божественного Дыхания соединяет отдаленные селения и является земным отражением другой, звездной реки, которая течет по небу и которую солнце должно пересекать так же, как и боги, как и человек.

На западе, примерно в восьми километрах от реки, за скалами Дейр эль-Бахри, находится так называемая Долина царей; она расположена в начале длинной котловины, которую современные жители этих мест называют Бибан эль-Молук, или Врата Царей. Долина имеет два выхода, с запада и с востока, и сегодня представляет собой пустыню. Однако в древности, когда на месте Красного моря лежала плодородная долина, все было иначе. В те времена процветала и Долина царей, и другие, подобные ей, находящиеся неподалеку. Доисторические охотники оставили на скалах рисунки, изображающие сцены охоты на слонов и страусов. За этой долиной возвышаются вершины Западной горы и самая высокая ее точка - эль-Курн. Если мы пересечем эту складку земной поверхности, сильно пострадавшую и от эрозии, и от деятельности человека, то окажемся в огромной пустыне, бывшей некогда дном доисторического моря.

Неподалеку от Долины царей находятся Долина цариц и Долина знати.

Горы образуют здесь естественный амфитеатр, и лучи беспощадного солнца отражаются от них, нагревая воздух и превращая это место в одно из самых жарких на планете. Трудно поверить, что еще 10 000 лет назад, а возможно, и меньше с этих уступов, покрытых лесом, низвергались водопады, температура была умеренной и множество живых существ находило здесь пристанище. Арабское название, означающее в переводе «Врата царей», подтверждает то, что пытаются доказать наиболее разумные историки: заброшенный вид, который имеет сегодня Долина царей и который только усугубляют непрерывные раскопки, создающие впечатление, будто это место подверглось минометному обстрелу, абсолютно не соответствует тому, что было во времена XVIII или XX династии. Так, некоторые признаки, обнаруженные Бельцони во время грандиозных раскопок в начале XIX века, указывают на то, что ничем не прикрытые сейчас входы в гробницы, высеченные в скалах, раньше имели пышно украшенные легкие деревянные двери, которые, как на современных кладбищах, днем были открыты. Ночью и в некоторые дни в течение года, когда совершались особые ритуалы, они оставались закрытыми.

В этих «других Фивах», Городе Мертвых, в определенных его частях, жило братство жрецов, чьим символом был лежащий шакал. Его изображение и сейчас встречается на печатях гробниц и символизирует эзотерического бога Анубиса. Жрецы Города Мертвых имели в своем распоряжении вооруженных стражей и дрессированных животных, которые охраняли сокровища усыпальниц от ненасытной жадности бандитов пустыни.

Возможно, египтяне, как и другие древние народы, периодически собирались в Городе Мертвых, чтобы принести жертвенные дары умершим родственникам, а также фараонам, знати и жрецам, чьи тела покоились в недосягаемой глубине подземных храмов, служивших благодетельным душам «стартовыми площадками» в вечность, и обретали сакральное значение, точно так же как тысячелетия спустя в других религиях появлялись свои «святые», которым тоже приписывали «чудеса».

Так, благодаря трансцендентному ощущению единства, два города - Город Живых и Город Мертвых - становились гармоничным дополнением друг друга, единым целым - Фивами.

Некоторые погребальные храмы также воздвигались на Западном берегу, о чем свидетельствуют колоссальные развалины Рамессеума и храма Хатшепсут. Там же находятся и загадочные колоссы Мемнона, посвященные Восходящему солнцу. Восходу, зениту и закату солнца египтяне дали названия Мемнон, Амон и Маамон, а смерть они представляли как рождение и восход солнца на другом берегу Жизни.

По мнению современных археологов, эти фигуры гигантов на ритуальных тронах некогда возвышались перед погребальным храмом Аменхотепа III и сегодня являются единственным доказательством существования этого храма. Согласно эзотерической традиции, они гораздо старше, чем какое-либо сооружение, связанное с фараонами исторических династий, и были посвящены Восходящему солнцу, о чем до сих пор продолжают рассказывать простые, но не всегда лишенные смысла народные поверья.

Сегодня высота этих колоссов около 18 метров, хотя не исключено, что в коронах и в парадном облачении они были на несколько метров выше. Их реставрировали и переделывали бессчетное количество раз. Колоссы Мемнона стали широко известны в античные времена, греческие музыканты даже совершали к ним паломничества, чтобы слышать семь основных нот, которые одна из фигур отчетливо издавала на рассвете. В римскую эпоху говорили уже об одной ноте, которая соответствовала ноте фа принятого у нас музыкального строя. В 199 году после проведенных при императоре Септимии Севере реставрационных работ северный колосс, издававший этот звук, замолчал навсегда. В XIX веке один путешественник и исследователь Египта, которых тогда было множество, уверял на научном собрании в Лондоне, что он тоже слышал эту ноту, однако у нас нет этому доказательств.

Нет и никаких сведений о том, что тщательнейшие эксперименты, поставленные уже в XX веке, дали положительный результат. Официальная наука объясняет это явление (как мы знаем, современная наука - таков ее подход - всему пытается найти оправдание, независимо от того, насколько оно соответствует истине) как акустический эффект, который возникал при физическом расширении одного из камней, нагревавшегося от первых солнечных лучей после холодной ночи пустыни. Но мы не можем согласиться с этим объяснением, поскольку масса фигуры столь внушительна, что утреннее солнце едва ли может ощутимо прогреть даже один из внешних камней. Так что тайна по-прежнему существует, как и два огромных монумента, хотя, подобно им, она немного пострадала от вопиющего человеческого невежества и тщеславия.

Нам потребуется много усилий, чтобы представить себе, каким был Город Мертвых три тысячи или более лет назад. Ведь после того, как Город Живых с его садами и водоемами был почти полностью разрушен, климат здесь существенно изменился. Кроме того, грабежи, взрывы и раскопки, как древние, так и современные, в сочетании с естественными илистыми наслоениями, остававшимися после наводнений, и сетью туристских маршрутов неузнаваемо изменили облик западной части Фив. По рисункам XVIII и XIX веков и даже по фотографиям начала XX века мы можем представить себе, сколь значительными были перемены совсем недавнего времени. Какими же тогда были более ранние? Судить об их масштабах невозможно, и поэтому каждый из нас должен призвать на помощь свое воображение.

Возможно, благодаря заманчивым легендам о бесчисленных сокровищах, захороненных в западной части Фив, мы имеем немного больше исторических данных о ней, чем о восточной части. Со времен античности до наших дней эти сокровища магически притягивали в Город Мертвых миллионы искателей. В Мемфисе существовала своя Долина царей, но, поскольку Город Белой Стены был построен в основном из кирпича и в нем было гораздо меньше каменных сооружений, лишь очень немногое дожило до наших дней. Не лишено основания предположение, что уже в античную эпоху мемфисская Долина царей была погребена под новыми постройками, ведь в этом городе люди жили до самого конца Римской империи и, так или иначе, никогда не покидали его. Фивы, напротив, были оставлены, и, когда в более позднее время там возник арабский поселок Луксор, песок уже скрывал дворцы и храмы восточного берега. Об этом свидетельствует мечеть, сооруженная на крыше храма в Луксоре, а также следы арабских ножей, оставленные на его стенах на большой высоте: почти по всему Верхнему Египту ножи затачивали о камни храмов.

Хотя многие захоронения могли быть открыты во времена греков и римлян, это время оставило после себя лишь отдельные надписи {граффити) на штукатурке и древних рисунках. Такие надписи, сделанные демотическим письмом, недавно были обнаружены. Из этого можно заключить, что несмотря на предосторожности, принятые жрецами конца Нового царства, запечатавшими и тщательно скрывшими большинство захоронений, некоторые из них были по-прежнему открыты для посещения и почитания вплоть до последних столетий существования Египта - с XXV по XXX династии.

Диодор Сицилийский (I век до н.э.) в своей «Исторической библиотеке» писал о том, что, по его словам, он услышал в Фивах: «Жрецы сказали мне, что в хранящихся у них записях упоминается сорок семь гробниц царей, но во времена Птолемея, сына Лага, их оставалось семнадцать, и многие из них уже были разрушены, когда мы посетили эти места».

Страбон побывал в Долине Мертвых примерно через 70 лет после Диодора, во времена императора Августа, вместе со своим другом Элием Галлом, префектом Египта. Вот что он сообщил: «Чуть выше Мемнония (Рамессеума или колоссов?) в пещерах находятся гробницы царей, высеченные в скалах. Их примерно сорок, и на эти удивительные сооружения стоит посмотреть».

Греки называли коридоры гробниц сирингами1, поскольку те напоминали им этот музыкальный инструмент. Они верили, что в Долине или ее окрестностях находится гробница Мемнона, вероятно связанная с колоссами. Современные историки полагают, что греки имели в виду огромную гробницу Рамсеса VI, однако это всего лишь предположение.

Сохранилось более двух тысяч коротких надписей, сделанных путешественниками римской и византийской эпох, самые поздние из них относятся к VI веку. Среди них есть стихи и восхваления. Все известные нам надписи были обнаружены в больших гробницах XIX и XX династий, из чего можно заключить, что эти захоронения были открыты и вполне доступны. Возможно, многие тысячи надписей пока не найдены - либо из-за того, что нам не удается их увидеть, либо из-за того, что они до сих пор погребены под слоем песка. Любопытно отметить, что современные туристы, осматривая стены гробниц, никогда не обращают на эти надписи внимания. Не менее странно, что захоронения Долины почти не пострадали ни от религиозных волнений, сопровождавших закат Римской империи, ни от рук тысяч христиан-сектантов, которые порой впадали в настоящее безумие. Например, члены секты Афу-Антилопы бродили среди антилоп на четвереньках; Мария Египетская умерла, закрывшись в мастабе, египетской гробнице, и прославившись тем, что выбелила ее и окружила свое жилище собственными испражнениями; Симеон Столпник, чтобы быть ближе к Богу, жил на колонне, а когда из раны на его бедре на землю падали черви, он просил, чтобы его последователи поднимали их обратно к нему наверх; многие другие просто бродили по берегам Нила с молотком и зубилом, чтобы из благочестия разрушать все «нечестивое». Члены некоторых христианских общин жили в гробницах Долины, представляя величественные рисунки в них изображениями ада, сделанными якобы самим Сатаной. Однако они не причиняли рисункам никакого серьезного ущерба и ограничивались тем, что, поддавшись внезапному порыву, писали поверх них благочестивые и сердечные молитвы.

Свидетельством существования первых христианских общин (или общины) в Долине служат и остатки маленьких церквей возле гробниц Рамсеса III и Рамсеса IV; для их постройки повторно использовались древние материалы. Кроме того, найдены остатки керамической посуды с текстами молитв и - еще одна до сих пор не изученная деталь - кожура плодов балиниты, вызывающая галлюциногенный эффект. Прибегали ли эти простодушные почитатели Христа к наркотикам, чтобы войти в состояние самогипноза и вызвать видения или галлюцинации, соответствовавшие их верованиям? Этого мы не знаем, но волна «религиозного безумия», прокатившаяся по Египту с появлением первых христиан, при всем их простодушии и детской мягкости могла вылиться во что угодно, стать причиной самых неожиданных бедствий. Экспедиция Джона Ромера, блестящего археолога и тонко чувствующего писателя, выяснила, что гробница Рамсеса XI одновременно использовалась как хлев, спальня и кухня.

В ритуальный колодец выбрасывали мусор. Археологи, работавшие с Ромером, нашли византийскую монету, а также остатки пищи, которые ясно показывают, что совершившие это мирное вторжение не придерживались никакой обрядовой «диеты», а питались красным мясом, рыбой, овощами и зерновыми, в частности ржаным хлебом.

Позже весь Египет перешел под власть Византии - Восточной Римской империи, но она была слишком слаба и находилась далеко. Поэтому арабы, вторгшиеся в Египет в 639 году, не встретили на своем пути никаких препятствий, кроме больших расстояний, хотя войско зарождавшегося ислама было немногочисленно и плохо организовано. А «прославленный командующий и консул, высокочтимый патриций империи Феодосии», управлявший в то время Египтом, собрал подати и бежал с небольшим флотом из Александрии, которая была окончательно покинута в 642 году. Арабский полководец Амр Ибн аль-Ас чуть позже сообщил в письме халифу Омару, находившемуся в Мекке, что он взял огромный город безо всякого сопротивления и присоединил весь Египет к его империи.

В течение века христианские общины исчезли, члены их перебрались в более отдаленные места или приняли новую веру. Коренные жители Египта были уничтожены морально и физически еще за несколько столетий до этого. И в двойные Фивы, в оба Города, вступили новые хозяева, а Долина царей была оставлена на милость природы. Фивы стали каменоломней, источником строительного материала для мечетей и, лишенные всякой заботы, постепенно исчезли под слоем песка.

Возможно, еще не было четко сказано, что единственными капитальными сооружениями в Египте - грандиозными и прочными - были храмы и пирамиды. Как мы видели, даже дворцы, в том числе и дворец фараона, сооружались хоть и из ценных, но менее долговечных материалов и быстро разрушались. Что же касается простых жителей, то они строили свои дома из необожженного кирпича или просто из глины и тростника. Известно, что после половодья, когда Нил выходил из берегов и смывал многие дома, их обитатели с огромной радостью строили новые во время празднества, которое символизировало начало нового цикла жизни, всегда неизменной и вместе с тем всегда разной. Силы Духа и силы Природы объединились, чтобы создать из Древнего Египта единственную в своем роде империю, равной которой, насколько мы знаем, на земле не было. Хотя можно предположить, что майя, которые жили на противоположном конце гигантского пространства, некогда называвшегося Атлантидой, имели с египтянами много общего - если судить по храмам и пирамидам, оставленным ими.

Чтобы понять феномен древнеегипетской цивилизации, необходимо помнить, что ее народ принимал любые изменения с радостью и смирением, жизненно необходимыми, когда колеблется маятник истории.

На плодородные земли Нила пришли племена бедуинов и других кочевников пустыни, и под влиянием новых, мусульманских порядков здесь стал рождаться новый жизненный уклад и началось новое, хотя и сравнительно медленное пробуждение.

Для европейцев Фивы стали одним из ушедших в далекое прошлое городов, таким же, как легендарная Троя. Библия, произведения Гомера и римских классиков - вот и все, что осталось от тех героических времен, и христианское пророчество о конце света в некотором смысле сбылось. Если же вернуться к мусульманам, экспансия которых была в самом разгаре и культуру которых ошибочно относят к Средним векам (в действительности средневековье для них еще не наступило), - они оживили торговлю, начавшуюся с грабежей. Мощеные дороги египетского царства исчезли, уступив место караванным тропам, а Нил остался важнейшей транспортной артерией.

В эпоху крестовых походов некоторые христиане принимали пирамиды за Житницы Авраама. Александрийский маяк, одно из семи чудес света древнего мира, разрушился во время землетрясения и отчасти из-за раскопок у его основания, которые вели в поисках сокровищ всевозможные любители приключений. Как мы уже говорили, халиф Омар приказал сжечь остатки Александрийской библиотеки, и большой город продолжал существовать лишь как торговый и военный порт, а его дворцы были разобраны для строительства Каира, а также мечетей и новых дворцов в самой Александрии или в других городах. Некоторые каналы и рукава Нила пересохли, появились другие, дельта расширялась и уже практически лишилась прежней флоры и фауны.

Фивы, гигантский четырехугольник которых можно увидеть даже с самолета, с высоты более 5 000 метров, уменьшились до небольшой крепости Луксор. Долина царей была забыта всеми, кроме грабителей, но и они едва ли могли добраться до гробниц из-за обвалов и естественных наслоений песка. Многие храмы на окраине Фив использовались как стойла и караван-сараи. Для этого между колоннами вбивали поперечные балки, что сильно повредило сооружения. От дыма очагов и жирной копоти жаровен потускнели яркие краски потолков и стен. Уже упоминалось, что выступавшие из песка и груд обломков части стен использовались для заточки оружия или как фундамент для мечетей.

Не было недостатка и в тех, кто, желая найти сокровища, проникал в пирамиды, проделав отверстие в стене. Грабители ломали ценные саркофаги из сикомора и кедра, поняв, что они не из золота. Те же саркофаги, которые были сделаны частично из благородных металлов, разбивались для переплавки. Мумии шли на удобрение почвы и использовались не только в Египте: вплоть до XIX века их вывозили в Европу, где из них готовили магические снадобья, а мумии кошек и рыб в Англии использовали как средство от бесплодия.

Когда пал Константинополь и после знаменитой битвы при Лепанто арабы ушли из Средиземноморья, некоторые путешественники - ученые-мусульмане, а позже и христиане - начали посещать фиванские руины. Но даже в XVII веке немногие понимали то, что открывалось их взорам. Справедливости ради следует сделать исключение для иезуитов, поскольку известно, что отцы Протий и Франсуа тщательно изучили Фивы и сделали рисунки и важные измерения, а также посетили Долину царей. Но и они оказались не в состоянии связать между собой собранные материалы, поэтому не могли с уверенностью утверждать, что это были именно древние Стовратные Фивы.

Позже, в 1707 году, иезуит Клод Сикар, направленный миссионером в Каир, получил от самого короля Франции задание подняться вверх по Нилу и составить план местности, зафиксировав на нем все более или менее значительные руины. Похоже, что Сикар добрался до Асуана и Филе, а располагая книгами Страбона и Диодора Сицилийского, мог точно определить местоположение Фив и их некрополя. Он составил подробное его описание, в котором, в частности, сообщил о десяти доступных для осмотра гробницах, поразивших его. Многие бумаги Сикара попали во Францию, и отрывки из его записей иезуиты напечатали в своих книгах. Он умер в Каире во время чумы 1726 года; часть собранного им ценнейшего материала была утеряна, но все же можно сказать, что именно этот человек вновь открыл Фивы после тысячелетнего забвения.

Открытие французского иезуита пробудило любопытство его современников. Если верить надписи, сделанной на одной из гробниц и со временем стершейся или просто потерянной, другой священнослужитель, Ричард Покок, побывал в Долине царей 16 сентября 1739 года. Новизна опубликованной им работы состояла в том, что он включил в нее подробную карту Долины, указав расположение гробниц, хотя некоторые из них так и не были обнаружены. В 1790 году Джеймс Брюс выпустил в свет великолепную, в пять объемистых томов, работу о Египте. Свое путешествие он предпринял в 1768 году и включил в книгу описание древних Фив, раскинувшихся по обоим берегам реки. Брюс сделал копию изображения из гробницы Рамсеса III - двух арфистов, возможно слепых, чем так потряс романтически настроенных людей, что с тех пор это захоронение известно под названием гробница Брюса.

В конце XVIII века проводились другие раскопки, место которых сейчас точно определить трудно. В свое время они получили общее название турецких раскопок, поскольку Египет к тому времени стал частью, пусть и довольно отдаленной, того, что осталось от Османской империи.

Чтобы найти источник достоверных сведений о том, что оставалось к началу XIX века от Древнего Египта, нам нужно обратиться к таинственному походу Наполеона, за армией которого в Египет последовали многие ученые, рисовальщики и литераторы. Я решился назвать кампанию великого корсиканца таинственной, поскольку помимо военных целей - прервать сообщение между Великобританией и Индией - явно прослеживается загадочное пристрастие будущего императора к Египту: Наполеон зашел так далеко, что даже признался, что побывал там не впервые. Неужели он имел в виду свое прошлое воплощение? Или всего лишь тайное путешествие, весьма, впрочем, маловероятное? Мы никогда не сможем с уверенностью ответить на эти вопросы, однако в некоторых битвах проявлялись и парапсихологические способности Наполеона - иногда его видели одновременно в семи разных местах. Это заставляет нас предположить, что он жил под сильным впечатлением каких-то далеких воспоминаний. Уважение Наполеона к священным местам было столь велико и они так притягивали его, что он настаивал на посещении Вифлеема несмотря на все сопряженные с этим опасности.

Еще не все мамелюки были изгнаны из Египта за те три года, что длилась французская оккупация Каира, а древняя страна Кем уже значительно изменилась. Сам Наполеон говорил, что он пришел туда, чтобы «помочь Египту идти к свету». И ему действительно удалось сделать это: он основал научные учреждения, поручил зарисовать все сооружения и остатки памятников, составил карты, вновь освободил Сфинкса из песчаного плена и даже приказал просверлить в его плече отверстие, пытаясь найти ходы, упоминавшиеся в древности. В Дендере он сделал то, чего не делал ни один завоеватель ни до, ни после него: он оставил точную копию большой плиты с изображением Зодиака взамен подлинника, увезенного в Париж. Его ученые поняли важность трехъязычного Розеттского камня, который, согласно военному пакту, стал собственностью Великобритании, хотя позже именно француз Шампольон, работавший с копией текста, сумел найти ключ и прочесть древние иероглифы.

Наполеон немало потрудился в Египте. Он занимался буквально всем - от устройства и модернизации больниц до описания цветов Нубии. Французское влияние в египтологии сохранялось и в период британского владычества, оно ощутимо и сегодня, в последние десятилетия XX века.

Один из выдающихся ученых, работавших при Наполеоне, - Денон - составил первое научное описание Долины царей и маленького поселения в ней, которое он назвал Курна. Энтузиазм его был так велик, что обычно несмотря на свой преклонный возраст и тучность он шел впереди оккупационных войск. Представшая перед ним Долина выглядела совсем иначе, чем сейчас, так как раскопки и деятельность строителей, прокладывающих современные туристские дороги, значительно изменили ее облик. Так что его свидетельства имеют для нас огромную ценность, ибо позволяют представить, сколь священный импульс двигал всеми этими людьми, которые обожествляли Наполеона, читали классиков на греческом и латыни, совершали долгие переходы по воде и суше, пешком и верхом, спали в походных палатках или в старых арабских дворцах, - и понять, что они были гораздо ближе к древним египтянам, чем когда-либо сможем стать мы, исследователи конца XX века. Красочные мундиры военных, ритмичный бой барабанов, строгая иерархия жизни и в то же время глубокая гуманность, знание классиков по первоисточникам - все это особым образом сближало их с Древним Египтом.

Сегодня фотоаппарат или кинокамера в считанные секунды может сделать то, на что хорошему рисовальщику требовались дни. Многое неизбежно лишает нас возможности по-настоящему почувствовать Древний Египет: мы вечно спешим и боимся куда-то опоздать; постоянно пересчитываем банкноты и дорожные чеки, лежащие в наших карманах; руководствуясь «демократическими» принципами, считаем нормальным, что кто-то разгуливает по святилищам в шортах; испытываем страх перед природой, который при первом же намеке на темноту заставляет нас спешно искать убежища, в лучшем случае - в отелях современного Луксора... Нелишне поразмыслить обо всем этом, прежде чем обрушиваться с упреками за ошибки, вполне понятные и объяснимые, на тех, кто были первыми.

Не так давно в Лондоне в маленьком музее, который до недавнего времени был частным, я видел саркофаг Сети I, удивительное изделие из алебастра. Лондонский климат оказался губительным для синей кобальтовой краски, которой были обведены высеченные на нем иероглифы. Как и многие другие шедевры, этот саркофаг попал в Европу благодаря сверхчеловеческим усилиям Бельцони, который, помимо всего прочего, сделал удивительные цветные рисунки разрушенной ныне гробницы Сети I - рисунки, превосходящие возможности современной фотографии. Чтобы показать, что можно сделать без всякой техники, мы публикуем здесь изображение внутренней стороны саркофага, сделанное Бономи. В 1821 году на Пикадилли в Лондоне выставлялся макет гробницы Сети I, созданный Бельцони, который обладал удивительными способностями археолога и художника, восхищающими и сегодня.

Многие современные археологи критикуют этого первооткрывателя, поскольку его методы, как и методы нашедшего Трою Шлимана, были недостаточно профессиональны и «научны». Но не будем забывать, что благодаря этим «торговцам древностями», «случайно» обнаружившим несметные исторические богатства, наши музеи располагают лучшими экспонатами своих коллекций, а ученые - подробнейшими, сделанными ценой невероятных жертв описаниями изображений из Долины царей. Увы, сами изображения сегодня исчезли по вине охотников за сувенирами и спекулянтов всех национальностей.

А сколько находок осело в частных коллекциях и музеях, не имеющих средств и условий для их хранения? Очевидно, немало. Но столь же очевидно, что в запасниках больших «официальных» музеев гниют и погибают тысячи ценных предметов; что в самом Каирском музее многие витрины не открывали и не чистили лет пятьдесят; что уникальные папирусы выставлены под старыми стеклами времен Масперо и потому рассыпаются под губительным воздействием солнечных лучей, проникающих через окна, а на окнах занавесей либо вовсе нет, либо они не работают, либо их забывают закрыть.

В других уголках мира, например в Лиме, столице Перу, строго запрещено вывозить из страны абсолютно все, что относится к доколумбовой эпохе, даже глиняные черепки или плошки; это делается для того, чтобы сохранить национальное достояние... Но после каждого подземного толчка на куски разлетаются сотни сосудов, громоздящихся один на другой, в музее Ларко Эррера. А из Национального музея археологии в последние 10-15 лет пропало около 10 000 ритуальных предметов из серебра, золота и сплавов из-за того, что они хранились в запертых бараках без всякого контроля.

Мы вовсе не пытаемся оправдать торговцев и нуворишей с их более или менее безобидными претензиями иметь в своей спальне археологическую диковинку. Просто мы хотим еще раз сказать, что иногда хваленые «официальные» музеи просто не имеют морального права на чем-либо настаивать или кого-либо критиковать. Подчас любовь к предметам старины значит больше, чем громкие титулы. А великие открытия в Долине царей и во многих других местах мира зачастую делались благодаря тому, что мы по неведению называем случайностью, или просто благодаря рассказам неграмотных крестьян. Ни один ученый не имеет права приписывать себе и своей проницательности находки, которые стали возможны лишь благодаря помощи простых жителей пустыни, чьих имен мы никогда не узнаем и не встретим ни в одной книге. А таких находок было множество - от Венеры Милосской до сокровищ Тутанхамона, ведь Картер еще до того, как начал раскопки, которые сами по себе являются шедевром, получил сведения, приведшие его к этому открытию.

Именно гробница Тутанхамона, юного монарха XVIII династии, была последней важной находкой в Долине царей. Ждут ли нас новые открытия? Вполне возможно, ведь Долина царей и прилегающие к ней Долина цариц и Долина знати никогда не были «кладбищем» в нашем понимании. Это были «другие Фивы», огромный некрополь, некогда часто посещавшийся и почитавшийся. Здесь, у подножия Западной горы, собрана вся слава последней исторической эпохи Стовратного Города. И Заключительные Мистерии Тайных Церемоний.

Фивы — город в Верхнем Египте, находящийся рядом с современным Луксором. Древние египтяне дали название городу Уаст, что в переводе на русский язык означает «властвующий город», или просто «властвующий». Греки называли город Фивеи, или Фивы, у Гомера он упоминается как «Стовратые Фивы». Местные жители называли свою родину просто Ниут, или «город».

Самые ранние упоминания о Фивах датируются III тыс. до н.э., во время правления фараона Микерине (Менкаура). До своего расцвета, у Фив была богатая и насыщенная история. В XXI в. до н.э. город становится столицей нового объединённого царства, правда на непродолжительное время, а именно во время правления фараонов XI династии . В этот промежуток времени, в городе начинают возводить монументальные храмы в честь богов и умерших фараонов. Культ поклонения богу Фив Амону распространился на территории всего государства.

В эпоху правления XVIII династии Нового царства, город переживает период наивысшего расцвета. Фивы стали религиозным, экономическим и политическим центром великой империи. Фараоны одаривали крупными подарками город, после удачных военных походов.

В XIV в. до н.э. город Мемфис перехватил пальму первенства у Фив, но даже после этого Фивы продолжали оставаться крупным религиозным и экономическим центром египетского царства.

После распада Нового Царства, Фивы становятся столицей нового теократического государства, созданного фиванскими жрецами культа Амона.

К сожалению, многие здания старинного города были сожжены и разрушены римскими легионерами. Фивы были покинут жителями. И лишь в начале XIX века н.э., город был обнаружен учёным- историками, во время похода Наполеона I в Египет.

Город Фивы в Греции

Город Фивы построен на невысоком холме на Аонийской равнине, является крупнейшим городом Беотии – Средней Греции, знаменит тем, что здесь родились Геракл и Дионис. В Древности Фивы были очень влиятельным государством, занимающим стратегически важное положение между полуостровом Пелопоннес и Северной Грецией.

В настоящее время в городе проживает примерно 36 000 человек.

Отели города Фивы

Чтобы вы могли познакомиться с отелями в городе Фивы мы подготовили обзор, в который вошли лучшие отели города, по мнению туристов. Все представленные отели имеют хороший рейтинг благодаря положительным отзывам, которые оставили отдыхающие.

В самом центре Фив построен отель Dionysion, в котором есть все необходимое для хорошего отдыха. Отель удачно расположен рядом с Археологическим музеем, до которого можно дойти всего за несколько минут.

Отель Niovi также находится в центре города, на пешеходной улице. В номерах предоставляются кондиционеры, бесплатный интернет, холодильники, телевизоры. В просторной обеденной зоне подают завтрак, а в баре можно заказать напитки и закуски.

Еще один отель в центре Фив – Meletiu. Каждый номер оснащен кондиционером, телевизором, собственной ванной комнатой с феном и туалетными принадлежностями. На территории отеля есть бар и снэк-бар, где можно перекусить.

Транспорт в Фивах

Добраться до Фив проще всего из Афин, куда прилетает в течение всего года большое количество самолетов из разных стран, а в летний период еще добавляются многочисленные чартерные рейсы. Из афинского аэропорта «Элефтериос Венизелос» можно доехать на автобусе X93 непосредственно до автовокзала, там купить билет до Фив. За 8 евро и 1,5 часа вы доберетесь до места назначения. Если вы предпочитаете поезд, то в аэропорту садитесь на пригородную электричку Proastiako, которая довезет до железнодорожного вокзала Афин, а оттуда уже поедете в Фивы. Поезд Афины–Фивы идет 75 минут, билет стоит 5 евро. Также можно доехать до Фив из Салоников примерно за 17 евро на обычном поезде и за 33 евро на экспрессе).

В Фивах есть центральная автобусная станция, с которой можно уехать в Афины (автобусы ходят каждый час), и станция Amfissa, расположенная в пригороде Пири (это 1 км от центра Фив, заправочная станция Shell), откуда можно отправиться в Левадию за 4,5 евро (автобусы ходят ежечасно) или в Дельфы за 8 евро и 50 минут (шесть автобусов в день).

Фивы на карте Греции

Фивы находятся в средней части Греции, что видно на карте. Для вашего удобства карта масштабируется, вы можете приблизить или отдалить изображение, чтобы сориентироваться, где расположены Фивы относительно морей и греческих городов.

Погода в Фивах примерно такая же, ка в Афинах, поэтому более подробную информацию вы можете посмотреть в специальном разделе Погода в Греции на нашем сайте.

Достопримечательности Фив: что посмотреть

Фивы пользуются популярностью в основном среди любителей истории, поскольку сама история города богата на события. О былом величии города, который был разрушен Александром Македонским, свидетельствуют всего несколько памятников архитектуры и культуры.

Главной достопримечательностью города Фивы является археологический музей с коллекцией драгоценностей микенских дворцов, терракотовые маски, украшенные саркофаги. Все найденное относится к периоду от палеолита до поствизантии. Музей не работает по воскресеньям и понедельникам, в остальные дни – с 08.00 до 14.30.

В центре города можно отправиться на руины храма Аполлона, где сохранились оригинальные барельефы Фидия. А также посмотреть на погребальную стелу.

В тавернах и ресторанах Фив готовят в основном мясные блюда и блюда греческой кухни, однако работают они вечером. В дневное время открыты только фастфуды. Цены в Фивах значительно ниже, чем в приморских курортах: это касается и отелей, и ресторанов. Поэтому отдыха в этом городе вполне выгоден, и в последнее время появляется все больше организованных экскурсий Фивы.

Древние египтяне называли свою роскошную столицу Уаст, что в переводе означает «властвующий» или «властвующший город», а греки называли его Фивы , или Фивеи (не путать с греческими Фивами), у Гомера упоминаются «стовратные Фивы», арабы говорили - эль-Уксур - «дворцы». Сами древние фиванцы зачастую именовали в текстах свою родину просто Ниут («город»). История египетских Фив уходит в глубину веков: первые упоминания о городе сохранились в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э. Впервые упоминаются при фараоне Микерине (Менкаура) (IV династия; ок. XXVI в. до н. э.). Однако пышному расцвету города предшествовала долгая история. В XXI в. до н. э. он становятся центром объединения страны и впервые на небольшой срок становится столицей Египта при фараонах XI династии Среднего царства. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям. Местный бог Амон приобрел статус государственного бога.
С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (XVI-XIV вв. до н. э.) для города начинается период наивысшего расцвета. Фивы стали политическим и религиозным центром великой державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Большинство фараонов направляло на строительство в этом городе значительную часть ресурсов Египта и его огромных внешних владений. Фивы являлись центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.

После возрождения Мемфиса, ставшего в XIV в. до н. э. столицей Египта, Фивы сохраняли свою роль крупнейшего культурного и религиозного центра Египта даже спустя столетия, вплоть до греко-римского времени. В начале I тыс. до н. э. Фивы - центр теократического государства, созданного жрецами Амона на юге Египта после распада Нового царства. Это район двух восстаний (205-199 и 199-186 гг. до н. э.) против эллинистической династии Птолемеев. С распространением в первые века н. э. христианства район Фив становится одним из центров монашеского движения.

Многие постройки Фив были разграблены, снесены и разрушены римлянами. Лишь археологам и ученым из свиты Наполеона удалось вновь пробудить Фивы ото сна. Именно тогда зародилась египтология и познавательный туризм в . В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточном старая столица Египта была разделена каналом на две части: на юге родился город , на севере - деревня . На восточном берегу Нила стояли - два грандиозных храма - Карнакский и Луксорский, соединенные аллеями сфинксов.

Величественные храмовые комплексы соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных храмовых башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Покоренные народы Сирии-Палестины везли сюда бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами полудрагоценный лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом.
На другом берегу Нила, в западной части Фив, находилась царская резиденция и огромный некрополь, расположенный в амфитеатре скал, над которыми возвышается Дехенет - «Западная вершина», называющаяся сейчас эль-Курн. Повелительница этой горы богиня-змея Меритсегер («любящая тишину»), охранявшая покой умерших, согласно легендам, оберегала не только царские погребения, расположенные в Долине царей и Долине цариц, но и гробницы вельмож и простых горожан. Отправляясь в экскурсию лучше взять удобную обувь, головной убор и фотокамеру. При посещении Долины фараонов пользоваться видеокамерой не разрешается.

Богиня Меритсегер была покровительницей Долины царей, и это место выбрал для своего будущего погребения фараон Тутмос I (XVIII династия). Он и его придворный архитектор Инени надеялись, что гробница, запрятанная в скалах, лучше защищена от расхитителей, чем открытые всем взорам пирамиды. А чтобы ввести охотников за легкой наживой в еще большее заблуждение, храмы умерших закладывались в удалении от самих гробниц. В знаменитой Долине фараонов 42 гробницы, почти все - фараонов. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфисе, фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Гробницы вырублены в скалах, их старались как можно тщательнее скрыть от постороннего взгляда. Входы в гробницы засыпали крупными камнями, замуровывали. Но и эти ухищрения не уберегли гробницы от разорения.

В течение 500 лет такая форма захоронений оставалась неизменной и лишь немного совершенствовалась. Все гробницы были построены по схожему плану: в известняковой скале проделывали наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного. К погребальной камере вели секретные падающие двери, главный вход маскировался земляными холмами и насыпями.

Из 64 обнаруженных до сих пор гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутанхамона, Хоремхеба, Рамсеса I, Сети I, Меренптаха, Рамсеса III, Рамсеса VI и Рамсеса IX. Все гробницы оказались разграбленными еще в древности. Лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 г. в полной сохранности. Эта гробница исторически незначительного фараона, умершего в девятнадцатилетнем возрасте, была просто переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами. Тутанхамон, наследник «фараона-еретика» Эхнатона, лишь вновь заменил культ Атона культом Амона.

Долина цариц
В Долине цариц хоронили не только цариц - жен и матерей фараонов, но и рано умерших египетских принцев. В этом некрополе археологам удалось найти уже свыше 70 гробниц. Своим внешним обликом гробницы напоминают усыпальницы Долины фараонов, но немного меньше их размерами. Наиболее интересна расписанная от стен до потолка гробница Нефертари, жены Рамсеса II Великого.

Настенные росписи гробницы иллюстрируют «Книгу мертвых», погребальную камеру осеняет свод в виде звездного неба. После реставрации (1995 г.) эта гробница вновь открыта для посещения. Доступ в гробницу ограничен: посетителей пускают группами по 10 человек и только на 10 минут. За день ее успевают осмотреть лишь 150 человек.
Нефертари и богиня Исида
Росписи также украшают стены гробниц рано умерших сыновей Рамсеса III Аменхерхепешефа и Хаэмуаса. Краски настенной живописи, например морская лазурь, светятся настолько интенсивно, будто картины нарисованы только сегодня.
Росписи гробницы Нефертари
Долина вельмож (Долина знати)
Западные Фивы были местом погребения не только фараонов и их жен. Здесь были захоронены сотни придворных, жрецов и высокопоставленных сановников, стремившихся пребывать рядом со своими правителями и после смерти. Их гробницы расположены вдоль восточного склона фиванских гор и образуют огромный некрополь - Долину знати. Фактически он состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф.

Большая часть гробниц датируется временем правления фараонов XVIII и XIX династий. Первые захоронения Долины относятся еще к Древнему царству. В Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов - наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет. Еще фараоны IX и Х династий заложили свой некрополь в Западных Фивах, а правитель XI династии Ментухотеп II начал в Дейр эль-Бахри строительство совершенно необычного для того времени заупокойного комплекса, завершенного уже при его преемниках. Во второй переходный период фараоны XVII династии избрали Дра Абу эль-Нага местом для своих погребений. Правители Нового царства перенесли свой некрополь в Долину царей, оставив восточную часть фиванского нагорья своим приближенным сановникам.

Гробницы вельмож не были столь огромными, как гробницы их правителей. Как правило, они состоят из нескольких частей - открытого двора, пространство которого ограничивалось стенами, святилища и уходящей под землю погребальной камеры. Начиная с XIX династии, вход во двор выполнялся в виде пилона - гигантских ворот, бывших неотъемлемой частью архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах - статуи владельца гробницы. Здесь отправлялся заупокойный культ умершего - читались священные тексты и приносились жертвы его ка, жизненной энергии, бывшей одной из составляющих сущности человека. Верхняя часть фасада гробницы облицовывалась гробничными конусами - глиняными цилиндрами-«гвоздиками», замурованными по «шляпки» в толщу стен. На внешней стороне конусов специальными печатями наносилось имя хозяина гробницы и его земные и посмертные титулы.

Рельефы и росписи гробниц вельмож по праву считаются шедеврами египетского искусства. Стены усыпальниц вельмож чаще всего были украшены сценами из их земной жизни. Основной идеей этих росписей было отражение важнейших событий в жизни сановника и благополучия, которого он достиг при жизни. Это делалось отнюдь не для похвальбы - все, запечатленное должным образом на стенах гробницы, должно было окружать человека в загробном мире и доставлять ему радость. Самые интересные гробницы находятся в некрополе Шейх-Абд эль-Курна. Необычайно интересны росписи гробниц Рехмира (визиря Тутмоса III и Аменхотепа II), Сеннефера (управляющего южной частью Фив при Аменхотепе II), Нахта (придворного астронома Тутмоса IV), Рамосе (правителя Фив и визиря при Аменхотепе III и Эхнатоне), Менна (землемера и кадастрового служащего при Тутмосе I). На стенах их усыпальниц изображены погребальные торжества с музыкантами и танцовщицами, крестьяне за полевыми работами, сцены суда. В большинстве случаев на левой стене изображается жизненный путь умершего, а на других стенах - церемония погребения. Со временем Долина знати стала местом захоронения многих людей. Сегодня официально открыто более 500 гробниц (XI-XXVI династии), большое число захоронений было уничтожено еще в древности или все еще сокрыто в недрах фиванских гор.

Колоссы Мемнона
Гигантские статуи фараона Аменхотепа III, которые называют Колоссами Мемнона, приветствуют каждого путешественника на границе зеленых пшеничных полей и безжизненных песков пустыни. Две сидящие фигуры высотой 18 м охраняли некогда вход в несуществующий сегодня гигантский посмертный храм Аменхотепа III. На них сохранились греко-римские графитти времен императора Адриана и других видных деятелей античного мира. В свое время эти колоссы были известны тем, что один из них издавал жалобный стон на заре. Считалось, что таким образом свою мать, богиню утренней зари Эос приветствовал погибший во время Троянской войны от руки Ахилла эфиоп Мемнон. Звуки прекратились после реставрации в 199 г. н. э.

Рамессеум
Рамсес II повелел построить гигантский заупокойный храм в честь бога Амона, который ныне называют Рамессеум. До нашего времени Рамессеум дошел в сильно разрушенном состоянии. Грандиозный заупокойный храм Рамсеса II, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные памятники, сооруженные фараонами XVIII династии.
В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами. На барельефах были изображены сцены войн Рамсеса II с хеттами. За пилоном находится первый двор. Южная стена двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. Во второй двор вела лестница - он был расположен выше первого. С каждой стороны лестницы стояла гигантская статуя Рамсеса (20 м) весом около 1 тыс. т.

Центральную часть дворца занимал приемный зал с 16 колоннами. Дальше можно было попасть в личные комнаты царя и тронный зал. Позади дворца был расположен «женский дом» царя. Второй двор Рамессеума служил подходом к заупокойному храму. Двор был украшен портиками с папирусообразными колоннами осирическими колоссами. Гипостильный (колонный) зал храма имел 48 колонн. Великолепно сохранилась раскраска капителей колонн, имитирующих изумрудные заросли папируса, тростника вечной молодости. За гипостилем находилась культовая часть храма, главное святилище, кладовые. В Рамессеуме находилась знаменитая библиотека, названная Диодором «Лечебницей души», а также большая школа писцов. Под полами храма была найдена шахта с погребением жреца эпохи Среднего царства, а в погребальной камере гробницы были обнаружены магические жезлы, маски и несколько папирусов.

Мединет-Абу (Заупокойный храм Рамсеса III)
Когда-то Мединет-Абу были всего лишь каменоломней для строительства гробниц и храмов. Рамсес III возвел свой мощный посмертный храм в районе Мединет-Абу, взяв в качестве образца Рамессеум. На пилонах у входа изображены сцены побед фараона над врагами. В пределах грандиозных стен справа от входных ворот виден храм, посвященный древним божествам. Слева высятся гробницы божественных жен Амона.
Близ деревни Курна располагаются руины заупокойного храма Сети I, заложенного фараоном для себя и своего отца Рамсеса I.

Города – древние столицы Египта менялись несколько раз на протяжении всей истории существования цивилизации.

  • Тибы (примерно до 2950 г. до н.э.) – первая столица объединенного Верхнего и Нижнего Египта
  • Мемфис (2950 – 2180 г. до н.э.) – столица VIII династии
  • Хераклеополис (2180 – 2060 г. до н.э.) – IX — X династий
  • Фивы (2135 – 1985 г. до н.э.) — XI династии
  • Итжтави (1985 – 1785 г. до н.э.) — XII династии
  • Фивы (1785 – 1650 г. до н.э.) – XIII династия
  • Хоис (1715 – 1650 г. до н.э.) — XV династия
  • Аварис (1650 – 1580 г. до н.э.) – XV династия гиксосов
  • Во время XVI династии главный город неизвестен, возможно, он находился в Царстве Куш (Нубия)/
  • Фивы: (1650 — с 1353 г. до н.э.) — XVII и XVIII династии Эхнатона
  • Ахетатон (Амарна) (1353 — с 1332 г. до н.э.) — XVIII династия
  • Фивы (с 1332 — 1279 г. до н.э.). – XVIII и XIX династии до Рамзеса II
  • — династия XIX при правлении фараона Сети
  • Пи-Рамсес (1279 — 1078 г. до н.э.) — XIX династия, начиная с Рамзеса II, и XX династия
  • Танис (1078 — 945 г. до н.э.) — XXI династия
  • Бубастис (945 — 715 г. до н.э.) — XXII династия
  • Танис (818 — 715 г. до н.э.) — XXIII династия
  • Саис (725 — 715 г. до н.э.) — XXIV династия
  • Напата / (715 — 664 г. до н.э.) – после прихода к власти в Египте кушитской XXV династии, был основан город Напата, который сегодня находится на территории современного Судана. Однако правили страной из Мемфиса.
  • Саис (664 — 525 г. до н.э.) — XXVI династия
  • XXVII династия Египта – правление осуществлялось из Персии.
  • Саис (404 — 399 г. до н.э.) — XXVIII династия
  • Мендес: (399 до н.э. — 380 до н.э.) — XXIX династия
  • Себеннитос (380 — 333 г. до н.э.) — XXX династия
  • XXXI династия Египта – центр власти находился в Греции.
  • (332 — 641 г. н.э.)
  • Мусульманский период:
  • Аль-Фустат (641 — 750 г. н.э.)
  • Аль-Аскар (750 — 868 г. н.э.)
  • Аль-Каттаи (868 — 905 г. н.э.)
  • Аль-Фустат (905 — 969 г. н.э.)
  • Аль-Кахира (Каир) (с 969 н.э. — настоящее время)
«Белые стены» древнего Мемфиса

Откуда произошло название Мемфиса

Название древнего Мемфиса происходит от пирамиды фараона Пепи I в Саккаре, которая называет Меннуфер (в переводе с греческого «хорошее место») или коптского «Менфе». Изначально город назывался Инеб-Хедж, что означает «Белая стена». Некоторые историки предположили, что его название отражает исторический период в жизни государства. «Анк-Тави» – «то, что связывает две земли». На самом деле Мемфис находился между Верхним и Нижним Египтом.

Cтолица Египта Мемфис была основана около 3100 г. до н.э. фараоном Менесом, объединившим Верхний и Нижний Египет. Сначала Мемфис представлял собой крепость, из которой Менес контролировал прохождение земляных и водных маршрутов между Дельтой и Верхним Египтом. Отсюда он мог наблюдать обстановку в Нижнем Египте. Ко времени правления III династии Мемфис стал занимать важное место в политической и общественной жизни государства.


Из источников стало известно, что Менес основал город, создавая дамбы, чтобы защитить район от наводнений Нила. В последствие Мемфис стал религиозным и одним из важнейших космополитических центров мира. Когда Геродот посещал город в V в. до н.э., когда империей правили персы, он отметил, что в поселении проживает много греков, финикийце, евреев.

Судя по размеру некрополей, город был огромный. Гробницы расположены на протяженности 19 км вдоль западного берега Нила. К ним относятся захоронения Дашуре, Саккары, Гизы, Абусиа, Завьет эль-Ариер, Абу Раваш.

Очень сложно представить реальный возраст этого поселения. В конечном счете только Рим переживет Мемфис как город, который переживает период расцвета в течение нескольких лет. Сегодня обнаружить точные границы административной единицы достаточно сложно. Некоторые считают, что он находился первоначально в северной части, затем на юге. Сложно отследить историю города, которому более 3000 лет.

Сегодня часть города представляет руины, другая осталась под сельскохозяйственными полями местных деревень. Все что мы знаем о древней столице было прочитано в папирусах и заметок Геродота, посетившего Мемфис.

Например, ряд папирусов указывает на решение Эхнатоном в Мемфисе таких важных для жизни граждан вопросов, как хлебопечение. Другие повествуют об отказе Тутанхамона поклоняться культу Эхнатона и указаны города, где необходимо огласить этот указ.


Луксор — древняя столица Египта Фивы

Город Луксор несколько тысячелетий назад представлял собой древнюю столицу Египта Фивы. Другое название – Васет. Центр политической власти находился в 500 км от современного Каира вдоль реки Нил. Название «Луксор» происходит от арабского «Аль-Уксур», что означает «укрепленный». Оно в свю очередь возникло от латинского «castrum», так назывался первый римский форт, построенный на этой территории.

«На восточном берегу реки, под современным городом Луксор, лежат останки древнего города, который в период с 1500 до 1000 г. до н.э. занимает важнейшее место с жизни древних египтян. Его население достигало 50000 человек», — опубликовал заметку Наджел Гетерингтон в книге «Достопримечательности Долины Царей».

В древности город был известен как дом культа Амона, который ассоциировался с представителями династии фараонов. Во время периода Нового царства в Египте с 1550 по 1050 г. до н.э. было принято делать гробницы для царей в Долине Мертвых. В это время в столице были построены массивные сооружения, в их числе Карнакскй храм, Луксорский храм, Долина цариц и усыпальница – храм в Дейр-эль-Бахри.

«Из всех древних городов Египта, ни один не достиг славы Фив», — писал египтолог Раша Сулейман в книге «Фиванские гробницы Старого и Среднего царства. — «Город Фивы является одним из крупнейших сокровищниц, вмещающих многочисленные архитектурные памятники, включенные в список всемирного наследия».


Фотография Тиб, Карнак, 1851. Музей Метрополитена, Нью-Йорк.

Фивы: Египет Древнего Царства

В научных исследованиях Недели и Гетерингтона содержатся сведения о том, что есть доказательства наличия жизни в Луксоре более 250000 лет назад. Сулейман отмечает, что в период Древнего Царства, около 2650-2150 г. до н.э., когда уже были построены пирамиды в Гизе, Фивы уже служили районным центром для администрации. С началом Первого промежуточного периода древний город Луксора стал столицей Древнего Египта.


Гробница фараона Египта Шепсескаре

Один путешественник в XII в. сказал:

«красоту его руины его можно созерцать часами. Такой они дивной красоты, что самый красноречивый человек не смог бы описать ее».

Во время прихода Мамлюка, дамбы, которые сдерживали разливы Нила, пришли в упадок и был медленно покрыт илом.

Развалины города Мемфиса до сих пор можно увидеть рядом с небольшой деревней Мит Рахина. Считается, что в столице поклонялись языческому идолу Птаху, который греческий период ассоциировался с Гефестом.

Во время правления греческой династии центр империи находился в Александрии. Город потерял свое значение. Окончательно Мемфис исчез из истории Египта с приходом мусульманских завоевателей 641 году, когда они создали новое поселение рядом с городом Фустат, который сегодня является частью Каира и называется Старый Каир или Коптский Каир.

Во время прихода Мамлюка, дамбы, которые сдерживали разливы Нила, пришли в упадок и Мемфис был медленно покрыт илом.


Находки древнего Мемфиса в Египте

Развалины Мемфиса до сих пор можно увидеть рядом с небольшой деревней Мит Рахина. Считается, что в столице поклонялись языческому идолу Птаху, который греческий период ассоциировался с Гефестом.

Храмы Фив: культура древнего Египта

Остатки храма Птаха, граничащие с деревней Мит Рахина, вероятно, представляли один из лучших храмов Древнего Египта. Сегодня в хорошем состоянии находится только часть руин, обнаруженных египтологом Флиндерсом Петри в 1908-1913 годах. Они представляют храм Рамзеса II с колоссам и Алебастровым Сфинксом. Рядом находится зал разрушенного дворца Априс к северу от храма Птаха.

Объединение государства произошло при царе Небхепетре Ментухотепе около 4000 лет назад. Его гробница была найдена недалеко от городского поселения в местечке Дейр эль-Бахри. Некрополь включает долину с дамбой около 1200 метров в длину.

К этому времени началось строительство . Расцвет города будет продолжаться на протяжении всего периода Нового царства с 1550 по 1050 г. до н.э. Большинство царей были похоронены в Долине царей. Гробницы для принцев и принцесс было принято возводить в соседней Долине цариц. Было построено несколько погребальных храмов.

Храм Луксор на восточном берегу реки Нил служил местом просоединения Орет фестивалей в Древнем Египте. Его колонны были установлены при фараоне Аменхотепе III (1410 – 1372 г. до н.э.). Позже он будет соединен с Карнаком через Аллею Сфинксов.

«Праздник проходил возле статуи Амона, его жены Мут и их сына Хонсу. «Когда процессия достигала Луксорского храма, их радостно встречали танцоры, певцы и музыканты», — пишет египтолог Пэт Ремлер.


Религиозное значение города Фив

Город стал столицей Египта в период Нового царства, здесь находился царский некрополь и было построено множество храмов, во многом по религиозным причинам.

Он считался домом культа Амона, происхождением от которого гордились представители семьи фараонов.

«Амон часто указывался как отец царей Египта. Когда царица Хатшепсут пришла к власти, она написала историю о своем рождении от союза Амона и ее матери Яхмос на стене храма – усыпальницы в Дейр эль-Бахри», — пишет Ремблер в своем труде.

Долина Царей в Фивах

Долина царей была местом погребения большинства правителей периода Нового царства. Большая часть из была разграблена, кроме , которая была обнаружена командой Говарда Картера в 1922 году.

Выбрано это место в качестве некрополя по нескольким причинам. По-первых, долинах выходила к берегам реки и была окружена скалами, что учитывалось при проведении окультных обрядов. Известняк, заполнявший местность, сформированный миллионы лет назад от проливных дождей, не крошился и был отменного качества. Возвышающаяся над долиной гора, Аль-Курн (по-арабски «Рог»), напоминала египтянам пирамиды.

Раскопки в Долине ведутся каждый день. Захи Хавасс, бывший министр древностей Египта, недавно в лекции в Королевском музее Онарио в Торонто, заявил:

«Гробница Тутмоса II и Рамзеса VIII еще не найдены. Также до сих по неизвестно, где находятся мумии цариц XXVIII династии (1550 – 1292 г. до н.э.)»

Рядом с гробницами строили погребальные храмы. Самый известный из них находится в Дейр аль-Бахри – царицы Хатшепсут. Он украшен тремя колоннадами террас, которые ведут к святилищу. Главной достопримечательностью храма являются рисунки, изображающие путешествие по морю египтян в далекую страну Пунт.


Долина цариц древних Фив

Некрополь цариц расположен недалеко от Долины царей и служил местом захоронения для принцесс и принцев, государственных чиновников. Сегодня в этом районе найдено около 100 гробниц.

Самой впечатляющей из них является усыпальница , жены Рамзеса II, которой он построил храм рядом со своим в Абу-Симбел.

Гробница Нефертари по структуре похожа на те, которые были раскопаны в Долине царей. Ее рисунки, выполненные на белом фоне, представляют лучший пример египетской живописи. Потолок расписан звездами и текстами из Книги Мертвых. Одной из самых интересных иллюстраций является картина с Нефертари, играющей в настольную игру «Сенет» с целью победы над потусторонним миром и обретением спасения.


Древний город Египта – Дейр эль-Медина

Поселение между Долиной царей и Долиной цариц принято называть Дейр эль-Медина. Это место древние египтяне считали священным и называли Сет Маат - «Место Истины».

В ней жили государственные служащие, каменотесы, чертежники и художники, которые готовили проекты для строительства гробниц их правителей. Некоторые из них были иностранцами, но всех объединяла принадлежность к среднему классу. Место это было неблагоприятно для проживания. Здесь не прорастало ни одного дерева. А деревню окружали бесплодные скалы, отражающие тепло солнца пустыни.

Заселена Дейра была во время Нового царства. Об этом сообщается в ряде папирусов. Большой прирост населения был отмечен после прихода к власти Рамзеса III (правил с 1186 по 1155 г. до н.э.) Рабочие устроили ему бунт, и исследования подтвердили, что он был убит по заговору собственной охраной.


Приход к власти Эхнатона и строительство Амарны

Большую часть истории Древнего и Нового царства Фивы оставались столицей Египта. Примерно в 1350 г. до н.э. к власти пришел Эхнатон (Аменхотеп IV, он же фараон Неферхеперуре Аменхотеп). Он перенес столицу в город Ахетатон, что означает «Горизон» («Диск Солнца») . Впоследствии он был назван Амарна или Эль-Амарна.

Царь был известен как ерестик, потому что он провозгласил верховенство культа солнечного диска солнца Атона. И запретил поклоняться другим идолам. Фараон приказал закрыть храмы, где поклонялись Амону.

Город древнего Египта Амарна назван в честь Ахетатона. Эхнатон изменил свое имя на Аменхотепа, чтобы отразить свои религиозные воззрения. Его супруга Нефертити, разделяла его взгляды.

После смерти Эхнатон вернулся к религии Амона и переехал обратно в столицу Египта Фивы.