Фонетические единицы языка

ФОНЕТИКО-ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ.

ЛЕКЦИЯ 6

ФОНЕТИКА – греч. Phone звук, phoneticos звуковой – раздел науки о языке, в котором изучается звуковой строй языка. Содержание понятия «звуковой строй языка» составляют звуки и такие средства языка фраза, интонация, речевой такт, фонетическое слово и ударение.

Самой крупной фонетической единицей языка является фраза. Фраза – это законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением. В случае совпадении фразы с предложением, фраза рассматривается с точки зрения фонетики: какова интонация этой фразы, сколько пауз в середине этой фразы, в каком они месте.

Каждая фраза оформлена интонацией. Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны. Интонация проявляется в мелодике – последовательных изменениях высоты тона (повышение-понижение), ритме речи (сильные, слабые, долгие, краткие слоги), темпе речи (ускорение, замедление в протекании речи), внутрифразовых паузах и общем тембре высказывания (мрачный, веселый). С помощью интонации происходит не только оформление фразы, но и выражение чувств и мыслей людей.

Интонация также помогает членить речь на синтагмы – интонационно-смысловые отрезки.

Интонация определяет ритмико-мелодический строй речи, служащий в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоциональной окраски. Основными интонационными средствами являются тональные средства. У каждого говорящего свой средний тон речи. но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Одновременно интонация включает в себя изменение интенсивности звучания, его темпа, изменение тембра, а также паузы. Звуковая сторона включает и звуки речи, их объединение в слоги, организацию слогов в речевые такты, словесные и фразовые ударения и, наконец, интонацию.

Интонация передает отдельные оттенки работы сознания и участвует в их формировании. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Кроме нейтрального голоса, выделяют голос расслабленный: «Она такая добрая, милая», голос напряженный «она такая ловкая, энергичная», придыхательный «она такая прекрасная, божественная».

Интонация включает увеличение или уменьшение громкости произнесения отдельных участков фразы: «Какой у нее голос?», или «Какой у нее голос!» произносится по-разному, так как 1 – общий вопрос, а 2 - восклицательное предложение. Интонация различает предложения разных типов, отражает субъективное отношение говорящего к высказыванию, передает разные оттенки его эмоций.



Другое понятие звуковой системы – речевой такт – часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами. С точки зрения фонетики, фраза делится на речевые такты, а не на слова. Произвольность членения фразы на речевые такты приводит к искажению передаваемой мысли или ее полному разрушению. Речевой такт в свою очередь распадается на более мелкие единицы – фонетические слова. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в ней есть ударений. Итак, фонетическое слово – это часть речевого такта или фразы, если она не делится на такты, объединенная одним ударением.

В свою очередь фонетическое слово делится на -слоги – часть фонетического слова, произносимая одним выдыхаемым толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности. Образующим слог или слоговым называется звук, который выступает как более звучный по сравнению с другими. Слоговыми являются гласные как звуки наибольшей звучности, неслоговыми – согласные как звуки меньшей звучности, которые организуются в слоге вокруг гласных.

Членение речи на слоги является одной из сложных проблем фонетики, так как слог не является носителем смысла, не имеет своей семантики, а есть лишь результат артикуляций, дающих определенный акустический эффект. Древние греки и индийцы определяли слог наличием гласной – сколько гласных в слове, столько и слогов. Затем с конца 19в. появилась экспираторная (слог – выдыхательный толчок воздуха) и сонорная теории слога (слог – сочетание более звучного, сонорного элемента + менее звучный + толчок воздуха). Затем появилась мускульная теория – отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения). И, наконец, артикуляционно-акустическая теория, где слог – минимальная произносимая единица речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.

Слог бывает открытым , если заканчивается на гласный, и закрытый если оканчивается на согласный.

Не слоги в слове произносятся одинаково. Выделение слога в слове называется ударением или словесным ударением. Выделение слога в разных языках характеризуется как:

Силовое – сила или интенсивность артикуляции

Количественное – достигается долготой произношения

В большинстве языков выделение слога определяется комбинацией этих явлений. Например, в русском языке.

Ударение в разных языках может быть фиксированным, падает на определенный слог – франц.язык на последний слог – или не фиксированным – англ., русский. Здесь оно подвижное – стол-стола, ‘import, imp’ort/

Слог делится на более мелкие фонетические единицы – звуки. – это предел акустического членения речи, ее мельчайшая единица. Звук, с одной сторон, является результатом артикуляционной деятельности человека, а, с другой, он является акустической сущностью, воспринимаемой на слух.

Каждому языку присуща специфическая фонетическая система, несмотря на то, что:

1. речевой аппарат носителя любого языка способен произнести любой звук

2. в основе существующих языков – одни и те же звуки.

В тоже время фонетическая система каждого языка самобытна.

Наша речь не является непрерывным потоком звучания. Она членится на отрезки, выделяемые разного рода паузами. Ведь для понимания смысла сказанного важна не только последовательность грамматически связанных между собой слов, но и то, на какие произносительные единицы они разбиваются этими паузами.

Основной произносительной единицей речи, с помощью которой оформляется высказывание, является фраза. Фраза – это наиболее крупная единица членения звукового потока, отрезок речи, объединённый особой, законченной интонацией различного характера (вопросительной, повествовательной и т.п.) и отделённый от других фраз достаточно длинными паузами . Границы фраз в транскрипции обозначаются так: ║. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию, и её конец обычно совпадает с концом предложения. Однако не следует отождествлять предложение и фразу, т.к. они являются единицами разных уровней языка: предложение – единица смысловая, грамматическая, а фраза – фонетическая. Одно предложение может соответствовать и одной, и нескольким фразам. Например, высказывание И опять было молчание, и через приоткрытую дверь в сени прохладно пахло со двора свежей травой, напитавшейся росой. (А.Платонов) членится паузами на две фразы.

Фраза может делиться на более мелкие произносительные единицы, отделённые друг от друга менее заметными паузами, – речевые такты. Речевой такт – отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный ряд звуков, имеющий незаконченную интонацию и ограниченный менее длинными, чем фраза, паузами . Речевой такт произносится обычно на одном выдохе. Границы такта всегда проходят между словами. В транскрипции речевой такт обозначается так: │. Членение речевого потока на такты обусловлено смыслом высказывания. В зависимости от значения, которое говорящий вкладывает в своё высказывание, возможны варианты членения речевого потока. Так, например, фраза На утёс одинокий орёл прилетел получит различные значения, если разделить её на такты по-разному: На утёс одинокий орёл прилетел или На утёс одинокий орёл прилетел . Если же для понимания смысла высказывания выделять его части не нужно, то фраза на речевые такты может не делиться.

Речевой такт состоит из фонетических слов. Фонетическое слово – это комплекс звуков, объединённый одним ударением . Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам. Обычно в одно фонетическое слово объединяются самостоятельная и служебная часть речи, если одна из них (чаще служебная) не имеет отдельного ударения. Так, фраза Не выйти ли нас с вами на свежий воздух? включает 9 лексических слов (отдельных частей речи), но только 5 фонетических: не выйти ли; нам; с вами; на свежий; воздух .

Безударное слово, примыкающее к имеющему ударение спереди, называется проклитикой , а примыкающее сзади – энклитикой (не выйти ли : не – проклитика, ли – энклитика).

При транскрибировании фонетическое слово, состоящее из нескольких лексических, обозначается так: [с ва́ м`и].

Фонетическое слово состоит из слогов (одного или нескольких). Слог – это звук или группа звуков, произносимых одним выдыхательным толчком . Количество слогов в слове зависит от количества гласных звуков в нём. Например: ко-ро-ва, си-дя-щи-е, есть . Слог является наименьшей произносительной единицей, т.к. насколько бы медленно и отчётливо мы ни проговаривали слово, отдельных звуков мы не произносим: они образуют как бы своеобразные «слияния», из которых и складываются слова (не [к]-[р]-[о]-[ш]-[к`]-[и], а [кро́]-[шк`и]). Но строятся слоги из звуков.

При транскрибировании границы между слогами обозначаются так: [ку/ла́к]

Звук речи – это минимальная, нечленимая далее незначимая единица речевого потока. Звуки образуются при помощи воздушной струи, проходящей через органы речи.

Звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы – это те фонетические единицы, из которых строится речь. Звуки являются своеобразным «строительным материалом» для слогов, слоги объединяются в фонетические слова, те, в свою очередь, в речевые такты и фразы. Такое объединение мелких единиц в более крупные возможно благодаря особым фонетическим средствам – ударению и интонации.

Ударение – это фонетическое выделение одного из слогов в слове. Если слово многосложное, один из слогов в нём – ударный. От безударных он отличается большей длительностью и силой звучания: бежа́́ть, до́́мики . (Чтобы ученикам начальных классов было легче ощутить эту особенность ударного слога, практикующие учителя обычно предлагают ребёнку произнести слово с вопросительной или восклицательной интонацией: попуга́й? кру́глый! и т.п.).

Ударение часто выполняет смыслоразличительную функцию: по́́́́́́́лки – полки́́, дорого́́й – доро́́гой, све́́чи – свечи́ . Ударение в русском языке имеет две основные особенности: во-первых, оно является разноместным, т.е. не прикреплённым постоянно к какому-нибудь определённому слогу (например, последнему – как во французском языке, или предпоследнему – как в польском) или к определённой морфеме (корню, окончанию и т.п.). В разных словах ударными могут быть разные слоги разных морфем: вы́цвести, цве́т, цвето́к, цвела ́. Во-вторых, ударение является подвижным, т.е. при изменении форм слова может меняться и место ударения: поня́ть, по́нял, поняла ́.

Очень важным средством русской речи является интонация, характеризующаяся изменением тона, темпа речи, интенсивности, длительности звуков . С помощью интонации можно выделить наиболее важные смысловые нюансы высказывания (Завтра я возьму новую сумку . Завтра я возьму новую сумку. Завтра я возьму новую сумку ), различить предложения разных типов (Лена была в театре. Лена была в театре? Лена была в театре! ), передать разнообразные эмоционально-экспрессивные оттенки речи (именно интонацией говорящий может выразить чувства удивления, печали, радости, торжественности и т.д.).

Итак, ударение и интонация – это те фонетические средства, которые служат для различения смысла высказывания.

Вопросы и задания

1. На какие фонетические единицы членится наша речь?

2. Дайте характеристику фонетической фразы.

3. Что такое речевой такт? От чего зависит количество речевых тактов в высказывании?

4. Что такое фонетическое слово? Почему фонетическое слово может включать в себя несколько лексических? Что такое проклитика и энклитика?

5. Определите количество фонетических слов. Назовите проклитики и энклитики.

Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

(М.Лермонтов)

6. Дайте определение слога.

7. Что такое звук речи?

8. Какие фонетические средства служат для различения смысла слов и высказываний?

9. Что называется ударением? Каковы особенности русского ударения?

10. Разделите слова на слоги. Выделите ударные слоги: гусеница, злоба, корысть, крапива, кремень, маляр, ненависть, приданое, столяр, цыган, щавель, красивее, хозяева, ворота, статуя, договор, завидно, ломоть, позвонишь .

11. Поставьте ударение в словах. В случае затруднений обращайтесь к словарю: средства, ободрить, камбала, намерение, ходатайство, избаловать, газированный, баржа, украинский, верба, христианин, облегчить, балованный, феномен, новорожденный, арахис, обеспечение, досуг, цепочка, ракушка, апостроф, каучук, фольга, жалюзи, арбуз, каталог, симметрия, кашлянуть, фарфор, танцовщица . В каких словах ударение является подвижным?

12. Какие функции выполняет интонация?

13. Разбейте текст на фразы, речевые такты. Определите количество фонетических слов. Расставьте в них ударения.

Вокруг террасы густо разрослась повитель. (Тётя Паша называла это растение «граммофончики»). Внизу густо стлались тёмно-зелёные сердцевидные листья; вверх вились длинные тонкие побеги. И вверху, и внизу во все стороны торчали большие продолговатые бутоны, заострённые на концах. За ночь бутоны раскрывались – цветы и вправду были похожи на граммофонную трубу, большие, тёмно-сине-лиловые, бархатистые, какие-то необыкновенно милые и весёлые. Казалось – смотрят прямо на тебя и видят. В глубине каждого граммофончика пряталось несколько крохотных белых бусинок – тычинки…

Но поднималось солнце, и граммофончики съёживались, края их жалко скручивались, цветок становился похож на грязную тряпочку. Тогда можно было сорвать его и надувать, как пузырь, потом хлопнуть; горьковатый вкус оставался во рту. А на следующее утро кругом террасы всё опять было покрыто новыми, широко раскрытыми, бархатно-сине-лиловыми граммофончиками.

(В.Панова)

14. Объясните, с каким фонетическим явлением связано различное прочтение известной фразы «Казнить нельзя помиловать» . Придумайте свои примеры фраз, которые можно было бы разделить на такты по-разному.


ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 1.Что изучает фонетика? Назовите фонетические единицы русского языка (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук). 2.Что такое фраза? Чем фраза отличается от предложения? 3.Что представляет собой речевой такт? С какой целью фразы членят на речевые такты? 4.Что такое фонетическое слово? Приведите пример случая, когда фонетическое слово и лексема не совпадают. 5.Что представляет собой слог? 6.Что представляет собой звук? Как определить, сколько слогов в фонетическом слове? 7.Какие фонетические единицы называются сверхсегментными? (ударение, интонация) 8.Что такое артикуляция? 9.В каких трёх аспектах рассматриваются звуки в русском языке? Охарактеризуйте каждый из аспектов.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Русский язык, как и многие другие языки, существует и проявляется в двух формах: письменной и устной. Устная речь располагает своими особыми звуковыми средствами, которые изучает фонетика (от греч. phōnē звук, ср.: фонограмма, телефон, фонотека, фонендоскоп). Устная речь представляет собой звуковой поток, но не непрерывный, а распадающийся на отдельные отрезки, части.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Прежде всего в звучащей речи вычленяются отрезки, ограниченные достаточно продолжительными паузами, объединенные интонацией и заключающие в себе относительно законченную мысль. Это – самая крупная единица звучащей речи (фонетическая единица), фраза. В предложении Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка (М. Г.) посредством пауз выделяются три отрезка: Ветер выл жалобно и тихо, // во тьме ржали кони, // из табора плыла нежная и страстная песня-думка. Каждый из отрезков выражает относительно законченную мысль и объединяется общей интонацией. В этом предложении три фразы. Данный пример уже свидетельствует о том, что фраза и предложение не одно и то же.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Но даже если налицо совпадение фразы и предложения (например, Северное лето всегда вызывает тревогу (К. Паустовский), то они представляют собой разные языковые единицы: фраза – фонетическая единица, и характеризуется она тем или иным типом интонации, отсутствием или наличием внутрифразовых пауз, выделяющих более мелкие части фразы; предложение – синтаксическая единица, т. е. это единицы разных уровней языка: фраза – на уровне фонетики, предложение – на уровне синтаксиса. Фраза делится на более мелкие звучащие отрезки. Так, часть предложения Ветер выл жалобно и тихо, являющаяся с фонетической точки зрения фразой, может произноситься с паузой в середине, правда менее значительной, чем межфразовые паузы: Ветер выл / жалобно и тихо. Фраза, таким образом, делится на отрезки, которые в фонетике называются речевыми тактами.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Речевой такт – это часть фразы, ограниченная более короткими (чем межфразовые) паузами, но не выражающая обычно законченной мысли и характеризующаяся, за исключением конечного речевого такта, интонацией незаконченности. Если фраза короткая, она может и не делиться паузами на речевые такты: Он был взволнован. Речевые такты могут состоять и из одного слова. Например, в отрывке Зима. Крестьянин, торжествуя... (П.) фраза Зима состоит из одного речевого такта, совпадающего с одной лексической единицей – словом. Речевой такт может включать в себя от одного до семи слов, но обычно состоит из двух-четырех.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА В речевом такте вычленяются еще более мелкие фонетические единицы – фонетические слова. Фонетическое слово – это часть речевого такта, объединенная одним ударением. В фразе Ветер выл жалобно и тихо два речевых такта, в которых выделяются четыре фонетических слова: вéтер, выл, жáлобно, и тúхо. Из примера видно, что фонетическое слово и лексема могут не совпадать: фонетическое слово и тúхо (объединенное одним ударением) состоит из двух лексем. Это объясняется тем, что самостоятельное ударение имеют в основном знаменательные слова, а служебные слова (предлоги, союзы, частицы) его, как правило, не имеют; поэтому служебные слова объединяются со знаменательным в одно фонетическое слово: подо льдóм, над пóлем, принеслá бы, όн же, отéц / и мáть. Но иногда знаменательное слово теряет свое ударение (оно переносится на служебное): Вó поле берёзонька стояла; зá город уéхать.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Фонетическое слово состоит из слогов. Слог – это часть фонетического слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это минимальная произносительная единица, элементы её тесно связаны друг с другом как по образованию, так и по звучанию. Элементы слога – звуки – обладают различной степенью звучности. Наибольшую звучность имеют гласные звуки. Из согласных большей звучностью характеризуются сонорные, затем звонкие шумные, и на последнем месте по степени звучности стоят глухие шумные. Только звуки с большой степенью звучности могут образовывать слог. Это – слогообразующие звуки. В русском языке слогообразующими являются гласные звуки, поэтому в фонетическом слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: сто-ли-ца, лев, не-го-во-ри, дай-ка, при-не-сти-бы, на-до-мной.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Звуки – это минимальные (нечленимые) членораздельные единицы звучащей речи, образуемые с помощью органов речи за одну артикуляцию. Таким образом, фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук – это фонетические единицы. Эти единицы называются линейными (сегментными – от лат. segmentum отрезок"). Но в звучащей речи, помимо сегментных единиц, имеются еще другие средства, помогающие и в определении сегментных единиц, и в выражении (а также в понимании) того или иного высказывания. Это ударение и интонация, которые тоже являются фонетическими единицами, но единицами суперсегментными (сверхсегментными). Они отличаются от линейных единиц тем, что не могут существовать сами по себе, отдельно от звуков, слогов, фонетических слов, речевых тактов и фраз (сегментов). Они как бы накладываются на сегментные отрезки.


ЗВУК КАК МИНИМАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ. ТРОЯКИЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ В потоке устной речи звуки не выделяются, и в качестве минимальной произносительной единицы вычленяются слоги. Но с артикуляционной стороны в слогах выделяются отдельные звуки. Эти звуки образуются нашим речевым аппаратом, причем образование каждого звука имеет свои особенности, так что один звук мы легко отличаем от другого. Звук произносится, образуется за одну артикуляцию. Артикуляция (от лат. artiсulatio


ЗВУК КАК МИНИМАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ. ТРОЯКИЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ Звуки речи могут рассматриваться и в другом, акустическом (физическом) плане, аспекте. В этом плане звуки друг от друга отличаются высотой, силой, длительностью и тембром. Есть еще один аспект изучения звуков – функциональный (коммуникативный, социальный), который имеет в виду, что звуки речи выполняют в языке определенную функцию – смыслоразличительную: они помогают различать слова и формы слов. Например, слова дом и дым, различные по значению, мы разграничиваем благодаря звукам [о] и [ы], а слова вал и вял – благодаря звукам [в] и [в"]. Следовательно, звуки [о] и [ы], [в] и [в"] наделены смыслоразличительной функцией (этой функцией обладают звуки не сами по себе, а только в составе слова). Звук речи в функциональном аспекте называется фонемой. Фонема – основная единица системы языка.




Раздел фонетики изучает звуковую сторону русского языка. Фонетика, изучающая звуковую оболочку слов и предложений, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Звуки, представляющие собой колебания воздуха, относятся к области физических явлений и изучаются в акустике. Чтобы передать ту или иную мысль, люди должны произнести ряд звуков, составляющих звуковую оболочку тех или иных слов. Без такого голосового воспроизведения не может осуществляться речевое общение. С фонетикой связана графика, г.е. система буквенных знаков, принятых для обозначения на письме отдельных звуков русского языка. С графикой взаимодействует орфография, определяющая общие принципы и частные правила употребления буквенных знаков при письменной передаче речи.

При изучении звукового строя языка важно установить, какими фонетическими средствами и в каких условиях он располагает для передачи и разграничения значимых единиц речи. Фонема - крагчасйшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону) разных слов и морфем (значимых частей слова).

Существуют следующие фонетические средства:

Звук - членораздельный элемент произносимой речи. Он образуется с помощью органов речи. Во многих случаях слова различаются не несколькими, а всего одним звуком. Например, слово «мыть» отграничивается от слов, имеющих то же количество звуков, мыть - рыть - быть (различие в нервом звуке); мыть - мать - муть (различие во втором звуке); мыть - мыл - мыс (различие в третьем звуке).

Все звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки: [а], [о], [э], [и], [ыJ, [у].

Йотированные гласные звуки: e, ё[ jo], юЦу], я [ j а ].

Согласные звуки

Парные по глухости - звонкости :

[б], [и], [г|, [д], [ж], [з] - звонкие;

[и], [ф], [к], [т], [ш], , [ц], [ч], [щ] - только глухие;

[йJ, [р], [л], [м], [и] - сонорные (только звонкие).

Парные по твёрдости - мягкости :

[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] - твёрдые;

, [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], К], [н’], [п’], Ip ], 1с’], [т’], [ф ], [х’] мягкие;

[ж], [ш], [ц] - только твёрдые;

[ч], [j], Iщ] - только мягкие.

Слог - это фонетическая единица, единица звучащей речи. В русском языке слогообразующим является гласный звук как наиболее звучный. В слове столько слогов сколько гласных звуков. Слоги могут открытыми и закрытыми. Слоги, оканчивающиеся на гласный звук, называются открытыми. Слоги с согласным звуком на конце называются закрытыми. Слова могут состоять из одного, двух, трёх и более слогов. Слог, на который падает ударение, называется ударным слогом, остальные слоги - безударные. Слогораздел (граница слога) проходит между гласными предыдущего и согласными последующего слога: квар-ти-ра,рас-пи-са-ни-е. При сочетании двух сонорных (кроме «й») или двух шумных согласных слогораздел гот же: ком-па-та,

кре-стья-нин.

Если в слове последовательно встречаются сонорный, аза ним шумный согласный, то граница слога пройдёт между ними: пол-ка, май-ка.

При сочетании звука [йJ с сонорным слогораздел проходит между ними: тай-на , вой-па.

Слогораздел и правила переноса слова с одной строки на другую может не совпадать: нельзя путать деление слов на слоги с делением слов для переноса. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос слова но слогам - лишь один из принципов.

Вопросы к экзамену по фонетике

Фонетика, графика, орфография современного русского языка

1. Сегментные единицы речевого потока: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук.

Основными единицами фонетики являются звук и фонема.

Речь – язык действий.

· Фонема – нечто идеально, абстрактное. Фонема – это (греч. phonema - звук) кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем. Так, в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы <а>, <о>, <у>. Качественное многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу общих их типов - фонем, которые, противополагаясь другим типам, участвуют в смысловой, дифференциации слов или в различении морфологических форм.

· Звук – то, что произносится в определенных фонетических условиях. Звук речи – это элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук - это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию. Гласный звук. Согласный звук. Звук и фонема – линейные, сегментные (имеют форму, их можно измерить).

· Слог – группировка звуков вокруг наиболее сильных. В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. В акустическом отношении (со стороны звучности) отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Слог безударный. Слог ударный. Слог предударный. Слое заударный. Слог закрытый. Слог открытый.

· Слово – группа слогов, объединённая вокруг ударения. Основная кратчайшая единица языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах и отношениях действительности.

· Синтагма – группа фонетических слов, объединённых интонацией не конца предложения. Семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмомелодическом отношениях. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах/ около пространных его владений (Пушкин) (три синтагмы). Шум походил на то, /как бы вся комната 1 наполнялась змеями (Гоголь) (три синтагмы). Любишь кататься - / люби и саночки возить (пословица) (две синтагмы). Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Там, /где была раньше одинокая скала, /лежала груда обломков (А р с е н ь е в) (три синтагмы). На заводе все благополучно (Куприн) (одна синтагма). Синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием, но между ними сохраняются существенные различия: синтагма выделяется в предложении, является результатом его членения и существует только в нем, тогда как словосочетание не только выделяется в предложении, но наряду со словом служит готовым “строительным материалом” для предложения и является результатом не разложения на элементы, а синтеза элементов. Деление одного и того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от контекста, ситуации, экспрессивной окраски, придаваемой высказыванию говорящим, разного осмысления содержания предложения и т. д. Этой подвижности синтагматического членения, являющегося объектом рассмотрения стилистического синтаксиса, противостоит устойчивое, основанное на определенных моделях построение словосочетаний.

· Речевой такт – такой отрезок, который мы можем произнести за одно выдыхательное движение. Часть фразы, выделяемая ритмико-интонационными средствами.

· Фраза – группа синтагм, объединённых интонацией конца предложения. Наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения. Самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое паузой от других таких же единиц.