Фундаментальные исследования. Государственная научно-техническая политика

Научно-технический прогресс - категория историческая. Наука на всех этапах своего развития оказывала влияние на технику и материальное производство. При этом степень, характер и формы этого влияния существенно изменялись в зависимости от уровня развития производительных сил и характера общественных отношений. В XIX в. с развитием машинного производства наука стала приобретать производительную силу и находить свое воплощение в технике. С этого времени прогресс науки и развитие техники переросли в научно-технический прогресс, стала формироваться единая система «наука - техника-производство-потребление». Поскольку научно-технический прогресс охватывает две сферы - духовное и материальное производство, закономерности его развития также двойственны. С одной стороны, они обусловлены экономическими потребностями общества, развитием техники исследований, с другой - внутренней логикой развития научно-технической мысли. При таком подходе наука выступает как система знаний человечества об объективных законах развития природы и общества и одновременно деятельности людей по накоплению, систематизации и использованию этих знаний. А главной закономерностью развития техники признана цикличность, смена периодов эволюции (модернизации) качественными скачками. Поэтому объективно изменяются экономические свойства технического прогресса. При первичной механизации экономия живого труда сопровождалась увеличением затрат овеществленного. При обновлении поколений и направлений техники снижается ресурсоемкость конечного продукта. Поэтому, разрабатывая меры по совершенствованию форм и методов управления научно-техническим прогрессом, важно учесть объективные закономерности его развития, в частности, инновационного процесса на разных уровнях управления (макро, мезо, микро) и его цикличность. Для анализа теорий стратегического планирования на макро- и мезоуровне управления экономикой необходимо рассмотреть теории конъюнктурного развития. Основы теории циклических (конъюнктурных) колебаний зародились в период завершения промышленной революции. В основе циклической теории лежит концепция кризисов. Сложность проблемы циклического развития обусловила множество разных концепций. В первую очередь это связано с определением конкретных объективных и субъективных факторов, которые вызывают кризисные ситуации и распространяют их на территории множества стран. Систематизация конъюнктурных волн показала, что выбор критериев систематизации весьма широк. Основными критериями систематизации (повторяющимися в большинстве теорий цикличности) выступают: внешние (экзогенные) помехи; случайные процессы; экономические явления; монетарные аспекты экономики; факторы реальной экономики; психологические факторы. Естественно, что сложно распределить факторы очень четко по предложенной систематизации. В чистом виде такая классификация состояться не может. Еще в 1939 г. в книге «Циклы деловой активности. Теоретический, исторический и статистический анализ капиталистического процесса» Й. Шумпетер предложил концепцию «трехцикличной схемы» экономической динамики, где на один цикл накладывается другой. Поэтому на цикличность экономического развития оказывает влияние комплекс всех вышеперечисленных групп факторов. Необходимо отметить, что в зависимости от условий конкретной территории (страны, региона) можно выделить превалирующее значение некоторого ряда факторов из всей совокупности теорий. В современных условиях, когда XXI в. признан веком инновационного развития, появляется еще один критерий систематизации - технологическое обновление. Но в той же работе Й. Шумпетера выявлено, что широкое распространение инноваций вызывает рост производства, а следующий за ним спад (депрессия) является своеобразной адаптацией хозяйственной жизни к изменившимся условиям, порожденным экономическим бумом. Исходя из вышесказанного развитие научно-технического прогресса должно не столько прогнозироваться, сколько очень достоверно планироваться на долгосрочный период. В этом состоит одна из главных задач государственного регулирования в области развития науки и технических инноваций. Для реализации такого процесса следует использовать подходы стратегического планирования, которые выгодно отличаются от долгосрочного планирования. Отличия, в первую очередь, заключаются в четком определении комплекса целей развития территории. И уже потом, по логической цепочке стратегического планирования, определяются задачи, условия, точки воздействия, механизмы реализации стратегии в области научно-технического развития территории. Для определения целевых показателей необходимо ориентироваться не только на амбиции и условия территории, но и предполагать использование возможностей технологического уклада. В виде организации инновационной активности применять горизонтальную интеграцию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование производства и обучения промышленного и инженерного персонала, подготовку специалистов нового поколения. При этом важная роль отводится государственной поддержке развития новых технологий и построению логической цепочки коммерциализации технических разработок. Стремление России стать не только высокоразвитой страной, но и выйти в технологические лидеры, будет определять стратегический выбор развития национальной экономики. Рассматривая теории стратегического планирования, которые характерны на макро- и мезоуровнях управления экономикой, можно выделить следующие сценарии макроразвития: - сырьевой консервативный сценарий (предполагает усиление политической роли и представительства в международном бизнесе); - сырьевой либеральный сценарий (предполагает инерционное развитие при активизации бизнеса за счет облегченного доступа к ресурсам развития); - патерналистский сценарий (предполагает максимальное участие государства); - инновационный сценарий (предполагает существенную модернизацию экономической системы в целом). Стратегическое развитие России определено в «Стратегии 2020» как инновационное развитие, поэтому на уровне управления государством должна быть проведена существенная модернизация всей экономической системы с использованием современных инновационных подходов и технологий во всех сферах общественного хозяйства. При этом инновационный тип развития экономики предполагает постоянное обновление и разнообразие форм деятельности предприятий и организаций различных сфер производства и услуг. Инновационные процессы, которые должны выступать основой системы управления, будут иметь свои особенности. Рассматривая обобщенные подходы к формированию инновационного поведения предприятия, можно выделить четыре направления, которые определяют качество управления в целом. Эти направления используются при применении ССП (системы сбалансированных показателей - Balanced Scored Card, - авторы Norton, Kaplan): финансы, клиенты, бизнес–процессы, персонал. В зависимости от сферы деятельности значимость этих направлений будет различна. Основные типы инновационных стратегий развития предприятий по отношению к научно-техническому процессу можно подразделить на следующие типы: - технические (обеспечение лидерства путем самостоятельной разработки и внедрения технических новшеств высокой степени радикальности); - технологические (разработка и применение технологических новшеств, дающих преимущества в качестве, стоимости и времени производства продукта); - продуктовые (обеспечение лидерства путем разработки и внедрения новых продуктов, предупреждающих потенциальный спрос); - управленческие (самостоятельная разработка и внедрение новшеств в систему управления и формирования кадрового потенциала); - имитационные (динамичное воспроизведение достижений технических, технологических, продуктовых лидеров и эффективное освоение свободных сегментов рынка). Отдельно не выделен финансовый тип инновационной стратегии, но это связано с субъективными факторами. Основной стратегической целью в финансовой стратегии предприятий Дальнего Востока выступает рост прибыльности и рентабельности. Практически ни одна наша компания (предприятие, организация) не ставит своей целью рост стоимости компании. Вследствие этого функции финансовых департаментов предприятий и организаций декларируются как текущее бюджетирование. В центральной части России и в компаниях естественных монополий финансовый тип инновационной стратегии уже давно учитывает данный аспект. Стоимость компаний в электроэнергетике, добыче природного газа, железнодорожных перевозках грузов выросла за последние десять лет многократно. Также необходимо учесть, что для собственников важно обеспечение максимальных доходов в течение длительного времени. Поэтому цели финансовой стратегии принимаются в виде показателей эффективности деятельности предприятия с учетом их влияния на будущие доходы. В табл. 1 для каждого типа стратегий представлены базисные условия, методы либо подходы, которые возможно применять при каждом типе, и результаты влияния типа инновационной стратегии на научно-технический прогресс. Далее спроецируем направления ССП для каждого типа инновационных стратегий и определим базовые показатели для каждого направления (см. табл. 2). Приведенные показатели являются обобщающими, независящими от характеристик компании и отраслевой принадлежности. Для более конкретного применения такая система показателей должна учитывать все особенности компаний: внешнее окружение, внутренний потенциал, амбиции компании на рынке, существующие альтернативные варианты, склонность данной компании к определенному уровню риска и многое другое. Следует отметить, что применение системы сбалансированных показателей относится к инновациям в управлении, и соответственно, более качественно может регулировать все управленческие и производственные процессы. Основными стратегиями развития предприятий, по Портеру, которые в основном адаптированы к российской экономике (чаще применяемые), являются: стратегия минимизации издержек; стратегии диверсификации; стратегии дифференциации и стратегии инновационных разработок. На первый взгляд, кажется, что использование условий научно-технического прогресса относится только к стратегиям инновационных разработок. Это действительно та стратегия, которая в основе развития деятельности организации опирается на новые технические и технологические подходы, учитывает инновационные аспекты в управленческой деятельности. В современной экономике инновационная стратегия, при ее успешной реализации, может дать организации возможность получения сверхприбыли, что является для организации весьма привлекательным. Но в тоже время эта стратегия и самая рискованная - необходимо четко определить возможности будущего спроса на разрабатываемый вид продукции или услуг, а также иметь достаточный капитал для финансирования текущей деятельности, финансирования разработок и доведения их до потребителя. То есть негативными моментами этой стратегии является отвлечение крупных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности организации (предприятия) с неизвестным (или очень длительным) периодом их возвратности, а также очень высокий риск.
цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики. Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного
  • 3.5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, И
    сущность каждой из них более подробно. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Согласно ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками
  • 7.3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА НА МАКРО- И МИКРОУРОВНЕ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ
    сущности единой государственной научно-технической политики, хотя все признают ее значимость и необходимость. Так, например, в словаре по научно-техническому прогрессу дается следующее определение сущности единой научно-технической политики: единая научно- техническая политика - система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в народном
  • 7.4. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ НА МАКРО- И МИКРОУРОВНЕ
    сущность отдельных показателей. Давно известно, что наиболее выгодно производить наукоемкую продукцию. Это связано с тем, что цены на мировом рынке на наукоемкую продукцию достаточно высокие и имеют тенденцию к росту. Таким образом, у производителей этой продукции имеется больше возможностей для получения прибыли и сверхприбыли. К наукоемкой относится такая продукция, в которой воплощены
  • 8.4. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
    сущность таких основных понятий, как техническое регулирование, технический регламент, стандарт. Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе
  • 9.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ, ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    сущности в наибольшей степени отвечают рыночной экономике. Административные рычаги необходимо использовать только в том случае, если для достижения определенной цели, имеющей важное экономическое и социальное значение для страны, экономические рычаги недостаточны или малоэффективны. Государство на основе совершенствования налоговой системы, проведения разумной финансово-кредитной политики и
  • 9.4. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
    сущность инвестиционной политики слабо освещена и в научном плане должным образом не проработана. Не уделяется соответствующего практического внимания инвестиционной политике как на макро-, так и на микроуровне. С момента перехода экономики РФ на рыночные отношения государство до сих пор так и не выработало ин-вестиционной политики, адекватной этому периоду. Она отсутству-ет и в большинстве
  • 16.4. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ
    сущность изначение ценовой политики предприятия? Каковы основные виды ценовых стратегий предприятия? Какова структура цены предприятия, промышленности, розничной цены? Какую роль в ценообразовании играет фактор издержек? В чем отличие свободных и договорно-контрактных цен? Каков порядок включения транспортных расходов в цену продукции? Что понимается подэластичным и неэластичным спросом?
  • СОДЕРЖАНИЕ
    сущность и особенности.41 ГЛАВА 4. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 57 4.1. Сущность и значение централизации 57 Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства продукции на предприятии 62 Экономические аспекты концентрации производства 64 Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь 67 Концентрация и диверсификация производства 78
  • 1.2. Экономическая природа и содержание предпринимательства
    сущность и содержание, вкладываемые в понятие лпредпринимательство, менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории. Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между
  • 1

    Предметом исследования в статье является научно-техническая политика государства. Целью статьи является рассмотрение научно-технической политики государства, как элемента национальной безопасности страны. Методы, использовавшиеся в работе: общенаучный – наблюдение, сравнение, обобщение, анализ. Результатами работы являются: определение сущности и цели научно-технической политики государства; анализ основ государственной научно-технической политики и исследование состояния инновационной среды в Российской Федерации. Авторы выделяют 5 причин отсталости инновационной системы при относительно неплохих заделах в области образования и инфраструктуры, а также в области государственного финансирования НИОКР: низкий возврат на затраты на НИОКР, слабость фундаментальных слоев системы не позволяет эффективно искать, поддерживать и продвигать проекты; в первую очередь это ограничивающее влияние следующих факторов по трем ключевым направлениям, низкая восприимчивость бизнеса к технологиям не генерирует спроса на инновации как основной фактор производства и источник роста и конкурентоспособности, частные инвесторы не поддерживают государство в затратах на НИОКР, и в результате Россия значительно отстает по показателям количества инновационных компаний и высокотехнологичного экспорта, «утечка мозгов», «стеклянные потолки».

    научно-техническая политика

    инновационная сфера

    стратегия научно-технического развития РФ на долгосрочный период

    1. Комаров И.М., Зернюков Д.В., Епишин К.В. Организационно-методическое обеспечение прогнозных исследований в научно-технической и технологической сфере стратегии национальной безопасности // Знание. – 2016. – № 2–3(31). – С. 135–140.

    2. Удальцова Н.Л. Системные проблемы и угрозы национальной инновационной системе России / Н.Л. Удальцова // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – № 3. – C. 113–120.

    3. Полякова А.Г. Трансфер инноваций при модернизации экономики региона. // Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы Материалы международной научно-практической конференции. Институт экономики и предпринимательства. – М., 2011. – С. 153–157.

    4. Курушина Е.В. Проблемы ускоренного развития топливно-энергетического сектора экономики до 2030 года. // Нефть и газ Западной Сибири Материалы Международной научно-технической конференции, посвященной 55-летию Тюменского государственного нефтегазового университета. – Тюмень, 2011. – С. 208–212.

    5. Проект Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период» (подготовлен Минобрнауки России 21.06.2016). ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56574109/#ixzz4g5d4Zug3 (дата обращения: 04.05.2017).

    Анализ научно-технической и технологической составляющих стратегий национальной безопасности ведущих зарубежных стран (ВЗС - США, Великобритании, Франции) и Российской Федерации показал, что приоритеты исследований и так называемые «критические технологии» формируются в виде перечней, актуальных на заданную перспективу, и в рамках этой перспективы по необходимости могут корректироваться. Для России они корректируются один раз в четыре года, в соответствии с Правилами формирования, корректировки и реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации.

    Содержащиеся в этих перечнях критические технологии, реализуемые в Государственной программе вооружения (ГПВ) и иных госпрограммах, являются частью нормативных документов, определяющих приоритетные направления создания научно-технического задела для перспективного и нетрадиционного вооружения. В связи с принятием федерального закона «О стратегическом планировании» предполагается расширение перечня базовых прогнозных документов, которые должны войти составными частями в стратегический прогноз Российской Федерации. В контексте оптимизации формирования и корректировки научно-технологических приоритетов исследований и критических технологий важнейшими являются научно-технический и промышленно-технологический прогнозы. Именно эти прогнозы должны обеспечить необходимые и достаточные сведения и единые исходные данные для проведения экспертных процедур .

    Результаты исследования и их обсуждение

    Приоритетными направлениями инновационной политики государства в период с 2010 по 2015 г. были (помимо самоорганизации и совершенствования системы государственного управления как такового) академическая среда и стартапы, в то время как зрелый бизнес специально не таргетировался.

    В части государственного управления была принята Стратегия инновационного развития (СИР-2020), определившая многие дальнейшие направления действий.

    Целью СИР-2020 был заявлен перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития. В рамках достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

    Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

    Повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;

    Максимально широкое внедрение современных технологий в деятельность органов государственного управления;

    Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;

    Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграция России в мировые процессы создания и использования нововведений;

    Активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

    Для выполнения поставленных задач в СИР-2020 были сформулированы направления совершенствования законодательства, способы и целевой размер финансового обеспечения, основные направления действий Правительства и министерств и перечень мероприятий.

    За прошедшие годы было создано несколько новых программ и организаций, направленных на модернизацию и поддержку науки и образования. Из крупнейших инициатив можно отметить следующие:

    Осуществлена реорганизация Российской академии наук («РАН»), основная цель которой - организовать на новых принципах финансирование институтов, лабораторий и отдельных учёных, а также реформировать кадровую систему в науке;

    Инициирован ряд государственных программ поддержки образования и исследований, например «Прикладной бакалавриат», «Глобальное образование», «5-100», Программа фундаментальных научных исследований, Программа выявления талантов;

    Созданы Федеральное агентство научных организаций, Российский научный фонд, Фонд перспективных исследований, НИЦ им. Жуковского.

    Улучшение предпринимательской среды, условий для ведения предпринимательства и учреждения стартапов было другим фокусом инновационной политики последних лет:

    Построены инновационные территориальные кластеры, инновационный центр «Сколково», особая экономическая зона «Иннополис» (в Татарстане); строится Технологическая долина МГУ;

    Сформирована система Институтов развития (Фонд «Сколково», АО «РВК», АО «РОСНАНО», «Фонд содействия инновациям», «Фонд инфраструктурных и образовательных программ», фонд «ВЭБ Инновации» и др.), которые уже профинансировали сотни инновационных проектов и стартапов, а также выступили организаторами коммуникаций между фондами и предпринимателями;

    В рамках Национальной предпринимательской инициативы («НПИ») реализован ряд мер по снижению административных барьеров для предпринимательской деятельности; разработаны госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие науки и технологий», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и др.

    В части совершенствования государственного управления была продолжена работа над стратегическими документами.

    Проводится работа по корректировке и актуализации СИР-2020, соответствующее поручение премьер-министра было получено в декабре 2014 г. Причина необходимости актуализации СИР-2020 - значительные изменения в социально-экономической ситуации и отставание от заданных целей по многим ключевым индикаторам. Назрела пора обновить и целевые значения, и саму стратегию.

    Кроме того, в 2015-2016 гг. была начата работа над новым документом - Стратегией научно-технического развития до 2035 г. (НТР-2035). Стратегии НТР-2035 был присвоен целеустанавливающий статус - наряду со Стратегией национальной безопасности и Стратегией социально-экономического развития РФ. В НТР-2035 заявлены следующие цели:

    Основные усилия и ресурсы должны концентрироваться на научных исследованиях и инновационно-технологических разработках «больших вызовов» актуальных для государства и общества;

    Объединение технологий, науки и инноваций в Российской Федерации, формирование комплексного единого социального института «наука - технологии - инновации»;

    Развитие в РФ прорывных фундаментальных разработок и исследований, формирование на будущее научно-технологического задела.

    Для достижения целей НТР-2035 предлагает выполнение ряда задач, с полным перечнем которых можно ознакомиться в документе проекта. НТР-2035 также формулирует принципы, механизмы и этапы реализации работ по выполнению поставленных задач, а также сценарии научно-технологического развития, характеризуемые определенными параметрами, которые легли в основу целевых индикаторов и системы мониторинга .

    В области науки и образования за 2015-2016 гг. произошли следующие существенные изменения, в том числе в части продолжения уже начатых инициатив):

    Внесены изменения в ФЗ № 127 в части механизмов финансирования научной деятельности и работы фондов поддержки научной деятельности. В закон введены три новых термина: научный проект, центр коллективного пользования научным оборудованием и уникальная научная установка - и описан регламент их финансирования и прочей поддержки. Эта мера облегчит импорт знаний, технологий и средств их внедрения из-за рубежа;

    В рамках государственной программы «Развитие науки и технологий» в 2016 г. выделено 187 млрд рублей (в 2015 г. - 167 млрд рублей) на проведение фундаментальных исследований, создание лабораторий, гранты ведущим ученым. Госпрограмма была разработана в 2013 г. и предусматривает финансирование до 2020 г.;

    Продолжается реализация программы «5-100», направленной на повышение мировой конкурентоспособности российских университетов. Программа, рассчитанная на семь лет, началась в мае 2013 г. с заявленными целями: вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню глобальных образовательных рейтингов (Times Higher Education, QS, ARWU); достижение не менее 15 % иностранных студентов от общего числа обучающихся в каждом вузе; достижение не менее 10 % иностранных специалистов от общего научно-педагогического состава каждого вуза.

    Государство, в рамках реализации научно-технической политики, сосредоточено в основном на: поддержке науки и образования; обеспечении условий для предпринимателей и венчурных инвесторов; целевой финансовой и нефинансовой поддержке стартапов.

    В последние годы государство начало проявлять заметную активность по стимулированию инноваций в крупных компаниях.

    До 2015 г. существенная активность происходила в первую очередь в области поддержки науки и стартапов - это такие инициативы, изменившие инновационный ландшафт, как реформирование РАН, создание институтов развития, строительство технопарков, разработка и реализация НПИ и НТИ. В то же время существенная активность по отношению к зрелому бизнесу - это большей частью планирование («ПИР»).

    Следует отметить, что за последние несколько лет государством было создано большое количество инструментов, направленных на развитие инноваций, в том числе на увеличение экспорта высокотехнологичной продукции. К таким инструментам следует отнести Российский экспортный центр (РЭЦ) и входящий в Группу РЭЦ ЭКСАР, принятие ряда государственных программ, например, «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в рамках которых, например, запланирована поддержка НИОКР и развитие производственных компетенций.

    Институты инновационного развития самостоятельно устанавливают ключевые показатели, соответствующие основным нормативным актам и внутренним документам, регулирующим их работу. Например, в РВК существует три уровня постановки ключевых показателей эффективности (КПЭ): долгосрочный (до 2020 г.), среднесрочный (на три года) и краткосрочный (ежегодно). При разработке набора средне- и долгосрочных показателей РВК учитывает приоритеты СИР-2020. Аналогично, Сколково самостоятельно формирует стратегические цели и КПЭ, которые утверждаются Советом фонда. В данном случае отправной точкой для формирования КПЭ является подпрограмма «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», включающая восемь ключевых показателей.

    Основной задачей эффективной модели Национальной инновационной системы (НИС) является организация условий для создания конкурентоспособного на внешнем и внутреннем рынках инновационного продукта.

    В настоящее время наличие бизнес-инкубаторов на базе университетов уже не является единственным условием для развития современной и эффективной национальной инновационной системы, определяющим фактором являются интеграция исследовательских университетов в международное научно-образовательное пространство. Повышение конкурентоспособности и интеграции российских вузов в мировые научно-инновационные процессы являются актуальные в данном контексте. Превращение российских университетов в международные научно-исследовательские центры, создающих новые знания, генерирующих идеи, ведущих масштабные прикладные и фундаментальные исследования, является первоочередной задачей развития НИС России. В последнее время постоянно ведется речь об этой интеграции, но, к сожалению, цель пока не достигнута .

    Постоянно усиливающиеся разногласия между потребностями международной инновационной системы и качеством и структурой отечественной подготовки профессиональных кадров замедляют развитие российской НИС. В РФ специалистов в области нано- и биотехнологий, генной инженерии, тонкой химии, микроэлектронных компонентов и т.д. крайне мало.

    Основными причинами отсталости инновационной системы при относительно неплохих заделах в области образования и инфраструктуры, а также в области государственного финансирования НИОКР выступают:

    1. Низкий возврат на затраты на НИОКР: госрасходы на исследования и разработки действительно существенны, но они не приводят к продвижению проектов; проекты не трансформируются в конкурентоспособные и востребованные изобретения .

    2. Слабость фундаментальных слоев системы не позволяет эффективно искать, поддерживать и продвигать проекты; в первую очередь это ограничивающее влияние следующих факторов по трем ключевым направлениям:

    Инновационные рынки, характеризующиеся низкой интенсивностью конкуренции, высокими барьерами для разработки и внедрения инновационных решений;

    Инновационная культура, характеризующаяся слабым спросом населения на инновации, низким престижем профессий ученого, изобретателя и предпринимателя;

    Качество институтов, характеризующееся слабыми механизмами защиты прав собственников и инвесторов, плохой репутацией эффективности государственного управления и правоприменительной практики, как следствие - короткие горизонты планирования со стороны экономических агентов .

    3. Низкая восприимчивость бизнеса к технологиям не генерирует спроса на инновации как основной фактор производства и источник роста и конкурентоспособности; частные инвесторы не поддерживают государство в затратах на НИОКР, и в результате Россия значительно отстает по показателям количества инновационных компаний и высокотехнологичного экспорта.

    4. «Утечка мозгов»: слабая, по сравнению со странами-лидерами, способность РФ удерживать и привлекать таланты, т.е. работа инвестиций государства в человеческий капитал на конкурентоспособность чужих экономик и, таким образом, формирование «разомкнутой инновационной системы».

    5. «Стеклянные потолки»: инновационные стартапы и венчурные инвесторы сталкиваются с отсутствием механизма роста и/или выходов: бизнес-проекты локальных венчурных рынков, не находят возможностей роста или выхода внутри страны и в результате покидают её.

    Государственные организации обычно нацеливают свою деятельность либо на одну из определенных групп участников инновационной системы (НИИ, вузы, средние и крупные компании, стартапы), либо на планирование, координацию, прогнозирование результатов и контроль инновационной политики. В своей деятельности государственные организации используют определенный набор инструментов:

    Прямого действия (гранты, субсидии, кредиты и т.д.),

    Косвенных (различные льготы) и организационно-правовых (международное сотрудничество,

    Стимулирование спроса, обеспечение инфраструктурой и т.д.).

    Необходимость создания в России благоприятного инновационного климата, продекларированная в стратегических документах, в основном сводится к прямому финансированию НИОКР. В стратегических документах крайне редко можно обнаружить некое подобие механизма федеральных целевых программ или хотя бы фрагментарную поддержку малых предприятий, занятых инновационной деятельностью. Косвенная поддержка инновационной деятельности, которую можно было бы осуществить хотя бы через действующий налоговый режим, путем включения части затрат на НИОКР в состав себестоимости, также остается достаточно слабой. В результате можно сделать вывод о том, что стимулирование спроса на инновации со стороны бизнес-сообщества, являющегося ключевым элементом развития эффективной НИС, российская государственная научно-техническая политика пока не в состоянии осуществить.

    Библиографическая ссылка

    Печерица Е.В., Тестина Я.С., Каширова Д.А. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 5. – С. 189-193;
    URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41532 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и гос. науч.-тех. политике»

    Государственная научно-техническая политика - составная часть социальноэкономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научнотехнической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

    Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

    Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные академии наук в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

    Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.

    Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов: признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития

    производительных сил государства; гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе

    приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научнотехнических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов; гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований; интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов, лабораторий на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, кафедр на базе научных организаций государственных академий наук, а также научных организаций федеральных органов исполнительной власти; поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и

    техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники; стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через

    систему экономических и иных льгот; развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством

    создания системы государственных научных центров и других структур; развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

    Приоритетные направления и перечень критических технологий должны быть взаимоувязаны со стратегическими целями и приоритетными направлениями, определенными в прогнозах и программах социально- экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

    Приоритетные направления развития науки, технологий и техники

    в Российской Федерации (утв. Президентом 21.05.2006)

    1. Безопасность и противодействие терроризму

    2. Живые системы

    3. Индустрия наносистем и материалов

    4. Информационно-телекоммуникационные системы

    5. Перспективные вооружения, военная и специальная техника

    6. Рациональное природопользование

    7. Транспортные, авиационные и космические системы

    8. Энергетика и энергосбережение

    Критические технологии – 34 КТ

    Государственная инновационная политика - неотъемлемая часть социальноэкономической политики, направленная на развитие инновационной деятельности, продвижение России к экономике знаний.

    Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.

    Стратегия разработана на период до 2015 г., определены целевые показатели, характеризующие реализацию Стратегии по годам до 2015 г. и необходимые объемы и источники финансирования Стратегии. При этом рассмотрение проводилось как в рамках инерционной динамики, которая, по сути, не дает должных оснований надеяться на формирование в стране "экономики, основанной на знании" и приводит к дальнейшей стагнации науки и инноваций в стране, так и в рамках рационального варианта реализации Стратегии, основанного на разумной консервативности в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии и направленного на активизацию государственной политики по обеспечению инновационного развития страны.

    В рамках активного сценария реализации данной Стратегии в качестве основных задач Стратегии выделены следующие:

    1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства.

    2. Создание эффективной национальной инновационной системы.

    3. Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности.

    4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.

    Нац. доклад – с. 60 – 62 (цели инновационной политики, норм.-прав. база)

    Национальная инновационная система - совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности.

    Нац. доклад – с. 29 – 30 (компоненты НИС)

    Инвестиционная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инвестиционных процессов.

    В течение последних 7-8 лет государственно-частное партнерство (ГЧП) становится одним из наиболее активно практикуемых инструментов государственной научно-технической и инновационной политики в Российской Федерации. Необходимость развития ГЧП в инновационной сфере прямо или косвенно подчеркивается во многих стратегических и концептуальных документах, определяющих основные направления государственной политики, в том числе в таких, как:

    Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу (2002),

    Основные направления политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы до 2010 года (2005),

    Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (2006).

    Развитие механизмов ГЧП в России во многом опирается на оправдавшие себя практики зарубежных стран. В частности, в области разработки механизмов стимулирования венчурных инвестиций использовался опыт США и Израиля, в области развития технико-внедренческих особых экономических зон – опыт Индии по развитию сектора информационных технологий. Инновационная сфера, наряду с развитием инфраструктуры, на федеральном уровне была объявлена одной из приоритетных сфер сотрудничества государства и бизнеса в России.

    Ниже рассмотрены основные институты, реализующие принцип ГЧП в инновационной сфере, созданные в России к настоящему времени.

    Российский банк развития (ОАО) учрежден в 1999 году. С 2004 года Банк реализует Программу финансовой поддержки малого и среднего бизнеса по следующим приоритетным направлениям:

    Проекты, осуществляемые в сфере науки, инноваций и высоких технологий;

    Проекты, направленные на реализацию национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья, сельского хозяйства, демографии;

    Проекты, способствующие развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации;

    Проекты, осуществляемые в регионах, испытывающих дефицит финансовых ресурсов;

    Проекты, направленные на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий на внешних рынках.

    Инвестиционный фонд Российской Федерации создан в 2006 году с целью оказания на конкурсной основе государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов, направленных на создание или развитие инфраструктуры, а также на обеспечение реализации институциональных преобразований в рамках национальной инновационной системы. Предусмотрены следующие формы государственной поддержки:

    Софинансирование инвестиционного проекта;

    Направление средств в уставные капиталы юридических лиц;

    Предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты, а также иных предусмотренных бюджетным законодательством способов обеспечения обязательств, находящихся в компетенции Правительства России.

    Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий (ОАО) создан в 2006 году с целью инвестирования в имущество организаций сектора ИКТ и участия в финансировании проектов в области ИКТ.

    Российская венчурная компания (ОАО) создана летом 2006 года решением Правительства России. Российская венчурная компания – государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации. Она должна служить источником доступного финансирования для инновационных компаний, находящихся на ранней фазе развития, инвестировать свои средства в инновационный сектор через систему частных венчурных фондов, предоставляя каждому из них 49% от их инвестиционных ресурсов. Остальной капитал инновационной компании 51%, должен быть сформирован частными инвесторами.

    Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» реализуется с 2006 года (см. также п. 9.2.5.). Программа имеет среднесрочный характер и рассчитана на реализацию в течение 2006 – 2010 годов. Государственная поддержка носит адресный характер и не подменяет рыночные механизмы развития высокотехнологичных отраслей экономики. В реализации программы участвуют 7 регионов России, выбранных в результате конкурса. В 2007 году расходы федерального бюджета на создание и развитие технопарков составили в 1945,5 млн. рублей.

    Особые экономические зоны (ОЭЗ) являются перспективным механизмом ГЧП и стимулирования инвестиций. Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22.07.2005 предусмотрено предоставление резидентам ОЭЗ таможенных льгот, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога в течение 5 лет с момента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ, значительное снижение ставки единого социального налога. В соответствии с законом на территории России могут создаваться ОЭЗ трех типов – промышленно-производственные, туристско-рекреационные и технико-внедренческие. Именно технико-внедренческие ОЭЗ должны стать одним из важных инструментов инновационного развития, предусматривающего ГЧП в инновационной сфере. В 2005 году победителями конкурса по выбору технико-внедренческих ОЭЗ стали 4 региона России: Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Московская область (Дубна) и Томск. В 2007 году завершены основные работы по созданию инфраструктуры ОЭЗ – инженерных сетей, включая информационно-коммуникационные сети, и транспортных коммуникаций. Получение статуса резидента ОЭЗ осуществляется на конкурсной основе.

    Отдельно необходимо отметить такую форму ГЧП, как Важнейшие инновационные проекты государственного значения (ВИП-проекты). ВИП-проект представляет собой крупный инновационный проект, имеющий государственное значение (комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий), и направленный на решение первоочередных задач в области безопасности, экономического развития (экономики в целом или ее крупных секторов), социального развития. Первые ВИП-проекты начали реализовываться в 2003 году. С тех пор многие аспекты их разработки и реализации, включая механизмы взаимодействия государства, науки и бизнеса, были усовершенствованы. В настоящее время разработка и реализация ВИП проектов осуществляется в рамках двух федеральных целевых программ – «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007 – 2012 годы» (курируется Министерством образования и науки) и «Национальная технологическая база» на 2007 – 2011 годы (курируется Министерством промышленности и торговли). Основные особенности ВИПпроектов в контексте реализации принципа государственно-частного партнерства заключаются в следующем:

    Проекты предусматривают концентрацию финансовых ресурсов в отношении ограниченного числа приоритетных направлений, которые определяются государством и бизнесом совместно;

    В рамках каждого проекта предусматривается реализация цикла работ от создания перспективного инновационного продукта (новой или усовершенствованной высокотехнологичной продукции) до его освоения в промышленном производстве и вывода на рынок;

    Общая стоимость проекта составляет 1 – 2 млрд. руб., при этом вклад государства должен составлять не более 40% стоимости проекта, а вклад бизнеса соответственно – не менее 60% стоимости проекта. Продолжительность реализации проекта – не более 4 лет.

    Работа по развитию механизмов государственно-частного партнерства в научнотехнической и инновационной сфере продолжается. Министерство образования и науки играет ключевую роль в этом процессе.

    Технопарк - специальная организация, в которой объединены научноисследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.

    Под бизнес-инкубатором понимается организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

    Государственная научно-техническая политика

    Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

    Научно-техническая политика стала важным элементом внутренней и внешней политики государства. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входит большинство развитых капиталистических стран, в целях выработки научно-технической стратегии проводятся обследования практики организации НИОКР.

    Целями научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.

    Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста и конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

    Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

    Отдельные проявления государственного регулирования научно-технического развития наблюдались еще в XIX веке, когда правительства развитых стран законодательно защищали свою науку, помогали университетам в проведении научных исследований, заботились о росте научных кадров. В современных условиях, когда углубляется международное разделение труда, происходит интернационализация хозяйственной жизни и в то же время - усиление конкурентной борьбы между странами, проблема развития национального научно-технического потенциала выходит на первый план. И государственная поддержка в сфере НИОКР становится одним из решающих факторов его развития.

    По мнению американских экспертов, без соответствующей государственной поддержки научной сферы в XXI веке экономическая безопасность страны может подвергнуться серьезным испытаниям в таких областях, как вычислительная техника особо высокой мощности, биотехнология и генная инженерия, новые виды вооружений.

    В рамках интеграционных союзов начинает разрабатываться межгосударственная научно-техническая политика. Характерной является политика ЕС в области фундаментальных исследований, прикладных разработок, в частности технической стандартизации, технологий, информации и т.д.

    Государственная научно-техническая политика может выступать как:

    Активная, умеренная или пассивная;

    Сдержанная, дающая простор рыночным процессам;

    Протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;

    С опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;

    Высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;

    С выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.

    Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от складывающейся ситуации, фактического состояния экономики и активности научного сообщества .

    Примером высокоэффективной научно-технической политики могут служить меры принятые правительством Японии для восстановления экономики после второй мировой войны.

    Развитие науки и техники своими силами требовало колоссальных затрат и, главное, многих лет, что грозило серьезным экономическим отставанием. За 30 лет, с 1949 г. Япония приобрела, в общей сложности 34 тыс. лицензий и патентов у западных коллег, которые были творчески доработаны японцами и, что самое главное, быстро внедрены в производство.

    В результате создание научно-технического потенциала обошлось Японии всего в 78 млрд. долларов, причем ученые уложились в кратчайшие сроки. Эффективность такой стратегии оценивается от 400% - в целом, до 1800% - в отдельных отраслях .

    На сегодняшний день, наука Японии занимает передовые позиции в области новых технологий. Учтя опыт прошлого, страна использует большинство своих разработок для улучшения качества жизни людей и защиты окружающей среды. Создаются и совершенствуются новые, экологически чистые двигатели для автомобилей, роботы и эффективные медикаменты, облегчающие жизнь недееспособных граждан, экономятся и повторно используются энергоносители и ценные металлы.

    Необходимость государственного регулирования науки связана с особенностями научного «производства» и его продукции. В их числе - непредсказуемость экономических результатов научных исследований, сложность получения прибыли даже от коммерчески эффективных проектов при существующих системах защиты авторских прав. Главное же рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку - так называемый «провал рынка». Главная задача государства в такой ситуации - разработка и реализация мер для компенсации «рыночного провала», уменьшения риска, связанного с проведением научных исследований и другими фактами инновационного процесса.

    На практике реализуются три основные схемы преодоления отмеченной «слабости» рыночного механизма:

    Прямое участие государства в производстве знаний путем организации крупных лабораторий, находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные результаты широкому кругу потенциальных пользователей. Обычно такие лаборатории заняты решением проблем обороны, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства. Разновидностью данной формы участия можно считать финансирование государством исследований в лабораториях или научных центрах частного сектора в случае выполнения ими государственного заказа (как правило, на производство систем вооружений или космической техники).

    Предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований ученым, находящимся вне государственных лабораторий (в основном в университетах). Условием получения субсидий является полная отчетность о ходе исследований, открытая публикация полученных результатов, т.е. отказ от особых прав на полученное знание.

    Предоставление налоговых льгот или субсидий частному бизнесу, вкладывающему средства в научные разработки.

    В первых двух случаях объем, и структура расходов на науку являются непосредственным результатом государственной политики, в третьем - экономическая ответственность за развитие науки, их масштабы и приоритеты полностью лежит на компаниях частного сектора и государство прямо не претендует на эти результаты .

    Использование средств госбюджета - главный финансовый инструмент научно-технической политики развитых стран. За счет госбюджета практически полностью финансируется фундаментальная наука в университетах, исследования оборонного характера и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок «большой науки» (ускорители, телескопы, космические станции и т.д.).

    Доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6-7% в США, 4-5% во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3-3,5% в Японии .

    Основными получателями бюджетных средств могут быть не только государственные лаборатории или университеты, что характерно для Японии, Германии, Канады, но и компании частного сектора, как это имеет место в США.

    Взаимодействие частного и государственного секторов, перелив средств из бюджета в корпорации обеспечены рядом организационных механизмов, в разработке и реализации которых участвуют законодательная и исполнительная ветви власти, аппараты министерств, агентств и специальных ведомств. Основной инструмент размещения госзаказа на научно-исследовательские работы, являющиеся обычно составной частью федеральных программ - контракты и проекты. Оба эти инструмента в США, например, являются частью федеральной контрактной системы.

    Федеральная контрактная система выполняет функцию главного инструмента организации и управления государственным рынком товаров и услуг, регулируя хозяйственную деятельность более 22 тыс. различных органов государства или его представителей, выступающих заказчиками этих товаров и услуг. Именно через этот экономико-хозяйственный, предельно конкурентный механизм американское государство оказывает решающее воздействие на регулирование экономики, ускорение темпов НТП и обновление основных средств корпораций - государственных подрядчиков, на государственную поддержку НИОКР и подготовку кадров, формирование равномерной «географии» промышленного, военно-технического и научно-технического потенциала и проведения единой патентно-лицензионной политики государства.

    Повышение эффективности использования бюджетных средств идет по разным направлениям. Одним из них, популярным во многих развитых странах, является перераспределение научного бюджета в пользу мелких инновационных компаний. Исторически сложившаяся концентрация бюджетных средств в ограниченном круге крупных корпораций рассматривается как фактор торможения НТП.

    Налоговое стимулирование как вид государственной поддержки науки используется относительно недавно. Повышение удельного веса льгот, обеспечивающих благоприятный инновационный климат, является общей тенденцией. Главное преимущество налоговой поддержки состоит в том, что льготы предоставляются не авансом, а в качестве поощрения за реальную инновацию.

    Главный принцип западной системы состоит в том, что налоговые льготы предоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Льготы плюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Регулярный пересмотр льгот позволяет государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но главное - на структуру производства .

    Важное значение для разработки и осуществления эффективной государственной научно-технической политики имеет теория цикличности экономического развития, включающая теорию цикличности технологических переворотов, разрабатываемую многими отечественными и зарубежными специалистами. В современной обстановке среди целостной совокупности факторов экономическая наука выделяет инновационные факторы (новая техника, новые материалы, новые технологии, новая организация производства и труда, новая мотивация). Их наиболее полное и эффективное использование позволяет хозяйственной системе достигать максимального совокупного результата.

    Данные факторы проявляют наибольшие преобразующие возможности, когда они используются в хозяйственной системе любого уровня в определенном соотношении и их действие подкрепляется другими факторами (инвестиционный, интеллектуальный, предпринимательский и кадровый ресурсы, инновационный менеджмент, нормативно-правовая база и т.д.). Анализ различных состояний результатов научно-технической деятельности показывает, что все они могут быть подразделены по основным фазам научно-воспроизводственного цикла .

    В последнее время в ведущих индустриально развитых странах активно формируется новая научно-техническая (или технологическая) политика, включающая согласованный комплекс действий со стороны государства, частного бизнеса и системы образования по совершенствованию механизма и ускорению темпов разработки и распространения критических технологий как основы экономической и национальной безопасности.

    Наиболее характерными чертами этой политики являются:

    Усиление государственного регулирования НИОКР в области критических технологий и создания в этой связи единых министерств, координирующих вопросы развития науки, промышленности и внешней торговли с целью более тесной увязки научно-технического и промышленного развития;

    Разработка общих технологических принципов критических технологий как ключевого в современных условиях этапа инновационного процесса;

    Стабильное или возрастающее государственное финансирование фундаментальных исследований как основы долгосрочного технологического и экономического развития. Приоритетное финансирование направлений, определяющих развитие критических технологий;

    Переход к все более равномерному распределению научно-исследовательских учреждений по всей территории страны с целью содействия региональному экономическому развитию и широкому распространению критических технологий. Использование при этом таких организационных форм, как технополисы, научные парки и др.;

    Ориентация системы военных НИОКР на разработку технологий «двойного применения». Замена военных стандартов на стандарты «двойного применения», используемые при создании как военной, так и гражданской продукции;

    Совершенствование системы обучения с целью удовлетворения потребностей промышленности в квалифицированных инженерных и технических кадрах.

    Важным направлением научно-технической политики является меры, направленные на стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) .

    Таким образом, можно сделать вывод что научно-техническая политика является составной частью политики государства, необходимая для реализации проектов по регулированию и развитию научной деятельности государства. Существуют три основных механизма воздействия государства на науку: прямое участие в создании научных знаний, финансирование научной деятельности, налоговые льготы.

    Анализ механизмов научно-технической политики стран Запада не позволяет сделать однозначных выводов о том, практика какой из них является наиболее эффективной. Каждое государство, используя набор инструментов, решает свои, нередко уникальные задачи, спектр которых очень широк - от укрепления оборонной мощи страны до повышения конкурентоспособности отдельных отраслей. Общим же является поиск рационального сочетания бюджетных субсидий и налоговых льгот.

    Обобщая вышесказанное в первой главе можно определить сущность науки и научной деятельности в государстве. Наука важная составляющая развития общества и экономики государства, ее развитие напрямую влияет на развитие производства, способствуя экономическому росту в стране. Являясь производительной силой общества, наука формирует технологические уклады, которые составляют совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. Изменение технологических укладов происходит циклически, при изменении уровня развития технологий, этот фактор определяет цикличность экономики в долгосрочном аспекте.

    Совокупность средств производства и использования новых знаний формирует национальный научный потенциал. Эффективность функционирования научного потенциала определяет качество научной деятельности в государстве. Само государство воздействует на науку в стране посредством научно-технической политики. Данная политика государства крайне важна для развития национальной экономики.

    Государство имеет комплекс различных мер по регулированию научного потенциала, но основными являются бюджетная и налоговая политика в сфере науки.