Гастелло краткая биография и подвиг. Гастелло Николай Францевич. Подвиг. Биография. Детств парня из рабочей семьи

26 июня 1941 года в возрасте 34 лет в бою погиб советский военный летчик Николай Францевич Гастелло. В этот день экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне. Однако вражеский снаряд повредил топливный бак самолета Гастелло, и он совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Самолет врезался во вражескую «толпу» цистерн и машин и воздух сражения сотрясся оглушительным взрывом. Все члены экипажа погибли.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 Гастелло был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза» с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина.

Представляем вам некоторые интересные факты, критику и альтернативную версию подвига Николая Францевича Гастелло.

Фотография Николая Францевича Гастелло

Подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро он впервые был упомянут: « Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло . Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя» .


Почтовая марка (1944 год), посвящённая подвигу Гастелло

Корреспондентский очерк «Капитал Гостелло», сделанный 10 июля 1941 года в «Правде» после сообщения Советского инфорбюро:

«На рассвете 26 июня на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым — сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей — на разных участках фронта — повторили это имя…

Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло — стоящий человек.

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 26 июня во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шёл бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.

Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта.

Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?

Нет, это не выход.

И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки твёрды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота.

Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.

В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу ».

П. Павленко, П. Крылов

Эта статья имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.


Усилиями советской пропаганды подвиг Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло — нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов, 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов и 160 танковых таранов.


В 1990-е годы в СМИ появилась иная версия событий (её автором стал майор в отставке Эдуард Харитонов ). Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова Александра Спиридоновича, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно).


Ряд исследователей (прежде всего, сын Н. Ф. Гастелло — полковник в отставке Виктор Гастелло ) подвергают сомнению факты, на которых построена альтернативная версия и отвергают её как полностью несостоятельную.


Установление истины и подвиге Гастелло осложняется тем, что свидетели его тарана погибли в 1941 году, авиаполк, где он был командиром, расформирован в сентябре 1941 года, а многие документы были утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

Николай Францевич Гастелло – (рожд. 23 апреля (6 мая) 1907 г. - смерть 26 июня 1941 г.) - советский летчик, капитан, Герой Советского Союза (1941 г. посмертно). Выпускник Луганской Военной авиационной школы летчиков (1933 г.). Принимал участие в боях в районе р. Халхин-Гол, советско-финляндской и Великой Отечественной войне.

1941 год, 26 июня – во время выполнения боевого задания снаряд попал в бензобак его бомбардировщика, возник пожар, экипаж самолета мог воспользоваться парашютами, но капитан направил горящий самолет на скопление немецко-фашистской бронетехники.

Таран наземной цели, совершенный Гастелло и членами его экипажа лейтенантами Анатолием Бурденюком, Григорием Скоробогатым и старшим сержантом Алексеем Калининым, стал символом героизма и преданности Родине. Имя Гастелло носят улицы во многих городах, поселках. На месте подвига Гастелло, близ Радошковичей (Беларусь), героическому экипажу был возведен памятник.

Биография Николая Гастелло

Отец - Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из д. Плужыны. Мать - Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская.

1924 год – семья Гастелло перебралась жить в город Муром, где его отец устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком. В те времена Николаю исполнилось 17 лет, он устроился на тот-же завод слесарем, вместе с тем обучаясь в общеобразовательной школе. 1928 год – будущий герой стал коммунистом, примерно тогда увлекся спортом. Николай отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. 1930 год – семья Гастелло возвратилась в Москву, где молодой парень устроился на работу слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод.

1932 год – Николай Гастелло поступил в Луганскую школу пилотов. С 1933 по 1941 год Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. 1939 год – воевал на Халхин-Голе был командиром эскадрильи, а в июне 1940 году участвовал в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к Советскому Союзу. В том же году ему дали звание капитана.

Николай Гастелло в молодости

Личная жизнь

О личной жизни летчика Николая Францевича Гастелло до нас дошло мало сведений. Известно что Гастелло был женат. У Николая Францевича с Анной Петровной родилось два сына, которым было не суждено дождаться отца с войны.

Подвиг Гастелло

1941 год, 26 июня – эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка под началом капитана Н. Гастелло была отправлена для нанесения удара по фашистским боевым колоннам, продвигавшимся в Минск.

Истребительного прикрытия не было. Эскадрилья встретила немецкую колонну в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Опустившись до 400 метров, они сбросили бомбы на танки и автомобили неприятеля. После выхода из атаки Гастелло отдал приказ своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам полетел к другой дороге, проселочной. По ней также шла колонна. Опустившись на предельно малую высоту, он прошел вдоль нее. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя пулеметный огонь, смогли уничтожить 12 немецких машин. Вражеские зенитки открыли по бомбардировщику огонь.

Самолет был подбит. Загорелся бензобак. Сбить пламя не удавалось, до своих было не дотянуть. И капитан Гастелло направил горящую машину в центр механизированной колонны противника.

Так был совершен легендарный «огненный таран» или таран наземной цели Гастелло, который станет образцом мужества и самопожертвования. Экипаж бомбардировщика геройски погиб. Они не захотели покидать самолета на парашютах и пошли на смерть вместе со своим командиром. Впоследствии летчиков, совершивших «огненный таран», называли гастелловцами.

Прибывшие на аэродром из звена Гастелло, лейтенанты Воробьев и Рыбас подали рапорт, с изложением всего произошедшего. Капитану Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а 10 июля 1941 г. газета «Правда» прославила этот подвиг на всю страну.

1951 год – эксгумация. Кто совершил подвиг?

Единственные свидетели «огненного тарана» Гастелло - лейтенанты Воробьев и Рыбас, в скором времени погибли. Воробьев возвращаясь с боевого задания был сбит 23 августа в районе города Орел, а Рыбас погиб 15 ноября 1941 г. После их смерти история легендарного тарана стала обрастать новыми подробностями.

1951 год – в канун 10-ти летнего юбилея подвига Гастелло, решили провести эксгумацию героя Советского Союза и его экипажа для последующего торжественного захоронения. Однако на месте предполагаемой могилы Гастелло были найдены останки и вещи его сослуживца - командира 1-й эскадрильи 207-го полка, капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова.

Во время дальнейшего разбирательства удалось выяснить, что на том месте, где, как считалось ранее, Гастелло протаранил вражескую колонну, разбился экипаж Александра Маслова, который считался пропавшим без вести. При этом пропал он в тот же день, когда был совершен подвиг Гастелло.

Потом неподалеку от гибели Маслова, в Мацковском болоте был обнаружен еще один самолет. В нем был один обгоревший труп с письмом на имя Скоробогатой и бирка от двигателя - «М-87Б» с номером 87844, которая была идентифицированна как часть разбитого бомбардировщика Гастелло. В то время об этом умолчали, а на месте гибели самолета Маслова был поставлен бюст Гастелло. И до перестройки все благополучно об этом позабыли.

Новые версии

90-е годы XX века подняли тайну Гастелло вместе с другими «секретами» СССР. Автором новой версии был майор в отставке Эдуард Харитонов, предположивший, что А. Маслов был тем, кто совершил «огненный таран», потому как были обнаружены останки именно его экипажа.

1996 год – Маслова и членов его экипажа посмертно наградили званием Героев Российской Федерации, а во многих городах появились улицы с их именами. Правда, в формулировке награждения 1996 г. не было ни слова о том, что именно А. Маслов совершил таран.

Согласно очередной версии, огненный таран не удалось совершить ни одному экипажу.

Капитан Маслов, пытавшийся протаранить на горящем бомбардировщике немецкую колонну, промахнулся и разбился в поле, в 200 метрах от дороги. Вылетевший позднее Гастелло, по некоторым из предположений, попытался направить подбитый самолет на вражеские позиции в деревне Мацки, но «Ил-4» не смог дотянуть и упал недалеко от цели, в Мацковское болото, где впоследствии и был обнаружен.

Что до рапортов Воробьева и Рыбаса, то их достоверность ставится под сомнение. Во-первых, оригиналы рапортов не сохранились до наших дней, во-вторых, по утверждению сторонников альтернативных версий, покинувшие бой летчики могли и не увидеть таран, связав его с дымом от крушения бомбардировщика. Ни опровергнуть, ни подтвердить эти версии нельзя, последние очевидцы погибли в 1941 г.

Герои «огненных таранов»

Примеры мужества, подобные подвигу Гастелло, среди советских летчиков не были единичны. Согласно подсчетам военных специалистов, лишь в первый год войны было зарегистрировано 152 подвига, когда последним оружием летчиков становился горящий самолет. Всего же во время Великой Отечественной войны советскими летчиками было совершено «огненных таранов» около 500 раз. Первое место принадлежит экипажам бомбардировщиков, их число составляет 288. Больше 800 человек во время Отечественной войны стали героями «огненных таранов».

Дата рождения:

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

между деревнями Мацки и Шепели, Радошковичский район, Вилейская область, Белорусская ССР, СССР

Гражданство:


Род войск:

Военно-воздушные силы РККА

Годы службы:

Капитан ВВС СССР

Командовал:

2-я эскадрилья

Сражения / войны:

Бои на Халхин-Голе, Советско-финская война (1939-1940), Великая Отечественная война: Оборона Минска (1941)

Служба в рядах Красной Армии

Официальная версия

«Гастелловцы»

Альтернативная версия

Критика альтернативной версии

Мифы о подвиге Гастелло

Советский военный лётчик, участник трёх войн, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА, капитан. Погиб во время боевого вылета. Герой Советского Союза, посмертно.

Биография

Родился в 1907 году в Москве.

Отец - Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из д. Плужыны (сейчас Кареличский р-н Гродненской обл., Белоруссия); в Москву пришёл на заработки в 1900 г., работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге.

Мать - Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия ), русская, белошвейка.

В 1914-1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Н. Ф. Гастелло оканчивает школу (ныне - школа № 33) . В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930-1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в пос. Хлебниково.

Служба в рядах Красной Армии

  • В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
  • Учёба в XI военной авиационной школе пилотов (май 1932 - декабрь 1933)
  • Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933-1938). Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет
  • В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим - заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 гг. и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 г.). Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем - в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
  • Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3ф
  • Командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП (24 мая 1941 - 23 июня 1941)
  • Командир 2-й эскадрильи той же части (24 - 26 июня 1941). 24 июня огнем крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88».

Гибель

26 июня 1941 года на ДБ-3ф бомбил вражескую мотоколонну на дороге Молодечно - Радошковичи. В результате огня зенитной артиллерии самолёт был подбит. Вместе с командиром корабля Н. Ф. Гастелло погибли члены экипажа: лейтенант А. А. Бурденюк, лейтенант Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин. По официальной советской версии, вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран - направил горящую машину на механизированную колонну врага.

Удостоен звания Герой Советского Союза, с вручением знака «Золотая звезда» и ордена Ленина (1941, посмертно). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 г.

Подвиг Гастелло: версии и факты

Официальная версия

26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи - Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Ф. Гастелло:

На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года.

На рассвете 6 июля на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым - сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей - на разных участках фронта - повторили это имя...

Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду - пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло - стоящий человек.

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.

Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта.

Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?

Нет, это не выход.

И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнем, ещё видят, опалённые руки тверды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота.

Так вот закончится сейчас жизнь - не аварией, не пленом - подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин - и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя - капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.

В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу.

Обращает на себя внимание дата подвига Гастелло, указанная в статье, - 3 июля. Вероятно, авторы очерка, уточнив правильное написание фамилии героя и факты его биографии, вывод о дате гибели Гастелло сделали исходя из даты сообщения Совинформбюро. Статья в «Правде» имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.

25 июля 1941 года командиром 207-го ДБАП капитаном Лобановым и полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано:

…26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин - повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно - Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжёлый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа…

Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н. Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.

«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР. Альтернативные версии событий близ д. Декшняны и попытки расследования гибели Гастелло и Маслова пресекались либо засекречивались. Члены экипажа Гастелло - Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин, А. А. Бурденюк - остались в тени подвига командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).

«Гастелловцы»

Усилиями советской пропаганды подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а сама фамилия Гастелло - нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов. Нужно отметить, что в источниках имеется определённый разнобой по поводу количества таранных атак. Например, в статье «Побратимы Николая Гастелло» говорится лишь о 14 морских и только 52 танковых таранах, 506 таранах самолётом наземной цели, но зато о 600 воздушных таранах. Генерал-майор авиации А. Д. Зайцев в своей книге «Оружие сильных духом» оценивает количество воздушных таранов в более чем 620. При этом историки авиации пишут: «в документах противника отмечено [ещё] более двадцати таранов, совершённых советскими летчиками, которые до сих пор неидентифицированы». Нет единства и в оценке количества собственно «огненных таранов». Например, Юрий Иванов, в своей работе «Камикадзе: пилоты-смертники» оценивает число таких таранов, совершённых советскими летчиками в 1941-1945 гг. величиной «около 350». В завершение этого пункта следует также отметить, что ряд советских пилотов таранили врага не один раз: 34 лётчика применяли воздушный таран дважды, четверо - Леонид Иванович Борисов, Владимир Иванович Матвеев, Николай Васильевич Терёхин, Алексей Степанович Хлобыстов - трижды, а Борис Иванович Ковзан - четырежды.

Эксгумация предполагаемой могилы Гастелло

В 1951 году в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана» для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Гастелло. Его вещей в могиле не оказалось, но были найдены личные вещи сослуживцев Гастелло - командира 1-й эскадрильи 207-го ДБАП капитана Александра Спиридоновича Маслова и стрелка-радиста Григория Васильевича Реутова. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Маслова. Экипаж Маслова без огласки перезахоронили на кладбище Радошковичей, фрагменты бомбардировщика Маслова - отправлены в музеи страны как останки самолёта Гастелло, на месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвященный подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло. Данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи гласности, когда они впервые проникли в СМИ.

Альтернативная версия

В 1990-е годы в СМИ появилась иная версия событий около деревни Декшняны (её автором стал майор в отставке Эдуард Харитонов) . Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно).

Достоверность рапортов Воробьёва и Рыбаса поставлена под сомнение. Во-первых, возникло предположение, что непосредственно сам таран самолётом Гастелло улетавшие от места боя лётчики не видели, связав падение бомбардировщика Гастелло и столб дыма, поднимавшийся возле дороги. Во-вторых, выдвигалось предположение, что рапорты могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле-августе 1941 года. В-третьих, самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся на них документы. В-четвёртых, Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207-й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло. По предположению сторонников альтернативной версии, экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене.

После появились сообщения, что обломки подлинного самолета Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастёрки которого находилось письмо на имя Скоробогатой, (как предполагается, жены стрелка экипажа Гастелло - Григория Николаевича Скоробогатого), а также медальон с инициалами А.А.К. (возможно, стрелка-радиста Гастелло - Алексея Александровича Калинина). Но главное - здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло - бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844.

Согласно свидетельским показаниям местных жителей села Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего самолёта и был захвачен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова. В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто - неизвестно». В то же время не ясно, откуда появилась эта информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки были уже на оккупированной территории. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения. Однако, строго говоря, не вполне ясно даже, из какого самолёта выпрыгнул парашютист, о котором идёт речь в документе, подписанном Боковым (не говоря уже о том, что свидетели могли ошибиться в своих наблюдениях на предмет того, что прыжок был именно с крыла) - из машины, принятой впоследствии за машину Гастелло (то есть самолёта Маслова) или действительно из самолёта Гастелло. Стоит также отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно пытался направить свой самолет на расположение врага - иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки (а там как раз находилась немецкая воинская часть).

Высказывается предположение, что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло по нескольким соображениям:

  • Он был этническим белорусом;
  • Его экипаж был интернациональным: Бурденюк - украинец, Калинин - ненец, Скоробогатый - русский;
  • На его счету уже был сбитый «Юнкерс-88»;
  • Во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным, который впервые в авиации совершил таран наземной цели; по некоторым сведениям, Н. Ф. Гастелло был штурманом на бомбардировщике Ююкина во время тарана (эта версия ошибочна, она не подтверждается основными исследователями жизни Н. Ф. Гастелло, в том числе и его сыном Виктором Гастелло) .

Впрочем, версия о том, что осуществлялся некий «выбор» между Гастелло и Масловым на роль «героя», маловероятна: героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было, он считался «пропавшим без вести».

Критика альтернативной версии

Ряд исследователей (прежде всего, сын Н. Ф. Гастелло - полковник в отставке Виктор Гастелло) подвергают сомнению факты, на которых построена альтернативная версия и отвергают её как полностью несостоятельную. По их мнению:

  • Показания Воробьева и Рыбаса являются главным и неопровержимым свидетельством подвига Гастелло;
  • Доказательства того, что упавший в Мацковском болоте самолёт пилотировался Гастелло, несостоятельны;
  • Обнаруженные останки Маслова и его экипажа свидетельствуют о том, что его самолёт не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте (возможна и другая версия - Маслов попытался таранить вражескую колонну, но промахнулся; косвенным подтверждением такой гипотезы является обнаружение обломков самолета Маслова на небольшом - всего 170-180 метров - расстоянии от дороги)
  • Отсутствие останков Гастелло свидетельствует о том, что он действительно совершил «огненный таран»; в результате взрыва колонны с горючим и боеприпасами ни самолёт, ни останки экипажа невозможно идентифицировать.

Факты

В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать следующие:

  • Самолёты и Гастелло, и Маслова потерпели крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года
  • Место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Ф. Гастелло, на самом деле - место гибели самолёта Маслова

Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло - старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас - погибли в 1941 году, 207-й ДБАП в сентябре 1941 года расформирован, многие документы утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

Мифы о подвиге Гастелло

Как в ходе Великой Отечественной войны, так в послевоенное время советской пропагандой подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений о Н. Ф. Гастелло и уникальности его подвига:

  • Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели .

Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Анисимович Ююкин 5 августа 1939 года во время боев на реке Халхин-Гол (если же брать все «огненные тараны» - как наземных, так и морских целей - то первый такой таран совершил китайский лётчик Шен Чангхай 19 августа 1937 г.).

  • Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны .

Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов, но на самом деле он совершил свой таран на 10 мин. позже Кокорева).

  • Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны .

Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года.

  • Гастелло таранил не танковую колонну, а зенитную батарею .

Это заблуждение сформировалось из-за того, что место крушения самолёта около д. Декшняны, официально считавшееся местом подвига Гастелло, находится примерно в 180 метрах от дороги. Была и другая версия: Гастелло таранил механизированную колонну, которая заправлялась в стороне от дороги.

  • Гастелло совершил свой подвиг в одиночку .

Данное заблуждение сформировалось из-за того, что при рассказе о подвиге Н. Ф. Гастелло члены его экипажа, как правило, не упоминались.

  • Гастелло совершил таран, управляя истребителем .

Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений (например, пьеса «Гастелло» И. В. Штока, 1947 г.), в которых Н. Ф. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе.

  • Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол.

Данное заблуждение поддерживало преемственность героических «таранных традиций», Ююкина называли «наставником» Гастелло. В действительности, точно известно имя и фамилия штурмана М. А. Ююкина - Александр Морковкин (он выпрыгнул с парашютом непосредственно перед тараном). Гастелло был однополчанином Ююкина.

Память

Драматург Исидор Владимирович Шток в 1947 году написал пьесу «Гастелло», в которой герой совершает свой «огненный таран» в одиночку и на истребителе.

  • Гастелло - посёлок в Поронайском районе Сахалинской области
  • Им. Гастелло - прииск в Тенькинском районе Магаданской области

Имя Гастелло носят улицы во многих городах России, Украины, а также Белоруссии и Казахстана, в том числе в Липецке, Москве, Санкт-Петербурге, Улан-Удэ.

Памятники Н. Ф. Гастелло установлены:

  • На шоссе Минск - Вильнюс, на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976)
  • В г. Москве, в Сокольниках
  • В г. Муроме, Владимирской области
  • В г. Уфе (1985)
  • В Луганске (на территории бывш. Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов)
  • В пгт. Радошковичи, в сквере на площади, носящей его имя
  • в пос. Хлебниково (ныне - территория г. Долгопрудный), около школы № 3, носящей его имя
  • В г. Чойбалсан, Монголия во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику - участнику боёв на Халхин-Голе
  • В г. Ростов-на-Дону.
  • В г. Одессе (Украина) на улице, носящей его имя, расположена школа № 31 им. Н. Гастелло. Напротив школы, в небольшом сквере, памятник Николаю Гастелло.
  • В Омской области, на территории детского оздоровительного лагеря им. капитана Гастелло.
  • В г. Фергане Узбекской ССР на территории полка Военно-транспортной авиации, носящей имя Гастелло, был установлен памятник.

В г. Уфе есть стадион, названный в честь Н. Ф. Гастелло.

В г. Кызыле есть парк культуры и отдыха имени Н. Ф. Гастелло.

В г. Хабаровске в честь героя назван сквер.

Никола́й Фра́нцевич Гасте́лло ( , Москва - ) - советский военный лётчик, участник трёх войн, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнего бомбардировочного авиационного полка 42-й дальней бомбардировочной авиационной дивизии 3-го авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации Дальней бомбардировочной авиации ВВС РККА , капитан . Погиб во время боевого вылета. Герой Советского Союза , посмертно .

Биография

Родился в семье Франца Павловича Гастылло из деревни Плужины (сейчас Кореличский район Гродненской области , Белоруссия), который в 1900 году пришёл на заработки в Москву (здесь его фамилию стали произносить на московский манер - «Гастелло»), где работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге . Мать - Анастасия Семёновна Кутузова, русская, была белошвейкой. Брат - Виктор Францевич (1913 - 28 сентября 1942 года), погиб в д. Дыбалово Ржевского района, перезахоронен в воинское захоронение д. Кокошкино .

Семья Гастелло жила в районе Богородское , в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице (с июня 1922 года - 3-я Гражданская улица ). В 1915-1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина (находилось по адресу: 2-я Сокольническая улица , дом 3; ныне в этом здании располагается Пушкинский филиал Гимназии № 1530 «Школа Ломоносова» ). В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию , но в следующем году вернулся в Москву и в своё училище, где проучился до 1921 года . Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.

В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром , где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского , на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью Н. Ф. Гастелло окончил школу (ныне - школа № 33 ). В 1928 году вступил в ВКП(б) . В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, и Николай поступил на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930-1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в посёлке Хлебниково .

Служба в рядах Красной Армии

  • В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию . Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в город Луганск .
  • Учёба в 11-й военной авиационной школе пилотов (май 1932 - декабрь 1933).
  • Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933-1938). Начав летать вторым пилотом на бомбардировщике ТБ-3 , Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт.

Гибель

Подвиг Гастелло: версии и факты

Официальная версия

26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи - Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3Ф . Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьёва и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Ф. Гастелло :

Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло . Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.

На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда » 10 июля 1941 года .

На рассвете 6 июля на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым - сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей - на разных участках фронта - повторили это имя…

Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду - пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло - стоящий человек.

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шёл бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.

Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта.

Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?

Нет, это не выход.

И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки твёрды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота.

Так вот закончится сейчас жизнь - не аварией, не пленом - подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин - и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя - капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.

В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу.

Обращает на себя внимание дата подвига Гастелло, указанная в статье, - 3 июля. Вероятно, авторы очерка, уточнив правильное написание фамилии героя и факты его биографии, вывод о дате гибели Гастелло сделали исходя из даты сообщения Совинформбюро. Статья в «Правде» имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.

25 июля 1941 года командиром 207-го ДБАП капитаном Лобановым и полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза . В наградном листе сказано:

… 26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин - повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно - Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжёлый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю.

По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков.

Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа…

Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н. Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.

«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР. Альтернативные версии событий близ деревни Декшняны и попытки расследования гибели Гастелло и Маслова пресекались либо засекречивались. Члены экипажа Гастелло - Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин, А. А. Бурденюк - остались в тени подвига командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).

«Гастелловцы»

Усилиями советской пропаганды подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны , а фамилия Гастелло - нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов .

В источниках имеются определённые разночтения по поводу количества таранных атак. Некоторые авторы говорят лишь о 14 морских и только 52 танковых таранах, 506 таранах самолётом наземной цели, но зато о 600 воздушных таранах. Генерал-майор авиации А. Д. Зайцев оценивает количество воздушных таранов в более чем 620 . При этом историки авиации пишут: «в документах противника отмечено [ещё] более двадцати таранов, совершённых советскими лётчиками, которые до сих пор неидентифицированы» .

Нет единого мнения в оценке количества и «огненных таранов». Например, Юрий Иванов, в своей работе «Камикадзе: пилоты-смертники» оценивает число таких таранов, совершённых советскими лётчиками в 1941-1945 гг. величиной «около 350» . В завершение этого пункта следует также отметить, что ряд советских пилотов таранили врага не один раз: 34 лётчика применяли воздушный таран дважды, четверо - Леонид Борисов , Владимир Матвеев , Николай Терёхин , Алексей Хлобыстов - трижды, а Борис Ковзан - четырежды.

Эксгумация предполагаемых останков Гастелло

В 1951 году в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана» для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Гастелло. Его вещей в могиле не оказалось, но были найдены личные вещи сослуживцев Гастелло - командира 1-й эскадрильи 207-го ДБАП капитана Александра Спиридоновича Маслова и стрелка-радиста Григория Васильевича Реутова . Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Маслова. Экипаж Маслова без огласки перезахоронили на кладбище Радошковичей , фрагменты бомбардировщика Маслова - отправлены в музеи страны как останки самолёта Гастелло; однако в настоящий момент в минском Музее Великой отечественной войны экспонируется блок цилиндров от двигателя М-88 (применявшиеся на ДБ-3Ф) с подписью «Двигатель с самолёта Маслова». На месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвящённый подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло. Данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи гласности, когда они впервые проникли в СМИ.

Альтернативная версия

В 1990-е годы в СМИ появилась иная версия событий около деревни Декшняны, её автор - майор в отставке Эдуард Харитонов. Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова , было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно).

Достоверность рапортов Воробьёва и Рыбаса поставлена под сомнение. Во-первых, возникло предположение, что непосредственно сам таран самолётом Гастелло улетавшие от места боя лётчики не видели, связав падение бомбардировщика Гастелло и столб дыма, поднимавшийся возле дороги. Во-вторых, выдвигалось предположение, что рапорты могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле-августе 1941 года. В-третьих, самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся на них документы. В-четвёртых, Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207-й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло. По предположению сторонников альтернативной версии, экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене.

После появились сообщения, что обломки подлинного самолёта Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастёрки которого находилось письмо на имя Скоробогатой , (как предполагается, жены стрелка экипажа Гастелло - Григория Николаевича Скоробогатого), а также медальон с инициалами А. А. К. (возможно, стрелка-радиста Гастелло - Алексея Александровича Калинина). Но главное - здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло - бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844 .

Согласно свидетельским показаниям местных жителей села Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего самолёта и был захвачен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова. В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто - неизвестно». В то же время не ясно, откуда появилась эта информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки были уже на оккупированной территории. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения. Однако, строго говоря, не вполне ясно даже, из какого самолёта выпрыгнул парашютист, о котором идёт речь в документе, подписанном Боковым (не говоря уже о том, что свидетели могли ошибиться в своих наблюдениях на предмет того, что прыжок был именно с крыла) - из машины, принятой впоследствии за машину Гастелло (то есть самолёта Маслова) или действительно из самолёта Гастелло. Стоит также отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно пытался направить свой самолёт на расположение врага - иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки (а там как раз находилась немецкая воинская часть) .

Высказывается предположение , что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло по нескольким соображениям:

  • он был этническим белорусом (как считалось, на самом деле российским немцем);
  • его экипаж был интернациональным: Бурденюк - украинец, Калинин - ненец , Скоробогатый - русский;
  • на его счету уже был сбитый «Юнкерс-88 »;
  • во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным , который впервые в авиации совершил таран наземной цели; по некоторым сведениям, Н. Ф. Гастелло был штурманом на бомбардировщике Ююкина во время тарана (эта версия не подтверждается основными исследователями жизни Н. Ф. Гастелло, в том числе и его сыном Виктором Гастелло).

Впрочем, версия о том, что осуществлялся некий «выбор» между Гастелло и Масловым на роль «героя», маловероятна: героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было, он считался «пропавшим без вести».

Критика альтернативной версии

Ряд исследователей (прежде всего, полковник в отставке Виктор Гастелло, сын Н. Ф. Гастелло) подвергают сомнению факты, на которых построена альтернативная версия и отвергают её как полностью несостоятельную. По их мнению:

  • показания Воробьёва и Рыбаса являются главным и неопровержимым свидетельством подвига Гастелло;
  • доказательства того, что упавший в Мацковском болоте самолёт пилотировался Гастелло, несостоятельны;
  • обнаруженные останки Маслова и его экипажа свидетельствуют о том, что его самолёт не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте (возможна и другая версия - Маслов попытался таранить вражескую колонну, но промахнулся; косвенным подтверждением такой гипотезы является обнаружение обломков самолёта Маслова на небольшом - всего 170-180 метров - расстоянии от дороги)
  • отсутствие останков Гастелло свидетельствует о том, что он действительно совершил «огненный таран»; в результате взрыва колонны с горючим и боеприпасами ни самолёт, ни останки экипажа невозможно идентифицировать.

Мифы о подвиге Гастелло

Как в ходе Великой Отечественной войны , так в послевоенное время советской пропагандой подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений о Н. Ф. Гастелло и уникальности его подвига:

Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Анисимович Ююкин 5 августа 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол ; если же брать все «огненные тараны» - как наземных, так и морских целей - то первый такой таран совершил китайский лётчик Шен Чангхай 19 августа 1937 года . Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов , но на самом деле он совершил свой таран на 10 минут позже Кокорева) . Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года. Гастелло таранил не танковую колонну, а зенитную батарею Это заблуждение сформировалось из-за того, что место крушения самолёта около д. Декшняны, официально считавшееся местом подвига Гастелло, находится примерно в 180 м от дороги. Была и другая версия: Гастелло таранил механизированную колонну, которая заправлялась в стороне от дороги. Гастелло совершил свой подвиг в одиночку Данное заблуждение сформировалось из-за того, что при рассказе о подвиге Н. Ф. Гастелло члены его экипажа, как правило, не упоминались. Гастелло совершил таран, управляя истребителем Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений (например, пьеса «Гастелло» И. В. Штока , 1947 год), в которых Н. Ф. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе. Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол Данное заблуждение поддерживало преемственность героических «таранных традиций», Ююкина называли «наставником» Гастелло. В действительности точно известно имя и фамилия штурмана М. А. Ююкина - Александр Морковкин (он выпрыгнул с парашютом непосредственно перед тараном). Гастелло был однополчанином Ююкина.

Память

Файл:Мемориальная доска на доме в Ростове-на-Дону, где жил Николай Гастелло.jpg

Мемориальная доска на доме в Ростове-на-Дону, где жил Николай Гастелло

  • Н. Ф. Гастелло был навечно зачислен в списки второй эскадрильи 194-го отдельного гвардейского Брянского Краснознаменного военно-транспортного авиационного полка.
  • Драматург Исидор Владимирович Шток в 1947 году написал пьесу «Гастелло», в которой герой совершает свой «огненный таран» в одиночку и на истребителе.
  • Гастелло - посёлок в Поронайском районе Сахалинской области.
  • Им. Гастелло - прииск в Тенькинском районе Магаданской области .

Имя Гастелло носят улицы во многих городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдовы (Приднестровья), в том числе в Москве , Санкт-Петербурге , Самаре , Сочи , Улан-Удэ и других. Памятники Н. Ф. Гастелло установлены:

  • на шоссе Минск - Вильнюс, на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976);
  • в г. Москве , в Сокольниках ;
  • в г. Муроме Владимирской области;
  • в г. Кулебаки Нижегородской области [ ] ;
  • в Луганске (на территории бывшего Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов);
  • в пгт Радошковичи , в сквере на площади, носящей его имя;
  • в пос. Хлебниково (ныне - территория г. Долгопрудный), около школы № 3, носящей его имя;
  • в г. Чойбалсан , Монголия во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику - участнику боёв на Халхин-Голе ;
  • в г. Одессе (Украина) на улице, носящей его имя, расположена школа № 31 им. Н. Гастелло. Напротив школы, в небольшом сквере, памятник Николаю Гастелло;
  • в Омской области, на территории детского оздоровительного лагеря им. капитана Гастелло;
  • в г. Фергане Узбекской ССР на территории полка Военно-транспортной авиации , носящей имя Гастелло, был установлен памятник;
  • в г. Починке , Смоленской области (на въезде в город).
  • в г. Хабаровске есть улица и парк им. Гастелло, в настоящее время парк заброшен.

В честь Н. Ф. Гастелло названо сельскохозяйственное предприятие в Минском районе (ОАО "Гастелловское").

В Уфе есть стадион и памятный сквер, названный в честь Н. Ф. Гастелло. В 1977-1992 гг. в чемпионатах СССР по футболу Уфу представлял СК имени Гастелло.

В Кызыле есть парк культуры и отдыха имени Н. Ф. Гастелло. В Хабаровске в честь героя назван сквер. Мемориальная доска в память о Гастелло установлена Российским военно-историческим обществом на здании Ростовской гимназии № 36, где он учился. В Ленинграде именем Гастелло была названа школа № 366. В Краснодаре имя Гастелло носит школа № 17.

Памятник в Уфе
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге
Памятник в Муроме
Мемориальная доска в Ростове-на-Дону (вид 1)
Мемориальная доска в Ростове-на-Дону (вид 2)
Памятник в Долгопрудном
Аннотационная доска в Дзержинске
Аннотационная доска в Челябинске
Памятник в городе Починок
Памятник в городе Починок (фрагмент)
Аннотационная доска в Минске
Аннотационная доска в Москве
Памятник в Москве (вид 1)
Памятник в Москве (вид 2)
Бюст в музее в Гродно
Здание в Москве
Мемориальная доска в Москве
Мемориальная доска в Москве (на школе)
Аннотационная доска в Советске
Аннотационная доска в Коврове


Гастелло Николай Францевич - командир 4-й авиационной эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса дальнебомбардировочной авиации, капитан.

Окончил семилетнюю школу №25 имени Пушкина в Москве. С 1924 года жил в городе Муром Владимирской губернии, работал учеником стерженщика, формовщиком и вагранщиком на Муромском паровозостроительном заводе имени Ф. Э. Дзержинского. С 1928 года вновь жил в Москве, в 1930-1932 годах жил в посёлке Хлебниково (ныне в составе города Долгопрудный Московской области). С 1930 года работал слесарем и нормировщиком на Государственном механическом заводе строительных машин имени Первого Мая.

С мая 1932 года - в Красной Армии, по специальному набору был призван в ВВС. В 1933 году окончил 11-ю Луганскую военную авиационную школу лётчиков имени Пролетариата Донбасса. В 1934-1938 годах служил в 82-й тяжелобомбардировочной авиационной эскадрилье, затем в бомбардировочной авиационной бригаде в Ростове-на-Дону: второй пилот, старший лётчик, командир корабля. С мая 1938 года командовал отрядом в 1-м тяжелобомбардировочном авиационном полку. В 1940 году полк был передислоцирован в Великие Луки, а в начале 1941 года - на аэродром Боровское в Смоленской области.

Воевал на реке Халхин-Гол в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. В мае 1941 года капитан Гастелло назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка (42-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, ДБА).

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Первый свой боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 5.00 часов. В первые дни войны полк понёс большие потери. Оставшиеся лётчики и самолёты 24 июня были сведены в две эскадрильи. Капитан Николай Гастелло стал командиром 2-й эскадрильи. Выполнил 3 боевых вылета. При бомбежке аэродрома вражеским самолётом 24 июня 1941 года огнём пулеметной установки с земли сбил вражеский самолёт.

26 июня 1941 года при выполнении очередного полёта на боевое задание, его бомбардировщик ДБ-3Ф был подбит и загорелся. Капитан Гастелло Н.Ф. направил горящий самолёт на скопление вражеских войск в районе деревни Радошковичи на автомобильной дороге Молодечно-Радошковичи...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Гастелло Николаю Францевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (посмертно).

Воинские звания:
старший лейтенант (1935),
капитан (1940).

Награждён орденом Ленина (26.07.1941, посмертно).

Мемориальный музей Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло был открыт после войны в Муроме и устроен в доме, где он жил в 1924-1928 годах (улица Гастелло, дом № 14). Перед входом в музей был установлен памятник Герою работы белорусского скульптора А.О. Бембеля. Впоследствии материалы из музея были переданы в краеведческий музей, а памятник перенесён на площадь перед железнодорожным вокзалом, где находится и поныне. Имя Героя носит одна из улиц посёлка Хлебниково (город Долгопрудный), Долгопрудненская школа № 3, там же установлен памятник. Также установлены памятники в Москве, Уфе, Луганске (Украина), Чойбалсане (Монголия), у места гибели близ села Радошковичи (Беларусь). Именем Николая Гастелло названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Уфе, Минске и других городах. Также его именем названы школы в Москве, пос. Хлебниково, Муроме, в селе Радошковичи, предприятия и учебные заведения во многих населенных пунктах бывшего СССР. Мемориальные доски установлены в Москве и Ростове-на-Дону. В СССР имя Героя было присвоено 194-му гвардейскому полку военно-транспортной авиации, но к настоящему времени полк расформирован.

26 июня 1941 года во второй половине дня Гастелло вылетел во главе звена ДБ-3Ф для нанесения удара по немецким войскам в районе Молодечно - Радошковичи, наступающим на Минск. Истребительного прикрытия не было. Наши лётчики обнаружили немецкую колонну, двигавшуюся по шоссе. Снизившись до 400 метров, они сбросили бомбы на танки и автомобили противника. После выхода из атаки Гастелло приказал своим ведомым лейтенантам Воробьёву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам направился к другой дороге, просёлочной. По ней тоже шла колонна. Снизившись до предельно малой высоты, он прошёл вдоль неё. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя огонь из пулемётов, вывели из строя 12 автомобилей (включая легковые и штабной автобус). Немецкие зенитки открыли по самолёту огонь. От попадания зенитного снаряда ДБ-3Ф загорелся. Гастелло повернул на свою территорию. Пожар разгорался всё сильнее. Сбить пламя скольжением не удавалось. Гастелло понял, что до своих не дотянуть, и решил направить горящий самолёт на расположившуюся в деревне Моцки немецкую воинскую часть. Он развернул над лесом свой самолёт, но до деревни не дотянул - самолёт упал на опушке леса. Вместе с Гастелло погибли члены экипажа: штурман лейтенант А.А. Бурденюк, стрелок-радист старший сержант А.А. Калинин и стрелок лейтенант Г.Н. Скоробогатый (лётчик того же полка, он напросился в боевой вылет вместо штатного стрелка). Все они посмертно награждены орденом Отечественной войны 1-й степени.

Взрыв видели ведомые, когда подлетали к Радошковичам (довольно крупному населённому пункту, нанесённому на карту) и в донесении привязали к нему бой. Долгое время считалось, что экипаж капитана Гастелло погиб, совершая таран вражеской колонны на шоссе Молодечно - Радошковичи. На этом месте был установлен памятник. Спустя много лет после войны выяснилось, что там погиб другой экипаж 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка - командира 3-й эскадрильи капитана А.С. Маслова (в 1996 году все члены экипажа удостоены звания Героя России).

Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н.Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Памятники Герою установлены в Москве, Минске, в посёлке городского типа Радошковичи Молодечненского района Минской области и на территории Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов. На здании московской школы № 270, в которой он учился, установлена мемориальная доска. Его именем назывались колхозы, совхозы, фабрики, заводы, улицы, пионерские дружины, шахта № 30 в городе Кизел Пермской области, теплоход.

Огромное спасибо за подготовку биографии Александру Мельникову .

ИЗ НАГРАДНОГО ЛИСТА КОМАНДИРА ЭСКАДРИЛЬИ 207-го ДАЛЬНЕБОМБАРДИРОВОЧНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА КАПИТАНА ГАСТЕЛЛО НИКОЛАЯ ФРАНЦЕВИЧА

Командир 4-й авиаэскадрильи 207-го авиаполка капитан Гастелло Николай Францевич за свою короткую боевую деятельность в борьбе с наглым врагом - гитлеровским фашизмом вписал славные строки в историю наших отважных лётчиков и достоин того, чтобы советский народ знал одного из преданнейших сынов своей Родины. Он с начала Отечественной войны до последнего дня своей жизни сделал три боевых вылета. Все они выполнялись точно, с отличными результатами.

24 июня с утра в ожидании боевого задания лётный и технический состав 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка был на аэродроме по своим местам, ожидая приказания в полёт на врага.

Зарвавшийся фашистский самолёт Ю-88, имея на борту лётчика, награждённого Гитлером за свои варварские действия тремя крестами, в том числе железным крестом, появился на высоте 80-100 метров над аэродромом. Пройдя первый раз, он развернулся и, выбрав место стоянки самолётов, открыл стрельбу с передних и люкового пулемётов, сосредоточив огонь на самолёте, на котором находился в это время капитан Гастелло. Капитан Гастелло длинной и меткой очередью, прямой наводкой вывел из строя правый мотор и смертельно ранил лётчика. Коварный враг пытался уйти, но не смог. Участь его была решена, сделав вынужденную посадку, он был взят в плен.

26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин - повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно-Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа.

Лётчика Гастелло и его экипажа нет в наших рядах, он погиб смертью героя в борьбе с германским фашизмом, но память о нём будет долго храниться в сердцах тех людей, за чье счастье бился и погиб капитан Гастелло Николай Францевич и его экипаж.

Геройский поступок капитана Гастелло сейчас знает вся страна, поэты и писатели вместе с народом сложили о славном экипаже и его командире песни и боевые рассказы.

Беспредельно преданному сыну нашей Родины и партии, мужественному, отважному соколу Советской авиации, павшему смертью героя в борьбе с германским фашизмом, ходатайствуем о присвоении звания Героя Советского Союза.

Командир 207-го полка капитан Лобанов
Военный комиссар 207-го полка батальонный комиссар Кузнецов

Дом-музей Гастелло, г. Муром. Копия.

По изданию: «Трудящиеся Ивановской и Владимирской областей в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)». Ивановское книжное издательство, 1959 год, c. 469-471.

Дополнил Сергей Каргапольцев