Где похоронен царь соломон. Самые интересные факты о соломоне

Соломон - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма.


Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»).

Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Например, он называется Иедидиа («возлюбленный Богом или друг Бога») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду после его глубокого раскаяния относительно прелюбодеяния с Вирсавией.

В Аггаде царю Соломону приписываются также имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал.

Библия является основным источником, который используется для обоснования историчности существования Соломона как реальной личности. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности, о чём писал Иосиф Флавий.

За вычетом библейских рассказов, записанных спустя более чем 400 лет после смерти Соломона, никаких исторических свидетельств его существования не обнаружено. Тем не менее его принято считать исторической фигурой. По этому правлению в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма, разрушенного Навуходоносором II и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем.

При этом вполне правдоподобная историческая канва соседствует с очевидными преувеличениями. Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». Как бывает в таких случаях, «солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум.

Царь Давид намеревался передать престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония. Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.

Мать Соломона, Вирсавия, а также пророк Нафан (Натан) уведомили об этом Давида. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3Цар. 1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал. После прихода к власти Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться в бегах. Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками.

Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением.

Основой благосостояния Соломона был проходивший по его владениям торговый путь из Египта на Дамаск. Он не был воинственным правителем, хотя объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали значительную территорию. Соломон поддерживал дружественные отношения с финикийским царём Хирамом. Великие строительные проекты оставили его в долгу перед Хирамом. Чтобы погасить задолженность, Соломон вынужден был уступить ему селения на юге своих земель.

Согласно библейскому повествованию, узнав о мудрости и славе Соломона, к Соломону прибыла правительница Сабейского царства, «чтобы испытать его загадками». В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота. Впоследствии история о царице Савской обросла многочисленными легендами вплоть до предположений об её любовной связи с Соломоном. Христианские правители Эфиопии считали себя происходящими от этой связи (см. Соломонова династия).

Считается, что Соломон покончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона.

Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам ее родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона. Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.

Соломон умер в 928 году до н. э. в возрасте 62 лет. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.

Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя. Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).

Согласно Корану Сулейман (Сулейман) был сыном пророка Дауда. От своего отца он усвоил множество знаний и был избран Аллахом в пророки, причем ему была дана мистическая власть над многими существами, включая джиннов. Он правил огромным царством, которое на юге простиралось до Йемена. В исламской традиции Сулейман известен своей мудростью и справедливостью. Он считается образцом правителя. Неслучайно многие мусульманские монархи носили его имя.

Исламская традиция имеет некоторые параллели с Аггадой, где Соломон представлен как «мудрейший из людей, который мог говорить со зверями, и они подчинялись ему». В иудейской традиции присутствует мотив смирения этого горделивого царя.

По легенде, при Соломоне знак его отца Давида стал государственной печатью. В исламе шестиконечная звезда носит название звезды Соломона. В то же время средневековые мистики называли Соломоновой печатью пентаграмму (пятиконечную звезду). Есть мнение, что звезда Соломона легла в основу мальтийского креста рыцарей иоаннитов.

В оккультных учениях (магия, алхимия, каббала и др.) пентаклем с названием «Звезда Соломона» считается 12-и конечная звезда. Из-за большего количества лучей, в центре звезды образуется круг. Часто в него вписывали символ, благодаря чему, как полагалось, пентакль помогал в интеллектуальной работе и усиливал таланты.

Образ царя Соломона вдохновлял многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно - оперу. А. И. Куприн использовал образ царя Соломона и мотив «Песни песней» в своей повести «Суламифь» (1908). По мотивам соответствующей легенды был снят пеплум «Соломон и царица Савская» (1959).

Сложно найти хотя бы одного правителя или просто значимого исторического деятеля, чья жизнь была бы окутана таким количеством легенд и тайн, как жизнь царя Соломона. Его имя стало в веках синонимом мудрости, а период его правления – “Золотым веком”, временем расцвета Израильского царства.

Соломон родился в 1011 г. до н.э. в Иерусалиме. Его родителями были могущественный царь Израиля Давид и красавица Вирсавия. Единственный источник, в котором можно найти подтверждение реального существования легендарного правителя объединенного Израильского царства, – это Тора. Поэтому с научной точки зрения и по сей день сложно точно сказать, является ли Соломон исторической личностью.

Вот что рассказывает Священное Писание об истории появления на свет будущего царя Соломона: «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею» . С целью избавиться от мужа красавицы, царь Давид приказал отправить его в военный поход и, чтоб уж наверняка воин не вернулся домой, дал инструкцию: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» . Когда Урия погиб, царь смог жениться на Вирсавии, и в положенный срок у них родился сын.

Как известно, рано или поздно все тайное становится явным, и вероломный поступок царя – не исключение. В Иерусалиме разразился скандал. Пророк Натан открыто проклял дом Давида, обрекая его на братоубийственные раздоры. Кроме того, он предсказал, что рожденный Вирсавией младенец умрет. Так и случилось. Давид после этого покаялся перед Господом, и Натан объявил, что он прощен. Вскоре прекрасная Вирсавия родила второго сына, которого нарекли Соломон (Шломо), то есть «миротворец». Второе имя дал ему при рождении пророк Натан: Иедидиа – «любимец Бога».

К тому времени, как родился Соломон, у сорокалетнего царя Давида от разных жен было уже два десятка отпрысков. Естественно, они без восторга восприняли новость о появлении еще одного наследника, да и друг к другу относились далеко не по-братски.

Два старших сына Давида, Амнон и Авессалом, погибли в братоубийственных междоусобных конфликтах. Следующим по старшинству остался Адония. Формальности требовали, чтобы именно он взошел на израильский трон после Давида, однако великий правитель уже обещал Вирсавии, что сделает Соломона своим преемником. Огорченный несправедливостью отца, Адония нашел поддержку в лице военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, которые также считали, что Адония имеет большее право на трон, нежели Соломон. Адония, будучи уже уверенным в собственной победе, устроил роскошный пир в честь своей коронации. Однако Вирсавия проникла в покои царя и напомнила тому данное ей обещание: «Не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «Сын твой Соломон будет царем после меня»? Почему же воцарился Адония?» И Давид назначил своим преемником 18-летнего Соломона. Узнав о своей неудаче и о провале своих интриг, Адония побежал, опасаясь расправы, в храм и ухватился за рога жертвенника в виде бычьей головы, – это означало, что он просит защиты у Б-га. Соломон пришел к Адонии и пообещал, что не убьет его, если тот отныне будет вести себя достойно.

Вскоре Давид умер, и Адония опять попытался пробраться к власти. Он решил жениться на Авишаг, прислужнице царя Давида в конце его жизни. Соломон увидел в этом притязания Адонии на трон, так как, по обычаю, право на престол имеет тот, кому достается жена или наложница царя, и приказал убить Адонию.

После этой казни Соломон решил раз и навсегда избавиться от оставшихся «доброжелателей» – приверженца Адонии Йоава и давнего врага Давидовой династии Шими, родственника первого царя Шауля. Соломоном не руководила слепая жажда мести, и в истории нет документов, подтверждающих применение царем смертной казни. По отношению к Йоаву и Шими Соломон лишь исполнил завещание Давида.

Соломон управлял Израильским царством с 967 по 928 год до н.э. Как уже упоминалось, царь был необычайно мудр. Однажды, перед строительством Храма, Б-г явился Соломону во сне и обещал исполнить любое его желание. Соломон просит: "Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло".

"И сказал ему Б-г: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, – вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои". (Книга Царств).

Решив объединить свой народ общим делом, одной задачей, царь Соломон построил главную святыню иудаизма – Первый Иерусалимский Храм на горе Сион. В этот Храм был помещен Ковчег Завета (арон а-брит) – величайшую святыню, внутри которой хранились скрижали, полученные Моисеем от самого Господа.

Еще Давид хотел построить для Ковчега достойное вместилище, но не успел. Соломон продолжил начатое отцом дело. Он заключил сделку с царем финикийского Тира Хирамом, в стране которого росли знаменитые на весь Ближний Восток ливанские кедры.
По договору, в обмен на кедровую древесину Соломон обязался каждый год поставлять Хираму большое количество масла, мяса и зерна. В Тир были посланы 30 тысяч человек, которые заготавливали древесину; еще 150 тысяч жителей Израиля добывали в горах камни и переправляли их в Иерусалим. Возводить храм заставили практически всех здоровых мужчин. Стройка длилась 7 лет, и с ней связана знаменитая легенда о главном каменщике, имя которого было по одним источникам Хирам, по другим – Адонирам. Он отказался раскрыть секреты своего ремесла, и за это был убит. Наследники Хирама якобы основали для защиты тайны братство «вольных каменщиков» (масонов), сделав его эмблемами циркуль, угольник и отвес.

Возведенный Храм представлял собой громадное здание, в котором могли поместиться до 50 тысяч молящихся. В центре Храма располагалась «Святая святых» (Давир), где на каменном пьедестале установили Ковчег, охраняемый позолоченными статуями херувимов. Храм был разрушен в 586 году до н.э. вавилонским царем Навуходоносором II, но перед этим ковчег таинственно исчез. Любители тайн ищут его до сих пор.

Многие до сих пор считают Соломона олицетворением мудрости, и даже есть поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б).

Как бы нетипично для тех времен это ни звучало, царь Соломон был мирным правителем и, в отличие от своего отца, практически не вел войн. При этом он сумел расширить территорию Израиля от Нила до Евфрата. Именно при этом правителе Израильское царство стало значительным и довольно влиятельным государством Азии.

Стратегию внешней политики Израильского царства Соломон начал строить с установления и укрепления дружеских отношений с соседями. В начале своего царствования он положил конец закоренелой вековой вражде между египтянами и евреями, взяв в жены дочь египетского фараона и этим укрепив южные границы государства. Скорее всего, именно в целях сближения с соседними народами и укрепления своей власти, Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, принадлежавших к знатным родам этих народов.

Царь Соломон был хорошим дипломатом, строителем и торговцем. Он превратил земледельческую страну в сильное, экономически развитое государство, имевшее большое влияние на международной арене. Он отстроил и укрепил Иерусалим и другие города своего царства, впервые ввел в еврейскую армию конницу и колесницы, построил торговый флот, развивал ремесла и всячески поддерживал торговлю с другими странами.

Новый состав правительства царя Соломона состоял из первосвященника, командующего войсками, министра налогообложения, начальника царской администрации и начальника 12-ти наместников, а также нескольких придворных летописцев.

При раскопках в Иерусалиме найдено много чашечек для косметики, зеркал, шпилек для волос, кувшинов для импортных благовоний – это доказывает, что придворные дамы зорко следили за модой. Царь наладил добычу и переплавку меди, а также построил большой флот, который каждые три года плавал в страну Офир, привозя оттуда золото и древесину ценных пород.

Вышедшая в свет в 1885 году книга Генри Райдера Хаггарда "Копи царя Соломона" сподвигла многих искателей приключений отправиться на поиски сокровищ. Хаггард считал, что Соломон владел алмазными и золотыми копями. Большинство археологов уверены, что царь добывал в своих копях медную руду. В 30-х годах прошлого века было высказано предположение, что рудники Соломона находятся в южной Иордании. И только в начале 21 века археологи нашли доказательства того, что, действительно, медные рудники, обнаруженные на территории Иордании в местечке Хирбат-эн-Нахасе, могут являться легендарными копями царя Соломона. Очевидно, Соломон был монополистом на рынке производства меди, что и давало ему возможность получать сверхприбыли. Послы из самых разных стран прибывали в Иерусалим для заключения мира и торговых соглашений с Израилем, и привозили богатые дары.

Одной из примет правления Соломона была необычайная роскошь повсюду: "и сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями" . Особого внимания заслуживает трон царя. Во Втором Таргуме к книге Эстер сказано, что 12 золотых львов и столько же золотых орлов восседали друг напротив друга на ступенях трона царя израильского. На верхушке трона – золотое изображение голубя. Там же располагался золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других – имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура. Как сказано в Таргуме, когда царь поднимался на трон, львы при помощи механического приспособления протягивали лапы, чтобы Соломон мог на них опереться. Кроме того, сам трон перемещался по желанию царя. Когда Соломон, восходя на трон, достигал последней ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло.

Понимая важность образования, осознавая влияние воспитания на будущее государства, желая распространить Тору по стране, Соломон строил синагоги и школы. Однако и надменностью царь не отличался: когда необходимо было определить високосный год, он приглашал к себе 7 учёных старцев, «в присутствии которых хранил молчание» (Шмот Рабба, 15, 20).

О мудрости царя ходят легенды. Однажды Соломон обратился к придворному мудрецу с просьбой: "Помоги мне – очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!" На что мудрец ответил: "Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо – на нем высечена фраза: "Это пройдет!" Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!"

Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот – еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: "И это тоже пройдет…" Согласно другой легенде, кольцо с гравировкой – источник мудрости и спокойствия – было сделано для Соломона первоклассным ювелиром, которому грозила смертная казнь в случае неудачно выполненной работы.

Есть еще одна известная история, которая свидетельствует о прозорливости и уме великого царя. Как-то раз к царю на суд явились две женщины, которые не могли поделить между собой младенца – обе утверждали, что ребенок принадлежит именно ей. Соломон, недолго думая, приказал разрубить младенца пополам, чтобы каждой женщине досталось по части. Когда одна из женщин в ужасе закричала: «Отдайте лучше ей, но только не убивайте его!», Соломон принял решение в пользу этой женщины – именно она была матерью ребенка…

Суд царя Соломона

Легенды гласят, что Соломону подчинялись все животные и птицы. Драгоценные камни во дворец Соломона доставляли демоны, ангелы охраняли их. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Б-га, Соломон узнавал у ангелов многие тайны о мире.

Узнав о мудрости и сказочном богатстве царя Соломона, его посетила легендарная царица Савская из страны Саба на территории нынешнего Йемена, чтобы испытать его мудрость и удостовериться в его богатстве. Царица привезла с собой многочисленные дары. Государство Саба успешно торговало с соседними странами пряностями и благовониями. Торговые пути пересекали территорию царства Соломона, и прохождение караванов зависело от воли и расположения царя, что послужило истинной причиной визита царицы Савской. Существует мнение, что она была всего лишь "делегатом", "послом" страны и не являлась династической царицей. Но с царем мог говорить только равный ему по статусу, поэтому посланцам "присваивался" временный статус для ведения переговоров. Народные легенды придали романтическую окраску этому визиту. Ослепленный красотой царицы Савской, Соломон воспылал к ней страстью, она ответила ему взаимностью, все вопросы о продвижении караванов были улажены. Возвратившись домой, царица родила мальчика, названного Менеликом. Эфиопы утверждают, что от него происходит их императорская династия. В Эфиопии царицу считают своей землячкой.

Соломон и царица Савская на фреске Пьеро делла Франческа из базилики Сан-Франческо

Во время своего царствования Соломон также допускал и ошибки, которые стали катализатором краха государства после его смерти. Шло время, и доходы царя перестали покрывать расходы. Грандиозные строительства и быстрое экономическое развитие требовали рабочей силы: "и обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек".

Соломон разделил страну на 12 налоговых округов, которые были обязаны содержать царский двор и армию. Колено Иегуды, из которого были родом Соломон и Давид, было освобождено от налогов, что вызывало недовольство и повысило градус социального напряжения в обществе. Иеровоам из колена Эфраима, занимавший видный пост в царской администрации, поднял мятеж, а потом бежал в Египет, где его гостеприимно принял у себя фараон Сусаким. Другой угрозой был разбойник Разон, который захватил Дамаск и стал там царем, постоянно нападая на северные израильские земли.

Расточительность и тяга Соломона к роскоши привели его к потере платежеспособности. Соломон не смог расплатиться с царем Хирамом, и вынужден был отдать ему около двадцати своих городов в счет долга.

У священников тоже были причины для недовольства. У царя было множество жен самых разных рас и вероисповеданий. Соломон разрешил им поклоняться своим богам, построил для них капища, а в конце жизни и сам стал участвовать в языческих культах.

Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Густава Доре

Царю Соломону приписывают авторство многих книг и литературных произведений. Считается, что он написал книгу «Екклесиаст», но ученые нашли в ней персидские и арамейские слова, доказывающие, что книга написана несколькими веками позже. Перу Соломона приписывают также «Песнь песней» («Шир а-ширим») – великую книгу о любви.

Уже в средние века Соломону приписали множество других сочинений – большей частью оккультных и магических. Астрологи и алхимики, чтобы не быть обвиненными в ереси, объявили царя, признанного святым, своим покровителем.

В конце жизни к Соломону явился Б-г и сказал: "за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его" (Книга Царств).

Согласно большинству источников, правление царя Соломона продолжалось около 37 лет, и умер он в возрасте 52 лет, наблюдая за строительством нового алтаря. Приближенные царя сразу не стали хоронить его в надежде, что правитель просто впал в летаргический сон. Когда же черви начали точить царский посох, Соломон наконец был признан мертвым и похоронен со всеми почестями.

После смерти царя Соломона, в результате многочисленных восстаний, его царство распалось на два слабых государства – Израильское и Иудейское, которые погрязли в постоянных междоусобных войнах.

Сам Соломон, глядя на неутешительные итоги своего царствования, вполне мог бы произнести печальные слова, вложенные в его уста автором книги Екклесиаст: «Предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь».

кто был отцом библейского царя Соломона?

Альтернативные описания

. (в миру Димитрий) Сербский (XIII в.) князь, преподобный, основатель монастыря в Бродарове, на реке Лиме, племянник Стефана Сербского

III (Куропалат) (умер в 1001) царь Тао-Кларджетского княжества в юго-западной Грузии во 2-й половине X в.

IV Строитель (около 1073-1125) грузинский царь (с 1089) из династии Багратиони

Гареджийский - Иверский (VI в.), христианский монах, ученик Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию с проповедью христианства, один из основателей грузинского монашества

Герард (между 1460 и 1470-1523) нидерландский живописец, «Суд Камбиза»

Ермопольский (VI в.) преподобный, бывший разбойник

Жак Луи (1748-1825) французский живописец, «Клятва Горациев», «Врач А. Леруа», «Смерть Марата», «Сабинянки»

Рене (1906-90) французский ученый, специалист в области сравнительного правоведения

Фелисьен (1810-76) французский композитор, ода-симфония «Пустыня», опера «Лалла-Рук»

Ярославский (умер в 1321) благоверный князь, сын святого Феодора Смоленского, чудотворец

Библейский персонаж из царей Израилевых

Какой библейский царь живет и почитается в исламе под именем Дауд

Мраморная статуя работы Микеланджело - символ эпохи Возрождения

Мужское имя: (древнееврейское) возлюбленный, друг, любимый

Победитель Голиафа

Самый уважаемый библейский царь

Царь Израильско-Иудейского государства в конце XI в. - около 950 до н. э.

Город в Панаме

Фильм Алексея Федорченко

Имя политика Бен-Гуриона

Имя композитора Тухманова

Картина Рембрандта «... и Урия»

Сценическая оратория французского композитора Артюра Онеггера «Царь...»

В Библии - царь Израильский, младший сын Иессея, из колена Иудина, правнук благочестивых Вооза и Руфи, отец Соломона

Создатель еврейского государства, царь Иудеи и Израиля

Опера французского композитора Дариюса Мийо

Придворный художник Наполеона, изготовитель роскошных костюмов для императорского двора

Имя скрипача Ойстраха

Французский живописец XVIII-XIX вв., основоположник революционного классицизма, «первый художник» Наполеона I

Кто из иудейских царей родился в Вифлееме?

Имя исследователя Африки Ливингстона

Деятель Великой французской революции, монтаньяр

Мужское имя

Царь Израиля (Библия)

Расправился с Голиафом

Победитель Голиафа (библ.)

Победитель Голиафа (миф.)

Самый уважаемый царь в Библии

Скульптура Микеланджело

Отец Соломона из Библии

Композитор... Тухманов

Победил Голиафа

Одержал победу над Голиафом

Мифологический герой, победивший Голиафа

Тухманов

Имя Тухманова

Кипиани и Тухманов (имя)

Ойстрах и Тухманов (имя)

Второй царь Израиля

Имя футболиста Кипиани

Футболист Кипиани

Оппонент Голиафа

Хорошее имя для еврейского юноши

Известное мужское имя

Воин, победивший Голиафа

Теннисист Феррер

Футболист Вилья

Тухманов или царь Иудеи

Имя футболиста Сильвы

Мужское имя (др. евр. любимый)

Библейский царь, отец Соломона

Царь Иудеи

Нидерландский живописец (15-16 вв.)

Французский художник (1748-1825)

Царь Соломон – правитель Израильского царства в 965-928 гг. до н. э. До этого 2 года являлся соправителем своего отца Давида . Проявил себя мудрым государственным деятелем. При нём израильская держава достигла наивысшего богатства и могущества. В то же время следует заметить, что никаких исторических доказательств, указывающих на существование этого человека – нет.

Информация о Соломоне содержится только в библейских рассказах. Причём изложены они на 400 лет позже его правления. Однако многие специалисты считают, что данная личность действительно жила в X веке до н. э. С её именем связывают возведение Иерусалимского храма, который являлся религиозным центром еврейского народа вплоть до I века н. э. До 622 года до н. э. в нём хранился ковчег завета .

С именем этого царя также связывают строительство нескольких городов. Его царствование характеризуют как «золотой век». Самому же владыке приписывают множество достоинств и могучий интеллект. Его считают автором таких книг Ветхого Завета как «Книга Притчей Соломоновых», «Книга Екклесиаста или Проповедника», «Книга Песни Песней Соломоновых».

Кратко о царе Соломоне

Отцом Соломона был царь Давид, а матерью Вирсавия. К концу своего правления Давид попал в немилость к Богу. К нему пришёл пророк Нафан и посоветовал передать власть Соломону, у которого был наставником. В то же время на царскую корону зарился 4-й сын Давида Адония. Он вступил в преступный сговор с военачальником Иоавом и первосвященником Авиафаром. Поддерживаемый ими провозгласил себя наследником престола.

Самозванец даже назначил коронацию, но Нафан и Вирсавия восстановили против него немощного и старого Давида. Адония вынужден был бежать из Иерусалима и вскоре раскаялся в чрезмерной гордыне, охватившей его. После этого Соломону уже никто не препятствовал взять власть в свои руки. Он не тронул Адония, но казнил Иоава и лишил священства Авиафара. В преддверии коронации Бог наделил молодого наследника мудростью в обмен на верное служение ему.

В отличии от Давида царь Соломон не вёл завоевательные войны. Израильское царство итак имело очень большую территорию, поэтому проводимая политика была направлена на дружбу с соседями, а не на военную экспансию близлежащих земель. К тому же по землям Израиля проходил торговый путь, связывающий Древний Египет с городами Передней Азии. Это был очень серьёзный источник дохода, а поэтому государственная казна никогда не оставалась пустой.

Именно на полученные от купцов деньги были построены новые города и возведён Иерусалимский храм. Большую роль в процветании государства сыграли дружеские отношения с царицей Савской. Правила она государством Саба. Находилось оно на Аравийском полуострове в тех землях, в которых сейчас находится Йемен. Тут следует заметить, что по сей день неизвестно, существовала ли в действительности эта женщина, но её визит к Соломону описан в Ветхом Завете.

Правительницу благодатных земель заинтересовал умный царь, правивший далеко на севере, а поэтому царица Савская, которой, как и любой женщине, было присуще любопытство, решила встретиться с этим человеком. Прибыла она в Иерусалим под предлогом «испытать его загадками». Увидела она жизнь израильтян своими глазами и убедилась в мудрости Соломона. Он же «дал гостье всё, что она пожелала».

После этой встречи, как утверждается в Ветхом Завете, Израильское царство стало ещё более благополучным и процветающим. Видимо царица играла не последнюю роль на Ближнем Востоке, а поэтому её рекомендации привлекли в Израиль большое количество богатых людей.

Данный визит породил легенду о любовной связи царя Соломона с царицей Савской. Легенда легендой, но принявшие христианство правители Эфиопии создали Соломонову императорскую династию. Она, якобы, вела свой род от Менелика, родившегося от связи царя Израиля и царицы Саба. Мальчик появился на свет через год после того, как женщина посетила Иерусалим. Это пример того, что любую легенду можно облечь в выгодную для правящей группы людей идеологическую догму.

Испытание успехом и славой достойно выдерживают только единицы. Царь Соломон к этим единицам не относился. В «Третьей книге Царств» Ветхого Завета, в главе 11 написано: «И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жёны его сердце. Во время старости Соломонова, жёны склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу». Далее сказано, что царь построил языческое капище Хамосу и другим языческим богам, которым поклонялись его чужестранные жёны, имевшие на владыку огромное влияние.

Вполне естественно, что Бог прогневался на израильского царя. Он пообещал много горя нарду Израиля, но лишь после того, как прекратится царствование Соломона. Тут дело в том, что Господь обещал процветание Израилю, пока нынешний царь здравствует.

На 40-й год своего правления грозный владыка скончался. По легенде он умер в тот момент, когда наблюдал за возведением нового алтаря. Много дней придворные не хоронили тело, так как полагали, что царь может ожить по воле Бога. Но когда процесс разложения стал очевидным, останки предали земле. Сразу же после этого началось стремительное обнищание процветающего Израильского царства.

На трон после смерти царя Соломона взошёл его сын Ровоам. И сразу же по стране прокатились народные восстания. Северные области отделились и образовали новое Израильское царство. А у Ровоама осталось только Иудейское царство. Новый царь попытался вновь объединить земли в единое государство, но пророк Самей объяснил, что это является божьим наказанием за грехи его отца. Так закончилась история могучего Израильского государства, которое перестало существовать по причине грехов его правителей .

Краткое житие пророка Соломона, царя Израильского

Свя-той Со-ло-мон, сын Да-ви-да от же-ны его - Вир-са-вии, тре-тий царь всех из-ра-иль-тян, по-ма-зан-ный на цар-ство в 12 лет и цар-ство-вав-ший 40 лет. Власть Со-ло-мо-на бы-ла так ве-ли-ка, что про-сти-ра-лась на все со-сед-ние на-ро-ды, ко-то-рые бы-ли дан-ни-ка-ми его (). Сла-ва и бо-гат-ство его бы-ли так ве-ли-ки, что все ца-ри зем-ные, по сло-вам Св. Ис-то-рии, же-ла-ли ви-деть бо-гат-ство Со-ло-мо-на и слу-шать муд-рость его. Скон-чал-ся мир-но, оста-вив по-сле се-бя со-чи-не-ния: Прит-чи, Пре-муд-ро-сти, Ек-кле-си-а-ст и Песнь Пес-ней.

Полное житие пророка Соломона, царя Израильского

Как мудр был ты в юно-сти тво-ей и, по-доб-но ре-ке, по-лон ра-зу-ма! Ду-ша твоя по-кры-ла зем-лю, и ты на-пол-нил ее за-га-доч-ны-ми прит-ча-ми; имя твое про-нес-лось до от-да-лен-ных ост-ро-вов, и ты был лю-бим за мир твой; за пес-ни и из-ре-че-ния, за прит-чи и изъ-яс-не-ния те-бе удив-ля-лись стра-ны! Так пре-воз-но-сит Со-ло-мо-на муд-рый Иисус сын Си-ра-ха (). Из-бран-ная от-расль свя-то-го ца-ря Да-ви-да, Со-ло-мон еще в от-ро-че-ских ле-тах был по-ма-зан на цар-ство и про-воз-гла-шен ца-рем еще при жиз-ни от-ца сво-е-го. По утвер-жде-нии сво-ем на пре-сто-ле Из-ра-иль-ском Со-ло-мон преж-де все-го, в ис-пол-не-ние за-ве-ща-ния от-ца сво-е-го, обез-опа-сил се-бя на пре-сто-ле со сто-ро-ны вра-гов сво-их и пред-при-нял по-стро-е-ние хра-ма Бо-гу ис-тин-но-му.

На-род еще при-но-сил жерт-вы на вы-со-тах, ибо не был по-стро-ен дом име-ни Гос-по-да до то-го вре-ме-ни (). И Со-ло-мон по-шел в Га-ва-он, где на-хо-дил-ся глав-ный жерт-вен-ник, чтобы при-не-сти там жерт-ву Бо-гу. Здесь явил-ся ему Гос-подь в ноч-ном сно-ви-де-нии и ска-зал воз-лю-бив-ше-му Его и хо-дя-ще-му по уста-ву Да-ви-да, от-ца сво-е-го, Со-ло-мо-ну: Про-си, что дать те-бе (). И ска-зал Со-ло-мон: Ныне Гос-по-ди, Бо-же мой! Ты по-ста-вил ра-ба Тво-е-го ца-рем вме-сто Да-ви-да, от-ца мо-е-го; но я - от-рок ма-лый, не знаю ни мо-е-го вы-хо-да, ни вхо-да. И раб Твой - сре-ди на-ро-да Тво-е-го, ко-то-рый из-брал Ты, на-ро-да столь мно-го-чис-лен-но-го, что по мно-же-ству его нель-зя ни ис-чис-лить, ни обо-зреть. Да-руй же ра-бу Тво-е-му серд-це ра-зум-ное, чтобы су-дить на-род Твой и раз-ли-чать, что - доб-ро и что - зло; ибо кто мо-жет управ-лять этим мно-го-чис-лен-ным на-ро-дом Тво-им? И бла-го-угод-но бы-ло Гос-по-ду, что Со-ло-мон про-сил это-го. И ска-зал ему Бог: за то, что ты про-сил это-го, не про-сил се-бе дол-гой жиз-ни, не про-сил се-бе бо-гат-ства, не про-сил се-бе душ вра-гов тво-их, но про-сил се-бе ра-зу-ма, чтобы уметь су-дить, вот, Я сде-лаю по сло-ву тво-е-му. Вот, Я даю те-бе серд-це муд-рое и ра-зум-ное, так что по-доб-но-го те-бе не бы-ло преж-де те-бя, и по-сле те-бя не вос-станет по-доб-ный те-бе. И то, че-го ты не про-сил, Я даю те-бе и бо-гат-ство, и сла-ву, так что не бу-дет по-доб-но-го те-бе меж-ду ца-ря-ми во все дни твои. И ес-ли бу-дешь хо-дить пу-тем Мо-им, со-хра-няя уста-вы Мои и за-по-ве-ди Мои, как хо-дил отец твой Да-вид, Я про-дол-жу дни твои (). И про-бу-дил-ся Со-ло-мон от сно-ви-де-ния сво-е-го, и сбы-лось оно в точ-но-сти. И не за-мед-лил про-явить-ся дар ра-зу-ма - в су-де его над дву-мя жен-щи-на-ми, обес-смер-тив-ший сла-ву его во-ве-ки: ко-гда яви-лись к нему две жен-щи-ны, ро-див-шие од-новре-мен-но мла-ден-цев, из ко-то-рых один умер но-чью, ко-гда они спа-ли в од-ной ком-на-те, и вот, они спо-ри-ли, ко-му из них при-над-ле-жит остав-ший-ся в жи-вых мла-де-нец, - то ска-зал царь: по-дай-те мне меч. И при-нес-ли меч к ца-рю. И ска-зал царь:рас-се-ки-те жи-вое ди-тя на-двое и от-дай-те по-ло-ви-ну од-ной и по-ло-ви-ну дру-гой. И от-ве-ча-ла та жен-щи-на, ко-то-рой сын был жи-вой, ца-рю, ибо взвол-но-ва-лась вся внут-рен-ность ее от жа-ло-сти к сы-ну сво-е-му: о, гос-по-дин мой! от-дай-те ей это-го ре-бен-ка жи-во-го и не умерщ-вляй-те его. А дру-гая го-во-ри-ла: пусть же не бу-дет ни мне, ни те-бе, ру-би-те. И от-ве-чал царь и ска-зал: от-дай-те этой жи-вое ди-тя, и не умерщ-вляй-те его: она - его мать. И услы-шал Из-ра-иль, как рас-су-дил царь, и стал бо-ять-ся ца-ря, ибо уви-дел на-род, что муд-рость Бо-жия в нем, чтобы про-из-во-дить суд. И был Со-ло-мон ца-рем над всем Из-ра-и-лем (). Он вла-дел все-ми цар-ства-ми от ре-ки Ев-фра-та до зем-ли Фили-стим-ской и до пре-де-лов Егип-та. Они при-но-си-ли да-ры и слу-жи-ли Со-ло-мо-ну во все дни жиз-ни его (). И жи-ли Иуда и Из-ра-иль спо-кой-но, каж-дый под ви-но-град-ни-ком сво-им и под смо-ков-ни-цею сво-ею, от Да-на до Вир-са-вии, во все дни Со-ло-мо-на ().

И дал Бог Со-ло-мо-ну муд-рость и весь-ма ве-ли-кий ра-зум и об-шир-ный ум, как пе-сок на бе-ре-гу мо-ря (). Он был муд-рее всех лю-дей... имя его бы-ло в сла-ве у всех окрест-ных на-ро-дов. И из-рек он три ты-ся-чи прит-чей, и пес-ней его бы-ла ты-ся-ча и пять; и го-во-рил он о де-ре-вах, от кед-ра, что в Ли-ване, до ис-со-па, вы-рас-та-ю-ще-го из сте-ны; го-во-рил и о жи-вот-ных, и о пти-цах, и о пре-смы-ка-ю-щих-ся, и о ры-бах. И при-хо-ди-ли от всех на-ро-дов по-слу-шать муд-ро-сти Со-ло-мо-на, от всех ца-рей зем-ных, ко-то-рые слы-ша-ли о муд-ро-сти его (). По-стро-е-ние хра-ма, пред-при-ня-тое Со-ло-мо-ном, про-дол-жа-лось 7 лет; при этом бы-ло 70 000 че-ло-век но-ся-щих ма-те-ри-а-лы, 80 000 ка-ме-но-сеч-цев, 30 000 ру-бя-щих кед-ро-вый лес в Ти-ре, при-став-ни-ков, смот-рев-ших за ра-бо-та-ми - 3 600 че-ло-век. Ко-гда со-вер-ше-на бы-ла вся ра-бо-та для хра-ма Гос-под-ня, Со-ло-мон при-нес по-свя-щен-ное Да-ви-дом, от-цом его, се-реб-ро и зо-ло-то, и ве-щи от-дал в со-кро-вищ-ни-цы хра-ма Гос-под-ня и со-звал ста-рей-шин Из-ра-иле-вых и всех на-чаль-ни-ков ко-лен, глав по-ко-ле-ний сы-нов Из-ра-иле-вых,... чтобы пе-ре-не-сти ков-чег за-ве-та Гос-под-ня из го-ро-да Да-ви-до-ва ().

И, об-ра-тясь к на-ро-ду и бла-го-сло-вив со-брав-ших-ся из-ра-иль-тян, Со-ло-мон ска-зал: бла-го-сло-вен Гос-подь Бог Из-ра-илев, Ко-то-рый ска-зал Сво-и-ми уста-ми Да-ви-ду, от-цу мо-е-му, и ныне ис-пол-нил ру-кою Сво-ею! Он го-во-рит: с то-го дня, как Я вы-вел на-род Мой, Из-ра-и-ля, из Егип-та, Я не из-брал го-ро-да ни в од-ном из ко-лен Из-ра-иле-вых, чтобы по-стро-ен был дом, в ко-то-ром пре-бы-ва-ло бы имя Мое; но из-брал Иеру-са-лим для пре-бы-ва-ния в нем име-ни Мо-е-го, и из-брал Да-ви-да, чтобы быть ему над на-ро-дом Мо-им, Из-ра-и-лем. У Да-ви-да, от-ца мо-е-го, бы-ло на серд-це по-стро-ить храм име-ни Гос-по-да Бо-га Из-ра-иле-ва. Но Гос-подь ска-зал Да-ви-ду, от-цу мо-е-му: хо-ро-шо, что у те-бя ле-жит на серд-це по-стро-ить храм име-ни Мо-е-му; од-на-ко не ты по-стро-ишь храм, а сын твой, ис-шед-ший из чресл тво-их, он по-стро-ит храм име-ни Мо-е-му. И ис-пол-нил Гос-подь сло-во Свое, ко-то-рое из-рек. Я всту-пил на ме-сто от-ца мо-е-го Да-ви-да... и по-стро-ил храм име-ни Гос-по-да Бо-га Из-ра-иле-ва ().

И стал Со-ло-мон пе-ред жерт-вен-ни-ком Гос-под-ним, впе-ре-ди все-го собра-ния Из-ра-иль-тян, и воз-двиг ру-ки свои к небу и ска-зал: Гос-по-ди Бо-же Из-ра-илев! нет по-доб-но-го Те-бе Бо-га на небе-сах ввер-ху и на зем-ле вни-зу! () По-ис-ти-не Бо-гу ли жить на зем-ле? Небо и небо небес не вме-ща-ет Те-бя, тем ме-нее сей храм, ко-то-рый я по-стро-ил име-ни Тво-е-му... Но при-з-ри на мо-лит-ву ра-ба Тво-е-го и на про-ше-ние его! услышь воз-зва-ние и мо-лит-ву, ко-то-рою раб Твой умо-ля-ет Те-бя ныне! Да бу-дут очи Твои от-вер-сты на храм сей день и ночь, на сие ме-сто, о ко-то-ром Ты ска-зал: Мое имя бу-дет там; услышь мо-лит-ву, ко-то-рою бу-дет мо-лить-ся раб Твой на ме-сте сем! () При вся-кой мо-лит-ве при вся-ком про-ше-нии, ка-кое бу-дет от ка-ко-го-ли-бо че-ло-ве-ка во всем на-ро-де Тво-ем, ко-гда они по-чув-ству-ют бед-ствие в серд-це сво-ем и про-струт ру-ки свои к хра-му се-му, Ты услышь с неба, с ме-ста оби-та-ния Тво-е-го, и по-ми-луй; сде-лай и воз-дай каж-до-му по пу-тям его, как Ты усмот-ришь серд-це его, ибо Ты один зна-ешь серд-це всех сы-нов че-ло-ве-че-ских! ().

Ко-гда Со-ло-мон про-из-нес мо-ле-ние и про-ше-ние к Гос-по-ду, то-гда встал с ко-лен от жерт-вен-ни-ка Гос-под-ня, ру-ки же его бы-ли рас-про-стер-ты к небу и, стоя, он бла-го-сло-вил все со-бра-ние Из-ра-иль-тян (). И царь и все Из-ра-иль-тяне с ним при-нес-ли жерт-ву Гос-по-ду ().

И явил-ся Со-ло-мо-ну Гос-подь во вто-рой раз, как явил-ся ему в Га-ва-оне, и ска-зал ему: Я услы-шал мо-лит-ву твою и про-ше-ние твое... Я освя-тил этот храм, ко-то-рый ты по-стро-ил, чтобы пре-бы-вать име-ни Мо-е-му там во-век, и бу-дут очи Мои и серд-це Мое там во все дни (). По окон-ча-нии хра-ма Со-ло-мон воз-двиг сте-ну во-круг Иеру-са-ли-ма и дво-рец для же-ны сво-ей, до-че-ри ца-ря Еги-пет-ско-го, а по-том при-ка-зал устро-ить несколь-ко кре-по-стей.

Бо-гат-ство Со-ло-мо-на бы-ло так ве-ли-ко, что се-реб-ро во дни его не вме-ня-лось ни во что. И сде-лал царь зо-ло-то и се-реб-ро в Иеру-са-ли-ме рав-но-цен-ным про-сто-му кам-ню, а кед-ры, по мно-же-ству их, сде-лал рав-но-цен-ны-ми си-ко-мо-рам, ко-то-рые на низ-ких ме-стах ().

И все ца-ри зем-ли ис-ка-ли ви-деть Со-ло-мо-на, чтобы по-слу-шать муд-ро-сти его, ко-то-рую Бог вло-жил в серд-це его. И каж-дый из них под-но-сил от се-бя в дар со-су-ды се-реб-ря-ные и со-су-ды зо-ло-тые, и одеж-ды, ору-жие и бла-го-во-ния, ко-ней и ло-ша-ков из го-да в год ().

Все ца-ри бы-ли дан-ни-ка-ми Со-ло-мо-на, и да-же ца-ри-ца Сав-ская, услы-шав о сла-ве его во имя Гос-по-да, при-шла ис-пы-тать его за-гад-ка-ми. И при-шла она в Иеру-са-лим с весь-ма боль-шим бо-гат-ством: вер-блю-ды на-вью-че-ны бы-ли бла-го-во-ни-я-ми и ве-ли-ким мно-же-ством зо-ло-та, и дра-го-цен-ны-ми кам-ня-ми, и при-шла к Со-ло-мо-ну и бе-се-до-ва-ла обо всем, что бы-ло у нее на серд-це. И объ-яс-нил ей Со-ло-мон все сло-ва ее ()... И на-шла в Со-ло-моне ца-ри-ца муд-ро-сти и бо-гат-ства еще бо-лее, чем слы-ша-ла о том, и бла-го-сло-ви-ла Гос-по-да, по-ста-вив-ше-го Со-ло-мо-на ца-рем тво-рить суд и прав-ду...

Так бла-го-сло-вил Бог Со-ло-мо-на в то вре-мя, ко-гда он был непо-ро-чен пе-ред Ним, но ко-гда Со-ло-мон, в уго-жде-ние иным же-нам сво-им, по-стро-ил ка-пи-ща для идо-лов, по-чи-та-е-мых ими, то на-влек на се-бя гнев Бо-жий; Бог пре-дал его враж-де про-тив-ни-ков - Аде-ра иду-ме-я-ни-на и Ра-зо-на, быв-ше-го ра-бом ца-ря Сув-ско-го, ко-то-рый, убе-жав от сво-е-го гос-по-ди-на, со-брал шай-ку мя-теж-ни-ков и укре-пил-ся в Да-мас-ке. Оба они по-сто-ян-но тре-во-жи-ли иуде-ев сво-и-ми на-бе-га-ми. Осо-бен-но бес-по-ко-и-ло Со-ло-мо-на то, что про-рок Ахия пред-ска-зал под-дан-но-му его - Иеро-во-аму (Еф-рем-ля-ни-ну из Ца-ре-ды), что он ис-торгнет цар-ство из ру-ки Со-ло-мо-но-вой и что даст-ся ему власть над 10-ю ко-ле-на-ми из-ра-иль-ски-ми... Со-ло-мон ис-кал то-гда умерт-вить Иеро-воама, но Иеро-во-ам спас-ся бег-ством в Еги-пет, где и жил до смер-ти Со-ло-мо-на. Впро-чем, не пре-был без рас-ка-я-ния, и не за-тми-лась ис-ти-на в ду-ше Со-ло-мо-на. О со-кру-ше-нии ду-ха его и о со-зна-нии прав-ды и еди-но-го на по-тре-бу сви-де-тель-ству-ют сло-ва его в «Эк-кле-зи-а-сте»: Су-е-та су-ет - все су-е-та! ().

Вы-слу-ша-ем сущ-ность все-го: бой-ся Бо-га и за-по-ве-ди Его со-блю-дай, по-то-му что в этом все для че-ло-ве-ка ()...

Всех книг Со-ло-мон на-пи-сал че-ты-ре: Прит-чи, Пре-муд-рость, Эк-кле-зи-аст и Песнь Пес-ней.

Вре-ме-ни цар-ство-ва-ния Со-ло-мо-на в Иеру-са-ли-ме над всем Из-ра-и-лем бы-ло со-рок лет. И по-чил Со-ло-мон с от-ца-ми сво-и-ми, и по-гре-бен был в го-ро-де Да-ви-да, от-ца сво-е-го, и во-ца-рил-ся вме-сто него сын его Ро-во-ам () (от ко-то-ро-го - во ис-пол-не-ние про-ро-че-ства Ахии - при са-мом вос-ше-ствии его на пре-стол от-ло-жи-лись 10 ко-лен Из-ра-иле-вых).