Гендерная идентичность - это что такое? Гендер - это только половая принадлежность или более широкое понятие

Принадлежность и гендерная психология сейчас у всех на слуху. Так что же такое гендер? намного шире, чем простая принадлежность индивида к определенному полу. Биологический пол субъекта не подлежит изменениям на протяжении всей его жизни (за исключением случаев хирургического вмешательства). Гендер же представляет собой, скорее, которая имеет свойства меняться в ходе развития общества, а также неодинакова у различных культур и сообществ.

Определение

Так что же такое гендер? Определение данного понятия заключается в описании всего поведенческого комплекса, который характеризует субъект как мужчину или как женщину. Следует отметить, что физиологические аспекты здесь играют второстепенную роль. В первую очередь гендер - это социально обусловленная модель человека, определяющая его положение в обществе. В понятие гендера входит совокупность культурных и социальных норм, предписываемых человеку обществом в зависимости от физиологического пола. Другими словами, гендер - это то, какими чертами должен обладать человек как мужчина или как женщина.

Таким образом, гендерные роли определяются характеристиками общества, в котором живет человек. Следует также отметить, что биологический мужчина может вовсе не иметь гендерной принадлежности к мужчинам, так же как и женщина.

Проблема гендерной идентичности

Каким же образом происходит гендерное становление человека в обществе, как он ассимилирует полоролевые характеристики, какие проблемы возникают, если этого не происходит? Становление или конструирование половой идентификации субъекта на протяжении жизни - в этом заключается проблема гендера как В процессе проходит через ряд стадий конструирования гендерной идентичности. Первая - это собственно половая идентичность. Субъект осознает свою биологическую принадлежность к определенному полу, осознает свое тело. На второй стадии происходит обучение и принятие социальных ролей, свойственных полу в данном обществе. И, наконец, на третьей стадии осуществляется завершение структуры гендера личности; человек воспринимает себя как часть социальной структуры, выстраивает соответствующие отношения между полами. Таким образом, гендер - это функционирования общества, с его помощью выстраиваются определенные отношения, создается система социальных стереотипов и т.п.

Понятие о гендере в общественном представлении

Наверняка многие слышали такие высказывания, как "настоящий мужчина должен...", "женщине пристало..." и т.д. Это система социальных стереотипов относительно гендерной принадлежности. В современном мире установления равноправия полов, разрушения института брака и семьи человек дезориентирован, он не знает, какие роли присущи определенному гендеру. Происходит смешение, отторжение многими людьми предписываемых архаичным обществом гендерных ролей. Таким образом, в современном мире гендер - это довольно размытое понятие, которое с течением времени должно, несомненно, измениться под запросы общества.

17 951

Малыш еще не родился, но мы, узнав его пол, покупаем одежду, коляску, обставляем детскую... Для мальчика мы выбираем сине-голубые тона, для девочки – розовые. Так начинается «гендерное воспитание». Потом мальчик получает в подарок машинки, а девочка – куклы. Сына мы хотим видеть мужественным, смелым и сильным, а дочь – ласковой, мягкой и уступчивой. О том, как влияют на детей наши гендерные ожидания, рассказывает врач и психолог Игорь Добряков.

Слово «гендер» было введено в обращение, для того чтобы отделить социальные значения «мужественности» и «женственности» от биологических половых различий. Пол определяется анатомо-физиологическими особенностями, позволяющими делить всех людей на мужчин и женщин и причислять себя к одной из групп. Иногда при хромосомном сбое или в результате отклонений в развитии эмбриона рождается человек, сочетающий в себе половые признаки как мужчины, так и женщины (гермафродит). Но это случается крайне редко.

Один психолог в шутку сказал, что пол – это то, что между ног, а гендер – то, что между ушами. Если пол человека определяется при рождении, то гендерная идентичность формируется в процессе воспитания и социализации. Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать определенным анатомическим строением, но и иметь внешность, манеры, поведение, привычки, соответствующие ожиданиям. Эти ожидания задают определенные образцы поведения (гендерные роли) для мужчин и женщин в зависимости от гендерных стереотипов – того, что в обществе считается «типично мужским» или «типично женским».

Возникновение гендерной идентичности тесно связано и с биологическим развитием, и с развитием самосознания. В два года , но не до конца понимают, что это значит, однако под влиянием примера и ожиданий взрослых уже начинают активно формировать свои гендерные установки, учатся различать пол окружающих по одежде, прическе, чертам лица. К семи годам ребенок осознает неизменность своего биологического пола. В подростковом возрасте происходит формирование гендерной идентичности: бурное половое созревание, проявляющееся изменениями тела, романтическими переживаниями, эротическими желаниями, его стимулирует. Это оказывает сильнейшее влияние на дальнейшее формирование гендерной идентичности. Происходит активное освоение форм поведения и становление характера в соответствии с представлениями родителей, ближайшего окружения, общества в целом о фемининности (от лат. femininus – «женский») и маскулинности (от лат. masculinus – «мужской»).

Гендерное равенство

За последние 30 лет идея гендерного равенства получила широкое распространение в мире, легла в основу многих международных документов, нашла отражение в национальных законах. Гендерное равенство подразумевает равные возможности, права и обязанности для женщин и мужчин во всех сферах жизни, в том числе равный доступ к образованию и здравоохранению, равные возможности работать, участвовать в государственном управлении, создавать семью и воспитывать детей. Гендерное неравенство создает благоприятную почву для гендерного насилия. Сохранившиеся с архаических времен стереотипы приписывают женщинам и мужчинам разный сценарий сексуального поведения: для мужчин допускается большая сексуальная активность и агрессивность, от женщин ожидается пассивное послушание и подчинение мужчине, что легко превращает ее в объект сексуальной эксплуатации.

Равные в различии

И женщина, существовали всегда, но различались в разные эпохи и у разных народов. Более того, в разных семьях, живущих в одной стране и принадлежащих к одному классу, представления о «настоящих» мужчине и женщине могут значительно различаться.

В современных странах западной цивилизации постепенно возобладали идеи гендерного равенства между мужчинами и женщинами, и это постепенно уравнивает их роли в обществе и семье. Избирательные права для женщин были законодательно закреплены совсем недавно (по историческим меркам): в США в 1920 году, в Греции в 1975 году, в Португалии и Испании – в 1974 и 1976 году, а один из кантонов Швейцарии уравнял женщин и мужчин в избирательных правах лишь в 1991 году. В некоторых государствах, например Дании, создано особое министерство, занимающееся вопросами гендерного равенства.

В то же время в странах, где сильно влияние религии и традиций, чаще встречаются взгляды, согласно которым признается право мужчин доминировать, управлять женщинами, властвовать над ними (так, например, в Саудовской Аравии женщинам обещали предоставить право голоса лишь с 2015 года).

Мужские и женские качества проявляются в рисунке поведения, во внешнем виде, в предпочтении тех или иных увлечений, занятий. Есть различия и в ценностях. Считается, что женщины больше ценят человеческие отношения, любовь, семью, а мужчины – социальную успешность, независимость. Однако в реальной жизни окружающие нас люди демонстрируют сочетание и фемининных, и маскулинных личностных черт, значимые для них ценности могут существенно варьироваться. Кроме того, проявляющиеся ярко в одних ситуациях маскулинные или фемининные черты в других могут быть незаметны. Подобные наблюдения привели австрийского ученого Отто Вейнингера (Otto Weininger) к мысли о том, что у каждой нормальной женщины и у каждого нормального мужчины есть черты и своего, и противоположного пола, индивидуальность человека определяется преобладанием мужского над женским или наоборот*. Он использовал термин «андрогинность» (греч. ανδρεία – мужчина; греч. γυνής – женщина) для обозначения сочетания мужских и женских черт. Русский философ Николай Бердяев назвал идеи Вейнингера «гениальными интуициями»**. Вскоре после публикации работы Вейнингера «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. В организме мужчины вырабатываются вместе с мужскими половыми гормонами и женские, а в женском организме наряду с женскими – мужские. Их сочетание и концентрация оказывают влияние на внешний облик и сексуальное поведение человека, формируют его гормональный пол.

Поэтому в жизни мы встречаемся с таким разнообразием проявлений мужского и женского. У некоторых мужчин и женщин преобладают соответственно маскулинные и фемининные качества, у других наблюдаются баланс тех и других. Психологи считают, что личности андрогинного типа, у которых сочетаются высокие показатели и маскулинности и фемининности, обладают большей гибкостью поведения, а потому наиболее адаптивны и психологически благополучны. Поэтому воспитание детей в жестких рамках традиционных гендерных ролей может оказать им плохую услугу.

Игорь Добряков – кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Член редакционных советов журналов «Перинатальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Детская медицина Северо-Запада». Автор десятков научных работ, а также соавтор книг «Развитие личности ребенка от рождения до года» (Рама Паблишинг, 2010), «Детская психиатрия» (Питер, 2005), «Психология здоровья».

В плену стереотипов

Большинство людей считают, что женщине присущи такие свойства, как чувствительность, нежность, заботливость, чуткость, терпимость, скромность, уступчивость, доверчивость и т. п. Девочек приучают быть послушными, аккуратными, отзывчивыми.

Настоящими мужскими качествами считаются смелость, настойчивость, надежность, ответственность и т. п. Мальчиков учат полагаться на собственные силы, добиваться своего, быть независимыми. Наказания за проступки для мальчиков, как правило, более суровы, чем для девочек.

Многие родители поощряют у своих детей поведение и игры, традиционно свойственные их полу, и сильно переживают, когда замечают обратное. Покупая мальчикам машинки и пистолеты, а девочкам – куклы и коляски, родители, часто не сознавая этого, стремятся воспитывать сильных мужчин – добытчиков и защитников, и настоящих женщин – хранительниц очага. Но в том, что мальчик готовит обед на игрушечной плите и кормит плюшевого медвежонка, а девочка собирает конструктор и играет в шахматы, нет ничего плохого. Подобные занятия способствуют многостороннему развитию ребенка, формируют у него важные черты (заботливость у мальчика, логическое мышление – у девочки), готовят к жизни в современном обществе, где уже давно женщины и мужчины одинаково успешно овладевают одними и теми же профессиями и во многом играют одинаковые социальные роли.

Говоря мальчику: «Дай сдачи, ты же мальчик» или «Не реви, ты не девочка», родители воспроизводят гендерные и невольно, а то и сознательно закладывают основу для будущего агрессивного поведения мальчика и ощущения превосходства над девочками. Когда взрослые или друзья осуждают «телячьи нежности», они тем самым запрещают мальчику, а потом и мужчине проявлять внимание, заботу, ласку. Фразы типа «Не испачкайся, ты же девочка», «Не дерись, дерутся только мальчишки» формируют у девочки чувство собственного превосходства над грязнулями и драчунами, а призыв «Веди себя тише, будь скромнее, ты же девочка» ориентирует играть вторые роли, уступая пальму первенства мужчинам.

Мифы о мальчиках и девочках

Какие широко распространенные мнения основываются на твердых фактах, а какие не имеют под собой надежной экспериментальной основы?

В 1974 году Элеонора Маккоби и Кэрол Джэклин развеяли многие мифы, показав, что люди разного пола имеют больше сходства, чем различий. Чтобы выяснить, насколько близки к истине ваши стереотипные представления, подумайте, какие из приведенных ниже утверждений истинны.

1. Девочки более общительны, чем мальчики.

2. Чувство собственного достоинства у мальчиков развито сильнее, чем у девочек.

3. Девочки лучше мальчиков выполняют простые, рутинные задания.

4. Мальчики обладают более выраженными математическими способностями и пространственным мышлением, нежели девочки.

5. У мальчиков более аналитический ум, чем у девочек.

6. У девочек лучше развита речь, чем у мальчиков.

7. У мальчиков сильнее мотивация на достижение успеха.

8. Девочки не столь агрессивны, как мальчики.

9. Девочки легче поддаются убеждению, чем мальчики.

10. Девочки более чувствительны к звуковым, а мальчики – к зрительным раздражителям.

Ответы, вытекающие из исследования Маккоби и Джэклин, не могут не вызывать удивления.

1. Нет никаких оснований считать, что девочки более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры. Ни мальчики, ни девочки не обнаруживают повышенного желания играть в одиночку. Мальчики не отдают предпочтения игре с неодушевленными предметами перед игрой со сверстниками. В определенном возрасте мальчики даже больше времени проводят в совместных играх, чем девочки.

2. Результаты психологических тестов свидетельствуют, что мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако указывают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой.

3 и 4. Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми задачами. Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте 12 лет, когда у них быстро развивается пространственное мышление. В частности, им легче удается изобразить невидимую сторону предмета. Поскольку различие в способностях к пространственному мышлению становится заметным только в подростковом возрасте, причину этого следует искать либо в окружающей ребенка обстановке (вероятно, мальчикам чаще предоставляется возможность совершенствовать это умение), либо в особенностях его гормонального статуса.

5. Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить важное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное.

6. Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков. Они лучше справляются с тестами на понимание сложностей языка, отличаются более беглой образной речью, их сочинения более грамотны и лучше с точки зрения стиля. Как и в случае с математическими способностями мальчиков, повышенные речевые способности девочек могут быть следствием социализации, которая мотивирует их на совершенствование языковых навыков.

7. Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже – на девочек. Нет никаких данных о том, что родители побуждают мальчиков быть агрессивнее девочек; скорее они не поощряют проявления агрессивности ни у тех, ни у других.

8. Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства.

9. В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола.

Наиболее объективный подход к выявлению различий между полами состоит в изучении мозга. С помощью электроэнцефалографии можно оценивать реакции мозга на различного рода стимуляцию. Такие исследования позволяют избежать зависимости получаемых результатов от личных мнений или пристрастий экспериментатора, поскольку интерпретация наблюдаемого поведения в данном случае основывается на объективных показателях. Оказалось, что у женщин острее чувства вкуса, осязания и слуха. В частности, их слух в длинноволновом диапазоне настолько острее, чем у мужчин, что звук мощностью 85 децибелов кажется им в два раза громче. У женщин выше подвижность рук и пальцев и более тонкая координация движений, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам. По мере накопления данных об анатомических и физиологических особенностях мужского и женского мозга возрастает потребность в новых нейропсихологических исследованиях, которые могли бы развеять существующие мифы или подтвердить их реальность»*.

* Фрагменты из книги У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Коллодни «Основы сексологии» (Мир, 1998).

Как складывается социальный пол

Формирование гендерной идентичности начинается в раннем возрасте и проявляется субъективным чувством принадлежности к мальчикам или к девочкам. Уже в трехлетнем возрасте мальчики предпочитают играть с мальчиками, а девочки – с девочками. Совместные игры также присутствуют, и они очень важны для приобретения навыков общения друг с другом. Дошкольники стараются соответствовать тем представлениям о «правильном» поведении для мальчика и девочки, которые им «транслируют» воспитатели и детский коллектив. Но главным авторитетом во всех вопросах, в том числе гендерных, для маленьких детей являются родители. Для девочек очень важен образ не только женщины, главным примером которой служит мать, но и образ мужчины, так же как для мальчиков важны образцы и мужского, и женского поведения. И конечно же, родители дают детям первый пример отношений между мужчиной и женщиной, который во многом определяет их особенности поведения при общении с лицами противоположного пола, представления об отношениях в паре.

До 9–10 лет дети особенно восприимчивы к внешним влияниям. Тесное общение со сверстниками противоположного пола в школе и на других занятиях помогает ребенку усвоить поведенческие гендерные стереотипы, принятые в обществе. Ролевые игры, начавшиеся еще в детском саду, со временем становятся все сложнее. Участие в них очень важно для детей: они имеют возможность выбирать пол персонажа в соответствии со своим, учатся соответствовать своей гендерной роли. Изображая мужчин или женщин, они прежде всего отражают стереотипы гендерного поведения, принятые в семье и в школе, проявляют те качества, которые считаются в их окружении фемининными или маскулинными.

Интересно, как по-разному родители и учителя реагируют на отход от стереотипов. Девочку-сорванца, которая любит играть в «войнушку» с мальчиками, и взрослые, и сверстники, как правило, не порицают. А вот мальчика, который играет в куклы, дразнят, обзывают «девчонкой» или «маменькиным сынком». Очевидно различие объема требований к «подобающему» поведению мальчиков и девочек. Трудно представить себе, что какое-нибудь нехарактерное для девочки занятие (лазерные бои, автогонки, футбол) вызовет столь же сильное осуждение, как, например, любовь к игрушечной посуде, шитью и нарядам у мальчика (это хорошо показано в фильме 2000 года режиссера Стивена Долдри «Билли Эллиот»). Таким образом, в современном обществе практически не осталось чисто мужских занятий и увлечений, но по-прежнему существуют типично женские.

В детских сообществах женственные мальчики подвергаются насмешкам, их обзывают «слабаками», «слюнтяями». Нередко насмешки сопровождаются физическим насилием. В подобных ситуациях необходимо своевременное вмешательство учителей, нужна моральная поддержка ребенка со стороны родителей.

В препубертатном периоде (примерно от 7 до 12 лет) дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы, при этом избегая представителей другого пола. Исследования белорусского психолога Якова Коломинского*** показали, что при необходимости отдать предпочтение трем одноклассникам мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Однако эксперимент, поставленный нами, убедительно доказал, что если дети уверены, что их выбор останется в тайне, то многие из них выбирают лиц противоположного пола****. Это свидетельствует о значимости усвоенных ребенком гендерных стереотипов: он опасается, что дружба или даже общение с представителем другого пола могут заставить окружающих усомниться в правильном усвоении им своей гендерной роли.

В период полового созревания подростки, как правило, стараются подчеркивать свои гендерные качества, в перечень которых начинают включать и общение с противоположным полом. Мальчик-подросток, стремясь показать свою мужественность, не только занимается спортом, проявляет решительность, силу, но и активно демонстрирует интерес к девочкам и вопросам секса. Если же он избегает этого и у него замечают «девчачьи» свойства, то он неизбежно становится мишенью для насмешек. Девочки в этот период беспокоятся о том, насколько они привлекательны для противоположного пола. При этом под влиянием традиционных они замечают, что их «слабость» и «беспомощность» привлекает мальчиков, которым хочется проявить свои уменья и силу, выступить в роли защитника и покровителя.

В этот период авторитет взрослых уже не так высок, как в детстве. Подростки начинают ориентироваться на стереотипы поведения, принятые в их среде и активно продвигаемые массовой культурой. Идеалом девушки может стать сильная, успешная и самостоятельная женщина. Все реже доминирование мужчины в любви, в семье и в коллективе воспринимается как норма. Подвергается сомнению гетеросексуальная нормативность, то есть «правильность» и допустимость влечения только к представителю противоположного пола. Все большее понимание находит «нестандартная» гендерная самоидентификация. Сегодняшние подростки и молодые люди более либеральны в своих взглядах на сексуальность и сексуальные отношения.

Усвоение гендерных ролей и становление гендерной идентификации происходит в результате сложного взаимодействия природных задатков, индивидуальных особенностей ребенка и его окружения, микро- и макросоциума. Если родители, зная закономерности этого процесса, не навязывают ребенку свои стереотипы, а помогают ему раскрыть свою индивидуальность, то в подростковом и более старшем возрасте у него будет меньше проблем, связанных с половым созреванием, осознанием и принятием своего пола и гендера.

Без двойных стандартов

Двойные стандарты проявляются в самых разных областях жизни. Когда речь идет о мужчинах и женщинах, они прежде всего касаются сексуального поведения. Традиционно за мужчиной признается право на сексуальный опыт до вступления в брак, а от женщины требуется, чтобы до замужества. При формальном требовании взаимной верности обоих супругов внебрачные связи мужчины не осуждаются так строго, как измены женщины. Двойной стандарт предписывает мужчине роль опытного и ведущего партнера в сексуальных отношениях, а женщине – пассивной, ведомой стороны.

Если мы хотим воспитать ребенка в духе гендерного равенства, необходимо показывать ему пример одинакового отношения к людям независимо от их пола. В разговорах с ребенком не связывайте то или иное занятие или работу по дому или профессию с половой принадлежностью – папа может мыть посуду, а мама – ездить на машине за продуктами; бывают женщины-инженеры и мужчины-повара. Не допускайте двойных стандартов в отношении мужчин и женщин и будьте нетерпимы к всякому насилию, от кого бы оно ни исходило: девочка, задирающая мальчика, заслуживает того же порицания, что и мальчик, отбирающий у нее игрушку. Гендерное равенство не отменяет половых и гендерных различий и не отождествляет женщин и мужчин, девочек и мальчиков, но позволяет каждому человеку найти свой способ самореализации, определить свой жизненный выбор независимо от привычных гендерных стереотипов.

* О. Вейненгер «Пол и характер» (Латард, 1997).

** Н. Бердяев «Смысл творчества» (АСТ, 2007).

*** Я. Коломинский «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений» (Народная Асвета, 1984).

**** И. Добряков «Опыт исследования гетеросексуальных отношений детей препубертатного возраста» (в книге «Психика и пол у детей и подростков в норме и патологии», ЛПМИ, 1986).

Возможны варианты

Не делайте из мальчика «настоящего мужчину», советует родителям социолог и сексолог Игорь Кон*.

Все настоящие мужчины разные, единственные поддельные мужчины те, которые притворяются «настоящими». Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите мальчику выбрать тот вариант маскулинности, который ему ближе и в котором он окажется успешнее, чтобы он мог принимать себя и не жалеть об упущенных, чаще всего лишь воображаемых, возможностях.

Не воспитывайте в нем воинственность.

Исторические судьбы современного мира решаются не на полях сражений, а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой Отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит.

Не учите мальчика относиться к женщине с позиции силы.

Быть рыцарем красиво, но если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым, это станет для него травмой. Разумнее видеть в «женщине вообще» равноправного партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами выстраивать индивидуально, в зависимости от их и своих ролей и особенностей.

Не пытайтесь формировать детей по собственному образу и подобию.

Для родителя, не страдающего манией величия, гораздо более важная задача – помочь ребенку стать самим собой.

Не пытайтесь навязать ребенку определенный род занятий и профессию.

К тому времени, когда он будет делать свой ответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь – с раннего детства обогащать интересы ребенка, чтобы у него был возможно более широкий выбор вариантов и возможностей.

Не заставляйте детей реализовать ваши несбывшиеся мечты и иллюзии.

Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули, и существует ли она вообще. Единственное, что в вашей власти, – помочь ребенку выбрать оптимальный для него вариант развития, но право выбора принадлежит ему.

Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам не свойственны.

Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых, на него влияет не абстрактная «полоролевая модель», а индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример и то, как он относится к ребенку.

Не верьте, что в неполных семьях вырастают неполноценные дети.

Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз. «Неполные семьи» – не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви. Материнская семья имеет свои дополнительные проблемы и трудности, но она лучше, чем семья с отцом-алкоголиком или где родители живут как кошка с собакой.

Не пытайтесь заменить ребенку общество сверстников,

избегайте конфронтации с их средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать, это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против «плохих товарищей» лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье.

Не злоупотребляйте запретами и по возможности избегайте противоборства с ребенком.

Если на вашей стороне сила, то на его стороне – время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным поражением. А если вы сломаете его волю, в проигрыше окажутся обе стороны.

Никогда не применяйте телесных наказаний.

Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Кажущийся педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью.

Не слишком уповайте на опыт предков.

Мы плохо знаем реальную историю повседневности, нормативные предписания и педагогические практики никогда и нигде не совпадали. Кроме того, сильно изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания, которые считались полезными раньше (та же порка), сегодня неприемлемы и неэффективны.

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.

Половая принадлежность это совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организмов. В наиболее широком смысле пол - это комплекс репродуктивных, соматических и социальных характеристик, определяющих индивид как мужской либо женский организм. Пол будущего ребёнка определяется в момент зачатия: если с женской половой клеткой соединяется сперматозоид, несущий женскую хромосому, зачинается девочка, если же сперматозоид несёт мужскую хромосому, зачинается мальчик. Раздельнополость - самый первый, самый обязательный и самый глобальный феномен сексуальности человека. Разделение человеческих особей на мужчин и женщин предполагает у каждого индивида полное соответствие анатомического строения половых органов, мужских и женских пропорций тела (рост, соотношение ширины плеч и таза, выраженность и распределение подкожного жирового слоя и т. д.), полового самосознания (т.е. ощущения себя представителем определённого пола) и, наконец, адекватную направленность полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения. Абсолютная норма предполагает однозначную направленность всех компонентов перечисленного рода без единого исключения, впрочем, в сексологической практике наблюдается крайняя вариативность состава человеческой популяции, послужившая основой для выделения и рассмотрения при исследовании пола таких абсолютно самостоятельных категорий и понятий, как трансвестизм, транссексуализм, гетеросексуальность, бисексуальность, гомосексуальность.

Такое многообразие проявлений пола определяется сложностью механизмов его детерминации, в основе которых лежит система иерархических отношений, охватывающих диапазон от генетических влияний до психологического выбора сексуального партнёра.

Становление данной системы начинается с детерминации генетического пола, определяемого набором половых хромосом. Генетический пол в свою очередь обусловливает гонадный (либо настоящий) пол, идентифицируемый по основному показателю половой принадлежности - гистологическому строению половой железы. Истинным его называют потому, что, определяя гаметный пол, т.е. способность половой железы образовывать сперматозоиды либо яйцеклетки, гонады тем самым выявляют роль данного индивида в процессе воспроизведения. Вместе с этим гонадный пол определяет также и гормональный пол, т.е. способность половой железы секретировать специфические половые гормоны. Уровень и доминирующая направленность гормональных воздействий определяют морфологический (либо соматический) пол (фенотип) субъекта, т.е. строение и развитие его внутренних и наружных половых органов, включая проявления вторичных половых признаков. Социально-психологическое воздействие на половую принадлежность индивида начинается с гражданского (акушерского), т.е. определяемого иным лицом, пола. Гражданский пол определяет пол воспитания (от выбора формы одежды, причёски и игр до использования наказаний за несоответствующее сексуальное поведение), тем самым формирует половое самосознание, которое в свою очередь определяет играемую индивидом половую роль, прежде всего подбор партнёра.

Определённый интерес вызывает соотношение полов, которое не выражается ожидаемым статистическим соотношением 1:1. Большая часть ученых едины во мнении, что мужских зачатий больше, чем женских. Приводимые различными авторами данные колеблются от 180 до 120 зачатий мальчиков на 100 зачатий девочек. При вторичном соотношении полов при рождении в большинстве стран на 1 000 000 рождений число мальчиков превосходит 510 тысяч, тогда как девочек меньше - 490 тысяч. В начале 1980-х годов во всём мире мужчины составляли 50,2процентов населения, женщины49,8процентов (в СССР соответственно 47процентов и 53процентов в 1987 г.). Следует помнить, что впрочем нередко слова "пол" и "секс" отождествляются, впрочем они имеют разное значение. Термин "пол" употребляется по отношению к явлениям, связанным с дифференцировкой и различием мужчин и женщин, тогда как термин "секс" имеет отношение к личности, психологическим особенностям взаимоотношений и эротическим чувствам.

Ваш сын проявляет интерес к косметике и одежде для девочек?
Когда такие особенности поведения проявляются у детей среднего подросткового возраста, их родители зачастую начинают ощущать беспокойство, у них возникает много вопросов: является ли поведение моего ребенка аномальным? Должен ли я постараться изменить его? Нуждается ли мой ребенок в помощи специалистов?
На самом деле некоторые отличительные особенности пола ребенка начинают развиваться задолго до наступления среднего подросткового возраста. Осознание ребенком своего пола - будь то мальчик или девочка - приходит уже в первый год жизни. Зачастую это начинается уже в возрасте 8-10 месяцев, когда младенец впервые обнаруживает свои половые органы. После этого в возрасте от одного до двух лет дети приходят к пониманию физических различий между мальчиками и девочками; до трех лет по мере обретения ребенком определенного представления о самом себе он уже может твердо сказать, мальчик он или девочка. К четырем годам определение ребенком отличительных особенностей своего" пола становится стабильным, и он точно знает, что всегда будет мальчиком или девочкой.
В это же время дети узнают отличительные особенности поведения людей того или иного пола - делают вещи, «которые должны делать мальчики» или «которые должны делать девочки». Еще до трехлетнего возраста дети способны различать игрушки, которые обычно отождествляются с мальчиками или девочками (машинки или куклы). К трем годам они уже больше знают о действиях, интересах и занятиях мальчиков и девочек; многие из них начинают играть с детьми того же пола. Вы наверняка замечали, что ваша дочь предпочитает играть с куклами, печь пирожки и играть в домик. А сын, наоборот, играет в более энергичные и активные игры, проявляет интерес к игрушечным солдатикам и машинкам. Такие отличительные особенности поведения, включая игрушки, которыми играют дети, и игры, в которых они принимают участие, зависят от того, как ребенка воспитывают и какие надежды на него возлагают.
В среднем подростковом возрасте отличительные особенности пола продолжают сильно проявляться не только в предпочтениях ребенка играть с детьми одного с ним пола, но и в его желании вести себя, выглядеть и иметь вещи такие же, как у его сверстников того же пола. В этот период вы заметите, как ваш ребенок выражает свою половую принадлежность при помощи особенностей поведения того или иного пола (а начали проявляться они уже в дошкольные годы):

  1. Через его или ее игрушки, выбор игр, домашние задания и роли в семье. Чаще всего мальчики предпочитают играть в игры, «типичные для мальчиков», с характерными мужскими признаками, в то время как девочки предпочитают занятия, «типичные для девочек», с характерными женскими особенностями.
  2. Через поведение в обществе, которое отражает степень агрессивности, доминирования, подчинения и мягкости характера.
  3. Через манеру и способ выражения поведенческих и физических жестов и мимики, а также других невербальных действий, которые свойственны мужчинам или женщинам.
  4. Через социальные взаимоотношения, включая пол выбираемых ребенком друзей и людей, которым он старается подражать. В начальной школе дети по-прежнему подвержены большему влиянию со стороны других детей одного с ними пола: мальчики больше играют с мальчиками, а девочки - с девочками. В ранние школьные годы мальчики часто выражают сильную нелюбовь к девочкам и наоборот - вероятно, это служит средством укрепления их личностных отличительных особенностей.

Поведение ребенка с явным проявлением отличительных особенностей его пола скорее всего сильно обусловлено отождествлением его с мужчинами и женщинами, которые присутствуют в его жизни. Все дети приобретают характерные черты мужчин и женщин, которые их окружают, включая эти особенности в собственные индивидуальные характеристики и системы ценностей. Помимо этого на них оказывают влияние герои телевизионных передач и спортивных мероприятий, а также взрослые, принимающие участие в других родах деятельности их жизни. Спустя некоторое время совместное действие всех этих влияний может оказаться определяющим для закрепления многих мужских или женских качеств. Вероятно, наиболее значимым фактором является тонкость взаимоотношений каждого ребенка с его отцом и матерью, а также особенности поведения родителей по отношению друг к другу и к ребенку, которые оказывают влияние на его или ее проявление особенностей поведения, свойственных его/ее полу.

Стереотипы полового поведения ребенка

Стереотипы характерных особенностей мужского и женского поведения занимают прочное место в нашем обществе, и когда склонности и интересы ребенка отличаются от принятых форм поведения, он часто подвергается насмешкам и дискриминации.
Беспокойство вас как родителя по поводу того, как вашего подростка принимает общество, вполне объяснимо. Вы стараетесь научить его, как следует вести себя в обществе, чтобы он мог выбирать правильные действия, являясь членом данной культуры, даже если в некоторых случаях они противоречат его интересам и способностям. Тем не менее вам следует правильно оценивать свои благие намерения, направленные на подчинение его определенным нормам, и не забывать о том, что ребенок должен при этом чувствовать себя комфортно и оставаться в ладу с самим собой. Даже если он не соответствует принятым стереотипам - к примеру, если ваш сын не проявляет особых успехов в спорте либо же абсолютно им не интересуется, - всегда имеется множество различных возможностей и сфер для проявления способностей. У каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны, и в некоторых случаях они могут не соответствовать ожиданиям со стороны окружающего общества либо его самого. Тем не менее они по-прежнему могут служить источником его настоящего и будущего успеха и уверенности.
Заметим не без иронии, что стереотипы со временем эволюционируют. На протяжении последних нескольких десятилетий наблюдается волна происходящих изменений в половых ролях и поведении. Сегодня от женщин ждут проявления большей самоуверенности и «феминизма», чем проявляли их мамы и бабушки. От мужчин общество ожидает проявления мягкости, большего сострадания и более «феминистической» позиции.
Таким образом, не пытайтесь заставить своего ребенка соответствовать принятым на данный момент или традиционным формам полового поведения, а вместо этого помогите ему развить собственный уникальный потенциал. Не уделяйте слишком много внимания и беспокойства тому, соответствуют ли интересы и сильные стороны ребенка социальным ролям, определенным обществом на данный момент. Дайте ему возможность проявить себя по-своему.

Когда происходит смешение отличительных особенностей полов

Временами у детей наблюдается смешение половых ролей. К примеру, мальчики не только перестают проявлять интерес к спорту, но и отождествляют себя с женским полом. Таким же образом некоторые девочки проявляют у себя больше мужских черт.
В результате возникновения противоречий в половой принадлежности дети могут отрицать различие полов. Вместо того чтобы учиться принимать себя таким, какой он есть на самом деле, ребенок может выражать неприязнь к той части себя, из-за которой он и является мальчиком или девочкой.
В самых крайних случаях мальчик может вести себя более женственно, и у него будет проявляться одна из следующих характеристик.

  • Он хочет быть девочкой.
  • Он хочет вырасти женщиной.
  • Он проявляет повышенный интерес к женским родам занятий, включая игры с куклами или игры, где он выступает в роли девочки или женщины.
  • Он проявляется повышенный интерес к косметике, ювелирным изделиям или одежде для девочек, ему нравится надевать на себя предметы одежды для девочек.
  • Его излюбленными друзьями являются девочки.
  • В редких случаях он может носить одежду противоположного пола и на самом деле считать себя девочкой.

Мальчики с проявлением женских черт в некоторых случаях подвергаются насмешкам, сверстники дразнят их, называя гомосексуалистами, и избегают их. Такое неприятие мальчика может только усиливаться по мере его взросления. В результате мальчики замыкаются в себе, становятся неуверенными или подавленными и начинают бороться со своей самооценкой и социальными взаимоотношениями.
С другой стороны, девочек, отождествляющих себя с мальчиками, называют сорванцами. Как правило, они сталкиваются с меньшим количеством насмешек и сложностей в отношениях со сверстниками, чем женоподобные мальчики. Для многих девочек некоторая доля озорства является естественной линией поведения, направленной на формирование здоровой подростковой половой индивидуальности. Тем не менее в редких случаях у девочек проявляются следующие характерные черты.

  • Они изъявляют желание быть мальчиком.
  • Они предпочитают дружить и общаться с мальчиками.
  • Во время игр с вымышленными героями и событиями они предпочитают мужские роли.

Эти характерные черты служат причиной возникновения противоречий или смешений полов и взаимоотношений со сверстниками одного с ними пола. Вероятные причины этих вариаций гипотетические и противоречивые. Результаты исследований доказывают, что определенную роль в смешении характерных особенностей полов играют как биологические факторы, так и социальные навыки.
Влияние семьи и родителей также может способствовать смешению полов. Исследования семейных отношений показывают, что у женоподобных мальчиков очень тесные взаимоотношения с матерями и холодные с отцами. Результаты исследований наводят на мысль, что матери некоторых женоподобных мальчиков сами способствуют и поддерживают «женственный» род занятий своих сыновей.
Родители таких детей часто задают вопрос, повлияет ли смешение поведения на сексуальные предпочтения и ориентацию позже, то есть станет ли их ребенок гомосексуалистом. Долгосрочные исследования свидетельствуют о том, что некоторые (но отнюдь не все) женственные мальчики и девочки-сорванцы на самом деле становятся бисексуалами или гомосексуалистами в более позднем подростковом и взрослом возрасте.

Что делать?

Если у вашего ребенка среднего подросткового возраста проявляются нарушения и смешение определений полов, поговорите с ним или с ней напрямую о поведении мальчиков и девочек, мужчин и женщин. К примеру, поговорите с ребенком о характерных манерах или поведении, которые могут вызвать реакцию окружающих-, и вместе с ним определите более подходящие действия. Чуткий диалог может помочь вашему ребенку лучше понять свое поведение и то, почему оно вызывает такую реакцию со стороны сверстников. Если вы поддержите ребенка, это укрепит его самооценку и поможет ему противостоять давлению со стороны сверстников и общества, с которым ему приходится сталкиваться.
Помимо приложения ваших собственных усилий поговорите с педиатром, который может посоветовать вам обратиться за консультацией к детскому психиатру или психологу, чтобы помочь подростку преодолеть подростковое половое смешение и внутренний конфликт. Консультация специалиста в области психического здоровья может потребоваться в том случае, если существуют вопросы в отождествлении полов, в особенности если присутствует хотя бы один из следующих моментов:

  • ребенок отказывается принимать свой биологический пол;
  • ребенок играет с детьми только противоположного пола;
  • в школе ребенок социально изолирован и/или его дразнят или высмеивают сверстники.

Профессиональное вмешательство на ранней стадии может оказать помощь ребенку с признаками полового смешения. Тем не менее существует слишком мало доказательств того, что психологическая помощь действительно может оказать влияние на половое отождествление в среднем подростковом возрасте.
Наше общество продолжает двигаться в направлении разрушения многих стереотипов, определяющих и ограничивающих наше поведение, создавая атмосферу более широкого полового равенства и сбалансированности. Необходимость или желание получить профессиональную помощь должно быть лишь в некоторой мере обусловлено определенным дискомфортом внутри семьи - гораздо в большей степени социальным дискомфортом самого ребенка.

Сексуальная ориентация ребенка

Сексуальная ориентация ребенка - область, которая может вызывать беспокойство некоторых родителей. Интересы и поведение ребенка в среднем подростковом возрасте могут вызывать обеспокоенность со стороны матери и отца в отношении существующей вероятности того, что их ребенок гомосексуалист. Они могут без повода наказывать ребенка или обращаться за помощью к специалисту для того, чтобы убедиться, что их ребенок станет гетеросексуальным.
Тем не менее это такое время, когда первостепенным для ребенка являются одобрение и поддержка. Физическое и эмоциональное тяготение человека к лицам того же или противоположного пола - явление биологического порядка. Результаты некоторых последних исследований свидетельствуют о том, что головной мозг гомосексуального мужчины - в особенности количество тканей в области гипоталамуса - отличается от мозга гетеросексуального мужчины. Только в редких случаях, если таковые вообще могут случиться, сексуальная ориентация обусловлена личным опытом и окружающей средой.
Сексуальная ориентация вашего ребенка на самом деле твердо проявится к среднему возрасту. Но поскольку возможности проверить и выявить сексуальную ориентацию практически не существует, она может оставаться незамеченной остальными членами семьи до юношеского и более старшего возраста. Между тем помните о том, что многие дети пробуют различные формы взаимоотношений со своими сверстниками, которые могут быть перепутаны с гетеросексуальной или гомосексуальной ориентацией.
Самой большой сложностью для детей и родителей-гомосексуалистов является социальное давление, требующее от них гетеросексуального поведения, а также дискриминация, с которой им, вероятно, приходится сталкиваться из-за их сексуальной ориентации. Это может стать причиной изолированности от сверстников и даже семьи, из-за чего сильно пострадают их самооценка и уверенность в себе. Существенная часть попыток подросткового суицида связана с вопросами смешения полов и осознанным неприятием юноши или девушки с гомосексуальной ориентацией.
Сексуальную ориентацию изменить невозможно. Гетеросексуальность или гомосексуальность ребенка прочно укореняется, являясь его частью. Самая важная роль вас как родителя заключается в том, чтобы показать ребенку свое понимание, уважение и поддержку. Неосуждающий подход позволит вам добиться доверия ребенка и лучшего положения, благодаря которому вы сможете помочь ему справиться с этим непростым периодом его жизни. Вы должны оказать ребенку свою помощь и поддержку вне зависимости от его сексуальной ориентации.