Гибель теплохода «Армения. Гибель теплохода «Армения»: неизвестная история большой трагедии

В те же самые минуты, что на Красной площади в Москве шел парад, недалеко от Ялты, в результате немецкой воздушной атаки, затонул гражданский пароход «Армения». На его борту погибло около 6 000 человек.

Теплоход Армения 7 ноября 1941 года был потоплен немецкой авиацией вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 5000 до 7000 человек.

Но вот загадка! Об одной из самых масштабных и трагических катастроф на море, мы и сегодня почти ничего не знаем! А ведь на борту «Армении» погибло людей больше, чем на пяти «Титаниках»!

«Искатели» проведут собственное расследование, чтобы ответить на вопросы: при каких обстоятельствах произошла эта трагедия, и почему советское правительство все годы своего существования скрывало сам факт катастрофы и ее масштабы. Для этого мы отправимся в Крым и на месте изучим все обстоятельства трагедии.


В последний рейс «Армению» вёл капитан Владимир Яковлевич Плаушевский.

Около 17:00 6 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Севастополя, эвакуируя военный госпиталь и жителей города. По разным оценкам, на борту находилось от 4,5 до 7 тыс. человек. В 2:00 7 ноября судно прибыло в Ялту, где взяло на борт ещё несколько сотен человек. В 8:00 судно вышло из порта. В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111», принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения» затонула. Несмотря на то что транспорт имел отличительные знаки санитарного судна, «Армения» нарушила этот статус, так как была вооружена четырьмя зенитными пушками 21-К. Кроме раненых и беженцев, на её борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД. Корабль сопровождали два вооружённых катера и два истребителя И-153. В связи с этим «Армения» являлась «законной» с точки зрения международного права военной целью.

На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан. На судно был погружен также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя), руководство пионерлагеря «Артек» и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точно их число не известно (так же, как при эвакуации немцев из Германии в конце войны - на судах Вильгельм Густлофф, Гойя). Официально в советское время считалось, что погибли около 5 тыс. человек, в начале XXI века оценки увеличены до 7-10 тысяч человек. Спасти удалось только восьмерых. Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории.

Существует версия, что причиной катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому побережью в тёмное время суток в относительной безопасности, был отправлен командованием в Ялту, хотя в Севастополе находились десятки менее ценных судов, которые бы могли произвести эвакуацию из этого города. В результате погрузка затянулась на всю ночь и капитан был вынужден выйти в море из Ялты в 8:00. Решение капитана было оправдано, поскольку Ялта не имела никаких средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями; в этом случае «Армения» была бы просто расстреляна полевой артиллерией вермахта. В море же теплоход имел возможность уклоняться от атак маневрированием.

Символом масштабных катастроф на море стала гибель пассажирского лайнера «Титаник», которая в апреле 1912 года унесла жизни около 1500 человек.

В действительности «Титаник» не входит даже в тридцатку морских катастроф с наибольшим количеством жертв. Самые страшные трагедии подобного рода приходятся на период Второй мировой войны, когда на дно уходили транспорты с тысячами людей, не только военнослужащих, но и женщин, стариков и детей.

7 ноября 1941 года в Чёрном море погиб советский теплоход «Армения», на борту которого было несколько тысяч человек. Трагедия «Армении» и по сию пору остается одним из «белых пятен» Великой Отечественной войны, поскольку на многие вопросы в этой истории ответы так и не получены.

В середине 1920-х годов, когда страна немного отошла от шока Гражданской войны, правительство задумалось о развитии гражданского судостроения. В 1927 году на Балтийском заводе в Ленинграде было завершено строительство теплохода «Аджария», головного корабля серии первых советских пассажирских лайнеров. В 1928 году на том же Балтийском заводе были закончены работы ещё над пятью кораблями данного проекта: «Крым», «Грузия», «Абхазия», «Украина» и «Армения».

«Армения» представляла из себя судно длиной 107,7 метра, шириной 15,5 метра, с высотой борта 7,84 метра и водоизмещением 5770 тонн. Обслуживал судно экипаж из 96 человек. Теплоход мог одновременно принять на борт до 950 пассажиров.

«Армения», как и другие суда проекта, предназначалась для перевозок между портами Крыма и Кавказа. Со своей задачей корабли справлялись отлично, имея очень приличную для своих габаритов скорость в 14,5 узла.

Плавучий госпиталь

С началом Великой Отечественной войны «Армению» «призвали» на военную службу. На Одесском судоремонтном заводе её срочно переделали в плавучий госпиталь, рассчитанный на перевозку и оказание неотложной помощи 400 раненым.

10 августа 1941 года «Армения» начала исполнять свои новые обязанности. Капитаном судна был Владимир Плаушевский, главным врачом плавучего госпиталя назначили военврача 2 ранга Петра Дмитриевского . Главврач ещё недавно был лицом гражданским и работал в одной из больниц Одессы.

Обстановка на фронте складывалась удручающая. За пять дней до того, как «Армения» официально стала санитарным судном, враг вплотную подступил к Одессе. Кораблю пришлось заниматься эвакуацией из осаждённого города не только раненых, но и гражданских беженцев. Затем «Армения» приступила к вывозу раненых из Севастополя. К началу октября судно перевезло на Большую землю около 15 тысяч человек.

К концу октября 1941 года в Крыму сложилась катастрофическая ситуация. Одиннадцатая армия Манштейна, сметая советские линии обороны, занимала один город за другим. Угроза падения Севастополя в течение нескольких дней была более чем реальной.

В этих условиях 4 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Туапсе в направлении Севастополя. На её борту находилось пополнение для гарнизона главной базы флота. До Севастополя «Армения» дошла благополучно. 5 ноября капитан Плаушевский получает предписание: принять на борт не только раненых, но и личный состав всех госпиталей и медучреждений Черноморского флота, а также часть медперсонала Приморской армии.

Тысячи беженцев и секретный груз

С учётом того, что в этот момент бои за Севастополь только разворачивались, приказ выглядел несколько странно. Кто же будет спасать жизни раненых?

Историки, изучавшие этот вопрос, полагают, что командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский считал участь города предрешённой и решил начать эвакуацию.

Но 7 ноября 1941 года Октябрьский получил директиву Ставки, в которой говорилось: «Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами».

Однако до 7 ноября распоряжений из Москвы ещё не было, потому «Армения» принимала на борт эвакуируемых медиков и не только их. На борт поднялись актёры местного театра имени Луначарского, руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек» и многие другие.

Никаких точных списков тех, кто поднялся на борт «Армении», не было. Капитан Плаушевский получил ещё один приказ: после погрузки в Севастополе зайти в Ялту, где принять на борт беженцев и местный партийный актив. Уже после отхода из Севастополя пришло дополнительное распоряжение: зайти в Балаклаву и забрать специальный груз. Ящики на борт были доставлены в сопровождении сотрудников НКВД. Возможно, это было золото или ценности из музеев Крыма.

«Смелые лезли на судно по вантам»

Здесь корабль ждали толпы беженцев. Вот что об этом вспоминала Вера Чистова , которой в 1941 году было 9 лет: «Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе "Армения". Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула».

В тот момент остающимся попавшие на борт «Армении» казались счастливчиками. На самом же деле всё обстояло в точности наоборот.

Сколько людей к тому времени оказалось на «Армении»? По самым скромным оценкам, около 3000 человек. Верхней планкой является показатель в 10 000 человек. Скорее всего, истина где-то посередине, и на борту было от 5500 до 7000 человек. И это при том, что даже в своей «пассажирской» версии теплоход был рассчитан всего на 950 человек.

На самом деле «Армения» могла бы успешно эвакуировать и подобное количество людей, если бы отправилась из Ялты в тёмное время суток. Но погрузка была завершена около 7 часов утра.

Выход в море днём фактически без прикрытия был равносилен самоубийству. Адмирал Октябрьский позднее писал, что капитан «Армении» получил строгий приказ оставаться в порту до вечера, но нарушил его.

Но у капитана Плаушевского, по сути, выбора не было. Порт Ялты, в отличие от Севастополя, не имел мощной системы ПВО, а значит, суда здесь становились прекрасной мишенью для авиации. Кроме того, немецкие моторизованные части были уже на подходе к городу и заняли его всего через несколько часов.

Теплоход затонул за 4 минуты

Прежде,чем говорить о том, что случилось дальше, нужно заметить, что историки до сих пор не определились, можно ли считать «Армению» законной военной целью.

По законам войны санитарное судно, несущее соответствующие опознавательные знаки, к таковым не относится. Одни утверждают, что «Армения» была обозначена красным крестом, а значит, атака на теплоход - ещё одно преступление гитлеровцев. Другие возражают: свой статус «Армения» нарушила наличием на борту четырёх 45-мм зенитных пушек. Третьи и вовсе уверены, что теплоход, занимавшийся не только перевозкой раненых и беженцев, но и военных грузов, не имел знаков санитарного судна.

В качестве прикрытия «Армению» сопровождали два катера-сторожевика, а в небе находились два советских истребителя И-153.

Обстоятельства роковой атаки на теплоход тоже противоречивы. Долгое время считалось, что «Армения» стала жертвой нападения нескольких десятков бомбардировщиков. Об этом рассказывала одна из выживших пассажиров, жительница Ялты Анастасия Попова: «Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей — всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу — даже не помню».

Однако, сегодня более достоверной кажется версия о том, что самолёт был всего один: немецкий торпедоносец Не-111, принадлежавший к первой эскадрилье авиагруппы I/KG28. Это не была целенаправленная атака на «Армению»: торпедоносец искал любое из транспортных советских судов на линии « Крым - Кавказ» .

Зайдя со стороны берега, Не-111 сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая в 11 часов 25 минут попала в носовую часть теплохода.

«Армения» затонула всего за четыре минуты. Спасти удалось всего восемь человек из тех, кто был на борту. Могилой для тысяч стало дно Чёрного моря.

Часовня в Ялте, посвящённая погибшим на теплоходе Фото: Commons.wikimedia.org

Найти не удалось

Загадки «Армении» на этом не закачиваются. Спустя 75 лет после трагедии точное место гибели судна так и не обнаружено.

Официальный рапорт о гибели «Армении» гласит: «В 11 ч. 25 м. (7 ноября 1941 года) ТР "Армения", шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолётом-торпедоносцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 м. он затонул в ш = 44 гр.15 мин. 5сек., д = 34 гр.17 мин. Спасено восемь человек, погибло около 5000 человек».

Предполагаемое место гибели теплохода изучали неоднократно. В 2006 году к поискам подключился Роберт Баллард, нашедший на дне Атлантики «Титаник». На Украине сообщали, что «Армению» вот-вот найдут, но этого не произошло. Следов погибшего судна обнаружено не было.

Есть предположение, что настоящее место гибели «Армении» не там, где указано в документах. Согласно этой версии, капитан Плаушевский направил судно не в Туапсе, а в Севастополь, под защиту ПВО базы флота, но по пути был атакован торпедоносцем.

Это, однако, только предположение, как и многое другое в истории гибели «Армении».

Раскрыть все тайны можно будет только тогда, когда последнее пристанище корабля всё-таки будет найдено.

Крушение, превзошедшее по числу жертв «Армению», произошло в конце войны. В ночь на 16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 под командованием Владимира Коновалова торпедировала на выходе из Данцигской бухты фашистский транспорт «Гойя». Из более чем 7000 человек, находившихся на его борту, спаслось менее 200.

75 лет назад, 7 ноября 1941 года, нацистские лётчики сбросили на теплоход «Армения» две торпеды. В результате, по некоторым данным, погибли до 7 тыс. человек. О том, как начинался путь «Армении», что происходило во время плавания и почему до сих пор не удалось найти судно, - в материале RT.

Однажды в Крыму

В конце сентября 1941 года нацистские войска под командованием Эриха фон Манштейна захватили Перекопский перешеек и проникли вглубь Крыма. Захват полуострова имел большое значение для Адольфа Гитлера - это позволило бы лишить советскую армию авиационных баз и открыло бы немцам беспрепятственный доступ к нефтяным месторождениям Кавказа. К концу октября нацистские войска укрепили свои позиции на полуострове и вынудили советскую армию отступить к Севастополю - главной черноморской базе. В начале ноября началась осада города. Советское командование приняло решение эвакуировать мирное население морским путём по маршруту Севастополь-Туапсе.

До 1941 года по Чёрному морю ходили прогулочные и туристические крымско-кавказские теплоходы. Первые теплоходы - «Абхазия», «Грузия», «Украина», «Аджария», «Крым» и «Армения» - появились в середине 1920-х годов. Часть из них строилась в Германии, а часть - в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе . После начала войны «крымчаки», как их называли в народе, были переделаны в санитарно-транспортные суда и отданы медицинской службе Черноморского флота. На них перевозились раненые, дети, женщины и медицинский персонал. Судно «Армения» было самым крупным среди переоборудованных теплоходов. Его водоизмещение составляло около 6 тыс. тонн, длина - 112 метров, а вместимость - около тысячи пассажиров. Под руководством опытного капитана Владимира Плаушевского в течение августа-сентября «Армения» перевезла около 15 тыс. раненых солдат из Одессы на Большую землю. В первых числах ноября войска Манштейна вели обстрелы Севастополя с суши, воздуха и воды. Возникла реальная угроза сдачи города врагу. Руководители обороны Севастополя решили эвакуировать госпитали, лазареты и часть мирного населения в Туапсе на судне «Армения».

Таинственный груз в Балаклаве

Эвакуация началась 6 ноября, согласно приказу, поступившему от высшего командования днём ранее. Участник обороны Севастополя, полковник медицинской службы Александр Власов вспоминал о первых днях эвакуации:

«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание … госпитали и лазареты свернуть. На «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С. М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники… Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя…».

Как только стало известно, что судно готовилось к отправке в Туапсе, в городе началась паника. Каждый хотел спастись, выбраться из-под нескончаемых обстрелов, но небольшая вместимость судна не позволяла взять на борт всех. По разным оценкам, на «Армении» оказались от 4,5 тыс. до 7 тыс. человек, что существенно превышало допустимое число пассажиров. На маршруте Севастополь-Туапсе предполагалась одна плановая остановка в Ялте, однако сразу после отплытия, в 17:00, капитан «Армении» Владимир Плаушевский получил приказ по пути остановиться в Балаклаве. Там судно поджидали катера НКВД для погрузки на него секретных ящиков, в которых, по одной из версий, находились золото и ценности из крымских музеев, в частности, картины известных российских художников.

«На «Армению» мы так и не попали»

7 ноября в 2 часа ночи судно «Армения» прибыло в Ялту. Нацистские войска беспрерывно атаковали город. Е. С. Никулин, человек, не попавший на судно, вспоминал о прибытии «Армении» в Ялту:

«С вечера мы о теплоходе «Армения» ещё ничего не знали. Ночью, часа в два, нас разбудили и повели почти строем по середине улицы в порт. В порту стоял громадный теплоход. Вся пристань и мол заполнены людьми. Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперёк мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины».

Вместе с ранеными, сотрудниками пионерлагеря «Артек», персоналом главного госпиталя Черноморского флота на борту оказались представители партийного руководства Крыма. В ожидании, пока начальство прибудет к месту посадки, судно простояло в порту на несколько часов дольше запланированного времени. Вера Чистова , которой не удалось попасть на «Армению» в тот день, вспоминала:

«Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе «Армения». Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали».

После того как все оказались на переполненной палубе, судно готово было продолжить путь по маршруту Севастополь-Туапсе. Но адмирал Филипп Октябрьский отдал приказ отправиться после 19:00, с наступлением темноты. В светлое время суток судно могло подвергнуться ударам с воздуха. Но капитан «Армении» Плаушевский осмелился не выполнить приказ, так как прекрасно понимал, что находиться в незащищённом с воздуха порту было смертельно опасно. В любой момент лётчики вермахта могли нанести удар. По другой версии, давление на капитана со стороны сотрудников НКВД, находящихся на борту, также могло стать причиной столь раннего отбытия. Партийные руководители хотели скорее покинуть полуостров, чтобы спастись самим и не позволить нацистам захватить секретный драгоценный груз. 7 ноября в 8 часов утра в сопровождении двух вооружённых катеров и двух истребителей И-153 «Чайка» судно «Армения» отплыло из Ялты.

«Начался сущий ад»

В июле 1941 года воздушные силы вермахта бомбили госпитальные суда на Чёрном море. Тогда обстрелу подверглись санитарные суда «Котовский» и «Антон Чехов », а позже, в августе, в результате воздушных налётов затонули судна «Аджария» и «Кубань». Чтобы предотвратить возможные атаки с воздуха, на борту «Армении» поместили отличительный знак госпитального судна - огромный красный крест. Госпитальные судна, на которых изображён такой крест, согласно нормам международного права, не должны были подвергаться обстрелу. Но это не останавливало нацистов. Для защиты судна от возможных налётов на палубе «Армении» были размещены четыре зенитные пушки «21-К», но и они не спасли его от гибели. Через три с половиной часа после отплытия, в 11:25 утра, в нескольких километрах от Ялты судно настиг нацистский торпедоносец «Heinkel He-111», сбросивший на «Армению» с высоты 600 м две торпеды. Одна попала в воду, а вторая угодила прямо в носовую часть теплохода. Через несколько минут судно утонуло.

По другой версии, «Армению» разбомбили сразу восемь нацистских «Junkers Ju 87». Из всех находившихся на борту (напомним, это порядка 4,5 тыс. - 7 тыс. человек) выжить удалось лишь восьмерым. Среди них была Анастасия Попова . Несмотря на жуткий холод, она, беременная, самостоятельно доплыла до берега. О страшных минутах трагедии Анастасия вспоминала так:

«6 ноября 1941 года я по совету знакомых решила эвакуироваться из Ялты. С большим трудом меня взяли на борт, поскольку «Армения» была и так переполнена ранеными и беженцами. Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей - всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу, не помню».

«Число погибших - около 7000 человек»

В день трагедии, 7 ноября, в Москве на Красной площади прошёл парад в честь празднования 24-й годовщины Октябрьской социалистической революции. Во время войны и после её окончания факт трагедии замалчивался, поэтому достоверной информации о месте гибели «Армении» и числе погибших долгое время не было.

Пётр Моргунов - один из организаторов обороны Севастополя - в 1970-х годах в своих мемуарах «Героический Севастополь» о трагедии упомянул вскользь:

«6 ноября из Севастополя вышел санитарный транспорт - теплоход «Армения» с ранеными бойцами, работниками главного госпиталя и эвакуированными гражданами. Он зашёл в Ялту, где также забрал часть эвакуированных из Симферополя, и утром 7 ноября вышел курсом на Кавказ. В 11 часов 25 минут недалеко от Ялты транспорт, хотя имел отличительные знаки санитарного судна, был торпедирован фашистским самолётом и через четыре минуты затонул. Погибло много жителей, врачей и раненых».

В конце приведённого отрывка имеется сноска на дело №19, хранящееся в Центральном военно-морском архиве. Недавно историкам стало известно, что в 1949 году (по другим данным - в 1947 году) оно было засекречено и уничтожено. Немного информации о трагедии содержится в третьем томе «Итогового отчёта по боевой деятельности Черноморского флота за время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», опубликованном в 1956 году. В очерке сообщалось, что 7 ноября 1941 года на «Армении» погибли 7 тыс. человек, спаслись 8 человек.

Наконец, в книге «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Чёрном море», изданной историческим отделом Наркомата ВМФ СССР ещё в 1946 году, но лишившейся грифа «совершенно секретно» только в 1989 году, приводятся сведения о времени и координатах нахождения судна во время обстрела. Единственная зацепка для будущих поисков судна появилась в 1991 году. Ею стала выписка из документа, хранящегося в материалах Музея медицинской службы Черноморского флота. В нём речь шла о 7 тыс. погибших на теплоходе «Армения», подвергшихся атаке с воздуха у посёлка Гурзуф в районе Медведь-горы (Аю-Дага).

Специальное расследование, посвящённое поиску места гибели судна «Армения», провёл в советские годы капитан 2-го ранга, учёный секретарь Военно-научного общества Севастополя Сергей Соловьёв . Ему удалось ознакомиться с частично сохранёнными архивными документами и с показаниями очевидцев, среди которых было свидетельство катерника с морского охотника «МО-04» М. М. Яковлева, сопровождавшего «Армению»:

«7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой, на бреющем полёте, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошёл в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва - не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать».

Из этого рассказа следует, что судно «Армения» в то самое утро, 7 ноября, возможно, находилось на пути из Ялты не в Туапсе, а обратно в Севастополь, потому что мысы Сарыч и Айя находятся западнее Ялты, по направлению к Севастополю. Таким образом, письменные свидетельства позволили определить несколько предположительных мест гибели судна, но так или иначе все они находятся в районе ялтинского побережья.

«Возможно, в одной из экспедиций мы проходили мимо «Армении»

В 2005 году группа украинских археологов под руководством Сергея Воронова начала подводные исследования в районе Ялты с целью местонахождения затонувшего судна «Армения». В 2006 году к поискам приступил знаменитый американский исследователь Роберт Баллард, который в 1985 году обнаружил «Титаник», а в 1989 году - обломки немецкого линкора «Бисмарк». Несмотря на дорогое оборудование и технику, ему так и не удалось обнаружить «Армению».

По сообщениям СМИ, последняя попытка поиска судна предпринималась в конце июля 2016 года специалистами Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ . Результаты поисков до сих пор не известны.

За подробностями о подводных поисках судна RT обратился к Виктору Вахонееву - заведующему отделом подводной археологии Черноморского центра подводных исследований. Он сам являлся участником самых первых поисков судна, которые проводились с 2005 года силами украинских, российских и американских специалистов. В интервью RT Виктор Вахонеев отметил, что работы велись на разных глубинах:

«Главная причина, по которой судно не удавалось найти в 2005-2006 годах - это свал глубин. У черноморского дна очень гористый рельеф. Вполне возможно, что в одной из экспедиций мы проходили мимо «Армении», но её крайне сложно идентифицировать среди подводных скал. При сканировании дна образуются зоны теней, где может теоритически находиться судно. Но из-за имеющегося свала процесс сканирования усложняется».

Виктор Вахонеев пояснил, что экспедиции не располагают точными данными о расположении судна. Это связано с тем, что дело о гибели «Армении» в 1947 году было изъято из архивов, и сейчас оно под грифом «совершенно секретно» находится в архиве ФСБ . Вахонеев отметил:

«Мы исходили из времени, когда «Армения» вышла из порта, приплюсовав к нему три часа до момента её затопления. Затем умножили на минимальную, среднюю и максимальную скорость хода. На основе полученных данных прочертили радиус, куда судно могло уйти. Логичнее всего, что «Армения» ушла в сторону Гурзуфа (восточнее Ялты), горы Аю-Даг вдоль берега. Но мы также сканировали дно не только в этой местности, но и в центральном районе Ялты».

По поводу версии о том, что судно направлялось из Ялты обратно в Севастополь, Вахонеев пояснил, что в ней закралась путаница. Катерник, свидетельствующий о том, что он видел «Армению» в районе мыса Сарыча, перепутал его с другим теплоходом - «Ленином». Он подорвался в этой местности на мине в июле 1941 года. По словам Виктора Вахонеева, акватория Сарыча хорошо изучена, и следов «Армении» там найдено не было.

По одной из версий, судно может находиться под слоем ила. Собеседник RT выразил сомнение по этому поводу:

«Это невозможно. Высота борта судна была слишком большой. Ила такой высоты, которая бы превышала параметры судна, просто не бывает. Единственная трудность, препятствующая поиску судна, - горный рельеф дна».

В заключении Виктор Вахонеев отметил, что история гибели судна «Армения» покрыта загадками и тайнами. Так, он выразил сомнение по поводу свидетельства выжившей Анастасии Поповой, которая сумела доплыть в холодной воде на берег.

До сих пор не известно, удалось ли найти обломки «Армении» во время последних поисков летом 2016 года. Остаётся надеяться, что однажды и в этой истории будет поставлена точка.

12 сентября 1941 года передовые части 11 Германской армии подошли к Перекопу, северной границе Крыма. С того момента бежать с полуострова стало возможным только по морю.

Все сухопутные трассы быстро были взяты под контроль немецкими войсками. Около миллиона человек мирного населения оказались в ловушке. Немецким подготовленным войскам противостояли разрозненные войска Красной Армии, которые не давали большого шанса на победу.

К началу ноября 1941 года бегство жителями Крымского полуострова приняло массовый характер. С приближением фашистских войск в городах началась паника. За посадку на любой транспорт шла настоящая борьба. Эвакуация мирного населения производилась по единственной схеме из Севастополя и Ялты в Туапсе на Кавказе.

Теплоход «Армения » пришвартовавшийся в начале ноября 1941 года в порту Севастополя как нельзя лучше подходил для этой цели.

Теплоход «Армения » был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в ноябре 1928 года и относился к типу пассажирских судов «Абхазия ». Всего было построено четыре однотипных корабля: «Абхазия », «Грузия », «Крым » и «Армения » для Черноморского морского пароходства. Теплоход «Армения » успешно совершал рейсы на Кавказ, перевозя более 10000 человек в год.

теплоход «Армения» фото

строительство теплохода «Армения»

теплоход «Абхазия»

теплоход «Грузия»

8 августа 1941 года двухпалубное грузопассажирское судно на период военных действий было переоборудовано в . Пассажирские каюты стали медицинскими палатами, а на бортах появились специальные символы - Красный крест.

Утром 6 ноября 1941 года началась посадка на теплоход «Армения ». Сначала судно не было пришвартовано к пирсу, во избежание давки и возможного штурма, пассажиров доставляли на борт в лодках. Внезапно поступил приказ из штаба Севастопольского оборонительного района об эвакуации из города всего медицинского персонала Черноморского флота. В результате лучшие врачи Крыма оказались на одном судне. Чтобы выполнить приказ капитану Владимиру Яковлевичу Плаушевскому пришлось теплоход «Армения » пришвартовать к причалу Корабельной бухте и сюда сразу хлынули огромные толпы ищущих спасение жители города. Каждый хотел попасть на судно. В панике пассажиры стали пробираться в технические помещения на самые нижние палубы. Теплоход с эвакуировавшимися людьми был заполнен сверх нормы. Люди стояли плотно прижавших друг к другу, но это был единственный шанс на спасение.

Переполненный напуганными людьми в 17:00 6 ноября 1941 года теплоход «Армения» отшвартовался от причальной стенки и вскоре скрылся за горизонтом и исчез не только из вида провожавших, а и советской истории.

У провожавших севастопольцев появилось чувство отчаяния за то, что они не использовали свой шанс. Но это стало бы реальностью, если бы взяло курс на установленный кавказский маршрут.
Из Севастополя теплоход «Армения » увозил медицинский персонал Черноморского флота, сотни тяжелораненых бойцов и тысячи мирных жителей. Война на море еще не началась, поэтому дорога была каждая минута. Кавказ был свободен и ничто не мешало спасти людей. Но капитан Плаушевский получил приказ от главного командования Черноморского флота зайти в Ялту и забрать еще нескольких пассажиров.

В 02:00 7 ноября теплоход «Армения » прибыл в порт Ялта. Во время этого перехода медицинское судно задержалось на 3 часа, прождав на рейде Балаклавы транспорт с неким грузом для доставки на борт. Погрузив несколько плотно запечатанных черных ящиков судно «Армения » снялось с якоря и продолжило свой рейс. Сопровождающие агенты НКВД остались на борту с целью обеспечения охраны груза.

В Ялте на переполненный теплоход «Армения » погрузилось еще сотни испуганных людей. Только в 08:00 7 ноября 1941 года медицинское судно смогло выйти и взять курс на Туапсе, потеряв бесценное время. Тем временем командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский отдал приказ не выходить из порта до темноты, т. е. 19:00, но капитан Плаушевский нарушил его. Всего в 10 км от Ялты в Гурзуфе уже бесчинствовали гитлеровские войска. Капитан принял самое главное в своей жизни решение, и он отдал приказ, чтобы спасти вверенных ему врачей, но было уже поздно.

Отойдя на расстояние около 25 миль от полуострова Крым «Армения » был атакован двумя торпедами немецкого бомбардировщика типа He-111H, который проигнорировал опознавательные знаки. В 11:29 судно с 7000 медицинского персонала и мирными жителями затонуло в Черном море на глубине 472 метра. В ужасной трагедии только 8 пассажирам на шлюпке удалось спастись.

Эта огромная цифра погибших на одном корабле кажется невероятной, но еще удивительнее тот факт, что в наше время никто не знает об одной из самых чудовищных морских катастроф в истории второй мировой войны. Ведь на борту теплохода «Армения » людей погибло больше чем на легендарных лайнерах « » и « ».

Информация об этой трагедии держалась в строжайшем секрете. Недавно украинским историкам удалось обнаружить эти подробности. Причиной гибели теплохода стали две незапланированные остановки, приведшие к потере времени. Командование Черноморского флота отдало приказ, который допустил целый ряд ошибок, а ведь врачи погибшего корабля могли спасти тысячи жизней солдат и офицеров, воевавших против нацистской Германии.

И только один человек Владимир Яковлевич Плаушевский взял на себя ответственность за недопустимые ошибки своего руководства. Нарушив приказ, он предпринял последнюю возможность спасти людей, предотвратить которую было уже невозможно.

9 мая 2010 года несколько ветеранов Великой отечественной войны возложат венки в районе, где предположительно произошло трагедия.

Технические данные пассажирского теплохода «Армения»:
Длина - 112,1 м;
Ширина - 15,5 м;
Высота борта - 7,7 м;
Водоизмещение - 5770 тонн;
Силовая установка - два дизельных двигателя мощностью 4000 л. с.;
Скорость - 14,5 узла;
Количество пассажиров - до 980 человек;
Экипаж - 96 человек;

«Армения» - пассажирско-грузовой теплоход типа «Аджария». Был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в 1928 году.

В последний рейс отправился из осажденного фашистскими войсками Севастополя, на борту имел, огромное количество раненых солдат из госпиталя, гражданское население, руководство лагеря «Артек», часть партийного руководства Крыма, персонал Главного военного госпиталя Черноморского флота, а также важный секретный груз.

7 ноября 1941 был потоплен немецким торпедоносцем вблизи побережья Крыма.
Затонул за 4 минуты. Из всех, находившихся на борту, выжило 8 человек, самостоятельно доплывших до берега.

Число погибших составило по разным оценкам от 5 000 до 7 000 человек. Возможно, что количество жертв может быть и около 10 000 человек.
Координаты места были, возможно специально искажены. на сегодняшний день известны следующие: 44°15′00″ с. ш. 34°17′00″ в. д. / 44.25° с. ш. 34.283333° в. д.
Текущее местоположение на карте, выбрано согласно последним изысканиям экспедиции 2005г,(15 км от Ялты) и многочисленным упоминаниям в самых разных источниках, - на пересечении траверзы Гурзуфа, и морского пути Ялта - Туапсе, и разумеется также весьма приблизительно.

В журнале «Нептун XXI век» №№ 1-6/2008 года даже прозвучало сенсационное заявление: «Армения» найдена уникальным поисковым комплексом:

«В 1998 году группой российских и украинских ученых был разработан специальный комплекс аппаратуры зондирования Земли и дистанционного оконтуривания под землей и под водой различных объектов и полезных ископаемых до глубин 5 ООО метров.

Южнее Ялты... район поиска был ограничен площадью акватории 100 кв. км (10x10 км)...

Работы по обнаружению корпусов затопленных судов в этом районе, определению их координат и идентификации судна «Армения» были выполнены в течение двух недель. При этом использовались новые технологии комплексного использования результатов специальной обработки и расшифровки космического фотоснимка с помощью высокочувствительной аппаратуры – стационарного геоголографического комплекса «Поиск» и активной сверхвысокочастотной аппаратуры, согласованной в автоматическом режиме с приемником ОР8-76. В результате в районе поиска площадью 100 км2 обнаружены три затопленных судна различных размеров, определены их размеры и координаты.

Проведена идентификация судна с размерами, близкими по характеристике размерам судна «Армения». Результаты дистанционной голографической идентификации доказывают, что в этом месте на глубине 520 м находится торпедированное в носовую часть судно «Армения». Судно лежит на дне под слоем 6-7 м придонного ила, его центр находится на расстоянии 250 метров от ранее предполагавшейся точки его гибели (точность обнаружения координат центра судна составляет ± (6-10) м).

На его борту (под верхней палубой в районе надстройки) дистанционно обнаружены признаки нахождения значительного количества изделий из драгметаллов (серебро, золото, платина). Визуальная проверка с помощью обитаемого подводного аппарата в июне 2005 года подтвердила наличие плато в этом районе, характеризующего лежащее на левом борту судно соответствующих размеров, занесенное слоем ила.

Выполнение поисковых работ традиционными технологиями на больших площадях акватории в настоящее время затруднено из-за невозможности привлечения для поиска водолазов (слишком большие глубины), ограниченных возможностей гидроакустических, ультразвуковых и телепередающих средств обнаружения металлических объектов, находящихся под большим слоем грунта и на большой глубине, а также из-за высокой стоимости подводных работ.

Район расположен в Черном море в 15 км от Ялты. Глубины по мере удаления от берега – 350-1200 м. По имеющимся сведениям военных архивов, в точке торпедирования судна глубины составляют около 380 м, однако через каждые 100 м они увеличиваются на 80-120 м. ...При втором выходе в море место затопления обследовалось с помощью автономного обитаемого подводного аппарата (ПА) «Лангуст».

Наведение аппарата на точное место затопления судна «Армения» осуществлялось по расчетам операторов комплекса «Поиск», установленного на судне обеспечения. Экипаж ПА при погружении на глубину 500-520 метров визуально обнаружил каньон глубиной до 40 метров, на правом склоне каньона (практически в самом каньоне) просматривается гладкая площадка длиной около 100 метров с наклоном вглубь около 30°, глубина площадки – 540 метров. При приближении к площадке с нее поднимаются клубы ила, а со склонов начинают осыпаться большие объемы илистого грунта. Из-за опасности завала ПА илистым грунтом дальнейшее обследование дна было прекращено.

Было идентифицировано санитарное судно «Армения» по следующим параметрам:
∞ расположение затопленного судна носом на юго-восток (совпадение с генеральным курсом движения судна после выхода из порта Ялты);
∞ совпадение длины затопленного судна (около 100 метров), фрагмент оторванного носа (около 10 метров) находится на расстоянии около 40 метров от корпуса судна;
∞ совпадение резонансных информационно-энергетических спектров образцов медных электрокабелей и кабелей с затопленного судна, затопленного фрагмента оторванной носовой части судна и этих же спектров на фотоснимке судна;
∞ надежная фиксация резонансных информационно-энергетических спектров цветного металла винтов (2 винта);
∞ четкая фиксация совпадений резонансных информационно-энергетических спектров от латунных букв на кормовой части судна (по частотам и по конфигурации букв);
∞ определение характерных размеров деревянной надстройки данного судна (только от ходового мостика до труб) и резонансных информационно-энергетических спектров сортов дерева надстройки;
∞ совпадение характерных выступов на палубе затопленного объекта с местом размещения труб на верхней палубе судна и совпадением резонансных частот информационно-энергетического спектра от их материала;
∞ совпадение резонансных спектров от металла корпуса судна;
∞ четкая фиксация характерных резонансных спектров от драгоценных металлов, находящихся в следующих местах: платины и бриллиантов – под верхней палубой в районе центральной части судна (где размещены почтово-багажные специальные помещения); золота и серебра – во многих помещениях надстройки, где находятся каюты повышенной комфортности;
∞ фиксация большого количества человеческих останков (костей) по всему судну по характерному резонансному информационно-энергетическому спектру (на двух других затонувших судах в этом районе нет фиксации такого массового скопления человеческих останков)».
www.blackseanews.net/read/28329

Однако завеса секретности вокруг затонувшей «Армении» до сих пор не развеяна.
Историки установили, что дело № 19, касающееся этой трагедии, было изъято из ЦВМА и… уничтожено еще в 1949 году. Кем, почему – вопросы, на которые до сих пор нет ответа.

Эта катастрофа - одна из крупнейших морских катастроф за всю историю.