Гиперактивный ребенок: причины и симптомы гиперактивности, советы родителям. Гиперактивность у детей: причины, признаки, способы лечения

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.


Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша - нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.


Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать «непоседу»?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: ).
  6. Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок - это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

Признаки гиперактивности встречаются в разной мере у всех детей. Кто из родителей не сталкивался с поведением своего малыша, при котором появляется избыточная подвижность, непослушность, крики, неконтролируемое поведение, невнимательность, болезненное упрямство, вспышки импульсивной агрессии? При этом ребенок может быть неуверен в себе, боязлив и закомплексован.

Наша задача разобраться, чем вызывается такое состояние, когда оно остается в рамках нормы, а когда выходит на уровень болезни. Также попробуем дать некоторые рекомендации о том, что делать родителям, если у них гиперактивный ребенок.

Каждый ли возбудимый ребенок болен?

В 80-х годах прошлого столетия это состояние у детей получило отдельное название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам. Основной поведенческий признак синдрома – неспособность к концентрации, самоконтролю.

Далеко не каждый малыш, ведущий себя как проказник, относится к категории гиперкинетиков. У некоторых непослушность, упрямство, повышенная подвижность с бьющей через край энергией следствие характера. С такими детьми нужно просто правильно учиться вести себя, а не постоянно их одергивать, это может вызвать негативную ответную реакцию.

Признаки гиперактивного ребенка

Признаки повышенной активности у ребенка проявляются не сразу. До 2-3 лет ребенок может вести себя обычно и даже быть чрезмерно спокойным. Проявления СДВГ у детей развиваются постепенно. Часто родители не уделяют им должного внимания и обращаются за помощью, когда ребенок попадает в воспитательное заведение уже с явными проблемами.

Обратите внимание: чем позже отмечаются болезненные проявления, тем тяжелее бороться с нарастающими признаками болезни.

Развивающуюся гиперактивность у детей можно заподозрить, если развивается:

  • – длительное и беспокойное засыпание, вскрикивания и движения в кровати, разговоры, частые просыпания, плач, недосыпание;
  • днем повышенная суетливость, неусидчивость, неспособность доводить до конца начатое дело, излишнее беспокойство;
  • неустойчивость (лабильность) эмоциональной сферы, вспышки импульсивности;
  • игнорирование просьб родителей, неадекватное поведение;
  • болезненная забывчивость, невнимательность, отсутствие сосредоточения на деятельности, склонность к разбрасыванию вещей;

Любой вид деятельности вызывает у ребенка проблемы.

Причины гиперактивности и синдрома дефицита внимания

Повышенная возбудимость часто наблюдается у детей, родители которых сами обладают холерическим складом характера и темперамента. Дети часто просто копируют поведение взрослых в своей семье, в более утрированной и сильной форме.

Если речь идет о СДВГ, то отмечается генетическая предрасположенность передачи этого заболевания.

Обратите внимание: около 30% родителей гиперактивных детей сами в детстве болели этой патологией.

Факторами, провоцирующими развитие гиперактивности могут быть:


Определение синдрома гиперактивности у детей

Выявить у ребенка болезнь может только специалист – детский психиатр, психолог.

Анализируя жалобы и осматривая ребенка, врач уточняет у родителей:

  • особенности протекания беременности;
  • возможные имеющиеся заболевания, как самой матери, отца, так и малыша;
  • варианты поведения маленького пациента дома, в общественных местах.

Затем доктор осматривает ребенка, беседует с ним, оценивает его реакции, уровень развития, поведенческие тонкости. Признаки расстройства обобщаются, и выносится предварительное суждение о возможном наличии болезни.

Обследование дополняется специальными методами диагностики, а также консультациями других специалистов (психолога, невропатолога, эндокринолога, терапевта).

Детям более старшего возраста (5-6 лет) предлагаются психологические тесты, оценивающие способности к вниманию, усидчивости, логическому мышлению и т.д.

Дополнительные исследования включают безопасные в плане здоровья - магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию, реографию.

После прохождения полного обследования врач определяет наличие, или отсутствие заболевания. Затем составляется план лечения.

Как протекает синдром гиперактивности

Родители в большинстве случаев не заостряют внимание на болезненном поведении малыша, считая, что он «перерастет» со временем. Обращаются за помощью, когда болезнь уже в развитой стадии и проявления ее невозможно не заметить.

В коллективах детских садов патология только начинает заявлять «свои права». А вот когда ребенок попадает в школу, синдром гиперактивности проявляется во всей своей силе. Учебная деятельность требует определенной организации занятий, как раз того, к чему маленький школьник не готов.

Неадекватное поведение на уроке, сверхподвижность и невозможность к концентрации внимания делает процесс учебы невозможным. Дети с гиперактивностью постоянно требуют контроля учителем, так как сосредоточить внимание ученика на теме невозможно, он постоянно отвлекается и занимается своими делами, сказывается болезненный дефицит внимания. Квалификации и терпения педагога не всегда хватает, чтобы совладать с деструктивным вариантом поведения. Формируется ответная реакция – агрессивность ребенка.


Обратите внимание:
система образования не адаптирована к занятиям детей, страдающих СДВГ. Развитие гиперактивных детей всегда отстает от сверстников. Учителя не могут подстраиваться под развивающуюся болезнь ученика, и это приводит к развитию конфликтной ситуации.

Гиперактивный ребенок в школе зачастую подвергается насмешкам и издевательствам одноклассников, испытывает проблемы общения. С ним не хотят играть и дружить. Это вызывает повышенную обидчивость, встречные вспышки агрессии, рукоприкладства. Склонность таких детей к лидерству из-за неспособности быть таковым порождает понижение самооценки. Со временем может сформироваться замкнутость. Все ярче развиваются выраженные психопатические жалобы. Родителям ничего не остается, как наконец-то отвести маленького ученика к специалисту.

В домашних условиях надо помнить главное: дети часто зеркально отражают модель поведения взрослых. Поэтому, если у малыша имеется синдром гиперактивности, в доме должны преобладать спокойная и дружественная атмосфера. Не следует громко кричать и выяснять на повышенных тонах между собой отношения.

Ребенку надо уделять достаточно внимания. Гулять с ним много на свежем воздухе, особенно полезны лес, сбор грибов, рыбалка, семейные туристические походы. Не следует посещать шумные мероприятия, которые будут перевозбуждать болезненную психику. Необходимо правильно формировать фон жизни. Дома должна звучать успокаивающая музыка, не должен кричать телевизор. Не следует устраивать шумные праздники, особенно сопровождающиеся распитием алкоголя.

Важно: в случае перевозбужденного состояния не следует кричать на страдающих детей, бить их. Как же успокоить ребенка? Следует найти слова утешения, обнять его, пожалеть, выслушать молча, увести в другое место. Каждый родитель должен найти индивидуальный подход. Лучше отца и матери никто не справится с этой задачей.

Каждый маленький пациент, которого приводят на консультацию к специалисту, индивидуален, поэтому не может быть никаких строгих правил коррекции его поведения. Необходимо учитывать все имеющиеся тонкости характера и условий, окружающих больного. Тем не менее, существуют общие положения, от которых необходимо отталкиваться при воспитательном и лечебном процессе.

  1. О создании запретов . Дефицит внимания и гиперактивность детей проявляется в категорическом отрицании и неприятии ими запретов. В этом случае главное правило, формирующее правильное отношение к пониманию запрещения заключается в отсутствии употребления слова «нет» и «нельзя». Вместо них надо строить фразу таким образом, чтобы в ней предлагалось активное действие, а не запрещающая формулировка. К примеру, чтобы не говорить «Не прыгай по кровати», следует сказать «Давай попрыгаем вместе» и снять ребенка на пол, затем переключить его на другую деятельность, постепенно успокаивая.
  2. Контроль времени . Дети с СДВГ часто неспособны самостоятельно правильно ощущать время. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы они выполняли задания, укладываясь в нормативы. Необходимо правильно замечать и исправлять случаи чрезмерного переключения внимания. Без насилия возвращать ребенка к поставленной цели.
  3. Последовательность заданий . Гиперактивность провоцирует у детей невнимательность, рассеянность. Важно помнить, что данные за один раз несколько заданий могут просто не восприниматься ребенком. Воспитателям следует самостоятельно контролировать динамику процесса и получения новых заданий.
  4. Конкретика выполнения . Болезненные изменения при гиперактивности не дают маленьким пациентам соблюдать логические мыслительные цепочки, также страдает абстрактное мышление. Для облегчения понимания следует не перегружать смысловыми перегрузками предложения и фразы, из которых формируется задание.

О детских играх

Игры гиперактивных детей дошкольного возраста должны отталкиваться от двух важных идей.

Первая – игровое время должно служить нормальной эмоциональной и физической разрядкой. Для этого ребенку необходимо достаточное игровое пространство. Игра должна ненавязчиво направляться в конструктивное русло.

Вторая идея предусматривает создание спокойной фазы, во время которой необходимо провести переосмысление игровой деятельности, затем после короткой паузы продолжить ее. Важно, перед окончанием воспользоваться моментом физической усталости и попытаться переключить малыша на конструктивную деятельность, но без тени принуждения.

Детям более старшего возраста очень полезно занятие спортом. Необходимо правильно определить, каким именно. Одним больше подойдут игровые виды, другим индивидуальные. В обоих случаях должна решаться проблема использования переизбыточного возбуждения, направление его в конструктивное русло и обучение навыкам спортивной дисциплины.

Лечение синдрома гиперактивности

Как мы видим, воспитание ребенка с гиперактивностью очень трудоемкий и сложный процесс. Именно поэтому многие родители не хотят заниматься им самостоятельно и ведут ребенка к врачу.

Важно на этом этапе попасть к грамотному специалисту, который помимо назначенного лечения поможет семье разобраться с осознанием проблемы и необходимостью совместных усилий в лечении. Как это делать написано выше.

В случае далеко зашедшей болезни следует порекомендовать перевести ребенка школьного возраста, страдающего СДВГ в специализированную школу, в которой на месте определят в классе с каким уклоном необходимо учиться дальше пациенту. Возможно, понадобится коррекция развития навыков. Если школьник отстал в учебе, то его направят в класс догоняющих детей.

Медикаментозное лечение гиперкинетического расстройства

При правильном подборе препарата оказывает весьма существенное положительное влияние. Эффективность его достигает 80%. Лечиться следует годами, возможно лекарственная коррекция потребуется и в более позднем возрасте.

Медикаментозное лечение состоит из применения , препаратов стимулирующих психическое развитие, воздействующих на улучшение обменных процессов в мозге. С этими задачами хорошо справляются транквилизаторы, снотворные лекарства, психостимуляторы и ноотропы. В некоторых случаях применяются антидепрессанты и нейролептики.

Однако не следует придавать медикаментозному лечению чрезмерное значение, так как оно носит лишь симптоматический характер и не устраняет главной причины заболевания. Также, оно никогда не заменит главное – любовь к своему ребенку. Именно она может излечить малыша и в будущем дать ему возможность полноценной жизни.

– это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка. В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз , анемия , эпилепсия , хорея , нарушения слуха и зрения и мн. др.). С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога , детского отоларинголога , детского офтальмолога , эпилептолога), ЭЭГ , МРТ головного мозга , общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома , посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности , олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии .

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии .

Прогноз и профилактика СДВГ

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании .

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

О гиперактивности детей не слышали, наверное, только люди, их не имеющие. Сегодня этот термин находится у всех на слуху. И, наверное, большинство родителей считает, что их ребенок - гиперактивный, ведь он такой непоседа, все время в движении, что называется «шило в заднице». Но активный и подвижный малыш далеко не всегда является именно гиперактивным. И злоупотреблять этим определением не стоит, потому что гиперактивность у детей является не просто их отличительной чертой, но не совсем нормальным состоянием, то есть своеобразным отклонением от нормы. Более того, такое состояние требует определенного «лечения». Вот почему родители должны знать, как можно отличить гиперактивного ребенка от обычного подвижного, и если диагноз подтвердится специалистом, то обязательно нужно изучить его как можно более подробно, потому что роль родительской тактики в воспитании таких детей очень значима.

Признаки гиперактивности у новорожденного

Гиперактивностью в педиатрии считается патологическое состояние, при котором ребенок чрезмерно активен и возбудим. И если обычные дети в норме тоже могут проявлять вспышки гиперактивности (если устали, перевозбудились, расстроились или по другим причинам), то ребенок с этим диагнозом пребывает в таком состоянии постоянно, независимо ни от каких обстоятельств.

Признаки гиперактивности у детей до года выражены неярко, и диагностировать расстройство в этом возрасте практически невозможно. Но заподозрить развитие нарушения можно даже у новорожденного ребенка. Гиперактивные младенцы очень беспокойны, плохо и мало спят (в том числе и ночью), нередко у них сбиваются биоритмы - ребенок «путает» день с ночью. Многие очень рано отказываются от дневного сна, причем и вечером их невозможно уложить. Мышечный тонус такого малыша повышен, не в последнюю очередь по этой причине отмечаются частые обильные рвоты, когда, непонятно почему, ребенок рвет фонтаном вскоре после кормления.

Гиперактивные новорожденные не любят пеленания и все время пытаются избавиться от тугих пеленок. Также их раздражает стесняющая и вызывающая любой дискомфорт одежда. Они вообще очень чувствительны к малейшим раздражениям - будь то звуки, резкий перепад температур или неподходящее освещение - причем начинают сразу надрывно и требовательно кричать, когда другие детки в это время просто капризничают.

Уже с первых месяцев жизни конечности гиперактивного новорожденного ребенка все время пребывают в движении, он как будто бежит куда-то. Сидеть, ползать и ходить такие малыши начинают раньше обычно, причем нередко начинают сразу бегать и носиться безо всякой осторожности и опаски. А все потому, что им несвойственно чувство страха, что особенно выражено проявляется позже - в 3-5 лет и в более старшем возрасте.

Гиперактивный ребенок: признаки

Явные признаки гиперактивности у детей начинают проявляться с 2-3-летнего возраста и больше всего - в период, когда малыш посещает детский сад.

Все потому, что он попадает в отличительную от прежней среду, в которой действуют совершенно другие - довольно жесткие и четкие - правила и требования. Теперь ребенок должен подчиняться, слушаться, выполнять указания, анализировать свои действия, прогнозировать их последствия и жить в коллективе, что для гиперактивного малыша все в целом и каждое по отдельности - не просто тяжело, но даже вряд ли вообще возможно. И бесконечные трудности, с которыми ему приходится сталкиваться в этом новом мире, еще более усиливают проявления расстройства. Нередко, именно в этом возрасте можно заметить первые признаки гиперактивности у ребенка. Но еще более ярко они выражаются с началом посещения школы, и попытки со стороны учителей и родителей «дисциплинировать» неусидчивого и невнимательного ученика частенько приводят к серьезным последствиям в его развитии.

Итак, приблизительный портрет гиперактивного ребенка дошкольного или школьного возраста выглядит следующим образом. Такому ребенку трудно усидеть на месте. Даже за обеденным или учебным столом, делая уроки или принимая пищу, он все время ерзает и движется: стучит ступнями, машет ногами, ищет занятие для пальцев, наклоняется в разные стороны или, как минимум, вертит головой по сторонам, рассматривая неизвестно что и при этом (почти наверняка) ничего конкретного не видя. Ему вообще тяжело сконцентрироваться и удерживать свое внимание на чем-то одном. Даже если это что-то в действительности интересное для него, оно не может занять его надолго.

Вот почему гиперактивные дети не досматривают любимые мультфильмы до конца, не доигрывают в любимые игры, не доскладывают любимые конструкторы, не дочитывают любимые книги… Впрочем, читать они вовсе не любят, как и заниматься уроками или любой деятельностью, требующей умственной активности, концентрации и внимания, несмотря на достаточно высокий уровень интеллекта, большие способности, творческую и талантливую сущность, прекрасно развитую интуицию! При всем при этом они некрасиво пишут, плохо читают и пересказывают, не блещут в математике и других дисциплинах. Даже пазлы покупать для них нет смысла: гиперактивные дети просто не способны (не могут, не умеют априори) хоть какое-то время усидеть на месте. А еще у них очень плохо развита мелкая моторика (застежки, шнуровки, плетение и прочее - не для них).

Активность такого ребенка не имеет конкретной направленности или цели. Он постоянно пребывает в движении, дергается, мечется, бегает, скачет, крутится… Но эта энергия не направляется в какое-то одно русло, а распыляется понапрасну.

Ребенок не знает, не понимает и не осознает, почему он поступает так или иначе. Его действия бесцельны и ничем не мотивированы. Он может вставать посреди урока, бегать по классу, все время мешать учителю или другим ученикам. И вдобавок ко всему выполнять указания педагога такой малыш не способен: он их просто не слышит. Поэтому с воспитателями обычно постоянно возникают конфликты.

Не лучше складываются отношения и с детьми. Гиперактивный ребенок часто задирается, дразнится, пристает к другим и даже проявляет агрессию, и все это, напомним, происходит у него произвольно, как будто бы несознательно. Из-за своей чрезмерной импульсивности он все время кого-то задевает, хватает за руку проходящего рядом человека, ему до всего есть дело, он внезапно вклинивается в чужой разговор и также резко и нелогично из него выходит. Ребенок с гиперактивностью очень часто бывает чрезмерно болтлив, причем собеседника он не слышит: на задаваемые ему вопросы отвечает, не дослушав ответы до конца и тут же переключаясь на что-то другое; сам же может спросить, но перебить или убежать уже на втором слове ответчика.

Он часто спорит, пререкается, доказывается. Иногда случается, что гиперактивный уходит в себя, он как будто «выключается» из беседы, отправившись в другую реальность, а потом может так же внезапно «включиться». А потому друзей у такого ребенка, как правило, немного: другие дети не принимают «белую ворону» в свою компанию, высмеиваются над ним, избегают. Социальная адаптация проходит очень тяжело и болезненно. Часто ребенок начинает себя корить за неуспех среди сверстников, чувствует себя виноватым и плохим, что еще больше усиливает закомплексованность, неуверенность в себе, заниженную самооценку, вспыльчивость и неуравновешенность. По этой причине с гиперактивными детьми становится очень непросто общаться: одни постоянно чем-то раздражены, взвинчены, недовольны; другие замыкаются в себе, уходят в свой собственный, понятный и доступный только им мир.

Впрочем, иногда случается, что гиперактивные дети проявляются в роли лидера, сплачивая вокруг себя команду. Следует признать, что это довольно-таки небезопасно, ведь у них не развито чувство страха и опасности, и даже боль такие дети чувствуют притуплено.

А потому они все время затевают экстремальные игры, подвергая себя и других очень серьезной опасности: прыгают с деревьев, бегают по проезжей части и на железнодорожных путях, лезут в бурлящие реки и прочее и прочее - им все нипочем. Неудивительно, что одежда и обувь у таких детей снашиваются рекордно быстро: родителям практически постоянно приходится возобновлять детский гардероб.

Гиперактивный ребенок очень неуклюжий, неряшливый и неаккуратный. Кажется, за что бы он ни взялся - все делается не так: тарелку опрокинет, ручку сломает, бумагу порвет… Даже если стол находится от него далеко, он все равно умудряется его зацепить и что-нибудь, да перевернуть. Он не вписывается в дверной проем, не может правильно надеть куртку или штаны, может упасть, просто стоя на месте. Невнимательность достигает такой степени, что, только что держа что-нибудь в руке, ребенок уже не может этого найти. А потому он все время теряет книги, забывает где-то тетради и даже в собственном портфеле не способен найти нужные вещи. Неудивительно, что порядка у гиперактивных никогда нигде нет и быть не может. Им не свойственны ни самоконтроль, ни самодисциплина. Между прочим, очень часто у них наблюдается недержание мочи (и ночное, и дневное).

Таким детям не нужно специально что-то делать, чтобы напакостить: все происходит непроизвольно, и они никогда не виноваты! И, поверьте, это не просто оправдание - оно в действительности так и есть. Жить по-другому у гиперактивного ребенка не получается, даже если бы он и прилагал к этому усилия, хотя на такое он тоже не способен. На его поведение невозможно повлиять: ни уговоры, ни просьбы, ни наказания, ни приказы не действуют.

Примечательно, что гиперактивный ребенок не отличается ловкостью: трудоемкую и кропотливую работу он выполняет очень медленно и с трудом. Также ему, как правило, плохо удаются игры с мячом и езда на велосипеде: ни координация движений, ни контроль над мышечными сокращениями, ни равновесие у него хорошо не развиты. Но зато кривляться и гримасничать он мастак!

Причиной такого большого комплекса «неприятностей» кроется, по большому счету, в особенностях функционирования центральной нервной системы гиперактивных детей: она плохо переносит любого вида нагрузки - и физические, и психические, и эмоциональные, и умственные. Следствием таких нагрузок бывают частые головные боли, ощущение усталости и подавленности, колики, расстройства в работе органов ЖКТ, усиленное слюно- и потоотделение, склонность к аллергическим проявлениям, и даже разного рода неврозы, нарушение речи, сердечные приступы. Между прочим, гиперактивные дети не очень хорошо едят, зато очень много пьют.

Как отличить гиперактивного ребенка

Следует отметить, что пусть гиперактивность и является вполне конкретным отклонением от нормы, о патологии как таковой приходится говорить далеко не во всех случаях, и вполне может быть, что она просто является особенностью детского характера или темперамента. Но очень часто гиперактивность выступает одним из самых характерных признаков неврологическо-поведенческого расстройства, известного в медицине как синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). В таком случае она, как правило, создает определенные проблемы для окружающих.

Специалисты различают несколько форм СДВГ: с преобладанием невнимательности, с выраженной гиперактивностью, в сочетании с другими расстройствами. Поставить точный диагноз способен даже не каждый специалист: имеет значение огромное множество сопутствующих симптомов и состояний, за которыми нужно наблюдать в течение длительного периода времени. Но в большинстве случаев врачи советуют ориентироваться на следующие признаки.

О том, что ребенок гиперактивный, можно говорить, если в течение полугода в различных жизненных ситуациях и в разных местах (дома, в школе, в компании близких или незнакомых ему людей) его поведение соответствует как минимум шести пунктам из следующего списка:

  • Не реагирует на замечания.

Если говорите о ребенке с синдромом дефицита внимания, то кроме гиперактивности и импульсивности, о чем свидетельствуют вышеизложенные качества, характерным признаком данного нарушения является также невнимательность. Диагностировать ее можно, подтвердив наличие, по меньшей мере, шести признаков из следующих (также сохраняющихся в течение полугода и дольше при любых обстоятельствах):

  • Ребенок не способен хоть какое-то время просто посидеть спокойно или постоять на месте. Даже сидя, он постоянно пребывает в движении, все время срывается с места и куда-то устремляется, встает - садится; стоя - переминается с ноги на ногу, закручивает их вокруг себя, топчется, пританцовывает, машет руками.
  • Он все время куда-то устремлен, куда-то направлен, движется, бежит, лезет (и, как правило, это совершенно неуместно).
  • Часто ребенок очень резко или неожиданно срывается с места и бежит или, напротив, появляется «из ниоткуда».
  • Он очень суетлив, неспокоен, неуравновешен, все время дергается и елозит. Особенно ярко выражено дерганье и ерзанье при волнении.
  • Активность ребенка бесцельна и разфокусирована, является его естественным состоянием, а не способом чего-то достичь.
  • Он не способен заниматься чем-то спокойным, требующим усидчивости, играть в спокойные игры.
  • Ребенок много болтает - хоть о чем, не договаривает фразы до конца, «глотает» слова.
  • Любит вмешиваться в чужие разговоры или дела, мешает, перебивает и часто раздражает этим других.
  • Отвечает на вопрос прежде, чем ответ прозвучит док конца. Много спрашивает - и не слушает ответов. Перебивает.
  • Неспособен ждать и дожидаться, терпеть.
  • На уроках выкрикивает с места, шепчется, вертится, создает лишний шум.
  • Не реагирует на замечания.
  • Проявляет агрессию, гнев, неуравновешенность, вспыльчивость.

Если ребенок гиперактивен с синдромом дефицита внимания, то характерные для данного расстройства признаки непременно проявятся в возрасте от 2 до 7 лет, а в периоде новорожденности будут присутствовать свойственные ему проявления (плохой сон, беспокойство и так далее).

В целом же напомним еще раз, что обычные дети очень часто могут перевозбуждаться и проявлять повышенную активность, но такие случаи носят эпизодический характер и, как правило, имеют свои причины (недостаток родительского внимания, физическое истощение, переизбыток эмоций, жизненные потрясения и пр.). Более того, сегодня дети все чаще бывают очень подвижными и активными. У гиперактивных же детей подобное состояние (повышенной нервной возбудимости и двигательной активности) не просто является для них нормальным, оно еще и «бесполезно», то есть ребенок куда-то несется или лезет просто потому, что не может хоть на секунду задержаться. И это главное отличие, по которому можно заподозрить у своего чада данное расстройство. Причем мальчики бывают гиперактивными в 4-5 раз чаще, чем девочки. Также более подвержены этому синдрому светловолосые и голубоглазые дети.

Родители могут лишь подозревать гиперактивность или СДВГ у своего ребенка, но подтвердить диагноз должен специалист. Если это будет сделано, маме и папе придется пересмотреть принципы воспитания и взаимоотношений со своим дитем. Это особенные дети, на которых не действуют универсальные приемы и методы. Они нуждаются в особом подходе, в четком распорядке дня, в полноценном отдыхе и сне, в специальной диете, а больше всего - в родительской любви и поддержки. А потому каждый родитель гиперактивного ребенка обязан изучить этот вопрос и приложить максимально возможные усилия к тому, чтобы не сломать маленькую гиперактивную личность. А это так легко сделать… К слову сказать, такой ребенок часто очень близко принимает к сердцу маловажные и пустяковые вещи, и в то же время не дает себя утешить и приласкать (отталкивается, психует), хотя и очень в этом нуждается.

Учтите, что многие гиперактивные дети становятся «трудными» подростками, часто бунтуют и сходят на губительную тропу. Предотвратить это можно, заблаговременно налаживая с ребенком теплые доверительные отношения. Он должен знать: что в любой жизненной ситуации Вы будете на его стороне, сможете его понять, принять и продолжать любить, несмотря ни на что. И тогда с возникающими в его жизни проблемами он в первую очередь будет обращаться к Вам, а не искать решение на улицах.

И напоследок. Относитесь к постановке диагноза СДВГ очень осторожно. Существует в этом высокая доля субъективности, а вот каких-то специфических методов и способов, позволяющих в точности определить наличие синдрома, нет. Множество детей, не страдающих СДВГ, по самым разным причинам могут проявлять те или иные признаки, свойственные данному расстройству.

И даже если диагноз подтвердится, всегда помните о том, что многое зависит именно от Вас, от того, насколько Вы будете способны понять и принять такого ребенка, который просто устроен по-другому. Помните, мы говорили, что такие дети в большинстве очень талантливы и способны. Между прочим, ученые с большой долей вероятности предполагают, что СДВГ страдали такие мировые светила, как Моцарт, Бетховен, Пикассо, да Винчи, Эйнштейн и другие… Стоит найти в своем ребенке жилу, которую следует развивать. Как считаете?

Специально для - Лариса Незабудкина

Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Белые пятна еще остаются. Но врачи и в Европе, и в Америке работают над решением проблемы, работают успешно, и многие причины уже можно назвать.

Наследственность

По данным некоторых специалистов, у 57% родителей, чьи дети страдают этим заболеванием, в детстве отмечались такие же симптомы. Многие на приеме у врача рассказывают про свое трудное детство: как непросто было им в школе, сколько приходилось лечиться, и вот теперь те же проблемы возникают у собственных детей.

Правда, довольно часто в таких семьях, кроме симптомов СДВГ, наблюдаются и другие проблемы: употребление алкоголя, наличие асоциальных психопатий, аффективных расстройств; многие матери имеют серьезные аллергические заболевания, такие как астма, сенная лихорадка, экзема или же страдают мигренью. Ученые-генетики пытаются найти точный ответ, какой все-таки ген несет ответственность за столь тяжелые испытания, выпавшие на долю безвинных детей.

И кое-что уже известно. Например, имеются данные о наличии изменений генетического характера при СДВГ, локализованных в 11-й и 5-й хромосомах. Большое значение придается гену рецептора дофамина D4 и гену - переносчику дофамина. Специалисты выдвинули гипотезу о причине заболевания, в основе которой лежит взаимодействие вышеназванных генов. И оно вызывает снижение функций нейромедиаторной системы головного мозга.

Но поиски продолжаются. И надеемся, что с развитием молекулярной генетики они будут более результативными.

Беременность и роды

По одной из теорий считается, что СДВГ связано с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка.

Большую опасность в данном случае вызывает внутриутробная гипоксия (кислородное голодание плода), к которой особенно чувствителен развивающийся мозг. Вот почему очень важно, чтобы беременность протекала нормально, без патологий, чтобы будущая мать соблюдала все требования, предъявляемые врачом. Ведь эти требования придуманы не просто для осложнения жизни молодой женщины. Известно, что потребность в кислороде у беременных повышается на 25-30% за счет того, что ребенок забирает его из крови матери. Поэтому нужно много гулять, дышать свежим воздухом, ездить на природу все девять месяцев. А самое главное - отказаться от сигарет и алкоголя.

Никотин, спазмируя артерии матки, лишает ребенка питания и кислорода, кроме того, он чрезвычайно вреден для нервных клеток. Алкоголь, проникая через плаценту в кровь, наносит мощный удар по формирующемуся мозгу. Как здесь не нарушиться его функциям! Серьезную угрозу представляют и некоторые лекарства, особенно в первой половине беременности, а потому, прежде чем принять любой, даже самый безобидный препарат, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Очень важно также правильно питаться.

Вообще, любые проблемы во время беременности и родов - какими бы незначительными они ни казались непросвещенному человеку - могут иметь различные отрицательные последствия, которые обычно проявляются не сразу после рождения ребенка, а спустя некоторое время. Речь идет об угрозе выкидыша, токсикозах, обострениях хронических заболеваний у матери, перенесенных инфекциях.

Замечено, что если ребенок в утробе ведет себя очень буйно, то это может быть признаком будущей гиперактивности, что, в общем-то, и понятно: обычно детки шумят, когда им не хватает кислорода. На языке медицины это называется "хроническая внутриутробная гипоксия".

Очень опасны во время беременности травмы в области живота. Впрочем, страшны травмы не только физические, но и психологические, различные стрессы, а также, что отмечают многие специалисты, нежелание матери иметь данного ребенка. Мы уже не говорим о неудавшихся попытках прервать беременность.

Большое значение имеют и иммунологическая несовместимость по резус-фактору, и возраст родителей. Исследования показали, что риск развития патологии велик, если возраст матери во время беременности был меньше 19 или больше 30 лет, а возраст отца превышал 39 лет.

На развитие заболевания влияют и осложнения при родах: преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении, длительный (более 12 часов) безводный период. Родовые осложнения, связанные с неправильным положением плода, обвитие его пуповиной, помимо асфиксии, могут повлечь за собой внутренние мозговые кровоизлияния, различные травмы, в том числе плохо диагностируемые легкие смещения шейных позвонков.

Все это может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его мозговой деятельности. Но, как отмечают врачи, если лечение данных патологий начать в раннем возрасте, то синдром дефицита внимания с гиперактивностью может не случиться, а если и появятся его признаки, то они будут куда слабее, чем при отсутствии лечения.

Опасности первых лет жизни

Мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни, и, естественно, в этот период он наиболее уязвим. Любые, казалось бы, малозначительные, удары, ушибы могут впоследствии сказаться на здоровье ребенка. Поэтому призываем родителей быть в этом плане особенно бдительными. На практике встречается много случаев, когда мама обращается по поводу общего нездоровья ребенка: плачет все время, плохо спит, отказывается от еды. При осмотре малыша, казалось бы, все в порядке: никаких признаков простуды, желудок, сердце - все в норме. После расспросов - где гулял, с кем, как играет и т. д. - выясняется, что несколько дней назад (она даже обычно не помнит точно, когда) малыш упал и, видимо, сильно ударился головой. За этим следует немедленная госпитализация, многочисленные диагностические исследования и длительное лечение. Не всегда, к сожалению, оно приносит максимальный эффект. А ведь все могло бы быть куда проще, обратись родители немедленно к врачу.

Следует помнить, что травмы головы могут нарушить деятельность мозга в любом возрасте, но в период созревания, то есть до 12 лет, они особенно опасны. Отрицательно сказываются на формировании мозга и любые заболевания в младенчестве, если они проходят с длительной высокой температурой, а также прием некоторых сильнодействующих препаратов. Невропатологи считают, что целый ряд хронических заболеваний, таких как бронхиальная астма (тяжелая), нарушение обмена веществ, сердечная недостаточность, а также частые пневмонии, нефропатии, нередко становятся факторами, негативно влияющими на нормальную работу мозга.

Когда ребенок подрастает (где-то после двух лет), на развитие и становление его психики начинает оказывать серьезнейшее влияние окружающая обстановка, в первую очередь, естественно, в семье, характер отношений со взрослыми. Безусловно, если малыш живет среди людей, постоянно конфликтующих друг с другом, отголоски этих конфликтов (как бы взрослые ни старались их скрыть, а зачастую они не очень-то и скрывают) обязательно доносятся до него и каждый раз больно ранят его душу. Даже если ребенок и не очень вникает в ситуацию, обстановка раздора и вражды всегда очень пагубна и болезненна. Совсем плохо, когда все это проходит на фоне бесконечных попоек и бражничества. Из этих наблюдений можно сделать вывод, что значение биологических факторов имеет решающее значение в первые годы жизни ребенка, но затем возрастает роль социально-психологических моментов, и прежде всего семейной обстановки.

Причиной развития психопатологии может стать и другая крайность, когда ребенок становится в доме центром Вселенной, когда все подчинено его желаниям, когда с ним носятся, постоянно опекают, стараются угодить. Какими бы ни были биологические задатки малыша, при таком воспитании он теряет чувство реальности и контроля. А вот разумное, правильное воспитание может в таком возрасте компенсировать даже серьезную патологию.

К интересному выводу пришли западные ученые Р. А. Кинг и Д. Ношпич. Оказывается, не последнюю роль в том, как ребенок преодолеет наметившиеся в его психике проблемы, играет материальная обеспеченность и бытовые условия. Они установили, что у многих детей из семей, где достаток выше, последствия патологии, возникшей в течение беременности или во время родов, исчезают к моменту поступления в школу, тогда как у детей из неблагополучных в этом отношении семей они продолжают сохраняться.

Но, как мы уже упоминали (см. статью "Ребенок активный и гиперактивный. В чем разница?"), не всегда непоседливый, слишком активный и невнимательный ребенок диагностируется специалистами как гиперактивный. Порой это бывает временной реакцией маленького человека на большие эмоциональные нагрузки. Например, развод родителей, потеря кого-нибудь из близких, отрыв от семьи и т. д. В отличие от взрослых, которые в момент стресса чаще всего начинают замыкаться, ведут себя заторможенно и пассивно, ребенок, наоборот, становится перевозбужденным и чересчур активным. Он просто не может найти себе места. Много говорит, двигается, его ничего не интересует (потому и кажется невнимательным), он никого не слушает, из-за чего и получает бесконечные замечания и наказания. А это, в свою очередь, усиливает угнетенное, тревожное состояние малыша. Получается замкнутый круг, который, если его вовремя не разомкнуть, действительно может закончиться серьезными заболеваниями.

В данном случае, конечно, необходим врач. Сначала психотерапевт, а если понадобится, то и психоневролог. Вместе с ним родители смогут проанализировать ситуацию, найти истинную причину тревоги и волнений малыша, а если потребуется - пройти соответствующий курс лечения. Но часто бывает так, что устранение причины, создание спокойной благоприятной атмосферы в доме устраняют и признаки гиперактивности у ребенка. Главное - своевременно на них отреагировать.

Питание

В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости СДВГ и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство - все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка.

Современные дети неразлучны с бутылками колы, фанты, спрайта и прочих "замечательных" напитков. Помимо большого количества сахара (о вреде которого тоже будет сказано), в них содержится столько пищевых красителей и ароматизаторов, что они просто не успевают выводиться естественным путем. Это вызывает большое скопление шлаков, биохимически отравляющих организм. И ребенок ежедневно подвергается длительной атаке отравляющими веществами - токсикозу. Хорошо, если у него механизмы детоксикации (выведения токсинов) работают нормально. А если нет? Вот и начинаются сбои всех систем. Даже безобидный, казалось бы, апельсиновый баночный сок может нанести серьезный удар по организму.

Американцы, например, установили, что после употребления такого витаминного напитка в моче детей через 24 часа обнаруживается в большом количестве цинк. (Цинк - важнейший минерал, активно участвующий в большинстве процессов и влияющий на умственную деятельность человека, на его способности к обучению и на характер поведения.) Так вот, этот необходимый элемент просто вымывается апельсиновым соком. Почему? А потому, что в консервированном соке содержится популярный пищевой краситель тертазин, который и обладает способностью "выгонять" из организма цинк.

Особенно недопустимо кормить ребенка "взрослыми" консервами. Они перенасыщены солью и консервантами (нитритами, глутаматами и др.), которые, как известно, далеко не безвредны. Они плохо перевариваются, раздражают слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, способствуют возникновению кишечных заболеваний и аллергии. Нитриты, соединяясь в организме с продуктами неполного распада белков - амидами и аминами, образуют чрезвычайно канцерогенные нитрозосоединения. Замечено, что на гиперактивность ребенка влияют и салицилаты. А они находятся в коре, листьях растений и деревьев (маслины, кофе и др.), в малых количествах - во фруктах (апельсины, земляника, яблоки, слива, вишня, малина, виноград).

Кофе, да и черный чай, для детей младшего возраста вообще следует исключить. И исключить надолго. Известно, что в этих ароматных напитках содержится сильнодействующее вещество - кофеин, который стимулирует возбудимость сосудодвигательных центров головного мозга. Кроме того, он опасен для работы сердца, так как увеличивает силу и частоту сокращений сердечной мышцы (заставляет сердце биться быстрее, чрезмерно напрягая его), способствует повышению артериального давления. Кофеин, содержащийся в кофе и черном чае, разрушает витамины группы В, снижает содержание железа, калия, кальция и цинка, то есть тех элементов, без которых ребенок с синдромом гиперактивности просто не может существовать. В кофе содержатся также смолы и кислоты, которые вредны для пищеварительного тракта.

Теперь о сахаре и углеводах. Этим наши дети просто завалены нынче. И промышленность постоянно работает над тем, чтобы их было все больше и больше, чтобы они были все вкуснее и привлекательнее. Мощные юноши и изящные девушки с экранов телевизоров каждую рекламную паузу приглашают "сникерснуть" или окунуться в "райское блаженство с баунти", пухлые детишки настаивают на полезных завтраках, а расторопные мамы - на вкусных блюдах из спагетти. Все это - конфеты, мороженое, прохладительные напитки, булочки, хлопья для завтрака, пицца, макароны, чипсы - пища, которая очень быстро наполняет человека глюкозой.

Одно время жуткому гонению врачей, борющихся с синдромом гиперактивности, подвергался рафинированный сахар. Но сейчас доказано, что сахар может быть как опасным, так и абсолютно безвредным. Например, если употреблять его с белками, то никаких нарушений не последует, а вот если с крахмалами (как в кондитерских изделиях), то он может вызвать нарушение поведения даже у спокойных детей.

Как это происходит? Сахар и углеводы в избытке наполняют кровь глюкозой, в результате организм вынужден производить большое количество инсулина, чтобы переработать ее. Происходит резкое падение уровня сахара в крови, подчас слишком сильное - такое состояние называется гипогликемией. Возникает слабость, усталость. Чтобы нейтрализовать это состояние, организм производит мощный выброс гормонов энергии (например, адреналина), сосуды сжимаются, меняется сердечный ритм, может появиться озноб конечностей. Автономная нервная система, отвечающая за непроизвольные физические процессы, в результате подавляется, что проявляется в нервозности, страхах, одышке. Мышцы напряжены и готовы к действию. И они начинают действовать.

Внимательно надо относиться и к продуктам, которые могут вызвать аллергию. Обычно это яйца, коровье молоко, помидоры, цитрусовые, экзотические для нашего ребенка фрукты типа киви, манго, ананаса и т. д. И еще один важный момент. Гиперактивность усиливается (это не причина возникновения болезни, но фактор,
влияющий на ее течение), если у ребенка наблюдается избыточное образование солей. Главным образом оксалатов и уратов. Именно они резко усиливают возбудимость человека. Чтобы прояснить ситуацию, необходимо сделать анализ мочи. Если эти соли обнаружены в избытке, надо срочно принимать меры. Во-первых, давать ребенку побольше жидкости, во-вторых, ограничить продукты, которые в процессе обмена дают образование этих солей.

Образованию уратов способствуют мясо, колбаса, сосиски; оксалатов - копчености, сельдь, шоколад, щавель, шпинат; тех и других - любые фабричные консервы.

Родителям, имеющим ребенка с подобными проблемами, неплохо бы завести дневник, в котором фиксировать взаимосвязь между продуктами питания и поведением сына или дочки, а также тщательно проанализировать, достаточно ли поступает в организм ребенка питательных веществ, витаминов, микроэлементов.

Лечение с помощью рационального правильного питания длительное, хлопотное, трудное, но делать это надо обязательно! Естественно, подключив (по рекомендации врача) и другие необходимые средства.

Дефицит питательных элементов

Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки совершенно определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот. Рассмотрим, каких именно, почему и где они содержатся.

Витамины

Главным образом - это витамины группы В . Практически все. Но особенно заметен дефицит витамина В12.

Тиамин (витамин В1) играет первостепенную роль в обмене углеводов: чем выше уровень их потребления, тем больше требуется тиамина. (Видите, как все взаимосвязано; только что мы говорили о перенасыщении углеводами.) Недостаточность витамина B1 ослабляет перистальтику кишечника, вызывает запоры, мышечную слабость, снижает физическую и психическую работоспособность. Отсутствие или значительный дефицит тиамина приводит к развитию тяжелых заболеваний нервной системы.

Витамин B1 содержится во многих пищевых продуктах, в том числе в дрожжах, в хлебном квасе. Его много также в зерновых и бобовых культурах. В основном он содержится в зародыше зерна и его оболочках (отрубях). При получении муки высших сортов отруби удаляются, что приводит к значительному снижению в ней тиамина. Богаты этим витамином соя, гречневая и ячневая крупа, кукуруза и другие продукты. Из продуктов животного происхождения больше всего тиамина в печени и нежирной свинине (например, в свинине его в восемь раз больше, чем в говядине, и в шесть раз больше, чем в баранине), почках, сердце.

Тепловая обработка продуктов незначительно разрушает тиамин, особенно если она производится в кислой среде.

Рибофлавин (витамин В2) участвует в процессах роста, в обмене белков, жиров и углеводов. Он оказывает регулирующее влияние на состояние центральной нервной системы, воздействует на процессы обмена в роговице, хрусталике и сетчатке глаза, обеспечивает световое и цветовое зрение. Рибофлавин поступает в организм с пищей. При недостаточности этого витамина появляются сухость губ, вертикальные трещины и рубцы на них, трещины и корочки в углах рта, выпадают волосы, могут развиться конъюнктивит и блефарит.

Основными источниками витамина В2 являются яйца, сыр, молоко, мясо, а также зерновые и бобовые культуры: арахис, соя, чечевица, зеленый горошек. Много рибофлавина в дрожжах и молоке. Сквашивание молока при изготовлении ряженки, айрана, мацони значительно увеличивает содержание этого витамина; иными словами, молочнокислые бактерии способны его синтезировать. Источниками рибофлавина могут служить также груши, персики, томаты, морковь, свекла, цветная капуста, шпинат.

Витамин В2 очень чувствителен к воздействию ультрафиолетовых лучей, поэтому его препараты (порошки, таблетки) и пищевые продукты, богатые им, хранят в защищенном от солнца месте.

Никотиновая кислота (витамин РР, ниацин, витамин В3) участвует в реакциях клеточного дыхания, в белковом обмене и повышает использование в организме растительных белков, нормализует секреторную и двигательную функции желудка, работу печени, улучшает секрецию и состав сока поджелудочной железы. Основным источником никотиновой кислоты являются мясо домашней птицы, говядина, телятина, печень, почки. Очень богаты витамином В3 дрожжи, рисовые отруби, пшеничные зародыши. В других растительных продуктах, особенно в кукурузе и зерновых культурах, никотиновая кислота находится в связанной, не усвояемой организмом форме.

Витамин В3 - один из наиболее стойких в отношении хранения и кулинарной обработки. Воздействие высокой температуры, варка и жаренье почти не влияют на его содержание в продукте. Он устойчив к воздействию света, кислорода, воздуха, щелочей.

Пиридоксин (витамин В6) обеспечивает нормальное усвоение белков и жиров, играет важную роль в азотистом обмене. Недостаточность витамина В6 вызывает у детей раннего возраста задержку роста, желудочно-кишечные расстройства, малокровие, повышенную возбудимость. Пиридоксин содержится в весьма незначительных количествах во многих пищевых продуктах: в сухих пивных дрожжах, пшеничных отрубях, ячмене, просе, кукурузе, горохе, картофеле, моркови, свекле, говядине, курятине, говяжьей печени, в телятине, свинине, баранине, яйцах, в коровьем молоке и др. У здоровых людей, как правило, редко встречается недостаток витамина В6, поскольку его в достаточном количестве образуют кишечные бактерии. Однако бесконтрольный прием внутрь антибиотиков и сульфаниламидных препаратов угнетает функцию кишечных микроорганизмов, и тогда выработка пиридоксина значительно снижается.

Пантотеновая кислота (витамин В5) играет важную роль в обмене веществ. Она оказывает нормализующее влияние на нервную систему, функции надпочечников и щитовидной железы. Исключительно широко распространена в природе. Обнаружение ее в значительных количествах в различных растениях и животных тканях определило и название: пантотеновая - от греческого "вездесущий".

Фолиевая кислота (витамин В9) участвует в обмене и синтезе некоторых аминокислот, в синтезе нуклеиновых кислот, стимулирует кроветворную функцию костного мозга, способствует лучшему усвоению витамина В12. При недостатке в организме фолиевой кислоты развиваются тяжелая анемия, желудочно-кишечные расстройства, нарушения чувствительности и др. Она широко распространена в растительном и животном мире. Наиболее богаты фолиевой кислотой печень, почки и зеленые листья растений, особенно салаты. Фолиевая кислота легко разрушается при кулинарной обработке продуктов.

Цианкобаламин (витамин В12) принадлежит к веществам с высокой биологической активностью. В этом витамине нуждаются все животные организмы. Он участвует в синтезе метионина, нуклеиновых кислот, процессах кроветворения и т. д. Недостаточность витамина В12 обычно развивается при нарушении его всасывания и проявляется тяжелыми формами анемии. В организм этот витамин поступает с пищей и, кроме того, синтезируется микроорганизмами кишечника. Основным источником цианкобаламина являются продукты животного происхождения, особенно много его содержится в говяжьей печени.

Микроэлементы

Магний. Один из важнейших элементов, недостаток которого может привести к развитию гиперактивности. Магний отвечает за работу нервной системы, помогает бороться со стрессами, гасит излишнюю возбудимость. Установлено, что дефицит магния создает благоприятные условия для скопления свинца в организме, а свинец чрезвычайно вреден для центральной нервной системы. Как только недостаток магния возмещается, свинец выводится естественным путем. Кроме того, он вообще играет огромную роль на протяжении всей жизни человека. Особенно остро в нем нуждаются те, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями. Подергивание век, онемение конечностей, плаксивое настроение, приступы отчаяния и реакция на погоду, аритмия и резкая боль в грудной клетке, выпадение волос, ломающиеся ногти, кошмарные сны или бессонница у пожилых - все это свидетельствует о дефиците магния. К сожалению, в нашем питании его очень мало. Самым хорошим источником теоретически могло бы быть какао, но гиперактивным детям его нужно давать ограниченно.

Ежедневно здоровому человеку необходимо 300 мг магния - это 6 г орехов и 3 куска черного (ржаного) хлеба. Овощи, мясо, сыр, различные сухофрукты, мак, соя, прожаренная гречневая крупа также содержат магний.

Цинк. О необходимости его мы уже говорили. Его нехватка тормозит важнейшие жизненные процессы, в частности, цинк корректирует характер и поведение человека, помогает ему усваивать информацию. Кроме того, он чрезвычайно важен в дерматологии, вот почему признаком нехватки цинка являются ломающиеся ногти, юношеские угри. Цинк входит в состав крови и мышц, регулирует содержание сахара в крови. При недостатке его отмечается замедление роста, плохая заживляемость ран. Цинк содержится в мясе, печени, морской рыбе, молоке, яйцах.

Железо. С этим элементом очень важно соблюдать золотую середину. С одной стороны, дефицит железа - распространенная проблема и у детей, и у взрослых. Низкое содержание железа в организме вызывает апатию, слабость, неспособность концентрировать внимание, что вполне характерно для синдрома дефицита внимания и способности к обучению. С другой стороны, слишком высокое содержание железа приводит к агрессивному или гиперактивному поведению, то есть опять-таки к симптомам СДВГ.

Много железа содержится в печени (особенно свиной), в зелени петрушки, мозгах, яичном желтке, белых грибах и других продуктах. Высокой усвояемостью отличается железо, содержащееся во фруктах и овощах (персиках, яблоках, шпинате и др.).

Полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3, Омега-6). Они не синтезируются в организме человека и животных (иногда их называют витамином F) и образуют группу так называемых незаменимых жирных кислот, то есть жизненно необходимых для человека. Эти кислоты отличаются от истинных витаминов тем, что не обладают способностью усиливать обменные процессы, однако потребность организма в них значительно выше, чем в истинных витаминах.

Само распределение полиненасыщенных жирных кислот в организме человека свидетельствует об их важной роли. Больше всего их содержится в печени, мозге, сердце, половых железах. При недостаточном поступлении с пищей содержание их уменьшается прежде всего именно в этих органах.

Важнейшим биологическим свойством полиненасыщенных жирных кислот является их участие в качестве обязательного компонента в образовании структурных элементов (клеточных мембран, миелиновой оболочки нервного волокна, соединительной ткани). Полиненасыщенные жирные кислоты обладают способностью усиливать выведение холестерина из организма, переводя его в легкорастворимые соединения. Это свойство имеет большое значение в профилактике атеросклероза. Кроме того, полиненасыщенные жирные кислоты оказывают нормализующее действие на стенки кровеносных сосудов, повышая их эластичность и снижая проницаемость.

Исследования показали, что гиперактивные дети ощущают острую нехватку основных жирных кислот. Внешне это может проявляться такими симптомами: ребенок часто просит пить (его мучает постоянное чувство жажды), у него сухие волосы, сухая кожа, частое мочеиспускание. Следует подумать о дефиците жирных кислот, если у малыша появилась астма или экзема, то есть аллергические реакции на внешние раздражители. В случае, когда у ребенка обнаружена нехватка каких-либо питательных элементов, вместе с врачом этот вопрос решается быстро. Используется специальная диета и дополнительно - прием витаминов и препаратов, содержащих необходимые микроэлементы.

Окружающая среда

Ухудшающаяся с каждым годом экологическая обстановка ведет к различным нарушениям здоровья, психического в том числе. И, к сожалению, нет на нашей Земле сейчас места, где экологию можно было бы назвать безукоризненной, где были бы чистыми и безвредными воздух, вода, почва и, соответственно, продукты питания. Вероятно, существуют какие-то отдаленные острова, но мы ведем речь о местах обитания так называемого цивилизованного человека. Именно цивилизация и устроила такую ловушку. Даже в странах со слаборазвитой промышленностью, в лесах и горах человек не застрахован от кислотных дождей, от движения подземных вод, вместе с которыми попадают в почву ядохимикаты, от ветров, переносящих воздух, содержащий отравляющие вещества, от повышенной радиоактивности солнца и многого другого.

Особенно от плохой экологии страдают дети. Их здоровье разрушается на самой начальной стадии своего формирования. Современная промышленность буквально насыщает окружающую среду солями тяжелых металлов, таких как кадмий, молибден, хром, свинец, алюминий. Каждая из них губительна по-своему. Соли кадмия и молибдена ведут, например, к тяжелым расстройствам центральной нервной системы. А ведь кадмий постоянно находится рядом. Он широко используется в различных электроприборах и механизмах, в батарейках, резине, пластмассах, в дезинсектицидах, фотографии.

Цинк сам по себе полезен и необходим (в том числе для работы иммунной системы), но в соединении с хромом становится опасным канцерогеном, отравляющим весь организм в целом. Вот и получается, что, с одной стороны, цинк чрезвычайно важен сам по себе и без него не усваиваются такие необходимые элементы, как магний и кальций, с другой, нельзя допустить его сочетания с хромом.

Дефицит магния приводит к тому, что в организме накапливается свинец (магний его выводит), а свинец в данном случае - один из самых вредных металлов. Врачи называют его сильнейшим нейротоксином. Свинцовое отравление приводит к тяжелым нарушениям в работе нервной системы ребенка и становится причиной многих проблем поведения. В частности, свинец разрушает память, тормозит процессы обучения, влияет на адекватность поведения и восприятия окружающего мира. Даже очень небольшое количество свинца в крови способно вызвать негативные изменения.

Как показали исследования специалистов разных стран, в организме гиперактивных детей содержится довольно большое количество свинца и очень часто - алюминия.

Свинец еще опасен и тем, что очень долго "не хочет покидать нас". Так, израильские врачи в начале 1990-х годов провели сравнение на содержание следов тяжелых металлов в волосах школьников. Оказалось, что у тех, кто имеет сложности в учебе, содержание свинца намного больше. Это не новость для ученых, но все дети, чьи "свинцовые показатели" превышали норму, жили неподалеку от химического комбината, который уже много лет не работал. Свинец не исчез из окружающей среды, он впитался в землю, на которой играли дети.

По статистике, содержание свинца в атмосфере постоянно растет. Сейчас его в несколько тысяч раз больше, чем было в начале XX века. И, вероятно, это не предел. Как известно, помимо заводов, источником свинца в атмосфере могут быть выхлопные газы автотранспорта (при использовании некоторых марок бензина).

Серьезную угрозу представляют и диоксины - очень ядовитые вещества, которые выбрасывают в атмосферу некоторые предприятия, занятые производством и обработкой хлорированных углеводов. Диоксины обладают канцерогенными, то есть вызывающими злокачественные опухоли, и психотропными свойствами - оказывают негативное действие на психические функции и эмоциональное состояние человека. А если мать до рождения ребенка несколько лет работала на таком предприятии?

Даже обычная и, в общем-то, до недавнего времени, любимая всеми водопроводная вода стала нынче тоже причиной разных заболеваний, и не только желудочно-кишечного тракта. Плохо очищенная вода приносит в дом все примеси почвы: и соли тяжелых металлов, и диоксины, и возбудителей инфекционных заболеваний.
При наличии у ребенка синдрома нарушения внимания с гиперактивностью стоит подумать об экологии собственного дома. Выбросить старые ковры и лучше повременить с покупкой новых, убрать открыто лежащие книги (по крайней мере, из спальни), исключить всякую пыль, плесень. Все это может стать причиной аллергии, а значит, вызвать ухудшение течения СДВГ.

Сама по себе гиперактивность на таком фоне вряд ли возникнет, но вот лечить ее будет тяжелее. По мнению некоторых ученых, аллергические реакции и СДВГ могут иметь общую биологическую основу. Не стоит забывать и об электромагнитных колебаниях, которые излучают телевизоры и компьютеры. А ведь дети проводят рядом с ними большую часть своей жизни. Как известно, эмоциональное возбуждение, возникающее за время, проведенное у компьютера, может привести к ухудшению зрения, вызывать головные боли, психологические проблемы, такие как депрессия, неспособность концентрировать внимание, бессонница. Кроме того, компьютерные игры очень возбуждают психику ребенка, а в данном случае это категорически противопоказано.

Каждая из названных причин заболевания убедительна и подтверждается множеством исследований. Но сказать со всей определенностью, какая из них доминирует, пожалуй, нельзя. Скорее всего, здесь присутствует целый комплекс причин, то есть природа заболеваний носит комбинированный характер, что и выявляет диагностика больных.

Другие публикации по теме данной статьи: