Готовый тренинг для детей с ограниченными возможностями. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. Требования к речи оратора

В нашей стране является относительно новым видом лечебно-реабилитационного вмешательства. Формирование у таких больных способностей к самостоятельному, полноценному функционированию в обществе является очень сложной задачей, решение которой возможно только совместными усилиями специалистов - врачей- психиатров, клинических психологов, психотерапевтов, социальных работников.

Одной из форм психосоциальной реабилитации является тренинг социальных навыков. Утрата или изначальное отсутствие этих навыков могут иметь несколько причин. Основная из них кроется в самом заболевании и его вторичных факторах (например, быстрая утомляемость). Важную роль играют также длительные госпитализации не менее двух-трех месяцев) и гиперопека со стороны родителей или других родственников.

Все это приводит к тому, что человек, страдающий психическим заболеванием, даже находясь в состоянии стойкой ремиссии, оказывается неспособным к самостоятельной, полноценной жизни в обществе.

Целью нашей работы явилась разработка методики тренинга социальных навыков для лиц с серьезными психическими нарушениями и ее апробация для дальнейшего практического применения. Проведение такого тренинга, с нашей точки зрения, может способствовать социально-психологической адаптации или реадаптации этих людей.

Задачи, которые ставились в процессе разработки методики тренинга, можно условно разделить на три группы:

  • приобретение навыков общения. Необходимо, чтобы в ходе тренинга участники учились преодолевать трудности общения с другими людьми в самых разных ситуациях (на улице, в транспорте, в магазине, на работе, дома); продуктивно разрешать сложные, конфликтные ситуации, самостоятельно принимать решение и уверенно воплощать его в жизнь в рамках социально приемлемого поведения;
  • выработка социально-бытовых навыков - приготовления пищи, а также мытья посуды, стирки, уборки и др.;
  • приобретение навыков самостоятельной жизни. Под этим в данном случае понимаются умение заполнять квитанции для оплаты коммунальных услуг, пользоваться услугами различных служб, реализация льгот, поведение в экстремальных ситуациях и др.

Как уже отмечалось выше, разделение задач тренинга на группы условно, поскольку приобретение любой группы навыков способствует развитию самостоятельности, чувства ответственности, компетентности и уверенности в своей способности самостоятельно, продуктивно функционировать в обществе.

Участниками тренинга являются люди с серьезной психической патологией, главным образом с шизофренией, нуждающиеся в социально-психологической помощи. Противопоказаниями к участию в тренинге служат острое психотическое состояние, высокий уровень тревожности, неспособность контролировать свое поведение.

Кроме того, не рекомендуется включать в число участников больных с выраженными дефектами в познавательной и эмоционально-личностной сферах (например, грубое интеллектуальное снижение, враждебная установка по отношению к другим людям).

Методической основой тренинга являются принципы групповой психологической работы, которые одновременно представляют собой правила для участников тренинга. С точки зрения эффективности и пользы психологического воздействия они являются важным условием проведения занятий. Их следует разобрать на первых занятиях.

Перечислим наиболее важные.

Принцип уважительного и внимательного отношения друг к другу.

Это предполагает, что участники тренинга должны внимательно слушать говорящего, не перебивать, не перешептываться, а, напротив, стараться делиться своими чувствами и мыслями со всей группой.

Принцип активности.

Ведущие объясняют участникам, что эффективность тренинга для каждого напрямую зависит от его активного участия и вовлеченности в групповую работу. Имеют значение степень отнесения к себе высказываний больных и их искренность.

Например, более продуктивным с психологической точки зрения будет высказывание " мне хочется, чтобы меня кто-нибудь любил и заботился обо мне", а не "всем хочется, чтобы их любили и заботились о них". Принцип " здесь и теперь" тесно связан с предыдущим.

С целью формирования вовлеченности в групповую работу, т.е. эмоционального проживания того, что происходит во время занятия, ведущие обращают внимание членов группы на возникающие у них чувства и мысли. Подчеркивается важность психологической работы с тем, что волнует участников тренинга в настоящий момент - на занятии.

Например, информацию, которую сообщают о себе участники (события из их личной жизни, чувства, мысли), не следует разглашать без их согласия. В то же время своими впечатлениями, чувствами и мыслями можно делиться с любым человеком как в группе, так и вне занятий.

Организация тренинга.

Тренинг может проходить на базе психиатрической больницы, психоневрологического диспансера или в любом другом учреждении, где есть помещение, оборудованное для подобных мероприятий. Программа состоит из 12 занятий (одно занятие в неделю) продолжительностью 90 минут. Следует отметить важность соблюдения структуры групповой работы: время и место проведения не должны меняться от занятия к занятию.

Стабильность способствует снижению тревожности и формированию доверительной, доброжелательной атмосферы в группе. С той же целью занятия должны проводиться в закрытой группе, т. е. после начала цикла (одного - двух занятий) новые участники не должны приниматься. Состав группы - 12 человек.

При наборе участников тренинга обязательным условием является их психолого-психиатрическое обследование, которое проводят врач-психиатр и клинический психолог. На основе данных анамнеза, психического состояния в настоящий момент и индивидуально-психологических особенностей больного решается вопрос о его включении в группу. Кроме того, в ходе обследования специалисты выявляют проблемы, трудности больного, которые могут быть решены в рамках данной реабилитационной программы.

Выявляются также сохранные стороны познавательной и эмоционально-личностной сфер больного, на которые можно опереться в ходе тренинга. Например, хорошая память или способность к эмпатии, т.е. сопереживанию, сочувствованию, может помочь психологу в формировании или восстановлении у больного социальных навыков.

Некоторая часть времени психологического обследования должна отводиться индивидуальному консультированию, когда психологи, являющиеся одновременно ведущими тренинга, устанавливают с больным партнерские отношения, мотивируют его на активное сотрудничество, объясняют цели и задачи тренинга. Исходным условием при включении больного в группу являются его желание участвовать в тренинге и готовность к сотрудничеству с ведущими.

В связи с тем, что цикл занятий непродолжителен (около трех месяцев), группа должна быть относительно однородной по нозологической принадлежности и по степени социальной адаптивности. Число мужчин и женщин должно быть примерно равным, возраст может варьироваться от 20 до 45 лет.

Кроме того, в группу должны подбираться люди с разными моделями поведения, что позволит участникам расширить диапазон собственных поведенческих реакций, а также развить новые, более эффективные способы поведения.

Тренинг проходит в три этапа: начальный, основной и завершающий. Начальный этап (1-2 занятия) посвящен знакомству, формированию групповой сплоченности и созданию доверительной атмосферы в группе.
В структуру основного этапа входят три части в соответствии с представленными выше задачами.

Первая часть (6-7 занятий) направлена на формирование навыков общения,
вторая часть (2-3 занятия) - на формирование социально-бытовых навыков,
третья часть ("образовательно-информационная" - 2-3 занятия) - на формирование навыков самостоятельной жизни.

На завершающем этапе (1-2 занятия) подводятся итоги проведенной работы, обсуждается возможность применения приобретенных навыков
в последующей жизни, проводятся упражнения, позволяющие позитивно расстаться с группой.

Таким образом, в рамках каждой части основного этапа решаются свои задачи, что требует соответствующих условий для занятий. Так, первая часть проводится в зале, оборудованном для занятий групповой психотерапией.

Участники и ведущие располагаются в креслах по кругу, что способствует установлению контакта и максимальной вовлеченности в групповую работу. Для проведения кулинарных занятий необходимы кухонные принадлежности и соответствующее оборудование.

Для решения поставленных задач на каждом этапе тренинга применяются специальные упражнения, психологические приемы. Например, первое занятие начинается с упражнения "Паутинка". Оно проводится следующим образом: участники группы по кругу передают клубок ниток и каждый, взяв его в руки, называет свое имя и сообщает что-нибудь о себе.

Таким образом происходит знакомство. Все участники становятся связанными единой нитью, что помогает ощутить себя членом группы и включиться в групповую работу.

На следующем - основном этапе, каждое занятие состоит из ритуала встречи, основной части и ритуала прощания. Занятия также начинаются с "Паутинки", которая становится ритуалом встречи и началом занятия. Упражнение видоизменяется в соответствии с новой целью (включиться в работу, сосредоточиться на том, что происходит "здесь и теперь").

Участники так же передают клубок и оказываются связанными нитью, но теперь говорят о том, с каким настроением пришли на занятие, чего ожидают от него, что чувствуют, о чем думают сейчас и т.п.

Заканчиваются занятия ритуалом прощания, когда участники подходят друг к другу, пожимают руку, говоря при этом: "Спасибо за хорошо проведенное время". Затем все стоят в кругу, держась за руки, и несколько секунд молчат, сосредоточившись на том, что занятие закончилось и группа расстается до следующей недели.

Ритуалы встречи и прощания являются важной частью тренинга. Выполнение первого из них помогает участникам тренинга сосредоточиться на занятии и настроиться на работу. Выполнение второго предполагает эмоциональное и логическое завершение каждого занятия. Ритуалы структурируют занятия. Они, так же как и постоянство пространственно-временных характеристик тренинга и состава группы, способствуют снижению тревожности и формированию безопасной, располагающей к доверию атмосферы.

После ритуала встречи на занятиях, посвященных формированию навыков общения, с целью разминки и создания "рабочего" настроения применяются телесно-ориентированные упражнения и арт-техники. Телесно-ориентированные упражнения способствуют снятию телесной и эмоциональной напряженности, подготавливая к дальнейшей работе, которая происходит уже в рамках вербального взаимодействия.

Они выполняются как в парах, так и всей группой. Например, при выполнении упражнения "Цепочка" все участники встают друг за другом, первый двигается в определенном ритме, выполняя какое-либо движение рукой или ногой, и все должны двигаться в таком же ритме, повторяя за ним то же движение. Затем ведущий меняется. Таким образом, каждый участник исполняет роль то ведущего (активного, ответственного за движение всей группы), то ведомого (пассивного, подчиненного).

Парные телесные упражнения направлены на психологическую проработку межличностных отношений в группе. Например, упражнение "Давление" позволяет проработать на телесном уровне отношения соперничества, лидерства в группе. Участники в парах встают лицом друг к другу и, согнув руки в локтях, давят на ладони соперника; проигрывает тот, кто делает шаг назад.

Это упражнение может вызвать сильные эмоции у участников группы (радость победы или, напротив, чувство вины, гнев, досаду), поэтому ведущие должны быть крайне внимательны к психологическому состоянию каждого участника.

После выполнения любого упражнения проводятся его обсуждение и анализ, участники тренинга делятся своими чувствами и мыслями, например, как ощущали себя в роли ведущего или ведомого, что чувствовали, когда выигрывали или проигрывали, и пр.

Упражнения, применяемые в арт-терапии, мы также используем в целях подготовки группы к основной работе. Кроме того, это хороший способ эмоциональной экспрессии. Они дают возможность выразить в социально приемлемой форме накопившиеся чувства, переживания (в том числе и негативные), а также способствуют развитию самосознания и способности к сопереживанию.

Одним из применяемых нами упражнений является Групповой рисунок". Каждый участник берет лист бумаги, цветные карандаши и начинает рисовать то, что сочтет нужным. По сигналу ведущего начатый рисунок передается соседу, который продолжает его, как собственный.

Упражнение длится до того момента, когда рисунки вернулись к начавшим их участникам. В конце упражнения каждый может либо изменить, либо оставить как есть полученный в итоге рисунок. Затем происходит обсуждение впечатлений, реакций.

После разминки на занятиях, направленных на формирование навыков общения, происходит выбор ситуации, которая может быть предложена самими участниками или ведущими тренинга. Под ситуациями понимаются конкретные случаи из жизни участников, вызвавшие затруднения или приведшие к нежелательному исходу, в которых они действовали неэффективно или неадекватно, по причине чего чувствовали себя неудовлетворенными.

Ведущие могут также предложить гипотетические проблемные ситуации, с какими может столкнуться каждый и которые легко представляются членами группы: знакомство с девушкой (молодым человеком), возвращение взятой в долг вещи, устройство на работу, обмен купленого товара и др.

При выборе ситуации ведущие должны обратить внимание участников на то, что в рамках тренинга не могут быть разрешены все трудности, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни. К таким тяжелым проблемам относится, в частности, гиперопека со стороны родителей, которая часто встречается в семьях психически больных людей и переживается ими как беспомощность, отсутствие независимости и самостоятельности.

Однако на занятиях можно научиться путем изменения поведения и собственного отношения к происходящему продуктивно, самостоятельно и уверенно разрешать конкретные ситуации, за которыми стоит более глубокая и тяжелая проблема.

Например, в данном случае за конкретными ситуациями неумения самостоятельно разрешить конфликт с продавцом в магазине или приготовить себе обед стоит более глубокая проблема родительской гиперопеки. На тренинге можно научиться продуктивно общаться в ситуации конфликта или готовить пищу и тем самым стать более независимым от родителей.

Ситуация разыгрывается в ролевой игре или просто обсуждается и анализируется на занятии всеми участниками. В любом случае они обсуждают ее, делятся собственным опытом, переживаниями, высказывают свое мнение относительно того или иного способа поведения и реагирования. Ведущие направляют процесс обсуждения, обобщают сказанное участниками, концентрируют внимание на важных с психологической точки зрения моментах.

Психически больные люди часто не имеют четкого представления о том, какие формы поведения являются социально приемлемыми, а какие обществом не одобряются. На занятиях совместно вырабатываются схемы более продуктивного, адаптивного и социально приемлемого поведения (по возможности приводящего к желаемому результату), которое отрабатывается в ролевой игре (при этом одна и та же ситуация проигрывается разными участниками).

Предполагается, что в ходе тренинга посредством разрешения конкретных ситуаций в ролевой игре или при групповом обсуждении участники приобретают навыки общения, которые впоследствии смогут распространить на новые ситуации, возникающие за пределами группы, в повседневной жизни.

Во второй и третьей частях основного этапа тренинга, посвященных формированию социально-бытовых навыков и навыков самостоятельной жизни, применения особых психологических приемов и техник не требуется. Однако ведущие должны организовать и структурировать процесс обучения.

В частности, на кулинарных занятиях обязанности по приготовлению пищи, мытью посуды и уборке должны быть распределены таким образом, чтобы каждый мог попробовать себя в разных видах деятельности. Так, у каждого из участников появляется возможность понять, что у него получается хуже всего, и впоследствии развить нужный навык.

При этом роль преподавателя не обязательно берут на себя ведущие. Занятие должно быть организовано так, чтобы участники, у которых получается что-то лучше, чем у других, пробовали помогать отстающим, обучать их. Подобная организация тренинга способствует развитию взаимопонимания и поддержки у членов группы, а также чувства ответственности и самостоятельности.

В образовательно-информационной части тренинга с целью формирования навыков самостоятельной жизни ведущие обсуждают с участниками поведение в экстремальных ситуациях (при пожаре, дорожно-транспортном происшествии, нападении). Кроме того, они объясняют, как оформить "Социальную карту москвича" и как ею пользоваться, - эта информация необходима, поскольку большинство участников тренинга находятся на инвалидности.

Говорится также о необходимости иметь под рукой телефоны экстренных служб, участкового врача, психоневрологического диспансера и других учреждений. В ходе занятий члены группы учатся заполнять квитанции на оплату коммунальных услуг. Все эти довольно простые навыки во многом способствуют более полноценной жизни психически больного человека.

После окончания цикла у членов группы могут возникнуть чувство незавершенности, покинутости, одиночества и другие сильные эмоциональные реакции. Поэтому на завершающем этапе тренинга для минимизации подобных эффектов и формирования позитивного настроя теме расставания должна быть посвящена значительная часть времени. На этом этапе применяются психологические техники, позволяющие участникам подвести итоги проведенной работы и позитивно расстаться с группой.

Можно использовать следующее упражнение: все закрывают глаза и представляют, что тренинг закончился, каждый возвращается домой, вспоминая, что было на занятии, и думает, чего не сказал в группе, хотя и хотел.

После этого участникам предоставляется возможность высказаться: все открывают глаза и по кругу говорят, с чем ушли бы с занятия. Несмотря на то, что представленная нами программа была реализована на практике недавно (мы провели два цикла по 12 занятий), уже сейчас можно говорить о некоторых положительных результатах.

Разыгрывание ситуаций в форме ролевой игры способствует расширению репертуара поведенческих реакций и формированию продуктивных, социально приемлемых форм поведения. К концу цикла занятий члены группы чаще занимают активную позицию в преодолении своих трудностей, становятся более самостоятельными и социально компетентными.

Кроме того, в ходе тренинга развивается произвольная регуляция поведения, т.е. участники в большей степени начинают контролировать свои действия, чаще задумываются о последствиях или, наоборот, ретроспективно анализируют свое поведение, пытаясь понять, что стало причиной той или иной реакции окружающих.

Происходит расширение социальных сетей, восстанавливаются утраченные и формируются новые социальные контакты. Разработанная нами методика тренинга социальных навыков способствует повышению уровня социальной адаптации и общей удовлетворенности своим существованием у людей с психическими расстройствами, что помогает им полноценно функционировать в обществе.

Из лекции А.А. Кучкина, Г.А. Цикина
"Методика тренинга социальных навыков".

Социально-психологический тренинг (СПТ) позволяет моделировать основные процессы общения. В отечественной литературе разновидности тренинга связывались с функциями общения: перцептивной, коммуникативной, интерактивной.Эффективность тренинга связана с тем, что он является активным методом приобретения социальных знаний и навыков в процессе целенаправленно организованного взаимодействия Следует также учитывать, что общение содержит в себе три компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Возможности социально-психологического тренинга связаны с тем, что он является управляемой моделью социальной системы.

Социально-психологический тренинг позволяет строить новые модели через анализ и синтез нескольких социальных систем, которые являются объектом изучения и воздействия, что можно выразить следующей схемой:

Рисунок 3 - Моделирование в группе взаимодействия

СПТ является экспериментальной лабораторией, в рамках которой осуществляется диагностика и коррекция моделей поведения. Но это не означает, что тренинговая группа демонстрирует искусственные отношения в лабораторных условиях. В работе СПТ участвуют реальные люди, они актуализируют реальные образцы поведения, что является объектом изучения. Данное положение можно описать в виде следующей схемы:


Рисунок 4 - Взаимодействие в тренинговой группе

Каждый участник СПТ привносит в группу собственные личные конструкты, которые проявляются в актуальных образцах поведения. Безусловно, эти образцы поведения являются ограниченными рамками норм групповой работы, целями и задачами СПТ. Данные ограничения необходимы для предотвращения психотравмирующего воздействия, а также для достижения поставленных целей.

Работа в группе разворачивается на двух уровнях: 1) работа с личностью; 2) работа с группой. Работа с личностью в ходе СПТ предполагает межличностную и личностную ориентацию. В данном направлении основное внимание направлено на изучение Я-концепции как совокупности представлений человека о себе и установок на себя. Познание собственной Я-концепции является содержанием и результатом СПТ.

Самопознание в тренинговой группе связано с самораскрытием. Механизм самораскрытия достаточно полно описывает модель «Окно Джогари»:

Знаю о себе

Не знаю о себе

Знают обо мне

2. СЛЕПОЕ ПЯТНО

Не знают обо мне

3. ВИДИМОСТЬ

4. НЕИЗВЕСТНОЕ

Рисунок 5 - Окно Джагари

«Арена» (1) является открытой областью, той зоной нашего Я, о которой знает сама личность и знают другие люди.

«Слепое пятно» (2) - это те сферы личности, которые скрыты от меня, но они известны другим (какие-либо привычки и т.п.).

«Видимость» (3) является скрытой областью, что осознает сам субъект, но не знают другие. В этой сфере могут находиться какие-то нерешенные проблемы, которые прежде не обсуждались с окружающими.

«Неизвестное» (4) - это то, что скрыто от самого субъекта и окружающих. Здесь находятся скрытые резервы личности (134).

В тренинговой группе вся работа направлена на расширение открытой области («арена») за счет других сфер. Важным моментом становится обратная связь, она способствует коррекции образа собственного Я и моделей поведения. Обратная связь возможна только в атмосфере доверия и взаимопонимания. Эффективная обратная связь должна проявляться в виде эмоциональной реакции, а не оценки критики. Коррекционное влияние обратной связи увеличивается в сплоченной группе. В силу этого и необходим второй уровень работы - работа с группой.

Работа с группой предполагает создание доброжелательных отношений. Атмосфера искренности способствует самораскрытию, что становится условием эффективного коррекционного воздействия со стороны групповых процессов. Групповой контекст работы важен в силу того, что группа становится опосредующим звеном коррекции межличностных отношений. В группе возможно создавать отношения, которые формируют готовность к ситуациям общения, ряд отношений может переносится в сферу практической реализации. Групповая работа обеспечивает возможность получения дополнительной информации о собственной личности. Группа как социальная модель передает ценности, нормы определенной социо-культурной общности. Реакции со стороны группы помогают личности управлять межличностными конфликтами.

Групповые формы работы помогают личности лучше изучить межгрупповые процессы и их воздействие на поведение остальных субъектов. Групповой контекст развивает способность действовать в группе, способствует изучению групповой динамики.

Социально-психологический тренинг преследует две основные цели: 1) самосознание и самосовершенствование личности; 2) развитие коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность включает в себя ряд положений: умение описывать поведение, коммуникацию чувств, умение слушать, конкуренцию.

Описание поведения предполагает развитие умения давать характеристику образцов поведения без оценки и критики, без приписывания мотивов поведения другого. Безоценочное описание поведения является основой адекватного межличностного взаимодействия, умения управлять конфликтным общением.

Коммуникация чувств означает развитие умения выражать свои чувства относительно собственных действий и действий других. Необходимо развитие умения выражать свои чувства невербальными и вербальными средствами. При этом средства внешней выразительности должны соответствовать вербальным.

Эффективность социально-психологического тренинга как метода коррекционного воздействия проявляется в том, что возможно осуществление трех уровней воздействия на адаптивные резервы личности - инструментального, смыслового, экзистенциального.

Инструментальный уровень - это воздействие на ролевой стиль личности, индивидуальный способ презентации собственного Я. Групповой контекст работы облегчает развитие социальных навыков. Групповые процессы являются основой расширения ролевого репертуара личности. В группе увеличивается коммуникация с другими, развиваются новые модели сотрудничества. Данный уровень воздействия формирует внешнюю позицию субъекта общения, которая проявляется в образцах вербального и невербального поведения. В группе эффективнее ведется поиск новых стратегий и видов поведения. Члены тренинговой группы формируют адекватные навыки отреагирования на конфликты.

Смысловой уровень воздействия на адаптационные резервы личности формирует навыки социального анализа. Ведется выявление чувств и отношений, которые мешают эффективному общению, разрешению конфликтов. Данный уровень позволяет конструировать концептуальные модели, отношения, ведется ролевой анализ. Участники группы приобретают навыки выявления смысла ситуации общения. Данный аспект важен потому, что ситуации создаются людьми для выражения какого-либо смысла. Люди используют различные символы для передачи смысла своих действий. В ситуациях общения присутствует конкретная цель, мотивы, без осознания которых проникнуть в смысл поведения невозможно. Без осознания смысла поведение людей будет оставаться неадаптивным.

Нами была составлена программа социально-психологического тренинга направленная на коммуникативный навык общения. Целями данного тренинга являются вооружение системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, а так же познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми. К тому же данный тренинг способствует снятию внутриличностных конфликтов и формированию умений организации эмоционального общения, эмоциональной регуляции.

ЗАНЯТИЕ 1.

(продолжительность занятия - 2 часа)

ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ (лекция)

В жизни большинства людей процессы общения - коммуникации занимают до 70% времени.

Коммуникация - это процесс двустороннего обмена идеями и информацией, ведущий к взаимному пониманию.

Какие же основные характеристики присущи процессу общения?

а) взаимный обмен информацией, взглядами. Оценками, суждениями;

б) взаимное восприятие, в результате которого формируется представление друг о друге, достигается взаимное понимание;

в) взаимное управление действиями через общение;

г) взаимное психологическое влияние друг на друга;

2. Функции:

а) информационная - взаимообмен информацией;

б) экспрессивная - взаимное понимание переживаний и эмоциональных состояний;

в) регулятивная - взаимное воздействие с целью повлиять на характер активности, действий, взаимных эмоциональных состояний, отношений друг к другу;

1. Сторона внешняя - реально наблюдаемое поведение общающихся; внутренняя - субъективное восприятие ситуации, эмоциональные реакции.

2. Манера общения:

а) тон обращения;

б) поведение;

в) позиция (отношение к партнерам).

Любому возрасту свойственна потребность в познании себя, окружающего мира. Возрастает потребность в общении, но вместе с тем, у людей разных поколений возникают сложности в этой области. Прежде всего, им необходимо помощь в познании своего внутреннего мира, в понимании и принятии других, в осознании своих трудностей в общении.

Наша программа направлена, прежде всего, на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия.

В психологии существует схема, известная под названием «окно Иогари»: - поведение, чувства, мотивы;

Что видят в человек другие не что сам, он не осознает;

Осознает субъект, но не осознают другие;

То, что находится за пределами сознания и самого индивида.

Выражая личностно значимые чувства и мысли получая обратную связь, вы сможете увидеть себя со стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему поступаете так, а не иначе, осознаете, что вы можете сделать, и поймете, что ваша жизнь зависит от того, как вы ее воспринимаете.

ЗАНЯТИЕ №2

(продолжительность - 4 часа)

«КАК МЕНЯ ВИДЯТ ДРУГИЕ»(невербальные средства общения)

1. Формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения;

2. Выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

Структура занятия:

1. Игра «Не урони».

Группа встает в круг, участники перебрасывают друг другу мяч, называя каждый раз, какой предмет он обозначает (например: ваза, книга и т.д.). Тот, кто ловит мяч, должен изобразить, как бы он поймал этот предмет, соответственно его тяжести, хрупкости и т.д.

2. Информирование.

Впечатление, получаемое нами от другого человека, менее чем на 10% определяются вербальной коммуникацией, то есть словами, которые он произносит. Элементами ее являются:

б) контакт глазами;

в) выражение лица;

г) жесты, движение тела;

д) пространство, разделяющее говорящих.

3. «Мимика и жесты».

Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с заданием, например, «написать письмо», «пройти над пропастью по качающемуся мостику», «переставить мебель» и т.д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивается написанное в записке с выполнением. Во время обсуждения выясняется, насколько сложно каждому участнику было выполнять написанное.

4. «Дискуссия».

Группа разбивается на «тройки», в которой один - «глухонемой» (т.е. только видит и показывает), второй - глухой и паралитик (т.е. только говорит и видит), третий - слепой и немой (т.е. только слышит и показывает). Каждой тройке задается ситуация: договориться о месте встречи, подарке имениннику и т.д. Ситуация по очереди проигрывается перед всей группой.

Во время обсуждения выясняется, какие трудности испытывали участники. Кого из «тройки» было легче понять, и кому было легче объясняться с партнерами.

ЗАНЯТИЕ №3

(продолжительность - 6 часов)

КОНФЛИКТЫ ОБЩЕНИЯ

Отработка способов и приемов взаимодействия с другими людьми, умение регулировать процесс общения;

Формирование навыков диагностирования и преодоления затруднений в общении.

Структура занятия:

1. Процедура «Конфликт».

2. Участники разбиваются по 3 человека. Распределение ролей следующие: один - руководитель, а двое - конфликтующие, которых руководитель вызвал для урегулирования конфликта. Цель руководителя - по возможности сгладить конфликт, притушить его. Цель конфликтующих - вывести конфликт наружу и победить в этом споре.

При анализе следует понять, в чем сущность конфликта, отделить повод от причины, выяснить истинное положение вещей, дать оценку ситуации.

3. Процедура «Открытый конфликт».

В центр выходят двое участников игры. Перед ними ставится простая задача. Необходимо словесно добиться от своего соперника выполнения каких-либо физических действий, причем установка дается не в с крытой, а в открытой форме. Идет открытый конфликт. Соперники впрямую, натиском своей воли, принуждают друг друга к выполнению определенных действий. Действия необходимо предлагать самые простые: выйти из комнаты, снять очки, расстегнуть пиджак и т.д. Побеждает тот, кто добился своей цели. Далее участникам может быть предложено использовать другие тактики поведения в конфликтной ситуации.

4. Информирование:

Незрелые, поверхностные суждения;

Стереотипно-предвзятые обобщения;

Необоснованные перебивания.

5. Тестирование: тест Томаса.

ЗАНЯТИЕ №4

(продолжительность - 6 часов)

«РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ МАНЕР ПОВЕДЕНИЯ»

1. развить умение действовать адекватно и эффективно в различных психологических состояниях;

2. развить умение выявлять сильные стороны своей личности и опираться на них.

Структура занятия:

1. Процедура «Фиксация «Я»

2. Задание - громко прокричать «Я» предлагается каждому по очереди, если сложно одному, то предлагается всей группе. Сначала можно кричать всем вместе, потом по сигналу ведущего все замолкают, кроме одного, который продолжает громко кричать «Я».

3. Процедура «Убеждения».

Членам группы предлагается по очереди выйти (на сцену, подиум или в центр круга) и произнести фразы. Группа анализирует, кто был увереннее и за счет чего говорил убедительнее.

Предлагаемые фразы:

«Я думаю, все меня услышали»;

«Я хочу, чтобы все было именно так»;

«Я уверен, что справлюсь с этим заданием» и т.п.

4. Процедура «Как вы относитесь к ошибкам».

Опишите ваше обычное, повседневное поведение (образ действий) в специфических ситуациях вашей жизни.

Как вы реагируете, если сами допустили ошибку?

Какой бывает ваша реакция, если ошибку допустил кто-то другой (например, товарищ по увлечениям, коллега, сотрудник, ребенок…)?

5. Тестирование: тест «Проверьте уверенность в себе».

6. Информирование.

7. Процедура «Утверждение».

Каждому члену группы предлагается настроиться на оптимистическую и продуктивную жизнь в дальнейшем. Ваши установки должны отражать ваши жизненные цели, стремление самосовершенствоваться. Вы должны записать на листке не менее 10 фраз-установок о том, что вы хотите в будущем, кем вы можете стать, преодолев жизненные трудности. Записывайте в течение 10 минут.

Например:

Я талантлив.

Я коммуникабелен и раскрепощен.

Я добиваюсь успеха во всем, что я делаю… и т.д.

Теперь надо выбрать самые важные для вас утверждения. Сосредоточившись на этих утверждениях, представьте их ярко и образно. Для этого закройте глаза, в течение 2-3 минут повторите про себя одно из этих утверждений. Представьте свое утверждение в ярком, конкретном, зрительном образе перед своим мысленным взором. Откройте глаза и обменяйтесь впечатлениями.

Задание на дом:

1. Выпишите 5 самых приятных событий, которые происходили в вашей жизни.

2. Выпишите 5 крупных неприятностей, случившихся в вашей жизни.

ЗАНЯТИЕ №5

(продолжительность - 4 часа)

«ОСОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМ В ОТНОШЕНИИ С ЛЮДЬМИ»

1. Процедура «Мои проблемы».

Ведущий предлагает участникам группы назвать примеры того, когда в их жизни проявлялись и когда удавалось совладать с:

Манипулированием другими для того, чтобы добиться их расположения к себе и любви;

Неумением позаботиться о другом человеке и/или о себе;

Трудностью мысленно поставить себя на место другого, понять его интересы, признать его права и т.д.

В групповой дискуссии по завершении упражнения желательно обсудить, стало ли проще понять свои проблемы, найти способ их решения.

2. Информирование.

3. Игра «Крокодил».

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно - названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая - делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что было загадано.

Команды участников группы загадывают слова по очереди. После с того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

4. Упражнение «Свое пространство».

Один из участников группы («протагонист») добровольно встает в центр круга. Ведущий предлагает ему представить себя «светилом», на различном расстоянии, от которого находятся остальные участники группы - «планеты». Протагонист, поворачиваясь лицом к участникам группы, просит встать их на различном расстоянии от себя - так, чтобы очередной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции в межличностных отношениях. После того как расстановка группы завершена, ведущий спрашивает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство и не хотел бы он внести какие-то изменения.

ЗАНЯТИЕ №6

(продолжительность - 6 часов)

«МОТИВЫ НАШИХ ПОСТУПКОВ»

Цель: осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.

1. Процедура «Мотивы наших поступков».

Ведущий: «Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положено», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Вот, например, страх, боязнь наказания иногда осознается нами так или иначе, иногда мы делаем что-то, может, не осознавая зачем, а может, думая, что из лучших побуждений, но в основе - все тот же страх. Вспомните два случая - один, когда вы сделали что-то для другого человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом, прекрасно понимая, почему вы это делаете».

Участники группы, записав примеры из жизни, делятся ими. Затем ведущий просит таким же образом вспомнить два проступка. Продиктованные стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «не высовываться».

Обсуждение: Что было труднее выполнить, не было ли трудно рассказать об этом и т.д.

2. Процедура «Горячее место».

Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: «Когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то и то-то». Используется только тот опыт, который был получен во время занятий. Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «плохо».

Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участники высказываются по очереди, но на «горячее место» садятся только по желанию.

В обсуждении участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.

3. Упражнение «Медитация».

Ведущий просит участников сесть поудобнее и расслабиться, возможно. Используя при этом приемы реласакции. Говоря негромко и неторопливо, ведущий просит участников представить себе, что они идут по лесу. По обе стороны лесной дороги шелестят деревья. Они выходят на поляну, посреди которой растет старое кряжистое дерево, под которым сидит мудрец. Ему нужно задать вопрос и потом, терпеливо подождав, получить ответ. Участникам рекомендуется спросить о какой-либо проблеме в отношениях с другими людьми. После этого нужно мысленно обойти вокруг дерева. На обратной стороне ствола висит отрывной календарь. «Какое на нем число? Как оно связано с окружающими людьми и с тобой?»

После упражнения участники делятся друг с другом: какой вопрос они задали мудрецу, и какой получили ответ.

4. Обсуждение.

Участники пытаются ответить на вопросы, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть, и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле. Были бы эти расхождения сильнее, если провести это задание в начале группы, и почему?

ЗАДАНИЕ №7

(продолжительность - 6 часов)

«ПРЕОДОЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КРИЗИСОВ»

1. помочь каждому участнику осмыслить жизненные кризисы;

2. отработать установку на их принятие

3. развивать эмоциональную устойчивость.

1. Обсуждение затруднений самореализации:

В чем для меня выражаются затруднения самореализации?

Что я при этом испытываю?

Что препятствует мне самореализоваться?

Можно задавать уточняющие вопросы типа: Что ты имеешь в виду? Какие проявления ты подразумеваешь?

Используются методы мозгового штурма, незаконченных предложений, ассоциативные подходы. Размышления над затруднениями самореализации способствуют осмыслению сложностей, кризисных перепадов, влияющих на жизненный путь индивида и лишающих возможности его самореализации. Чем вызваны эти затруднения (неучетом личностно-ситуативных параметров, невключенностью в ситуацию, недостаточно развитым чувством собственного достоинства, самоценностью, неуверенностью в себе, эгоистическими тенденциями и прочее)?

2. Упражнение «Мои идеалы».

Ведущий предлагает участникам группы выделить разные, достаточно большие периоды в своей жизни и попытаться вспомнить, кто из ныне живущих в прошлом людей был для подростков, на кого они хотели быть похожими - в чем-то или во всем. Это могут быть не только родные и близкие, знакомые, друзья и т.д., но и вымышленные герои - персонажи книг, фильмов, пьес, это могут быть и исторические личности (писатели, художники, политики и т.д.), и ныне живущие знаменитости. Чем они привлекательны? Помогли они в жизни или, может, помешали в чем-то?

3. Информирование

Каждый индивид по-своему проходит свой жизненный путь, по-своему его осмысливает и разрешает встречающиеся на его пути жизненные ситуации. От того, каким образом он проживает жизненный путь, зависит его степень самореализации, удовлетворенности собой, своей жизнью.

Кризис означает, что существующий порядок рушится, а новый, может быть более совершенный, занимает свое место. Жизнь - это школа, а кризисные ситуации - наиболее важные уроки, во время которых испытываются переживания, боль. Это временное состояние. Необходимо принятие кризисов, чтобы через старый порядок шагнуть в новый, чтобы быть свободным и в трудной ситуации.

4. Процедура «Осознание жизненных кризисов».

Вспомните три кризиса, пережитые вами в жизни (или три ситуации, которые вызвали у вас сильное переживание). Нарисуйте эту ситуацию на бумаге, выражая чувства, которые вами были испытаны. Рисуйте как можете. Разложите эти рисунки в хронологическом порядке, в соответствии с хронологией происходивших событий.

Всмотритесь в рисунки и почувствуйте в них непрерывность протекания. Каждое из этих событий можно рассматривать как фазу вашего развития и в каждом кризисе почувствуйте новый жизненный импульс, как зарождающуюся новую черту личности, которая прокладывает себе путь.

Осознайте, какой жизненной позиции вы придерживаетесь в кризисных ситуациях:

идеализация действительности;

крушение надежд;

вызов всему;

уход от дел;

осознание;

решительность;

убежденность!

Осознайте также, каким образом вы встречаете свои кризисы. Пытались ли вы отсрочить или проигнорировать их? Цеплялись ли за старые привычки. Жаловались ли кому? Или были мужественны перед лицом кризисов? Была ли разница в переживании кризисов?

Определите ту жизненную позицию, в которой вы сейчас, в настоящее время, находитесь в профессиональной или личной (семейной) сфере самореализации.

Цель данной процедуры:

Осознание каждым участником группы необходимости достижения последних трех позиций (осознания, решительности и убежденности). Позиция убежденности ведет к желанию улучшить что-то в существующем положении дел, а также принятие себя и окружающих людей с их недостатками и «неидеальностью»;

Осознание каждым участником тренинга необходимости встать на путь самосовершенствования, а для этого укрепить свою волю, повысить работоспособность, систематически работать над собой.

ЗАНЯТИЕ №8

(продолжительность - 6 часов)

РЕФЛЕКСИЯ ПРОИЗОШЕДШЕГО В ТРЕНИНГЕ

Цель: осмысление качественных изменений, которые произошли с группой.

1. Процедура «Связующая нить».

Все участники группы по кругу передают друг другу клубок ниток, сопровождая его высказываниями, начинающимися словами типа: «Я благодарен тебе за то …» и т.д. Когда клубок ниток вернется к тому, кто начинал, членам группы следует натянуть нить, закрыть глаза и погрузиться в состояние, способствующее принятию себя, других людей, окружающего мира.

В конце занятий целесообразно назначить индивидуальные встречи для тех, кто хотел бы обсудить свои дальнейшие шаги с психологом, ведущим тренинг.

2. «Я благодарен тебе за то …».

Республика Марий-Эл, г. Йошкар-Ола РГУ Республиканский центр социально-психологической помощи населению
М. А. Ефимова

У многих безработных граждан, после потери работы первоначально возникает ощущение потери собственного достоинства, полная растерянность и состояние шока. Они не принимают сложившуюся ситуацию, задаваясь вопросом: «Почему это случилось именно со мной?».
Жизнь безработного-инвалида меняет привычное русло, появляется много свободного времени и масса мелких забот. Резко сократившееся общение заставляет каждый разговор переживать и передумывать, искать тайный смысл в каждом сказанном слове. Постоянное занятие домашними делами не дает пищи уму и сердцу.
Но, главное, человек перестает верить в собственные силы, сомневается, что он действительно еще на что-то способен и что-то может.
Цель тренинга:
- содействие личностному росту участников тренинга;
- осуществление психологической поддержки в стрессовой ситуации, связанной с потерей работы.
Задачи:
1. Способствовать повышению самооценки участников;
2. Активизировать поиск ресурсных состояний безработных;
3. Настроить участников на позитивное отношение к жизни;
4. Создать положительный эмоциональный настрой в группе;
5. Повысить адаптационные способности участников к повседневной жизни;
6. Способствовать снижению утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с работой и бытом безработных-инвалидов.
Продолжительность занятия 2 часа.
Методическое оснащение:
- бейджики (по числу участников);
- маркеры, краски, фломастеры, карандаши;
- бумага А4;
- флип-чарт;
- цветная бумага;
- магнитофон;
- диск с музыкой для релаксации.
Ход занятия:
1. Правила работы в группе:
- искренность (каждый участник говорит то, что он думает, переживает, а не то, что хотят другие);
- равноценность (все участники равны, их чувства ценны для всех);
- «Я» (говорить от 1-го лица - «Я думаю...», «Я чувствую»);
- «Стоп» (при нежелании участвовать в упражнении или говорить о своих чувствах участник может отказаться, но злоупотреблять этим правилом нельзя!);
- активность (успех встречи зависит от активности каждого);
- доброжелательность (даются только позитивные оценки, желательно обходиться без упреков «Ты...», «Вы...»);
- слушания другого (уважать говорящего, не перебивать);
- конфиденциальность (обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас», ничего не выносится за двери о чувствах других).
2. Знакомство.
Визитки:
А) имя, рядом пишется 1-но свое положительное качество; на обороте - 1-но отрицательное качество.
Б) обсудить (в круге по порядку), провести рефрейминг: из отрицательного перевести в положительное качество, вся группа помогает.
3. Упражнение «Закончи фразу: «Мой жизненный девиз...»
(фраза завершается поговоркой, куплетом из песни, цитатой, стихотворением). По очереди в круге.
4. Заполнить бланки:

1. Хочу и Имею 2. Хочу, но не Имею
3. Не Хочу, но Имею 4. Не Хочу и не Имею

Обсуждение:
1- зачитать, подарить аплодисменты читающему;
2- составить (проговорить) план действий для реализации задуманного;
3- продолжить фразу: «Зато у меня...»,
4- чтение пункта со слов: «Я очень рад (а), что...».
5. Упражнение на раздумье, поиск смысла.
Притча «Сорочка счастливого человека»
Халиф лежал при смерти, утопая в своих шелковых подушках. Хакимы, врачи его страны, стояли вокруг него, и все сошлись на том, что халифа может спасти только одно - сорочка счастливого человека, которую надо будет положить халифу под голову. Гонцы, как пчелиный рой, разлетелись повсюду и искали в каждом городе счастливого человека, но у всех, кого бы они ни спрашивали о счастье, были только заботы и горе. Наконец гонцы, уже почти потерявшие надежду, встретили пастуха, который, весело напевая, пас свое стадо. «Счастлив ли ты?» - спросили у него. «Я не знаю никого, кто был бы счастливее меня», - ответил со смехом пастух.
«Тогда дай нам свою сорочку!» - воскликнули гонцы. «У меня ее нет», - сказал пастух. Эта странная весть о том, что единственный счастливый человек, которого встретили гонцы, не имеет сорочки, заставила халифа сильно задуматься. Три дня и три ночи он никого не пускал к себе. А на четвертый день велел раздать народу свои шелковые подушки, драгоценные камни, и, как повествует легенда, халиф с того дня стал опять здоровым и счастливым.
6. Рисунок «Я в ассоциации» (под музыку).
Обсуждение:
- удалось ли выразить задуманное в рисунке?
- почему вы выбрали именно этот образ?
- какие чувства испытали при рисовании?
7. Дискуссия. Способы саморегуляции.
-медитация
-дыхание
-физическая активность -изменение жизненных позиций.
8. Медитация «Синий домик»
Закройте глаза. Почувствуйте под собой опору.
Обратите внимание на свое дыхание, последите, как вы вдыхаете и выдыхаете.
Позвольте своему воображению увидеть красный насыщенный цвет. Это может быть цветок или предмет.
Представьте оранжевый цвет, яркий оранжевый цвет - это может быть апельсин или еще что-то. Теперь вы представляете желтый цвет, яркий как солнце.
Зеленый цвет - зеленый как молодая зелень.
Голубой цвет - небесно голубой.
Синий цвет.
Вот вы видите синий домик, с синей крышей, синими окнами, синими дверями, вы подходите к синему крыльцу, открываете синюю дверь, входите внутрь и видите, что внутри также все синее. Походите по дому, осмотрите его.
И вот вы подходите к фиолетовой нише, там стоит фиолетовая кровать, лягте на нее и ответьте на следующие вопросы:
Кто я?
Зачем я пришел в этот мир?
Для чего я живу?
Что я даю этому миру или готов дать?
Что мир дает мне?
Услышьте ответ на эти вопросы.
Получив ответы на вопросы, вы встали с кровати и идете дальше. Вы подходите к желтой двери, открываете ее и видите кресло, стоящее посреди комнаты. Вы подходите и садитесь в него, какое оно? Почувствуйте его.
На противоположной стене большое окно, огромное во всю стену, посмотри в него и там ты увидишь «Место покоя».
Какое оно? Какого цвета? Какой формы? Всмотрись в него, почувствуй краски, запахи места покоя, услышь звуки. Побудь там (пауза 1 минута).
Теперь возвращаемся обратно в комнату и на другой стене, вы видите экран, на котором прокручивается фильм. Это фильм о твоей жизни. Посмотри его. Чего ты добился, каких целей достиг?
Впрыгни в фильм. Нравится ли тебе там? Если не нравится, выпрыгни обратно.
Перепиши сценарий, измени его. (Пауза 1 минута).
Теперь возвращайся обратно в комнату. Оторвитесь от вашего фильма, вы сможете смотреть его, когда захотите.
А теперь ты выходишь из комнаты и входишь в другую. В ней есть все, чтобы ты мог побыть скульптором. Побудь здесь, поработай. Вылепи скульптуру себя. Ты начинаешь лепить свой образ. Что это за материал? Какая получилась статуя? Подвижная или нет? Что особенно удалось, а что нет? Посмотри, какое у тебя получилось лицо? Потрогай его. Вот ваша скульптура готова. Насколько это вам удалось? Осветите ее, не беда, если что-то не получилось, вы можете придти и переделать или доделать ее.
Вот вы покидаете и эту комнату. Идете по синему коридору, открываете синюю дверь, видите яркое голубое небо, идете по зеленой траве, светит яркое желтое солнце.
Представьте оранжевый цвет.
Ярко красный цвет.
Вы находитесь здесь и сейчас.
9. Упражнение «Рамки, через которые мы смотрим на мир».
Цель: помочь человеку сравнить свои взгляды на мир с другими (противоположными) взглядами; помочь человеку осознать, как его взгляды на мир влияют на восприятие жизни в целом; подвести человека к мысли о возможности сознательного выбора своего отношения к жизни; укрепить веру в возможность продуктивных отношений с людьми.
Необходимое оборудование:
Для психолога: две большие рамки из картона, и большие листы бумаги различных цветов, две большие фотографии (грустная и веселая).
На одной из рамок заранее написаны пессимистические высказывания, на другой - оптимистические.
Психолог: (обращается к участникам). Вот две большие фотографии. Я буду показывать вам эти фото на фоне разных по цвету листов бумаги, чтобы вы могли определить, как влияет цвет рамки на ваше настроение.
Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки, только такими рамками становятся наши мысли. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из черных мыслей (показывает рамку с пессимистическими фразами и предлагает вспомнить моменты, когда участники смотрели на мир сквозь подобную рамку), иногда - сквозь рамку из светлых и радостных мыслей, н-р, таких (показывает рамку с оптимистическими фразами, и просит вспомнить периоды жизни, когда участники воспринимали окружающее сквозь такие рамки).
Вопросы для размышления:
- Как вы себя чувствуете, когда смотрите на мир через пессимистическую рамку? Через оптимистическую?
- Чего вы сможете достигнуть, если будете смотреть на мир через оптимистическую рамку?
9. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня?
- Что будете применять в жизни?
- Какие изменения произошли в ходе занятия?
10. Прощание. Упражнение «Пожелание».
Каждый участник пишет на красивом листочке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в коробочку. Все пожелания перемешиваются, а затем каждый вынимает по одному пожеланию, и, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Литература

1. Безденежных И. В. Технология поиска работы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2003.
2. В помощь безработному. - Йошкар-Ола: Федеральная служба по труду и занятости, 2004.
3. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. - М.: Генезис, 2004.
4. Сборник учебно-программных материалов по курсу «Технология поиска работы». - Киров: Учебнометодический центр ДФСЗН, 1999.
Чистякова С.Н. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» М. 2000.

Работа психолога с детьми-инвалидами

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения.

Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей-инвалидов в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками . Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т. д.).

Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.


Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи...

Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.

Дети с инвалидностью - тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т. д.), можно.

Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения . Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Родительские сообщения и доклады – они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. Так как социальный педагог работает совместно с психологом, то обработать и предоставить результаты должен именно он. А уже по результатам исследования социальный педагога строит свою работу с родителями, в частности с матерью.

Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами, социальным педагогом и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все.

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т. к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог – психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ог­раниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объ­ектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения

семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

Психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельно­сти их ребенка;

Консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности дейст­вий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у де­тей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации

10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА

Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю или сурдопереводчику.

При знакомстве вполне естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.

Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует, в том числе и ребенка. Это нужно обязательно объяснить детям.

Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника

Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

В ходе занятий они используют интерактивные методы работы , которые позволяют детям лучше понять и прочувствовать каждую ситуацию на себе, высказать свои мысли и идеи по разным вопросам.
Они рассказывают детям:
– в чем особенности людей с инвалидностью,
– какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь,
– как и где они могут учиться,
– где и кем могут работать,
– какими видами спорта и творчества могут заниматься,
– также много говорится о совместном обучении детей-инвалидов и детей без инвалидности.

Немалую роль играет то, что именно молодые инвалиды проводят подобные занятия , так дети в классе имеют возможность формировать свое отношение к инвалидам, общаясь с ними напрямую. Также ребята могут задавать интересующие их вопросы, и в большинстве случаев начинают понимать, что инвалидность вовсе не означает того, что перед ними абсолютно другой человек: единственное, чем отличается, инвалид – так это или внешностью, или манерой общения, или непривычным методом передвижения. Таким образом, во время проведения занятий, ребята постепенно приходят к убеждению, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами .

Самое главное – то, что дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал. Именно такая форма общения (интерактивная форма проведения занятий) помогает ломать стереотипы и создавать более или менее комфортные условия для общения. В ходе занятий часто используется наглядный материал – видеозаписи , книги по Брайлю, фотографии, – что позволяет детям лучше понять и усвоить новые знания.

Источники:

1. Школа открытая для всех. Пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми – инвалидами, Москва 2003 год

Методист МБУ «ММЦ»

Приложение

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ

1. Мой жизненный путь

Мои успехи: Мои неудачи:

_______________________ _______________________

2. Моя точка опоры в жизни

Что мне помогает: Что мне мешает:

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

3. Оценка качеств человека

Нравятся. Не нравятся.

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________

4. Что я люблю, и что мне не нравится в моем ребенке

Нравится. Не нравится.

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________

5. Каково мое отношение к моему ребенку

¨ Что доставляет мне неприятные ощущения в моем ребенке:

Внешний вид;

Интеллектуальные возможности;

Поведение;

Двигательная неловкость;

Невозможность ходить.

¨ Считаю ли я, что у меня добрый, любящий ребенок:

Не знаю;

¨ Как проявляется любовь моего ребенка ко мне:

Ласкается;

Целует, обнимает;

Говорит, что любит;

Ему нравится, когда я его ласкаю;

Делает что-то, что мне нравится.

¨ Когда я раздражаюсь чем-либо в моем ребенке, я:

Могу ударить;

Подавляю свой гнев, но мне самой становится плохо;

¨ Когда я подавляю свой гнев, вызванный чем-либо в моем ребенке, я испытываю:

Снимаю раздражение;

Желание наброситься на него и сделать все по-своему;

Слабость, подавленность;

Хочется плакать;

Желание оставить его на некоторое время;

Потребность побыть одной.

¨ Как я добиваюсь того, чтобы мой ребенок любил меня.

______________________________________________________

Ткачева работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издательство “Шом - Пресс”, 1999. – с. 62.

Психология и педагогика

Тренинг для родителей детей с ОВЗ

Тренинг общения для родителей детей с ОВЗ — это метод группового консультирования. На нем проводится обучение навыкам общения с учетом особых потребностей таких семей и корректируется Я-концепция участников. Цель данного метода — стимулировать раскрытие и использование всех внутренних резервов личности, дать психологическую помощь. Он помогает людям стать адекватными и эффективными помощниками своим детям и ценными партнерами педагогам.

Задачи тренинга

Изучение запросов родителей «особых» детей позволило составить следующий список задач, которые решает коммуникативный тренинг.

1. Формирование и тренировка навыков конструктивного взаимодействия.

  • Решение проблем на основе сотрудничества.
  • Уважение к мнению и позиции других.
  • Поддержка других людей и продуктивное реагирование на их жизненные ситуации.

2. Моделирование позитивного мышления.

  • Разрыв шаблонов мышления по отношению к себе и ребенку.
  • Поиск новых способов взаимодействия, особенно в конфликтных ситуациях.
  • Отказ от установки о неразрешимости проблем семьи и принятие убеждение о различных возможностях их преодоления.

3. Развитие личности

  • Наращивание и использование внутренних ресурсов.
  • Умение чувствовать и прогнозировать настроение, состояние, поведение других людей.
  • Умение адаптироваться в сложных ситуациях.
  • Осознание и принятие чувства собственного достоинства.

4. Стабилизация психики и эмоционального фона

  • Получение психологической поддержки
  • Повышение стрессоустойчивости.
  • Знакомство с приемами психо-эмоциональной разгрузки.

Тренинг проводится или в течение месяца ежедневно по 3-4 часа и решает весь комплекс задач или под конкретные запросы родителей по 2,5 - 3 часа от одного до нескольких дней.

О чем эта книга Это самый подробный гид по родительским промахам, способам их избегания и устранения. Автор разбирает самые распространенные ошибки, которые или совершают, или очень боятся совершить все родители. Вы узнаете, как: стать ребенку настоящим другом, не теряя авторитет; общаться с ребенком, не повторяя ошибок своих родителей; правильно реагировать на капризы и непослушание ребенка; удовлетворить потребность ребенка в любви, не балуя его; развивать ребенка с учетом особенностей его личности; привить ребенку правильное представление о счастье и успехе. Кто автор Ольга Маховская - известный психолог, кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии РАН, ВГИКа. Стипендиат международных научных программ. Директор по содержанию детского телевизионного проекта «Улица Сезам в России», автор и ведущая программ для родителей. Автор книг «Американские дети играют с удовольствием, французские – по правилам, а русские – до победы», «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить».

Принципы проведения тренинга

1. Активное взаимодействие через выполнение упражнений и наблюдение за другими.

2. Исследовательская, творческая позиция через обнаружение, осознание и тренировку новых способов поведения.

3. Объективность поведения через обратную связь и переход от импульсивности к осознанности.

4. Партнерское общение через умение учитывать интересы, чувства, эмоции переживания участников группы.

Правила поведения на тренинге

Правила поведения предлагаются психологом или разрабатываются участниками группы. Они оформляются как плакат и вывешиваются на стену. Рассмотрим вариант таких правил.

1. Соблюдать конфедициальность о происходящем в группе.

2. Сообщать о себе только достоверную информацию (или вообще не сообщать).

3. Высказывать безоценочные суждения.

4. Отказаться от критики и взаимных обид.

5. Поддерживать друг друга воодушевляющими высказываниями.

6. Выслушивать других до конца, не перебивая.

7. Участвовать во всех упражнениях.

Место, материалы, оборудование

  • Просторное помещение со стульями и мультимедийными средствами.
  • Канцелярские принадлежности: бейджи, бумага, ручки, и т.п.
  • Плакат с правилами общения.
  • Плакаты с высказываниями М.Монтесори, Л.С.Выготского, Б.Спока.
  • Раздаточный материал: распечатка тренинга, раздаточные карточки, бланки с тестами.
  • Подборка книг по общению, саморазвитию, о личностных особенностях детей с ОВЗ.

На страницах этой книги авторы многочисленных бестселлеров по воспитанию и уходу за ребенком, авторитетные акушеры и педиатры с многолетним стажем Уильям и Марта Сирс делятся своим профессиональным опытом. Для кого эта книга Для родителей, которые подходят к воспитанию ребенка с умом и хотят найти общий язык с малышом. Особенности книги Как известно, маленькие дети – маленькие проблемы, большие дети – большие проблемы, а с Сирсами их не будет вообще! Воспитать ребенка - значит создать для него необходимую базу для достижения успеха в жизни. Прочитав эту книгу, вы узнаете, как помочь своему ребенку стать гармоничной личностью, как подготовить его к самостоятельному существованию в современном мире, научить принятию правильных решений в сложных и разнообразных ситуациях. Используя описанный в книге свой почти тридцатилетний опыт, авторы, супруги Сирс, раскрывают такие интересные и немаловажные темы, как рациональное питание, сексуальное воспитание, эмоциональное и физическое развитие в различных возрастных периодах, решение проблем общения ребенка со сверстниками и окружающими его взрослыми людьми, особенно с родственниками, воспитателями и преподавателями.

I этап. Презентация, выявление запросов и мотивов.

  • Знакомство.
  • Расстановка целей. (Что вы хотите?)
  • Обследование текущей ситуации. (Что с вами происходит?)

Упражнение «Знакомство». Цель: выявить запросы и мотивы, создав атмосферу открытости, доверия, эмоциональной свободы.

1. Участники сидят по кругу.

2. Ведущий: «Начнем работу со знакомства. Каждый по очереди назовет свое имя, а затем три главных своих качества общения и одно желаемое, причем все эти качества должны начинаться на первую букву вашего имени».

3. Обсуждение «Как вы сейчас себя чувствуете?» «Что нового узнали о себе?» «Готовы ли продолжать работу?»

Результат. Работоспособность группы и «мостик» для перехода к следующим этапам.

II этап. Психогимнастические упражнения.

Рассмотрим структуру упражнений на примере приема «Побуждение к действию». Его цель: помочь родителям результативно действовать в различных учреждениях, учитывая чувства и настроение служащих.

1. Объяснение смысла упражнения.

Ведущий: «Вы часто сталкиваетесь с ситуациями, когда необходимо побудить чиновника выполнить вашу просьбу. Для этого нужно учитывать его настроение и состояние в момент разговора. Поучимся этому на приеме «Побуждение к действию».

2. Инструкция.

Ведущий: «Вспомните ситуацию, в которой вы хотели побудить чиновника что-то для вас сделать. Мысленно поставьте на его место всех членов нашей группы и подумайте, как бы вы обратились к каждому, как бы вели разговор, учитывая их настроение. Можете записывать варианты. Даю вам 15 минут.

Затем разбейтесь на подгруппы по 4-5 человек. Каждый в них кратко излагает ситуацию и обращается по очереди к участникам подгруппы, представляя их на месте того служащего.Участники, каждый по-своему, реагируют на просьбу и объясняют, что именно побудило выполнить просьбу или вело к отказу. Один разговор длится 2 минуты.»

3. Выполнение приема.

4. Групповое обсуждение.

Ответы на вопросы ведущего: «Удалось ли понять настроение собеседника?» «Был ли хороший эмоциональный контакт?» «Насколько влияла открытость?» и. п.

5. Озвучивание результата.

Ведущий: «Вы все получили обратную связь и навык результативного общения».

III этап.Обзор прогресса.

  • Озвучивание общих результатов тренинга.
  • Выявление препятствий, мешающих обучению.
  • Планирование новых занятий.
  • Получение домашнего задания.

Сценарий тренинга «Ассертивность в общении»

Помочь родителям детей-инвалидов обрести чувство собственного достоинства призван тренинг «Ассертивность в общении».

Группа 12 человек, уже работавшая вместе. Время работы 2 дня по 2, 5 часа.

1. Презентация, целеполагание, мотивы. «Что такое ассертивность и для чего она нужна». Ассертивность - это утверждение, заявление. Цель ассертивности - научиться отстаивать свои права, обрести чувство собственного достоинства. 25 мин.

2. Раздел "Уважение к другим через уважение к себе«.Упражнения.

  • «Расширение территории влияния» (пары). 25 мин. (Р.Дилтс. «Коучинг с помощью НЛП» М.2004)
  • "Дирижер своей жизни«.(группа) 25 мин. (И. Малкина-Пых. Телесная терапия. М.2005)

3. Раздел «Выражение своих чувств». Упражнения.

  • «Цвет наших чувств» (четверки)30 мин. (Н.Ю.Хрящева. «Психогимнастика в тренинге». СПб.1999)
  • «Я чувствую..., когда вы...(группа) 35 мин.(Там же)

4. Раздел «Будьте честными». Упражнения.

  • «Две позиции: «Я хотел бы..» и «Ты сделал...» (четверки) 15 мин (Там же)

5. Раздел «Умение говорить «нет». Упражнения.

  • «Перучиваем «детектор ошибок». (группа) 15 мин. (Н.П. Бехтерева. «Тайны мозга и лабиринты жизни». СПб. 1999)
  • «Я говорю «нет» (тройки) 20 мин.(Р. Дилтс. Коучинг...)

6. Раздел «Отстаивание своих позиций». Упражнения

  • «Сила „тотема“» (группа) 20 мин. (В.Ю. Баскаков. «Свободное тело.» М. 2017)

7. Раздел «Рубашка ассертивного». Упражнения

  • Сказка «Рубашка счастливого». Сказкотерапия. 5 мин.
  • «Создание «рубашки ассертивного» (пары). 45 мин. (Р. Дилтс. Коучинг...)

8. Раздел «Обсуждение тренинга». 30 мин.

Итогом тренинга общения родителей детей с ОВЗ становится закрепление конструктивного поведения, усвоение моделей безбарьерного позитивного мышления, осознание собственной ценности, развитие стрессоустойчивости и адаптивных способностей. Родители приобретают уверенность в своих силах, становясь «сильным звеном» отчественной инклюзии.

О чем книга О том, что бесполезно по сто раз в день просто говорить ребенку: «Прекрасно! Молодец!» и удивляться, что нет результата. Книга рассказывает о том, как хвалить правильно Из этой книги вы узнаете -как убедить ребенка принимать слово «нет» без истерик -как привить ему ответственность за домашние дела и учебу -как выработать у него пунктуальность -как развить в нем честность, умение дружить и бескорыстие -как помочь ребенку найти свои интересы в жизни Для кого эта книга Для родителей, которые ищут совета, а если это так, значит у них есть проблемы. Книга Алана Каздина открывает один из самых неожиданных и самых действенных секретов воспитания ребенка. Кто автор Алан Каздин – профессор психологии и детской психиатрии в Йельском Университете, директор Йельского Центра Воспитания.