Характеристика различных форм дизартрии. Дизартрия

– расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности , гипоксия плода , резус-конфликт , хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов , родовые травмы , асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных , недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита , энцефалита), гнойного среднего отита , гидроцефалии , черепно-мозговой травмы , тяжелых интоксикаций.

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом , травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга . Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом , боковым амиотрофическим склерозом , сирингобульбией , болезнью Паркинсона , миотонией , миастенией , церебральным атеросклерозом , нейросифилисом , олигофренией .

Классификация дизартрии

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию , связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию , связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию , связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию , связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию , связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

Характеристика клинических форм дизартрии

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия . Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии , тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия , тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Диагностика дизартрии

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии , электромиографии , электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции , МРТ головного мозга и др.

Прогноз и профилактика дизартрии

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Для выстраивания правильной схемы лечения и коррекции команде врачей необходимо не только поставить диагноз , но и классифицировать форму, степень и выраженность заболевания.

  • Методы выявления степеней

Классификация степеней заболевания

Классификация, согласно которой устанавливают степени дизартрии, основана на анализе тяжести симптомов, их выраженности и общей картине нарушения.

Выделяют следующие степени тяжести дизатрии:

  1. легкая;
  2. средняя;
  3. тяжелая.

Легкая степень дизартрии

Чаще всего в этом случае подразумевается скрытая форма речевого дефекта, так как она отличается не столь явной картиной болезни и общностью симптомов. Расстройства речи и моторики негрубые, а осложнения незначительные.

При определении важно учитывать как симптомы нарушения речи, так и общие. Так, определяют следующие речевые симптомы:

  • Нечеткие или смазанные звуки.
  • Замещение звуков в трудных ребенку словах.
  • Проблемы в произношении согласны звуков, наподобие «ш», «х».
  • Звонкие согласные имеют глухой звук.
  • Трудности в выговаривании гласных: «и», «у».
  • Голос слабый, невыраженный.

К неречевым симптомам относят:

  1. Дыхание частое, неглубокое.
  2. Слабость артикуляции.
  3. Трудности в осуществлении произвольности управления языком.
  4. Легкое слюнотечение.
  5. Моторная неловкость.
  6. Легкое напряжение при жевании и глотании.
  7. Слабые изменения в выражении эмоций посредством мимики.

Средняя степень дизартрии

Это, так называемая, умеренная тяжесть. Она характеризуется более выраженными и тяжелыми симптомами ().

К речевым симптомам относят:

  • Неразборчивая неясная речь.
  • Смазанная речь.
  • «Проглатывание» окончаний.
  • Неяркий, глухой голос.
  • Расстройство окраски голоса (глухость, хриплость, назализованность).
  • Монотонность в речи.

Неречевые симптомы характеризуются:

  1. Расстройством мышечного тонуса лица, речевого аппарата.
  2. Слабой мимикой.
  3. Замедленной артикуляцией.
  4. Затруднением произвольности управления языком.
  5. Усиленным слюнотечением.
  6. Затруднением жевательных, глотательных движений.
  7. Усилением рвотного рефлекса.
  8. Непроизвольными движениями.
  9. Изменениями в дыхании, его ритмичности и глубине.

В первую очередь, этот тяжкий недуг характеризуется анартрией, то есть полным (иногда остаются незначительные элементы речи) дефицитом звукообразования. Наступает это нарушение вследствие паралича речевой мускулатуры, расстройств нервной системы.

У детей наблюдаются тяжесть артикуляции во всех ее ветвях (артикуляционной, фонаторной, дыхательной). Присутствуют выраженные спастические парезы, гипертонус или гипотонус мышц, гиперкинезы, атаксия и апраксия. Иногда дефект такой значительный, что невозможно слитно произнести слог из нескольких звуков.

Лицо таких детей отличается полной амимичностью, имеет вид маски. Движения языка им неподвластны, а губы ограничены в своем функционале, слюнотечение обильное. Процессы захвата пищи, жевания и глотания почти не контролируются детьми, вследствие чего они полностью зависят от окружающих.

При этом анартрию тоже подразделяют на степени тяжести:

  • Речь и голос отсутствуют вовсе.
  • Голосовые реакции присутствуют.
  • Имеется звуко-слоговая составляющая речи.


Особенности, сопровождающие виды дизартрии

Необходимо учесть, во время изучения заболевания, что деление дизартрии по степени тяжести, где имеются 3 степени, – это не единственная классификация. Основная – по локализации пораженного участка.

Таким образом, выделяют бульбарную, корковую, псевдобульбарную, подкорковую. Каждая имеет свои особенности. Так, при мозжечковой, помимо изменений в виде толчкообразной речи, имеются мозжечковые симптомы – неустойчивость походки, тремор и т. д. При подкорковой – выражены гиперкинезы. И все виды дизартрии имеют 3 степени тяжести.

По статистике, самая распространенная форма – . Рассмотрим на ее примере особенности болезни в соответствии со степенью.

Для легкой не присущи грубые изменения. Затруднены аккуратные, нуждающиеся в точности движения. Они замедлены и мало дифференцированы. Ребенок изредка поперхивается при глотании, нарушения актов жевания мало выражены. Основной особенностью этой степени дизартрии будет недостаток плавности, темпа речи, смазанные при произношении звуки. Наибольшую трудность у них вызывают «ж», «ц», «ч», мягкие звуки. Дети с таким нарушением могут производить замену некоторых звуков.

Дизартрия средней степени тяжести диагностируется у большинства людей с таким диагнозом. Она может проявляться в нарушении произвольности движений, в том числе и регулировании работы речевого аппарата, у таких больных снижена артикуляция. Им трудно выполнять такие действия, как надувание щек, сжимание или даже полное прикрытие рта, ограничение подвижности языка. Кроме того, диагностируется ослабление чувствительности – пациент не определяет место, к которому прикоснулся врач.

Речь замедлена также в силу снижения артикуляции, она смазана и малопонятна (особенно это заметно при произношении схожих гласных – «а»-«у», «и»-«ы» – и шипящих звуков). Голос тихий и имеет носовой оттенок. Лицо сильно ограничено в мимике, она почти отсутствует, лицо приобретает вид маски. Нарушены функции захвата, жевания и глотания, присутствует сильное слюнотечение.

При тяжелой степени псевдобульбарной дизартрии будут сильно выражены симптомы, грубые нарушения могут доходить до полной потери способности к звукообразованию. Если присутствует речь, то она будет нечленораздельной, невнятной, напряженной. Дети при произношении меняют звуки, разделяют их на составные («ц» слышится, как «тц»).

Самый серьезный вариант при этой степени тяжести – анартрия с полной амимичностью лица. При этом лицо приобретает странное выражение, так как опущенная нижняя челюсть способствует постоянно открытому рту, язык при этом неподвижен, но находится во рту. Слюнотечение обильное, процесс жевания и глотания сильно нарушен.

Особенностью проявления дизартрии также является то, что при любой степени (и виде) болезни у ребенка возможны негативные симптомы в разных компонентах речи. То есть, проявления могут не зависеть от степени тяжести. Так, при легкой степени выраженности врач может отметить изменения, как в фонетическом, так и в грамматическом устройстве речи. А при тяжелой все нарушения могут ограничиваться только грамматическим.

Методы выявления степеней

При речевых нарушениях важно установление не только формы, но и степени тяжести заболевания. Так, распространена диагностическая практика, когда ребенка, после амбулаторного обследования, при системном нарушении речи, отправляют на медико-социальную экспертизу, где и будет подтверждено наличие у него легкой, средней или тяжелой степени дизатрии.

На обследовании большую роль играют различные неврологические и логопедические пробы и тесты. Основными среди них являются методики на выявление нарушений мимики, особенности дыхания, голоса, моторные и артикуляционные характеристики, состояние мышц и речевого аппарата в целом.

В схему работы входят:

  1. Опрос (родителей, в первую очередь) и осмотр. Уточняют длительность заболевания, основные жалобы, при осмотре смотрят общее физическое развитие, состояние языка, мягкого неба, наличие или отсутствие парезов и гиперкинезий.
  2. Функциональные пробы. Применяют 2 пробы: первая заключается в высовывании широкого языка изо рта и удержании его в одном положении, вторая – в осуществлении движений языком в стороны, вверх и вниз, при этом врач держит руку на шее ребенка.
  3. Пробы на мимическую моторику: попросить ребенка прищуриться, поднять-опустить брови, улыбнуться, надуть губы.
  4. Исследование артикуляции: повторение поз по образцу, по словесной инструкции (поднять руки, дотронуться до носа пальцем руки).
  5. Изучение письменной речи.
  6. Изучение устной речи: произношение слов, звуков, предложений.
  7. Методики на изучение координации движений: пройтись по прямой, постоять на одной ноге.

После этого, на основе результатов тестов, осмотра и в соответствии с критериями, комиссией устанавливается диагноз и степень тяжести.

  • Дислалия
  • Дизартрия
  • Сравнительная характеристика дислалии и дизартрии
  • Лечебно-педагогические мероптиятия
  • Недостатки произношения свистящих и шипящих фонем
  • Недостатки произношения фонем р и р"
  • 9 Носят название лам-бдацизма. Те разновидности дефекта, которые выражаются в за­мене этих фонем какими-либо другими, носят название пара-ламбдацизма.
  • Недостаток произношения звонких согласных
  • Недостаток произношения мягких согласных
  • 7 Прикусывание нижней губы верхними зубами.
  • 5. Дифференциация взрывных и фрикативных звуков тис.
  • Принципы и методы логопедической работы
  • Исправление дефектов звукопроизношения
  • Содержание и приемы коррекционной работы
  • 3) Закрепление навыков организации учебной деятельности...
  • Работа учителя по формированию правильного произношения
  • 1) Коррекцию произношения, т. Е. Постановку и уточнение артикуляции звуков;
  • 3) Последовательное и планомерное развитие звукового ана­лиза и синтеза слова.
  • Классификация дислалии
  • Причины дислалии
  • Отграничение сложных форм дислалии от сходных состояний
  • Методы устранения дислалии
  • Статические подготовительные упражнения
  • Динамические подготовительные упражнения
  • 7 Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широ­кий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.
  • 8. Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
  • Исправление дефектов звукопроизношения
  • 3) Автоматизация навыка произношения звука в слогах (пря-мых, обратных, со стечением согласных);
  • Уровни нарушенного произношения
  • Этапы логопедического воздействия
  • 3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его - сформировать у ребенка умения и навыка безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
  • Раздел 2 ринолалии
  • 4. Последовательность работы над звуками при ринолалии оп-ределяется подготовленностью артикуляционной базы звуков.
  • 5. Подготовка артикуляционной базы звука проводится при по-мощи специальной артикуляционной гимнастики. Эта гимнастикапостоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.
  • Последовательность работы над звуками в подготовительном периоде
  • 4 Голосоведения, рас­ширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка. Коррекция звукопроизношения про­водится параллельно с фонопедическими упражнениями.
  • Раздел 3 дизартрии
  • Псевдобульбарные параличи
  • Нарушения голосообразования
  • Нарушения дыхания
  • Оральная апраксия
  • Клинические формы дизартрии
  • Клинические формы дизартрии
  • Методика логопедической работы при дизартрии
  • 2. Определение фактуры и форм реальных предметов без пред-варительного показа.
  • Программа коррекционной работы в подготовительном - третьем классе специальных школ для учащихся, страдающих церебральным параличом
  • 4) Словесный анализ предметов, явлений и действий.Предлагаемая коррекционная программа рассчитана на 4 года
  • 5) Обучение способности к обобщениям и дифференцировкамв связи с развитием устной речи.
  • Пути преодоления дефектов звукопроизношения
  • 1) Развитие слухового контроля за произнесением звуков;
  • Нарушение артикуляционной моторики
  • II. Следующим характерным признаком нарушения артику­ляционной моторики при дизартрии является нарушение подвижно­сти артикуляционных мышц.
  • Нарушения дыхания
  • Нарушения голоса
  • Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
  • 7 При фиксации на движениях и при их повторении резко увеличивается слюнотечение.
  • 5. Фиксация движения очень ограничена.
  • 2 Уровень - наличие недифференцированной голосовой ак­тивности.
  • 4 Уровень - лепет. У детей обнаруживаются диспропорции в развитии отдельных функций; так, уровень развития эмоциональ­ной сферы намного опережает уровень двигательного и речевого развития.
  • Семиотика клинических форм дизартрии
  • Особенности фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии
  • Особенности фонетических нарушений
  • Особенности фонематических нарушений
  • Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии
  • Методика преодоления фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии
  • Особенности лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой формой дизартрии
  • Особенности лексики
  • Особенности грамматического строя речи
  • Методика развития лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии
  • Формирование словоизменения
  • Раздел 4. Нарушения голоса
  • 1. Гимнастика артикуляционного аппарата челюсти: а) опускание челюсти,
  • 2. Дыхание
  • 1. Предупреждение и устранение затянувшейся мутации
  • 1. Запретить на несколько дней разговаривать вслух.
  • 2. Устранение хриплости, крикливости и чрезмерно тихого голоса
  • 7) Крестообразно двигать языком на губах (вверх, вниз, впра-во, влево).
  • 10) Укреплять корень языка на звуке к.
  • 3) Верхних дыхательных путей - глотка, носоглотка, носоваяполость, придаточные пазухи носа и полости рта (так называе-мая надставная труба).
  • 1) Оно совершается произвольно, а не автоматически;
  • 1 Группа - чисто функциональные заболевания,
  • 2 Группа - функциональные с псевдоорганическими наслое­ниями и
  • 3 Группа - органические с функциональными настроениями.
  • 1. Знакомство с общим состоянием больного, его психикой,собирание анамнеза.
  • 2. Дыхательные упражнения - бесшумный вдох и выдох (пер-
  • 1. Предварительная беседа.
  • 2. Ручной и вибрационный массаж гортани в сочетании с го-лосовыми упражнениями (м, му, мы).
  • I. Ознакомление больного с физиологией голосообразования.
  • 2. Развитие кинестетических ощущений:
  • 3. Развитие дыхания:
  • 4. Снятие напряжений гортани, губ, языка, челюсти при фо-нации:
  • I. Подготовительный, который включает:
  • 3) Опускания гортани (при глухих - подъем гортани),
  • 4) Меньшей длительности смычки (при глухих - большая дли-тельность смычки),
  • 5) Меньшей силы взрыва (при глухих - большая сила взрыва).Перечисленные условия облегчают деятельность фонаторий-
  • Профилактика голосовых расстройств
  • Методика развития голоса
  • I. Подготовительный этап логопедических занятий
  • I. Движения языка:
  • I. Вводный раздел.
  • 16) Упражнения с мячом:
  • III. Заключительный раздел.
  • II. Восстановительный (основной) этап логопедических занятий
  • III. Автоматизация процесса голосообразования.
  • 3) Кроме вышеуказанных признаков, присущих всем гласным, гласный у обладает рядом особенностей:
  • II. Закрепление полученного голоса. Основная задача этого пери­ода: 1) автоматизация полученного голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными;
  • 2) Развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, ритмико-мелодико-интонационной стороны речи;
  • 3) Постановка певческого голоса.
  • Раздел 5 заикание
  • X. Лагузен
  • О заикании, с объяснением способа излечения этого недостатка
  • О свойствах и происхождении заикания
  • Способ излечения заикания
  • Изъяснение способа излечения заикания
  • Заикание
  • Причины заикания
  • Распространение заикания
  • Лечение заикания
  • 1) Поверхностное, неправильное дыхание.
  • 2) Упадок или ослабление жизнедеятельностинервов, которым и обусловливается ненормальность дыхания.
  • Судороги в области артикуляторного механизма (артикуляторное заикание)
  • Этиология заикания
  • I. Лечение предупредительное (профилактика).
  • 4) Организовать систему благотворных внутренних условий.
  • 4) Укрепление нервной системы вообще.
  • 1. Физическое состояние больных,
  • Причины болезни
  • Изложение психологического метода
  • Психологическое лечение заикания в детском возрасте
  • 1) Страх, как система образов боязливого самочувствия,составляет основу личности заики.
  • 2) Присутствие общей навязчивой идеи: «я заикнусь».
  • 7) Боязнь неожиданных вопросов, встреч, объяснений.
  • Физические симптомы
  • Психические симптомы
  • К вопросу об этиологии заикания
  • Лечение ассоциативной афазии
  • Профилактика ассоциативной афазии
  • Психоневроз речи - заикание
  • Психотерапия и психотерапевты
  • 1) Принцип предварительный, или организационный;
  • Первый принцип
  • Второй принцип. Первая фаза
  • Первые победы
  • 7 В коллективе больные могут проверить друг у друга пра­вильность здоровых рассуждений, неверных внушений.
  • Вторая фаза. За медленную речь
  • О сучках, задоринках подозрительности
  • Предрассудки и уловки
  • Не бороться прямо
  • Третья фаза. Философы
  • Подготовка к победам
  • Настоящие победы!
  • К ораторскому искусству
  • Третий принцип. Индивидуальное на фоне коллективного
  • 4) Туризмом, физкультурой, шахматами.
  • 2. Ювенильная форма с регредиентным, но запаздывающимтечением.
  • Методические указания
  • Раздел IV
  • Раздел V Игры с бегом.
  • Раздел VI
  • Дефекты запуска словесного стереотипа (заикание)
  • 2. Причины психические и социальные.
  • 1. Беседы с целью воспитания установки на медленную речь инаблюдение за выполнением, обсуждение речевого поведениядетей.
  • 2. Одновременное устранение прочих недостатков речи.
  • 3. Ортопедия расстроенной моторики: ритмичные движения,игры, пение в увязке с развитием дыхания и голоса.
  • 1) Вся работа ведется логопедом;
  • 7 Перефразировка; фраза с изменением логического ударе­ния или интонации. В особенности надо следить за точностью формулировок мысли при наличии эмболофразии.
  • Признаки заикания
  • 1. Дыхательные движения нарушаются очень заметно, и мно-гие заикающиеся испытывают это так сильно, что неправильнопринимают их за главную причину своего недостатка речи.
  • Причины заикания
  • Лечение заикания
  • 3. Ассоциативные упражнения. Целью этих упражнений явля-ется выработка, усовершенствование и укрепление всех умствен-ных способностей, на которых основывается построение речи.
  • 1 Речи; д) выявление потенциальных речевых возможностей заи­кающихся.
  • 2. Заикание при гипостенической форме неврастении.
  • 4. Заикание при неврозе навязчивых состояний.
  • Лечение заикания у взрослых
  • Этапы стационарного лечения
  • 3) Принцип учета индивидуальных особенностей заикающихся позволяет использовать игры таким образом, чтобы нормализо­
  • Содержание занятий на разных этапах логопедической работы
  • 1) Ребенок отвечает на конкретный вопрос полной фразой, его ответ начинается со слов спрашивающего. Фактически это усложненная форма отраженной речи. Так, на вопрос: «Что вя­
  • Раздел 1. Дислалии
  • Раздел 2. Ринолалии
  • Раздел 3. Дизартрии
  • Раздел 4. Нарушения голоса
  • Раздел 5. Заикание
  • Учебное издание
  • Хрестоматия по логопедии
  • Под ред. Л. С. Волковой и в. И. Селиверстова Том I
  • Зав. Редакцией т. А. Савчук Редактор л. И. Павлова Компьютерная верстка е. В. Чичилов Корректор а. И. Павлова
  • Клинические формы дизартрии

    ^£ульбарная дизарщшя^ Характер поражения мозга. Односто­роннее (безразлично право- или левостороннее) или двусто­роннее поражение периферических двигательных невронов (тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного).

    Патогенез (особенности двигательных расстройств). Избира­тельные вялые, преимущественно право- или левосторонние па­раличи мышц речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и глот­ки, гортани, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных). Атрофии этих мышц, их атония (язык вялый, дряблый). Сниже­ны или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Расстройства любых непроизвольных и произвольных движений в соответствующих группах мьЦцц.

    Хпшшн^сше-оимнтомь!. Голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные звуки оглушены. Тембр речи изме­нен по типу открытой гнусавости. Артикуляция гласных прибли­жена к нейтральному гласному звуку. Артикуляция согласных упрощена. Смычные согласные и вибрант р заменяются соответ­ствующими щелевыми. Характер щели у щелевых звуков тоже упрощается. В результате в речи доминируют глухие плоскоще­левые звуки. Нередки избирательные расстройства артикуляции

    в соответствии с избирательным распределением вялых парезов. Речь замедленна, резко утомляет больного.

    Псё&кгбуаьбарнт» дт^рщт^ Характер поражения мозга. Обя­зательно двусторонние" поражения центральных двигательных кортико-бульбарных невронов.

    Патогенез (особенности двигательных расстройств). Пирамид­ные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышеч­ных атрофии нет. Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад). Глоточный и ниж­нечелюстной рефлексы усилены. Нередки насильственные смех и плач. Параличи всегда двусторонние, хотя возможно их зна­чительное преобладание справа и слева. Наиболее расстроены: 1) произвольные движения и 2) самые тонкие движения кончика языка.

    Клинические симптомы. Голос слабый, сиплый и хриплый, гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда наря­ду с оглушением звонких согласных, наблюдается озвончение глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласных зад­него ряда и твердых согласных со сложным артикуляционным укладом у л , ш, ж, ч> ц). Артикуляция гласных сдвинута назад. Артикуляция согласных упрощена и тоже сдвинута назад. Смыч­ные согласные и вибрант р заменяются на щелевые. Щелевые согласные со сложной формой щели превращаются в плоскоще­левые. Артикуляция твердых согласных нарушается больше, чем мягких. Больной слышит свои дефекты произношения и актив­но старается их преодолеть. Однако его усилия приводят, как правило, к нарастанию гипертонии в парализованных группах мышц и, следовательно, к усилению патологических особеннос­тей артикуляции.

    П одкорковая дизартр ия. Характер поражения мозга. Различ-ныеГпоражения подкорковых ядер мозга и их нервных связей.

    Патогенез (особенности двигательных расстройств). Экстра­пирамидные расстройства мышечного тонуса в виде гипертонии, гипотонии или дистониич Насильственные движенйя~(гйпёрки-незы) в мышцах речевопГаппарата в виде дрожания (например, интонационный тремор), медленных червеобразных сокращений мышц (например, при двойном атетозе), быстрых ритмических сокращений одних и тех же мышц (например, при миоклонии), быстрых внезапных сокращений разных мышечных групп (на­пример, при хорее).

    Клинические симптомы. Расстройства произношения чрезвы­чайно разнообразны, часто непостоянны. Голос бывает напря­женным, резким, хриплым, колеблющимся в тембре и громкос­ти. Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шепот.

    Иногда артикуляция гласных бывает нарушена больше, чем со­гласных. Отдельные слова и звуки могут произноситься правиль­но, но в момент гиперкинеза они оказываются резко искажен­ными и невнятными. Как правило, расстраиваются темп, ритм и мелодика речи. Больной замечает свои расстройства артику­ляции.

    Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. Харак­тер поражения мозга. Одностороннее поражение постцентраль­ных полей коры (их нижних отделов) доминантного, обычного левого полушария мозга.

    Патогенез (особенности двигательных расстройств). Апрак­сия кинестетического типа. Распад кинестетических обобщен­ных схем артикуляции шумовых признаков звуков в структуре слога с трудностями различения соответствующих артикуляци­онных укладов.

    Клинические симптомы. Голос и тембр речи не расстроены. В процессе речи заменяются шумовые признаки звуков: призна­ки места образования (особенно язычных согласных), признаки способа образования (особенно аффрикат и шипящих), призна­ки твердости и мягкости. Эти нарушения артикуляции непосто­янны, лабильны, вследствие чего замены звуков бывают неодноз­начны (п-м, пб, пф, п-т и т.д.). Даже в тяжелых случаях кинестетической дизартрии тот или иной шумовой артикуляци­онный признак может искажаться не в 100% случаев. Ребенок-дизартрик слышит свои ошибки артикуляции и активно (под контролем слуха и кинестетических ощущений) пытается их ис­править, что приводит к нарушениям плавности и замедлению речи.

    Кинестическая премоторная коровая дизартрия. Характер по­ражения мозга. Одностороннее поражение премоторных полей коры (их нижних отделов) доминантного, обычно левого, полу­шария мозга.

    Патогенез (особенности двигательных расстройств). Апраксия кинетического типа. Распад временных обобщенных схем арти-куляторного действия с напряженностью, замедленностью от­дельных движений, распадом артикуляторных действий на со­ставляющие их элементы; трудности переключений с одного элемента на другой, персеверации.

    Клинические симптомы. Голос звучный, тембр речи не нару­шен. Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превра­щению в цепочки открытых ударных слогов. Артикуляция со­гласных напряжена, начальная и конечные согласные нередко удлинены или толчкообразны. Характерны замены щелевых зву­ков на смычные. Переходные фазы артикуляции часто превра­

    щаются в самостоятельные звуки-вставки. Наблюдаются пропуски звуков в стечениях согласных и упрощения аффрикат (ц-с, т> тс). Чрезмерная напряженность артикуляции косвенно приво­дит к усилению громкости голоса, избирательному оглушению звонких смычных и реже щелевых согласных.

    Детская псевдобульбарная дизартрия,. Для детской практики наиболее существенна псевдобульбарная форма дизартрии. Следует оговорить, что с неврологической точки зрения детс­кая псевдобульбарная дизартрия имеет сложный патогенез: на­ряду с центральными спастическими параличами мышц рече­вого аппарата у ребенка, как правило, наблюдаются экстрапи­рамидные нарушения мышечного тонуса, различные гиперки-незы, а иногда и другие двигательные расстройства. Сложность и неоднозначность патогенеза детской псевдобульбарной ди­зартрии определяет и особенности ее клинических проявле­ний.

    Эта форма дизартрии у детей обычно входит в синдром детс­кого церебрального паралича, возникающего в раннем детском возрасте (преимущественно до 2 лет) в связи с травматическими или воспалительными заболеваниями головного мозга. Нередко детский церебральный паралич является последствием родовой травмы.

    Нарушения моторики у этих детей носят широкий характер. Часто страдает и моторика верхней части лица (движения глаз, бровей), вследствие чего лицо бывает неподвижным, маскооб­разным, амимичным, наблюдается общая моторная неловкость, неуклюжесть, причем у одних детей оказывается более постра­давшей правая сторона тела, у других - левая. Родители отмеча­ют, что ребенок не может себя обслужить - сам не одевается, не обувается, плохо бегает, прыгает. Естественно, что все функции неречевого характера, в которых необходимо участие языка, губ и других частей речевого аппарата, оказываются также неполно­ценными: ребенок плохо пережевывает пищу, плохо ее глотает, не умеет вовремя проглотить и задержать усиленно выделяющу­юся слюну, поэтому наблюдается обычно более или менее силь­но слюнотечение (саливация).

    Специалисты, которые занимаются псевдобульбарной дизарт­рией, отмечают, что при детском параличе различные мышцы поражаются не в одинаковой степени: одни - больше, другие - меньше.

    Клинически различают паралитическую, спастическую, гипер­кинетическую, смешанную и стертую формы детского церебраль­ного псевдобульбарного паралича. Чаще всего встречаются сме­шанные формы, когда у ребенка имеются налицо все указанные

    явления нарушения моторики - почти одинаково выраженные симптомы пареза, спастичности и гиперкинеза.

    Паретичность проявляется в виде вялости, уменьшения силы движения, его замедленности и истощаемости; любое артику­ляционное движение производится медленно, часто не дово­дится до конца: язык доходит только до зубов, он не удержива­ется там длительно, и повторное движение производится с еще большим затруднением, а иногда и совсем не может быть по­вторено.

    Спастическое (напряженное) состояние всех артикуляцион­ных органов также мешает движению.

    Иногда на первом месте стоит не паретичность, а насиль­ственные движения всего речевого аппарата, или даже всего тела, которые возникают при любой попытке движения губ, языка. Хотя акты жевания и глотания затруднены, но обращает на себя внимание то, что в процессе еды и других обиходных действий ребенок производит те движения, которые были для него почти невозможны при произвольном их выполнении. Например, ни по речевой инструкции, ни по показу он не мо­жет оскалить зубы, а заставьте его улыбнуться, и оскал проис­ходит; поднесите ко рту длинный узкий леденец - и губы, ко­торые были почти неподвижны, вытягиваются для того, чтобы схватить леденец. В моторике детей, страдающих псевдобуль-барным параличом, в их безусловнорефлекторной и предмет­ной деятельности отмечаются большие возможности, чем в про­извольных движениях, производимых по инструкции.

    Речевое развитие уже с самых первых проявлений паралича происходит в ненормальных условиях. На основании многочис­ленных данных установлено, что период лепета у такого ребенка отсутствует. Родители отмечают, что их ребенок с раннего дет­ства был молчалив, но понимал речь окружающих, а собствен­ная речь после появления первого слова мама не развивалась до 2-4 лет, а иногда даже до 5 лет. Дальше речь развивается и дос­тигает своего нормального уровня в отношении полноты слова­ря, структуры слова и фразы.

    Тяжелое нарушение речи и нарушение общей моторики ока­зывают задерживающее влияние на общее развитие и характер детей: они делаются застенчивыми, малообщительными, нере­шительными, пассивными, выключенными из детского коллек­тива и из школы, так как произношение, хотя и улучшается с возрастом, остается резко отстающим, причем страдает не только звукопроизношение, но и другие звуковые компоненты речи: голос, темп, ритм, интонация. Словом, речевое развитие при псевдобульбарной дизартрии идет все время дисгармонично, не-

    равномерно - ее звуковая сторона находится в явном несоот­ветствии с другими сторонами речи

    Стертые формы доской псевдобульбарной дизартрии встреча­ются" значительно чаще, они легко^смешиваются с обычными формами дислалии, но дают себя знать особой трудностью их преодоления.)По данным логопеда Л.В.Мелеховой, из 340 детей с диагнозом^функциональная дислалия, включенных в логопе­дические занятия, у 49,5% речь была полностью исправлена в течение 1-2 месяцев занятий при двухразовом посещении. У остальных 50,5% в этот же срок было достигнуто только частич­ное улучшение. При продолжении занятий оказалось, что этой группе детей требовались значительно большие сроки занятий, но и при этом условии речь детей плохо исправлялась. «При первичном осмотре артикуляционного аппарата этих дисл ал и-ков наблюдается различное положение языка в полости рта в состоянии покоя. Язык неспокойный, напряженный, лежит буг­ром (горбится), постоянно оттягивается внутрь рта. Иногда на­блюдаются западения правой или левой половины языка, тогда он постоянно кренится в одну сторону. У иных наблюдается склонность к сужению языка, тогда при побуждении к действию он сразу становится узким, длинным и без нужды высовывается изо рта. Это состояние свидетельствует об изменениях тонуса мышц языка в одной или обеих половинах его. Часто недоста­точным бывает только кончик языка.

    Качество движений языка также весьма разнообразно. При отсутствии ограничения в движениях языка и губ можно обнару­жить неточность и недостаточность силы движений. Вялость, приблизительность характерны для одних случаев, а в других неточность движений обусловливается гиперкинезами языка, постоянно подвижного, как бы не находящего нужного положе­ния. Это видно при движениях языка вперед, вверх и в стороны. Неоднократное повторение движений вызывает быстрое утом­ление: замедляется темп движений, быстро наступает потеря точ­ности движения, иногда наблюдается легкое посинение языка, затрудняется сохранение заданного положения языка» 1 . Трудно­сти в преодолении таких случаев дислалии говорят о наличии мышечной и иннервационной недостаточности в органах арти­куляции, препятствующих развитию правильного звукообразо­вания.

    1 Мелехова Л. В. Сравнительный анализ логопедической работы при раз­личных формах дислалии // Уч. записи МГПИ им. В. И. Ленина. - М., 1964. Вып. 219.

    Врачи М. Б. Эйдинова и Е. Н. Правдина-Винарская в работе «Детские церебральные параличи и пути их преодоления» выс­

    казывает мнение, что в основе нарушений артикуляции могут лежать очень легкие остаточные нарушения иннервации, выяв­ляющиеся только при углубленном специальном исследовании движений языка, а в речи - неточность произношения. Логоте-рапевт Г Гутцман, говоря о подобных случаях, характеризует их следующим образом: общая характеристика всех расстройств - смытость, стертость артикуляции в различной степени... Движе­ния языка поражены в каждом случае в большей или меньшей степени. Большей частью наблюдаются лишь слабость и затруд­нения движений. Часто высовывание языка реализуется вполне нормально, но вверх, вниз, движения к нёбу или в сторону не­выполнимы. После многократных движений, при легком утом­лении движения: делаются неполными, медленными... Расстрой­ства артикуляций определяются тем, какие мышечные группы наиболее поражены. В зависимости от того, преобладает ли рас­стройство губ, языка или мускулатуры нёба, отличают различные нарушения.

    Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга.

    Первый вариант корковой дизартрии обусловлен односторонним или чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины. В этих случаях возникает избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (наиболее часто языка). Избирательный корковый парез отдельных мышц языка приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений: движения кончика языка вверх. При этом варианте нарушается произношение переднеязычных звуков.

    Для диагностики корковой дизартрии необходим тонкий нейролингвистический анализ, позволяющий определить, какие из переднеязычных звуков страдают в каждом конкретном случае и каков механизм их нарушений.

    При первом варианте корковой дизартрии среди переднеязычных звуков в первую очередь нарушается произношение так называемых какуминальных согласных, которые образуются при поднятом и слегка загнутом вверх кончике языка (ш, ж, р). При тяжелых формах дизартрии они отсутствуют, при более легких - заменяются другими переднеязычными согласными, наиболее часто дорсальными, при произнесении которых передняя часть спинки языка поднимается горбом к нёбу (с, з, с, з, т, д, к).

    Трудными для произношения при корковой дизартрии являются и апикальные согласные, образующиеся при сближении или смычке кончика языка с верхними зубами или альвеолами (л).

    При корковой дизартрии может нарушаться также произношение согласных по способу их образования: смычных, щелевых и дрожащих. Наиболее часто - щелевых (л, л).

    Характерно избирательное повышение мышечного тонуса, главным образом в мышцах кончика языка, что еще более ограничивает его тонкие дифференцированные движения.

    В более легких случаях нарушается темп и плавность этих движений, что проявляется в замедленном произнесении переднеязычных звуков и слогов с этими звуками.

    Второй вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью кинестетического праксиса, что наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного (обычно левого) полушария мозга в нижних постцентральных отделах коры.

    В этих случаях страдает произношение согласных звуков, особенно шипящих и аффрикатов. Нарушения артикуляции непостоянны и неоднозначны. Поиск нужного артикуляционного уклада в момент речи замедляет ее темп и нарушает плавность.

    Отмечается трудность ощущения и воспроизведения определенных артикуляционных укладов. Наблюдается недостаточность лицевого гнозиса: ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, особенно в области артикуляционного аппарата.

    Третий вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью динамического кинетического праксиса, это наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей коры. При нарушениях кинетического праксиса затруднено произнесение сложных аффрикатов, которые могут распадаться на составные части, наблюдаются замены щелевых звуков на смычные - д), пропуски звуков в стечениях согласных, иногда с избирательным оглушением звонких смычных согласных. Речь напряженная, замедленная.

    Отмечаются трудности при воспроизведении серии последовательных движений по заданию (по показу или по словесной инструкции).

    При втором и третьем вариантах корковой дизартрии особенно затруднена автоматизация звуков.

    Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.

    Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности - спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Реже на фоне ограничения объема произвольных движений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса - паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях - почти полное их отсутствие.

    При отсутствии или недостаточности произвольных движений отмечается сохранность рефлекторных автоматических движений, усиление глоточного, нёбного рефлексов, а также в ряде случаев сохранение рефлексов орального автоматизма. Имеются синкинезии. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен. Произвольные движения языка ограничены, ребенок обычно может высунуть язык из полости рта, однако амплитуда этого движения ограничена, он с трудом удерживает высунутый язык по средней линии; язык отклоняется в сторону или опускается на нижнюю губу, загибаясь к подбородку.

    Боковые движения высунутого языка отличаются малой амплитудой, замедленным темпом, диффузным перемещением всей его массы, кончик при всех его движениях остается пассивным и обычно напряженным.

    Особенно трудным при псевдобульбарной дизартрии является движение высунутого языка вверх с загибанием его кончика к носу. При выполнении движения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка, а также истощаемость движения.

    Во всех случаях при псевдобульбарной дизартрии нарушаются в первую очередь наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения. Непроизвольные, рефлекторные движения обычно сохранны. Так, например, при ограниченности произвольных движений языка ребенок во время еды облизывает губы; затрудняясь в произнесении звонких звуков, ребенок их производит в плаче, он громко кашляет, чихает, смеется.

    Диссоциацией в выполнении произвольных и непроизвольных движений при псевдобульбарной дизартрии определяются характерные нарушения звукопроизношения - избирательные трудности в произношении наиболее сложных и дифференцированных по артикуляционным укладам звуков (р, л, ш, ж, ц, ч). Звук р утрачивает вибрирующий характер, звонкость, часто заменяется щелевым звуком. Для звука л характерно отсутствие определенного фокуса образования, активного прогибания спинки языка вниз, недостаточная приподнятость краев языка и отсутствие или слабость смычки кончика с твердым нёбом. Все это определяет звучание л как плоскощелевого звука.

    Таким образом, при псевдобульбарной дизартрии, так же как и при корковой, нарушается произношение наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, но в отличие от последней нарушение носит более распространенный характер, сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто - слюноотделением.

    Особенности звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии в отличие от корковой в значительной степени также определяются смешением спастически напряженного языка в задний отдел полости рта, что искажает звучание гласных, особенно передних (и, э).

    При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончение глухих согласных звуков (в основном при спастической псевдобульбарной дизартрии). При этом же варианте спастическое состояние мышц речевого аппарата и шеи нарушает резонаторные свойства глотки с изменением величин глоточно-ротового и глоточно-носового отверстий, что наряду с чрезмерным напряжением глоточной мускулатуры и мышц, поднимающих мягкое нёбо, способствует появлению носового оттенка при произношении гласных, особенно заднего ряда (о, у), и твердых сонорных (р, л), твердых шумных (з, ш, ж) и аффрикаты ц.

    При паретической псевдобульбарной дизартрии страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх (и, ы, у). Отмечается носовой оттенок голоса. Мягкое нёбо провисает, подвижность его при произношении звуков ограничена.

    Речь при паретической форме псевдобульбарной дизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражены слюнотечение, гипомимия и амимия лица. Часто имеет место сочетание спастической и паретической форм, т. е. наличие спастико-паретического синдрома.

    Бульбарная дизартрия представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов VII, IX, X и XII черепно-мозговых нервов. При бульбарной дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры. В детской практике наибольшее значение имеют односторонние избирательные поражения лицевого нерва при вирусных заболеваниях или при воспалениях среднего уха. В этих случаях развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, что приводит к нарушениям и нечеткости артикуляции губных звуков. При двусторонних поражениях нарушения звукопроизношения наиболее выражены. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные - к единому глухому плоскощелевому звуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.

    Разграничение бульбарной дизартрии от паретической псевдобульбарной проводится в основном по следующим критериям:

    Характер пареза или паралича речевой мускулатуры (при бульбарной - периферической, при псевдобульбарной - центральный);

    Характер нарушения речевой моторики (при бульбарной нарушены произвольные и непроизвольные движения, при псевдобульбарной - преимущественно произвольные);

    Характер поражения артикуляционной моторики (при бульбарной дизартрии - диффузный, при псевдобульбарной - избирательный с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений);

    Специфика нарушений звукопроизношения (при бульбарной дизартрии артикуляция гласных приближается к нейтральному звуку, при псевдобульбарной - отодвинута назад; при бульбарной - гласные и звонкие согласные оглушены, при псевдобульбарной - наряду с оглушением согласных наблюдается их озвончение);

    При псевдобульбарной дизартрии даже при преобладании паретического варианта в отдельных мышечных группах отмечаются элементы спастичности.

    Экстрапирамидная дизартрия. Экстрапирамидная система автоматически создает тот фон преду готовности, на котором возможно осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений. Она имеет важное значение в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы и двигательности мышечных сокращений, обеспечивает автоматизированное, эмоционально выразительное выполнение двигательных актов.

    Нарушения звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии определяются:

    Изменениями мышечного тонуса в речевой мускулатуре;

    Наличием насильственных движений (гиперкинезов);

    Нарушениями проприцептивной афферентации от речевой мускулатуры;

    Нарушениями эмоционально-двигательной иннервации. Объем движений в мышцах артикуляционного аппарата при экстрапирамидной дизартрии, в отличие от псевдобульбарной, может быть достаточным. Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными движениями. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии часто наблюдается кинестетическая диспраксия. В спокойном состоянии в речевой мускулатуре могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса (дистония) или некоторое его снижение (гипотония), при попытках к речи в состоянии волнения, эмоционального напряжения наблюдаются резкие повышения мышечного тонуса и насильственные движения. Язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается. Повышение тонуса в мышцах голосового аппарата и в дыхательной мускулатуре исключает произвольное подключение голоса, и ребенок не может произнести ни одного звука.

    При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.

    Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков.

    Экстрапирамидная дизартрия нередко сочетается с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости, при этом прежде всего страдает слух на высокие тона.

    Мозжечковая дизартрия. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.

    Речь при мозжечковой дизартрии замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое нёбо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Движения языка неточные, с проявлениями гипер- или гипометрии (избыточности или недостаточности объема движения). При более тонких целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Выражена назализация большинства звуков.

    Дифференциальная диагностика дизартрии проводится в двух направлениях: отграничение дизартрии от дислалии и от алалии.

    Отграничение от дислалии проводится на основании выделения трех ведущих синдромов (синдромы артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств), наличия не только нарушения звукопроизношения, но и расстройств просодической стороны речи, специфических нарушений звукопроизношения с трудностью автоматизации большинства звуков, а также с учетом данных неврологического обследования (наличие признаков органического поражения ЦНС) и особенностей анамнеза (указания на наличие перинатальной патологии, особенности доречевого развития, крика, голосовых реакций, сосания, глотания, жевания и т. д

    Отграничение от алалии проводится на основе отсутствия первичных нарушений языковых операций, что проявляется в особенностях развития лексико-грамматической стороны речи.

    Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

    Бульбарная форма

    Этиология: поражение ядер черепных нервов: языкоглоточного IX, блуждающего X и подъязычного XII.
    Патогенез: нарушения по типу периферического вялого паралича. Наблюдается гипотонус или атония.
    Симптоматика: речь невнятная, смазанная.
    1) Парез голосовых складок. Парез мышц мягкого неба не позволяет использовать ротовой резонатор.
    Преобладают глухие или полузвонкие варианты, соноры заменяются на глухие (например, рама - тата). Речь крайне неразборчива и непонятна. Гласные приобретают шумный оттенок (с призвуком "Х"). Все ротовые звуки назализованы (например, дочь- хох). Стирается противопоставление по признаку "ротовой - носовой".
    2) Парез мышц артикуляции .
    Язык лежит на дне ротовой полости в артикуляции почти не участвует. Некоторые отдельные слова заменяются глоточным выдохом (кот-хох). Наблюдается явление уподобления звуков речи системе фонем другого языка. Симптом выпадения артикуляции (например, баба-папа-фафа-хаха).
    3) Парез дыхательных мышц.
    Уменьшается подскладочное давление на голосовые складки
    Отсутствует четкая координация вдоха и выдоха в момент речи. Вдох неглубокий, поверхностный, вялый, равен выдоху; длительная воздушная струя не формируется. Голос затухает к концу фразы. Наблюдаются явление гипотонии: голос звучит слабо, тихо, интонационно невыразительно.

    Коррекция: речевая терапия проводится на фоне лечения бульбарного синдрома с применением существующих медикаментозных и немедикаментозных методов воздействия. Обращают внимание на развитие точности артикуляционных движений, проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц. Для развития достаточной силы мышц используют упражнения с сопротивлением.

    Псевдобульбарная форма

    Этиология: поражение кортиконуклеарного пути на любом участке.
    Патогенез: центральный спастический паралич. Растормаживание сегментарных аппаратов продолговатого и спинного мозга.
    Симптоматика: Спастичность, повышенный мышечный тонус (гипертонус), при котором в руках повышается тонус сгибателей, а в ногах - разгибателей. Гиперрефлексия. Присутствуют патологические рефлексы раннего развития (сосательный, подошвенный. хоботковый). Отмечается нарушение тонких дифференцированных движений пальцев рук. Язык подтянут к глотке, движения вверх грубо нарушаются. Присутствуют различные синкинезии. Повышенная саливация. Нарушена артикуляция всех сложных переднеязычных звуков (щелевые, свистящие - щелевые губные "В","Ф"), твердые - мягкими, взрывные - щелевыми. Уменьшается объем и функционирование голосовых складок: голос грубый, хриплый, резкий с оттенком ринофонии. В общей моторике отсутствуют произвольные движения, непроизвольные сохранны.

    Коррекция: речевая терапия должна начинаться с первых месяцев жизни: воспитание навыков глотания, сосания, жевания развитие проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц развитие дыхательной функции воспитание голосовой активности.
    В дальнейшем производится воспитание речевых кинестезий, развитие кинестетического следового образа в речевой мускулатуре и в мышцах пальцев рук.
    Вся речевая терапия проводится на фоне медикаментозного лечения.
    Предварительное снижение мышечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз и положений для проведения логопедической работы.

    Мозжечковая форма

    Этиология: поражение мозжечка и его связей.
    Патогенез: гипотония и паретичность артикуляторных мышц, атаксия с явлениями гиперметрии.
    Симптоматика: Трудности в воспроизведении и удерживании определенных артикуляционных укладов. Выраженная асинхроничность (нарушен процесс координации дыхания, фонации, артикуляции). Речь замедленная, скандированная Возникает большая истощаемость речи; нарушается модуляция, длительность звучания, интонационная выразительность. Губы и язык гипотоничны, подвижность их ограничена, мягкое. небо пассивно провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Страдает произношение переднеязычных, губных и взрывных звуков. Может иметь место открытая гнусавость.

    Коррекция: важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

    Подкорковая (экстрапирамидная) форма

    Этиология: поражение экстрапирамидной системы.

    1. Патогенез: нарушение мышечного тонуса по типу дистонии. При поражении паллидарной системы наблюдается паркинсонизм: нарушаются двигательные акты по типу гипофункций. Нарушения проявляются во всей моторике, в том числе, и артикуляционной.
    Симптоматика: Нарушен дыхательный ритм, координация между дыханием, фонацией и артикуляцией.
    Движения медленные, бедные, невыразительные с замиранием в неудобной позе. "Поза старика" -шаркающая походка, руки согнуты в локтях, голова и грудь. Мимика бедная, мелкая моторика не сформирована. артикуляция ослабленная.

    2. Патогенез: при нарушениях стриарной системы моторика нарушается по типу гиперкинезов
    Симптоматика: 1) хореический гиперкинез: движения носят некоординированный, непроизвольный, подергивающий, приплясывающий характер;
    2) атетоидный гиперкинез: насильственные, медленные, червеобразные движения в кистях рук и пальцев ног; 3)хореоатетоидный гиперкинез: торсионный спазм, спастическая кривошея, гемибаллизм, лицевой гемиспазм, тремор, тики.
    Речь прерывистая; одни слоги растягиваются, а другие - проглатываются; нарушены темп, модуляция, выразительность.

    Коррекция: Все речевые занятия проводят на фоне патогенетической и симптоматической медикаментозной терапии. Использование рефлекс - запрещающих позиций. Развитие произвольных движений в артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной мускулатуре. Воспитание возможности движений в определенном ритме и темпе, произвольного прекращения движений и переключений с одного движения на другое. Разрабатывается ритмичное, произвольное дыхание. Используются определенные ритмические раздражители: слуховые - музыка, удары метронома, счет, зрительные - ритмические взмахи руками логопеда и потом самого ребенка. Важная роль принадлежит пению и логоритмике. Используют специальные дыхательные игры-упражнения, надувание мыльных пузырей, задувание свечей, игра на губных дет. муз. инструментах (свирели, гармошки. дудочки). Развитие артикуляции и фонации. Развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий. Проводиться коллективная речевая игротерапия. Применяются отдельные элементы аутогенной тренировки.

    Корковая форма

    При эфферентной форме
    Этиология: поражение локализуется в области передней центральной извилины.
    Патогенез: страдает иннервация артикуляционной мускулатуры.

    При афферентной форме
    Этиология: наличие поражения в ретроцентральных областях коры головного мозга.
    Патогенез: кинестетическая апраксия в речевой мускулатуре и в пальцах рук.

    Симптоматика: страдают звуки, произношение кот. связано с наиболее тонкими изолированными движениями отдельных мышечных гр. яз.(р, л и др.) Нет слюнотечения, нет нарушений голоса и дыхания.

    Коррекция: на фоне медикаментозной терапии производится развитие тонких дифференцированных артикуляционных движений, кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса.