Хорваты. Балканские предрассудки: хорваты воинственные, сербы агрессивные, боснийцы консерваторы

Приняв к рассмотрению хорватское Обвинение против Сербии в геноциде, Международный суд правды в Гааге дал официальной Хорватии еще одну возможность проявить расистскую ненависть в отношении сербов. Считающийся в Хорватии «отцом нации» Анте Старчевич (1823-1896) еще в позапрошлом веке заразил ею многих хорватов, заложив ее в основы Хорватской партии права, которую он основал вместе с Е. Кватерником.

Страшный парадокс: мать «отца нации» была православной сербкой, отец - обращенным в католицизм сербом, а их сын Анте стал идейным вдохновителем геноцида сербов в Хорватии. Он испытывал огромную ненависть и к евреям, хотя его ближайшим соратником был Иосиф Франк - еврей, принявший католичество и ставший хорватским националистом. Под их предводительством толпа хорватов в течение первых трех дней сентября 1902 года в Загребе, Карловце и Славонском Броду громила мастерские и магазины сербов, врывалась в их дома, их избивали, выбрасывали имущество из помещений… Не было ли это неким прологом «Хрустальной ночи» в Германии 9 ноября 1939 года?!

«Отец хорватской нации» писал о сербах: «Сербы - это мусор, выродки, питающиеся фекалиями и пожирающие останки жертв. Сербы по своей натуре лишены разума и уважения, им противна свобода, а они противны любому добру».

Таковы национальные святыни и основы Хорватии усташей, Хорватии Туджмана. Много ли изменилось в Хорватии нынешней? Не стали ли эти идеи разделяться всем Большим Западом? То отношение, которое демонстрирует и Международный суд правды в Гааге, принимая хорватский иск против Сербии по обвинению в геноциде, заставляет склониться к утвердительному ответу на этот вопрос.

ЭТНИЧЕСКИЕ ЧИСТКИ В ХОРВАТИИ: ИЗГАННЫЕ ЛЮДИ И СОЖЖЕННЫЕ КНИГИ

Кто же на самом деле виновен в геноциде? Хорваты или сербы? Отвечая на этот вопрос, обратимся к истории. Вспомним о том, как Хорватский Сабор (Парламент) в 1990 году лишил сербов статуса государствообразующего народа в Хорватии. Через год была проведена перепись населения. Согласно ее данным, в Хорватии осталось жить 581 663 серба (или 12,2% от всего населения). После всех военных ужасов, через десять лет в Хорватии оставалось уже 201 631 серб (всего 4,5% населения Хорватии). Численность сербов, таким образом, сократилась более чем на две трети.

«В течение долгих лет Хорватия настаивала на случае в местечке Овчара у города Вуковар как на крупнейшем военном преступлении сербов над хорватами. При этом оставалось как бы забыто ужасное преступление в Хорватии, совершенное в начале войны, - преступление в селе Янузе, где было убито 500 сербов, которых затем увезли в холодильных установках. Тому есть свидетель под защитой. Однако ни единого процесса по этому преступлению не состоялось», - пишет профессор Светозар Ливада, философ, историк, демограф.

Профессор утверждает, что «в Хорватии проведена самая “чистая” этническая чистка, которая когда-либо где-либо производилась». Переименованы населенные пункты - всего 52. Вместе с топонимами уничтожена идентичность всего живого и неживого, существовавшего там, затем подверглись ревизии кадастровые книги и, наконец, осуществлен «книгоцид». Мой хорватский друг написал книгу об уничтожении книжного фонда. Человек, составивший инструкцию о том, как нужно уничтожать книжный фонд, получил в прошлом году награду от Хорватского государства на день библиотечного работника.

В ходе этой акции было уничтожено 100 тысяч книг - все книги напечатанные кириллицей или даже латиницей, но в Сербии. Уничтожена вся литература по марксизму, антифашистская литература, многие книги, авторами которых являлись евреи, мусульмане, русские.

КОНТРОБВИНЕНИЯ ВЫДВИНУТЫ СЛИШКОМ ПОЗДНО

Это - всего лишь несколько штрихов к портрету страны, считающей себя «жертвой геноцида». Для нас, сербов, памятно и то, что Хорватия впервые выдвинула иск против Сербии в июле 1999 года, когда мы были в страхе и чувствовали неутихающую боль после неистовых натовских бомбежек, длившихся 78 дней. Дети еще вскрикивали от сигналов автомобилей, боясь, что это сирена предупреждает об авианалете. Матери все еще мыкались по Косову и Метохии в поисках пропавших и погибших сыновей, оказавшихся в рядах регулярной Армии СР Югославии. Еще колыхались руины разрушенных мостов над реками Сербии. Развороченные могилы, от бомб, направленных на кладбища, как бы говорили о том, что силы НАТО будут бомбить нас и мертвых. А раненые дети еще испуганно спрашивали: что мы им сделали?..

Отделившись от СФРЮ, Хорватия обвинила официальный Белград в том, что он ответственен за «этническую чистку хорватских граждан, как вид геноцида, так как он непосредственно контролировал действия своих вооруженных сил, спецслужб и различных паравоенных отрядов, совершивших преступления на территории Хорватии, в районе Книна, восточной и западной Славонии и Далмации».

Хорватия потребовала от Международного суда правды провозгласить Сербию виновной в нарушении Конвенции о геноциде, заставить ее «наказать всех преступников» и вернуть в Хорватию предметы культуры, выплатив репарации в размере, которые определит суд.

Между тем, Международный суд правды отказался принять от Сербии в 2004 году иск против стран - участниц НАТО за бомбежки 1999 года. Суд заявил, что этот вопрос находится вне его компетенции. Почему? Не потому ли, что в данном случае иск подавали сербы? Подчеркну, что Сербия - первая и единственная страна в истории этого суда, которую пытаются обвинить в геноциде.

На очень противоречивой политической сцене Сербии, где доминирует садомазохизм правящей элиты, этот иск вызвал новые споры и манипуляции. До сих все, на что была способна власть, - это бесконечные извинения в адрес хорватов и боснийцев. Президент Борис Тадич установил настоящий рекорд, «покаявшись» за «военные преступления» трижды: сразу же в начале своего президентства во время визита в Сараево, затем в Сребренице и Загребе.

Тогда в Сребренице он ничего не сказал. Но мы знаем, что Борис Тадич никогда не преклонял головы перед тенями трех тысяч сербов из Сребреницы, которых головорезы Насера Орича убили самым зверским образом.

Лишь в ответ на демарш Загреба правительство Сербии решило выдвинуть контробвинение против преступлений хорватов над сербами, и не только во время операций 90-х годов «Блесак» и «Олуя», но и за преступления, совершенные в Независимом Государстве Хорватия в годы Второй мировой войны.

ЦИНИЗМ МЕСИЧА НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ

Сербские юристы попытаются доказать связь между событиями Второй мировой войны и событиями 90-х годов, в смысле повторения преступлений усташей.

Однако сразу же после решения сербского правительства выступить с контробвинением президент Хорватии Стипе Месич, как всегда презрительно и цинично, заявил, что «операции хорватских войск были легитимны, что многие сербы покинули Хорватию вместе с подразделениями ЮНА, а хорватская армия не перешла ни одну границу, не опустошала села Сербии, не засылала на ее территорию своих добровольцев, что граждане Сербии не содержались в хорватских концлагерях».

Поразительно, что это говорит именно Месич, который был последним президентом СФРЮ и верховным главнокомандующим Югославской Народной Армии (ЮНА). Это по его приказу ЮНА была направлена в Словению, когда там с особой силой проявились сепаратистские тенденции, имевшие гибельные последствия и для союзного государства и для невиновных солдат ЮНА.

Там начались первые оборонительные бои ЮНА. На военные казармы начали нападать военизированные подразделения. Почти все казармы были окружены и изолированы - без газа, воды, электричества, еды. Солдат убивали внутри казарм.

Туджман еще в 1989 году, находясь в Германии, заявил, что земля в Краине станет красной от крови, когда он будет президентом Хорватии. Так и произошло! Потом, уже как президент Хорватии, в апреле 1994 года он гордо заявил в Загребе: «Войны бы не было, если бы Хорватия ее не захотела!»

НЕМНОГО ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ

У меня лично принятие к рассмотрению иска Хорватии против Сербии вызвало тяжелые воспоминания. В начале ноября 1991 года мы, три женщины из Белграда, повели около 1 300 родителей из Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины и Сербии, рискуя жизнями, чтобы навестить их сыновей, братьев, отцов и мужей, которые как военнослужащие ЮНА уже несколько месяцев были заперты в казармах ЮНА в военном округе Загреба.

Когда нам с трудом разрешили войти в город Беловар, мы должны были от автобуса до школы-тюрьмы, пробираться сквозь беснующуюся толпу, кидавшую в нас камни, грязно ругавшуюся, угрожающую нас повесить на центральной площади Белграда, когда хорваты в него войдут.

Месяцем раньше боевики хорватского Збора народной гвардии (печально знаменитый Зенг - от сокращения ЗНГ) после многодневной блокады казармы, в которой находилась 265-я моторизованная бригада ЮНА и новобранцы, только что прибывшие на службу, напали на казарму. Погибли три солдата, многие были ранены.

Вместо помощи Командование Военного округа Загреб отправила к ним Миссию наблюдателей ЕС - «для посреднической миссии в прекращении вооруженных столкновений». Эта Миссия так никогда и не прибыла в Беловар.

Не имея шансов на удачное окончание обороны, командир Бригады приказал ее прекратить, сложить оружие и сдаться. Военные построились на плацу. Боевики Зенга вошли в казарму, а хорват-председатель так называемого Кризисного штаба Беловара приказал военнопленным раздеться до пояса: 60 старших и младших командиров и около 150-ти солдат. Потом хорваты вывели из строя командира бригады и его помощника и перед строем расстреляли.

Шесть пленных солдат, среди которых было и два хорвата, 3 октября из казармы вывели люди в униформе и масках. В ближайшем лесу все шестеро были расстреляны.

На следующий день жители Беловара пришли в занятую казарму. Они плевались и мочились на тела расстрелянных военнопленных, солдат и офицеров ЮНА.

Затем мы пришли в Беловар, 250 человек, в основном матери, сестры, деды и бабушки. Мы пришли посетить выживших пленных, 18-летних ребят. Снова плевки и ругань…

Недалеко от казармы на горе Беденик у ЮНА имелся арсенал. Майор Милан Тепич, начальник склада и семь его солдат, чтобы оружие не досталось усташам, подорвали склад ценой своей жизни. Среди погибших был и Стоядин Миркович, солдат родом из окрестностей Валево.

Мать Стоядина была среди нас. Пришла увидеть любимого сына. Когда начальник тюрьмы прочитал его имя, он лишь сказал: «Мертв!» Никогда не забуду его резкий голос и ее глухой, не верящий ответ: «Хочу моего сына. Пусть и мертвого!» Я только успела прижать платок к ее устам, чтобы заглушить крик матери.

Через три года ей удалось перенести посмертные останки сына. Мы стали сестрами.

Вспоминая этот эпизод, я хочу спросить: будут ли и Стоядина обвинять в Гааге в совершении геноцида над хорватским народом?

Перевод с сербского Михаила Ямбаева

Есть ли способ, глядя на бывшего югослава, определить, является ли он сербом, хорватом или бошняком-мусульманином? Каюсь, мне казалось, что, утвердительный ответ на этот вопрос может дать только тот, кто получает информацию прямо из космоса. Ведь учёные (если не считать политически просветлённых) сходятся на том, что и те, и другие, и третьи – представители одного этноса, в силу обстоятельств расколотые по религиозному признаку. В общем, старался не раздражать тех, кто утверждал, что сербы, хорваты и бошняки внешне непохожи, ибо считал, что утверждающие подобное нуждаются в покое и особой заботе.

Однако, посетив недавно Баня-Луку (столицу Республики Сербской, если кто случайно не…) стал свидетелем занятного эксперимента. Знакомый студент-выпускник тамошнего университета решительно заявил, что нац.принадлежность совершенно очевидна в 80% случаев и тут же в кабаке ткнул пальцем в сидящих за соседним столом участников какой-то международной студенческой конференции (мы их видели впервые в жизни):

Гарантирую: тот, кто пробирается между столами – явный серб, а сидящие рядом ребята – мусульмане.

Квасивший с нами мужик постарше (воевал в 92-95 гг.) подтвердил и цифру "определяемости" - 80%, и этноструктуру троицы, на которой студент ставил эксперимент. Чуть позже мы воспользовались каким-то поводом, чтобы перекинуться парой слов с теми, чью национальность обсуждали мои хозяева. Они представились, и по именам (имена в Боснии являются главным критерием при определении этноса, поскольку фамилии у сербов, хорватов и бошняков часто одинаковые: Тадичи есть и сербы, и хорваты, Бранковичи – встречаются бошняки и сербы, а у сербов встречаются типично «восточные» фамилии) стало очевидно, что мои «расовые эксперты» не ошиблись.

Правда, они сами оговорились, что отличить серба от хорвата по внешнему виду почти невозможно, выделяются лишь мусульмане.

Позже об очевидности внешних признаков национальной принадлежности у экс-югов говорили и другие знакомые, хотя, конечно, не все. Та часть молодёжи, что уже не помнит совместной жизни и выросла в этнически очищенных частях бывшей страны, не видит разницы между собой и согражданами другой национальности в том, что касается физического облика.

Конечно, не только сербы обладают способностью определять национальность "своих" и "чужих" по лицу, манере держать себя, говору (речь идёт именно об особенностях произношения, а не о лексике, ибо понятно, что человек, обращающийся к другому с шутливым «паша», является бошняком и никем иным, а тот кто всюду вставляет «бре» - серб; мусульмане будто бы «пришепётывают», по особенному растягивают слова). Так вот, «намётанным взглядом» (и слухом) обладают не одни сербы.

Бабушка моей знакомой сербки вскоре после окончания последней войны ждала автобус в мусульманской части Сараево, откуда собиралась ехать домой в сербскую часть. Вдруг из остановившегося автомобиля с номерами Киселяка (хорватской общины возле Сараево, чьи жители в войну дружили с сербами против мусульман) её оклинкул шофёр (как потом выяснилось, хорват):

Бака, бака! (к мусульманским старушкам обращаются иначе – словом «нана»). Садись, я еду в Лукавицу (сербская община).

Она села, с изумлением глядя на водилу, именно её избавившего от ожидания автобуса.

Что удивляешься? Да хоть бы вас там пятьдесят стояло, я же вижу – христианка из них только ты.

Соответственно у местного населения вызывает, мягко говоря, удивление голливудовская придумка в фильмах о боснийской войне: переодевшийся муслим, оказавшись во вражеском окружении, выдаёт себя за серба. На самом деле ничего подобного быть не могло, также как не смог бы серб, хотя бы и нацепив зелёную беретку бошнякских сил, выдать себя за мусульманина.

От бошняков слышал такое объяснение их физических особенностей: приняв ислам, они больше, чем сербы и хорваты, обезопасили своих женщин от насилий со стороны турок и, таким образом, лучше сохранили славянский генетический код. Якобы в исследовании какого-то учёного из России указывается то, что именно боснийские мусульмане являются классическим типом славянина. Может быть и ещё одно объяснение. За 600 лет после принятия ислама мусульмане в Санджае и Боснии почти не смешивались с иноверцами, тогда как сербско-хорватские браки были сравнительно распространённым явлением. Соответственно у юго-мусульман могли сформироваться, например, определённые черты физические приметы, присущие им в большей степени, чем сербам и хорватам. Достаточно ли 600 лет для такой "микроэволюции"? Лучше спросить учёных, которые тоже наверняка не знают, но хотя бы ответят с уверенностью в голосе.
Ну и, разумеется, и сербы, и хорваты, и бошняки констатируют, что албанцы коренным образом отличаются от югославян, что, кстати, для менее опытного наблюдателя тоже далеко не очевидно.

Излишне говорить, что подобного дара отделять своих от чужих лишены жители более счастливых стран, чем бывшая Югославия. Например, в Венгрии примерно треть населения составляют протестанты, живущие в основном в более бедной восточной части страны. Однако, никому и в голову не приходит, что они внешне как-то выделяются на фоне остальных двух третей – католиков или от нескольких десятков тысяч православных мадяров. Точно также внешне неотличимы немецкие, французские или американские протестанты от своих сограждан-католиков.

Если Версальское соглашение было горьким для венгров, оно было более чем щедрым для южных славян – сербов, хорватов и словенцев, которых венгры столетия назад отрезали от их северных языковых родственников. Нынешнее королевство Югославия включает почти полностью всех представителей упомянутых славянских народов, но также и сотни тысяч венгров, болгар и албанцев, если упомянуть только самые многочисленные меньшинства. Географически Югославия по большей части горная страна; в культурном отношении она покрывает целый диапазон от утонченных цивилизаций Центральной Европы до остатков раннего железного века балканских нагорий.

Среди югославов существует разделение как по религии, так и по языку: хорваты и словенцы являются католиками, а сербы по большей части православные. Однако под термином «сербы» мы понимаем такие разные народы, как собственно сербы, черногорцы, боснийцы и далматийцы. Боснийцы включают в себя большие меньшинства мусульман и католиков, и последние особенно многочисленны в Далмации. Кроме собственно сербов, только черногорцы, чья религия служила столетиями символом сопротивления туркам, почти полностью являются православными.

Однако ни язык, ни религия, ни общий тип цивилизации не имеет большого значения в расовом вопросе в Югославии, так как в этом королевстве лежит зона концентрации всей динарской расовой территории, имеющей свой западный край в Австрии, Швейцарии, северной Италии и южной Германии, а восточный – в Албании. Эта динарская территория вплотную следует горной цепи, граничащей с Адриатикой, и имеет своим центром Черногорию. Главной целью этой части книги и последующей части про Албанию будет проанализировать это динарское ядро и пролить свет на динарский вопрос. Мы рассмотрим по очереди следующие сегменты южнославянского государства: словенцев, хорватов, сербов, боснийцев, далматийцев и черногорцев.

Словенцы, самые западные из южных славян, в языковом отношении ближе всего к хорватам, с которыми они граничат на юге и востоке. Они прибыли на свою нынешнюю территорию в VII в. н.э. и ассимилировали остатки кельтских и иллирийских народов, сохранившихся в той или иной форме через завоевания и беспорядки предыдущих столетий. Их главная территория – бывшая австрийская провинция Карниола, где они составляют 94% населения; за ее пределами они простираются в Штирию и Каринтию, а на юге занимают часть Истрийского полуострова.



По росту, форме головы и пигментации их нельзя отличить от австрийцев, с чьей территорией они граничат: их средний рост составляет 168 см, головной указатель – 83,4, и почти у половины волосы от средне-каштановых до светлых, а светлые и светло-смешанные глаза в целом дают 70%. Однако длина и ширина головы попадает на самый край альпийского и динарского диапазона – средние значения 183 мм и 154 мм. Далее, их размеры лица довольно маленькие: общая высота лица не больше 120 мм, а скуловой диаметр 140 мм. Носовой указатель 68 сопровождается встречаемостью вогнутых профилей носа у 25%. Эти метрические характеристики указывают на то, что хотя эти славяне по росту и форме головы приближаются к общей динарской форме, здесь также можно встретить и неодунайский тип, так полно проявившийся на северной и восточной славянской территории. Словенцы обеспечивают частичный перерыв в динарской расовой протяженности, сравнимый с таковым, обеспеченным германским элементом в Австрии.

Однако эта протяженность частично восстанавливается хорватами, которые со средним ростом 170 см и средним головным указателем 85 во многих отношениях занимают промежуточную позицию между словенцами и сербами. Пигментация хорватов эквивалентна словенской. Однако их головы длиннее и шире, их носы длиннее, а вогнутость носа сокращается до 15%.

Сербы, живущие по большей части севернее и восточнее главной динарской альпийской цепи и восточнее боснийцев и черногорцев, основали королевство, после своего завоевания с севера в VII в., в области, орошаемой истоками реки Лим и Белой Дрины. Эта территория сейчас является областью Ипек восточной Черногории и областью Митровица. Предыдущее население состояло из романизированных, говорящих на латыни потомков иллирийцев и фракийцев, а также колонистов из других частей Римской империи, посылаемых сюда императорами. В XII в. сербы расширили свою территорию на юг на равнину Косово, откуда они совершали дальнейшие походы. Старая Сербия, возникшая как значимое королевство в XIII–XIV вв., имела своими центрами Скопье и Призрень, которые последние пять столетий населены в основном турками и албанцами.

Во время периода своего процветания сербы распространились в Албанию, Македонию и Фессалию; однако прибытие турок-османов в конце XIV в. закончило этот период экспансии, и многие из сербов бежали на север, а другие были туркизированы и албанизированы. Албанцы, многие из которых обратились в ислам, скорее сотрудничали с турками, нежели противодействовали им, и после того как сербы бежали с равнины Косово, этот регион вскоре был колонизирован албанцами, многие из которых все еще остаются там. Когда-то значительное сербское присутствие в Албании оставило только немного следов, кроме славянских топонимов и присутствия немногих островков сербов-мусульман в горах, как в районе Гора в Луме.

В изучении расовой истории Балкан нужно помнить, что здесь языковые и этнические границы постоянно изменяются сильнее, чем где-либо в Европе: происходили массовые эмиграции и иммиграции; целые области меняли не только владельцев, но также и крестьян в массовых изгнаниях и массовых колонизациях. Балканские народы меняли свои языки и этническую идентичность с трудом и только после жестоких притеснений: их проще переселить, чем изменить; однако же, будучи обращены, они становятся такими же пылкими приверженцами новой идентичности, как и старой. Сербы подвергались этим опасностям так же, как и другие. Их положение доминирующего в Югославии народа было выиграно за столетия утрат и борьбы; их нынешняя попытка силой славянизировать меньшинства, живущие в пределах их границ, является привычным для балканской истории делом.

Современные сербы, как и остальные югославы, попадают более в динарскую расовую категорию, нежели в какую-либо иную. Не такие высокие, как сами обитатели горной цепи, они сохраняют средний рост 168 см, который несколько варьируется по регионам, достигая цифры 170 см и более по мере приближения к Боснии и Черногории. Телосложение сербов, как и большинства остальных южнославянских народов, как правило, не является ни коренастым, ни стройным, а имеет умеренные европейские пропорции. Средний относительный рост сидя 52,8 и относительный размах рук 102 подчеркивают относительную длину ног и короткие руки. Такие пропорции можно найти скорее в южной Германии, нежели в северных славянских странах.

У сербов относительно небольшие для их роста головы, даже по сравнению со словенцами. Средняя длина только 182 мм, ширина 184,5 мм, а средняя высота головы только 123 мм. Это меньше, чем головы большинства альпийцев и большинства западнодинарских групп. Средний головной указатель 85 совершенно динарский. Лица также небольшие, но длиннее, чем у словенцев и хорватов; средняя высота ментон-назион составляет 122 мм. Скуловая ширина таким же образом ограничена; средняя 140 мм или менее не больше, чем у нордиков и неодунайцев. Носы умеренно лепторинные (носовой указатель равен 63) и небольшие (53 мм на 33 мм). Профиль носа обычно прямой, с выпуклым меньшинством в 25%, и вогнутым около 12%. Корень носа почти всегда прямой, а кончик носа наклонен горизонтально в большинстве случаев, но вниз чаще, чем вверх.

Сербы темнее по пигментации, чем словенцы и хорваты: 45% глаз чисто карие (№№ 2–4 по Мартину), а 20% чисто или почти чисто светлые. Более 55% имеют черные или темно-каштановые волосы, а светло-каштановые и светлые составляют менее 10%. Конечно же бороды часто светлее, чем волосы на голове. Кожа смуглая или светло-бурая у по меньшей мере трети. Маловероятно, что это доминирование темной пигментации среди сербов произошло из славянского источника, и, как мы увидим далее, высокий процент темных глаз вряд ли может быть назван динарским. При помощи исключения мы должны предположить, что сербы в своих путешествиях в северной Македонии приобрели сильную тенденцию к темной пигментации.

Босния состоит из шести провинций: Бихач, Баня-Лука, Тузла, Травник, Сараево и Мостар. Она лежит между западной Хорватией, Далмацией, Черногорией и словенской равниной. Самая южная провинция – Мостар включает территорию, известную как Герцеговина; она лежит ближе всего к Черногории. Боснийцы в расовом отношении являются подступом к ядру динарского гигантизма в Черногории. Тузла на северо-востоке имеет средний рост 171 см; Бихач и Баня-Лука на северо-западе – 172 см, в Травнике и частях Мостара он повышается до 173 см, в Сараево до 174 см, и в Герцеговине до 175–176 см, приближаясь к уровню Черногории. Средний головной указатель боснийцев составляет более 85; он различается по конфессии: католики наиболее брахицефальны (указатель 86), а мусульмане наименее (указатель 84). Таким же образом католики самые высокие и светлокожие; будучи самым древним населением в этом регионе с точки зрения момента обращения и наименее затронутым влияниями извне, католический элемент сохраняет как дославянскую, так и дотурецкую расовую конфигурацию более полно, чем приверженцы православия или ислама.

По цвету волос и глаз боснийцы занимают промежуточное положение между хорватами и сербами: они наиболее темные на северо-востоке, а наиболее светлые в регионах, расположенных ближе всего к Черногории. Так как они составляют только ответвление черногорского ядра, здесь достаточно будет указать только то, что они почти идентичны обитателям этого королевства, и детально описать только последних.

На крутом и узком берегу динарских Альп зона динарской расовой концентрации неожиданно сокращается. Средний рост прибрежного населения от Истрии вдоль хорватского побережья и через протяжение Далмации почти до границы с Албанией регулярно возрастает с примерно 166 см до 171 см при движении на юго-восток. Хотя форма головы со средним головным указателем 83–84 остается брахицефальной, крайняя короткоголовость внутренних гор отсутствует. Пигментация меняется постепенно, но сильно – с преимущественно светлой в Истрии до доминирования темно-смешанных и темных глаз, и черных и темно-каштановых волос в юго-восточной Далмации. Можно приписать меньшую динарскость далматинцев итальянской или влахской крови, или им обеим, но это не может служить единственным объяснением. Далмация является родиной значительного (но находящегося в растворе) атланто-средиземноморского элемента, сравнимого с обнаруженным в северной Италии, который можно проследить до значительной древности.

Черногорцы – самые высокие люди в Европе – живут на бесплодном известняковом плоскогорье, где им веками удавалось сохранять свое христианство и свободу в турецком окружении. Они, как и северные албанцы, сохраняют свою экзогамную клановую организацию, верность клану и клановую вражду. В языковом отношении они сербы, но несомненно, что во многом они являются сербизированными албанцами; культурная связь между этими двумя народами поразительна, и единственные реальные различия состоят в языке и религии. Хотя черногорцы географически разделены на несколько частей, расовые различия между ними невелики, и для наших целей мы рассмотрим черногорцев как единое целое. Там, где существуют региональные различия, мы будем рассматривать жителей Старой Черногории, где наблюдаются самое сильное развитие типично черногорских черт.

Средний рост взрослых черногорцев-мужчин достигает цифры 177 см, в некоторых районах доходя до 178 см. Средний вес большой серии со средним возрастом 40 лет составляет 160 фунтов; следовательно, они, вероятно, как самые высокие, так и самые тяжелые люди в Европе, даже тяжелее ирландцев. Хотя их ноги очень длинные, их туловища соответственно высокие, и средний относительный рост сидя 52 по меньшей мере на 4 пункта выше, чем у длинноногих туарегов, которые являются единственными из белых чисто средиземноморского происхождения, приближающимся к ним по росту. Средняя ширина плеч у черногорцев 39 см, а грудь соответственно большая. Относительный размах рук 101 очень низкий, указывая на то, что их руки короткие по отношению как к ногам, так и к туловищу. Кисти и ступни, как и следует ожидать, обычно большой величины. Эти большие горцы, как правило, не являются стройными, лептосомными людьми; они часто коренастые и большие по всем размерам тела.

Как и следует ожидать от людей с таким ростом и массой, у черногорцев большие головы, но они не такие большие, как у несколько более низких ирландцев, исландцев или фемарнцев. Средняя длина головы составляет 188 мм, ширина – 160 мм, высота головы – около 128 мм. Средний головной указатель составляет 85 – примерно такой же, как и у хорват, боснийцев и сербов. Однако высота головы по меньшей мере на 7 мм больше, чем у других югославов, за исключением боснийцев, занимающих промежуточную позицию; ширина головы около 6 мм больше. Лица соответственно большие, средняя наименьшая ширина лба составляет 112 мм, скуловой диаметр – 147 мм, а бигониальный диаметр – 112 мм. Общая высота лица 127 мм в Старой Черногории доходит до средней более 130 мм в Биде и у племен на северной границе; высота носа достигает примечательной высоты 61 мм, в то время как ширина составляет 36 мм.

Лицевой указатель, учитывая большую величину обоих составляющих диаметров, находится около 89 в Старой Черногории, на границе между мезопрозопией и лептопрозопией; он поднимается до 91 в Брде и у племен северной границы. Средний верхний лицевой указатель, составляющий 53 у Старой Черногории, поднимается до 55 на севере. Самые широкие и самые короткие лица, самые низкие верхние лицевые указатели, а также самые широкие лбы и челюсти сконцентрированы на юго-западе – в Старой Черногории. Они превышают не только типично динарские размеры; они заставляют предположить только одно возможное родство – с нередуцированными расами верхнего палеолита.

Черногорцы по цвету волос на голове преимущественно темно-каштановые; в Старой Черногории примерно 45% взрослых мужчин принадлежат к этому классу, в то время как 20% средне-каштановые, 26% золотисто-каштановые или каштановые с заметным рыжеватым оттенком. Племена Брды и северной границы несколько темнее и демонстрируют меньше рыжей пигментации. Бороды значительно светлее, чем волосы на голове: среди населения Старой Черногории у 43% они рыжевато-каштановые и у 8% содержат чистый рыжий элемент; только у 17% они темно-каштановые. В Брде золотисто-каштановые бороды очень распространены, доходя до 39%; у племен северной границы они составляют 24%. Рыжеволосость черногорцев и их тенденция к золотисто-светлому цвету волос не только является исключительной, но особенно необычна для этой части Европы. Можно вспомнить, что сербы, близкие родственники черногорцев, имеют намного более темные волосы и что славяне в общем в том случае, когда у них светлая пигментация, предпочитают пепельно-светлую сторону шкалы, будучи практически полностью лишены рыжеволосости.

У 25% населения Старой Черногории чисто темные глаза, а у 10% – светлые. Чисто темные глаза почти полностью являются смесями между темно-карими и светло-карими оттенками, а чисто светлые глаза – серовато-голубые. Смешанный класс – насколько известно, самый большой – состоит из 37% зелено-карих, 20% голубо-карих и 6% серо-карих. Племена северной границы и в Брде более светлоглазы, чем население Старой Черногории; у них только 20% чисто темных глаз. В целом у черногорцев глаза светлее, чем у сербов, и такие же светлые, как у словенцев и хорватов. У более чем 80% на закрытых участках кожи розовато-белая кожа в диапазоне от № 3 до №№ 7, 8 и 9 по фон Лушану; у небольшого меньшинства кожа светло-бурая. Около 25% демонстрирует веснушчатость, как и следует ожидать в связи с рыжеволосостью.

Волосы на голове прямые или почти прямые среди половины населения Старой Черногории и волнистые у остальных; в других племенах доля прямых волос выше. Как правило, бороды и волосы на теле от умеренных до обильных; безволосие восточных славян здесь проявляется редко. Облысение – или частичное, или включающее всю макушку – достаточно распространено. Брови, как правило, густые и сходящиеся в 80%. Исключительно тяжелые надбровные дуги, редкие среди других славян, обнаружены примерно в 20%. Глаза часто глубоко посажены, с узким отверстием между веками, у трех из четырех внешние складки век. Низкие орбиты – весьма нединарская черта – кажутся частыми.

Нос, опять же, во многих случаях отличается от динарского стандарта: распространены глубокие углубления в области переносья, а корень носа часто только умеренной высоты и ширины. Переносица часто, но далеко не всегда, высокая и средней ширины. Среди населения Старой Черногории нединарские расовые черты более часты, чем среди других племенных групп. Однако 52% выпуклых профилей носа сохраняют старочерногорцев как целое в динарском классе; в других местах эта доля выше. Пятнадцать процентов носов вогнутые, а 4% определенно вздернутые. Кончик носа в большинстве случаев средней толщины и наклонен вниз чаще, чем вверх. Нужно помнить, что в этом случае мы имеем дело с серией мужчин со средним возрастом в 40 лет и что среди динарских народов приплюснутость кончика носа появляется с возрастом. В целом черногорцы демонстрируют разнообразие форм носа: наиболее распространен большой ястребиный нос, из-за которого они стали знамениты, но вместе с ним присутствует и нос с большим кончиком и низкой переносицей, который встречается реже, но он даже более типичен.

Губы обычно умеренной высоты и малой толщины; вывернутость обычно небольшая, и эту последнюю черту можно связать с 25% встречаемости примитивного прямого прикуса. Хотя скулы редко выступают на передний план, скуловые дуги часто широко выступают по сторонам; углы нижней челюсти сильно выдаются у примерно половины группы. На задней стороне головы выступание затылка обычно от небольшого до отсутствующего; уплощение затылка присутствует у 43% старочерногорцев и даже чаще встречается в других группах. Ламбдоидное уплощение встречается еще чаще; только немногие головы демонстрируют отсутствие уплощения в ламбдоидной области или ниже ее.

После тщательного исследования черногорцы кажутся далеко отстоящими от типичных динарцев по многим параметрам: у них слишком большие тела и головы и слишком широкие лица; их носы слишком часто широкие и с толстым кончиком. Они также слишком рыжеволосы для обычного динарского типа. Рассматривая черногорцев по отдельности, можно найти многих соответствующих динарским стандартам, но все они выше, чем большинство динарцев повсюду; также присутствуют и некоторые низкие, коренастые альпийцы, и меньшинство высоких темноволосых долихоцефалов или почти долихоцефалов, которых мы также найдем дальше на юге в Албании. Но черногорцы отдельного типа, сконцентрированного в Старой Черногории, – это очень высокие, крупные люди, с большими, полносводчатыми (full-vaulted) головами, укороченными сзади. Их лица очень широкие, челюсти тяжелые, брови нависающие, а нос большой и с толстым кончиком. Именно этот тип обладает рыжеволосостью, веснушками и тенденцией к светло-смешанному цвету глаз. Большинство черногорцев занимают промежуточное положение между этим типом и более традиционным динарским.

Старочерногорский тип, сконцентрированный в юго-западном горном конце Черногории, чуть севернее озера Скутари, в самой культурно консервативной части королевства и этническом центре черногорской нации – это ни больше ни меньше местный нередуцированный брахицефализированный верхнепалеолитический тип или его проявление, сравнимое с обнаруженными в Северной Европе и Северной Африке. Его рост крайних размеров – это местная особенность, в котором мог сыграть свою роль отбор, а также и пищевые факторы, связанные с жизнью в известняковых горах. Смешение с этим борребюподобным типом и ответ на те же самые влияния отбора и окружающей среды повысили рост также и сопутствующего динарского типа. Таким образом, Черногория не является просто динарским ядром; это борребюподобная или Афалуподобная область внутри динарского ядра. Нам ничего или почти ничего неизвестно о доисторической археологии Черногории. Пока что у нас нет свидетельств, чтобы доказать или опровергнуть наличие верхнепалеолитического европейского расового типа в этом регионе. Как этот тип попал в Черногорию, вдали от других центров, где он сохранился, – это проблема, которую нельзя решить без дальнейших фактов.

Албания и динарская раса

Королевство Албания, лежащее непосредственно южнее Черногории, содержит население примерно в миллион человек; еще по меньшей мере миллион албанцев живет за пределами своей страны – в основном в Югославии, хотя существуют также большие колонии в Греции и Румынии, а также в США. Они делятся на две отчетливые этнические группы – каждая со своей разновидностью и диалектами албанского языка, своим собственным костюмом и особой культурой. На юге живут тоски, а на севере и на равнине Косово – геги (или гегерийцы). У гегов все еще сохраняется система экзогамных патрилинейных кланов, сравнимая с таковой у черногорцев: они делятся на десять племен, из которых по меньшей мере часть живет в самой Албании и три или, возможно, больше – за ее пределами. Десять племен в Албании включают племена мальсия-е-мадье, дукагин, мальсия-яковес и хас – все они живут к северу от Дрины и перечислены с запада на восток. Как хас, так и мальсия-яковес живут и в Старой Сербии севернее Призрени; у мальсия-е-мадье есть кланы в Старой Черногории. Совершенно за пределами Албании, в Черногории и Косово, живут племена пейя, подрима и некоторое количество кланов в окрестностях Митровицы. Южнее Дрины находятся задрима, чуть юго-восточнее Шкодры; пука, мирдита и лума, часть которых говорит на сербском; южнее этой группы находятся мати, племя короля Зога, и дибра, занимающее склоны обоих сторон Черной Дрины.

Семьдесят процентов албанцев в Албании и почти все албанцы Югославии – мусульмане. Оставшиеся 30 процентов равномерно распределены между католиками и православными. Все католики – геги, а все православные – тоски. Из гегов все мирдита, дукагин и часть задрима – католики. Католики наиболее консервативны в культурном отношении и, как правило, живут в самых отдаленных уголках. Ни католичество, ни ислам не воспрепятствовали функционированию необычной социальной системы гегов. Каждое племя разделено по географическим и политическим единицам, известным как байраки, но от них независимо другое понятие, называющееся фис. Фис – это эндогамная патрилинейная родственная группа без географической привязки; несколько байраков могут принадлежать к одному фису, и, таким образом, в их пределах брак не допускается. С другой стороны, в одной маленькой деревне могут быть ветви нескольких фисов – как больших и распространенных по всему государству, так и маленьких и локальных.

Фис – это группа потомков по мужской линии обычно мифического предка. В разных племенах действуют разные правила в определении той далекой степени родства, когда запрет на браки отменяется; у некоторых – после ста поколений; у других – только когда точное родство неизвестно. Эта экзогамия имеет сильное влияние на региональную физическую антропологию гегов, так как она перешагивает племенные границы и вызывает торговлю женами на больших расстояниях. Созданная для предотвращения инцеста, в реальности она производит близкородственные браки, так как во многих случаях они происходят между двоюродными братьями и сестрами.

Самый важный фис – этот тот, к которому принадлежат люди известных байраков шоши и шала среди дукагин, и также три из пяти байраков мирдита. Ограничения на браки между шоши и шала были сняты, как и на союзы между социальными классами в этих байраках, но в племени мирдита все молодые люди трех байраков спач, орош и кушнейн должны брать жен из других двух байраков – дибри и фан. Первоначальные предки этого сверх-фиса были братьями, пришедшими с равнины Косово в горы, ища убежища, по крайней мере, 100 поколений назад, в соответствии с народным преданием. То, что такие движения, должно быть, происходили в прошлом – это очевидно: северная Албания является областью-убежищем чистейшей воды. Албанский язык – гибрид иллирийских, фракийских, латинских, славянских, турецких и других элементов – отражает этнически сложное происхождение албанцев.

Рост гегов крайне разнообразен географически: племена, касающиеся Черногории, имеют средний рост 173 и 174 см; самые северные байраки мальсия-е-мадье и дукагин, живущие ближе всего к Старой Черногории, выше, чем южные байраки в их же племенах. На южном берегу Дрины средние значения падают до 169 см и продолжаются на уровне 167 см у мати и мирдита. Уровень роста черногорцев уменьшается намного быстрее на юге его центра, чем на севере. Уменьшение уровня роста наиболее быстрое на западной стороне гор; на восточной стороне от хас до дибра разница составляет только 2 см. Рост албанцев хронологически постоянный; внутренних свидетельств его недавнего увеличения нет.

Относительный размах рук гегов составляет 104 – выше, чем у черногорцев, и более соответствующий динарским стандартам. Относительный рост сидя 52,8 во многом такой же и демонстрирует отсутствие региональных отличий какой-либо значимости. Как и в Черногории, телосложение не управляется ростом: самые коренастые индивиды часто являются самыми высокими. Отношение ширины плеч к росту в действительности наивысшее у племен, примыкающих к Черногории.

Средний головной указатель гегов составляет 85, как и у большинства динарцев. Однако географически самые высокие указатели обнаружены на западе у мальсия-яковес, задрима и мати – трех племен, живущих на прибрежном склоне горной цепи; здесь средние значения лежат между 86,5 и 87. Зона относительной длинноголовости обнаружена на востоке, у мальсия-яковес и лума, где средние значения составляют 83. Таким образом, наблюдается прогрессия с запада на восток, а не с севера на юг, как в случае с ростом.

Карта 15. Племенное деление в северной Албании

Как и можно было ожидать, размеры головы изменяются с ростом: средняя длина головы на севере варьируется от 186 мм до 190 мм; на юге от 183 мм до 185 мм. Ширина головы варьируется от 162 мм у мальсия-е-мадье до 165 мм в Луме. Самые широкие головы, таким образом, обнаружены поблизости от Старой Черногории. Своды гегов умеренно высокие, варьируясь от 129 мм на севере до 126 мм на юге. Лицевые диаметры демонстрируют прогрессию как север-юг, так и запад-восток: средняя наименьшая ширина лба, например, составляет 112 мм у мальсия-е-мадье и 110 мм в других племенах севернее Дрины; в других местах она падает до 107 мм и 108 мм. Скуловой диаметр 144 мм у племен северо-запада регулярно падает до 140–141 мм на юге и востоке. Бигониальный диаметр следует похожей прогрессии от 109 мм до 107 мм. Как и в росте, по этим лицевым диаметрам самые северо-западные геги составляют продолжение расовой области Старой Черногории; в других местах существует быстрое уменьшение до нормального динарского состояния. Нужно заметить, что среди этих динарцев – очевидно, потомков догерманских и дославянских горных народов лоб шире нижней челюсти и лицо принимает типичную форму обратного треугольника.

За пределами черногорской области лицо теряет свою чрезмерную высоту: средний диаметр ментон-назион гегов составляет 124 мм, что сравнимо с высотой лица в южной Германии и Швейцарии. Самые большие высоты, достигающие среднего значения 126 мм у хас, обнаружены на востоке, вдоль границ равнины Косово; самые короткие, достигающие 121 мм к мирдита, сосредоточены в центральном горном ядре, от дукагин до мати. Этот региональный образец ясно демонстрируется лицевым указателем, который изменяется от 86 в центре и на западе до 89 на востоке. Однако все племена, кроме хас, являются мезопрозопными. Средний верхний лицевой указатель даже более разнообразен: 49 у мирдита, 54 у хас; этот диапазон почти такой же большой, как для всей Европы. Носы гегов высотой 54 мм и шириной 34 мм являются одними из наиболее лепторинных в мире, со средним носовым указателем 58.

Метрически племена гегов представляют собой сложную ситуацию: быстрая прогрессия с севера на юг по росту и ширине головы и лица демонстрирует, что борребюподобное ядро Старой Черногории не простирается в Албанию далеко на юг. Высокие северные племена имеют наиболее массивное телосложение, а более низкие южные – самые худощавые; традиционное динарское сложение сопровождается низким ростом. В восточных племенах присутствует сильное свидетельство умеренно высокого, длиннолицего, долихоцефального элемента; а коротколицый элемент, метрически напоминающий альпийский, сконцентрирован в очень отдаленных горных долинах у мирдита.

Почти все геги светлокожие: чаще всего представлены оттенки № 3 и № 7 по фон Лушану. Веснушки, распространенные в Черногории, здесь редки; а то, что есть, почти полностью ограничено племенами, граничащими со Старой Черногорией, и здесь их степень достигает только 5%. Волосы на голове обычно темные; черные или почти черные достигают 40%, а от темно– до средне-каштановых – 45%. Светло-каштановые или светлые волосы, которые почти всегда золотистые или слегка рыжие, составляют остальные 15%. Только двое мужчин из 1100 имели пепельно-светлые волосы. Как и в Черногории, бороды намного светлее, чем волосы на голове: доля черного сокращена до 6%, в то время как у 36% рыжевато-каштановые и золотисто-каштановые, у 3% рыжие, а у 30% золотисто-светлые и светло-каштановые с золотым оттенком. Тенденция к рыжеволосости, хотя и не так выражена, как в частях Черногории, существует до практического исключения пепельно-светлого цвета. В регионах самые темные волосы обнаружены у мирдита и на восточной границе; самые светлые – на западе и юге.

У 17% гегов чисто карие глаза, а у 7% – светлые. У половины группы сочетание зеленого и карего, а у 20% – голубого и карего цветов. Из смешанных глаз 30% темно-смешанные, 48% – преимущественно светлые, а остальные распределены примерно пополам. Таким образом, по цвету глаз геги смешанные или почти полностью промежуточные, при этом светлый элемент или элементы немного более значительны, чем темный. Самые темные глаза обнаружены у дукагин и у мальсия-яковес, на границе со Старой Сербией: здесь 25% глаз являются карими. В других местах региональная дифференциация небольшая.

Волосы на голове у гегов обычно волнистые и по структуре от средних до тонких; они более обильны, чем средние у европейцев, на губах, щеках, челюсти и на теле. В то же время здесь сильна и соответствующая тенденция к облысению. Брови обычно густые и сходящиеся у 70%. Как и в Черногории, лбы редко сильно покатые; надбровные дуги обычно выражены сильнее среднего. Внешние складки век, обнаруженные у 35% группы, наиболее распространены в племенах, живущих в продолжении западной горной зоны южнее Старой Черногории; в других местах высокие динарские орбиты в большинстве случаев предотвращают их развитие.

Морфология носа у гегов обычно более динарская, чем у черногорцев: корень и переносица выше, а кончик носа, как правило, тоньше. Более чем у 50% профиль носа выпуклый; только у 6% вогнутый нос. Меньше половины кончиков наклонены вниз; только у мальсия-е-мадье, ближайшего к Черногории племени, приплюснутые кончики носа составляют большинство. Тонкому кончику носа сопутствует высокая доля сжатых крыльев носа; нос гегов истинно лепторинный как морфологически, так и метрически.

У лиц гегов обычно отсутствует сильный костный рельеф, так заметный среди черногорцев; боковой выступ скуловых дуг обычно ограничен, и углы нижней челюсти обычно выступают только в средней степени. Щеки обычно четко очерченные и тонкие, и в то время как это состояние может частично быть обусловлено питанием, оно имеет свои расовые последствия. На противоположном конце европейского диапазона находятся полные, пухлые щеки украинских крестьян.

Морфология затылочной области у гегов, учитывая их общий динарский тип, представляет особый интерес. Выступание затылка, как правило, от небольшого до среднего; оно наименьшее у западных племен и наибольшее у восточных. Настоящее затылочное уплощение обнаружено только у 30% группы; настоящее уплощение затылка варьируется от 50% у мальсия-е-мадье до 30% у дукагин, мальсия-яковес и пук. В целом, распределение определенно с запада на восток. Ламбдоидное уплощение обнаружено среди 44% гегов; таким образом, оно более распространено, чем его затылочная форма. Его распределение по племенам противоположно распределению затылочного уплощения: эти два явления обычно дополняют друг друга, и только у меньшинства нет обоих.

По теме затылочного уплощения как в Албании, так и в Малой Азии было много дискуссий. Существуют две школы – одна полагает, что это естественное и расово определенное явление; вторая считает, что это форма искусственной деформации, вызванная колыбелью. Моя личная позиция находится между этими двумя крайностями: затылочное уплощение – это, без сомнения, явление, связанное с механической ориентацией черепа у динарской расы, и особенно с положением большого отверстия (foramen magnum) дальше назад, чем обычно у большинства из рас. В таком качестве оно однозначно имеет наследственный характер.

В то же самое время использование албанской колыбели, в которой плечи связаны, а голова нет, может в некоторых случаях привести к интенсификации этого уплощения, так как головы некоторых современных албанцев, без сомнения, деформированы. Однако, так как подобная практика одинакова во всех областях Албании, географическое распределение этой черты является в полной степени расовым.

Здесь возникает вопрос о происхождении динарцев, к которому можно подойти на основе статистического анализа материала гегов. Попытки скоррелировать метрические и морфологические черты между собой и с пигментацией открывают наличие следующих типов в области гегов, каждый из которых демонстрирует тенденцию черт, из которых он составлен, быть связанными в единое целое.

1) Высокий, большеголовый, брахицефальный, широколицый тип, с промежуточной пигментацией и особой тенденцией к рыжеволосости. Это борребюподобный тип, господствующий в Черногории; в Албании он почти полностью ограничен племенем мальсия-е-мадье, и в этом племени он сконцентрирован в байраке Груда.

2) Брахицефальный, коротколицый тип среднего роста, со смешанной пигментацией, в своей основе альпийский. Он обнаружен во всех племенах, но наиболее распространен в области племени мирдита.

3) Высокий, долихоцефальный или мезоцефальный тип с темными волосами и темно-карими глазами, прямым профилем носа и тенденцией к меньшей лепторинии, чем общая группа. Это атланто-средиземноморский расовый тип, также господствующий в других балканских странах. Его можно также выделить из доступных статистических серий греков; он распространен в Болгарии и легко различим среди сербов. Он или похожий на него тип также есть среди динарцев в северной Италии и Тироле. В северной Албании он наиболее распространен у мальсия-яковес и у дукагин.

4) Очень сильно дифференцированный тип, характеризующийся средним ростом, исключительной брахицефалией, большой узостью и выпуклостью носа, высокой частотой уплощения затылка и тенденцией к светло-карим глазам в сочетании с темно-каштановыми волосами. Этот тип можно называть динарским в полном или специфическом смысле; большинство из других гегов – динарцы в частичном или общем смысле. Этот ультрадинарский тип наиболее распространен в племени дибра.

5) Светлый, брахицефальный, норикский тип обычной формы с выпуклым носом. Он наиболее обычен у задрима.

6) Немного светло-каштановых по пигментации нордиков, сконцентрированных в племени лума.

Попробуем приподнять занавес над очень сложной и трепетной темой о взаимоотношениях между несколькими народами, населяющими Балканы и являющимися соседями черногорцев. Прежде всего речь пойдет об албанцах и хорватах, немного меньше о сербах и боснийцах. О сербах меньше прежде всего из-за их более-менее одинаковой с черногорцами общности, хотя у некоторых исследователей даже на этот факт свое собственное обоснованное мнение.

Во времена Броз Тито ходил такой анекдот- Вопрос : Когда наступит коммунизм в Югославии?
Ответ: Когда македонец перестанет печалиться, когда серб назовет хорвата своим братом, когда словенец заплатит в ресторане за своего приятеля, когда черногорец начнет работать, и когда босниец все ЭТО поймет!

сербы-черногорцы и хорваты

Итак-сербы и многие черногорцы не любят хорват,и хорваты соответственно платят им той-же монетой. Начнем с истории и религии.

На долю католиков в Хорватии приходятся 76,5% населения, православных — 11,1%, мусульман — 1,2%, протестантов — 0,4%. В Сербии 62% - православные, 16% - мусульмане, 3% - католики Согласно историческим фактам в 1054 году произошёл распад христианской церкви на Западную Римско-Католическую и Восточную Греко-Кафолическую «великая схизма»., не углубляясь в причины и тонкости этого процесса, надо отметить, что в Восточной Римской

империи говорили на греческом языке, а в Западной на латыни. Хотя еще во времена апостолов на заре распространения христианства, когда Римская империя была единой, по-гречески и по-латыни понимали почти везде, а многие могли говорить на обоих языках. Однако уже к 450 году очень немногие в Западной Европе могли читать по-гречески, а после 600 года редко кто в Византии говорил на латыни, языке римлян, хотя империя продолжала называться Римской или Ромейской.
Если греки хотели читать книги латинских авторов, а латиняне — сочинения греков, они могли сделать это лишь в переводе.

А это означало, что греческий Восток и латинский Запад информацию черпали из разных источников и читали разные книги, в результате все более отдаляясь друг от друга в разные стороны. Окончательное же разделение между Востоком и Западом наступило с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году. 12 апреля крестоносцы Четвертого Крестового похода по пути в Иерусалим совершили, по словам сера Стивена Рансимана, «величайшее преступление в истории», разграбив Константинополь. Поджигая, мародерствуя и насилуя во имя Христа, крестоносцы разрушили город и увезли награбленное в Венецию, Париж, Турин и другие западные города. «От сотворения мира никто не видывал и не завоевывал таких сокровищ»,- воскликнул крестоносец Робер де Клари.

Согласитесь,что этот факт отразился на разной ментальности этих двух народов, хотя они и говорят почти на одном сербско-хорватском языке.

По данным историка д-ра

У каждой этнической группы свой гаплотип, у каждой подгруппы и у каждой семьи также свой гаплотип. Славянские черты лица, руский язык, цвет волос, вероисповедание – это вторичные признаки, они относительно недавние и за сотни и тысячи лет смешивания генов могли быть смазаны. В отличие от вторичных признаков,гаплотип неистребим, он не меняется десятками тысяч лет, за исключением естественных мутаций. Но эти мутации не имеют ничего общего с генами. Мутации в генах не приводят ни к чему хорошему (выкидыши, болезни, ранняя смерть).

Мутации гаплотипа – это отметки, насечки, которые показывают, как далеко потомок ушел от общего предка. Такие естественные мутации происходят раз в несколько тысяч лет. Гаплотип – это метка рода . Надо еще заметить, что у каждого мужчины в Y хромосоме ДНК имеются определенные участки, которые всегда идентичны у отца с сыном, с внуком, и далее вглубь по потомству. Далее мы ознакомимся с этой таблицей. Здесь приводятся результаты генетического исследования балканских и рядом живущих народов (венгров) .Мы видим наличие различных генетических линий у славян.
R1a — это так называемый «арийский» ген, а I2 — «динарский» ген -(ген I2a) загадочен тем, что его связали с иллирийцами. Очевидно, что славяне в генетическом плане имеют смысл только как сочетание трёх линий — двух «арийских» и одного «динарского». И сербы с хорватами на генетическом уровне очень близки и имеют гораздо больше различий с русскими и украинцами,чем между собой.

Перейдем к типичным представителям сербов визуально(кликабельно для увеличения)








черногорцев











Анте Старевич был сторонником единства южных славян, однако считал, что единым наименованием единого народа должно быть слово «хорват», а не «ненародное» слово «серб»

это как раз те места на севере и западе Балкан. Помимо чисто религиозных различий и их предпосылок,описанных выше, имелись и социальные проблемы между этими народами. Хорватские феодалы, помещики, когда-то получившие от своих властителей грамоты на владение землей, считали своими те территории, на которых поселились свободные сербские земледельцы.

Сначала возникшие на этой почве конфликты не носили межнационального характера. Но когда на хорватской политической сцене во второй половине XIX века появился идеолог независимости Хорватии Анте Старевич, который считал сербов не только людьми второго сорта, но и называл их рабами.

Современные сербские ученые считают этот период началом геноцидной идеологии, прогрессирующей вплоть до наших дней. Так в самосознание хорватов были заложены элементы агрессивности по отношению к сербам.

Ну а во времена второй мировой войны и известного исторического факта о присоединении большей части хорват к войскам вермахта и жесточайшим движением хорватских усташей, различия и взаимная вражда еще более усилилась. Не помогло и более 60-ти десятилетнее нахождение сербов и хорват в единой Югославии и события 1991 года, унесшие на территории Хорватии около 30 тыс. человеческих жизней и около 500 тыс. беженцев и переселенцев, тому наглядное подтверждение.

В итоге можно с более -менее большой вероятностью сказать, что не смотря на единую генетику и общий язык (основная разница в написании,так как у хорват -латиница) и даже похожие внешние признаки, у сербов-черногорцев и хорват, на данный момент, мало шансов подружится в рамках единой европы или даже шенгенской зоны в ближайшем будущем.

    Сообщения

  • Два народа, которые говорят практически на одном и том же языке и раньше бок о бок жили в одной стране, фактически ненавидят друг друга.

    Сербский и хорватский язык – по сути, диалекты одного и того же языка – сербохорватского, как он назывался в уже несуществующей Югославии. В написании язык отличается тем, что хорваты используют исключительно латинские буквы, а сербы также используют кириллицу. В произношении отличается сербская «экавица» от хорватской «иекавицы», то есть в одни и те же словах сербы произносят коротко «э», а хорваты тянут «ие». Еще имеются различия в плане словообразования: сербы предпочитают заимствованные слова из иностранных языков: «футбол», а хорваты стараются выдумать свое со славянскими корнями: «ногомет».

    Тем не менее, сербы, хорваты, а также боснийцы и черногорцы прекрасно понимают друг друга, даже говоря на разных диалектах. Для сравнения – серб или хорват поймет словенца или болгарина, если те будут использовать родной язык, только на 60-70%. Различий между сербским и хорватским языками намного меньше, чем между русским и украинским или белорусским.

    Однако отношения между двумя государствами более, чем сложные. Хорватия до сих пор не может забыть нападение Югославии в 1991 году и осаду Дубровника. Иск против Сербии по этому поводу был подан Хорватией в международный суд еще в 1999 году. Теперь уже и Сербия обвиняет хорватов в геноциде против сербов. Надо отметить, что в Сербии до сих пор проживает немалочисленное хорватское меньшинство, а вот в Хорватии ряды сербов значительно оскудели после нескольких хорватских операций по изгнанию сербов с территории Хорватии, а, впоследствии, открытой неприязни хорватов, относившихся к сербам, как к людям «второго сорта».

    Сербы откровенно не любят хорватов, во-первых, из-за сербского принципа не любить никого, кто воевал против Сербии, во-вторых, они все еще припоминают Хорватии сотрудничество с нацистской Германией, а, в-третьих, из-за разных верований. В Югославии, состоявшей из шести республик, религиозные различия практически забывались из-за социалистического настроя, но именно противоречия в религии послужили распаду некогда процветавшей страны. Боснийское мусульманство, хорватское католичество и сербское православие не смогли сочетаться на территории одной страны, а, напротив, породили различные конфликты и войны. http://nvl22.ru/publ/pochemu_serby_i_khorvaty_nenavidjat_drug_druga/38-1-0-77

    На дюковском штормфронте общаюсь с теми и другими,в переписках узнаю что нелюбят друг друга.Но сразу все происнилось когда вспыхнула Украина,хорваты стали склонятся к «правому сектору» и только сербы не верят,что этот сектор «правый» и с таким событием они сталкивались.Полностью поддержали меня,там в российском разделе модер русофоб аля Людота Коган.Все оттуда ушли,только он и «мороз» из наших,русофобы.

    Хорваты более светлые,потому,что австряки их защищали,в одной империи были и смешивались с ними.Сербы наоборот многие темные,300 лет под турками были.Если бы не Российская империя,их бы вообще не было сегодня.Но они свои и я их уважаю.

    Сербы откровенно не любят хорватов, во-первых, из-за сербского принципа не любить никого, кто воевал против Сербии, во-вторых, они все еще припоминают Хорватии сотрудничество с нацистской Германией, а, в-третьих, из-за разных верований. В Югославии, состоявшей из шести республик, религиозные различия практически забывались из-за социалистического настроя, но именно противоречия в религии послужили распаду некогда процветавшей страны. [B]Боснийское мусульманство, хорватское католичество и сербское православие не смогли сочетаться на территории одной страны, а, напротив, породили различные конфликты и войны.

    Собственно, как я тоже для себя не так давно открыл, это аксиома и очевидность для тех, кто занимается политологией чуть повыше дилетанского уровня.
    Там четко обозначено следующее понимание построения ЛЮБОЙ цивилизации:
    - основа — ВСЕГДА культ (вера-концепция — назови как хош);
    — на ней строится философия . нам запудрили мозги, что это отвлеченное понятие, что философия может существовать отдельно. Но по жизни — это не так. Философия ВСЕГДА производная от культового базиса.
    — 3-й этаж — свободные науки и искусство — которые тоже обязательно опираться на нижние этажи (если их даже и не видно);
    — 4-й этаж — на базисе 3-го этажа строится в обществе культура хозяйственная, культура производства
    — из культуры производства — а не от фонаря проистекает политика (система взаимодействия в обществе)
    — и уже как производная от культуры политической, то бишь порядка взаимодействия в обществе) формируется культура бытовая

    Это непреложный закон развития любого общества. Чего далеко ходить на Балканы — посмотрим поближе на ту же Украину. Ведь бендеры и восточные украинцы — это та же песня что и сербы-хорваты… И разница всё та же — одни католики, а другие православные…
    В итоге — если называть вещи своими именами — это два разных, причем враждебных (также как и сербы-хорваты), народа.

    И наконец вот это:

    Хорваты более светлые,потому,что австряки их защищали,в одной империи были и смешивались с ними.Сербы наоборот многие темные,300 лет под турками были.Если бы не Российская империя,их бы вообще не было сегодня.Но они [B]свои и я их уважаю.

    Вот опять же реакция, причем подсознательная, русского человека к сербам — «СВОИ». Вот положа руку на сердце, обретя мужество не лицемерно признать вещи своими именами — это чем же сербы «свои», а хорваты, такие же славяне «не свои»??

    Повторюсь — это не мое мнение — я его сам узнал из многих разнонаправленных источников (и русских, и европейских и еврейских, и современных и вековой давности) что основа мировоззрения и идентификации и своей принадлежности и других (типо свой-чужой) — это культ.

    Я это к чему говорю, что это всё безответсвенная утопия не решать вопросы единства или хотябы взаимоувадения культов, и говорить: вто гром грянет всё равно «в одних окопах окажемся». Ведь вот же история и хорваты-сербы. и бендеры-украинцы показывает — что более вероятно оказаться в разных окопах…

    Поэтому это не шутки. И нужно натаскаться во взаимоуважении прямо таки на подсознательном уровне ИМЕННО «пока гром не грянул.
    Печальный пример и опыт истории хорваты-сербы бендеры-украинцы должен домокловым мечем висеть над каждым серьезным вменяемым националистом, особенно в момент когда рот хочется открыть для очередного плевка в сторону русского приверженца иного культа.

    В Югославии, состоявшей из шести республик, религиозные различия практически забывались из-за социалистического настроя, но именно противоречия в религии послужили распаду некогда процветавшей страны